GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Что есть философия (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Что есть философия (Философия)





Реферат

Что есть философия



Выполнила:



Новосибирск
1999
“Философия есть эпоха,
схваченная мыслью”. Г.Гегель.
Философия – это общая теория
мира и существования человека в нем.

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных
сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия)
и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда
находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает
тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества.
Философия как тип человеческой деятельности и познания возникла более
2,5 тысяч лет назад, почти одновременно в нескольких центрах тогдашней
культурной ойкумены – в Китае, Индии, древнем Израиле и позднее в античной
Греции. Этот период в истории человеческой цивилизации Карл Ясперс назвал
“осевым временем”, в которое зародились философские учения и некоторые из
этих учений стали впоследствии религиями.
Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть
“любовь к софии”, что часто и весьма не точно переводят как “любовь к
мудрости”. В действительности древнегреческое понятие “софия” значительно
более емкое и сложное, чем просто “мудрость”. Если бы в представлении
Платона, закрепившего в европейской терминологии слово “философия”, философ
был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно
это слово “философ”, говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на
слове мудрец. Дело в том, что Платон под софией имел в виду не
благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое
“великое и приличествующее лишь божеству” объективное качество разумно
устроенного и гармоничного мира.
Философия в своем зарождении мыслилась не как простое создание истин,
а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека,
который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю
психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.
Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой
формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу,
тождественна всей культуре того времени. Но к ХХ веку, веку не бывалой
дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науке,
у философии уже не осталось “своей земли”. Она потеряла свою былую
магическую силу. Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой
противопоставляется другая крайность, то есть позиция согласно которой
философия не только не “окончилась”, но, наоборот, почти так же, как в
античности, приобрела синтетическую функцию. Философия впервые в истории
осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую
религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала
влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем. И впервые же философия
получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только
общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической
жизни. Если мы не будем открыто признавать эту руководящую роль
философского мышления, если мы согласимся, что некогда царственное здание
философского знания по кирпичику распалось в пользу частных наук, то мы тем
самым лишимся единства нашего духовного мира, которое одно только способно
поддерживать нас в наших практических действиях.
Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в
сравнении ее с мифологическим постижением действительности. Мифология –
мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из
стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о
возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Суть мифологии
заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир.
Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и
являются фантастическим, обобщенным отражением природного и социального
бытия в сознании человека родового общества. Основные черты мифологического
мировоззрения сводятся к следующему:
1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих
коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь
окружающий мир.
2. Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой
деятельности.
3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно
оперирует образами, но не понятиями.
4. Авторитарность, т. е. обоснование происходящего через авторитет.
Философия же основывается на сознательном теоретическом, рациональном
отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании
субъектом самого себя как активного деятеля.
Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого
мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех
сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую
устойчивость во всех изменениях.
Предметом философии оказывается поиск абсолютных, вневременных норм,
идеальных стандартов таких типов. И. Кант предложил несколько основных
философских вопросов, в своей совокупности составляющих предмет
философского знания: 1) что я могу знать? 2) на что я могу надеяться? 3)
что я должен делать? 4) что такое человек? Причем четвертый вопрос Кант
считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих. Для
Канта, человек - это существо, способное к познанию, вере в Бога и
нравственному поведению. Загадка здесь в том, что эти способности исключают
друг друга, и поэтому необходимо выяснить, каким образом эти конфликтующие
способности соединяются в человеческом сознании, какова их иерархия?
Существует и другая система философских вопросов, имеющая широкое
распространение. Эти вопросы таковы. Базовый вопрос - “как соотносятся
мышление и материя?” – разделяется на два относительно самостоятельных:
“что первично – материя или сознание?” и “как соотносится познающее
мышление к миру вне нас?”. Принято считать, что эти вопросы суть выражение
на языке философии наиважнейших для человека проблем: “как соотносятся душа
и тело?”, “есть ли жизнь после смерти?”, “возможно ли совпадение целей и
результатов человеческой деятельности?”
Философия, как тип духовной деятельности существует, как уже сказано,
около трех тысячелетий. И во все времена не было недостатка в людях,
отрицавших ее общественную значимость. Обвиняли философов по разному, но
суть обвинений была неизменна: они не приносят прямой пользы обществу.
Отчасти такие обвинения следует признать справедливыми. “Потребляет”
философское знание сравнительно малый круг людей, обладающих высоким
образованием и причастных к принятию решений. Иными словами, философия
обращается к интеллектуальной и политической элите. Или, как ядовито сказал
Вольтер: “Философия – это не для сапожников”.
Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и
опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия
глобальных, стратегических решений, определяющих направленность
человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии –
исследование предельных оснований человеческой деятельности. “Предельными
основаниями” обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их
носителями, но тем не менее обуславливающие их сознание. “Предельные
основания” определяют стратегию деятельности, иначе говоря, “смысл жизни”.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания
предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли,
какую она играет в жизнедеятельности общества и личности. К числу основных
функций философии относятся: методологическая, гносеологическая,
мировоззренческая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная,
практически-деятельная. Рассмотрим подробнее методологическую и
мировоззренческую функции.
Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что
философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре
общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания, выступая как
осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы
действительности, представляет собой отражение именно этой определенной
стороны человеческого бытия. Философия же, рассматривая в самой обобщенной
форме отношение человека к миру и к самому себе, рассматривает не отдельные
сферы бытия человека как таковые, а их взаимосвязь через призму раскрытия
природы и сущности мира, природы и сущности человека и их взаимосвязи.
Поэтому основные положения философии являются общезначимыми, имеют
методологическое значение для каждой из форм общественного сознания в
процессе осознания человеком своего отношения ко всем сферам
действительности и к самому себе.
Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих
принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер
отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической
деятельности. Эти принципы заключают в себе выраженные в общей форме
представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их
бытия, об отношении человека к миру и к себе. Конечно, в различных
философских системах интерпретация этих исходных принципов различная. Тем
не менее, в этих интерпретациях просматривается стремление к уяснению
специфики именно философского осмысления действительности и места в ней
человека. Таким образом, методологическая функция философии дает для всех
форм общественного сознания, для теоретической и практической деятельности
человека исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет
общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность
познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что
отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и
сущности мира и человека, предельных оснований их бытия, осознания
человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры
мира и состояния, в котором он находится.
Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она,
вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и
возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на
формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей
и смысла жизни.
Часто, когда речь идет о мировоззрении, на первый план выдвигается его
характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, на
его место в мире и т.д. Такой подход важен, так как мировоззрение всегда
базируется на определенном мыслительном материале, на определенной системе
знаний. Однако в этом случае мировоззрение сводится только к
объективированной системе знаний, оторванной от социального субъекта.
Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на
этимологию слова – и тогда оно предстает как общий взгляд на мир.
Мировоззрение следует рассматривать не только с точки зрения его
содержания, представляющего собой результат отражения действительности в
сознании людей, но и с точки зрения взаимосвязи знания о мире и о человеке
с социальным субъектом, с основанным на этом знании его отношения к
действительности. При таком подходе на первый план выдвигается значение
знания для жизнедеятельности человека. Поэтому под мировоззрением следует
понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту
систему знаний, которая для социального субъекта приобретает значение
присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений,
определяющего характер отношения человека к миру и к себе, сознания целей и
смысла жизни, характер поступков и действий. Оно есть способ духовно-
практического освоения мира.
Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям
науки. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и
предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее
изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или
иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и
мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с
наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к
логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая
единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию
с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному
знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто
легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для
многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так
чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным
знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы
гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе
ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны?
Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом
существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое
время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых
занята исследованием своей области явлений, он определил философию как
учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее
теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями
частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания
“госпожой наук”, считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей
против ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное
для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин
по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение
многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов
титулами “королева наук” и “наука наук”.
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей
науки. Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или
казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и
нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных
наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности
всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной
и религиозной жизни. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний,
зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности
философии. В это время возникло и приобрело влияние философское
течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности
философии, ее научность, одним словом развенчивающее “королеву наук” в
“служанки”. В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это
суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не
сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки
познавательные притязания философии объявляются несостоятельными.
Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей
посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы,
будоражившие умы в течение столетий.
Ко всему прочему отличием философского знания от других является
то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие,
какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-
философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные
функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,
интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих
закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о
которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского
разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования
гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез
о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными
методами.
На основе общих принципов рационального понимания философская
мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений,
формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания.
Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики,
она создает философские “эскизы” тех или иных природных или общественных
реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При
этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых,
логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет
функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения
познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной
степенью изученности тех или иных явлений, наличием “белых пятен”
познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел
предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания.
Философия же заполняет их силой логического мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в
общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих
закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не
вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный
мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы
познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,
осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и
теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и
формируются в сфере философии.
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть
много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя
однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.
Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая
себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический
потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Бертран
Рассел по этому поводу сказал, что все точные знания принадлежат науке, все
догматы по неточным знаниям – религии, а между ними - “ничья земля”,
подвергаемая атакам со всех сторон. Это и есть философия.
Между тем вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен
однозначно. Дело в том, что в современном общественном сознании между
философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с
одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой – не
ставится и непроходимой преграды.
Также нельзя жестко разграничивать и эстетическую и моральную
ориентации философии. Они состыкуются и сосуществуют в контексте культуры.
Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для
многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,
археология, этнография. Каждая наука реализует свой специфический интерес
при изучении этого сложного феномена. Философия также изучает культуру, но
не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и
многомерное явление общественной жизни. Философия стремиться ответить на
вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом
процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют
самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной
жизни.
Термин культура весьма многозначен. В специальной и художественной
литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной
жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и
воспитанности человека, в отличие от необразованности и невоспитанности.
Для эстетики культура – это многочисленные произведения профессионального
искусства и народного творчества. Впервые этот термин был применен римским
оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное
воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть
“культура ума”, тонкий инструмент для познания мира и человека в нем
В каждой исторической эпохе существовала своя трактовка культуры.
Например, в средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным
совершенствованием человека. Культура – это богоподобие человека,
самопознание, его служение богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под
культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому
идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и
деятельный.
В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего
высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его
идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми
и народами. Зло есть то, что разрушает мировую гармонию. Напротив, Добро –
это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное
предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В
русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во
всех ее проявлениях – образ жизни и традиции, формы экономической жизни. В
культуре России очень большую роль играет духовное начало, культ добра и
справедливости. Россия находится на пересечении двух потоков мировой
истории и культуры – Востока и Запада. Именно поэтому она “обречена” на
диалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовного
обогащения благодаря такому диалогу.
Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны
культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности
культуры с позиции философии.
Термин “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”,
“уход”, “обработка”, “почитание” и т.п. В основе культуры лежит
деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта
деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и
следовательно, культура тоже многолика. Однако культура – это не только
живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также
отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший
социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу
новым культурным явлениям.
Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и
способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в
себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность);
предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между
людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура – это все,
созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это “вторая
природа”, существующая наряду с обычной природой. В свой реальности она
представляет собой комплекс достижений человечества.
С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-
первых, это материальная культура человечества – орудия труда и техника,
жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей.
Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и
методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное
сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть
и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов
(слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести
политическую культуру как единство политического сознания и политической
деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства,
каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов,
нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению С.Л.
Франка, культура – это “осадок духовной жизни человечества”.
В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая
сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На
протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было
православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило
огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном
искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и
государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль,
на другие стороны культуры.
Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее
функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая
позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в
первую очередь наука и иные формы познания – мифы, искусство, религия.
Практическая функция говорит о том, что культура служит целям
преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция
символизирует выделенность человека из остального животного мира и
возвышение над ним как существа активного и творящего.
Аксиологическая функция означает, что культура есть “вместилище”
ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека – идей,
идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие
ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и
других.
Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в
формировании человеческого в человеке – высоких потребностей и благородных
поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям
общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с
точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой
культуры.
Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие
цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. Но, хотя
эти понятия в чем-то близки, такое применение неверно. Цивилизация – это
определенная крупная эпоха в истории человечества, ступень в развитии
человека как деятеля и творца. Культура же есть содержание конкретной
исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных
ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.
В аспекте культуры также нужно сказать о взаимодействии философии и
религии. Сегодня вопросы религии, ее места в современном обществе, ее роли
в нем, ее поразительной “живучести” привлекают всеобщее внимание и
заставляют по-новому взглянуть на нашу историю. Культура и религия –
исторически обусловленные социальные явления. Можно сказать, что религия
имеет какие-то очень глубокие корни и не является “заблуждением”, с которым
легко может справиться наука. Религия тесно связана с внелогичной формой
сознания, она участвует в образовании внелогичного знания человека. Однако
религия вовсе не ограничивается познанием мира, спектр ее задач на много
шире. Поведение человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Это
знание формируется как бы в двух взаимосвязанных сферах – одной, где
решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства,
сострадание, любовь к ближнему. У гармонично развитых людей оба источника
знания – и логического, и внелогического – находятся в известном равновесии
и определяют поведение. Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в
фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное
восприятие его.
Религия, как и философия, является одной из форм общественного
сознания. Религиозное сознание представляет собой “компенсатор” социальной
слабости человека. Оно характеризуется верой в сверхъестественное и
мышлением догмами. Основным объектом отражения в религиозном сознании
является Бог как якобы Творец и Спаситель мира и человека. Отражение мира в
данной форме общественного сознания осуществляется в виде фантазий и
верований, чувств и побуждений, культовых действий.
Философское же сознание доступно, как правило, лишь наиболее
образованной части общества. Оно включает в себя не только точные знания,
но и мудрость человека как обобщение его жизненного опыта. В отличие от
точных наук, философии всегда присуще личностное отношение к явлениям
общественной жизни. Ни одна из наук не исследует сложнейшие
мировоззренческие вопросы о смысле жизни человека, о его смерти и
бессмертии, о призвании человека в обществе. Для философии же все это есть
одна из важнейших ее задач.
Кратко говоря, философия развивает у человека способность к
теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. В этом
смысле, как заметил Г. Гегель, “для добывания хлеба насущного нет средства
хуже, чем философия”. Она есть прежде всего искусство мышления, призванное
помочь человеку обрести мудрость, или “добрый разум” как важную
интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том,
чтобы, говоря словами Гераклита, “говорить истину и, прислушиваясь к голосу
природы, поступать согласно ней”. Мудрым является тот, кто не только
правильно мыслит, но и правильно поступает.
Итак, философия – это весьма древнее и многомерное явление духовной
культуры человечества. Ее специфичность и особая роль в жизни общества и
индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование
мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней. Философия
есть синтез Истины, Добра и Красоты, ядро духовной культуры человеческого
общества.

Список литературы:
1. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1998.
2. Введение в философию: Тексты лекций / Новосибирский институт
народного хозяйства; под ред. Фигуровской. – Новосибирск, 1993.
3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И.Т., Араб-
Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1989.
4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.





Реферат на тему: Что такое свобода личности и в чем смысл жизни?
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ



РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА ЛИЧНОСТИ И В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?»



Выполнил:
аспирант кафедры «ФИНАНСЫ»
очной формы обучения
Солдатенков Денис Юрьевич



МОСКВА - 2000 ГОД

ОГЛАВЛЕНИЕ

|Введение |3 |
|Часть 1. Понятие личности, ее структура и природа. |4 |
| | |
|Часть 2. Свобода личности. |14 |
| | |
|Часть 3. Смысл и цель жизни. |20 |
| | |
|Заключение |26 |
|Список использованной литературы |27 |
| | |



ВВЕДЕНИЕ



Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.

Омар Хайям


На пороге нового тысячелетия проблемы философской антропологии
становятся наиболее актуальными. В переломные периоды развития истории
наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только
отдельного индивида, но всего общества.
Актуальность разработки проблем свободы личности также обусловлена
набирающим силу в общественных науках и философии процессом «переоценки
ценностей», задачей которого является создание целостной концепции
человека, наполненной конкретным содержанием, отражающей реальную предметно-
практическую сущность и деятельность человека и как личности, и как члена
общества, концепции, соответствующей современному пониманию сущности
человека и содержащей общечеловеческие ценности.
Поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно
справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда
традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными
путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования
человека. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными –
чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» уйти от старых
шаблонов, настоять на своем и искать новые пути для лучшей
самоактуализации.
В первой главе данной работы будет рассмотрено само понятие личности,
прослежены подходы различных философов к этому понятию, история его
становления. Будут затронуты также вопросы взаимоотношений общества и
личности, а также взгляды современной психологии на структуру и природу
личности.
Вторая часть работы будет посвящена вопросам свободы личности: что
это такое, где ее границы, что значит выбор в жизни человека. Так ли все
предопределено в нашей жизни или человек – кузнец своего счастья и судьбы?
Свобода – это благо или зло для современного человека?
В третьей части работы автор рассмотрит различные подходы к
определению смысла жизни – проблемы, которая занимала человека во все
времена. Для чего нам дана жизнь? Как нам строить свое существование? К
чему стремиться? Чему посвятить жизнь: борьбе за идею, накоплению
богатства, самосовершенствованию, служению Богу?
Тематика данной работы была выбрана не только в связи с ее
актуальностью для общества в целом, но важностью данных вопросов для автора
лично. Автор признает, что в ходе исследования ему вряд ли удастся
однозначно правильно ответить на эти вопросы – для этого нужны годы и опыт,
не только знания. И тем не менее эта попытка будет сделана, поскольку
только через первоначальное познание себя можно познать мир. В наше
непростое кризисное время как никогда необходимы ориентиры, маяки в виде
ответов на вопрос о смысле нашей жизни. Также необходимы ответы на вопросы
о свободе и ее границах, о выборе и ответственности. Без четкого понимания
этих проблем невозможно строить будущее – свое и своей страны.


Часть 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРИРОДА


Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении,
месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской
мысли.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в
философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип
философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и
необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть.
Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и
таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека - это
жить в согласии с этим миром.
Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как
умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были
заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает
человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.
В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип
мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той
эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь
как одно из его многочисленных созданий.
Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к
нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в
Бога.
Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание
на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки
для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного
противопоставления ему.
В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила
человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался
антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения,
осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.
Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности.
Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия
человека.
Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила
человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и
безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени
подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а не результат
собственной деятельности.
В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно
противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.
В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма
как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир,
тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением
природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это
его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с
помощью силы знания.
В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к
пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное,
творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).
История общества рассматривалась как история становления свободы
человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории -
гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения
свободы. И.Кант заложил антропологию- учение о человеке. Гегель разделял
кантовскую антропологию, стремился к познанию целостного человека, его
духовной природы. Л.Фейербах сделал человека предметом своей философии,
создал человеческую религию.
Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей
совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные
идеи марксизма - идея социальности человека, социальной сущности человека,
понимаемой материалистически и конкретно-исторически (сущность человека -
совокупность общественных отношений).
Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична,
она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл
истории, добро и зло - все это важнейшие темы для этой философии. Главная
проблема для нее - усовершенствование человека. Русская религиозная
философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к
самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в
совести.
Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать
этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные
и нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно
ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества
человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии
человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении
гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.
В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к теме
человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных
проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной
ситуацией в мире.
В 20-30-х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как
«философия человеческого существования». Основной темой в этой философии
стала тема существования человека в отчужденном мире общественных
отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если
он не желает умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее,
только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а
творить этот мир, делая его более человечным.
Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход
оперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научных
знаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции.
Человек не только материально-социальная система, которую можно изучить и
измерить, но духовная вселенная, уникальный мир, “микрокосм” управляемый
ценностями и смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.
Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека
является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных
мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными
причинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о
сущности и природе человека, смысле его существования.
Для исследования человека как весьма сложного объекта научного
познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий
достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе
человека, смысле его существования.
Прежде всего, человек - это высшая ступень живых организмов на земле,
субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Понятие человек -
понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода,
социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и
общесоциальные черты человека.
Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется
понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные,
неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в
процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности и
взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными
качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована
лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся
динамична. Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и
обретение, преодоление рабства и обретение свободы.
Рассмотрение проблемы роли личности в истории требует сперва определить
само понятие “личность” в его социологическом аспекте и проанализировать
современные трактовки вопроса, каким образом соотносятся между собой
личность и общество.
Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств,
свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре,
более широко - в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничто
человеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто
биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку,
не исчезают в личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в
тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид,
соответственно, - это единичный человек как биосоциальное существо, особь.
Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости,
присущей данной личности.
Следовательно: а) личность - это любой человек (а не только яркий,
исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и
сознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может
быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.
Проблема “личность и общество” рассматривается в двух основных
относительно независимых, но тесно взаимосвязанных ракурсах:
а) Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная
жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с
потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать
ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно
собственной логике развития.
Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так
или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные
институты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном
счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный
институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем,
приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает
собственной логикой развития, которая несводима к логике элементарных
связей между людьми.
Выделяется как бы два “этажа” социальных процессов.
Первый - глубинный, проявляющий свою определяющую в истории человечества
роль в конечном счете. Эти глубинные процессы выходят на поверхность в
периоды кардинальных структурных изменений, реформ, революций и т.д., когда
сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения, социальные
институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных
потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной
жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе
самоограничения человека ради самого человека. Результатом таких
исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика
приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека.
Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и
практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав
человека, в жизни развитых демократий и т.д.
На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные процессы
социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость
социальных институтов, общества от личности; прежде всего бросается в глаза
тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво функционирующие
социальные связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по
своему разумению. По своей длительности, исторической протяженности эти
периоды стабильности занимают большую (подавляюще большую) часть
человеческого общества.
б) Второй ракурс проблемы “личность и общество”: как личность
взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна
проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные
связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию,
жизненный путь личности, ее взлеты и падения.
В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство, что
не получили столь же убедительного ответа проблемы автономии и
неповторимости, уникальности конкретной личности. И это стало серьезным
моментом, сдерживающим развитие как социологических, так и философских
знаний.
Главные трудности, с которыми столкнулись, например, социологи при
описании личности, связаны не только и не столько с тем, что
социологическая и другие науки долгие годы не обращала внимания на проблемы
автономии личности, ее индивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит
гораздо глубже - в рамках подхода, избранного в свое время социологией,
проблемы автономии и индивидуальности возникали как случайные,
несущественные, а может быть даже как помехи, но не как изначальные и во
многом решающие моменты.
Значительное большинство моделей личности рассматривают ее как
совокупность общественных отношений, социальных ролей; она скорее
напоминает сколок общества, его индивидуальную проекцию. Активность
личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом случае - явления
производные, вторичные, полностью определяемые средой, ее культурой и т.д.
Это активность адаптации, приспособления, заимствования, подражания.
Функции, роли личности, их типичное для данной исторической среды,
социальной группы и т.д., содержание во многом “продавливает” в духовных
структурах человека определенные типологические свойства.
Сейчас же взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде
понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности,
преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях
индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих
потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего
лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.
В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего
существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних
условий, обстоятельств своей жизни.
Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по
формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личностью из
предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности
проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий,
требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-
своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном,
благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной
личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность,
прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек-
это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и
идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в
целом.
По природе своей человек является существом активным, деятельным. В
значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он - автор
истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд,
политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования
человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не
только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и
способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они
изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все
пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности.
Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он-
вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве
своей беcпокойной духовной и физической энергии.
Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального
наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе
социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий,
прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.
Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой
деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума
человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и
потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с
другими людьми.
При философском исследовании человека существует и биосоциальная
проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку
характеризует природу человека.
Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия
социального и биологического, приобретенного и унаследованного,
«культурного» и «дикого» в человеке.
Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,
физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы
человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности
человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы
реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают
человеку саму возможность существования в мире.
Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его
способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность,
и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет
социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы
социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-
практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной
деятельности.
Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и
биологического.
Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд,
Ф.Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные
качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено
их наследственными генетическими данными.
Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую
трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью
отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его
значение.
Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше
названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать
человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального
начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров-
природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества
(способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное
происхождение.
В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под
активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и
экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.
Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его
социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек,
чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как
основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное
и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.
З.Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между
непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин
«психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между
разными аспектами личности. В представлении, согласно которому личность
является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом
конфликте, выражена суть психодинамического подхода. Понятие динамики
применительно к личности подразумевает, что поведение человека является
скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Это подчеркивает
значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения
человека.
Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и
суперэго. Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее
как некоторые процессы, чем как особые «структуры» личности. Ид означает
исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид
функционирует целиком в бессознательном. Эго - это компонент психического
аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и
удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми
внешним миром. Это помогает обеспечивать безопасность и самосохранение
организма. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он
должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми,
что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации
– посредством формирования суперэго. Это последний компонент личности,
представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов
поведения.
Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные
детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического
направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято
только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент
истории. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического
взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм
и предписаний. Он подчеркивал роль социологических, политических,
экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании
личности.
С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит
болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных,
политических, религиозных, экономических ограничений потребовала
компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму.
Пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных
трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и
автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и
общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и
иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и
связанными с другими людьми.
Многие люди избавляются от одиночества путем абсолютного подчинения
социальным нормам, регулирующим поведение. «Индивидуум прекращает быть
собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель
культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким
они хотят его видеть». Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности
прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей.
Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся
неотличимыми от своего окружения.
Однако Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не
теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Этот вид
свободы он называл «позитивной свободой». Достижение такой свободы требует
от людей спонтанной активности в жизни. В своей книге «Искусство любви»
Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью
которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления
спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с
другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или
целостности.
В качестве альтернативы психоанализу Фрейда и бихевиоризму под
руководством А.Маслоу была разработана в начале 60-х годов гуманистическая
психология личности. Она уходит корнями в экзистенциальную философию,
разработанную С.Кьеркегором, К.Ясперсом, М.Хайдеггером, Ж-П Сартром.
Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных
факторов, либо влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею
о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем
становимся. Каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей
наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Люди осознают, что они
в ответе за свою судьбу и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и
тревогу. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и
мудрым.
Очень важна у гуманистических психологов концепция становления.
Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе
становления.
С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного
существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических
потребностей. Будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать
каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом
выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать
достойную жизнь, совершает предательство. Тот, кто предал свою человеческую
сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования.
Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление
своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они
ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать
свободы и ответственности – значит быть не подлинным, вести себя
предательски и, в конце ко

Новинки рефератов ::

Реферат: Стекло (Химия)


Реферат: Учетная политика предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Влияние мяты на рост и развитие перца сладкого (Биология)


Реферат: Английское завоевание и колониальный режим в Индии (XVIII - первая половина XIX вв.) (История)


Реферат: Тальков (Музыка)


Реферат: Комплексная механизация СТФ с разработкой линии вентиляции и отопления (Ботаника)


Реферат: Анализ суицида в России (Социология)


Реферат: Арбитражный суд как гарантия реализации экономических интересов субъектов в Российской Федерации (Право)


Реферат: Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его совершенствования (Право)


Реферат: Правовые аспекты применения сети "Интернет" в России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Управление персоналом фирмы (на примере США) (Менеджмент)


Реферат: Стратификация городского населения (Социология)


Реферат: Автомобильное сцепление (Транспорт)


Реферат: Билеты по предмету Античная культура за осенний семестр 2000 года (Культурология)


Реферат: Одержимость, её место в истории (Психология)


Реферат: А.В. Суворов (История)


Реферат: Биосфера и цивилизация (Биология)


Реферат: Конспект (Право)


Реферат: Финансовый менеджмент (Финансы)


Реферат: Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист