|
Реферат: Занимательные опыты по химии (Химия)
Элементы занимательности во внеклассной работе. Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том, что ее преподавание может включать красивые эксперименты.
Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе. Приводим описание экспериментальных опытов по химии, которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и на химических вечерах. Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как Тема4 "Вода.Растворы.Основания ", Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений"; Тема7 "Химическая связь". Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.
Опыт I. Химическая радуга. Описание. В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы: 1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);( 2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет); ( 3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет); ( 4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);( 5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); ( 6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); ( 7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).( 1. FeCl3 + 3KCNS ( Fe(CNS)3 + 3KCl 2. 2K2CrO4 + H2SO4 ( K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O 3. Pb(NO3)2 + 2KJ ( PbJ2 + 2KNO3 4. NiSO4 + 2NaOH ( Ni(OH)2 + Na2SO4 5. CuSO4 + 2NaOH ( Cu(OH)2 + 2Na2SO4 6. CuSO4 + 4NH3 ( [Cu(NH3)4]SO4 7. CoCl2 + 2KCNS ( Co(CNS)2 + 2KCl Примечание. Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.
Опыт II. Фейерверк в жидкости. Описание. В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний – серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn2O7 – сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта: 2KMnO4 + H2SO4 ( Mn2O7 + K2SO4 + H2O. Mn2O7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их. Примечание. Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно- восстановительные реакции.
Опыт III. Красные призмы.
Описание. 10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO3Cl, согласно уравнению реакции: K2Cr2O7 + 2HCl ( 2KCrO3Cl + H2O. Примечание. После изучения темы7 «Химическая связь» (в частности подтемы «Кристаллические решетки»), этот опыт будет очень полезен.
Опыт IV. Горящий снег.
Описание. В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ј высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку – появится пламя, «снег горит». Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит. CaC2 + 2H2O ( Ca(OH)2 + C2H2. 2C2H2 + 5O2 ( 4CO2 + 2H2O + Q. Примечание. Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии (орг.химия).
Опыт V. Буран в стакане.
Описание. В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется «снегом», который покрывает веточку белыми хлопьями. Примечание. Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической связи.
Литература: 1. Журнал «Химия и жизнь XXI век» №9 1999г. (раздел «Школьный клуб»); 2. Журнал «Химия в школе» №6 ноябрь-декабрь 1976г.
Реферат на тему: Застосування тетраборату натрію в медицині
Тема: “Застосування тетраборату
натрію в медицині”
Тетраборат натрия или бура (Borax. Natrium tetraboricum) образует большие бесцветные прозрачные кристаллы состава Na2B4O7 [pic] Н2О, которые в сухом воздухе легко выветриваются. Бура получается при взаимодействии борной кислоты с гидроксидом натрия:
4Н3ВО3 + 2 NaОН = Na2B4O7 + 7Н2О
Водные растворы буры вследствие гидролиза обладают сильнощелочной реакцией. При нагревании бура теряет кристаллизационную воду и плавится (t пл. 64оС, ступенчато обезвоживается при нагревании до 380оС с получением стекла с t разм. ок.630оС). Для безводного кристаллического продукта t пл. 742оС, t кип. 1675оС; растворяется в воде (2,5 % при 20оС), глицерине, метаноле, ацетоне и практически нерастворим в спирте. В расплавленном состоянии бура растворяет оксиды различных металлов с образованием двойных солей метаборной кислоты, из которых многие окрашены в цвета, характерные для каждого металла. На этом свойстве буры основано ее применение при сварке, резании и паянии металлов. Бура широко применяется в производстве легкоплавкой глазури для фаянсовых и фарфоровых изделий, и особенно для чугунной посуды (эмаль). Кроме того, она используется при изготовлении специальных сортов стекла и в качестве удобрения, поскольку бор в малых количествах необходим растениям. Используется для получения Н3ВО3 и других соединений бора; компонент мающих средств, электролитов для получения покрытий Ni и других металлов; протрава при крашении; пропитки дерева; антисептик; консервирующее средство; для обработки кожи. В медицине применяют в виде глицериновых, спиртовых или водных растворов для полосканий, спринцеваний (1-2% растворы), иногда назначают внутрь для лечения больных эпилепсией (по 05, г 2-3 р. в день). Входит в состав бикарминта, таблетки которого содержат 0,4 г Na2B4O7; 0,4 н гидрокарбоната натрия; 0,2 г хлорида натрия; 0,004 г ментола. Применяют как антисептическое и противовоспалительное средство для полосканий, ингаляций при воспалительных процессах верхних дыхательных путей. Растворяют 1-2 таблетки в Ѕ стакана воды. Несовместим в растворах с солями алюминия, железа, кальция, меди, ртути, свинца, цинка; ихтиолом, этакридина лактатом (риванолом). Форма выпуска – порошок, хранят в хорошо укупоренной таре.
| |