GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Личные права и свободы человека России (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Личные права и свободы человека России (Гражданское право и процесс)



ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
| |5 |
| | |
| | |


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
| |6 |


1.1. Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина
| |6 |


1.2. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина
| |14 |


1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
| |19 |
| | |


2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
| |25 |


2.1. Право на жизнь и достоинство личности
| |26 |


2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность
| |32 |


2.3. Право на частную жизнь
| |34 |


2.4. Неприкосновенность жилища
| |38 |


2.5. Национальная принадлежность |39 | |2.6. Свобода передвижений и места
жительства
| |42 |


2.7. Свобода совести и вероисповедания
| |51 |


2.8. Свобода мысли и слова |55 | | | | |3. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА |59 | |3.1. Общие гарантии прав и
свобод человека и гражданина |60 | |3.2. Конституционные гарантии
правосудия |65 | | | | | | | |ЗАКЛЮЧЕНИЕ |73 | |СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |80 | |
ВВЕДЕНИЕ


Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда
представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени
зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости
экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они
определялись также властью, законами, правящими классами.
Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой
системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность
беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект),
а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели -
то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз зависит от того, каким
образом построено взаимодействие права и личности. Поэтому изучение данной
темы не перестает волновать ученых, юристов, государственных деятелей и
актуально и в наши дни.
Кроме того, сегодня высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество
рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала,
основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и
стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути.
Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание,
соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного
государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права
личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий,
идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное
завоевание. Это нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно,
что изучение личностных прав и свобод человека особо значимо.
Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила права человека как
приоритетные и наиболее значимые ценности, признала необходимость
придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов,
закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав
человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических
правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950)
и др.
Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит
принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая
органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего
законодательства, касающегося личности.
Таким образом, проблема личностных прав и свобод человека и гражданина
является в современном мире сложной и многоплановой, имеет множество
аспектов, а, следовательно, требует научной оценки.
Актуальность изучения данной темы определяется тем, что в современном
демократическом государстве личные права и свободы человека и граждана
представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт,
выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой».
Конституция России признает права и свободы человека высшей ценностью,
которой все остальные о6щественные ценности не могут противоречить.
Объектом исследования являются личные права и свободы человека и
гражданина.
Предмет – общественные отношения, регулирующие права и свободы человека
и гражданина.
Целью исследования выступает исследование института личных прав и
свобод человека и гражданина. Данную цель предполагается достичь путем
последовательного решения следующих задач.

Во-первых, дать общую характеристику прав и свод человека и гражданина
в целом.

Во-вторых, изучить и проанализировать институт личных прав и свобод
человека и гражданина.
В-третьих, рассмотреть гарантии и защиту личных прав и свобод.
Методологической и теоретической основой написания дипломной работы
являются учебные пособия и труды отечественных и зарубежных ученых и
специалистов, нормативно-правовые акты, периодические издания.
При написании работы использовались следующие методы исследования
проблемы:сравнительный, анализа, синтеза, системный, диалектический и
логический.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Права человека сформировались как следствие многочисленных исторических
причин, которые, в свою очередь, были обусловлены назревшей психологической
потребностыо человеческого существа в свободном использовании имеющихся у
него возможностей (выбирать профессию, место жительства и т.д.). Поэтому
прежде чем приступить к рассмотрению общей характеристики прав и свобод
человека и гражданина, представляется необходимым изучить исторический
аспект данной проблемы.

1.1. Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина

Осознание исключительности человека прослеживается уже в средневековых
толкованиях текстов священного писания: в отличие от животных,
человек - моральное существо, заключившее «завет с Богом». В эпоху
просвещения особенностью индивида стал признаваться разум.
Американский философ диана Т. Майерс в одной из своих работ утверждала, что
отличительной особенностыь людей является способность к моральным
действиям: лишь они имеют представление о моральных поступках, делают
базирующиеся на моральных ценностях выводы и заключения и, самое главное,
способны нести груз моральной ответственности. Дианой Т. Майерс 6ыла
высказана также идея о том, что права людей на жизнь, свободу, должное с
ними обращение и удовлетворение естественных потребностей неотчуждаемы,
поскольку в противном случае социум как моральное сообщество не смог бы
существовать[1]. Эта концепция в некоторой степени обобщает большинство
известных на сегодняшний день теорий.
Рассматриваемое понятие возникло не только как результат потребности
человека в самореализаиии (например, потпебности свободно выбрать род
занптий), но и как некая защита от государственной тайны, исторический
прообраз которой относится к IV-III тысячелетий) до н.э. Раннеклассовые
города-государстства базировались на подчинении многих немногим, слабых
-сильным. Господствовали многовековые обычаи и традиции, из поколения в
поколение передавались секреты обрядов и покорность вождям.
В результате перехода от присваивающей экономики к производящей и
последовавшего за этим демографического взрыва начали появляться
многочисленные цивилизации. Прогрессивные формы земледелия (подсечно-
огневое, поливное, неполивное и ирригационное) вели к усложнению
производства, формированию новых управленческих функций в обществе,
становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством
пищи, и к необходимости регламентировать хранение и распределение
прибавочного продукта. Возникла необходимость учитывать трудовой вклад
каждого члена общества. Зачатки экономики привели к дальнейшему разделению
труда, появлению классов: управляющих, надсмотрщиков, рдбочих. Тогда же
зарождаются основные признаки государства, устанавливаются общие жесткие
правила поведения, обязанности, дозволения и запреты (табу). До
неолитической революции существовали нерасчлененные специфические нормы
первобытного общества, которые известный исследователь первобытности и
этнограф А.И.Першиц назвал мононормами[2]. Это - и не право, и не мораль,
поскольку их исполнение обеспечивалось не только общественным порицанием,
но и наказанием на основе фиксированных санкций. Мононормы не давали
преимуществ никому из членов рода, закрепляли первобытное равенство, суть
которого состояла в одинаковом для всех отсутствии свободы, в поглощении
личности сообществом, в жестокой регламентации жизни каждого, в
консервативности связей между членами родл. «нормативная избыточность»
свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых
важнейшая задача - поддержание равновесия, социостаза.
Появление мононорм стало признаком выхода человечества из животного
царства. Через освоение мононорм культивировались формы поведения,
необходимые для дальнейшего прогресса. люди на практике убеждались в
полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.
на этапе распада первобьино общинного строя, в эпоху классообразования,
возникли нормы права. Однако эти нормы и права человека - явления
разновременные.
Во многих регионах мира правовые системы формировались в связи со
значительным общественным разделением труда, ростом его производительности.
с появлением избыточного продукта общественное богатство сосредоточилось в
руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, управлявшей
преимущественно методами насилия и принуждения. Люди видели в
представителях власти ставленников Бога на земле либо владык, требовавших
беспрекословного подчинения. Почему же права человека зарождались
намного позже права вообще? Попробуем подойти к этому вопросу с
исторической точки зрения. Современный каталог прав, зафиксированный в
международных документах и конституциях, результат длительного становления
эталонов и стандартов современного демократического общеава. Поворотным
этапом в формировании этих стандартов стали буржуазно-демократические
революции XVII-XVIII веков, выдвинувшие принципы свободы и формального
равенства. Именно тогда права человека «обрели самостоятельность» и начали
оказывать ощутимое влияние на государство, поскольку явились ограничителями
его всевластия, способствуя установлению демократического взаимодействия
между властью и индивидом, несмевшим прежде тягаться с государственной
машиной и ее бюрократическим аппаратом.
Зарождение идеи прав человека в V-VI вв. до н.э. в древних полисах
(афинах, риме), возникновение принципа гражданства явилось шагом на пути к
свободе и прогрессу. неравномерность распределения прав между классами и
сословиями (а то и полное лишение прав, если говорить о рабах) 6ыла
неизбежна. Каждая новая ступень развития государства добавляла новые
качества зародившемуся понятию права человека, распространяла их на более
широкий круг субъектов.
Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех своих
членов. Само слово «свобода», как утверждают некоторые ученые, вошло в
употребление в XXIV веке до н.э., когда правитель государства Шумер
установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к
бесеовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых
действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг
первосвященниками[3].
Первооткрывательницей в области прав человека стала Англия. Попытки
ограничить монархию, соединить ее с сословным представительством,
постепенно набирающим вес в обществе, определить для монарха правила,
которым он должен следовать, были уже в феодальный период. Противостояние
короля, баронов и рыцарей завершилось принятием в 1215 г. Великой Хартии
вольностей. в ней содержатся статьи, ограничивающие произвол чиновников,
направленные на обеспечение законности в виде запрета назначать на
должности судей шерифов и констеблей тех, кто не знает законов либо не
желает их выполнять. Особое место занимает статья 39 Хартии,
предусматривающая возможность наказания свободных лиц не иначе как «по
законному приговору и по закону страны».
Следующим шагом в законодательном признании прав человека стал акт
Хабеас корпус 1678 года, установивший гарантии неприкосновенности личности,
принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прлв личности
положения.
Закрепил компромисс между английской буржуазией и верхушкой
землевладельцев и утвердил конституционную монархию Билль о правах 1689
года. Этот акт отводил значительную роль парламенту, запрещал «королю
приостанавливать действие» законов, взыскивать налоги и сборы в пользу
короны без согласия на то парламента.
В продолжение уже принятых законов, революционных для того времени и на
многие столетия предопределивших развитие правовой мысли во всем мире, был
принят. Акт об устроении 1701 года, закрепивший верховенство парламента в
сфере законодательства, в том числе путем установления запрета членства в
парламенте королевских министров, а также принцип несменяемости судей в
XVIII столетии эстафету утверждения идеалов свободы подхватили соединенные
штаты Америки.
Трудно переоценить гуманистические идеи Декларации прав Вирджинии
1776 года, провозгласившей, что все люди по природе свободны и независимы,
обладают определенными прирожденными правами, которых не могут лишиться и
лишить своих потомков. Эта декларация стала первым государственным
определением прав человека, а значит, первым признанием значимости и
независимости отдельного индивида со стороны государства. оценивая этот
исторический документ, к.мдркс писал, что Америка - страна, «где возникла
впервые... идея великой демократической республики...»[4].
Принципиальные положения Декларации прав Вирджинии были развиты в
декларации независимости 1776 года, провозгласившей: «Мы исходим из той
самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены творцом
определенными неотчуждаем ыми правами, к числу которых относятся жизнь,
сво6ода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются
государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых».
Вскоре были сделаны 10 первых попрдвок к конституции США, составившие билль
о правах, ратифицированный в 1791 году.
Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах
французов Жан-Жака Руссо и Шарля Монтескье[5], голландца Гуго Гроция,
англичанина Джона Локка[6], стали мощным фактором великой французской
революции, создавшей неоценимый по своей значимости акт-декларацию прав
человека и гражданина 1789 года. Было провозглашено, что люди рождаются
свободными и цель всякого политического союза - обеспечение свободы,
собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация
провозглашает презумпцию невиновности, свободу печати, свободу совести и
выражения мнений, гарантии личных и иных прав граждан.
Что касается прав человека в дореволюционной России, то необходимо
отметить, что среди первых защитников идеи равенства был А.Н.Радищев. В
своем «путешествии из пстербургл в Москву» он писал: «Человек, происходя на
свет, есть равен во всем другому: немощен, наг, алчущ, жаждущ». Радищев
критиковал самодержавие и крепостничество, говорил о договорном
происхождении государства, что в период абсолютизма Екатерины II было
поистине бунтом индивида против многовековой монархии. в своих трудах по
законодательству радищев утверждал: «Государство есть великая махина, цель
которой - блаженство граждан. Чем махина проще, чем меньше в ней пружин,
чем они прочнее и чем точнее могут производить полезные и наилучшие
действия, тем государство совершеннее...Госуддрство приводят в движение две
вещи: нравы и законы. Законы являются продолжением нравов... чем народ
имеет нравы непорочнее, простее, совершеннее, тем меньше он
нуждается в законах[7].
Русский правовед XX века Б.Н. Чичерин также защищал свободу, равенство
и прдва людей. Характеризуя индивида как свободную метафизическую сущность
и носителя рдзумной воли, он писал: «Свободная воля составляет... Основное
определение человека как разумного существа. именно вследствие этого он
признается лицом и ему прис-ваиваются права. личность... есть корень и
определяющее начало всех общественных отношений»[8].
В философии Б.Н. Чичерина особое место занимает идея «Правды или
справедливости», которая должна быть положена в основу любого закона. Со
ссылкой на римских юристов Чичерин подчеркивал, что правда состоит в том,
-чтобы-каждому воздавать свое.
Защита естественно-правовых идей свободы личности занимает центральное
место и в творчестве другого русского правоведа XX века П.И. Новгородцев.
Он считал, что человечество всегда стоит перед выбором: общественная
гармония или свобода. Делая выбор в пользу свободы, равенства и прав
индивидов, самоценной личности, новго-родцев обосновывдл идею свободного
социального развития - без утопической конечной цели в духе руссо,
реализация которой неизбежно ведет к насилию и потере свободы.
«Нравственный долг каждого... содействовать осуществлению «идеи свободной
солидарности всех», в которой сво6ода и равенство лиц сочетаются с
всеобщностью их обьединения»[9].
Идеи равенства людей можно проследить и в философии известного русского
ученого В.С. Соловьева, сделавшего вывод о том, что «в основе права лежит
свободд как характеристический признак личности»[10].
Соловьев считал, что «принцип права требует ограничить частный произвол
в пользу общего блага». С этих позиций он критиковал реалии капитализма
(плутократию) и идеи социализма.
В своем учении о свободе русский ученый Н.А.Бердяев отличает личность
or индивида. индивид есть категория натуралистическая, био-логическая,
социологическая, а личность - категория духовная. «Личность, - подчеркивал
бердяев, - есть свооода и независимость человека в отношении к природе, к
обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое
самоутверждение, а как раз наоборот»[11].
Разграничение между понятиями «право» и «свобода» весьма условно,
поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными
правомочиями также именуют «свободами». нужно отметить, что различие в
терминологии - скорее дань традиции, сложившейся еще в VIII-XIX веках.
Необходимо внести ясность и в такие понятия, как «основные» и
«конституционные» права, поскольку в конституции используются обе
формулировки. основные лрдвл индивида - это и есть конституционные права. К
такому выводу, с точки зрения Л. Грудцыной, приводит, например,
сопоставление статей 17 и 55 конституции: в последней отмечается, что
перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или
умаление других общепризнанных свобод индивида[12]. Вместе с тем в ч. 2 ст.
17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые
свойства - неотчужадемость и естественный характер (принадлежность каждому
от (рождения).
Основные права субьективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до
начала xx века она неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетии
ученые стали рассматривать конституционные права как основные. Это нашло
выражение в Веймарской Конституции, было воспринято основным законом ФРГ, а
затем рядом новых европейских конституций[13]. Именно с того времени
возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.
Принятие Билля о правах человека, включающего в себя Всеобщую
декларацию 1948г., Международный пакт о гражданских и политических правах
1976г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
1976 г., Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол №2 к
Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные
изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд
международных. Европейская конвенция о защите прав человека и основных
свобод 1950 г. предусматривает возможность обрашения в Европейский Суд,
если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.


1.2. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина

Как было сказано в п. 1.1., институт прав и свобод обеспечивает доступ
личности к использованию материальных и духовных благ, побуждает публичную
власть придерживаться в этом плане общепринятых международных стандартов.
Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах
человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.),
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.),
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966
г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и
политических правах (1966 г.), Второй факультативный протокол к
Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на
отмену смертной казни[14].
Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав и
свобод человека и гражданина, ставшая органической частью новой Конституции
РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности[15].
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те
права и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как для
отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее
значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи
возникает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их
отождествлять с конституционными правами»? По-видимому, можно. Такой вывод
следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.
В последней из названных статей отмечается, что перечисление в
Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание
или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в
ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что позволяет
обратить внимание на их особые свойства (неотчуждаемость, принадлежность
каждому от рождения).
Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса
личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22 Конституции РФ
закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право
порождает систему прав, закрепленных в УК РФ, Административном кодексе РФ.
Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются
на конституционных положениях о труде; права граждан в области
здравоохранения - на конституционном праве на охрану здоровья и т.д.
Однако, необходимо отметить, что выделение категории основных прав человека
не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.
Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и
свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия
между понятиями «право» гражданина и «свобода» гражданина в сущности нет.
Опираясь на этот вывод, необходимо указать на один нюанс, отмечаемый в
литературе. Речь идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно
«требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмотрения и
самодеятельности по отношению к другим лицам, являются свободами»[16].
Следовательно, «свобода» гражданина предполагает большую избирательность
возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова,
печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного,
научного, технического и других видов творчества.

Значимость данного права и свобод человека и гражданина и данной
конституционной свободы для человека и общества.

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в
наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в
целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.
Для человека они являются условием достойного и свободного его
существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства
и управления тем обществом, членом которого человек состоит; экономической
и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных
материальных и духовных потребностей.
Для государства, для общества значимость конституционно закрепленных прав и
свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает
претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и
правового.
Само существование государства, общества обеспечивается совокупной
деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической,
экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу
предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая
среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было бы
формирование структур управления обществом.
Поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в
Конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования.
Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно
толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод
человека и гражданина (ст. 55 Конституции).
Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права
и данной свободы заключаются в следующем. Статья 17 Конституции
устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и
принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы
закрепляются конституционно.
Особые юридические свойства основных прав и свобод человека и гражданина,
специфика их реализации состоят в том, что эти права и свободы:
а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других
прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами[17]. Так, все права,
вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных
положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального
обеспечения, - на соответствующем конституционно закрепленном основном
праве; права граждан в области здравоохранения - на праве на охрану
здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны
от основных прав и свобод; поэтому основные права и свободы являются
главными в характеристике правового положения личности;
б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым
человеком и гражданином либо за каждым гражданином[18]. Все другие
(неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного,
а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными
статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой
площади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.;
в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения,
соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая
то или иное право основным, государство исходит из возможности
осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных
прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических
предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации
отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным
таким основанием является принадлежность к гражданству Российской
Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей
правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это
свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи
лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не
отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства,
неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с
утратой гражданства;
г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие Права и свободы
могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его
правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же
права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в
конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника
правоотношения;
д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в
нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в
Конституции;
е) обеспечиваются повышенной правовой охраной:
конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках
действующей Конституции, без принятия новой;
граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение
конституционных прав и свобод для проверки конституционности закона,
примененного или подлежащего применению 'в конкретном деле; причем жалоба
допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы
граждан;
в Уголовном кодексе имеется специальная гл. 19 «Преступления против
конституционных прав и свобод человека и гражданина»; Административный
Кодекс РФ предусматривает административную ответственность за
правонарушения, посягающие на права граждан (в том Числе и
конституционные).
Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод
человека и гражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом.:
конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его
неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих
случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие
ядро правового статуса личности.
Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И
то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид
и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.
Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями
личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от
вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли,
художественного, научного, технического и других видов творчества,
преподавания).
Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные
действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие
в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных
структур.
Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» включает 48
статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам.
Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания,
отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности
человека и гражданина, которых они касаются.
В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято
классифицировать на три группы: личные; политические; социально-
экономические. Поэтому далее представляется необходимым рассмотреть
классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.

1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепринятой
классификацией подразделяются на социально-экономические, политические,
гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой
юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе
российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная
взаимосвязь.
В историческом контексте современные исследователи выделяют три
поколения прав: первое - это политические, гражданские и личные права,
провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные
в известных Декларациях (американской, английской, французской); второе -
социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических
идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное
обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права,
получили отражение в соответствующих документах ООН; третье поколение -
коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе
национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность,
независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет,
избавление от колониального угнетения, достойную жизнь и т.д.)[19].
Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно
наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института,
историческую связь времен, общий прогресс в этой области.
В отечественной юридической литературе концепция иерархии прав по
степени их значимости подвергнута справедливой критике. В частности,
отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономических прав», попытки
объявить их «социалистическим изобретением», неизвестным «цивилизованным
странам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей,
защищаемых судом». Смягченным вариантом такого подхода является оттеснение
социально-экономических прав на второй план как прав иного порядка в
сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшему
разряду»[20].
Однако, такое противопоставление прав вряд ли оправдано - все они для
личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы.
Более того, именно сейчас российские граждане на себе почувствовали
значимость многих социально-экономических прав, которые ранее были в
большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются
«несоциалистические» отношения.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
1966 г. не рассматривает их как «второстепенные». Так что искусственное
создание некоего «антагонизма» между различными категориями прав
несостоятельно.
Конституционные права и свободы принято условно классифицировать на три
группы: личные, политические, социально-экономические. Далее представляется
необходимым дать характеристику только второй и третей группам, т.к. личные
права права и свободы человека и гражданина будут будут более детально
изучены и проанализированы во второй главе.
Особенности политических прав и свобод состоят в том, что они связаны с
обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ,
адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические -
«гражданам». Последние нацелены на включение личности в жизнь страны,
управление ее делами. Поскольку гражданин - это лицо, обладающее устойчивой
правовой связью с государством, постольку политические права и свободы
призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31-33
Конституции РФ.
Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство и
по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто
не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государство
оказывает покровительство и защиту своим гражданам, находящимся за его
пределами. Эти положения содержатся в Декларации прав и свобод человека
Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением
гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими,
регулируются Законами о гражданстве. Федеральный закон «О гражданстве
Российской Федерации» (далее - Закон) вступил в силу с 1 июля 2002 г.
вступил в силу[21]. Его принятие вызвало политические и юридические
дискуссии, так как нормы Закона непосредственно затрагивают статус человека
в государстве, его взаимоотношения с последним. В институте гражданства
отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-
нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между
гражданином и государством.
С точки зрения М. Варлен, несомненным достижением Закона является норма
о соотношении национального законодательства и международных договоров
России,что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[22]. Государство,
действуя во исполнение своих международно-правовых обязательств, наделяет
человека, находящегося в пределах его юрисдикции,определенными правами и
обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой человек
может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного
права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные
нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства,
непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают
правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует
собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.
Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет
важное значение для построения системы отечественного законодательства и
для межгосударственных отношений по вопросам гражданства. Однако некоторые
вопросы - условия приобретения гражданства (законный источник средств к
существованию, знание русского языка), а также порядок подачи заявлений по
вопросам гражданства - требуют детальной регламентации. Поэтому Законом
предусматривается принятие положения о порядке рассмотрения вопросов
гражданства, которое будет утверждено Президентом Российской Федерации. В
положении подробно будут отражены вопросы, касающиеся порядка приобретения
и прекращения гражданства, с целью единообразного исполнения закона всеми
органами и должностными лицами. Так же как регламентируется порядок выдачи
иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное
проживание[23] и вида на жительство[24]. Тем самым будут защищены права
российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на
территории Российской Федерации.
Таким образом, гражданство проявляется как взаимоотношения между
государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует
гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует
ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие
предписания государства и выполнять установленные им обязанности. На
основании ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство
иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным
законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства
иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его
от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.
Связь политических прав с гражданством может создать впечатление, что
они производны от воли государства, носят вторичный характер и не относятся
к естественным правам гражданина. Однако, это не так. Естественный характер
прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный
народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство признает, соблюдает и защищает
политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2
Конституции РФ). Наиболее общим, как бы объединяющим все другие
политические права и свободы, является право граждан участвовать в
управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано
каждому гражданину, осуществляется в различных формах как, непосредственно,
так и через своих представителей. Непосредственные формы реализации
рассматриваемого права - это: участие граждан в референдуме - всенародном
голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в
выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и
т.д.
Примечательно, что многие формы участия граждан в управлении делами
государства в настоящее время не используются эффективно. Показательны в
этой связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах
органов государственной власти и органов местного самоуправления, невысокий
интерес к деятельности избранного ими депутата, к участию в различного рода
общественных формированиях. Представляется, что причина низкой правовой и
политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной
из основных причин неполной реализации права является экономический кризис,
осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породивший их
неверие в новые ценности.
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют
социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как
собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны
обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые
потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам,
закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской
деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода
труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи;
право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья,
на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода
литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-
44). Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам
многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит
необходимого механизма реализации.

2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны
обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества,
его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего
вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав
состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних
ориентиров развития каждой личности.
Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает
свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на
усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она
обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права,
являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить
пространство действия частных интересов, гарантировать возможности
индивидуального самоопределения и самореализации личности.
Ha различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать
человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы.
Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было
пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу
свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав
и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты,
оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и
произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства.
Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека.
Такая позиция, распространенная во второй половине XX в., нашла выражение,
властности, в решениях Европейского суда по правам человека.
К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на
жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность,
а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и
выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и
выбора языка общения. По существу, этот блок прав охватывает
фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы
всякого демократически организованного общества. Целью данной главы
выступает изучение и анализ особенностей личных прав и свобод человека и
гражданина.

2.1. Право на жизнь и достоинство личности

Право на жизнь. Это право провозглашается всеми международно-правовыми
актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как
неотъемлемое право человека, охраняемое законом[25]. Никто не может быть
произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под
влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание
для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в
конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.
Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством
миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств
(Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также
от применения вооруженной силы как средства разрешения международных
споров[26]. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность
страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует
использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку
это ведет к гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако
подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.
В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению
убийства - это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны.
Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и
особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат
системы здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности;
охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-
транспортных происшествий; пожарной безопасности и др. Например, ст. 34
Федерального закона о пожарной безопасности от 21 декабря 1994 г.
устанавливает: «Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и
имущества в случае пожара».
Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке
Конституции ряд общественных и религиозных организаций настаивали на
конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде
стран[27]. Религиозный подход основывается на недопустимости вмешательства
людей в исключительное право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее у
человека. В полной мере эти общедемократические соображения не были
восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же
обозначена («впредь до ее отмены»). В то же время введено несколько
гарантий против ее произвольного применения:
1) смертная казнь должна устанавливаться только федеральным законом;
2) смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера
наказания, т. е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный
срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;
3) смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления
против жизни (т. е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при
отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они
привели к гибели людей);
4) при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны, с точки
зрения М.В. Баглай, «исключить опасность непоправимой судебной ошибки»[28].
В связи со вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об
отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от
28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950
г. Однако в условиях роста преступности все органы государственной власти
пришли к выводу о невозможности немедленной отмены этой меры наказания и
осуществлении поэтапного сокращения ее применения. В Уголовном кодексе РФ,
вступившем в силу с 1 января 1997 г., составы преступления,
предусматривающие смертную казнь, сокращены с 28 до 5 (умышленное убийство,
террористический акт и др.). Смертная казнь по ряду составов преступления
заменена пожизненным заключением. На исполнение приговоров о смертной казни
был установлен мораторий.
Однако все эти меры не устранили неравенства граждан, в отношении
которых смертные приговоры выносились в одних случаях судом присяжных, как
это четко требует ст. 20 Конституции РФ, а в других - судами без
привлечения суда присяжных. Неравенство возникает из-за того, что суды
присяжных созданы только в 9 субъектах РФ.
В связи с этим Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1999
г. обратил внимание Федерального Собрания на то, что после принятия в 1993
г. Конституции оно располагало достаточным временем для выполнения
предписаний ст. 20, и признал, что «с момента вступления в силу настоящего
постановления и до введения в действие соответствующего федерального
закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому
обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в
качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в
виде смертной казни назначаться не может независимо от того,
рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в
составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух
народных заседателей».
Достоинство личности. Это качество человека равнозначно праву на
уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности,
осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает
человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства.
Это государство дает человеку право на самооценку, «самоопределение» и
охраняет его выбор жизненных ценностей.
Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых
составляет назначение государства. Поэтому можно сказать, что в наиболее
общей форме цель государства состоит в охране человеческого достоинства.
Таким образом, когда говорят, что «государство должно служить народу», то
это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту
достоинства каждого человека. Не случайно многие конституции мира
закрепляют принцип достоинства человека в одной «связке» с народным
суверенитетом и основными обязанностями государства (ФРГ, Греция,
Португалия и др.)[29]. Достоинство, если оно надлежащим образом защищено, -
это опора демократии и правовой государственности. Если общество не
признает и не защищает достоинство отдельного человека, то никакие
юридические, экономические и политические меры не обеспечат прочный
культурный и этический фундамент общества.
Современный немецкий юрист П. Хеберле пишет: «О содержании понятия
«достоинство человека» можно говорить применительно ко всей его жизни - от
рождения до смерти. Но в ряде случаев этот конституционный принцип
действует даже до и после упомянутых событий. Примерами могут служить
защита личного достоинства умершего и дискуссия о правах плода во чреве
матери»[30].
Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный
принцип: «Ничто не может быть основанием для его умаления». В самом тексте
ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство
обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским,
научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы
Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни,
защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о
частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др.
Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права
и уголовного процесса. Так, в Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие
составы преступления, как клевета и оскорбление. Уголовно-процессуальный
кодекс требует от следователя при производстве обыска принимать меры к
тому, чтобы при этом не были оглашены выявленные обстоятельства интимной
жизни лица, а личный обыск производился только лицом одного пола с
обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Правом на достойное
обращение пользуются не только обвиняемые, но и осужденные, отбывающие срок
наказания в местах заключения. Таких норм много, они существуют и в других
отраслях права, отражая конкретную реализацию конституционного принципа
охраны достоинства человека.
Особенно важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском
кодексе РФ. Здесь жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность,
честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
личная и семейная тайна, право на имя и авторство и другие конституционные
личные права и свободы квалифицируются как нематериальные блага (ст. 150).
Неимущественные права и блага, принадлежавшие умершему человеку, могут
осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками
правообладателя.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные права, он вправе возложить на
нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда[31]. Для
защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданин вправе обращаться в
суд, причем допускается защита чести и достоинства гражданина и после его
смерти[32]. Законом установлен порядок удовлетворения требований
гражданина, связанных с распространением сведений, порочащих его честь,
достоинство или деловую репутацию[33].
Защита чести и достоинства часто соприкасается со свободой слова.
Показательно в этом вопросе определение Конституционного Суда РФ от 27
сентября 1995 г. по поводу обращения А.В. Козырева. Поводом для обращения
послужило начатое одним из судов города Москвы судебное разбирательство по
иску В. В. Жириновского к телекомпании НТВ и А.В. Козыреву о защите чести и
достоинства на основании статьи Гражданского кодекса, согласно которой
гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения порочащих
их честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не
докажет, что они соответствуют действительности. Заявитель полагал, что эта
статья не соответствует ст. 29 (ч. 1 и 3) Конституции РФ, гарантирующей
каждому свободу мысли и слова и устанавливающей, что никто не может быть
принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, поскольку
допускает возможность судебного опровержения любых сведений. Между тем, по
мнению заявителя, существуют определенные сведения, которые не могут быть
предметом судебного опровержения, поскольку они являются выражением личного
мнения и взглядов, оценочными суждениями того, кто их распространяет, и
принуждение к отказу от них - это вторжение в область «мысли и слова»,
«мнений и убеждений», охраняемых ст. 29 Конституции РФ. Распространение
таких сведений не может рассматриваться как посягательство на чьи-либо
честь и достоинство, так как они лишь формируют репутацию лица, их
распространившего. Конституционный Суд в связи с этим обращением указал:
«Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто
распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие
действительности, не нарушают гарантированную Конституцией Российской
Федерации свободу мысли и слова. Связанные с обеспечением конституционных
требований уважения достоинства личности допустимые ограничения при
использовании свободы слова строго очерчены Конституцией Российской
Федерации и вытекают из предписаний ее ст. 17 (ч. 3), 29 (ч. 2) и 55 (ч.
3). Из этих конституционных положений следует, что права и свободы, в том
числе и свобода слова, не должны использоваться во вред основам
конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других
лиц, безопасности государства.
При рассмотрении в судах общей юрисдикции дел о защите чести и
достоинства подлежит установлению и оценке не только достоверность, но и
характер распространенных сведений, исходя из чего суд должен решать:
наносит ли распространение сведений вред защищаемым Конституцией Российской
Федерации ценностям, укладывается ли это в рамки политической дискуссии,
как отграничить распространение недостоверной фактической информации от
политических оценок и возможно ли их опровержение по суду. Исправление
судебных ошибок, допущенных при решении указанных вопросов, относится к
компетенции судов вышестоящих инстанций, включая Верховный Суд Российской
Федерации».

2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу есть «не что иное, как сама свобода, т. е. возможность
совершать любые правомерные действия»[34]. В этом праве заложено
ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц,
обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи
с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека,
которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто
не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям,
подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе
сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в
брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.). Наиболее
сильные гарантии свободы и безопасности личности выступают в форме уголовно-
правового запрета любых обратных действий граждан и должностных лиц.
Ограничения этой свободы допускаются только на основе закона и в законных
формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем.
Конституционный Суд РФ. выразил озабоченность в связи с
недостаточностью гарантий права на свободу, вытекающего из ч. 1 ст. 22
Конституции РФ и п. 1 ст. 9 Международного пакта о гражданских и
политических правах, формулирующего условия правомерного ограничения этого
права. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию
под стражей, а также не должен быть лишен свободы иначе, как на таких
основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены
законом.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 13 июня 1996 г. по делу в
связи с жалобой В. В. Шелухина отметил, что применение содержания под
стражей в качестве меры пресечения без необходимых оснований, должной
процедуры и вне каких-либо определенных или контролируемых сроков придает
ограничению права на свободу при аресте произвольный характер. Обвиняемый
без всяких законных поводов продолжает содержаться под стражей даже после
того, как ранее принятое компетентным должностным лицом решение о
применении меры пресечения или о продлении срока содержания под стражей
прекратило свое действие. Суд признал неконституционным положение УПК,
согласно которому время ознакомления обвиняемого и его защитника с
материалами уголовного дела при исчислении срока содержания под стражей в
качестве меры пресечения не учитывается. Лицо, обвиняемое в совершении
преступления, вправе обжаловать в суд законность и обоснованность
содержания под стражей на любой стадии уголовного судопроизводства, включая
время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного
дела.

2.3. Право на частную жизнь

Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в
силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это - своеобразный
суверенитет личности, означающий неприкосновенность его «среды обитания».
Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то
антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное
стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых»
интересов, скрытый от чужих глаз. Социалистическое общество пыталось
отвергнуть признание права человека на частную жизнь, что вылилось в
издевательские формы кол

Новинки рефератов ::

Реферат: Несостоятельность предприятий. Анализ зарубежного и российского законодательств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Коллизионные нормы (Международное частное право)


Реферат: Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ (Страхование)


Реферат: Разработка научно обоснованной системы применения удобрений для полевого севооборота Прикубанского района учхоза Кубань (Сельское хозяйство)


Реферат: Гражданско-правовой договор: формы, виды, особенности заключения, изменения и расторжения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Классификация вещей и видов собственности (Право)


Реферат: Все об INTERNET (Программирование)


Реферат: Политология (Политология)


Реферат: Интернет и средства массовой коммуникации (Компьютеры)


Реферат: Театр эпохи Возрождения (Культурология)


Реферат: Сюрреализм и Сальвадор Дали (История)


Реферат: Розвиток господарства України у період Хрущовщини (История)


Реферат: Моделирование процессов функционирования технологических жидкостей в системе их применения (Технология)


Реферат: Баннерная реклама (Компьютеры)


Реферат: Совість Риму - соціо-культурна роль стоїцизму (Философия)


Реферат: Сравнительная таблица митоза и мейоза (Биология)


Реферат: Волго-Вятский экономический район (География)


Реферат: Иудаизм (Религия)


Реферат: Меркантилизм, как первая школа политической экономики (Политология)


Реферат: Шумовое загрязнение среды (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист