GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Институт гражданства РФ (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Институт гражданства РФ (Гражданское право и процесс)


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и принципы гражданства 6
Российской Федерации 6
1.1 Общие положения по гражданству 6
1.2 Развитие законодательства о гражданстве
Российской Федерации 8
1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей
с 18 лет 13
1.4 Основные принципы гражданства 15
1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства 22
1.6 Гражданство Российской Федерации 28
и гражданство ее субъектов 28
Глава 2. Основания и порядок приобретения 38
и прекращения гражданства Российской Федерации 38
2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных
лиц. 46
2.2 Прекращение гражданства 49
Глава 3. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве
РФ 51
Заключение 57
Список использованной литературы 61


Введение


Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема
гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит
образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и
Белоруссии). В данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института
гражданства, его актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы,
особенности и тонкости данного правового института.
Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а
равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых
государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических
Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации имеет
огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм
гражданства.
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица,
определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то
общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего
объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также
защита его государством, где бы он ни находился [15, c. 5].
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в
доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих
странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав
человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов
в области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека в
Совете Европы австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает,
что, хотя в современном международном праве и нет специальной нормы,
которая признавала бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем
не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие (conditio
sine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип
равенства [16, c. 12].
Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной
правосубъектности лица.
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией
Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28
ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы
СССР "О гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая
1990 года "О порядке введения в действие Закона СССР" "О гражданстве СССР"
и другие нормативные акты.
Сейчас на основе Закона "О гражданстве Российской Федерации Указом
Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от
27 декабря 1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов
гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по
вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации,
регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах.
Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм,
регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к
основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское
законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые
до этого не были освещены в союзных законах.
Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как
распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны,
так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав,
свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем
государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с
государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных
прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции
взаимоотношений личности и государства.
Этот новый подход означает признание человека и государства
равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной
ответственностью.
В ходе написания данной дипломной работы мною предполагалось
использование целого ряда литературы, касающейся института гражданства
Российской Федерации, но, к сожалению, пришлось воспользоваться теми
немногочисленными источниками, которые мне удалось обнаружить. В ходе
работы я в большей степени опирался на Конституцию Российской Федерации,
Законы Российской Федерации, Постановления Государственной Думы,
Распоряжения Правительства и комментарии к ним, а также газетные и
журнальные публикации. Несмотря на практическое отсутствие
специализированной литературы об институте гражданства, в подготовке данной
работы мне большую помощь оказала работа Авакьяна С.А. «Гражданство в
Российской Федерации».

Глава 1. Понятие и принципы гражданства


Российской Федерации



1.1 Общие положения по гражданству


В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов
- Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы
государственной власти и системы местного самоуправления, немаловажное
место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса
личности. По Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и
свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность государства" [1, c. 4]. Основы
правового статуса человека и. гражданина отражают, прежде всего,
взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя
принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него.
Гражданство является тем необходимым условием, которое является
обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и
мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от
государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных
условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации,
находящимися за её пределами. То есть гражданство есть устойчивая правовая
связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных
прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении
достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином
государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то
лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и
составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется
защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и
обязуется исполнять его законы.
Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет
порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и
прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в
настоящее время является Закон Российской Федерации "О гражданстве
Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, вступивший в силу с 6 февраля
1992 года и дополненный затем рядом нормативных актов.


1.2 Развитие законодательства о гражданстве


Российской Федерации


Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства
о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для
этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных
сторон отношений гражданства.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем
законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных
начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических
государств того времени, на юридическом равенстве подданных.
В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с
особым правовым статусом:
1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:
а) дворяне; б) духовные лица; в) городские обыватели г) сельские обыватели;
2) инородцы;
3) финляндские обыватели.
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило
на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния
(дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали
бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица
податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С
принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство
связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК
об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.
В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия
и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные
организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и
наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее
для всего населения России наименование — граждан Российской Республики.
1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского
гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев,
проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный
комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство
иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского
съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате
прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории
Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия
предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые
проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или
к трудовому крестьянству.
С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7,
Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для
граждан союзных республик.
К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное
законодательство в области союзного гражданства в отношении прав
иностранцев».
29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В
соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК
союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство
исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими
советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов,
принятых до Конституции СССР 1924 года; не возвратившиеся из-за границы;
лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о
гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей
Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР
13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был
введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и
было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года.
Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного
гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица
гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с
гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР,
признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его
принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило,
что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах
которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по
происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может
избрать гражданство, этой республики.
В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в
гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР
осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той
союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных
республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан,
проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.
Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР,
но и президиумами ЦИК союзных республик.
Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и
крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались
всеми политическими правами граждан СССР.
Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства
СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян,
проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев,
пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за
революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в
связи с вступлением в брак.
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись
по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР
или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на
территории СССР
Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип
единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР
законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.
В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19
августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя
сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он
установил, что гражданами СССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября
1917 г, в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского
гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в
установленном законом порядке.
Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались
лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение
оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение
политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и
порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные
вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного
Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма
советского союзного государства.
В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с
решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР И восстановления
в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О
порядке приобретения гражданства


1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей


с 18 лет


Так как гражданство подразумевает под собой определенные права и
обязанности то по действующей Конституции "гражданин Российской Федерации
может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет" [1, c.
7]. Гражданин Российской Федерации вступает в различные общественные
отношения во всех областях гражданской, политической, экономической,
социальной и культурной жизни, и отсюда вытекают его определенные
соответственные права и обязанности. Возможность самостоятельно
осуществлять свои права и обязанности соответствует положению действующего
законодательства о наступлении Гражданского совершеннолетия с достижения 18-
летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью
дееспособным. Способность гражданина своими действиями приобретать
гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности возникает в
полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18
летнего возраста. Дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять
следующие права: заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать
доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему
возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет
самостоятельно и ответственность за свои действия.
Гражданство, сам факт его, человек приобретает с рождения, но те
условия, которые вытекают из гражданства, то есть те права и обязанности,
которые человека делают полноправным гражданином, наступают с 18 лет, но
при этом в Законе сделано исключение. В тех случаях, когда в соответствии с
законодательством допускается вступление в брак до достижения 18-летнего
возраста, гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени
вступления в брак.
Возраст гражданского совершеннолетия может не совпадать с возможностью
осуществлять политические права, которые приобретаются на основании других
статей Конституции и избирательных законов. Например, депутатом
Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации по
достижении им 21 года, а для избрания президентом необходимо достичь
возраста 35 лет. Гражданское совершеннолетие не совпадает с трудовым,
которое определено трудовым законодательством.
Дееспособность не является естественным свойством человека. Возраст
гражданского совершеннолетия определяется законом и отличается в разных
правовых системах. В последнее время за рубежом наблюдаются тенденции
снижению этого возраста.
Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин осознает
значение и предвидит последствия своих действий, в том числе и негативные,
которые связаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением
взятых на себя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного
опыта, поэтому закон связывает наступление дееспособности в полном объеме
не только с достижением определенного возраста, но и психологическим
здоровьем. По мнению многих ученых, наступление совершеннолетия должно быть
на более позднем этапе развития человека, его психологии, но возраст 18 лет
закреплен в Конституции Российской Федерации, и споры по этой проблеме
носят закрытый характер.


1.4 Основные принципы гражданства


Каждый человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право
на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами
независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его
по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть
разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и
обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует
всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным
меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи
собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех,
граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для
многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две
основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и
свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на
территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным
образом касается политических прав. Только граждане Российской Федерации
могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане
обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности. 80-е годы
во многих европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по
мере усиления процессов интеграции все более четко обозначается
либерализация оснований приема в гражданство, нарду с этим снимаются
ограничения, и расширяется объем прав иностранцев.
В скандинавских странах (за исключением Финляндии) по законам о
гражданстве конца 70-х начала 80-х годов иностранцам предоставляются
некоторые политические права. В Дании, например, иностранец, проживший
здесь 3 года, пользуется активным и пассивным избирательным правом при
выборе коммунальных органов; пользуются иностранцы и свободой выражения
мнений. Однако свободы собраний и объединений предоставляются только
гражданам.
Демократический принцип, провозглашенный в действующей Конституции,
является своеобразной гарантией свободного использования российским
гражданином его прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может
быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству".

Хотя принудительная высылка российских граждан за пределы России как
мера наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом, в практике
иногда наблюдались случаи принудительной высылки российских граждан за
пределы России. Так был выслан, например, писатель Александр Исаевич
Солженицын. Отсутствие в ранее действовавшей Конституции прямого запрета
высылки давало властям возможность действовать произвольно.
Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы
России, полностью соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав
человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и
возвращаться в свою страну (ч. 2 ст.27).
Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника
государством, на территории которого он находится, другому государству в
целях привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в
исполнение вынесенного там приговора, вопрос о выдаче российского
гражданина возникает обычно в случаях, когда такой гражданин, совершив
преступление за границей, возвращается на родину.
Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских
граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или
международным договором, но в настоящей нынешней Конституции никаких
исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны
выдаваться другому государству.
Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала
ранее действовавшая конституция, не было принято, и международные договоры,
заключенные Россией выдачу другому государству российских граждан не
предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи
содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого
просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную
норму содержит Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 года о правовой помощи
по гражданским, семейным и уголовным делам (пока не вступила в силу).
Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено
на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной
ответственности. За совершенные за границей преступления российский
гражданин не будет отвечать в России по российским законам. Согласно
договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся
государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в
соответствии со своим законодательством уголовное преследование против
своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на
территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны
возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых
в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего
государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное
преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении
преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.
Кроме того, в Законе о Гражданстве говорится о том, что "никто не
может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство"
[4, c. 23]. Эта норма имеет для нашего общества и его граждан
принципиальное значение, ибо исключает из будущего возможность
использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования
политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно
для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории.
Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась к тому же
применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан.
Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами
о правах человека. Так уже выше упомянутая Всеобща декларация прав человека
в статье 15 устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен
гражданства; в Международной Конвенции о сокращении без гражданства
говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое лишение
делает его апатридом (ст.8 п.1); в ст. 3 Дополнительного протокола N 4 к
Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод содержится
специальная норма о запрете высылки с территории государства, гражданином
которого он является. Аналогичные запреты можно найти помимо упомянутых
источников в конституциях многих государств (ФРГ, ст.16, Испания, ст. II
п.2) и законах о гражданстве (Англия, закон о гражданстве 1985 года).
Отказавшись от этого антидемократичного института, российский
законодатель тем самым привел наше законодательство в соответствии с
общепризнанными нормами международного права. Попутно заметим, что
следовало бы сделать и следующий шаг в этом направлении: определении на
уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан.
Кроме вышеизложенного, гражданин Российской Федерации находится под
защитой государства не только на территории самого государства, но и за его
пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей
проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей.
Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в
защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в
командировки, по контрактам, по частным делам и тому подобное.
Государственные органы, дипломатические представительства и
консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны:
во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена
возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными
законодательством государства их пребывания, международным договорам
Российской Федерации, международными обычаями; во-вторых, защищать их права
и охраняемые законом интересы; в третьих, при необходимости принимать меры
для восстановления нарушенных прав российских граждан.
Функции дипломатических представительств Российской Федерации
определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, а
функции консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях
1963 года. Действует также Консульский устав 1976 года. Россией заключены и
многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.
К функциям дипломатического представительства относятся, в частности,
защита интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах,
допускаемых международным правом. Посольство может консультировать своих
граждан по возникающим у них вопросам делать запросы по поводу защиты
интересов граждан, заявлять протесты и делать представления властям страны
пребывания. Консул ведет учет постоянно и временно прибывающих в его
консульском округе российских граждан, имеет право производить усыновление
детей, состоящих в гражданстве России и проживающих вне её пределов,
принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его
округе несовершеннолетними российскими гражданами, к охране имущества,
оставшегося после смерти российского гражданина и так далее. Консул следит,
чтобы в отношении арестованного по подозрению в совершении преступления или
отбывающего наказание в виде лишения свободы российского гражданина
соблюдались законы государства пребывания и международные договоры,
заключенные Россией с этим государством; обязан посещать российских
граждан, находящихся в местах заключения. Он вправе представлять российских
граждан в судах и других учреждениях представлять российских граждан в
судах и других учреждениях страны пребывания. Консул выдает российским
гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы
на выезд в Россию.
Если меры, принятые дипломатическими представительствами или
консульскими учреждениями, не приводят к положительным результатам, для
защиты интересов своих граждан Российской Федерации могут быть предприняты
и иные вытекающие из международного права шаги.
Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие
государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. В Законе о
гражданстве Российской Федерации поощряется принятие гражданства Российской
Федерации лицами без гражданства, и не препятствует приобретению ими иного
гражданства, кроме того, существует положение о сохранении гражданства
Российской Федерации лицами, проживающими за её пределами, по которым
гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами, не прекращает
российского гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака
гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству
Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства, но если
один из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение
гражданства другого супруга.


1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства


Кроме этих принципов в институте гражданства существует принцип
двойного гражданства.
Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами
разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок
может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей
или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе
замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать
гражданству своего мужа"
До последнего времени российское гражданство стояло на позиции
непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда
российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству
иностранного государства и фактически становился лицом с двойным
гражданством, законодательство рассматривало его только как российского
гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве
от 28 ноября 1991 года.
Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство
иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих
случаев:
- если такую возможность предусматривает федеральный закон
- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение
вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо.
Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь
одновременно гражданство, другого государства, с которым имеется
соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному
Конституцией обязательному условию - наличие международного договора -
Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.

Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62,
должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств
иметь одновременно гражданство обоих этих государств
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства
российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает,
что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не
признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает
действовать.
Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства
при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой
страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это
предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское
гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим
законодательством он будет рассматриваться только как российский гражданин.
Двойное гражданство будет за ним признано в России лишь, если с иностранным
государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет
международный договор.
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного
государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух
гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться
законам обоих. Это касается, например, военной службы.
Факт двойного гражданства "не умаляет прав и свобод российского
гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского
законодательства". Однако допускается, что федеральным законом или
международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то
или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих
из факта двойного гражданства.
Всё это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о
некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года,
лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из
государств, гражданином которого он является, как его гражданин.
Двойное гражданство проверяется компетентными органами. В связи со
скандалом вокруг назначения заместителем Секретаря Совета Безопасность
Российской Федерации Березовского и его двойного гражданства
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила
поручить Министерству внутренних дел Российской Федерации проверить наличие
двойного гражданства у граждан Российской Федерации, занимающих
государственные должности; дать согласие на проверку наличия двойного
гражданства у депутатов Государственной Думы, предложить Министерству
внутренних дел Российской Федерации сообщить о результатах проверки в
Государственную Думу до 1 апреля 1997 года [10, c. 38].
Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской
Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации,
имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть
ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться
от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России
иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны
признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к
гражданству иностранного государства. Определение иностранных граждан как
лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющие доказательства
принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в
статье 1 действующего в России Закона "О правовом положении иностранных
граждан в СССР" от 24 июня 1981 года, не может действовать в полной мере в
связи с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким
доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их
документы.
Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие
подданством иностранного государства.
Лица без гражданства - это такие лица, которые, не являясь российскими
гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству
другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека,
провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство
стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её
территории лиц.
В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права
Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без
гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е.
устанавливает для этих лиц "национальный режим". Этот режим предоставлялся
им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания
действует в полной мере, если федеральным законом или международным
договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от
национального режима, в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения
по сравнению с правами российских граждан, могут быть, согласно
Конституции, установлены только федеральным законом или международным
договором. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо
других актах неправомерно.
Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации
законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным
государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин.
Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности российских граждан
(например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются
отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским
гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные
должности - судьи, прокурора, нотариуса и так далее, право участвовать в
референдумах и т.п.)
Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в упомянутом
Законе о правовом положении иностранных граждан от 24 июня 1981 года, в
частности, в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения,
пребывания на территории нашей страны, административной и уголовной
ответственности.
Специальные правила российского законодательства установлены для
отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов,
пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей
иностранных кораблей и самолетов и т.п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам
национального режима с принципом взаимности, он предоставляется в России
независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем
иностранном государстве иностранцы, а значит и российские граждане. В то же
время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются
только российских граждан, в отличие от других иностранцев, то есть носит
дискриминационный характер, правительством России могут быть установлены, в
соответствии со ст.3 Закона о правовом положении иностранных граждан,
реторсии.
Принцип почетного гражданства закреплен в статье 8: "лицу, не
являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги
перед Российской Федерацией или мировым сообществом, может быть с его
согласия предоставлено почетное гражданство Российской Федерации" [5, c.
39]. За заслуги в области науки и техники, охране здоровья населения, в
области экономики, финансовой деятельности, искусства, в области культуры и
других, почетное гражданство Российской Федерации предоставляется
Президентом и, кроме того, по Положению о почетном гражданстве Российской
Федерации, почетные граждане пользуются правами граждан Российской
Федерации.
Таким образом, рассмотрев общие положения Закона о гражданстве, мы
рассмотрели основные и наиболее важные принципы, связанные с гражданством.
Они исходят из признания общечеловеческих ценностей, означают признание
человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами,
наделенными взаимной ответственностью.


1.6 Гражданство Российской Федерации


и гражданство ее субъектов


В рамках правовой государственности и государственной целостности
Российской Федерации институт единого гражданства имеет важное
теоретическое и практическое значение. Эта значимость усиливается тем
обстоятельством, что между федеральным и республиканским законодательствами
по вопросам гражданства имеются противоречия, несогласованность. Такое
положение вещей, в частности, можно показать на примере Республики
Башкортостан, проследив общую тенденцию развития гражданства РФ и ее
субъектов.
Прежде всего, следует отметить, что на правовую регламентацию
гражданства РФ и ее субъектов непосредственно повлияли Декларация о
государственном суверенитете Российской Федерации и Декларации о
государственном суверенитете республик (бывших автономий), а также
денонсация Договора об образовании СССР и подписание Федеративного
договора, образование Содружества независимых Государств, изменение
правового статуса национально-государственных образований, административно-
территориальных единиц и национально-территориальных объединений в
Российской Федерации.
К числу обстоятельств, обусловивших новые взаимоотношения РФ и ее
субъектов, следует отнести и определение гражданства РФ на основе
международных стандартов, в частности в свете Всеобщей декларации прав
человека и Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской
Федерации, принятой 22 ноября 1991 г. Положения последней стали основой
прав и свобод человека и гражданина Конституции РФ, а в законодательстве
некоторых субъектов Федерации они не нашли четкого закрепления. Так, в ст.
69 Конституции Республики Башкортостан гражданство определено на основе
национального суверенитета без учета прав многонационального парода,
предусмотренных ст. 3 той же Конституции [20, c. 21].
На современном этапе гражданство РФ и ее субъектов определяется
неодинаково. Во-первых, в теории конституционного права ранее
разрабатывалась двухуровневая концепция единого гражданства РФ и ее
субъектов, 'что в настоящее время нашло отражение в законодательстве
Калмыкии. Спорность такой концепции очевидна, так как в субъектах Федерации
существуют различные социально-правовые факторы. Во-вторых, принцип единого
гражданства РФ и ее субъектов определяет содержание законодательства о
гражданстве Российской Федерации, Бурятии, Коми и Удмуртии. В-третьих, в
период государственного и конституционного строительства в субъектах РФ
сложилось "двойное гражданство", например в Башкортостане, а также
гражданство ассоциированного члена РФ, как в Республике Татарстан.
В силу изменившихся экономико-политических условий в регионах РФ и
согласно заключенным договорам между РФ и ее субъектами (Татарстан,
Башкортостан)- видимо, допустимо формирование своего гражданства в
республиках, и не имеет значения, как оно будет строиться - в виде единого
гражданства, двухуровневого или трехуровневого, двойного или тройного
гражданства при условии, если в субъектах Федерации для всех граждан (как
граждан РФ, так и граждан субъектов Федерации) будут обеспечены одинаковые
социально-экономические и политико-правовые условия.
Со дня становления РФ и до распада СССР в РФ было единое гражданство.
Существовавшее утверждение о том, что в СССР было тройное гражданство
(гражданство СССР, гражданство РСФСР (союзных республик) и гражданство
автономных республик) на практике не имело существенного значения, так как,
в частности, от имени РСФСР (в том числе и ее автономных республик) во всех
сферах жизни (внутри страны и за рубежом), как правило, выступал СССР со
своим единым гражданством.
В целом же можно признать, что возможности определения своего
гражданства в РФ и ее субъектах впервые закладывались в Федеративном
договоре, ибо бывшие автономные республики признаны самостоятельными
субъектами, а некоторые из них после оглашения своих Деклараций о
суверенитете ставили вопрос о целесообразности становления их членами
Содружества Независимых Государств (Республика Башкортостан) и даже
субъектами международного права (Республика Татарстан).
Между тем те субъекты РФ, которые уравнивали себя в правовом положении
с РФ в целом, четко не уяснили отличительных особенностей Российской
Федерации, которые выражались в многонациональном характере
государственного суверенитета и единстве ее государственной власти. Ведь
Российская Федерация представляла интересы всех субъектов РФ в
международных отношениях и в деятельности Содружества Независимых
Государств. В отличие от РФ ее субъекты есть национально-государственные
образования в рамках единой Федерации. Иными словами, национальный
суверенитет у них выступает формой государственного суверенитета, а
содержание государственного суверенитета республик как субъектов Федерации
определяется их многонациональным народом. Здесь же следует подчеркнуть.
что в отличие от предыдущей новая Конституция РФ 1993 г. предусматривает
единые механизмы и гарантии осуществления прав граждан РФ и ее субъектов.
Так, в области политики они проявляются в идеологическом многообразии; в
экономической сфере — в различных формах собственности, конкуренции и
свободе экономической деятельности; в социальной - в свободном развитии
человека, гарантиях социальной - защиты; в правовой области - во взаимной
ответственности государства и граждан
Концептуальной основой единого гражданства РФ и ее субъектов является
народовластие Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям
(народностям) выражает сущность гражданства РФ. Отсюда и вытекает принцип
единого гражданства РФ, который закреплен в ст. 6 Конституции РФ. В ней
гражданство Российской Федерации признается единым и равным независимо от
оснований приобретения.
Принцип единого российского гражданства выражается в общности
принципов экономической, политической, социальной, правовой систем
российского законодательства и законодательства республик в составе РФ. Он
означает: "...Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в
составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики" [1, c. 17]. В
соответствии с принципом федерализма и принципом единого и равного
гражданства на территории России граждане РФ, проживающие на территории
края, области, автономной области, автономного округа, являются
одновременно гражданами РФ. Данное положение наряду с Законом "О
гражданстве" следовало бы также закрепить и в ст. 6 Конституции РФ.
На мой взгляд, гражданство - это политико-правовая принадлежность лиц
государству, являющемуся самостоятельным субъектом международного права.
Республики в составе РФ обладают ограниченной международной
правосубъектностью. А государство, признанное суверенным в рамках
международного сообщества, защищает права и законные интересы граждан как
внутри страны, так и за ее пределами. Именно такой смысл вложен в ст. 62
Конституции РФ и ст. 3 Закона РФ "О гражданстве",
С этих позиций не совсем оправданно конституционное положение
отдельных субъектов Федерации, предусматривающее двойное гражданство, как,
например, это установлено в ст. 22 Конституции Республики Башкортостан.
Характерно, что в ней нет записи о том, что граждане РФ являются гражданами
Республики Башкортостан. С учетом того, что в Республике Башкортостан нет
Закона о гражданстве РБ, выходит, что по ст. 22 Конституции РБ граждане РФ
и РБ не имеют правовой основы для своей защиты.
Спорность определения гражданства субъектов РФ вытекает из
Федеративного договора и п. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все
субъекты РФ равноправны в своих взаимоотношениях с федеральными органами.
Значит, следует уточнить определение гражданства во всех трех типах
субъектов РФ. Но это вряд ли возможно: во-первых, субъекты имеют разные
правовые статусы, и их равноправие достигается по линии взаимоотношений с
федеральными органами государственной власти; во-вторых, все граждане
субъектов Федерации являются гражданами РФ.
Целесообразность единого гражданства РФ можно было бы обосновать и
тем, что в рамках единой Федерации не должно быть двойного гражданства в
виде гражданства РФ и гражданства ее субъектов, как бы они ни определялись.
Лица, проживающие на территории субъектов Федерации России, оставаясь
гражданами РФ, признаются (на основе регистрации) жителями села, поселка,
деревни, района, города, области, края, округа и республики. Для получения
каких-то экономических, социальных, правовых и иных льгот следовало бы
предусмотреть срок проживания на определенной территории, скажем, как это
предусмотрено во Франции и США - 5 лет, в Англии и Норвегии — 7 лет, в
Испании — 10 лет и т.д. Цена оседлости, если прибегнуть к такому сравнению,
соответствовала бы ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12
Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 27
Конституции РФ к Закону РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации" от 25 июня 1993 г. Представляется вполне достаточным
подтверждение о принадлежности к гражданству РФ для решения своих социально-
бытовых вопросов. Этому способствует и ускоренный, сокращенный порядок
приема граждан РФ по линии миграционной службы, который установлен в
Законах РФ "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993
г.
Важность единого гражданства Российской федерации тем более значима,
что в республиках РФ экономические условия могут быть иными, чем в
Российской Федерации в целом. Так, например, в Конституции Республики
Башкортостан не предусматривается частная собственность на землю. В ней
также исключена возможность использования земли и других природных ресурсов
как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей
территории. Если бы аналогичные положения предусматривались в
соответствующих статьях Конституции Республики Башкортостан, все ее жители
могли бы получать такие же материальные блага, как и работники металлургии,
угольной, нефтяной промышленности.
Утверждение отдельных государствоведов о том, что признание
суверенности народа, по имени которого названа республика, создано
"искусственно", не отражает и политических аспектов гражданства в субъектах
Российской Федерации.
Что касается Республики Башкортостан, то фактически существует
противоречие между ст. 69 и ст. 3 ее Конституции, что говорит о
необходимости устранения соответствующего пробела в конституционном
законодательстве. В частности, многонациональный народ Республики
Башкортостан, который является "носителем суверенитета и единственным
источником государственной власти в Республике Башкортостан" (ст. 3
Конституции РБ), как бы лишен права образования государственности, так как
"Республика Башкортостан образована в результате реализации права
башкирской нации на самоопределение" (ст. 69 Конституции РБ) [20, с. 23].
В целях исключения разделения "коренных" наций и "несуверенных"
народов при определении гражданства в ст. 69 Конституции Республики
Башкортостан следовало бы предусмотреть положение об осуществлении
неотъемлемого права башкирской нации, всего народа республики на
самоопределение, подобно положению Декларации о государственном
суверенитете Республики Татарстан. Тем более Республика Башкортостан по
сути не является однонациональной республикой. В ней прожинают более 4 млн.
человек, в том числе башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы,
мордва, удмурты. Следует также учесть и то, что за 1992-1994 годы в РБ
прибыло свыше 40 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев из Узбекистана,
Таджикистана, Казахстана, Прибалтики и Чечни, причем граждане разных
национальностей.
Как отмечалось выше, необходимость правового обеспечения единого
гражданства на территории Российской Федерации предполагает принятие в
Республике Башкортостан Закона о гражданстве, который в настоящее время
пока отсутствует. В то же время Верховным Сонетом Республики со дня
принятия Декларации о государственном суверенитете Башкортостана (октябрь
1990 г.) принято 165 законов и 13 республиканских кодексов
Оставление в ведении Республики Башкортостан вопросов гражданства,
регламентируемых в Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан
"О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Башкортостан" от 3 августа 1994 г.,
выглядит противоречиво. Согласно п. 8 ст. 71 Конституции РФ Российская
Федерация регулирует и защищает права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации. Указанное противоречие следует устранить, если
Республика Башкортостан, как вытекает из названного выше Договора, тоже
добивается регулирования вопросов своего гражданства.
В согласовании нуждается также законодательство РФ и РБ в плане
статуса беженцев и вынужденных переселенцев, трудовой миграции, в том числе
и иностранной рабочей силы. Например, в Законе РФ "О гражданстве" в
отношении вынужденных переселенцев предусмотрены льготы в обеспечении их
жилищно-бытовыми условиями. Однако предусмотренные льготы не названы в
Жилищном кодексе Республики Башкортостан.
Достаточно много проблем возникает по реализации Указа Президента РФ
"О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей
силы" от 16 декабря 1993 г.
Четкое определение единого российского гражданства и гражданства
субъектов РФ диктуется и реализацией Соглашения о помощи беженцам,
вынужденным переселенцам, подписанного главами государств Азербайджана,
Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении и
Узбекистана. Речь идет о финансировании строительства предварительного
пункта приема беженцев и вынужденных переселенцев, определении пособий не
только социально незащищенным, но и всем указанным лицам, а также о
компенсациях за оставленное имущество на территории других государств.
В плане правовой обеспеченности единого гражданства РФ нуждается в
изучении и вопрос о целесообразности создания самостоятельной судебной
системы Республики Башкортостан. Согласно приложению к Федеративному
договору от 31 марта 1992 г. и постановлению Верховного Совета Республики
Башкортостан "О судебной реформе в Республике Башкортостан" от 29 февраля
1992 г. в Республике Башкортостан создается самостоятельная судебная
система. Характерно, что суды Республики Башкортостан руководствуются
уголовным и гражданским законодательствами Российской Федерации, а решения
и приговоры выносят именем Республики Башкортостан. Недопустимость
обжалования решений, приговоров судебных органов Республики Башкортостан
может привести к нарушению конституционных прав и свобод граждан Российской
Федерации, проживающих на территории Башкортостана. Здесь следует учесть
два момента: во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены Федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ); во-вторых, по
Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994
г. вопросы судоустройства находятся в ведении РФ. Если будет законодательно
закреплена самостоятельная судебная система РБ, то должны быть очерчены
объекты разграничения прав граждан РФ, проживающих на территории РБ, и прав
граждан самой РБ.
В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, взаимоотношения
РФ и ее субъектов по регламентации гражданства должны формироваться или на
основе федерализма, или же на конфедеративных началах. Особенности
конституций субъектов Федерации толкают федерацию к унитаризму. Может быть,
в дальнейшем следовало бы определить нашу федерацию по типу СССР, на
принципах экономической интеграции в рамках СНГ.
Если во взаимоотношениях Российской Федерации и ее субъектов строго
придерживаться федеративных отношений, то законодательство Республики
Башкортостан и остальных субъектов Федерации по проблемам гражданства
должно быть приведено в соответствие с Законом РФ "О гражданстве" при
помощи конституционных судов РФ и ее субъектов, Государственно-правового
управления при Президенте РФ и соответствующего органа в ее субъектах после
проведения социально-правовой экспертизы конституционных положений как РФ,
так и ее субъектов, в том числе Договора РФ и РБ от 3 августа 1994 г. Эти
организационно-правовые и процессуально - правовые меры должны быть
осуществлены на основе компетенции Федерального Собрания.


Глава 2. Основания и порядок приобретения


и прекращения гражданства Российской Федерации


Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как
широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы
подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные
советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен
тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и тем не
менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и
после Второй мировой войны.
Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор
всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство.
В Законе о гражданстве Российской Федерации устанавливается, что
гражданство приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению;
в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в
результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем
выбора (оптации); ж) по иным основаниям, предусмотренным данным законом
[15, c. 28].
Перечень оснований отличается от устанавливаемых прежним союзным
законодательством.
При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации
применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в
поставе Российской Федерации, международные договора Российской Федерации,
бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года
Российского государства, действовавшие на момент наступления
обстоятельства, с которым связывается принадлежность лица к гражданству
Российской Федерации.
А теперь более подробно стоит рассмотреть основания приобретения
гражданства.
В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации гражданами
РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на
территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона, если в
течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании
состоять в гражданстве Российской Федерации. Отсутствие оговорки о
возможности заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации
означало бы нарушение прав человека, принудительное зачисление лица в
корпус граждан Российской Федерации вопреки его представлениям о своем
гражданстве, не расходящемся о правовыми установлениями по этому вопросу.
Кроме того, гражданами Российской Федерации считают бывших граждан
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,
возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона
Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (6 февраля 1992
года), не имеющих подтверждения приобретения гражданства Российской
Федерации в результате признания, и продолжающих проживать на территории
Российской Федерации на законных основаниях. Оформление документов и
принадлежности к гражданству производится при их личном волеизъявлении.
Для решения вопросов, связанных с приобретением гражданства в порядке
регистрации, восстановления в гражданстве,, имеет значение порядок
определения гражданства лиц, родившихся 30 декабря 1922 года и позднее
утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве
Российской Федерации по рождению, если родились на территории Рос

Новинки рефератов ::

Реферат: Врубель (Искусство и культура)


Реферат: Возникновение и развитие науки химии (Химия)


Реферат: Институты государственной власти в России (Политология)


Реферат: Ремонт и обслуживание СВЧ печей (Радиоэлектроника)


Реферат: Битники и хиппи - история движения (Музыка)


Реферат: Гражданско-правовое регулирование залога (Гражданское право и процесс)


Реферат: Основы социокультурного проектирования (Социология)


Реферат: Империя. Российская империя (История)


Реферат: Германская мифология и ее культурное влияние (Культурология)


Реферат: Современная физическая картина мира (Физика)


Реферат: Шпаргалки (Финансы)


Реферат: Социальный портрет российского фермера (Сельское хозяйство)


Реферат: Рембрандт (Искусство и культура)


Реферат: Битва під Москвою (История)


Реферат: Образование русского централизованного государства (14 - начало 16 вв.) (История)


Реферат: Провал внутрішньої і зовнішньої політики російського царизму в роки Першої світової війни. Лютнева 1917 року революція в Росії та її історичне значення (История)


Реферат: Государственный экологический контроль (Право)


Реферат: Органы местного самоуправления (Государство и право)


Реферат: Роль долговременной памяти в формировании орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка (Педагогика)


Реферат: Понятие, состав бухотчетности и общие требования предъявляемые к ней (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист