GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Права и обязанности эксперта (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Права и обязанности эксперта (Бухгалтерский учет)



ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕРТА-БУХГАЛТЕРА

Важно различать эксперта-бухгалтера как должностное лицо, и эксперта-
бухгалтера как процессуальную фигуру. Так, бухгалтер-специалист становится
экспертом-бухгалтером по определенному делу только тогда, когда будет
соответствующим образом оформлен. Процессуальные полномочия эксперта-
бухгалтера определены Федеральным законом «О государственной судебно-
экспертной деятельности в Российской Федерации от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ
и уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством.
Согласно ст. 4-6 вышеуказанного закона государственная судебно-экспертная
деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод
человека и гражданина, прав юридического лица, также независимости
эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых
с использованием современных достижений науки и техники.
Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности
недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при
неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на
свободы и личную неприкосновенность, достоинство личности,
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и
доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина, а также
иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации.
При производстве судебно-бухгалтерской экспертизы эксперт-бухгалтер
независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или
лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц,
заинтересованных в исходе дела. Эксперт-бухгалтер дает заключение,
основываясь на результаты проведенных исследований в соответствии со своими
специальными знаниями.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей,
органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а
также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных
лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса
или в интересах других лиц. Лица, виновные в оказании воздействия на
эксперта, подлежат ответственности в соответствии с действующим
законодательством.
Приглашенный в качестве эксперта-бухгалтера специалист должен отвечать
таким важнейшим требованиям, как компетентность, объективность,
непредвзятость. Как мы отмечали выше, квалифицированное производство
судебно-бухгалтерской экспертизы может провести только специалист, имеющий
специальное образование и практический опыт работы. Если в процессе
производства судебно-бухгалтерской экспертизы выявиться, что у лица,
приглашенного в качестве эксперта-бухгалтера недостаточны знания и навыки
для продолжения исследования, то он отстраняется от производства
экспертизы.
Эксперт-бухгалтер должен проводить исследования объективно, на строго
научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности,
всесторонне и в полном объеме. Главным критерием достоверности и
объективности заключения эксперта-бухгалтера является их обоснованность
первичной учетной документацией, которая подтверждает факт действительного
совершения хозяйственной операции, ставшей объектом исследования.
Заключение эксперта-бухгалтера должно основываться на положениях, дающих
возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на
базе общепринятых научных и практических данных.
Непредвзятость эксперта-бухгалтера - основа его объективности. Она
предполагает отсутствие субъективного подхода при исследовании документов и
фактов с целью установления истины по конкретному делу. В случае наличия
обстоятельств, не позволяющих эксперту-бухгалтеру сделать объективные
выводы по данному делу, он вправе заявить самоотвод от проведения судебной
экспертизы.
Обязанности эксперта-бухгалтера предусматриваются процессуальными
законами. Так, ст. 16 «Обязанности эксперта» Федерального закона «О
государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от
31 мая 2001 года № 73-ФЗ гласит, что эксперт обязан:
принять к производству порученную ему руководителем соответствующего
государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
провести полное исследование представленных ему объектов и материалов
дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним
вопросам;
составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать
заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили
судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы
специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела
непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и
эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не
позволяет ответить на поставленные вопросы;
не разглашать сведения, которые стали ему известны, в связи с
производством судебной экспертизы, в том числе, которые могут ограничить
конституционные права граждан, а также сведения, составляющие
государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
обеспечить сохранность представленных объектов исследований и
материалов дела.
Эксперт-бухгалтер также исполняет обязанности, предусмотренные
процессуальным законодательством. Важнейшие из них перечислены в ст. 57 УПК
РФ.
Эксперт-бухгалтер обязан явиться по вызову следствия и суда,
ознакомиться с предъявленной ему документацией и используя свои знания
изучить и исследовать предъявленные ему материалы, дать объективное
заключение по вопросам, поставленным перед ним лицом, производящим
дознание, следователем, прокурором или судом. Он может отказаться от дачи
заключения, если поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний
эксперта-бухгалтера. Так, например, эксперту-бухгалтеру поставлен
следователем вопрос: «Участвовал ли работник отдела сбыта в хищении готовой
продукции?» или «Мог ли заведующий отделом взять себе разницу,
образовавшуюся от завышения цен?». Давать ответы на подобные вопросы
эксперт-бухгалтер не компетентен, а их решение - функция работников
дознания и следствия. В предусмотренных законом случаях эксперт-бухгалтер
подает ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов,
необходимых для дачи заключения.
Эксперт-бухгалтер должен прежде всего детально ознакомиться с
обстоятельствами дела, определить какие исследования он должен провести,
какие вопросы разрешить и в какой срок. Сроки производства экспертизы
устанавливаются руководителем экспертного учреждения, как правило, в
пределах 20 дней. Эксперт-бухгалтер не вправе из-за ограниченного времени
упрощать свои исследования, что может отразиться на их качестве.
Эксперт-бухгалтер не вправе: принимать поручения о производстве
судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за
исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;
осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного
эксперта; уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их
свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу;
исследовать материалы дела, не указанные в постановлении о назначении
экспертизы, и не являющиеся объектами исследования; решать вопросы,
относящиеся к правовой оценке действий лиц, а также другие вопросы,
выходящие за пределы его компетенции; проводить ревизию, участвовать в
инвентаризации, проводить экспертизу, связанную с исследованием документов
организаций, в которых он работал или продолжает работать; привлекать
других лиц к участию в производстве порученной ему экспертизе, а также
хранить материалы уголовного или гражданского дела, по которым производится
экспертиза, вне служебного помещения.
Эксперт-бухгалтер не вправе разглашать сведения, которые стали ему
известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения,
которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения,
составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом
тайну. Он не может вступать в личные контакты с участниками процесса, если
это ставит под сомнение его не заинтересованность в исходе дела, а также
сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа
или лиц, назначивших судебно-бухгалтерскую экспертизу.
Эксперт-бухгалтер должен заявить самоотвод, если на то имеются
основания, предусмотренные процессуальными законами. Так, он не может
принимать участие в производстве по делу, если находился (находится) в
служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского
истца или гражданского ответчика; если он проводил по данному делу ревизию,
материалы которой послужили основанием к возбуждению уголовного дела; если
привлекаемое в качестве эксперта лицо признает себя некомпетентным.
Эксперт-бухгалтер не может принимать участие в производстве по
уголовному делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 61 УПК РФ:
если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским
ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;
участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста,
переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного
представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего;
является близким родственником или родственником любого из участников
производства по данному делу.
Эксперт-бухгалтер не может участвовать в производстве по уголовному
делу также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основания
полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного
уголовного дела.
Права, которые предоставлены эксперту-бухгалтеру Федеральным законом
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ, Уголовно-процессуальным кодексом Российской
Федерации, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Арбитражным
процессуальным кодексом Российской Федерации позволяют выполнять
возложенные на него процессуальные обязанности.
Согласно ст. 17 «Права эксперта» Федерального закона от 31 мая 2001
года № 73-ФЗ эксперт вправе:
ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного
судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной
экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения
исследований и дачи заключения;
делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или
судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования
участниками процесса его заключения или показаний;
обжаловать в установленном порядке действия органа или лица,
назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
Эксперт-бухгалтер также имеет права, предусмотренные соответствующим
процессуальным законодательством. Так, ст. 57 «Эксперт» УПК РФ отмечает
права эксперта:
знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету
судебной экспертизы;
ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов,
необходимых для дачи заключения, либо привлечения к производству судебной
экспертизы и других экспертов;
участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в
процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету
судебной экспертизы;
давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по
вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной
экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;
приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя,
следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;
отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы
специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы
недостаточны для дачи заключения.
В соответствии с процессуальным законодательством эксперт-бухгалтер
имеет право указать в заключении по своей инициативе обстоятельства,
имеющие значение для дела, по поводу которых не были поставлены вопросы
лицом, производящим дознание. Судопроизводство ведется на русском языке ли
на языке автономной республики, автономной области, автономного округа или
на языке большинства населения данной местности. Эксперт-бухгалтер, не
владеющий языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право
делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со
всеми материалами в установленном порядке.
Следственные и судебные документы в соответствии с установленным
порядком вручаются эксперту-бухгалтеру в переводе на его родной язык или на
другой язык, которым он владеет.
Согласно ст. 131 УПК РФ бухгалтер-эксперт имеет право на
вознаграждение и возмещение процессуальных издержек.
Процессуальные издержки - это расходы, связанные с производством по
уголовному делу, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета
либо средств участников уголовного судопроизводства. К ним относятся суммы,
выплачиваемые судебному эксперту-бухгалтеру, специалисту, переводчику,
понятым, свидетелям, потерпевшим и др. на Покрытие их расходов, связанных с
явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием. Эксперту-
бухгалтеру выплачивается вознаграждение за исполнение им своих обязанностей
в ходе уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда эти
обязанности исполнялись им в порядке служебного задания.
Уголовное законодательство защищает эксперта-бухгалтера от
посягательств на его жизнь, а равно его близких в связи с рассмотрением дел
или материалов в суде. Так, ст. 295 УК РФ гласит: «посягательство на жизнь
судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении
правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание,
защитника, судебного пристава, а равно их близких в связи с рассмотрением
дел или материалов в суде, производством предварительного расследования
либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта,
совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц
либо из мести за такую деятельность, - наказывается лишением свободы на
срок от двенадцати до двадцати лет или пожизненным лишением, свободы». В
соответствии со ст. 296 УК РФ угроза убийством, причинением вреда здоровью,
уничтожением или повреждением имущества в отношении эксперта-бухгалтера
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода, либо арестом
на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух
лет.
Напомним, что действующий УК РФ не только отдает приоритет обеспечению
безопасности личности эксперта-бухгалтера от преступных посягательств, но и
закрепляет его уголовную ответственность за отказ и уклонение от дачи
заключения, за неявку по вызову следователя (суда), за заведомо ложное
показание, за несанкционированное разглашение данных предварительного
расследования, если оно совершенно без согласия прокурора, следователя или
лица, производящего дознание.
В процессе производства судебно-бухгалтерской экспертизы руководитель
экспертного учреждения может знакомиться со всеми материалами дела,
представленными для исследования эксперту-бухгалтеру и по мере
необходимости оказывать ему помощь. Если следователь или руководитель
экспертного учреждения, которому поручено проведение экспертизы, видят, что
для исследования представлен большой объем документов или очевидна
сложность данной судебно-бухгалтерской экспертизы они вправе назначить
комиссионную судебно-бухгалтерскую экспертизу. Комиссионная судебно-
бухгалтерская экспертиза проводится не менее чем двумя экспертами одной
специальности. Комиссионный характер экспертизы определяется следователем
либо руководителем экспертного учреждения и оформляется специальным
постановлением о назначении комиссионной судебно-бухгалтерской экспертизы.
Форма приведена ниже:


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении комиссионной судебно-бухгалтерской экспертизы

____________________ «
»____________________г.
(место составления)

Следователь (дознаватель)_________________________________________
(наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин
или звание, Ф.И.О. следователя (дознавателя)
рассмотрев материалы уголовного дела №______________________________

УСТАНОВИЛ:
__________________________________________________________________
(излагаются основания назначения судебной экспертизы, а также обоснование
необходимости привлечения нескольких экспертов)

На основании изложенного и руководствуясь ст. 195, 199, 200 УПК РФ

ПОСТАНОВИЛ:

1. Назначить комиссионную судебно-бухгалтерскую экспертизу, производство
которой поручить _________________________________
(Ф.И.О. экспертов либо название экспертного
учреждения)
2. Поставить перед экспертами вопросы_____________________________
(формулировка каждого вопроса)
3. Предоставить в распоряжение экспертов материалы_________________
(какие именно)
4. Поручить_____________________________________________________
(кому именно)
разъяснить экспертам права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, и
предупредить их об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу
заведомо ложного заключения:

Следователь (дознаватель) __________________________
(подпись)
Права и обязанности предусмотренные ст. 57 УПК РФ мне разъяснены
« »_____________г. Одновременно я предупрежден об уголовной
ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперты:
________________________ __________________________
(подпись)

Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по
поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое заключение. В
случае возникновения разногласий каждый из экспертов, участвовавших в
проведении судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам
вызвавшим разногласие (ст. 200 УПК РФ).
При производстве комиссионных экспертиз все доказательства (документы)
исследуются членами комиссии совместно. Если каждый эксперт-бухгалтер,
входящий в состав комиссии, исследует самостоятельно разные доказательства
(документы), то это не комиссионная экспертиза, а несколько самостоятельных
судебно-бухгалтерских экспертиз. В таком случае каждый эксперт-бухгалтер
должен подписать свой раздел исследований и выводов.
В следственной и судебной практике встречаются дела, особенно по
экономическим преступлениям, когда ответить на поставленные вопросы
экспертам одной специальности невозможно. Судебная экспертиза, в
производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является
комплексной. Например, участие экспертов-бухгалтеров и экспертов-
товароведов, или специалистов по компьютерно-техническим вопросам и т.д.
Назначение комплексных судебных экспертиз предусмотрено ст. 201
«Комплексная судебная экспертиза» УПК РФ и оформляется постановлением о
назначении комплексной судебной экспертизы. Форма приведена ниже:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении комплексной судебной экспертизы

____________________ «
»____________________г.
(место составления)

Следователь (дознаватель)_________________________________________
(наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин
или звание, Ф.И.О. следователя (дознавателя)
рассмотрев материалы уголовного дела №______________________________

УСТАНОВИЛ:
__________________________________________________________________
(излагаются основания назначения судебной экспертизы, а также обоснование
необходимости привлечения экспертов различных специальностей)

На основании изложенного и руководствуясь ст. 195, 199, 201 УПК РФ

ПОСТАНОВИЛ:

5. Назначить комплексную судебную экспертизу, производство которой
поручить _____________________________________________________
(Ф.И.О. экспертов либо название экспертного
учреждения)
6. Поставить перед экспертами вопросы_____________________________
(формулировка каждого вопроса)
7. Предоставить в распоряжение экспертов материалы_________________
(какие именно)
8. Поручить_____________________________________________________
(кому именно)
разъяснить экспертам права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, и
предупредить их об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу
заведомо ложного заключения:

Следователь (дознаватель) __________________________
(подпись)
Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ мне разъяснены
« »_____________г. Одновременно я предупрежден об уголовной
ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.


Эксперты:
________________________ __________________________
(подпись)
В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной
судебной экспертизы, указывается какие исследования и в каком объеме провел
каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам он пришел.
Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной судебной
экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание
проведенных им исследований, и несет ответственность (ст. 201 УПК РФ).
При назначении для производства судебной экспертизы нескольких
экспертов они до дачи заключения совещаются между собой. Если эксперты
одной специальности придут к общему заключению, последнее подписывается
всеми экспертами. В случае разногласия между экспертами каждый эксперт дает
заключение отдельно, и каждый эксперт несет за данное им заключение личную
ответственность. Напомним еще одно важное для судебной практике положение:
суд не может вызвать эксперта-бухгалтера и потребовать, чтобы он дал
заключение на основании исследований, проведенных другим экспертом-
бухгалтером.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



. Белов А.А. Белов А.Н. «Судебно-бухгалтерская экспертиза» Москва,
«Книжный мир» 2003.
. Закон № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности
в Российской Федерации» от 31.05.2001 г.







Реферат на тему: Правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов


СОВРЕМЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСЫ"



КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу “Бухгалтерский учет”

Тема: “Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов”.



Москва 1999г.



СОДЕРЖАНИЕ



стр.
| |ВВЕДЕНИЕ | 3 |
|1. |Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее | |
| |результатов |5 |
|2. |Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и | |
| |финансовых обязательств, оформление результатов | |
| |инвентаризации |9 |
|2.1 |Инвентаризация основных средств | 9 |
|2.2 |Инвентаризация нематериальных активов |11 |
|2.3 |Инвентаризация финансовых вложений |11 |
|2.4 |Инвентаризация товарно-материальных ценностей |12 |
|2.5 |Инвентаризация незавершенного производства |15 |
|2.6 |Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей |16 |
|2.7 |Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков| |
| |строгой отчетности |18 |
|2.8 |Инвентаризация расчетов |19 |
|2.9 |Инвентаризация животных и молодняка животных |20 |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ |21 |
| |Литература | |



ВВЕДЕНИЕ


В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и
отчетности предприятия и организации обязаны проводить инвентаризацию
имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризация – установление на определенный момент фактического
наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат путем
пересчета инвентаризируемого объекта в натуре, т.е. снятие остатков, или
путем проверки учетных записей. С помощью инвентаризации проверяют
правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете.
Инвентаризация необходима для уточнения показателей учета и последующего
контроля за сохранностью имущества предприятия.
Инвентаризации подлежат все имущество (все виды имущества,
принадлежащие предприятию независимо от его местонахождения; имущество, не
принадлежащее предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете; имущество,
не учтенное по какой-либо причине) и все виды финансовых обязательств.
Различают полную и частичную инвентаризацию: полная инвентаризация
охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств
организации, частичная инвентаризация – один или несколько видов имуществ и
обязательств (например, только денежные средства, материалы на одном складе
и т.д.). По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и
выборочные.
Инвентаризации могут быть плановыми, которые производятся в заранее
установленные сроки, и внеплановыми (внезапными), которые проводятся
неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие
ценностей. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов,
руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и
контрольных органов.
Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их
проведения и перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливается
руководителем предприятия, кроме случаев, когда в соответствии с Положением
о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение
инвентаризации обязательно, а именно:
- при выкупе, продаже имущества организации, передаче его в аренду, а
также при преобразовании государственного или муниципального
предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме
имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября
отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других
неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в
3 года, а библиотечных фондов – один раз в 5 лет. В районах на
Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация
товаров, сырья и материалов может проводиться в период их
наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи
дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи
имущества;
- в случае аварии, стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации предприятия перед составлением
ликвидационного баланса;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.



1. Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов

На предприятии в период инвентаризации имущества и финансовых
обязательств создается центральная постоянно действующая инвентаризационная
комиссия, которая разрабатывает план инвентаризации. Персональный состав
комиссии, в который включаются представители администрации предприятия,
работники бухгалтерской службы и другие специалисты (техники, экономисты и
т.д.), утверждается руководителем предприятия. Документ о составе
инвентаризационной комиссии (приказ, постановление, распоряжение)
регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о проведении
инвентаризации.
Перед началом инвентаризации осуществляют подготовительные
мероприятия: материальные ценности рассортировываются и укладываются по
наименованиям, сортам размерам; в местах хранения вывешиваются ярлыки с
указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы
по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры
аналитического учета. От материально ответственных лиц необходимо получить
расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и
расходные документы, приложения к отчетам и указывает "До инвентаризации на
(дата)". Такая запись служит основанием для определения бухгалтерией
остатков имущества к началу инвентаризации по учтенным данным.
Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии
материально ответственных лиц. Результаты подсчета, обмера и взвешивания
заносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в
двух экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. Материально
ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к
комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение.
На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров
материальных ценностей и общий итог количества в натуральных измерителях
(вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности – штуках,
метрах, килограммах и т.д.). Незаполненные строки на последней странице
прочеркиваются. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей
путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных
записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами
инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где
их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными
бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную
ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным
инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и
результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость
записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а
стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач
товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в
соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или
излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии
оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего
результаты инвентаризации отражают в учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия
имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в
следующем порядке:
основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое
имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету
соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансовые
результаты (счет 80) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у
бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения
излишка и виновных лиц;
все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого
имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита
соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи и
потери от порчи ценностей".
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в
установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 84
"Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и
обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных
организаций. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления
фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как
недостача сверх норм.
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого
имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение
стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при
пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с
виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на
издержки производства и обращения у организации или уменьшения
финансирования у бюджетной организации.
Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с
кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки:
1. дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
кредит счета 50 "Касса";
2. дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет
3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить
схематически (Рис. 1)


|ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ |

|Подготовительные работы |

|Приказ | |Проверка | |Письменное | |Завершение |
|руководителя | |технических | |подтверждение | |разноски |
|о составе | |паспортов, | |материально | |документов по |
|комиссии, | |инвентарных | |ответственных | |счетам, |
|сроках, | |карточек и | |лиц о передаче | |выведение в них|
|объектах | |т.д. по всем | |всех документов | |остатка |
| | |объектам | |в бухгалтерию | | |

|Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов |

|Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально |
|ответственных лиц) |

|Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по |
|объектам |

|Акт выявления результатов |

|Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – |
|заключение о результатах, которые отражаются в учете |

|Пересортица – | |Недостачи – отнесение| |Излишки – |
|взаимозачет недостач | |в начет виновным или | |приходуются в доход|
|ценностей излишками | |списание на затраты и| |предприятия или |
| | |убытки | |госбюджета |


Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца,
в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в
годовом бухгалтерском отчете.
Данные результатов инвентаризации записывают в ведомости результатов,
выявленных инвентаризацией.


2. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и
финансовых обязательств, оформление результатов инвентаризации

2.1 Инвентаризация основных средств

Для уточнения данных о наличии основных средств в сроки, установленные
руководством предприятия, проводится их инвентаризация. Материально
ответственные лица проверяют их фактическое наличие в местах эксплуатации
или хранения. Результаты проверки записываются в «Инвентаризационную опись
основных средств» (форма № инв.-1). В бухгалтерии фактическое наличие
основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета и при их
расхождении выводятся отклонения. Инвентаризационная комиссия изучает
причины отклонений и выносит решение о принятии мер по ним. Это оформляется
протоколом, который представляется руководителю для утверждения. На
основании этого производится отражение выявленных отклонений в
бухгалтерском учете.
Излишки основных средств подлежат оприходованию и зачислению на
финансовые результаты, а в бюджетных организациях — на увеличение
финансирования. Для этого будет составлена следующая проводка:

дебет счета 01 "Основные средства";

кредит счета 80 "Прибыли и убытки".
Недостачи или порча объектов основных средств возмещаются за счет
виновных лиц и отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:
- первоначальная стоимость:
дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
кредит счета 01 "Основные средства";
- сумма износа:
дебет счета 02 "Износ основных средств";
кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
- остаточная стоимость:
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
Если установлены конкретные виновники, то недостающие или испорченные
основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действующим в
данной местности на день причинения ущерба, и оформляют бухгалтерской
проводкой:
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств
отражают проводкой:
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счета 83 "Доходы будущих периодов".
В случаях, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании
с них стоимости недостающих объектов, убытки относятся на финансовые
результаты, а в организациях, состоящих на бюджете или финансировании
собственников,—на уменьшение финансирования.



2.2 Инвентаризация нематериальных активов

Следует отметить, что нематериальные активы как объекты учета еще
недостаточно изучены и не регламентированы должным образом, поэтому
возможны разногласия (особенно с налоговыми органами) по порядку учета
некоторых объектов. Организации должны в этом случае искать варианты
решения подобных проблем (в том числе с помощью специалистов-экспертов).
В качестве примера неодинакового подхода к порядку учета отдельных
объектов можно привести лицензии на право осуществления определенной
деятельности: если срок действия лицензии составляет более 1 года, то
затраты, связанные с ее приобретением, учитывают на счете 08 "Капитальные
вложения" и затем списывают с этого счета на счет 04 "Нематериальные
активы"; если срок действия лицензии составляет 1 год или менее 1 года, то
по действующему определению нематериальных активов стоимость такой лицензии
не может быть отнесена к нематериальным активам. В действующих нормативных
документах порядок списания стоимости лицензий со сроком действия до 1 года
включительно не предусмотрен, и многие налоговые органы требуют списывать
указанную стоимость на уменьшение чистой прибыли или фондов организации.
В этих условиях можно рекомендовать организациям приобретать лицензии
на срок более 1 года, с тем чтобы включать их в состав нематериальных
активов.

2.3 Инвентаризация финансовых вложений

Инвентаризация финансовых вложений проводится путем сопоставления
реквизитов каждой ценной бумаги с данными описей (книг и реестров),
хранящихся в бухгалтерии предприятия.
Цель инвентаризации финансовых вложений – установление предоставленных
другим предприятиям займов и проверки фактических затрат в ценные бумаги и
уставные капиталы. Финансовые вложения в уставные капиталы других
организаций и займы, предоставленные другим организациям должны
подтверждаться документами.
Во время проверки фактического наличия ценных бумаг материально
ответственные лица устанавливают:
- правильность оформления ценных бумаг;
- своевременность и полноту отражения доходов по ценным бумагам в
бухгалтерском учете;
- сохранность ценных бумаг;
- действительность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг.
Недостача ценных бумаг оформляется бухгалтерской проводкой:
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счетов 06 "Долгосрочные финансовые вложения" и 58
"Краткосрочные финансовые вложения".

2.4 Инвентаризация товарно-материальных ценностей

Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятия
проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей (готовой продукции,
товаров, производственных и прочих запасов) в порядке расположения
ценностей в помещении и заносить в описи по каждому отдельному наименованию
с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.
Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия товарно-
материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе
инвентаризации проверяются:
- сохранность товарно-материальных ценностей;
- правильность их хранения, отпуска, состояния весового и
измерительного инструмента;
- порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.
Инвентаризация производиться путем снятия остатков по местам хранения
материально ответственными лицами. Бухгалтер к моменту проведения
инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных
ценностей по складам (ф. № инв-3). Складские операции в этот период не
производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что
все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и
сданы в бухгалтерию предприятия. Для выявления результатов может
использоваться книга остатков материалов. Во всех случаях расхождения,
выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются
составлением сличительных ведомостей по тем видам товарно-материальных
ценностей, по которым имеются расхождения данных инвентаризации с данными
бухгалтерского учета и оцениваются по фактической себестоимости.
Ценности, оказавшиеся в излишке, оприходуют с уменьшением
общезаводских расходов и отражают бухгалтерском учете проводкой:
дебет счетов 10 "Материалы" и 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы",
кредит счета 26 "Общехозяйственные расходы".
Недостача товарно-материальных ценностей списывается на счет 84
"Недостачи и потери от порчи ценностей" с уменьшением стоимости и
количества их по счетам материальных ценностей. В зависимости от суммы
недостачи составляют следующие бухгалтерские проводки:
- сумма недостачи в пределах норм естественно убыли относится на
издержки производства:
дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26
"Общехозяйственные расходы";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
- сумма недостачи сверх норм естественной убыли относится на
материально ответственных лиц:
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Некомпенсируемые потери товарно-материальных ценностей от стихийных
бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия и
оформляются проводкой:
дебет счета 80 "Прибыли и убытки";
кредит счетов 10 "Материалы" и 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы".
На предприятиях недостача и потери от порчи ценностей, когда
конкретные виновники не установлены, относятся на затраты производства.
Инвентаризация готовой продукции осуществляется таким же образом как
и по материалам. Если происходит инвентаризация продукции отгруженной, но
не оплаченной и находящейся на складе у другой организации, то материально
ответственные лица проверяют обоснованность числящихся сумм на
соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент
инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары
отгруженные) могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще
оформленными документами. Товары, находящиеся в пути оформляются расчетными
документами поставщиков или другими их заменяющими документами, отгруженные
товары – копиями предъявленных покупателями документов, находящиеся на
складе других организаций – сохранными расписками, переоформленными на
дату, близкую к дате проведения инвентаризации.



2.5 Инвентаризация незавершенного производства

Для уточнения учтенных данных о незавершенном производстве в
установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства.
Инвентаризацию незавершенного производства проводят цеховые
инвентаризационные комиссии. При инвентаризации необходимо определить:
- фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не
законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в
производстве;
- фактическую комплектность незавершенного производства;
- остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а
также по заказам, выполнение которых приостановлено.
Проверка заделов осуществляется путем фактического подсчета,
взвешивания, перемеривания. Результаты инвентаризации оформляют актом, в
котором остатки незавершенного производства отражают по деталям, узлам и
стадиям (операциям) их обработки. Акт инвентаризации составляют на годные
узлы, детали и т.д.
Акты инвентаризации незавершенного производства передают в
производственную группу бухгалтерии, где их обрабатывают, т.е. составляют
сличительные ведомости на расхождение, если они имелись, оценивают
фактические остатки незавершенного производства, регулируют выявленные
излишки и недостачи незавершенного производства соответствующими записями в
учетных регистрах. При обнаружении недостач или излишков инвентаризационная
комиссия определяет причины и виновников и готовит предложения о порядке их
списания.
Выявленные излишки оформляются следующей проводкой:
дебет счета 20 "Основное производство";
кредит счета 80 "Прибыли и убытки".
По выявленным недостачам проводят следующие бухгалтерские записи:
- на общую сумму выявленных недостач:
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счетов 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные
производства";
- на сумму недостач по вине работников цехов:
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
- при отсутствии виновных лиц:
дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы и 26
"Общехозяйственные расходы";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

2.6 Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей

При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей
проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов:
на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного
вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждений по итогам работы
организации за год; расходов на ремонт основных средств; производственных
затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером
производства предстоящих затрат по ремонту предметов проката и другие цели,
предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами
Министерства финансов РФ и отраслевыми особенностями состава затрат,
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в
установленном порядке.
Для проверки правильности включения в себестоимость сумм на оплату
отпусков рабочим периодически (не реже одного раза в год) проводится
инвентаризация резерва на оплату отпусков. С этой целью по списочному
составу рабочих и служащих определяют, какая сумма была бы начислена, если
бы всем рабочим и служащим были предоставлены положенные им отпуска (за
отчетный год).
Полученную сумму по инвентаризации резерва на оплату отпусков
сопоставляют с суммой остатка резерва на оплату отпусков. Если остаток
резерва окажется меньше сумм по инвентаризации, то разницу дополнительно
начисляют в дебет счетов, на которые отнесена заработная плата рабочих и
служащих с кредита счета 89 "Резерв предстоящих расходов и платежей". Если
остаток резерва окажется больше суммы по инвентаризации, то разницу
сторнируют в той же корреспонденции счетов, чтобы уменьшить излишне
включенные в себестоимость продукции суммы дополнительной заработной платы.
Резервы, созданные на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет
и по итогам работы за год, уточняются в порядке, аналогичном для резерва на
предстоящую оплату отпусков работникам.
Инвентаризация резерва сомнительных долгов, созданного у организации
заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки,
установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.
Недостачи за счет начисленных резервов предстоящих затрат, если они
приняты за счет предприятия, списываются проводкой:
дебет счета 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".


2.7 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков
строгой отчетности

Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения
кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета
директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 и сообщенного
письмом Центрального банка России от 4 октября 1993 г. № 18.
Инвентаризация кассы проводится путем подсчета материально
ответственными лицами фактического наличия денежных знаков, ценных бумаг,
почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, а также
авиабилетов, путевок в санатории и дома отдыха.
Если денежные средства находятся в пути, то инвентаризация
производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с
данными квитанций учреждения банка или почтового отделения, копий
сопроводительных ведомостей на выдачу выручки инкассаторам банка.
При условии, если денежные средства находятся на расчетных, валютных
или специальных счетах банка, то сверяется остаток сумм, числящихся на этих
счетах в бухгалтерии с данными выписок банка.
Все выявленные в результате инвентаризации излишки денежных средств
оформляются бухгалтерской записью:
дебет счета 50 "Касса";
кредит счета 80 "Прибыли и убытки".
При обнаружении недостачи составляются следующие проводки:
- на общую сумму выявленных недостач:
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счета 50 "Касса";
- при обнаружении виновных:
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
- при стихийных бедствиях и прочих причинах:
дебет счета 80 "Прибыли и убытки";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

2.8 Инвентаризация расчетов

Для проверки обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского
учета, проводится инвентаризация расчетов с банками, бюджетом,
покупателями, поставщиками, работниками, депонентами и другими дебиторами и
кредиторами.
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна
установить:
- правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами,
внебюджетными фондами, структурными подразделениями организации,
выделенными на отдельные балансы;
- правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете сумм
задолженности по недостачам и хищениям;
- правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и
депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской
задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается во
взаимной выверке расчетов с соответствующими предприятиями, организациями
или отдельными лицами. Записи сумм долга за тем или иным дебитором, которые
числятся по данным бухгалтерского учета, сверяются с записями сумм долгов
по данным бухгалтерского учета предприятий дебиторов и кредиторов, а также
отдельных лиц.
В случае просроченных платежей за продукцию, работы и услуги для
предприятий, работающий по учету реализации с момента отгрузки и сдачи
работ, резерв по сомнительным долгам создается в полной сумме платежных
документов, по которым истек срок платежа, установленный в договоре.
Дебиторская задолженность по кредиту счетов дебиторов, на которых
зачислилась задолженность в корреспонденции с дебетом счетов 80 "Прибыли и
убытки", 82 "Оценочные резервы".
Списываемая невостребованная кредиторская задолженность зачисляется в
состав прибыли предприятия и оформляется бухгалтерской проводкой:
дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
кредит счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
При списании безнадежных долгов составляется следующая бухгалтерская
проводка:
дебет счетов 80 "Прибыли и убытки", 86 "Резервный капитал";
кредит счетов 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 73
"Расчеты с персоналом по прочим операциям" и других счетов, на которых
числились списываемые безнадежные долги.

2.9 Инвентаризация животных и молодняка животных

При инвентаризации взрослого продуктивного и рабочего скота в описи
заносятся: номер животного, кличка, год рождения, порода, упитанность, вес
(кроме лошадей, верблюдов, мулов и оленей) и первоначальная стоимость
Молодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и рабочего скота
включается в описи индивидуально с указанием инвентарных номеров, кличек,
пола, масти и породы.
Стоимость недостающих животных (павших и вынужденно забитых, кроме
павших в связи с эпизоотией или стихийными бедствиями) списывается
бухгалтерской проводкой:
дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
кредит счета 11 "Животные на выращивании и откорме".



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия
имущества и сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверка
полноты отражения обязательств в бухгалтерском учете. Правила проведения
инвентаризации регулируются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации. В общем, инвентаризация выявляет правильность ведения
бухгалтерского учета, материалы и оборудование пришедшее в негодность,
своевременное их списание, ведет к правильности расчета налога на
имущество, выявляет излишки материалов.
В ходе данной курсовой работы мною был изучен большой объем
литературы по правилам проведения инвентаризации на производственных
предприятиях, в организациях и на предприятиях торговли. Полученные
теоретические основы бухгалтерского учета в этой области мною были
закреплены на практике. Я узнала, как проводится инвентаризация,
оформляются ее результаты, составляются акты, описи и сличительные
ведомости.
Инвентаризация актуальна, потому что налаживает бухгалтерский учет и
с ее помощью мы проверяем фактическое наличие имущества у организации или
предприятия.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухгалтерский учет: Учебное пособие: Пер. с англ. – М.: ТОО «ДеКА»,
1993.
2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М,
1997.
3. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета: Метод.пособие
/Руководитель авторского коллектива А.С. Бакаев. – М.: Из-во "ФБК", 1996
4. Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие. М.: ИКЦ
"ДИС", 1997





Новинки рефератов ::

Реферат: Метод убеждения - главный метод воспитания (Педагогика)


Реферат: Двигатели постоянного тока (Физика)


Реферат: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Искусство и культура)


Реферат: Психологические особенности управленческой деятельности (Психология)


Реферат: Молодёжная субкультура во второй половине ХХ века (Культурология)


Реферат: Иконопись на Руси (Искусство и культура)


Реферат: Графика в Турбо Паскале (Программирование)


Реферат: Государственный строй древнего Рима (История)


Реферат: Время в религии (Культурология)


Реферат: Фотография (Фотография)


Реферат: Проблема выбора стиля управления руководителем (Психология)


Реферат: Проблемы развода (социологическое исследование) (Социология)


Реферат: Мягкая игрушка "КОЛОБОК" (Технология)


Реферат: Древнегреческий театр (Культурология)


Реферат: Биография Гумелева (Литература : русская)


Реферат: Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы (Педагогика)


Реферат: Развитие России в конце 19 века (История)


Реферат: Гибкость как физическое качество и методика её развития (Спорт)


Реферат: Абсолютизм: развитие военного законодательства при Петре 1 (Право)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист