GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Типология политических режимов (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Типология политических режимов (Философия)



ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ



РЕФЕРАТ

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.



Работу
выполнила

студентка 316 группы
Тарасова И.Л.



Тюмень 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ


1.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

2.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

3.НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

3.1. Тоталитаризм

3.2. Авторитаризм

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.
Типы политических режимов:
а) демократический политический режим;
б) либеральный политический режим;
в) авторитарный политический режим;
г) тоталитарный политический режим.
2.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.
Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть )
-народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации ,
основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней
решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода,
равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.;
социальное и политическое движение за народовластие. С момента
возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и
в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего
формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в
большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической
свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему
оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая
элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную
базу.
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей
власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными,
соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными”
понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных
выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если
одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а
другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и
есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными,
если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта
партия относится терпимо к другим партиям во время выборов.
Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у
власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени,
что выборы нельзя уже назвать честными.
2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство
рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для
развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы,
необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В
Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие
латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее
распространенный способ смещения президента - военный переворот, а
не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства
- лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем
избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства
должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего
генерала.
3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение
большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь
необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное.
Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства
составляют один из основных принципов демократического государства.
Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры,
режим становится недемократическим, независимо от частоты и
честности выборов и смены законно избранного правительства.
4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода
создания политических партий и других объединений для выражения
своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в
конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как
непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую,
плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в
подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь
практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например,
в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все
члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия
решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире
в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в
которых участвовало 5-6 тысяч человек.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является
плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит
в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших
стадиях процесса властвования ( в подготовке, принятии политических решений
и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии
возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены,
например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется
одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения,
который обычно готовится президентом, правительством , партией или
инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в
подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой
политического участия является представительная демократия. Её суть -
граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны
выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и
проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут
быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в
представительной демократии занимают свои посты от имени народа и
подотчетны народу во всех своих действиях.
Демократические государства различны, но все они имеют общие
объединяющие черты:
1) Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном (
от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве );
2) Правительство основано на согласии управляемых;
3) Правило большинства; признание подчиненного мень-
4) Правило меньшинства; шинства большинству при ува-

жении интересов и
мнений
меньшинства
5) Гарантии основных прав человека;
5) Свободные и честные выборы;
6) Равенство перед законом;
7) Справедливое судопроизводство;
8) Конституционное ограничение правительства;
9) Социальный, экономический, идеологический и политический
плюрализм;
10) Ценности сотрудничества и компромисса.
Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно
распространенными формами республиканского правления являются президентская
республика и парламентская республика.
Отличительным признаком президентской республики является то, что
президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой
правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это
США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е.
у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем
народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны
только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это
отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет
законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему
законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату).
При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен
властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить
любые назначения президента США ( право вето ) и, наконец, конгресс вправе
начать процесс “импичмента” , т.е. досрочного отстранения президента от
власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).

Главной отличительной чертой парламентской республики является
образование правительства на парламентской основе ( обычно парламентским
большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент
осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и
поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению;
утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые
рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством
и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за
собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение
досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских
режимов.
Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте,
т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы
образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вестминистерской
моделью”, имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии
достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок
выборов.
Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет
министров формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий ,
из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции
могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия ).

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был
предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил
концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить
режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства.
Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского
населения и где при парламентском или президентском правлении франко-
говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена
система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой
защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо
спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества
представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.
Современная демократия - это представительство интересов, а не
сословий. Все граждане в демократическом государстве , как участники
политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед
законами и равенство политических прав. Современное демократическое
государство - это государство правовое , в котором на практике осуществлено
разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод
граждан.

3. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.
Недемократические режимы делятся на два типа:
тоталитарный
авторитарный.
3.1.Тоталитаризм.
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “
TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно
под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении
руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно
господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы
она помогала реализации этой идеи.
Тоталитарными являются режимы, при которых :
1) есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой,
претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их
выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается
с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
2) партия организована не демократическим способом - она строится
вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от
масс.
3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это
идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология
режима отражается также в том, что политический лидер определяет
идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как
это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно
узнали, что нацистская Германия больше не является врагом
социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные
демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация
поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения
нацистской Германии на СССР.
4) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и
экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни,
включая образование, средства массовой информации и т.д.
5) при тоталитаризме существует террористический полицейский
контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при
тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле,
что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга Карл Фридрих
( совместный труд К.Фридриха и его молодого польского коллеги Збигнева
Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия”,1956 г.) называет
“синдромом”. Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще
недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например,
существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не
тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15
тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство,
потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было
массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась
свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало
образование и средства массовой информации.
В определении Фридриха есть одно слабое место. Может ли тоталитарная
система изменяться и эволюционировать? Фридрих и Бжезинский утверждали, что
тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они
уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский
режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен.
Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти
Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако
нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый пост тоталитаризм.
Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть
своих элементов и как бы размывается и ослабляется ( например, СССР при
Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто
тоталитарный и пост тоталитарный.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно
подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности
тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку
предполагает абсолютную власть государства , полное устранение частной
собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на
преимущественно тоталитарные формы политической организации
социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так,
например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали
доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена
социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и
военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к
тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым
репрессиям.
Фашизм - право- экстремистское политическое движение, возникшее в
обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после
первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен
в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской
империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм
претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение
коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х
годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании
и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных
особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее
реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским
движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их
для подавления революционных выступлений трудящихся масс , сохранения
существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на
международной арене.
Третья разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Как реальный
политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель:
мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская
нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде
всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в
национал- социализме - вовне, против других народов.
И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество -
самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному
хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных
ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.
Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному
качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося
мира.

3.2.Авторитаризм.
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической
системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как
бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С
тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами
характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых
государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни,
сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими
могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная
хунта, олигархическая группа и т.д.).
2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом
власть может править с помощью законов, но их она принимает по
своему усмотрению.
3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может
не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью
среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой,
чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу
и принудить граждан к повиновению.
4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции
и конкуренции. При авторитаризме возможно существование
ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь
при условии их подконтрольности властям.
5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне
политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается
главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности,
общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может
влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно
активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы
рыночного самоуправления.
6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного
органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем
назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы .
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при
котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или
группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию
личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне
совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции
главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан
возможностей предотвращения политических авантюр или произвола,
ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать
политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать
общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать
сопротивление политических противников.
Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские
режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже
исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В
Европе ( Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания)
монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят
о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду
монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными
правителями(Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление:
военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо
вообще запрещена, либо ограничена.
В современных условиях пост социалистических стран “чистый”
авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые
демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного
реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский
режим личной власти.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и
авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические
республики или государства на демократической основе. Общий недостаток
недемократических политических систем состоит в том, что они не были
подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами
зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность
произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась
традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью
монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных
кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В
современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно
ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от
государственного произвола может только демократическая форма правления.
Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности,
ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека,
демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального
и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы,
равноправия, справедливости, социального творчества.
Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического
режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша
страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации
западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой
терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада
многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры,
советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти
тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией
экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием
в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом
населения, отсутствием массовых демократических движений, способных
сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В
результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации
привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного
труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что
для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования
может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и
мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной
политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.
По мнению многих русский менталитет предполагает наличие сильной руки,
жандарма и т.п., но я с этим не согласен, ибо считаю, что те ростки
свободы, которые у нас уже есть на сегодня, должны сохраняться и
приумножаться.
Я надеюсь, что на следующих выборах в Думу, а затем и на президентских
выборах наибольший процент голосов получат силы демократического толка, и
еще несколько лет стабильного развития общества приведут нашу страну к
настоящей демократии.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993
- № 8.
2.Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит.
иссл. 1993- №5.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов.
1991.
5. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициатива.
6. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск.,
1989.




Реферат на тему: Томизм и неотомизм


Реферат
по философии

На тему:
“Томизм и неотомизм.”



Бобров Р.С.


Забудемся на минуту о нынешнем времени, перенесемся мысленно в
средневековье, а точнее, в XIII век - век когда жил Фома Аквинский, и
попытаемся раскрыть те социально-идеологические предпосылки, которые
обусловили возникновение философии, названной по его имени томизмом.
Нужды торговли требуют умения читать и писать, знания арифметики,
географии и элементов астрономии. Городская буржуазия стремится к развитию
городских муниципальных школ, которые более широко могли бы быть
использованы ею, а не только духовенством. Городское образование сыграло
позже большую роль в возникновении университетов, которые организовывались
главным образом на его основе. Несмотря на сопротивление со стороны
церковных властей, университеты и городские школы все в большей степени
становились центрами интеллектуальной жизни в Западной Европе.
Философским выражением пробуждения этой жизни и расширения научного
познания был воспринятый буржуазными слоями аристотелизм, неизвестный до
сих пор - за исключением логики - в западных странах. В философии
Аристотеля пытались отыскать в первую очередь не столько теоретические
знания, сколько практические рекомендации, которые могли быть использованы
в экономической и общественно-политической жизни. С другой стороны, эта
философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать,
что августинизм, разработкой которого они занимались, уже перестал
соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм,
опиравшийся на платоновские традиции, по своему характеру был направлен
против естественнонаучных исследований.
Поэтому нет ничего удивительного, что церковь очень активно
реагировала на распространение аристотелевской доктрины, применяя против
ученых и научных центров, где она стала распространяться, определенные
запреты и ограничения организационного характера. К примеру, уже в 1209
году провинциальный синод французских епископов в Париже накладывает запрет
на изучение трудов Аристотеля. В 1215 году появляется аналогичный запрет,
распространяющийся также на Парижский университет.
С целью ревизии и исправления некоторых зарождавшихся тогда духовных
течений, направленных против христианской ортодоксии, Григорий IХ создает
специальную папскую комиссию. Комиссия эта функционировала с апреля 1231 по
1237 год. Несмотря на семилетнюю деятельность, она не оправдала
возлагавшихся на нее надежд. История комиссии убедила римскую курию, что
светское духовенство не в состоянии справится с вышеуказанной задачей. В
этой ситуации приспособление аристотелизма к нуждам церкви было решено
доверить ученым из ордена доминиканцев. И здесь на сцену выходит Фома
Аквинский, который оказался способным приспособить аристотелизм к
потребностям теологии.
Развившееся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы
интеллектуальное движение повлекло за собой рост тенденций к отделению
науки от теологии, разума от веры. В результате длительных споров,
ведущихся между отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось
несколько точек зрения на то, как решить проблему отношения веры и разума:
1. Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали
подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или
заблуждения.
2. Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками теории
двух истин - теологической и научной.
3. Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники
разграничивали теологию и науку по их предметам и целям.
4. Точка зрения полного отрицания ценности науки.
В условиях, когда все более широко пробуждался интерес к науке и
философии, нельзя было по-прежнему поддерживать полное отрицание ценности
рационального знания, необходимо было искать другие, более тонкие способы
решения вопроса об отношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо
речь шла о выработке такого метода, который, не проповедуя полного
пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить
рациональное мышление догматам откровения, т.е. сохранить примат веры над
разумом. Эту задачу осуществляет Фома, опираясь на католическое толкование
аристотелевской концепции науки.
Католические историки философии почти повсеместно убеждены, что Фома
Аквинский автономизировал науку, превратив ее в область совершенно
независимую от теологии. Чтобы показать необоснованность этих утверждений,
вспомним аристотелевскую концепцию науки, интерпретированную Фомой
Аквинским под углом зрения теологии.
Существуют четыре понятия, являющиеся вместе с тем ступенями науки :
опыт, искусство, знание, мудрость.
Опыт (empeiria), как первая ступень науки, основан на сохранении в
памяти отдельных единичных фактов и импульсов, получаемых из материальной
действительности, которые создают “опытный” материал. Хотя опыт, или
совокупность удержанных в памяти чувственных данных, является основой
всякого знания, но он недостаточен, ибо доставляет нам сведения лишь об
единичных фактах и явлениях, что не представляет еще знания. Роль
понимаемого таким образом опыта заключается в том, что он является основой
дальнейших обобщений.
Следовательно, на нем нельзя останавливаться, необходимо подняться на
следующую, более высокую ступень познания, к tecnhй - искусству, или
умению. В него включается прежде всего всякое ремесло, всякая имитация.
Tecnhй - это результат определенных начальных обобщений, сделанных на
основе наличия и повторения некоторых явлений в сходных ситуациях.
На tecnhй основывается третий этап познания - epistemй, или подлинное
знание. Epistemй невозможно без предыдущего этапа, т.е. tecnhй, а тем самым
и без empeiria. Человек, обладающий epistemй, не только знает, почему
происходит так, а не иначе, но вместе с тем умеет передать это другим, а
следовательно способен обучать.
Высшим уровнем познания является sophia, т.e. мудрость или “первая
философия”. Она обобщает знания трех предыдущих этапов и имеет своим
предметом причины, высшие основы бытия, существования и деятельности. Она
изучает проблемы движения, материи, субстанции, целесообразности, а так же
их проявление в единичных вещах.
В толковании Фомы аристотелевская sophia как наука о первоосновах
материального бытия утрачивает свой естественный, светский характер,
подвергнувшись полной теологизации. Аквинат отрывает, изолирует ее от ее
генеалогического древа, т.е. от empeiria, tecnhй, epistemй. В его
интерпретации она превращается в “мудрость (sapientia)” саму в себе,
становится учением о “первой причине”, независимым от всякого иного знания.
Ее основной идеей является не познание действительности и управляющих ею
законов, а познание абсолютного бытия, обнаружение в нем следов Бога.
Аристотелевское понятие sophia Фома практически отождествляет с теологией.
В результате человеческое стремление к познанию оказывается перенесенным из
земной, объективной реальности в сверхъестественный, иррациональный мир.
Созерцание Бога вместо познания главных основ объективной действительности
- вот сущность толкования Фомой аристотелевского понятия науки
применительно к нуждам церкви.
Аквинат обособляет теологию от науки в гносеологическом смысле, т.е.
считает, что теология черпает свои истины не из философии, не из частных
дисциплин, а исключительно из откровения.
Но на этом Фома не мог остановиться, ибо это лишь подчеркивало
“превосходство” теологии и ее независимость от других наук, но она не
решала самой существенной для того времени задачи, стоявшей перед римской
курией, а именно необходимости подчинить теологии развивающееся научное
течение.
В соответствии с этими требованиями Фома вырабатывает следующие
теоретические принципы, до настоящего времени определяющие генеральную
линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки.
1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии
пропедевтические, служебные функции. Теология, правда, не черпает из
философии и частных дисциплин никаких положений - они содержатся в
откровении , - но использует их в целях лучшего понимания и более глубокого
разъяснения истин откровения. Использование их, по мнению Фомы, не является
свидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а напротив,
вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание опосредственным
и вторичным образом облегчает понимание известных догматов веры, приближает
к познанию “первопричины” вселенной, т.е. Бога.
2. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки -
чувственный опыт и разум. Фома утверждает, что с точки зрения способа
получение истины знания можно разделить на два вида: знания, открытые
естественным светом разума, например арифметика и геометрия, и знания,
черпающие свои основы из откровения.
3. Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки.
Следовательно, ничто не мешает тому, чтобы одними и теми же проблемами,
поскольку они доступны познанию при помощи естественного света разума,
занимались как философские науки, так и теология. Это очевидно, не
исключает того, что известные истины откровения могут быть доказаны
естественным путем. К ним относятся, в частности, истины о бессмертии
человеческой души, о существовании Бога, о сотворении мира и т.п.
Наряду с областью объектов, общих для этих двух дисциплин, существуют
определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, и потому
они относятся исключительно к сфере теологии. Учитывая опыт средневекового
спора об отношении веры и разума, Аквинат понимал, что лучше не подвергать
суду разума те истины откровения, которые противоречат правилам
человеческого мышления. К истинам, которые недоступны разуму, Фома относил
следующие догматы веры: догмат воскрешения, историю воплощения, святую
троицу, сотворение мира во времени, возможность ответить на вопрос, что
такое Бог, и т.д. Поэтому, если в данной области разум приходит к прямо
противоположным положениям, то это является достаточным доказательством
ложности последних.
4. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Фома
утверждает, что рациональные истины не могут противоречить догматам веры,
что разум должен лишь подтверждать эти догматы. Таким образом, не отрицая
ценность науки, Аквинат ограничивает ее роль интерпретацией догматов
откровения, доказательством их соответствия данным разумного знания.
Полезно, чтобы разум занимался догматами веры, но “чтобы только не возомнил
заносчиво, - пишет Фома, - что понял их или доказал” .
Таким образом можно сделать вывод о том, что Фома Аквинский вовсе не
отделил науку от теологии, а, напротив, без остатка подчинил ее теологии.
Если цели науки даны a priory, если она не может прийти к результатам,
противоречащим истинам откровения, если критерием истинного или ложного
являются догматы веры и если объект науки в конечном счете трансцендентная,
а не материальная действительность, то это в достаточной мере доказывает не
автономность науки, а ее глубокое порабощение, доказывает, что она целиком
втиснута в рамки христианской ортодоксии.
Прежде чем приступить к изложению метафизической теории бытия
Аквината, необходимо определить характер и место томизма среди основных
философских направлений. Действительно ли томизм является реализмом? Ответ
на этот вопрос может быть только один: философия Фомы Аквинского, как и его
последователей, является не реализмом, а объективным идеализмом.
Философские направления можно разделить на материализм и идеализм, в
зависимости от того, что считается первичным материя или дух. Те, кто
утверждает, что материя первична, а мышление вторично, относятся к лагерю
материалистов. Те же, кто первичным считает дух, образуют идеалистическое
направление, в пределах которого можно разграничить две разновидности:
объективный идеализм, полагающий, что окружающая нас действительность
существует независимо от нас, но является продуктом идеального начала
(например, отражением идеи у Платона или порождением абсолютного духа у
Гегеля), и субъективный, согласно которому мир, материальные тела являются
комплексом наших ощущений. Философия Фомы Аквинского говорит о том, что
первичен дух - Бог, а материя является его творением, и следовательно
относится к идеалистическому лагерю, но она так же признает, что
материальный мир не является комплексом наших ощущений, зависимым от
субъекта, а существует независимо от нас, и таким образом является
идеализмом объективного типа. Философия Аквината так же признает
существование как душ, так и целой иерархии чистых духов, или ангелов. Т.е.
мы можем утверждать, что томизм имеет спиритуалистический характер. Однако,
мне кажется, что томистскую философию можно назвать и реализмом в строго
определенном смысле, а именно как противостоящую субъективному идеализму в
его онтологической трактовке, ибо томизм признает существование
материального мира независимо от субъекта.
Фома считал, что реально существуют лишь единичные вещи, или
субстанции, состоящие из сущности (essentia) и существования (existentia).
Он полагает, что различие между сущностью и существованием не есть нечто
только мысленное, зависящее от наших актов сознания, а является чем-то
фактическим, реально существующим. Исходя из этой предпосылки Аквинат
утверждает, что вещам присуща сущность, но сущность не имплицирует их
существования. Это происходит потому, что все существующее в мире создано
Богом, а следовательно, зависит от него. В Боге же как в простом,
несоставном бытии сущность и существование тождественны. Поэтому сущность
Бога имплицирует его существование, в то время как сущность сотворенных
вещей не имплицирует их существования. Человек или животное существуют
благодаря сопричастности божественному акту творения. Следовательно,
согласно Фоме, мир материальных вещей существует не в силу собственной
природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя или
существовать не должен. В противоположность этому миру Бог - бытие
абсолютно необходимое, а следовательно, должен существовать безусловно, ибо
это заключено в его природе.
Категории материи (materia) и формы (forma) Фома заимствует из
аристотелевской метафизики. Он повторяет, что реально существуют лишь
единичные вещи, состоящие из материи и формы. что материя представляет
principium individuationis - основу индивидуализации, что материя, лишенная
формы, пассивна, недиференцированна и не может без нее существовать, что
форма является активным элементом, конструирующим единичное бытие, которое
благодаря форме приобретает способность к изменениям.
Однако форма в толковании Фомы была совокупностью общих существенных
признаков, присущих вещам определенного вида, и не существовала вне или до
них. Аквинат различал в субстанциях три рода форм, или универсалий:
1. Универсалия, содержащаяся в вещи в качестве ее сущности (universale
in re), определяемая им так же как непосредственная универсалия (universale
directum).
2. Универсалия, абстрагированная от субстанции, т.е. существующая в
человеческом уме (post rem). В этом виде реально (formaliter) она
существует только в уме, а в вещи имеет лишь свою основу. Эту универсалию
Фома называет рефлексивной (reflexivum). Поэтому форма, т.е. общее,
существует в вещи как сущность еще не абстрагированная, в уме же - как
извлеченная активным умом (intellectus agens).
3. Универсалия, независимая от вещи в божественном уме (universale
ante rem). Универсалии в уме творца - это неизменные, постоянные, вечные
формы, или основы, вещей, или, говоря иначе, образцовые экземпляры,
являющиеся моделью, целью творения из ничего единичных вещей, принадлежащих
к определенному виду.
Согласно Фоме, в процессе рационального познания ум извлекает из вещей
не что иное, как божественную идею, определяющую их объективное
существование.
Единичные вещи как самостоятельные бытия состоят из возможности
(potentia) и акта (actus). Под возможностью или потенцией понимается
возможное бытие, под актом же - бытие действительное, абсолютно
существующее. Т.е. категории возможности и акта имеют более общий характер,
чем форма и материя.
Материя как потенция уже не существует извечно, а оказывается
созданной Богом из ничего, а потому из первичной становится вторичной,
производной. Возможность присуща ей не в силу ее природы, а вложена в нее
творцом и только благодаря ему осуществляется и переходит в
действительность. А поэтому любое изменение в природе и в обществе как
переход из возможности в акт имеет свой конечный источник в творческой
божественной силе. Бог является неким перводвигателем, так как в нем ничего
не находится в состоянии возможности, а он весь - абсолютный акт.
Однако эти рассуждения соответствуют позиции августинизма, и Фома не
останавливается на них, а идет дальше: он вводит понятие естественных
причин, посредством которых Бог правит миром. Отсюда следует. что нельзя
пассивно ожидать божьего приговора, а нужно активно заниматься земными
делами в пределах тех целей, которые преследует провидение.
Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины,
доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных
возможностей. Рациональным доказательством догматов веры занимается
естественная теология. выполняющая по отношению к теологии пропедевтическую
функцию. Центральной проблемой естественной теологии являются
“доказательства” бытия Бога.
Фома утверждает, что высказывание “Бог существует”, с одной стороны
является очевидным, с другой стороны, не зная, что такое Бог, мы не можем
принять его существование за что-то очевидное. Поэтому, а так же для
усиления веры, необходимо обосновывать существование творца при помощи
того, что является более очевидным, чем он сам, а именно при помощи
результатов его творения.
Аквинат говорит, что доказать существование творца можно двумя
способами: через причину (propter quid) и через следствие (quia). Т.е. в
первом случае речь идет о доказательстве априорном (от причины к
следствию), а во втором - об апостериорном (от следствия к причине). В
соответствии с этим Фома Аквинский формулирует пять “доказательств-путей”
Бога.
1. Доказательство от движения (кинетическое), исходит из того, что
вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то
другим, ибо движение есть переход возможности в акт. То, кто актуализирует
потенцию, есть форма, некое бытие в акте. Следовательно, в понятие движения
входит то, что движется и то, что движет. Поэтому, если бы какое-то бытие,
приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было бы
совершенно чем-то другим, а это другое в свою очередь приводилось в
движение третьим и т.д. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, и
поэтому мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не
движется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма,
чистый акт, которым и является Бог.
Видно, что кинетическое доказательство основано на двух предпосылках:
1. Всякое бытие, находящееся в движении, должно быть приведено в движение
посредством другого бытия, являющееся его двигателем. 2. Цепь двигателей не
может быть бесконечной. Можно видеть, что ни одна из этих предпосылок не
является следствием законов физики или механики.
2. Доказательство от производящей причины гласит, что в материальном
мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от
первой причины. т.е. Бога. Невозможно. рассуждает Фома, чтобы нечто было
собственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше
себя, а это нелепо. А так как не существует бесконечной цепи действующих
причин, то необходимо положить некоторую первичную производящую причину, а
именно Бога.
3. Доказательство от необходимости и случайности исходит из того, что
в природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и
уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами,
эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный
характер. Невозможно представить, чтобы подобного рода вещи существовали
всегда, ибо то, что может существовать, временами реально не существует.
Как явления случайные, они требуют наличия необходимой причины,
существование которой вытекает из ее сущности. Эта причина и есть Бог.
Сейчас мы можем утверждать, что это доказательство находится в противоречии
с законом сохранения материи. Единичные вещи как конкретные формы материи
исчезаю, подвергаются трансформации, но материя при этом никуда не
исчезает.
4. Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что
в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия, добра,
красоты. Но о различных степенях совершенства можно говорить, по мнению
Фомы, лишь в сравнении с чем-то самым прекрасным, прекраснее чего не
существует, т.е. с Богом.
5. В доказательстве от божественного руководства миром говорится о
том, что в мире как разумных, так и неразумных существ, а так же в вещах и
явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Аквинат
считает, что это происходит не случайно и кто-то должен целенаправленно
руководить миром: “Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель
для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом”. Мне кажется,
что Фома сводит здесь закономерность к целесообразности, неучитывая
возможность существования объективных законов, управляющих природой.
Фома Аквинский в своих сочинениях очень часто отмечал большую роль
эмпирии и чувственного познания. Это же усиленно подчеркивают и современные
томисты, следующие философским основам своего учителя. Почти во всех трудах
Аквината часто используются понятия “опыт“, “чувственное познание”,
“sensibilia” и т.д. Фома неоднократно подчеркивает, что “всякое
естественное знание происходит из чувств“, что предметом познания является
действительность вне чувств, независимая от субъекта, или от человеческого
сознания.
Хотя Фома Аквинский оперирует теми же представлениями, что и
эмпирики, однако содержание этих представлений по существу своему
противоположно.
Рассмотрим некоторые понятия, употребляемые Фомой Аквинским: понятия
материального и формального объекта. Материальный объект - это просто
конкретное бытие, любая чувственная вещь, независимая от сознания и
наблюдаемая или воспринимаемая с помощью чувств. Объект же формальный - это
определенный элемент, какая-то сторона познаваемой вещи. Т.е. материальный
объект является более широким понятием, чем объект формальный. В процессе
познания интеллект в определенном отношении отождествляется с объектом, или
с формой, но не материальной, а духовной. Следовательно, сущность познания,
по Фоме, заключается в том, что познающий становиться познаваемым
(cognoscens fit cognitum). Это происходит потому, что ум нетелесен и не
может подвергаться воздействию чувственных вещей. Рациональное познание
всегда является общим, и потому отдельные, единичные вещи не могут быть его
объектом. “Intellectus est universalium et non singularium”, - пишет Фома.
В этой формулировке содержится очень существенное методологическое
указание, облегчающее понимание объекта томистской гносеологии. Если в
единичных вещах индивидуальным является материя, то общим должно быть нечто
нематериальное. В ходе познания субъект в известном смысле уподобляется
объекту, его духовной, идеальной форме. Отсюда мы можем сделать вывод, что
объектом познания является не материя, а некоторая нематериальная
действительность. По мнению Аквината, познание основано на способности
воспринимать от единичных вещей духовные познавательные формы и является
способностью сопричаствовать нематериальному божественному существованию. А
поэтому нематериальная действительность - это следы Бога в естественных
предметах, это их зависимость от творца.
Фома начинает анализ процесса познания с объяснения подразделения,
иерархии и функций чувственных органов. Он дихотомически подразделяет их на
внешние (senses exteriores) и внутренние чувства (senses interiores).
В иерархии пяти внешних чувств самое низкое положение занимает
осязание, потому что оно наиболее материально, т.е. более всего связано с
телом. Однако, будучи самым низким, оно выполняет основную роль, поскольку
от него зависит не только темперамент человека, но и правильное
функционирование как чувственных, так и умственных познавательных органов.
К разряду низших чувств Фома относит кроме осязания более высокий, чем оно,
вкус и более совершенное, чем последний, обоняние. Среди внешних чувств
выше всего стоят слух и зрение, которые считаются чувствами наиболее
познающими (maxime cognoscivi) и оказывающими наибольшие услуги разуму.
Внешние чувства, связывающие человека со средой, подвергаются
воздействию материальных тел, которые отпечатывают на них чувственные
образы (species sensibiles) единичных предметов.
По мнению Аквината, познание является переходом возможности в акт,
своеобразным отождествлением познающего субъекта с познаваемым объектом.
Однако познаваемая вещь - материальный объект - никогда не может быть
познана исчерпывающим образом. Отсюда следует, что познающий объект должен
отождествляться не с вещью как материальным объектом, а лишь с определенной
ее стороной, т.е. формальным объектом Другими словами, эта идентификация
носит не реальный, а чисто потенциальный характер Чтобы это могло
произойти, из единичной вещи должен попасть в чувства познающего ее
отпечаток - образ, или изображение. Именно эти образы материальных объектов
во внешних чувствах Фома Аквинский называет чувственными познавательными
формами - species sensibiles.
Фома утверждает, что всякое чувственное познание является просто
отождествлением в определенном отношении субъекта с познаваемой вещью,
которое происходит при посредстве формы.
Подобно всякому органу чувственного познания интеллект обладает
адекватным себе, т.е. приспособленным к своим возможностям, объектом
познания, которым является сущность телесных вещей, или то, что в них
общее, духовное. Из такого понимания объекта интеллектуального познания
Фома делает вывод, что интеллект не может иметь материального, телесного
характера, а должен быть нематериальным, духовным.
“Каждая вещь, - утверждает Фома, - постольку называется истинной,
поскольку приближается к сходству с Богом... Подобно тому как души и другие
вещи называются истинными по своей природе, поскольку им присуще сходство с
этой высшей природой, которая, являясь своим понятым бытием, есть сама
истина, так и то, что познается душой, есть истина, поскольку в ней
существует сходство с той божественной истиной, которую познает Бог”.
Томистская истина - это соответствие разума действительности, но не той,
которая естественно существует, а действительности, созданной Богом. Таким
образом, мы имеем здесь дело с истинной в онтологическом и логическом
смысле. Логическая истинность присуща нашим суждениям, онтологическая же -
вещам.
Таким образам, томистский критерий истины также подчинен теологическим
целям и служит доказательству зависимости человека, его несовершенства по
сравнению с творцом.
Критерий человеческого знания заключен не в познающем субъекте, не в
его практической и общественной деятельности, а во врожденных истинах, в
конечном же счете - в божественной мудрости. “Божественная истина - есть
мера всякой истины. Поскольку Бог - это первый ум и первый объект
понимания, всякая разумная истина должна измеряться его истиной.”
Рассмотрим концепцию человека в философии Фомы Аквинского. Фома
исходит из того, что человек подобно вселенной, по отношению к которой он
является как бы маленьким миром, так сказать микрокосмом, также нуждается в
своем “двигателе”. Это - человеческая душа. Она не только выполняет
функцию двигателя тела, но и является его формой, актом, который
“актуализирует человека”.
Таким образом, в свете доктрины Фомы человек представляет в качестве
психофизического бытия, соединения материи и формы.
С точки зрения томистской антропологии тело не является оковами души,
напротив, их соединение, - благо для души. Бог, создав душу и вдохнув ее в
человеческий эмбрион, как бы приспосабливает ее к тому телу, которое должно
составлять основу ее индивидуальности и бессмертия. В иерархии видов
земного бытия она является самой совершенной формой, самостоятельной,
способной существовать без материи, но она ниже чистых духов. Таким
образом, человек оказался помещенным посредине - между животным миром и
ангелами.
Традиционная тема христианской философии - защита совершенства Бога и
того, что им сотворено от существующего в мире зла. Фома определяет зло не
как позитивное явление, существующее само по себе, а как обычное небытие,
ущербность добра. Понятие зла Аквинат выводит из понятия добра, исходя из
предпосылки о том, что одна противоположность познается через другую. Под
добром он понимает “то, что все желают”. Фома Аквинский повторяет вслед за
Августином утверждение о том, что “добро является субъектом зла”. Однако,
здесь возникает вопрос: “Если в метафизическом рассуждении мы должны дойти
до первопричины, то получается, что все зло исходит от Бога, как высшего
бытия и добра?” Но такой вывод, очевидно, неприемлем для христианской
философии, и Аквинат показывает, что Бог создает зло не намеренно, а лишь
случайно. Еще два тезиса томистской теодицеи: зло необходимо для гармонии
мира; Бог является творцом зла как наказания, а не как вины.
Фома выступает в защиту свободной воли и пытается доказать, что
характерной особенностью человека является свобода. В своей практической
деятельности человеческая личность руководствуется вытекающими из
интеллекта суждениями, благодаря которым она может производить выбор. Т.е.
он провозглашает примат интеллекта над волей. Но Аквинат признает, что
иногда воля может выполнять по отношению к интеллекту функцию производящей
причины, побуждая его к познанию. Свобода воли, коренящаяся в интеллекте,
позволяет человеку поступать в соответствии с моральными добродетелями,
поскольку он обладает способностью выбирать между плохим и хорошим. Но
свобода воли существует лишь тогда, когда ее поддерживает Бог. Таким
образом творец, а не человек, вызывает стремление поступить так, а не
иначе.
Фома утверждает ,что человек - это animal sociale et politicum, и
считает, что государство необходимо в жизни общества и является бытием,
генетически более ранним, чем организующие его граждане. Жизнь в социальной
общности естественна для людей. Однако всякое сообщество выполняет
определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации
которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в
том, что бы кто-нибудь руководил обществом и вел его к цели. Таким именно
руководителем и является государство. Аквинат, сравнивая это последнее с
рулевым, а человеческое сообщество с кораблем, пишет: “Так же и корабль,
гонимый разными ветрами, плыл бы в самых различных направлениях и никогда
не пришел бы в нужный порт, если бы не направлялся волей рулевого”. При
этом сущность государства состоит в том, чтобы вести сообщество людей к
начертанной им цели - цели, соответствующей стремлениям церкви.
Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди
разнообразных схоластических течений. Лишь с XIV века томизм становится
официальной философией католической церкви. Но бурный расцвет человеческой
мысли в эпоху Ренессанса задвинул философию томизма в духовные семинарии и
в орденские школы.
Эта философия вышла из-за стен монастырей лишь в конце XIX века.
Непосредственным толчком к ее возрождению явилась изданная в 1879 г. папой
Львом XIII энциклика “Aeterni Patris”, которая рекомендовала философию Фомы
как доктрину, наиболее соответствующую потребностям общественной ситуации и
в наилучшей степени выражающей дух католицизма. Но основными причинами
возрождения томизма безусловно явились стремительное развитие капитализма,
усиление рабочих движений, развитие исторического материализма и появление
в лоне самой церкви неортодоксальных течений (например, модернизма). По
указанию Льва XIII были также сделаны переводы трудов Фомы Аквинского на
современные языки. По инициативе папы в Риме создается Академия св. Фомы, в
Лувене - Высший философский институт, который стал международным центром
неотомизма.
Неотомизм становится теологической формой современного объективного
идеализма. Объективно-идеалистической философией признается независимый от
субъекта внешний мир. Неотомизм претендует на то, что он является “третьим
путем” в философии, стоящим выше идеализма и материализма. С точки зрения
неотомизма быть объективно-реальным совсем не значит быть материальным,
объективно существовать значит нечто большее, чем существовать чувственно.
Именно реально-нематериальное бытие и является, по мнению неотомистов,
первичным. Материя же, будучи реальной, но лишенной характера субстанции
(т.е. самостоятельного бытия), охватывается нематериальным бытием.
Как то общее, что имеется в материальных и нематериальных предметах,
бытие составляет единство мира. За конкр

Новинки рефератов ::

Реферат: Педагогические взгляды Толстого (Педагогика)


Реферат: Готическое Искусство (Искусство и культура)


Реферат: Решение дифференциальных уравнений 1 порядка методом Эйлера (Компьютеры)


Реферат: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (Литература)


Реферат: Бухгалтерский учет прибылей и убытков предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Эстетика модернизма и постмодернизма (Искусство и культура)


Реферат: Шанс Атлантиде (История)


Реферат: Люблiнська унiя 1569 р. та ii наслiдки для Украiни. Брестська унiя та посилення нацiонального гнiту (История)


Реферат: Город Чита (История)


Реферат: Использование Excel (Компьютеры)


Реферат: Государство: происхождение и сущность (Политология)


Реферат: Microsoft Word 97 Новые возможности (Программирование)


Реферат: Металлургический комплекс России (Металлургия)


Реферат: Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий (Психология)


Реферат: Термическая обработка и термомеханическая обработка обсадных труб из стали 36Г2С (Металлургия)


Реферат: Система восточных единоборств как вид духовного искусства (Философия)


Реферат: Банк Англии (Банковское дело)


Реферат: Страхование как экономическая категория (Страхование)


Реферат: Кредитная система (Финансы)


Реферат: Аренда основных средств в Украине на примере предприятия (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист