GeoSELECT.ru



История / Реферат: Вавилон (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Вавилон (История)



ВВЕДЕНИЕ

Возникновению и возвышению Вавилона, который почти на два предстоящих
тысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации,
предшествовал целый ряд политических событий в Месопотамии, сплетенных в
замысловатый узел.
Под ударами скотоводов-амореев пало централизованное государство -
царство Шумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминули
воспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на южную
Месопотамию. На территории Двуречья снова возникло множество мелких и
средних царств, около двух столетий боровшихся между собой.
В результате вторжения и завоевания территории Шумера и Аккада
аморейскими племенами образовались два самостоятельных царства. Исин стал
столицей нового государства на севере, в Аккаде, Ларса — центром
основанного бореями после ухода эламитов царства на юге. Вновь созданные
государства претендовали на роль преемника державы и династии Ура, поэтому
представители обеих династий называли себя «царями Шумера и Аккада».
В событиях, приведенных к образованию Старовавилонского царства,
принимали участие еще несколько государств, среди которых царство Эшнунна,
расположенное к северо-востоку от Исина в долине реки Диялы и царство Мари
на среднем течении Евфрата.
Почти во всех государствах Двуречья утвердились аморейские династии,
основателями которых стали вожди племен завоевателей. С течением времени
пришельцы ассимилировались местным населением. Этому способствовал ряд
обстоятельств. Например, в законах царя Исина для завоевателей
отсутствовали правовые привилегии по сравнению с местным населением Шумера
и Аккада. Возможно, такое положение дел подтолкнуло амореев к восстанию,
которое было подавлено Урнинуртой, преемником Липитиштара, и способствовало
временному усилению позиций рабовладельческой знати Шумера и Аккада.


ЦАРСТВОВАНИЕ ХАММУРАПИ


Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения
завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон,
находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь
созданное государство не играло значительной роли в политической жизни
Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I
Вавилонской династии Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.) способствовала
превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе
почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не
раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему
для реализации своих далеко идущих планов.
Укреплению позиций Вавилонского царства в Месопотамии способствовал
целый ряд событий. Государство Ларса в 1834 г. до н. э. стало легкой
добычей эламитов. Исин к началу XVIII века до н. э. способствовало
отделение Вавилона. Некоторые северные области, в том числе территории
городов Мари и Эшнунны, попали во временную зависимость от Ассирии.
Существует мнение, что Хаммурапи для того, чтобы более уверенно действовать
на юге, на короткий срок признал свою независимость от царя Ассирии
Шамшиадада I.
Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и,
скорее всего, активно готовился к военным действиям.
На седьмой год царствования при поддержке Римсина, достаточно сильного
эламского правителя в Ларсе, с которым был заключен договор о взаимопомощи,
Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Чтобы укрепить свое
влияние на захваченных землях, дальновидный политик уже через два года
построил канал, о значении которого говорит само название — «Хаммурапи-
изобилие».
Еще одним дальновидным шагом Хаммурапи становится заключение союза с
северо-западным соседом — государством Мари. Хаммурапи посодействовал тому,
чтобы на троне этого государства утвердился представитель местной династии
Зимрилим, а не наследник умершего ассирийского царя Шамшиадада I, к
политике которого вавилонский правитель давно испытывал недоверие. В
результате политическое и экономическое положение государства Мари
значительно укрепилось. О расцвете Мари во времена правления Зимрилима
свидетельствует интенсивная торговля со многими восточно-средиземноморскими
государствами, в том числе с такими отдаленными островами, как Кипр и Крит,
а также строительство великолепного дворца - подлинного шедевра
архитектуры, слава о котором распространилась далеко за пределами царства.
Оба государства-союзника — Вавилон и Мари — теперь действовали
согласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку,
из которой следует, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу
действий в средней Месопотамии. Кроме того, известно, что при дворе
Хаммурапи находились постоянные представители Зимрилима.
Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника
на севере, Вавилон уже к 15 - 16-му гг. правления Хаммурапи превращается в
одно из самых влиятельных государств в Месопотамии.
В 30-й год своего правления Хаммурапи удалось не только остановить
вторжения, но и нанести поражение царству Эшнунне и выступившим на его
стороне войскам Элама. Спустя год после победы над северными врагами царь
Вавилона разгромил Эмсина, в прошлом своего союзника, а теперь главного
конкурента в борьбе за господство в Двуречье. Ларса была присоединена к
владениям Хаммурапи, а Римсин вынужден был бежать, возможно, в Элам.
Как уже отмечалось, Зимрилим, правитель Мари, был хорошо осведомлен о
деятельности своего союзника благодаря наличию налаженной дипломатической
службы в соседнем государстве. Уже во время похода на Ларсу, почувствовав
изменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместных с
вавилонским царем боевых действий и отозвал свои войска. В результате
победы над Эшнунной пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммурапи
совершил два опустошительных набега. Времена, когда цари Вавилона и Мари
называли друг друга братьями, канули в лету. Несмотря на то, что Хаммурапи
в 33-м году царствования захватил земли недавнего союзника, Зимрилим,
правитель некогда богатого и сильного царства, неохотно расставался с
мыслью о независимости своего государства. Через два года Хаммурапи
предпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стены столицы. В руины был
превращен и великолепный царский дворец, символ былого могущества.
Так постепенно под власть Вавилона попадали все новые территории.
Хаммурапи подчинил себе и территорию Ассирии с ее столицей Ашшуром. Скорее
всего, сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чем
свидетельствуют документальные сообщения о военнопленных из Элама.
Таким образом, на рубеже XIX — XVIII вв. до н. э. во время
ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного
происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из
величайших городов мира. С XIX по VI столетия до н. э. он являлся столицей
Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного
центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) —
область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата — нередко определяли
термином Вавилония.
Созданное Хаммурапи могучее централизованное государство со столицей
Вавилоном просуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи
обозначились тенденции к некоторому упадку, о чем свидетельствуют вторжения
эламитов и завоевание Вавилонии касситами. Несмотря на это, Вавилонию
времен царя Хаммурапи по праву причисляют к тем регионам, которые можно
называть колыбелью цивилизации.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ

Уже в начале II тысячелетия до н. э. Двуречье, самый высокоразвитый
регион того времени, вступило в период бронзового века. Известны даже
случаи применения железных орудий труда. Систематическое использование
металла способствовало росту производительности труда в земледелии, которое
сохраняло первостепенное значение в экономике региона.
Использовались мотыга, приспособления для боронования, серпы. Орудия
труда в сельском хозяйстве продолжали совершенствоваться. Возможно, именно
во времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плуг
усложненной конструкции. Он был оснащен специальной воронкой, куда
засыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду.
Правда, по некоторым сведениям, такой плуг знали еще при III династии Ура.
При вспашке использовалась тягловая сила быков. Среди домашних животных
наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь.
Высокая урожайность земледелия определялась не только исключительным
плодородием аллювиальной почвы, но и развитой ирригационной системой.
Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, очень
высокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода
разлива рек со временем посадки обусловили исключительно важное значение
искусственного орошения. У рек Тигра и Евфрата брали свое начало главные
полноводные каналы, от которых ответвлялись все более и более мелкие, пока
влага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды в
системе поддерживался благодаря наличию ряда плотин. Воду в высокие районы,
куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощи
специальных приспособлений, более усовершенствованных по сравнению с
шумерским временем. Правда, эти водоподъемные сооружения, скорее всего,
оставались весьма несложными в техническом отношении и требовали
значительных затрат физического труда человека.
Искусственное орошение во многом определяло уровень жизни населения.
Хаммурапи прекрасно понимал это и гордился тем, что благодаря развитию
ирригации «напоил и накормил» жителей страны. Как уже отмечалось, именно по
приказу царя был вырыт канал, принесший «изобилие воды Шумеру и Аккаду».
Огромное значение эксплуатации и содержанию ирригационной системы уделялось
в законодательстве. Ряд документов свидетельствует о постоянном внимании
властей к данному вопросу. Местные чиновники несли даже материальную
ответственность за обеспечение влагой арендованных участков царской земли.
Если причиной невысокого урожая признавалось плохое орошение, то чиновник
обязывался выплатить за арендатора недостающую часть арендной платы.
Во II тысячелетии до н. э. на полях Вавилонии возделывали не только
зерновые культуры. Очевидно, что во времена Хаммурапи активно развивается
садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные
пространства засаживались финиковой пальмой.
Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны,
степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства.
Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не
вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий.
Отдельные «лесные участки» находились в ведении его подчиненных, которые
отвечали за сохранность лесов - источника очень ценных строительных
материалов.
Активно развивается ремесло. Совершенствование ремесел стимулировало
активизацию роста научных знаний.
Объединение под властью Вавилона земель Месопотамии способствовало
расширению торговли, как внешней, так и внутренней. Абсолютно закономерно,
что продукты землевладения в аграрной стране становились объектами купли-
продажи. Среди немногочисленных сельскохозяйственных товаров, о которых
имеются документальные свидетельства, называются следующие: хлеб, масло,
финики, шерсть. В начале II тысячелетия до н. э. функции денег
последовательно выполняет серебро, благодаря чему по сохранившимся
документам возможно проследить соотношение цен на товары. Известны случаи,
когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывался
серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгое время.
Торговцы, тамкары, по-прежнему считались агентами царя. Правда, в их
распоряжении теперь находились помощники, сопровождающие караваны и
занимающиеся розничной торговлей.

ХОЗЯЙСТВО И БЫТ

К вопросам описания быта, жилища, характерных для Двуречья
рассматриваемого периода, весьма оригинально подошли авторы
фундаментального труда — «История древнего Востока. Нарождение древнейших
классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. I.
Месопотамия» (М., 1983).
Согласно названному источнику, жилище горожан представляло собой
неправильной формы в зависимости от уже существующей застройки двухэтажные
дома, выходившие на проулки глухими стенами, нижняя часть которых
выкладывалась обожженным кирпичом, что предохраняло строение от размыва.
Внутренние стены и вторые этажи строились из кирпича-сырца. Под потолком
делались небольшие окошки-отдушины. Свет в такие жилища попадал практически
через дверной проем. Крыши были плоскими. Самым ценным имуществом считались
деревянные двери и потолочные балки, которые в случае перемены места
жительства владелец забирал с собой.
Планировка предполагала определенные обязательные части. В жилище
более или менее состоятельного человека дверца с улицы вела в сени, где
стоял кувшин с водой для омовения ног и хранился хозяйственный инвентарь, а
оттуда, наискосок от уличной, другая дверь вела во внутренний дворик
площадью метров двадцать: он, как и сени, по возможности был мощен
обожженным кирпичом, на двери у выхода из сеней во двор могли укреплять
апотропей (оберегал от злого духа) — фигурка демона; в середине дворика
могло находиться углубление — бассейн. На уровне второго этажа по
внутренней стене дома, обращенной во дворик, тянулась деревянная галерейка
(обыкновенно не кругом, а только с одной стороны). Со двора мог быть ход в
людскую — помещение для рабов с глинобитной общей лежанкой, в кухню с
врытым в землю очагом (здесь же хранились и каменные зернотерки) и в
кладовку. В подавляющем большинстве домов, однако, ни помещения для рабов,
ни кухни не было (очаги для стряпни устраивались во дворе). Однако в любом
доме напротив выхода из сеней обязательно располагалась дверь в парадную
горницу; она могла быть различной длины, в зависимости от возможностей
владельцев дома, но во всех домах имела стандартную ширину - 2 м
(4 локтя), так как здесь, по-видимому, после обрядового семейного или
родового пиршенства вповалку укладывали спать гостей. Лишь в очень редких
домах при горнице устраивали кладовку для постельных вещей (скорее всего
циновок и паласов) и умывальную... Через горницу был проход во второй,
меньший двор, недоступный посторонним; часть его, по-видимому, имела крытый
навес, и здесь находился домашний алтарь; в этом же дворике по возможности
хоронили умерших членов семейства...
Из первого, не священного, дворика на галерейку вела лестница, а под
лестницей всегда находилось еще одно нужное помещение. Нечистот не
оставляли в доме, их старались вывести дренажными трубами на улицу...
На втором этаже находились собственно жилые помещения, но о них мы
знаем меньше всего: почти ни один раскопанный дом не сохранился до уровня
второго этажа. По-видимому, надстройка (ругбум) почти всегда была меньше по
площади, чем первый этаж; для размещения взрослых и детей обычно семье
хватало, думается, одной-двух горниц, площадью 18-30 кв. м, имея в виду
семью средней состоятельности...
Наряду с описанным типом дома существовал и другой, меньшего размера;
в нем сени занимали всю ширину постройки, а из узкого дворика дверь вела в
крошечную парадную горницу и оттуда на такой же маленький задний, священный
двор; галерейка имелась только наверху, над входом в горницу. Похоже, что в
домах подобного типа было не более одной горенки на втором этаже. Видимо,
такой тип домов возник в результате раздела первоначального семейного
жилища».

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы
рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. В средней
древневавилонской семье могло быть от двух до пяти рабов. Значительно реже
их число доходило до нескольких десятков. Частноправовые документы
свидетельствуют, что рабы могли продаваться, обмениваться, их передавали по
наследству, дарили, одним словом, полностью распоряжались их жизнью по
своему усмотрению, не учитывая при этом их семейного положения. Средняя
цена раба составляла 150—250 г. серебра, что равнялось наемной плате за
вола.
В рассмотренном выше случае с обрушившимся домом, если жертвой
становился раб, то строитель должен был выплатить хозяину возмещение ущерба
за убитого раба. Компенсация владельцу назначалась и при нанесении
физических повреждений рабу. Собственнику убитого раба виновный в смерти
отдавал другого раба.
Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право
обратиться к властям с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора,
которому угрожала смертная казнь. Если убегал нанятый раб, то материальная
ответственность возлагалась на его временного хозяина. Виновные в
укрывательстве беглого раба наказывались самым строгим образом, им грозила
смертная казнь.
Как становится ясным из Законов Хаммурапи, рабы обычно имели клеймо,
сообщавшее о принадлежности тому или иному владельцу. Изменение или
уничтожение этого отличительного знака также считалось тяжким
преступлением. О рабском положении человека могли свидетельствовать также
особая стрижка, проткнутые уши, табличка на груди.
В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнения
рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны.
Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть
обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил
содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство.
Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан, как мы увидим
дальше, противоречило интересам самого государства. В зависимости от
владельца рабы делились на государственных, храмовых, частновладельческих и
рабов, принадлежащих мушкену.
Несмотря на исключительно подневольное положение, рабам представлялась
трудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Еще при III
династии Ура раб в судебном порядке имел право оспаривать свое рабское
положение. Сохранялась такая возможность и во времена Хаммурапи. Правда,
прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало серьезно подумать о
последствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие
неприятности. Рабам разрешалось создавать семью со свободными женщинами,
при этом и сами жены и дети от этого брака оставались свободными. Сын
рабыни, если на то была воля хозяина, мог стать его наследником. Указанные
моменты скорее свидетельствуют не об определенных правах подневольной части
населения, а о привилегированном положении свободных людей.
Свободные граждане в Древневавилонском царстве не составляли единого
класса. Они делились на полноправных, так называемых «мужей» или «сыновей
мужей», с одной стороны, и неполноправных, с другой. За последними
утвердился уже упоминаемый при рассмотрении законов Эшнунны термин мушкену
(«покорный», «склоняющийся ниц»). По поводу значения этого термина у
современных ученых нет единого мнения. Высказывались предположения, что так
называли жителей покоренных Вавилоном территорий и городов. Возможно, это
были представители кочевых племен, различные пришельцы.
Некоторые историки считают, что мушкену не являлись свободными, а
составляли особую социальную категорию. По-видимому, это слишком
категорично: хотя, как свидетельствуют исторические источники, на
социальной лестнице мушкену действительно занимали более низкое положение
по сравнению с полноправными гражданами. Наиболее вероятной представляется
точка зрения, что мушкену — социальная категория, представители которой
утратили связь с общиной и не являлись собственниками наделов земли, а
получали их в пользование как вознаграждение за выполнение определенной
царской службы. Таким образом, это были царские служащие, занимавшие в
государстве самое низкое положение.
О неравноправии мушкену со свободными мужчинами говорит, например,
такой факт: если виновный в нанесении телесных повреждений «мужу» карался
по принципу талиона, то пострадавшему мушкену в той же ситуации
выплачивался только штраф. При этом лечение мушкену оценивалось вдвое
меньше чем лечение «мужа».
С другой стороны, мушкену мог владеть имуществом. которое охранялось
законом наравне с дворцовым и храмовым, и рабов, за похищение которых
преступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь.
Безусловно, и среди полноправных граждан, свободных общинников, глав
патриархальных семей существовали различия, прежде всего экономические.
Одни, наиболее зажиточные, подчиняли своему влиянию экономически слабых,
механизмом для этого являлось весьма распространенное ростовщичество и
долговая кабала. Взаимоотношениям между богатыми и обедневшими общинниками
Законы Хаммурапи уделили достаточно большое внимание. Процессу расслоения
общины, а в дальнейшем и ее постепенному разрушению, безусловно,
способствовала возможность членов общины распоряжаться собственностью по
своему усмотрению, многие земли переходили в семейное владение. Они могли
продавать свои земельные наделы, сдавать их в аренду, передавать по
наследству.
Не способствовало укреплению общины и то, что руководство ее
деятельностью теперь возлагалось на царских чиновников, которые отнюдь не
защищали самих общинников, как прежде это делали выборные авторитетные
старейшины. С другой стороны, «местность», т. е. община, по-прежнему несла
ответственность за преступления своих членов, которых властям не удалось
поймать.
Отдельную социальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, от
которых в значительной степени зависела мощь государственной власти. Жизнь
воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые
следовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За
отказ от участия в боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже если
он на свое место нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя
воин должен был быть готов нести государственную службу с оружием в руках.
Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и
соответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась в
наделении их особыми правами.
Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов
Хаммурапи — с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу
получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали
по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался
малолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущего
воина.
Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не могли
становиться объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скот
воина терпел напрасные материальные убытки. Все возвращалось владельцу. И
за долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев,
когда имущество было приобретено им на собственные средства. Воинский надел
не разрешалось использовать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в
плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве,
возмещал храм или само царское хозяйство.
Всеми перечисленными мерами государство стремилось обеспечить себя
профессиональной армией необходимой численности.
Наряду с мушкену — низшей категорией царских людей — в зависимости от
царя находились куда более состоятельные люди средней и высшей категории:
работники дворцового хозяйства, члены администрации, жрицы и другие. Эти
категории также не являлись собственниками земельных наделов, которые в
любой момент по желанию царя могли быть переданы другому лицу.
Однако постепенно, благодаря тому, что наследник часто оставался на
должности отца, земельный участок все более закреплялся в собственности
семьи и ее главы. Представителям высшей категории разрешалось продавать
свою землю вместе с передачей должности. Кроме того, царские служащие могли
покупать общинные земли. Сохранились сведения и о хозяйственной
деятельности жриц, которые попали в категорию царских слуг после 1768 г. до
н. э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственность
земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали.
В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные
права, что и мужчины.
Идеологи древневавилонского общества утверждали, что царь получает
власть из рук самих богов. Практически царская власть ничем не
ограничивалась, бразды правления всех сфер жизни общества находились в
руках представителей правящей династии. Руководство осуществлялось через
сложный бюрократический аппарат во главе с наместниками царя, управлявшими
отдельными областями и городами.
На имя царя приходило большое количество самых разнообразных жалоб.
Однако сам царь не принимал решения, а направлял дело на рассмотрение в
соответствующий орган.
От царского имени, хотя и автоматически, объявлялось помилование
пойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Как
свидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопросы,
связанные, в частности, с функционированием ирригационной системы.
Царская казна формировалась не только из доходов, приносимых царским
хозяйством, практически в полном распоряжении царя находилось и храмовое
хозяйство. Как первое, так и второе функционировало благодаря
многочисленному отряду рабов, постоянно пополнявшемуся благодаря
естественному приросту и непрекращающемуся притоку военнопленных.
Со всей страны стекались в Вавилон различные налоги и специальные
подати. Росту благосостояния царской династии способствовало и развитие
обмена и торговли, которые находились под контролем государства. Тем более,
что объединение в одном государстве огромных территорий Месопотамии оказало
благоприятное воздействие на развитие торговых отношений.
Охарактеризовав в общих чертах слои Вавилона времен
I Вавилонской династии, следует сказать несколько слов про организацию
и жизнедеятельность важнейшей единицы общества — семьи.
Семейные отношения в Древнем Вавилоне интерпретируются по-разному: от
откровенной идеализации до признания существования домашнего рабства. С
одной стороны, положение замужней женщины нельзя считать абсолютно
бесправным. Жена в отдельных случаях сохраняла право распоряжаться
имуществом, взятым в качестве приданого, принадлежали ей и подарки,
сделанные мужем, и личные вещи. Она не отвечала за долги мужа, сделанные им
до вступления в брак. В случае смерти супруга жена распоряжалась семейным
имуществом до достижения детьми совершеннолетия. Если умерший супруг был
дворцовым рабом, вдове — свободной женщине — полагалась лишь половина
имущества, но дети свободной не становились рабами.
Брачные договоры допускали возможность продажи жены в рабство, если
она отказывалась от мужа, вела себя недостойно или была расточительна. Если
супруга оказывалась бесплодной, муж имел право сожительствовать с рабыней,
дети от которой могли стать наследниками.
Законы Хаммурапи защищали интересы и других членов семьи. Все дети,
независимо от пола, могли стать наследниками родительского имущества, хотя
в первую очередь учитывались интересы старшего сына. Полноправными
владельцами семейной собственности дети становились после смерти главы
семьи, хотя если они брали на себя обязательство содержать обессилевшего
отца, то могли вступить во владение и при его жизни. Если по каким либо
причинам отец хотел лишить своего сына, не имевшего вины перед законом,
наследства, то сын мог рассчитывать на защиту суда. Законы Хаммурапи
защищали семью и с других сторон. Похищение малолетнего сына грозило
преступнику смертной казнью.

РОСТОВЩИЧЕСТВО И АРЕНДА

Исторически достоверны факты о занятии многими видами ростовщической
деятельности жриц храма бога Солнца Шамаша, которые проворачивали свои
сделки в городе Сиппаре через посредничество родственников. В городе Ларсе
два ростовщика успешно отдавали внаем своих же сограждан-должников.
С одной стороны, закон стимулировал финансовую активность крупных
оптовых торговцев, гарантируя им высокую прибыль.
С другой стороны, кодекс Хаммурапи пытался несколько сдерживать
процесс закабаления свободных граждан и рост ростовщичества. Чтобы не
попасть в долговую кабалу, мелкие торговцы, земледельцы и ремесленники,
беря ссуду, должны были уплатить 20 % годовых при ссуде серебром и те же 20
% за ссуду зерном. Эти проценты устанавливались законом.
Но на практике за зерновую ссуду взималась треть, что было вызвано
возможными сезонными колебаниями цен на натуральный продукт. Такое
соотношение процентных ставок, кроме того, ярко свидетельствует о
развитости денежных отношений в Вавилоне. Гарантией возвращения ссуды и
процентов могло быть поручительство третьего лица, обладавшего
значительными правами по отношению к должнику, а также особый залог,
например, дом взявшего ссуду.
Если в результате жестокого обращения и истязаний взятый в залог
близкий родственник должника умирал, то кредитор отвечал за это жизнью
своих домочадцев. За смерть сына заложника смертная казнь грозила сыну
ростовщика.
Обоснованной причиной неуплаты долга и процентов в данном сезоне
справедливо считались климатические условия, уничтожившие урожай, например,
засуха или наводнение, против которых человек был бессилен.
Разорение и закабаление несостоятельных должников и их домочадцев,
долговое рабство, в первую очередь, было невыгодно самому
рабовладельческому государству. Эти процессы приводили к уменьшению
численности налогоплательщиков и, что, по-видимому, самое важное, к
сокращению количества свободных землевладельцев, из которых формировалось
ополчение. Наряду с регулярной армией, ополчение являлось одним из
существенных факторов, определявших мощь государства.
По-видимому, именно этими причинами объясняется запрет для главы
обедневшего семейства самому отрабатывать в чужом хозяйстве. Примечательно
и то, что домочадец, которому приходилось отрабатывать ссуду и проценты на
полях заимодателя, не превращался в раба. Не «рабом», а именно «заложником»
называл его закон государства.
Характеризуя экономику Древнего Вавилона, необходимо сказать несколько
слов про аренду. О широком распространении этой формы землепользования, как
и в случае с ростовщичеством, говорит и существование ряда специальных
терминов для обозначения понятий из сферы арендных отношений, и
значительное количество сохранившихся деловых документов по этим вопросам.
Арендные отношения обычно оформляются в виде арендного договора,
который заключался по определенным правилам. В этом документе оговаривались
следующие моменты: объект аренды, сумма, место и время внесения платы за
использование надела, а также назывались свидетели и фиксировалась дата
заключения сделки. Как уже отмечалось, активно раздавались в аренду земли
царского фонда.
Плата собственнику надела за эксплуатацию земли обычно составляла одну
треть урожая с зернового участка. Половина урожая взималась в тех случаях,
когда владелец обязывался сам принимать участие в полевых работах или брал
на себя определенную часть расходов. Сдавая в аренду сад, приносящий куда
большую прибыль, хозяин вправе был претендовать на две трети урожая.
Учитывая высокую плодородность земель в бассейне Тигра и Евфрата, можно
утверждать, что арендная плата не была грабительской.
Обязательство арендатора перед владельцем земли ограничивалось
арендной платой. Арендатор становился фактическим держателем участка, хотя,
конечно, не его собственником. В случае недобросовестной работы последнего
арендная плата рассчитывалась в соответствии со средней урожайностью
соседних сельскохозяйственных угодий.
Арендный договор заключался не более, чем на один-два года. Сроком на
три года сдавались целинные земли. Причем плата за пользование наделом в
таких условиях взималась только на третий год. Если участок арендовался под
будущий сад, то узаконенные 50 % урожая выплачивались лишь на пятый,
последний год аренды.
О широком распространении арендных отношений в Древневавилонском
царстве говорят известные случаи субаренды, когда крупные арендаторы
сдавали свои наделы для работы на них более мелким земледельцам. Еще раз
подчеркнем, что широкое развитие арендных отношений подтверждает
существование имущественного расслоения среди свободных граждан.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вавилон — это греческое наименование семитского города Бабилима, что
обозначает «Врата Господни». Город располагался в Северной части Двуречья,
там, где сближается Евфрат с Тигром, к юго-западу от современного Багдада.
Он являлся столицей не только Древнего, но и Нового Вавилонского царства,
сложившегося тысячелетием позже. В 538 г. до. н. э. Вавилон был завоеван
персами.
Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на
территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец,
храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.
Мой реферат освещает вопросы жизни и деятельности правителя Хаммурапи.
За более чем сорокалетний период правления талантливому и удачливому
политику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основную часть
долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первое
в полном смысле этого слова в Западной Азии - так называемое
Старовавилонское царство. Вавилон прочно занимает положение нового центра
Двуречья.
О деятельности потомков Хаммурапи, начиная с его сына Самсуилуна,
вступившего на царствование в 1749 г. до н. э., известно относительно
немного. После правления Абиешу (1711—1684 гг. до н. э.) и Аммидитане
(1683— 1647 гг. до н. э.) на трон садится следующий царь Аммицадука, к
восьмому году правления которого относятся древние записи наблюдения
гелиакального восхода планеты Венеры. В зависимости от того, как
оценивается возможная ошибка древних наблюдателей, и по ряду других
обстоятельств создается вся хронология Месопотамии III — II тыс. до н. э.,
имеющая три различные хронологические схемы ((64 года): «короткую»,
«среднюю» и «длинную».
В настоящее время на территории государства Вавилон находится Ирак,
это единственное что объединяет эти два государства, но это уже другая
тема.





Реферат на тему: Вавилон



Содержание:

Хамураппи. Нравы и законы
Вавилонская башня
Висячие сады
Гильгамеш (О все видавшем)
Вавилонские стены и дорога Мардука


Составитель и оформитель:


Динул Роман



К

1800 г. до н. э. Месопотамия превратилась в грандиозный цветущий,
заботливо ухоженный сад. Так как старые города с трудом приспосабливались к
хозяйственной независимости, то новые способы ведения хозяйства
способствовали укреплению торговых центров, таких, как Вавилон. Первые
правители небольшого царства Вавилона вели осторожную политику, заключая
союзы с сильными соседними государствами – Ларсой, Исином, Мари, причём
точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Так, первая пятёрка Вавилонских
царей смогла значительно расширить свои владения, но он ещё не достиг
уровня союзников.
Положение меняется, когда к власти приходит шестой царь Вавилона –
Хаммурапи, который был одним из величайших политиков древности. Он управлял
Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства,
расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни
повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя
основную часть Двуречья. Нередко, даже не прибегая к использованию
собственных войск, но используя продуманную систему политических союзов, он
смог разгромить самых сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже.
Таким образом Вавилонский царь расправился со своим главным союзником –
царем северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.
После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные
задачи. С одной стороны – чтобы его владения не распались на отдельные
области, как это было, власть царя должна быть могущественной. Однако, с
другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян земли, собирать
ремесленников в царские масткрские, вновь создавать крупные царские
хозяйства. Действия такого рода привели бы к моментальному упадку страны –
люди успели привыкнуть к относительной свободе, самостоятельности, к
доходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие
царю управлять деятельностью подданых, став автором самого известного на
Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом
Хаммурапи».
В 1901 – 1902 гг. Французские археологи раскапывали развалины города
Сузы, на протяжении многих веков являвшегося столицей государства Элам,
восточного соседа древней Вавилонии. Вдруг лопата одного из работавших
ударилась о какой-то камень. Очень осторожно, чтобы не попортить интересный
предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а впоследствии втрой и
третий куски каменного столба. Учёным сразу врезались в глаза надписи и
изображения, вырезанные на гладко вышлифованной поверхности чёрного камня
искусным резщиком. Пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы почти
полностью, за исключением нескольких трещин и выбоин, составить и тщательно
склеить драгоценные для науки обломки – закруглённый базальтовый столб,
высотой в 2 м.
На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с
внушительными окладистыми бородами и в длинных одеждах, исподающих Дорога
самых пят. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана
высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд руке он
держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед
троном в подчительной позе.
Под изображением шла огромная надпись причудливыми клинообразными
знаками.
Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского
музея. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые
прочитал и перевёл на французский язык выдающийся учёный В. Шейль. Затем
последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.
Оказалось, что на столбе зписан тот самый «Кодекс царя Хаммурапи» (либо
«Законы царя Хаммурапи»). Фигуры, выгравированные на столбе, изображали
самого царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы,
изданные царём, и разрешал ему от имени богов творить суд и расправу над
всеми своими поддаными. Всего текст состоял из 282 его законов (к
настоящиму времени сохранилось только 247). Из этих законов в основном и
стало известно о временах правления царя Хаммурапи и о жизни Вавилона. При
вступлении законов в силу, Хаммурапи заявил: «…Мардук направил меня, чобы
справеливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста
страны истину и справедливость и улучшил положение людей». Но правда ли
это? Попробуем воспроизвести события, поисходившие 37 столетий назад и
представим себе площадь древнего Вавилона перед храмом верховного бога
Мардука…
У ворот храма на высокой кирпичной площадке стоит кресло, украшенное
золотом и слоновой костью. На нём гордо и важно восседает царский судья. По
бокам расселись жрецы и старейшины. Друг за другом проходят жалобщики,
ответчики и свидетили.
Вот бедный старик жалуется, что его сын умер в доме растовщика[1], где
отрабатывал долг своего отца: «Растовщик бил моего сына, морил его голодом
и заставлял работать по ночям. А мой сын не раб!!! Он вавилонянин родом, а
не чужеземец!!! Он только три года должен был провести в доме у растовщика.
На четвёртый год по закону царя его должны были отпустить на свободу. Кто
вернёт мне сына которому оставался всего год до окончания срока
подневольной работы!?»
По законам царя Хаммурапи, не уплатившего долг бедняка или его брали в
так называемое «долговое рабство» на три года.
Ростовщик приводит свидетелей. Они заявляют, что осмотрели тело убитого
и не нашли на нём ран. Только на спине обнаружены следы плети, но бить
должника хозяин имел право. Ростовщик клянётся, что сын должника умер от
болезни. Судья признаёт богатого ростовщика невиновным. Он знает, что богач
по обыкновению пришлёт ему щедрые подарки.
Потом приводят бледного старика. Соседи видели, что он лепил из воска
фигуру человека, и обвиняют старика в колдовстве. Наверно, ночью он бросает
фигурки в огонь и зловещим голосом произносит заклинание: «Я не воск
сокрушаю, а врага своего сжигаю, я уничтожаю его сердце, я сжигаю его
печень». Тщетно скульптор-самоучка уверяет, что лепил фигурки без злого
умысла. Озлобленные соседи не верят ему. Судья и свидетили идут к берегам
Евфрата. Обвиняемого связывают и бросают в воду. Он камнем идёт ко дну.
Полумёртвого старика извлекают из воды и приговаривают к смертной казни –
сама божественная река изобличила его. Все убеждены, что если бы он не был
виновен, то обязательно всплыл бы хоть на минуту. Бедный старик становится
жертвой невежества и суеверий.
Вообще, к судье могли обратиться только свободные люди – раб считался
такой же собственностью, как бык, и убивать своих рабов хозяин мог
безнаказанно. Так законы царя Хаммурапи охраняли жизнь и имущество
рабовладельцев и укрепляли их власть над рабами и беднотой.
Хаммурапи не стал отбирать землю у крестьян, создавая царские поместья.
Он воспользовался воспользовался участками, выделяемыми ему, как царю,
общинами. Сюда повелитель Вавилона посылал своих людей – войнов и так
называемых «мушкену». Мушкену являлись приближёнными царя и получали от
него зерно, скот и землю, т.е. всё негобходимое для ведения хозяйства.
Кража имущества у мушкену, надо заметить, каралась строже, чем кража у
простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через
верных ему и зависимых от него людей.
Также Хаммурапи впервые ввёл уплату налогов только серебром, т.е.
деньгами, поскольку раньше крестьяне восновном расплачивались натурой:
мехами, продуктами и т.д. Это, впрочем, тоже представило много трудностей,
так как многие жители продавали мало продуктов.
Хаммурапи, однако так и не удалось создать крепкое государство. Уже при
правлении его сына, Самсиулуны, Вавилон потерпел ряд крупных неудач. Но,
всё же, Хаммурапи добился большего, чем его предшественники или цари других
стран – он первый создал законы, пусть несправедливые и лестные (да почти
такие же, как и сейчас!), но законы.



В
авилонская башня не входит в «официальный» список чудес света, однако она –
одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона. Её название и поныне
является символом сумятицы и беспорядка.
О Вавилонской башне говорится в Книге Бытия, которая складывалась
задолго до нашей эры. В стране Сеннаар, в бассейне рек Тигра и Евфрата, на
прекрасной, необыкновенно урожайной земле жили все населяющие Землю люди и
говорили на одном языке. Жилось им всё лучше и лучше, и это ввело их в
гордыню. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали
у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали
они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя,
прежде нежели рассемся по лицу всей земли».
Всё выше и выше поднималась башня, пока не встревожился Яхве и не решил
посмотреть, что она собой представляет. Человеческая гордыня привела его в
гнев, и он смешал языки. И строители перестали понимать друг друга:
побросав груды материала и орудия, которыми пользовались, отказались они от
своего дерзкого замысла и рассеялись по всему свету.
Подобные башни возводились не только в Вавилоне. Любой шумеро-аккадский
и ассиро-вавилонский город имел свой зиккурат – большой ступенчатый или
башенный храм со святилищем на вершине, где человек «звёзд небесных
касался» и в которое «бог с небес вступал».
При раскопках в Вавилоне Р. Кольдевею удалось обнаружить фундамент и
руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно,
разрушена ещё до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая,
которую воздвигли в память о первой. Сохранились следующие слова
Набополосара: «К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню,
которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть,
фундамент её установив на груди подземного мира, а вершина её чтобы уходила
в поднебесье».
Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона
которого равнялась 90 метров. Высотоа башни тоже была 90 метров, первый
ярус имел высоту 33 метра, второй – 18, третий и пятый – по 6 метров,
седьмой – святилище бога Мардука – был высотой в 15 метров.
Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого назания –
«сковорода») на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов,
храмовыми сооружениями и домами для поломников, которые стекались сюда со
всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и
покрыт золотом. Цвет глазурованных плиток прекрасно контрастировал с мутно-
жёлтыми водами Евфрата, над которыми у южных стен был перекинут каменный
мост. Мост этот тоже был одним из самых удивительных сооружений Древнего
Вавилона.
Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно
осмотрел её и, может быть, даже побывал на её вершине. Это единственное
документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.
«…В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная
башня, длиной и шириной в один стадий[2]. На этой башне стоит вторая, а на
ней – ещё башня; в общем, восемь башен – одна на другой. Наружная лестница
ведёт наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи
– должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В
этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой
стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек
не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам
халдеев, жрецов этого бога, бог выирает себе из всех местных женщин.
Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда
посещает храм и проводит ночь на этом ложе…
Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу ещё и другое
святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят
большой золотой стол, скамейка для ног и трон – также золотые. По словам
халдеев, на изготовление [всех этих этих вещей] пошло 800 талантов[3]
золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и ещё один
огромный алтарь – на нём приносят в жертву взрослых животных; на золотом же
алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи
ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празники в честь этого бога. Была
ещё в священном участке в то время, о котором идёт речь, золотая статуя
бога, целиком из золота, 12 локтей[4] высоты. Мне самому не довелось её
видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую
страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить её…».
Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела 8 ярусов, ширина самого
нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярус
ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, т.е. вполовину меньше. Трудно
не верить Кольдевею, человеку учёному и добросовестному, но, возможно, во
времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой,
которая за тысячелетия сровнялась с землёй и при раскопках Кольдевей не
нашёл от неё никакого следа.
Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них
не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой
возвышалась над всей округой. На её строительство ушло 85 000 000 кирпичей,
и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей: то, что начинал
дед, продолжали внуки. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но
каждый раз его востонавливали и украшали заново. Это понятно: правители,
сооружавшие зиккураты, строили их не для себя, а для всех. Зиккурат был
святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи
людей для поклонения верховному божеству Мардуку.
Сначала люди выходили из Нижнего храма, где перед статуей Мардука,
совершалось жертвоприношение, потом они поднимались по гигантским каменным
ступеням лестницы Вавилонской башни на второй этаж. Жрецы тем временем
спешили по внутренним лестницам на третий этаж, а оттуда проникали
потайными ходами в святилище Мардука. В это святилище народ не имел доступа
– здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его
безнаказанно для себя. Только одна избранная женщина, готовая разделить с
Мардуком ложе, проводила здесь ночь за ночью.
Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали
Вавилоном и разрушали Вавилонскую башню – святилище Мардука. Набополасар и
Навуходоносор отстраивали её заново. Кир, завладевший Вавилоном после
смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город
неразрушенным. Его поразили масштабы Э-темен-анки, и он не только запретил
что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде
миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.
И всётаки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от
неё только развалины, которые увидел на своём пути в Индию Александр
Македонский. Его тоже поразили гигантские руины – он тоже стоял перед ними
как завороженный. Александр Македонский намеревался построить её снова.
«Но, – как пишет Страбон, – этот труд требовал много времени и сил, ибо
руины пришлось бы убирать 10 тысячам людей два месяца, и он не осуществил
свой замысел, так как вскоре заболел и умер».



В
90 км от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона. Город давно
перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о его
грандиозности. В VII веке до н.э. Вавилон был самым большим и богатым
городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но
больше всего поражали висячие сады царского дворца – сады, ставшие
легендой.
Создание знаменитых садов легенда связывает с именем ассирийской царицы
Семирамиды. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею были
построены «висячие сады» в Вавилоне. Правда, вплоть до начала нашего
столетия «висячие сады» считались чистым вымыслом, а их описания – просто
излишества разыгравшейся поэтической фантазии. Первой способствовала этому
сама Семирамида, вернее, её биография. Семирамида (Шаммурамат) –
историческая личность, но жизнь её воистину легендарна. Однако, наиболее
реалистично её жизнь описывает греческий писатель Афиней из Навкратиса (II
в.н.э.). По его словам Семирамида вначале была «незначительной придворной
дамой при дворе одного из ассирийских царей», но была она «столь прекрасна,
что своей красотой завоевала царскую любовь». И вскоре уговорила царя,
взявшего её в жёны, дать ей власть всего на пять дней…
Получив жезл и облачившись в царское платье, она сразу устроила великое
пиршество, на котором склонила на свою сторону военачальников и всех
сановников; на второй день она уже повелела народу и благородным людям
воздавать ей царские почести, а своего мужа бросила в темницу. Так эта
решительная женщина захватила трон и сохранила его до старости, совершив
многие великие деяния.
Хотя, кроме известной Шаммурамат, мы знаем ещё нескольких «Семирамид».
Об одной из них Геродот писал, что «она жила за пять человеческих веков до
другой вавилонской царицы, Нитокрис» (т.е. около 750 г. до н.э.). Другие
историки называют Семирамидой Атоссу, дочь и соправительницу царя Белоха,
правившего в конце VIII в. до н.э.
Однако знаменитые «висячие сады» были созданы не Семирамидой и даже не
во времена её царствования, а позже, в честь другой – нелегендарной –
женщины. Они были построены по приказу царя Навуходоносора для его любимой
жены Амитис – мидийской царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по
зелёным холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые
государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в
неприступную твердыню и окружил себя роскошью, беспримерной даже в те
времена.
Свой дворец Навуходоносор построил на искуственно созданной площадке,
поднятой на высоту четырёхярусного сооружения. Висячие сады были разбиты в
северо-восточной части дворца, на насыпных террасах, покоящихся на сводах.
Своды поддерживалиась мощными высокими колоннами, расположенными внутри
каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение – в их
основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого
асфальтом. Затем шёл двойной ряд кирпичей, соединённых гипсом, ещё выше –
свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой
плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи
садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами,
покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и
давала достаточно света для растений.
В повозках, запряжённых быками, привозили в Вавилон деревья, завёрнутые
во влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели в
необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы.
День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожанными вёдрами,
подавая в сады воду из Евфрата.
Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в
знойной Вавилонии были поистине чудом света. Но во время персидского
господства дворец Навуходоносора пришёл в запустение.
В IV веке этот дворец стал резиденцией Александра Македонского. Тронный
зал дворца и покои нижнего яруса висячих садов были последним местом его
пребывания на земле.
Человеком, который раскопал «висячие сады», был немецкий учёный Роберт
Кольдевей. Однажды при расопках Вавилона Кольдевей наткнулся на какие-то
своды. Они были под пятиметровым слоем глины и щебня на холме Каср,
скрывавшем руины южной крепости и царского дворца. Он продолжал раскопки,
рассчитывая под сводами найти подвал, хотя ему и казалось странным, что
подвал оказался бы под крышами соседних зданий. Но никаких боковых стен он
не нашёл: лопаты рабочих отрывали только столбы, на которые эти своды
опирались. Столбы были каменные, а камень в месопотамской архитектуре был
большой редкостью. И наконец Кольдевей обнаружил следы каменного колодца,
но колодца со странной трёхступенчатой спиралевидной шахтой. Свод был
выложен не только кирпичём, но и камнем.
Вдруг Кольдевея осенило! Во всей литературе о Вавилоне содержалось лишь
два упоминания о применении камня в Вавилоне, причём это особенно
подчёркивалось: при постройке северной стены района Каср и при постройке
«висячих садов» Семирамиды. Он пришёл к убеждению, что найденное сооружение
не могло быть ничем иным, как сводом подвального этажа вечнозелёных
«висячих садов» Семирамиды, внутри которого находилась удивительная для тех
времён водопроводная система.
Но чуда больше не было: висячие сады были уничтожены наводнениями
Евфрата, который во время паводков поднимается на 3-4 метра. И теперь
представить их мы можем только по описаниям античных авторов и с помощью
своего воображения.


Д
войное название великой ассиро-вавилонской поэмы объясняется просто:
клинописные тексты на глиняных табличках (ни шумерские, ни аккадские)
вообще не имеют никаких заголовков. Их различают и каталогизируют по первой
строке. Эпос о Гильгамеше начинается так:

О всё видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость и всё проницавшем:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принёс нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил,но устал и вернулся,
Рассказ о трудах на камне высек…

«Гильгамеш» велик уже хотя бы тем, что это – по существу первое
произведение мировой классики, где устная мифологическая традиция,
преследовавшая к тому же в основном религиозно-идеологические цели,
переросла в связное художественное произведение. Герои эпоса, которых чтили
и в Шумере, и в Ассирии, и в Вавилонии – в первую очередь, сам Гильгамеш,
правитель Урука (стольного города на берегу Евфрата) – не бесплотные
мифологические персонажи, а живые, полнокровные люди, полулюди, боги и
другие существа, которые, по представлениям жителей Древнего Двуречья,
населяли земной, подземный и небесный миры. В поэме ставятся и разрешаются
фундаментальные вопросы бытия, жизни, смерти, бессмертия. Впервые в мировой
классики здесь обозначен красной нитью приоритет дружбы перед всеми
остальными человеческими качествами.
Характеры главных героев даны в динамике, диалектическом развитии: от
вызывающего себялюбия и непримеримого противостояния – к побратимству и
абсолютной готовности к самопожертвованию во имя друг друга. Фонтан
феерических чувств и «буйство плоти», клубок необузданных страстей и трудно
постижимых с точки зрения современного читателя, зачастую слабо
мотивированных поступков – вот что такое великая аккадская поэма. Гильгамеш
не совсем обычный герой. Он – богочеловек: «на две трети бог, на одну –
человек». Власть развратила его. Царь ведёт разгульный, неупорядоченный
образ жизни. И его дворец – «место, где не кончается праздник». Там идёт
нескончаемый пир. На потеху Гильгамешу, его друзьям и дружине сюда то и
дело приводят молодых красивых девушек и юношей, которые становятся
участниками непрерывных оргий, забывая дорогу в отчий дом.
В городе царит паника. Его жители обращаются к верховным богам с
просьбой утихомирить и образумить Гильгамеша. Боги согласны, но делают это
не совсем обычным способом. Они создают небывалое существо, покрытое
шерстью, не ведающее никаких благ цивилизации, похожее на «снежного
человека», к тому же и на самом деле «спустившегося с гор». Зовут соперника
Гильгамеша – Энкиду. (В прежних переводах, и, в частности, сделанных
Николаем Гумилёвым и ассирологом Владимиром Шилейко это имя звучало более
поэтично – Эабани; но с тех пор научный перевод ушёл «далеко вперёд» в
сторону буквализма).
Гильгамеш понимает, что наступает час его перерождения, но сначала
хочет испытать самого Энкиду. Он посылает ему навстречу самую прекрасную и
любвеобильную женщину из своего окружения – блудницу Шамхат.
Пройдя испытание любовью, Энкиду очеловечивается. Но он помнит наказ
богов: необходимо также и перерождение Гильгамеша.
Сойдясь в поединке, оба героя понимают: их сила не в противоборстве, а
в единении. Они становятся побратимами. Отныне их судбюа нераздельна.
Вместе они сражаются с врагами, вместе одолевают исполинского демона
Хумбабу, чей голос «волнует море, колеблет землю, как потоп, сотрясает
страны света».
Дружба способна творить чудеса. Объединившись на основе кровной дружбы,
Гильгамеш и Энкиду стали непобедимыми. Теперь это обеспокоило самих богов:
разве может кто-то быть им равным. Сначала Гильгамеша попытались разлучить
с Энкиду с помощью богини любовной страсти Иштар, которая ни на миг не
сомневалась в очередной победе. Но герой отвергает домогательства страстной
и – он знает – мстительной богини. Отвергнутая Иштар обезумела от
нанесённого оскорбления. При помощи верховных небожителей она насылает на
родной город Гильгамеша чудовищного огнедышащего быка. Тот беспощадно
уничтожает его жителей и заодно пытается разделаться с Энкиду. Но Гильгамеш
пресекает чинимую расправу и убивает небесного быка. Боги вновь
забеспокоились: дружба двух побратимов, не знающих поражений, должна быть
расторгнута. И они выносят приговор: один из друзей должен умереть. До нас
не дошли многие части поэмы, но, судя по всему, Энкиду добровольно вызвался
принести себя в жертву во имя священной дружбы.
Гильгамеш остался один. Он впервые задумывается о жестокой
несправедливости, царящей в мире, решает сделать всё, чтобы вновь вернуть
Энкиду к жизни. Для этого необходимо постичь тайну бессмертия. И Гильгамеш
отправляется в беспримерное путешествие по всем мирам и землям в поисках
способа вызволить Энкиду из преисподней. Судьба приводит его к бескрайнему
океану, где на далёком острове живёт прародитель всех людей Утнапишти. Он
знает тайну бессмертия, но не хочет выдавать её чужестранцу. Зато во всех
подробностях рассказывает историю своей жизни. Когда-то Утнапишти вместе с
женой по воли богов спасся от всесокрушающего потопа, ниспосланного за
грехи людей на землю. В поэме развёртывается апокалипсическая картина тех
жутких событий. Кстати запечатлённый на глиняных табличках рассказ
Первопредка считается самым древним описанием светопреставления: он древнее
библейских текстов и всех прочих – древнекитайских, древнеиндийских,
древнеиранских, не говоря уже о преданиях индейцев обеих Америк, записанных
уже после испанских завоеваний:

<…> Цепенеет небо,
Что было светлым,– во тьму обратилось,

Новинки рефератов ::

Реферат: Экономическая эффективность использования земельных угодий в ОГУСП «Пригородный» (Сельское хозяйство)


Реферат: Стекло (Химия)


Реферат: Учет прибылей и убытков (Бухгалтерский учет)


Реферат: Охрана Водных Экосистем (Биология)


Реферат: Несчастные случаи (Трудовое право)


Реферат: Спектры поглощения касситеритов (Геология)


Реферат: Магнитные измерения (Физика)


Реферат: Проблема ценообразования (Менеджмент)


Реферат: Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры (Культурология)


Реферат: Экономико-географическая характеристика Японии (География)


Реферат: Гражданско-процессуальный кодекс. Исковое производство (Гражданское право и процесс)


Реферат: Национализм в России (РНЕ, Черная Сотня ...) (Политология)


Реферат: Гражданская оборона в современных условиях (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Скорость обработки запросов на SQL серверах (Компьютеры)


Реферат: Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей (Педагогика)


Реферат: Украинская православная церковь (Мифология)


Реферат: Проект фотокомплексу для зйомки індивідуального портрету в умовах павільйону на чорно-білі малоформатні матеріали. Річний обєм 40 000 замовлень (Фотография)


Реферат: Наследственное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Образование Великого Княжества Литовского (История)


Реферат: Приближённые методы решения алгебраического уравнения (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист