GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Принципы организации дискуссионных клубов "Дебаты" в средней школе (на примере гимназии № 63 Санкт-Петербурга) (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Принципы организации дискуссионных клубов "Дебаты" в средней школе (на примере гимназии № 63 Санкт-Петербурга) (Педагогика)





Школа-гимназия № 63
Калининского района города Санкт-Петербурга

195274, Санкт-Петербург, пр. Культуры, д.11, к.4,
тел. (812) 592-74-00, 592-68-42, факс (812) 592-78-86



Санкт-Петербург
1999

Региональный эксперт международной программы "Дебаты"
Сергей Александрович Наумов
и
все сотрудники Дебат-клуба школы-гимназии № 63

приглашают Вас в мир дебатов !


Дебаты помогут Вам во многом!

В современном обществе, люди, работающие в различных областях: в бизнесе, в
политике или в науке, используют технику дебатов для принятия и обоснования
своих решений.

Вы хотите научиться:

> разбираться в актуальных проблемах современности
> критически мыслить
> смотреть на вещи с разных точек зрения
> логически выстраивать свои мысли
> задавать острые вопросы
> убеждать других
> общаться со сверстниками из других стран


Тогда, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в наш клуб !


Наши двери открыты для всех.
Мы не смотрим на Ваш рост, вес или оценки.


Главное - это Вы сами!

Наш адрес: школа-гимназия № 63, кабинет 25

Почему дебаты?
( история и современность)

Слово "дебаты" к нам пришло из Франции, и оно означало "спор по двум
противоположным точкам зрения". Люди начали спорить тогда, когда научились
не соглашаться друг с другом. В Древней Греции дебаты происходили ежедневно
и в них участвовали философы, политики и простые граждане. В средние века в
Европе в университетах был курс ораторского мастерства. Но как вид
молодёжной деятельности "Дебаты" возникли впервые в США в 1930-е годы. В
настоящее время "Дебаты" широко распространены в школах и университетах в
Западной Европе, США, Японии и Юго-Восточной Азии.
В 1993 году Институтом "Открытое общество" была основана Международная
программа "Дебаты" имени Карла Поппера, а в 1999 году Международная
Образовательная Ассоциация "Дебаты". В неё входят 26 стран. В Россию
"Дебаты" пришли в 1994 году, в них участвуют школьники из 16 городов из 6
регионов России. В Санкт-Петербурге в "Дебаты" включились 40 школ, в том
числе с 1998 и наша школа-гимназия № 63.

Целями программы "Дебаты" являются:
. способствовать становлению гражданского общества;
. способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом
обществе:
- терпимости и уважения к различным взглядам
- партнёрского общения и умения работать в команде
- способности отстаивать непопулярные идеи и сосредотачиваться на сути
проблемы
Дебаты в нашей школе используются:

. на уроке
как элемент урока, форма аттестации и тестирования учащихся
. в научно-исследовательской деятельности учащихся
для развития навыков работы с информацией
. в воспитательной работе
для развития умения работать индивидуально и в команде, лидерских качеств
Кодекс чести дебатёра

РАЗДЕЛ I

1. Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем,
признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость - это
основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.
2. Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем
простому упражнению в риторике.
Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к
пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
3. Дебаты никогда не должны способствовать использованию двойных
стандартов.
4. Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других
людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые
существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
5. Признавая важность анализа текущих проблем, что может привести к
политической дискуссии, дебаты не должны использоваться как средства
пропаганды.

РАЗДЕЛ II

1. Дебаты должны управляться некоторыми этическими нормами, касающимися
дебатёров, тренеров, судей и организаторов мероприятий, связанных с
дебатами.
2. Все стороны, упомянутые выше, должны действовать в соответствии с такими
основными принципами, как уважение к другим, искренность, честная игра и
культурный обмен идеями.

A. Нормы для дебатёра
- при обсуждении сторон дебатёры должны воздержаться от личных нападок на
своих оппонентов
- дебатёры должны спорить в дружественной манере
- язык и жесты, используемые дебатёрами, должны отражать их уважение к
другим
- дебатёры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний,
представляя поддержки и информацию. Дебатёры никогда не должны умышленно
искажать факты, примеры или мнения.
- дебатёры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться
сделать всё, чтобы не искажать их слова во время дебатов



B. Нормы для тренеров
- тренеры должны способствовать личному вкладу дебатёров и свободному
обмену идеями при подготовке к дебатам
- тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатёров и проявлять
положительную и стимулирующую ответную реакцию
- тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами
придумывать аргументы
- тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели
дебатов.
- отношения между тренерами и дебатёрами должны основываться на взаимном
доверии и уважении

C. Нормы для судей
- судьи должны быть беспристрастными, справедливыми и честными, принимая
решения
- роль судей в дебатах не "карать", а обучать
- судьи должны поощерять честную игру и способствовать положительной
обстановке во время и после дебатов
- в случае запроса, судьи должны конструктивно отреагировать на игру
дебатёров
- судьи должны дать чёткое объяснение своего решения в письменной форме
(протокол)
- дебатёры должны уважать решение судей и считать его окончательным и
бесспорным
- судьи должны принимать независимые решения и уважать решения других судей

E. Нормы для организаторов мероприятий
- организаторы мероприятий, связанных с дебатами (турниры, соревнования,
лагеря, и т.д.) должны равно обращаться со всеми участниками и обеспечить
их всей информацией, относящейся к этому мероприятию, которая будет нужна
участникам.
- жеребьёвка команд-участниц и судей должна быть случайной
- любое мероприятие должно быть организовано с уважением к возможным
культурным и религиозным различиям участников
- участники должны соблюдать правила данного мероприятия



Правила "Дебатов"
В "Дебатах", как в интеллектуально-творческой игре, участвуют две команды
из трёх человек (они называются спикерами). Команды обсуждают заданную
тему, при этом одна из них утверждает тезис, а другая его опровергает. Темы
могут быть из следующих областей: политика, экономика, культура,
образование, история, обществознание, экология, правоведение. Обсуждение
происходит в соответствии с регламентом игры:



Мастерские эксперта

Для обучения основным навыкам дебатирования, эксперт Наумов С.А. проводит
ряд мастер-классов, где Вы научитесь отдельным элементам дебатов.
Мастерская «Построение кейса»
Дебатёры знакомятся с понятием "кейс", т.е. чемодан, в котором аккуратно
разложены аргументы, учатся как его защищать и атаковать.

Мастерская «Стратегии отрицания»
Здесь дебатёры учатся находить контраргументы и выстраивать линии
отрицания.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с
последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного.

Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон»
Цель: научить дебатёров сравненивать аргументы и находить в них слабые
места.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.
Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так
и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка
их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов.

Мастерская «Перекрестные вопросы»
Цель: научить дебатёров строить цепочки вопросов.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.
Дебатёры получают тему, придумывают 1-2 аргумента в утверждение или
отрицание, затем они по очереди задают друг другу вопросы с целью принизить
значение аргумента друг друга.

Мастерская «Подготовка поддержек»
Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при
подготовке речи.
Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс.
Необходимо указать, к какому аргументы, либо вступлению, либо заключению
речи относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.

Наша история

Дебат-клубу в сентябре 1999 года исполняется ровно год. Основные этапы его
легендарной биографии.

. март 1998 г. - учителя Наумов С.А. и Васильева Л.К. знакомятся с игрой
"Дебаты"
. сентябрь 1998 г. - в школе открыт клуб "Дебаты"
. октябрь 1998 года - первая официальная игра в клубе
. ноябрь 1998 года - наши "учителя-основатели" получают звание тренера
международной программы "Дебаты"
. декабрь 1998 года - "отец-основатель" клуба Наумов Сергей Александрович
получает в Москве звание регионального эксперта - самого молодого в
России !
. 15 января 1999 года - мы даём показательную игру на весь город, на
которой присутствуют 200 дебатёров и первые лица города. ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ
УСПЕХ !
. 24 февраля 1999 года - наши дебатёры участвуют в показательной игре
перед телекамерами на всю Россию.
. 14 марта 1999 года - СЕНСАЦИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ !!! Победителем Открытого
Чемпионата города по игре "Дебаты" стала команда 11б класса нашей школы.
Наша Вторая сборная заняла призовое 7 место

. 1-4 апреля 1999 года на Региональном чемпионате в Комарово наши команды
занимают 3 и 5 место.



МЫ ГОРДИМСЯ НАШИМИ ПОБЕДАМИ !
Если Вы хотите разделить наши дальнейшие успехи,

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ



Наш Дебат-клуб



Состав участников на 1998-99 учебный год:

Суперлига - 20 чел.
Первая лига - 35 чел



Наши "звёзды"

Как много звёзд на небе, и как мало их в жизни…

В нашем Дебат-клубе "звёздами" не рождаются, звёздами становятся. Много у
нас хороших дебатёров, но самые выдающиеся - это победители крупных
турниров:

Команда бывшего 11 "б" класса - победитель Открытого чемпионата Санкт-
Петербурга 1999 года, бронзовый призёр региональных игр в Комарово

I спикер - Сован Екатерина, лучший дебатёр нашей школы прошлого года,
второе место среди лучших спикеров города, упорная, настойчивая девушка с
"железным" характером, и невероятным обаянием. Сделала карьеру дебатёра за
5 месяцев. Сейчас студентка Университета Технологии и дизайна.

II спикер - Бубнова Татьяна, 7 место среди лучших спикеров города, в
дебатах - со дня основания клуба, способная и ответственная девушка, для
которой дебаты - не просто слово. "Человек года" в нашей школе. Студентка
Государственного Университета.

III спикер - Булыгина Татьяна, 3 место среди лучших спикеров города,
дебатёр, всё пропукающий через себя, через свои чувства и переживания.
Сейчас студентка Технического Университета

Команда бывшего 9 э класса - 7 место на Открытом чемпионате, 5 место на
Региональных играх в Комарово:

I спикер - Каменная Анастасия, в дебатах за 2 месяца совершила
головокружительную карьеру от скромной тихой девушки-новичка в нашей школе
- до супердебатёра, побеждающего не только сверстников, но и студентов
Петербурга в Парламентских дебатах. Избрана "Человеком месяца"

II спикер - Давыдов Александр - мастер перекрёстных вопросов и "король
юмора" в наших дебатах. Умеет думать, что - главное для любого дебатёра.
Избран "Человеком месяца"

III спикер - Нежинский Юрий, блестящий ум, самостоятельность мышления,
великолепный стиль поведения и подкупающая манера поведения. Спикер -
универсал, играет одинаково хорошо в любой роле. "Тайное оружие" нашего
Дебат-клуба.
Темы для дебатов

В "Дебатах" темы бывают разные - смешные и серьёзные, трудные и лёгкие. В
нашем Дебат-клубе мы стараемся обсуждать прежде всего актуальные темы,
которые были бы на стыке учебных курсов и интересов дебатёров.
В 1998-99 в Суперлиге такими темами были:

Октябрь 1917 года был неизбежен
Голливуд губит отечественный кинематограф
Коммунизм противоречит природе человека
Личность играет решающую роль в истории
Граждане имеют право на ношение огнестрельного оружия
Социализм обеспечивает более совершенное общество чем капитализм
Путь реформ в России невозможен
России следует вмешаться в события на Балканах

В Первой лиге тематика игр была следующей:

Смертную казнь следует отменить
Всеобщая воинская обязанность должна быть отменена
Наказания в школе способствуют повышению качества обучения
Образование в российской школе должно быть бесплатным


Что Вас сейчас особенно интересует в современном мире?
О чём хочется поговорить или больше узнать?

Мы ждём Ваших предложений по темам для дебатов

Обсуждайте то, что вам интересно !



Руководство Дебат-клуба


Президент - региональный эксперт международной программы "Дебаты", учитель
истории школы-гимназии
№ 63 - Наумов Сергей Александрович

Школьный координатор - тренер международной программы "Дебаты", учитель
истории школы-гимназии № 63 Васильева Людмила Константиновна

Школьный эксперт - учитель истории школы-гимназии № 63 - Кукушкина Ольга
Георгиевна

Научный консультант - учитель истории школы № 81 - Михайлов Алексей
Геннадьевич (СпбГУ)
-----------------------
"Дебаты" - это технология:
- как
построить речь
- как
выступать
- как найти
нужную информацию

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]


Тренер

[pic]

Северо-западный региональный центр "Дебаты" (гимназия № 56)


Клуб "Дебаты"
школы-гимн. № 63

Суперлига
9-11 кл


Первая
лига
7-9 кл






Реферат на тему: Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

Московский психолого-социальный институт



Дипломная работа



Природа как средство эстетического воспитания в детском саду.



Исполнитель:
Студентка IV курса, психолого-
педагогического факультета
заочного отделения
Корчагина Екатерина Александровна

Научный руководитель:
Калинина Людмила Ивановна
к.п.н., доцент МПСИ



Москва 2002

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. .
. . 8.
§1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 8.
§2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . .
. . . 13.
§3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 25.
§4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 31.


Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию
детей средствами природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40.
§1. Определение уровня эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40.
§2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 47.

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62.

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65.

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики
эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к
действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
ГЛУБОКИЕ ЭСТЕТИчЕСКИЕ чУВСТВА, СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ, ПРЕКРАСНОЕ В
ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И В ИСКУССТВЕ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
чЕЛОВЕКА.
Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания
в нем чувства прекрасного...»1: в этих словах просто и ясно выражена мысль
о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между
эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а
эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его
проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что
красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или
произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все
чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана
телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный
смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет
мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая
человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального
масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и
т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и
техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы,
которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита
эстетики присущи ей изначально.
Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще
осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым
он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.
Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за
стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве
искусства».
Нескоро серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым
жилищам, улицы будут сиять чистотой, возродившиеся дворы утопать в цветах.
А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы
возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер,
призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение
перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить
зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к
искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем
воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного
творца красоты.
Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей,
окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он
тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он
открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский
писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов
различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие
эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей
действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в
частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л.
Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и
деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский,
Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались
специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими
исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г.
Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-
иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на
актуальность и необходимость составления развивающих занятий по
эстетическому воспитанию.
Поскольку данная проблема актуальна, темой данного исследования
является «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы».
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного
осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами
природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на
воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности
различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях
следует использовать сочетание передачи новой информации с ее
использованием, закреплением в практической деятельности.
Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее
эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - эстетическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования – формы работы по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами природы.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания
старших дошкольников.
2) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников.
3) Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей
старшего дошкольного возраста средствами природы.
Гипотеза исследования: если подойти к работе по формированию
эстетического вкуса дошкольников с точки зрения нетрадиционных подходов, то
процесс формирования эстетического вкуса можно сделать более естественным,
эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы
разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по
эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, то можно получить
следующие результаты:
— повысить уровень эстетического развития старших дошкольников;
— обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию
дошкольников; установить связь эстетического воспитания со всеми сторонами
воспитательного процесса;
— повысить эффективность работы воспитателей по формированию у детей
познавательного интереса к красоте окружающего мира;
— получить высокие показатели в развитии личности дошкольника в
целом.

Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью дошкольников;
-опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое
воспитание дошкольников средствами природы.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в
том, что разработана система занятий по эстетическому воспитанию,
включающая эффективные методические приемы формирования у детей старшего
дошкольного возраста эстетического вкуса, определена последовательность и
содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами
природы, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс
воспитания и дает возможность широко использовать эту разработанную систему
воспитателям детских садов.
База исследования:
Д/С компенсирующего вида № 2125, г. Москва.

Глава 1 Теоретические основы эстетического воспитания.

§1. Сущность эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В
сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой,
в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное,
трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет
наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает
приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит
сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели
изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти
изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и
пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого
"aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и
Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является
прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического
воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности,
формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих
перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах
отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола,
Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский,
В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к
определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.
Рассмотрим некоторые из них.
В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под
редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы
нашли такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое
воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать,
чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей
действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях
искусства" (16; 6).
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется
как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в
человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать
прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" (11; 451). В обоих
определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно
вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать
прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В
первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная
сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается,
что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной
задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в
искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания
школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое
воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной
личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное,
трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить
"по законам красоты" (13; 51). Автор подчеркивает ведущую роль
целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении
ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к
действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как
неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими
явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически
развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность
предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к
тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные
представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие
другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное
педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в
разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их
сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений,
поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и
прекрасного в человеческой личности (13; 42).
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание",
но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные
положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни,
оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование
эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие
способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания
обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и
задач эстетического воспитания требует особого внимания.
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди
педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и
художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко
разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим
воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию…
способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям
искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в
искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (16; 14). Из определения
видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.
Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание
часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну
сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс
целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря
которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к
искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по
возможности творить в искусстве" (26; 61). Эстетическое же воспитание
гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику
быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует
человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и
искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание,
используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в
основном не для искусства, а для его активной эстетической
жизнедеятельности.
В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой
степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и
физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко (18; 16).
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности
личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития
способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и
способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач
эстетического воспитания" (10; 29). Главное - воспитать, развить такие
качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть
успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей,
наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности
и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их
всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию
нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и
воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического
воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического
воспитания( - гармоничная личность, всесторонне развитый человек…
образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением
трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства"
(21; 142). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания,
как части всего педагогического процесса.
§2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания.
ЭСТЕТИчЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЕСТЬ чАСТЬ ПЕДАГОГИчЕСКОЙ НАУКИ,
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЖЕ ТЕОРЕТИчЕСКОЙ ОСНОВОЙ ЕГО яВЛяЕТСя ЭСТЕТИКА.
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности
воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как
воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира
по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие
творческих способностей.
Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему
прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это
формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое
воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика —
это приобщение к искусству.
Эстетическое воспитание включает:
- знание законов, по которым создаются произведения искусства;
- воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;
- развитие творческих способностей.
Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает
человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства,
украшает жизнь.
В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо
понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а
где подделка.
Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:
- рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на
чувствах, а не на содержании.
- эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием,
т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и
звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному
воспитанию детей.
- ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только
положительные примеры для подражания.
Задачи эстетического воспитания по программе:
1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать
художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но
уметь давать оценку, выражать свое мнение.
2. воспитывать эстетику поведения.
3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить,
читать стихи и т.д.
Основные средства эстетического воспитания:
Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно отобрать средства.
1. окружающая действительность, но в ней есть + и -. Больше уделять
внимания положительному настроению ребенка, развивать желание
действовать и развивать воображение.
2. природа.
3. занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.
4. эстетика быта.
Широкое понимание эстетического воспитания имеет в педагогике давнюю
традицию. Уже в первых постановлениях Советской власти о школе (1918 г.)
сказано, что эстетическое воспитание отнюдь не представляет собой
преподавания «упрощенного детского искусства», под ним разумеется
«систематичное развитие органов чувств и творческих способностей, что
расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее».
Для 30-х годов характерно противопоставление или параллельное
существование двух сторон педагогического процесса: обучения и творчества
как средств приобщения детей к художественной деятельности. В разработке
вопросов эстетического воспитания в этот период значительная роль
принадлежала Е.Флериной, Н.Сакулиной.
В 50-е годы преобладали определения, которые ограничивали предметную
сферу эстетического воспитания, представляли его только как воспитание
искусством.
К 60-м годам на основе проведенных научных исследований и обобщения
передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания
детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в
детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать
весь процесс воспитания, единство психического и физического развития
ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы
организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и,
таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных
возрастов.
В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане,
т.е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание
средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.
Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства.
Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой,
декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых
имеет свои жанры.
Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие
наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира.
Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии
прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и
комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и
умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои
чувства.
Основная эстетическая категория - это категория прекрасного. В ней
выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о
красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые
окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему
дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям
природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают
понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные.
Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети
познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к
ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку,
изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и
овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво,
уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с
произведениями народного искусства.
Старшие дети постепенно, через понимание героического, через
романтику подвига в борьбе и труде овладевают такой сложной эстетической
категорией, как возвышенное.
Старшим дошкольникам доступно понимание и некоторых сторон
трагического, которое тесно связано с прекрасным и возвышенным. Трагическое
выступает как поражение и гибель прекрасного в борьбе с противостоящими ему
силами. Эстетически положительно оцениваются именно те участники
трагического столкновения, которые несут знамя прогресса, способствуют
движению человеческого общества вперед.
Осваивают дети и категорию комического, смешного. Комическое в
действительности - это своеобразный отход от нормы, нарушение законов
красоты, единства формы и содержания. При этом осмеяние отживающего -
своеобразная форма борьбы за эстетический идеал, за прекрасное. В комизме
отражаются противоречия между старым и новым, между должным, желаемым и
реально существующим. Для выражения комизма в реальной жизни и в искусстве
используют много средств. Детям дошкольного возраста в значительной степени
доступен юмор - смешное в различным, в том числе и «безобидных» его
проявлениях.
Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего
детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь
ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о
видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства.
Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной
иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-
прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У
детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в
скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).
На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке:
вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре
отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных
музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами,
хороводами, произведениями классической и современной музыки.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей
элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети
приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках,
былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений
(реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и
т.д.).
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных
русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания
включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые
также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В
области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания
музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими,
музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных
инструментах.
В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения
наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся
рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их
содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать
жанры.
Эстетическое воспитание содержит раздел о природе. Дошкольникам
необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать
красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды,
серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.; разглядывать
узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и
сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и
окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра,
шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь
сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе
(краски, запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате
труда человека (посадка деревьев, цветов). Старшие дошкольники постепенно
должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая
постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во
время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую
песню, прочитать стихотворение, придумать как использовать природный
материал.
Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического
отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности
по законам красоты.
Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить
как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический
процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности
и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе
осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.
В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи
эстетического воспитания:
1.Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические
чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт
способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость,
радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2.Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у
них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт,
природу, общественные отношения.
3.Формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4.Развивать художественно-творческие способности детей.
Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании
творческого отношения к действительности. Развитие эстетического
восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и
художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных
систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую
точность и точность дифференцировок.
Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием
у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные
результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
Задачей всякого воспитания является формирование в личности
определенных потребностей. В нашем случае речь идет о формировании
эстетической потребности, которую мы определяем как потребность человека в
красоте и в действительности по законам красоты. Воспитателю следует
обратить внимание, во-первых, на широту эстетической потребности, т.е.
способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу
явлений действительности; во-вторых, на качество эстетической потребности,
которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала; в-третьих, на
активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую,
касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.
Перечисленные признаки можно считать критерием эстетической воспитанности
личности.
Эстетическим вкусом называется относительно устойчивое свойство
личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации
объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным
критерием для эстетической оценки.
Эстетический идеал - это конкретно - историческое представление людей
о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со
всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень
разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.
Работа эта предусматривает:
- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности
через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в
процессе труда, игры; эстетическое воспитание средствами искусства.
Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий.
Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения
явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной
системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и задач, она
определяется содержанием эстетического и художественного воспитания. Важной
стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.
Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.
Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также
оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений
детей.
Архитектурный облик городов, садов, парков, детских садов и т.д.
создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного
вкуса.
Трудовые занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои
эстетические свойства.
Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение в эстетике
быта, красоте традиций.
В научно-теоретической разработке системы эстетического воспитания,
ее практическом осуществлении необходимо учитывать возрастные
психологические особенности детей, интересы, запросы, современный уровень
художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность и
последовательность содержания.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является
среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада,
участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда:
мебель, игрушки.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием
содержания они способствуют формированию эстетического восприятия,
эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта
произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения
декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные
произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен
подлинными произведениями искусства.
Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание
эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания
ребенка.
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная
деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей
к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности,
осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.
Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и
избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное.
Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире,
искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный
опыт малыше, его побуждения, стремления, переживания.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от
многих условий: объема и качества художественной информации, форм
организации и видов деятельности, возраста ребенка.
Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных
методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств,
отношений, суждений, оценок, практических действий:
- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия,
оценки, первоначальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнения в практических действиях,
предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков
культуры поведения;
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим
действиям;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной
отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в
окружающем мире.
В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы.
Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель
создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в
увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой
формой организации жизни детей, при которой складываются определенные
взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе
эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и
в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию,
обостряют восприятие прекрасного.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить
полноценное эстетическое развитие ребенка.
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания
ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.
Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным
трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях
различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций,
стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию
детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,
что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что
эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она
захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем
здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и
взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом
опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от
этих встреч с прекрасным в слиянии с ним»2.
Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую
работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с
одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое
творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к
эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью,
восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое
мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.

§ 3. Психологические основы эстетического воспитания.
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают
развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и
активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития
происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего
общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений,
понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной
деятельности и творческих способностей.
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,
что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что
эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она
захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы
имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и
взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом
опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от
этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания
вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность
эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление,
с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать,
насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы
окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей
слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на
своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит
чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и
малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет
его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без
всякой мысли о возможном его использовании»4. Можно поэтому утверждать, что
отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер:
эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с
тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью,
сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности,
свободной и в субъекте игры и в ее объекте.
Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична
психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и
критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит
ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в
«проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь
тому прекрасному, что в нем находит»5. Эстетическая жизнь ребенка
замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от
эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме,
привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и
рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей
степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в
творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим
восприятием.
К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш
переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он
радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает
все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого,
гармоничное от дисгармоничного.
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который
обращает внимание на эстетические объекты:
«Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в
окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет
развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь.
Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас
бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к
людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических
переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все
большую сферу, что объем их все ширится.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной
художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок
одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,
искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка
правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое»,
«истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды,
добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение
ценить прекрасное и доброе в людях»6.
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие
детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем
эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно
тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.
Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного
образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному
проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение
произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием
произведения и его выразительно-изобразительными средствами.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более
сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,
рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более
глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,
доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический
слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам
музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами
придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию,
рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как
своих сверстников, так и своим собственным.
Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная
отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на
простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и
осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.
Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие
сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические
образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

Новинки рефератов ::

Реферат: Имидж делового человека и пути его формирования (Психология)


Реферат: Смысл воспитания (Педагогика)


Реферат: Бухгалтерский учет на предприятии ТД "Центролит" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Борис Годунов (История)


Реферат: Запоминающие устройства (Программирование)


Реферат: Международные транспортные операции (Международное частное право)


Реферат: Россия в формационном подходе (Социология)


Реферат: Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода (Педагогика)


Реферат: Сценарии игр (Педагогика)


Реферат: Демократия: сущность, становление и развитие (Политология)


Реферат: Диагностирование финансового состояния предприятия (Менеджмент)


Реферат: Полиплоидия (Биология)


Реферат: Основные принципы политической деятельности государя в концепции Макиавелли (Политология)


Реферат: Русская философия рубежа 19-20 в. (Философия)


Реферат: Подготовка и начало Второй Мировой войны (документы свидетельствуют) (История)


Реферат: Институт уполномоченного по правам человека в РФ (Право)


Реферат: Профилактика производственного травматизма (Трудовое право)


Реферат: Организация Web-доступа к базам данных с использованием SQL-запросов (Программирование)


Реферат: "Слово о полку Игореве", языческие и христианские мотивы (Литература)


Реферат: Картина мира, показанная в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист