GeoSELECT.ru



Химия / Реферат: Алмазы (Химия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Алмазы (Химия)



|Бриллианты |
|Природа классически изготовляет алмаз в форме октаедра |
|(восьмигранника). После огранки алмаз называют уже бриллиантом. |
|Ценность бриллиантов определяется правилом четырех "К": |
|1. Каратность (мера веса - 0,2 г). |
|2. "Клерити" (прозрачность или чистота). |
|3. Колор (цвет). |
|4. "Кат" (огранка). |
|Алмазы чаще всего не имеют цвета, но существуют исключения. |
|Знаменитый "Орлов" весом 195 карат - темно-коричневый, таинственно |
|исчезнувший в начале столетия "Фиорентино" весом 137 карат - |
|золотисто-жёлтого цвета. Очень ценятся красные алмазы, которых |
|сущетвует всего лишь 5 в мире. |
|Некоторые тайны бриллиантов: |
|1. Лишь 1% всех ограненных алмазов имеет вес больше 1 карата. |
|2. Самый большой в мире алмаз "Куллинан", добытый в Южной Африке, |
|имел вес 3106 карат. Его купило правительство Трансвааля и подарило |
|Эдуарду VII. Он приказал камень распилить и из наибольшего куска |
|получили бриллиант "Звезда Африки". |
|3. Среднемировая цена за один карат бриллианта 500 немецких марок. |
|Не следует покупать бриллианты с рук, поскольку очень большая |
|вероятность обмана: вам могут продать циркон, берил, бесцветный |
|топаз. |
|4. Царский бриллиант 18 декабря 1991 г. известный израильский |
|ювелирный король Цви Егуда подарил России уникальный черный |
|бриллиант весом 21,18 карата. Это уже второй черный бриллиант в |
|коллекции Алмазного фонда Кремля. Считается, что это первый |
|полированный бриллиант России, изготовленный между 1830-1840 гг. на |
|фабрике Макарова в Санкт-Петербурге. Николай І подарил бриллиант |
|одному из предков Цви в знак признательности за соглашение, которое |
|связало царский двор с домом Ротшильдов во Франкфурте. |


Самые известные алмазы


Кохинор

( Гора света )

Легендарный бриллиант, первое упоминание о котором относится к
1304 году. Существует поверье, что когда-то этот камень был вправлен в трон
шаха Джехана в качестве павлиньего глаза. По преданиям, возраст этого
уникального самоцвета равен возрасту древнеиндийского героя Викрамадитья,
то есть отсчитывается от 56 года до нашей эры. Но более достоверно история
алмаза прослеживается только с XII века. По записям "Бабур-наме" султана
Бабура (1483—1530), алмаз очутился в сокровищнице Дели после завоевания
султаном Ала-Аддином Хильджи в 1304 году княжества Мальва, где в течение
нескольких столетий являлся родовой драгоценностью раджей. Основатель
династий Великих Моголов и мусульманской империи в Индии, правнук Тимура,
Бабур, в 1526 году стал властелином Индостана. Из его записок известно, что
среди многочисленных сокровищ, принесенных им в виде дани наследнику — сыну
Хамаюну, находился и крупный алмаз.По другой легенде, алмаз являлся
собственностью раджи княжества Гвалиора, который и преподнес камень
падишаху Гамаюну. Однако из восемнадцати владельцев этого бриллианта часть
была предательски умерщвлена, часть пала в сражениях, а оставшиеся в живых
изгнаны и умерли в нищете.
В средние века говорили, что он стоит "половины расходов всего мира".
Камень принадлежал поочередно многим монархам в Индии и Персии, нередко
похищался, но никогда не был предметом купли или продажи. Бриллиант
овальной формы. После первой несколько грубоватой огранки весил 186,1
карата. Был подарен индийским магараджей в 1849 году английской королеве
Виктории. Он показался ей тусклым и в 1852-ом году камень был вторично
огранен. В итоге вес бриллианта уменьшился до 108,93 карата. Сейчас весит
105,6 карата. Принадлежит британской королевской семье.


Великая звезда Африки


Самый большой бриллиант в мире. Получен из знаменитого алмаза
Кулинан, который был самым крупным из когда-либо найденых на нашей планете.
В момент своего обнаружения в 1905-ом году на руднике "Премьер" в Южной
Африке, алмаз был размером с крупный мужской кулак и весил 3106 каратов
(более 600 граммов). Правительство Трансваальской республики купило Кулинан
и подарило его английскому королю Эдуарду VII ко дню рождения. Огранкой
алмаза занимался известный амстердамский мастер Джозеф Ашер. При расколке
Кулинан распался на 9 крупных камней и 96 осколков. "Великая звезда Африки"
- самый тяжелый из них. Он весит 530,20 карата, имеет 74 грани и вправлен в
королевский скипетр. Второй - "Малая звезда Африки" (317 каратов), укреплен
на императорской короне. Те, кому посчастливилось видеть королеву Елизавету
Вторую при всех регалиях, могли наблюдать оба эти необычайных бриллианта.


Сентинери


Получил свое название в честь 100-летнего юбилея компании Др
Бирс (по английски "сентинери" - "столетие"). Обнаружен на руднике
"Премьер" в июле 1986-го года. В сыромом виде весил 599,1 карата. Небольшой
группе огранщиков потребовалось три года для обработки этого камня.
Полученный бриллиант весит 273,85 карата и имеет в общей сложности 274
грани: 164 на поверхности и 83 по окружности. По весу занимает третье место
в мире, уступая только Великой звезде Африки (530,2 карата) и Малой звезде
Африки (317,4 карата), но по признанию экспертов является крупнейшим
бездефектным камнем высшей цветовой категории. Был впервые выставлен на
обозрение в музее лондонского Тауэра в 1991-ом году. Местонахождение
бриллианта неизвестно.


Орлов

Известен также под названиями "Дерианур", "Амстердамский алмаз",
"Лазаревский алмаз". Считается, что алмаз "Орлов" был найден в XVII-ом веке
в Индии. Он был найден в одной из древних индийских копей в начале XVII
иска и был приобретен шах Джеханом, который распорядился огранить его в
виде индийской розы. По мнению академика Ферсмана, "Орлов" - осколок
кристалла величиной 400-500 каратов. После огранки весит 189,6 карата и
имеет 180 граней. Одно время его по ошибке принимали за легендарный алмаз
Великий Могол. Сейчас находится в сокровищницах российского Алмазного фонда
в Московском Кремле. С "Орловым" связано несколько преданий. По одному из
них бриллиант служил глазом Господним в храме Шриранген и был выкраден
французским солдатом, выдававшим себя за последователя индуизма. Граф
Григорий Орлов купил его в 1773-ем году у амстердамского ювелира Сафраса за
400 тысяч рублей и подарил Екатерине Второй. По второму преданию, самоцвет
был украден из трона персидского шаха Надира в 1747 году после гибели шаха.
Пройдя через несколько владельцев, алмаз в 1768 году достался армянскому
купцу Лазареву и был перепродан им графу Г. Орлову за четыреста тысяч
рублей с получением при этом дворянской грамоты и пожизненной пенсии в
размере двух тысяч рублей.
По приказу Екатерины Второй вделан в царский скипетр.


Глаз идола


Плоский грушевидный камень размером с куриное яйцо. В
ограненном виде весит 70,2 карата. По преданию он служил вторым глазом
Господним в храме Шриранген и тоже был выкраден. Легенда гласит, что он
попал к Шаху Кашмирскому, а тот отдал его турецкому султану в качестве
выкупа за похищенную принцессу.


Регент


Легендарный алмаз, который был найден в 1701-ом году старателем-
рабом неподалеку от Голконды в Индии. В необработанном виде весил 410
каратов. Одним из его первых владельцев был премьер-министр Англии Уильям
Пит. Огранка этого бриллианта выполнена в виде подушечки и вес его
составляет 140,5 карата. До момента продажи в 1717-ом году герцогу
Орлеанскому, бриллиант носил имя Пит. В честь герцога, который был регентом
юного Людовика XV, он получил имя "Регент". Позже бриллиант украсил корону,
в которой короновали Людовика. После Великой французской революции
бриллиант принадлежал Наполеону Бонапарту, который укрепил его в рукоятке
своего меча. В настоящее время Регент выставлен в Лувре.

Хоуп
( Голубая надежда )

Один из самых знаменитых бриллиантов в истории. 112-каратный
камень был найден и огранен в Индии и привезен в Европу французским
коллекционером Жаном-Батистом Тавернье. В Париже его купил Людовик XIV и
украсил им французскую королевскую корону. Кристалл стали официально
величать "Голубым бриллиантом короны". Это название быстро сократилось до
слов "Французский синий". В 1673-ем году королевский ювелир переогранил
"Французский синий" в 67-каратный бриллиант седцевидной формы. Во время
Великой французской революции "Французский синий" был похищен и надолго
исчез. Через 40 лет в Лондоне появился бриллиант неправильной формы,
который весил 45,52 карата. Он поразительно напоминал "Французский синий".
И хотя документальных подтверждений тому не было, специалисты сошлись во
мнении, что "уродец" - прямой потомок знаменитого "Французского синего".
Бриллиант купил английский банкир Генри Томас Хоуп и с тех пор он
называется "Хоуп" и … приносит несчастье своим владельцам. Все члены семьи
Хоупа умерли в нищете.
Столь же несчастливым был бриллиант и для американки Эвелин Маклин. В 1958
| году последний владелец Гарри Уинстон передал камень в дар |
|Смитсоновскому институту в Вашингтоне. |
| |
|Санси |
| |
|Грушевидный бриллиант весом 55,23 карата, знаменитый не только |
|своей неповторимой красотой, но и невероятно запутанной историей. |
|Он был назван в честь первого известного его владельца Никола |
|Харли де Санси, которого ошибочно считали французским послом в |
|Турции. На самом деле он был депутатом французского парламента и |
|приближенным короля Генриха III. Когда Генрих облысел, он одолжил |
|у Санси его бриллиант и носил его на своем берете. В 1605-ом году |
|Санси продал бриллиант английскому королю Джеймсу I. В середине |
|XVII века "Санси" попал к кардиналу Мазарини, а после его смерти |
|вместе с со всей алмазной коллекцией кардинала был унаследован |
|Бурбонами. Во время Великой французской революции бриллиант был |
|продан Конвентом за 1 миллион франков одному испанскому маркизу. В|
|1828-ом году "Санси" купил Николай Демидов, представитель рода |
|знаменитых уральских заводчиков, который был мужем принцессы |
|Матильды, дочери брата Наполеона - Жерома Бонапарта, короля |
|Вестфалии. В конце XIX века "Санси" был куплен у наследников |
|Николая Демидова американским дипломатом, а позже британским |
|дворянином Уильямом Астором. В 1978-ом году представитель |
|четвертого поколения Асторов продал бриллиант Французскому |
|национальному музею. |
| |
|Тейлор-Бартон |
| |
|В 1968 году известный голливудский актер Ричард Бартон купил для |
|Э. Тейлор, бриллиант “Круп” (33,19 карата), принадлежавший жене |
|немецкого индустриального магната Альфреда Круппа. Этого ему |
|показалось мало и годом позже Элизабет получила от Ричарда |
|огромный грушевидный камень весом 69,42 карата. Безымянный |
|бриллиант, который был ранее добыт на знаменитом руднике "Премьер"|
|в Южной Африке, был продан на аукционе Картье в Нью-Йорке с одним |
|условием: новый владелец должен присвоить ему имя. Супруги назвали|
|бриллиант "Тейлор-Бартон". Элизабет пожелала носить его в форме |
|кулона. В 1978-ом году после развода с Бартоном, Тейлор выставила |
|бриллиант на продажу. В июне 1979-го года он был продан почти за 3|
|миллиона долларов. Часть этой суммы Тейлор передала на |
|строительство больницы в Ботсване. Новый владелец бриллианта - |
|арабский богач Роберт Муавад. Последний раз камень видели в |
|Саудовской Аравии. |
| |
|Гортензия |
| |
|Уникальный бриллиант персикового цвета весом 20 каратов. Назван в |
|честь голландской королевы Гортензии де Беахарнис, которая была |
|дочерью Жозефины и приемной дочерью Наполеона Бонапарта. Со времен|
|Людовика XIV бриллиант Гортензия принадлежал французской |
|королевской семье. Сейчас демонстрируется в Лувре. |
| |
| |
| |
|Как отличить бриллиант от подделки и имитации: |
| |
|1. У вас в руках имитация, если на камне остаются царапины после |
|того, как провести по нем наждачкой, тогда как на бриллианте |
|царапин не сделаешь. |
|2. Если камень теплеет, если его немного подержать на ладони, то |
|это не бриллиант. Бриллиант всегда остается холодным. |
|3. Подышать на камень: если он "запотеет" и пройдет некоторое |
|время, пока он вернет себе начальную прозрачность - это не |
|бриллиант, он не "потеет". |
|4. На белом листе бумаги начертите прямую линию, положите на нее |
|бриллиант: если изображение линии не искривится - это подделка. |
|Настоящий бриллиант обязательно "сломает" линию. |
|5. Если бросить бриллиант в стакан с водой, он становится |
|невидимым, а обычный камень будет сразу видно. |
|6. Самый надежный вариант для оценки алмаза – показать его |
|специалисту одного из ломбардов "Скарбниця". |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |







Реферат на тему: Алхимия

Алхимия

Краткая история.
Из древности к средневековью
(и современности, возможно…)

[pic]



ПРОБЪГАЯ историю точныхъ наукъ, мы видимъ, что большинство ихъ
стало прiобретать научное обличье уже съ давнихъ поръ, иныя даже съ
глубокой древности. Фактический матерьялъ различныхъ областей точнаго
знания начали собирать еще финикийцы, египтяне, греки, римляне, и его
наростание шло съ извъстною постепенностью изъ века въ въкъ. Послъдние
столътия имъютъ за собой ту важную заслугу, что они сводили этотъ
матерьялъ въ систему, а системы понемногу ставили на твердые основы
положительныхъ, часто и незыблемыхъ законовъ. Но въ ряду точныхъ наукъ
есть одна, которая особенно выдается своею молодостью; можно сказать,
что она въ виде науки существуетъ немногимъ болъе сотни лътъ и что не
только вся её суть, но даже и весь её фактический матерьялъ собранъ въ
течение минувшаго столътия. Сия юная наука—Химия.
Въ самомъ дълъ, между химиею XVIII въка и химиею современною трудно
даже и указать что-нибудь общее; что же касается химии среднихъ
въковъ, то о ней странно и разговаривать, и нътъ никакого резона даже
применять къ ней названie химии. Правда, отрасль знания съ смутнымъ
опредълениемъ «учения о составе тълъ» существовала чуть ли не на
пopoге среднихъ въковъ, но её фактический матерьялъ былъ такъ
ничтоженъ, границы такъ неопределенны, систематизация сырого матерьяла
такъ зачаточна и сбивчива, что не имъется никакого основания выдълить
ее изъ той кучи сумбура, который представляли тогда всe человъческие
свъдения вообще.
О начале истории химии совершенно невозможно сообщить что-нибудь
положительное. Люди, конечно, съ незапамятныхъ временъ были знакомы съ
массою явлений чисто химическаго свойства, начиная съ горения и кончая
выдълкою кожъ, красокъ и другихъ изстари известныхъ техническихъ
продуктовъ. Но прошли сотни лътъ прежде чъмъ кому-нибудь пришло въ
голову осмыслить сущность хотя бы, напр., процесса горения. Египтяне,
которымъ кое-что удалось подмътить въ области химии, какъ кажется,
очень усердно изучали превращения телъ, но что именно по этой части
было ими выяснено— это намъ извъстно только отрывками. Само слово
химия иные пытались произвести отъ древняго названия Египта; египтяне
называли свою страну хеми или хами, а такъ какъ химическия таинства
пошли, будто бы, отсюда, изъ Египта, то и за наукою осталось название
ея родины. У писателя временъ Диокле-тиана Юлия Матерна упоминается
наука «Scientia chimiae». Упомянемъ здъсь, кстати, что название химии
производятъ еще отъ греческого слова Хео или Xеuo, лить, или отъ
греческого же Хomos—сокъ.

Но египетская мудрость вся, въ полномъ ея составе погибла для насъ
вмъсте съ ея сокровищницею—Александрийской библиотекой, которую сжегъ
калифъ Омаръ въ 640 году. Тутъ и сгинула вся древняя химия, во всемъ
её, намъ невъдомомъ объеме. Насталъ очень грустный периодъ за-тишья въ
ходъ знаний, который только мало по малу былъ нарушенъ арабами,
истинными носителями образования на рассвъте среднихъ въ-ковъ. Они,
между прочими наслъдиями древности, подобрали и слово химия, и,
приставивъ къ нему свою частичку аль. превратили ее въ алхимию; подъ
такимъ названиемъ теперь и извъстенъ, чуть не тысячу лътъ царивший
сброд фактовъ, который истекшее столетие перерабо тало въ современную
обширнейшую и стройнъйшую изъ точныхъ наукъ.
Но у египтян были соперники, пожалуй, наравне съ ними могущие
претендовать на пальму первенства въ постижении химическихъ явлений и
ихъ практическом использовании,— это китайцы. Они знали кое-что по
этой части съ незапамятныхъ вре менъ. Порохъ, напр., имъ былъ
положительно извъстенъ; не даромъ китайцы и въ наше время остались
величайшими любителями потъшныхъ огней. Они издавна выдълываютъ свою
знаменитую тушь, добываютъ металлы, изготовляютъ безподобный фарфоръ,
секрет которого, кажется, и по сей день не извъстенъ въ Европъ. Все
это открыто и изобретено невъдомо когда, какъ равнымъ образомъ,
остается невыясненнымъ, когда индусы научились делать свою чудную
сталь и красить ткани.
Мифический просветитель Египта, Гермесъ, научилъ его обитателей
печь хлъбъ, выплавлять стекло, добывать краски, выделывать
скульптурные вещи, золотить. Многие приемы металлургии (добывание
золота, серебра, железа, составление сплавовъ), искусство окрашивания
тканей, описываются въ египетскихъ книгахъ, написанныхъ за. 1500 и
даже за 3000 лътъ до Р. X. Говоря о египетской культуре, нельзя не
упомянуть о бальзамировании труповъ, тайны совершенствъ котораго
остаются далеко не полностью выясненными.
Римляне и греки широко развили у себя промышленныя и ремесленныя
производства, обоснованный на химическихъ процессахъ. Они
разрабатывали залежи желъзныхъ рудъ, добывали золото, серебро, мъдь;
знали сплавы -ихъ монеты, чеканенныя за 600 лътъ до Р. X.,
представляли собою сплавы серебра, мъди и золота. Римляне умели
добывать селитру, нъкоторые соли желъза, мъди, свинца, олова, ртути,
знали съру, сурьму, мышьякъ; добывали соль изъ морской воды, квасцы,
нашатырь; дълали глинянную посуду, стекло, краски —пурпуроную, синюю,
желтую, красную;. фиолетовую, черную, бълую, зеленую; имъли понятие о
цементахъ, о минеральныхъ водахъ, удобрительныхъ тукахъ, о
приготовлении винъ и уксуса; умъли добывать сахаръ.
Все, что мы сейчасъ перечисляли,. относится къ области прикладной
химии, къ химической технологии. А сдълали ли что-нибудь древние для
чистой, научной химии? Да, конечно, кое-что сдълали, выработали кое-
какие общия положения, изъ кото-рыхъ иныя остались приемлемыми и въ
наши дни. Въ трудахъ древнихъ мыслителей мы находимъ не мало попытокъ
объяснить и истолковать видимый Miр и происходищия в немъ явления, и
часть этихъ попытокъ входить въ область химии.
Наука древнихъ была теснейшимъ образомъ связана съ религией: идея
божественности у нихъ была всепроницающа. Началомъ всего видимаго
принималась божественная воля. Она прежде всего создала элементы —
основной материалъ, изъ котораго произошло все; о нихъ мы скоро
скажемъ подробнъе, теперь же бросимъ взглядъ на другие основные начала
древнего мировоззрения. Въ числе этихъ началъ не забудемъ идею
анимизма, т. е. одухотворение всего сущаго -камня, дерева, свьтилъ,
атмосферныхъ явлений; въ представлении первобытнаго человека все
живетъ, у всего есть душа, воля. Все живетъ и непрерывно превращается:
смерть— это круговращение вещества, возвратъ его къ первоначальному,
первобытному своему состоянию, кь тому въчному запасу его, изъ
котораго все творится. Другимъ важнымъ началомъ древняго
миропредставления былъ дуализмъ, т. е. представление о половой
сущности вещей, признаниe во всемъ сущемъ мужескаго и женскаго началъ.
Это воззрение перешло потомъ и къ европейскимъ алхимикамъ, которые въ
своихъ трактатахъ, серьезно разсуждали о половой особенности
металловъ, о брачныхъ сочеташяхъ между ними и о приплоде отъ этихъ
странныхъ брачныхъ союзовъ.
Для того, чтобы въ общихъ чертахъ исчерпать все, что древность
внесла въ историю химии сделаемъ краткий перечень того, что осталось
намъ отъ самыхъ выдающихся муд-рецовъ тъхъ временъ.
Начнемъ съ того Гермеса, о которомъ уже упомянули вскользь, и
которого средневъкоьые алхимики считали своимъ родоначальникомъ и
якобы божественнымъ покровителемъ. Египтяне, которые ему приписывали
всю свою культуру, называли его Тотомъ; имя Гермеса усвоено ему у
ргреческихъ писателей, Которые сближали, даже чуть ли не отождествляли
его со своимъ Mepкypiemъ, — обстоятельство, прямо ведущее къ заключеню
о его чисто мифическомъ обличьи. Египтяне, однако, считали его лицомъ
историческимъ, даже указывали эпоху его земной жизни — XX въкъ до Р.
Хр. Гермесъ — это типъ возродителя народа, его духовного прародителя,
принявшаго на себя заботу вывести его изъ первобытного, дикого
состояния, — типъ часто повторяющийся въ мифологияхъ разныхъ народовъ.
Онъ породилъ всю целикомъ египетскую культуру, далъ народу языкъ,
письмена, религию, зemлeделie, ремесла, искусства, науки,
государственное устройство. Для насъ же онъ важенъ, какъ основатель
процветавшей въ средние въка, да и въ настоящее время далеко еще не
заглохшей, доднесь благополучно процветающей обширной области
оккультизма, тайныхъ наукъ, за которыми такъ и утвердилось назваше
герметизма, герметической философии. Средневъковая инквизиция, часто
улавливавшая свои жертвы изъ рядовъ алхимиковъ, конечно, столкнулась
съ этимъ таинственнымъ праотцемъ оккультизма, и кончила темъ, что
прямо перечислила его въ демоны, борьба съ которыми являлась ея
главною благочестивою задачею; она даже восстановила его внъшность
(конечно, по показаниямъ своихъ жертвъ, еретиковъ). Усердные
поклонники Гермеса приписывали ему множество книгъ, и эти книги
(невъдомо къмъ написанные, но упорно приписываемае Гермесу)
издавались, переводились много разъ. Такъ, въ XVI въкъ былъ изданъ
очень цънимый знатоками французский переводъ, будто бы, Гермесовой
книги «Poemander» (или Pimander), т. е. пастырь, считавшейся его
капитальнымъ трудомъ. Славилась еще другая его книга «О могуществе и
премудрости Божией», иначе называвшаяся «О природе всего сущаго и
сотворении Mipa». Одно изъ якобы Гермесовыхъ изобретений — египетскie
иероглифы— сыграло громадную роль въ человеческой культуре. Въ немъ мы
отметимъ весьма важную и существенную черту. Оно было какъ бы явно
расчитано и приурочено къ тому, чтобы наука оставалась великой,
непроницаемой тайной для простыхъ смертныхъ, чтобы её носителями были
исключительно люди просвещенные, т. е. жрецы, владъвшие письменностью,
непостижимою для «черни непросвещенной». У египтянъ было две религии и
две науки, — жреческая и общенародная. Прикладную науку жрецы передали
народу, но самые таинства науки, ее теорию (выражаясь применительно къ
современнымъ воззрениямъ) жрецы ревниво оберегали и таили отъ
смердовъ: открьте тайнъ этой науки считалось её осквернениемъ. Та же
история произошла и съ религией. Эта священная таинственность науки
была унаследована и алхимиками. Но объ этомъ речь впереди.
Отъ этого мифическаго родоначальника химии перейдемъ къ простымъ
смертнымъ, въ действительномъ существовании которыхъ можно не
сомневаться, именно, къ греческимъ философамъ. Эти маститые мудрецы
сумели сделать кое-какие ценные вклады въ сокровищницу точныхъ наукъ.
Все мы знаемъ, что древние принимали четыре элемента, изъ которыхъ
произошло все сущее— огонь, воздухъ, воду и землю; индуссюе философы
принимали еще пятый Элементъ, нечто въроде теперешняго эфира. Но
учение о четырехъ элементахъ было разработано Эмпедокломъ, жившимъ въ
V веке до Р. Хр. А еще до него за двъсти лътъ уже делались попытки
объяснений происхождешя видимого Mipa. Такъ, знаменитый Фалесъ училъ,
что все, что мы видимъ, восприняло начало изъ воды; она обладаетъ
способностью сгущаться, и тогда изъ неё порождается земля, или
разряжаться— и тогда она даетъ начало воздуху. На смену этому Фалесову
учению явилось учеше Анаксимена, ставившее въ основу миротворения
воздухъ; онъ, то сгущается, то разряжается, и даетъ начало всъмъ
видамъ вещества. Гераклитъ основнымъ началомъ считалъ огонь и училъ,
что все сущее можетъ обратиться въ огонь, и, наоборотъ, огонь можетъ
превратиться во все прочее.
Мы обязаны отметить эту попытку дрейнихъ мудрецовъ привести всъ
тъла къ одному исходному началу, потому что она совпадаетъ съ
тенденциею, господствующею и въ наше время въ физической наукъ;
человъческий умъ мечтаетъ объ этой праматерии, о первоначальномъ
веществъ, которое дало начало всему разнообразию материальной
вселенной. Наше время только колеблется между материей и энергией,
веществомъ и силой. Что-то, какое-то изъ этихъ двухъ началь, должно
было послужить исходною точкою миротворения.
Едва ли не самый крупный вкладъ въ историю точныхъ наукъ совершилъ
Демокритъ, жившж въ V веке до Р. Хр. Онъ, кажется, первый усомнился въ
«элементахъ», т. е. въ томъ, что вода, воздухъ, земля— простые тела, и
училъ, что это вещества сложные, состоящия сами изъ чего-то болъе
простого. Но особенно важно и существенно было то, что онъ остановился
мыслью на делимости вещества; онъ отринулъ способность вещества
делиться до безконечности; онъ положилъ предать этой делимости,
мельчайшую, неделимую частицу материи и назвалъ ее атомомъ. Это былъ
сущий творецъ атомистической теории. Онъ принималъ, что атомы
вещественно одинаковы и отличаются лишь по виду и размеру; они
постоянно движутся, и все, что совершается въ мире, сводится къ
движенно, перемещению, отпадению и присоединению атомовъ. Последующие
философы, однако, не удовлетворялись единствомъ вещества и охотно
принимали взгляды Эмпедокла, проповедывавшаго учение о четырехъ
элементахъ— огне, воде, воздухе и земле. Это учение подхватилъ и
разработалъ знаменитый Аристотель. Сочетаниемъ эле-ментовъ, училъ онъ,
обусловливается все разнообразие видимаго намии Mipa… Онъ, однако,
принималъ единство вещества, и этимъ какъ будто бы примыкалъ къ
Демокриту. Не довольствуясь четырьмя элементами, съ помощью которыхъ
ему казалось труднымъ объяснить все миротворенie, онъ принялъ еще
нечто въ роде пятого элемента индусскихъ философовъ, эфира; онъ и
пустилъ въ ходъ это слово. Онъ училъ, что эфиръ наполняетъ все видимое
пространство и что главная его роль состоитъ въ томъ, чтобы оживлять,
направлять деятельность техъ, другихъ, четырехъ элементовъ. О влиянии
Аристотеля, не только на современниковъ, но и на все умственное
движение средневековой Европы, нечего и распространяться; это
общеизвестно.
Периодъ времени отъ Аристотеля (IV в. до Р. X.) до III в. по Р. X.
не отличился ничъмъ выдающимся, что относилось бы до нашего предмета.
Но въ III въкъ нашей эры основалась и быстро вошла въ цветущее
состояние такъ называемая Александрийская философская школа, которая
оставила глубокие слъды въ алхимии. Основателемъ ея былъ Аммоний
Саккасъ, а его ближайшими последователями Порфиръ, Ямвлихъ, Плотинъ,
Лонгинъ.
Главною задачею философовъ Александрийской школы было примирение
Аристотеля съ Платономъ; ихъ и называютъ новоплатониками. Но рядомъ съ
этимъ они широко проповъдывали мистицизмъ. Такъ, по Плотину, цель
философии состоитъ въ непосредственномъ слиянии души человеческой съ
сущностью божества; онъ называлъ это слияние эносисомъ или аплосисомъ
(единение, упрощеже) и училъ, что человъкъ можетъ достигнуть этого
состояния путемъ созерцания и экстаза; онъ уверяетъ, что ему не одинъ
разъ удавалось самолично видъть Бога лицомъ къ лицу. Ямвлихъ, учение
котораго еще болъе проникнуто мистицизмомъ, прямо проповъдывалъ магию,
давалъ наставлежя о томъ, какъ входить въ сношежя съ божествами и съ
демонами; уверялъ, что самъ творилъ чудеса.
Казалось бы, что общего можетъ быть между химией (хотя бы и въ её
зачаточномъ видъ) и искусствомъ сношежя съ безплотными силами? А между
тъмъ учение неоплатониковъ потому-то и возымело такое капитальное
значение среди алхимиковъ, что оно учило колдовству. Въдь алхимикъ
ставилъ передъ собою задачу невозможную и неосуществимую даже и для
современного химика, и самая жалкая неудача была обычнымъ венцомъ его
трудовъ и стараний. Онъ и сознавалъ свою немощность, и въровалъ, что
если бы пособникомъ ему явился какой-нибудь могучий духъ, будь то хоть
самъ нечистый, то его мечтания, силою этого пособника, мигомъ
осуществились бы. Какъ же было ему не прилепиться къ учению, которое
давало ему въ руки средства и способы войти въ сношение съ такими
сотрудниками, въ особенности, если ему при этомъ улыбалась возможность
подчинить ихъ своей воле, и заставить ихъ на себя работать?
Первые алхимические мечтания, кажется, и начались именно въ нъдрахъ
Александрийской философской школы. Александрия была крупнъйшимъ
умственнымъ центромъ Египта. Египтяне, между прочимъ, издавна
научились выдълывать дешевые подражания золоту и драгоцъннымъ камнямъ.
Вникнувъ въ учение новоплатониковъ, усмотрели въ немъ что-то, весьма
поощряющее. Въ самомъ дълъ, мудрецы толковали объ единствъ материи;
если эта идея върна, то следовательно, все материи сводятся къ одной
материальной сущности, и разница между ними только въ высшихъ
свойствахъ — цвътъ, тяжести; значитъ, если бы удалась попытка
перелицовки этихъ внъшнихъ саойствъ, то и можно было бы превращать
одинъ въ другой разные металлы, изъ дешевого металла, хотя бы свинца,
дълать золото. Таково, можно думать, и было зарождение основной задачи
алхимиковъ. Разрабатывая все дальше, все глубже эту мысль, люди
направили свои мечтания сначала на добываже первобытнаго,
первоначальнаго вещества, праматерии, изъ которой можно изготовить
все, что заблагоразсудится, а затъмъ такого волшебнаго снадобья,
которое представляло бы собою что-то въ роде универсальнаго бродила,
закваски, способной превращать что угодно во что угодно. Вотъ это-то
таинственное бродило и получило назваше философскаго камня или камня
мудрости, камня мудрецовъ, великого эликсира, краснаго льва, и т. д. И
люди, одержимые этимъ мечтательнымъ блужданиемъ ума, тратили подъ его
побуждетемъ неимоверное количество средствъ, времени, труда, энергии
вплоть до XIX века, да, кажется, и теперь еще не вполне отказались отъ
этой мечты.
Промежуток времени съ III-гo по Vlll векъ по Р. X. опять скуден
движениемъ въ области химии. Наследниками первыхъ алхимиковъ явились
на этотъ разъ арабы, высшие носители культуры начала среднихъ вековъ.
Среди арабскихь ученыхъ VIII века яркою звездою воэсиялъ алхимикъ Абу-
Муса-Джабиръ-аль-Куфи, известный въ средневековой литературе подъ
именемъ Гебера. Его рукописные творения, драгоценные останки этой
младенческой эпохи научной литературы, свидътельствуютъ, что
знаменитому аравитянину было известно кое-что изъ области металлургии,
химии, медицины. Онъ, напр., описываетъ плавильные печи, способы
перегонки жидкостей, знаетъ приемы отделения золота отъ серебра,
серебра отъ свинца; ему знакомы ртуть и её соединетя — сулема и
красная окись; онъ зналъ ляписъ (азотносеребряную соль), нашатырь,
купоросы—мевдный и желъзный, поташъ, соду; онъ владелъ секретомъ
превращетя раствора соды въ растворъ едкаго натра, посредствомъ
обожженной извести; онъ умелъ растворять съру въ едкихъ щелочахъ и
осаждать ее изъ этого раствора кислотами; онъ зналъ какъ приготовлять
сърнистую мъдь и киноварь, т. е. сърнистую ртуть; онъ получалъ
дымящуюся сърную кислоту посредствомъ накаливажя квасцовъ; онъ зналъ,
что при перегонке селитры съ серною кислотою получается азотная
кислота и что эта последняя въ смъси съ нашатыремъ даетъ царскую
водку, жидкость. которая была такъ названа потому, что въ ней таетъ
золото.
Мы нарочно привели здесь этотъ, почти полный, перечень всехъ
фактовъ и наблюдений, которые были въ распоряжении химиковъ начала
среднихъ вековъ, для того, чтобы читатели, знакомые хоть отчасти съ
современною химиею, могли судить о бездне, разделяющей алхимию отъ
химии въ этомъ смысле, т. е. со стороны размеровъ запаса фактическаго
материала. Ведь все, что зналъ Геберъ, можно выучить, «вызубрить», въ
одинъ день, тогда какъ современную химию всю, во всемъ её объеме
выучить, всю удержать въ голове, прямо невозможно, уже просто потому,
что теперь она каждый месяцъ накопляетъ столько новаго фактическая
материала, сколько его содержалось во всехъ Геберовскихъ сочинешяхъ,
купно взятыхъ. А между темъ этотъ убогий запасъ познаний держался
сотни летъ, почти не раздвигаясь въ ширь; новые факты пристегивались
къ нему одинъ за однимъ, разделенные часто большими промежутками
времени. Геберъ охотно вдавался и въ чисто теоретически разсуждежя.
Онъ былъ поклонникъ Аристотеля, т. е. сторонник единства вещества и
тщился доказать, что все металлы состоять изъ двухъ основныхъ началъ-
ртути и серы; вдумываясь въ темный стиль Гебера, можно догадаться, что
подъ ртутью он подразумевал не то, что теперешняя наука видитъ в ней,а
как бы совокупность свойств металла: блеск, ковкость, тягучесть; при
накаливании металлы сгорают, превращаясь в землистое вещество, и
символомъ этого свойства, горючести, Геберъ избралъ съру. Нельзя
сказать, чтобъ это положеше блистало удобопонятностью, но такъ
приходится понимать разсуждешя Гебера.
Рядомъ съ Геберомъ можно упомянуть еще другого знаменитаго
арабскаго писателя, врача Аверроеса, жившаго во второй половине XII
въка. Онъ споспъшествовалъ успъхамь алхимии не прямо, а косвенно, какъ
последователь и талантливый толкователь Аристотеля, который въ те
времена былъ незыблемымъ авторитетомъ во всъхъ отрасляхъ знания.
Въ XIII въке на алхимическомъ горизонтъ взошло новое яркое ,
свътило—Альбертъ Beликий, Albertus Magnus. Это былъ врачъ, философъ
риторъ, алхимикъ,—словомъ олицетворенная энцнклопедия; всехъ
современныхъ ему сведений, и, сверхъ того, еще магъ и кудесникъ. Онъ
происходнлъ изъ немецкой графской фамилии Больштедтъ, родился въ
1198 году, умерь въ 1280 году. О немъ мы должны сказать то же, что объ
Аверроесе: онъ былъ неутомимымъ толкователем Аристотеля, и его главная
заслуга на этомъ поприще, состоитъ въ томъ, что ему удалось
возстановить по арабскимъ переводамъ некоторыя творения греческаго
философа, считавшиеся в Европе безвозвратно утраченными. Альбертъ
обладалъ столь обширными сведениями, что буквально ужасалъ ими своихъ
современниковъ, которые считали его просто-за-просто колдуномъ и плели
про него столько небылицъ, сколько, редко доставалось на долю какого-
либо другого смертнаго. Вънцомъ его кудеснической славы была
устроенная имъ человеческая голова - «живая», какъ увъряли его
современники, — говорящая. Эта голова, будто бы настолько удалась
своему творцу, что онъ иногда съ нею беседовалъ и совещался. Альберт
двинулъ алхимию впередъ не только косвенно, какъ комментаторъ
Аристотеля, но и непосредственно, сделавъ кое-какие oткpытiя, которые
унаслъдовала химия. Такъ, онъ первый добылъ металлический мышьякъ; ему
былъ известенъ сурикъ, сърнистыя щелочи и вообще соединетя съры почти
со встеми въ то время извъстными металлами; онъ имълъ понятие о
составе пороха, по крайней мъръ, зналъ о взрывчатыхъ свойствахъ смеси
селитры и угля.
Остановимся ненадолго на только-что отмъченной нами черте въ
личности Альберта Магнуса — на его универсальномъ знании, на его
энциклопедичности. Эта черта стоит внимания, потому что она даетъ
очень наглядный критерий для суждения объ общемъ объеме тогдашнихъ
научныхъ свъдъний. Это было, въ самомъ дълъ, время, когда можно было,
при добромъ желажи, все знатъ, потому что это все было не Богъ въсть
какъ обширно и вмъщалось въ голову памятливаго и усидчиваго любителя
премудрости, книжного человека. И такой доступный для человъческого
мозга объемъ всехъ наукъ, всего архива духовной деятельности человъка,
держался еще долго послъ времени Альберта Великого.
Здесь надо мимоходомъ упомянуть о пресловутомъ Бертольде Шварцъ,
котораго иные считали изобретателемъ пороха. Это былъ монахъ не то
бенедиктинецъ, не то кордельеръ, родомъ немецъ, урожечецъ не то
Фрейбурга, не то Кельна. Надо думать, что онъ былъ алхимикъ, судя по
тому приключежю, которое послужило основою для возведежя его въ
достоинство изобретателя пороха. Сказание гласит, что однажды онъ
истолокъ въ ступе смъсь селитры, съры и угля, и покрылъ ступку
камнемъ; какимъ-то случаемъ въ ступку попалъ огонь или искра; смесь,
конечно, взорвалась, и камень, покрывавший ступку, взлетел до потолка.
Бертольду оставалось только повторить этот взрыв, чтобы напасть на
изобретение пороха. Хотя, позже славу у него отнял Роджер Бекон.
Упомянем мимоходом о Николасе Фламеле, секретаре Парижскаго
университета, жившемъ въ XIV в. Это былъ несомненный алхимнкъ, но о
немъ почти ничего не сохранилось, кроме чудовищныхъ басенъ, вроде
техъ, какие разсказывали объ Альбертe Великомъ. Онъ обладалъ
несметнымъ богатствомъ, о происхождении которого никто ничего не
зналъ, и потому каждый считалъ себя въ праве заключить, что обладатель
такихъ сокровищъ долженъ былъ владъть секретомъ дълать золото. Ему
приписывается авторство несколькихъ алхимическихъ сочинешй, но это
авторство далеко недостовърно. Въ Париже онъ прославился своею широкою
и щедрою благотворительною деятельностью.
Василий Валентинусъ - одинъ изъ знаменитейшихъ алхимиковъ конца
среднихъ вековъ. Его пытались даже провозгласить оснонателемъ фармации
и химии. Замечательно, что о немъ не осталось решительно никакихъ
точныхъ биографическихъ сведений- существуютъ какие-то смутные
указания на то, что онъ былъ немецъ и родился въ Эрфурте въ самомъ
конце XlV-го века. Самое имя его считаютъ псевдонимомъ: Basileus
Valentinus въ переводе значить могущественный царь, властелинъ, а
такъ многие алхимики называли ртуть. Отсюда и явилась догадка, что
подъ этимъ именемъ скрывается какой-то алхимикъ, человекъ скромный, не
пожелавшй выступать подъ своимъ настоящимъ именемъ. Онъ первый съ
особенною тщательностью изучилъ сурьму, и даже посвятилъ исключительно
ей одинъ изъ своихъ трактатовъ - «Currus triun? pnalis antimoniae», т.
е. торжественное шествие сурьмы. Алхимики любили пышные заглавия. Онъ
лечилъ сурьмою чуть не все болезни, и, надо думать, что онъ, вкупе съ
своими многочисленными. учениками, натворилъ въ сьое время не мало
бедъ страждущему человечесву этой панацеей. Сурьма - вещество сильно
действующее, а въ те времена съ дозировкой лекарствъ не стеснялись.
Кроме того, этому загадочному Valentinus'y удалось найти несколько
упрощенныхъ и более успешныхъ способовъ добывания многихъ веществъ,
бывшихъ еще до него извесгными. Онъ частично открылъ самъ, частично
приготовилъ въ чистомъ виде и описалъ немало химическихъ соединений—
соляную кислоту, аммиакъ (нашатырный спиртъ), сернистое олово въ
кристаллическомъ, злаТОВИДНОМЪ СОСТОЯНИИ, СВИНЦОВЫЙ сахаръ, разные
соли сурьмы.
С XV столиля алхимиею начинаетъ овладевать. медицина; обе
области мало-по-малу сливаются. Алхимики становятся врачами, врачи
алхимиками. Появляется даже особый терминъ для обозначежя этой
сочетанной науки — ятрохимия, т. е. врачебная хмия. Это былъ уже
последний периодъ алхимии, периодъ, подготовительный къ переходу
алхимии въ химию. Но, прежде чемъ перейти къ этому периоду, мы должны
бросить общий взглядъ на ранниe периоды алхимии, когда она еще была
целикомъ посвящена поискамъ Философскаго камня.
Magister dixit—учи, коль сказалъ— эти слова въ устахъ
средневековыхъ ученыхъ были какимъ-то боевымъ кличемъ средневековой
науки. Она созидалась на авторитете Аристотеля. Что онъ сказалъ, то
отрицанию не подлежало; его слово можно было толковать, но никто не
осмеливался отрицать. По Аристотелю материя была едина, а отсюда
истекало то практическое положенie, что материя обратима, т. e., если
стать на узко практическую точку зрения, свойства материи допускаютъ
превращенie одного вещества въ другое, а въ томъ числе дешеваго
металла въ драгоценный. Если это такъ, то значитъ можно делать золото.
Для этого надо только найти нечто, какое - то магическое вещество,
подъ влияниемъ которого совершается это пpeтвoрeнie металловъ. Это
веществои назвали философскимъ камнемъ. Впослтедствии понятие о
философскомъ камне раздвинулось, расширилось; къ нему присоединилось
новое мечтание — мечтание о всеобщемъ возродителе и обновителте, объ
эликсире вечной жизни, вечной юности. И люди искали то одно, то
другое, то оба вместе, убежденные, что оба эти волшебныя снадобья
сливаются въ одномъ.



Позднее рассмотренного периода Алхимия начнёт становиться всё
более и более утилитарной наукой, обратившись в знакомую нам Химию.




Новинки рефератов ::

Реферат: Многокаскадные усилители (Радиоэлектроника)


Реферат: Кредитная политика банка (Банковское дело)


Реферат: Сорные растения (Сельское хозяйство)


Реферат: Классификация и производство отливок из хладостойкой стали. Отливки из магниевых сплавов (Металлургия)


Реферат: Генетика и генетическая информция (Биология)


Реферат: Владимиро-Суздальская твердыня (История)


Реферат: Источники искусственного освещения (Физика)


Реферат: Вселенная (Естествознание)


Реферат: Контрольная (Международное частное право)


Реферат: Аудит процесса реализации в торговле (Бухгалтерский учет)


Реферат: Общая теория статистики (Статистика)


Реферат: Русская армия от Петра1 до Александра2 (История)


Реферат: Социология управления (Социология)


Реферат: Философия образования (Философия)


Реферат: Даосизм (Религия)


Реферат: Подготовка женщин в беге на средние дистанции уровня КМС и МС (Физкультура)


Реферат: Внешняя торговля в России 18 века (История)


Реферат: Нематериальные блага и способы их защиты (Право)


Реферат: Культура России 9 - 20 вв. (История)


Реферат: Бунин (Литература)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист