GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституционное право Казахстана (шпаргалка) (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституционное право Казахстана (шпаргалка) (Право)



Понятие конституционного права его предмет и методы. Понятие кп: отрасль
права. Предметом регулирования, которой являются принципы организации и
порядок функционирования института государственной власти, правовое
положение граждан и их взаимоотношение с государством. Методы: 1.обязывания
2запрещения 3дозволения 4признания (непризнания).
1. Принципы Конституции (основополагающие устои, начала): По учебнику:
1народного суверенитета 2конституционной законности 3 гуманизма 4
стабильности конституции. 5. единства и разделения властей. По
лекциям: 1. принцип общественного согласия 2.казахстанский патриотизм
3.политической стабильности 4.разделения властей 5.высшей юридической
силы и прямого действия к. 6принцип конституционной законности. Виды
принципов в системе КП: 1декларативные (народ суверенитет) 2реальные
принципы (имеют чёткую юрид форму. Сменяемость, выборность, разделение
властей).
2. Конституционно – правовые нормы:общеобязательные правила повледения
установленные государством для регулирования Конституционно правовых
отношений. 1Запрещающие 2.Обязывающие(собл-ть к, меры должн поведения)
3.Дозволяющие (разд2 чел и гр- гос неделеляет опред обьёмом прав и
свобод).Структура (гипотеза, диспозиц, санкция)
3. Конституционно – правовые институты: Совокупность конституционно прав
норм регилр-х совок-ть однородных о:о. Виды: 1.Правовой статус
личности (устанавливает основу му личностью и государством в
экономика, политика «р.К.2») 2.Основы конституционного общественного
строя.(форма правления, устройства, режим «р.К.1») 3.Президенства
(порядок выборов,компитенцию,скроки,былоры,порядок перехода властных
полномочий ст48 «р.К.3.») 4.Парламентаризма (структура П.компитенция,
порядок прекращения полномочий «р.К.4.»). Правительства («р.К.4.»).
6.Конституционный контроль (конституционный совет «р.К.6.»).
4. Субъекты конституционно-правовых отношений: 1.Народ (на свобод
выборах, референдумах) 2.Государство и его структурные подразделения
(административно-территориальные единицы). 3.органы государства
(президент,законодательные органы государственной власти, органы
исполнительной власти «правительство,центральные отраслевые органы
исполнительной власти – министерства,ведомства, местная
администрация»,органы судебной власти, прокуратуры. 4. Органы местного
самоуправления 5.общественные обьединения (политические партии,
общественные фонды,профессиональные союзы, ассоциации, съезды народов,
органы общественной самодеятельности). 6.Граждане (индивиды и их
коллективы). 7. Депутаты Парламента. 8.Иностранные граждане и лица без
гражданства.
5. 9.Источники Конституционного права: юридические формы, способы
выражения правовых норм, регулирующие основные комплексы общественных
отношений, образующих предмет КП. Источник права: выражение гос воли,
направл-й на формирование, изменение или прекращения права
определённого содержания. Источники: позитивное право, естественное
право. 1.Конституция(основ закон гоударства, закреп-й основы обществ и
экономическ строя данной страны, форму правления и государственного
устройства, правовое положение личности, порядок организации и
компетенцию органов власти и упраления в центре и на местах,
организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы. 2.
Конституционные законы (конкретизируют нормы К.) 3. Нормативные
указы.(сила конст зак-на,зак-на,подзак нпа) НПА Конст зак о первом
през-те, Законы о гражданстве РК. О внесении изм и доп в конст-ю. О
языках в РК. О выборах, Всеобщая декларация прав человека.
6. Декларация о государственном суверенитете Каз ССР.
7. КЗ «О государственной независимости РК». Общая характеристика.
10. Форма Конституции: писанный единый консолидированный документ.
Структура (внутреннее строение) Конституции: 1.часть: преамбула
(приоритеты, цели) 2ч: разделы К. 1р: общие положения закрепляющие основы
конституционного строя. 2р: человек и гражданин (права, свободы,
обязанности). 3р:Президент (правовой статус главы гсударства, функции,
порядок избрания, порядок выборов, переход полжения) 4р: Парламент
(правовой статус, структура»бикомеральная») 5р: Правительство (порядок форм-
я, состав, полном-я) 6р: Констит совет (орг конст контроля, образов,
функция охр констит) 7р: Суды и правосудие (прав статус суд власти,
принципы правосудия) 8р: местн гос управление и самоуправление
3ч:заключительные и переходные положения.
11. Социально-политическая сущность Конституции. 2аспекта: 1) Юр документ
который является правовой основой для текущего законодательства (регулируя
отношения му личностью и государством закр прав статус презид-та,
парламента) 2) К. политический документ (отражает реальное соотношение
социально-политических сил в обществе)
12. Юридические свойства конституции: 1. основной источник права (основа
текущего зак-ва) 2.верховенство и высш юрид сила 3. прямое действие 4.
Учредительный характер 5. Стабильность, устойчивость, восприятие к
меняющимся условиям (д.Маршал) 6.Особая охрана (Создан орг конст контроля –
конст совет р6.).
13. Принятие конституции 1995: 1)создание АНК 1марта 1995. 2) 6марта 1995
Конст суд решение о несоотв-и решений Цик Констит страны (не легитимность
состава верх совета РК избр 6 марта 1994г). 3) 11 марта верх совет
роспускается. 4)прямое през-е прав-е 5) Анк предложение продления полномоч
през-та – референдум 6) 22мая 1995 През-т изд постан-е о созд эксперт-
консульт совета по разработке проекта новой конституции (Сапаргалиев,
Сулейменов,Басин,Нурпеисов,Котов,Ролан Дюма, Жак Катали,Шакенов,Алексеев,
Назарбаев). Вопросы: Форма правления, структура парламента, вопрос о
гражданстве, модели конст контроля. 7) 30августа 1995 референдум о проекте
конституции. 8) 5сентября 1995г.вступление конституции в силу.
14.Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию. Мб изменена
на референдуме проводимым по инициативе През-та, Пар-та, Прав-ва. През-т
решает назначить референдум, направить в парламент(3/4), отложить
инициативу. Парл-т обр-ся к през-ту през-т откл поправки. Изм-т её 4/5.
През-т 1) подписывает 2)Запрос в КС 3) Референдум.
15.
16. Конституционный строй: исторически конкретная система экономических,
социальных, политических и духовно-культурных отношений закреплённых в
конституции данной страны. Признаки: 1)наличие разработанной и принятой
демокр путём конституции 2)Реальн Многопортийн 3)Правозгл и реальн обеспец
прав и свобод граждан 4) Независимость судеб власти 5) Реальн разд власти
6) Выборн и сменность высш и мест орг власти 7) Социальн политика направл
на соц-уязвим слои насел-я 8)разв сист самоуправл-я. Элемент основ конст
строя – общ полож 1 разд. (Фома правления-способ орг верховн гос власти,
Форма гос устройства.Суверенитет(гос,народ,национальн)
17. Конституц основы социально-экономических отношений: Социальные: ст1
К: гос утвержд-т себя социальным (что означает защиту 1)семьи, материнства,
детства ст27, 2) соц уязв слоёв насел-я: пенсионеры, инвалиды, семья
3)внимание межнациональным отношениям ст19.) Экономические: связ-но с
произв, обменом, распред, потребл, матер-х благ (ст6 защита гос и част соб-
ти ст.26 неприкосн част соб-ти, свобода предприн деят-ти)
18. Конст основы политич отношений: связанные с реализ полит власти.
1.Отношения му полит партией и гос-вом ст5. Порядок созд Обществ
обьед,партий… их финансирование. 2.констит закрепл политич систему (гос-во,
партии, обществ обьед-я, проф союзы религиозн обьед-я ст, право избирать и
быть избранными 33.К.) Подсистемы полит системы: 1Конст подсист (гос
органы, партии) 2Нормативно – регулятивная 3Информационно-комуникативная
(СМИ,газеты,Интернет)
19. Конст основы духовно-культурных отношений. Регулируются в наименьшей
степени. Ст 22. Свобода совести. 1.право выбирать религию 2 право
заниматься атеистической деятельностью 3 право не исповедовать религию и не
заниматься атеистической деятельностью. Пассионарии – лица живущие ради
идеи. Гарантия сред образов Право на высш образование, качеств образов в
соотв со стандарт .30. Свобода слова и творчества. В пред-х пред-х Ст20 и
зак-м о гос секретах.
20. Основополагающие принципы деятельности республики. 1)ст 1 п 2.
Обществ согласие межнац отношений 2)политическая стабильность. (влияет
полит режим-диктатура,кругл стол). 3)казахстанский патриотизм
(эмоциональное отношение к родине) 4) экономическое развитие на благо всего
народа.
21. Форма правления в РК: опредляет способ организации верховной гос
власти (кому принадлежит эта власть) Признаки Президентской республики:
1)выборн главы гос-ва 2)глава гос-ва возгл исполнит ветвь власти
3)отсутствие правительства 4) През-т не вправе распускать парламент 5)
Президент не вправе издавать законы 6) 4года правл. (США, Юж. Корея)
22.Форма государственного устройства РК: внутренняя структура гос-ва,
способ его политического и территориального деления, обуславливающий
определённые взаимоотношения органов всего гос-ва с органами его составных
частей. 14обл гор Респ значения, Столица.Унитарн гос-во 1)единая
конституция 2)Един гражд-во 3)Единая сист орг власти 4)Суверенное гос-во
(виды суверенитета – государственный «незав-ть при пров внеш и внутр
политики», народный «ст3 прин народа пред-ли През-т Парл-т», национальный
«право нации на самоопределение»)
23.24.26. Понятие правового статуса личности: совокупность право свобод
и обязанностей личности а также гарантии их реализации.(реализация зависит
от матер-го статуса личности)Конституционное закрепление прав и свобод
1позитивный подход (перечисл прав и свобод) 2Негативный (устан-ся запреты)
Структура прав статуса личности: 1) Гражданство 2)Правосубъектность
3)Основные права свободы и обязанности. 4)Гарантии реализации прав и
свобод :условия и средства при кот-х реализ-ся права и свободы. Условия
(политикио-прав режижим котор слож-ся в государстве) Средства (деят-ть
власт-х структур при помощи которых происходит реализация). Виды гарантий:
1)внутренние (конст совет, мин юст, амбуцман, прок-ра 2)международно
правовые (ООН, ВОЗ, Европейск суд по прав-м человека, ОБСЕ).
25. Классификация прав и свобод личности: По группам общественных
отношений: .в области безопасности личности и частной жизни 2.в
сфереэкономической, социальной и культурной деятельности 3. в сфере
общественно-политической и государственной жизни. В зависимости от
содержания: 1.личные 2. социальные, экономические, культурные 3
политические. В зависимости от принадлежности лица к гос-ву 1граждан
2иностр-в 3 безгражд-ва . По соподчинённости 1основные (участ в управ гос-
вом) 2дополнительные (равный доступ к гос службе). По хар-ру осущ-я:
1конкрет-е (охр здорвья) 2регулир-ся вне правоот-й (при их нарушении право
на жизнь) По форме осуществления: 1Индивидуальные (свобода совести)
2Коллективные (коллектив труд споры ст. 24.К)
27 Понятие и принципы гражданства: Понятие: устойчивая политико-правовая
связь лица с государством выражающая совокупность их взаимных прав и
обязанностей. ПРИНЦИПЫ: 1 общие 1)равноправие 2)не дискриминация 3)
неотчуждаемости 4)единство прав и обязанностей 2.Специфические 1)единое
гражданство 2)равного гражданства 3)невозможность лишения гражданств 4)
невыдача 5)защита и покровительство 6)право крови 7)право почвы
8)Территориальности
28. Порядок приобретения гражданства. 1Филиация (по
рождению)Приобретается на основе права крови, почвы.2.Натурализация –
принятие в гражданство данного гос-ва иностранца по его заявлению. Условия
вступления:1)обязательное: отсутсутсв гр-ва др гос-ва 2)факультативное:
5лет прожив-я.не распр-ся: вступление в брак,оралманы,репотрианты,наличие
заслуг перед Каз-м, Близкие росдств,несовершеннолетние,недееспособные.
Восстановление в гражд-ве происходит на общих основаниях. При переходе
территории: 3Оптация – добровольный выбор гражданства 4,Трансферт:
приобретение гражданства без права выбора.
29. Основания откланения ходатайства о приёме в гражданство. 1)совершение
преступления проитив чел-ва,выст-е против суверенитета и независимости РК.
2) призыв к нарушению единства и целостности территории РК. 3)
противоправная деятельность, наносящая ущерб гос безопасности, здоровью.
4)Разжигание межгосударственной, межнациональной и религиозной вражды,
противодействие функционированию гос языка. 6)признание судом особоопасным
рецидивистом 7)гражданство др гос-ва.
30.Порядок прекращения гражданства. По закону о гражданстве: ФОРМА:
1выход из гражданства (запрещается: 1)привлечено к ответственности 2)может
нанести ущерб национальной безопасности 3)имеет обязательства перед юр и
физ лицами). Ф2:утрата гражданства (автоматически: 1) гражданство
приобретено с использованием заведомо ложных сведений 2)Если гражданин РК
не встаёт 5лет на консульский учёт).

31.Полномочия государственных органов по поросам гражданства.1. Президент
(указ): приём, восстановление,сохранение, выход,утрата гражданства.
Комиссия по вопросам гражданства при призеденте. 2.МВД управления и отдел
внутр дел обл,гор,районов, за пределами РК мин-во иностр дел: приём
заявлений, ходотайств, регистрация утраты гражданства. Повторное заявление
по истечению года.
32. 33. Классификация иностранных граждан: ПО ОТНОШЕНИЮ К ЮРИСДИКЦИИ
НАШЕГО ГОСУДАРСТВА: 1)дипломаты 2)обладающие частичным иммунитетом (военск
части). 3)лица на которые полностью распространяется юрисдикция нашего
говударства. ПО СРОКУ ПРОЖИВАНИЯ: 1)постоянно проживающие 2)временно
прибывающие ПО ОТНОШЕНИЮ К НИМ ГОСУДАРСТВА, ПО ЦЕЛЯМ ПРЕБЫВАНИЯ
(воссоединение с родственниками).
34. 36.Конституционно-правовой статус общественных обьединений. Понятие:
самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые гражданами на
основе общности интересов в достижении целей, указанных в их уставах,
основными организационно-правовыми формами которого являются: общестенные
организации(фиксир-е членство), движения, фонды (общ-но полезн функции),
обществ учреждения (управл,соц-культ и иные функц не комерч хар-ра.),органы
обществ самодеят-ти(в интер-х опред круга лиц). Статус: Право на свободау
обьединений, на добровольное вступление,участие в создании, выхода из Общ-
го обьед-я. Несения определ-х прав и обяз-тей внтри общ обьедй. Защита
социальных,культурных прав и свобод, удовлетвор-е проф интересов, охраны
жизни и здоровья, благотвор деят-ть, воспитание полит, гуманист.международ
сотр-во. Учрежд средств масс информ, пекитирование,шествия,издателская деят-
ть…Функционир на основе самоуправления, свобод волеизявления..
35. Политические партии Казахстана. Политические обьединения созданные с
целью пихода к власти.(активная и организационная часть общества,
обьединённая общими интересами,целями и идеалами и стремящейся овладеть гос-
й властью или решающим образом влиять на её осуществление. Этапы:
1.Декабырьск события распад СССР.Созд движения Невада Семипалатинск
–желтоксан. 2До распада СССР: закон об общесвенных обьединениях.
Правительственные партии СНЕК-Пнек-Отан. Народный конгресс Казахстана.
Появление либеральных партий: Акжол, РНПК,Азамат. Проблемы осутсвие явно
выраженных лидеров.Находятся в стадии становления.Многопартийность:
Отан,Гражд,Коммунист, Аул, Акжол. Функции политических партий: Реализуют
цели: приход к власти, борьба за неё,давление на власть
37. Взаимоотношения государства с общественными обьединениями и
политическими партиями: Проводится контроль со стороны гос-ва и
общества.Ограничения строго в соответсвии с зак-вом. Нарушение статуса общ-
го обьед-я закр-го в зак-ве не допускается. Действия напарвленные на
восстановления нарушенной обществ обьед-м законности не считаются
незаконным вмешательством. «закон об общественных
обьединениях»предусматривает ответсвенность за неправомерное вмешательство
в функционирование общественных формирований. Может быть применён
принудительный роспуск на основании решения суда.
38.Понятие и социальная функция выборов: Понятие: процедура формирования
гос органа или наделение полномочиями управомоченных лиц.Выборы
легитимируют власть посредством выборов народ определяет своих
представителей и выборы служат, барометром политической жизни.
39. Понятие избирательного права.Принципы избирательного права. Понятие
имеет 2значения: 1)ОБЬЕКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: система правовых норм
регулирующих общественные отношения связанные с выборами органов
государства и мест самоуправления.2)СУЛЬЕКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ
ПРАВО:гарантированное гражданину государством право участвовать в выборах
государственных органов. Состоит из 1)пассивного избирательного права(быть
избранным) 2)активного избирательного права(избирать).Принципы
избирательного права (основополагающие идеи,начала лежащие в основе чего
то.1) всеобщее избирательное право(избирательный корпус). 2)Равное
избирательное право (равное кол-во голосов «1») 3)прямое(президент) и не
прямое(сенат) избирательное право. 4)тайное голосование 5)добровольность
участия.
40.Избирательная система РК. Её особенности.В широком смысле избир
система: совокупность юр норм устанавливающих принципы на основе которых
осуществляются выборы. В УЗКОМ СМЫСЛЕ: способ распределения депутатских
мандатов му кандидатами в зависимости от результатов выборов. ИС:
определяет порядок организации и проведения выборов. Регулирует отношения
возникающие в процессе формирования гос органов. Виды избир систем:
1)прапорциональная (появилась 7 октября 1998) 2)смешанная 3)мажоритарная
а)абсолютного большинства(50+1) б)относительного большинства
в)квалифицированного большинства (23,34).
41. Избирательный процесс: урегулированная законодательством
деятельность индивидов, органов, групп по подготовке и проведению выборов в
органы государственной власти. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: 1)назначение
дня выборов (президент)2)формирование избирательных органов избирательных
округов и избирательных участков. 3)составление списков избирателей
4)выдвижение кандидатов и их регистрация 5)предвыборная агитация
6)финансирование выборов 7)голосование, подсчёт голосов, установление
результатов выборов их опубликование. Вручение удостоверение председателем
ЦИКа.Органы: ЦИК, территориальные и окружные избирательные комиссии.
42. Финансирование выборов. Понятие, виды, ограничения. Понятие:
специальная деятельность органов власти граждан и организаций РК по
предоставлению денежных и иных средств кандидатов для проведения более
эффективной избирательной компании. Виды: 1Государственное финансирование
(15 мин телевидение, 10минут радио, публикация 2х статей)Денежная сумма:
Президент 2440000, сенат 200000,Мажилис 112000,обл маслихат 50000 в
районные органы 30), 2Не государственное финансирование За расходование
средств необходимо отчитываться и не превышать установленные законом
пределы. Деньги могут перечислять только граждане РК.
43. Способы распределения мандатов по партийным спискам. 7котября1998г.
Появилась пропорциональная система. Используется формула Хеира Квота=общ
кол преодалевш 7% барьер / 10(кол-во мест). Бывают Жёсткие списки (кто
прошёл решает сама партия) Гибкие списки (избиратели решаю кто победил)
44. Понятие референдума, его отличие от выборов. Виды референдумов.
Референдум: всенародное голосование(опрос) по наиболее важным вопросам
государственной жизни. ОТЛИЧИЯ РЕФЕРЕНДУМА ОТ ВЫБОРОВ: 1) выборы имеют
срочный характер, референдум проходит по мере необходимости. 2)объект
выборов – кандидат, референдума – вопрос. Классификация: 1.Республиканский
местный 2.по юридической силе: консультативный, постановляющий.
3.Факультативный Обязательные 4.Конституционный (изм констит)
2.Законодательный.(изм законов).1Административный референдум
(управленческие вопросы, продл срок през полном-й) 2.Международно-правовой
(вхожд в ЕЭС)
45.Предмет референдума. 1)принятие конституции и внесение поправок в
конституцию. 2) принятие конституционных законов а также решение иных
наиболее важных вопросов государственной жизни. Вопросы, которые не могут
быть предметом референдума: 1)Унитарность 2)территориальная целостность
3)форма правления.
46. Этапы становления института президентства в РК. 1)Верховный Совет
Казахской ССР законом от 24 апреля 1990г. «Об учреждении поста Президента
КССР и внесении изм и доп-й в Конституцию.2)1декабря 1991г. Всенародные
выборы главы государства.3)Возглавляет един систему исполнительной власти.
3) 30августа 1995г.Конституция закрепила През-ю форму правления,
арбитражные функции.
47. 48.Место и роль президента в системе высших ОГВ по Конституции
1995г.Президент не входит не в одну из ветвей, Равноудалён от ветвей
власти,Является высшим должностным лицом, ФУНКЦИИ: (основные направления
деятельности):1) определяет основные направления внешней и внутренней
политики. 2)Арбитражная фукнция.3)Нормотворческая функция 4)контрольная
функция.более 100 полномочий. 80-85%ключевых
49. Выборы президента РК, порядок вступления в должность.Проводятся в
первое воскресенье декабря каждые 7м лет.1тур: применяется мажеритарная
система абсолютного большинства(50+1) 2тур система относительного
большинства. Вступает в должность с момента принесения присяги. Переходят к
председателю сената – мажелиса – примьер-министру.
50.71.Полномочия президента в отношении парламента. Полномочие:
Официально предоставленное кому–н. право какой–н. деятельности, ведения
дел. 1)назначает выборы 2)вправе роспускать парламент 3)назначает 7х
сенаторов 4)вносит кандидатуру председателя сената 5)может определять
срочность рассмотрения законов 6)обьявляет закон приоритетным 7)имеет право
присутствовать на заседании парламента 8)Имеет право полного и частичного
вета на закон. 71Правительство: 1)Информирует през-та о выполнении
программы Прав-ва, поручений През-та направления своей деят-ти 2)Организует
исполнение актов президента 3)Выполняет поручения о внесении
законопроектов. 4) представляет на утверждение гос программу 5) Согласует с
Президентом планы законопроектных работ Правительства. 6)Президент отменяет
или приостанавливает действие актов Правительства.
51.Полномочия Президента в отношении конст совета и референдума.КС:
1)назначает на должность 2членов и председателя КС.2)В случаях 72К.
обращается в КС. 3)Вносит возражения в целом или в его
части.(преодолевается 23).Референдум: 1)принимает решение о проведении,
2)о необх-ти принятия изм и доп-й в Конст-ю др предмеа реф-ма без его
проведения 3)Отклонение предложения о референдуме(преод-ся 45 голосов
парламента) 4)с согласия инициаторов, вправе уточнить формулировку вопроса.
52.Полномочия Президента в отношении судов, судей и Акимов. Судов и
судей: основываясь на рекомендациях Высш Судеб Совета 1)представляет Сенату
парламента Председателя Верховного суда республики, председателей коллегий,
судей Верховного суда. 2) назначает на должность председателей областных и
приравненных к ним судов, председателей коллегий и судей областных и
приравненных к ним судов. 3)по представлению министра юстиции, основанному
на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции, назначает председателей
и судей других судов республики. АКИМЫ:По представлению ПМ 1)назначает на
должность. 2) приостанавливает, отменяет полностью или частично действие
актов Акимов. 3)Даёт поручения Акимам, заслушивает их отчёты.4)освобождает
от должности, недоверия 23 голосов маслихатов. 5)Определ-т порядок
назначения или избрания Акимов районов, городов,районо в городах, аульных
округов,сёл.
53.Полномочия Президента в отношении правительства. 1)Предлагает
кандидатуру Премьер на должность министра. 2)Может давать поручения
правительству и отдельным министрам 3)может председательствовать на
заседании правительства 4) отправлять в отставку 1)примьер министра
2)министра 5)поручать разработку законопроектов.
54.Полномочия президента в области внешней политики, обеспечения
обороноспособности и безопасности государства. ВНЕШНАЯЯ ПОЛИТИКА: 1)ведёт
переговоры, подписывает международ договоры РК.Выдаёт полномочия на их
проведение.2)подписыв ратиф-е грамоты 3)решение о преостановл действ не
подлежащих действию му народ договоров, закл республикой. 4)Вносит в
Парламент представление о денонсации международных договоров. 5)назначает и
отзывает глав дипломатических представительств РК.6)принимает верительные и
отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических и иных
представителей иностранных государств.ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ:
1)Верховные главнокомандующий ВС, назначает и освобожд от должности высш
командный состав республики.2)введение чс, применение ВС 3)Мобилизация
4)Формирует подчинённую ему службу охраны президента, республик-ю гвардию.
5)утверждает военную доктрину. 6)Решение о призыве и увольнении в запас 7)
с согласия сената назначает Председателя КНБ, освобождает от должности.
55. Акты Президента РК и их юридическая сила. Указы, Законы (23 кажд из
палат делегирования ему полномочий на срок до1года) ,Указы имеющие силу
закона(рассмотрение проекта закона срочным), распоряжения. Действуют на
всей территории РК.
56.Система обеспечения деятельности главы государства. Состоит из
государственных органов и должностных лиц. Помощники президента, советники
президента(мб иностранными гражданами) Роль администрации в осуществлении
его полномочий. 1)Организует визиты президента. Состоит из руководителя
администрации, пресслужбы, протокольной службы. Готовят информацию о
стране.
57.Порядок досрочного прекращения полномочий президента РК.1)Отставка
2)досрочное освобождение (устойчивая белезнь, препятствующая выполнению
полномочий). Создаётся комиссия парламентом из соответствующих областей
медицины, равное кол-во от кажд палаты депутатов.Заключение
комиссии,Конституционный совет даёт заключение о соблюдении конституционных
процедур. ѕ голосов общего числа депутатов каждой из палат. 3)отрешение
(импичмент) Гос измена: переход на сторону врага, разглашение тайны
наносящей ущерб. Мажелис-Сенат(расследование) – конституционный
суд(заключение о соблюдении конституц процедур)- верховный суд (заключение
об обоснованности предьявленного обвинения) – парлмент 34 голосов.
58.Место и роль Парламента в системе высших ОГВ.Назначение парламента в
принятии законов, создание нормативной базы для преобразования общественных
отношений.. Место и роль зависит от формы правления(способа организации гос
власти). Локк Монтескье: должен принимать законы.Руссо: дб наделён
контрольными фукнциями.
59.Порядок формирования Сената(39) и Мажилиса(77) Парламента.ЦЕНЗ Мажелис
25лет залог.Полномочия 5лет. Сенат: 30лет,5 лет в гражд-ве, стаж
работы,Осёдлость 3года, Высшее образование, не иметь судимости,
залог.Ротация каждые 3года. Полномочия 6 лет.
60. Рабочие и координационные органы Парламента. Постоянные
комитеты.Мажелис 1)по экономике финансам и бюджету 2)по законодательству и
судебно – правовой реформе 3) по международным делам 4) по социально-
культурному развитию 5) по вопросам экологии и природопользованию 6) по
аграрным вопросам. Сенат (1-3+по вопросам регионального развития и местного
самоуправления). Временные комиссии. Координационные органы:Бюро сената
(зам рук сената) Бюро мажелиса. Председатель мажелиса – представляют
депутаты, сената – президент.
61.Полномочия парламента реализуемые на совместном заседании палат:
1)Изменения и дополнения в конституцию, конст законы, принимает кз.
2)утверждает республиканский бюджет и отчёты по его испольнению.3)повторн
обсуждение и голосование по законам.23 преодолевает.4)23 делегирует
законодательные полномочия Президенту. 5)согласие на назначение Президентом
Премьер – министра,нац банка. 6)заслушивает доклад ПМ, одобряет или
отклоняет его программу 7)Выражает вотум недоверия правительству 23 по
инициативе 15.8)решает вопросы войны и мира 9)Принимает предложения През-
та о использовании ВС 10)проявляет инициативу о республиканском
референдуме. 11)заслуживает послания КС о конст законности 12)Образует
совмест комиссии палат, избирает и освобождает от должности их
председателей, заслушивает отчёты комиссий.
62.Исключительная компетенция сената: 1)избрание и освобождение от
должности по представлению П: Председателя Верх Суда,председателей коллегий
судей Верховного суда Республики, принятие их присяги. 2)Согласие на
назначение Ген прокурора, Председателя КНБ. 3)Лишение неприкосновенности
Ген прокурораПредседателя и судей Верх суда 4)досрочное прекращение
полномочий местных представительных органов 5)делегирование 2х депутатов в
состав Высшего Судебного совета 6)Рассмотрение вопроса об отрешении
Президента, вынесение результатов на совместное заседание палат.
63.Исключитльная компетенция Мажилиса: 1)Принятие к рассмотрению и
рассмотрение проектов законов. 2) Подготовка предложений по возражениям
Президента на принятые парламентом законы 3)Избрание и освобождение по
представлению Президента заместителя Председателя, секретаря и членов Цик
4)Обьявление очередных выборов Президента 5)делигирование 2х депутатов в
состав Квалификационной коллегии Юстиции. 6)Выдвижение обвинений против
Президента против гос измены.
64.Законодательный процесс. Понятие, основные стадии.
Понятие:определённый порядок принятия законов состоящий из стадий:
1)Предпроектный этап 2)Внесение законопроекта (депутаты, правительство)
3)Принятие к рассмотрению 4)Рассмотрение и принятие в мажелисе
5)Рассмотрение и принятие законопроекта в сенате (становится законом).
6)Подписание Президентом 15 дней (вступают в законную силу) и
опубликование.
65.Правовое положение депутата Парламента. Депутатские
объекдинения.ДЕПУТАТ. Иммунетет:особый порядок привлечения. Индемнитет:
материальная независимость. Права депутата:1)мб выбран в руководящие
органы парламента 2)разработать проект закона 3)предложения по повестке
дня. 4)Участие в прениях. Обязанности депутатов: присутствовать на всех
заседаниях и лично голосовать.Меры взыскания: Лишение 1днев зарплаты
2оключение микрофона 3выведение из зала 4.принудительное принесение
извенений.
66.Депутатский запрос. 1)Это форма контроля.Официальное обращение на
совместном и раздельном заседании палат к должностным лицам гос органам
дать на сессии парламента разъяснение.(Премьер министру,Членам
правительства, председ-лю НБ,председателю и членам ЦИК, Ген
прокурору,Председателю КНБ,Членам Счётного кометета за исполнение бджета.
Вносится в письменной форме и подлежит оглашению на сессии Парламента. 2)На
запрос должен быть дан устный, письменный (до месяца) ответ. В течение
месяца необходимо дать ответ, 3)по ответу на запрос депутаты выражают своё
отношение, Парламент принимает постановление. 4) парламенсткие прения, мб
вынесено недоверие. Существует и депутатский вопрос, ответ на которых
даётся теми же лицами в сразу или в 3х дневный срок.
67. Основания досрочного прекращения полномочий Парламента. Президент
распускает парламент в случаях: 1)Выражения Парламентом вотмума недоверия
Правительству. 2)Двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение
Премьер мнистра. 3)Политического кризиса (перерыва в деятельности гос
органов) в результате непреодолимых разногласий между палатами Парламента
или Парламентом и другими ветвями государственной власти 2.Парламент не
может быть распущен в период черезвычайного или военного положения, в
последние шесть месяцев полномочий Президента республики, а также в течение
одного года после предыдущего роспуска.
68. Место и роль Правительства в системе высших органов государственной
власти. Правительство: коллегиальный орган общей компитенции выполняющий
исполнительную и распорядительные функции. Его роль зависит от формы
правления. Возглавляет систему исполнителных органов = правительство +
местные исполнительные органы.В през-х и смешанных форм правления
ответственно перед президентом.
69.Порядок формирования Правительства и его состав.Способы порядка
формирования правительства: 1) Парламентский 2)Внепарламенсткий. Процедура:
1)Президент вносит кандидатуру на совместное заседание палат парламента
(цензов нет). 2)Согласие парламента 23 голосов каждой из палат
3)Предложение о структуре правительства его составе внсится Президенту
Премьер министром в 10днев срок после назначения ПМ.4)Состав правительства:
1)Премьер министр, 2)руководитель конценлярии ПМ. 3) Заместители ПМ
4)Министры 5)др лица определяемые ПМ (руководители комитетов).В составе
прав-ва функционирует президиум. Заседания проводятся не реже 1раза в
месяц. Председательствуют:1)Президент,2)ПМ, 3)назначенное им лицо.
70.Компитенция правительства. Акты правительства.Разрабатывает основные
направления социально-экономической политики,обороноспособности,
безопасности,общественного порядка и организует их осуществление.
2)представляет бюджет,отчёт о испольнении бюджета парламенту.3)вносит
проекты законов 4)организует управление гос собственностью 5)вырабатывает
меры по проведению внешней политики 6)руководит деят-ю министерств,
комитетов, центральных и местных исполнительных органов. 7)Отменяет,
приостанавливает акты центральных и местных исполнительных органов.
8)Назначает на должность и освобождает от должности руководителей
исполнительных органов. Не входящих в состав правительства. АКТЫ ПМ издаёт
распоряжения по вопросам адмиминстративно-распорядительного,оперативного и
индивдуального характера. Правительство издаёт постановления.
72.Взаимодействие правительства с парламентом: 1) Постановление прав-ва
вносит проекты законов 2)обеспечивает исполнение законов, 2) разрабатывает
республиканский бюджет и его исполнение 3)парламент может выразить
недоверие правительству.4)даёт заключения по проектам законов республики,
предусматривающих сокращение гос доходов или увеличение гос расходов.5)даёт
ответы на запросы депутатов.
73. Понятие и виды конституционного контроля. Понятие: деятельность
органов государственной власти по обеспечению верховенства конституции и
поддержанию режима конституционной законности на всей территории. ВИДЫ
КК:1)предварительный (до вступления закона в силу – в отношении парламента)
и последующий (Акты президента, Правительства, Парламента) 2)по
юридической силе постановляющий (РК) Консультативный (Фр) 3) по содержанию
полный(напа), частичный (часть нпа).
74.Функции органов Конституционного контроля. Общие органы КК:
1)президент (вето, отмена НПА) 2)парламент (соотв-е закона конституции)
3)министерство юстиции (соотв-е нпа зак-ву) 4)омбуцмен. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
КК: 1)Конституционный суд 2)Конституционный совет 3)Конституционные
трибуналы. Функции органов КК: 1)толкование конституции 2)разрешение
споров, конфликтов в рамках конституции 3)Дача заключений (при решении о
досрочном прекращении полномочий П) 4)обеспечение верховенства конституции
и поддержание конституционной законности на территории.
75. Состав, порядок формирования конституционного совета. Требования к
членам КС:1)Возрастной 30лет 2)гражданство 3)Юридическое образование, 5лет
стажа. 7чел-к ротация каждые 3года не касается председателя. Экс президенты
имеет право быть пожизненным членом КС, он не приносит присягу. Назначаются
на 1срок (6лет)
76.Компетенция КС.1)Решает вопрос о правильности проведения выборов
Президента, депутатов Парламента, республиканского референдума.
2)Рассматривает до подписания Президентом принятые парламентом законы на их
соответствие Конституции. 4)рассматривает до ратификации международные
договоры. 5)Даёт официальное толкование норм Конституции (буквальное,
расширительное) 6)Даёт заключения по вопросам правомерности проведения
процедур (освобождение, отрешение президента от должности).7)Рассматривает
обращения судов по вопросам применения НПА.
77.78.Конституционное производство и его стадии: 1) Обращение Президента,
Председателя Мажелиса или Сената, 1/5 от общего числа депутатов парламента,
Премьер министра: 2)председатель своим распоряжением устанавливает доклад
по поручению (система досье) 3)доклад докладчика 4)обсуждение доклада
5)принятие итоговых решений (решения принмаются простым большинством.
Кворум 23. Обращения рассматриваются 1месяц.По требованию Президента срок
может быть сокращён до 10дней.Президент может внести возражение на решение
КС – преодолевается 23.АКТЫ: 1)постановления 2)заключения (ст47)
3)послания (раз в год освучивают в парламенте). Юр сила: Решения КС.
Вступают в силу со дня принятия, общеобязательны, окончательны, обжалованию
не подлежат. Нормы признанные не конституционными автоматически утрачивают
юр силу.
79.Место и роль судебной власти в системе высших органов государства. СВ:
Ветвьг гос власти которая осуществляет функцию правосудия в РК. Статус,
роль определ-ся задачами построения в РК цивилизованного гражд общ-ва,
правов гос, где высш ценностью явл-ся чел-к. 2)Защита К строя применении
НПА, Единство прав статуса судей. 3)разрешает конфликты 4)самостоятельность
и независимость
80. Судебная система РК. Система: Нечто целое, представляющее собой
единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный суд
Республики Казахстан и местные суды. К местным судам относятся:
1)областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы
республики, городские суды городов республиканского значения,
специализированный суд - Военный суд войск Республики Казахстан и
другие); 2) районные и приравненные к ним суды (городской,
межрайонный, специализированный суд - военный суд гарнизона и другие). 3)
В Республике Казахстан могут создаваться специализированные суды (военные,
экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).
81.84. Конституционные принципы осуществления правосудия. Принципы:
основные правила, которые лежат в основе организации и деятельности судов и
определяют организацию, устройство судеб органов, формирование судейского
корпуса, правовой статус судей, структуру и полномочия судов, организацию
осуществления самого правосудия. Принципы правосудия:отражают наиболее
общие закономерности регулируемых правоотношений, выражают рез-т обществ
практики , в частности судебной. Судья руководствуется
принципами:1)презумпция невиновности 2)некто не может быть подвергнут
повторно УГ, Администр-й ответственности. 3)никому не может быть изменена
подсудность без согласия 4)Право быть выслушанным 5)Закон обратной силы не
имеет 6)обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность 7)Некто не обязан
давать показания против себя, супруга близких
родственников,Свещенник.8)любые сомнения толкуются в пользу обвиняемого
9)Не имеют юридической силы доказательства полученные незаконным
способом.10)Применение закона по аналогии не допускается. Другие
приницыпы:1)правосудие осущ-ся только судом 2)Судеб власть осущ-ся от имени
РК.2)распростр-ся на дела, споры возникающие на основе законодательства.
3)Решения, приговоры, постановления судов имеют обязательную силу на всей
территории РК. 5)При отправлении правосудия подчиняется только Закону.
6)Вмешательство не допустимо.
82.Порядок формирования Верховного Суда РК: Председатель верховного
суда, председатели коллегии (1) надзорная коллегия; 2 коллегия по
гражданским делам; 3 коллегия по уголовным делам); и судьи Верховного суда
(число судей устанавливается Президентом Республики Казахстан по
представлению Председателя ВС.) избираются Сенатом по представлению
Президента РК, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета
Республики.
83.Порядок формирования местных судов. 1) Председатели областных и
приравненных к ним судов, председатели коллегий и судьи областных и
приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом по
рекомендации Высшего Судебного Совета. 2)Председатели и судьи других Судов
Республики назначаются на должность Президентом Республики по представлению
министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии
юстиции.
85.Высший Судебный Совет. Порядок формирования, состав, полномочия.
Высший судебный совет возглавляет Председатель, назначаемый на должность
Президентом республики, и состоит из Председателя
Конституционного совета, Председателя Верховного суда, Генерального
прокурора, министра юстиции, депутатов Сената Парламента, судей и других
лиц, назначаемых Президентом республики. СОСТАВ: депутатов Мажилиса
Парламента, судей, прокуроров, преподавателей права и ученых-юристов,
работников органов юстиции. Полномочия. Даёт рекомендации.
86.Квалификационная коллегия юстиции. Порядок формирования, состав
полномочия. ПОРЯДОК: 1)председатель, назначаемый Президентом Республики
Казахстан 2) два депутата, делегированные Мажилисом 3) семь судей,
избранных пленарным заседанием Верховного Суда 4) прокурор, назначаемый
Генеральным прок-м 5) преподаватель права и ученый-юрист, делегированные
Министерством юстиции по согласованию с уполномоченным органом в
области науки и образования; 6) работник органов юстиции, назначаемый
Министром юстиции Республики Казахстан.7) Для организации работы
Коллегия из своего состава избирает открытым голосованием секретаря
сроком на два года. Полномочия: 1)принимает квалификационные экзамены (в
судьи) и дает рекомендации о назначении на должности (районного и
приравненного) 2) ведет учет лиц, сдавших квалификационные экзамены 3)
рассматривает вопросы об отставке её прекращения, выносит рекомендации об
освобождении от должности судьи и председателя районного суда 4)
истребовать и получать необходимую информацию и документы, привлекать
к своей работе специалистов.
87. Понятие местного управления и его принципы. Понятие: форма
реализации власти народом, самоорганизации граждан, осуществляемых
посредством самостоятельной и под свою ответственность деятельности
территориальных образований и выборных органов для решения вопросов
местного значения с учётом исторических, национально-этнических
особенностей и иных интересов населения. ПРИНЦИПЫ: ОБЩИЕ:относятся к
организации и деятельности государства в целом и его отдельных оранов: 1)
народовластия 2)законности 3)ревенства граждан 4)гласности и учёта
общественного мнения 4)социальной справедливости 5)Разделения функций
ветвей власти. СПЕЦИАЛЬНЫЕ:выражают особенные черты местного
самоуправления: 1)сочетание местных и гос-х интересов 2)обязательность
решений 3)ответсвенность за принимаемые решения 4)самостоятельность
4)взаимное невмешательство гос орг и мест самоупр-я
5)выборность,подконтрольность, подотчётность 6)финансовая самостоятельность
7)публичность
88. Местные исполнительные органы. Порядок формирования полномочия.
Входят в систему исполнительных органов РК, обеспечивают проведение
общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами
и потребностями соотв-й территории. ФОРМИРОВАНИЕ: Президент по
представлению Премьер – министра назначает на должность Акима области.
Акимы других административно-терретоиралных единиц назначаются или
избираются в порядке определённом Президентом. Президент освобождает от
должности Акимов. ППОЛНОМОЧИЯ: 1)разработка планов, экономических и
социальных программ, местного бюджета, обеспечение их исполнения.
2)управление коммунальной собственностью 3)назначение, освобождение от
должности руководителей мест исполнительных органов. Полномочия обл Акимов
прекращаюстя при вступлении в должность вновь избранного Президента.
Маслихаты 23 выражают недоверие Акиму. Перед Президентом или вышестоящим
Акимом.
89.Местные представительные органы. Порядок формирования, полномочия:
выражают волю населения соответствующих адм-тер единиц и с учётом
общегосударств-х интересов определ-т меры, необходимые для её реализации,
контролируют их осуществление. ФОРМИРОВАНИЕ: 20лет. Прямые Выборы.
ПОЛНОМОЧИЯ: 1)утверждение планов, эконом и соц-х программ, бюджета отчёта о
исполнении. 2)Вопросы мест адм-тер-го утрой-ва 3)рассмотрение отчётов
руководителей мест исполнит орг. 4)организация постоянных
комиссий,заслушивание отчётов об их деятельности. Досрочно прекращаются
1)Сенатом 2)Самороспуск
90. Акты местных исполнительных и представительных органов. Акты
Маслихатов: решения. (проекты решений маслихатов, предусматривающие
сокращение местных бюджетных доходов или увеличение местных бюджетных
расходов, могут быть внесены на рассмотрение лишь при наличии
положительного заключения Акима, могут быть отменены в судебном порядке
при несоответствии законодательству и К). Акты Акимов: решения и
распоряжения.( могут быть отменены соответственно Президентом,
Правительством Республики Казахстан, либо вышестоящим Акимом, а также в
судебном порядке.). Как следует из конституции издают заключения, отчёты.




Реферат на тему: Конституционное право РФ


П л а н :


Введение

1. Конституционная характеристика субъектов РФ………………………………3
2. Статус субъекта РФ………………………………………………………………4
3. Типология и конституционные основы организации субъектов РФ………….6

Заключение

Список литературы………………………………………………………………...13



Введение

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно
из центральных мест в новой Конституции Российской Федерации. Это
обусловлено необходимостью, с одной стороны, укрепления территориальной
целостности и единства России как многонационального государства, решающего
задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей
внутренней структуры, с другой — реального обеспечения самоопределения
народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам
Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них
этнических, религиозных и языковых сообществ.
Несмотря на то, что в принятой в 1993 году Конституции Российской
Федерации закреплены принципиально новые, незнакомые предыдущим
Конституциям положения о федеративном устройстве, это далеко не всё, что
необходимо сделать на пути строительства подлинно федеративного
государства. Еще не сложились традиции взаимоотношения центра и регионов на
том уровне, на котором в конструктивном ключе решались бы как проблемы
федерального центра, так и регионов. Совместная деятельность регионов и
центра на сегодняшний день пока ещё не до конца освободилась от
идеологических пут советской государственности. В своей деятельности как
региональные, так и федеральные органы государственной власти
руководствуются подчас не законодательными нормами, а некоей
«целесообразностью», «полезностью», которая противоречит закону. Таким
образом, следует констатировать, что на пути построения гармоничных
взаимоотношений между центром и регионами обеим сторонам придется решить
ряд непростых задач. И одной из таких задач является более четкое
определение границ компетенции обеих сторон, уточнение и корректировка
правового статуса.



1. Конституционная характеристика субъектов РФ

Российская Федерация — государство с уникальной государственной
структурой. В составе субъектов Российской Федерации в настоящее время
насчитывается 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2
городафедеральногозначения,1 автономная область и 10 автономных округов. В
них проживает более 140 наций и народов, исторически объединившихся на
российской земле в многонациональный народ Российской Федерации.

В п. 1 ст. 65 Конституции все субъекты Российской Федерации перечислены
не случайно. Включение названия каждого субъекта Федерации в эту статью
служит цели закрепления субъектов в составе Российской Федерации и является
правовым основанием для использования его государственными органами
конституционных прав, таких, например, как право законодательной
инициативы, право на вхождение в Совет Федерации двух представителей (ст.
ст. 95 и 104 КРФ). Следует учесть, что в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 «О включении новых
наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции
Российской Федерации»[1], а также в связи с изменением наименований
Ингушской Республики и Республики Северная Осетия соответственно на
Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия — Алания эти новые
наименования включены в ч. 1 ст. 65 Конституции вместо прежних. Позднее, в
соответствии с аналогичным Указом Президента от 10 февраля 1996 г «О
включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65
Конституции Российской Федерации»[2] и в связи с изменением наименования
Республики Калмыкия новое наименование этой Республики также было внесено в
ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации. Поэтому при переиздании
текста Конституции Российской Федерации новые наименования субъектов должны
быть внесены в текст Конституции.
В сравнении с 1978 г. — годом принятия предпоследней и четвертой по
счету Конституции Российской Федерации — число субъектов Российской
Федерации значительно возросло. Изменились наименования и правовой статус
субъектов Федерации. В число субъектов Российской Федерации вошли 49
областей и 6 краев, а также 2 города федерального значения. Статус
республик, кроме 16 бывших автономных республик, приобрели также 4
автономные области — Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и
Хакасская, а из автономных областей осталась только одна — Еврейская. В
1992 г. Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую Республику
и Ингушскую Республику.
Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине
территории, численности и плотности населения, его национальному составу.
Так, при наличии таких сравнительно небольших по территории субъектов, как
Калининградская область (15,1 тыс. км и Республика Адыгея ( 7,6 тыс. км,
имеются и такие значительные по размеру территории субъекты, как Республика
Саха (Якутия), занимающая 3102 тыс. км и Красноярский край, территория
которого — 2401 тыс. км. Такие субъекты по своей территории превосходят
многие иностранные государства. Например, Республика Саха (Якутия) почти
равна Индии и в 2 раза больше Индонезии; Республика Коми (415,9 тыс. км)
больше вместе взятых Великобритании, Греции и Бельгии[3].
Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации —
города федерального значения Москва (более 9 млн. человек) и Санкт-
Петербург (более 5 млн. человек), а также Московская область (почти 7 млн.
человек) и Краснодарский край (более 5 млн. человек) — входят в состав
Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными
субъектами, как Республика Тыва — всего 307 тыс. человек, Республика
Калмыкия — 328 тыс. человек, Камчатская область - 473 тыс. человек.

2. Статус субъекта РФ.

Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду признаков — уровню
развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей
промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной
культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти
и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта
Российской Федерации.
Как известно, действующая Конституция закрепила преобразование России в
подлинное федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как
между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Конституция
сохранила те наименования субъектов, которые они дали сами себе. В ст. 137
Конституции Российской Федерации предусмотрено, что при изменении субъектом
Федерации своего наименования «...новое наименование... подлежит включению
в статью 65 Конституции Российской Федерации». Это говорит о том, что
вопрос о наименовании субъекта относится к компетенции самого субъекта (что
следует также из положений ст. 71, 72, 73). Внесение нового наименования в
Конституцию Российской Федерации происходит уже автоматически на основании
указа Президента Российской Федерации. На это указывает Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г по делу о
толковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации[4]. Именно так
были внесены изменения в ст. 65 КРФ приведенным выше Указом Президента
Российской Федерации от 9 января 1996 г.
Сказанное не относится к изменениям наименований субъектов связанных с
изменением их статуса (например, при замене название «край» или «область»
названием «республика»). Эти вопросы решаются уже на основании ч. 2 ст.65
КРФ. В ней устанавливается возможность принятия в Российскую Федерацию и
образования в ее составе новых субъектов. При этом могут быть различные
варианты изменения числа субъектов Российской Федерации: путем слияния двух
или более субъектов и образования на их основе нового субъекта или распада
имеющегося субъекта на две или более части каждая, из которых выразила
желание стать отдельным субъектом Российской Федерации; кроме того,
возможно вхождение в состав Российской Федерации новой территории на правах
самостоятельного субъекта.
Предусматривается, что подобные проблемы могут решаться в порядке,
установленном федеральным конституционным законом. Он подлежит разработке и
принятию в соответствии с Конституцией. Представляется, что в законе будет
разработана процедура принятия в Российскую Федерацию и образования в ее
составе нового субъекта; в нем следует также установить гарантии
добровольности вхождения в Российскую Федерацию новых субъектов, соблюдения
международно-правового принципа самоопределения народов.
В соответствии со ст. 66 Конституции РФ основные положения, касающиеся
статуса, т.е. правового положения субъекта Российской Федерации,
определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим нее субъекты
Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это
означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей
внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты,
регламентирующие его статус. Статус республики определяется не только
Конституцией РФ, но и конституцией самой республики.
Из содержания ст. 66 Конституции РФ следует, что субъект Российской
Федерации не может в одностороннем порядке изменить статус. Конституции
республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы
Российской Федерации, не могут противоречить ее Конституции, которой
отведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с тем
в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации,
естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе
которых специфические особенности их территории и проживающего на них
населения, в том числе особенности его национального состава.
Основываясь на уже упомянутом способе определения статуса субъекта
Российской Федерации, Конституция предусмотрела возможность регламентации
статуса автономной области и автономных округов также и путем принятия
соответствующего федерального закона об автономной области, автономном
округе (п. 3 ст. 66 Конституции). Такие законы могут быть приняты в
отношении каждого из этих субъектов по представлению их законодательных и
исполнительных органов. Вместе с тем возможно принятие и единого
федерального закона об автономных округах.
Автономная область находится в составе Российской Федерации. Из 10
автономных округов 9 в настоящее время входят в состав краев и областей.
Непосредственно в состав Российской Федерации сейчас входит лишь Чукотский
автономный округ, который вышел из состава Магаданской области в
соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. «О
непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав
Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в ч. 5 ст. 66 закрепляет возможность
изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию
Российской Федерации и данного субъекта.
Преобразование конституционно-правового статуса субъекта, например
области в республику или наоборот, в принципе может привести и к его
переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации, видимо, возможно и
в рамках одного наименования субъекта, например при выходе автономного
округа из состава края или области[5].
Регулирование изменения статуса субъекта Российской Федерации Должно
осуществляться на основе федерального конституционного закона. Принятие его
предусматривается Конституцией Российской Федерации. В этом акте, полагаем,
следует сформулировать основания для постановки вопроса об изменении
субъектом Федерации своего статуса и процедуру рассмотрения соответствующих
вопросов. В нем должны предусматриваться: обязательное предварительное
решение данного вопроса субъектом Федерации; возможность проведения
регионального консультативного референдума; порядок рассмотрения в
федеральном парламенте; способы разрешения разногласий и порядок
обжалования в Конституционный Суд РФ в случае отказа в положительном
решении вопроса.

3. Типология и конституционная организация субъектов РФ.

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно
из центральных мест в новой Конституции Российской Федерации. Это
обусловлено необходимостью, с одной стороны, укрепления территориальной
целостности и единства России как многонационального государства, решающего
задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей
внутренней структуры, с другой — реального обеспечения самоопределения
народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам
Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них
этнических, религиозных и языковых сообществ.
В Конституции РФ заложены основные принципы, гарантирующие
суверенитет государства и незыблемость его границ, единство основ
конституционного строя в каждом регионе, открытый режим внутренних границ в
Российской Федерации как разграничительных административных, а не
государственных или экономических линий между территориями, верховенство
федерального законодательства, неправомерность односторонних действий по
изменению статуса субъектов федерации и др.
Реализация названных принципов осуществляется в процессе обеспечения
действия важнейших конституционных институтов, получивших новое воплощение
и отразивших содержание основных начал национально и административно-
территориальных форм демократии, присущих государственному устройству
России.
Первый из названных институтов характеризует процесс высшего правового
закрепления устройства России на федеративных началах, возведение
федерализма на уровень конституционного принципа ее строя.
Второе принципиальное положение, воплощенное в новой Конституции,
касается закрепления самого понятия субъекта федерации. Если ранее
раскрытие этого понятия ограничивалось доктринальным толкованием, поскольку
в предшествующих конституциях говорилось только о вхождении соответствующих
государств и государственных образований в состав РСФСР, то теперь для их
характеристики используется общий термин «субъекты Российской федерации».
В Конституции не только закрепляется система всех видов субъектов
федерации (ст. 5), но и приводится конкретный перечень субъектов (в
количестве 89), находящихся в составе России (ст. 65). Несмотря на единство
основания вхождения в Российскую федерацию (все они «находятся» в ее
составе, а не «образуют» саму федерацию), Конституция предусматривает 6
видов субъектов, закрепляя их с помощью отдельных абзацев (частей) ст. 65:
республика, край, область, город федерального значения, автономная область,
автономный округ. Анализируя их юридическую природу, следует прийти к
выводу, что все они наделяются Конституцией статусом государственных
образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной
власти, собственного законодательства, территориального верховенства,
особого характера взаимоотношений с федеральной властью. Если обычные
административно-территориальные единицы не обладают правосубъектностью
именно в составе федерации, то субъекты федерации наделяются природой
государственных образований.
Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в
более общие группы и составить 3 типа субъектов. Подобная типология
основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих
субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового,
остальные — государственного образования), с другой — на введении новых,
территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими
национальными.
Совмещение указанных оснований позволяет к национально-государственному
типу отнести республики в составе РФ (государства в собственном смысле) и
оба вида автономных единиц — автономную область и автономный округ
(национально-государственные образования), к территориально-
государственному типу — края, области, города федерального значения. Таким
образом, республики, формы административно-политической автономии и
региональные государственные образования составляют отдельные типы
субъектов Российской Федерации.
Именно придание государственного характера всем указанным типам
позволяет сделать шаг к унификации статуса субъекта федерации, что, в свою
очередь, служит преодолению несимметричности самой федерации.
Разумеется, асимметрия в построении и статусе субъектов не служит каким-
то показателем «некачественности» или ущербности Российской Федерации ввиду
весьма серьезной специфики ее государственного устройства. Однако при
прочих равных условиях конституционные возможности выравнивания
государственного уровня субъектов (при сохранении всех иных особенностей)
не должны быть упущены в ходе эволюционного процесса развития.
Квалификация всех субъектов в качестве государственных образований
позволяет, с одной стороны, устранить несправедливые градации в делении
национальных субъектов на неравноправные разряды, с другой — приравнять к
ним прежние административно-территориальные единицы: края и области, многие
из которых являются более крупными величинами, чем республики и автономии.
Ви

Новинки рефератов ::

Реферат: Расторжение трудового договора по инициативе работника (Право)


Реферат: Внушение (Психология)


Реферат: Влияние иммобилизации на иммунологические показатели на фоне введения меланотропина (Биология)


Реферат: Знакомство с MS_Word (Программирование)


Реферат: Мережковский Дмитрий Сергеевич (Литература : русская)


Реферат: Topics (Иностранные языки)


Реферат: Искусство первобытной эпохи (Культурология)


Реферат: Лекции (Культурология)


Реферат: ЗАСОБИ СТИМУЛЮВАННЯ НАВЧАЛЬНОЇ АКТИВНОСТI МОЛОДИХ ШКОЛЯРiВ (Педагогика)


Реферат: Национальный банк Украины и его функции (Деньги и кредит)


Реферат: Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Страхование)


Реферат: Планирование фронтальных занятий по формированию и развитию речи (Педагогика)


Реферат: Консульские привилегии и иммунитеты (Международное публичное право)


Реферат: Криминалистическая техника (Криминалистика)


Реферат: Выплавка стали (Технология)


Реферат: Видеокарты (Программирование)


Реферат: Биологическая продуктивность лесных ландшафтов (Биология)


Реферат: Межнациональные противоречия в России (Политология)


Реферат: Предмет политологии (Политология)


Реферат: Христианский брак (Новый Завет) (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист