GeoSELECT.ru



География / Реферат: Нганасаны - малые народы России (География)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Нганасаны - малые народы России (География)


Нганасаны, ня (самоназвание), самоеды-гавгийцы (устаревшее название).
Численность в Российской Федерации 1262 человека, в том числе Таймырском
(Долгано-Ненецком) автономном округе 849 человек. Разделяются на две
группы: западную (авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и
Волочанка) и восточную (вадеевские нганасаны, с центром в поселке Новая).
Говорят на нганасанском языке. Различают авамский и вадеевский выговоры.
Вадеевские нганасаны владеют долганским языком. Язык нганасанов
бесписьменный. По официальным данным, нганасаны прежде считались
шаманистами; ныне многие сохраняют традиционные верования.
Современные нганасаны отчасти являются потомками самого северного
тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя.
Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с
населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр 6
тыс. лет назад. Вплоть до XXI века. н. э все последующие мигранты не
изменили хозяйственных традиций, ориентированных в основном на оленью
охоту. С XII до XXVII века следует лакуна в археологических источниках. С
начала XXVII века появляются письменные документы о том, что население
полуострова было обложено российским государственным налогом (ясак). С
вхождением территории нганасанов в состав России на ней возникли зимовья с
небольшими вооруженными отрядами, а также зимовья русских промышленников-
охотников. Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй
половине XXVII - начале XXVIII веков. В его состав вошли различные по
происхождению племенные группировки (пясидская самоядь, кураки, тидирисы,
тавги и др). Они наложились на древнее население, как полагают,
палеоазиатское, занимавшееся охотой на северных оленей. Этнически группы
прищельцев в разное время представляли собой западную периферию юкагиров,
северные группы тунгусов (те и другие - лесные и тундровые охотники) и
западные группы самодийцев с развитым санным домашним оленеводством. Более
высокий уровень хозяйства и его организации, возможности быстрого
свободного передвижения оленных санных групп и другие причины привели к
консолидации местного населения по языку и в значительной степени по
культуре. Тем не менее черты древних пеших тундровых охотников на оленя у
нганасанов и близких им энцев проступают наиболее ярко по сравнению с
другими полярными народами Евразии. К этим древним чертам, в частности,
относится организация оленной облавной сухопутной охоты и охоты с лодок на
речных переправах. В период консолидации нганасаны постепенно восприняли
самодийский способ тундрового санного крупностадного миграционного
оленеводства с постоянным кочеванием весной (на север) и осенью (к югу). К
середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами.
Рыбоводство было второстепенным занятием. Наличие стад домашних и охота на
диких оленей, расположения кочевий в наиболее северных пределах
полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им
быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. В XVIII - XIX веках
нганасаны регулярно платили государственный ясак. В русских зимовьях
происходил обмен оленьих шкур и пушнины на металлические предметы, ружья,
порох, свинец. Широко известны были металлические изделия нганасанов,
инкрустированные медью железные скребки для выделки шкур, наконечники
копий, ножны и др.
К XVII веку кочевья племенных группировок, из которых складывались
нганасаны, простирались по всему полуострову, включая и территорию
правобережья Хатантской губы. С XVIII века на Таймыр с юго-востока стали
проникать якуты, постепенно ассимилируя местных тунгусов и русских.
Складывавшийся на этой основе новый этнос - долганы, потеснили нганасанов к
западу и северу. Ненцы, перейдя на правобережье Енисея и постепенно
ассимилируя ненцев, оттеснили нганасанов к востоку, в центр равнины
полуострова. Основные пути оленеводческих кочевых коллективов нганасанов
пролегали по Северо-Сибирской низменности, заключенной между плато Бырранга
на севере и плато Путорана на юге (между 69( и 76(северной широты).
Северные их пределы на востоке Таймыра достигали 77( северной широты,
огибая озеро Таймыр. Практически все кочевья располагались в зоне тундры. К
зиме подходили к лесотундре, размещаясь по водоразделу бассейна реки Пясины
и северным притокам рек Хета и Хатанга.
Наибольшее число авамских нганасанов приходится на середину XVII века
(1300 человек), но из-за эпидемий она сократилась к 1926 до 576 человек. К
1990 году на Таймыре в группе авмских нганасанов было 650 чел., в группе
вадеевских - около 100. Остальные проживали в районных центрах и городах
автономного округа. До 1950-х годов нганасаны в основном занимались
домашним оленеводством в составе колхозных и совхозных оленеводческих
бригад, вели охоту на дикого оленя, промышляли рыбой и пушным зверем, летом
подспорьем служила охота на линного гуся. К началу 1980-х годов в связи с
увеличением численности таймырской популяции дикого оленя домашнее
оленеводство авамской группы нганасанов практически перестало существовать.
Вадеевские нганасаны к 1992 г. выпасали одно небольшое стадо. Нганасаны
осели в поселках, перешли в рыболовецкие и охотничьи бригады. Основное
товарное значение для нганасанов имеют продукция отстрела оленей, особенно
в осенний период миграции оленьих стад на юг, заготовка рыбы, промысел
пушнины и полярной куропатки. Женщины занимаются выделкой оленьих шкур и
шитьем национальной (орнаментированной меховой мозаикой, сукном и бисером)
обуви, сувенирных ковриков и поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды
для промысловиков, в пос. Волочанка работают на звероферме голубых песцов.
Традиционно промысел и оленеводство - дело мужчин, вся работа по дому -
дело женщины, в том числе пошив и починка одежды, заготовка топлива, воды,
забота о детях.
К началу XX века среди авамских нганасанов наиболее многочисленными со
своими патрилинейными именами были 5 родов, которые заключали между собой
браки с соблюдением норм экзогамии. Запрещались браки как по отцовской, так
и по материнской линиям до третьего поколения. У вадеевских нганасанов к
этому времени зафиксировано 7 родов, также соблюдавших билинейную
экзогамии, но их представители более свободно вступали в браки, в
большинстве с долганами. По традиции браки заключались обычно в возрасте 17-
18 лет, когда молодые люди доказывали свои возможности обеспечить семью:
мужчина - удачами в охоте, оленеводстве, умением изготовить санки, шесты
для жилища, деревянную колыбель для ребенка, женщина - умением ставить и
собирать жилище, обрабатывать шкуры, шить одежду, готовить и заготовлять
впрок пищу. При соблюдении экзогамии добрачные половые связи не осуждались
и добрачные дети никогда не являлись препятствием для брака, иногда
оставаясь в семье отца невесты. Сейчас часты случаи нарушения экзогамии.
Весьма широко распространены межнациональные браки, в том числе и с
мигрантами-мужчинами, детей от таких браков считают нганасанами.
Традиционное кочевое жилище нганасанов - конический круглый или
овальный в основании шестовой чум, крытый оленьими шкурами (3-6 м в
диаметре). В 1940-е гг. в быт вошли передвижные балки, легкий каркасный
домик на полозьях, крытый шкурами. В течение года оленеводы меняли 3 вида
жилья: зимой - балок, летом с появлением гнуса - чум, осенью - брезентовая
палатка. Вход жилища ориентирован обычно на юго-восток. В конце XIX -
начале XX веков нганасаны не имели постоянных поселений. Маршруты кочевого
коллектива заранее оговаривали с соседями. Для более успешной облавной
охоты на реках объединялись несколько коллективов. К 1941 году в связи с
реализацией плана перехода от кочевого образа жизни к оседлому были
построены небольшие поселки. В современных укрупненных многонациональных
поселках нганасаны живут в типовых домах, имеющих от 2 до 4 квартир,
отапливаемых привозным углем. При плановой застройке традиции ориентации
жилища и строго соответствующих ей мест каждого члена семьи нарушаются (за
редким исключением) и все больше забываются.
Традиционную одежду шьют из различных частей шкур оленей разных
возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха.
Верхняя мужская одежда без разреза впереди состоит из двух слоев шкур.
Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур
осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных
шкур темных и светлых тонов только что родившихся оленях (пыжиков) или шкур
с живота оленя. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней
одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-
3 орнаментированных подшивки ниже его - характерная особенность нганасанов.
Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, небольшим
воротником из белого меха собаки, без капюшона, который заменяет двойная
шапка с опушкой из длинного меха черной собаки, хорошо защищающая лицо от
зимнего ветра. По подолу внутренняя и наружная части также обрамляются
опушкой из меха белых собак, которых прежде специально выращивали для этой
цели (“нганасанские собачки”). Праздничные варианты такой одежды богато
оформляются геометрическими орнаментами из меховой и кожаной мозаики, а
некоторые части окрашиваются по мездровой стороне в черный и красный цвета.
К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные
ремешки. На теле мужчины носили короткие кожаные или меховые штаны, к
которым привязывались длинные голенища меховой обуви из шкур с ног оленя с
меховыми же чулками. Женские штаны-комбинезон с закрытой грудью шьют из
кожи или шкуры мехом внутрь и спереди украшают крашеным орнаментом и
многочисленными металлическими подвесками, характерными для нганасанских и
энецких женщин. На мужских и женских штанах спереди сохраняется в виде
разноцветной бахромы рудимент пояса стыдливости. Обувь нганасанов шьется
без подъема внешне делает их ноги похожими на ноги овцебыков. Зимой в
сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну (сокуй) из толстого
меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый
стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасанов или энцев.
Прежде специальную погребальную или обрядовую одежду, сейчас выходящую из
употребления, шили без орнаментов по тому же, что и из шкур, крою, но из
красных и черных сукон. Национальная праздничная одежда хорошо сохраняется
и сейчас.
Излюбленной пищей нганасанам служит рыба, мясо оленя, мясо диких
гусей в сыром, мороженом, сушеном и вареном видах. Сейчас большое значение
в рационе имеет хлеб.
Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших
промысловых и домашних (олень, собака) животных и их ипостасей под именем
матерей, от который зависит здоровье, промысел и сама жизнь людей и с
которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные
черты традиционных верований нганасанов. В них проявляются чрезвычайно
архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие
в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются
среди пожилых людей. Кормление огня и семейных реликвий, по крайней мере
трижды в году, - обязательный ритуал. Большое значение имели шаманы
нганасанов. К ним обращались во всех трудных случаях, они же являлись
организаторами таких больших общественных праздников-обрядов, как Чистый
чум, проводившийся обычно при появлении солнца после полярной ночи. Сейчас
этот обряд в виде весеннего фольклорного праздника постепенно возрождается.
Произведения фольклора весьма разнообразны по видам. Некоторые из
этногенетических мифов повествуют о том, что нганасаны появились из шерсти
большой оленьей самки (земли), на спине которой они живут. Культурный герой
Сирота-парень как первый нганасан выходит на свет, откинув травяную дверь в
земляной кочке. Его полагали защитником всего народа. Исполнение длинных
эпических произведений, в которых речь чередуется с пением, обычно
растягивалось на несколько вечеров долгой полярной ночи. Более короткие
рассказы, “вести”, повествуют о ситуациях промысла, похождениях и проделках
различных мифологических персонажей. Распространены адаптированные к
местным условиям русские сказки. И сейчас широко бытуют сказки о животных,
объясняющие их происхождение, характерные черты, окраску повадки. Песенное
творчество нганасанов также разнообразно. В частности, прежде каждый
нганасан имел свою “личную песню”, сочиненную им самим или подаренную ему,
с устойчивым мотивом, на который накладывается словесная импровизация. Из
музыкальных инструментов необходимо отметить бубен с колотушкой, поющий
лук, гудки, завывалки и жужжалки из птичьих перьев, дерева и тростника. До
недавнего времени всякая музыка и пение сохраняли свое сакральное значение.







Реферат на тему: Непал

Национальный флаг Непала имеет вид двух треугольников. Они красного цвета и
окантованы синей каймой. На верхнем изображение серповидной луны с 8
лучами, на нижнем – солнца с 12 лучами. Пять вершин треугольников (одна
вершина у них общая) символизируют пять основных элементов мироздания.
Красный цвет флага символизирует жизнь, жизненную силу, а синий цвет
окантовки – бесконечность.
Луна и солнце – свидетельство лунной и солнечной династий раджей, что
правили в Непале в разное время.



Королевство Непал возникло в 1768
г., когда великий король Притхтви
Нараян Шах объединил непальские
земли в единое государство. С тех
пор Непал существует как
суверенное и независимое
государство. Непал имеет славную
историю, он никогда не находился
под гнетом иностранных правителей
и не был чьей бы то ни было
колонией.

О чем говорят гиды туристам

Непал, по общему мнению людей бывалых, - страна на редкость удивительная.
Это край высочайших на планете гор - Гималаев, и не в метафизике ли гор
ключ к пониманию судьбы государства? Если "тайну" исторической судьбы
России ищут в бескрайней, не поддающейся взгляду широте ее равнин, то
загадка Непала, возможно, в открытой взору, но недоступной выси горных
вершин.
В горах природа не просто величественна, она еще и быстро меняет свой лик:
немного поднимись - и она уже другая. Поэтому именно здесь с пронзительной
ясностью осознается забытое ощущение единства мира - то, что растения,
животные и человек есть одно целое, скованное цепью связей и переходов. Не
случайно именно на непальской земле появился на свет легендарный Будда,
учивший, что все живое находится в постоянном круговороте перерождений.
Непальские экскурсоводы любят рассказывать иностранным туристам, что еще
полвека назад Непал называли не иначе как "страной за семью замками". Въезд
в страну иностранцев был строго запрещен, и до 1951 г. в Непале смогло
побывать всего-навсего 50 европейцев.
Затерянный в Гималаях Непал вплоть до второй половины XX в. жил в изоляции
от мира. Оторванность от внешнего мира играла двоякую роль в судьбах этой
страны.
С одной стороны, уединенность и малодоступность Непала явились одной из
причин того, что иноземным захватчикам никогда не удавалось овладеть им. В
отличие от соседней Индии, Непал формально не стал английским владением.
Изолированность помогла сберечь культурную самобытность Непала.
С другой стороны, оторванность от мира способствовала длительному
сохранению здесь феодальных устоев и пережитков, законсервировала его
средневековую отсталость. /До 1951 г. в стране не было ни одной автодороги,
а автомобиль в столицу Непала доставляли из Индии по частям носильщики.
Однако журналистское клише "Время здесь затормозило свой бег" к Не- палу
не подходит уже хотя бы но формальным соображениям. Ведь если мы еще
только готовимся вступить в XXI в., то Непал уже давно живет в нем. Не
удивляйтесь: в Непале официальным календарем является индуистский солнечно-
лунный календарь Бикрам сам-6am, а в нем за начало летосчисления взят 57 г.
до н. э. Так что в Непале сейчас 2054 г., третье тысячелетие в
разгаре.
Своеобразен даже государственный флаг. Он представляет собой не
прямоугольное полотнище, а два треугольных скошенных вымпела — один под
другим.
Побывать в Непале - заветная мечта и огромный соблазн для тех туристов и
путешественников, кто любит природу и ценит разнообразие культур.
... Вот иностранные туристы, окружив непальца-экскурсовода у храма, слушают
его, а тот поражает их новыми и новыми необычностями Непала. Но едва ли
полный достоинства непалец упомянет в своем рассказе праздному чужеземцу,
что этот туристический рай - одна из самых бедных стран земного шара. В
ранжированном списке стран мира по уровню благосостояния населения Непал
приходится искать, увы, в "подвале" - в 1995 г. он располагался на 151-й
строчке.
При характеристике географического положения стран принято говорить, что
оно "выгодное". Вот уж о Непале этого сказать никак нельзя. Хуже все- го
то, что страна лишена выхода к морю. Что же касается положения между двумя
азиатскими гигантами - Ки- таем и Индией, то в условиях, когда эти сильные
в военном отношении державы все еще не урегулировали свои пограничные
споры, гималайскому королевству приходится быть исключительно осторожным.
Отношения с каждой из них должны быть построены так, чтобы никоим образом
не обидеть другую сторону.
Непал - государство континентальное, расположенное в глубине Южной Азии,
далеко от морей. Кратчайшее (но воздуху) расстояние от границы страны до
Бенгальского залива Индийского океана - 600 км.
При беглом взгляде на карту мира или Азии Непал выглядит крохотным
прямоугольничком. Именно выглядит: во многом это следствие зрительного
эффекта: уж больно велики два гиганта — Китай и Индия, с которыми Непал
граничит и между которыми как бы зажат. Двадцатикилометровая полоса
индийской территории отделяет Непал еще от одного крупного государства
Южной Азии - Бангладеш. А вообще-то "прямоугольник" не так и мал - стороны
его примерно 880 и 200 км, а площадь в 147 тыс. км2 - это больше, чем
занимают вместе две европейские горные страны - Австрия и Швейцария.
Граница Непала с Китаем, проходящая но хребтам Гималаев, труднодоступна:
сообщение возможно лишь через несколько горных перевалов, лежащих па высоте
около 5000 м над уровнем моря. Зато южная граница страны с Индией проходит
в основном по равнине, и поэтому контакты с этой страной гораздо более
активные. К тому же с Индией Непал граничит и вдоль своего западного и
восточного "торцов".
Непал — конституционная монархия. Глава государства - король, в отличие,
скажем, от британского монарха наделен очень большими полномочиями.
Нынешний король - Бирендра Бир Бикрам Шах Дев, десятый по счету монарх
правящей династии Шахов, вступил на престол в 1972 г. Законодательная
власть принадлежит двухпалатному парламенту (в период с 1960 по 1989 г.
парламент был распущен королем). Исполнительную власть осуществляет совет
министров, ответственный перед нижней палатой парламента (палатой
представителей).
В административном отношении страна делится на 14 зон, а те - на 75
округов. Согласно официально принятому экономическому районированию, в
Непале выделяется пять районов развития.

РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЯ В НЕПАЛЕ

Бикрам самбат- это летосчисление, за начало которого принимается 57 г. до
н.э., наиболее распространенное и применяется в официальной переписке.
Новый год по Бикраму самбату отмечается в середине апреля (обычно 13-го или
14-го числа). Оно основывается на сложном солнечно-лунном календаре. Месяцы
по этому календарю имеют от 28 до 32 дней, и поэтому иногда в Непале может
быть и 32-е число. Чтобы лунный и солнечный календари как-то
соответствовали друг другу, через каждые три года добавляется лишний лунный
месяц - маламас. Тогда в году получается не 12, как обычно, а целых 13
лунных месяцев. Сейчас в Непале, согласно этому календарю, 2054 г.
Саке самбат - летосчисление, основанное на лунном календаре, и началом его
считается 78 г. до н. э. Раньше оно имело даже государственный статус, но к
настоящему времени распространение его весьма ограниченное.
Непал самбат - летосчисление, также основанное на лунном календаре, но
начинающееся с 880 г. до н. э. Новый год по этому календарю отмечается в
разгар праздника лампады - дипавали (октябрь - ноябрь). Широкое
распространение это летосчисление имело в средние века в княжествах долины
Катманду. Новый год по этому календарю широко отмечают невары. По этому
календарю сейчас идет 1118г.
Булла самбат - это летосчисление, отсчитывающее время от появления на свет
Шакьямуни Будды в саду Лумбини (на юго-западе Непала). Его придерживаются
непальские буддисты. Новый год по этому календарю отмечается в полнолуние
месяца вайшаха (апрель -май), когда отмечается день рождения Будды. Сейчас,
согласно этому календарю, уже самая середина третьего тысячелетия.
Хиджра самбат - календарь мусульман Непала.
Ишви самбат - привычный нам, григорианский календарь. Все свои
международные дела Непал ведет по этому календарю. В непальских календарях
приводятся и числа григорианского календаря.
Кроме вышеуказанных основных летоисчислений, в Непале также бытуют и другие
календари. Особо следует упомянуть тибетский календарь, которым пользуются
некоторые народности Северного и Среднего Непала - шерпы, тхакали, таманги
и другие, придерживающиеся буддизма ламаистского толка. Новый год - лхосар
по этому календарю, имеющему двенадцатигодовой цикл, отмечается в феврале -
марте.


Таинственная страна

Хотя древняя непальская история документирована плохо, предполагается все-
таки, что уже в 700 г. до н. э. на нынешней территории страны существовала
государственность. Первое же упоминание о государстве под названием Непал
имеется в "Артхашастре" (III п. до н. э.). Государство это занимало долину
Катманду в средней части страны -в самом удобном месте на пути из Индии в
горы Тибета.
Достоверная (т. е. документированная сооружениями, монетами, надписями на
камне) история Древнего Непала связана с династией Личчхавов, которые
сменили пиратских раджей, правивших Непалом в течение многих столетий до
них. Официальным языком был тогда санскрит.
Средневековую историю Непала принято отсчитывать от 880 г. н. э., когда в
стране было введено новое летосчисление, получившее название "Непал самбат"
- что значит "Эра Непала". К этому времени династия Личчхавов уже перестала
править. На территории современного Непала было множество независимых
княжеств.
На фоне небольших и непрочных государственных образований с XIII в. начало
выделяться государство, управляемое династией Малла. Это государство стало
централизованным и сильным при правлении Джайя Стхити Малла (вступил на
трон в 1380 г.), который провел важные реформы во всех областях жизни.
Однако в 1482 г. в период правления Якша Малла (внука" Джайя Стхити Малла)
королевство Малла в долине Катманду распалось на три княжества - Кантипур
(Катманду), Лалитпур (Патан) и Бхактапур (Бхадгаон). Соперничество
правителей этих трех княжеств в области литературы, искусства и культуры в
течение трех веков способствовало процветанию городов долины, но
политическое соперничество оказалось на руку соседнему государству Горкха.
Притхви Нараян Шах, ставший в 1742 г. правителем княжества Горкха, вторгся
со своими войсками в долину Катманду. Его войска были вооружены
приобретенным в Индии огнестрельным оружием и лучше организованы. В
результате Притхви Нараян Шах одержал победу над ослабленными княжествами
долины Катманду и перенес столицу своего государства в Катманду. Это
событие произошло в 1769 г., который принято считать рубежом между
средневековым и современным периодами истории Непала.
Притхви Нараян делал все Для собирания непальских земель и успешно
противодействовал попыткам укрепившейся в Индии английской Ост-Индской
компании присоединить Непал к уже завоеванной Индии и открыть доступ в
Тибет и Китай. В последующие семьдесят лет непальское государство заметно
расширилось - наследники Притхви Нараяна на троне продолжили начатое им
дело объединения страны. Этому наступательному расширению положила конец
англо-непальская война 1814 - 1816 гг. Проигравшему войну Непалу был
навязан мирный договор с британской администрацией в Индии, по которому он
терял четверть завоеванной им территории, а также соглашался на присутствие
в Катманду британского резидента. Внешние связи Непала были поставлены под
полный
контроль английских властей, хотя колонией Англии Непал так и не стал. В
течение 104 лет, с 1846 г., страной правили члены семейства Рана. Король
фактически был отстранен от ведения государственных дел, он царствовал, но
не правил.
Англичане получили право вербовать в колониальную армию непальскую
молодежь. Десятки тысяч непальских солдат (под названием "гуркхов") храбро
сражались на фронтах обеих мировых войн на стороне Великобритании.
Уход англичан из Индии в 1947 г. и прямая поддержка индийского
правительства вдохновили непальскую оппозицию и королевскую семью на
активную борьбу с тиранией семейства Рана. В 1951 г. в результате
вооруженного выступления демократических
сил семейство Рана было лишено власти. 18 февраля 1951 г. возвратившийся из
Индии король Трибхуван провозгласил демократическое управление страной. С
этого времени открылась дорога к преодолению феодальных пережитков, к
переходу Непала на современный путь развития. Однако демократическое
развитие в стране, не имевшей опыта парламентаризма, шло трудно. И период
1961 - 1990 гг. в стране не существовало многопартийной демократии; ее
заменила так называемая беспартийная панчаятская система под эгидой короля.
И только в 1991 г. в стране была восстановлена многопартийная система. Это
дало надежду на реформирование не отвечающих духу времени экономических
отношений в стране.


КОРОЛЬ (МАХАРЛАЖААХИРАДЖ)

По конституции страны, король - это "символ непальской нации и единства
народа Непала". При этом король пользуется искренним народным уважением,
поскольку индуисты почитают своего правителя здравствующим божеством, живым
воплощением бога Вишну - главного бога индуистского пантеона. Народ
величает короля "Шри панч махарлажаахирадж", что можно перевести как
"Господин пятикратно великий царь царей". Каждый подданный стремится хоть
раз в жизни увидеть своего правителя. Такая возможность предоставляется
каждому желающему один раз в году. В десятый день светлой половины месяца
ашвина (в сентябре) ворота в королевский дворец Нараянхити-дарвар открыты
для любого непальца, который желает получить тику благословения,
поставленную рукой самого короля. В этот день непальцы отмечают свой
большой праздник -Бада-дашайн (другое его название - праздник Тики). В этот
день люди поздравляют друг друга с победой силы истины и добра над силами
зла и бесправия и получают тику в знак благословения, начертанную рукой
почитаемых людей -родителей, учителей и конечно же короля.
,
Королю Непала Бирендре Бир Бикрам Шах Деву присвоена ученая степень
почетного доктора Российского университета Дружбы народов в знак признания
заслуг Его Величества в развитии науки, технологии, образования, культуры и
в налаживании добрососедских отношений между странами мира и дружественных
связей между Непалом и Россией.

ПОЧЕМУ НЕПАЛ НАЗЫВАЮТ НЕПАЛОМ

Есть разные этимологические истолкования названия "Непал". Поскольку эту
страну населяют многие народы, то у разных народов есть свои объяснительные
версии. Всего таких версий уже свыше двадцати. По тибетской версии, Непал
означает "дом шерсти" (не - дом, пал - шерсть). Народ лепча расшифровывает
Непал как "священная пещера", а лимбу- как "ровная земля". Если опираться
на язык санскрит, то объяснение уже другое - "земля у подножия гор". А если
принять неварское и киратское (кираты - древнейшие жители Непала)
истолкование, то Непал означает "срединная земля" (не - середина, пал -
земля).
Многие ученые полагают, что страна получила свое название от ее древних
жителей. Имеется в виду скотоводческое племя "нип" или "неп". Отсюда -
Непал (нип - скотовод, ал - край). Возможно, что современные невары
являются потомками этого племени. Ведь не зря топоним созвучен с этнонимом:
Непал -невар.
Конечно же есть и красивые народные объяснения названия, в которых
выражались мечты и чаяния людей. Самая распространенная легенда
рассказывает о том, что когда-то этой страной правил отшельник по имени Не.
Это был очень справедливый человек, и поэтому страну стали именовать Непал,
что значит "Край, где справедливо правил Не".

Край высочайших гор

Рельеф. Главная природная особенность Непала - это его рельеф. Шесть
седьмых территории страны заняты хребтами Гималайской горной системы разной
высоты. Рельеф Непала можно уподобить широкой лестнице, поднимающейся
своими ступенями к заоблачным пикам Гималаев.
Вдоль крайнего юга Непала протянулась самая нижняя ступень - неширокая, в
20 - 40 км низменная полоса. Это терай, являющиеся северной окраиной Индо-
Гангской низменности, основная часть которой относится к Индии. Высота
тераев 200 -250 м над уровнем моря. Сложены они четвертичными породами —
песками и глинами. Местами эта область заболочена. Летом в результате
муссонных ливней пересекающие тераи речки, в общем-то небольшие, широко
разливаются и вызывают наводнения.
С севера тераи замыкаются полого-холмистой грядой, которая называется Си-
валик (т. е. "хребет Шивы"), часто называемый в русской географической
литературе Предгималаями. Она возвышается над тераями на 500 - 700 м. Это
нижняя ступень Гималайской горной системы (а всего в ней три основных
ступени), сложенная третичными слюдистыми песчаниками и конгломератами, не
отличающимися твердостью. Породы эти легко выветриваются, и поэтому рельеф
здесь не имеет резких форм - низкого-рья пологи и сильно расчленены реками.
Северные склоны Сиваликских гор изрезаны искусственными террасами, занятыми
пашней, и сверху напоминают учебную гипсометрическую карту.
К северу от гряд Сивалика протягивается узкая пониженная полоса с холмистым
рельефом - так называемые Внутренние тераи (по-непальски - Бхитри-Мадеш).
По климату они сходны с тераями.
Севернее этой депрессии располагается вторая ступень Гималаев - сред-
негорный хребет Махабхарат, или Малые Гималаи, высотой до 3000 м и шириной
до 16 км. Он сложен твердыми породами - гнейсами, слюдистыми сланцами,
кварцитами, доломитами, пронизанными гранитными интрузиями. Поэтому многие
склоны Махабха-рата круты, вершины зазубрены. Еще не так давно здесь
обрывалась единственная горная дорога из Индии в столицу Непала, так что
грузы далее на север должны были переносить носильщики по узкой извилистой
тропе.
Между Махабхаратом и Главным Гималайским хребтом располагается понижение -
внутренняя срединная область (англичане называют ее Мидленд, а непальцы -
Пахар-Кханда). Ширина ее примерно 25 км, высота -от 600 до 2000 м. В этих
понижениях спускающиеся с Гималаев реки, натолкнувшись на скалистый хребет
Махабхарат, меняют свое направление с меридионального на широтное. На месте
спущенных древних озер находятся плоские котловины с аллювиальными
отложениями и со следами озерных террас. В срединной области находится
наиболее благоприятная для сельского хозяйства и поэтому самая населенная
часть страны — долина Катманду площадью около 600 км2.
На севере Пахар-Кханда примыкает к Главному Гималайскому хребту, или
Большим Гималаям. Средняя высота Больших Гималаев 6000 м. По-непальски
Гималаи - Хималай, что означает "обитель снегов". Подсчитано, что снежных
вершин в стране 1310. При этом в Непале сосредоточено больше половины (8 из
14) всех мировых "восьмитысячников", т. е. вершин, превышающих 8000 м.
Среди них самая высокая гора планеты - Эверест, или Джомолунгма (по-
непальски - Сагарматха) - 8848 м (на границе с КНР). Поскольку Главный
Гималайский хребет сложен твердыми кристаллическими породами, он имеет
острые зубчатые очертания, а крутые склоны его изобилуют глубокими
ущельями.
В восточной части Непала гребень Главного Гималайского хребта служит
государственной границей с КНР, в западной же половине граница с КНР
проходит в нескольких десятках километров севернее Главного Гималайского
хребта. Там, между этим хребтом и горами Тибета, расположено плоскогорье
Бхот, ландшафт которого сходен с Тибетским нагорьем.
Речная сеть. Главный Гималайский хребет, будучи самым высоким в мире, не
является тем не менее водораздельным. Инд и Брахмапутра, берущие начало
севернее хребта, огибают горную страну соответственно с запада и востока и
впадают в Индийский океан, а водораздел между бассейном этого океана, к
которому полностью принадлежит Непал, и обширной бессточной областью
"Центральной Азии лежит севернее.
Гималаи - горы молодые: они поднялись тогда, когда уже существовала древняя
речная сеть. Большинство главных рек Непала берет начало севернее от него -
на Тибетском нагорье в Китае. Там находятся верховья крупнейших рек Непала
- Карнали, Гандаки и Коси, являющиеся притоками знаменитого Ганга; их
долины прорезают Главный Гималайский хребет. В Непале принято делить страну
в меридиональном направлении на три части именно в соответствии с границами
бассейнов трех этих рек. На склонах Махабхарата берут начало реки второго
порядка, в том числе считающаяся священной Багмати. Вообще же в Непале
очень много небольших, но бурных рек. Гидроэнергоресурсы - неоценимое
природное богатство Непала, да и вообще водными ресурсами он не обделен.
Климат. Страна лежит в субэкваториальном климатическом поясе. Если бы Непал
был равнинной страной, то климатические различия между его севером и югом
были бы ничтожными (ведь протяженность страны по меридиану не превышает 250
км). Однако поскольку 6/7 территории страны - это горы, климатические
контрасты огромны. По-настоящему жарко бывает лишь в сравнительно небольшой
части Непала. В горной части представлены аналоги почти всех природных зон
земного шара. Летом, когда у подножия Гималаев люди изнывают от 30-
градусной жары, высоко в горах стоят скрипучие морозы. При этом в Гималаях
микроклимат даже соседних районов, лежащих на одной высоте, отличается в
зависимости от экспозиции склонов. Благодаря разнообразию природно-
климатических условий сравнительно небольшой по площади Непал обладает
огромным видовым богатством флоры и фауны. Например, в Ненале живет более
800 видов птиц, это больше, чем во всей Европе (около 550) или чем в
Северной Америке (около 750). Здесь спасаются от зимних морозов перелетные
птицы из Сибири, а от жары - птицы с острова Цейлон.
Климат Непала - муссонный, а Гималайские горы служат гигантским
конденсатором влаги. Влажный сезон - с мая по август. Поскольку муссонные
воздушные массы движутся с юго-востока, восточная часть страны получает
вдвое больше влаги, чем западная. Запад страны не просто суше, чем ее
восток, но и муссонный период на западе короче. Наибольшее количество влаги
выпадает в среднем поясе гор — на уровне примерно 1500 - 1800 м. Зимой
направление муссона меняется на противоположное. Холодный, лишенный влаги
воздух, из глубины Азиатского материка устремляющийся на юг, - тоже муссон,
но холодный. Зима в Непале ассоциируется с сухостью.
Природно-географическая зональность Непала целиком замещена высотной
поясностью, и то обстоятельство, что зоны (пояса) имеют широтное
простирание, связано лишь с таким же простиранием горной системы Гималаев.
Положение поясов определяется высотой над уровнем моря. При этом границы
поясов выше на востоке и ниже на западе, поскольку количество осадков
сокращается с востока на запад.
Самый южный ландшафтный пояс простирается до высоты 1900 м над уровнем
моря. Он охватывает тераи, хребет Сивалик и нижнюю часть склонов
Махабхарат. Верхняя граница пояса совпадает с пределом распространения
бананов. Средняя температура июля +27...30 градусов, января +15...17. На
востоке тераев выпадает 1800 мм осадков. В отличие от влажного лета зима
сухая. Особенно сухо в западных тераях, там часты горячие ветры,
поднимающие с иссохшей земли тучи пыли. Летом в результате наводнений реки
сильно разливаются и часто затопляют поля, что приводит к гибели урожая. В
холодный же сезон зачастую сельское хозяйство страдает от недостатка влаги.
Некогда тераи представляли собой непроходимые джунгли - переменно-влажные
тропические леса. Кстати, слово "джунгли" пришло к нам из английского
языка, который заимствовал его из санскрита ("джангль" у индийцев как раз и
означает "лес"). Джунгли -это совсем не то, что экваториальные леса Конго
или Амазонии. В экваториальных лесах могут быть более влажные периоды и
менее влажные, но сухих не бывает. В субэкваториальных
джунглях четко выражены влажный и сухой периоды года. Вспомните описание
засухи в "Книге джунглей" ("Маугли") Р. Киплинга. Не в меру затянувшееся
сухое время года - это бедствие, когда, по Киплингу, даже хищные и
травоядные звери объявляют перемирие. Ныне леса в тераях сильно поредели, а
многие просто-напросто вырублены и сожжены, а на их месте появились поля. В
тераях поля вообще доминируют; разнообразие в ландшафт вносят заросли
бананов, плодовые деревья около деревенских хижин, одиночные пальмы. Вдоль
рек и вокруг болот обычны высокие заросли слоновой травы, тростника и
бамбука. Джунгли сохранились у подножий и на склонах хребта Сивалик.
Окаймляющие тераи с севера горы Сивалик имеют примерно такой же климат, что
и тераи. При этом западная часть хребта Сивалик, получая меньше влаги, чем
восточная, имеет и более бедную растительность. Пологие южные склоны
западной половины хребта Сивалик покрыты уже не лесом, а только
кустарником, а то и вовсе оголены.
Благодаря жаркому влажному климату Восточного Сивалика растительность здесь
наиболее пышная. У подножия и на склонах хребта в непроходимых чащах
джунглей растут такие деревья, как сал, сису, кхаир, симал, карма,сирис.
Особенно ценят в Непале дерево сал (Shorea robusta). Сал отличается очень
крепкой древесиной, которая не подвергается порче жучками-древоточцами. Не
зря сал использовался при строительстве пагод. А из крупных листьев сала
изготовляют тарелки для праздничных застолий. В сухих саловых лесах ведутся
лесоразработки. Стволы деревьев обвиты лианами; ветви густо покрыты
крупными цветами орхидей.
Богата здесь и фауна. В джунглях Си-валика обитают обезьяны, кабаны, олени,
дикие кошки, леопарды и даже тигры. В заповедниках есть носороги и слоны.
Верхнюю, субтропическую часть горного пояса на высоте от 1200 до 1900 м
занимают леса, состоящие из широколиственных деревьев — дуба, каштана,
клена, граба, ильма и из представителей субтропической флоры - магнолий,
рододендрона, камфарного и лаврового дерева, баньяна. С горизонтальных
ветвей баньяна спускаются воздушные корни; при этом они почти срастаются с
основным стволом, образуя многоствольное дерево. Здесь же заросли горного
бамбука, который используется для строительства мостов, домов, мебели,
корзин, музыкальных инструментов и много другого. В лесах насчитывается
более 90 видов орхидей; многие из них паразитируют на ветвях деревьев.
Склоны на высоте 1900 - 2800 м находятся в горном умеренном поясе. Верхняя
граница пояса совпадает с пределом распространения дуба. В лесах умеренного
пояса много рододендрона. У нас в горах Северного Кавказа это кустарник, в
Непале же - высокое дерево. Цветок рододендрона (лали-г-ранс на языке
непали) признан национальным цветком Непала. Эти крупные и яркие цветы
цветут весной (в феврале - мае), и в это время года склоны буквально
пламенеют ими (цветы рододендрона обычно красные, но бывают розовые,
фиолетовые, белые). На хорошо освещенных склонах рододендрон соседствует с
гималайской сосной.
Выше 3000 м климат становится умеренно холодным. Здесь лиственные деревья
постепенно вытесняются хвойными - серебристой елью, голубой сосной,
лиственницей, древовидным можжевельником и знаменитым гималайским кедром.
На высоте от 3200 до 4000 м доминирует пихта, из лиственных остается только
береза. Верхняя граница пояса, проходящая на высоте примерно 4000 м,
совпадает с пределом распространения пихты.
В лесах умеренного и умеренно холодного поясов обитают гималайский медведь
(он не бурого цвета, как наш, а черного), тибетский волк, мускусная кабарга
(железа самца этого мелкого оленя вырабатывает мускус, необходимый для
производства духов), панда.
Над поясом горных лесов располагаются альпийские луга. Среди цветов
выделяются ирисы, анемоны и особенно эдельвейсы, которые порой образуют
целые поля. С высоты 4000 м начинается холодный пояс. Его верхняя граница
(5200 м) совпадает с пределом распространения альпийских лугов, выше
исчезает и альпийская луговая растительность. Начинается безжизненное
царство камня, снега и льда. Холодный климат ледяной зоны Гималаев выражен
резче, чем в других горных странах на тех же широтах. Нигде нет столь
низкой температуры (минус 40 градусов), такой разреженной атмосферы и таких
ураганных ветров, как на восьмитысячниках Гималаев.

САГАРМАТХА, ОНА ЖЕ ДЖОМОЛУНГМА, ОНА ЖЕ ЭВЕРЕСТ.

Самую высокую гору мира непальцы называют Сагарматха ("Властелин мира"),
тибетцы - Джомолунгма ("Богиня - мать мира"), а европейцы предпочитают
именовать ее Эверест. Примечательно, что непальцы и тибетцы обожествляли
эту вершину, даже не будучи осведомленными, что она - высочайшая на Земле.
Об этом факте вообще человечество узнало только в 1852 г., когда весь мир
облетела весть об открытии высочайшей точки планеты. Именно тогда
сотрудники топографической службы Индии определили, что эта гора -самая
высокая на Земле. Они же и дали ей имя в честь Джорджа Эвереста, 20 лет
возглавлявшего индийское топографическое ведомство. Дж. Эверест - родной
дядя известной английской писательницы Этель Лилиан Войнич, прославившейся
своим романом "Овод", которым зачитывалось в юности несколько поколений.
Первый план восхождения на Эверест был разработан в 1893 г., а первую
попытку покорить гору предприняли в 1921 г. Кстати, в период правления
семейства Рана какие-либо иностранные альпинистские восхождения
запрещались, поэтому альпинисты вынуждены были подниматься на Эверест "в
обход" - не с непальской территории. Понадобился еще 31 год и горький опыт
тринадцати неудачных восхождений, чтобы впервые покорить Эверест. 29 мая
1953 г. это удалось новозеландскому альпинисту Эдмунду Хиллари и
непальскому проводнику-шерпу Норгею Тенцингу. В подавляющем большинстве
восхождений альпинисты привлекают в качестве носильщиков шерпов - людей
исключительно выносливых, упорных, прекрасно знающих нрав родной
Сагарматхи.
Восхождение на Эверест и другие восьмитысячники затрудняют помимо прочего
очень низкие температуры на больших высотах, ураганный ветер (более 35
м/с), нехватка кислорода (обязательно требуются кислородные баллоны).
Поэтому восхождения стараются приурочить к двум периодам относительно
стабильных метеорологических условий: май - июнь (предмуссонный период) и
сентябрь - ноябрь (послемуссонный).

Почему трудно этнографам?

Этнический состав. Этническая принадлежность в Непале тесно переплетена с
кастовой и отчасти с конфессиональной. Здесь обычно этнические и кастовые
группы не различают, а объединяют одним словом - джат. Поэтому
"национальности" или "этносы" даже специалистам-этнографам здесь выделить
несравненно сложнее, нежели, к примеру, в Европе. Последняя перепись
населения Непала, проведенная в 1991 г., зарегистрировала 60 джат, куда
попали как эпические группы (народности), так и кастовые группы.
К народностям (таковых 26) отнесены те группы людей, которые имеют свой
язык, особые традиции и (главное!) при этом не имеют деления на касты. Эти
этнические группы составляют 35,5% населения. Доля непальцев, которые
относятся к кастовым группам (их 29) выше - их 56,2% всех жителей. При
движении на север значение индуизма и индуистской кастовой системы
ослабевает. Поэтому кастовых групп более всего в тераях - 20 из 29, а
этнических - в Среднем Непале 11 из 26.
Кроме того, еще четыре небольшие группы выделены не но кастовому и не по
этническому признаку, а по религиозному - чурауте (мусульмане, живущие в
горных районах), мусульмане, живущие в тераях, марвади (в основном
последователи джайнизма) и сикхи. Одна группа выделена но языковому
признаку - это говорящие на языке бенгали. 8,2% опрошенного населения не
указали свою принадлежность ни по религии, ни по касте, ни по этническому
признаку, и поэтому все они попали в группу "прочие".
По территории Непала проходит контактная зона южноевропеоидной и
монголоидной рас. Здесь же и граница между индоарийской группой
индоевропейских языков и тибето-бирманской группой китайско-тибетской семьи
языков.
Наиболее древними обитателями страны принято считать народности тибето-
бирманской группы. Это прежде всего кираты (лимбу и раи). Ученые полагают,
что они пришли сюда за несколько веков до в. э. из Индокитая, но сами
кираты склонны утверждать, что их далекие предки жили на западе. Позднее
сюда стали прибывать с запада кхасы, а из Индии - население индо-арийского
происхождения. Здесь, на стыке гор и равнин, как раз и происходил процесс
смешения народностей и племен, причем порой очень своеобразный. Яркий
пример смешения - жители долины Катманду невары, которые совмещают в себе
антропологические черты монголоидов и европеоидов.' По языку они относятся
к тибето-бирманской группе (правда, с добавлением ин-доарийских элементов),
однако антропологически монголоидные черты выражены слабо или вовсе
отсутствуют. Ученые расходятся во мнении - откуда пришли невары; одни
считают, что они прибыли из южной Индии (с малабар-ского побережья), другие
- из северной Индии, третьи - из Китая. Промежуточный характер неваров
усиливает их вероисповедание — среди них есть и индуисты, и буддисты.
Европеоидный тип, к которому относится более 3/4 населения, распространен в
южной и средней частях страны, а по долинам рек он проник далеко на север,
но обычно не выше 2000 м. Европеоиды - это прежде всего потомки выходцев из
Индии, мигрировавших в Непал с XI в. н. э.
Монголоиды представлены прежде всего чистыми тибетцами - бхотия (от слова
"Бхот", что на непали означает "Тибет"), шерпами и тхакали. Они имеют
отчетливо монголоидный облик: широкие скулы, узкий разрез глаз, желтый
оттенок кожи; они коренасты и ширококостны. Чем дальше на север, тем
сильнее монголоидные черты в облике населения.
Кастовая система. Этническая мозаика населения Непала осложняется
различением населения по кастовому признаку. Кастовая система, пришедшая
вместе с индуизмом, основывается на принципах, учитывающих профессиональное
и сословное деление общества. В 1963 г. деление людей но кастовому признаку
было отменено законодательно, однако в рельной жизни кастовая система
продолжает существовать.
Для индуистов кастовая принадлежность несравненно важнее, чем этническая.
Если спросить у непальца-индуиста "Кто вы? К какой этнической группе
относитесь?", то услышите в ответ не название этноса, а название касты
("брахман", "чхетри" и т.н.). А вот от жителя среднегорни, скажем, гурунга,
магара, таманга, лимбу вы не услышите название касты, он ответит "я
гурунг", "я магар" и т.д. Дело в том, что в горной части страны кастовая
система сформировалась только у тех народов, что исповедовали индуизм,
тогда как у других народов ее нет. Обобщенное название неиндуистов горной
части страны - матвали, они употребляют (в ритуальных целях!) алкогольные
напитки (типа водки и нива) из риса, сахарного тростника и т. п.

В индуистском обществе в Непале, равно как и в Индии, выделяются, как
известно, четыре кастовые варны (группы):
1) брахманы - священнослужители;
2) кшатрии (непальцы произносят "чхетрии") - военные;
3) вайшьи - торговцы, купцы, часть ремесленников;
4) шудры (неприкасаемые) - прислуга (подметальщики, дхоби - прачки, нау
- цирюльники и т. п.), часть ремесленников (нами — кузнецы, дамаи -портные,
сарки - сапожники, тели -маслобойники и т.п.)
Две последние группы разделяются уже на узкопрофессиональные касты со своей
внутренней иерархией.
Материальное положение и иерархия статусов не всегда совпадают. Брахман
может быть нищим, тогда как богатый торговец - принадлежать к вайшьям, к
всего лишь третьей в иерархии кастовой группе. Однако в целом брахманы и
кшатрии представляют наиболее состоятельную часть непальского общества и
владеют лучшими сельскохозяйственными землями. Непальская традиция
объединяет брахманов и кшатриев под общим названием тагадхари, как носящих
нательный священный шнур (на нравом плече) - знак принадлежности к высоким
кастам.
Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической
и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных
структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных.
Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев - тх-
кури и рана. К тхакури принадлежит правящая королевская семья, а к группе
рана относилась печально знаменитая династия наследных премьер-министров
Рана.
По родовому имени (тхар) непальца, т. е. тому, что примерно соответствует у
нас фамилии, легко определяется принадлежность человека к той или иной
касте. Приведем пример. Так, один из авторов этих строк, Кришна Пракаш
Шрестха, как явствует из его тхара Шрестха, относится к высшей касте среди
неваров и исповедует индуизм (буквально же "шрестха" означает "самый
лучший").
Языки. В стране существует около 60 языков и диалектов, большинство из
которых имеет узкое распространение, а часть находится на грани
исчезновения. Языки делятся на две большие группы: индоевропейские и тибето-
бирманские. К индоевропейским языкам относится государственный язык непали,
имеющий санскритское происхождение. Раньше он назывался кхас-кура, то есть
язык кхасов.
Непали - это язык, как у нас говорят, межнационального общения. Ведущее
положение он приобрел с тех пор, когда в XVIII в. Непал стал единым
государством. Язык непали использует письмо (алфавит) деванагари,
распространенное в Индии, и вообще он близок к языкам северной Индии. Кроме
Непала, он является языком общения в королевстве Бутан, в Сиккиме, а также
в Дарджилинге (Индия). Непали -родной язык для более чем половины всех
жителей страны и наиболее распространенный язык в 54 из 75 округов страны.
Поэт Бханубхакт Ачарья, автор непальского варианта "Рамаяны" (1814-1868),
считается основоположником современного литературного языка непали.
Второе место по численности говорящих на нем занимает язык майтхили; он
распространен в тераях и имеет литературную традицию.
Среди тибето-бирманских языков выделяется неварский язык (невари); на нем
создана богатая литература. Язык невари имеет свою собственную
письменность, хотя и он начал в последнее время пользоваться письмом
деванагари. К числу тибето-бирманских языков принадлежат магарский,
гурунгский, раи, лимбу, сунвар, таманг и другие (в отличие от неварского
языка они не испытали сильного влияния индоевропейских языков).
Новая конституция Непала 1991 г. предоставляет право любому жителю страны
получить образование на его родном языке. Радиовещание в Непале ведется на
языках многих его народностей.
Динамика и размещение населения.

В Непале живет свыше 22 млн чел. Это столько же, сколько в трех северных
странах Европы - Швеции, Финляндии и Норвегии. Но в отличие от экономически
развитых стран Европы численность населения в Непале во второй половине XX
в. растет быстро -примерно на 2,5% в год; ежегодно в стране прибавляется
почти полмиллиона новых жителей. Это результат высокой рождаемости при
сократившейся (благодаря развитию здравоохранения) смертности. Впрочем,
смертность от инфекционных болезней все еще весьма высокая; сохраняется
опасность таких опасных болезней, как холера и малярия. Распространению
инфекционных болезней способствует антисанитарное состояние водных
источников.
Непальские семьи (в особенности сельские) большие и многодетные. Средняя
непальская семья состоит из 6 человек. Очень часто в нее входят не только
муж, жена и их дети, но также братья мужа с их семьями, а также незамужние
сестры. Большая, состоящая из трех поколений семья - результат
сохраняющегося феодального уклада в общественных отношениях. Только
многочисленной семьей крестьяне могут добывать средства к существованию.
Выбор супруга (супруги) определяется прежде всего родителями (нередко с
помощью свахи). Чрезвычайно важно мнение на сей счет духовного наставника
семьи, который сопоставляет гороскопы невесты и жениха. И даже к выбору дня
свадьбы подходят очень серьезно. Астролог определяет самый благоприятный
для бракосочетания день.
Женятся очень рано. Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а
девушек с 16, в реальной жизни все еще часты случаи (особенно в деревне) ,
когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки
характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно
выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку
продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовыми в очень
молодом возрасте.
Разводы в семьях, принадлежащих к двум высшим кастам - брахманам и чхетри,
редки. Раньше вторично выйти замуж не разрешалось даже вдовам; да что там
развод, практиковалось даже самосожжение жен после смерти мужа! Только
неварки избежали столь печальной участи — для этого оказалось достаточно
придумать маленькую хитрость - обряд ихи. Согласно этому обряду неварку,
маленькую девочку, "выдавали замуж" -за... плод дерева бел, считающегося
выражением бога Вишну, т. е. их подлинный муж не простой смертный, а
божество. Поэтому после смерти своего "земного" мужа, могли выйти замуж за
другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу - богу Вишну.
Столь же хитроумно у неваров решалась и проблема развода. Неварке, желавшей
расторгнуть брак, достаточно вернуть мужу орех дерева бетел (хранившийся у
нее как подарок мужа со дня их свадьбы).
В семьях же низких каст, а также у коренных жителей горного Непала на
развод всегда смотрели много проще, и даже описанные ухищрения не
требовались.
Непал — страна горная, и неудивительно, что расселение вне тераев имеет
очаговый характер. О контрастности расселения свидетельствуют показатели
плотности населения: в освоенной полосе - тераях - плотность населения
составляет 200 чел./км2, а в горных районах - менее 10. Однако с учетом
"нагрузки" населения не вообще на территорию, а на сельскохозяйственные
угодья окажется, что горные районы с их нехваткой обрабатываемой земли еще
перенаселеннее, чем тераи. Особенно плотно заселены в силу благоприятных
природных условий небольшие межгорные долины Среднего Непала (рекордная
плотность в долине Катманду -свыше 1000 чел./км2).
Урбанизация в Непале только началась. И но доле городского населения (9,2%,
по данным переписи 1991 г.) Непал занимает одно из самых последних мест в
мире. Критерии города в Непале время от времени меняются. С 1976 г. нижний
порог людности городского населенного пункта стал 9 тыс. чел. Городов
сейчас - 33. В 1991 г. в городах проживало 1,7 млн чел.
Подлинно большим городом можно считать только столицу страны - Катманду
(вместе со сросшимся с ним Лалитпуром). Перепись 1991 г. зарегистрировала в
Катманду 421 тыс. жителей, а в Лалитиурс - 116 тыс. Вообще же города
располагаются преимущественно близ границы с Индией. Там же находится и
второй по величине непальский город - Биратнагар (129 тыс. жителей). В
средней, горной части страны (но вне долин), городов лишь единицы
(Хетауда, Бутвал, Тансен Дхаран). Причина задержки урбанизации - слабое
развитие промышленности. К примеру, в Катманду в промышленности трудится
всего 6% экономически активного населения, в Ла-литпуре - 8%, Биратнагаре -
15%.
Господствующее направление миграций населения в настоящее время - с севера
на юг: жители гор, не находя работы у себя в деревнях, ищут счастья в
равнинных районах. Поэтому одна из главенствующих задач - ослабить "бегство
горцев", стимулировав экономическую базу горных территорий.

ОБРАЗОВАНИЕ

За последние несколько десятилетии Непал добился значительных успехов в
развитии народного образования. В настоящее время общеобразовательные школы
появились даже в отдаленных гималайских селениях. Начальное образование
-пятилетнее (дети начинают учебу в 6 лет). Продолжительность среднего
образования также 5 лет (дети начинают эту ступень в 11-летнем возрасте).
Среднее образование разделяется на два цикла - двухлетний (неполное среднее
образование) и последующее - трехлетнее. В школу ходит 75% детей - 94%
мальчиков и 54% девочек. В средних школах обучается 34% детей
соответствующего возраста.
В настоящее время обучение в 1-3-х классах бесплатное, но оно не является
обязательным. Получение среднего образования заканчивается сдачей в 10-м
классе государственного экзамена.
Грамотных (умеющих читать и писать) среди лиц старше 15 лет - 27,5% (среди
мужчин - 41 %, а среди женщин - всего 14%).
Высшее образование в 1991 г. имело всего 0,3% населения (18 тыс. чел.).
Действуют три университета, из которых два - государственные, а один -
частный, появившийся совсем недавно. Самый крупный университет -
Трибхуванский, основанный в 1959 г. рядом со столицей (назван в честь деда
нынешнего короля). Примерно тогда же была создана Королевская академия
Непала, призванная способствовать развитию литературы, искусства, науки.
Для развития образования в широком смысле очень важна роль средств массовой
информации: печати (первое периодическое издание появилось сто лет назад),
радиовещания (передачи начались в 1950 г.), а также телевидения (телестудия
существует с 1985 г.).


ЖИЛИЩЕ И БЫТ НЕПАЛЬЦЕВ

Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах
долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в
административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома
обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и
5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на
подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от
горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро
стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а
в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа
пристраиваются открытые веранды.
Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами
- галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими
стекла в окнах.
Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то
под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом
верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только
членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что
туда не заглянет кто-либо из посторонних.
Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного
кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там
располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором
этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские
дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных
початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца.
В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой
плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие
вентиляционные отверстия; крыша тростниковая.
В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в
высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или
сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота,
жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших
оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу.
Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким
дымом.
Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет,
хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей
или жаровен с углем в состоятельных семьях используют
электрообогревательные приборы.
Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное.
Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы,
стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на
циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать.
Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится
кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины,
сковородки, миски.
Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма
разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя
долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой
на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в
бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи
и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают
черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове
принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она
бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной).
Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины,
сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6-
метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя
несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть
туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку,
пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины.
Одежду дополняет яркая шаль.
Девушки и женщины многих народностей любят украшать шею бусами в несколько
рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах -
крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у
неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное через перегородку н

Новинки рефератов ::

Реферат: Пожарная безопасность. Анализ опасностей возникающих при работе в ВЦ (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Творчество Нестерова на уроках (Искусство и культура)


Реферат: Германская мифология и ее культурное влияние (Культурология)


Реферат: Налогообложение Резидентов и Неризидентов в Казахстане (Право)


Реферат: Основные понятия трудового права (Трудовое право)


Реферат: Художник Северного Возрождения: Питер Брейгель (Искусство и культура)


Реферат: Московские газеты 19 века (Журналистика)


Реферат: Социальный портрет российского фермера (Сельское хозяйство)


Реферат: Анализ методов сокращения пригара на стальном литье (Металлургия)


Реферат: Психофизиологические закономерности восприятия информации и использование в самостоятельной работе (Естествознание)


Реферат: Разработка технологического процесса ЕО автомобиля ГАЗ-53 (Транспорт)


Реферат: Темы по английскому языку (English topics) (Иностранные языки)


Реферат: Клеточная инженерия (Биология)


Реферат: Древняя Япония (Искусство и культура)


Реферат: Организация международных грузовых автомобильных перевозок (Транспорт)


Реферат: Turbo Paskal "Операции над матрицами" (Компьютеры)


Реферат: Глобальные сети INTERNET (Программирование)


Реферат: Российские избирательные технологии (Политология)


Реферат: Организация ремонта переднего моста ГАЗ-53А (Транспорт)


Реферат: Мотивация учения младших школьников (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист