GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Нравственное воспитание (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Нравственное воспитание (Социология)



НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
Мораль, как регулятор поведения личности.
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в
развитии личности.
3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности
личности.
4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной
деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.



1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
Мораль как регулятор поведения личности.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или
иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества,
подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в
каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств,
функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах
его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с
другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и
т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы
и различные постановления государственных органов, производственно
-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и
инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец,
нравственность.
Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей
различные правовые нормы, законы, административные правила и указания
служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и
административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их
нарушение личность несет юридическую или административную
ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал
на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси
правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже
специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции,
комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных
постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие
санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.
Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые
относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и
практически их соблюдение зависит от самой личности.
Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и
незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу
общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец,
общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают
еже более серьезный характер.
Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на
него может быть наложено административное взыскание (предупреждение,
выговор и т.д.). Но если то же человек опоздал на встречу со своим
знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не
бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское
замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не
на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности,
на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В
этике – философской науке о морали - существуют две основные
нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований,
их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же
моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как
нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества,
совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее
моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер
нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского
тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них
человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль
гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный
характер, содействует действительному прогрессивному развитию и
совершенствованию личности.
Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой
общественного мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи,
привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно
заметили, что нравственность личности не может основываться только на
ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда
соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных
способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет
большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее
положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в
конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в
качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно,
какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение
его содержательности и педагогической действительности. Многие
общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что
нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на
формирование положительных качеств личности, но и является главной
задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в
развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в
развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике
с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем,
что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности
добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что
писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он
приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва
добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться
последней». Там же цитировал народное изречение: « кто успевает в
науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся
швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное
воспитание он считал главной задачей детского воспитательного
учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер
и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на
первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в
соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в
понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности,
дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал:
«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове:
нравственность».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех
наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как
жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко
характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности
К.Д.Ушинский. в статье «о нравственном элементе в воспитании » он писал
:
Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много прнесет
пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или
зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным
чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков
посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он
останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие
учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние
нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более
важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…
Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в
развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта
проблема в системе современного воспитания.
3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности
личности. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в
виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется
термин мораль.
Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно
понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые
предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и
привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные
трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или
нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм,
правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как
неуклонное соблюдение.
Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к
поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных
отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности
личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении
и контактах с другими людьми.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их
сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы
по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать
в себя формирование следующих моральных отношений:
А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив
мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на
международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к
справедливости, демократии и свободе народов;
Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность
родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность
ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо;
соблюдение дисциплины труда;
Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о
сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана
природы;
Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность,
взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство
собственного достоинства, принципиальность.
Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд
норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые
составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не
только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на
его исключительно большую многогранность.
Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только
в его содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно
считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая
сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый
взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в
своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет
их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь
показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая
добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная
благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений
обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро
меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что
раньше хвалил.
В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств,
демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама
личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные
нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или
принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости,
благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в
виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать;
нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то,
чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз
самого закона».
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила
и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения,
как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в
своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с
послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и
требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и
правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив
личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые
общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения
и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал
«поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в
отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его
нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя
в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля
выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов
и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет
глубинную сущность нравственного воспитания.
В этом смысле нравственность личности органически связана с ее
моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего
поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда
допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в
своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного
развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих
личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние –
пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа
– в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из
нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть
человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые
достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы
самобичевания или самоосуждения». Все это показывает, что нравственное
развитие личности невозможно без формирования ее моральной
сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к
моральному благородству.
Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы
ее внешние и внутренние психологические механизмы?
4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной
деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что
должно быть направлено на формирование у личности нравственных
отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к
людям и самой себе. Но моральное отношения не возникают и не существуют
сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и
обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы
формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в
соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и
воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений,
необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности:
общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по
сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими
людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности
(при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается
понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется
чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и
укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные
нравственные отношения. Без хорошо организованной практической
деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя
эффективно формировать нравственные отношения.
Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной
части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные
отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся
привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся
условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс
нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы
вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества
школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств,
как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура
межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к
материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм,
сознательная дисциплина и культура поведения.




Реферат на тему: О социологии

Социология
Оглавление
Социология как наука
Функции социологического знания
Функции социологии
Общая характеристика предметной области социологии.
Специфика социологического объяснения.
Система социологического знания.
Социальное действие и социальное взаимодействие
Признаки социального действия
Социальное действие.
Теории социального взаимодействия
Концепция социального обмена
Концепция символического интеракционизма
Концепция управления впечатлениями
Культура
1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.
1. Функционализм
2. Символизм
3. Адаптивно-деятельностный подход
2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.
1. Язык
2. Ценности
3. Нормы
3. Функции культуры
4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
5. Процессы изменений в культуре
Социальная коммуникация
1. Основные определения и модели процесса коммуникации
2. Виды социальной коммуникации
3. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой
коммуникации.
Социальный стереотип
Общественное мнение
Информационные барьеры
4. Слухи как пример неформальной коммуникации
Малая социальная группа
1. Характеристики малой группы
2. Виды и функции малых групп
3. Групповая динамика
4. Изучение малых групп
1. Эксперимент
2. Метод социометрии (Я. Морено)
Социальная структура
1. Социальные общности
2. Социальная мобильность
Социальные институты в социальной структуре общества. Институт семьи.
1. Понятие института и институционализация
2. Признаки социальных институтов.
3. Функции социальных институтов.
4. Типы семейных структур.
5. Трансформации социальных институтов. Альтернативные семейные структуры и
идеологии.
6. Социальный контроль
Анализ документов в социологии
Социальная организация
1. Организация как социальная система
2. Социальные свойства организаций. Их признаки.
Опрос - как метод исследования в социологии
Личность и общество
1. Статусно-ролевая концепция личности
2. Социализация
Социальный конфликт
Метод наблюдения в социологии
Экзаменационные вопросы по курсу "Социология"

Социология как наука
Функции социологического знания
Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть
позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить
изучение общества изучению природы.
Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за
короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его
изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились
понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.
Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность,
отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным
законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании
общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть
найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития
общества.
Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей,
развивавшихся в течение столетий:
идея общества
идея естественного закона
идея прогресса
идея метода (познавательный инструмент)
Термин функция в социологии подразумевает:
назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности
зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются
зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в
целом.
Функции социологии:
Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного
знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений,
идеологии и представляет знание специализированное, объективное,
доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и
специальных методов установления фактов и передаваемое посредством
образования.
Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая,
прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование
социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во
взаимном приспособлении индивида и соц. среды.
Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-
гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека,
т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.
Общая характеристика предметной области социологии.
Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней
реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).
Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.
Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта,
которые изучаются данной наукой.
Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут
быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на
этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций.
Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача
социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал
основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание
социологических действий людей.
Социология - область научного знания, связанная с изучением соц.
взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц.
общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).
Специфика социологического объяснения.
Она связана с определенным подходом к объяснению человеческих (социальных)
действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к
объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и
различным положением в социальной структуре.
Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами поведения,
языком, идентификацией.
Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью.
Местоположение действующих в соц. структуре связано с формальными и
неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например, директор
и секретарша). Т.о., с точки зрения социологии, люди действуют таким
образом потому, что принадлежат к определенной культуре и потому, что
обладаю определенными ресурсами для этого. Социологические объяснения
связывают действия индивидов с развитием общества в целом.
Система социологического знания.
Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов,
взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.
Основные признаки соц. систем:
качественная определенность
выделенность относительно среды существования
гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества
составных частей в целом.
наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и
целого.
Система социологического знания в качестве элементов включает:
социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате
описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов
служат такие элементы социологического знания как:
общие и специальные социологические теории (например теория стратификации,
теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о
возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти
теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических
направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического
интеракционизма...
отраслевые социологические теории, например экономическая социология,
социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных
сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических
исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.
методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и
первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения,
анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от
спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей
можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного
интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод
анализа данных.
Социальное действие и социальное взаимодействие
Признаки социального действия
Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим
признаком социального действия является субъективный смысл - личностное
осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная
ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением
следующих признаков:
нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую
независимость от окружающей среды)
наличие знаковых механизмов регуляции
В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как
система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением
актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др.
индивидов. Анализ действия как системы: рассматривается как открытая
система (т.е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой
связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих
выполнение ряда функций.
|Функции |Подсистемы |
|адаптивная |биологический организм |
|личностная |усвоение ценностей и норм |
|социальная |совокупность соц. ролей (образцов поведения)|
|культурная |усвоенные цели и идеалы |


Социальное действие.
Вы читаете этот текст, текст главы учебного пособия. Как вид активности
чтение связано с определенными затратами энергии, нормальным
функционированием головного мозга, определенными мыслительными операциями,
позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. Однако
эти психофизические процессы не являются предметной областью социологии,
хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий
тест, может быть рассмотрен социологически?
Прежде всего, внимание должно привлечь побуждение человека к определенной
активности, то, что выступает непосредственной побудительной причиной
действия, его мотивом. Тут можно предположить связь с желанием или
обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство. В любом случае
стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему
побуждений и план определенных действий вместе с образом желаемого
результата, целью. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства.
Причем если речь идет о любознательности как таковой, то результатом будет
само получение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая
и чтение, выступает как средство.
Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантов
поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, "любопытствовать" или
послушать музыку... Результаты выбора определены были оценкой ситуации:
насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это
потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообще
не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или
иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целенаправленную
активность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источника
информации - как объект приложения ваших усилий.
Таким образом, чтение книги связано с решением неких жизненных проблем и
сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих, то
есть соответствует основным признакам социального действия. Социальное
действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших
глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее
место, достать книгу и т. п.).
Однако читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с кем-
то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе
связанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферу
действия социального института образования, а значит, ваша активность
организована и ограничена определенными нормами. Чтение связано с процессом
познания, в котором вы реализуете определенные способы мышления,
демонстрируете способность работы с различными знаковыми системами как
элементами культуры. Кроме того, сама включенность в процессы обучения и
познания свидетельствует, что вы разделяете определенный набор существующих
в обществе ценностей.
Таким образом, ваше действие чтение, возможно лишь в рамках общества с
определенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой
стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что
существует достаточно длительная традиция исследований социального действия
в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описание
становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь
общества.
Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что
социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении
других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие
социального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно
охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг
на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое
предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов
является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего
развития.
Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, -
в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической
борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем,
обращается к созданию теоретической модели этого поведения. Создание такой
модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его
структуры, функций и динамики.
Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект
действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто
действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено
действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия: во-первых,
связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их
операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные
связи между субъектом и объектом действия. Цель - идеальный образ процесса
и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальному
моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека
как субъекта действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих
средств и организацию усилий для достижения результата. В самом широком
значении средство - это предмет, рассмотренный с точки зрения способности
служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый
результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе
действия - синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом
условием результативности выступает соответствие цели потребностям
субъекта, средств - цели и характеру объекта. В динамическом аспекте
действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта
на основе возрастания потребностей.
Механизм реализации действия помогает описать так называемая "всеобщая
функциональная формула действия": потребности - их отражение в
(коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия - их
операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами
активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности
субъектов и побуждающий новые потребности.
Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальном
действии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий и
таким образом уже выступает теоретическим инструментом социологического
исследования. Однако для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем,
необходимо дальнейшее членение элементов этой модели. И прежде всего в
более детальных характеристиках нуждается субъект действия.
Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный.
Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например,
партии). Индивидуальный субъект существует внутри общностей, он может
отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.
Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности -
особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования,
объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее
источником активности субъекта. Существуют различные классификации
потребностей. Общими чертами всех классификаций выступают утверждение
многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их
удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в
пищи и укрытии - это относится к физиологическим потребностям. Но столь же
необходимы ему признание и самоутверждение - это является уже потребностями
социальными.
К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный
жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный
жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных
преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости
своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и
измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, например,
здоровье человека или сплоченность группы.
Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта,
определяет его уровень притязаний, т.е. сложность задачи и результат, на
который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта
относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными
ориентациями. Ценностные ориентации - это способ различения социальных
явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным
отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные
ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.
Для описания источников социального объекта используется также понятие
интереса. В узком значении интерес подразумевает избирательное,
эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо,
интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает
состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения.
Т.е. интерес может быть охарактеризован как отношение субъекта к
необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей.
Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или
меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и
действие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своему реальному положению.
Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и
коллективным субъектам.
Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации
действия, т.е. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к
действию. Мотив - осознанное побуждение к действию, возникающее при
осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от
внешних побуждений - стимулов. Стимулы - дополнительные звенья между
потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных
действий.
Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых
факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов
позволяет говорить о различных типах мотивации.
Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением
трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации в
зависимости от уровня потребностей.
1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом
индивида. Сюда входят, прежде всего, мотивы обеспечения жизненных
благ. Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то
прослеживается его ориентация, прежде всего на материальное
вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального
стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания. Они
фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для
человека в этом случае важно содержание его профессиональной
деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с
материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе
относят мотивы престижа. Они выражают стремление человека знать
достойное, по его мнению, положение в обществе.
2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных
индивидом социальных норм. Этой группе также соответствует широкий
спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до
групповой солидарности или "чести мундира".
3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного
цикла. Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной
социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.
Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а
множество мотивов. Даже в частном примере, с которого начата глава, можно
предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию
получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только
к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает
положительное отношение к действию.
Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является
доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения,
например, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и
прямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система
мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и
внутри одного их вида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимости
от года обучения.
Таким образом, важнейшие характеристики мотивации действий - это
множественность и иерархичность мотивов, а также их определенная сила и
устойчивость.
В исследовании мотивации используются различные методы: опросы,
эксперименты, анализ статистических данных... Так, результаты лабораторных
экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных
по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик,
вы, вероятно, имеете в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее для
вас необходимость сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем
выше способность сконцентрировать на этом деле внимание, личные способности
и организаторские таланты. Если вернуться к экспериментам лабораторным, то
нужно отметить, что изменение быстроты реакции - это психологическая
характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом, все более
становится междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов людей о
мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых вопросов.
Например, вряд ли принесет пользу прямой вопрос: "Устойчивы ли ваши
профессиональные ориентации?" Больше информации можно получить, задав
вопрос: "Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?"
Однако, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.
Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целеполагания и
целеосуществления. Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное в
словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате
действия рационально, если в рамках наличной информации субъект способен к
расчету целей, средств и результатов действия и стремится к их максимальной
эффективности. Связь между объективными условиями, мотивацией и целями
устанавливаются таким образом, что из двух определенных состояний
элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии
третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также
наличие у субъекта иерархии целей, выстроенных в порядке предпочтения.
Рациональный выбор объекта, это выбор с точки зрения его доступности и
пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на основе
оценки их эффективности для достижения цели. Они инструментально подчинены
ей, но больше связаны с ситуацией.
Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легко
прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако,
свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысла
многие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство,
теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному,
цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смысла
его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели и
техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по
содержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальных
целей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.
Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ни
единственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетом
эффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей,
средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.
В результате работы самопознания, постоянного доминирования определенных
мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а также в связи
с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель может
возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план - целостный,
свернуты и потенциальный. В соответствующих ситуациях он обеспечивает
мгновенное принятие решений. Такой механизм целенаправленности обеспечивает
формирование и производство целостной, неповторимой личности.
Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный
человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него
ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к
последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целенаправленности
предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать
человека в ситуациях максимальной неопределенности, создавать стратегии
поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально
осмысливаемой ситуации.
Целенаправленность может быть определена системой норм как внешних
ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует
поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить
интеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполагание
связано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значение
системообразующего элемента действия.
Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их
взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных
условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании
целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к
миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире
и изменить его, т.е. сам овладеть миром.
Инструментом такого овладения может стать и время, если человек умело
распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всегда соотносит свои
действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на
часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает
активное отношение к нему, отказ от восприятия времени как самостоятельной
силы, принудительно разрешающей проблемы. Основное свойство времени - быть
последовательностью событий - человек использует, располагая свои действия
в некотором произвольно не нарушаемом порядке, разводя "сначала - потом" в
своих действиях и переживаниях. Используется и основная структура времени:
"прошлое - настоящее - будущее". Так, настоящее, "теперь" для субъекта не
мгновение, а период, когда выбор еще не сделан. Ориентация в прошлое,
будущее или настоящее меняет ключевое звено в этой структуре.
Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как
теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное
удаление от всех "частностей", и постепенное приближение к ним. Такая
модель будет "рабочей" в исследовании различных видов деятельности, будь то
промышленное производство или научное творчество; в решении задач
управления, касаются ли они стимулирования работников или организации
рабочего времени руководителя... Это возможно потому, что индивидуальные,
уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, которые
мы рассмотрели в этой главе. Их набор составляет своего рода формулу. В
зависимости от значений, которые принимают ее элементы, своеобразные
переменные, и может быть описано бесконечное многообразие социальных
действий.
Теории социального взаимодействия
Многообразие микросоциологических концепций (например концепции социального
взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания). В
свою очередь это частный случай действия системного принципа
множественности описания сложных систем.
|Концепция |Автор |Основная идея, характеризующая |
| | |социальное взаимодействие как: |
|1. Социального |Дж. Хоманс|Обмен материальными и |
|обмена | |нематериальными ценностями |
|2. Символический |Дж. Мид, |Диалог, в котором люди придают |
|интеракционизм |Герберт |значение окружающему миру, |
| |Блумер |стремятся истолковать действия |
| | |других людей |
|3. Управление |Эрвин |Спектакль, где люди исполняют |
|впечатлениями |Гоффман |свои "партии", создают тот или |
|(социодраматический| |иной образ. |
|подход) | | |


Концепция социального обмена
Основные идеи концепции социального обмена:
В поведении человека преобладает рациональное начало, которое
побуждает его стремиться к определенным выводам.
Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными
выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни
(схема "стимул - реакция")
Концепция символического интеракционизма
С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов,
обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное
действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется
индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.
Личностное я - человек может служить объектом для своих действий.
Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает
предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает
действовать на основе данного значения.
Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных
действий окружающих.
С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек
выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения.
Концепция управления впечатлениями
С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь -
это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и
контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль
осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Типичный пример - создание имиджа, реклама
Культура
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые
качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано
с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от
биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы
жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных
общностей.
Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей
поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни
(культура труда, политическая культура).
Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного
индивида.
1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.
1. Функционализм
(Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)
Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения
определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с
т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры -
характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем -
самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого
"нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры.
2. Символизм
(Т. Парсонс, К. Гирц)
Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения
человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)
3. Адаптивно-деятельностный подход
(Э. Маркарян)
Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических
механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и
преобразующую деятельность людей.
2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.
1. Язык
Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система.
Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают
естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек
вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения,
содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными
отношениями человека к миру.
2. Ценности
Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений.
Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность
человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему
следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).
Различают ценности:
терминальные (ценности цели)
инструментальные (ценности средства)
3. Нормы
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания,
определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:
формализованные правила (все, что официально записано)
правила морали (связаны с представлениями людей)
образцы поведения (мода)
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.
3. Функции культуры
1. Коммуникативная
Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе
межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной
деятельности. Существование такой функции дает возможность определить
культуру как особый способ наследования социальной информации.
2. Регулятивная
Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за
этими действиями.
3. Интегрирующая
Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим
условием стабильности социальных систем.
Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм
ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика
интегрального свойства соц. систем.
4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
Культурные универсалии
(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
совместный труд
спорт
образование
наличие ритуалов
системы родства
правила взаимодействия полов
язык
и т.д.
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и
человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии
конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием
супер систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем
(субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм
ставит проблему сравнимости этих форм.
Этноцентризм и релятивизм
- крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм.
Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и
норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе".
В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, "Восток"-
"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная
культура, массовая культура.
Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных
универсалий.
Элитарная культура
Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную
подготовленную аудиторию.
Народная культура
Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически
неотделимо от повседневной и практической жизни.
Массовая культура
(феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она
создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой
аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.
Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:
прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)
индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность
контактов)
прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной
деятельности и отдыха)
Субкультуры
Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с
определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает
форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические
названия.
5. Процессы изменений в культуре
1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре
стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков)
развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)
планомерное развитие
2. Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными
контактами.
заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и
насильственным (завоевание).
Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные
формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда
включены в контекст широких социальных изменений.
Социальная коммуникация
1. Основные определения и модели процесса коммуникации
Социальная коммуникация это:
передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка
определить поведение другого человека).
Модель по Г. Лассуэлу:
В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
1. Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
2. Что - сообщение
3. Как - способ передачи сообщения, канал
4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
5. Зачем - с каким эффектом, эффективность
Какие бывают эффекты:
1. поведенческий эффект
2. оценочные (аксиологические) эффекты
3. эмоциональный эффект - влияние на страсти человека
4. познавательный (когнитивный) эффект
2. Виды социальной коммуникации
По характеру аудитории
межличностная (индивидуализированная)
специализированная (групповая)
массовая
По источнику сообщения
официальная (формальная)
неформальная
По каналу передачи
вербальная
невербальная
Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса
коммуникации.
3. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой
коммуникации.
Социальный стереотип
Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий
значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с
воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою
очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить
доминирование одних социальных групп над другими.
Существование стереотипов может быть частью формирующегося "образа врага".
В этом случае они могут навязываться искусственно.
Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в
обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.
Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды
между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ
информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.
Существование стереотипов может влиять на формирование общественного
мнения.
Общественное мнение
Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий
действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие
проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и
коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и
дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в
экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и
директивной функциях.
Информационные барьеры
Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.
Возможные информационные барьеры:
технические
психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать
внимание, способностью скорописи)
знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать
слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в
определенном контексте)
ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной
ситуации)
4. Слухи как пример неформальной коммуникации
Слухи - сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются
от человека к человеку посредством устной речи.
Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по
потребностям.
слух-мечта
слух-пугало
слух-разделитель
Факторы распространения слухов
проблемная ситуация, создающая информационную потребность
неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная
неопределенность
уровень тревожности индивидов
Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные
группы.
Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)
а) индивидуальный уровень
адаптация к среде
дезинтеграция индивида
б) групповой уровень
сплочение
разобщение
в) массовый уровень
изменения общественного мнения и коллективного поведения
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически
неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению
своевременной обширной и убедительной информации.
Малая социальная группа
1. Характеристики малой группы
Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный
контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной
или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и
признанных другими людьми.
Состав группы
Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)
Структура группы
Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной
деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым
закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор
предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).
Групповые процессы
Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых
норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
2. Виды и функции малых групп
По роду деятельности
(промышленные, учебные, любительские)
По способу возникновения
формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем
более высокого уровня (3 - 20 чел)
неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий,
интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных
возможностей человека (3 - 8 чел)
По степени развития межличностных отношений
От дифференциальных групп до коллектива
По значимости индивида
группы членства (все люди в группе)
референтные группы (значимый для индивида круг общения)
Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная.
Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и
оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной
деятельности.
Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными
потребностями индивида.
3. Групповая динамика
Групповая динамика включает следующие процессы:
сплочение или разобщение групп;
процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно
складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты
делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности
групповой деятельности.
Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно
усиливает групповое давление на индивида.
Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы,
мера подчинения индивида групповому давлению.
Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в
направлении большего согласия с группой.
Противоположная сторона конформизма - негативизм.
Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера.
Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее
жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных
качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей
управления.
Управление - набор действий, включающих:
целеполагание (в т.ч. принятие решений)
координацию совместных действий
контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением
принятых решений.
Управление задает отношение субординации (упоря

Новинки рефератов ::

Реферат: Пенсионная реформа и пенсионная система (Социология)


Реферат: Стратегия развития организации (Менеджмент)


Реферат: Нефть (Химия)


Реферат: Исследование возможности извлечения редких металлов из золы-уноса ТЭЦ (MS Word 97) (Технология)


Реферат: Волоконно-оптические датчики (Технология)


Реферат: Древний Рим (История)


Реферат: Порядок подготовки органов внутренних дел к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий (Социология)


Реферат: Юверные изделия Казахов (Искусство и культура)


Реферат: Фонетика (Педагогика)


Реферат: Азот (Химия)


Реферат: Рабочая программа по специальности Система машин в лесном хозяйстве и лесной промышленности (Ботаника)


Реферат: Страхование (Хозяйственное право)


Реферат: Римское право (Государство и право)


Реферат: Решение проблемы механизации садоводства и виноградарства (Сельское хозяйство)


Реферат: Способы наглядного представления статических данных (Социология)


Реферат: Городские пути сообщения транспорта (Транспорт)


Реферат: Тропинин и девочка с яблоком (Искусство и культура)


Реферат: Быт и верования древних славян (История)


Реферат: Международно-правовая охрана прав на "Промышленную собственность" (Контрольная) (Международное частное право)


Реферат: Адам Смит (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист