GeoSELECT.ru



Финансы / Реферат: Бюджетный дефицит (Финансы)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Бюджетный дефицит (Финансы)



1
Введение.
Основные понятия. Понятие бюджетного дефицита.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на
федеральном , региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с
государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а
также населением по поводу формирования и использования централизованного
фонда денежных ресурсов. для обеспечения функций органов государственной
власти. Сосредото
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств чение
финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой
политики государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения
бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и
управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение
определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая
направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения
функций между уровнями управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
федеральный бюджет РФ;
бюджеты национально-государственных и административно-территориальных
образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными
бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ,
бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские
бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
местные бюджеты.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой обуславливаются его экономической
политикой. При этом значение государственного финансового регулирования
через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать
происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения
финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени
осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.
Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна
усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.
До 1991 г. бюджетная система станы была единой.
В последние годы в условиях создания Российского государства, развития
рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления
самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном
устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали
самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название
федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ,
бюджеты национально-государственных и административно-территориальных
образований.
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21
республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных
бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов
и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные,
поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях
реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу,
использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,
взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного
процесса.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом
деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и
исполнению бюджетов.
Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное
перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.
Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название
консолидированных бюджетов.
Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и
используется для аналитических и статистических целей.
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства,
утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и
одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через
федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для
последующего их перераспределения и использования для целей
государственного регулирования экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств
федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов
государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны,
обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов ,
резервов и др.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в
которой выделяются целевые направления государственной деятельности,
вытекающие из основных функций государства.
В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные
расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и
капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения
финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на
какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.
Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического
анализа государственных расходов.
Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в
соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по
направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих,
капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям и
населению и т.д.
Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по
текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он
возникает при использовании государственного кредита для покрытия
бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов
над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых
средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у
международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств
для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение
государственных обязательств, и различные займы (Центрального банка РФ,
коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части
бюджета приобрело в основном налоговый характер.
Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в
пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3)
занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и
налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были : от приватизации ,
внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов. К
неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только
федерального, но и региональных и местных бюджетов.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных
доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из
вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов
дополнительные средства в различных формах. Они получили название
регулирующих доходов.
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь
необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать
доходную и расходную часть бюджетов.
Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование
целевого мероприятия, называются субвенциями.
Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган
исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление
финансами и разработку финансовой политики государства.
Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет
контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из
федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По
истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и
консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.
. Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это
финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно
сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит -
нежелательное для государства явление: его финансирование на основе
денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных
средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит
нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических
событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может
быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений
в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного
течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления
государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного
воспроизводства.



2
Факторы роста бюджетного дефицита.

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и
субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу
формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на
выполнение общегосударственных задач и функций.
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без
сальдо, возможен только теоретически. Но, как я уже упомянула, не всегда
бюджетный дефицит является негативным явлением.
Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения
полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного
финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате
чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда
обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к
источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно,
нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья,
наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является
отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности
правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом
случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических
мер, но и соответствующих политических решений.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню
инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается
низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные
стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП.
Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет
эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем
средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других
видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются
налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником
финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как
они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного
оборота.
Что же происходит в России? Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение
неналоговых доходов, бюджет Российской Федерации продолжает оставаться
резко дефицитным. На 1996 предельный размер дефицита федерального бюджета
был установлен в сумме 88,5 трлн. руб., или 3,85 % к ВВП. Этот дефицит
должен был быть профинансирован за счет внутренних источников
финансирования в общей сумме 56,1 трлн. руб., включая доходы от эмиссии
государственных ценных бумаг, и через привлечение источников внешнего
финансирования в общей сумме 32,5 трлн. руб. На конец года, по данным
Минфина России, консолидированный бюджет исполнен со следующими
результатами:
Таблица 1.
Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации в 1996 г.

| | |В том числе |
| |Консолидированный |Федеральный |Бюджеты территорий|
| |бюджет |бюджет | |
| |трлн. руб.|в % к ВВП |трлн. |в % к |трлн. |в % к ВВП|
| | | |руб. |ВВП |руб. | |
|Доходы |558,5 |24,7 |281,9 |12,5 |322,9 |14,3 |
|Расходы |652,7 |28,9 |356,2 |15,8 |342,8 |15,2 |
|Дефицит |94,2 |4,2 |74,3 |3,3 |19.9 |0,9 |


Ситуация же в самом начале экономических преобразований была значительно
более плачевной. С разрушением командно-административной системы нормальное
соотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовыми
методами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам
1991 года дефицит бюджета бывшего СССР достиг почти 20 % ВНП. Резкое
увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию
инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство
систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за три
квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн.
руб., и ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов
выразилось в росте цен на товары и услуги (видимая инфляция), и резком
повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (скрытая
инфляция). До 1994 года дефицит бюджета продолжал оставаться на критическом
уровне - 10,8 %.
Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Центрального
банка для финансирования бюджетного дефицита в 1995 - 1996 годах привел к
радикальному сокращению темпов инфляции и существенному оздоровлению
общеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишь
за счет превращения бюджетного дефицита в государственную задолженность.
Место кредитов Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом.
Если в 1994 г. внутренние и внешние займы составляли 21,5 % реальных
бюджетных доходов, то уже в первой половине 1996 года они достигли 68,7 %.
Финансирование же за счет займов расходов федерального правительства
увеличилось за этот период с 10 % до более трети (около 19 % - за счет
прироста внутреннего долга, около 16 % - внешнего).
Таблица 2

Финансирование дефицита федерального бюджета России в 1996 г.
|Общее финансирование |74,3 |
|В том числе: | |
|Внутреннее финансирование |41,0 |
|Из него: | |
|Кредиты Банка России |- 0,2 |
|Государственные краткосрочные обязательства |38,1 |
|Казначейские обязательства |- 7,3 |
|Облигации государственного сберегательного займа |6,3 |
|Внешнее финансирование |33,3 |
|Из него: |22,5 |
|Кредиты международных финансовых организаций | |
|Кредиты правительств иностранных государств, |10,8 |
|иностранных коммерческих банков и фирм | |

“Столкнувшись с резким сокращением налоговых поступлений, правительство
увеличило заимствования на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов,
выпуск казначейских налоговых освобождений (КНО), векселей, других денежных
суррогатов, повысило таможенные пошлины, одновременно распространив их на
более широкий круг товаров, в том числе на лекарства, приступило к
установлению новых видов налогов, включая и такие экзотические, как налоги
на пересечение границы физическими лицами, на импорт наличной валюты. Из
теории и практики многих стран мира хорошо известно, что каждая из этих мер
приводит к совершенно неизбежному следствию - замедлению экономического
роста или, что точнее в нынешних российских условиях, сохранению или даже
ускорению экономического спада,” - делает вывод А. Илларионов.
А. Илларионов выступает с резкой критикой правительства, допустившего
неоправданно высокий уровень государственной задолженности в 1995 - 1996
гг., когда рыночная экономика в России по существу уже сложилась, и многие
чрезвычайные проблемы отступили. Величина государственного долга (47 % ВВП
для всего долга, 15,3 % для внутреннего, 31,7 % для внешнего), по его
мнению, не дает повода для излишнего оптимизма экономистам, сравнивающим
эти цифры с задолженностью некоторых развитых государств (Бельгия - 134 %,
Италия - 123 %, Канада - 98%). Ведь развитые страны в силу их более
высокого уровня экономического развития могут себе позволить относительно
высокий показатель государственного долга. Помимо этого показатель
государственного долга нужно сравнивать не только с ВВП, но и с денежной
массой, что весьма логично, учитывая, что действительное бремя госдолга для
каждой страны зависит в первую очередь от способности государства его
обслуживать, вовремя мобилизовывать наличные денежные ресурсы, что в свою
очередь определяется величиной денежной массы. И тогда картина меняется:
отношение государственного долга к денежной массе в середине 1996 года
достигло 378 %, что почти в полтора раза больше аналогичного показателя в
Греции - стране с наиболее высоким уровнем государственной задолженности
среди развитых стран - 261 %. В настоящее время реальное бремя
государственной задолженности в России весьма и весьма тяжело.



3
Возможности выхода из создавшейся ситуации.

проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного
долга чрезвычайно важны для сегодняшней России. Что же можно сделать, и
можно ли вообще как-то изменить такое положение?
В настоящее время сложилось две основные теории по преодолению бюджетного
кризиса и кризиса государственной задолженности. Первая из них основывается
на нехватке в экономике наличных денежных средств. Она была высказана
недавно в газете “Московский Комсомолец” известным экономистом Николаем
Шмелевым, автором нашумевшей в свое время статьи “Авансы и долги”
десятилетней давности. В интервью, озаглавленном “Опять авансы, опять
долги” в качестве действенного метода преодоления кризиса называется
эмиссия, печать новых денег. На вопрос о том, где взять не хватающие
средства, Шмелев отвечает так: “Поменять всю налоговую систему - нужны
годы. А их нет. ... Все деньги с внутреннего рынка государство уже
высосало. А с внешнего рынка много не соберешь. Остается неестественный
метод: напечатать деньги. ... Да, это немного инфляция, но это замкнутый
круг, из которого иначе не выбраться. ... При том искусственно созданном
денежном голоде, в котором живет страна, какие-то точечные контролируемые
инъекции достаточно безопасны. Другого способа я не вижу”
Такой подход аргументируется недостатком в Российской экономики наличных
денег. По словам Шмелева, “в экономике должно быть наличных и безналичных
денег примерно 80 % стоимости ВВП. У американцев - более 100 %. У нас же -
всего лишь около 10 %”.
Другая же точка зрения, напрочь отрицает возможность эмиссии как средства
преодоления бюджетного дефицита. “Работа печатного станка, приводящая к
эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться
как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому
недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем
размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг”. Политика
устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшее
уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный,
требующий конкретных мер в самых разных областях государственной
экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и
сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за
счет наиболее социально и экономически значимых статей). Это, несомненно, и
привлечение в страну иностранного капитала.



4
Бюджетный дефицит на западе.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-
экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.
Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой
рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в
условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично
развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями
бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как
крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить
многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить
наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита
экономически развитых стран. Так, например, в США в 1992 году дефицит
бюджета составлял 4.9 % к ВВП. Выступая летом 1995 года в конгрессе Б.
Клинтон предложил сбалансировать бюджет за предстоящие десять лет.
Президент заявил, что правительство и конгресс обязаны сбалансировать
бюджет, но лишь на основе поддержания развития американской экономики и при
сохранении традиционных американских ценностей.



5
Вывод.

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный
дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными
явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не
только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие
народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет
доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно
в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа
страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно,
наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в
конкретных результатах.






Реферат на тему: Бюджетный дефицит РФ

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ



Кафедра Финансов



Самостоятельная работа на тему:

Бюджетный дефицит РФ



Исполнитель:

студент группы У2-2 Львов Н.Л.



МОСКВА 1998

Вступление

Величина расходной части лишь Федерального бюджета в 1997 году была
запланирована на уровне примерно 529 765 млрд. рублей, то есть федеральное
правительство планировало израсходовать лишь на федеральные нужды целых 16%
от ВВП страны. Изменение инфляции на 1 процент изменяет бюджет на несколько
миллиардов рублей, а от величины налогового бремени зависит работа,
зарплата и уровень жизни граждан страны. Увеличение бюджетного дефицита на
1 процент соответственно увеличивает (должно увеличивать) уменьшение
частных инвестиций, и, следовательно, это приводит к снижению темпов роста
основных средств экономики. Нельзя забывать, что рубль, инвестированный
государством приносит прибыли (а значит и эффекта) в несколько раз меньше,
чем тот же рубль, проинвестированный частным сектором. С другой стороны,
фискальная политика, основанная на кейнсианстве, помогла правительству США
выйти из жесточайшей депрессии, разразившейся в тридцатых годах двадцатого
столетия.
Итак, уровень государственных расходов и налогов, несомненно, играет
ведущую роль в определении объема выпуска продукции и занятости в
экономике. Разница же между расходами и доходами правительства, а в
частности способ покрытия этой разницы имеет не менее серьезные последствия
для макроэкономики страны.

Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита с 1985 и по наши
дни.

Итак, на основе вышесказанного, можно заключить, что наличие
обоснованного бюджетного дефицита не является крамольным злом, но все-таки
инициируемый им государственный долг является вещью довольно неприятной.
Следовательно, необходимо стремиться без нужды его не раздувать, и по мере
возможностей его сокращать. Но когда он (дефицит) есть, его надо
финансировать. Эмиссионное финансирование (как прямое кредитование
правительства центральным банком, так и скупка им государственных ценных
бумаг) в крупных размерах (ползучая инфляция в пределах до 7% в год
считается даже неким положительным фактором) приводит к существенным
инфляционным процессам, и не является приемлемым. Чрезмерное же
заимствование на внутреннем и внешних рынках тоже приносит здоровью
экономики мало пользы, да и ресурсы на этих рынках довольно ограниченны.
Рассмотрим действия нашего (Российского и Союзного) правительства за
последние 10 лет в этой области.

Бюджетный дефицит в период до 1990 года.

В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второй мировой
войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в состоянии
относительного макроэкономического равновесия. Консервативная политика не
допускала появления значительного дефицита бюджета даже в случаях острой
нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпы роста
обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для
осуществления приоритетных проектов. Однако существенное замедление темпов
экономического роста во второй половине 60-х годов заметно сузило
финансовую базу советского руководства при заметном возрастании
амбициозности его намерений (подкормка «братских» режимов, создание
ядерного оружия нового поколения и т.д.). с начала 70-х годов растущий
дефицит финансовых ресурсов во все большей мере стал покрываться путем
увеличения кредитования экономики со стороны банковской системы.
В свою очередь начатая в 1985 году антиалкогольная кампания привела к
сокращению продаж алкогольных напитков и, как следствие, - к существенному
снижению поступлений налога с оборота. К тому же осуществление программы
«ускорения» и перевооружения машиностроительного комплекса имело своим
результатом заметное увеличение бюджетных расходов. Таким образом уже в
1985 году, очевидно впервые за послевоенные годы консолидированный бюджет
СССР был сведен с дефицитом 2,4 % ВВП[1] .
Экономическая политика правительства М. Горбачева - Н. Рыжкова в
последующие годы привела к дальнейшему увеличению разрыва между бюджетными
доходами и расходами. С 1986 года предприятия получили право оставлять в
своем распоряжении все большую часть прибыли, что значительно уменьшило
отчисления в бюджет. Происшедшее в 1986 году падение мировых цен на нефть и
другие энергоресурсы привело к дополнительному сокращению бюджетных
доходов. В то же время ликвидация последствий чернобыльской катастрофы
потребовало новых правительственных расходов. Дефицит консолидированного
бюджета возрос до 6,2 % ВВП. Примечательно, что весь дефицит финансировался
прямым кредитованием ЦБ.
Переход к институциональным реформам в 1988 году при сохранении мягкой
бюджетной политики означал дальнейшую дестабилизацию макроэкономической
ситуации. Наиболее значимыми событиями в этом ряду стали принятие закона о
предприятии, либерализовавшего политику в области выплаты зарплаты,
разрешение предприятиям устанавливать договорные цены, начало
предпринимательского движения. В том же году правительство повысило
закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию при сохранении прежних
розничных цен, что автоматически увеличило объем бюджетных субсидий.
Дополнительные расходы были вызваны землетрясением в Армении и увеличением
минимальной пенсии на 25 % . величина дефицита поднялась до 9,2 % ВВП и
приблизительно на этом уровне сохранялась вплоть до 1991 года.
В декабре 1988 года Политбюро ЦК КПСС обсуждало вопросы бюджетного
дефицита и склонялось к применению рестриктивных финансовых мероприятий.
Однако ни оно, ни правительство СССР не оказались готовыми взять на себя
ответственность за непопулярные решения. Правительство Н. Рыжкова
неоднократно собиралось ужесточить бюджетную политику, но ни разу этого не
сделало. Каждый раз охваченное макроэкономическим популизмом, оно
отступало, не решаясь приступить к осуществлению болезненных решений по
сокращению расходов и дефицита. Невыполненным осталось и публичное обещание
премьера повысить цены на хлеб в мае 1990 года.
Для финансирования бюджетного дефицита активно использовались кредитные
ресурсы Госбанка СССР. Их чистый прирост в процентах к ВВП вырос с 2,8 %
ВВП[2] в 1986 году до 14,1 % в 1990 году, что послужило одной из
предпосылок возникновения гиперинфляции в недалеком будущем.

Деятельность В.Павлова

В. Павлов приступил к обязанностям премьер-министра в декабре 1990.
Осуществление стабилизационного пакета В. Павлова имело ограниченные и
весьма краткосрочные макроэкономические последствия. Стабилизационная
политика В. Павлова носила откровенно антигуманный характер и, как
следствие, не нашла поддержки общества. Денежная реформа нанесла серьезный
удар по доверию к рублю, а также к союзному правительству и непосредственно
к премьеру, да плюс еще окончательная победа руководства Российской
федерации в борьбе за российские предприятия означала конец
стабилизационных усилий союзного правительства. Недостаток финансовых
ресурсов союзного бюджета можно было исполнить только с помощью кредитной
эмиссии. Конкуренция двух властей привела к тому, что совокупный дефицит
российского бюджета и части союзного бюджета, приходившегося на территорию
России, в 1991 году составил примерно 31,9[3] % российского ВВП. Дефицит
был профинансирован за счет кредитов Госбанка СССР и Центрального банка
России.

Стабилизационная политика и бюджетный дефицит при Е. Гайдаре (январь - май
1992 года)

Огромный дефицит бюджета, отсутствие валютных резервов, банкротство
Внешэкономбанка, коллапс административной торговли, реальная угроза голода
в крупных городах лишь добавляли некоторые штрихи к экономической ситуации,
в которой оказалось правительство Е. Гайдара.
Кассовый дефицит бюджета, профинансированный прямыми кредитами
Центробанка, составил 6,9 % ВВП в апреле и 3,3 % ВВП в мае. Кроме того в
апреле были выданы бюджетные кредиты экономике в размере еще 2,3 % ВВП. С
февраля началось кредитование Центробанком государств рублевой зоны.
Кредиты достигли уровня 8,4 % от ВВП. Административный лимит кредитования
коммерческих банков был перекрыт, установленный на первый квартал был
перекрыт в начале февраля. Но все же говоря о правительстве Егора
Тимуровича Гайдара можно отметить, что этой команде, невзирая ни на что,
удалось восстановить макроэкономическую сбалансированность и,
соответственно, управляемость экономикой. Только после этого появилась
возможность проведения какой бы то ни было осмысленной политики.
Однако с июня под давлением со стороны консервативного парламента и
региональных и отраслевых лобби началось отступление по всем направлениям
бюджетной и кредитно-денежной политики. Одним из важнейших поводов для
этого послужил взрывной рост неплатежей между предприятиями в первой
половине 1992 года. Кассовый дефицит бюджета, покрывавшийся кредитами
Центробанка, возрос до 14-15 % в июне-июле и 24 % ВВП в августе. Кроме
того, бюджетные кредиты экономике были увеличены до 14 % ВВП. В. Геращенко,
сменивший в середине июля Г. Матюхина на посту председателя Центрального
банка, провел взаимозачет взаимной задолженности предприятий,
сопровождавшийся массированным кредитование коммерческих банков, достигшим
15 % ВВП в июле и 31 % ВВП в августе. Кроме того, продолжалось кредитование
государств рублевой зоны на уровне 5,5 % ВВП. Совокупный прирост активов
Центробанка вырос до 40 % ВВП в июне, 49 % в июле, 56 % в августе. В целом
дефицит расширенного бюджета за три летних месяца составил 28,8 % ВВП, а
совокупный прирост активов Центробанка - 48,9 % ВВП. Вообще, мы можем смело
говорить о том, что огромные кредиты, выданные руководством Центрального
банка коммерческим банкам и государствам рублевой зоны летом и осенью 1992
года, не имели под собой какого-либо разумного экономического обоснования.
Для правительства крах политики стабилизации стал очевидным в конце
августа. Тогда была предпринята еще одна попытка стабилизации, оказавшаяся
последней в 1992 году. В результате ужесточения бюджетной политики в
сентябре - ноябре федеральный бюджет сводился с профицитом, а кредиты
центробанка на покрытие кассового дефицита не привлекались вовсе. Однако
возвращение к ограничительной политике произошло слишком поздно - ее
результаты на снижении инфляционной динамики сказались лишь через несколько
месяцев - после того, как Е. Гайдар на VII съезде народных депутатов России
в декабре 1992 года был вынужден подать в отставку.

Бюджетный дефицит и стабилизационная политика при Б. Федорове (апрель 1993
- январь 1994)

Уход Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности премьер-министра и
замена его В. Черномырдиным вылилась в своего рода «праздник
безответственности денежных властей. Началась самая массированная кредитная
экспансия в истории России. Ее прирост шел по всем направлениям. После трех
месяцев паузы впервые появился кассовый дефицит бюджета, составивший 8 %
ВВП. Помимо кредитов на его покрытие Центральный банк выдал бюджетные
кредиты экономике в размере 33 % ВВП. Кроме того, коммерческие банки
получили прямые кредиты на 28 % ВВП, а государства рублевой зоны - в
размере 14 % ВВП. Наконец, Центробанк увеличил свои валютные резервы на
сумму более 10 % ВВП. В целом чистый прирост активов Центрального банка в
декабре составил 93,8 % ВВП.
В последующие три месяца неограниченное кредитование экономики
продолжалось, хотя и на несколько более низком уровне. Прощальным аккордом
ушедшего в марте 1993 года с поста министра финансов В. Барчука стал
всплеск расходов федерального бюджета до 63 % ВВП, который увеличил
бюджетный дефицит до 19 % ВВП. Кредиты бюджету дали половину прироста всех
активов Центробанка.
В конечном итоге лишь после того как в конце марта 1993 года Б. Федоров
занял пост министра финансов, у него появилась практическая возможность
приступить к реализации давно утвержденной программы бюджетной
стабилизации.
В числе важнейших мероприятий, осуществленных Б. Федоровым, были
следующие:
Консолидация в бюджете всех внешнеэкономических операций государства и
кредитов предприятиям. Последний бюджетный кредит в размере 200 млрд руб.
(2.4 % ВВП) был выдан Центральным банком в апреле 1993 года.
Существенное сокращение бюджетного дефицита, связанное прежде всего с
отменой субсидирования кредитов, централизованного импорта и импортных
дотаций, либерализацией цен на уголь, зерно, хлеб. Начиная с апреля 1993
года кассовый дефицит бюджета ни разу не превышал 10 % ВВП, а в последнем
квартале 1993 года был снижен в среднем до 6,1 % ВВП.
сокращение привлечения кредитов Центробанка и внешних кредитов для
финансирования бюджетного дефицита.
Начало неэмиссионного финансирования бюджета с помощью выпуска
государственных ценных бумаг (трехмесячных ГКО) с мая 1993 года.
Во втором периоде «федоровского этапа» удалось снизить кассовый дефицит
бюджета до 6,7 % ВВП по сравнению с 7,6 % ВВП в первом, расширенный дефицит
бюджета - до 8,2 % ВВП по сравнению с 11,1 % ВВП.

Бюджетный дефицит и политика В, Черномырдина (февраль - август 1994 года)

Практически сразу же после ухода Е. Гайдара и Б. Федорова правительство
В. Черномырдина заметно смягчило бюджетную и кредитно-денежную политику.
Уже в феврале 1994 года кассовый дефицит бюджета вырос в 2,5 раза по
сравнению с последним кварталом 1993 года и достиг 14,8 % ВВП. Общий
прирост активов Центробанка увеличился до 17,8 % ВВП. В последующие месяцы
дефицит бюджета еще трижды - в мае, июле и августе составлял двузначную
величину. И хотя в конечном счете правительственная политика оказалась не
столь разнузданной, как это было в конце 1992 - начале 1993 годов, и как
ожидалось в начале 1994 года, все же ее смягчение оказалось весьма
существенным.
В среднем за этот период кассовый дефицит бюджета возрос с 6,7 до 11 %
ВВП. Несмотря не на что на финансирование бюджета использовались
иностранные кредиты - второй транш кредита на системные преобразования
(КСП) в размере 1,5 миллиардов долларов, предоставленный МВФ в апреле 1994
года (давший 0,9 % ВВП), а также возросшие поступления от продажи ГКО (1,0
% ВВП по сравнению с 0,2 % ВВП в последнем квартале 1993 года) кредиты
Центробанка Министерству финансов также возросли - с 6,5 до 9,1 % ВВП и
остались важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Именно
эмиссионное финансирование разбухшего бюджетного дефицита оказалось
важнейшим фактором увеличения совокупного прироста активов Центрального
Банка с 12,2 до 13,8 % ВВП

Бюджетный дефицит при первом стабилизационном «походе» А. Чубайса (сентябрь
- декабрь 1994)

После серии изнурительных консультаций и согласований бюджет на 1995 год
с фиксированным дефицитом в 73 триллиона рублей (около 5,5 % ВВП) прошел
три слушания в парламенте и был окончательно утвержден Государственной
Думой 7 марта и Советом Федерации 23 марта 1995 года. В законе о бюджете
было закреплено положение о неинфляционном финансировании его дефицита.
Вообще, бюджетная и кредитно-денежная политика сентября-декабря 1994 года
оказалась более сдержанной, чем в предыдущие семь месяцев. Кассовый дефицит
бюджета снизился с 11,3 до 10,3 % ВВП, но оставался выше уровня,
достигнутого в четвертом квартале 1993 года (6,7 % ВВП). В первом квартале
1995 года макроэкономическая политика правительства оставалась умеренной.
Кассовый дефицит бюджета не превысил 3,6 % ВВП, причем кредиты Центробанка
составили лишь 1,3 % ВВП. Оставшиеся 2,3 % ВВП были профинансированы за
счет ценных бумаг, в том числе за счет принудительно размещенных
казначейских обязательств (КО) - 1,8 % ВВП и за счет ГКО - 0,5 % ВВП.
Анализ доходной и расходной частей бюджета на 1995 г. показывает, что и в
доходной и в расходной частях он составлен с гораздо большей степенью
реализма, чем бюджеты предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и 1994 гг. было
характерно завышение уровня доходов и расходов по сравнению с фактическим
исполнением на 5—6% ВВП. В бюджете на 1995 г., напротив, заложена некоторая
недооценка объема поступлений и расходов. По доходам она составляет около
1% ВВП, а по расходам — от 1—2% ВВП.
В краткосрочной перспективе наиболее важны отнюдь не величины федеральных
доходов или расходов, а разница между ними и способы ее финансирования.
Реальный объем поступлений в федеральный бюджет составил примерно 13% ВВП,
а объем расходов — от 18 до 19,5% ВВП. Таким образом, бюджетный дефицит
составил от 5 до 6,5% ВВП. При оценке ВВП в 1450 трлн руб. размер
бюджетного дефицита составил от 73 до 95 трлн руб. Итак, в 1996 год, год
выборов страна вступила со впечатляющим дефицитом.

Бюджетная политика после 1995 года.

В соответствии с соглашением, достигнутым между правительством России и
МВФ, бюджетный дефицит должен был сокращаться с 5% ВВП в 1995 году до 3% в
1997 году. Однако эти цели не были достигнуты полностью – в 1996 году
дефицит консолидированного бюджета достигал 4.17% от ВВП, а в 97 – почти
4.6 процентов с учетом секвестра. Без него бюджет был выполнен примерно на
уровне 50-60%. Наблюдалось увеличение социальных расходов, сокращение
расходов на образование, науку, армию. Общие расходы консолидированного
бюджета уменьшились с 30.9% ВВП в 1994 году до 22.7% ВВП в 1997. В то же
время размеры государственного потребления стали расти – если в 1992 оно
составляло 16% ВВП, то в 1995 уже 26,5% ВВП.
Значительные резервы сокращения дефицита есть и в рамках вертикального
перераспределения ресурсов между федеральным и территориальными уровнями.
Постепенно сокращаются дотации бюджета отраслям народного хозяйства – с
14% от ВВП в 1992 году до почти 1.6% ВВП в 1997 году. В первую очередь это
дотирование сельского хозяйства. Однако были некоторые моменты увеличения
субсидирования этой отрасли – например в четвертом квартале 1996 года
расходы по этой статье увеличились до 134%. Если исходить из
целесообразности полного прекращения субсидирования отрасли из
территориальных бюджетов, то расходы и соответственно дефицит
консолидированного бюджета следовало бы сократить почти на 0,5% от ВВП.
На протяжении всего рассматриваемого периода львиную долю
консолидированного бюджета съедали жилищно-коммунальные субсидии (например,
в 1994 году по данной статье было израсходовано 29 трлн рублей, что
составило 27% общих расходов территориальных бюджетов).
Например в 1996 году экономия средств бюджета была произведена за счет
снижения расходов на государственное управление ( до 87%) ,науки (до 68%),
госинвестиций (до 72%), пополнения госзапасов и резервов (с 143% до 107%).
Особенно хотелось бы отметить скачек государственных расходов, вызванный
предвыборной кампанией. В 1996 году постоянно увеличивались расходы и
исполняемость по социальной сфера, а практически все остальные статьи (даже
защищенные) безбожно сокращались.
При формировании бюджета на 1997 год существенно были урезаны расходы на
науку, культуру, некоторые социальные программы.
После завершения избирательной кампании появились социально-политические
условия для того, чтобы вернуться к сокращению бюджетного дефицита. Однако
это не было сделано. Более того, размеры дефицита возросли даже по
сравнению с предыдущим периодом, в том числе в сентябре-декабре 1996 г. -до
8,2% ВВП. Еще более значительное увеличение бюджетного дефицита
предусматривалось законом о федеральном бюджете на 1997 год. В случае его
исполнения дефицит федерального бюджета возрос бы в 1997 г. до 12,6% ВВП
(по определению МВФ), а государственный долг как минимум - на 10 процентных
пунктов ВВП. В этом случае финансовая катастрофа, подобная тем, которые
разразились в Болгарии в 1996 г. и в Румынии в 1997 г., стала бы в России
неизбежной.
В течение периода апрель - ноябрь 1997 г. такого развития событий удалось
избежать. Несмотря на крупные дополнительные расходы по погашению
накопленной ранее бюджетной задолженности, дефицит федерального бюджета был
вновь сокращен до 5,3% ВВП. Хотя государственный долг продолжал
увеличиваться, темпы его прироста были снижены по сравнению с началом 1996
г. более чем в 4 раза и концом 1996 г. - почти в 3,5 раза . Более того, во
второй половине 1997 г. впервые за всю историю российского государственного
долга, оформленного ГКО-ОФЗ, его величина не только не возросла, но и даже
снизилась по отношению к ВВП - с 13,2% в июле до 12,8% в ноябре и 12,6% в
декабре.
При рассмотрении бюджета 1997 года параллельно рассматривались следующие
источники бюджетного развития России до 2000 года и статьи их
распределения:

Программа сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы

Итак, каковы же планы нашего правительства касательно регулирования
дефицита бюджета на ближайшее будущее? Ниже я приведу основные направления
действий, планируемых правительством для сокращения федерального бюджета на
1998-2000 годы[4].
Программа нацелена на ограничение негативного влияния на экономический
рост бремени обслуживания государственного долга и на воздействие
государства на финансовый рынок.
Основными задачами Программы на 1998-2000 годы являются:
повышение уровня поступления доходов федерального бюджета с 12,7 процента
валового внутреннего продукта в 1998 году до 13 процентов валового
внутреннего продукта в 2000 году за счет совершенствования налоговой
политики с учетом введения в действие Налогового кодекса Российской
Федерации;
внесение структурных изменений в расходы федерального бюджета исходя из
приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной,
военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета
(без учета расходов по обслуживанию государственного долга Российской
Федерации) в условиях сокращения дефицита федерального бюджета.
Программа составлена исходя из полного обеспечения к 1999 году доходами
федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по
государственному долгу (первичный дефицит).

Установить следующие показатели Программы (в процентах к ВВП):
| |1996 год|1997 год|1998 год|1999 год |2000 год |
| |(отчет) |(оценка)|(проект)|(проект) |(проект) |
|Дефицит |6,8 |5,4 |4,6 |4,4 |3,5 |
|федерального | | | | | |
|бюджета | | | | | |
|Первичный |1 |0,4 |0,2 |- |-0,5 |
|дефицит | | | | | |

Реализация Программы позволит:
оптимизировать объем государственных заимствований и,соответственно,
ограничить расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного
долга Российской Федерации до 4 процентов валового внутреннего продукта в
2000 году (против 5 процентов валового внутреннего продукта в 1997 году);
сократить долю участия государства на финансовом рынке и обеспечить уже в
1998 году снижение доходности по государственным ценным бумагам до 13-15
процентов, что приведет к дальнейшему сокращению учетной ставки
Центрального банка Российской Федерации. В среднесрочной перспективе
номинальные процентные ставки составят в 1999 году 12-13 процентов, в 2000
году - 10-11 процентов;
обеспечить достижение реального роста валового внутреннего продукта к
2000 году в размере 5 процентов за счет стимулирования инвестирования
финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
сократить объем связанных иностранных кредитов. Привлечение внешних
заимствований будет базироваться в основном на использовании кредитов
международных финансовых организаций (Международного валютного фонда и
Международного банка реконструкции и развития).
Программа позволит определять на среднесрочную перспективу параметры
внутренних и внешних государственных заимствований и расходы по
обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Заключение

Итак, здесь были рассмотрен анализ практических действий российского
правительства в этой области управления бюджетным дефицитом.
Приведу некоторые выводы.
На протяжении всего времени проведения реформ были предприняты
определенные попытки проведения целенаправленной экономической политики,
однако под давлением политических факторов ни одна из них не имела того
эффекта, на который можно было бы рассчитывать.
Если в области формирования более-менее рыночного бюджета были достигнуты
значительные успехи, то финансирование бюджетного дефицита продолжает
желать лучшего. До сих пор проводится кредитование ЦБ и Сбербанком расходов
правительства (в некоторые периоды Сбербанк с ЦБ были главными держателями
ГКО).
Хотя по принятой в России системе бюджетной классификации бюджетный
дефицит в 1997 году не превысит 5% от ВВП, по международной классификации
он существенно выше (здесь учитывается обслуживание долга).
Принят экономически обоснованный курс на снижение расходов правительства
на дотационные отрасли, проводятся мероприятия по улучшению исполняемости
бюджета, в частности на подходе принятие нового налогового кодекса.
За последние три года было много сделано на пути внедрения здравого
бюджетного федерализма.
Существует немало ресурсов для уменьшения дефицита бюджета, как за счет
снижения и реструктуризации расходов, так и за счет улучшения собираемости
налогов.

Список использованной литературы

0. Закон РФ от 24 января 1997 «О федеральном бюджете на 1997 год»
0. Закон РФ от 26 марта 1998 г. №42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год»
0. Закон РФ от 31 декабря 1995 г. N 228-ФЗ «О федеральном бюджете на 1996
год»
0. Закон РФ от 31 марта 1994 г. N 39-ФЗ «О федеральном бюджете на 1995 год»
0. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1003 "Об
утверждении Программы сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-
2000 годы"
0. Арешонков В.Г «Экономика» М.: Инфра-М, 1996
0. Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия», 1995 год
0. «Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики»,
«Банковское дело» №6, 1997
0. «Прогнозные ориентиры на 1999 год и на период до 2001 года», «Экономист»
№3, 1998
0. Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997
гг.», «Вопросы экономики» №2, 1998
0. Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997
0. Ляско А. «Бюджет на куриных ногах», «Экономика и Жизнь» №10, 1998
0. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист»
№1, 1998
-----------------------
[1] Финансовая стабилизация в России. «Прогресс- Академия». Москва 1995
год. Стр 51.
[2] Финансовая стабилизация в России. «Прогресс- Академия». Москва 1995
год. Стр 74
[3] Финансовая стабилизация в России. «Прогресс- Академия». Москва 1995
год. Стр 74
[4] Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1003 «Об
утверждении Программы сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000
годы»





Новинки рефератов ::

Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Культура России второй половины 19 века (Культурология)


Реферат: Находка (География)


Реферат: Автоматизация банковского офиса: как обслужить 10 000 клиентов в день? (Технология)


Реферат: Разработка программы диагностики и тестирования аппаратных средств ПК (Компьютеры)


Реферат: Государственный строй древнего Рима (История)


Реферат: Отечественная история (История)


Реферат: Парсонс и его теория действия (Социология)


Реферат: Конспект учебника Новицкого И.Б., "Римское право", 1993 (Право)


Реферат: Производство (Предпринимательство)


Реферат: География тепловой электроэнергетики России (География)


Реферат: Казахстан в составе Российской империи (История)


Реферат: А. Н. Островский "Жестокие нравы" (Литература)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Джайнизм (Религия)


Реферат: Автоспорт - виды и особенности (Физкультура)


Реферат: Preisbildung eines Untenehmens (Ценообразование на предприятии) (Иностранные языки)


Реферат: Корпорация Даймлер-Крайслер и компания Мерседес-Бенц (Транспорт)


Реферат: Романтизм (Искусство и культура)


Реферат: Текстовый редактор Word для Windows (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист