GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Государственное устройство Веймарской республики (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государственное устройство Веймарской республики (Государство и право)




Министерство Образования Российской Федерации
Московский Государственный Лингвистический Университет
Факультет Гуманитарных и Прикладных Наук



Курсовая работа на тему:



«Государственное устройство Веймарской республики»



Научный руководитель:
проф. Борисевич
Михаил Михайлович


Выполнил студент
группы 123
Кац Дмитрий
Анатольевич



ПЛАН


стр.

Введение……………………………………………………………..2


1. Исторический аспект проблемы объединения Германии……...4

2. Государственное устройство Веймарской республики………...7

а) неравноправие членов республики………………………13

б) недобровольность союза…………………………………15

в) усиление централизации государственной власти……..16


Заключение…………………………………………………………19



Список литературы………………………………………………...21



ВВЕДЕНИЕ.

Восьмая конституционная комиссия, которая состояла из
представителей всех партий, в Национальном собрании начала заседать 4 марта
1919 года, когда рабочие Рура, Берлина и Средней Германии вели активные
действия по отстаиванию своих революционных завоеваний. Национальное
собрание работало над проектом конституции в течение трех с половиной
месяцев в условиях полной секретности и отсутствия прямых контактов с
общественностью.
Четвертый проект конституции, разработанный конституционной
комиссией, состоял из 165 статей основного текста и 16 статей, которые
содержали «переходные и заключительные определения». Веймарская конституция
состояла из двух частей:
- 1 часть – Структура и задачи империи. В семи разделах этой части
рассматривались вопросы государственного устройства, организации
высших органов власти, законодательства, администрации,
судопроизводства.
- 2 часть – Основные права и обязанности немцев. Пять разделов этой
части посвящены правам и обязанностям отдельной личности,
общественной жизни, положению школы и церкви, экономической жизни.
Этот проект конституции нес на себе отпечаток необычного
внутреннего и международного положения Германии, которое было характерно
для нее в середине 1919 года. Шедшая на убыль революционная волна
периодически вспыхивала в разных местах, грозя слиться в единый поток.
Тяжелы были для Германии и последствия Версальского мира, которые
неизбежно вели к обнищанию и эксплуатации трудящихся. В среде
господствующих классов обострилось соперничество партий и групп за влияние
и власть. Когда в июне 1919 года немецкие демократы ушли из правительства,
они значительно ослабили позиции социал-демократов по отношению к основному
партнеру – партии центра. К тому же социал-демократы катастрофически теряли
сторонников в народе, а крупные магнаты капитала задумывались о том, что
надо перенести центр тяжести на другую партию.
Все это обусловило то, что проект конституции был внутренне
противоречивым, полным компромиссов и недоговоренностей. В частности такие
вопросы, как территориальное переустройство Германии, положение церкви и
школы, «социализации» и закрепления Советов» остались несогласованными.
Переход правых партий в оппозицию привел к тому, что при
голосовании 31 июля 1919 года в Национальном собрании за конституцию было
подано всего 262 голоса. Более 80 депутатов отсутствовало, 75 проголосовало
против.
11 августа 1919 года Веймарская конституция была подписана
президентом Эбертом, а 14 августа была опубликована и вступила в силу.



1. Исторический аспект проблемы объединения Германии.

Проблема национального единства Германии – это историческая
проблема. Еще в средние века экономическое обособление германских
государств сочеталось с их политической раздробленностью. Династические
войны позволили Пруссии и Австрии (двум крупнейшим государствам) поглотить
ряд мелких государств, но несмотря на это в середине XIX века Германия
состояла из трех с половиной десятков отдельных государств. Революция 1848-
49 г.г. не решила проблему объединения Германии и идею национального
единства, захватило прусское милитаристское юнкерство, которое стремилось
подчинить себе всею Германию, а исполнителем этого стал Отто фон Бисмарк.
Еще Маркс и Энгельс отмечали «то, что Германия первоначально обретет
единство в прусской казарме, является наказанием, ею вполне
заслуженным»[1].
Подорвав основы Бисмарковской конституции в 1918 году, рабочий
класс, требующий создания единой, неделимой Германии, натолкнулся на
сопротивление реакционных сил. Позицию либеральной буржуазии по данному
вопросу четко сформулировал М. Вебер, который отмечал, что для выбора
унитарного или федералистического решения вопроса о государственном
устройстве прежде всего важна экономическая организация будущего
государства. Капиталистическая система хозяйства вполне может примириться с
федерализмом. Ф. Энгельс по данному вопросу отмечал: «С одной стороны,
необходимо покончить с делением на мелкие государства… С другой стороны,
должна прекратить свое существование Пруссия… чтобы над Германией перестало
тяготеть специфическое пруссачество»[2].
Несмотря на разносторонние взгляды на проблему объединения
Германии, многие партии объединял страх того, что любое радикальное
преобразование усилит натиск прогрессивных сил против основ существующего
строя. Лишь пролетарские революционеры были заинтересованы в полнейшей
демократизации Германии и считали, что республика должна быть построена на
основе широкого самоуправления с демократически избираемыми местными и
областными органами власти. Поэтому с самого начала конституционных дебатов
вопрос государственного устройства и территориального деления являлся
предметом наибольших споров у членов буржуазно-юнкерской партии. Но это
действительно была принципиальная проблема, которая была выдвинута
революцией: сохранит ли Германия отдельные государства и федералистическую
структуру, или будет создано единое (унитарное) государство. Решение этой
проблемы связано с вопросом преодоления феодальной раздробленности и
доведением до логического завершения буржуазно-демократических
преобразований.
Несмотря на то, что республика сформировалась уже к 9 ноября 1918
г., консерваторы и буржуазные либералы признали этот факт лишь когда
поняли, что революционный пролетариат не позволит реставрировать старый
режим. Однако, они пытались всеми возможными способами сократить
необходимые уступки демократическими требованиям.
Веймарская конституция получила название «Конституция Германской
Империи», на основании чего, первая статья конституции получила весьма
странную формулировку: Германская империя является республикой. Споры в
Национальном собрании проходили и по вопросу о государственном флаге
(«имперских цветах»). Правые партии настаивали на сохранении черно-бело-
красного, а демократы хотели возродить символ демократии 1848г.,
требовавшей германской единства (черно-красно-золотой). В итоге, идя на
уступки правым партиям, в ст.3 конституции было установлено, что торговым
флагом остается старый черно-бело-красный с «имперскими цветами» в верхнем
углу.
Так, раздираемая недомолвками и несогласованностью Веймарская
конституция определила жизнь Германии на ближайшие десять лет.



2.Государственное устройство Веймарской республики.

Структура органов власти и управления Веймарской республики несла
на себе печать незаконченности буржуазно-демократических преобразований.
Первое место среди верховных органов власти занимало народное
представительство, рейхстаг. Конституция определяла, что рейхстаг
избирается путем всеобщих выборов сроком на четыре года, заседания его
публичны, за исключением случаев, когда он он сам постановит иное.
Главной функций рейхстага объявлялась законодательная
деятельность. Статья 68 устанавливала, что «имперские законы издаются
рейхстагом». Для принятия закона было достаточно простого большинства, а
для закона, изменявшего конституцию, требовалось квалифицированное
большинство (2/3 голосов при участии в голосовании не менее двух третей
депутатов).
Однако власть рейхстага была существенно урезана другими высшими
органами власти - прежде всего рейхсратом, наследником бундесрата и
преемником Комитета государств. Это был бюрократический орган, состоявший
из членов правительств земель. Рейхсрат имел право «отсрочивающего вето»
(suspensives veto), мог опротестовать законы, принятые рейхстагом, которые
в этом случае поступали на вторичное рассмотрение и нуждались в
квалифицированном большинстве.
Влияние рейхстага на исполнительную власть, формально ему
подотчетную, тоже было ограничено. Правда, согласно конституции, имперское
правительство, состоящее из рейхсканцлера и министров, назначаемых и
увольняемых президентом, нуждалось для своей деятельности в вотуме доверия
со стороны большинства рейхстага. При внесении в рейхстаг законопроектов
правительство обязано было предварительно согласовывать их с рейхсратом.
«Президент империи, – устанавливала статья 41 Веймарской
конституции, – избирается всем немецким народом. Избран может быть каждый
немец, которому исполнилось 35 лет». Президент избирался на 7 лет с
неограниченным правом переизбрания. В его обязанности входило
представительство империи в международно-правовых отношениях, назначение
правительства и министров, принятие их отставки. Преимущественное положение
президента по отношению к рейхстагу заключалось прежде всего в праве
президента распустить рейхстаг и назначить новые выборы.
Рейхстаг не имел возможности сместить президента, но мог поставить
на народное голосование вопрос о досрочном переизбрании президента, а также
возбудить перед государственным судом обвинение против президента в
«преступном нарушении им законов и конституции», но для такого решения
требовалось квалифицированное большинство.
Одним из важнейших источников силы президента было то, что он
считался главой всей чиновничьей иерархии, имел право назначения и
увольнения имперских чиновников и судей (ст.46). Другим источником его силы
была армия, тоже подчиненная президенту, как верховному командующему всеми
вооруженными силами республики (ст.47). Президент назначал также офицеров
(ст.46).
Но все же главные права президента были заключены в статье 48
конституции. Первая часть ее давала президенту право «союзной экзекуции», а
вторая распространяла это право также и на действия против «внутренних
врагов» буржуазного государства.
Второй абзац ст.48 гласил: «Президент империи может, если в
Германской империи общественная безопасность и порядок серьезно нарушены
или подвергаются опасности, принять меры, необходимые для восстановления
общественной безопасности и порядка, а в случае необходимости – вмешаться с
помощью вооруженной силы. Для этой цели он может временно, полностью или
частично, отменять основные права, установленные статьями 114, 115, 117,
118, 123, 124, 153.
Таким образом, президент мог одним росчерком пера отменить
основные права граждан, гарантировавшиеся конституцией: свободу слова,
печати, собраний и союзов, неприкосновенность личности, жилища,
собственности и тайну переписки.
В положении президента и особенно в его диктаторских правах ясно
проявилась подлинная классовая сущность Веймарской конституции. Здесь вышло
на поверхность то глубокое антагонистическое противоречие между отрицающим
демократию империализмом и стремящимися к демократии массами, которое
пронизывало всю конституцию. Необходимость считаться с борьбой народных
масс заставляла авторов конституции прибегать к маскировке буржуазной
диктатуры различными демократическими завесами, чтобы в «нормальных»
условиях осуществлять ее скрытно. Но страх перед тем, что народ может
использовать даже ограниченные и формальные свободы и права для борьбы
против основ капиталистического строя, побудил законодателей предусмотреть
возможность использования диктатуры и в открытом, обнаженном виде.
Создавая и рекламируя представление о том, будто Веймарская
республика является образцом «правового государства» ее создатели ссылались
обычно на «независимость» судебной власти. В действительности это была
такая же фикция, как и утверждение о «народовластии».
Конституция декларировала, что «судьи независимы и подчиняются
только закону (ст.102).
Фактически несменяемость судей означала не что иное, как
конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед
народом.
Буржуазный суд республики лишь «изображал собою защиту порядка, а
на самом деле был слепым, тонким оружием беспощадного подавления
эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка»[3].
Конституция предусматривала образование специальной
Государственной палаты (Staattsgerichtshof), которая должна была
рассматривать жалобы против президента, рейхсканцлера и министров по
обвинению в нарушении конституции, а также другие конституционные
конфликты. Однако не этот судебный орган, а Имперский суд в Лейпциге играл
в годы Веймарской республики видную роль. Он самочинно присвоил себе право
проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом. И тем самым
превратился в своего рода бюрократическую верхнюю палату, непредусмотренную
конституцией.
Судьи Веймарской Германии были только одним из отрядов весьма
многочисленной армии чиновников. Положение чиновничества как замкнутой
касты закреплялось в конституции рядом специальных статей. Предложение о
выборности было отвергнуто не только буржуазными партиями, но и социал-
демократами.
Конституция устанавливала, что «чиновники назначаются пожизненно»
(статья 129), а увольнение, отстранение или перевод на другую должность
может происходить только на основании закона. Чиновникам обеспечивалось
также «свобода политических убеждений и свобода союзов», а с целью
подчеркнуть их мнимую «надклассовость» и «надпартийность» специально
говорилось, что «чиновники являются слугами всего общества, а не отдельных
партий». Эта декларация не могла отменить того известного факта, что
чиновничество было насквозь пропитано антидемократическим духом, связано
тысячами нитей с правящей верхушкой.
В отношении органов власти и управления земель, а также местных
органов Веймарская конституция устанавливала лишь общие принципы: земли
должны иметь республиканскую конституцию, ландтаги избираются на основе
всеобщего избирательного права, а правительства земель опираются на доверие
ландтагов (ст.17).
Организация власти и администрации земель была неоднородной. В
Пруссии ландтаг избирался на четыре года, также здесь был Государственный
совет (Staatsrat) из представителей провинциальных ландтагов. В других
землях этого органа не было, а правительство участвовало в
законодательстве. В Бадене, Гессене, Вюртемберге главой был президент, он
же являлся и премьер-министром.
Различным было и административное деление земель. Пруссия делилась
на 13 провинций, а те, в свою очередь, на округа, уезды, общины; Бавария
имела восемь округов; Гессен – три провинции. В Пруссии провинции
возглавляли обер-президенты, которые назначались прусским правительством, в
то время как провинциальные ландтаги имели ограниченные функции. Во главе
округов стояли государственные чиновники, во главе сельских уездов –
ландраты, которые считались государственными чиновниками, хоть и избирались
крейстагами. Местные органы самоуправления в сельских местностях имели
общинное представительство, возглавляемое бургомистром или старостой, т.е.
лишь в общине было самоуправление, а на уровне уездов, округов и провинций
власть находилась в руках чиновников. Ноябрьская революция не уничтожила
засилья бюрократии, а конституция не устранила органов власти,
назначавшихся государством, не осуществив важнейшего условия действительной
демократизации управления.
Для Веймарской республики было характерно всеобщее избирательное
право, которое распространялось на выборы президента, ландтагов земель (на
которые возрастной ценз не устанавливался); местные органы (для которых
допускается ценз оседлости, не превышающий 1 год). Это право
устанавливалось ст.22 конституции, в которой говорилось, что депутаты
избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах
пропорционального представительства мужчинами и женщинами, достигшими 20-
летнего возраста. Конституция установила и пропорциональную систему
представительства (Германия была поделена на 35 избирательных округов).
Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за
какой-нибудь список. Однако, депутаты не были ответственны перед
избирателями, а подчинялись только своей совести и не были связаны
мандатами (ст.21).
Из всего вышесказанного видно, что Германия не стала подлинно
единым (унитарным) государством. Это подтверждает и заглавие первого
раздела Веймарской конституции, который назывался «Империя и земли».
Представитель немецкой народной партии Каль подчеркивал по этому поводу,
что создаваемое этой конституцией государственное образование представляет
собой не единое государство, а объединение государств.



Неравноправие членов республики.

Вопрос государственного устройства Веймарской республики долгое
время оставался спорным для немецких юристов и историков. Постепенно
установилась идея того, что Веймарская республика осталась «союзным
государством», а земли были государствами, хотя и с ограниченным
суверенитетом. Именно неравноправие ее членов прежде всего и
характеризовало федералистическую структуру Веймарской республики. Земли,
которые составляли Германскую республику, не являлись ни национальными, ни
экономическими образованиями, несмотря на то, что население сохранило
своеобразие местных обычаев, нравов, диалектов. Исторически эти земли
складывались в результате цепи случайных обстоятельств, политики династий,
захватов и войн. Некоторые карликовые земли не имели замкнутой территории,
а небольшими частями входили в другие земли. Зато на территории Пруссии
проживало почти 2/3 населения, здесь была широко развита промышленность и
военная организация.
Планы территориального переустройства Германии встречали
ожесточенное сопротивление. Принятый комиссией проект, допускавший
образование новых земель без обязательного согласия всех заинтересованных
правительств вызвал недовольство. Это привело к принятию компромисса между
империей и землями и ст.18 конституции установила, что территориальные
изменения существующих и создание новых земель в пределах Германской
империи происходит путем имперского закона, изменяющего конституцию, что в
прямом смысле означало, что никакое территориальное переустройство не
возможно без согласия Пруссии.
Неравноправие проявлялось и в представительстве земель в
рейхстаге. Пруссия здесь получила 2/5 голосов и дело не могло изменить даже
включение в конституцию «антипрусской оговорки», которая предусматривала,
что половину прусских голосов должны иметь представители прусских
провинциальных управлений, а не прусское правительство. Итак, из 66 голосов
в рейхстаге Пруссия имела 26, Бавария – 11, Саксония – 7, Вюртемберг – 4,
Баден – 3, Тюрингия, Гасен, Гамбург – по 2, остальные 9 земель по 1
голосу. Все это говорило о том, что ни одно решение не могло быть принято
против воли Пруссии.



Недобровольность союза.

Второй характерной чертой Веймарской федерации являлась
недобровольность союза. Это видно из положения об «имперской экзекуции»,
элементы которой почти полностью были перенесены из конституции 1871 г. в
Веймарскую конституцию. В ст.48 абзаце 1 было установлено, что если одна из
земель не выполняет обязанностей, возложенных на нее конституцией или
имперскими законами, президент империи может принудить ее к этому с помощью
вооруженной силы. Это положение было направлено не против реакционных сил,
которые пытались отделиться от Германии, а против революционного народа.
Социал-демократы откровенно заявляли: «Мы живем в переходное время… и ведь
случалось уже, что правительство одной из земель… выступало против
имперского правительства, имперских законов и временной конституции. Это
требовало имперской экзекуции». Все это говорило о том, что приходилось
считаться с применимостью ст.48. «Имперская экзекуция» была применена
президентом Эбертом в марте-апреле 1920г. против тюрингинских земель, в
которых возникла «угроза» перехода власти в руки рабочих Советов. В октябре
1923г. были выдвинуты вооруженные силы против рабочих Саксонии и Тюрингии
под предлогом использования ими государственных средств не по назначению.



Усиление централизации государственной власти.

Следующей характерной чертой государственной устройства Веймарской
республики являлось усиление централизации государственной власти и
управления при сохранении федералистических форм.
Ст.5 определяла, что «государственная власть осуществляется по
общеимперским делам органами империи на основании имперской конституции, а
по делам земель – органами земель на основании их конституций». Однако,
здесь надо отметить, что ст.13 устанавливала, что имперское право имеет
преимущество перед правом земель.
К вопросам исключительного ведения империи относились: внешние
сношения, вопросы гражданства и свободы передвижения, организация обороны,
монетное и таможенное дело, почта, телеграф, телефон, т.е. все жизненно
важные вопросы.
Веймарская конституция определила вопросы и конкурирующего права,
т.е. те вопросы, которые могли быть предметом законодательства и ведения
земель в случае, если центральные органы власти не использовали своих прав.
Это были вопросы, связанные с торговлей, банковским и биржевым делом,
путями сообщения, правом и судопроизводством, здравоохранением и
страхованием, промышленностью и горным делом, отчуждением и обобществлением
собственности, кино, дорожным строительством и т.д.
В следующую группу вопросов входили те, по которым имперские
власти издавать общие директивы обязательные для органов земель. Эти
положения затрагивали положение школ и религиозных обществ, прав
чиновников, землеустройства и т. д. (ст.10). В ст.9 отдельно оговаривалось
право охраны общественного порядка и безопасности.
Значительное сопротивление со стороны капиталистов и
землевладельцев южных земель, вызвала попытка ликвидировать резервные
права Баварии, Саксонии, Бадена, Гессена и др. земель на сбор особых пошлин
и налогов на предметы потребления. Этот вопрос был решен компромиссом,
согласно которому сбор пошлин на потребление переходил в ведение
имперского правительства (с.169), а оно было обязано «обеспечить землям
охрану их особых интересов в сельском хозяйстве, торговле, ремесле и
промышленности» (ст83).
Усилив централизацию законной власти, землям была предоставлена
автономия в вопросах управления и администрации: «имперские законы
приводятся в исполнение органами земель, если имперский закон не постановит
иначе» (ст.14).
Усиление компетенции центральных органов империи и отмена ряда
резервных прав государств, привело к тому, что Веймарская республика
сделала значительный шаг в вопросе унитаризации государства, но решение
данного вопроса не было доведено до конца. Буржуазные и социал-
демократические деятели объясняли это тем, что Германия еще «не созрела»
для полного единства. «Многие социал-демократические правители защищали,
несмотря на все платонические поклоны перед идеей национального единства,
партикулярные интересы с не меньшим рвением, чем это делали раньше
династии»[4]. Однако, во время, когда реакционные силы в первые недели
ноябрьской революции пребывали еще в растерянности, была возможность
добиться превращения Германии в унитарное государство.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Задачей Ноябрьской революции (которая решалась на фоне новой
всемирно-исторической эпохи перехода от капитализма к социализму) являлось
разрешение противоречий между миролюбивыми народными массами и силами
германского империализма и милитаризма, которые были ответственны за войну
и нищету в стране. Для этого было необходимо экспроприировать
империалистическую буржуазию, юнкерство, уничтожить милитаризм провести
демократизацию государственного строя и другие демократические
преобразования. Но Веймарская конституция оказалась слаба, т. к. была
сохранена монополистическая буржуазия и юнкерство, которые всегда были
оплотом реакционных монархических и националистических сил.
Хотя Веймарская конституция и превратила Германию в буржуазно-
парламентскую республику во главе с президентом, но подлинно единым
(унитарным) государством Германия не стала. Федеративность Германии была
строго дозированной и это наглядно проявлялось в разграничении вопросов,
находящихся в ведении империи и земель и в том, что конституция жестко
устанавливала, что «имперское право имеет преимущество над правом земель».
Также федеративность Веймарской республики характеризовалась:
- недобровольностью союза;
- неравноправием членов союза;
- усилением централизации государственной власти и управления.

Доминирующее положение в республике занимала Пруссия, на
территории которой проживало почти 2/3 населения и в рейхстаге она имела
2/5 голосов, так что ни одно решение не могло быть принято без ее согласия.
Хотя рейхстаг, как орган народного представительства, стоял на
первом месте среди верховных органов власти, его власть значительно была
урезана рейхсратом, который имел право «отсрочивающего вето» и мог
опротестовывать законы, принятые рейхстагом. При внесении в рейхстаг
законопроектов правительство обязано было предварительно согласовывать их с
рейхсратом. Противопоставить свою власть рейхстагу по ряду вопросов мог и
президент, власть которого многими чертами напоминала монархическую.
Президент мог распустить рейхстаг и назначить новые выборы.
Итак, в 1919г. Германия не стала подлинно унитарным государством,
а сама Веймарская республика по мнению германского историка В. Руге была
«временной», т.к. реальная власть с самого начала была не в руках народа,
как декларировала конституция, а в руках германских монополистов и их
политических уполномоченных, которые не чувствовали себя уверенно при
буржуазно-демократическом парламентарном строе.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Веймарской республики.



2. Л. В. Драбкин. Становление Веймарской республики. М., 1978.



3. Я. С. Овчинникова. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии
ФРГ. М., Издательство Московского университета. 1983.



4. Всеобщая история государства и права. Под редакцией К. И. Батыра, М.,
«Былина», 1995.
-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.17, с.272.
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.22, с.222.
[3] Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.35, с.270
[4] Ф. Стамфер «Конституция, рабочий класс и социализм» с. 134.





Реферат на тему: Государственные ценные бумаги


ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ



Кафедра финансов и учета



Реферат по дисциплине «Ценные бумаги и биржевое дело»
на тему « РФ»



Выполнила: студентка 4 курса, 401
группы
специальности 0610
Лукьянова Ю.С.


Проверил:



Саратов 2001


СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3
Глава 1. Долговые обязательства государства 5
§1.Выпуск и обращение облигаций местных органов власти 5
§2. Облигации федеральных органов исполнительной власти 8
§3.Облигации внутренних государственных займов 9
§4.Купономинальные долговые обязательства российского государства 10
§5. Казначейские обязательства 12
Глава 2. Тенденции развития перспективы рынка федеральных, субфедеральных и
муниципальных ценных бумаг в России 15
Заключение 19
Список использованной литературы 22

Введение

Рынок ценных бумаг в России существовал с того момента, как
натуральное хозяйство уступило место товарно-денежным отношениям. Продажа
товаров в кредит и рассрочку породила такое проявление ценных бумаг, как
долговая расписка, позже называемая вексель. Векселя скупались и
продавались.
С развитием капитализма в России возникла необходимость в привлечении
капитала на развитие промышленности, так как одних кредитов было
недостаточно, да и не всегда они были выгодны для промышленников, поэтому
возникла идея перенять такое проявление рынка ценных бумаг, давно
существовавшее на Западе в развитых капиталистических странах, как
акционирование, т.е. долевую собственность, это стало одним из возможных
источников финансирования промышленных и иных проектов которые не смог бы
финансировать Центральный Банк России и правительство.
Понятие Акционерного общества закрытого типа зародилось вместе с
понятием коллективной собственности, а точнее собственности нескольких
людей. Для создания и функционирования крупного предприятия уже было
недостаточно вложений одного человека, на это могли пойти только самые
крупные промышленники, остальные же искали себе партнеров для создания
дела, создавая предприятие с долевым участием нескольких людей как по
затратам, так и при распределении прибыли, при расширении дела никто не мог
быть принят в число партнеров без согласия на то остальных членов-
участников. В современном понятии это АОЗТ, столь распространенное сейчас в
нашей стране.
РЦБ развивался бы и дальше и, возможно, мы имели бы сейчас столь же
развитый и цивилизованный рынок, как рынок ценных бумаг развитых
капиталистических государств, если бы не столь резкое изменение
государственного устройства России после 1917 года, которое круто повернуло
ход его развития...
Переход нашей страны к рыночной экономике определил собой начало
нового этапа в развитии рынка ценных бумаг. До кризиса 17 августа
Государственная политика в отношении рынка ценных бумаг была следующей.
Условно все реформы можно разделить на три этапа:
На первом этапе, а он проходил с 1990-1992 год, происходило создание
предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и
рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось
формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг .
На втором этапе, это с 1993 – первая половина 1994 года фондовый
рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало, расцвет
и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством
в большом количестве и выдавались гражданам Российской федерации
бесплатно. А люди обменивали приватизационные чеки на акции приватизируемых
предприятий или продавали на биржевом и внебиржевом рынке. На отметить что
на этом этапе было слабо развита нормативная база по ценным бумагам, что
привело к появлению финансовых пирамид.
На третьем этапе, со второй половины 1994 и до сегодняшних дней.
Начался складываться новый фондовый рынок, на котором торговля ведется уже
акциями существующих российских акционерных обществ. Происходит
формирование основной нормативной базы, создаются органы по регулированию
рынка ценных бумаг (ФКЦБ), принимаются основополагающие законы («О рынке
ценных бумаг», «Об акционерных обществах»).



Глава 1. Долговые обязательства государства

В международной практике можно обнаружить самые различные виды долговых
обязательств государства: облигации, ноты, казначейские векселя,
сертификаты, консоли и т.п. Вместе с тем, большинство из них сводимо к
понятию "облигации", что соответствует отечественной фондовой традиции.
Исключение - золотые сертификаты конца 1993 года и казначейские
обязательства СССР, распространявшиеся среди населения на рубеже 90-х
годов. Все остальные ценные бумаги государства, выпускающиеся на протяжении
последних семидесяти лет - облигации. Поэтому при всем разнообразии
названий долговых ценных бумаг различных государств, наша практика
ориентируется на анализ облигаций:
- местных органов власти (муниципальных облигаций);
- федеральных органов исполнительной власти и специализированных
правительственных учреждений;
- внутренних и внешних государственных займов. учитывая при этом, что из
облигации можно легко сконструировать любую другую долговую ценную бумагу.
Дадим общую оценку понятия облигация. "Облигация - долгосрочное долговое
обязательство. Ценная бумага с фиксированным доходом, по которой эмитент
обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в определенный
момент в будущем или выплачивать проценты по полугодиям либо ежегодно. На
протяжении срока действия облигации проценты могут изменяться. Эмитентом
выступают государство, муниципалитеты или частные корпорации..."

§1.Выпуск и обращение облигаций местных органов власти

В качестве эмитентов указанных облигаций могут выступать органы власти
национально-государственных и административно-территориальных образований
Российской Федерации:
- область - республика;
- район - округ;
- город.
При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени,
например, от имени республики но и от лица ее министерств и ведомств.
В число рассматриваемы ценных бумаг могут быть также включены облигации,
гарантированные местными органами власти в части выполнения долговых
обязательств по ним.
Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного
внутреннего долга и, соответственно, на них не распространяются ограничения
и правила, установленные для долговых обязательств правительства.
Рассмотрим классификацию облигаций местных органов власти (их в
международной практике называют муниципальными облигациями).
Облигации под общее обязательство о погашении задолженности:
- облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство
погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается
общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем, в условиях
выпуска уточняется определение общей налоговой способности. Обычно
выпускаются для покупателя общего, переходящего из года в год дефицита
местного бюджета.
Облигации под общее обязательство с ограниченным покрытием по налоговой
способности:
- облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство
погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не
общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым
источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и
т.д.
Облигации под целевые поступления, к ним относятся целевые облигационные
займы на строительство конкретных объектов, доходы от которых будут идти на
погашение займа:
- облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами
от конкретного проекта (на реализацию направляются средства,
аккумулированные посредством облигационного займа). Например, строительство
аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских
портов (арендная плата за пользование терминалами).
Облигации могут выпускаться:
- на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от
которых будут направлены на их погашение;
- на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной
собственности.
Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается какая часть доходов
может быть направлена на погашение обязательств перед держателями
облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта,
приносящего доходы, его ремонт, модернизацию.
Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на
покрытие кассовых дефицитов бюджета:
- с целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают
краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:
а) за счет будущих налогов;
б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при
определении размеров налоговых платежей;
в) под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов;
г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной
собственности;
д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.
Также как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут
выпускаться:
именными и на предъявителя;
на любые сроки (в том числе сроком на один год);
без ограничений или с ограничениями по возможности обращения;
под залог имущества или без совершения залога (залог при выпуске
облигаций под доходы от конкретных объектов;
купонными и бескупонными;
в качестве серийных (погашение суммы внутри срока займа), так и
срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него);
с фиксированным и колеблющимся процентом;
отзывные и без права отзыва эмитентом;
с фондом погашения и без такового;
с правом обратной продажи и без таковой;
в качестве зеро-купонов;
с застрахованными обязательствами перед инвестором и без таковых;
с субординацией "по старшинству" и "меньшинству" различных выпусков
муниципальных облигаций.

Выпуск облигаций местными органами власти
Известны случаи выпуска местных облигационных займов даже в практике
СССР. Например, в марте 1929 года такой займ был выпущен московскими
властями на нужды школьного, больничного и коммунального строительства. В
настоящее время муниципальные займы являются крайне незначительными по
объему, что объясняется следующим причинами:
1) неустойчивость налоговой и иной доходной базы, как источника покрытия
обязательств по облигационным займам, хроническая дефицитность многих
местных бюджетов, финансовое нездоровье регионов;
2) покрытие значительной части местных расходов дотациями из вышестоящих
бюджетов (в этих условиях самофинансирование за счет выпуска местных
облигационных займов приведет к сокращению бесплатных дотаций "сверху");
3) высокая инфляция, делающая невозможным досрочные инвестиционные
проекты, моментально "съедающая" ресурсы, собранные через облигационный
займ;
4) нежелание местных властей брать на себя долговые инвестиционные
проекты, вместо безвозвратных, платные вместо бесплатных обязательства,
отсутствие на местах разработанных стратегий оздоровления региональных
бюджетов, низкий уровень квалификации персонала эмитента, незнание
технологий выпуска и обращения и т.д.
Определенное количество выпусков муниципальных займов все-таки
состоялось (Москва, Санкт-Петербург, Дольний Восток и т.д.). Имеющиеся
проекты муниципальных займов концентрируются на Москве и Санкт-Петербурге,
затрагивая прежде всего финансирование дефицита бюджета и развитие
жилищного строительства. Последние основаны на следующей схеме:
а) эмитент облигации - муниципальный орган власти;
б) облигация дает право на определенное количество жилой площади;
в) за счет аккумулятивных денежных средств осуществляется строительство
или реконструкция зданий, что исключает из этой схемы потребность в
средствах бюджета;
г) обязательства по облигациям погашаются предоставлением жилой площади;
д) уполномоченный банк осуществляет андерзайденг и брокерскую работу с
облигациями, одновременно ведя счет эмитентов и используя накапливаемые на
них средства для финансирования строительства;
е) облигационный займ обеспечивается имущественными гарантиями со
стороны держателей реальных служебных или жилых помещений, а также
финансовыми гарантиями.
§2. Облигации федеральных органов исполнительной власти
В международной практике широко используются подобные ценные бумаги.
Эмитентами подобных ценных бумаг могут быть:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) специализированные учреждения находящиеся в федеральной
собственности;
в) специализированные учреждения находящиеся в иной, чем федеральная,
собственности и пользующиеся финансовой поддержкой правительства в силу
выполнения ими социально значимых функций.
Цели эмиссии направлена:
на выполнение конкретных масштабных проектов, имеющих общественное
значение;
на выполнение национальных программ поддержки определенных групп
населения (студентов, ветеранов и т.п.), секторов экономики;
с целью финансовой поддержки кредитных институтов, ведущих социально
важные операции с недвижимостью и землей;
на привлечение финансовых источников в качестве ресурсной базы кредитных
инвесторов, имеющих общегосударственное значение;
на замещение бюджетных расходов, связанных с реструктурированием
терпящих бедствие отраслей, предприятий и кредитных институтов.
Виды облигаций, выпускаемых ведомствами, и подобных им ценных бумаг
(нот, векселей):
1. кратко-, средне- и долгосрочные, бессрочные;
2. гарантированные федеральным правительством, частично или
негарантированные;
3. застрахованные и незастрахованные специальным правительственным
учреждением;
4. имеющие или не имеющие обеспечение.
В российской практике долговые ценные бумаги, которые будут
гарантированны правительством Российской Федерации, будут входить в состав
государственного внутреннего долга РФ, и соответственно на условия их
выпуска и обращения будут накладываться ограничения. В остальном -
рассматриваемые облигации могут иметь все разновидности условий выпуска и
обращения, рассмотренные мной выше. Обычно данные облигации выпускаются как
безотзывные (практика США).
Кризис ссудо-сберегательной системы США осуществилась не средствами
бесплатного и безвозвратного финансирования, а за счет:
а) кредитов из бюджета;
б) за счет долгосрочного облигационного заимствования средств у публики.
Таким образом, удар по государственному бюджету, по финансовой системе
был смягчен во многом за счет средств самой публики.
Что касается российской практики, то облигаций федеральных органов
исполнительной власти и специализированных правительственных учреждений на
рынке нет. Хотя в выпуске таких ценных бумаг могли бы быть заинтересованы
Российский фонд федерального имущества, Российская финансовая корпорация,
Внешторгбанк РФ, Российский банк реконструкции и развития, Пенсионный фонд,
бывшие министерства и ведомства, действующие под именем "российских
акционерных обществ".
Вместе с тем, еще в 30-х годах ведомства активно прибегали к
индустриальным облигационным займам. После длительного перерыва в конце 80-
х, Внешэкономбанк выпустил на международный рынок несколько параллельно
обращающихся облигационных займов в европейских валютах.
§3.Облигации внутренних государственных займов
Основные виды внутренних облигационных займов принятые в международной
практике действуют уже значительный период времени. И анализ их
деятельности показал их значительное сходство в подходах, в видах
выпускаемых долговых обязательств, в финансовых потребностях государств,
финансируемых через облигации.
Что же касается российской практики, то подобное распределение
федеральных облигационных займов начало складываться лишь в 1994 году. Так,
облигационные займы, ориентированные в значительной мере на крупных
инвесторов:
краткосрочные:
а) государственные краткосрочные бескупонные облигации (на 3-6
месяцев, 1 год), выпускаемые с дисконтом, регулярными сериями;
б) золотые сертификаты (на один год), номиналом, равным десяти
килограммам золота;
среднесрочные:
а) внутренний валютный облигационный займ (сроком 1, 3, 6, 10 лет -
купонные облигации);
долгосрочные:
а) внутренний валютный облигационный займ (сроком на 15 лет - купонные
облигации);
б) облигации Государственного республиканского займа РСФСР на тридцать
лет.
Облигационные займы, ориентированные на мелких частных инвесторов:
- облигации Российского внутреннего выигрышного займа;
- облигации государственного целевого беспроцентного займа;
Разновидности облигаций внутренних государственных займов во многом
совпадают с классификацией муниципальных облигаций.
§4.Купономинальные долговые обязательства российского государства
Купонономинальные ценные бумаги в основном, предназначены для
инвесторов - юридических лиц, хотя в приобретении части из них может
участвовать и население.
Инвесторы могут свободно купить и продать эти облигации через главные
территориальные управления Банка России, которые не в праве отказать им в
совершении сделок по объявленным Банком России ценам. Последний котирует
займ на постоянной основе, объявляя цены покупки-продажи через свои
региональные учреждения.
Регистратором сделок, совершаемых инвесторами между собой, а также
платежными агентами (выплата процентов, погашение облигаций), также
выступает Банк России.
Аукционного первичного размещения среди инвесторов не проводилось,
дилерская продажа-скупка проводилась на основе двухсторонних котировок,
объявляемых центральным банком, центральный банк является также платежным
агентом и регистратором.
Ставка купона по данному облигационному займу равнялась 15%. Фактическая
доходность колебалась в 1992 - 1994 г.г. от 70 до 170% (цены покупки-
продажи, устанавливаемые Банком России, значительно ниже номинала,
например, 45 - 50% от его величины).
Моделью для выпуска этих долговых ценных бумаг послужили казначейские
векселя США. Центр, через который осуществляется первичное размещение и
вторичный оборот указанных облигаций, - Московская межбанковская биржа.
Московская межбанковская валютная биржа:
а) организованный рынок ГКО при их первичном размещении и вторичном
обороте;
б) депозитарий ГКО;
в) регистратор сделок;
г) расчетная система.
Платежным агентом Минфина по операциям с ГКО выступает Банк России,
используя при этом депозитарно-расчетную систему валютной биржи. Как
принято в международной практике, схема выпуска ГКО рассчитана на погашение
более ранних выпусков за счет средств, поступающих от последующих эмиссий
этих облигаций. У ГКО нет фиксированной ставки процента, доход по ним
выплачивается в виде разницы между номиналом и ценой, по которой инвестор
приобрел облигацию.
Необходимо заключить, что рынок ГКО в новейшей истории рынка ценных
бумаг в России имеет особое значение. Во-первых, это - первая массовая и
ликвидная ценная бумага организованного рынка, созданного за короткие
сроки, с использованием американского и шведского опыта, но отечественными
силами. Во-вторых, это - рынок, имеющий современную техническую и
технологическую базу, адекватную западным фондовым рынкам. В-третьих, это -
впервые созданная в России технология двойного непрерывного аукционного,
поддерживаемая массовым участием в рынке нескольких десятков банков-
дилеров. И, наконец, - это уникальный пример консолидации ресурсов
государства (Центральный банк РФ), частного сектора (Московская
межбанковская биржа) и усилий первого поколения специалистов фондового
рынка. Вместе с тем, несмотря на уникальное техническое и технологическое
значение, которое этот проект имеет для развития фондового рынка в России,
он в макроэкономическом смысле увеличил давление (в ряду других
государственных ценных бумаг) на денежные ресурсы частного сектора.


§5. Казначейские обязательства
Назначение этих ценных бумаг - секъюритизировать задолженность Минфина
РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска в том,
чтобы выплачивать эту задолженность не живыми деньгами, а процентными
долговыми бумагами, которые в свою очередь могут быть обращены в уплату
поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.
Казначейское обязательство - "это эмитируемая государством ценная бумага
или обязательство государства выплатить последнему держателю при соблюдении
определенных условий сумму номинала и проценты по ним. Казначейские
обязательства предназначены для погашения кредиторской задолженности
предприятия или обязательств по уплате налогов в бюджет".
При первичном размещении к номиналу Казначейских Обязательств (КО)
Минфин устанавливает процентную ставку. КО передаются только юридическим
лицам. Каждое КО имеет определенную серию со следующими параметрами: дата
выпуска, номер серии, объем выпуска, дата начала налогового освобождения,
дата начала размещения, дата начала погашения, дата окончания погашения,
ограничения. Выпускают КО в без документальной форме в виде записи на
счетах "депо" в уполномоченном депозитарии (банк-агент МФРФ). Выписка со
счета является подтверждением права собственности. Владелец КО может
выполнять следующие действия с этими ценными бумагами:
1) Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета
кредитора. При данной операции необходимо знать вид расчета. В глобальном
сертификате оговорены обязательные расчеты, которые могут проходить только
по номинальной цене. Все необязательные расчеты могут проходить по
договорной цене. При совершении расчетов необходимо знать количество нужных
расчетов, которые предусмотрены для данной серии ваших КО. Для
осуществления данной операции нужно, чтобы и у кредитора, и у дебитора был
открыт счет типа "депо" в банке-депозитарии, который обслуживает данную
серию КО. Для такой операции заполняется поручение по определенной форме.
2) Продажа КО юридическим и физическим лицам (резидентам). Операция не
имеет ограничений на необходимое количество индоссаментов, цена по этой
операции договорная.
3) Залог КО с целью получения кредита, с обязательной регистрацией в
банке-депозитарии.
4) Обмен КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный
бюджет. Для погашения задолженности перед федеральным бюджетом необходимо
знать дату налогового освобождения, которая указана в глобальном
сертификате.
5) Погашение КО. Используется формула расчета текущего курса КО, дата
погашения также указывается в глобальном сертификате. В данном случае на
счета последних держателей КО переводятся суммы, равные номинальной
стоимости КО плюс оговоренные при выпуске КО проценты. Если срок обращения
истек, а необходимое количество расчетов не набрано, то по заявлению
держателя ценной бумаги будет произведенное погашение КО. В бухгалтерском
учете имеются особенности отражения операций по КО в зависимости от
первичного или вторичного обращения. К первичному обращению относятся
операции, не получившие обязательное количество индоссаментов (расчетов), а
ко вторичному обращению - получившие обязательное количество расчетов.
Выпуск Казначейских обязательств
КО выпускаются как уже упоминалось выше в без документальной форме в
виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве
депозитариев, по соглашению с первыми держателями КО выбираются банки-
агенты Минфина России, отобранные в соответствии со сформулированными
правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и
имеющими депозитарий в качестве подразделения банка.
Параметры выпуска определяются в приказе Министерства финансов РФ и
фиксируются в глобальном сертификате, депонируемом в уполномоченном
депозитарии. Параметрами являются: дата выпуска, и пр. указанные выше.
Уполномоченные депозитарии на основе договора с Минфином России
открывают счет-депо первому держателю на весь выпуск, предоставленный
глобальным сертификатом, выданным от имени Министерства финансов РФ.
Держатели Казначейских обязательств открывают счета-депо в уполномоченных
депозитариях на основании собственных заявлений. Движение КО по счетам-депо
происходит на основании распорядительных документов в соответствии с
Регламентом уполномоченного депозитария. На основании перевода КО со счета
на счет держателям Казначейских Обязательств по их требованию выдаются со
счетов-депо, подтверждающие право владения тем или иным лицом
приобретенного им числа обязательств.
Обращение КО опускается в ограниченной и неограниченной формах. При
ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения КО
и накладываемые ограничения для владельцев обязательств "...Порядок
обращения КО и ограничения по обращению фиксируются в договоре Минфина
России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет
ответственность за контроль по целевому использованию КО.
К числу ограничений могут относится: обязательность расчета КО только с
целью погашения кредиторской задолженности, ограничение на право передачи
КО только юридическим лицам, минимальное число операций с учетом
вышеуказанных ограничений, ограничение по срокам учета и обмена на
налоговые освобождения."
Депозитарий на основании заключенного с Министерством финансов РФ
депозитарного договора контролирует, чтобы по каждому КО было осуществлено
оговоренное в депозитарном договоре количество операций по погашению
кредиторской задолженности. Только после этого КО свободно обращаются на
вторичном рынке.
По желанию владельца КО последние могут быть обменяны на налоговые
освобождения. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения фиксируются
в глобальном сертификате.
Таким образом, мир государственных ценных бумаг в России чрезвычайно
пестр и даже хаотичен. Их выпуск связан как с традиционными потребностями
бюджета в покрытии кассовых разрывов и долгосрочного дефицита, так и
экзотическими задачами (продажа казной золота на срок, секъюритизация
долгов потерпевшего банкротство государственного банка, замещение долговыми
ценными бумагами задолженности Минфина перед предприятиями и т.д.).
Единственное, что объединяет эти ценные бумаги - непомерный рост объема
выпуска государственных бумаг в сравнении с частным.


Глава 2. Тенденции развития перспективы рынка федеральных, субфедеральных и
муниципальных ценных бумаг в России

Начиная с 1994 г. долговые ценные бумаги стали широко использоваться как
альтернативный банковскому кредитованию способ заимствования финансовых
ресурсов, что было вызвано несколькими причинами. К ним относятся: рост
обязательств региональных и городских администраций по финансированию
экономики, социальной сферы, региональной и местной инфраструктуры на фоне
сокращения поступлений в бюджеты всех уровней; недостаточность денежной
массы относительно потребностей народного хозяйства; удорожание кредитных
ресурсов. Доля долговых ценных бумаг в общем объеме финансирования дефицита
региональных бюджетов непрерывно увеличивалась с 17,5% в 1994 г. до 50% в
1995— 1996 гг. и в 1997 г. достигла 71,9%.
В 1997 г. (по сравнению с 1996 г.) номинальная стоимость внутренних
выпусков облигаций субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возросла почти в 2,5 раза и составила 24,2 трлн руб. (без учета
деноминации). Крупнейшими эмитентами выступили наиболее развитые в
экономическом отношении Москва, С.-Петербург, республики Татарстан и Саха
(Якутия), Оренбургская и Омская области.
Эмиссия проходила в условиях стабильной конъюнктуры российского фондового
рынка, достаточно низкой инфляции (около 12% в год), роста ВВП на 0,4% и
увеличения промышленного производства на 1,9%. В 1997 г. субъекты РФ
впервые вышли на международный рынок заимствований.
Активность региональных органов власти в первой половине 1998 г. также
продолжала оставаться достаточно высокой, что говорит о значительном
потенциале роста капитализации рынка.
Существует два основных варианта первичного размещения облигационных
займов: первый — на публичных торгах по типу ГКО/ОФЗ, таких выпусков
большинство; второй — эксклюзивный, на закрытых тендерах или путем так
называемой закрытой подписки. В качестве характерных примеров можно
привести эксклюзивное размещение облигаций московского областного
облигационного займа 1997 г. и волгоградских областных долговых
обязательств.
По способам организации обращения ценных бумаг субъектов РФ выделяются три
формы функционирования рынка:
торговля на внебиржевом рынке, организующаяся основными дилерами — банками
и другими финансовыми институтами,
торговля на биржах в регионе-эмитенте;
торговля на крупнейших биржах страны, что фактически означает выход
эмитента на общероссийских фондовый рынок.
На протяжении 1994—1997 гг. нормальный вторичный рынок по основной массе
выпущенных займов практически отсутствовал.Лишь незначительное число
эмитентов, прежде всего Москва и С.-Петербург, предпринимали конкретные
действия для формирования вторичного рынка своих обязательств.
С начала 1997 г. развитие рынка и концентрация его участников в основном
происходили в финансовых центрах России. Это позволило значительно
облегчить доступ субъектов РФ и органов местного самоуправления к ресурсам
общероссийского фондового рынка и создало условия для более эффективной
организации заимствований. Первым эмитентом, разместившим свои бумаги в
финансовом центре России, стала Оренбургская область. Ее облигации были
реализованы на торговых площадках С.-Петербурга в апреле 1997 г.
В том же году в Москве были размещены займы Московской области, Республики
Татарстан, начались торги «сельскими» облигациями. В январе — мае 1998 г.
процесс концентрации рынка продолжился: в торговых биржевых системах Москвы
и С.-Петербурга обращались ценные бумаги восьми субъектов РФ.
Целенаправленное распространение ценных бумаг, ограниченное одним регионом,
осуществлялось, как правило, либо для целей финансирования конкретных
регионально значимых инвестиционных проектов области (мегаполиса), либо с
целью защиты инвесторов, функционирующих в нем. Обращение только в
конкретном городе или регионе было свойственно также долговым
обязательствам малоизвестных или слабых эмитентов. Здесь ключевую роль
играли такие объективные причины, как низкая инвестиционная
привлекательность и неудачно организованное размещение
До августа 1998 г. субфедеральные и муниципальные облигации, как правило,
своевременно и в полном объеме обслуживались и погашались.
Иначе обстояло дело только с «агрооблигациями». Это на сегодняшний день
наиболее яркий пример невыполнения субъектами РФ своих обязательств. Из 17
эмитентов, срок выплаты купонного дохода и погашения облигаций у которых
наступил до 1 июля 1998 г., т.е. последней отчетной даты перед 17 августа
1998 г., полностью рассчитались по своим долгам 8 субъектов РФ, частично —
3, не производили выплат 6 регионов. Доля не выполненных к этому моменту
обязательств составила 33% от общей суммы, подлежащей к уплате.
Сценарий подобного развития ситуации изначально был заложен в самой
концепции «агрооблигации», выпущенных под давлением Минфина РФ для
реструктуризации задолженности субъектов Федерации по товарному кредиту
1996 г. Реструктуризация проводилась без должного анализа возможностей
регионов погасить облигационные займы за счет собственных источников.
Согласно оценкам торгового агента Минфина РФ по «агрообли-гациям» — АКБ
«Международная финансовая компания» по состоянию на 1 июля 1998 г.
держателями 60—70% от их размещенного объема выступали иностранные
инвесторы. Это оказало сильное негативное воздействие на рынок региональных
долговых бу

Новинки рефератов ::

Реферат: План горных работ для улучшения проветривания выработок II блока шахты "Северная" (Технология)


Реферат: Культура: особенности и значение, взгляды и понятия (Культурология)


Реферат: Бизнес-план ООО "Цветик-семицветик" (Менеджмент)


Реферат: Концепция бесконечности и современная космология (Астрономия)


Реферат: Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха (Искусство и культура)


Реферат: Тенденции смертности в России (Социология)


Реферат: Система воспитания как условие становления личности (Социология)


Реферат: Анализ экономических показателей Японии 1960-1992 гг. Компьютерная подготовка в ГУУ. 2 курс. (Компьютеры)


Реферат: Образование древнерусской государственности (История)


Реферат: Техническая эксплуатация автомобилей. Расчет вероятности безотказной работы деталей ЦПГ (Технология)


Реферат: Комплексный проект урока (Педагогика)


Реферат: Методы политологических исследований (Контрольная) (Политология)


Реферат: Карамзин Н.М. и его "История ..." (Исторические личности)


Реферат: Многозубные инструменты (Технология)


Реферат: Сальвадор Дали (Искусство и культура)


Реферат: Казимир Малевич (Искусство и культура)


Реферат: Анализ финансового состояния предприятия (Финансы)


Реферат: Государство, право, мораль (Теория государства и права)


Реферат: Биологическая роль каротиноидов (Химия)


Реферат: Гетьман Іван Мазепа - державний та політичний діяч України (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист