GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Макросфера. Внешняя среда организации (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Макросфера. Внешняя среда организации (Менеджмент)


Одесская Государственная Академия Холода



Самостоятельная работа
По “Менеджменту”

Тема:
“Макросфера. Внешняя среда организации.”



Выполнил:
Студент группы 345
Комаров Виталий



Одесса
1999 г.
План:

Теоретическая часть
Внешняя среда организации
Макросреда фирмы
Инфраструктура региона
Связи фирмы
Микросреда фирмы
Внешнеэкономическая деятельность фирмы
Практическая часть
Анализ влияния факторов внешней среды
Список используемой литературы


Внешняя среда организации

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и
необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось
в конце 50-х годов.
Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода и
необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как
целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь имеющую
разветвленные связи с внешним миром.
Помимо системного подхода возникает примерно в тоже время концепция
ситуационного подхода, согласно которому, наиболее подходящий в данной
ситуации метод, определяется конкретными внутренними и внешними факторами,
характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю
среду еще большее внимание, чем прежде. Даже если бы изменения не были
столь значительными, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду,
поскольку организация как открытая относительно обособленная система,
зависит от внешнего мира в отношении материальных потоков – поставок
ресурсов, энергии, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных
потоков – законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на
рынке и т.д. Поскольку от руководства зависит выживание организации,
менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые
повлияют на его организацию. Он должен предложить подходящие способы
реагирования на внешние воздействия. Т.е. иначе говоря найти методы,
способствующие адаптации к условиям внешней среды. Безусловно что учесть
все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы просто
невозможно, в связи с этим возникает проблема определить именно те аспекты,
от которых решающим образом зависит деятельность организации.
К характеристикам внешней среды могут быть отнесены:
1. Взаимосвязанность факторов.
2. Разнообразие факторов.
3. Высокая динамичность изменений факторов.
4. Неопределенность как во времени воздействия, так и по силе
воздействия.
Будем считать что существуют внешние факторы непосредственно прямо
влияющие на поведение организации, и факторы, оказывающие косвенное
влияние.
К первым факторам относятся поставщики, материалы, капитал, трудовые
ресурсы, законы и государственные органы, потребители, конкуренты.
К второй группе факторов могут быть отнесены технологии, состояние
экономики, социокультурные факторы, политические факторы.
Влияние всех этих факторов, как прямых, так и косвенных носит
конкретный в каждой ситуации характер. Учет их влияния – это собственно
искусство управления.
Макросреда фирмы

К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и
устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не
может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на
фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и
др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны).
Факторы макросреды фирмы оказывают влияние на нее косвенно В таблице 1
приведены сферы и факторы макросреды фирмы, влияющие на эффективность и
стабильность ее работы.


Таблица 1 Сферы и факторы макросреды фирмы


|Сфера макросреды |Факторы макросреды |
|1. Международные |1.1. Количество “горячих точек” в мире, где |
| |происходят какие-либо военные конфликты |
| |1.2. Численность военных и других лиц, |
| |задействованных в “горячих точках” в данное время |
| |1.3. Количество международных симпозиумов, |
| |конференций, выставок, кинофестивалей, конкурсов и |
| |других мероприятий высшей категории, проводимых в |
| |данный момент в стране и в мире в области |
| |образования, культуры, научно-технического прогресса|
| | |
| |1.4. Тенденции изменения продолжительности жизни |
| |населения в целом в мировом сообществе |
|2. Политические |2.1. Стабильность демократических преобразований |
| |факторы в стране |
| |2.2. Вероятность возврата к прошлой политической |
| |системе |
| |2.3. Количество забастовок с численностью |
| |участвующих более 100 человек, проводимых в стране в|
| |данный день |
| |2.4. Криминальная обстановка в стране |
| |2.5. Количество политических фракций в |
| |законодательной власти |
|3. Экономические |3.1. Удельный вес конкурентоспособной на внешнем |
|факторы |рынке промышленной продукции фирм страны |
| |3.2. Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем |
| |рывке промышленной продукции фирм страны |
| |3.3. Тенденции изменения внешнеэкономических связей |
| |3.4. Дефицит бюджета страны (%). |
| |3.5. Среднегодовые темпы инфляции |
| |3.6. Удельный вес частной собственности в совокупной|
| |собственности страны |
| |3.7. Наличие “стратегии перехода страны на рыночные |
| |отношения и их развития”, опубликованной в открытой |
| |печати |
| |3.8. Наличие федеральных методических документов, |
| |регламентирующих процесс принятия и реализации |
| |управленческого решения (по |
| |функционально-стоимостному анализу, прогнозированию,|
| |нормированию, оптимизации, экономическому |
| |обоснованию и другим вопросам) |
| |3.9. Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте |
| |страны |
| |3.10. Показатели налоговой системы и |
| |внешнеэкономической деятельности |
| |3.11. Структура распределения доходов населения |
| |3.12. Уровень развития финансовой системы страны |
|4. |4.1. Место страны в мире по продолжительности жизни |
|Социально-демогра|4.2. Место страны в мире по жизненному уровню |
|фические факторы |населения |
| |4.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин) |
| |4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % |
| |от родившихся и в сравнении с лучшим мировым |
| |показателем |
| |4.5. Рождаемость и смертность населения страны |
| |4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, |
| |составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, |
| |по образованию, удельному весу служащих, |
| |пенсионеров, школьников, студентов, работающих |
| |женщин, плотность населения по регионам и др. |
| |4.7. Миграция населения |
| |4.8. Перспективность городов |
| |4.9. Структура населения по доходу и др. |
|5. Правовые |5.1. Наличие федеральных правовых актов (указов |
|факторы |Президента, постановлений правительства, |
| |государственных стандартов и т.п.) по |
| |стандартизации, метрологии, защите прав |
| |потребителей, антимонопольной политике, сертификации|
| |товаров и услуг, управлению качеством и |
| |конкурентоспособностью товаров, охране окружающей |
| |природной среды, предпринимательству, ценным |
| |бумагам, финансам и т.д. |
| |5.2. Наличие федеральных правовых актов, |
| |регулирующих взаимоотношения компонентов |
| |экономической системы страны |
| |5.3. Наличие федеральных правовых актов, |
| |регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны|
| |и фирм |
| |5.4. Наличие федеральной программы создания правого |
| |государства |
| |5.5. Качество прокурорского надзора за соблюдением |
| |федеральных правовых актов |
| |5.6. Преемственность правового обеспечения по |
| |вертикали и горизонтали |
|6. Экологические |6.1. Параметры экосистемы страны |
|факторы |6.2. Количество городов и удельный вес численности |
| |их населения, которые не отвечают требованиям по |
| |экологичности |
| |6.3. Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание |
| |экосистемы страны |
|7. |7.1. Оценка основных природных ресурсов страны и ее |
|Природно-климатич|место в мировом сообществе |
|еские факторы |7.2. Извлечение из недр природных ресурсов |
| |интенсивность по отношению к общим запасам и степень|
| |извлечения) |
| |7.3. Характеристика климатических факторов страны |
| |7.4. Дефицитность отдельных видов ресурсов по |
| |регионам страны |
| |7.5. Степень использования вторичных ресурсов |
|8. |8.1. Удельный вес изобретений и патентов страны в |
|Научно-технически|фонде мирового сообщества |
|е факторы |8.2. Удельный вес докторов наук, профессоров в |
| |численности работающих страны |
| |8.3. Стоимость основных производственных фондов |
| |страны, приходящаяся на одного ученого |
| |(фондовооруженностъ труда ученого) |
| |8.4. Уровень автоматизации производства в |
| |машиностроении страны |
| |8.5. Экспертная оценка месячной заработной платы |
| |ученого, конструктора, преподавателя вуза, в |
| |долларах США |
| |8.6. Показатели износа основных производственных |
| |фондов в отраслях народного хозяйства страны |
| |8.7. Характеристика системы информации страны |
| |8.8. Уровень компьютеризации страны |
|9. Культурные |9.1. Средний уровень образования населения страны |
|факторы |9.2. Обеспеченность населения страны объектами |
| |культуры (ед/час): театрами, . кинотеатрами, |
| |библиотеками, дворцами спорта и комплексами и |
| |другими объектами культуры . |
| |9.3. Отношение людей к окружающему миру |
| |9.4. Долговременные тенденции развития в области |
| |культурных ценностей |


Инфраструктура региона


Инфраструктура региона (прежде всего, города), где территориально
расположена фирма, существенно оказывает влияние на эффективность и
устойчивость ее функционирования. Вместе с тем, инфраструктура региона,
также как и макроструктура, оказывает влияние на работу фирмы косвенно.
К отраслям инфраструктуры относятся следующие:
– рыночная инфраструктура;
– мониторинг окружающей природной среды:
– здравоохранение;
– наука и образование;
– культура,
– торговля;
– общественное питание,
– транспорт и связь;
– пригородное сельское хозяйство;
– строительство;
– жилищно-коммунальное хозяйство;
– бытовое обслуживание;
– промышленность.
Уровень развития, стабильность и эффективность функционирования
предприятий и учреждений всех перечисленных отраслей инфраструктуры
региона, где расположена фирма, оказывает влияние на устойчивость ее
работы, прежде всего, через социально-психологические факторы, то есть
через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных
потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе,
здоровье населения.
Очень трудно количественно измерить степень взаимного влияния
факторов инфраструктуры региона, где расположена фирма, так как это влияние
носит сложный характер. Логическая цепочка здесь следующая. Чем выше
уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей
инфраструктуры региона, тем выше будет морально-психологический климат в
коллективе (нет задержек на транспорте, в магазинах), выше квалификационный
уровень работников (высокое качество образования), лучше здоровье работника
(хорошо работают все отрасли региона). Чем лучше эти показатели, тем выше
отдача фирмы, тем больше будет взносов в местный бюджет. Последний фактор
открывает возможность развития региона.

Связи фирмы

Рассмотренные факторы макросреды и инфраструктуры региона оказывают
влияние на устойчивость и эффективность функционирования фирмы косвенно,
ими фирма сама не имеет возможность управлять. Конечно, чем больше удельный
вес фирмы в объеме производства региона или страны, тем больше фирма будет
оказывать влияние на эту форму внешней среды и, наоборот, внешняя среда
будет оказывать большее влияние на фирму.
Непосредственное прямое влияние на работу фирмы оказывают ее
конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие
фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие
финансовые и другие прямые услуги. Связи фирмы показаны на рис 1.
Рис1 Связи фирмы с внешней средой
На рис 1 показаны прямые или косвенные связи между фирмами внутри
региона (1), влияние факторов инфраструктуры региона на устойчивость и
эффективность фирмы (2), факторов макросреды на эффективность и качество
работы региона (3), факторов макросреды на устойчивость и эффективность
работы фирмы (4) и факторов взаимодействия фирм разных регионов по
различным вопросам (6). Односторонняя прямая связь между контуром факторов
макросреды и инфраструктуры региона (3) означает законодательное и
налоговое воздействие федеральных органов управления страны на регион,
косвенная двухсторонняя связь между этими контурами означает взаимное
влияние по другим факторам (см.таблицу 1).


Микросреда фирмы


К факторам прямого воздействия внешней среды на устойчивость и
эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся
следующие:
– вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других
ресурсов);
– потребители товара;
– конкуренты;
– контактные аудитории;
– маркетинговые посредники;
– законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической
деятельности
В таблице 2 перечислены факторы микросреды фирмы и показатели,
влияющие на эти факторы.

Таблица 2 Факторы и показатели микросреды фирмы
|Факторы микросреды|Показатели (операции), факторы микросреды |
|1. Поставщики |1.1. Интегральный показатель качества поступающего |
|(вход системы) |сырья (по видам) и материалов |
| |1.2. Интегральный показатель качества (полезного |
| |эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных |
| |частей и т.д.) |
| |1.3. Интегральный показатель качества информации, |
| |поступающей на фирму |
| |1.4. Интегральный показатель качества |
| |нормативно-методической и технико-экономической |
| |документации, поступающей на фирму |
| |1.5. Интегральный показатель качества подготовки |
| |специалистов, поступающих на фирму |
| |1.6. Прогноз изменения условий поставок |
|2. Потребители |2.1. Тенденции изменения круга потребностей |
|(выход системы) |основных потребителей товаров фирмы |
| |2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и|
| |ассортименту товаров |
| |2.3. Прогноз изменения доходов потребителей |
| |2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков|
| |сегментации рынка внутри страны и в мире |
|3. Конкуренты |3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности |
| |товаров конкурентов |
| |3.2. Анализ организационно-технического уровня |
| |производства основных конкурентов |
| |3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и |
| |удельной цены товаров основных конкурентов |
| |3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных |
| |конкурентов |
|4. Контактные |4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару |
|аудитории |финансовых кругов региона (страны), средств |
| |массовой информации, государственных и |
| |муниципальных учреждений, гражданской группы |
| |содействия, общественных организаций и др. |
| |4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений |
| |с контактной аудиторией |
|5. Маркетинговые |5.1. Анализ структуры и стратегии торговых |
|посредники |посредников и уточнение совместно с ними стратегии |
| |маркетинга продвижения товаров |
| |5.2. Налаживание контактов с агентствами по |
| |оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, |
| |консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых |
| |исследований и др) |
| |5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми |
| |учреждениями |
|6. |6.1. Формирование банка данных по налоговой системе|
|Законодательство |и внешнеэкономической деятельности |
|по налоговой |6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных |
|системе и |пошлин, квот, лицензий и других показателей на |
|внешнеэкономическо|эффективность работы фирмы |
|й деятельности |6.3. Подготовка предложений по совершенствованию |
| |законодательства по налоговой системе и |
| |внешнеэкономической деятельности. |

Внешнеэкономическая деятельность фирмы

Внешнеэкономические связи включают следующие направления и формы:
– внешнюю торговлю;
– международное производственное сотрудничество;
– инвестиционное сотрудничество;
– международное научно-техническое сотрудничество;
– экономическое и техническое содействие;
– валютно-финансовое сотрудничество.
Внешнеэкономическая деятельность фирмы – это деятельность, связанная
с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий, услуг через
государственную границу.
Внешнеторговые цели экспорта фирмы:
– расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых
рынков;
– повышение иди поддержание организационно-техническою уровня
производства под “прессом” международной конкуренции;
– достижение экономии на .масштабе производства;
– увеличение валютных ресурсов фирмы.
Цели импортера:
– Модернизация и расширение производственного аппарата фирмы;
– достижение экономии на замене оборудования, сырья отечественного
производства более аффективной зарубежной продукцией;
– расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых
внутренних рынков;
– расширение ассортимента на национальном потребительском рынке.
Анализ экспортно-импортных возможностей фирмы входит в состав
маркетинговых, предпроектных исследований.
Одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности
является экспорт (импорт) капитала. который осуществляется в двух формах:
ссудной и предпринимательской.
Ссудная форма вывоза (ввоза) капитала связана с международными
кредитами и займами. Международное кредитование осуществляется
специализированными предприятиями—банками.
Предпринимательская форма вывоза (ввоза) капитала представляет собой
международное; инвестирование, т.е. создание за границей совместных
предприятий и филиалов фирмы.
Цели международного инвестирования:
1. Обход тарифных (таможенных) пошлин и ряда нетарифных
протекционистских барьеров.
2. Использование разницы в стоимости ресурсов в разных странах, в
т.ч. использование розницы в издержках производства.
3. Повышение конкурентоспособности и более активное, чем в случав
внешней торговли, внедрение на рынки; использование эффекта внедрения на
рынок не извне (торговля), а изнутри.
4. Вывоз капитала в обход не только таможенных барьеров, но и
получение выигрыша по сравнению с национальными фирмами в области
налогообложения, что при прочих равных условиях повышает
конкурентоспособность предприятия как на внешнем рынке, так и на внутреннем
с переводам полученной прибыли в страну базирования.
5. Получение помощи в налаживании выпуска технически сложной
продукции.
6. Разовое получение новых технологии в расчете на их постоянный
приток.
7. Решение проблемы обучения национальных кадров.
8. Получение финансовой выгоды по сравнению с импортом товаров и
иностранными ссудами.
Вывоз капитала в предпринимательской форме может быть двух видов:
прямые инвестиции и портфельные инвестиции.
Прямые инвестиции – это инвестиции, дающие право контроля над
объектом вложения (если имеется контрольный пакет акций).
Портфельные инвестиции – это инвестиции, которые не обеспечивают
контроль за объектом вложения.. Это связано, прежде всего, с торговлей
технологиями.
Как завладеть той или иной технологией?
Путь 1. Купить образцы, развернуть обширные и потому дорогостоящие
работы по исследованию этого материала, чтобы ответить на вопрос: "Как же
это делают?
Путь 2. Купить у владельца права на использование его технологии,
т.е. купить не товар, а технологию его производства. Если технология новая,
то она запатентована с выдачей патента.
Патент – это документ, удостоверяющий право собственности лица на
какое-либо изобретение или открытие. Получив патент на изобретение,
компания вправе продать его, получив одноразовую прибыль, либо тиражировать
его продажу, продавая право на временное использование патента.
Кроме того, возможна продажа и ноу-хау.
Ноу-хау (в переводе – знаю как) – технические или другие знания и
практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного
характера, представляющие коммерческую тайну, которая не оформляется
патентом. Ноу-хау может быть как независимым по отношению к патентам, так и
необходимым для их использования. Ноу-хау может включать и не
запатентованную информацию, недоступную для мировой общественности. Можно
сказать, что ноу-хау – это детальное описание какой-либо технологии,
понимаемой широко: не только как описание производственного процесса, но и
описание проведения финансовых, коммерческих и др. операций.
Для использования патента или ноу-хау необходимо купить разрешение,
Готовность иностранного инвестора пойти на продажу лицензий
предприятиям, капитал которых полностью или в основном принадлежит
принимающей стороне, будет зависеть от уникальности и новизны этой
технологии. Чем старше технология, тем больше вероятность, что она будет
свободна от контроля капитала.
В областях, где технология уникальна и является монопольной для одной
или немногих фирм, иностранный капитал будет вкладываться исключительно в
форме прямых инвестиций. Более охотно идут на продажу лицензий фирмы,
собирающиеся создавать собственную производственную базу в стране-
покупателе.
Технология, как и любой другой товар, имеет свою цену. Существуют два
вида технологических платежей:
1) роялти – периодические платежи за использование лицензии (доля или
ставка роялти в %, чаше 3-5%)
2) паушальный платеж – единовременная оплата стоимости лицензии.
Купля-продажа капитала – очень сложная операция. Поэтому здесь нужен
тонкий экономический расчет с учетом множества внешнеэкономических
факторов. При заключении контракта нужно помнить, что расчет может быть
наличными и в кредит. Если валюты недостаточно, возможны следующие варианты
действий
а) бартер или простой товарообмен:
б) выкуп продавцом новой технологии у покупателя старой технологии,
тогда последний платит только разницу;
в) компенсационное соглашение, когда оплата будет производиться
продукцией, выпушенной с применением купленной техники;
г) компенсация наоборот, когда изготовителю поставляется сырье
(например, древесина), а потом на эту сумму он получает продукцию
(например, бумагу)

Анализ влияния факторов внешней среды

В практической части данной работы необходимо провести критический
анализ влияния факторов существующей внешней среды на деятельность
конкретной организации. Дать оценку позитивного и негативного влияния.
В связи с отсутствием реальных и полных данных о работе и
взаимодействии с внешней средой какой либо организации, ничего не остается
как провести теоретический анализ основанный на собственном понимании
такого влияния.
В качестве примера, выберем для рассмотрения научно-исследовательское
предприятия “Элемент”.
Предприятие “Элемент”, как одно из подразделений предприятия “Шторм”
специализируется на разработке и производстве изделий по оборонным заказам.
Как и многие предприятия ВПК данное предприятие – закрытое, т.е. его связь
с внешней средой весьма ограничена. Эти ограничения связаны со спецификой
заказов, выполняемых исследований. Но несмотря на все это предприятию
необходимо поддерживать информационные, сырьевые, транспортные связи с
внешней средой. Поэтому влияние основных факторов внешней среды
незначительно, но имеет место.
Попытаемся формализовать это влияние и указать его позитивные и
негативные стороны.

Таблица 3 Анализ влияние факторов внешней среды
(в столбце “факторы” указаны номера факторов внешней среды из таблицы 1)
|Факт|Позитивное влияние |Негативное влияние |
|оры | | |
|1.1 |Увеличение количества | |
| |ассигнований. Увеличение | |
| |количества заказов. Как | |
| |следствие – привлечение | |
| |интеллектуальных и | |
| |технологических ресурсов. | |
|1.3 |Источник потенциальных и |Возможность утечки информации. |
| |технологических ресурсов. | |
|2.1 | |Может вызвать уменьшение |
| | |ассигнований. Может вызвать |
| | |усиление контроля и |
| | |вмешательство средств массовой |
| | |информации в деятельность |
| | |предприятия. |
|2.2 |При увеличении вероятности |Возможна смена руководства в |
| |возврата к коммунистической |угоду правящей коалиции. |
| |системе правления и | |
| |тоталитарному государству – | |
| |возрастает стабильность | |
| |предприятия. | |
|2.3 | |Косвенное негативное влияние |
| | |т.к. возможно нерегулярное |
| | |поступление энергетических и |
| | |сырьевых ресурсов. |
|2.4 |Возможно расширение рынка сбыта |Возможна смена руководства при |
| |продукции за счет внутреннего |условии значительного влияния |
| |рынка (организованная |организованной преступности на |
| |преступность). |правящую коалицию. |
|3.4 | |Снижение ассигнований |
|– | | |
|3.5 | | |
|3.7 | |Возможны изменения в структуре |
| | |поступления энергетических и |
| | |сырьевых ресурсов. |
|3.8 | |Данное предприятие очень |
| | |федерально зависимо. Федеральное|
| | |вмешательство в деятельность |
| | |предприятия может осложнить |
| | |связи внутри предприятия. |
| | |Увеличение бюрократии. |
|3.9 | |При преобладании сырьевых |
| | |ресурсов в экспорте страны – |
| | |общее экономическое состояние |
| | |рынка значительно ухудшается, |
| | |что влечет за собой |
| | |нестабильность экономической и |
| | |политической системы, и ухудшает|
| | |возможности развития и |
| | |функционирования предприятия. |
|4.1 |Все показатели являются |Все показатели являются |
|– |критериями |критериями |
|4.5 |социально-экономического |социально-экономического |
| |благополучия государства. |благополучия государства. |
|7.1 | |Украина является государством с |
|– | |истощенными природными |
|7.2 | |ресурсами, следовательно |
| | |возникает потребность в закупке |
| | |сырьевых ресурсов за рубежом. |
|7.4 | |Украина зависима от поставок |
| | |энергоносителей. Любые |
| | |уменьшения или прекращения этих |
| | |поставок может поставить под |
| | |угрозу деятельность предприятия.|
|8.1 |Наличие высококвалифицированных | |
| |кадров удовлетворяет потребности| |
| |предприятия в интеллектуальных | |
| |ресурсах. | |
|8.6 | |На Украине работают менее 40% |
| | |предприятий. Показатели износа |
| | |достигают 70% и более. Это ведет|
| | |к недостатку, качественному и |
| | |количественному, сырьевых |
| | |ресурсов. |


Список используемой литературы

1. Система менеджмента, Фатхудинов Р.А..
2. Основы Менеджмента, Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Федоури. 1997
г., Москва: “Дело”.

-----------------------
Страна как подсистема мирового сообщества

Регионы

Фирмы

Контур факторов макросреды

Контур факторов инфраструктуры региона

5

4

3

2

1

Прямая двухсторонняя связь
Прямая односторонняя связь
Косвенная двухсторонняя связь
Косвенная односторонняя связь






Реферат на тему: Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА
ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра маркетинга и менеджмента.



Реферат

по теме: “ Малое предпринимательство России. Анализ текущего
состояния.”



Работу выполнил студент курса,
группы 1:
Научный руководитель:



Нижний Новгород
2001
План.

1. Введение.
2. Состояние малого предпринимательства по стране.
3. Анализ состояние малого предпринимательства по регионам:
1) Центральный район
2) Волго-Вятский экономический район РФ

Северного экономического района РФ

3) Северо-Западный район
4) Центрально-Черноземный район
5) Поволжский район
6) Северо-Кавказский район
7) Уральский район
8) Западно-Сибирский район
9) Восточно-Сибирский район
10) Дальневосточный район
-
4. Направления государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства.
5. Список литературы.

Введение.
[pic]

|1. Северный район |7. Северо-Кавказский район |
|2. Северо-Западный район |8. Уральский район |
|3. Центральный район |9. Западно-Сибирский район |
|4. Волго-Вятский район |10. Восточно-Сибирский район |
|5. Центрально-Черноземный район |11. Дальневосточный район |
|6. Поволжский район | |


Общеизвестно утверждение о значимости малого предпринимательства для
развития и становления рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает
укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной
собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные
предприниматели близки к большей части населения и составляют основу
среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической
стабильности Низкая платежеспособность населения делает невыгодным, а часто
невозможным развитие малых предприятий. Но можно утверждать и другое:
колоссальный потенциал малого бизнеса не использован в России. Это
обстоятельство не просто досадно, это обстоятельство чрезвычайно опасно и
для экономики, и для политической стабильности государства. Для спасения
ситуации, по-моему, не достаточно улучшить законы, принять одну или
несколько программ - поздно. Для спасения ситуации необходимо коренное
изменение государственной политики в сфере отношений с российским
производителем вообще и с малым бизнесом в частности.

Состояние малого предпринимательства.

Августовский кризис 1998 года серьезно ударил по многим малым и
средним предприятиям: оборотные средства резко уменьшились или пропали в
банках, сократились рынки вследствие снижения покупательной способности
населения, обанкротились многие предприятия, зависимые от поставок товаров
или сырья по импорту. В результате этих процессов число занятых в секторе
сократилось на несколько сотен тысяч работников. Подавляющее большинство
малых предприятий выпускают продукцию неконкурентоспособную не только на
внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на
“грани”, либо переходящих в сферу теневой экономики. Факторы, сдерживающие
развитие малого предпринимательства Постоянное ухудшение внешней среды
предпринимательской деятельности; о разрастание административных барьеров
(регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и
разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.);о
налоговый пресс и громоздкая система отчетности; о отсутствие надежного
правового, в том числе судебного, обеспечения предпринимательской
деятельности; о растущее недоверие предпринимателей к власти, к ее
способности проводить долгосрочную политику и обеспечить стабильные условия
ведения бизнеса.
К началу 1999 года число малых предприятий составило порядка 891
тысячи, приблизившись к отметке 1994 года (см. диаграмму 1). Следует
учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии
с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории
предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с
200 до 100 человек.
Динамика числа малых предприятий с 1996 года - совокупный прирост на
5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии
сектора МБ.
[pic]
Диаграмма 1.
Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000
года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа
работающих на российских предприятиях (см. диаграмму 2). По сравнению с
1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как
критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили
допустимый порог числа работающих на малом предприятии.
[pic]
Диаграмма 2.
Стало больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и
сферу услуг. Профессионализм многих предпринимателей и управленцев возрос.
Качество продукции сферы пищевой промышленности, легкой промышленности
серьезно выросло. То же можно сказать и о сфере услуг. МП наиболее развит в
таких отраслях, как и торговля и общепит, строительство и промышленность, а
так же наука и научное обслуживание производства. (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3.
Неравномерность развития МП проявляется и в отраслевом разрезе. В
России малый бизнес, в основном, сосредоточен в сферах обслуживания и
торговли, в отличие от экономически развитых стран, где он играет важную
роль практически во всех сферах экономики, включая производство наукоемкой
продукции (см. также диаграмму 4).
Диаграмма 4.
Как видно из диаграммы 5, развитие малого и среднего
предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах
Российской Федерации. Более половины работающих в стране малых предприятий
сосредоточено в 8 субъектах РФ, около четверти - в Москве. Так, порядка 30%
всех действующих МП расположены в Центральном районе (см. диаграмму 5).
Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В
них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых
предприятий.
[pic]
Диаграмма 5.
Аналогично, почти треть всех постоянно работающих на МП – жители
Центрального района (см. диаграмму 6). На долю москвичей приходится пятая
часть, на долю жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей
численности постоянно работающих на малых предприятиях. Приведенные данные
свидетельствуют о высокой дифференциации российских регионов по уровню
развития внешней среды предпринимательства.
[pic]
Диаграмма 6.
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России,
измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно
недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП (см.
диаграмму 7), тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и
Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства
приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП
и 23 МП соответственно.
[pic]
Диаграмма 7.
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими
показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29%
(см. диаграмму 8). В странах ЕС только микро предприятия составляют более
90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости
– лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В
странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65%.
[pic]
Диаграмма 8.
Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999г.
составило 270 тысяч (см. диаграмму 9). Почти треть из них сосредоточены в
Северо-Кавказском районе.
[pic]
Диаграмма 9.
В целом, уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с
точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики,
потребностей переходного периода в РФ.
Между тем, изменение внутренней экономической конъюнктуры в результате
финансового кризиса августа 1998 года создало некоторые предпосылки и
стимулы для развития предпринимательства.


Центральный район.

(данные по состоянию на 1 января 1999):
- 30 млн. чел.: плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2); высокая степень
освоенности – этим обеспечивается потребность в рабочих, свободных
инициативных людях, способных заниматься МП. Большая численность
городского населения позволяет развиваться Мп в отрасли бытовых услуг и
жилищного хозяйства.
- Столичное значение - на пересечении важнейших транспортных путей:
транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность,
самые протяженные дороги в РФ; главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево,
Быково, Домодедово – что дает возможность формирования Мп в таких
отраслях, как транспортные связи, торговля, информационное обслуживание,
общая коммерческая деятельность.
- высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое
количество учебных заведений – есть возможности развития МП в науке и
научном обслуживании производства.
- Машиностроение (1 место в РФ): полный производственный цикл всех
подотраслей; сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника,
станкостроение); автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ); ж/д машиностроение
(тепловозы – Коломна, пассажирские вагоны – Тверь, вагоны метро –
Мытищи); авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта; с/х
машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта); станко- и
приборостроение.
- Химическая промышленность: удобрения (Воскресенск) – 10 % от российского
производства;
- Легкая промышленность: 1/3 всей российской промышленности;
- Самая крупная полиграфическая база.
Все перечисленные особенности региона стособствуют активному развитию
МП в промышленности, строительстве, материально-техническом обслуживании.
- Энергетика: крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте
в РФ);
- АПК: зерновые (50 % площадей); прокормить себя не может, т.е. завоз.
мощная кондитерская промышленность.
- Бедные природные ресурсы.
- продукция бытового культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор,
лаковая миниатюра – еще одна отрасль, в которой могут работать МП.
|1. Количество |[pic] |
|малых | |
|предприятий – | |
|266,1 тыс. | |
|Количество малых| |
|предприятий – 22| |
|тыс. | |
|(доля МП | |
|Центрального | |
|экономического | |
|района в общем | |
|числе МП в РФ – | |
|30,7%) | |
|2. Общая |[pic] |
|численность | |
|занятых на МП – | |
|2361,6 тыс. | |
|человек. | |
|Количество малых| |
|предприятий – 22| |
|тыс. (доля | |
|Центрального | |
|экономического | |
|района в общей | |
|численности | |
|занятых на МП в | |
|РФ – 31,9%) | |


Численность постоянно работающих на МП – 1851,5 тыс. человек.
Количество малых предприятий – 22 тыс.(доля Центрального экономического
района в общей численности постоянно работающих на МП в РФ – 29,8%).
Количество малых предприятий на 1000 жителей – 22 тыс. (в среднем по РФ –
5,9 малых предприятий на 1000 жителей). Доля работающих на МП в общем числе
занятых - 13,9%. Количество малых предприятий – 22 тыс. (в среднем по РФ –
10,1%)

Волго-Вятский экономический район РФ.
- Численности - 8,5 млн. чел.,
- Лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным
транспортом. Хорошие условия для АПК; достаточно сильно развит; полностью
обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль – растениеводство,
зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК –
консервирование. В этих отраслях АПК наиболее приемлема работа МП.
- Яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района):
автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение
(«Красное Сормово», Н.Новгород) – пассажирские теплоходы.
- Не очень богат природными ресурсами; фосфориты (50 % всех российских
запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); лесные ресурсы
(40 % - хвойные лесы). водные ресурсы;
- Лесная промышленность: Балахнинский ЦБК.
- Транспортное хозяйство:ж/д – 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт –
1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск – Н.Новгород (нефть)).
Благиприятные условия, сформировавшиеся в этом экономическом районе,
способствуют распространению МП в таких отраслях, как транспортные связи,
торговля, общепит, информацион. обслуживание, коммерческая деятельность,
бытовые услуги.
|1. Количество |[pic] |
|малых | |
|предприятий – | |
|27,2 тыс. (доля | |
|МП | |
|Волго-Вятского | |
|экономического | |
|района в общем | |
|числе МП в РФ – | |
|3,1%) | |
|2. Общая |[pic] |
|численность | |
|занятых на МП – | |
|311,4 тыс. | |
|человек (доля | |
|Волго-Вятского | |
|экономического | |
|района в общей | |
|численности | |
|занятых на МП в | |
|РФ – 4,2%) | |


Численность постоянно работающих на МП – 268,4 тыс. человек (доля
Волго-Вятского экономического района в общей численности постоянно
работающих на МП в РФ – 4,3%) Количество МП на 1000 жителей (в среднем по
РФ – 5,9 малых предприятий на 1000 жителей) Доля работающих на МП в общем
числе занятых - 7,5% (в среднем по РФ – 10,1%)


Северного экономического района РФ.

- Численности - 6 млн. чел. Из-за того, что Северный район - самый
малочисленный экономический район доля этого района от общего числа МП в
РФ составляет всего 2,4% (см. диаграмму)
- наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть,); алмазы
(Архангельск); лес (10 % от всех лесных ресурсов России) – низко
технологическое производство;
- экстремальные природно-климатические условия, благодаря чему,
сельхозугодья занимают 2 % территории района. МП по большей части развит
в животноводстве – 80 % (оленеводство); рыбной промышленности (треска,
селедка) - 1/5 часть всей российской рыбы.
- лесная – 21 %; производство бумаги(42 % всей бумаги производится здесь);
мебельное производство
- черная металлургия – 20 %; Череповецкий металлургический комбинат (АО
«Северсталь») – 2 место в РФ по удельному весу; 4.5 млн. т. стали
ежегодно; 1/6 всего российского проката; объем прибыли 300 млн. $;
конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке; электроэнергетика –
13 %;
- топливная промышленность – 10 %. угольная промышленность (Печорский
угольный бассейн), 1/10 всего российского угля; глубокое залегание,
дорогая добыча, нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и
объемам нефти в РФ. Идет рост добычи.
- ж/д – 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз
продуктов пищевой промышленности, ТНП; газопровод «Сияние Севера»;
Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания
Развития МП в сельском и лесном хозяйствах в этом экономической
районе не возможно, из-за малой численности населения и экстремальных
природно-климатические условия.
|1. Кол-во малых |[pic] |
|предприятий – | |
|20,7 тысяча | |
|(доля Северного | |
|экономического | |
|района от общего| |
|числа МП в РФ – | |
|2,4%) | |
|2. Общая |[pic] |
|численность | |
|занятых на МП – | |
|190,6 тыс. | |
|человек (доля | |
|Северного | |
|экономического | |
|района в общей | |
|численности | |
|занятых на МП в | |
|РФ – 2,6%) | |


Численность постоянно работающих на МП – 166,3 тыс. человек (доля
Северного экономического района в общей численности постоянно работающих на
МП в РФ – 2,7%) Количество МП на 1000 жителей - 3,6 (в среднем по РФ – 5,9
малых предприятий на 1000 жителей) Доля работающих на МП в общем числе
занятых - 7,0% (в среднем по РФ – 10,1%).

Северо-Западный район.
- Численность - 8 млн. человек. Очень высока плотность населения (41 чел.
на 1 км2) является потенциалом, необходимым для распространения МП. С
Сант-Петербурге, где самая высокая плотность во всем регионе, 86,5% МП.
- Транспорт: приморское положение; ж/д (более 50 % всех перевозок страны);
речной и морской транспорт. Удобное транспортное положение (Москва,
Европа, Восток) также способствуют активному развитию МП в регионе.
- Крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской) и
высокий кадровый уровень способствуют распространения Мп в отрасли науки
и научного обслуживания производства.
- большая роль ВПК (более 70 %): Машиностроение (26 % всей продукции
района): судостроение; электротехническое машиностроение (турбины);
сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).
- Район беден природными ресурсами. ВПК – оптика, системы наведения. Товары
народного потребления.
|1. Количество |[pic] |
|малых | |
|предприятий – | |
|129,3 тыс. (доля| |
|МП | |
|Северо-Западного| |
|экономического | |
|района в общем | |
|числе МП в РФ – | |
|14,9%) | |
|2. Общая |[pic] |
|численность | |
|занятых на МП – | |
|910,8 тыс. | |
|человек (доля | |
|Северо-Западного| |
|экономического | |
|района в общей | |
|численности | |
|занятых на МП в | |
|РФ – 12,3%) | |


Численность постоянно работающих на МП – 773,2 тыс. человек (доля
Северо-Западного экономического района в общей численности постоянно
работающих на МП в РФ – 11,1%) Количество МП на 1000 жителей (в среднем по
РФ – 5,9 малых предприятий на 1000 жителей) Доля работающих на МП в общем
числе занятых - 21,4% (в среднем по РФ – 10,1%)


Центрально-Черноземный район

- Численность – 8 млн. чел.
- Самая большая железно-рудная база страны (КМА): медно-никелевые руды (3
место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-ова); почвы (чернозем).
Черная металлургия ( с 17 века) на базе КМА: крупнейшие ГОКи:
Лебединский, Михайловский, Стойлинский.
- АПК хорошо развит – продуктовая база страны - снабжает Центральные и
Северные районы, 30 % от объемов по РФ; свекла; подсолнечник; зерно.
Пищевая промышленность: сахар; мясо; плодоконсервирование. Хорошие
перспективы распространения Мп в сельском хозяйстве и общепите.
- Многообразный характер машиностроения: сложное и точное машиностроение;
авиационная продукция и радиоэлектроника; металлоемкое производство (50 %
в Воронежской области): горнорудные и сельхозмашины.
- 80 % энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская);
- Транспорт: выгодное положение на пересечении ж/д путей; мощный
транспортный комплекс; большой грузопоток.
|1. Количество |[pic] |
|малых предприятий | |
|– 26,2 тыс. | |
|(доля МП | |
|Центрально-Чернозе| |
|много | |
|экономического | |
|района в общем | |
|числе МП в РФ – | |
|3,0%) | |
|2. Общая |[pic] |
|численность | |
|занятых на МП – | |
|224,6 тыс. человек| |
|(доля | |
|Центрально-Чернозе| |
|много | |
|экономического | |
|района в общей | |
|численности | |
|занятых на МП в РФ| |
|– 3,0%) | |


Численность постоянно работающих на МП – 199,5 тыс. человек (доля
Центрально-Ч

Новинки рефератов ::

Реферат: Дети раздоров (Психология)


Реферат: Социальная политика государства (Социология)


Реферат: Брачно-семейное право в России в XV-XVIII веках (Право)


Реферат: Муниципальное право (Государство и право)


Реферат: Р. Киплинг (Литература : зарубежная)


Реферат: Расчёт сжатого стержня (Технология)


Реферат: Бухгалтерский учет производственных процессов на коммерческих предприятиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: История православной церкви в Америке (История)


Реферат: Италия (География)


Реферат: Файловая система MS-DOS (Информатика)


Реферат: Сделки с недвижимостью в предпринимательской деятельности (Предпринимательство)


Реферат: Терроризм- глобальная проблема мира (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Sports (Иностранные языки)


Реферат: Августин Блаженный о человеке (Философия)


Реферат: Расчёт экономической эффективности пассажирского АТП, на базе ЛиАЗ-5256 (Предпринимательство)


Реферат: Коммунікативна атака (Педагогика)


Реферат: Разделение властей в правовом государстве (Теория государства и права)


Реферат: Автоматизация рабочего места менеджера по учету товара (Компьютеры)


Реферат: Постиндустриальное общество и его враги (Социология)


Реферат: Моя профессиональная деятельность на инженерном уровне (специальность 220200) (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист