GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Человек - венец природы (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Человек - венец природы (Педагогика)




ЧЕЛОВЕК - ВЕНЕЦ ПРИРОДЫ
Родился человек. Что можно сказать о нем сей час? С твердой уверенностью
можно определить, что мальчик или девочка, что физически это нормальный
ребенок или с отклонениями. Обо всем остальном скажет время. А пока
начинается жизнь. Но что же такое жизнь? Академическая формула жизни еще не
изобретена.
Многие люди говорят, что жизнь – это борьба противоречий. Очевидно, что
трактат можно взять за основу философской полемики, не отвергая и другие
определения, ведь животный и растительный мир тоже живут в борьбе
противоречий. Однако правильнее надо сказать, что это не жизнь, а
существование в борьбе противоречий. Главное отличие заключается в том, что
человека природа наделила разумом в отличие от всего остального мира. В
природе все предопределено: любые объекты возникают и развиваются по
незыблемым законам, которые люди должны изучать и понимать.
Наш малыш живет неразумной потребительской жизнью до тех пор, пока у него
не появятся эгоистические потребности. Он еще не говорит, но какие-то
потребности сумел понять, что капризами он может добиться того, что будет
взят на руки, его будут качать и напевать успокоительные песенки. В то
время важно определить, не болен ли он. Если это эгоистический каприз, то
надо посоветоваться с детским врачом, как это устранить, иначе всем будет
плохо - и ребенку, и родителям. Каприз будет развиваться и может в будущем
приобрести безобразные формы.
А жизнь тем временем продолжается, и родители обязаны воспитывать малыша в
духе высоких моральных качеств: человек обязан звучать гордо, прежде чем
уважать честь и достоинство других – научись уважать свое собственное
достоинство. Конечно, это благие пожелания, они вряд ли полностью
достижимы, но стремиться к этому надо. Это трудно, но только такое
воспитание дает наилучшие результаты. Гуманизм и доброжелательность более
эффективны, чем принуждение. В то же время провинности не должны оставаться
без осуждения, при этом унижения достоинства ребенка допускать нельзя.
Особым воспитательным стимулом является повседневное поведение воспитателя.
Если родитель воспитывает малыша по одним правилам, а сам ведет себя по
другим, результат будет отрицательным. Иногда родители не могут сдержать
своих эмоций и ведут себя непотребно. Ребенок все это видит и воспринимает
как должное, а потому все доброе и вечное, заложенное ранее, может быть
перечеркнуто.
Непредсказуемые времена наступят, когда станет ясно, что ребенок начинает
кое-что понимать. Поначалу он будет объяснимо требовать что захочет, а,
взрослея, будет придумывать изощренные условия, добиваясь удовлетворения
своих капризов. При определенных условиях это может продолжаться многие
десятилетия. Родители не имеют права идти на поводу и исполнять любые
капризы. В то же время родители не должны временами менять свою
воспитательную политику. Самое опасное деяние – не исполнить даже малейшее
обещание. Для ребенка это страшный удар, который он запомнит на всю жизнь,
и сам будет обманывать других в будущем. Из черных зерен не растут белые
цветы. С этого момента борьба противоречий будет продолжаться бесконечно,
но разум должен торжествовать. Воспитательный процесс не должен прерываться
и искажаться. Пьянствующие родители, ведущие разгульную жизнь, совершают
преступление, бросив детей на произвол судьбы. В этом случае воспитанием
займется улица, а это, как правило, приводит к печальным последствиям.
Сегодняшняя жизнь показывает, как люди становятся отбросами общества и
преступниками. Продолжаться долго это не будет. Наступит такой момент,
когда количество перейдет в качество и произойдет социальный взрыв.
Справедливости ради, надо сказать, что семейное воспитание не есть панацея
от всех жизненных перипетий, если оно не будет продолжаться в школе и в
учебных заведениях. Если в школе будет происходить одно, а дома другое, то
наступит пагубный диссонанс. И все-таки, надо понимать, что семейное
воспитание будет фундаментальной основой в любые времена, но без
государственной политики результат будет минимальным. В школе
обществоведение должно быть поднято на высокий уровень, иначе все остальные
меры не дадут должных результатов. Осуществимо ли это? Конечно да, если
власть имущие поймут жизненную необходимость воспитания, а больших затрат
это не потребует.
Все это элементарно и, казалось бы, вполне осуществимо, но реалии нашего
времени не всегда позволяют родителям плодотворно заниматься воспитанием. У
некоторых заботы о хлебе насущном иногда затмевают все остальное. Нищета и
нестабильность, обман и стяжательство, беззаконие и безотцовщина могут
свести на нет почти все воспитательные усилия. Государство из-за безденежья
не может улучшить условия народа. Как тут быть? Жизнь-то продолжается, а
воспитательных задач никто не отменял. Законы диалектики нам указывают, что
добро и зло сопровождают человека всю жизнь. Нужно постараться втолковать
ребенку, что жизнь человека желательно измерять не количеством прожитых
лет, а количеством дел добра, потому что он наделен разумом, а поэтому в
состоянии отделить хорошее от плохого.
Все это обязывает человека быть венцом природы и, вопреки всему, сеять
вечное и доброе во все времена. В противном случае мы придем к такому
положению, которое трудно обрисовать даже самыми черными красками.
Об этом нас предупреждает сегодняшний день.

Человек и природа в современной литературе. Чтобы себя и мир спасти, Нам
нужно, не теряя годы, Забыто все культы И ввести Непогрешимый культ
природы. В.Федоров. Я в мир пришел не свянуть, не смириться, Не утонуть во
тьме людских болот. Я жить хочу, но только - вольной птицей - И совершить
свой радостный полет. Н.Тряпкин. В русской литературе советского периода,
взаимоотношение человека с природой часто изображались в соответствии с
тезисом тургеневского Базарова "Природа не храм, а мастерская, и человек в
ней работник." Долгое время каждый с гордостью произносил: "Широка страна
моя родная, много в ней лесов, полей и рек... ". Так если много - значит ли
это, что природные богатства не надо беречь? Безусловно, люди сегодня
сильнее природы, и перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она
устоять не может. "Прощание с Матерой" - книга о том, что взаимоотношения
человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно
слова Родина, народ, родник, природа - одного корня. В повести образ Родины
неизменно связан с образом родной земли. Матера - это и остров, и древняя
деревенька с таким же названием, матера должна быть стерта с лица земли.
Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под
воду на вечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорят старуха
Дарья "Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай,
оголодела она. Однуе бы только Матеру?!" Другая жительница деревни - Анна,
как и все старики знает только свою родную Матеру, любит её и не хочет с
ней расставаться. По её мнению, самый большой грех на свете - это лишить
человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует "Кто ж старое
дерево пересаживает ?!" Символична та весть, которая побудила героев
активно действовать, принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как
своеобразный дух Матеры (живет он на острове, одному богу известно
сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: мертвых
грабят, наверно многой старухи могли бы старухи снести молча, безропотно,
но не это. Когда добрались они до расположенного за деревней кладбища,
работники санэпидемстанции "доканчивали свое дело стаскивая спиленные
тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем". Им и в голову не
приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище - нечто святое. Не зря
даже сдержанная Дарья, "задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила
одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: "А ты их
тут хоронил? Отец, мать, у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя,
поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит "."
Её поддерживает вся деревня... Эта сцена в повести дает повод для глубоких
размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она
заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться
потомки беря пример с нас. "Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности" писал еще Пушкин. Распутин, размышляя об этом,
показывает несколько Поколений. Получается, что чем дальше, тем связи
становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её,
Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А
внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет
сложности принять решение устроиться на строительсво плотины, из-за которой
и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память - это плохо, без
нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как
Андрей будут созедать разрушая и когда задумаются чего же в этом процессе
больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие как
Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскарее получить за него
денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созеданием: их
устраивает: что за разрушение платят деньги. Своеобразным символом
предупреждения нарисован новый поселок, куда должны передраться сельчане.
Поселок, хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то
несуразно, но по людски. Наверное и прощаться, в случае надобности с этим
поселком будет куда проще, чем с Матерой. А человек обязательно должен
чувствовать себя хозяином земли. Иначе зачем жить? "Если земля - территория
и только, то отношение к ней соответствующее. Землю - родную землю, Родину
- освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле - хозяева или
временные пришельцы: пришли, побыли, ни пршлого нам не нужно, ни будущего у
нас нет?" Такие размышления вызывает талантливая повесть В.Распутина.





Реферат на тему: Чернышевский

М ГЛ У



Р е ф е рат



П е дагогические идеи Н. Г. Чернышевского



1998 год



План реферата

1. Введение.

2. Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского.

3. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского.

а) состояние образования и школы
б) обучение и воспитание (его задачи и содержание)
в) о методах обучения и воспитания
г) дисциплина учащихся
д) учебники и книги для чтения
е) об учителе

4. Значение педагогической теории Н. Г. Чернышевского.

5. Заключение.

6. Библиографический список.



Введение

Николай Гаврилович Чернышевский вошел в историю развития
человеческой культуры как символ отваги, самоотверженности, преданности
делу.
В своих сочинениях Чернышевский отводил видное место
педагогическим вопросам, рассматривая их в неразрывной связи со своими
философскими и политическими воззрениями. Им были затронуты и освещены
многие общие и целый ряд совершенно конкретных вопросов обучения и
воспитания.
Н. Г. Чернышевский не оставил нам специальных трудов по теории
педагогики, однако в его сочинениях представлена цельная система
революционно - демократических взглядов по вопросам народного
образования, обучения и воспитания подрастающих поколений.
Цель данного реферата - на основе анализа работ Чернышевского
осветить основные положения его педагогической теории и тем самым
показать историческое значение педагогического наследия Н. Г.
Чернышевского.



Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского

Великий русский мыслитель и общественный деятель Николай Гаврилович
Чернышевский родился 24 июля 1828 года в г. Саратове в семье священника.

До 14-летнего возраста он воспитывался и обучался дома.
Чернышевский с ранних лет пристрастился к чтению и стал “пожирателем
книг”, каким оставался в течении всей своей жизни.
В 1842 году Чернышевский был определен для продолжения образования
в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики).
Не окончив полного курса обучения в духовной семинарии (духовная
карьера совершенно не привлекала Чернышевского) он в 1846 году уехал в
Петербург. Блестяще сдав вступительные экзамены, он был зачислен
студентом университета.
По окончании университета в июне 1850 года Чернышевский вернулся в
Саратов и с января 1851 года начал работать преподавателем словесности в
гимназии.
Весной 1853 года Чернышевский вступил в брак с дочерью саратовского
врача Ольгой Сократовной Васильевой.
Скоро после женитьбы вместе с молодой женой он переехал в
Петербург.
Осенью 1853 года Чернышевский начал сдавать экзамены, а к концу
года в основном была готова и диссертация на тему “Эстетическое
отношение искусства к действительности”.
Диссертация звала работников искусства к справедливому отражению в
их произведениях действительной жизни. Она звала к активной борьбе со
всем тем, что омрачало жизнь народа. / Смирнов В. З. Педагогические идеи
Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова -М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 5-
11/.
С 1854 г. Чернышевский становится редактором журнала “Современник”
. В своих научных работах, литературно - критических статьях много
внимания он уделял вопросам образования, воспитания и школьного
обучения. В работах Чернышевского содержались основные положения
революционно-демократической педагогики, представлявшей собой вершину
педагогической мысли домарксова периода. В них давался ответ по таким
кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи
воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и
разделении труда умственного и физического, роль наследственности и
среды в формировании личности, биологическое и социальное развитие
человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и
дижакточеские принципы построения школьного обучения и др. / Егоров С.
Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России -М.: Просвещение,
1986. - С. 179-180/.
7 июля 1862 года Чернышевский был арестован по обвинению в
противогосударственной деятельности. 7 февраля 1864 года сенат
приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на
каторжные работы в рудниках сроком 14 лет, а затем поселить в Сибири
навсегда.
В 1889 году благодаря усиленным хлопотам сына Чернышевскому
разрешено было вернуться в Саратов.
Переехав в родной город, он почувствовал прилив сил и стал питать
надежду на то, что ему удастся развернуть большую творческую
деятельность, создать ряд новых работ. Но этой надежде не суждено было
осуществится. 17 октября 1889 года на 61-м году жизни перестало биться
сердце пламенного патриота, борца за свободу и счастье трудового народа,
великого мыслителя и революционера Николая Гавриловича Чернышевского. /
Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 18-28/.



Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского

Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием идей В.
Г. Белинского и А. И. Герцена, а также немецкой классической философии,
особенно Л. Фейербаха. Свои теоретические воззрения Чернышевский
целиком подчинял делу борьбы за освобождение трудящихся от рабства. Из
всех утопистов он наиболее близко подошел к научному социализму, свои
надежды возлагал на революцию. Его утопический социализм был тесно
связан с революционным демократизмом. /Константинов Н. А., Медынский Е.
Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982. - C.204/.
Чернышевский развивал дальше свои теоретические воззрения по
сравнению с Белинским и Герценом. Он давал более глубокое
материалистическое и диалектическое обоснование педагогической теории.
Чернышевский прямо говорил: все, что существует, есть материя, без
материи нет и не может быть сознания.
Чернышевский (как и Добролюбов) исходил из идеи единства
человеческого организма и психической деятельности человека. Вместе с
тем он прекрасно понимал, что такое единство не исключает, а
предполагает конкретные различия между ними. “На человека надобно
смотреть как на одно существо , имеющее только одну натуру, чтобы не
разрывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным
натурам” - говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С.,
Кирпичникова Е. Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970.
-С. 118/.
После общей характеристики теоретического воззрения
Чернышевского перейдем к раскрытию его конкретных педагогических идей.


Состояние образования и школы

Обращаясь к воспитанию как к одному из главнейших факторов ,
обуславливающих развитие и формирование человеческой личности,
Чернышевский с особой силой отмечал то неблагополучие в области
воспитания, которое наблюдалось в условиях самодержавно-крепостнического
строя в России, те пороки , какими была проникнута “просветительная”
политика правительства крепостников и официальная система воспитания. /
Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 41/.
Касаясь состояния грамотности в России, в статье “Суеверие и
правила логики” он с болью в душе писал: “В целой Западной Европе ,
имеющей около 200 миллионов жителей (в России тогда насчитывалось 65-70
миллионов ), не найдется столько безграмотных людей , как в одной нашей
родине ” / НГ Чернышевский , Полн. Собр. Соч., т. 5, ГИХЛ, 1950, стр.
695./.
К тому же, говорил Чернышевский далее , большинство грамотных в
городах. Значит, какая же безграмотность , тьма-тьмущая в деревнях
среди трудового крестьянства.
Где же причина такого тяжелого положения с грамотностью? В той же
статье Чернышевский указывал, что есть люди, которые пытаются отыскать
причину этого неблагополучия в природе русского человека. В
действительности , утверждал Чернышевский, наблюдается как раз обратное,
именно чрезвычайно сильное стремление в народе к просвещению, “но
обстоятельства (и учреждения) слишком не благоприятствуют его
осуществлению”.
Те же мысли Чернышевский продолжал развивать и в статье “Ясная
поляна”, когда касался “недоумения” Л.Н. Толстого по поводу того , что
“народ постоянно противодействует тем усилиям, которые употребляет для
его образования общество и правительство“. Приведу цитату. “Кроме того,
что иногда (очень редко) случается упорное сопротивление со стороны
народа образованию, по какой-нибудь случайной ошибке народа или его
просветителей, есть еще один факт, который мог бы ввести редакцию “Ясной
поляны” в заблуждение насчет существенных отношений народа к
образованию. Этот факт уже не исключительный, а общий, и проходит через
всю историю просвещения. Он состоит в то, что когда кто бы то ни был , -
сам ли народ, т. е. , большинство простолюдинов, - образованное ли
общество, правительство ли задумает какую-нибудь реформу в народном
образовании , реформа на первых порах встречает более или менее сильную
оппозицию , - но не исключительно в народе, а точно так же и в
образованном обществе (если ею занимается оно) и в некоторых членах
самого правительства (если реформу задумает правительство).”/
Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. -М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР,
1940. -C. 158/.
То есть Чернышевский хотел сказать что, во-первых, народ никогда не
против образования, что если наблюдается подобное отношение к
образованию со стороны отдельных лиц, то на основе этого нельзя делать
обобщений и судить о народе в целом; во-вторых, когда крестьяне не
посылают своих детей в школу , если она есть поблизости, то не в силу
якобы врожденного консерватизма в их натуре, а в силу своей материальной
необеспеченности.
Что же касается способов обучения, то они , по характеристике
Чернышевского, стояли на таком низком уровне , что мало чем отличались
от дрессировки, вследствие чего убивали в детях любознательность,
притупляли их ум и заглушали всякое малейшее проявление
самостоятельности детского мышления.
Неудовлетворительное состояние школьного преподавания, по его
мнению в значительной степени объяснялось отсталостью педагогической
теории и реакционной сущностью официальной педагогики , являвшейся
теоретической основой современной ему системы обучения. Но главную,
основную причину он видел в неблагоприятных обстоятельствах , который
тормозили развитие просвещения в целом. Под этими обстоятельствами
подразумевались социально-экономические условия крепостной России. /
Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 44-47/.


Обучение и воспитание (его задачи и содержание)

Очень существенным является вопрос о задачах воспитания.
Предшественники Чернышевского - Радищев, Белинский и Герцен - выдвигали
идею подготовки человека - борца, революционера. Эта идея горячо
поддерживалась Чернышевским и получила свое выражение в сформулированной
им цели воспитания, сводившейся к тому, чтобы подготовлять человека,
всегда думающего об общей пользе, активного участника в “гражданских
делах”.
Идеал человека, активного общественного деятеля, Чернышевскому
представлялся как личность высоко идейная и всесторонне развитая в
физическом и духовном отношениях.
Требование о всестороннем развитии личности, по Чернышевскому,
диктуется двумя обстоятельствами: во-первых, правильным ,
материалистическим взглядом на природу человека как на единое,
неразделенное целое двух присущих ей сторон: телесной и духовной, и, во-
вторых , правильно понятыми “настоятельными жизненными потребностями”.
Надо сказать, что самую главную общую жизненную потребность
Чернышевский видел в том, чтобы каждый человек в полную меру своих сил и
способностей мог трудиться, мог приносить максимум пользы общему благу.
Руководствуясь общей задачей - всестороннего развития человека,
Чернышевский выдвигает некоторые требования к общеобразовательной школе
. В частности он говорил что школа должна позаботиться о том , чтобы
всем содержанием и организацией своей работы, всеми разнообразными
средствами содействовать всемерному укреплению и развитию физических сил
и здоровья учащихся и сделать их вполне образованными людьми.
Чернышевский очень строго подходил к отбору и содержанию учебных
предметов. Он считал что отбор предметов должен происходить опираясь на
современное состояние науки и настоящие, а не кажущиеся потребности
современной жизни.
Как материалист Чернышевский очень высоко оценивал роль и значение
естественных наук . Он рассматривал их как могучее средство воспитания
правильных представлений о явлениях окружающей природы , как средство
борьбы с суевериями и предрассудками.
Но при всей высокой оценке наук о природе, Чернышевский
первостепенную роль отводил все же наукам о человеке. Среди наук о
человеке на первый план он ставил родной язык, литературу и историю.
“Изучить родной язык необходимо это не подлежит спору, - писал
Чернышевский в статье “Высший курс русской грамматики , составленный
Владимиром Стоюниным” . - Но с какой целью и в каком направлении должен
каждый из них изучать его?” - спрашивал он и тут же отвечал: “ Конечно,
для того, чтоб уметь употреблять его для выражения своих мыслей”.
Разумеется , свои мысли надо уметь выражать устно и письменно и вполне
грамотно. И в этом отношении очень важная роль принадлежит грамматике.
Но для того чтобы учащиеся общеобразовательной средней школы
овладели родным языком в такой степени, чтобы могли свободно
пользоваться им для устного и письменного выражения своих мыслей, притом
для вполне грамотного выражения, нужно ли изучать целый ряд
филологических тонкостей: законы родного языка, его историческое
развитие и место и т.д. Чернышевский придерживался в этом вопросе
отрицательной точки зрения.
В решении задач эстетического воспитания Чернышевский отводил особо
видное место художественной литературе и музыке.
Прекрасное и красота в человеке, писал Чернышевский, немыслимы без
представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека.
Среди средств физического воспитания Чернышевский отводил видное место
ежедневно проводимым физическим упражнениям, а также прогулкам.
Физические упражнения и другие средства развития и закаливания
организма он расценивал положительно и с точки зрения воспитания воли. /
Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 53-66/.


О методах обучения и воспитания

В методике учебной работы Чернышевский придает решающее значение
развитию мысли. Уметь думать , самостоятельным путем добывать знания,
формировать свое мировоззрение - вот, что интересует Чернышевского.
Чернышевский как и Добролюбов, придает большое значение воспитанию.
Чернышевский пишет: “Разве воспитание не нужная вещь , и даже более,
разве оно не неизбежно необходимо?”. Воспитывать - это значит
воздействовать на мысль, чувство и волю, которые взаимосвязаны.
Воспитывать во время обучения вовсе не обозначает прибегать к
патетическим речам, декламации и т. д. Само познание доставляет большой
материал чувству. Познание просветляет не только ум, но и сердце,
оживляя и радуя.
“Однако одного воспитания мало. Оно должно дополняться
самовоспитанием и самообразованием. Чернышевский рекомендовал своим
детям широко заниматься самовоспитанием и самообразованием. Мы
приобретаем знания не только из школы, но и из жизни, из дружеских
разговоров, из порядочных книг, в числе которых школьных книг нет” -
говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е.
Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970. -С. 130 - 137/.
Среди разнообразных методов и приемов обучения Чернышевский
видное место отводил живому слову учителя, беседе и самостоятельной
работе учащихся. “ Если наши дети хотят быть людьми в самом деле
образованными , они должны приобретать образование самостоятельными
знаниями”, - писал Чернышевский.
Самостоятельные занятия оценивались им очень высоко по ряду
причин. В них Чернышевский видел не только средство закрепления, но и
расширения того круга знаний, какой получали учащиеся от устного
изложения материала учителем и вообще в школе. В них он видел и одно из
важных средств развития самостоятельного мышления учащихся, а также
привития навыков и умения самостоятельно работать над повышением уровня
своих знаний.
Процесс обучения является т процессом воспитания. Эту мысль
Чернышевский подчеркивал неоднократно. Своей практикой он показал, что
это достигается путем тщательного отбора материала для каждого
очередного занятия, подбора таких фактов и всяких иных данных, которые
даже без особых комментариев заставляют учащихся думать в определенном
направлении, помогают поднимать и укреплять определенные убеждения и
нравственные чувства. Он показал, как в процессе преподавания при помощи
фиксирования внимания на главном, наиболее существенном, и других
приемов достигается вместе с образовательной и воспитательная цель. /
Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 66-68/.


Дисциплина учащихся

Вопрос о школьной дисциплине и телесных наказаниях занимал одно из
видных мест в педагогической теории на протяжении многих веков.
Чернышевский не оставил без внимания этот и этот вопрос. Он не выступил
по этому вопросу с обстоятельной статьей, как это сделал Добролюбов. Он
ограничился отдельными , правда , довольно определенными, замечаниями на
этот счет в некоторых своих работах (“Ясная поляна”, “Статья в
“Земледельческой газете”...”, ” Собрание чудес...”, “Очерк научных
понятий ...” и др.). Он говорил, что мелочные шалости детей - пустяки,
что они не могут служить для квалификации поведения учащихся как
недисциплинированного , что не угрозы, не насилия и различные наказания,
а удовлетворение здоровой любознательности детей , привлекательная
постановка обучения, пример педагога и другие средства должны служить
основанием школьной дисциплины. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н.
Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.
68 - 69/.
В заключении приведу цитату из работы Чернышевского “Очерк научных
понятий по некоторым вопросам всеобщей истории”. “Нет надобности ни в
каком насилии для того , чтобы дети и подрастающие юноши или девушки
развивались именно так , как желают старшие: у них самих есть очень
сильное стремление к этому; для воспитания их нужно не принуждение, а
только доброжелательное содействие тому, чего сами они желают; не
мешайте детям становиться умными , честными людьми - таково основное
требование нынешней педагогики; насколько умеете, помогайте их развитию,
прибавляет она , но знайте, что меньше вреда им будет от недостатка
содействия, чем от насилия; если вы не умеете действовать на них иначе,
как принуждением, то лучше для них будет оставаться вовсе без вашего
содействия, чем получать его в принудительной форме”./ Чернышевский Н.
Г. Избранные педагогические высказывания. -М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940. -C. 192/.


Учебники и книги для чтения

В занятиях учащихся вообще и в самостоятельном (внеклассном) чтении
в особенности огромная роль принадлежит книге. Отмечая это, Чернышевский
обращал внимание на тот факт, что большинство учебников и книг для
чтения, которыми пользовалась тогда школа, являлось неудовлетворительным
, зачастую явно порочным.
Главные недостатки и пороки большинства учебников и книг для чтения
заключалось, по мнению Чернышевского, в том, что, во-первых, они были
пусты, бессодержательны, во-вторых, они были насыщены нравственными
сентенциями , имеющими своей целью укрепить в детях ложную, вредную
верноподданническую мораль; в-третьих, события и факты освещались в них
часто искаженно и, как правило, языком сухим или слишком водянистым, но
тоже бесцветным.
Более или менее удовлетворительных книг, официально
рекомендованных, было крайне мало. К ним Чернышевский относил, например,
“Руководство начальной геометрии” Остроградского, которое , по его
мнению, отличалось тем, что содержание материала соответствовало
современному уровню науки, что изложено оно ясно и стройно.
Само собой понятно, что новое образование нуждалось в новых
учебниках и книгах для чтения. С точки зрения Чернышевского, учебники и
книги для детского и юношеского чтения должны отличаться новым идейным
содержанием. По цензурным условиям он не мог прямо и откровенно
говорить, что это означало. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г.
Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.
69-70/.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что по мнению Чернышевского
учебники и книги для чтения, независимо от того, какой предмет явление
или событие освещают, не должны допускать какого бы то ни было
отступления от истины.
Много внимания уделял Чернышевский языку учебников и детских книг.
Он осуждал всякие ненужные длинноты, фигурные выражения, всякую
неточность в выражениях, а также допускаемые иногда под предлогом
доступности упрощенство и вульгаризацию литературного языка.
В учебниках и книгах для чтения каждое событие, каждый факт,
каждое имя должны, по Чернышевскому, занять то место, какое по праву
принадлежит им в науке, в жизни. Создание новых учебников и книг для
чтения, охватывающих различные области знания - дело очень важное и
полезное, но довольно сложное и не всякому автору доступное.
Чернышевский считал, что успех в этом деле могу обеспечить те люди,
которые имеют твердые и непогрешимые убеждения, в совершенстве владеют
своим предметом, хорошо понимают педагогическое назначение своего труда
и умеют писать грамотно, интересно, просто и доступно для детей. / Там
же. - С. 71-72/.


Об учителе

Чернышевский хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники,
книги для чтения и другие средства обучения (и воспитания), все же
главную роль играет учитель. В своих сочинениях он посвятил немало
прекрасных строк раскрытию назначения и характера педагогического труда,
тех качеств, которыми с его точки зрения, должен обладать учитель, и,
наконец, защите материально-правового положения учителя, особенно
сельского.
Предмет и задачи педагогического труда очень сложны и ответственны.
Выполнить эти задачи по-настоящему сможет только хороший учитель, т. е.
такой, который имеет высокие и обширные познания (общие и специальные) и
по своим общечеловеческим качествам является тем, кем хочет сделать
своего воспитанника , или по крайней мере искренно и всеми силами к
этому стремится. Если всякому порядочному работнику, то тем более
учителю надо непременно знать ученика, уважать в нем человека и никогда
не пользоваться негуманными мерами воздействия на него.
Чернышевский придавал большое значение педагогическому мастерству
учителя. Он хотел, чтобы каждый учитель думал и работал в том
направлении дабы в каждом своем занятии обеспечить такой уровень
совершенства как со стороны содержания, так и со стороны формы, когда
все учащиеся занимаются с интересом, непринужденно и с охотой, когда
всякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой.
Обучение и воспитание подрастающего поколения является главной, но
не единственной обязанностью учителя. Чернышевский считал, что учитель,
правильно понявший свое назначение, как деятель, призванный всеми своими
силами и способностями служить благу родины и народа, не может
ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в
свободное от этих занятий время распространению знаний и просвещения
среди населения.
На своем примере работы в Саратовской гимназии он показал, что
учитель должен быть не только педагогом, но и просветителем. Помимо
классных и внеклассных занятий с гимназистами, он выступал перед
взрослой аудиторией с докладами и лекциями на разнообразные темы, он
пытался и в условиях суровой царской цензуры распространять полезные
знания и передовые идеи.
Чернышевский настаивал на изменении отношения к учителю, на
коренном улучшении его материального и правового положения и, наконец на
предоставлении ему как можно большей самостоятельности в проводимых с
детьми занятиях. Он был враг всего того, что сковывало здоровую
творческую инициативу учителя. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г.
Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.
72 - 74/.



Значение педагогической теории Чернышевского

Чернышевский (и Добролюбов) развил педагогические взгляды
Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-
демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно
разработал учение о содержании и методике учебной и воспитательной
работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании
самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности
сознательной дисциплины и многое другое. Педагогическое наследие
революционных демократов по своей идейно-политической направленности и
научному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграло
выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую систему
воспитания и обучения.
Революционно-демократические педагогические мысли Чернышевского
оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного
образования в России. Многое из этого педагогического наследия не
потеряло актуального значения и для нашего времени. /Константинов Н. А.,
Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение,
1982. - C.215/.



Заключение

Педагогическое наследие Н. Г. Чернышевского - ценный вклад в
золотой фонд передовой русской и мировой педагогики. По своей
политической остроте, свежести мысли, научной глубине и революционно-
демократической направленности оно стояло на самой высокой ступени в
домарксистский период в истории педагогики.
В работах Чернышевского содержались основные положения
революционно-демократической педагогики. В них давался ответ по таким
кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи
воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и
разделение труда умственного и физического, роль наследственности и
среды в формировании личности, биологическое и социальное в развитии
человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и
дидактические принципы построения школьного учебника и др.
Педагогическое наследие Чернышевского сыграло выдающуюся роль в
истории борьбы прогрессивных сил человечества за передовую, наиболее
совершенную систему воспитания, за ее высоко гуманные основы.



РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 332 группы технологического факультета
Иванова Юрия Владимировича
по философии и истории образования на тему:
“Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского”.

Прочитав данный реферат, можно с уверенностью сказать, что Иванов
Ю.В. довольно серьезно отнесся к раскрытию данной ему темы.
Реферат имеет подробный план, основное внимание в котором уделяется
теме реферата, а именно педагогическим идеям Н. Г. Чернышевского.
Иванов Ю. В. начинает свой реферат с введения и краткой
биографической справки в которой он описывает некоторые важные события
жизни Чернышевского. Следующий пункт плана полностью посвящен
раскрываемой теме. Этот пункт состоит и нескольких подпунктов каждый из
которых посвящен отдельному вопросу педагогической теории Чернышевского.
Надо сказать, что некоторые вопросы раскрыты Ивановым очень подробно и
умело (“Состояние образования в школе”, “О методах обучения и
воспитания”, “Об учителе”), а некоторые немного недоработаны (“Учебники
и книги для чтения”, “Дисциплина учащихся” ).
По ходу изложения темы Иванов Ю. В. делает ссылки на литературные
источники список которых приведен в конце реферата.
В некоторых местах реферата Иванов обобщает сказанное и делает свои
выводы, что свидетельствует о глубоком и тщательном изучении им данной
темы.
В заключительной части реферата Иванов Ю.В. излагает важность и
историческое значение педагогического наследия Чернышевского и подводит
итоги.
По мнению рецензента реферат написан логично, стройно, не содержит
ничего лишнего, тема раскрыта полностью. Реферат заслуживает отличной
оценки.



Рецензент



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое
издательство министерства просвещения РСФСР, 1957.


2. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. -М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР,
1940.


3. Анисов М. И. Источники изучения истории педагогики в России. - М.:
Московский государственный заочный педагогический институт, 1991.


4. Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Н., История педагогики и
современность. Ленинград, 1970.


5. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.
-М.: Просвещение, 1982.


6. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России -М.:
Просвещение, 1986.







Новинки рефератов ::

Реферат: Обязательное медицинское страхование в России (Страхование)


Реферат: Билеты по геометрии (11 класс) (Математика)


Реферат: Сюрреалистическое искусство Сальвадора Дали (Искусство и культура)


Реферат: Николай Второй Александрович (Исторические личности)


Реферат: М.А. Булгаков и его роман "Мастер и Маргарита" (Литература)


Реферат: Вопросы для социологического исследования (Социология)


Реферат: Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Органицизм в русской социологии XIX века (Социология)


Реферат: Получение взятки (Уголовное право и процесс)


Реферат: Прогнозирование и планирование развития социальной сферы (Социология)


Реферат: Учет и анализ оплаты труда (на примере ООО "Меравит") (Бухгалтерский учет)


Реферат: Возбуждение уголовного дела (Уголовное право и процесс)


Реферат: Учет уставного капитала (Бухгалтерский учет)


Реферат: Моделирование экологических проблем и способов их решений на уроках химии (Педагогика)


Реферат: Автоматизированная система управления комбината Белшина (Программирование)


Реферат: Трудовое воспитание младших школьников (Педагогика)


Реферат: Педагогическая система К. Д. Ушинского (Педагогика)


Реферат: Архитектуры AppleTalk и ArcNet (Программирование)


Реферат: Май 9 число (Журналистика)


Реферат: Пилотируемые орбитальные комплексы серии "Салют" ( Космонавтика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист