GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Аудит процесса реализации в торговле (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Аудит процесса реализации в торговле (Бухгалтерский учет)


АУДИТ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ В ТОРГОВЛЕ
Согласно Стандарту аудиторской деятельности, одобренного комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года протокол
№6, аудиторская организация осуществляющая аудит должна спланировать аудит
до написания письма-обязательства и до заключения договра с проверяемой
организацией. Планирование состоит в разработке аудиторской организацией
общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков
проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей
объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.
Допустим проводится аудит ООО «Торговый дом «Алмаз». Программа аудита будет
выглядеть следующим образом.

Программа аудита процесса реализации в торговле.

Проверяемая организация ООО ТД «Алмаз»
Период аудита 01.01.99г. – 01.01.2000 г.
Количество человеко-часов 450
Руководитель аудиторской группы Иванов
Состав аудиторской группы Петрова, Сидорова
Планируемый аудиторский риск средний
Планируемый уровень существенности 60


| | Программа аудита | | |
| |процесса | | |
| |реализации в торговле| | |
|№ |Перечень аудиторских |Период |Исполнитель |
| | |проведения | |
| |Процедур по разделам | | |
| |Аудита | | |
|1 |Аудит учредительных |01.02.99 - |Петрова |
| |Документов |- 19.02.99 | |
|2 |Аудит наличия |01.03.99 |Петрова |
| |лицензий |–19.03.99 | |
|3 |Аудит кассовых |01.02.99 - | |
| |операций | | |
| | |19.02.99 |Иванов |
|4 |Аудит банковских |01.03.99 – |Иванов |
| |операций |19.03.99 | |
|5 |Аудит документов на |20.03.99 - |Иванов |


|поступление товаров |- 9.04.99 | | |6 |Аудит документации на |01.05.99 -
| | | |отгрузку продукции |19.05.99 |Сидорова | |7 |Аудит документо-оборота
|01.12.99. - | | | |по учету товара |19.12.99 |Сидорова | | | | | | | | | |
| |

Аудит учредительных документов торговой организации предполагает
ознокомление аудитора с Уставом, Учредительным договорм и дргуими
необходимыми учредительными документами. При проверке учредительных
документов аудитор выясняет к розничной, к оптовой или обеим формам
торговли относится проверямая организация.
Аудит наличия лицензий подразумевает, лицензирована ли деятельность данной
организации.
При аудите кассы и кассовых операций аудитор руководствуется Законом РФ от
25.09.92 г. №3537-1 «О денежной системе РФ», решением совета директоров
Банка России от 22.09.93 г. №40, которым утвержден «Порядок ведения
кассовых операций в РФ», применяемый всеми предприятиями, организациями и
учреждениями независимо от организационно-правовых форм и сферы
деятельности.
При аудите кассы и кассовых операций в качестве методического пособия
следует использовать рекомендации Центрального банка России №113 от
30.09.94 г. по осуществлению учреждениями банков проверок соблюдения
предприятиями, организациями и учреждениями "Порядка ведения кассовых
операций в РФ".
Аудитору следует пользоваться нормативными документами, утвержденными
соответствующими министерствами и ведомствами, которыми регулируются
кассовые операции, имеющие отношение к торговле; первичными документами по
приему и выдаче наличных денег; кассовыми книгами; книгами аналитического
учета ценностей, хранящихся в кассе; актами ревизии кассы; учетными
регистрами по счетам 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет",
прочих денежных средств (на счетах 55, 56, 57) и др.
Проверка кассы и кассовых операций обычно осуществляется по трем
направлениям: 1) инвентаризация наличия денежных средств; 2) проверка
полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступающих в
кассу; 3) исследование правильности списания денег на расход.
Инвентаризация кассы проводится немедленно по прибытии аудитора на место
проверки в присутствии кассира и главного (старшего) бухгалтера. При
наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить
возможность покрытия недостачи денег в одной кассе за счет денежной
наличности других касс. Одновременно кассир составляет отчет о кассовых
операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает
расписку, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к
моменту ревизии кассы неоприходованных и несписанных денег не имеется.
Отчет визирует главный (старший) бухгалтер предприятия (фирмы). Затем
начинается подсчет денег и других ценностей, находящихся в кассе. Сначала
это делает кассир, потом аудитор. В период инвентаризации в кассе могут
находиться частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной
платы, пособий и на другие выплаты. Выплаты по частично оплаченным
платежным ведомостям аудитор принимает к зачету, о чем делается отметка в
акте. Далее фактическое наличие денежных средств и других ценностей в кассе
сопоставляется с данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском
учете. После этого аудитор оформляет результаты инвентаризации актом,
который кроме него подписывают еще кассир и главный (старший) бухгалтер.
При ревизии кассы аудитору необходимо также выяснить: 1) имеется ли
обязательство кассира о материальной ответственности установленной формы,
предусмотренной порядком ведения кассовых операций; 2) соответствует ли
помещение кассы нормальным условиям работы кассира, обеспечена ли охрана
кассы и сохранность денег при доставке из банка; 3) не находится ли в кассе
на отдельные даты денежная наличность, значительно превышающая
установленные лимиты; 4) проводятся ли периодические внезапные проверки
кассы и имеются ли акты таких проверок. В некоторых бухгалтериях последнее
требование часто не выполняется, и проверки кассы проводятся формально на
отчетные даты, причем кассир знает о них и заранее готовится.
Установление недостачи или излишков денежных средств у кассира на начало
аудиторской проверки — не самоцель. Эти данные необходимы и в дальнейшем
при проверке полноты оприходования и эти правильности списания денежных
средств по кассе.
Аудитор должен тщательно проверить полноту, своевременность оприходования
денег и правильность их списания в расход по кассе. Кассы предприятий и
фирм принимают наличные по приходным кассовым ордерам. Эти деньги могут
поступать из банков, от работников в оплату каких-либо услуг, могут быть
остатками, неиспользованных авансов и др. Особое внимание следует обращать
на полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому
чеку из банка. Некоторые допускают ошибку, когда просматривают только
корешки чеков. Необходимо проверять также выписки банка (по шифру,
соответствующему получению наличных денег). Если на выписках есть следы
подчисток, исправлений, а также обнаружены расхождения остатков, аудитор
должен получить в банке выписку из текущего или расчетного счета и сверить
записи в бухгалтерии ревизуемой организации с данными выписки.
Нужно тщательно проверять не только полноту оприходования сумм, полученных
из банка, но и другие поступления, например, от родителей за содержание
детей в детских учреждениях, квартирной платы и т.д. Проверяя выдачу
наличных денег из кассы предприятия (фирмы), аудитор должен знать, что
наличные из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам или другим
надлежаще оформленным документам (платежным ведомостям, заявлениям на
выдачу денег, счетам и др.). Документы на выдачу денег должны быть
подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицами, ими
уполномоченными. Кассовые операции по списанию денег в расход изучают по
документам, приложенным к кассовым отчетам, по возможности за весь период,
подлежащий проверке. При аудите используют следующие формы учетной
документации по кассовым операциям: № КО-1 "Приходный кассовый ордер", № КО-
2 "Расходный кассовый ордер", № КО-3 и КО-За "Журнал регистрации приходных
и расходных кассовых документов", № КО-4 "Кассовая книга", № КО-5 "Книга
учета принятых и выданных кассиром денег", документы безордерного
оформления приема и выдачи денег, регистры по счету 50 "Касса", главную
книгу, балансы на соответствующие даты и др. Необходимо обращать внимание
на оформление кассовых документов: имеются ли на каждом документе расписки
получателей, погашаются ли кассовые документы (приходные — штампом
"получено", расходные — "оплачено") с указанием даты, нет ли на них следов
подчисток или исправлений.

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Большого внимания требует проверка банковских операций. Этот этап
аудиторского контроля должен включать проверку законности, достоверности и
хозяйственной целесообразности операций на счетах денежных средств в банке.
Основными источниками информации для контроля этих операций служат: выписки
банка с приложенными к ним денежно-расчетными документами, главная книга,
журналы-ордера №2 и № 3, ведомость №2 журнально-ордерной формы учета или
машинограммы оборотов по счетам 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и
55 "Специальные счета в банках". При их проверке по расчетному и валютному
счетам в учреждениях банка необходимо установить: 1) в каких учреждениях
банка открыты расчетный и валютный счета; 2) соответствуют ли суммы по
выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;
3) не допускалось ли в этих случаях неправильного отражения в бухгалтерском
учете банковских операций (например, отнесение полученных наличных денег на
другие балансовые счета вместо отражения по счету "Касса"). Каждая
операция, отраженная в выписке банка, должна быть подтверждена
соответствующим первичным документом (счетом, платежным поручением,
требованием и др.). Приложенные к выписке банка первичные документы
группируются в определенном порядке: сначала прилагаются к выписке все
приходные документы, за ними — все расходные.
Такая проверка банковских выписок должна сочетаться с изучением банковских
документов по существу произведенных операций. При этом аудитор должен
выяснить: 1) допускаются ли неправильное перечисление авансов и платежей по
бестоварным счетам и другие незаконные операции (оплата в качестве услуги
счетов других организаций, не имеющих отношения к проверяемому предприятию,
и пр.); 2) правильно и своевременно ли используются банковские ссуды под
сезонное накопление товарно-материальных ценностей, по неоплаченным счетам
заказчиков за выполненные работы и т.д., достоверны ли представляемые
документы на получение ссуд; 3) верно ли отражены в учете и законно ли
используются полученные из банка лимитированные и нелимитированные чековые
книжки (соблюдается ли порядок их учета как документов строгой отчетности),
выдаются ли они подотчетному лицу под расписку; составляются ли
подотчетными лицами отчеты об использовании чековых книжек, соответствуют
ли обороты и сальдо по отчетам подотчетных лиц оборотам и сальдо банка по
спецссудным счетам; проставляются ли на транспортных документах номера,
даты и суммы чеков и т.д.; 4) правильно и законно ли совершаются операции с
аккредитивами. Необходимо определить причины таких расчетов, не вызываются
ли они неплатежеспособностью фирмы; какие меры принимаются в этом случае к
улучшению финансовой деятельности фирмы. В процессе проверки банковских
операций исследуются первичные документы, которые нашли отражение в
журналах-ордерах и машинограммах на счетах 51 "Расчетный счет", 52
"Валютный счет", 55 "Специальные счета в банках", 56 "Денежные документы",
57 "Переводы в пути", ведомостях аналитического учета денежных средств в
кассе, на расчетном и прочих счетах в банке, ведомости-расшифровке
поступления торговой выручки в центральную кассу предприятия (фирмы) и др.
Особенно тщательно должны быть проверены банковские операции, если есть
расхождения.
Всесторонне должны быть проанализированы операции по открываемым в фирме
текущим счетам уполномоченных лиц для выплаты на месте заработной платы и
других целевых расходов (законность всех этих операций, а также качество и
обоснованность самих документов). При исследовании банковских операций
аудитор должен также проверить реальность сумм, числящихся в бухгалтерском
учете на счете 57 "Переводы в пути", куда в ряде случаев неправильно
относят просроченную задолженность заказчиков за выполненные работы и
другие суммы. На этом счете должны отражаться денежные суммы (выручка),
сдаваемые в кассы банка, но еще не зачисленные банком на расчетный счет или
спецсчет фирмы, а также суммы, перечисленные проверяемому фирме другим
предприятием (фирмой) или вышестоящими организациями, но не поступившие в
отчетном месяце на расчетный счеч ревизуемого предприятия, то есть
находящиеся к концу месяца в пути. Основанием для таких записей в учете
должны служить при сдаче выручки — копии квитанций банка (почты) о сдаче
денег; а при перечислении денежных средств — авизо предприятие с указанием
номера, даты, суммы, наименования учреждения банка или почтового отделения,
принявшего перечисления.
Изучая поступившие на расчетный и валютный счета денежные средства, нужно
проверить правильность и полноту их зачисления. Так, взносы наличных денег
должны отмечаться во всех выписках банка. При проверке списания денежных
средств с расчетного и валютного счетов особое внимание необходимо обращать
на своевременность и полноту оприходования и целевого использования
наличных, полученных из банка. Перечислениж денежных средств в погашение
задолженности поставщикам следует анализировать в разрезе этих счетов,
чтобы установить, насколько реально и обоснованно их использование. Аудитор
должен выяснить, нет ли нарушений при перечислении денежных средств
акцептованными поручениями через почтовые отделения. При проверке переводов
сумм текущей и депонированной заработной платы, удержанной по
исполнительным листам, либо подотчетных или других подобных сумм, требуется
установить обоснованность переводов и правильность переводимых сумм
(сверкой с первичными учетными документами), а также достоверность
указанных в перечне адресов получателей переводв. Важный вопрос — полнота
зачисления денежных средств фирмы в иностранной валюте на его валютные
счета во Внешэкономбанке или на открытые по согласованию с ним счета других
банков.
В практике своей работы аудитор может столкнуться с фактами, при которых
управляющий и главный бухгалтер присвоили крупную сумму денег. В этом
случае аудитор в первую очередедь должен доложить о злоупотреблениях совету
директоров, который доведет эту информацию до сведения акционеров, так как
аудитор прежде всего является защитником собственника. Сообщать об этом
следственным органам или нет, зависит от того, кто является собственником
фирмы. Если это предприятие государственное, то в соответствии со ст. 190
У ПК недонесение об известных готовящихся или совершенных преступлениях,
предусмотренных ст. 92, ч. 3 (хищение государственного или общественного
имущества, совершенное путем присвоения или растраты либо путем
злоупотребления служебным положением, при отягчающих обстоятельствах); ст.
93, ч. 3 и ст. 147, ч. 3 (мошенничество при отягчающих обстоятельствах);
ст. 92 (хищение государственного или общественного имущества в особо
крупных размерах); ст. 173, ч. 2; ст. 174, ч. 2 и ст. 174, ч. 2 (получение,
дача взятки и посредничество во взяточничестве при отягчающих
обстоятельствах), наказывается лишением свободы на срок до трех лет или
исправительными работами на срок до двух лет.
АУДИТ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРА
Аудит документации на поступление товара включает проверку
товаросопроводительных документов: накладной, товарно - транспортной
накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом - фактурой.
Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и
расходным товарным документом. В накладной указывается номер и дата
выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое
описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с
учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Количество
оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара
покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д. (код
по ОКУД 0903016). Товарно - транспортная накладная состоит из двух
разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей
товаров к товарно - транспортной накладной могут прилагаться другие
документы, следующие с грузом (коды по ОКУД 0903801, 0903802, 0903803,
0903804).Если товар отправлялся по железной дороге в контейнерах, то
проверяется "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере".
Счет - фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных
товаров велик. Счет - фактура является для розничной торговой организации
приходным товарным документом и выступает основанием для оплаты
поступившего товара (типовая форма N 141).
Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание
которого аналогично счету - фактуре. Счет выписывается поставщиком на
поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара (типовая
форма N 868). Если товар оприходован, то на сопроводительном документе
должен стоять штамп.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает
проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся
в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, в
соответствии с "Инструкцией о порядке приемки продукции производственно -
технического назначения и товаров народного потребления по количеству",
утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от
15.06.65 N П.б и Гражданским кодексом РФ, а при приемке их по качеству и
комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Также аудитору следует проверить наличие сертификата на все товары
реализуемые и закупленные торговой организацией.
Также проверяется учет первичных документов по приходу товаров в "Журнале
поступления товаров", который должен содержать название приходного
документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату
регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
Следует обратить внимание, оприходованы ли поступившие товары в день
окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.
Документальное оформление и учет изделий из драгоценных металлов и
драгоценных камней, а также товаров в комиссионных магазинах
регулируется соответственно Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N
1089 "Об утверждении Правил скупки у населения драгоценных металлов,
драгоценных камней в изделиях и ломе", приложением к Правилам работы
пунктов по скупке драгоценных металлов, камней и изделий из них у
населения, утвержденных Приказом Минторга СССР от 14.11.72 N 212
"Инструкция о порядке оформления операций по скупке ценностей и об
организации бухгалтерского учета и отчетности в пунктах по скупке
драгоценных металлов, камней и изделий из них у населения" и Постановлением
Правительства РФ от 26.09.94 N 1090 "Об утверждении Правил комиссионной
торговли непродовольственными товарами", Приказом Комитета РФ по
торговле от 07.12.94 N 99 "Инструкция о порядке оформления
комиссионных операций и ведения бухгалтерского учета в комиссионной
торговле непродовольственными товарами".
Документальное оформление реализации и отпуска товаров.
Оформление и учет реализации товаров в торговой организации зависит от
способа расчета за приобретаемый товар между покупателем и продавцом.
Товары в организациях торговли реализуются как за наличный расчет, так и
по безналичному расчету. Безналичные расчеты регулируются "Положением о
безналичных расчетах в Российской Федерации" от 09.07.92. При оптовых
поставках возможны как поступления наличных денег в кассах (до предельной
суммы по одному платежу, ограниченной в установленном порядке), так и
перечислением средств безналичным путем на расчетный счет.
В розничных организациях денежные расчеты с населением ведутся с
применением контрольно - кассовых машин в соответствии с Законом РФ от
18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением". Постановлением Совета
Министров Правительства РФ от 30.07.93 N 745 "Об утверждении Положения по
применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов
с населением. Формы документов для учета наличных денег без применения
контрольно - кассовых машин определены в инструктивном письме
Госналогслужбы РФ от 22.06.95 N ЮУ-4-14/29н "О формах документов строгой
отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно -
кассовых машин" и в письме Государственной налоговой службы РФ от
23.05.94 N НИ-б-14/176 "О применении контрольно - кассовых машин в
мелкорозничной торговле".
Сумма розничного товарооборота определяется по сумме выручки за
реализованные товары. Выручка рассчитывается как разность между
показаниями сумм контрольно - кассовых машин на конец и начало дня
по каждому структурному подразделению. Аудитор обязан сопоставить данные
журнала регистрации показаний ККМ с данными оприходования выручки по
кассовой книге.
Следует учитывать, что фирма может продавать товары в кредит, а такой
порядок определен "Правилами продажи гражданам товаров длительного
пользования в кредит", утвержденными Постановлением Совета Министров
Правительства РФ 09.09.93 N 895. При покупке товаров в кредит заполняется
поручение - обязательство в двух экземплярах по типовой форме (код по ОКУД
0903150). Первый экземпляр поручения - обязательства пересылается
организации, где работает (учится) покупатель, а тем, кто погашает кредит
лично (наличными или безналичными взносами) выдается на руки. Второй
экземпляр поручения - обязательства остается в торговой организации и
регистрируется в "Ведомости - описи поручений - обязательств" (код по ОКУД
0903158).
Расчеты за товары, проданные в кредит, ведутся наличными денежными
средствами через контрольно - кассовые машины или с оформлением приходного
ордера (квитанции) либо в порядке безналичных расчетов через банковские
учреждения, либо с помощью кредитных карт.
Учет товаров, проданных в кредит, ведется по Описи поручений -
обязательств.
Следует проверять "Журнал учета поступления товара", "Журнал учета отпуска
товара", в которых должны быть указаны номер п/п, дата поступления (или
отпуска), наименование товара, количество единиц и сумма поступления (или
отпуска), фамилии, инициалы и подпись лица, принявшего (выдавшего)
товар.Проверяется отчетность о наличии и движении товаров, а также
товарного отчета (код по ОКУД 0903025). Нумерация товарных отчетов должна
быть последовательной с начала и до конца года с первого номера. Следует
учесть, что товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к
работе не с начала года, нумеруются с начала их работы. Надо обратить
внимание на исправления и следы подчисток на товарных отчетах, т.к. это не
допускается законом.
В торговой организации может не совпасть дата проведения инвентаризации с
установленным периодом отчетности, то должно быть два отчета: один - с
начала установленного периода до начала инвентаризации, второй - от
даты окончания инвентаризации до установленного срока представления
товарного отчета.
Товарные отчеты в оптовых организациях могут содержать сведения об
остатках, приходе и расходе товаров не только в стоимостном, но и
количественном выражении, а также остатки, приход и расход могут
указываться не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.
Учет товаров в организациях торговли организуется:
- в бухгалтерии - по материально - ответственным лицам (бригадам) в
стоимостном выражении ;
- на складах - по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в
товарных книгах, товарных карточках.
Аудитор обязан проверять своевременность и полноту оприходования
поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность
составления отчетов материально ответственными лицами.
Во время проверки отчетов материально ответственных лиц аудитор
обязан установить:
- подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на
основании приложенных документов, а также соответствия даты документов
периоду, за который представляется отчет;
- соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного
периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного
периода;
- соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода
фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения
инвентаризации;
- даты всех ли первичных документов, приложенных к отчету, свидетельствуют,
что товары получены до инвентаризации, а не после инвентаризации;
законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание
товара и т.д.);
наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей
материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя
организации на внутреннее перемещение товаров;
- полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным
доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;
- правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных
к нему документах;
- соответствие записей, сделанных материально ответственными лицами в
карточках (книгах) складского учета с первичными приходно - расходными
документами;
- соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары
сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально
ответственных лиц;
соответствие выручки, показанной в расходной части товарного (товарно
кассового) отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету (при учете по
продажным ценам).


Учет реализации товаров
Реализация товаров регулируется договорами розничной купли - продажи,
поставки и комиссии в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации, принятым Государственной Думой 22.12.95.
Учет реализации товаров по договору поставки
Если моментом реализации товаров является их оплата, то ценности,
отгруженные покупателю, до получения за них денег учитываются на счете 45
"Товары отгруженные". Основанием для записей по дебету этого счета являются
документы на отгрузку. Реализация товаров (кредитование счета 46
"Реализация продукции (работ, услуг)") отражается в учете на основании
выписок банка из расчетного счета (при безналичных расчетах) или отчетов
кассира (при расчетах наличными).
Система записей по учету реализации товаров, когда моментом реализации
является оплата, представлена в таблице.

СХЕМА
КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СЧЕТОВ ПО УЧЕТУ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ПО ДОГОВОРУ ПОСТАВКИ,
ЕСЛИ МОМЕНТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОПЛАТА
Номер записи |Факт хозяйственной жизни |Корреспондирующий счет (субсчет) |
| | |дебет |кредит | |1 |Отгружены покупателю а) товары б) тара под
товарами |45 45 |41-1, 41-2 41-3 | |2 |Поступили деньги от покупателя: а)
за отгруженные товары б) за отгруженную тару |50, 51 50, 51 |46 45 | |3
|Списаны реализованные товары |46 |45 | |4 |Начислен бюджету НДС на
реализованные товары |46 |68 | |
После записей 2а и 3 кредитовое сальдо счета 46 "Реализация продукции
(работ, услуг)" показывает торговую надбавку, относящуюся к реализованным
товарам (валовой доход от реализации товаров).
Если результатом реализации товаров является убыток, то после записей 2а и
3 счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" имеет дебетовое сальдо,
показывающее сумму убытка.
Если реализация определяется по моменту отгрузки, то она отражается в учете
(кредит счета 46) на основании документов на отгрузку.
Система записей по учету реализации товаров, когда моментом реализации
является отгрузка, показана в таблице.


СХЕМА
КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СЧЕТОВ ПО УЧЕТУ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ПО ДОГОВОРУ ПОСТАВКИ,
ЕСЛИ МОМЕНТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОТГРУЗКА
Номер записи |Факт хозяйственной жизни |Корреспондирующий счет (субсчет) |
| | |дебет |кредит | |1 |Отгрузка покупателю: а) товаров (на продажную
стоимость) б) тара |62 62 |46 41-3 | |2 |Списаны реализованные товары |46
|41-1 | |3 |Начислен бюджету НДС на реализованные товары |46 |68 | |4
|Поступили деньги от покупателя за отгруженные товары и тару |50, 51 |62 |
|
Учет реализации товаров по договору розничной купли – продажи.
Порядок проверки учета операций по реализации товаров за наличный расчет
при использовании продажных цен в качестве учетных показан в таблице.
СХЕМА
КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СЧЕТОВ ПО УЧЕТУ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ ПО
ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ - ПРОДАЖИ
Номер
Записи |Факт хозяйственной жизни |Корреспондирующий счет (субсчет) | | |
|дебет |кредит | |1 |Поступление в кассу выручки за товары |50 |46 | |2
|Сдача выручки инкассаторам банка или на почту (при осуществлении денежных
расчетов с покупателями без применения ККМ) |57 |46 | |3 |Получение от
покупателей расчетных чеков банка в оплату за товары |56 |46 | |4 |Списание
реализованных товаров |46 |41-2 | |
Списание реализованной торговой надбавки, если учет ведется по продажным
ценам, отражается записью
Д сч. 42 "Торговая наценка" - обычным способом
Д сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - способом "красное сторно".
При учете товаров по покупным ценам запись 4 необходимо делать на покупную
стоимость товаров.
Если в торговой организации применяется натурально - стоимостная схема
учета товаров (при использовании штриховых кодов, мягких чеков и т.д.), то
запись 4 в течение месяца делается на основании информации о реализации
конкретных товаров с конкретными покупными ценами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барышников Н.П. “Организация и методика проведения общего аудита”,
Москва, 1996 год.
2.Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”, Москва, 1996
год.
3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. “Аудит. Учебное пособие”, Москва, 1995 год.
4. Робертсон “Аудит” - 1993 г.
5. Аренс, Лоббек “Аудит” - 1995г.
6. Терехова “Теория, практика и методология аудита” - 1992г.
7. Рапопорт “Международные стандарты учета и аудита” - 1992г.
Журнал российской академии наук «Государство и право» - 1995 год.
9. Чекин В. Д. «Курс лекций по аудиту», Москва, 1997г.
“Аудит в России.”, Под. ред. Данилевского Ю.А. – М.: 1994 г.
Данилевский Ю.А. “Аудит”, М.: 1995 г.
Данилевский Ю.А. “Общий аудит”, М.: 1995 г.





Реферат на тему: Аудит развития и организации
СОДЕРЖАНИЕ



1. Введение………………………………………………3
2. Возникновение аудита ……………..………………..4
3. Нормативное регулирование аудита ……………….6
4. Стандартизация аудиторской деятельности ……….9
5. Виды аудита ………………………………………..11
6. Виды аудиторские услуги ……………..…………... 13
7. Права, обязанности и ответственность аудитов…...14
8. Основные этапы аудиторской проверки…………...16
9. Подготовка аудиторской проверки ……………….. 18
10. Цена аудита ……………………………………….…20
11. Содержание программы аудита ……………………21
12. Аудиторский риск …………………………………. 22
13. Аудиторское заключение …………………………..23
14. Заключение ……………………………………….…25
15. Литература …………………………………………..26
16. Приложение …………………………………………27



ВВЕДЕНИЕ

Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило
экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы
управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал
предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не
только изучение различных элементов «передовых технологий» западной
экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к
реальным условиям нашего отечественного рынка.
Можно согласиться, что аудит в России состоялся. Хотя его нынешние
противоречия, состояние и перспективы развития определяются не только
трудностями реальной экономики; по существу, мы только приступили к научно-
практическому изучению проблем аудита. Определенные узловые моменты
законодательного и иного нормативного регулирования аудиторской
деятельности также пока остаются неразрешенными в общероссийском масштабе.
Многие отечественные аудиторские фирмы, пришедшие на рынок всерьез
и надолго, испытывают недостаток знаний в этой новой для российской
экономики сфере деятельности. Их сотрудники – это, как правило, весьма
опытные контролеры-ревизоры и бухгалтера, управленцы и юристы; они отлично
сознают, на что они тратят свою энергию, как им конкретно использовать в
работе свое знание российской специфики. Но и им надо упорно наверстывать
упущенное, знакомиться с подробной международной технологией аудита,
активно применять ее на практике.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ
аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов
(аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской
(финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых
деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических
субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Слово «аудит» происходит от латинского «audio», что означает «он
слышит», «слушатель». Это подчеркивает особую доверительность во
взаимоотношениях аудиторов со своими клиентами, внимательность,
доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента,
обратившегося за услугами к аудитору. Задача аудитора – проверить состояние
финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период,
сформулировать объективные выводы, дать необходимые рекомендации.
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов,
касающихся функционирования и положения экономического субъекта,
осуществляемый компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение до
приемлемого уровня информационного риска, то есть вероятности того, что в
финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их
пользователей. Вместе с тем аудит обеспечивает не только проверку
достоверности финансовых показателей, но и разработку рекомендаций по
повышению эффективности хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Поэтому нередко аудит определяют как своеобразную экспертизу бизнеса.
Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется
законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской
деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В частности,
целями аудита могут быть: оценка состояния бухгалтерского учета, проверка
достоверности бухгалтерской отчетности, подтверждение проекта эмиссии
ценных бумаг, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и
подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента,
оптимизация затрат, консультирование по вопросам бухгалтерского учета,
налогообложения, хозяйственного права и др.



ВОЗНИКНОВВЕНИЕ АУДИТА


Развитие и контроль в бывшем СССР, в том числе и в Российской
Федерации, многие годы и десятилетия были наглухо вмонтированы в
административно-командную систему. Вместе с тем ввиду объективной
необходимости последующего контроля за деятельностью любых социально-
экономических (в том числе хозяйственных) систем имелась большая практика
контрольно-ревизионной деятельности и судебно-бухгалтерской экспертизы.
В чистом виде советский и российский аудит как таковой отсутствовал.
Так уж сложилось, несмотря на несколько исторических попыток его создания
(в 1888 – 1889 гг. – Институт присяжных бухгалтеров, в 1907 – 1914 гг. –
Институт бухгалтеров и в 1928 – 1930 гг. – Институт государственных
бухгалтеров-экспертов), приема соответствующих квалификационно-
аттестационных экзаменов и т.д.
Конечно, отдельные элементы данной области деятельности специалистов
по учету, контролю и анализу ввиду их объективной необходимости в СССР и в
России всегда имели место. В подавляющем большинстве случаев такие элементы
были разрознены и не представляли систематизированного целого – аудита как
неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры. Они и не именовались
аудитом.
Те отдельные исследования и практические разработки, которые обычно
выполняются на Западе аудиторскими фирмами и сопровождаются конкретными
рекомендациями для администрации клиентов в области управления, учета и
анализа хозяйственной деятельности, автоматизации учетно-аналитических
работ, стали необходимы и новой России. За годы перестройки первыми
употребили эти термины представители нашей профессии в Казахстане и
Эстонии. В середине 80-х аудит начал развиваться в других крупных городах
СССР, причем сначала на кооперативной основе. Это были разрозненные попытки
состыковать зарождающиеся спрос и предложение на функцию
засвидетельствования аудиторов, ставшую особо актуальной при переходе к
рыночным отношениям в экономике.
В 1989 г. Министерство финансов СССР, Торгово-промышленная палата
СССР и Центр по транснациональным корпорациям ООН провели в Москве семинар
по проблемам бухгалтерского учета и аудита на совместных предприятия.
После этого семинара (с 1989 г.) в нескольких вузах СССР, в том
числе и на базе Киевского государственного университета, Московского
института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова и Ленинградского института
советской торговли им. Ф. Энгельса, несколько лет функционировала система
подготовки аудиторов и специалистов по учету в соответствии с
международными стандартами.
Одновременно в 1989 – 1991 гг. в Москве и Ленинграде также были
созданы первые аудиторские фирмы. Среди них – хозрасчетные аудиторские
организации «Контакт», «Руфаудит», «Ленаудит» и «Мосаудит», АО
«Инаудит», АО «Балтийский аудит», кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит»,
«Информаудит» и др.
В 1990 г. в Москве было зарегистрировано первое совместное
предприятие в области аудита – «Эрнст и Янг Внешаудит». А в первой половине
90-х гг. в Москве и Санкт-Петербурге появились филиалы и представители
других крупных западных аудиторских фирм. Чаще всего они создавались в виде
СП, где с российской стороны выступали представители Минфина, различных
внешнеэкономических ведомств, российские аудиторские фирмы или просто
именитые специалисты по бухгалтерскому учету, контролю и анализу
хозяйственной деятельности.
На Всероссийском съезде аудиторов, который проводился совместно с
Конгрессом деловых кругов 1991 г., присутствовало около 180 представителей
российских аудиторских фирм. А к середине 90-х гг. аудиторская деятельность
уже была предусмотрена в уставах не менее 2 тыс. новых специализированных
предприятий России, хотя в большинстве случаев аудит по-прежнему развивался
стихийно, с определенными издержками, от которых можно и пора было
избавляться.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует несколько
тысяч аудиторских фирм. Ведущие московские и петербургские аудиторские
фирмы имеют представительства в регионах, есть клиенты на Украине, в
Сибири, на Дальнем Востоке и в других местах. Практикуются выезды
специалистов в другие города. Ведущие фирмы России участвуют в научно-
практических конференциях, где обсуждают вопросы по организации и
совершенствования методологии отечественного аудита, практикуют совместные
семинары (в том числе и российско-американские), устанавливают
межрегиональные профессиональные связи между аудиторскими фирмами.



НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА



Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской
деятельности включает три основных уровня:
Первый уровень - указы Президента РФ, постановление Правительства
РФ, другие законодательные акты (в перспективе – Закон об аудиторской
деятельности), призванные обеспечить эффективное функционирование института
отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и
совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Второй уровень – правила (стандарты( аудиторской деятельности,
разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно
интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности,
включая арбитражный суд.

Третий уровень – методические указания, инструкции, положения и
другие документы, составляемые с целью разъяснения положений стандартов,
оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и
способов выполнения аудита. Эти документы разрабатываются в том числе и
самими аудиторскими фирмами (например внутренние аудиторские стандарты),
чтобы обеспечить единый подход к проведению проверок и контролю их
результатов в данной аудиторской фирме.
Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской
деятельности в РФ, являются:
1. Указ Президента РФ от 22.12.93г. № 2263 «Об аудиторской деятельности
в РФ, утвердивший “Временные правила аудиторской деятельности “».
2. Распоряжение Президента РФ от 01.12.94г. № 54 – РП «Об организации
работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ»
3. Постановление Правительства РФ от 06.05.94г. № 482 «Об утверждении
нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в
РФ» (с изм. от 21.07.97г. № 907).
4. Постановление Правительства РФ от 06.05.94г. № 482 «Порядок
проведения аттестации на право осуществления аудиторской
деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.97г. №
907).
5. Постановление Правительства РФ от 06.05.94г. № 482 «Об утверждении
нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в
РФ» (с изм. 21.07.97г. № 907).
6. Постановление Правительства РФ от 07.12.94г. № 1355 «Об основных
критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов,
по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит
обязательной ежегодной аудиторской проверке» (с изм. от 25.04.95г. №
408).
7. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте РФ.
В указанных документах отражены нормативные положения по организации
аудиторской деятельности в РФ, аттестации аудиторов, лицензированию
аудиторских фирм и аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче
аудиторских заключений.
В настоящее время подготовлены и обсуждаются несколько проектов
Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности». В этом законе должны
быть сформулированы понятие и основные принципы аудита, порядок
осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторских
проверок, порядок государственного регулирования, аттестации,
лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права,
обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов. Принятие закона
будет способствовать росту общественной значимости и эффективности
отечественного аудита.
В соответствии с действующим законодательством аудиторской
деятельности в России могут заниматься физические и юридические лица
независимо от вида собственности, в том числе иностранные и с участием
иностранных юридических и физических лиц.
Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в
целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую
организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Доля
аттестованных аудиторов в уставном капитале фирмы должна быть не менее 51%,
что объективно гарантирует независимость от государственных и коммерческих
структур. Физические лица регистрируются в качестве предпринимателей без
образования юридического лица.
Для занятия аудиторской деятельностью физические лица должны пройти
аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию должна получить и
аудиторская фирма. Лицензирование аудиторской деятельности производиться с
целью обеспечения государственного контроля за соблюдением требований
законодательства РФ, предъявляемым к аудиторской деятельности.
К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое высшее или среднее
специальное образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних
пяти в качестве бухгалтера, аудитора, экономиста, ревизора, руководителя
предприятия, преподавателя по экономическому профилю и не имеющие судебных
ограничений. Претендент на получение квалификационного аттестата аудитора
должен иметь также специальное профессиональное образование, включающее
обучение по 240-часовой программе в определенном учебно-методическом
центре, стажировку в аудиторской фирме и сдачу выпускных экзаменов.
Экзамены проводятся в письменной форме по следующим дисциплинам:
бухгалтерский учет и отчетность, аудит, налогообложение юридических и
физических лиц, финансы предприятия и правовое регулирование имущественных
отношений. При успешной сдаче экзаменов выдается квалификационный аттестат
сроком на три года. Если в течение двух лет лицо не приступило к работе в
качестве аудитора, аттестат утрачивает силу. Продление действия аттестата
осуществляется после переподготовке аудитора на курсах повышения
квалификации по 40-часовой программе.
Квалификационные аттестаты и лицензии выдаются по следующим
направлениям аудиторской деятельности:
. Банковский аудит;
. Аудит страховых организаций;
. Аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
. Общий аудит (иных экономических субъектов).
Порядок лицензирования определен Правительством РФ по представлению
Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия выдает
генеральные лицензии государственным органам – Министерству финансов и
Центральному банку РФ. Их Центральные аттестационно-лицензионные
аудиторские комиссии (ЦАЛАК) выдают лицензии единого образца аудиторским
фирмам и аудиторам. Лицензия выдается сроком на 1 – 5 лет после
представления необходимых документов и уплаты сбора для аудиторских фирм в
сумме 150, а для аудиторов, зарегистрированных в качестве индивидуальных
предпринимателей, - в сумме 50 минимальных размеров месячной оплаты труда в
расчете на год.
Лицензия может быть аннулирована в случаях:
. Обнаружения факта представления аудитором для ее получения недостоверных
сведений;
. Осуществления аудитором деятельности, не предусмотренной выданной ему
лицензией;
. Предоставления аудитором полученных им в ходе проверки сведений третьим
лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта;
. Вступления в законную силу приговора суда в отношении аудитора о лишении
его права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью;
. Неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок и
оказание аудиторских услуг;
. Умышленного сокрытия аудитором обстоятельств, исключающих возможность
проведения проверки экономического субъекта.
Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности
независимых аудиторов: свободный выбор аудитора хозяйствующим субъектом;
договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору
выбирать клиента и быть независимым от указаний государственных органов;
возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения
отмеченных в ходе проверки недостатков; невозможность проведения проверки
при родственных или деловых отношениях аудитора и клиентом, превышающих
рамки договора на оказание аудиторских услуг; запрещение аудиторам
заниматься любой другой коммерческой деятельностью, не связанной с
оказанием аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных
законодательством.
Работа аудиторов постоянно усложняется в связи с часто меняющейся
нормативной и законодательной базой. В современных условиях регулярно
выходят новые законы, указы, постановления, инструкции, вносятся изменения
и дополнения в ранее принятые нормативные документы, регламентирующие
организацию бухгалтерского учета и налогообложения предприятий, поэтому
аудиторы должны располагать полным банком данных действующей нормативной
информации, относящейся к особенностям деятельности проверяемого
предприятия.



СТАНДАРТИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Для успешного выполнения аудиторских проверок и качественного
оказания других аудиторских услуг необходимо применение в аудиторской
практике единых правил (стандартов) аудита.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к
качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии
результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить всех аудиторов и
пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов
и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов
формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе
формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат
также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры
ответственности аудиторов при недобросовестном выполнение аудиторской
проверки.
Значение стандартов состоит в следующем:
- способствовать обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
- устанавливать единые требования при осуществлении обязательного аудита;
- содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений;
- помогать пользователям финансовой информации понять сущность и методы
аудиторской проверки;
- обеспечить сравнимость качества работы отдельных аудиторов.
Все стандарты рассматриваются и утверждаются на заседаниях Комиссии
по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Предусматривается
подготовить 39 стандартов аудита, которые будут подразделяться на три
основные группы:
1. Общие правила (стандарты) представляют собой свод профессиональных
требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения
аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы.
2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки раскрывают положения
о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем
бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения доказательных
материалов.
3. Правила (стандарты) составления отчета предусматривают указание на то,
какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли
она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также
разграничение функций аудитора и администрации экономического субъекта.
Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу достоверности
бухгалтерской отчетности экономического субъекта или указание причин, по
которым заключение не может быть составлено.
Примерная структура стандарта включает следующие разделы: общие
положения, основные понятия, сущность стандарта, практические приложения.
Название и краткое содержание стандартов аудита в РФ приведены в приложении
1.
Национальные стандарты аудита определяют лишь общий подход к его
проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии,
а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако
стандарты не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры,
применяемые в процессе проведения проверки. Они могут быть различными, и их
рациональность определяется самими аудиторами (аудиторской фирмой). Этой
цели служат внутрифирменные стандарты аудита.
Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг
аудиторы и аудиторские фирмы должны на основе национальных разрабатывать
свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы и
раскрывающие содержание конкретных процедур проведения проверки, сбора
аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с
клиентами, внутреннего контроля и внутренней отчетности фирмы, прав и
обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации
и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких
руководящих указаний для аудиторов и всех сотрудников аудиторской фирмы.
При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необходимых
доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск ошибок при
формулировании заключения. Появляется возможность увеличить объем и
повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения
проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более
современной и рациональной.
В то же время стандарты не должны быть излишне детализированными,
сковывать инициативу аудитора, так как это может превратить аудит в
механический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными суждениями.
Подготовка внутрифирменных аудиторских стандартов – процесс трудоемкий,
требующий значительных научных знаний, обобщения как положений нормативных
актов, так и практического опыта работы аудиторской фирмы.


ВИДЫ АУДИТА

С точки зрения классификационных признаков различают следующие виды
аудита.
Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором)
на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью
объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой
отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации.
Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы
управленческого контроля на предприятии. Его цель – оценка эффективности
функционирования системы управления предприятием. Она достигается в
процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на
предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской
отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также
путем разработки предложений по совершенствованию методов организации
производства, взаимодействия различных подразделений.
В тоже время внутренний аудит по содержанию и методам проведения
имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является
информационной базой для последнего. При должной организации внутреннего
аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего
аудита, проводимого в предусмотренных законодательством случаях.
Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существенные
различия. Это, прежде всего различия в уровнях независимости. Органы
внутреннего аудита создаются на самом предприятии, подчиняются его
руководству и находятся полностью на его содержании. В связи с этим
независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, как правило,
только в отношениях структурных подразделений предприятия, деятельность
которых подвергается проверке. Что касается органов внешнего аудита, то они
полностью как материально, так и организационно независимы от аудируемого
предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.
Очень важно, чтобы деятельность органов (служб) внутреннего аудита
на предприятии была четко регламентирована соответствующим Положением
(внутрифирменным стандартом), предусматривающим их права и обязанности, а
также гарантии руководства предприятий по обеспечению их эффективной
работы.
Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их
основных задач и из времени выполнения работы (см. таблицу 1). Если
основной задачей внутреннего аудита является подготовка информационных
материалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для
руководства, то главная задача внешнего аудита – подготовка
соответствующего заключения для внешних заинтересованных пользователей:
акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, партнеров по бизнесу,
органов власти и т.д.



Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного
контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Периодичность внешнего
аудита, как правило, - один раз в год.



ВИДЫ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ



В настоящее время отечественные аудиторские фирмы, как правило,
оказывают следующие виды услуг:
. Аудиторские проверки бухгалтерской отчетности предприятий и организаций
различных типов и форм собственности;
. Сопутствующие услуги:
экспресс-анализ;
обзорная проверка;
анализ хозяйственно-финансовой деятельности;
консультации: по вопросам финансового, налогового, банковского и
иного хозяйственного законодательства, по внеэкономической деятельности и
др.;
проверка по согласованным с клиентом процедурам;
постановка, ведение и восстановление бухгалтерского (финансового)
учета;
составление бухгалтерской отчетности, а также отчетности по ценным
бумагам, проспектов эмиссий и др.;
. Автоматизация бухгалтерского учета и аналитических работ;
. Оказание помощи в проведении приватизации;
. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения;
. Составление бизнес-планов и иных технико-экономических обоснований;
. Переводы западной специальной литературы, тиражирование действующего
экономического законодательства и издания собственных учебных пособий по
аудиту, учету и анализу;
. Оказание других услуг по профилю деятельности аудиторской фирмы
(редакционно-издательских по распространению нормативной, справочной и
методической литературы);
. Оценка активов и пассивов экономического субъекта;
Оценка инвестиционных проектов и их технико-экономическое
обоснование;
. Составление декларации о доходах и др.;
. Маркетинговые исследования рынка;
. Юридические услуги, разработка учредительных документов и их
регистрация, ликвидация предприятий;
. Учебно-консультационные услуги, подготовка кадров (обучение в области
своей деятельности, а также основам бухгалтерского учета).
До утверждения Временных правил многие аудиторские фирмы России,
исходя из своего кадрового потенциала и актуальных потребностей
элементарного выживания, оказывали услуги своим клиентам и в других
областях деятельности, на прямую ни как не связанные со своим профилем.
Диапазон таких услуг мог быть самым неожиданным – от переводов технических
текстов до трастовых услуг или торгово-закупочной и иной деятельности.
Даже приведенный выше перечень услуг является не полным, хотя в
целом он не противоречит духу Временных правил. Положительным моментом
явилось то, что Временные правила ввели определенные ограничения. С
середины 90-х гг. аудиторы и аудиторские фирмы:
Не могут заниматься не связанной с аудитом предпринимательской
деятельностью;
Не в праве передавать полученные при аудите сведения третьим лицам
для использования в предпринимательской деятельности.



ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ



Права аудиторов, их обязанности и ответственность предписываются
Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, стандартами аудита,
другими законодательными и нормативными актами.
Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
- самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из
требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с
экономическим субъектом;
- проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию по
финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения по возникающим
вопросам и дополнительные сведения, необходимые для проверки;
- получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц, в
том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
- привлекать на договорной основе к участию в проверке аудиторов,
работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных
специалистов;
- отказаться от проведения проверки в случае не представления проверяемым
экономическим субъектом необходимой документации.
Аудиторы (аудиторские фирмы) обязаны:
- неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности
требования законодательства РФ;
- немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу,
поручившему проверку, о невозможности своего участия в ее осуществлении
вследствие обстоятельств, препятствующих проведению аудита или отсутствии
соответствующей лицензии, а также о необходимости привлечения к участию в
проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным
объемом работ или иными обстоятельствами, возникающими после заключения
договора;
- квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные
аудиторские услуги;
- обеспечивать сохранность документов, получаемых в составленных в ходе
проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника
(руководителя) экономического субъекта.
Действующим законодательством предусмотрены определенные
обстоятельства, препятствующие проведению аудита. Так, аудиторская проверка
не может проводиться:
- аудиторами, являющимися учредителями или должностными лицами проверяемого
субъекта или состоящими с ним в близком родстве;
- аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся их
учредителями, ак

Новинки рефератов ::

Реферат: Метрология - наука о измерениях (Технология)


Реферат: Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан (Международное частное право)


Реферат: Развитие творческих способностей учащихся на уроках "Технология швейного производства" (Педагогика)


Реферат: Award bios (Программирование)


Реферат: Акты органов местного самоуправления (Право)


Реферат: Договор обмена (по гражданскому законодательству Украины) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социальный аспект трудовых конфликтов на примере шахтерских забастовок (Социология)


Реферат: Выбор программного средства для комплексной автоматизации работы офиса (Компьютеры)


Реферат: Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э Дюркгейма (Социология)


Реферат: Пожарная безопасность. Анализ опасностей возникающих при работе в ВЦ (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Документы Акционерного общества (Менеджмент)


Реферат: Духовный мир и быт в эпоху реформ (1991-1997) (История)


Реферат: Интернет и политика в современном мире (Политология)


Реферат: Конституция, как Основной Закон РФ (Право)


Реферат: Теоретический анализ эффективности использования операционной системы ЛИНУКС (Компьютеры)


Реферат: Театр эпохи Возрождения (Культурология)


Реферат: Бухгалтерский учет, аудит и экономический анализ движения денежных средств на предприятии АПК (Аудит)


Реферат: Династия Рюриковичей (История)


Реферат: Техническая эксплуатация автомобилей. Расчет вероятности безотказной работы деталей ЦПГ (Технология)


Реферат: Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации (Уголовное право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист