GeoSELECT.ru



Биология / Реферат: Основные положения учения Дарвина (Биология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные положения учения Дарвина (Биология)


Реферат по биологии

тема:"Основные положения учения Дарвина"



Красноярск 2000
Содержание:
1. Эволюционные представления до Чарлза Дарвина. 3
2. Возникновение учения Чарлза Дарвина. 4
3. Основные положения учения Дарвина. 5
4. Влияние дарвинизма на развитие биологии. 7



Эволюционные представления до Чарлза Дарвина.

На Земле существуют не менее 2 млн.видов животных,до 0,5 млн.видов
растений,сотни тысяч видов грибов и микроорганизмов.Как возникло великое
многообразие видов и приспособленность их к среде обитания?Ответ дает
научная теория эволюции живой природы,основы которой в 19 в.заложил великий
английский ученый Чарлз Дарвин.
До Дарвина большинство биологов держалось представлений о постоянстве и
неизменности живых организмов-видов столько,сколько их создал бог.Организмы
и органыполностью соответствуют цели,которую якобы поставил творец.Сущность
мировоззрения этого периода заключается в представлениях о
постоянстве,неизменности и изначальной целесообразности природы.Такое
мировоззрение получило название метафизического (греч."физис"-
природа,"мета"-над).Метафизические представления потдерживались церквью и
правящими кругами.
В 17-18 вв. накопилось множество описаний видов
животных,растений,минералов.Огромную задачу систематизации этих материалов
выполнил Карл Линней(1707-1778), шведский натуралист,врач.На основе
сходства по одному-двум наиболее заметным признакам он классифицировал
организмы на виды,роды,классы.Он правильно поместил в один отряд человека и
человекообразных обезьян.Линней ввел в науку предложенный предшественниками
двойные латинские названия-род и вид(Canis familiaris-собака
домашняя).Латинские названия помогли общению ученых разных стран. Линней
полностью разделял метафизические представления о природе,усматривая в ней
изначальную целесообразность,якобы доказывающую "премудрость творца".Каждый
вид он считал результатом отдельного творческого акта,неизменным и
постоянным,не связанным с другими видами родством.К концу жизни,однако,под
влиянием наблюдений в природе он признал,что иногда виды могут возникать
путем скрещивания или в результате действий изменений среды.
Значение трудов Линнея огромно:он предложил систему животных и
растений,лучшую из всех предыдущих;ввел двойные названия
видов;усовершенствовал ботанический язык.
В начале 19 в.французский ученый Жан Батист Ламарк(1744-1829) изложил
свои эволюционные идеи в труде "Философия зоологии".Лемарк подверг критеке
идеи о постоянстве и неизменяемости видов.Он утверждал,что образование
новых видов происходит очень медленно и потому незаметно.В процессе
эволюции высшие формы жизни взяли начало от низших.
Значение трудов Ламарка для дальнейшего развития биологии огромно.Он
первый изложил идеи эволюции живой природы,утверждавшие историческое
развитие от простого к сложному.Он первым поставил вопрос о факторах-
движущих силах эволюции. Тем не менее Ламарк ошибочно выводил факторы
эволюции из будто бы присущего всему живому стремления к
совершенству.Неверно объяснял причины возникновения приспособленности
прямым влиянием условий окружающей среды.Неверно и утверждение об
обязательном появлении только полезных изменений и их наследовании. Итак
наука 18-начала 19 в.не могла правильно объяснить движущие силы развития
органического мира.Перед нею встали вопросы:как возникло огромное
многообразие видов?Как объяснить приспособленность организмов к условиям
окружающей среды? Почему в процессе эволюции происходит повышение
организации живых существ?



Возникновение учения Чарлза Дарвина.

Возникновение учения Ч.Дарвина способствовали общественно-экономические
предпосылки.В первой половине 19 в. в странах Западной Европы,особенно в
Англии,интенсивно развивался капитализм,который дал импульс развитию
науки,промышленности ,техники.Спрос промышленности на сырье и населения
растущих городов на продукты питания способствовал развитию сельского
хозяйства.
Другая предпосылка появления дарвинизма-успехи естественных
наук.Описания систематических групп живых организмов приводили к мысли о
возможности их родства. У многих животных сравнением установили единый план
в строении тела и органов. Исследования ранних стадий развития зародышей
хордовых выявили их поразительное сходство.Изучение ископаемых растений и
животных раскрыло последовательную смену низкоорганизованных форм жизни
более высокоорганизованными.
Обширные материалы заморских экспидиций,выведение новых пород животных
и сортов растений не согласовывались с метафизическим мировоззрением.Нужен
был гениальный ум,который сумел бы обобщить огромный материал в свете
определенной идеи, связать стройной системой рассуждений.Таким ученым
оказался Чарлз Дарвин (1809-1882).
С детства Ч.Дарвин увлекался сбором коллекций,химическими
опытами,наблюдениями за животными.Студентом изучал научную
литературу,овладел методикой полевых исследований.Ч.Дарвин на корабле
"Бигл"(англ.-ищейка) совершил кругосветное путешествие.Он исследовал
геологическое строение,флору и фауну многих стран,отправил в Англию
огромное количество коллекций.
В Южной Америке,сравнив найденные останки вымерших животных с
современными, Ч.Дарвин предположил их родство.На Галапагосских островах он
нашел нигде более не встречающиеся виды ящериц,черепах,птиц.Они близки к
южноамериканским. Галапагосские острова вулканического происхождения,и
потому Ч.Дарвин предположил,что на них виды попали с материка и постепенно
изменились.В Австралии его заинтересовали сумчатые и яйцекладущие,которые
вымерли в других местах земного шара.Австралия как материк
обособилась,когда еще не возникли высшие млекопитающие.Сумчатые и
яйцекладущие развивались здесь независимо от эволюции млекопитающих на
других материках.Так постепенно крепло убеждение в изменяемости видов и
происхождении одних от других.Первые записио происхождении видов Дарвин
сделал во время кругосветногопутешествия.



Основные положения учения Дарвина.

После путешествия Дарвин в течение 20 лет упорно работал над созданием
эволюционного учения и опубликовал его в труде "Происхождение видов путем
естественного отбора,или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за
жизнь"(1859).В дальнейших произведениях Дарвин развивал и углублял
различные стороны основной проблемы-происхождение видов.В книге "Изменение
домашних животных и культурных растений" на огромном фактическом материале
он показал закономерности эволюции пород домашних животных и сортов
культурных растений.
В труде "Происхождение человека и половой отбор" Дарвин применил
эволюционную теорию для объяснения происхождения человека от
животных.Дарвину принадлежат капитальные труды по ботанике,зоологии и
геологии,в которых детально разработанны отдельные вопросы эволюционной
теории.
Главная заслуга Дарвина в том,что он раскрыл движущие силы эволюции.Он
материалистически объяснил возникновение и относительный характер
приспособленности действием только естественных законов,без вмешательства
сверхестественных сил. Учение Дарвина в корне подрывало метафизические
представления о постоянстве видов и сотворении их богом.Каковы же движущие
силы эволюции пород домашних животных,сортов культурных растений и видов в
дикой природе?
Движущие силы эволюции пород и сортов-наследственная изменчивость и
производимый человеком отбор.Дарвин установил,что различные породы животных
и сорта культурных растений созданы человеком в процессе искуственного
отбора.Из поколения в покаление человек отбирал и оставлял на племя особей
с каким-либо интересным для него изменением,обязательно наследственным,и
устранял других особей от размножения.В результате были получены новые
породы и сорта,признаки и свойства которых соответствовали интересам
человека.
Нет ли подобного процесса в природе?Организмы размножаются в
геометрической прогрессии,но до половозрелого состояния доживают
относительно не многие.Значительная часть особей погибает,не оставив
потомства совсем или оставив малое.Между особями как одного вида,так и
разных видов возникает борьба за существование,под которой Дарвин понимал
сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями
окружающей среды.Он имел в виду "не только жизнь одной особи,но и успех ее
в обеспечении себя потомством".
Следствием борьбы за существование является естественный отбор.Этим
термином Дарвин назвал "сохранение благоприятных индивидуальных различий и
изменений и уничтожение вредных".
Борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной
изменчивости является,по Дарвину,основными движущими
силами(факторами)эволюции органического мира.
Индивидуальные наследственные уклонения,борьба за существование и
естественный отбор в длинном ряду покалений приведут к изменению видов в
направлении все большей приспособленности к конкретным условиям
существования.Приспособленность организмов всегда относительна.
Другим результатом естественного отбора является многообразие
видов,населяющих Землю.



Влияние дарвинизма на развитие биологии.

На основе дарвинизма перестраивались все отрасли биологической
науки.Палеонтология стала выяснять пути развития органического
мира;систематика-родственные связи и происхождение систематических
групп;эмбриология-устанавливать общее в стадиях индивидуального развития
организмов в процессе эволюции;физиология человека и животных-сравнивать их
жизнедеятельность и выявлять родственные связи между ними.
В начале 20 в. началось экспериментальное изучение естественного
отбора,быстро развивались генетика,экология.Идеи Дарвина в России встретили
поддержку передовой интеллигенции.В вузах либеральная часть профессуры
перестраивала курс зоологии и ботаники в свете дарвинизма.Появились статьи
в журналах,освещавшие учение Дарвина.В 1864 г. "Происхождение видов"
впервые было опубликовано на русском языке.
Большая роль в развитии биологической науки на основе дарвинизма
принадлежит нашим отечественным ученым.Братья
Ковалевские,К.А.Тимирязев,И.И.Мечников,И.П.
Павлов,Н.И.Вавилов,А.Н.Северцов,И.И.Шмальгаузен,С.С.Четвертиков и многие
другие корифеи русской науки положили в основу своих исследований идеи
Дарвина.




Реферат на тему: Основные понятия о памяти

Вступление

Восприятие, память, мышление, воображение, как познавательные процессы
входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает
ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку
намечать заранее цели, цели и содержание предстоящей деятельности,
проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение,
предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду
уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов,
ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он
является, тем большими возможностями он обладает.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных
действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт,
состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них
обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного
познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно
такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение.
Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или
менее сложном единстве с речью, кроме того, они являются волевыми
операциями.
В данной работе мне хотелось бы подробнее остановиться на
характеристике памяти, как одного их психических процессов.

1. Определение памяти
"Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта,
делающего возможным его повторное использование в деятельности или
возвращение в сферу сознания."[1] Память связывает прошлое человека с его
настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в
основе развития и обучения.

2. Исследования памяти
имеют междисциплинарный характер, т.к. в различных формах она встречается
на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения
индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.
Работы немецкого психолога Г. Эбингауза в конце прошлого века положили
начало экспериментальному изучению памяти. В своих опытах на себе наметил
количественные законы заучивания, удерживания и воспроизведения
последовательностей, состоящих из бессмысленных слогов. В дальнейшем этот
подход был продолжен в бихевиористских исследованиях.
Почти одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный
материал. В начале 20 века французский философ А.Бергсон противопоставил
"Памяти привычке", которая формируется в результате механического
повторения, "Память духа", фиксирующую осмысленные единичные события
биографии субъекта.
Гештальтпсихология подчеркивала роль организации материала при запоминании.
В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания
"вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.
Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер
процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной
среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании
высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и
французский социолог М. Хальбвакс. В России эта концепция получила свое
дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших
функций человека, разработанной Л.С. Выготским и его ближайшими учениками
А.Н. Леонтьевым и Л.С. Лурией. А.Н. Леонтьев выделил этапы фило- и
онтогенетического развития памяти человека, ее постепенного превращения из
"натуральной" (непосредственной) в "культурную"
(опосредствованную). Нейропсихологические исследования, проведенные А.Р.
Лурией и под его руководством, позволили описать физиологические механизмы
памяти, показать роль лобных долей коры головного мозга человека в
регуляции высших мнемических процессов.
П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности
процессов запоминания от их места в структуре деятельности. Они детально
исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от
организации практической деятельности и от других условий, в которых
происходит запоминание или воспроизведение информации человеком. В своих
исследованиях А.А. Смирнов показал, что действия лучше запоминаются, чем
мысли, а среди действий прочнее запоминаются те, которые связаны с
преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-
логическая - иногда описываются как этапы такого развития (П.П. Блонский,
Дж. Брунер, Ж. Пиаже). Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике
локальных поражений мозга (А.Р. Лурия, Р. Сперри) позволил установить факт
преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга (у
правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом
полушарии - с наглядно-образными.
Много интересных фактов, касающихся памяти человека, было установлено
в русле исследований, авторы которых руководствовались гешталытеорией
памяти. Один из них был открыт Б. В. Зейгарник и получил название эффект
Зейгарник.
Этот эффект состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и
позволить одни из них довести до конца, а другие прервать незавершенными,
то оказывается, что испытуемые впоследствии почти в два раза чаще
вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.
Объясняется данное явление следующим образом. При получении задания у
испытуемого возникает потребность его выполнить. Эта потребность полностью
реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если
оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая
влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных
заданий.
Проведя соответствующие эксперименты, Б.В. Зейгарник отметила еще один
любопытный факт: " Преобладание незавершенных заданий выражается не
только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в
которой испытуемый называет задания при опросе, В первую очередь испытуемые
перечисляют незавершенные задания."[2] Из этого замечания можно сделать
вывод, что человек непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь
воспроизводит то, что отвечает наиболее актуальным, действующим в данный
момент и не вполне удовлетворенным его потребностям

3.Виды памяти

Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти.
Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по
преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения
материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и
долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную. Во
втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-
логической и других видах памяти.

Схема I



Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала
ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени.
Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.
Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения
информации, заранее не определенный период. Она не связана с актуальным
сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить
то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти,
где припоминание не требуется (поскольку то, что только что было
воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти
оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не
находятся в сфере актуального сознания.
При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко
требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно
связано с волей.
Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется
поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего
времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет
необходимости.
Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между
кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в
течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время
иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.
Двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости
точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании
двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах
деятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных форм
движений.
Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием,
т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть"
отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная
память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно
важна для людей всех профессией, особенно сотрудников ОВД, художников,
конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность
к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и
воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе
представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Она необходима
музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.
Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий
ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо
доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может точно
передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного
материала. Данным типом памяти нередко обладают научные работники,
преподаватели.
Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она
участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в
человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана
прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные
эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный
срок.
Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности осязательная,
обонятельная, вкусовая.
Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в
запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и
произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и
воспроизведение материала, которое происходит автоматически, без особых
усилий со стороны человека, без постановки им перед собой мнемической
задачи (задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение
материала). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам
процесс запоминания или воспроизведения требует от человека волевых усилий.
В структуре памяти можно выделить два вида мнемических способностей,
имеющих различные физиологические механизмы: способность к запечатлению и
способность к смысловой переработке информации. Оба вида мнемических
способностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний, однако
большую роль играет способность к переработке информации, характеризующая
тесное единство процессов памяти и мышления.

Основные характеристики кратковременной памяти

Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен: это 7+/- 2
единицы интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он
характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться в
течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так называемой
механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления
в процесс запоминания.
С особенностями кратковременной памяти, обусловленными
ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно
проявляется в том, что при переполнении индивидуально устойчивого объема
кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично
вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например,
в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо
другое.
Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый значительный
объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит
перегрузка долговременной памяти излишними сведениями.
Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование
долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней
отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе
говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра,
который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно
осуществляя в ней строгий отбор.
Одно из главных свойств кратковременной памяти состоит в том, что этот
вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это
условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что
прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в кратковременной
памяти необходимо сохранение активности, направленной на запоминание, без
отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.
В самом термине "кратковременная память" закреплен внешний, временной
параметр явления безотносительно к тому, как оно связано с деятельностью
индивида, с ее целями и мотивами. Однако и здесь надо иметь в виду связь
временного параметра событий с их значимостью для организма. Длительность
события сама по себе уже значима для памяти, потому что в длительном
(повторяющемся) воздействии как бы заложена возможность повторения в
будущем, что требует к нему большей готовности. В этом консолидацию следов
можно рассматривать как своеобразную оценку значимости данного материла для
осуществления предстоящих жизненно важных целей. Однако влияние самого по
себе временного фактора не безгранично: лишенное смысла длительное
повторение раздражителя вызывает лишь защитное торможение, а не перевод его
в долговременную память.
Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают,
что два вида памяти - кратковременная и долговременная - действительно
существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении,
которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном на недавно
происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели
место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с
нарушением памяти, -антероградной амнезии - сохранной остается и
кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает
способность ввода новой информации в долговременную память. Вместе с тем
оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система.
Схема 2



На рисунке схематически представлена одна из концепций, показывающая
совместную работу кратковременной памяти и долговременной памяти,
разработанная американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином.

Характеристика долговременной памяти

В соответствии с вышеупомянутой теорией Р. Аткинсона и Р. Шифрина
долговременная память представляется практически неограниченный по объему,
но ограниченной по возможности произвольного припоминания хранящихся в ней
сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище
долговременной памяти, необходимо, чтобы над ней была произведена
определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной
памяти.
Во многих жизненных ситуациях процессы кратковременной и
долговременной памяти работают практически параллельно. Например, когда
человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо
превосходит возможности его кратковременной памяти, он часто сознательно
или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала,
которая облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь
предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошлому
опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий,
способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу
смысловых единиц, не превышающих объема кратковременной памяти.
Перевод информации из кратковременной в долговременную память обычно
вызывает затруднения, так как, для того чтобы это сделать, нужно осмыслить
и определенным образом структурировать, связать в воображении новые
сведения с теми, которые уже хранятся в долговременной памяти. В отличие от
кратковременной памяти в долговременной этот процесс не является ни
слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном
придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового
значения.
Таким образом, долговременная память имеет смысловую организацию. Этот
факт особенно отчетливо проявляется в тех случаях, когда, прослушав или
прочитав длинный текст, просмотрев фильм или книгу, мы надолго запоминаем
смысл воспринятого, может передать его собственными словами. Иногда - чаще
всего в тех случаях, когда единицы запоминаемого материала трудно осмыслить
(например, иностранные слова, беспорядочные наборы букв или цифр), - мы
решаем проблему их запоминания за счет искусственного включения их в
смысловые связи с другими известными словами и через них благодаря
сохранившемуся в памяти смыслу удерживаем и то, что отдельно осмысленно
запомнить трудно.
Существенную роль в долговременной памяти играет речь. То, что мы
можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что
может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова
не выступают просто как вербальная замена воспринятого материала, а
являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а
понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то
такое запоминание является наиболее продуктивным. Иными словами, чем больше
мы думаем над материалом, чем активнее мы стараемся зрительно его
представить, тем лучше и прочнее он запоминается.
Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее
продуманных и четко сформулированных вопросов, ответы на которые могут быть
найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В
этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем
тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.
Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои
особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью,
объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал ранее не был как
следует запомнен, сколько тем, что к нему затруднен доступ. Плохая память
человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания
как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с
тем, что в нужный момент времени у нас под рукой просто может не оказаться
необходимого стимула-средства для припоминания.
Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем
для запоминания, чем более они доступны для нас в нужный момент времени,
тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают
вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой
информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических
условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание
соответствующего материала.
Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы правильно
организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную (выражаемую в
небольшом наборе смыслов) структуру, тем легче она потом припоминается.
Организация запоминаемого материала способствует его лучшему
воспроизведению потому, что она облегчает последующий поиск воспроизведению
потому, что она облегчает последующий поиск необходимой информации в
"кладовых" долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных,
экономичных действий, наверняка ведущих к нужному результату.
Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение
одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными
совсем с другим материалом. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда
одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями, и
их появление в сознании порождает одновременное припоминание
конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место
тогда, когда вместо одного материала заучивается другой, особенно на той
стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно
хорошо усвоен учащимися, например когда запоминаются слова иностранного
языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти (и уже
забыты для кратковременной), а другие в это же время только начинают
изучаться.
На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в
зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных
переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях,
оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем
об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатлениями мы
лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими.
Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а
отрицательные препятствуют.
Эмоциональные состоянию, сопровождающие процесс запоминания, являются
частью запечатлений в памяти ситуаций; поэтому, когда они воспроизводятся,
то по ассоциации с ними возникает в представлениях и вся ситуация, а
припоминание существенно облегчается. Опытным путем было доказано, что если
в момент запоминания материала человек находился в приподнятом или
подавленном настроении, то искусственное восстановление у него
соответствующих эмоциональных состояний при припоминании улучшает память.

4. Процессы памяти

При выделении различных видов памяти имеются в виду некоторые
устойчивые свойства и стороны, характеризующие память независимо от какую
конкретную функцию выполняет она в деятельности: закрепления, сохранения
или актуализации материала. Например, в делении памяти на двигательную,
эмоциональную, образную и словесно-логическую отразилась такая ее сторона,
как форма (образ, слово и т.д.), в которой осуществляется и запоминание, и
сохранение, и воспроизведение материала.
Но, кроме видов памяти, выделяют еще процессы памяти. При этом в
качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые
памятью в жизни и деятельности. К процесса памяти относятся:

Таблица 1

|Процессы памяти |Краткая характеристика |
|запоминание |- это процесс памяти, в результате |
| |которого происходит закрепление |
| |нового путем связывания его с |
| |приобретенным ранее. |
| |Различаются: |
| |кратковременное и долговременное |
| |произвольное и непроизвольное |
|воспроизведение (актуализация, |- процесс памяти, в результате |
|возобновление) |которого происходит актуализация |
| |закрепленного ранее содержания |
| |психики путем извлечения его из |
| |долговременной памяти. |
| |Внутри процесса воспроизведения |
| |можно выделить его различные виды: |
| |узнавание, собственно |
| |воспроизведение (произвольное и |
| |непроизвольное), припоминание. |
| |Особое место занимает воспоминания -|
| |историческая память личности |
|сохранение |- определяется степенью участия |
| |материала в деятельности личности. |
| |Процент сохранения заученного |
| |материала после определенного |
| |отрезка времени находится в обратно |
| |пропорциональном отношении к |
| |объекту этого материала при условии |
| |количественно и качественно |
| |одинаковой работы с ним |
|забывание материала |- зависит от времени. Это впервые |
| |экспериментально установил нем6ецкий|
| |психолог Эббингауз, который показал,|
| |что забывание особо интенсивно |
| |протекает после заучивания, а затем |
| |замедляется. Чем более осознан |
| |материал, тем медленнее он |
| |забывается. Имеет избирательный |
| |характер. Устойчиво значимый |
| |материал забывается медленнее |

В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с
деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных
(мнемических) действий.

5, Пути практического воздействия на память человека и ее совершенствование
В настоящее время разработано и на практике используется немалое
количество разнообразных систем и методов влияния на память человека с
целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания,
другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи
базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека
способности осмыслить и структурировать запоминаемый материал, пятые - на
приобретении и активном использовании в процессах запоминания и
воспроизведения специальных мнемотехнических приемов и действий. Все эти
методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и
подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами
человека и его практической деятельность,
Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его
понимание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут
оказаться полезными и для запоминания.
Доказано, что воображением человека можно управлять. При наличии
продуманных и систематических упражнений человеку становится легче
представлять видимое в своем воображении. А так как способность что-либо
зрительно представить положительно влияет на способность к запоминанию, то
приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат
совершенствованию образной памяти, а также ускорению процесса перевода
информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог
бы воспользоваться любой человек независимо от того, как развиты у него
отдельные психические функции и способности. Один из них основан на более
активном использовании при запоминании и воспроизведении материала
образного мышления и воображения. Чтобы что-либо запомнить быстро и
надолго, рекомендуется в отношении запоминаемого материала выполнить
следующую последовательность действий:
1. Мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко
представляемым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-
нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет
вспомнить запоминаемое.
2. Оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым способом
друг с другом в единый предмет.
3. Мысленно на секунду представить себе, как будет выглядеть этот
составленный из двух других, придуманный, необычный предмет.
Этих трех действий практически достаточно для того, чтобы в нужный
момент вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям
оно сразу же переводится из кратковременной памяти в долговременную и
остается там надолго.
Следует иметь в виду еще один прием, основанный на формировании
ассоциаций. Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним
вызывает материал и чем больше времени мы уделяем мысленной разработке этих
ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал. Поэтому, если необходимо
как можно лучше запомнить текст, или доказательство теоремы, или какие-
нибудь иностранные слова, то можно поступить следующим образом. Поставить
перед собой дополнительную задачу нахождения ответа на вопросы: что это мне
напоминает? На что это похоже?
Ф.Бартлетт[3] рекомендует для лучшего запоминания материала повторять
его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае, как он
считает, запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет
смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня
накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше
внимание. Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению
памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что
любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят человеку, а еще лучше,
когда он сам их для себя адаптирует или придумывает, исходя из сложившегося
жизненного опыта или знакомства с данными о психологии памяти.
-----------------------
[1] Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
- М: Политиздат, 1990
[2] Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных
действий./Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. - М., 1979
[3] Барлетт Ф. «Человек запоминает»/Христоматия по общей психологии:
Психология памяти. М., 1979

-----------------------
Кратковременная память

Оперативная память

Долговременная память

Перевод
(перекодирование)

Долговременная память

Кратковременная память

Входящая информация

Вытеснение






Новинки рефератов ::

Реферат: Гроза - Кризис патриархального мира и патриархального сознания (Литература)


Реферат: Древнерусская литература (Литература)


Реферат: Фрезерные станки (Технология)


Реферат: История театра древней Греции, Рима и средневековья (Искусство и культура)


Реферат: Взаимозаменяемость запчастей (Транспорт)


Реферат: Государь император Николай II (История)


Реферат: Анализ работы системы управления электровозом постоянного тока при разгоне грузового поезда (Технология)


Реферат: Отечественная история (История)


Реферат: Комиссия Евросоюза (Право)


Реферат: Rosa canina шиповник собачий (Ботаника)


Реферат: Обзор "Подготовка IT-специалистов в России" (Программирование)


Реферат: Регенерация (Биология)


Реферат: Урок как основная форма обучения в школе (Педагогика)


Реферат: Бухгалтерский учет и анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Программирование элементов разветвляющейся структуры (Компьютеры)


Реферат: Центральный экономический район (География)


Реферат: Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности (Педагогика)


Реферат: Проведение аудита и расчет НДС по ПО "Октябрь" (Аудит)


Реферат: Шпора по истории России ХХ века к университетскому экзамену (История)


Реферат: Крестьянская реформа начала 20 века (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист