GeoSELECT.ru



История / Реферат: Крещение на Руси (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Крещение на Руси (История)


КРЕЩЕНИЕ РУСИ


ПЛАН

1). Первые христиане
2). Крещение Руси: крещение Владимира. Крещение городов и сел.
3). Историческое значение крещения Руси.
4). Библиография



ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ


Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось
серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни
духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских
народов стало их приобщение к христианству.
Состаящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов,
древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р.Х стала
превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е.
религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и
славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали
немногие воины, учавствовавщие в набегах на Византию, и в торговли с
христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто
совпадали).
Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много
времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии,
где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с
христианской верой.
Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на
непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил.
Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с
особенностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтому
серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы
верования, порождали религиозный кризис(так, поклонявшиеся духам гор
племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на
равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене рилигии
показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Некоторые
историки, как О.М Соловьев и А.В Карташев, принимают факт крещения Аскольда
и Дира, ходивших на Константинополь в 860 году. Но это был не
государственный выбор веры, а личный. Тем не менее крещение отдельных
влиятельных людей способствовало знакомству всего населения с
христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победа
христианского народа над язычниками: “Чужо Бог” сильнее. Известны также и
миссионерские подвиги: Андрей Первозванный, св. Кирилл.
Но настоящих фанатов язычества было немного, хотя обряды любили и
совершались. В городах на пути из варяг в греки было много купцов, среди
которых было много христиан. Также много крещенных было среди дружинников.
В то время, в середине X в., в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2-ой
половине X в. Существовали православные храмы в Новгороде. В других городах
на пути из варяг в греки.
Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, приняла
крещение. Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, но
это не вполне верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным фактором
было личное побуждение Ольги.
Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение,
отправилась в Царьград, что бы принять крещение у патриарха. Но император
Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде.
Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди и Ольга не
была исключением. Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она
проявила удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной,
он был восхищен ее красотой, умом, и хотел взять ее в жены и зделать
императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к
хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он
ее не крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом.
Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять
меня женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился
уму Ольги и отпустил ее с большими дарами.
Но всеже точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда
и русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя
(955 или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином.
Однако, в его подробных записках о крещении Ольги не упоминается.
“Скорее Ольга крестилась еще до посещения Константинополя (в столицу
Византии она прибыла со священником, скорее духовником княгини.)”(2).Так
или иначе, Ольга стала православной, а ее народ, в целом, оставался
языческим.
В X в. Происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс
почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников.
Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве,
но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной
среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило, как я уже
отмечал, быстрее.
Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой
религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам
суждено было сбыться во времена правления св. Князя Владимира-Красное
Солнышко.


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Князь Святослав, заботившийся о своей военой славе больше, чем о
государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько
походов на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на
Юг и Юго-Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях
придунайских славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-
Переяславец.
Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям,
Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался
киевский престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород
Святослав отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах
современников не совсем ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать
Владимира была не варяжского, а славянского рода, и занимала невысокое
положение ключницы и считалась не женой, а скорее наложницей князя, т.к.
многоженство тогда имело место). Владимира, еще ребенка, сопровождал его
дядя и наставник Добрыня.
По смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусобица.
Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход
закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся
после отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города
Овруга и многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега).
Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились
в Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этого войска,
пополненного жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг,
к Киеву. Предлогом для похода стали действия Ярополка, приведшии к
братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978
или 979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату был убит.
Усобица завершилась победой Владимира.
Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве,
отличался веротерпимостью и даже благоволил сторонникам “греческой веры”,
то Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. После
убийства брата новый князь приехал устроить на одном из городских холмов
языческое капище, где в 980 г. Были поставленны истуканы племенных богов:
Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др.
Так в конце X в. В Киеве была предпринята попытка оживить традиционное
язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество,
казалось переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь
и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные
убийства, которые в предшедствующие годы, десятилетия были почти что забыты
(по крайней мере в Киеве).
Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от
язычества и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданых.
Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была
подготовлена предшедствующим развитием русских земель и вызвана к жизни
политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руковдсвовался
исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно.
Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без
искреннего обращения в православие Владимир не смок бы действовать столь
последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей
огромной языческой державы.
Но как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Возможно это было
раскаянием в совершенных злодеяниях, усталость от разгульной жизни и
ощущение душевной пустоты.
Но во всяком случае, став христианином, Владимир, как натура деятельная,
обладающая, несомненно умом, пришел к мысли о распространении православия в
своих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельных
княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русь
может объединить только какая-то сверх идея, и что этой сверх идеей должно
стать именно православие.
В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна
неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не
был согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство
ответственности за государство, за его авторитет).
Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи
присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры.
Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда
князь узнал что по корану првоверным пологается обрезание и нельзя пить
вино, он сказал :”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же
потерпели неудачу. Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их.
Послы же ответили :”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил
нас по чужим землям”. На что Владимир ответил :”И вы, наказанные Богом,
осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего
отечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры,
рассказал в кратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце
разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных
и грешников. Князь, пораженный, промолвил :”Благо добродетельным и горе
злым .”Креститесь ,- отвечал греческий мудрец,- и будете в раю с первыми”.
Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те
узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением
отозвались о всех религий, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что
религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили :”Мы не
помнили, где мы находились на земле или на небе”.
Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение,
на что получил ответ:”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на
Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил здаться город. Заняв его,
Владимир послал к послов к Василию и Константину с предложением отдать их
сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к
Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него
отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали
ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,
Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то
вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал
ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от
слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским
домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы
он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы
такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию
II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за
северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и,
захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной,
многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По
возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем
и других своих подданых.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в
христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство
как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был
равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных
оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и
западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в
многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси.
Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991).
Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян,
возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город
сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию
предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и
Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является
приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах
сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и
устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных,
западных городах и сельской местности языческие верования существовали,
скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное
отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия
рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных
земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было
безграничным. Владимир нарушивший эти традиции, хотя и выросший в
Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах
насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником,
поправшим исконные вольности.
В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным.
Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще
всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.
Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже
веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих многих поколений
священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что
элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде
различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить
новую веру, были проникнуты языческим духом.
Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещение
подданых в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в
основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. Приняли
христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от
константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это
обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя
византийскому импкратору, Владимир решил подчинить русскую Церковь
болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года
и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском
языке, близкому разговорному русскому.
Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский
идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая
разбойников; Раздача питания неимущим.

Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-
Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
3)Русь была признана как христианское государство, что опредилило более
высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала
силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую
общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало
своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского
государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными
и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской
цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления
многонационального государства (это государство развивалось на основе не
национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько
православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским
обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их
решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации,
развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).
Заимствование становилось основой для сотруднечества, из осваиваемых
достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное
зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание,
школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное
действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации
восточно-славянских и соседствовавших с ними племен-крещение Руси создало
новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических
групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.



Библиография:
1) Головатенко “Истори России: спорны проблемы.”
2) Костомаров Н.И “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”
3) Соловьев С.М. “Сочинения. Книга I”
4) Карташев А.В. “Очерки по истории русской церкви” т.I
5) Бутромеев “Русская история для всех”




Реферат на тему: Кривичи
Содержание:


Страница:

1.Вопрос № 1: Исторический портрет кривича.


1.1 Введение--------------------------------------------------------2

1.2 Территория проживания кривичей-----------------------2
1.3 Балтское и славянское в культуре кривичей------------2
1.4 Происхождение названия «кривичи»---------------------- 3
1.5 Язык и внешний облик кривичей--------------------------7
1.6 Уровень развития кривичей--------------------------------8
1.7 Протогорода---------------------------------------------------11
1.8 Общественно-политический строй кривичей----------12
9. Заключение---------------------------------------------------13


2.Вопрос № 2:


Турово-пинское княжество в 10-12 веках. Тест-------------14


3. Вопрос № 3:


Дайте определение следующим понятиям-------------------16


4. Список литературы------------------------------------------18



ВОПРОС№1

Исторический портрет кривича.

ВВЕДЕНИЕ.

Население Беларуси, как известно, сформировалось в итоге этнического
развития и сближения нескольких восточнославянских племен и более древних
жителей этой земли - балтов. Именно их соединение выявило характернейшие
особенности нашего народа – в языке, культуре, характере, - которые
отличают белорусов от соседей, делают его самобытным, неповторимым
этносом.[1]
В 8-9 веках славяне в Восточной Европе делились на 13-15 этнических
сообществ. На территории Беларуси находилось несколько таких этнических
объединений восточных славян. Это были довольно устойчивые этнографические
объединения – кривичей, дреговичей, радимичей, которые были созданы
стихийно.[6]

ТЕРРИТОРИЯ ПРОЖИВАНИЯ КРИВИЧЕЙ.

Западная граница кривичей на территории Белоруссии проходила вдоль
Освейского озера, затем опускалась на юг, пересекала Западную Двину близ
устья Дриссы. Отсюда она шла к бассейну Десны (левому притоку Западной
Двины). Самым западным кривичским поселением в этом районе был Браслав. На
севере и востоке граница кривичей проходила за пределами территории
Беларуси, но соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и
Смоленщину). В «Повести временных лет» указывается, что «кривичи иже седять
на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра».

БАЛТСКОЕ И СЛАВЯНСКОЕ В КУЛЬТУРЕ КРИВИЧЕЙ.

Археологическими памятниками кривичей являются круглые
(полусферические) курганы.
Культура кривичей имела региональные различия. Их подразделяют на
две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую. На территории Беларуси
(а также на Смоленщине) проживала полоцко-смоленская группа. Она отличалась
от псковской своеобразными украшениями: браслетообразные височные кольца с
завязанными концами. У псковской группы кривичей таких украшений не было.
В этническом облике кривичей, в том числе, конечно, и полоцко-
смоленских, преобладали славянские черты. Язык их был славянским.
Славянским является и основной тип украшений полоцко-смоленских кривичей -
браслетообразные височные кольца с завязанными концами. К славянским
элементам культуры относятся также большинство видов перстней (проволочные,
гладкие, витые, пластинчатые, рубчатые, щитковые). Отчетливо славянские
черты имеет керамика круглых кривичских курганов. Основную ее часть
составляют горшки с коническим туловом, округлыми, слабо выраженными
плечиками и слегка отогнутым венчиком. Цвет их желто-серый и красновато-
желтый. Большинство горшков не орнаментировано. Славянские элементы
прослеживаются и в погребальном обряде кривичей. Для значительно части
погребении характерна славянская ориентировка умерших (головой к западу).
Вместе с тем в культуре полоцко-смоленских кривичей весьма заметны и
балтские элементы. Немало их среди кривичских украшений. К балтским
элементам в украшениях кривичей относятся, в частности, браслет со змеиными
головами, спиральные перстни, шейные гривны балтского типа, головной венок,
состоящий из нескольких рядов спиралек, нанизанных на лыко и перемежающихся
пластинчатыми бляхами, лучевые кольцеобразные пряжки, подковообразные
застежки с коническими, многогранными, завернутыми концами. Балтские
элементы зафиксированы и в погребальном обряде кривичей. Балтской традицией
является наличие в погребении ритуальных кострищ, встречающаяся в некоторых
погребениях ориентировка умерших головой к востоку.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ «КРИВИЧИ».

Смешанное славяно-балтское происхождение кривичей, возможно, отражено
в названии данной этнической общности. Ряд исследователей указывает на
близость этого наименования к балтской лексике и считает, что оно
происходит от балтских терминов.
Так, по мнению советского археолога П. Н. Третьякова, название
«кривичи» имеет балтское происхождение (происходит от слова «Криве»,
которое якобы обозначает имя одного из персонажей литовской языческой
мифологии).
Историк Б. А. Рыбаков также полагает, что в названии кривичей
сохранилось имя литовского бога Криве-Кривейте. Как и П. Н. Третьяков, он
утверждает, что кривичи образовались в результате смешения славян с
балтами, ассимиляции последних, и называет кривичей «полулитовцами». Такие
ученые, как Г. Миллер, Н. Карамзин, Т. Нарбут, А. Киркор вели происхождение
названия кривичи от имени верховного жреца балтов Криве-Кривете.
Белорусский археолог Г. В. Штыхов считает, что название «кривичи»,
возможно, произошло от имени старейшины рода Криве. Он не исключает также
этимологию термина «кривичи» от слов, обозначающих близких по крови.
Известный историк С. М. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связано
с характером местности, которую они занимали, и вел наименование кривичей
от балтского (литовского) слова kirba (топь, трясина).
Стремясь обнаружить связь кривичей с балтами в названии кривичской
этнической общности, авторы этих гипотез допускают ряд неточностей, на
которые необходимо обратить внимание, чтобы найти аргументированный ответ
на этот вопрос.
Не находит обоснования фактическим материалом гипотеза о том, что
название кривичей происходит от имени одного из персонажей литовской
мифологии Криве, литовского верховного бога Криве-Кривейте. Более
обстоятельное изучение балтской мифологии показывает, что такие образы не
характерны для пантеона балтских богов. Более того, правильнее вводить
названия мифических образов из наименования реальных явлений, нежели делать
наоборот.
Не подтверждается фактическими данными также гипотеза о том, что это
название происходит от имени верховного жреца балтов Криве-Кривейте.
Реальная историческая личность, священник по имени Криве, влияние которого
распространилось на земли Пруссии, Литвы, жил в 14 веке, когда кривичей как
этнической общности уже не было.
Нельзя признавать верно также гипотезу о происхождении кривичей от
имени старейшины рода Криве. Во-первых, о нем нет свидетельств в письменных
источниках. Его можно рассматривать как плод воображения тех, кто писал об
этом. Во-вторых, ошибочно вести происхождение этнической общности от одного
человека, а ее название от имени одного человека. Это взгляд можно
рассматривать как некритическое отношение к широко распространенной в
прошлом библейской традиции, нашедшей отражение во взглядах летописцев,
историков того времени.
Весьма сомнительно также выводить название «кривичи» от слов,
обозначающих кровное родство. Кровнородственные отношения характерны для
сравнительно небольших групп людей, назваемых родами. Их чаще всего
называли именами животных или птиц. Невозможно, чтобы представления о
кровном родстве распространились на такую большую общность, как кривичи,
территория которых в широтном направлении простиралась почти на тысячу
километров.
Заслуживает пристального внимания мысль видного русского историка
С.М.Соловьева о том, что ряд названий этнических общностей, в частности
дреговичей, кривичей связан с характером местности, которую они занимали.
Термину “кривичи” он придал такие же черты, как и названию “дреговичи”.
Согласно его гипотезе, термин “кривичи” происходит от балтского слова
kirba, обозначающего болото. Это вызывает ряд серьезных возражений. Во-
первых болотистая местность составляла только часть территории кривичей.
Значительно большая часть их этнической территории представляла собою
холмистую местность. Холмистой была этническая территория кривичей на
Минщине, Смоленщине. Во-вторых, маловероятно происхождение термина
«кривичи» от балтского слова kirba. С лингвистической точки зрения такое
объяснение представляется искусственным, необоснованным.
Г.А.Хабургаев высказал предположение, что название кривичей отражает
характер границы, идущей по кривой линии. Он указывает, что на территории
будущей Псковщины славянские колонисты должны были столкнуться со
своеобразным населением балто-финского пограничья (с кривой?), откуда
произошли летописные кривичи. Вероятнее всего, название “кривичи”
действительно отражает своеобразие той значительной части их территории на
Минщине и Смоленщине, где много холмов, а местность как бы кривая:
возвышенные места чередуются с более низкими. Такой характер местности
особенно типичен для юга и востока их этнической территории.
Поскольку первоначально на территории славянской этнической общности
кривичей жили не славяне, а балты, можно предположить, что термином
первоначальной основой крив (kreiv) здесь называлось балтское население,
Г.А.Хабургаев реконструирует первоначальное название балтского населения
этой местности в форме «kreiuva», «krieva» После смешения этого населения
со славянским и формирования славянской этнической общности оно несколько
изменилось, сохранив прежнюю основу, к которой было добавлено славянское –
«ичи». Так появилось наименование новой этнической общности «кривичи».
Следует отметить, что в балтских языках после этого по-прежнему
сохранилась несколько измененная балтская форма наименования славянских
соседей на востоке krievs, krievai. Она до настоящего времени сохранилась в
латышском языке для обозначения русских (krievs – русский, Krievija –
Россия).
Таким образом, анализ названия «кривичи» дает основание утверждать,
что, вероятнее всего оно обозначало обширную группу людей, занимавших
первоначально холмистую местность. Названия многих этнических общностей
раннего средневековья по особенностям местности, на которой они проживали,
- одна из закономерностей в формировании этнонимов того времени. Кроме
наименования «кривичи», «дреговичи» к этой группе относятся названия
«древляне», «поляне», обозначавшие этнические общности, расположенные к югу
и юго-востоку от дреговичей. Таковы также названия основных балтских
этнических общностей («аукштайты» – верхние и «жемайты» – нижние). Это
просматривается и в названиях этнических общностей данного периода,
расположенных в западноевропейском регионе.



ЯЗЫК И ВНЕШНИЙ ОБЛИК КРИВИЧЕЙ.

Особенности языка кривичей не отражены в письменных источниках. Их
невозможно реконструировать также по материалам диалектов белорусского
языка. Последние возникли довольно поздно, одновременно с формированием
самого белорусского языка. Основой диалектов белорусского языка были
предшествующие им диалекты обще восточнославянского древнего русского
языка, которые появились в результате трансформации языков дреговичей,
радимичей, кривичей и других раннесредневековых восточнославянских
этнических общностей.
Диалекты древнерусского языка отражали не своеобразие речи кривичей и
родственных им этнических общностей, а новые территориальные отличия,
лингвистические зоны, возникшие не ранее эпохи формирования древнерусского
языка. Они отражали новую лингвистическую и этническую реальность.
Таким образом, характер источников не позволяет определить
особенности языка каждой отдельной раннесредневековой восточнославянской
этнической общности, в частности кривичей. Методом лингвистической
реконструкции можно только установить наличие некоторых черт, элементов,
появившихся в языке кривичей под воздействием речи ассимилированного
славянами балтского населения.
Эти новые элементы, по всей вероятности, бытовали в лексике кривичей.
К ним можно отнести многие географические названия, особенно гидронимы,
перешедшие в языки всех трех общностей из лексики балтского населения. Это
– названия рек Ясельда, Оресса, Лосвида, Брожа, Реста, Полота и другие.
Под воздействием балтов, видимо, сформировалась такая черта речи, как
полногласие. Г.А.Хабургаев считает, что это новообразование появилось в
результате взаимодействия славянской и балтской речи, синтеза
неполногласных сочетаний балтских и славянских слов с одним и тем же
значением. Так, взаимодействие славянского (польск.) glowa и балтского
(лит.) galva, вероятно, обусловило появление новой формы с полногласием
(голова), синтез славянского (польск.) wrona и балтского (лит.) varna имело
своим результатом новую форму этого слова (ворона).
Впоследствии, в эпоху формирования обще восточнославянского древнего
русского этноса, это новообразование распространилось по всей территории
восточнославянского населения и стало характерной чертой древнерусского
разговорного языка. Полногласие не субстрат, а видоизменение славянской
речи под воздействием балтской.
Влияние балтов сказалось и на внешнем облике полоцких кривичей. Их
антропологический тип сформировался в результате смешения славян с балтами.
Для него характерна длинноголовость, которая была присуща ранее балтскому
населению, проживавшему на территории Белоруссии до расселения славян.[2]
Для костюма кривичей характерна многочисленность украшений – это
подковообразные пряжки (фабулы), зооморфные браслеты позолоченные
стеклянные бусы, пластинчатые подвески-коники. Характерной чертой женского
костюма кривичей были монисты, в которых бусы сочетались с металлическими
подвесками. [7]
Таким образом, данные археологии, языкознания, антропологии
свидетельствуют о том, что кривичи сформировались в результате синтеза
славянских и балтских групп населения. В культуре и языке кривичей
переплелись славянские и балтские элементы. Их культуры представляли новые
целостности, качественные новообразования, в которых преобладали славянские
черты. Поэтому новые этнические общности были славянскими, занимая среди
славянских этносов своеобразное положение. Они вобрали в свою культуру ряд
балтских элементов, но отличались специфическими чертами славянской
культуры, возникшими под воздействием балтов.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
КРИВИЧЕЙ

Для характеристики кривичей важное значение имеет определение типа
этой этнической общности. Он обусловлен уровнем их развития.
У них была сравнительно высоко развита экономика. Основное
хозяйственное занятие данных этнических общностей – земледелие. Им уже
известно полевое пашенное земледелие. В земледельческом хозяйстве начали
использовать более совершенные орудия труда, в частности с железным
наконечником. На территории кривичей железные части пахотного орудия
датируются временем не позднее 10 века.
Два железных наконечника, а также железное чересло для подрезания
верхнего слоя земли во время пахоты найдены на селище у д. Хотомель
(Столинский район). Широкие лопасти наральников, их плечики содействовали
разрушению подрезаемого лопастью дерна и в некоторой степени оборачиванию
самого пласта. Подошвенное рало с череслом вертикально отрезало пласт земли
от невспаханного поля. Такое усовершенствованное рало можно считать
предшественником плуга. Железные части пахотного орудия обнаружены на
Минщине у д. Городище. Один из наконечников сохранился полностью. Он имеет
широкий рабочий край, к концу закруглен. Подобной формы наконечники найдены
также далеко на севере, в районе Старой Ладоги. Их прикрепляли к нижней
деревянной части пахотного орудия или в горизонтальном положении к
поверхности земли, или под небольшим уклоном. Возможно пахотное орудие с
таким наконечником было непосредственным предшественником получившей
впоследствии широкое распространение в лесной зоне сохи.
Значительно усовершенствованы были и орудия для уборки зерновых. В 8
– 9 вв. в лесной зоне появляются серпы нового типа, которые происходят от
аналогичных римских орудий. Клинок серпа близок по форме к параболе или
части эллиптической кривой. Черенок его отогнут наружу. Его вбивали в
короткую деревянную ручку. Нос серпа слегка загибали внутрь. Эти новые
орудия заменили прежние слабоизогнутые серпы с клинком, непосредственно
переходящим в черенок, а также серповидные ножи.
В 8 – 9 веках для переработки зерна на муку вместо зернотерок начали
применять ручные жернова.
Важным прогрессивным явлением в земледельческом хозяйстве было
выращивание новой зерновой культуры - озимой ржи. Среди зерновых культур
того времени (мягкой пшеницы, ячменя, овса и др.) она наименее прихотливая,
хорошо противостоит сорнякам, а главное – наиболее морозоустойчива. Озимая
рожь была лучше других зерновых культур приспособлена к местным условиям,
давала устойчивые урожаи. Начало выращивания озимой ржи на территории
Белоруссии относится к 9 веку. Эта зерновая культура была известна
кривичам. Многочисленные хорошо сохранившиеся зерна ее были обнаружены на
городище у д. Свила на Витебщине. Эта важная находка датирована 9 веком.
Одним из условий прогрессивных изменений в земледелии, в частности
усовершенствования земледельческих орудий труда, явилось стабильное
развитие железоделательного производства, кузнечного ремесла. На территории
Белоруссии имелась богатая сырьевая база для этого вида хозяйственной
деятельности, накоплены большие запасы болотной руды, широко
использовавшиеся для получения железа.
В период формирования кривичей и на ранних стадиях их развития
появляются полуземлянки с расположенными в них глиняными шахтными
сыродутными печами. Улучшение этих печей особенно заметно в 9 – 10 вв.
Значительно увеличивается их диаметр, его протяженность достигает 1м,
становится большим их объем, он составляет 0,3 – 0,45 м3. Сыродутные печи –
прочные стационарные сооружения, рассчитанные на длительное использование.
Их конструкция позволяла производить мощное искусственное дутье.
Значительное усовершенствование этих печей вызвано постоянно возраставшими
потребностями в металле, необходимом для изготовления земледельческих
орудий.
Совершенствуется и технология металлургического производства и
кузнечного ремесла. Металлурги могли получать не только железо, но и сталь.
При изготовлении серпов кузнецы широко применяли пакетирование сырья, а при
изготовлении ножей стремились использовать некоторые элементы технологии
сварного сложноузорчатого дамаска. В этот период начали наваривать
стальные лезвия на железную основу изделий, чаще практиковать
термообработку стальных изделий. Увеличивались размеры орудий труда.
Металлических изделий всех видов производят значительно больше.
Дальнейшее развитие получило и гончарное производство. В 10 веке на
территории Беларуси появляются гончарный круг и необходимые в связи с этим
специальные печи для обжига гончарных изделий. Применение в гончарном
производстве гончарного круга и использование специальных печей для обжига
глиняных изделий означало быстрый рост производительности труда в этом
виде хозяйственной деятельности. Следствием этих изменений было
значительное увеличение численности гончарных изделий. Совершенствование
гончарного ремесла связано с прогрессом в земледелии, повышением
эффективности земледельческого хозяйства.
Развитие ремесла, в частности кузнечного, гончарного, требовало
определенной специализации. Обработка железа и глины постепенно становится
профессиональными видами деятельности, особыми профессиями. Эти ремесленные
занятия начинают отделяться от земледелия. Прогресс в земледелии делает
возможным такое отделение. Начавшееся обособление ремесленного производства
от земледельческого создает благоприятные условия для возникновения
постоянной торговли.
В 1Х –Х вв. на территории Белоруссии появляется устойчивое денежное
обращение. Об этом свидетельствуют находки многочисленных, относящихся к
этому периоду кладов монет. Здесь обнаружено 40 кладов (включавших в свой
состав 16 тысяч монет) и 54 находки отдельных монет. Особенно богатый клад
(более 7500 монет) найден на территории кривичей у д. Козянки под Полоцком.


ПРОТОГОРОДА.

В результате важных изменений в 9-10 веках на территории Беларуси
появляются протогорода (зарождающиеся города). В ареале кривичей в 9 веке
возникает Полоцк, а в 10 веке – Витебск.
Первое упоминание о Полоцке в письменных источниках («Повесть
временных лет») датируется 862 г. Он возник на правом берегу реки Полоты.
От наименования этой реки он и получил свое название. Первоначально Полоцк
был городищем. Его площадь составляла около 1 га. Поселение было укреплено.
В 10 веке на месте древнего городища был построен детинец, а небольшие
поселения вокруг него, где проживало ремесленно-земледельческое население,
постепенно превратились в посады. Детинец был резиденцией князя. Поселение
разрасталось. Новый укрепленный центр Полоцка значительно превосходил по
размерам прежний. Его площадь составляла около 10 га.
Витебск возник на холмистой местности, защищенной рекой Витьбой (от
наименования это реки получило свое название и поселение). Первоначальным
Витебском было городище, находившееся на высоком месте (горе). Затем в его
округе появились другие поселения, а городище превратилось в укрепленный
центр всей округи. В 10 веке на месте древнего городища построен детинец, а
окольные поселения превратились впоследствии в посады. Жители Витебска
занимались ремеслом, торговлей, земледелием. На территории древнего
Витебска обнаружены глиняные сосуды, изготовленные с помощью гончарного
круга, обломки тиглей для плавки цветных металлов, каменная литейная форма
для изготовления женских украшений, железный серп. Найдены также монеты 9-
10 века. [2]

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ КРИВИЧЕЙ.

Расселение восточных славян на территории Беларуси практически
совпало по времени с разложением первобытного общества и развитием на
белорусских землях феодальных отношений, связанных непосредственно с ранним
средневековьем. Письменные источники свидетельствуют, что кривичей-полочан
уже в 7-8 веках были свои « княжения», сложившиеся на основе этнических
сообществ. По мнению Г. В. Штыхова, они представляли собой не племена, как
в раннем железном веке, а союзы племен, сложившиеся в протонародности
(«народцы») и одновременно государственные образования или просто
протодержавы. « Княжения» состояли из волостей-княжеств, бывших родовых
общин. В каждой волости-кяжестве были свои вече и князи с дружинами.
Законодательная власть в волости принадлежала вече – народному собранию.
Оно собиралось в главном городе волости. Вече вбирало князя и отказывало
ему в доверии, если он нарушал поставленные условия, объявляли войну и
заключали мир с соседями. На вече принимались постановления, регулирующие
хозяственные и общественно-правовые отношения в границах волости.
Волостные князи, как правило, рекрутировались из бывших родовых
старейшин. Они осуществляли исполнительную власть в волости. Вместе с
дружиной они охраняли территорию волости от внешних врагов, охраняли
торговые пути, которые проходили через территорию волости, осуществляли
военные походы в соседние земли, проводили суд над своими соплеменниками.
Племенные князи выбирались из числа волостных по праву старшинства,
по моральным качествам, военнм способностям. Первым, из известных по
летописи кривичских князей, был Рогволод, который княжил в последней
четверти 10 века.[6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, сведения археологии, языковедения, антропологии
свидетельствуют о том, что этнические сообщества кривичей сформировались в
результате смешения, синтеза славянских и балтских групп населения. В их
культуре и языке переплелись славянские и балтские элементы с преимуществом
славянских черт. Именно кривичи, вместе с дреговичами и радимичами, а не
следующие этнические сообщества удерживали в себе балтский субстрат.
Сведения из археологии, письменных источников свидетельствуют о том,
что кривичи вошли в начальный этап раннеклассового общества. Это
подтверждает уровень развития их экономики, которая характеризуется началом
общественного раздела труда.
Кривичи являлись территориальным культурно-этническим сообществом и
не сформировались в народность. Они представляли собой протонародность и
одновременно начальное государственное образование или протодержаву.[8]



ВОПРОС №2.



Турово-пинское княжество в 10-12 веках.


ТЕСТ.

1. Назовите имя князя, возродившего династию Изяславовичей в Турове:

1) Ростислав Глебович;
2) Всеслав Брячеславович;
3) Брячеслав Изяславович;
( 4) Юрий Ярославович. [6]


2. Какие даты соответствуют появлению следующих городов:

1) Туров а) 1097
2) Пинск б) 1127
3) Слуцк в) 1294
4) Клецк г) 980
5) Рогачев д) 1116
6) Копыль е) 1142 [6]


3. Какое из перечисленных произведений принадлежит Кирилле Туровскому:

1) « Послание Фоме пресвитеру»;
2) « О единстве церкви божьей»;
3) «Катехизис»;
( 4) « Притча про душу и тело». [9]


4. В каком году Туров завоевал независимость от Киева:

1) 988;
2)1063;
( 3)1158;
1016. [5]


5. При каком правителе началась христианизация Туровской земли:

1)Юрий;
( 2)Святополк;
3)Вячеслав;
4)Борис. [6]



ВОПРОС №3

Дайте определение следующим понятиям:

Подскрабий земский был смотрителем государственной казны и выполнял
обязанности министра финансов, вел учет государственных доходов и расходов,
смотрел за сбором натуральных и денежных налогов.[6]


Литва. Название «Литва» в подлинных исторических документах
древнейшего времени (ХIII – ХVIвв.) употреблялось в разном смысле: для
обозначения территорий, заселенных собственно литовцами, т.е. этнической
Литвы; территории всего Великого княжества Литовского, Русского и
Жимойтского и иных земель, т.е. до Люблинской унии 1569г., - белорусских,
литовских, частично украинских и некоторых русских земель; территории
Великого княжества Литовского, включающей Трокское и Виленское
воеводства.[4]



Шляхта (польск. szlachta, от др. - верхненем. slachta - род, порода)
- в ряде стран Центр. Европы (особенно в Польше, Литве) название основной
части господствующего феодального класса. Первоначально шляхта - рыцарство,
низшая группа светских феодалов. В процессе формирования в 14-16 вв. шляхта
как сословия за ее пределами остался низший слой светских феодалов –
негербовая шляхта (влодыки в Польше, панцирные бояре в Великом княжестве
Литовском). Усиление политической роли шляхты привело к юридическому
включению в ее состав высшей группы светских феодалов - магнатов. В 16-18
вв. в Речи Посполитой утверждается государственный строй шляхетской
республики. После разделов в 18 в. Речи Посполитой шляхта была. Как
правило, уравнена с дворянством России, Австрии и Пруссии. Термин "шляхта"
иногда применяется в литературе к сословию светских феодалов в Чешских
землях (высшая шляхта - паны, низшая - земане).[3]


Орда – у тюркских и монгольских народов первоначально военно-
административная организация, затем – становище, лагерь кочевников; в
средние века - ставка, столица. Отсюда – обозначение самых крупных тюрко-
монгольских феодальных государств с доминирующим положением кочевой знати,
а также союзов кочевых племен.[3]

Династия – ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг
друга по праву наследования (например, династия Романовых в России и
Габсбургов в Австро-Венгрии).[3]



Литература:


1.Сучасны погляд на гiсторыю Беларусi. Л. Лойка – Мн. -1993г.

2. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. М. Ф. Пилипенко – Мн. -
1991г.

3. Малая советская энциклопедия. Москва, 1959г.

4.История Беларуси: вопросы и ответы./ Сост. Г.Я. Голенченко, В.П.
Осмоловский - Мн. - 1993г.

5.Гiсторыя Беларусi: У 2 ч. Ч. 1. Са старажытных часоу да канца 18
ст.: Курс лекцый ./ I. П. Крэнь, I. I. Коукель. – Мн. - 2000.

6.Нарысы гiсторыi Беларусi. В 2-х ч. Ч 1.- Мн.- 1994

7.Гiсторыя Беларусi: в 6-ти ч. Ч 1. Старажытная Беларусь: ад
першапачатковага засялення да сярэдзiны 18 ст. – Мн.. - 2000г.

8.Гiсторыя Беларусi :Вучэбны дапаможнiк. В 2-х ч. Ч. 1. Ад старажтных
часоу па люты 1917г. – Мн. – 2000г.

9. Матэрыялы па гiсторыi Беларусi Н. С. Шарова – Мн. – 2001г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Монтаж щитов, пультов и стативов (автоматизация) (Технология)


Реферат: Организация грузовой работы (Транспорт)


Реферат: Имидж делового человека и пути его формирования (Психология)


Реферат: Безопасность движения (Транспорт)


Реферат: Биография Александра Меньшикова (Исторические личности)


Реферат: Коллективный договор (Право)


Реферат: Билеты по литературе (Литература : русская)


Реферат: Международные стандарты в бухгалтерском учете (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анархия (Философия)


Реферат: Гаргантюа и Пантагрюэль (Литература : зарубежная)


Реферат: Обязательное медицинское страхование в России (Страхование)


Реферат: Исследование причин самоубийств (Социология)


Реферат: Город как составная часть феодальной системы (История)


Реферат: Нефть - чёрное золото планеты (Химия)


Реферат: Микропроцессорная техника. Микроконтроллер в двухпозиционном регуляторе (Компьютеры)


Реферат: Институты государственной власти в России (Политология)


Реферат: Шпаргалки по философии для магистранта БГУ (Философия)


Реферат: Передача информации из ультразвуковой медицинской диагностической установки ALOCA SSD650 (Программирование)


Реферат: Римское право (Государство и право)


Реферат: Естественнонаучный базис концепции "Золотого миллиарда" в свете информационного обеспечения социума (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист