GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Конституционное право (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституционное право (Государство и право)



Современный гуманитарный институт.

Самарский филиал.

Курсовая работана тему:
«Наука государственного конституционного права».

Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации.



Исполнитель студент гр. Ю327-07
Курнев Д.Е.



г.Самара
1998 г.
Содержание

стр
1. Введение 1
2. Понятие науки конституционного права 2
Предмет науки конституционного права 4
Система знаний науки 6
Источники науки конституционного права 9
Методы науки конституционного права 11
История и развитие науки 13
Выводы 19



Введение.

Проблемы научного обоснования и изучения конституционного
(государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом
волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы
уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России
несмотря на отсутствие конституции наука государственного права
существовала и развивалась. Однако в советское время ей был нанесён
определённый ущерб. В те времена она не существовала как самостоятельная
наука, а входила в состав единой науки «советского государственного права».
Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью
отброшены как несоответствующие господствующей идеологии марксизма-
ленинизма. Однако время не стоит на месте, с разрушением того строя
произошли исторические изменения и в стране и в сознании и в отношении к
общественным наукам.
Сегодня перед нашим обществом стоит благородная историческая задача -
построение правового государства. При решении этого вопроса повышается
актуальность всех общественно-правовых наук. Особая роль здесь отведена
науке конституционного права, как науке изучающей устройство и
функционирование государства и его органов.
Признание новых приорететов человеческих ценностей, освобождение от
глобального огосударствления ознаменовали новый этап в развитии науки.



2. Понятие науки конституционного права.

Наука конституционного права является составной частью всей правовой,
юридической науки, которая в свою очередь входит в систему общественных
наук. Науку конституционного права, несмотря на тесное взаимодействие,
следует отличать от одноимённой трасли права.
Наука конституционного (государственного) права - это отрасль
правоведения (государствоведения), которая изучает государственно-правовые
нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, т. е.
госудрственно-правовые отношения[1. C.21]. Изучение правовых явлений входит
в задачи различных ветвей юридической науки. Для каждой из них характерен
своеобразный подход к изучаемому объекту, различеая степень абстрактности,
уровень познания закономерностей на основе исторического анализа, метод
изучения.
Как юридическая наука, конституционное право Роосийской Федерации
изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного
устройства Российской Федерации, правовго положения человека и гражданина,
способа организациии деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления.
Формой таких отношений являются волевые общественные отношения, с
которыми связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо
конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и
гражданина и т. д. - всё это относится к сфере государственно-правовой
надстройки, возвышающейся над социально-экономическим базисом общества.
Так же немаловажно то, что наука конституционного права Российской
Федерации не прсто вскрывает характер общественных отношений, лежащих в
основе государственного строя России, а призвана показать и доказать, как
указанные отношения с естественной необходимостью находят соразмерное
выражение и воплащение в конституционном устройстве государства. Иначе
говоря, как наука она должна вывести из господствующих в общественных
отношений адекватную модель его организации. А это неизбежно предполагает
абстраргирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в
способе организации и осуществления государственной власти. Тем самым наука
конституционногоправа освещает путь практике. Она призвана обосновать и
показать каким должнобыть усройство Российской Федерации при господствующих
в обществе общественных отношений. Поэтому наука конституционного права
имеет дело с осмыслением только таких государственно правовых норм, которые
адекватно выражают и закрепляют указанные отношения. Более того она должна
предлагать властным структурам государства модель оптимальных норм права,
стимулирующих поступательное конституционное развитие общества и
государства. На основе таких норм должны возникать и функционировать
государственно-правовые отношения[2, c.4].
Конституционно-правовая наука тесно связана с рядом юридических и
общественных наук. Она основывается и развивается на данных исторической
науки, политической экономии, философии, которые носят методологический
характер. Наука конституционного права тесно связана с историей государства
и права России - наукой, изучающей прцесс исторического становления и
развития институтов конституционного права.
Данная наука связана и с наукой международного права. В связи с тем что
общепризнанные прнципы и нормы международного права согласно Конституции
1993 г. включены в национальную правовую систему, являются приорететными во
внутреннем законодательстве, государственно-правовые нормы и институты
должны быть согласованы с нормами международного права[1, c.23].

3. Предмет науки конституционного права.

У каждой из наук свой предмет. С учётом этого факта различают среди
юридических наук:: общетеоритические, исторические, отраслевые,
сравнительно-правовы, прикладные. Наука конституционного права относится к
числу отраслевых наук, основной отличительный признак которых состоит в
том, что их предметом является изучение одноимённой отрасли права. Эти
науки составляют наиболее многочисленную часть в ситеме юридических наук,
равную количеству отраслей права.
Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли
конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности,
формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее
конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль
соответствующих правовых институтов.
Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и
процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету относятся и
конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия
правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.
С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы
их взаимодействия.
Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера
общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию.
На основе их анализа наука должна давать теоретические обоснования
необходимых пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было ни
чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, ни слишком узким,
оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые в
этом нуждаются.
Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом
развитии на общем фоне развития общества, присущих ему деформаций и
противоречий.
Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его
общественных отношений, определяется и характер основных теоретических
концепций науки.
К ним относятся такие крупные комплексы теоретических проблем, как
теория народного представительства, сущность государственного,
национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм
государственного и территориального устройства.
Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности,
прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности,
конституционных основ организации гражданского общества, а также
теоретические исследования, связанные с .познанием систем государственной
власти, местного самоуправления, принципа разделения властей и других
начал, лежащих в их основе.
Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки. Сами же
выводы и теоретические положения — ее содержание.

4. Система знаний науки.

Наука конституционного права, как и всякая иная, представляет собой
систему знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно
обособленные комплексы теоретических положений, теорий, представляющих
выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития
различных сторон регулируемых отраслью общественных отношений. Эти
теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства
предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни
теоретические выводы и положения служат основой для других.
Система науки конституционного права и представляет собой
упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов
теоретических положений, логическую связь между ними.Данная система не
формируется произвольно. Ее основу составляет структурность самого предмета
научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль
права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует
самостоятельный раздел конституционно-правовой теории. Однако перед наукой
стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли
в отдельностм. Она должна исследовать общие черты, присущие отрасли в
целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их
реализации, особенности возникающих на их основе конституционно-правовых
отношений, ее источники, систему. Наука должна теоретически определить и
свой собственный предмет, систему, методы исследования, источники.
Совокупность теоретических выводов, положений по всем названным выше
проблемам и составляет первый раздел в системе науки, посвященный
характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел
занимает первое место в системе, в силу того что без познания охватываемых
им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между отдельными
конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их
функциональное назначение, роль в общей системе правового регулирования.
Поскольку наука конституционного права является отраслевой, поэтому ее
задачей является познание сущности, юридических свойств, функций основного
источника отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе.
Таким источником является Конституция. Второй раздел системы науки и
составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ
конституционного развития государства.
Следующая составная часть системы науки представляет собой комплекс
теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-
правового института «Основы конституционного строя». Она охватывает большое
количество теорий, концепций, связанных с исследованием проблем сущности
Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления,
системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества.
К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных
принципах гражданского общества, экономических отношениях, принципах
хозяйствования, роли государства в условиях рыночной экономики.
Относительно самостоятельной частью науки являются теоретические
разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности,
статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.
Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе
отрасли, охватываются общим понятием — «Основы правового статуса человека и
гражданина».
Поскольку Россия является федерацией, и в системе отрасли имеется большая
совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений,
в науке также выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю
теоретическую разработку проблем федерации, автономии.
Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права,
объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем
государственной власти и местного самоуправления. Наука изучает принципы их
построения, сущность и конкре-тые формы реализации принципа разделения
властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок
деятельность представительных органов, избирательную систему,
законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанных с
конституционно-правовым регулированием. Ее предметом является и изучение
конституционных основ местного самоуправления
Таким образом, система науки в своей основе соответствует системе
отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может
сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых
институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место
и роль в системе права.
Конкретный перечень проблем того или иного раздела науки не является
раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением
общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего
теоретического обоснования, утрачивают актуальность другие.

5. Источники науки конституционнго проава.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права
опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются
факторы, составляющие основы научного познания.
К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых,
содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или
опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки.
Концепции, отраженные в них, очень разнообразны, часто противоречивы,
имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов
общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в
процессе научного познания, является необходимой предпосылкой обогащения
науки достижениями всего мирового опыта развития человеческой цивилизации.
Источниками науки конституционного права являются и правовые акты,
содержащие конституционно-правовые нормы. Среди них основное место занимает
Конституция Российской Федерации.Наука выявляет и теоретически обосновывает
заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в
конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними
взаимосвязи.
Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не
имела источником научного познания практику, те процессы, которые
происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и
институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная
практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых
отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся
общественно-политическая деятельность[3, c.35]. На основе изучения и
обобщения практики наука конституционного права определяет оптимальность
действия норм и институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы
совершенствования конституционного законодательства.
Помимо этого, к источникам науки необходимо отнести и законодательства
зарубежных стран и международно-правовые договоры соглашения и т.п. [1,
c.24].

6. Методы науки конституционного права.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение
имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Эта наука в
своих исследованиях использует научные методы материалистической
деалектики, формально-логического анлиза и системного анализа[1, c.23]. Они
разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный,
статистический, конкретно-социологический и др.
Наука исследует правовые процессы в их историческом развитии. Это
необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для
научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями
общественного развития, соответствии его тем социальным ценностям, которые
и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном
этапе.
Поэтому наука изучает историческое развитие всех правовых институтов,
выявляет их связь с общественными процессами, оценивает реальность их
влияния на претворение в жизнь намеченных и провозглашенных в качестве
незыблемых ценностей всей общественной структуры.
Наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-
правового законодательства. В настоящее время исторический метод познания
расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново
осмыслить историю развития государственного (конституционного) права
дооктябрьской России.
Наука конституционного права широко использует и срав-нчтельно-правовой
метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-
правовых норм различных стран, регулирующих однородные сферы общественных
отношений. Это является важным инструментом в использовании положительного
опыта, накопленного в данной
области, выявлении наиболее эффективных моделей правового регулирования.
В сравнительном плане оцениваются нормативные акты различных стран мира,
государств, входящих в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-
правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости
исходных основ, на базе которых начинали формироваться их самостоятельные
правовые системы.
В научных исследованиях необходим системный подход к объектам,
составляющим предмет изучения. Наука рассматривает саму отрасль
конституционного права как систему, выявляет ее структуру, определяет
составляющие ее элементы, их соотношение, линии взаимосвязи. Подвергается
анализу и система каждого правового института.
Большое внимание уделяется и определению места отрасли в общей системе
права Российской Федерации, ее соотношению с другими отраслями. Это
способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению
конституционно-правовых отношений от других видов, облегчает право-
применительную деятельность.
Статистический метод помогает выявлять эффективность действия правовых
норм, определять их влияние на общественные процессы. Количественный фактор
— важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых
правовыми нормами. Поэтому наука анализирует статистические данные,
касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных
отношений, и на основе их делает необходимые выводы. Так, научный интерес
имеют данные об участии избирателей в выборах, уровне их активности;
количественные показатели о формах связи депутатов с избирателями и т. п.
Обрабатывая данные подобного рода, наука обосновывает систему
правовых, политических и организационных мер, могущих способствовать
преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в
демократических по форме правовых установлениях.
Метод конкретно-социоцогических исследований предполагает
обращение науки к изучению той социальной и политической сферы, в которой
происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом обеспечивается
выявление условий, бездействующих на развитие общественного сознания,
формирование общественного мнения, определяющих поведенческие установки
граждан в отношении содержания тех или иных правовых норм. В задачу науки
входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы правовых
отношений. В последнее время такие эксперименты получают некоторое
развитие[3, c.36].

История и развитие науки.

Несмотря на отсутствие конституции в царской России, наука
государственного права существовала и развивалась. В основном развитием
этой науки занимался профессорско-преподавательский состав юридических
учебных заведений. При написании учебников по государственному праву им
использовался не только опыт государственного строительства России, но и
обширный материал по конституционному законодательству зарубежных, в
основном европейских государств.
В учебниках и научных монографиях на основе этого опыта российскими
государствоведами разрабатывались конституционно-правовые теории
преобразования самодержавия в конституционную монархию.
В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным
постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского
учения о праве, государстве, демократии. Только в их параметрах
допускались, в частности, и конституционно-правовые исследования.
Вопросы, изучаемые наукой государственного права в тот период,
рассматривлись ею на основе марксистско-ленинского анализа общественных
процессов; они изучались во взаимодействии с этими процессами, исходя из
социального содержания и политической направленности самих норм и
институтов.
Методологическую основу науки того времени составили работы К. Маркса, Ф.
Энгельса, В.И. Ленина по вопросам социалистического государства и права. В
этих работах были сформулированы принципиальные положения: о диктатуре
пролетариата, социалистическом государстве,руководящей роли рабочего класса
и коммунистической партии в социалистическом государственном строительстве,
о роли народных масс в управлении государством; о положении личности в
социалистическом обществе, единстве прав и обязанностей граждан; о
принципах и формах национального устройства при социализме; о пролетарском
интернационализме и социалистическом федерализме; о системе органов
социалистического государства и многие другие.
Эти теоритические идеи легли в основу деятельности по созданию и развитию
социалистического государства и права. Они также составили методологическую
основу развития науки государственног (конституционного) права на весь
социалистический этап развития Российского государства[1, c.24].
Исключительная роль в создании и развитии науки советского перида
принадлежала КПСС. В решениях её съездов и Пленумов ЦК содержались
принципиальные положения, являющиеся отправными для развития общественных
наук, ибо, как тогда было принято считать, в этих решениях обобщён
исторический опыт развития общества, естественно, в партийных документах
были сформулированы и основные положения, относящиеся к развитию
государственного права.
Наука советского государственного права была глубоко партийна[4, c.6]. Для
науки того времени было характерно что исходные положения и выводы, которые
должны были увенчать любые исследования, заключались в признании
социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось
подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком,
достигнуто морально-политическое единство народа — новой исторической
общности, отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью
общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли
КПСС — ядра всей политической системы. Все эти и другие идеологические
установки марксизма-ленинизма носили директивный характер для
государственно-правовой науки, являлись ее методологической основой.
В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от
названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их
основе. Поэтому для научных исследований в методологическом плане была
характерна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением
социалистических идеологических постулатов.
Однако сказанное не дает оснований зачеркнуть все итоги исследований
государствоведов того периода. Если снять чисто идеологические,
политические оценки, в рамки которых была поставлена наука, то бесспорны
большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем отрасли
государственного права. Это относится прежде всего к общетеоретическим
проблемам отрасли, к исследованию ее специфики, особенностей ее предмета,
способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-
правовых отношений, их субъектов и т. д. Имеются серьезные исследования по
проблемам источников государственного права, обоснования юридического
значения такого акта, как Конституция, ее функций, юридических свойств.
Обстоятельно разработаны проблемы ответственности в государственном праве,
санкций, присущих этой отрасли.
Серьезные исследования проведены по таким узловым концепциям государственно-
правовой науки, которые касаются сущности государственного суверенитета,
общих вопросов народного представительства, форм непосредственной
демократии, проблем правового статуса личности.
Рамки общеидеологических установок оставляли известный простор для
дискуссий по государственно-правовым проблемам, критики действовавшего
государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных
положений. Наука делала выводы о путях развития государственно-правового
регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.
Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование основных
теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и
текущее государственно-правовое законодательство, научное обоснование их
содержания.
Научные разработки способствовали практической деятельности, связанной с
разработкой конкретных законодательных актов, проблем систематизации
государственно-правового законодательства, планов законодательных работ.
Научные проблемы разрабатывались учеными всех союзных республик, входящих в
состав бывшего Союза ССР. К таким проблемам относились как
общетеоретические аспекты государ-ствоведения, так и специфические,
присущие каждой данной национальной республике. Научные разработки
концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских
академий наук, в высших юридических учебных заведениях.
Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств,
формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали
новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается
ее наименование как науки конституционного права. Ее становление связано с
отказом от приоритетов названных выше социалистических принципов, от
признания их безусловно истинными и незыблемыми.
Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки
государственного права, она освобождается от догматического подхода к
исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки.
Узко классовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная
для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в
основу развития общества на современном этапе.
Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования
гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления,
присущего «социалистическому» этапу развития страны, отказ от монополии
одной марксистско-ленинской идеологии, либо любой другой, от принципа
однопартийности, становятся отправными принципами конституционно-правовых
исследований.
Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования
экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования,
признание множественности форм собственности, в том числе, частной
собственности, требует новых подходов к теоретическому анализу
конституционных положений в этой сфере.
Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются
теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование
концепций новой Российской Конституции, которая в концентрированной форме
закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую
характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов[3,
c.38].

Выводы.

В настоящее время ведущее место науки государственного (конституционного)
права определяется значимостью государственного права как отрасли права. В
связи с новым этапом развития государственного-конституционного права в
нашей стране, в последнее время несомненно расширилась и сфера деятельности
соответствующей науки. В связи с этим наметился ряд проблемных вопросов,
требующих рассмотрения. Среди них, например, вопросы её предмета и
метода, места в системе юридических наук. Не разработаны проблемы
методологии и частных методов исследований в этой области. Мало
исследований истории развития науки государственного права. В связи с
провозглашением идеологоического многообразия нуждаются в новых
исследованиях, по существу, все основные институты и понятия
государствоведения.
Самой острой проблемой указанной науки сегодня являетсяразработка
рекомендаций по совершенствованию законодательства для нового исторического
этапа развития Российской Федерации.



Список литературы.
Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской
Федерации. Учебник. - М., 1997.
Коваленко А.И. Наука государственного конституцион-ного права Российской
Федерации. - М., 1995.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. -
М.,1995.
Куприц Н.Я. Из истории науки советского государственного права. - M.,1971.




Реферат на тему: Конституционное право


1. Конституционное право и политическая система.
2. Содержание принципа разделения властей в Российской Федерации.
3. Экономические, социальные и культурные права человека по Конституции РФ.
4. Компетенция Государственной Думы.



1. Конституционное право и политическая система.
Конституционное право – ведущая отрасль права РФ. Такая его роль
обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и
регулируются нормами этой отрасли. Устанавливая в правовой форме
основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя
общие основы управления всеми общественными процессами, эта отрасль тем
самым даёт необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление
правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и
тем, что именно её нормами регулируется сам процесс создания права. Нормы
определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их
юридической силы.
Основным источником конституционного права является Конституция –
Основной Закон государства, нормы которого являются исходными для всех
отраслей права.
Политическая система – это организационное выражение всей совокупности
государственных и общественных организаций, в том числе трудовых
коллективов, участвующих в политической жизни страны.
Все составные части политической системы общества находятся в тесном,
органическом единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая
общая цель – благо человека. В основе взаимоотношений государства,
общественных организаций и трудовых коллективов лежат принципы
сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки, что позволяет наиболее
эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного
развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности каждого звена
политической системы. Вместе с тем элементы этой системы решают свои
конкретные задачи не подменяя друг друга.
Функционирование политической системы общества осуществляется на
основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы –
государственные, общественные организации, трудовые коллективы – действуют
в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной
и общественной жизни.



2. Содержание принципа разделения властей в Российской Федерации.
“Государственная власть в Российской федерации осуществляется на
основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.
Конституция РФ ст.10

Принцип изложенный в ст. 10 достаточно лаконично, четко и ясно
определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст. 11,
состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы
осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и
суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации образования их
органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных договоров о
разграничении предметов ведения полномочий.
К сказанному следует добавить, что Конституция признает и гарантирует
местное самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно они
уточняют, что его органы не входят в систему органов государственной власти
(ст. 12). Из этого можно сделать вывод: принципы, положенные в основу
построения и деятельности органов государственной власти, не могут
автоматически распространяться на сферу местного самоуправления.
Конституция РФ. Согласно действующей Конституции, носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было
противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно,
высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через
посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3).
Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне
выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской
Федерации, суды РФ.
Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на
принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и
свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной
узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип
разделения властей.
В Российской Федерации носителем законодательной власти и
представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной
властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная
власть реализуется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти
имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок
механизма разделения властей. В действительности это не так.
ПРЕЗИДЕНТ. Президент Российской Федерации, будучи главой государства,
является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в
международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с
гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета,
независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен
необходимыми полномочиями и прерогативами.
Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют
все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и
свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и
согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не
как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в
той или иной степени участие в каждой из них.
Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного
представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают
путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность
президента два срока подряд.
В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма
значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и
распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом
законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом
законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и
обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма
активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он
не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не
должны противоречить Конституции и основным законам.
Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере
государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по
его представлению заместителей председателя и федеральных министров,
принимает решение об отставки правительства. Для ограничения
Президентского влияния на Правительство введен ряд сдержек.
Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом с
согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды
отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам
его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых
выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную
ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного
президентского правления. Конституция не допускает этого.
Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть
назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась
на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска.
Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский
контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции,
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым
исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может
не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей
недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный
эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению
трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной
Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить
палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.
Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения
возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями,
отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями —
может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в течение нескольких
месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося
поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту, так или иначе,
придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать,
что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на
законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за
всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных
органов.
Полномочия Президента. Президент Российской Федерации определяет
основные направления внутренней и внешней политики государства, он является
Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство
внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при
иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы
гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие
государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей
Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального
прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и
Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской
Федерации, высшее командование Вооруженных сил.
В России не предусмотрена парламентская ответственность главы
государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в
отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования
предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает
противоправный характер, вступает в действие специальный механизм
ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть
привлечен к ответственности только в случае государственной измены или
совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого
преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения
обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо
сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта
попытки только показали, что это практически невозможно.
Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения
властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти
остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство
РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои
действия.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Парламент Российской Федерации — Федеральное
собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты
которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых
выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем
косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от
каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства
является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за
деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума
недоверия.
Государственная Дума единственный законодательный орган страны.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты
Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего
депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.
В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления
деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип
сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без
согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности
судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.
Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной
экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный
сбор налогов и т.д.
Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение
чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.
ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. “Исполнительную власть Российской Федерации
осуществляет Правительство Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1
Конституции РФ.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с
согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и
противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с
парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает
кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных
министров.
Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по
осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114
Конституции перечисляет полномочия Правительства.
Правительством Российской Федерации осуществляется разработка
государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической
политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.
Механизм парламентской ответственности Правительства описан в
российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в
специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт
ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума,
отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая
прибегнуть к досрочным выборам.
Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и
механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную
власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция
государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно.
Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем
мире.
Судебная власть. К сожалению, все еще традиционно слабым местом
остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы
судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае
ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.
Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи
(несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д.) они очень часто
не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и
материальной базы. Так закон о статусе судей, в котором говорится о
предоставление судьи в течение полугода свободного жилья, очень часто не
может быть выполнен из-за отсутствия такого.
По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими
судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд,
Конституционный Суд.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам (ст. 126).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по
разрешению экономических споров (ст. 127).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми
государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых
нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также
Конституционный Суд решает споры между федеральными органами
государственной власти России и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации (ст. 125).
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция
Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь
высший судебный орган для России и ее граждан.
Принцип разделения властей в сегодняшней России признан,
конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и
функционировании государственных институтов. Создание нормально
функционировающего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач
России.

Вывод: конечно, по общему правилу, вытекающему из разделения властей,
законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не
должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из
них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению
исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-
первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и
оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их
принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти,
чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности
неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что
может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло,
например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).
Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является
неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду,
что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и
всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к
политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда
одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.



3. Экономические, социальные и культурные права человека.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку
достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право
на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на
защиту материнства и детства, право на образование.
К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие
доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного,
технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании
учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные
потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой
человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.
Преобразования, происходящие в экономической жизни, потребовали
внесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона.
Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведение
предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои
способности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных,
цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на экономическую
деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,
обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую
деятельность. При этом субъект экономического права может создавать
предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры
с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.
Важнейшим институтом социально-экономических отношений является,
закрепленное в Конституции РФ право частной собственности, непременное
условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа
подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.
Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность,
обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности
регулируется многими отраслями российского права.
Конституция РФ гарантирует защиту права собственности. В частности в
п.3 статьи 35 подразумевается, что государственные органы не вправе,
ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человека
имущества против его воли. Соглашение между государством и собственником
может быть достигнуто при условии равноценного и предварительного
возмещения. Гарантией права частной собственности является также право
наследования собственности. Положения, регулирующие право наследования
закрепляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где определяются
все тонкости перехода собственности по завещанию собственника к наследнику.
Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов граждан. Свобода в действиях собственника земли весьма
относительна, поскольку п.3 ст.36 определяет условия и порядок пользования
землей.
В условиях рыночной экономики претерпело изменения право человека на
труд. Это право изложено в новой редакции, закреплено право на защиту от
безработицы и установлен запрет принудительного труда. Трудовые права и
свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность
отстаивать свое достоинство и интересы.
Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью
соответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах.
Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек должен
работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а
вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации
и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты
труда. Если такие требования нарушены в результате действий работодателя и
работнику на производстве причинен вред, то работодатель несет
материальную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.
Согласно п.3 ст.37 признается право на индивидуальные и коллективные
споры с использованием установленных федеральным законом способов их
разрешения, включая право на забастовку. Разрешение такие споров
предусмотрено Федеральным законом о порядке разрешения коллективных
трудовых споров от 23 ноября 1995 г. Любая система разрешения споров
предусматривает возможность недовольной стороны обратить в суд.
С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых, именно поэтому
оно закрепляется также в ст.37. Любой человек должен рационально
использовать время своего отдыха. Функции государства в этой сфере
заключаются в установлении продолжительности рабочего времени, выходных и
праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
С признанием права на труд государство обязано создавать условия,
которые способствовали бы экономическому развитию общества, наиболее полной
занятости населения. Для этого оно гарантирует бесплатность среднего
профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях
и на предприятиях, что является необходимой предпосылкой для подготовки к
трудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности
всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность
образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на
получение высшего образования в государственных учебных заведениях на
конкурсной основе. Что касается негосударственных вузов, то гражданин
вправе поступить в частное, т.е. платное высшее учебное заведение без
всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и
общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования (ст.43 п.2). Родители (или лица их
заменяющие) должны способствовать получению детьми основного общего
образования.
Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Права
родителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные
дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о
нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и
прежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану
здоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану
труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с
беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом
законодательстве.
К числу социально-экономических прав относится право на социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,
для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39
Конституции РФ). Содержанием данного права является, прежде всего, в
гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий,
устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на
закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при
наличии соответствующих оснований. Каждый заранее должен знать, каковы
основания и условия обеспечения.
Конституционно закрепляется право человека на жилище. Оно включает в
себя защиту жилища, в соответствии с которым никто не может быть
произвольно лишен жилища по каким-либо соображениям.
Однако строительство жилых помещений должно осуществляться не только
государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими
кооперативами. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное
строительство, развита широкая система ссуд на это, не облагаемых налогами.

Следующим звеном в системе социально-экономических прав является право
на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает бесплатность
медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения. Медицинская помощь финансируется за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства
финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,
необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и
частной систем здравоохранения.
Учитывая практику прошлых лет, Конституция 1993 г. особо оговаривает,
что за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и
здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с
федеральным законом. Это является важной гарантией защиты здоровья
человека, поскольку распространение заведомо недостоверных или ложных
сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. может
привести к ужасному результату (например, авария на Чернобыльской АЭС).
Дополняя вышеуказанное право, Конституция Российской Федерации
закрепляет право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную
информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью и
имуществу в результате экологического правонарушения (ст.42). В государстве
действует программа, которая предусматривает помощь лицам, пострадавшим от
экологического правонарушения (пр., при Чернобыльской аварии). Граждане
могут обращаться с требованиями, восстанавливающими это право, что является
основанием предупредительного воздействия на предприятия и организации,
нарушающие экологическое законодательство.
В указании перечня конституционных прав и свобод предполагается
критерий социально-экономических прав, который выделяет культурные права
человека.
К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития
уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.
Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу
литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование
достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и
государственные органы и органы местного самоуправления не вправе
вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы
тоталитарного режима.
Государство гарантирует охрану авторам интеллектуальной собственности,
устанавливая порядок применения ответственности на лиц, нарушивших данное
право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную
ответственность.
В заключении необходимо добавить то, что государство
устанавливает гарантии реализации прав и свобод граждан.



4. Компетенция Государственной Думы.
Для успешной реализации своих функций Государственная Дума наделяется
необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций образуют ее
компетенцию. К компетенции Государственной Думы закрепленной Конституцией
относится:
1) Право законодательной инициативы.
2) Принятие законов проводится либо сразу по проекту в целом, либо сначала
по статьям и главам, а затем по проекту в целом.
3) Принятие бюджета и иные финансовые полномочия.
4) Парламентский контроль.
Основными методами парламентского контроля являются:
1) Постановка вопроса о доверии правительства.
2) Интерполяция (обращение к правительству относительно мотивов его
деятельности)
3) Вопросы письменные и устные.
4) Резолюция порицания.
5) Деятельность расследовательных комитетов и комиссий.
Также существуют квазисудебеные полномочия:
1) Процедура импичмента.
2) Право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших
должностных лиц.
3) Объявление амнистии.





Новинки рефератов ::

Реферат: Лекция (предмет, проблемы) (Педагогика)


Реферат: Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа (Психология)


Реферат: Работа в программе Excel (Программирование)


Реферат: Партизаны-Казахстанцы (История)


Реферат: За что погиб Н.С. Гумилев? (Исторические личности)


Реферат: Астрономия (Астрономия)


Реферат: Обучение аудированию на коммуникативной основе в 7, 8 классах общеобразовательной школы (Педагогика)


Реферат: Геноцид армян XIX - XX века (История)


Реферат: Александр II (История)


Реферат: Закон України "Про зовнішньоекономічну діяльність" (Международные отношения)


Реферат: роман Гончарова Обломов (Литература : русская)


Реферат: Определения суда первой инстанции (Гражданское право и процесс)


Реферат: Творческая история рассказа Л.Н. Толстого "За что?" (Литература : русская)


Реферат: Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам (Педагогика)


Реферат: Приватизация в РФ (Финансы)


Реферат: Внимание (Психология)


Реферат: Отношение людей к абортам (Социология)


Реферат: Социологические воззрения Н.Я. Данилевского (Социология)


Реферат: История (История)


Реферат: Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист