GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Аристотель - основатель науки Логики (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Аристотель - основатель науки Логики (Философия)



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ)



Кафедра философии


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
“АРИСТОТЕЛЬ - основатель науки Логики”



Выполнил:
Студент группы 226
Родин Д.И.
Руководитель:
Кутыкова И.В.



Санкт-Петербург

2003

СОДЕРЖАНИЕ



Содержание……………………………………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………………………………..3

Краткая биография
Аристотеля…………………………................................................4

Что такое логика?..…………….………………………………………………………….6

Логика Аристотеля……………………………………………………………………….6

Логические произведения Аристотеля………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………………...14

ВВЕДЕНИЕ

В обычной повседневной жизни наше мышление, наш разум подчинены
определенным житейским правилам, все наши действия - это реакция на что-то
или кого-то, причем сама реакция определяется логическим выводом из
сложившейся ситуации. Логически мыслить присуще любому живому существу.
Самые первые желания человека: желание пищи, воды и крова обусловлены
первобытной логикой: необходимостью жить и выживать в любых условиях. Ведь
инстинкт - это тоже своеобразная логика. Логика послужила одним из толчков
к развитию человечества. Но интересно то, что если рассматривать понятие
логики с обывательской точки зрения, то в ее рамки можно вместить любой
человеческий поступок, каким бы странным он нам не казался, потому что
логика одного человека хоть в чем-то, но отличается от логики другого.
Поэтому нам часто не понятны поступки других людей, нам они кажутся
алогичными. Человек, совершивший странный с нашей точки зрения поступок
может попытаться убедить нас, он начнет приводить нам аргументы, которые
ему подсказывает его логика, но мы, скорее всего, все равно его не поймем.
Это похоже на то, как если бы мы начали объяснять вкус рыбы человеку,
который никогда ее не пробовал.

Изучению логического мышления посвящена целая отдельная наука.
Современная логика включает две относительно самостоятельные науки:
формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных
сторон, диалектическая логика и формальная логика развиваются в тесном
взаимодействии, которое четко проявляется в практике научно-теоретического
мышления, использующего в процессе познания как логический аппарат, так и
средства разработанные диалектической логикой.

Логика как наука зародилась в древней Греции. Самое раннее упоминание
логической проблематики можно найти в сочинениях Парменида Элейского,
родившегося около 540г. до н.э. и Гераклита Эфесского, жившего
приблизительно между 530 и 470 гг. до н.э. О логике в смысле науки можно
говорить лишь со времен Аристотеля (IV в. до н.э.). Логику, основанную
Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней
потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе Стагире на северо-
западном побережье Эгейского моря. Отцом Аристотеля был Никомах -
придворный медик Аминты III, царя Македонии. Аристотель рано остался без
родителей. Воспитывался он в Атарнее у Проксена, своего родственника. В
восемнадцать лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где
оставался вплоть до смерти Платона около 347 до н.э. За время пребывания в
Академии Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и
досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому,
Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. Возможно, что
именно в этот период его творчества и были созданы работы по логике.

Около 348–347 до н.э. преемником Платона в Академии стал Спевсипп, с
которым у Аристотеля были напряженный отношения, поэтому ему пришлось
покинуть Академию, хотя и после этого Аристотель продолжал считать себя
платоником. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под
покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний предоставил ему
прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде -
не то дочери, не то приемной дочери, не то племяннице Гермия, а по
некоторым сведениям - его наложнице. Через три года философ уезжает в
Митилену на остров Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу после
смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.

Гермий был союзником македонского царя Филиппа II, отца Александра, так
что, возможно, именно благодаря Гермию Аристотель в 343 или 342 до н.э.
получил приглашение занять должность наставника юного наследника престола,
которому было тогда 13 лет. Аристотель принял предложение и переехал в
столицу Македонии Пеллу. О личных отношениях двух великих людей известно
мало. Судя по сообщениям, которыми мы располагаем, Аристотель понимал
необходимость политического объединения мелких греческих полисов, но
стремление Александра к мировому господству ему не нравилось. Когда в 336
до н.э. Александр взошел на престол, Аристотель возвратился на родину, в
Стагиру, а год спустя вернулся в Афины.

За это время характер мышления Аристотеля, его идеи претерпели
некоторые изменения. Часто его идеи вступали в прямое противоречие со
взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения
самого Платона. Этот критический подход выразился в диалоге “О философии”,
а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными
названиями “Метафизика”, “Этика” и “Политика”. Чувствуя свое идейное
расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел
основать в северо-восточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью
Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и
самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу
одаренных учеников и помощников.

Аристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и
открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили
фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и
данные, собранные в дальних походах Александра. Однако глава школы уделял
все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Большая часть
из дошедших до нас философских произведений Аристотеля написана в этот
период.

В 323 до н.э. внезапно умер Александр, и по Афинам и другим городам
Греции прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля
было поставлено под угрозу из-за его дружбы с Филиппом и Александром, а
также недвусмысленно выражавшихся им политических убеждений, которые
приходили в противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств.
Под угрозой преследований Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил,
не дать афинянам совершить преступление против философии во второй раз
(первым была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где
находилось доставшееся ему от матери имение, где, после непродолжительной
болезни, умер в 322 до н.э.

Интересный факт: существует мнение, что Аристотель, у которого были
весьма сложные отношения не только с македонскими правителями, но и с
афинскими патриотами, не только отравил Александра Македонского, но и сам
себя отравил аконитом, как о том сообщает Диоген Лаэрций.[1]

ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКА?

ЛОГИКА (греч. logike), наука о способах доказательств и опровержений;
совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются
определенные способы доказательств и опровержений. Различают индуктивную и
дедуктивную логику, а в последней — классическую, интуиционистскую,
конструктивную, модальную и др. Все эти теории объединяет стремление к
каталогизации таких способов рассуждений, которые от истинных суждений-
посылок приводят к истинным суждениям-следствиям; каталогизация
осуществляется, как правило, в рамках логических исчислений. Особую роль в
ускорении научно-технического прогресса играют приложения логики в
вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике и
др.[2]

ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ

Как ни странно, название науки логики дал не Аристотель, а Александр
Афродизийский 500 лет спустя, комментируя труды философа, хотя уже при
жизни Стагирита логика практически достигла совершенства. Вплоть до
тринадцатого века влияние Аристотеля в области метафизики было утеряно, но
его авторитет в логике остался. Интересно то, что и в наши дни многие
преподаватели логики как науки часто отвергают открытия современной логики
и придерживаются со странным постоянством системы, которая устарела
примерно так же, как и Птолемеева астрономия. Хотя нельзя отвергать тот
факт, что основы логики уже долгое время остаются неизменными, и созданы
они именно Аристотелем.

Что же такое логика Аристотелю?

Аристотель воспринимает логику не как самостоятельное философское
учение, а скорее как необходимый инструмент всех наук и философии в
частности. Более позднее понятие о логике как «орудии», хотя сам Аристотель
ее так не называл, возможно, соответствует его собственным представлениям.
Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию
Аристотель делит на две части – теоретическую, которая стремится к
достижению истины, независимой от чьего-либо желания, и практическую,
занятую умом и человеческими устремлениями, которые совместными усилиями
стараются уяснить суть человеческого блага и его достигнуть. В свою очередь
теоретическая философия делится на три части: исследование изменяющегося
бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке); исследование
бытия абстрактных математических объектов (различные разделы математики);
исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).

Логика Аристотеля - это “мышление о мышлении”(

Если говорить кратко, то Аристотелевская логика изучает:

1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и
определения;

2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в
суждении;

3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от
истины известной к истине неизвестной.

Мышление - это суть логики. Согласно Аристотелю, мышление – это не
конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее
уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Понятие есть
отождествление ума с каким-то видом бытия, а суждение – выражение
соединения таких видов бытия в действительности. Наконец, к верным
заключениям науку направляют правила вывода, законы противоречия и
исключенного третьего, поскольку этим принципам подчиняется все бытие.

Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путём
анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески – «категория».
Согласно Аристотелю, все высказывания языка, так или иначе, отнесены к
бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности
(поэтому её, как правило, и отождествляют с бытием). Все остальные
категории – качества, количества, отношения, места, времени, действия,
страдания, состояния, обладания – соотносятся с бытием через категорию
сущности. Сущность по Аристотелю – это единичное, обладающее
самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые
являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими
сущностями и т. д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является
предметом строгого знания – науки.

Говоря сущность, мы подразумеваем сущность вещей, поэтому необходимо
понять, что такое существование вещи. “Если вещь действительно существует,
то необходимым образом существует и идеи вещей, так что без идеи вещь не
существует или сама вещь остается непознаваемой”(. Идея же вещи находится
внутри самой вещи. Аристотель стремится познать сущность вещей через их
родовые понятия, а поэтому в центре внимания у него находится отношение
общего к частному. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая
сущность вещи, мы, согласно Аристотелю, даём ей определение, понятие
вещи. Приведенные выше девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы
свойства вещи?» - и определяют признаки, свойства вещи, её атрибуты. О
сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама ни о чём
не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по
себе, безотносительно к другому. Аристотелю характерно убеждение в том, что
сущность первичнее отношений. Исходя из всего этого, Аристотель создаёт
первую в истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он
видит в установлении правил получения достоверных выводов из определённых
посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и
доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Формальная
логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным
средством научного доказательства.

Говоря в целом можно сказать, что бытие - это устойчивое, единое,
неделимое, целое, в которой неделимы также и первичные сущности.



ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ

К логическим произведениям Аристотеля относятся “Категории”, “Об
истолковании”, “Аналитики” первая и вторая, “Топика” и “О софистических
опровержениях”.

В «Категориях» идет речь о словах, высказываемых “без какой-либо связи”
и обозначающих самые общие характеристики бытия. Аристотель перечисляет
десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время,
положение, обладание, действие, страдание. (Данный вопрос уже
рассматривался выше, поэтому подробно на этом мы останавливаться не будем).
Они отвечают на вопросы: “что именно есть?”, “какое?”, “сколько?” и т.д. В
“Метафизике” Аристотель или сводит все категории к трем (сущность,
свойство, отношение), или же подводит четыре последние категории первого
списка под одну – движение.

Темой второго труда “Об истолковании” являются не отдельные слова, а
сложные выражения,– это не категории (“Сократ”, “человек”, “сидит”, “бежит”
и т.д.), а высказывания или суждения, составленные из них и выражающие
истину или ложь («Сократ сидит», «Человек бежит», «Сократ есть человек» и
проч.). Высказывания классифицируются соответственно количеству (общие и
частные) и качеству (утвердительные и отрицательные) на четыре вида:
общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные и
частноотрицательные

Далее Аристотель рассматривает модальности высказываний: возможность и
невозможность, случайность и необходимость, также прослеживая, какие
высказывания, выражающие их, совместимы, а какие нет. Взаимоотношения
высказываний (суждений) определяются правилами или законами мышления: это
закон тождества; закон исключения противоречия, и закон исключенного
третьего. Иными словами, в суждении и умозаключении понятия (термины) и
суждения (высказывания) не должны друг другу противоречить, истинность
утвердительного суждения означает ложность его отрицания и т. д. На этой
основе строится учение о силлогизме.

Главной и самой интересной частью аристотелевской логики - это доктрина
силлогизма. Силлогизм - “речь, в которой, если нечто предположено, то с
необходимостью вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что
положенное есть”. Силлогизмом является заключение, состоящее из трех частей
- главной предпосылки, вторичной предпосылки и вывода. Существует много
различных видов силлогизмов. У каждого из них есть название, данное
схоластиками. Самый известный из них называется "Барбара". Все люди смертны
(Главная посылка). Сократ - человек (Вторичная предпосылка). Поэтому:
Сократ смертен (заключение). Или: Все люди смертны. Все греки - люди.
Поэтому все греки смертны. Другими формами являются следующие силлогизмы:
Ни одна рыбы не разумна. Все акулы - рыбы. Поэтому ни одна акула не разумна
("Селарент"). Все люди разумны, некоторые животные - люди, поэтому
некоторые животные разумны ("Дарий"). Ни один грек не черный, некоторые
люди - Греки, поэтому некоторые люди не черные. Эти четыре силлогизма
создают первую фигуру. Аристотель открыл вторую и третью, а позже была
найдена и четвертая. Было доказано, что все эти фигуры, так или иначе,
сводятся к первой. Из первой предпосылки можно сделать некоторые выводы. Из
фразы "некоторые люди смертны" мы можем заключить то, что некоторые
смертные - люди. По Аристотелю, это же можно вывести и из предпосылки "Все
люди смертны". Из фразы "Ни один бог не смертен" мы можем заключить, что
"ни один смертный не бог", но из фразы "некоторые люди - не греки" вовсе не
следует то, что некоторые греки - не люди. Кроме упомянутых выше выводов,
Аристотель и его последователи считали, что все дедуктивные выводы, в том
случае, когда они ясно определены, являются силлогизмами. Установление
действительных видов силлогизмов должно, по их мнению, помочь избежать
многих ошибок. Эта система стала началом формальной логики. Как таковая она
является как крайне важной, так и просто красивой, хотя Аристотелю и не
удалось избежать некоторых ошибок

Проблема «диалектического» метода поставлена Аристотелем в “Топике”,–
произведении, где он анализирует “топы” (topos, множественного число от
topoi), т.е. общие приемы мышления, используемые в диалоге, способствующем
достижению истины. В “Топике” рассматривается свыше трехсот “топов”, и
потому ей отводилась роль как бы склада вспомогательных средств
аргументации, которые следует иметь под рукою для использования в споре. На
деле же Стагирит, анализируя структуру платоновских диалогов и формулируя
“топы”, разрабатывает метод движения познания к истине, причем с
использованием не только необходимых, но и вероятных (только
правдоподобных) положений. “Топика” учит восходить от “правдоподобного” к
“истинным и первым” положениям, которые “достоверны не через другие
[положения], а через самих себя”. Этому и служит использование “топов”
различного вида. Так, “топы, касающиеся многозначности слов”, ведут к
истине, если слова совместимы, к заблуждению - если они не совместимы, а
именно медицину, например, можно определить и как знание о здоровье
(соответственно ее цели), и как знание о надлежащем образе жизни
(соответственно средствам, применяемым для этой цели). Использование же
слова “лук” одновременно в значении “овощ” и “оружие” приведет к
заблуждению.

Логика Аристотеля завершается анализом логических ошибок, сознательно
или бессознательно совершаемых людьми. В своем последнем логическом
трактате “О софистических опровержениях”, который иногда рассматривается
как последняя (девятая) книга ”Топики”, он показывает, что все логические
ошибки суть не что иное, как погрешности в силлогизме. Они, в свою очередь,
разделяются на языковые ошибки (двусмысленность слов - омонимия или
выражений - амфиболия; неправильность соединения или разделения мыслей,
ошибки в ударениях и подстановка одной грамматической формы вместо другой)
и ошибки внеязыковые (собственно логические: подмена сущности случайным
признаком, смешение абсолютного и относительного, незнание сущности
доказательства, предвосхищение основания, предположение причины в том, что
не может ею быть, и соединение многих вопросов в один).

Такова классическая система аристотелевской логики. Она оправдана,
поскольку логике в течение двух тысячелетий отводилась главным образом роль
учебной дисциплины. Последние исследования по истории логики подводят к
выводу, что путь исследования логических вопросов был противоположен пути
изложения. Исследование начинается с реальной практики диалогического
мышления, с платоновского диалога (“Топика”), отсюда переход к абстрактным
формам умозаключения (“Аналитики”), и лишь затем идет теория суждения или
высказывания (“Об истолковании”) и учение о терминах или понятиях
(“Категории”). С этой точки зрения становится понятно, почему “Категории”
могут рассматриваться и рассматривались как последний трактат логики и
первый – “метафизики”. Исследованные там понятия действительно стоят ближе
к тем причинам и являются предметом “первой философии”.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог можно сказать, что “логика Аристотеля - это органическая
часть его системно - рационализаторского, философского мировоззрения. Она
помогает понять многое из его философии, даже его теологию. Изучая его
логические произведения можно сказать, что Бог Аристотеля - это идеальный
логики.

Великая заслуга Аристотеля состоит в том, что он впервые сделал приемы
рассуждения предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как
целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения.

Благодаря философии Аристотеля многие науки получили свое логическое
переосмысление. Возможно, что создание подобной науки - этот был первый шаг
в попытке конкретизации мира, желание сделать его более логическим, более
рациональным и упорядоченным, а следовательно и более понятным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

2. А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи “Аристотель”

3. А. Н. Чанышев “Аристотель”

4. Аристотель. Категории

5. Аристотель. Первая Аналитика

6. Аристотель. Вторая Аналитика


-----------------------
[1] Информация взята из энциклопедии Кирилла и Мефодия, а также из книги
А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи “Аристотель”
[2] Информация взята из энциклопедии Кирилла и Мефодия
( А. Н. Чанышев “Аристотель”
( Аристотель “Категории”





Реферат на тему: Аристотель - самая "универсальная голова" среди философов Древней Греции


Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана
Кафедра философии



РЕФЕРАТ


Аристотель – самая «универсальная голова» среди философов Древней
Греции



Студента группы РЛ 3 (7-год обучения) Хрущёва
Сергея

Преподаватель Красненкова Ирина
Петровна



Москва, 2000 год

Оглавление

Введение 3
Жизнь и сочинения 5
ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД 5
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ 6
ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД 6
СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ 8
Аристотелевская классификация наук 12
Первая философия или метафизика 14
ПРЕДМЕТ «ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ» 14
ПЕРВОАКСИОМА 15
БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ 15
БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ 15
УРОВНИ БЫТИЯ 16
СУЩНОСТЬ 16
ДВА КРИТЕРИЯ СУЩНОСТИ 16
СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ 16
ОБЩЕЕ, ВСЕОБЩЕЕ, РОД И КАТЕГОРИИ 17
ЕДИНИЧНОЕ 18
СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ 18
МАТЕРИЯ И ФОРМА 18
ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 18
ЭНТЕЛЕХИЯ, ТЕЛЕОЛОГИЯ 19
ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА 19
ЧЕТЫРЕ ПЕРВЫХ НАЧАЛА, ИЛИ ПРИЧИНЫ 19
ТЕОЛОГИЯ 20
Аристотель об онтологии предшественников 20
Критика теории идей Платона 21
Вторая философия или физика 22
МАТЕМАТИКА 23
ПРЕДМЕТ ФИЗИКИ, ПРИРОДА 23
ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ 24
Биология и психология 24
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ 25
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ 25
ПСИХОЛОГИЯ 25
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУШИ 25
Гносеология, логика, наукоучение 26
РОЛЬ АРИСТОТЕЛЯ В ЛОГИКЕ 26
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 26
Политика 27
ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ 27
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 27
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, СОСТАВ ГОСУДАРСТВА 27
КРИТИКА ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА 27
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Введение

Весь философский опыт Эллады как бы сосредоточился в гении Аристотеля.

Аристотель, по словам Маркса, является вершиной древней философии.
Греческая философия достигла при Аристотеле высшей степени процветания. Ф.
Энгельс называл Аристотеля «самой уникальной головой» среди древних,
мыслителем, исследовавшим «существенные формы диалектического мышления».
Аристотель жил в IV в. до н. э. кК этому времени древнегреческая, античная,
философия уже имела, хотя сравнительно и непродолжительную, но богатую
историю. Еще в VII в. в Греции не было ни одного философа. Во времена
Аристотеля здесь существовало уже несколько философских школ. Античная
философия развивалась быстро. Ее прогресс удивителен. Но еще более
удивительно как бы внезапное ее возникновение. Можно сказать, что между
Гомером и Гесиодом и первыми греческими философами разница качественная, а
между этими философами и Аристотелем – количественная, хотя первые античные
философы отстояли во времени от Гомера и Гесиода немногим больше, чем от
Аристотеля. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить дошедшие до нас
тексты. Выберем какой-нибудь важный мировоззренческий вопрос и посмотрим,
как он рассматривался прафилософами, первыми философами и Аристотелем.
Пусть таким вопросом будет проблема начала мироздания. У Гомера Океан и
Тефия – боги-первопредки. И Гесиоду небо и земля, день и ночь казались
богами: Ураном и Геей, Гемерой и Нюктой. Иначе представляет себе
возникновение мира Гераклит: «Это космос, тот же самый для всех, не
создавал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет
вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерами потухающим». Аристотель
же говорит: «Одни считают природой существа огонь, другие – землю, третьи –
воздух, некоторые – воду; одни – некоторые из указанных тел, другие – все
вместе. Что кто из них положил в основу, будь то один элемент или
несколько, то он именно это, и в таком количестве, и считает всеобщее
сущностью, а все остальное – состояниями, свойствами и расположениями. И
каждое из этих тел является вечным (ибо они не могут переменить самих
себя), все же прочее возникает и гибнет бесчисленное множество раз. Таков
один способ определения природы: она есть первая материя, лежащая в основе
каждого из тел, имеющих в себе самом начало движения и изменения. По
другому определению она есть форма и вид согласно понятию… Таким образом, в
другом значении природа будет для предметов, содержащих в себе начало
движения, формой и видом, отделимым от них только логически; а то, что
состоит из материи и формы, не есть природа, а только существует «по
природе», например человек. И скорее форма является природой, чем материя:
ведь каждая вещь скорее тогда называется своим именем, когда она есть
энтелехиально, чем когда она имеется в потенции».
Мировоззрение Гомера и Гесиода было в основном мифологическим и
уходило своими корнями в представления людей первобытного общества – в
стихийный антропоморфизм, удваивавший мир, видевший в каждом естественном
явлении его сверхъестественного двойника. И самые начала мироздания
выступали для первобытного сознания в таких же антропоморфных образах.
Однако начатки философии мы находим уже у Гомера и особенно у Гесиода. Если
для мифологического мировоззрения как такового сливались естественное
явление и его сверхъестественный двойник, то у Гомера они начинают
различаться (Океан – и бог, и пресноводная река, омывающая Землю со всех
сторон), так, что порой Гомер даже забывает о сверхъестественной ипостаси
естественного явления. В «Теогонии» Хаос, пожалуй, уже полностью
демифологизирован, в некоторой степени – и следующее за Хаосом поколение
богов, но этого нельзя сказать о третьем поколении – о титанах и титанидах
– детяхм Земли (Геи) и Неба (Урана).
Мировоззрение Гераклита и Аристотеля – философское мировоззрение.
Гераклит отождествляет начало мироздания не с каким-либо сверхприродным
существом, а с одним из состояний вещества, в котором к тому же видит не
только генетическое («был»), но и субстанциональное («есть») начало.
Теогония сменяется космогонией, фантазирование о мироздании – мышлением о
нем. Но уместно заметить, что первобытный мифологический антропоморфизм
нашел своего преемника в лице антропоморфизма философско-идеалистического,
когда мироздание уподобляется человеку в аспекте мышления. Такой
философский антропоморфизм проявляется и у Аристотеля в его учении о бБоге
как о самом себе мыслящем мышлении и о первоначалах мироздания.
Назовем теперь предшествующие Аристотелю школы и учения. Вообще
говоря, античную философию, которая была целостным явлением в истории
философии, т. е. имела свое начало, середину и завершение, можно разделить
на пять периодов. Первый из них мы обозначим как нулевой – это
предфилософия. Заметим, что все существующее во времени имеет свою историю,
а все имеющее историю имеет и предысторию, причем всякая история без своей
предыстории непонятна. .Первый же период античной философии – период ее
зарождения из мифологического мировоззрения – явился как бы диалектическим
отрицанием последнего под влиянием развивающегося знания и мышления. К
этому первому периоду античной философии – ее зарождению – относятся первые
философские антимифологические учения, которые еще полны мифологических
образов и имен, что объясняется недостаточной развитостью понятийно-
категориального аппарата. Создателями этих учений были философы Милетской
школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенофан,
Пифагор и ранние пифагорейцев – устроители Пифагорейского союза, философ-
одиночка Гераклит и его современник, и философский антипод Парменид –
главный представитель уже упомянутой школы элеатов. Все эти философы жили в
VI в.
Второй период в истории античной философии – пПериод ее зрелости
античной философии пришелся на VI-IV вв. до н. э.– является главным и
наиболее значительным и наиболее сложным. Сюда относятся учения великих
натурфилософов – Эмпедокла и Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, а также
пифагорейца Филолая и средних пифагорейцев. К этому же периоду относится
движение софистов, впервые обратившихся к антропологической, а в связи с
ней и этическо-социальной проблематике. В учениях софистов и Сократа
зарождается также проблема философской методологии. Время деятельности
указанных философов – V в. – составляет первую половину рассматриваемого
периода истории античной философии. Вторая его половина приходится на IV в.
это время деятельности Платона, первого сознательного античного идеалиста,
введшего в философский обиход термин «идея» именно как «идеальное» (в
обыденном языке это слово имело значение «вид», «образ»). Сюда относится и
начало деятельности так называемых сократических школ (киников, киренаиков
и др.). Учение Аристотеля завершает этот период. Об остальных периодах мы
будем говорить в заключении.


Жизнь и сочинения

Годы жизни Аристотеля относятся к периоду македонского завоевания,
который характеризуется высочайшим внешним рассветом Греции, в отличие от
ее высочайшего внутреннего расцвета, совпавшего с эпохой Перикла.
Аристотель родился в 384 г. до н. э. Его родина – город Стагир во
Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля
Никомах принадлежал к потомственному роду врачей и служил у македонского
царя Аминта III. Аристотель провел детство при дворе, общаясь со своим
сверстником – сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II.
Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида.
Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил
одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. В
365 г. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей. В свои отроческие
годы он помогал отцу в его медицинской практике и мог унаследовать его
профессию. Но опекун Проксен, человек разносторонне образованный и с
большим интересом следивший за умственной жизнью Греции, разрешил ему в 367
г. до н. э. оставить родину и отправиться для получения образования в центр
культурной жизни Эллады – город Афины. Больше всего Аристотеля влекла в
Афины необычайная популярность основателя Академии Платона.

ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД

Прибыв в Афины семнадцатилетним юношей в 367 г., Аристотель поступил в
существовавшую там уже в течение двадцати лет Академию Платона, где пробыл
20 лет сначала в качестве ученика, а затем и учителя. Когда Аристотель
приобщился к философской школе Платона, последнему было уже 60 лет, и он
находился на вершине своей прижизненной философской славы. Платон высоко
ценил Аристотеля и называл его «умом». Сравнивая Аристотеля с другим своим
учеником – Ксенократом, Платон говорил, что «один (Ксенократ) нуждается в
шпорах, другой (Аристотель) – в узде»; и «Аристотель меня брыкает, как
сосунок жеребенок свою мать». Аристотель же всегда глубоко уважал своего
учителя.
Изучив многочисленные рукописи Платона и его учеников, прослушав
беседы самого Платона по всем областям знания, Аристотель вначале примкнул
к идеям, господствовавшим в Академии. Но уже к 25-27 годам Аристотель был
самостоятельным и оригинальным ученым, критически относящимся к учению
Платона.
Платон скончался в 347 г. в возрасте 80 лет и Аристотель окончательно
убеждается в бесплодности направления, избранного учениками основателя
Академии, в частности Спевсиппом. Вместе с Ксенократом он покидает Афины. К
этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началом у племянника
Платона Спевсиппа, который стал схолархом не благодаря своему духовному
превосходству, а лишь потому, что к нему как наследнику Платона перешло
имущество Академии.

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ

Покинув великий город, Аристотель находит себе убежище в малоазийском
городе Ассосе в Троаде. Прибрежный Ассос был только что основан Гермием –
тираном малоазийского города Атарнея. Мыслитель провел в Ассосе три года
(348/7-345). Здесь он нашел себя, – его собственное мировоззрение
определилось. К тому же племянница (приемная дочь) Гермия Пифиада
становится женой Аристотеля и матерью его дочери, Пифиады-младшей. После
казни Гермия Аристотель вынужден был покинуть Атарней и последующие три
года Аристотель живет в городе Митилена на соседнем с Ассосом острове
Лесбос, куда его пригласил Теофраст – друг и помощник, уроженец тех мест.
В 343 г. до н. э. Аристотель, по приглашению Филиппа II, переехал в
новую столицу Македонии – город Пеллу, где в течение трех лет преподавал
тринадцатилетнему Александру политические и философские науки. В выборе
Филиппа сыграли роль, по-видимому, и старое знакомство с Аристотелем, и
слава последнего как философа (учившего к тому же, что историческое
предназначение греков – стать властелинами мира). Трудно сказать, в чем
состояла методика воспитания Аристотеля и насколько ему удалось
облагородить характер будущего «завоевателя мира», отличавшегося
безрассудной смелостью, вспыльчивостью, упрямством и безмерным честолюбием.
Но конечно Аристотель не стремился сделать из Александра философа (чего
желал бы на его месте Платон) и не мучил его геометрией, а нашел главное
средство воспитания в поэзии, и особенно в эпосе Гомера. Говорят, что
Аристотель специально для своего воспитанника «издал» гомеровскую «Илиаду»,
благодаря чему тот нашел свой идеал в Ахилле. Впоследствии Александр якобы
сказал: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я
обязан жизнью, то Аристотелю – тем, что дает ей цену». Преподавательская
деятельность Аристотеля прекратилась вследствие того, что Александр стал
правителем огромной страны.
Аристотель возвращается на родину – в Стагир, разрушенный Филиппом II
в войне против Афин. Там он провел три года (339-336). Пребывание
Аристотеля в Стагире оказалось небесполезным для родины философа. Придя к
власти, Александр, из уважения к своему учителю, восстанавливает город, за
что жители стали устраивать ежегодные праздники в честь Аристотеля. Сам же
он с победой македонян в сражении при Херонее в 338 г. получает возможность
вернуться в Афины.



ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД

Оказавшись в 335 г. (после двенадцатилетнего перерыва) снова в Афинах,
уже пятидесятилетним мужем, Аристотель при поддержке македонян, и в первую
очередь своего друга Антипатра, которого Александр, ушедший в поход против
персов, оставил наместником на Балканах, открывает собственную философскую
школу. Правда, как иногородцу, ему разрешается открыть школу лишь за чертой
города – к востоку от городской границы Афин, в Ликее. Ранее Ликей был
одним из афинских гимнасиев (местом для гимнастических упражнений). Он
находился рядом с храмом Аполлона Ликейского, что и дало название и
гимнасию, и школе Аристотеля. В состав территории школы вошли соседние с
гимнасием тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как
«прогулка» и «крытая галерея вокруг двора» по-древнегречески «перипатос»
((((((((((), то школа Аристотеля получила второе название -
«перипатическая» (мнение, что это название произошло оттого, что в тенистых
аллеях парка Ликея Аристотель имел обыкновение во время прогулок излагать
своим ученикам различные проблемы своей философии, ныне оставлено). От него
происходит название членов Ликея – «перипатетики». Аристотель преподавал в
Ликее более двенадцати лет.
Уже спустя несколько лет после открытия Ликея популярность лекций
Аристотеля по вопросам истории и теории государства, философии и
естествознания совершенно затмила деятельность Ксенократа и киников.
Аристотель и его школа приобрели широкую известность.
Маркс называл Аристотеля «Александром Македонским греческой
философии…». Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо
Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный
опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь
античный мир.
Второй афинский период целиком совпадает с периодом походов Александра
Македонского, иначе говоря, с «эпохой Александра», которая была, как
подчеркивает Маркс, временем «высочайшего рассвета» Эллады. Аристотель
пытался внушить Александру мысль о принципиальном различии греков и не-
греков. Его открытое письмо Александру «О колонизации» успеха у царя не
имело. Последний повел на Ближнем Востоке совсем иную политику: он не
препятствовал смешению пришлого, греческого, и местного населения. Кроме
того, он вообразил себя восточным деспотом-полубогом и требовал от своих
друзей и соратников соответствующих почестей. Племянник Аристотеля
Каллисфен, бывший историографом Александра, отказался признать такое
превращение македонского монарха в фараона, и был казнен, что привело к
охлаждению отношений между бывшим воспитанником и бывшим воспитателем.
Неожиданная смерть тридцатитрехлетнего Александра в Вавилоне (который
он предполагал сделать столицей своей сверхдержавы) 13 июня 323 г. вызвала
в Афинах антимакедонское восстание, в ходе которого представители
промакедонской партии были подвергнуты репрессиям. Не избежал общей участи
и Аристотель. Верховный жрец Элевсинских таинств предъявляет ему обвинение
в кощунстве. Поводом для этого послужило давнишнее стихотворение Аристотеля
на смерть Гермия. Оно квалифицируется как пеан – гимн в честь бога, что не
подобало смертному, а потому считалось кощунством. Не дожидаясь суда,
Аристотель передает управление Ликеем Теофрасту и покидает город, дабы
избавить афинян от вторичного преступления против философии (под первым
преступлением мыслитель подразумевал казнь Сократа в 399 г.).
Аристотель отправляется в Халкиду (на остров Эвбея), на виллу своей
матери Фестиды. Там Аристотель продолжал свои научные изыскания. Он
занимался изучением морских приливов и отливов, вел переписку с друзьями и
составлял планы ближайшей научной работы. Но великому ученому не удалось
осуществить новую программу работы. Через два месяца он умирает от мучившей
его всю жизнь болезни желудка, оставив после себя огромное литературное
наследство. Возможно, Аристотель поспешил с бегством: его друг Антипатр
вскоре подавил восстание в Афинах и власть промакедонской партии была
восстановлена.
Диоген Лаэртский приводит завещание Аристотеля. В нем исполнителем
своей воли Аристотель назначает Антипатра. Философ просит, чтобы рядом с
ним похоронили останки его первой жены – Пифиады (она умерла молодой), что
было также и ее предсмертным желанием. Аристотель оставляет содержание
своей наложнице Герпиллиаде, матери его сына Никомаха, и делает
распоряжения относительно обоих детей. Некоторых своих рабов Аристотель
отпускает на волю. Сын Аристотеля Никомах, принявший было участие в издании
оставшегося от отца письменного наследия, умирает молодым. Дочь же, Пифиада-
младшая, была трижды замужем и имела трех сыновей, младший из которых (от
третьего мужа – физика Метродора) был тезкой своего великого деда.
Теофраст, надолго переживший своего друга и учителя и занявший после его
смерти пост главы Ликея, позаботился о воспитании внуков Аристотеля.


СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Детище Аристотеля – его философская школа Ликей просуществовала до
конца античного мира. «Детьми» Стагирита были и его сочинения. Наследие
мыслителя огромно. Древние каталоги его трудов содержали названия
нескольких сот «книг» (см., например, каталог Диогена Лаэртского – там же,
стр. 212-213). Научная деятельность Аристотеля охватила все области
античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его
сочинения относятся к самым различным областям – логике, естествознанию,
истории, политике, этике, литературе. Обилие использованного Аристотелем
фактического материала объясняется отчасти тем, что он был прекрасным
организатором. Нельзя сомневаться в том, что материалы к некоторым работам
Аристотеля, особенно по истории греческих государств и истории животного и
растительного мира, подбирались его учениками. До нас дошла лишь небольшая
их часть. Аристотелевские сочинения распадаются на три группы:
Диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его
пребывания в Академии или чуть позднее; это произведения, судя по
сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные;
Осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы, в
частности описания 158 государственных систем из числа существовавших тогда
в Элладе и за ее пределами;
Трактаты, представляющие собой то ли Аристотелевы конспекты лекций, то ли
записи слушателей; они не отредактированы и не систематизированы, состоят
из частей, созданных Аристотелем в разное время и на разных этапах его
философского развития, а потому противоречивы. Однако, несмотря на
несовершенство формы, это основные труды Аристотеля – в них выражено его
зрелое мировоззрение.
Судьба каждой из трех групп сочинений была различной. Все диалоги и
другие ранние труды Аристотеля погибли. Мы знаем более или менее об их
содержании на основании некоторых отрывков из них, приводимых в трудах
более поздних античных авторов, а также в пересказе. Погибли и все
коллективные работы, в том числе описания государственных устройств,
исключая «Афинскую политию», связываемую обычно с именем самого Аристотеля.
Ее папирусный список был найден в конце прошлого столетия в песках Египта,
где благодаря сухости климата непрочный папирус хорошо сохраняется. Уцелела
и «История животных». Что касается третьей группы сочинений, то в
большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченном виде.
Сочинения Аристотеля перешли от его преемника Теофраста к ученикам
последнего, Нелею, и пролежали до I в. н. э. в подземном хранилище, пока не
были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского в Афинах. Только
после этого сочинения философа попали в Рим, где и были изданы главой
тогдашней аристотелевской школы – перипатетиком Андроником Родосским. Таким
образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля
оставались неизвестными античному миру с середины III до середины I века до
н.э. И в самом деле, Эпикур знал лишь диалоги Аристотеля.
Философские диалоги Аристотеля включают в себя такие сочинения, как
«Грилл», «Евдем», «Софист», «Политик», «Менексен», «Пир» («Симпосион»), «О
философии». К ним примыкают «Увещевания» («Протрептикус»). «Грилл», по-
видимому, первое сочинение Аристотеля, с которым он выступил совсем еще
молодым человеком после пятилетнего пребывания в Академии. Оно посвящено
риторике, с преподавания которой и началась там деятельность философа. В
этом диалоге Аристотель исследует вопрос о том, существует ли само
искусство риторики, дополняющее или даже заменяющее природный дар
красноречия.
Диалог «Евдем» представляет Аристотеля как убежденного платоника.
Философ как будто полностью разделяет идеалистическое учение о
потусторонних идеях как вечных и неизменных образцах и причинах преходящих
вещей чувственного мира, об антагонизме бессмертной возвышенной души и
смертного низменного тела, а также учение о познании как воспоминании душой
некогда полученного в потустороннем мире знания, которое она утратила, упав
в этот мир и воплотившись. Аристотель объявляет союз души и тела
противоестественным и приводит известное пессимистическое изречение поэта
Феогнида: «Самое лучшее для человека – вовсе не родиться, родившись же –
скорее умереть».
В «Увещеваниях», обращенных к правителю Кипра Темисону, Аристотель
прославляет философию. По его мнению, всякое содержательное отрицание
философии уже в некотором роде философствование. Философия трудна, она
имеет дела с всеобщим и неизменным и не нисходит до частностей. Однако она
не бесполезна, ибо, открывая идеалы, дает образцы общественной и частной
жизни. Науки (а в «Увещеваниях» философия трактуется как знание вообще) уже
многого достигли без помощи государства. В данном сочинении Аристотель
доводит до крайности платоновский антагонизм души и тела, говоря, что они
связаны между собой, как живой человек с трупом, накрепко к нему
прикрученным (так этрусские пираты расправлялись с оставшимися в живых
пленниками).
Но уже в конце первого афинского периода, то есть еще в платоновской
Академии, Аристотель начинает расходиться со своим учителем во взглядах. Об
этом свидетельствуют его сочинения «Об идеях» и «О благе», диалог «О
философии» и, кроме того, ранние книги некоторых трактатов.
Все сохранившиеся произведения Аристотеля по своему содержанию можно
разделить на восемь основных подгрупп:
сочинения по логике («Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика»,
«Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании»), известные в
истории философии под названием «Органон»;
произведения, посвященные проблемам «первой философии», объединенной
Андроником Родосским в одно сочинение под названием «Метафизика»;
физические («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»,
«Метеорологика»);
биологические («История животных», «О частях животных», «О происхождении
животных», «О движении животных»);
психологические («О душе» и восемь работ, объединенных затем под общим
наименованием «Parva naturalia»);
этические («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»);
политико-экономические («Политика», «Экономика»);
искусствоведческие («Поэтика», «Риторика»).
С трактатами Аристотеля связан так называемый аристотелевский вопрос –
вопрос об установлении хронологической последовательности входящих в состав
трактатов «книг», а тем самым и вопрос о философской эволюции взглядов
Аристотеля. Большую роль в его уяснении сыграла в 20-х годах XX века работа
немецкого ученого Вернера Иегера «Аристотель». Иегер первый попытался
реконструировать аристотелевские диалоги. Он показал также неоднородность
аристотелевских трактатов и подчеркнул большое значение в творчестве
Аристотеля его второго периода (годов странствий). Он считал, что
Аристотель эволюционировал от платоновского априоризма к эмпиризму, о чем
говорят, по его мнению, биологические сочинения Аристотеля, которые Иегер
отнес в самый конец деятельности философа. Однако позднее английский
издатель и комментатор биологических трудов Аристотеля Дарси-Томпсон
показал, что эти работы опираются на биологический материал Восточного
Средиземноморья, точнее говоря, окрестностей Ассоса и Лесбоса, а потому
они выполнены во время пребывания Аристотеля в Малой Азии, то есть во
второй период. В соответствии с этим голландский ученый Ф. Нуйенс отнес
биологические работы ко второму периоду и, положив в основу своей
периодизации трудов Аристотеля изменение его взглядов на взаимоотношения
души и тела, разума и души, дал в своем труде «Эволюция психологии
Аристотеля» иную, чем у Иегера, последовательность сочинений Аристотеля.
Обратимся к следующей таблице:
Таблица 1
| |Иегер |Нуйенс |
|I |Все диалоги, кроме диалога «О |«О философии», «Протрептикус»; |
|Первый |философии»; «Протрептикус»; |«О возникновении и |
|афинский |«Физика» I, II, VII; «О небе» I; «О|уничтожении»; «Физика» I-VII; |
|период |душе» III; «Политика» II, 2-3 |«О небе»; «Категории»; «Топика»|
|(367-347) | | |
|II |«О философии», ранняя часть |«Метафизика» I, III, IV, XI, |
|Годы |«Метафизики»; «Физика» III, IV, V, |1-8, XIII, 9-10, XIV; все |
|странствий|VI; «О небе» II, III; «О |биологические работы, за |
|(347-335) |возникновении и уничтожении»; |исключением некоторых частей «О|
| |«Политика» II, III, VII, VIII; |происхождении животных» и «О |
| |«Евдемова этика» |частях животных»; «Никомахова |
| | |этика» |
|III |Поздняя часть «Метафизики»; |«Метафизика» XIII, 1-8, VII, |
|Второй |«Физика» VIII; «О душе» I, II; |VIII, IX, XII; «О душе»; |
|афинский |«Никомахова этика»; «Политика» I, |поздние части «О возникновении |
|период |IV,V, VI; все биологические работы |животных» и «О частях |
|(335-322) | |животных»; позднейшая часть |
| | |«Метафизики» XII, 8 |

Как видим, вне поля зрения Иегера остались логические работы
Аристотеля.
Расшифруем теперь, что имеется в виду под ранней и поздней частями
«Метафизики». Прежде всего, отметим, что сам термин «метафизика» был
Аристотелю неизвестен; это неологизм издателя Аристотеля Андроника
Родосского. Он поместил собственно философские книги Аристотеля после книг
по физике и, не зная, как это назвать, обозначил словами «то, что после
физики» (та мета та фюсика), откуда путем выпадения артикля и слияния и
получилось слово «метафизика». «Метафизика» Аристотеля сложилась стихийно
из разных частей, написанных в разное время. Отсюда ее противоречия и
повторы. Например, ранняя часть XI книги предвосхищает содержание III, IV и
VI книг. Поздняя часть XIII книги – новый вариант XIV и частично I книги (4-
я и 5-я главы XIII книги – прямое переложение 6-й и 9-й глав первой книги
«Метафизики»). Книга XII самостоятельна. Так же самостоятельны вся XIV и
частично XIII книги. Самостоятельна V книга – первый словарь философских
терминов. Вернером Иегер различил в «Метафизике» ранние и поздние части, а
внутри их – основные и побочные (в соответствии с содержанием). Отсутствие
второй книги объясняется тем, что она считается неаристотелевской и,
издавна, обозначалась строчной альфой, в результате чего числовой номер
книг «Метафизики», начиная с III, равен номеру обозначающей ее буквы в
греческом алфавите плюс единица. Из таблицы видно, что более или менее
связное целое образуют I, III, IV, VI, VII, IX книги «Метафизики». Изучение
«Метафизики» следует начинать с них. Предварительно можно изучить книгу V –
словарь философских терминов.
Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой
сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения
принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и
отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступеней познания. Он
колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и
«линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как
объективный идеализм со значительными элементами стихийного материализма.



Аристотелевская классификация наук

Каждое сочинение Аристотеля – «Метафизика», «Этика», «Физика»,
«Политика» и др. – начинается с изложения и критического разбора теорий,
уже созданных его предшественниками. Тщательно отбирая и суммируя
положительное знание, подтвержденное предшествующим философским развитием,
Аристотель пришел к выводу, что философия не есть продукт единоличного
индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.
«…Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда,
ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это
собирается вместе, получается заметная величина».
Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э.
Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда
она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии,
софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным
чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев
достигала значительных научных результатов.
Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался
построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время
отрасли знания.
Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет «дело с
тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную
область, они занимаются этой областью…».
Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется
только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для
поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью
достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У «творческих»
наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что
создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая
способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение
происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает».
Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной
деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять
объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели
не должны исказить этой «правды вещей».
«Теоретические науки» Аристотель разделяет на «первую философию»,
математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные
«материи». Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от
тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку же
свойства тел «отмежеваны от всего телесного, они составляют предмет
изучения философа- метафизика». «Первая философия» обнаруживает неизменные
«начала» сущего.
Более детальная аристотелевская классификация наук представлена в
следующей схеме.

Логика же не входит в эту классификацию, ибо она есть пропедевтика ко
всем наукам, их методология. Таким образом, за аристотелевским делением
наук стоит социальное деление общества: искусства – это дело ремесленников,
наука – дело мудрецов, практика – дело политиков. Поэтому практические и
творческие «науки» ниже теоретических («умозрительные (теоретические
дисциплины) выше созидающих»). Занятие умозрительными науками – форма
интеллектуального времяпрепровождения господ. Для сравнения приведем
платоновскую классификацию наук, которая была субъективной, то есть
исходила из представлений о частях души (см. далее)..
Непоследовательность аристотелевской классификации наук выражается,
прежде всего, в чрезмерном противопоставлении «первой философии» как науки
о сущности всем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении «первой
философии» от других наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются
Аристотелем как находящиеся в глубокой необходимой связи друг с другом;
связь эта у Аристотеля часто получает субъективное обоснование путем
введения критерия «ценности» объекта познания.
Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной
Аристотелем, синтез знания, осуществленный им, поистине грандиозен. В
греческой науке впервые встречается столь всеобъемлющая и плодотворная
попытка создать единую систему наук.

Детализируя понятие природы, Аристотель указывал, что она включает в себя:


«возникновение рождающихся вещей»;


«то основное в составе рождающейся вещи, из чего эта вещь рождается»;


«это – источник, откуда получается первое движение в каждой из природных
вещей – в ней самой, как таковой»;


«природою называется тот основной материал, из которого или состоит или
возникает какая-либо из вещей»;


«далее, в другом смысле, природою называется сущность существующих от
природы вещей»;


«природа, это – форма и сущность».



Первая философия или метафизика

Основной вопрос философии для Аристотеля – это вопрос о том,
существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще какая-либо
самостоятельная причина; как замечает философ в «Метафизике», «главным
образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо кроме
материи, самостоятельной причиной или нет». Еще более характерна другая
формулировка: «Вопрос идет о том, существует ли помимо чувственных
сущностей еще какая-нибудь – неподвижная и вечная или же нет, и если
существует, то в чем она». Как видим, эта причина должна быть, говоря
современным языком, сверхчувственной, а также нематериальной и
сверхприродной.


ПРЕДМЕТ «ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ»

Согласно Аристотелю, философия изучает не природу – «природа есть
только отдельный род существующего», - а эту самостоятельную причину,
сверхъестественную сущность. Вся метафизика Аристотеля – это попытка
разобраться в сущем, уточнить его понятие. «Первая философия» по
Аристотелю, изучает «начала и причины всего сущего… поскольку оно берется
как сущее». Аристотель называет эти причины «высшими», а начала –
«первыми». Такое понимание предмета философии шире, чем «метафизическое»,
ибо в самой постановке вопроса предполагается, что в качестве таковых начал
должны оказаться не только сверхчувственные, неподвижные, вечные сущности,
но и материя, ведь бБог лишь «одно из начал». Для того чтобы определить
начала, установить их число и их взаимоотношения, необходимо осознать то,
что Аристотель называет аксиомами, и, прежде всего, ту из них, в которой он
видит «начало для всех других аксиом». Назовем ее «первоаксиомой».



ПЕРВОАКСИОМА

Первоаксиома кратко формулируется следующим образом: «Вместе
существовать и не существовать нельзя», а полно: «Невозможно, чтобы одно и
то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же
смысле». Аристотель называет эту аксиому «самым достоверным из всех начал»,
входящим (поскольку она и вытекающие из нее аксиомы «имеют силу для всего
существующего») в предмет первой философии наряду с другими началами
сущего как сущего. Первоаксиома самоочевидна. Всякое доказательство
покоится на ней и предполагает ее. Она закон бытия и мышления.


БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Аристотель – панлогист. Он, как и Парменид, сторонник тождества бытия
и мышления. Поэтому невозможно говорить об аристотелевском бытии, не
затрагивая вопроса о мышлении. Аристотель то идет от мышления к бытию, то
от бытия к мышлению. Законы мышления для Аристотеля – законы бытия, и
наоборот. Поэтому то, что мы назвали первоаксиомой, является, по
Аристотелю, основным законом как бытия, так и мышления. Философ доказывает
свою первоаксиому от противного: всякий человек ее опровергающий, приходит
в противоречие с самим собой. В этой связи Аристотель

Новинки рефератов ::

Реферат: Линейная и объёмная усадка металлов и сплавов (Металлургия)


Реферат: Курс лекций по общей социологии для 1 курса (Социология)


Реферат: Динамика экосистем, понятие сукцессии (Биология)


Реферат: Контрольная по социологии (Социология)


Реферат: Обязательство м его виды в римском праве (Право)


Реферат: Интегрированные уроки ИЗО (Педагогика)


Реферат: Депопуляция в России (Социология)


Реферат: Учетная политика (Бухгалтерский учет)


Реферат: К.П. Победоносцев его жизнь и деятельность (Религия)


Реферат: Преподавание фонетики (Педагогика)


Реферат: Анализ стихотворения Бунина "Змея" (Литература : русская)


Реферат: Алкалоиды и история их открытия (Химия)


Реферат: "Моя мама самая лучшая" (Литература)


Реферат: Объективная обусловленность восприятия звукосимволичных слов языка и связь фонетической формы слова с его семантическим содержанием и денотатом (Литература)


Реферат: История Рождества (Религия)


Реферат: Простейшие паразиты человека (Биология)


Реферат: Бакалаврская работа. Программная модель 32-разядной МЭВМ фирмы Motorola (Компьютеры)


Реферат: Маркетинговые стратегии малого бизнеса в период перехода к рыночной экономике (Маркетинг)


Реферат: История авиации (Авиация)


Реферат: Дидактический материал к урокам природоведения в 1 классе по программе Плешакова (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист