GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Жилищное право (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Жилищное право (Гражданское право и процесс)



Ответы на вопросы по Жилищному законодательству Латвийской Республики.


1. Правовые принципы денационализации и возвращения домовладений в ЛР.
Домовладения возвращаются бывшим собственникам, которым они принадлежали на
момент национализации, или их наследникам. Если национализированное
домовладение не сохранилось, перешло в собственность добросовестного
приобретателя или если собственникили его наследники не желают получить его
обратно, бывший собственник или его наследники имеют право на компенсацию.
Основанием для рассмотрения вопроса о денационализации домовладения
является заявление бывших собственников/наследников, а также их
представителей. В заявлении указываются местонахождение домовладения,
состав домовладения, сведения о собственнике, когда и на основании какого
документа национализировано домовладение. К заявлению о денационализации
прилагается документ, удостоверяющий право собственности, или справка
Государственного исторического архива о праве собственности на момент
национализации домовладения. Заявление о денационализации рассматривает
комиссия по денационализации в составе не менее 7 человек. Комиссия
регистрирует заявление.

2. Квартирная собственность: понятие, признаки, составные части. Квартирной
собственностью в многоквартирном доме, в котором квартиры принадлежат
нескольким собственникам, является отдельная собствть каждого енность
собственникака с соответсвующей идеальной частью общей собственности.
Отдельной собственностью являются находящиеся в многоквартирном доме
отдельные от остальной части дома помещение/комплекс помещений. Квартирная
собственность неделима в правовом отношении. Квартирная собственность
возникает при разделе многоквартирного дома на квартирной собственности на
основании закона, решения суда, договора или завещания. Квартирная
собственность может быть отчуждена в судебном порядке в пользу государства
с одновременным выселением собственникака, членов его семьи, если
собственник систематически повреждает здание, коммуникации; использует
квартиру таким образом,что эжто создает помехи другим собственникам
квартир; наруашет правила пользования помещениями, санитарные нормы и т.д.


3. Субъекты квартирной собственности, их права и обязанности.
Собственникомком квартиры является физическое или юридическое лицо, которое
законно приобрело квартирную собственность в многоквартирном доме и
зарегистрировало данную собственностьв Земельной книге. Собственник
квартиры может распоряжаться своей собственностью, извлекать из нее выгоду.
Собственник правомочен отчуждать или дарить свою квартирную собственность,
а также закладывать ее без согласия других собственников квартир того же
дома. Собственник квартиры вправе передать квартирную собственность в
пользование другому лицу, заключив соответсвующий договор. Собственник
квартиры покрывает необходимые расходы, связанные с содержанием,
эксплуатацией и ремонтом дома, его коммуникацией и оборудованием, а также
рассчитывается за полученные коммунальные услуги. Обязанностью собственника
является бережное отношение к находящейся в общей собственности части
многоквартирного дома, а также соблюдение правил использования помещений,
санитарных норм и норм пожарной безопасности. Собственник квартиры вправе
без согласия других собственников квартир производить перепланировку и
перестройку своей квартиры и находящихся в ней частей коммуникаций.

4. Правовое положение членов семьи собственников квартирной собственности.
Членами семьи собственника признаются супруг, дети обоих супругов, пока они
ведут общее хозяйство, а также лица, которых собственник вселил в
принадлежащую ему квартиру и которых он или его супруг должен содержать на
основании закона, договора или завещания. Супруг и на основании отношений
свойства вселенные в квартиру после расторжения брака или признания брака
недействительным утрачивают статус члена семьи собственника. За этими
лицами сохраняется право пользования квартирой, если имеется
соответствующее соглашение с собственником. Члены семьи имеют право так
же, как собственник, пользоваться жилыми и другими помещениями, если при
их вселении не было иного соглашения. Члены семьи имеют такие же
обязанности как и собственник квартиры. Собственник не имеет права
самовольно выселить члена семьи, причем члены семьи, содержание которых
явл. обязанностью собственника, могут быть выселены только с
предоставлением другой соответствующей площади. Собственник может
потребовать прекращения права пользования квартирой членами семьи, если они
не выполняют установленных обязанностей, неуважительно относятся к
собственнику квартиры, грубо оскорбляют его, умышленно наносят ему
имуществ. вред , угрожают его жизни и т.д.

5. Учреждение и изменение квартирной собственности. Квартирная
собственность возникает при разделе многоквартирного дома на квартирные
собственности на основании закона, решения суда, договора или завещания.
Квартирная собственность является учрежденной с момента закрепления права
собственности собственника квартиры в земельной книге. В первой части
раздела земельной книги в качестве недвижимой собственности указывается
многоквартирный дом с отметкой о том, что он состоит из квартирных
собственностей. В этой части отдельно указывается также номер каждой кварт.
собственности, общая площадь квартиры. Вторая часть раздела земельной книги
отводится для каждой квартирной собственности. При изменении общей площади
отдельной собственности, соотв-но изменяются и входящие в каждую квартирную
собственность идеальные части общей собственности. Решение об изменении
идеальных частей общей собственности принимает соответственно
распорядительный орган товарищества собственников квартир или общее
собрание собственников квартир на основании заключения службы оценки
недвижимой собственности. Произведенные в составе каждой квартирной
собственности изменения вносятся в земельную книгу.

6. Управление находящейся в совместной собственности частью
многоквартирного дома. Образованное для управления находящейся в общей
собственностичастью многоквартирного дома и ведения ее хозяйства
товарищество собственников квартир является бесприбыльным обществом
физических и юрид. лиц с переменным составом участников и капиталом.
Порядок учреждения товарищества, его деятельности, реорганизации и
прекращения деятельности устанавливается законом о квартирной
собственности, уставом товарищества. Товарищество собственников квартир
является юридическим лицом и подлежит регистрации в Регистре предприятий
ЛР. Для управления находящейся в общей собственностичастью одного
многоквартирного дома и ведения ее хозяйства может быть учреждено лишь одно
товарищество собственников квартир. Товарищество собственников могут
учредить не менее 5 лиц. Учредителями и участниками товарищества могут быть
только физические и юридические лица, являющиеся собственниками квартир в
доме, которым управляет и хозяйство которого ведет соотвующее товарищество.


7. Правовые принципы и порядок приватизации кооперативных квартир. Объектом
приватизации является квартиры в многоквартирных жилых домах, принадлежащих
кооперативным товариществам. Субъектом приватизации является член
кооперативного товарищества, полностью или частично уплативший пай за
переданную в его пользование квартиру и принятый в члены кооперативного
товарищества. При приватизации кооперативной квартиры, за которую пай
уплачен неполностью, квартира отдается в залог в кредитное учреждение до
момента полной уплаты пая. Право собственности на квартиру возникает у
члена кооператива с момента регистрации собственности в Регистре недвижимой
собственности ЛР. Все сделки в отношении приватизированной квартиры
заключает собственник квартиры. Если приватизированная квартира стала
бесхозным имуществом или она не имеет собственника, то квартира по решению
суда переходит в собственность самоуправления.

8. Объекты приватизации по закону ЛР «О приватизации жилых домов
государства и самоуправлений». 2 вида объектов: 1) объект приватизации,
если жилой дом стоит на земле, находящейся в собственности государства или
самоуправления. Если многоквартирный дом стоит на земле, находящейся в
собственности государства или самоуправления, объектом приватизации
являются находящиеся в жилом доме квартира, нежилое помещение, мастерская
художника вместе с соотв. находящейся в общей собственности воображаемой
частью жилого дома и правом аренды на 99 лет земельного участка, на котором
построен дом. Если одновременно приватиризируются все находящиеся в
многоквартирном доме квартиры, помещения и все приватизаторы являются
гражданами ЛР или юридическими лицами, объектом приватизации является
находящаяся в доме квартира, помещение вместе с соотв. находящейся в общей
собственности воображаемой частью жилого дома и воображаемой частью того
земельного участка, на котором построен дом. Если одноквартирный или
многоквартирный дом стоит на земле, находящейся в собственности
государства или самоуправления, объектом приватизации является
одноквартирный/ многоквартирный дом с правом аренды на 99 лет земельного
участка, на котором построен дом. Если приватизатором упомянутого
одноквартирного/многоквартирного дома является гражданин ЛР или юридическое
лицо, имеющее право покупки земли, объектом приватизации является
одноквартирный/многоквартирный дом вместе с земельным участком, на котором
построен дом. 2) Объект приватизации, если жилой дом стоит на земле,
находящейся в собственностифиз. или юрид. лица. Объектом приватизациив этом
случае являются находящиеся в жилом доме квартира, помещение вместе с
соотв. находящейся в общей собственности воображаемой частью жилого дома
или одноквартирный/многоквартирный дом.

9. Условия приватизации жилых домов государства и самоуправлений.
Приватизациия – совокупность действий, в результате которых находящиеся в
многоквартирных домах государства и самоуправлений квартиры, нежилые
помещения, мастерские художников, одноквартирные и многоквартирные дома
переходят в собственность физических и юридических лиц. Приватизацию
осуществляют открыто, информируя общественность об объектах приватизациии
разъясняя права и порядок приватизации. Приватизировать объекты
приватизацииимеют право владельцы приватизационных сертификатов –
граждане, неграждане и лица, получившие вид на жительство; владельцы
приватизационных сертификатов – юридические лица, имеющие право на покупку
земли, за исключением государства, самоуправлений и предпринимательских
обществ, в которых доли капитала государства превышают 50%. Надзор за
приватизациейцией осуществляет Центральная комиссия по приватизации.

10. Последовательность процесса приватизации при нахождении объекта на
земле, являющейся собственностью государства или самоуправлений. 1.
Последовательность, в которой приватизируется квартира или одноквартирный
дом, в отношении использования которого заключен договор найма жилого
помещения. Любую такую квартиру предлагают приватизировать нанимателю и
членам его семьи. Наниматель и члены его семьи могут приватизировать
арендуемою квартиру, если наниматель заключат заверенную
нотариусом/приватизационной комиссией договоренность о том, кто из них
приватизирует арендуемую квартиру. В момент подачи заявления о приватизации
должна быть внесена плата за аренду жилых помещений и комм. услуги.
Общая квартира приватизируется как один целый объект.
Квартира, об использовании которой не заключен договор найма, публично
предлагается для приватизации на открытом аукционе, в котором сначала
одновременно участвуют физизеские лица: снимающие жилое помещение в доме,
который стал непригодным для жилья; снимающее жилое помещение в
денационализированном/возвращенном законному владельцу доме; в семье
которых 3 и более несовершеннолетних детей, если они снимают недостаточно
большую площадь; снимающее жилое помещение в общей квартире; более 40 лет
снимающее жилое помещение без удобств; выселяемые в соответствииии с
вступившими в силу решениями суда из арендуемых помещений.
Многоквартирный дом, находящиеся в котором квартиры, нежилые помещенияя и
мастерские художника не сданы внаем/аренду, может быть предложен для
приватизации как один целый объект. Находящиеся в неарендоаванном
многоквартирном доме квартиры, нежилые помещения и мастерские можно
предлагать для приватизации как отдельные объекты. Неарендованный
многоквартирный дом как один целый объект публично предлагается для
приватизации на открытом аукционе.
Любая арендуемая мастерская художника предлагается для приватизации
арендатору этой мастерской. Если арендатор отказывается приватизировать,
мастерская до истечения срока договора об аренде не предлагается для
приватизации другим лицам.
Арендованное или неарендованное нежилое помещение публично предлагается для
приватизации на открытом аукционе, в котором снаячала участвуют физические
и юридические лица, имеющие сертификаты компенсации собственности.

11. Последовательность процесса приватизации при нахождении объекта на
земле физических или юридических лиц. Любая арендованная квартира
предлагается для приватизации нанимателю этой квартиры и членам его семьи.
Общая квартира приват-ся как один целый объект. Любую общую квартиру
предлагают приватизировать каждому нанимателю жилых помещений этой квартиры
и членам его семьи. С согласия нанимателей и членов их семей общую квартиру
может приватизировать владелец земельного участка, на земле которого
построен жилой дом, если наниматели отказываются от приватизации квартиры и
заключат заверенную нотариусом/приват. Комиссией договоренность с лицом,
желающим приватизировать эту квартиру.
Неарендованная квартира публично предлагается для приватизации на открытом
аукционе, в котором сначала одновременно участвуют лица: снимающие жилое
помещение в доме, который стал непригодным для жилья; снимающее жилое
помещение в денационализированном/возвращенном законному владельцу доме; в
семье которых 3 и более несовершеннолетних детей, если они снимают
недостаточно большую площадь; снимающее жилое помещение в общей квартире;
более 40 лет снимающее жилое помещение без удобств; выселяемые в
соответствии с вступившими в силу решениями суда из арендуемых помещений.
Владелец зем. участка, на земле которого построен многоквартирном дом,
имеет право приватизировать одну из находящихся в этом доме и предложенных
для публичной приватизации неарендованных квартир.
Неарендованный одноквартирный дом сначала предлагается приватизировать
владельцу земельного участка. Если дом находится на земле нескольких
физ./юрид. лиц и все владельцы земли или некоторые из них подали заявления
о приватизации, то они могут приватизировать дом как общую собственность.
Если владельцы земли не согласны на создание общей собственности, право
приватизации имеет владелец большей части земельного участка. Если владелец
земли отказывается приватизировать дом, то он публично предлагается для
приватизации на открытом аукционе. Неарендованный многоквартирный дом может
быть предложен для приватизации как один целый объект. Находящиеся в нем
квартиры, нежилые помещения могут быть предложены для приватизации как
отдельные объекты.

12. Основные принципы оценки объекта приватизации. Подготовку необходимых
документов и оценку объекта приватизации организует и осуществляет
приватизационная комиссия в установленном Кабинетом Министров (КМ) порядке.
Для оценки стоимости объекта приватизационная комиссиясия может приглашать
экспертов. Стоимость объекта приватизации определяет приват. комиссия в
соответствии с правилами КМ. Стоимость объектов приватизации составляют
затраты на строительство, доплата и скидки за местонахождение жилого дома,
кадастровая стоимость земельного участка, на котором построен жилой дом.
Начальная цена аукциона квартиры или мастерской эквивалента стоимости
соответствующего объекта. При определении начальной цены аукциона неежилых
помещений стоимость одного квадратного метра не может быть меньше
двукратной средней стоимости одного квадратного метра в соответствующем
жилом доме.

13. Сообщение о приватизации и предоставление ответа на него. Не позднее
чем в 3-х месячный срок после оценки объекта приватизации приватизационная
комиссия предлагает купить объект приватизации, выслав об этом сообщение
следующим лицам: арендатору сданного в аренду жилого помещения или
одноквартирного дома с предложением ему приватизировать арендуемую им
квартиру; нанимателю сданной внаем мастерской с предложением ему
приватизировать нанимаемую им мастерскую; собственнику земли с предложением
ему приватизировать на сданный в аренду дом. Сообщение о
приватизациисчитается полученным с момента, когда арендатор своей подписью
удостоверил получение данного сообщения. В сообщении о приватизации
необходимо указать: имя, фамилию арендатора и членов его семьи; объект
приватизации, его адрес, площадь; собственника того земельного участка, на
земле которого построен приватизируемый жилой дом; стоимость объекта
приватизации; права и обязанности квартиросъемщика; возможные правовые
последствия в случае отказа от приватизации; срок, до которого должен быть
представлен ответ на сообщение о приватизации; место, куда должно быть
представлено заявление о приватизации и где может быть получена информация
об объекте приватизации. Лица, получившие сообщение, отвечают на него,
подав заявку на приватизацию или отказ приватизировать предлагаемый объект.
Лицо, желающее приватизировать объект, в 3-х месячный срок со дня
получения сообщения, представляет комиссии по приватизации заявку на
приватизацию. В этот же срок он должен погасить долги за аренду и
коммунальные услуги. В заявке на приватизации необходимо указать имя,
фамилию, код, адрес того физического лица или наименование, дату
регистрации, регистрационный номер того юридического лица, которое желает
приватизировать объект; вид принадлежащих лицу сертификатов и номер
сертификатного счета; адрес и площадь приватизируемого объекта; свой статус
по отношению к объекту; сведения о платежах за аренду, коммунальные услуги;
готовность взять на себя обязательства по совместному управлению и
эксплуатации многоквартирного дома. Об отказе приватизировать предлагаемый
объект арендатор не позднее чем в 3-х месячный срок со дня получения
сообщения письменно сообщает комиссии по приватизации.

14. Принципы организации и проведения открытых аукционов объектов
приватизации. Аукцион организовывают городские или волостные комиссии по
приватизации жилых домов после того, как объект приватизации оценен.
Приватизационная комиссия разрабатывает и утверждает правила аукциона
каждого объекта приватизации. Приватизационная комиссия обязана в правилах
аукциона определить характеристики объекта приватизации, в котором
зафиксированы главные предметы и связанные с ними существ. части;
начальную цену объекта приватизации; размер регистрационного взноса
участника аукциона; размер денежного залога; условия оплаты, если объект
приватизации продан на аукционе; место и время проведения аукциона. В
аукционе могут участвовать те лица, которые в соответствии с законом о
приватизации жилых домов государства и самоуправлений в первую очередь
обладают правом на участие в аукционе и покупку соответствующего объекта.
Перед аукционом его участники регистрируются в журнале учета, в котором
указываются следующие сведения: объект аукциона, порядковый номер участника
аукциона, для физических лиц – имя, фамилия, код, адрес; для юридических
лиц – полное наименование, регистр. номер юрид. лица в Регистре, имя,
фамилия и код представителя юридического лица; отметка об уплате денежного
залога и регистрационного взноса. Аукцион проводится в том случае, если на
него прибыло не менее 2 участников аукциона. Ход аукциона протоколируется.

15. Договор о покупке объекта приватизации. Закрепление права собственности
на приватизированный объект. Комиссия по приватизации на основании
постановления думы самоуправления и документа, удостоверяющего
произведенную покупателем оплату за приватизированный объект, заключает
договор о покупке соответстующего объекта . Типовой договор о покупке
разрабатывает КМ. В договоре необходимо обязательно указать: название,
адрес приват. объекта, его точная характеристика; стоимость покупки;
средство платежа, срок и порядок оплаты; порядок передачи
приватизированного объекта покупателю; перенимаемые покупателем и
дополнительные обязанности; условия права землепользования; ограничения
собственности; ответственность за невыполнение договорных обязательств.
Платой за покупку приобретенного на аукционе объекта является наивысшая
заявленная цена. Объект приватизации выкупается путем внесения
компенсирующих собственность или иного вида приватизационных сертификатов.
Покупатель имеет право выкупить объект, уплатив также в латах. Порядок
платежей устанавливает КМ. Платежи покупатель производит в Латвийский
ипотечно-земельный банк на основании постановления, принятого думой.
Покупатель может оплатить стоимость покупки, переодически внося платежи в
течение 10 лет со дня заключения договора о поупке.
Собственником приватизированного объекта признается только тот, кто в
качестве такового внесен в земельную книгу.

16. Права, обязанности, ответственность собственника приватизированного
объекта. Социальные гарантии арендаторов и нанимателей на приватизированных
объектах. Собственник приватизированного объекта обязан: соблюдать
положения договора о покупке; участвовать в совместном управлении и
эксплуатации многоквартирного дома путем объединения с другими
собственниками дома в обществово совместного хозяйствования; заключить
договор об аренде земли с собственником того земельного участка, на чьей
земле находится приватизированный объект; соблюдать заключенные предыдущим
владельцем приватизированного объекта договоры об аренде и найме.
Собственник приватизированного объекта несет ответственность за соблюдение
тех обязательств, которые он взял на себя в соответствии с договором о
покупке и которые предусмотрены законом и др. Собственник
приватизированной квартиры, дома обретает право на аренду находящегося в
собсвенности государства/самоуправлений земельного участка, на котором
построен дом, сроком на 99 лет. Обретенное сроком на 99 лет право аренды
земли может быть продано, обменено и иным образом отчуждено, если
продается, отчуждается квартира, дом.
Социальные гарантии: смена собственника квартиры или дома не может служить
основанием для выселения арендатора и членов его семьи из квартиры.

17. Порядок рассмотрения споров и жалоб, связанных с вопросами приватизации
домов государства и самоуправлений. Городская дума и волостной совет
рассматривают все споры, связанные с техническим выполнением приватизации
квартир, т.е. с определением стоимости объекта приватизации; определением
площади сдаваемого в аренду или приватизируемого земельного участка;
определением платы за покупку объекта приватизации. Если решение комиссии
по приватизациио техническом выолнении приватизациисоотв. объекта
обжаловано, его выполнение приостанавливается до рассмотрения
представленной жалобы. Получив жалобу на техническое выполнение
приватизации объекта, дума сообщает о ней комиссии по приватизации, решение
которой оспаривается. Эти споры дума рассматривает по мотивированному
заявлению одной из сторон, к которому приложено решение комиссии по
приватизации об определении стоимости объекта или об определении пложщади
земельного участка или об определении стоимости покупки объекта. К
рассмотрению споров дума привлекает обе заинтересованные стороны, спор
должен быть рассмотрен в течение 1 месяца.
Суду подсудны следующие связанные с приватизацей жилых домов споры: споры о
нарушении аукциона квартир, домов; о правах субъекта приватизациии о
преимущественном праве на приватизацию объекта; связанные с выполнением,
изменением или отменой договора о покупке; о передаче квартиры или
одноквартирного дома в собственностьбезвозмездно; связанные с закреплением
права собственностина приватизированный объект в земельной книге; другие
споры.

18. Порядок и принципы передачи квартир в собственность до приватизации
жилого дома. Передача квартир в собственность до приватизации применяется в
случаях, когда смоуправление не начало приватизацию жилого дома и жильцы
находящихся в многоквартирном доме государства квартир желают получить в
собственность арендуемые ими квартры до приватизации жилого дома.
Арендуемую в государственном многоквартирном доме квартиру по просьбе
владельца передает в собственностьдо приватизации жилого дома Центральная
комиссия по приватизации, а арендуемую в многоквартирном доме
самоуправления квартиру – дума самоуправления. Квартиросъемщик, чтобы
получить права собственности на квартиру до приватизации жилого дома,
подает заявление в Центральную комиссию. Заявление подписывает
квартиросъемщик и совершеннолетние члены его семьи. Центральная комиссия
или дума в течение 1 месяца со дня получения заявления принимает решение о
передаче квартиры в собственностьдо приватизации жилого дома. После
принятия решения комиссией квартиросъемщику отсылается сообщение, в котором
указывается установленная в решении плата за передачу квартиры в
собственность до приватизации, а также порядок, в котором вносится
указанная плата. На основании принятого комиссией решения и документа,
подтверждающего, что квартиросъемщик внес плату за передачу квартиры в
собственностьдо приватизации жилого дома, Государственная земельная служба
выдает квартиросъемщику свидетельство о праве собственностина квартиру.
Квартира и ее собственникк до приватизации жилого дома регистрируются в
кадастровом регистре Государственной земельной службы. Лицо, приобретшее
квартиру в собственностьдо приватизации жилого дома, считается
собственником квартиры с момента, когда квартира и ее
собственникзарегистрированы в Кадастровом регистре.

19. Кооперативные товарищества собственников квартир. Кооперативное
товарищество является бесприбыльным товариществом, имеет права юридического
лица, печать с полным наименованием кооперативного товарищества на
государственном языке, а также счета в банках. Права юридического лица
кооперативное товарищество приобретает с момента его регистрации в
Регистре предприятий ЛР. Кооперативное товарищество отвечает по своим
обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Кооперативное
товарищество имеет право: строить жилые дома, арендовать землю, дома,
заключать договоры на работы, отвечающие целям его деятельности, принимать
на работу работникосв, создавать предприятия и участвовать в предприним.
общ-вах, быть истцом и ответчиком в суде и т.д. Обязанностями
кооперативного товарищества являются: организовывать оформление правв на
предоставление и использование земель, предусмотренных под сторительство
жилых домов: обеспечивать надлежащее содержание жилых домов, порядок
технических эксплуатации, пользования жилыми помещениями; обеспечивать
своевременное проведение ремонта здания, взимать плату за комм. услуги и
рассчитываться с предприятиями, оказывающими их; обеспечивать уплату налога
с собственности, земельного налога и других налогов. Учредителями
кооперативного товарищества являются физические лица. Членом кооперативного
товарищества может стать физическое лицо – собственник квартиры. Имущество
кооперативногоо товарищества составляют основные, оборотные средства и
фонды.

20. Договор найма жилого помещения. Изменение договора найма жилого
помещения. Наймом жилого помещения является передача собственником или
владельцем этого помещения права на пользование жилым помещением другому
лицу за плату. Предметом договора найма может быть отдельная квартира,
часть квартиры или жилой дом. Отдельным предметом договора найма не может
быть часть комнаты, проходная комната, подсобные помещения. Субъекты
договора найма – наймодатель (физическое или юридическое лицо, являющееся
собственником или владельцем квартиры) и наниматель (любое физическое
лицо). Договор найма заключается в письменной форме. Договор найма может
быть заключен по соглашению сторон на определенный срок или же без указания
срока. Если договор заключен на определенный срок, наниматель вправе по
истечении срока возобновить договор. Наймодатель вправе отказать в
возобновлении договора найма, если: наниматель не выполняет обязанности,
договор найма содержит обязательство освободить жилое помещение по
окончании этого срока, жилое помещение необходимо собственнику или членам
его семьи для личного пользования, в жилом помещении необходимо произвести
капитальный ремонт.

21. Наем служебных помещений. Служебные помещения (помещения в служебной
гостинице или служебной квартире) передаются в пользование на основании
договора найма служебных помещений только в связи с трудовыми отношениями
или на время учебы. Договор найма служ. жилого помещения с лицом, которому
на время работы или учебы предается в пользование служ. жилое помещение.
Если работодатель и наймодатель служ. помещения не явл. одним и тем же
лицом, договор найма заключается с согласия работодателя. Договор найма
может быть расторгнут нанимателем служебного помещения в любое время.
Договор найма служебного помещения прекращается одновременно с прекращением
трудовых отношений или окончанием учебы.
Предприятия, учреждения и организации с разрешения соответствующего органа
самоуправления создают служебные гостиницы. Договор найма на пользование
служебной гостиницей заключаетсяся на срок не более года или на все время
учебы. Наниматель гостиницы может поселить на занимаемую площадь только
супруга и несовершеннолетних детей, если это предусмотрено договором найма.

Статус служ. квартир удостоверяется решением соответствующего
государственного органа или органа самоуправления. Срок договора найма
служебной квартиры не должен превышать 3 лет, и о его возобновлении должно
быть сообщено в письменной форме в соответствующий орган самоуправления.

22. Поднайм жилого помещения. Договор поднайма. Наниматель вправе сдавать
в поднаем все занимаемое им жилое помещение или его часть только с согласия
наймодателя и проживающих совместно с нанимателем совершеннолетних членов
семьи. Предметом договора поднайма может быть жилое помещение как без
домашней обстановки, так и мебелированное. Поднанимаетль не вправе сдавать
дальше внаем полученные в поднаем помещения. Договор поднайма заключается в
письменной форме. Срок договора поднайма не должен превышать срока договора
найма жилого помещения. При прекращении договора найма одновременно
прекращается и договор поднайма. Договор поднайма может быть расторгнут по
соглашению договаривающихся сторон. Договор поднайма может быть расторгнут
также в следующих случаях: если поднаниматель и члены его семьи портят или
разрушают жилое помещение, используют его не по назначению, нарушают
правила пользования жилым помещением; если поднаниматель не выполняет
другие условия договора; если жилое помещение, занимаемое поднанимателем,
необходимо нанимателю для проживания и наниматель предупредил об этом
поднанимателя за 3 месяца в письменной форме.

23. Расторжение договора найма жилого помещения. Наниматель вправе, если
договаривающиеся стороны не согласились в ином и если с этим согласны все
совершеннолетние члены семьи нанимателя, в любое время расторгнуть договор
найма, предупредив об этом наймодателя за месяц в письменной форме. Договор
найма может быть расторгнут по инициативе наймодателя только в случаях,
предусмотренных законом. Наймодатель может расторгнуть договор с
выселениеми нанимателя без предоставления другого жилого помещения в
следующих случаях: 1) если наниматель портит или разрушает дом, использует
его не по назначению, нарушает правила пользования жилым помещением; 2)
если наниматель более 3 месяцев не вносит квартплату и плату за
коммунальные услуги; 3) если наниматель не пользуется жилым помещением
более 6 месяцев подряд; 4) если помещение нуждается в капитальном ремонте;
5) если это помещение необходимо наймодателю для проживания; 6) если
наниматель передает сданное внаем помещение или его часть в поднаем без
согласия наймодателя. Если договор найма расторгается по инициативе
наймодателя, наймодатель или соответствующее самоуправление предоставляет
нанимателю другое не менее благоустроенное помещение в следующих случаях:
1) если дом подлежит сносу или переоборудованию в нежилой в связи с
государственными или общественными нуждами; 2) если дом грозит обвалом и
соответствующим органом самоуправления принято решение о выселении жителей;
3) если наниматель подлежит выселению из
денационализированного/возвращенного законному собственнику домовладения в
связи с тем, что жилое помещение необходимо собственнику для проживания – в
первые 7 лет после восстановления права собственности; 4) если жилое
помещение необходимо как служебное жилое помещение для дворника или мастера
по дому. В этих случаях наймодатель обязан предупредить нанимателя о
расторжении договора за 6 месяцев. Предоставляемое нанимателю жилое
помещение должно находиться в пределах того же населенного пункта.

24. Социальные квартиры и жилые дома. Социальный жилой дом – установленный
решением самоуправления находящийся в муниципальной собственности жилой
дом, содержание и эксплуатация которого полностью или частично
осуществляется за счет средств бюджета самоуправления и квартиры в котором
сдаются в наем социально малозащищенным и малообеспеченным лицам.

25. Квартплата и плата за коммунальные услуги. Тарифы и расценки.
Квартплата устанавливается по соглашению сторон, однако она не должна
превышать установленной правительством максимальной квартирной платы. Плата
за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, газ и т.д.) взимается
помимо квартирной платы в установленном правительством порядке. Квартплата
и плата за коммунальные услуги вносится в сроки, установленные договором
найма жилого помещения. Задолженность по платежам взыскивается в порядке,
установленном законодательными актами Латвийской Республики.

26. Правила прописки и выписки жителей. Прописка – регистрация по месту
жительства. Выписка – снятие с учета по месту жительства. Все лица,
проживающие в ЛР или прибывающие из других государств на срок более 3
месяцев, обязательно прописываются по месту жительства. Лицо может быть
прописано постоянно или временно, с проставлением в паспорте соотв. отметки
– штампа. Временно прописываются: на срок, установленный договором найма;
студенты очных отделений ВУЗов и др., магистратуры, аспиратны – на время
учебы; на срок трудового договора, избрания или командировки; иностранные
граждане, получающие виды на жительство. Для прописки лиц по месту
жительства необходимо представить паспорта, свидетельства о рождении
(детям), справки об освобождении (бывшим заключенным), виды на жительство
(иностранцам), заявление, листок о выписке со штампом ''снят с учета'' с
предыдущего места жительства; при прописке на свободную жилую площадь –
ордер или договор найма; документ учета государственной службы; в отдельных
случаях - документы, подтверждающие семейное положение, родственные
отношения и др. Для выписки нужны следующие документы: заявление с
указанием причины и места убытия; паспорт, свидетельство о рождении;
документт учета государственной службы; надлежащий бланк документации или
домовая книга.

27. Обмен жилых помещений. Наниматель вправе с письменного согласия
проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи и наймодателя
произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем. Если
между лицами, нанимающими жилые помещения на основе одного договора найма
жилого помещения, не достигнуто соглашение об обмене жилого помещения,
любой из них вправе с согласия наймодателя требовать в судебном порядке
принудительного обмена занимаемого жилого помещения на жилые помещения в
разных местах. Обмен жилыми помещениями, как правило, влечет прекращение
одних правоотношений и возникновение других. Для обмена членом кооператива
квартиры, которая еще не выкуплена, требуется согласие кооператива.







Реферат на тему: Жилищные правоотношения в Республики Казахстан

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение
Глава I. Новая жилищная политика в Республики Казахстан.
& 1.Жилищная проблема в Республики Казахстан.
& 2.Новое жилищное законодательство в Республики
Казахстан.
Глава II. Жилищные правоотношения в Республики Казахстан.
& 1.Понятие и предмет жилищных правоотношений.
& 2.Возникновение жилищных правоотношений.
Глава III. Особые формы собственности на жилище.
& 1. Кондоминиум.
& 2.Управление объектов кондоминиума.
Заключение.
Список использованной литературы



В В Е Д Е Н И Е

Приватизация государственного жилищного фонда, нестабильность цен,
снижение вследствие инфляции покупательных способностей населения
существенного изменили ситуацию в жилищной сфере Республики Казахстан.
Поворот в жилищной политике, обусловленный новыми рыночными
отношениями, состоит в переходе в основном от прежней практики
распределения жилья, построенного за счет бюджетных ассигнований, к
зарабатыванию его самими гражданами, в поэтапном переводе жилищной сфери в
режим бездотационного функционирования. Но в обоих случаях государство
должно обеспечить социальную защиту определенных категорий граждан,
особенно малоимущих слоев населения.
При активной государственной поддержке жилищное строительство могло бы
стать начальной точкой оздоровления и роста экономики, увлекая за собой
широкий спектр других отраслей. Это способствовало бы финансовой
стабилизации, создавая у населения стимулы к накоплению, сдерживанию роста
безработицы за счет организации в строительстве новых рабочих мест.
В настоящее время требуется проведение принципиально новой жилищной
политики и превращение ее в один из приоритетов общества. Необходимо
создать реальную возможность строительства или приобретение жилья семьям со
средними и частично низкими доходами. Без существенного повышения доли
частного жилищного сектора не сформировать важнейшие составляющие рыночной
экономики - рынок жилья и рынок труда.
Все эти факторы обусловили выбор темы дипломной работы и послужили
основанием для ее написания.
В основу работы были положены Указ Президента Республики Казахстан от
6 сентября 1993 года "О новой жилищной политике", Государственная программа
новой жилищной политики и механизмы ее реализации, разработанная во
исполнение постановления Президента Республики Казахстан от 15 июля 1992
года "О мерах по реализации стратегии становления и развития Казахстана как
суверенного государства", а также Закон Республики Казахстан "О жилищных
отношениях" принятый 16 апреля 1997 года.
В ходе написания работы были изучены и другие законодательные и
нормативные акты имеющие прямое и косвенное отношение к теме исследования,
а также учебная и специальная литература ( монографии, брошюры, статьи).
Работа состоит из ведения, трех глав и заключения.
В I главе - "Новая жилищная политика в Республики Казахстан",
раскрывается суть существующей на сегодня в Республике Казахстан жилищной
проблемы, делается сравнительный анализ нового жилищного законодательства.
Во II главе "Жилищные правоотношения в РК" исследуются понятие,
предмет и субъекты жилищных правоотношений, а также стадии возникновения,
изменения и прекращения жилищных правоотношений, включая выселение.
Во III главе рассматриваются различные формы собственности на жилище:
государственная, частная, кондоминиум как особая форма собственности, а
также жилищные и жилищно-строительные кооперативы. Дается понятие и анализ
жилищного фонда Республики Казахстан.
В заключение содержатся выводы, сделанные в ходе исследования темы,
предложения по совершенствованию действующего законодательства и
перспективы решения жилищной проблемы в современных условиях.

Глава I. & 1 Жилищная проблема в Республике Казахстан.

В Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 года
закреплено создание в Республике Казахстан всех условий для обеспечения
граждан жильем. Жилищная проблема была и остается одной из самых острых
социальных проблем современности. Еще Ф. Энгельс, выступая на могиле К.
Маркса в знаменитой своей речи отметил "Прежде чем что-либо производить,
люди должны иметь пищу, одежду и жилище..."1
Справедливости ради следует отметить, что государство СССР с первых
дней своего зарождения считало своей главной задачей обеспечить каждую
семью отдельным жильем. Даже на знаменах Октябрьской революции было
начертано обещание решить жилищную проблему. И хотелось бы подчеркнуть, что
в этом направлении предпринимались различные жилищные программы, начиная с
времен Н.С. Хрущева и кончая программой "Жилье-91". Были установлены
нормированные ставки оплаты жилья и коммунальных услуг, которые, однако
изначально не покрывали затрат на содержание жилищно-коммунального
хозяйства. С ростом инфляции, возрастанием стоимости основных фондов в
жилищно-коммунальном хозяйстве, повышением качества жилья, сооружением
дорогостоящих систем канализации, водо-энергоснабжения, дефицит затрат, на
содержание жилья все в большей степени приходилось покрывать за счет
бюджета.
Справедливости ради следует отметить, что расходы по оплате жилья и
коммунальных услуг составляли в бюджете семьи сравнительно небольшой
процент и были вполне доступны людям с невысоким уровнем доходов.
Государство на жилье не наживалось, а разорялось. Квартплата была
самая низкая в мире. От государственной квартиры никто и никогда не
отказывался, потому что плата за нее была доступна каждой семье. Нельзя
также отрицать и то, что основной упор делался на бесплатное предоставление
жилья за счет государства нуждающимся в улучшении жилищных условий без
учета состава семьи и ее материального достатка. Ставка на уравниловку
привела к тому, что несмотря на бурный рост жилищного строительства,
индустриальные методы его ведения, очередь граждан на получение бесплатного
жилья двигалась медленно, а намечаемые сроки решения жилищной проблемы и
обеспечения каждой семьи отдельной квартирой неоднократно переносились.
Ощутимый урон жилищному хозяйству нанесла Великая Отечественная война 1941-
1945 гг. и необходимость восстановления разрушенного народного хозяйства.
В конце 50-х годов постепенно пришли к сознанию того, что только за
счет государства жилищную проблему не решить, необходимо активно подключить
к строительству жилья сбережения самих граждан. Происходит заметное
оживление жилищно-строительной кооперации. Появляется все большее
количество жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и соответственно
утверждается Советом Министров Казахской ССР 19 апреля 1965 года № 295
"Примерный Устав жилищно-строительного кооператива".1
В 70-80-е годы в Республике было немало случаев сознательного
отступление от требований советских жилищных законов со стороны ряда
руководителей, которые злоупотребляя служебным положением, грубо нарушали
порядок предоставление жилья, в обход очередности и без учета реальной
нуждаемости обеспечивали квартирами свои семьи, родственников, приятелей и
земляков. В сфере распределения и использования жилья
нередкими были случаи протекционизма и коррупции, что не только серьезно
удлиняло сроки предоставления жилищ нуждающимся гражданам, по много лет
стоящим в квартирных очередях, но и нанесло огромный нравственный ущерб
авторитету соответствующих органов, вере в социальную справедливость.. Хотя
были разработаны и приняты " Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Казахской ССР"
утвержденный Советом Министров Казахской ССР и Казсовпрофом 14 сентября
1984 года1 и многие другие нормативные акты,2 радикально решить жилищную
проблему даже в начале 90-х годов ХХ века не удалось.
С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы
потребности в жилье удовлетворялись не за счет общественных фондов
потребления, а за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности
граждан. В этих целях были развернуты приватизация жилищного фонда, выдача
гражданами, нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездных субсидий
на строительство или приобретение жилья, выпускались жилищные купоны
удостоверяющие право граждан на приобретение квартиры в собственность. Так,
13 сентября 1991 года было утверждено Постановлением Президента Казахской
ССР "Положение о купоном механизме приватизации государственной
собственности в Казахской ССР", а 24 января 1992 года Кабинетом Министров
Республики Казахстан утверждено "Положение о приватизации государственного
жилищного фонда в Республики Казахстан".
Эти положения определили правовые основы, порядок, правила и процедуры
приватизации жилых помещений и распространялись только на квартиры ( дома)
государственного жилищного фонда.
Под приватизацией государственного жилищного фонда понималась
бесплатная передача и продажа в собственность граждан на добровольной
основе занимаемых ими жилых помещений.
6 сентября 1993 года Указом Президента Республики Казахстан утверждена
"Государственная программа новой жилищной политики и механизмы ее
реализации", которая была разработана во исполнение постановления
Президента Республики Казахстан от 15 июля 1992 года "О мерах по реализации
стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства".
Все эти меры направлены на то, чтобы сколотить широкий социальный слой
частных собственников жилья, создать рынок жилья преодолеть отрицательные
последствия уравниловки в деле обеспечения граждан жильем.
Но как показывает практика, к созданию рынка жилья мы оказались столь
же неподготовленными, как и к созданию рынка труда и капиталов.
Государственная программа жилищного строительства свернута, объемы ввода
жилья в эксплуатацию резко сократились, стоимость жилья многократно
возросла ( особенно в бывшей столице Алматы), очередь на получение
государственного и муниципального жилья практически не движется. В этой
области, как и во многих других, наблюдается имущественное и социальное
расслоение общества.
Таким образом, на нынешнем этапе решения жилищной проблемы наметились
как положительные, так и отрицательные тенденции. Положительные
усматриваются в том, что расширены возможности граждан, по распоряжению
полученным ( приватизированным или купленным) жильем. В частности, граждане
имеют право отчуждать, передавать наследникам и т.д. Отрицательные -
состоят в том, что перспективы получения жилья для подавляющего большинства
очередников становится все более призрачной, а кредиты явно не покрывают
затраты на приобретение жилья в собственность и вопрос об их возврате
усугубляется растущей инфляцией. Множится число преступлений, совершаемых
на почве квартирного бизнеса.
К этому следует добавить также растущую изо дня в день оплату жилья,
электроэнергии, телефона, коммунальных услуг, которые возросли в тысячи раз
и большинству людей становятся труднодоступными, особенно в связи с
задержкой выплаты пенсий, пособий и заработной платы.
В нынешних непростых условиях все ветви власти должны осознать, что
без широкой государственной поддержки обеспечение граждан жильем становится
для миллионов людей неразрешимой проблемой.
Не менее важно восстановить государственное управление системой
жилищно-коммунального хозяйства, учет граждан, нуждающихся в жилье, понять,
наконец что без дотаций из государственного и местного бюджета, обуздания
монополистов, обеспечивающих население водой, энергоресурсами, отвечающих
за санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие городов и
населенных пунктов, оказание коммунальных услуг, система жилищно-
коммунального хозяйства придет в окончательный упадок. Надо учесть при
этом, что основная масса жилья была построена 20-30 лет назад и нуждается в
серьезной реставрации, а многие здания вообще не отвечают современным
требованиям благоустройства и здорового быта.
& 2. Новое жилищное законодательство
Республики Казахстан.
Впервые кодификация жилищного законодательства в бывшем СССР была
проведена в первой половине восьмидесятых годов, а точнее 24 июня 1981
года Верховный Совет СССР принял Основы жилищного законодательства Союза
ССР и союзных республик.1 А чуть позже 30 июня 1983 года Верховный Совет
Казахской ССР принял на базе Основ первый Жилищный кодекс Казахской ССР2 ,
который вступил в силу с 1 января 1984 года. Затем в 1992 году 1 июля был
принят новый жилищный кодекс Республики Казахстан.3
С тех пор произошли коренные изменения, обусловленные главным образом
распадом СССР и образованием независимых суверенных государств и переводом
экономики на рельсы рыночного хозяйства. В результате всего этого и Основы
жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищный кодекс
Казахской ССР утратили роль базовых законодательных актов в области
жилищного права и в настоящее время не применяются, т.к. были рассчитаны на
принципиально иной социально-экономический, политический и духовный строй
общества. К тому же эти законы пришли в противоречия с законодательными
актами принятыми позднее.
В настоящее время основными или базовыми законодательными актами в
области жилищного законодательства являются Конституция Республики
Казахстан принятая 30 августа 1995 года ( ст.25,26) и Закон Республики
Казахстан "О жилищных отношениях" принятый 16 апреля 1997 года,4 а также
нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан, принятого 27 декабря 1994
года ( общая часть) и иное законодательство, издаваемое в соответствии с
ними.
В области регулирования жилищных отношений видная роль отводится указу
Президента Республики Казахстан "О новой жилищной политике" от 6 сентября
1993 года № 1344, постановлению Правительства Республики Казахстан от 4
октября 1995 года № 1299 "О мерах по развитию жилищно-коммунального
хозяйства республики", постановлению Правительства Республики Казахстан от
27 мая 1996 года № 647 "О мерах по развитию потребительских кооперативов
собственников квартир и нежилых помещений в жилых домах" и постановлению
Правительства Республики Казахстан "О переходе на новые принципы оплаты
содержания жилья и жилищно-коммунальных услуг" от 12 апреля 1996 года №
437.
Наряду с законами, указами Президента и постановлениями Правительства
к источникам жилищного законодательства относятся акты государственных
комитетов, министерств и ведомств, в том числе и тех, которые ныне свое
существования прекратили. Так, продолжает действовать Инструкция о порядке
обмена жилыми помещениями утвержденная Постановлением Совета Министров
Казахской ССР в 1985 году,1 а также Инструкция о порядке сохранения за
гражданами, временно отсутствующими по условиям и характеру работы, жилого
помещения в месте постоянного жительства ( Инструкция о порядке
бронирования жилого помещения), утвержденная Советом Министров Казахской
ССР от 17 января 1985 года.2 Но, разумеется все они действуют лишь в части,
не противоречащей позднее принятым законам и иным нормативным актам.
Некоторые нормативные акты, регулирующие жилищные отношения,
принимаются на региональном уровне - местными представительными
и исполнительными органами. Так 30 апреля 1996 года принято решение Акима
г.Алматы "О создании кооперативов собственников квартир" в Алматы.1
Наконец, к вспомогательным источникам жилищного законодательства
надлежит отнести руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Республики
Казахстан по жилищным делам, например постановление "О практике применения
судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и
жилищно-строительными кооперативами" от 11 октября 1991 года.
Как видно из вышеперечисленного, жилищное законодательство отличается
многослойностью своих источников.
Таким образом, под жилищным законодательством следует понимать
совокупность или систему правовых норм, регулирующих жилищные отношение,
т.е. отношение, обеспечивающие удовлетворение потребности граждан в жилье.
Согласно, ст. 1 Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях" от 16
апреля 1997 года "Жилищное законодательство РК регулирует отношения с
участием граждан, юридических лиц и государственных органов, связанные с
основаниями возникновение и прекращение права собственности на жилище и
права пользования ими; обеспечением сохранности и ремонта жилых помещений;
контролем государственных органов за соблюдением прав граждан в жилищной
сфере и использованием жилищного фонда".
Действие жилищного законодательства распространяется на такие
отношения по удовлетворению потребности граждан в жилье, предметом которых
является жилое помещение, пригодное для постоянного в нем проживания, хотя
бы оно и было рассчитано на то, чтобы обеспечить граждан жильем лишь на
время, при наличии целого ряда условий. Жилищное законодательство
регулирует отношения по предоставлению и использованию жилья в общежитиях,
служебных жилых помещениях. Оно регулирует отношения по использованию жилья
поднанимателями и временными жильцами. В то же время оно не
распространяется на отношения по использованию дачных жилых помещений, т.к.
указанные помещения в состав жилищного фонда не входят.
Жилищное законодательство не регулирует отношения по использованию
приспособленных под жилье помещений в вагончиках, сборно-разборных
сооружениях и иных строениях, не рассчитанных на удовлетворение постоянной
потребности в жилье. Они также не входят в состав жилищного фонда.
Жилищное законодательство относится к числу комплексных правовых
образований, включающих в свой состав нормы различной отраслевой
принадлежности. Это нормы государственного права, закрепляющие право
граждан на жилище, основные принципы его осуществления и охраны, служащие
отправными при классификации жилищных фондов, нормы административного
права, обеспечивающие управление жилищным фондом, учет граждан, нуждающихся
в жилье, распределение жилых помещений, контроль за их надлежащим
содержанием и эксплуатацией; нормы гражданского права, регулирующие
отношения по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями; нормы
финансового права, обеспечивающие направление денежных средств на
капитальный ремонт жилого фонда, иные нужды жилищно-коммунального хозяйства
и т.д.
Жилищное законодательство не распространяется на отношения по
строительству и реконструкции жилых домов независимо от того, кто выступает
в них в качестве подрядчика и заказчика.
Таким образом, отношения , регулируемые жилищным законодательством,
тесно соприкасаются с отношениями, составляющими предмет других отраслей
права, в первую очередь с нормами гражданского права. Многие законы и иные
нормативные акты с равным основанием могут считаться актами как жилищного,
так и гражданского законодательства. Это относится и к Закону Республики
Казахстан "О жилищных отношениях в Республики Казахстан", и к Закону "Об
усилении ответственности за самовольный захват домов, квартир, садовых
(дачных) домиков и иных помещений, а также за самовольный захват земли и
самовольное строительство" и ко многим другим законам и подзаконным
нормативным актам, рассчитанным как на собственно гражданские, так и на
жилищные отношения. Близость жилищного законодательства с гражданским нашла
отражение и в том, что наем жилого помещения специально урегулирован в
особенной части Гражданского кодекса (см. глава 30 Проект ГК (особенная
часть).
Как указывает профессор Толстой Ю.К. "Четкую разграничительную линию
между ними едва ли можно провести. Так, Закон Российской Федерации "О
приватизации жилищного фонда" влечет преобразование отношений и с этой
точки зрения должен быть отнесен к актам гражданского законодательства. В
то же время он порождает или может породить жилищные отношения ( между
собственников и членами его семьи, не пожелавшими стать участниками
приватизаций; между собственником и иными лицами, проживающими в
приватизированном помещение и т.д.), а потому относится и к актам жилищного
законодательства".1
На наш взгляд, жилищное право не является самостоятельной отраслью
права, оно является подотраслью такой крупной отрасли права как гражданское
право.
Следовательно и жилищное законодательство является неотъемлемой частью
гражданского законодательства. Этой точки зрения придерживаются многие
крупные ученые-цивилисты, такие как профессор Басин Ю.Г., проф. Толстой
Ю.К., проф. Сулейменов М.К., проф. Яковлев В.Ф. и др.2
Интересен тот факт, что Конституция Российской Федерации относит
гражданское законодательство к ведению Российской Федерации, а жилищное - к
совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Корнеев С.М., Крашенинников П.В. и другие ученые считают "поскольку
жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов, коллизии между норматив-
ными актами в этой области принятыми на федеральном и региональном уровне,
должны решаться в пользу федеральных актов."3
Рассматривая вопрос о жилищном законодательстве нельзя не обратить
внимание на действие этого законодательства во времени, в пространстве и по
кругу лиц. Общим принципом действия закона во времени является немедленное
действие нового закона. Это значит, что новый закон применяется к тем
правоотношениям, которые возникают с момента его введения в действия. Если
же правоотношение носит длящийся характер, то новый закон применяется к тем
правам и обязанностям, которые возникают после введения его в действие.
Изменение законодательства не влечет автоматического изменения гражданских
правоотношений, и они сохраняются такими, какими были в момент законного
возникновения. Эти положения служат содержанием принципа "Закон обратной
силы не имеет" и относятся также к жилищному законодательству. Но из
названного принципа возможны исключения, которые устанавливаются
законодательством ( но не соглашением сторон) ( ст. 6 ГК РК). Например,
новым законодательством устанавливаются правила, в силу которого отношения,
возникшие до принятия нового закона, сохраняется ( размер квартирной платы,
коммунальных платежей и т.п.). И если закон запрещает совершение каких-либо
действий, ранее не запрещенных, то такие действия должны быть прекращены.
Рассматривая действия закона в пространстве, следует напомнить, что
по общему правилу, он распространяется на всю территорию Республики
Казахстан, за исключением случаев, когда пространственные пределы действия
закона ограничены ( например, он распространяется на районы, подвергшиеся
стихийному бедствию).
Наконец, действие закона может быть ограничено и по кругу лиц.
Особенно это относится к законам и иным нормативным актам,
предусматривающим различного рода льготы при предоставлении жилья, оплате
жилых помещений и коммунальных услуг.
К числу лиц, имеющих право на льготы, относятся инвалиды и участники
Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; участники афганской
войны - воины-интернационалисты; военнослужащие, уволенные в запас или
отставку; инвалиды 1 и 2 групп ( за исключением лиц, ставших инвалидами в
результате совершенного ими преступления); многие другие категории граждан
и лиц, которые нуждаются в особой социальной защите со стороны органов
государственной власти и местных исполнительных органов.
Эффективность действия жилищного законодательства в настоящее время
возросла, т.к. новый Закон "О жил

Новинки рефератов ::

Реферат: Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) (Международное публичное право)


Реферат: Автоматическое рабочее место для работника склада (Программирование)


Реферат: Основні положення законодавства України про працю та охорону праці, основні принципи державної політики в галузі охорони праці (Трудовое право)


Реферат: Латинский язык (Контрольна робота) (Иностранные языки)


Реферат: Астрология и причины ее популярности (Культурология)


Реферат: Информационные ресурсы Интернет (Кибернетика)


Реферат: Word 9x (Программирование)


Реферат: Бизнес-план АОЗТ "Рейнбоу" (Менеджмент)


Реферат: Биогенные элементы (Биология)


Реферат: Графический дисплей (Цифровые устройства)


Реферат: Кометы (Астрономия)


Реферат: Технико-экономические показатели прудово-рыбоводного хозяйства на реке Десна (Предпринимательство)


Реферат: Клонирование и этическая проблема (Естествознание)


Реферат: Биомагнетизм (Физика)


Реферат: Проблема наркомании среди британских подростков (Педагогика)


Реферат: Билеты по истории психологии (Психология)


Реферат: Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Управление формированием прибыли (Финансы)


Реферат: Вплив самоточних захворювань на психіку людини (Психология)


Реферат: Аристотель (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист