GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна, и где она необходима (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна, и где она необходима (Психология)




Министерство высшего профессионального образования РФ

Российский Государственный Гуманитарный Университет.

Институт Психологии.



Сорокин Александр Алексеевич
1 курс, 1 группа



Реферат


“Возникновение психики, ситуации где психика не нужна и где она
необходима.”



Москва, 1999 год.



Что есть психика?
Прежде чем затронуть вопрос о возникновении психики надо немного
осветить вопрос о том, что есть психика в своём усреднённом значении. По
одной из формулировок психика есть: существующее в различных формах
свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности,
обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Значит это неотъемлемое
свойство живого, осуществляющее взаимодействие каждого живого существа с
окружающим миром, которое реализуется посредством качественно отличных от
физиологических, но неотъемлемых от них процессов, актов, состояний
психических.
А с точки зрения материализма психика – это системное свойство
высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом
объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и
саморегуляции на её основе поведения и деятельности. Человек представляет о
мире на основе данных объективного мира в совокупности с установками
внутренней субъективности.
Если говорить о функциях психики, то они многогранны, ну например она
обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Психическое
отражение мира всегда совершается только с наличием активной деятельности.
В психике человека упорядочены события прошлого настоящего и будущего, они
представлены: прошлое – память, данные опыта; настоящее – в совокупности
образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего – в
побуждениях, намерениях, целях и фантазиях, грезах и.т.п. Психика человека
существует в двух основных измерениях – осознанная и неосознанная, но и
неосознанная качественно отличается от психики животных. Считается, что
коренным отличием человеческой психики от животной является возможность
сознательной целенаправленности психических проявлений, которые обусловлены
трудовой деятельностью.
В реальной деятельности человека все психические проявления это не
разобщённые факты, а тесно увязанная система переживаний, поступков, актов
осмысления действующая в едином акте социально обусловленной сознательной
деятельности личности. По ходу физиологического, социального, личностного
развития человека все его многообразные психические проявления
взаимодействуя, постепенно переходят в разряд относительно устойчивых
психических образований, которые сознательно регулируемые могут быть
направлены на решение задач разного рода.
Благодаря развитой психики человек может делать поступки адекватные
внешним обстоятельствам Это можно разбить на три пункта.
1) Отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа.
2) Их ориентация в этой среде.
3) Удовлетворение потребности в контактах с нею. А эти контакты за счёт
обратной связи контролируют правильность отражения.
Контрольной инстанцией в психике человека есть социальная практика.
Благодаря обратной связи результат действия сопоставляется с образом,
возникновение коего опережает этот результат, предваряя его как
специфическую модель действительности. Психика таким образом приобретает
характер цикличной системы. В данном случае рефлекторность указывает на
первичность объективных условий жизни организма и вторичность их
воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов
системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их
“обратное” влияние на образ.
Такое вот понимание рефлекторной природы психики разработал
отечественный учёный Сеченов. Оно является весомым противовесом против
идеалистической теории считавшей психику особой бестелесной сущностью (т.е.
душой) и материально-механистическому направлению банально сводившему
психику к нервной деятельности.
(Здесь я отклонился от самой темы реферата, но это вызвано непременной
необходимостью, если в самых общих чертах не осветить вопрос психики, то
нельзя браться за вопрос где она возникает, так как что бы понять как она
возникает надо приблизительно понимать что она есть и зачем служит. прим.
автора).
Механистический подход отрицает наличие активной психики, однако
активность существует, в доказательство её проявления можно привести по
крайней мере три факта.
1) При отображении реальности происходит преобразование физико-химических
раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов.
2) В сфере побуждений, придающих побуждению энергию и стремительность.
3) При исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

Психика возникает на определённой ступени биологической эволюции, и
составляет неотъемлемый её фактор, в этом контексте она обеспечивает
адекватное приспособление организма ко всё более усложняющимся условиям
существования. Возникает сознание как ведущий уровень регуляции
деятельности, формируется личность – источник высших проявлений активности
психики. Одним словом психика всё более качественно преобразуется.
В истории естествознания психику неоднократно пытались “локализовать” в
природе. Подтверждения тому создание теорий панпсихизма, зоопсихизма,
антропопсихизма, биопсихизма и нейропсихизма. Ошибка всех заключалась в
том, что психику приписывали какому-то определённому существу, даже не
потому что оно обнаруживало определённые формы поведения, нет, просто оно
относилось к определённому классу объектов; наличие психики было постулатом
и не более. Есть ещё теории исходящие из внутренних, функциональных
критериев. Они уже неверны тем, что пытаются свести психику к пунктам, ну
ради примера некоторые из них: способность к поисковому поведению,
способность к “гибкому” приспособлению к среде, способность “проигрывать”
действие во внутренней среде и др. Яркое разнообразие таких теорий
указывает на то, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, нежели
разработанными теориями призванными объяснять факты.
Среди этого разнообразия есть довольно неплохая и признанная (в нашей
психологии) теория Леонтьева. В качестве объективного критерия психики она
предлагает способность организмов реагировать на абиотические воздействия.
Реагировать на них полезно потому, что они находятся в устойчивой связи с
биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными
сигналами. Отражение абиотических свойств неразрывно связано с иной формой
активности – поведением. Если раньше существование сводилось к
удовлетворению простейших естественных потребностей (пищевых, половых и
др.), то теперь получается активность помещённая между актуальной ситуацией
и витальным актом – обменом веществ. Смысл такой активности – это
обеспечение организму биологического результата в условиях не позволяющих
реализоваться ему непосредственно. С этим критерием связаны два понятия,
раздражимость и чувствительность, причём первое предполагает субъективный
аспект отражения.
Согласно психоанализу Фрейда, психика состоит из трёх инстанций –
сознательного, предсознательного и бессознательного, а так же системы их
взаимодействия. Разделение психики на критерии сознательные и
бессознательные – основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет
нам понять и исследовать часто наблюдающиеся и очень важные патологические
процессы в душевной жизни. Итак, мы приходим к итогу наших рассуждений –
психика шири, чем сознание, и уж во всяком случае это не тождественные
понятия.
Здесь я попытался суммарно изложить существующие взгляды о понятие
психика, с целью создания базы для рассуждений о том когда, как и где
психика возникает.
Возникновение психики.
Теперь перейдём к возникновению психики. Здесь возникает
двойственность понимания, рассматривать психику с позиции филогенеза или
онтогенеза? Для составления общей картины полезно затронуть оба критерия
развития, но это было бы слишком большой труд, поэтому чтобы не отклоняться
от темы будем рассматривать развитие в онтогенезе, иногда добавляя
филогенетические факты. . Если ориентироваться на работы П.Я. Гальперина,
Л.С. Рубинштейна и Л.С. Выготского, то психика в отношении человека
рассматривается ими как фактор, который должен развиться при должных
условиях и то со временем. Новорожденный ребёнок не обладает той психикой,
который обладает взрослый и сформировавшийся человек, однако со временем
если он развивается в нормальных социальных условиях психика всё же
появляется. Гальперин утверждает, что у ребёнка есть предрасположенность к
формированию полноценной психики, а вот какова она будет, это зависит в
первую очередь от окружающих его факторов. Поставим в сравнение две
ситуации. Первая - ребёнок рождается и вырастает в нормальной семье,
которая в свою очередь включена в социум, второе - ребёнок вырастает среди
звериной стаи.
Развиваясь в социуме, ребёнок невольно “впитывает” в себя его
установки, законы и правила. Человеческое общество на нашей планете
является наиболее высоко организованной системой, где элементами являются
живые существа. Следовательно и развитие происходит на высоком плане.
Выготский справедливо считал, что младенец это “наиболее социально
адаптированное существо”, потому что он может приспособиться к жизни в
любой системе: относительно высокой и относительно низкой (животная стая).
Если развитие происходит в звериной стае, то большая часть способностей
ребёнка не реализуется, так как условия для возникновения полноценной
человеческой психики отсутствуют, всё способности сводятся к основным
инстинктам (добыча пищи, выживание, положение в стае и. т. д.). Но чтобы
добыть ту же самую пищу опять же нужно “знать”, как это сделать адекватно,
а инстинкта бывает недостаточно для этого, потому что ситуации не
стереотипны, развивается способность мыслить в одном направлении и
целесообразно корректировать действия. А развивается ли психика у животных?
Если в формулировке указано, что это свойство высокоорганизованных существ,
то ступенью ниже человека стоят высшие животные, которые так же подпадают
под определение. Как и в любых случаях требующих подтверждения, здесь
незаменим пример. Известный полярник Э. Кренкель приводит следующее
описание охоты белого медведя на тюленя. . Конечно этот пример можно встретить
в работе П.Я. Гальперина ”Введение в общую психологию”. Но это не так уж и
важно откуда пример, главное он нагляден и его можно разобрать на предмет
наличия здесь психики у животного. Конечно по большому счёту в примере
говорится о научении, а не о психическом аспекте вообще, да но возможность
научения это один из показателей её наличия. Зверь здесь подчинялся чувству
голода, но срабатывание стереотипного инстинкта в этой ситуации невозможно,
потому что каждый очередной тюлень не будет лежать в одной и той же позе,
необходимо наличие чего-то третьего, ответ – опять психика. Медведь не
осознавая, построил функциональную систему для достижения полезного
результата, в данном случае удовлетворения голода, не получив полезного
результата, в нём запустился акцептор полученного результата, который
перезапустил программу, для её отработки. Неужели животное выполняет такие
сложные действия на одном только инстинкте? Истинкт предполагает
стереотипность, если выполняется инстинктивное действие, то кто-то может
нарушать одновременно это выполнение, а выполнявший этого не заметит, так
как выполняет лишь программу, не взирая на результат (очень хороший пример
этого будет приведён дальше он взят из работы Л.С. Рубинштейна, там
описывается действия пчелы закупоривающей соту). Так же медведь знает как
охотится, но повторяю, ситуации не стереотипны. В нём так же есть
возможность к развитию психики, пускай мизерной и несравнимой с
человеческой, но всё же психики.
Итак, психика есть свойство не всеобщее и не первичное, а вторичное и
производное. Она предполагает наличие механизмов, которые её производят, и
несомненную полезность её для организма, которая оправдывает её
производство. Если не концентрироваться на общепринятых нормах и попытаться
свободно мыслить в этом вопросе, мне представляется, что психика – это
законы обратных связей между объективностью и субъективностью, которые
усложняются и дополняются опять же за счёт сложности внешних обстоятельств
и их связи с внутренними установкам, и в таком понимании она служит для
начального развития и последующего совершенствования человека. Конечно я
такой вид объяснения отношу лишь к отражению. То есть возникновение
начальной психики (но не дальнейшее развитие!) обязано внешним факторам,
которые отражаясь в сознании формируют субъективную реальность. Развитие
такой психики до нормального (с человеческой точки зрения) уровня
происходит при сложном взаимодействии и социальных, и физиологических, и
психологических факторов, а так же при активном самопознании человеком
самого себя. У животных нету сознания, поэтому присутствуют лишь элементы
нашей психики, но для них она отдельна и полноценна, так как более развитой
им не обладать хотя бы потому, что нервная система не достаточно высока по
сравнению с человеком.
Надо осознавать, что такая сложная проблема не может уложиться в рамки
одного реферата, необходимо провести большую работу, которая к тому же
может занять не один год, а здесь это не представляется возможным. Было
сказано о возникновении психики, теперь же перейдём к тому, где она
необходима, а где нет.
Где психика не нужна.
Далеко не все производимые животным и человеком действия требуют
непосредственного “подключения” психики. Существуют такие ситуации, в
которых успешность поведения нельзя объяснить иначе, как с учётом
ориентировки на основе образа наличной ситуации. Какие ситуации относятся к
такой категории? Например ситуации, где весь процесс обеспечивается чисто
физиологической связью с внешней средой. Например процесс дыхания или
терморегуляции, рассмотрим для наглядности первый, конечно кое что
сократив. В нормальных условиях оно таково: насыщение крови CO2 и обеднение
O2, раздражают дыхательный центр, рассположенный в одном из участков
головного мозга. Получая раздражение, центр посылает сигналы расширяющие
грудную клетку. Тогда между внутренней поверхностью грудной полости и
наружной поверхностью лёгким образуется полость с отрицательным давлением,
и наружный воздух проникает в лёгкие. В нормальных условиях в воздухе
достаточный процент кислорода, который в альвеолах лёгочной ткани вступает
в взаимодействие с гемоглобином красных кровяных телец, и организм получает
необходимую очередную порцию кислорода. Если содержание кислорода в воздухе
уменьшилось, то дыхание автоматически учащается, причём нам не надо это
осознавать и регулировать, организм (а вернее нервная система) сам
отрегулирует всё в нужном порядке. Все части такого процесса максимально
идеально подогнаны друг к другу и не требуют психики и сознательной
регуляции, в данном случае их вмешательство излишне.
По такой же системе построены и инстинктивные действия. Они отличаются
часто большой целесообразностью, т.е. приспособленностью или адекватностью
по отношению к определённым, жизненно важным для организма ситуациям,
совершаясь, однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто
автоматически. Хороший пример этого можно прочитать у Л.С. Рубинштейна:
.
По формулировке (см. лист 1) психика служит ориентации и деятельности,
прибавим сюда слово адекватной. Здесь же происходят максимально адекватные
действия (которые являются в общих чертах стереотипными), которые не
требуют постоянного контроля и решения, а лишь слепого повторения.
Такая целесообразность инстинкта сделала его излюбленным детищем
метафизической телеологии различных толков и видов, - начиная с наивных
старых телеологических размышлений о целесообразности инстинктивной
деятельности организмов как доказательство мудрости их творца и, кончая
утончённой виталистически - спиритуалистической концепцией А. Бергсона,
которая противопоставляет интеллекту, обращённому вовне, к материи,
инстинкт, как более глубокую силу, связанную с самыми истоками творческого
жизненного порыва и потому превосходящую интеллект надёжностью своих
достижений: интеллект всегда ищет, исследует – и очень часто, если не
большей частью, заблуждается; инстинкт никогда не ищет и всегда находит.
Такая вот пресловутая целесообразность дала повод другим проводить в
сравнительной психологии антропоморфические тенденции - приписывать
животным на ранних стадиях развития человекоподобные интеллектуальные
способности, объясняя инстинкт как первоначально разумные действия,
наследственно закрепившиеся и автоматизировавшиеся (Д. Романес, В. Вундт).
Нетрудно, однако, опровергнуть это, и убедиться, что пресловутая
целесообразность инстинкта неразрывно связана и с крайней его
нецелесообразностью, так как стереотип не всегда действует.
Наряду с высокой целесообразностью инстинкта существует ряд фактов
свидетельствующих о его слепоте. Так, пчела столь же старательно будет
закупоривать ячейку соты, в которой проткнуто дно, как если бы всё было в
порядке, несмотря на полную бесцельность этого действия. Гагарка, яйцо
которой во время полёта за пищей было переложено на другое место, по
возвращении садится с математической точностью на прежнее насиженное место,
усердно греет грудью и > площадку на скале, нимало не заботясь
о яйце, находящимся в поле её зрения (из наблюдений Г. С. Рогинского).
Таким образом, инстинкт при изменении ситуации не всегда целесообразен,
однако отсутствие здесь психики вполне оправдано. В статистическом плане
успешных инстинктивных действий гораздо больше, нежели неуспешных, потому
погрешности простительны, чтобы их уменьшить, нужно подключать к работе
психику, и не переходить на автоматизм, а без конца контролировать
ситуацию. Согласитесь, что автоматизм с погрешностями удобнее, нежели
постоянный психический контроль с меньшими погрешностями. Автоматизм
доведён до максимума, никакое психическое вмешательство не требуется.
Система такова:



Раздражитель Инстинкт Запуск готовой программы



Наконец если сопоставить все случаи, где психика не нужна, то их можно
разбить на пункты по характеристикам:
1) Все необходимые условия для жизни животного имеются в среде его
обитания.
2) Все эти условия действуют на животное в качестве тех или иных
раздражителей готового механизма, который и запускает соответствующую и
адекватную реакцию. Когда нет потребности, но налицо раздражитель (скажем,
сытый удав оказывается неподалёку от кролика) реакция не запускается, так
как на время сытости разрывается цепь системы.
3) И основное, это то, что соотношение между действующим органом и
объектом воздействия обеспечено настолько, что в большинстве случаев
реакция оказывается положительной и оправдывает себя тем, что приносит
полезный результат.
Реакции животных могут быть крайне сложными и целесообразными, от этого
они могут даже показаться сознательно направленными, но на самом деле они
таковыми не являются.
Где психика необходима.
Теперь сконцентрируемся на ситуациях, где для адекватного выполнения
действия не обойтись без психики. Для примера можно опять взять дыхание.
Если в помещении, где человек дышит легко и свободно вдруг начинает
образовываться в больших количествах углекислый газ, то человек так же
начинает усиленно дышать. Но если его количество становится таково, что не
помогает и учащение дыхания, приходится искать выход из помещения, либо
пытаться выровнять баланс. Но ведь это уже не автоматически происходящее
действие! Человек должен знать, обладать навыком устранить не стереотипную
ситуацию. Приведём другой пример, спортсмен ежедневно бегает по стадиону с
целью поддержания должного физического состояния, когда он бежит, он может
думать совершенно о посторонних вещах (ведь круг замкнутый, гладкий и всё
может происходить на ). Но на следующий день он вдруг
обнаруживает, что беговая дорожка перерыта, насыпан гравий и вообще полно
препятствий. Допустим, что спортсмен не будет нарушать свою привычку и
начнёт бегать, но это будет уже совершенно не тот бег на , ему
придётся всячески регулировать свои действия под новые условия, и хотя
механизм бега может быть отработан до автоматизма, нужно будет постоянно
находится в активном внимании, чтобы не оступиться и не упасть. Приведу ещё
и третий пример. Если человек много раз ходил куда-то одной и той же
дорогой днём, то он хорошо её выучил, для того чтобы идти по ней не смотря
себе под ноги, а наоборот по сторонам. Но если ему случается попасть на эту
дорогу не днём, а ночью, привычное представление на основе субъективного
отражения здесь не может помочь, поэтому приходиться двигаться на ощупь,
но, обязательно припоминая, как выглядит участок дороги, в котором он
сейчас возможно находится, днём.
Во всех вышеприведённых ситуаций психика играет одну и ту же роль –
фактор адекватного поведения, принятия решения или действия. Пока какая-
либо ситуация не перешла в разряд обыденных и стереотипных, она требует
психической обработки, сознательного понимания её и нахождение верного
решения. Как только научение дошло до необходимого уровня (у каждого он
свой) ситуация уже может выполняться автоматически, и так до очередного
изменения параметров ситуации. Конечно если ситуация изменилась не намного,
то учитывается опыт прошлой приблизительно похожей ситуации, но
осуществляется к новым условиям, психика перестраивает
действия так, как они ей кажутся наиболее адекватными в данном случае. Надо
не забыть упомянуть об очень ключевом аспекте, к имеющейся
ситуации должна быть осуществлена или в начала запуска действия или по ходу
выполнения, в любом случае перед завершением действия её уже бессмысленно
выполнять.

Список использованной литературы.
Гальперин П. Я. Введение в общую психологию. М. 1999.
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. С. –Петербург. 1998.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М. 1998.
Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. Минск. 1997.
Артур Шопенгауэр. Афоризмы для усвоения житейской мудрости. Минск 1998.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1996.




Реферат на тему: Возраст ребёнка и тип воспитания отца

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р. Ф.
УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ



Допустить к защите
Карпову О. Г.



Курсовая Работа

Тема: «Возраст ребёнка и тип воспитания отца»



Научный руководитель
к. пс. н. доц. ___________________
Токарева Ю. А.


Студентка
П – 401 з. ____________________
Карпова О. Г.



г. Екатеринбург, 2004 г.


Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
I. Родители и дети: в контексте науки и культуры ……………………………………………4
1. Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребёнку…………..5
2. Ценности русской культуры и воспитания в семье……………………………8
3. Теоретическое обоснование работы психолога с семьёй………….…………11

II. Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка …………………………15
2.1. Роль матери и отца в воспитании ребёнка ………………………………………15
2.1.1. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие
ребёнка. ………18
2.2. Тип воспитания отца. ……………………………………………………………..21
2.2.1. Патриархат. …………………………………………………………………..21
2.2.2. Проблемы отцовства. ………………………………………………………..25
2.2.3. Воспитание детей в семье без отца. ………………………………………..27
2.3. Роль отца в воспитании подростка. ………………………………………………30
2.3.1. Формирование мужественности у мальчиков старшего
дошкольного возраста………………………………………………………..31
2.3.2. Подростковый возраст. ……………………………………………………...34

III. Методы диагностики родительско-детских отношений. ………………………………..41
3.1. Экспериментальная часть…………………………………………………………41
Заключение ……………………………………………………………………………………..44
Литература ……………………………………………………………………………………...45
Приложение 1…………………………………………………………………………………...46
Приложение 2…………………………………………………………………………………...47
Приложение 3…………………………………………………………………………………...48
Приложение 4…………………………………………………………………………………...49



Введение

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является
семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок
получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью
влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной
зависимостью от них.
Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных
двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает
личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую
безопасность и личностный рост.
Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены
целым рядом причин исторического и культурного свойства.
Отец в современной российской семье выполняет одну из самых яркий ролей в
воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеют исторические установки
прошлого, с другой стороны, отец всё больше становится полноценным
субъектом воспитания.
Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных
воздействий как матери, так и отца. Мы не будем рассматривать в данной
работе педагогический потенциал других членов семьи, а также стороннее
воздействие на ребёнка. Остановимся на типологии отцовства в современной
российской семье. Всё чаще, в психоаналитической работе, связанной с
проблемами подростка, психолог ищет причины во взаимоотношениях отца и
ребёнка, имеет ли какие-нибудь особенности «мужской стиль» в воспитании и
как эти особенности могут учитываться психологом в его работе.
Следовательно, выявление типа воспитания отца в семье становится задачей
психолога.
Целью данной работы является изучение типа воспитания отцом подростка.
Задачи: 1 - обобщение теоретических воззрений на проблему воспитания
отца.
2 – подбор тестовых материалов для диагностики типов семейного
воспитания.
3 – выделение типа воспитания отцом подростка.
Объектом исследования данной работы является психология семьи и семейного
воспитания.
Предметом исследования стиль семейного воспитания.
Гипотеза. Можно предположить, что в воспитании подростка отец чаще
всего использует демократический стиль общения.
В своей работе мы исходим из того, что роль отца в семейном воспитании
исторически недооценивалось и в работе психолога более детально не
рассматривалось.
В современном мире с учётом всё возрастающей роли отца, психологу для
наиболее полной диагностической и коррекционной работе с подростком
необходимо изучить и использовать тип отцовского воспитания.
В современной российской семье повышается образовательный уровень отца,
который позволяет ему сознательно и на более высоком уровне вести
воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимися юридическими и
экономическими отношениями в обществе меняется статус отца в семье. Хотя
доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровень
ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.
Следовательно, одним из направлений работы психолога, работающего в
детском саду, в школе, в психологическом центре является взаимодействие с
семьёй для создания оптимальных условий для развития ребёнка.



1. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ В КОНТЕКСТЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является
семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и себе ребенок
получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью
влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной
зависимостью от них.
Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и
базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним
относятся:
- функция воспроизводства;
- первичный социальный и сексуальный контроль;
- экономическая поддержка детей;
- поддержка нетрудоспособных;
- защита права ребенка на полноценное развитие.
Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные
потребности в семье. К ним относятся:

- удовлетворение потребности в любви;
- функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;
- функция самоутверждения, самореализации и личностного роста;
- психотерапевтическая функция семьи;
- функция социальной ответственности за каждого члена семьи;
- функция формирования позитивных отношений;
- функция формирования культурной общности.
Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом:
производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение
приобрели такие функции, как психологическая безопасность, эмоциональная
удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе.
Реализация этих функций предполагает зрелость чувств и психологическую
культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.
Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают
индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие
резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития
взаимопомощи, а члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья
имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением (А. С.
Спиваковская). Наибольшее значение для супружеских отношений имеет согласие
по таким семейным ценностям, как сексуальное общение, рождение и воспитание
детей, моральная и эмоциональная поддержка, социальные контакты.
Э. Г. Эйдемиллер, описывая сплоченную семью, называет следующие
особенности: укрепление семьи и забота о ней, которые воспринимаются ее
членами как самый простой и естественный способ удовлетворения собственных
потребностей; развитое доверие членов семьи руг к другу; симпатия. В. Сатир
называет среди свойств, присущих зрелым семьям, высокую самооценку,
непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила
поведения. В такой семье ее члены ориентированы на рост, социальные
установки позитивны и открыты.
Для того чтобы выстраивать конструктивные взаимоотношения с семьей,
психолог должен знать социальный и культурный контекст, внутри которого
существует семья, ее структурные особенности, характер установок по
отношению к ребенку.



1.1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ


Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от
принятой человеческим сообществом системы ценностей. Предоставления о том,
каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют
содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни
семьи в целом.
На ранних этапах развития человеческого общества воспитание не было
прерогативой общественных институтов или семьи. Уход за детьми был делом
всей общины. Для первобытного общества нормой являлась двойственность
отношения к детям. Широкое распространение имел инфантицид (убийство
детей), обусловленный дефицитом средств к существованию. Характерно то, что
вероятность инфантипида в обществах охотников, собирателей и рыболовов была
почти в 7 раз выше, чем у скотоводческих и земледельческих племен. Оседлый
образ жизни и более надежные условия существования снижали вероятность
инфантипида, который практиковался в основном по 4 качественным» признакам.
Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически
неполноценными, исходя из предрассудков (например, близнецов) и т, п.
Вместе с тем, иметь детей считалось почетным, и не только родители, но и
близкие родственники могли быть ласковыми и внимательными к детям.
Детоубийство в античном обществе мало исследовано, несмотря на сотни
ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого.
Детей швыряли в реку, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на
обочине дороги на растерзание птицам и зверям (Л. Демоз). Ребенок в
буквальном смысле этого слова принадлежит родителям как собственность.
Цицерон писал, что смерть ребенка надо переносить «со спокойной душой», а
Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев.
Право распоряжаться жизнью ребенка было отобрано у родителей только в
конце IV в. н. э. Умерщвление детей стало рассматриваться законом как
убийство. После Везонского собора (442 г.) о нахождении брошенного ребенка
следовало заявлять церкви. А около 787 г. Датео из Милана открыл приют для
брошенных детей. Тем не менее, это не означало, что в обществе формируется
ценность детства, а за ребенком закрепляется право на жизнь и любовь.
В средние века, как и в античности, положение детей было тяжелым. Но
наряду с этим средневековье донесло до нас память о нежных, любящих
матерях, веселых детских играх. Однако характерна амбивалентность
(двойственность) образа детства. Младенец — одновременно символ невинности
и воплощение зла. А главное, он существо, лишенное разума.
Целый ряд причин затруднял формирование устойчивого позитивного отношения
к детям.
Среди них: высокая рождаемость и высокая смертность. В результате плохого
и небрежного ухода в XVII—XVIII вв. в странах Западной Европы умирали от
15 до 13 всех новорожденных, а до 20 лет доживало меньше половины.
Фатализм и смирение в этих условиях были естественны, а холодность, с
которой родители относились к смерти своих детей, была проявлением
психологической защиты, реакцией на к то, что случалось слишком часто.
Формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми
затруднялось и институтом «воспитательства» — обычаем обязательного
воспитания вне родительской семьи. Знать посылала своих детей в другой
знатный дом или в монастырь в качестве слуг, пажей, фрейлин, послушников
или писарей. Этот обычай был распространен в среде раннефеодальной знати.
06ширная тема детей—работников в чужом доме представлена и в русской
литературе.

Отношения в русской патриархальной семье были жесткими и иерархичными,
основанными на принципе старшинства. Детям в ней отводилось подчиненное
положение. Согласно Уложению 1649 года дети не могли жаловаться на
родителей, убийство ребенка каралось трехгодичным тюремным заключением,
тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить
без всякой пощады. Это неравенство было устранено только в начале XVIII в.,
причем Петр I собственноручно приписал к слову «дитя» добавление «во
младенчестве», оберегая тем самым жизнь новорожденных и грудных детей.
Жестокими были и методы воспитания. На уроках учителя наказывали детей
розгами, а дети не смели пожаловаться родителям. Даже в петровскую эпоху,
когда репрессивная педагогика стала подвергаться критике, строгость и
суровость оставались непререкаемой нормой.
Поворотным пунктом европейского общественного мнения по отношению к
детству послужила книга Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». В конце XVII
— начале XIX вв. детоцентристская ориентация прочно утвердилась в
общественном сознании. На практике эта ориентация формировалась не просто.
С одной стороны, детоцентризм гипертрофировался, противопоставлялся
безразличию, незаинтересованности и даже враждебности общества к детям. С
другой стороны, сталкиваясь с трудностями при воспитании детей, теряя веру
в возможность счастливого будущего для них, общественное сознание нередко
эволюционировало в сторону полного отрицания нужности детей.
Сравнительно-исторический анализ позволил Л. Демозу выделить несколько
стилей отношения к ребенку и соответственно исторических периодов:
1. Стиль детоубийства (античность — IV в.) характеризуется детоубийством,
насилием. В то время важным являлся материальный фактор, способность семьи
обеспечить жизнь ребенка. В том случае, если родители не могли прокормить
ребенка, они убивали его.
2. Оставляющий стиль (IV—XIII вв.). Признается наличие у ребенка души.
Развиты проекции: ребенок полон зла. В этот период появляются кормилицы,
практикуется воспитание в чужой семье, в монастыре. Атмосфера в семье —
эмоционально-холодная и строгая.
3. Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.). Ребенку дозволено войти в
эмоциональную жизнь родителей, его начинают окружать вниманием, но в
самостоятельном духовном существовании ему отказывают. Такой подход к
ребенку аналогичен работе скульптора, который лепит произведение искусства
из глины. Если ребенок сопротивляется, то из него выбивают злое начало.
4. Навязчивый стиль (XVIII в.) Характеризуется психологической близостью
родителей и детей. Но родители стремятся полностью контролировать не только
поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка.
5. Социализирующий стиль (XIX — начало XX вв.). Цель воспитания —
подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, процесс тренировки
является основой воспитательных воздействий. Этот стиль отношений лег в
основу построения большинства психологических моделей двадцатого века — от
фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма.
6. Помогающий стиль (середина XX в.). Основан на допущении, что ребенок
лучше родителей знает, что ему нужно на каждом этапе жизни. Задача
родителей — помочь индивидуальному развитию ребенка, стремиться к
пониманию, близости.
Сравнительно-исторические данные показывают, что отношение к детству —
результат длительного и весьма противоречивого развития. Разумеется, не
следует упрощать картину. Нормативные предписания и реальное поведение не
могут совпадать полностью. И в период, когда помогающий стиль является
доминирующим, существуют общества (или семьи), в которых подавление ребенка
считается приемлемым.

Образ ребенка в культуре и массовом сознании, представления об
особенностях детства и взросления во многом определяют стиль отношений в
семье. Образ ребенка имеет, по крайней мере, два измерения: чем он является
от природы (или от Бога) и чем он должен стать в результате обучения,
воспитания, в целом — социализирующих влияний.
Необходимо отметить, что каждая культура имеет не один, а несколько
альтернативных или взаимодополняющих взглядов на природу ребенка.
Многочисленные результаты эмпирических исследований позволили М. Мид
выделить три типа культур в истории человечества — постфигуративные (дети
учатся у своих предков), конфигуративные (дети и взрослые учатся в основном
у своих сверстников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих
детей).
В западноевропейской культуре описано, по крайней мере, четыре
альтернативных образа новорожденного ребенка:
— традиционный христианский взгляд: новорожденный несет на себе печать
первородного греха и спасти его может только жесткое подавление воли,
подчинение его родителям и духовным пастырям;
— точка зрения социально-педагогического детерминизма: ребенок по природе
не склонен ни к добру, ни к злу, а подобен чистому листу, на котором
общество или воспитатель может написать все, что угодно;
— точка зрения природного детерминизма: характер и способности ребенка
предопределены до его рождения;
—утопически-гуманистический взгляд: ребенок рождается хорошим и добрым, а
портится под влиянием общества. Эта идея обычно ассоциируется с романтизмом
и гуманистическими взглядами эпохи Возрождения.
Каждому из этих образов соответствует свой стиль воспитания. Идее
первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на
подавление природного начала в ребенке; идее социализации — педагогика
формирования личности путем направленного обучения; идее природного
детерминизма — принцип развития природных задатков и ограничения
отрицательных проявлений, а идее изначальной благости ребенка — педагогика
саморазвития и невмешательства. Эти образы и стили не только сменяют друг
друга, но и сосуществуют. Ни одна из этих ориентации не господствовала
безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых,
религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных особенностей
воспитателей.



1.2. ЦЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ


Каждый народ богат представителями самых разнообразных психологических
типов, но, тем не менее, некоторые типы в одних культурах встречаются чаще,
чем в других. Кроме того, у представителей любого народа одни
психологические качества доминируют над другими. В середине XX в. в
исследованиях культурологов ставится вопрос о взаимоотношениях личности и
культуры. Для таких авторов, как А. Кардинер («Хризантема и меч», 1947),
Р.Бенедикт («Народы Великороссии», 1948), М. Мид и Р. Метро («Темы во
французской культуре», 1954) и др., подлинной реальностью культуры
становится личность и ее характер, установки и жизненная история. Понятия,
которые вводятся ими в науку — «базовая личность», «национальный характер»,
«социальный характер», — свидетельствуют о повышенном интересе к вопросу о
взаимодействии личности и общества.

Базовая личность определяется как устойчивая совокупность черт характера,
присущих людям данной культуры и проявляющих себя в широком диапазоне
ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая религиозными и
политическими взглядами, Э. Фромм определяет социальный характер как
результат динамической адаптации человеческой природы к общественному
строю. Социальный характер, связывая тип культуры с определенным типом
личности, служит системой, с помощью которой происходит поиск, отбор и
переосмысление информации, вхождение в пространство социальных норм и
ценностей. Он может изучаться путем систематического наблюдения» сравни
тельного изучения биографий, тестирования.

В своей работе «Психологические границы общества» А. Кардинер (по Э. В.
Соколову) отмечает, что социальный характер состоит из «систем действий» и
«проективных систем». В процессе вхождения в культуру происходит перенос
возникших в детстве «проективных систем» на широкий круг ситуаций. Образ
матери переносится на других женщин, в частности, на жену, образ отца — на
мужчин, облеченных властью.
Социальный характер формируется благодаря воспитанию, важнейшими
элементами которого А. Кардинер считает:

— постоянство или спорадичность материнской заботы;
— регулярность питания;
— отношение родителей или тех, кто их заменяет, к ребенку;
— помощь в научении ходить, говорить;
— способы наказания;
— время и методы отнятия от груди; контроль за опорожнением желудка.
Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора, в 600 милях восточное
Явы), А. Кардинер обнаружил отсутствие согласованного кодекса нравственных
правил. Обещания, даваемые детям, не выполняются. Матери и отцы редко
бывают с детьми. Самостоятельно обучаясь ходить, дети часто падают и
ушибаются. Их отличает замкнутость, конфликтность. Нередко ими овладевают
приступы ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую
роль в отношениях играют деньги.
По-другому воспитывались дети в племенах команчей, которые жили охотой,
войной и торговлей. Главную роль в племени играли молодые мужчины. Женщины
посвящали себя заботам о семье. Ребенка ждали, радовались его появлению.
Грудью кормили долго. Система требований к ребенку была согласованной и
ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. В результате такого
воспитания у команчей развивалась сильная, уверенная личность. Взрослых и
детей отличали доброжелательность, кооперативность.
А. Кардинер также изучал технику воспитания человека западной культуры на
примере небольшого американского городка Плейвилля. Большое значение в
воспитании имели авторитет отца и длительная забота матери. Ребенка
воспитывали в чистоте, комфорте, стремились развить в нем привязанность к
родителям. Однако чрезмерная забота, излишняя сексуальная дисциплина
оказывали неблагоприятное воздействие на развитие личности, порождая
пассивность и инертность.
Какие черты характера присущи русскому народу? Наиболее развернутые
характеристики русского национального характера даны философами. Внутреннюю
антиномичность считали главным свойством русской души С. Н. Булгаков, Н. А.
Бердяев и Н. О. Лосский. В. Г. Белинский говорил о бессилии при силе,
бедности при огромных богатствах, безмыслии при уме природном, тупости при
смышленности природной. Г. А. Струве — о легковерии без веры, борьбе без
творчества, фанатизме без энтузиазма, нетерпимости без благоволения.
Постоянное несогласие между законами и жизнью, между учреждениями писаными
и живыми нравами народными отмечал А. С. Хомяков. Г. Г. Шпет писал о том,
что русскому народу свойственна специфическая национальная психология,
проявлениями которой являются ответственность перед призраком будущих
поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливое
беспокойство о вечном. Среди качеств, присущих русскому народу, выделяют
максимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад между
словом и делом, мечтательность, легкомысленность, недальновидность.
Для иллюстрации данного утверждения обратим внимание читателя на русские
народные сказки. Сказка, являясь элементом культуры народа, отражает его
жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их
особенности: поэтичность, остроумие, душевность, правдивость, сочетание
детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.
Русскому национальному характеру присущи способность быть и оставаться
ребенком, непосредственно и самозабвенно, доверчиво почитать сиюминутное
настроение. Русский живет спокойно, без напряжения. Стремление к
совершенству у русского является наивным и ребяческим, беспочвенным
идеализмом, мечтательной сентиментальностью (сказка о Емеле).
Непредсказуемость и сумасбродность связаны с эмоциональностью и
экспансивностью. Русский таит в себе целый заряд напряженности, своеобычную
мощь бытия, пламенное сердце, порыв к свободе и независимости. Русские мало
предприимчивы, просты и доверчивы. Одним из главных персонажей русской
сказки является Иван-дурак. Он, как правило, имеет неприглядный вид. Но
внешняя убогость контрастирует с внутренней красотой, душевной силой и
благородством. Это обнаруживается при испытаниях героя. Старшие братья —
умники, но они никогда не выдерживают испытаний, морально несостоятельны,
думают только о себе и награде. Они едут по счастливым дорогам, а младший
по дороге несчастья, но именно он находит счастье. Смысл русских сказок
заключается в том, что от человеческого ума, учености, воли мало что
зависит. Истина открывается человеку в тот момент, когда его душа находится
в состоянии восприимчивой пассивности. Отсюда русские пословицы: «Везет
дуракам», «Бог дураков любит», «Дуракам — счастье». Про русскокого человека
говорят: «Он живет под знаком своего сердца». Сердце и совесть — это
русские добродетели. Самое невзрачное, скромное, всеми презираемое существо
обладает в русских сказках внутренней красотой. Некоторые пословицы
русского народа отражают эту идею:
«С лица воды не пить», «Не все золото, что блестит», «Не на красоту смотри,
а на душу». Умных людей в России почитают, перед волевым склоняются,
фантазерам дивятся, но более всего любят человека сердечного, а если он и
совестливый, то его почитают как святого.
Специфику русского национального характера объясняют географическим
положением России, ее историей, в первую очередь — взаимоотношениями с
соседними народами, внешними влияниями на генофонд, специфическим
ландшафтом, характером русской природы. По мнению Э. Эриксона, на
формирование личности русского человека оказывает влияние ритм крестьянской
жизни в холодном климате - смена бездеятельности и пассивности в долгиe
зимние месяцы и освобождение после весенней оттепели.

В психологической антропологии есть попытки исследовать особенности
национального характера традицией тугого пеленания младенцев, существующей
в России (Дж. Горер и Г. Рикман). Тугое пеленание младенца приводит к тому,
что дети растут сильными и сдержанными. На короткое время младенцев
освобождают от пеленок, моют, активно играют с ним. Многие русские, по
мнению Дж. Горера, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески
социальной активности в промежутках между периодами долгой депрессии и
самокопания. Пеленание младенцев также информирует ребенка о необходимости
подчинения сильной внешней власти. А. X. Дикс объясняет особенности
российского менталитета доминированием оральной культуры, характеризующейся
неумеренной склонностью к еде, питью и пению.
На рубеже XX в. ценности русской культуры существенно меняются, приводя к
смене тех черт характера, которые традиционно были присущи русскому народу.
Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре
(довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возросла
ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии, как
независимости и уверенности в себе, стремления выразить свою уникальность,
формируются установки на социальное неравенство. Такое резкое изменение
ценностных ориентации связано с вхождением России в общемировое
цивилизационное пространство. Образцы поведения, нормы общения, ценности,
присущие прежде всего западной культуре, «перенимаются» довольно быстро,
но, не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным
контекстом, зачастую приводят к серьезным внутриличностым конфликтам. Все
это в наиболее ярком виде проявляется в отношениях между взрослыми и
детьми. В частности, подростки не принимают стиль жизни, который характерен
для их родителей, вынужденных много работать, возвращаться домой усталыми и
раздразненными. В большинстве семей отсутствует атмосфера теплоты и
интимности в отношениях между родителями и детьми. Каждый шестой подросток
(из полных семей) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих
родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение
родителей в сочетании с их психологической автономией. У подростков
формируется желание противостоять и противодействовать ценностям и
установкам, образу жизни взрослых. Это часто ведет к конфликту с
родителями, особенно если в семье преобладает авторитарный стиль
воспитания. Первые места в рейтинге ценностей подростков занимают
счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье. Они же
называются как наименее доступные в будущем. Высокая ценность этих
жизненных сфер в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт.
По данным А. А. Реана, среди подростков высок процент социально-незрелых,
не имеющих сформулированных жизненных и профессиональных целей. Только 16%
подростков способны брать ответственность за происходящее на себя. А ведь
именно от самостоятельности, инициативности, умения принимать ответственные
решения зависит качество жизни молодых людей.
Психолог, работающий с семьями, должен понимать, что отношение семьи к
ребенку во многом зависит от систем норм, предписаний и вариантов
поведения, которые усваивает ребенок в обществе.



1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ

(АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ)


Представления о сущности и природе человека имеют фундаментальное
значение для воспитания, образования родителей и работы психолога с семьей.
«Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал
образовательной системы, конкретизируемый относительно ее главного субъекта
— развивающейся личности человека» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев).
Попытка оказать квалифицированную психологическую помощь семье и ребенку в
процессе его становления невозможно осуществить без опоры на систему
теоретических воззрений. Наличие осознанной концепции деятельности для
психолога позволяет объяснять многообразие существующих явлений,
предсказывать последствия различных событий, способствовать поиску новых
фактов и закономерностей, обобщать накопленную информацию.


Психоаналитический подход


Термин «психоаналитическая педагогика» идёт от «Журнала
психоаналитической педагоги» (ныне «Психоаналитическая педагогика»),
основанного в 1936 году в Штутгарте Г. Менгом и Э. Шнейдером. Этот журнал
ставил перед собой задачу публикации работ, описывающих опыты применения
психоанализа к детям и юношеству, а также затрагивающих вопросы
повседневной деятельности родителей и учителей, в том числе и домашних
преподавателей.

В основе психоаналитического подхода к воспитанию лежат следующие
представления. Сущность человека определяется психической энергией
сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности
составляют три инстанции: Ид, Эго, Суперэго. Поведение мотивируется
агрессивными и сексуальными импульсами. Патология и отклонения в поведении
возникают из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное
развитие основывается на чередовании стадий психосексуального развития и
интеграции.

В современном психоанализе акцентируется роль детства в развитии
личности, анализируется влияние межличностных отношений и социокультурных
факторов на ее становление, ставится вопрос об эмоциональном обучении
родителей. Таким образом, психоаналитический подход имеет безусловную
ценность для теории и практики работы психолога с семьей.



Бихевиористский подход


В 1913 г. американский психолог Дж. Уотсон опубликовал работу, положившую
начало новому направлению в психологии и педагогике — науке о поведении,
или бихевиоризму (англ. behavior — поведение). Бихевиористы сосредоточились
на строго объективном подходе, придавая особое значение стимульно-
реактивному научению, как главному объяснению человеческого поведения.
Личность, с точки зрения Дж. Уотсона, это сумма деятельностей, конечный
продукт системы усвоенных навыков.
Интерес американских психологов Э. Торндайка, Дж. Уотсона, К. Халла, К.
Спенса, Б. Скиннера (30—40-е годы XX в.), позднее Дж. Долларда и Н. Миллера
(50-е годы XX в.), А. Бандуры (60—70-е годы XX в.) был направлен на
наблюдаемые параметры поведения, на внешние действия. В обиход психологии
были введены понятия «положительное и отрицательное подкрепление»,
«научение через подражание». К. Халл ввел в формулу «стимул — реакция» в
качестве промежуточного звена потребность организма, которая придает
поведению энергию. Главный принцип воспитания, с его точки зрения: чем чаще
и интенсивнее редуцируется потребность, тем больше сила навыка.
Мотивирующим фактором при этом выступает подкрепление каждой правильной
реакции. В работах Б. Скиннера предложена программа модификации поведения
личности.
В практике воспитания широко используются идеи бихевиоризма. Воспитывая
ребенка, взрослые используют систему поощрений и наказаний. Причем чем
более разнообразна эта система, тем более эффективно воспитание. Отказ
ребенку во внимании, улыбка родителя или учителя, подарок за те или иные
достижения — лишь некоторые методы, поощряющие желательное поведение
ребенка или останавливающие его. Значительное место в воспитании имеет
механизм подражания. Именно бихевиористы обратили внимание на то, что
взрослый выступает по отношению к ребенку как объект для подражания. Дети
быстро усваивают от взрослого демонстрируемые образцы поведения. Важное
значение для воспитания имеют идеи об операционализации поведения,
предполагающие обозначение конкретных, достижимых, привлекательных для
ребенка целей и определение методов их достижения. После того как цели и
методы их достижения выявлены, создаются условия для тренировки поведения.
Так, если ребенок застенчив, смущается в разговоре с незнакомыми людьми,
взрослый вместе с ним формулирует цели (хочу быть уверенным, а это значит —
умею проявлять инициативу, это значит — не боюсь первым вступать в контакт
и т. д.). После этого осуществляется репетиция и отработка навыка
уверенного поведения.
В то же время необходимо отметить, что для бихевиористов характерен
«взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент социальной
системы, как на объект самых различных манипуляций, а не как на личность,
для которой характерны не только самодеятельность, но и свобода по
отношению к возможному пространству деятельности» (В. П. Зинченко).


Экзистенциально-гуманистический подход к воспитанию личности


В основе антропологических идей лежат представления экзистенциальных
философов о сущности человеческого бытия. С. Кьеркегор выделяет собственное
развитие человека как его главную задачу, отводя ему роль субъекта в
воспитании и совершенствовании своей личности. Для воспитания личности
важно, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся по принципам
полезности или необходимости.
Один из основополагающих принципов экзистенциализма: «Человек есть то,
что он из себя делает».
В семье важно создать условия для того, чтобы ребенок сосредоточился на
себе, своих мыслях, желаниях. Таким образом, процесс воспитания сводится к
формированию у человека интереса к себе, как следствие — появление интереса
к окружающим людям.
Основным методом воспитания представители данной концепции считают метод
свободного диалога, главным содержанием которого служат вопросы,
поставленные воспитателем, с тем чтобы развивать у ребенка критический ум,
способность обосновывать свой выбор. Этот метод известен еще со времен
Сократа, который называл себя повивальной бабкой, присутствующей при
рождении мысли.
Гуманистический подход, как направление в современной теории и практике
воспитания и обучения, был сформирован в конце 50-х—начале 60-х годов в
США. Психологическое обоснование этому направлению было дано в трудах А.
Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюлер, Р. Бер-нса. Основная задача семьи, с их
точки зрения, — формирование человека как уникальной личности, в которой
главное — устремленность в будущее, способность ребенка быть свободным и
ответственным за себя и окружающий мир.
Родители, разделяющие ценности гуманистического воспитания, принимают
ребенка таким, какой он есть (безусловное положительное отношение к
ребенку), эмпатичны и искренни в проявлении своих чувств.


Субъектный подход к воспитанию


Центральным понятием субъектного подхода к развитию личности является
понятие субъектности как интегрирующей человеческую психику функции,
обеспечивающей адаптацию человека к окружающей среде и преобразование
собственной психики и окружающего мира на основе согласования
эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов образа «Я». Развитие
человека осуществляется на двух уровнях становления его субъектности.

1) Адаптация, или приспособление человека к условиям окружающей среды,
осуществляется за счет интеграции всего арсенала психических свойств и
средств, которыми человек располагает в данный момент. С одной стороны, с
возрастом расширяется и структурируется запас психических свойств и
механизмов. С другой стороны, чем более субъектен человек, тем большими
возможностями актуализировать необходимые ему психические функции и выйти
из ситуации с наилучшим результатом он обладает.
2) Преобразование собственной психики и окружающего мира — этот процесс
будет иметь субъектный характер в том случае, когда развитие человека
происходит по следующим направ

Новинки рефератов ::

Реферат: Предпринимательская тайна (Предпринимательство)


Реферат: Виды аудиторских заключений. Аудит финансовых результатов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Г.К.Жуков (История)


Реферат: Концепция пространства и времени в современом естествознании (Естествознание)


Реферат: PENTIUM Processor. Технический обзор (Программирование)


Реферат: Делопроизводство (Маркетинг)


Реферат: Лекции культурология (Культурология)


Реферат: Эпоха возрождения (Культурология)


Реферат: Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации (Право)


Реферат: Звезды (Астрономия)


Реферат: Бухгалтерский учет в западных фирмах (Бухгалтерский учет)


Реферат: Кредитный рынок и его участники (Деньги и кредит)


Реферат: Молодежь и предпринимательство (Социология)


Реферат: Судебные органы власти Украины (Государство и право)


Реферат: Отчет по лабораторной работе №2 (Программирование)


Реферат: Природные зоны Северной Америки (География)


Реферат: Варанаси - город тысячи храмов (Культурология)


Реферат: История государства и права России (полный курс) (Право)


Реферат: Выдающиеся деятели Чувашии (История)


Реферат: Формы права (Теория государства и права)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист