GeoSELECT.ru



Журналистика / Реферат: Причины применения выборочного наблюдения (Журналистика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Причины применения выборочного наблюдения (Журналистика)


«В» Взаимодействие сотрудников с детьми


В.1. Сотрудники проявляют уважение к личности каждого ребенка.
доброжелательное внимание к нему.
В.1.1. Обращаются с детьми ласково, с улыбкой, осуществляя тактильный
контакт (гладят по голове, обнимают и т.д.).
В.1.2, Тепло обращаются с детьми во время различных режимных моментов
(в том числе утром при встрече с ребенком, во время еды. подготовки ко сну,
переодевания и пр.).
В.1.3. Стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют
внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам.
В.1.4. Поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур,
учитывая их индивидуальные особенности (предпочтение той или иной пищи.
Привычки, темперамент и пр.).
В.2. Сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении,
учитывают их потребность в поддержке взрослых.
В.2.1. Выслушивают детей с вниманием и уважением.
В.2.2. Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей,
обсуждают их проблемы.
В.2.3. Успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремятся избавить
ребенка от негативных переживаний.
В.З. Сотрудники общаются с детьми индивидуально, выбирая позицию "глаза
на одном уровне".
В.4. Сотрудники формируют у детей положительное отношение ко всем детям.
В.4.1. Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко
всем детям.
В.4.2. Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга,
поощряют проявление сочувствия, сопереживания сверстнику.
В.4.3. Поддерживают эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей,
создают условия для их принятия сверстниками.
В.4.4. Организуя совместные игры детей, обучают их координировать свои
действия, учитывать желания друг друга, дают им для этого адекватные
средства (учат делить игрушки посредством жребия, установления очередности,
разрешают конфликты путем обсуждения и т.п.).
В.4.5. Чутко относиться к жалобам детей, обучать их социально приемлемым
формам взаимодействия.
В.5. Сотрудники не ограничивают естественный шум в группе(оживленную
деятельность, игру, смех, свободный разговор и пр.).
В.6. Голос взрослого не доминирует над голосами детей.
В.7. Взаимодействуя" с детьми, сотрудники учитывают их возрастные и
индивидуальные особенности.
В.7.1. В ходе режимных процедур терпимо относиться к затруднениям детей,
(позволяют им действовать в своем темпе, не акцентируют внимание на
неуспехах ребенка, оказывают ему необходимую помощь и поддержку и пр.).
В.7.2. Предлагая детям образцы деятельности, не настаивают на их точном
воспроизведении детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В.7.3. Указывая на ошибки старших детей, делают это мягко, не 'унижая
перед сверстниками и не ущемляя достоинства ребенка.
В.7.4. Контролируя усвоение материала, взрослый учитывает такие
особенности ребенка, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения
у него негативных переживаний-
В.7.5. Представляет детям возможность самим выбрать занятие по интересам
(во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное
время).
В.7.6. В ходе совместной игры или занятия взрослый обращается к ребенку
по имени, смотрит ему в глаза, ведет себя заинтересованно и
доброжелательно, помогая освоить трудное действие.
В.7.7. Взрослый откликается на любую просьбу ребенка о совместной
деятельности, а в случае невозможности на осуществление спокойно
объясняет причину и просит подождать.
В.8. Взрослые поддерживают положительное самоощущение детей,
способствуют формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.
В.8.1. Обращаются к ребенку по имени, подчеркивают его достоинства.
8.8.2. Поощряют детей, высказывать чувства и мысли;
рассказывать о событиях, участниками которых они были (о своей семье,
друзьях, предпочтениях, переживаниях и пр.), сами делятся своими
переживаниями, рассказывают о себе.
8.8.3. Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и
запрещением.
8.8.4. Порицания относятся только к отдельным действиям ребенка, но не
адресуют их к его личности.
8.8.5. Порицая действия ребенка, взрослый предлагает образец желаемого
действия или средства для исправления ошибок.
8.8.6. Отмечают новые достижения ребенка в различных видах
деятельности, обращают внимание на его новые возможности и способности.
Достижения ребенка не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с
его собственными (взрослый говорит: "так далеко ты сегодня прыгнул, дальше,
чем вчера"; "ты поступил плохо", но не говорит "ты плохой мальчик" и т.п.).
8.8.7. Намеренно создают ситуацию, в которой ребенок достигает успеха
(предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в
корзинку, взрослый ненавязчиво включается в это действие, обеспечивая его
успех и поощряя его достижение; ребенку старшего дошкольного возраста в
случае неудачи в трудном для него задании предлагают тоже простую
деятельность и т.п.).
В.9. Дети находятся в поле внимания взрослого, который при
необходимости включается & игру ребенка и в другие виды деятельности.
В. 10. Сотрудники не прибегают к физическому наказанию или другим
негативным дисциплинарным методам, которые обижают. пугают или унижают
детей.

"И" Развитие игровой деятельности.

И.1- Сотрудники создают условия для возникновения и развертывания игры
детей.
И. 1.1. Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые
могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают
пластинки, обсуждают события жизни детей. рассказывают о себе и других
людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают
внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на
явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.).
И.1.2. Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам:
"Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его подлечим";
предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет;
побуждают детей к принятию роли и наделению его партнера;
договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).
И. 1.3; В качестве непосредственных участников игры предлагают детям
образцы различных игровых действий (воспитатель кормит. купает куклу,
привыкая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль,
рассказывает, как играть в игры с правилами -"Съедобное - несъедобное",
"Испорченный телефон". "Садовник", произносит считалку для установления
очередности или выбора водящего и пр.).
И.1-4. Соблюдает баланс между игрой и другими видами деятельности в
педагогическом процессе: оберегает время, предназначенное для игры, не
подменяя её занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям,
режимным моментам.
И.1.5. Обеспечивают баланс между игрой и другими видами деятельности в
педагогическом процессе: оберегают время:
предназначенное для игры. не подменяя ее занятиями; обеспечивают главный
переход от игры к занятиям, режимным моментам.
И.2. Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в
игре.
И.2-1. Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным •
числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между
детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют
совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного
обогащения игровым опытом).
И.2.2- Развивают способности игрового общения - общения детей как
носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли
партнера).
И.2.3. Развивают у детей умение общаться по поводу игры
(договариваться: поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявляя
сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать
конфликты и пр.).
И-3. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей
в игре.
И.3.1. Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения
трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.
И.3.2. Представляют детям возможность выбора в процессе игры (виды
игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).
И.3.3. Поощряют детей к индивидуализации в игре (придумыванию сюжетов;
введению оригинальных персонажей в традиционныхе игры;
смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).
И.3.4. Стимулируют детей пользоваться предметами заместителями,
помогают подбирать и расширять их набор, четко использовать игровое
оборудование.
И.3.5. Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в
игре (включаются в игру, заражал детей своим интересом, яркими эмоциями;
используют выразительные движения, мимику, интонированную роль; вносят в
игру моменты неожиданности. таинственности, сказочности и т.п.).
И.3.6. Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей,
включался в неё по мере необходимости, как равноправных партнер.
И.4. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры
детей.
И.4.1. Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных
потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и
детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие
самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей.).
И.4.2. Обращают особое внимание на "изолированных" детей (организуют
для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выдвигают их на
центральные роли и т.п.).
И.4.3. Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в
игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные;
предлагают роли мамы, хозяйки и пр. для девочек, роли, связанные с
мужественными профессиями - для мальчиков;
обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек. атрибутов,
костюмов).
И.4.4. Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
И.5. Сотрудники способствуют развитию у детей разных видов игры.
И-5-1. Организуют сюжетно-ролевую игру.
И.5.2. Организуют игры с правилами.
И.5.3. Способствуют возникновению режиссерской игры.
И.5.4. Организуют игры - драматизаций
И.5.5. Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
И.5.6. Организуют подвижные и спортивные игры.
И.5.7. Используют дидактические игры в педагогическом процессе.
И.5-8. Приобщают к играм разных народов.
И.6. Педагоги используют игровые приемы в разных, видах деятельности и
при выполнении режимных моментов.

"Ф" физическое развитие и здоровье.

Ф.1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной
деятельности и активности детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями (проводят упражнения на развитие разных
групп мышц, на поднятие и поддержание их тонуса; включают в игры и занятия
ходьбу, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с различным спортивным
инвентарем и т.п.).
Ф.2. В организации физкультурных занятий и в подвижных играх педагоги
реализуют индивидуальный подход к детям.
Ф.2.1. Формируют подгруппы детей на основе состояния их здоровья и
темпов физического развития, их функционального состояния в соответствии с
медицинскими показаниями.
Ф.2.2. Внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на
занятиях, его реакцией на нагрузку, на новые упражнения (учитывают окраску
кожи лица, потливость, частоту и глубину дыхания и т.п.; используют
хронометраж при определении характеристик двигательной активности детей и
т.п.).
Ф.2.3. Варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребенка (используют физические
упражнения в различных вариантах и сочетаниях. различные исходные положения
- сидя, стоя, лёжа и т.п.).
Ф.2.4. Стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям или
спортивной игре, используя знания о его индивидуальных склонностях и
особенностях (вовлекая малоподвижных и регулируя двигательную активность
подвижных детей, подбирая сюжеты и распределяя роли в играх в зависимости
от личностных особенностей детей).
Ф.2.5. Мягко, используя поощрение, корректируют движения и' осанку
каждого ребенка, который в этом нуждается.
Ф.З Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового
образа жизни,
Ф.3.1- Развивают у детей навыки личной гигиены.
Ф.3.2. Развивают у детей элементарные представления о полезности,
целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении
занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для
развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры
рассказывают о её влиянии на состояние кожи, зубов и пр.).
Ф.3.3. Поддерживают возникновение у детей в процессе физической
активности положительных эмоций, чувства "мышечной радости".
Ф.3.4. Привлекают родителей к формированию у ребенка ценностей
здорового образа жизни (организуют консультации, беседы с родителями;
обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении и физическом
развитии детей в семье и ДОУ и пр.).
Ф.4. Педагоги ДОУ создают условия для творческого самовыражения
детей в процессе физической активности.
Ф.4.1. Включают элементы двигательной активности детей (бег, лазанье,
прыжки и т.п.) в сюжетные игры.
Ф.4.2. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
детей используют игровые образы и воображаемые ситуации (на физкультурных
занятиях, при проведении гимнастики в группах, физкультминутках, на
занятиях и т.п.).
Ф.4.З. Выделяют время свободной двигательной активности детей (на
физкультурных занятиях, на прогулке, в свободное время в групповом
помещении и т.п.).
Ф.5. Педагоги используют разнообразные формы организации физической
активности детей (проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия,
физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в
помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные
праздники и Дни здоровья;
организуют спортивные секции, клубы; проводят обучение детей плаванию и
т.п.).
Ф.6. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости
детей (используются разные виды закаливания, дыхательная гимнастика,
воздушные и солнечные, ванны, витамино-фототерапия, массаж, корректирующая
гимнастика и т.п.; ведется систематическая работа с часто и длительно
болеющими детьми и т.п.).
Ф.7. Питание детей организовано в соответствии с медицинскими
требованиями.
Ф.8. Питание детей осуществляется с учетом индивидуальной диеты детей.

"Р" Речевое развитие ребенка.

Р.1. Сотрудники создают условия для развития у детей речевого общения
со взрослыми и сверстниками.
Р. 1.1. Сотрудники побуждают детей обращаться ко взрослому с вопросами,
суждениями, высказываниями (отвечают на все вопросы ребенка, внимательно
относятся ко всякого рода его фантазиям. побуждают детей к познавательному
общению во время прогулок, в беседах по поводу прочитанного и т.д.).
Р.1.2. Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой
(привлекают внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей,
побуждая отвечать на них и высказываться).
Р.2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи.
Р.2.1. Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная (полные
предложения), грамматически правильная и т.п.
Р.2.2. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета и т.п.
Р.З. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в
соответствии с их возрастными возможностями.
Р.3.1. Следят за правильным произношением, в случае необходимости
поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры,
проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чисто говорки,
скороговорки, загадки, стихотворения и т.п.).
Р.3.2. Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае
необходимости деликатно поправляют их.
Р.4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с
учетом возрастных возможностей.
Р.4.1. Помогают ребенку овладевать названиями предметов и явлений, их
свойств, рассказывать о них.
Р.4.2. Сотрудники создают условия для включения детьми называемых
предметов и явлений в игру и предметную деятельность.
Р.4.З. Обеспечивают развитие образной стороны речи (знакомят детей с
переносным смыслом слов "человек хмурится", "утро хмурится", уточняют
оттенки смысла разных слов и т.д.).
Р.4.4. Знакомят детей со словами, имеющими одинаковое значение
(синонимами), противоположное значение (антонимами), имеющими одинаковое
звучание, но различное значение (омонимами).
Р.5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим
строем речи; учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени,
роде, пользоваться суффиксами, формировать вопросы и отвечать на них,
строить предложения.
Р.6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных
особенностей.
Р.6.1. Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению
определенного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и
самостоятельное сочинение сказок и пр.).
Р.6.2. Организуют диалоги между детьми и со взрослыми (инициируя игры
детей типа "разговор по телефону"),
Р.7. Сотрудники уделяют специальное внимание развитию у детей понимания
речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции ("повернись",
"наклонись", "подними руки и похлопай ими", игра "принеси то, не зная что"
и т.д.).
Р.8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей
функций речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Р.8.1. Стимулируют детей комментировать (сопровождать речью) свои
действия в предметной деятельности.
Р.8.2. Упражняют детей в умении планировать свою деятельность
(проговаривая вслух последующее действие).
Р.9. Сотрудники приобщают детей к культуре' чтения художественной
литературы (читают детям книги, организую! совместное прослушивание
пластинок, беседуют с детьми о прочитанном дома). Р.10. Сотрудники поощряют
детское словотворчество (предлагают детям составлять загадки, сочинять
потешки, изменять и придумывать слова).
Р.11. В ДОУ ведется обучение иностранному языку (языкам).

"Из" Развитие ребенка в изобразительной деятельности.

Из.1. Педагоги создают условия для развития у детей эстетического
отношения к окружающему миру (например, обращают их внимание на красоту
живой и неживой природы, природных явлений, городского и сельского пейзажей
и пр., учат видеть в предметах, формах, красках выражение характера,
настроения и т.п.).
Из.2. Педагоги создают условия для приобщения детей к миру искусства.
Из.2.1. Знакомят детей с произведениями искусства различных видов и
жанров, народно-декоративного, прикладного творчества.
Из.2.2. Обращают внимание детей на средства выразительности, присущие
разным видам искусства, по возможности различных материалов, используемых
для художественного воплощения замыслов.
Из. З. В организации изобразительной деятельности детей взрослые
реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей
дошкольников.
Из.3.1. Корректируют программное содержание занятий в соответствии с
возможностями детей.
Из.3.2. Стремятся пробудить у ребенка собственный интерес к заседанию,
предлагаемому педагогом (используя игровые приемы, вводя задания в
сказочный сюжет, организуя обсуждение с детьми возможных вариантов
изображения и пр.).
Из.4. Воспитатели обеспечивают условия для творческой самореализации
детей в изо деятельности.
Из.4.1. Предоставляют ребенку право свободного выбора сюжета и
изобразительных средств.
Из.4.2. Освоение технических приемов изо деятельности не доминирует и
не подменяет создание художественно-выразительного образа.
Из.4.3. Вводят обучающие моменты ненавязчиво, по мере необходимости,
ориентируясь на готовность ребенка к их принятию.
Из.5. При организации занятий педагоги сочетают индивидуальные и
коллективные виды деятельности детей, отдавая приоритет их собственной
инициативе, фантазии и желаниям.
Из.5.1. Вовлекают детей в коллективные формы изо деятельности (создание
панно, декораций и пр.).
Из.5.2- В коллективных формах изо деятельности создают условия для
самореализации каждого ребенка (совместно с детьми создают и обсуждают
замысел, подбирают и изготавливают необходимые элементы, распределяют
задачи и т.п.).
Из.5.3. Предоставляют право выбора ребенку рисовать (лепить. делать
аппликацию), по собственному замыслу либо участвовать в реализации
коллективного замысла.
Из.6. Сотрудники с уважением относятся к продуктам детского творчества
(собирают их. экспонируют, предоставляют ребенку право решать, взять
рисунок или поделку домой, отдать на выставку., подарить кому-либо и т.п.).
Из.7. Педагоги знакомят детей с различными средствами воплощения
художественного замысла (композицией, формой, цветом. пятном, линией,
ритмом и т.п.).
Из.8. Педагоги создают условия для развития свободного. творческого
отношения ребенка к изобразительной деятельности.
Из.8.1. Предоставляют детям возможность использовать для рисования
различные материалы (краски, цветные мелки, фломастеры, маркеры,
карандаши, сангину, уголь. листы бумаги разных размеров и фактуры и др.).
Из.8.2. Помогают осваивать одновременно всю цветовую палитру.
Из.8.3. Поощряют самостоятельное экспериментирование с цветом
(смешивание цветов, получение дополнительных цветов и др.).
Из.9. Педагоги обучают детей различным техникам
изобразительного творчества, делая акцент на эстетической сущности
изображения, а не формальном копировании предметов.
Из.9.1. Развивают умение передавать характерные признаки и пропорции
предметов, явлений (детали, пропорции, движения и др.).
Из.9.2. Развивают умение выстраивать композицию.
Из.9.3. В соответствии -с возможностями детей приобщают их ^ различным
живописным "жанрам (рисование с натуры натюрмортов. портретов, обучают
навыкам графического рисунка, приемам росписи и т.п.).
Из.10. Педагоги предоставляют детям возможность осваивать различные
пластические материалы (пластилин, глину и пр.), помогая овладеть
разнообразными приемами лепки.
Из.10.1. Поощряют комбинирование знакомых приемов лепки и придумывание
собственных приемов.
Из.10.2- Побуждают детей создавать и видоизменять объемные формы,
многофигурные композиции.
Из. 10.3. Поощряют детей лепить по образцам (игрушки, бытовые предметы,
предметы народных промыслов).
Из. 10.4. Учат окрашивать изготовленные предметы различными красками.
Из.11. Педагоги создают условия для овладения детьми навыков аппликаций
в соответствии с их возрастными возможностями.
Из. 12. Педагоги создают условия для овладения навыками художественного
труда (способами разрывной аппликации, техникой оригами, папье-маше,
смешанной техникой)*, учат изготавливать игрушки: панно из природного и
бросового материала и пр.



М" Развитие ребенка в музыкальной деятельности.

М.1. Педагоги создают условия для развития у детей музыкальных
способностей.
М.1.1. Развивают у детей музыкальный слух: звуковысотный, ритмический,
тембровый и т.д. (используют музыкальные дидактические игры, приемы
моделирования и пр.).
М.2. Развивают у детей певческие способности.
М.1.3. Способствуют овладению детьми элементарной игрой на музыкальных
инструментах (металлофон, бубен, погремушки и пр.).
М.1.4. Развивают у детей музыкально-ритмические движения в
соответствии с характером музыки.
М.2. Педагоги приобщают детей к мировой и национальной музыкальной
культуре.
М.2.1. Знакомят детей с произведениями классической музыки (организуют
прослушивание музыкальных произведений, беседуют об их содержании,
композиторах и т.п.).
М.2.2. Знакомят детей с произведениями народной музыки и пенного фольклора
(организуют их прослушивание и исполнение;
знакомят с частушками, колядками; водят хороводы и др.).
М.2.3. Развивают представления у детей о различных видах музыкального
искусства (опера, балет и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений
(вальс, марш, колыбельная и пр.).
М.2.4. Знакомят детей с различными выразительными средствами в музыке
(лад, мелодия, темп. сила, высота, деятельность звука и пр.).
М.2.5. Знакомят детей с различными, в том числе классическими и
народными музыкальными инструментами (рассказывают о старинных и
современных музыкальных инструментах, знакомят с их внешним видом и
звучанием, учат узнавать и выделять звучание отдельных инструментов и
т.п.).
М.З. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей
в музыкальной деятельности.
М.3.1. Поощряют импровизацию детей в пении, танцах, игре на
музыкальных инструментах и пр. (побуждают детей передавать музыкальными
средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные
переживания и настроения и т.п.).
М.3.2. Предоставляют детям право выбора средств для импровизации и
самовыражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности:
пения, танец, ритмические движения и пр.).
М.3.3. Создают условия для развития музыкального творчества детей на
основе синтеза искусств, используя сочетание различных видов деятельности -
музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр - драматизации и
т.п.
М.3.4. Поощряют исполнительское творчество детей в музыкальной
деятельности (участия в музыкальных спектаклях, концертах и пр.).
М.4. Педагоги организуют совместно музыкальную деятельность детей и
взрослых (создают хор, оркестр, танцевальный ансамбль с участием детей;
проводят совместные праздники детей, родителей и сотрудников и т.д.).
М.5. В ДОУ создана музыкальная Среда, способствующая эстетическому
развитию и эмоциональному благополучию детей.
М.5.1. Музыка органично включается в различные виды деятельности (при
проведении зарядки, на занятиях изобразительной деятельностью и др.).
М.5.2. При организации режимных моментов используется соответствующее
музыкальное сопровождение (колыбельная перед сном, веселая музыка на
прогулке и пр.).

"Т" Развитие ребенка в театральной деятельности.

Т.1. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей
в театрализованной деятельности.
Т.1.1. Поощряют исполнительское творчество детей (исполнение различных
ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.).
Т.1.2. Развивают у детей в соответствии с их индивидуальными
особенностями способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении
перед взрослыми и сверстниками (в том числе предоставляют глазные роли
застенчивым детям, включая в спектакли детей с речевыми трудностями,
обеспечивают активное участие каждого ребенка в спектаклях и других
выступлениях и пр.).
Т.1.3. Побуждают детей к импровизации средствами мимики, пантомимы,
выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей
различных персонажей своих эмоциональных состояний, переживаний деталей
рассказывает, в каких сооружениях и почему используются те или иные детали;
рассматривают иллюстрированные альбомы; используют эти детали при работе со
строительными конструкторами больших и малых форм, модулями и пр.).
К-1.2. Знакомят детей со способами соединения различных деталей
(обучают способам крепления при использовании кнопочных конструкторов и
конструкторов типа "Механик"; комбинируют детали различных форм и размеров,
анализируя устойчивость конструкций и т.п.).
К.1.3. Знакомят со свойствами деталей (цвет. форма, размер и пр.) и
способами их соединения в плоскостных конструкциях (выкладывании
мозаики, разрезных картинок/ганграмов.).
К.2. Педагоги обучают детей планировать, подбирать детали и создавать
конструкции по образцу, заданных условиям, картинкам, схемам, чертежам,
моделям и пр.
К.З. Педагоги поощряют самостоятельную творческую активность детей при
конструировании.
К.3.1. Предоставляют возможность выбора различных материалов для
конструирования.
К.3.2. Поощряют детей к экспериментированию при
конструировании по собственному замыслу.
К.3.3. Побуждают детей к созданию построек для использования их в
сюжетных играх.
К.3.4. Учат детей преобразовывать постройки в соответствии с различными
игровыми задачами.
К.4. Педагоги стимулирую детей к сотрудничеству в
конструировании при создании сложных построек, объединенных единым сюжетом,
города, стадиона и пр. ( помогают создать общий замысел, распределить
функции, подобрать необходимые детали и материалы и т.д.).
К.5. Педагоги развивают у детей творческие способности в процессе
конструирования из природного и бросового материала.

"Ма" Развитие элементарных математических представлений.

Ма.1. Педагоги в соответствии с возрастными возможностями детей
создают условия для развития умственных действий;
выделения и сравнения признаков различных предметов и явлений, сериации,
классификации (предлагают подобрать предметы по форме или цвету, или по
величине, разложив в порядке возрастания - убывания одного или нескольких,
признаков, выделить из набора картинок мебель., одежду, растения, собрать
пирамидку, матрешку и т.д.)
Ма.2.-Педагоги развивают у детей представления•о количественной
характеристике числа в соответствии с их возрастными возможностями.
Ma2.1.Развивают представления о мерке, как способе измерения
количества, длины, ширины, высоты, объема, веса и др. (учат сравнивать
предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к
другу по объему с помощью переливания, пересыпания из одного сосуда,
емкости в другой и т.п.)
Ма.2.2.Развивают понимание независимости числа предметов от их
признаков - цвета, формы, размера, пространственного расположения десять
мячиков и десять горошин чего больше?, «два заборчика из восьми дощечек,
частый и резкий», «где дощечек больше?" и т.п.)
Ма.2.3. Развивают представления о составе числа, (составляют
число из единиц, из 2-х или нескольких чисел, разрезают яблоко на части,
измеряют объем вес жидких и сыпучих веществ, отсчитывая мерки и т.п.)
Ма.3. Педагоги знакомят детей с различными средствами и единицами
измерения.
МаЗ.1.Знакомятся с единицами измерения длины (сантиметры, метры,
километры веса 5 грамм, килограмм), объем (литры) денежными единицами и пр.
Ма.3.2. Рассказывают и понимают, как пользоваться основными
измерениями, средствами (весами, линейкой, мерным стаканом и др.).
Ма.4. Педагоги обучают детей элементарным математическим операциям в
зависимости от их возрастных особенностей.
Ма.4.1. Счету (прямому, обратному, "двойками, "тройками" и др.)
Ма.4.2. Операциям сложения, вычитания
Ма.5. Педагоги учат детей пользоваться элементарными условлениями,
обозначениями - знаками (цифры, "плюс", "минус", разные метки заместители)
с учетом возрастных возможностей детей»
Ма.6.Педагоги изучают пространственные представления с учетом
возрастных возможностей детей.
Ma.6.1. Учат понимать, что такое "спереди - сзади", "слева - справа",
"вверх - низ", "над - под", "за", "ряд" и пр.
Ма.6.2. Учат детей пользоваться планами, схемами, моделями (найти
дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме) "
Ма.7. Педагоги развивают представления о времени в соответствии с
возрастными возможностями детей.
Ма.7.1. Знакомят о временными интересами (временем суток, года,
значением слов "вчера, "сегодня", и "завтра", "в будущем году" и т.д.,
днями недели)
Ма.7.2. Рассказывают об определении времени по часам.
Ма.8. Педагоги развивают самостоятельность творческую активность детей
(используют познавательные игры, исследовательскую деятельность и детское
экспериментирование, организуют проблемные ситуации, совместное обсуждение
возникающих вопросов и т.п.).
Ма.9. - Педагоги создают условия для усвоения детьми математических
представлений в разных видах деятельности на занятиях, в играх, предметной
деятельности, при выполнение режимных моментов и пр.)
Ма.10. В ДОУ проводится занятия по основам компьютерной грамотности.
"Е" Развитие элементарных естественно научных представлений.

Е.1. Педагоги обеспечивают условия для развития у детей представлений
о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными
возможностями.
Е.1.1. Знакомят детей с различными свойствами веществ: твёрдость,
мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость и др. (предлагают поиграть с
песком, снегом, водой, тестом, наблюдают за таянием снега, льда,
замерзанием, кипением воды, используют приемы детского экспериментирования
и т.д.).
Е.1.2. Знакомят с основными видами и характерно терминами движения,
скорость, направление и др., (устраивают соревнования детей в беге
наперегонки или в запуске заводных игрушек, наблюдают за движением
транспорта и т.д.
Е. 1.3. Развивают представления об основных физических явления
«магнитное» и «земное» притяжение, электричество, отражение и преломление
света и др. (организуют детское экспериментирование с магнитами, луной,
биноклем, микроскопом и др., взвешиванием легких и тяжелых предметов).
Е.2. Педагоги обеспечивают условия, для развития у детей
географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями.
Е.2.1. Рассказывают о «земном шаре», атмосфере (знакомят с глобусом,
картами, показывают Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря.).
Е.2.2. Знакомят с различными природно-климатическими зонами,
условиями жизни на Земле (рассказывают о том, что на севере тундра и
холодный климат, на экваторе - джунгли и жарко и др., наблюдают за дождем,
снегопадом, инеем, росой, грозой, радугой и пр. используют художественную
литературу, картину, слайды для ознакомления детей со стихийными
бедствиями: засухой, землетрясением, наводнением.)
Е.2.3. Знакомят с разными видами ландшафта (ходят на прогулку в лес,
на озеро, в овраг. используют макеты, показывают диафильм, читает книги, с
описанием пустыни, степи, гор и пр. ходят на экскурсии в лес, на озеро и
пр.)
Е.2.4. Развивают представления детей о природных богатствах недр Земли
(рассказывают или читают: о том, как добывают и используют уголь, нефть,
руды. минералы и пр. в том числе с учетом местных условий)
Е 2.5. Рассказывают детям о странах и населяющих их народов разных рас
и национальностей.
Е.2.6. Читают и рассказывают о видах населения людей (город, село,
поселок, деревня, хутор и пр.), в том числе о родном крае.
Е.3. Педагоги создают условия для развития у детей элементарных
представлений о солнечной системе и основных космических явлениях
(показывают на открытках, слайдах. иллюстрациях и т.п. изображения Солнца и
вращающихся вокруг него планет, звездного неба и Луны, комет и метеоритов,
рассказывают и читают о затмении Солнца, Луны и т.п.)

"Э" Развитие экологической культуры детей

Э.1. Педагоги создают условия для развития у детей биологических
представлений.
Э.1.1. Педагоги знакомят с развитием жизни на Земле (происхождением и
многообразием форм жизни, рассказывают о микроорганизмах, растениях,
животных, их особенностях, жизни, среде обитания и т.п.).
Э.1.2. Представляют ребенку возможность осваивать предлагаемую
информацию в доступной форме (привлекают с этой целью художественную
литературу для детей, иллюстрации, наглядные пособия, организуют экскурсии
в лес, парк, луг и т.д.).
Э.1.3. Обеспечивают условия для развития у детей эмоционально
положительного отношения к живой природе (обращают внимание на красоту,
совершенство живых форм-растений» насекомых, рыб, птиц, диких и домашних
животных).
Э.1.4. Создают условия для творческой самостоятельной деятельности
детей (тематических рисунков и поделок, составления гербариев, игр,
сочинения рассказов и сказок о жизни животных и растений и т.п.)
Э.2. Педагоги знакомят детей с природными особенностями человека пр.
Э.2.1. В доступной для детей форме, привлекая иллюстративный материал,
рассказывают об основных биологических системах человека (об анатомии и
физиологии опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной,
кровообращения, дыхании, нервной системе, его органах чувств и др.).
Э.2.2. Создать условия для формирования у детей элементарных
представлений о работе своего организма и приобретают к ценностям здорового
образа жизни (обращают внимание • на его совершенство, сложность,
хрупкость, необходимость бережного отношения)
Э.3. Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического
сознания.
Э.3.1.Знакомят детей с различиями живого и неживого.
Э.3.2. Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии жизни организмов в
природе, способствуя формированию понимания ребенком того, что Земля — наш
общий дом, а человек часть природы (знакомят детей, с влиянием воды,
водоемов леса, заповедников, воздушной, среды и почвы на жизнь человека,
животных, растений).
Э.3.3. Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды
(объясняют, как ухудшение экологических условий сказывав ся на жизни
человека и живой природы, знакомят с правилами личной жизни безопасности:
не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты и т.п.
Ч.1. Рассказывают о развитии средств коммуникации, о письменности и
книгопечатании, почте, телеграфе, телефоне, радио, телевидении, компьютерах
и пр.).
Ч.2. Нормируют у детей, начиная с младшего дошкольного возрасти навыки
безопасного поведения (обучают детей называть свое имя, адрес, номер
телефона и пр. в случае, если ребенок потерялся, знакомя'!' с правилами
дорожного движения; учат соответствующему поведению в различных опасных
ситуациях и т.п.).
Ч.3. Сотрудники развивают у детей основы правового сознания.
Ч.3.1. Знакомят детей б привлекательной и соответствующей возрасту
форме с популярным изложением международных документов по защите прав
человека (Всеобщая декларация прав человека и др.)
Ч.3.2. Способствуют развитию у детей уважения и терпимости к людям
независимо от социального происхождения, расовой и национальной
принадлежности, языка, вероисповедания» пола, возраста, личностного и
поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических
недостатков и пр.).
Ч.3.3. Способствуют развитию у ребенка чувства собственного
достоинства, осознания своих прав и свобод (иметь собственное мнение,
выбирать друзей, игрушки, виды деятельности и пр.) иметь личные вещи;
самостоятельно использовать личное время и т.д.).
Ч.3.4. Развивают уважение к чувству собственного достоинства и личным
правам другого человека (учат не обижать его интересов, не унижать другого,
не ущемлять его интересов, в том-числе используя игры и проблемные
ситуации).
Ч.3.5. Способствуют усвоению ребенком общественных норм и правил
поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстникам (организуют
специальные сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, проблемные ситуации и
др.).
Ч.3.6. Способствуют развитию у ребенка чувства ответственности за
живое существо, за начатое дело, за данное слово и др.).




Реферат на тему: Публицистика в фельетоне


Публицистика в фельетоне


(курсовая работа)


Владивосток, 2000



План


Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Из истории возникновения фельетона……………………..5
Глава 2. Стилистические особенности и построение фельетона…9
Глава 3. Публицистическое начало в фельетоне…………………..14
Заключение………………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………………20


Введение


Интерес автора данной курсовой работы к выбранной теме далеко не
случаен. Фельетон – пожалуй, самый интересный из газетных жанров.
Во-первых, весьма привлекательна его стилистика, особенно на фоне
заметной в последнее время тенденции к «информатизации» газетных
публикаций. Споры о функциях журналистики (имеет ли автор право выражать
собственное мнение либо его задача состоит исключительно в сборе и
предоставлении читателю информации, из которой тот сам сделает нужные
выводы), судя по развитию изданий типа «КоммерсантЪ», исподволь приводят к
выводу о «ненужности» эмоций и моралите. Понятно, что в сугубо
информационных заметках – и это обусловлено традициями самого жанра! –
читатель вряд ли найдет завлекательный заголовок или яркую метафору. Тем
интереснее оказывается прочитать качественно написанный фельетон со всеми
его признаками художественного жанра. Поразиться необычному взгляду автора
на привычные, банальные события; поломать голову над необычным заголовком;
задуматься над актуальностью поднятой темы…
Во-вторых, синкретичность данного жанра подчеркивают практически все
исследователи. Наиболее наглядным, пожалуй, является определение фельетона
как потомка критической статьи (без устали «утюжащей» неприглядные факты) и
щеголеватого юмористического рассказа. Публицистичность фельетона в силу
его жанровой обособленности представляется еще более яркой, нежели в любом
другом журналистском жанре.
В-третьих, - к сожалению, видимо, из-за того, что создать настоящий
фельетон гораздо труднее, чем поставить над материалом соответствующую
рубрику, - качественные образцы этого газетного жанра встречаются сегодня
все реже и реже. Даже на страницах центральных изданий. Что уж говорить о
местной прессе!
Почему? Неужели у нас так мало явлений и фактов, способных
«переродиться» в фельетон? Проблема, видимо, в том, что «самоиграющих»
фактов, само описание которых станет фельетоном, не так много. А для того,
чтобы в каком-то безнадежно бытовом случае увидеть богатые ассоциации и
сатирическое начало, подойти к нему неизбитой дорожкой, - нужно многое
знать и уметь. Ведь только здесь, по меткому утверждению Евгении Журбиной,
«центр тяжести сюжета переносится с непосредственного изображения событий
на их осмысление»[1]. И не зря еще Михаил Кольцов поставил верный «диагноз»
не только желающим работать в данном жанре, но и самому фельетону: его
«нужно беречь и культивировать, несмотря на то, что … жанр фельетона как
синтетический жанр – жанр необычайно трудный, требующий беспрерывной работы
над собой, беспрерывной работы в разных областях, жанр, пожалуй,
единственный, в котором никак не обойдешься техминимумом, а где все время
нужен техмаксимум»[2].
Все вышеизложенное (а также еще множество всяких тонкостей) делает
фельетон крайне занимательным объектом изучения.
Цель данной курсовой работы – привести доказательства того, что
фельетон, несмотря на свой солидный возраст, не изжил себя как жанр и
является очень перспективным в привлечении читательского внимания. Для
достижения поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения и эволюции жанра в России;
- проанализировать опыт создания фельетонов признанными мастерами
жанра;
- изучить приемы и методы, используемые авторами в фельетонах;
- уточнить жанровые особенности фельетона в сравнении с другими
газетными материалами;
- выявить публицистические особенности данного жанра, ставящие его
«особняком»
Разумеется, даже самые пылкие поклонники фельетонов отдают себе отчета
в том, что любой настоящий фельетон является «штучным товаром». Именно в
силу трудоемкости творческого процесса и высочайших требований к
способностям авторов вряд ли местный рынок СМИ доживет до благословенных
времен, когда еженедельно каждая крупная (хотя бы) газета сможет побаловать
взыскательного читателя субботним фельетоном. Но до чего же хочется
надеяться на то, что эти светлые времена наступят! Маленьким «кирпичиком»,
уложенным в строительство этой мечты, и хочется видеть все нижеизложенное…
Глава 1.


Из истории возникновения фельетона


Вообще фельетон всегда был объектом для оживленных обсуждений и споров.
Дискуссии вызывало многое, начиная от вопроса, что считать родоначальником
жанра и заканчивая вопросом о его принадлежности – художественный ли он,
публицистический, ни то ни другое или нечто среднее?
Жанр появился как беседа с читателем. Е. Журбина называет его «явлением
демократизации печати»[3] и «явлением революционным по своей исторической
природе».[4] По традиционной версии, сам термин «фельетон» родился во
Франции, где в газете «Journal des Debats»[5] читатели увидели вначале
листок-вкладыш, заполненный всякими «мелочами», а затем и «подвал» с той же
тематикой. Причем эта нижняя часть страницы по линии отрыва легко
отделялась от самой газеты. Словом, началось все не с собственно жанра, а с
места расположения материалов.
Правда, у этой теории возникновения фельетона есть и критики. В
частности, Е. Журбина весьма скептически относится к статье Б. В.
Томашевского, который рассматривал упомянутый вкладыш в «Journal des
Debats» в качестве первого образца жанра: «Автор не только не ставит
вопроса о расчленении истории газетной рубрики и истории рождения нового
литературного жанра, а, напротив, с первых же строк статьи стремится
связать эти вопросы в один узел…»[6] По мнению исследователя, смешение
терминов и подмена понятий привели к неизбежной путанице.
Тем не менее, основная идея сторонников французского происхождения
фельетона имеет некоторые основания. На взгляд автора данной курсовой
работы, исследуя зарождение фельетона в России, мы увидим много общего с
теорией Томашевского. Ведь основной отличительной чертой содержания этого
листка (по-французски feuilleton) были неофициальность и аполитичность, то
есть газетная площадь заполнялась чем-то вроде анекдотов нейтрально-
развлекательного характера. В отечественных изданиях – той же «Северной
пчеле» - подобный раздел именовался «Смесь». Со временем, очень постепенно,
этот раздел начинает эволюционировать, исподволь приобретая черты
знакомого нам фельетона. Во-первых, материалы начинают сливаться и за счет
этого увеличиваться. Появляются публикации, связанные одной темой. Очень
важен факт появления подписи: это означает, что ответственность за
написанное берет на себя определенное лицо (пусть оно пока и скрывается под
псевдонимом). Начинают проскальзывать дидактические интонации.
Немало дискуссий в свое время вызвала и жанровая принадлежность
фельетона. С. Морозов, к примеру, полностью отрицал художественное начало
фельетона: «Фельетон, перешедший границу художественности, перестает быть
фельетоном. Творческая задача фельетониста – при помощи комбинации взятых у
художников готовых сочетаний завлечь читателя и умелым перевыключением
малой темы в большую, общественного порядка – получить чисто газетный
эффект. Быстро и сильно повлиять на массового читателя»[7]. Д. Заславский
считает «политическое осмысливание факта, темы, идеи»[8] основой, которой
подчинены «раскраска» фельетона остроумием и художественными образами. На
явное противоречие исследователя самому себе указывает его замечательное и
справедливое замечание о языке фельетона: «Статья, написанная тяжелым или
пресным языком, - это все же статья, хотя и плохая. Фельетон, написанный
корявым языком или серым языком – это вообще не фельетон»[9].
С Заславским солидарен и О.В. Цыганов, однозначно причисляющий фельетон
к публицистике (справедливости ради стоит отметить, что исследователь не
отказывает жанру в праве на некоторую художественность): «Принадлежа к
публицистическому жанру, фельетон граничит с художественной
литературой»[10]. Но далее Цыганов, исходя из справедливых предпосылок,
приходит к весьма спорному выводу: «История и практика советского фельетона
показывают, что легкость и образность в публицистике, остроумие, приемы
аналогии, форма диалога могут быть с успехом использованы и в статьях,
трактующих о положительных явлениях в советской жизни, в зарисовках нашего
строительства, в популяризации технических достижений и т.п. …Статьи такого
рода имеют полное право называться фельетонами»[11] [Там же, стр. 71]
Налицо путаница в причинно-следственных связях. Разумеется, любой
газетный жанр может использовать художественные приемы и хороший стиль –
никому не возбраняется насытить критическую статью гиперболами или
метафорами, - материал от этого, как правило, только выигрывает. Но Цыганов
делает ложный вывод – все, что написано ярко и интересно, по его мнению,
уже и есть фельетон. Это далеко не так!
По мнению автора данной курсовой работы, наиболее плодотворной и
объективной представляется позиция Е. Журбиной, выделяющей объект споров
как особый, синкретический жанр, содержащий «в слитном, не расчлененном
состоянии элементы различных жанровых форм»[12].
Эта точка зрения подтверждается и Михаилом Кольцовым, считающим
фельетон жанром синтезирующим: «…Но вместе с тем я не иду ни в один из этих
жанров, а предпочитаю оставаться на основном жанре – фельетоне, на том
жанре, который соединяет в себе все виды художественной литературы в
газете. …Нужно этот жанр беречь и культивировать, несмотря на то, что жанр
фельетона как синтетический жанр – жанр необычайно трудный, требующий
беспрерывной работы над собой, беспрерывной работы в разных областях, жанр,
пожалуй, единственный, в котором никак не обойдешься техминимумом, а где
все время нужен техмаксимум. И этот техмаксимум всегда нужно
выполнять»[13].
В процессе изучения и анализа позиций и доводов различных
исследователей у автора данных строк родилась, возможно, неожиданная, но,
кажется, довольно наглядная аналогия, помогающая определить особое место
фельетона на раз и всегда определенных «полочках» стилей и жанров.
Давайте представим себе два больших отреза ткани – скажем, один желтый,
другой синий. Худо-бедно подшить их края, чтобы нитки не осыпались, сможет,
пожалуй, любой. (Один быстро сделает ровную машинную строчку, второй будет
несколько дней ковыряться с иголкой, третий, возможно, подрубит край
изысканным и трудоемким швом «козлик» - не суть важно). Главное, что
практически каждый человек при необходимости сможет сделать из этого куска
ткани нечто вроде накидки, скажем, для дивана.
Функциональные обязанности – оберегать обивку – этот лоскут будет
выполнять в любом случае. Можно его даже не подшивать, если хозяин диван не
будет обращать внимания на неровные края и сыплющиеся нитки. Накидка будет
либо синей, либо желтой (это очень важное уточнение).
Примерно таким же образом формируется и газетный материал – из одной и
той же фактуры можно создать и незабываемую статью, украшенную вышивкой
метафор и бисером афоризмов, а можно и проходной «кирпич» с массой штампов.
В принципе, свое функциональное предназначение (информировать читателя о
происшедшем событии) реализуют они оба.
Но ведь настоящий мастер может порезать оба куска ткани на квадратики
и, аккуратно соединив в шахматном порядке, сотворить нечто необычное! Цвет
готового изделия тоже нельзя будет определить однозначно – синие квадраты
будут чередоваться с желтыми. Если они достаточно маленькие, то издалека
общее полотно будет выглядеть зеленым (вспомним принципы сложения цвета).
Вблизи мы увидим разноцветные квадраты…
Какой вышла накидка – желтой или синей? И называться эта техника будет
уже другим термином – «пэчворк» (шитье из лоскутков).
Из таких же ярких, незабываемых, творчески обработанных «лоскутков»
состоит и фельетон. Вот квадратик, явно позаимствованный у публицистики.
Рядом – кусочек беллетристики…
Можно отойти подальше: ткань будет казаться однотонной.
Приблизившись, мы поймем – кусочки разные, но они сшиты в единое,
неделимое полотно. И оценивать его, сравнивая с исходной тканью,
некорректно. Оно – другое...

Глава 2


Стилистические особенности

и построение фельетона

В работе над фельетоном сложности ждут потенциального фельетониста на
первом же шагу – при отборе и выборе фактического материала. «Часто бывает
так, что в руках журналиста оказывается слишком много фактов, - говорит по
этому поводу О.В. Цыганов. – Чтобы не утонуть в них, нужно уметь отобрать
главное. …Фельетон строится на факте. Это его твердое основание, но в нем
же таится и опасность. Факты могут задушить фельетон, превратить его в
корреспонденцию, в репортаж»[14].
Ошибочно мнение журналистов, отбирающих для будущего фельетона факты по
принципу их курьезности.
Во-первых, традиции жанра не всегда означают, что опубликованный под
рубрикой «фельетон» материал должен что-то высмеивать и между делом
веселить читателя. Фельетон вполне может быть написан на тему грустную или
даже трагическую, где сатира совершенно неуместна.
Во-вторых, настоящее мастерство фельетониста состоит далеко не в том,
чтобы весело, «с шутками и прибаутками» рассказать читателю, какой
комический конфликт произошел в городе N. Истинный фельетон, напротив,
раскрывает читателю глаза на те события и факты, к которым тот давно привык
и уже не замечает, считая чем-то самим собой разумеющимся. Таким образом, в
поисках так называемых «фельетонных» фактов автор заранее ограничивает себя
жесткими рамками примитивности и отказывается от многообразия самой
действительности, что не может не отразиться на качестве его работы.
Безусловно, жанровые особенности фельетона определяют и его стилистику.
Это как раз тот самый случай, когда приходится изводить «единого слова ради
тысячи тонн словесной руды». Повторимся: коряво написанная статья, может
быть, восторга у читателя не вызовет, но задачу свою выполнит и останется
статьей, пусть даже очень плохой (пусть редактор зарплату отрабатывает!)
Фельетон нельзя построить на штампах, здесь не получится действовать по
шаблону, вся специфика жанра в том, что это штучный «товар».
Какими же «инструментами» пользуются истинные фельетонисты, творениями
которых мы продолжаем наслаждаться и десятки лет спустя после публикации их
шедевров?
В основе фельетона лежит конфликт. Не обязательно комический:
«Сатирический конфликт не может исчерпать своеобразия фельетонного жанра.
Как быть с фельетоном положительным, фельетоном грустным, фельетоном на
трагическую тему, которые явно не содержат в себе сатирического
конфликта?»[15].
Основное отличие конфликта в фельетоне – это его публицистическая
насыщенность (подробнее этот вопрос рассмотрим в следующей главе). Такая
направленность всегда придает конфликту характер внутреннего противоречия,
несоответствия того или иного факта, явления, с идеалом.
Фельетон, как представитель малого (по объему, разумеется!) жанра,
требует филигранной отточенности стиля и четкости сюжетно-композиционного
построения. Мало просто запечатлеть конфликт: нужно как бы отразить событие
или героя в системе зеркал, которые отразят его читателю в совершенно
неожиданном и непривычном виде.
Еще одна обязательная составляющая фельетона – «наличие устойчивого
образа пишущего»[16]. Как конструктор, автор возводит из «кубиков»-фактов
цельную постройку, и читатель всегда уверен, что это здание не разрушится и
каждый «кирпичик» имеет свое значение и свое место. Вывод автора начинает
«светиться через противоречие», переданное посредством ярких образов,
особых стилистических приемов, речь о которых пойдет ниже.
Конечно, далеко не всегда образ автора совпадает с образом пишущего, но
бывают случаи, когда фельетоны пишутся практически «от первого лица».
Яркое подтверждение этого – «Литературный трамвай» И. Ильфа и Е.
Петрова: «Жарко. По летнему времени трудно сочинить нечто массивное
многословное, высокохудожественное, вроде «Соти». Тянет написать что-нибудь
полегче, менее великое, вроде «Мадам Бовари». Такая жара, что противно
вкладывать персты в язвы литературы. Не хочется придираться, допускать
сатирические вольности и обобщения. Хочется посмеяться. … В ужасных
препирательствах прошла молодость. Мы спорили без конца. Враги говорили,
что юмор – это низкий жанр, что он вреден. Плача, мы возражали. Мы
говорили, что юмор вроде фитина. В небольших дозах его можно давать
передовому читателю»[17].
Еще один, не менее наглядный, и причем перекликающийся с предыдущим
пример – булгаковское «Путешествие по Крыму»: «Улицы начинают казаться
слишком пыльными. В трамвай сесть нельзя – почему так мало трамваев? Целый
день мучительно хочется пива, а когда доберешься до него, в нёбо вонзается
воблина кость и, оказывается, пиво никому не нужно. Теплое, в голове встает
болотный туман, и хочется не моченого гороху, а ехать под Москву в
Покровское-Стрешнево»[18].
Фельетонист должен умело выстроить сюжет и композицию повествования,
чтобы яркие подробности или смешные ситуации существовали не сами по себе,
а выявляли суть конфликта и черты характера. При всей своей свободе и
кажущейся порой причудливости композиция фельетона должна подчиняться
законам ясного выражения публицистической темы. «Основа фельетонной
композиции – сопоставление жизненных материалов, широкое ассоциирование их.
Это отвечает характеру фельетонного конфликта и придает фельетону ту особую
интеллектуальную силу, в которой такую большую роль играет мысль, поднятая
над фактом»[19].
И, безусловно, фельетон является одним из самых благодатных жанров для
использования всех известных изобразительно-выразительных средств языка.
«Усиление выразительности речи достигается различными средствами, в первую
очередь использованием тропов»[20].
В чем не откажешь хорошо написанному фельетону, так это в
выразительности. На протяжении буквально одного-двух абзацев качественного
фельетона мы находим образцы практически всех известных тропов и
стилистических фигур. Возьмем для иллюстрации начало фельетона Аркадия
Бухова «Человек и курорт»[21]. «Человек – как забытый (эпитет, причем в
переносном значении; сравнение) клад в степи: копнешь верхний слой
(метафора), а за ним столько сокровищ и сокровенностей, что дух
захватывает… Чего только нельзя найти в пошлом незамысловатом человеке?… На
себе я это испытал в прошлом году, когда какой-то незнакомый доктор – да
будет презренно имя его! (риторическое обращение) – посмотрев на меня
поверх широких очков, начал перечислять все те широкие (параллелизм)
возможности, которые таит мой организм. По его точному и беспристрастному
подсчету оказалось, что передо мной блестящий выбор (гипербола, ирония)
недорогих и обеспеченных путей для крематория: печень, почки, кишки, –
словом, все, что я мог скопить за долгую трудовую жизнь, все это вопиет
(олицетворение) или о крематории, или о курорте».
Огромную роль в фельетоне играет и заголовок, который зачастую имеет
характер развернутой или более краткой загадки. Заголовок привлекает
читателя своей нестандартностью и заставляет сначала заинтересоваться, а
потом и задуматься. Вот только несколько примеров из творчества мастеров
начала века: «Если бы я был фельдшером», «К вопросу о тупоумии» (М.
Кольцов), «Веселящаяся единица», «На купоросном фронте», «Как создавался
Робинзон» (И. Ильф, Е. Петров), «Критика за наличный расчет» (В.
Катаев)[22].
Язык фельетона не может не иметь своих особенностей, вытекающих из
характера его конфликта. И здесь мы снова приходим к выводу о глубоко
пристрастной публицистической оценке. К примеру, газетные штампы и
стереотипы, использование которых вполне оправданно в информационных и
аналитических материалах, в обычном виде фельетону просто противопоказан.
Зато фельетонисты широко используют казенно-деловой стиль для
пародирования, что придает их творениям новые краски и ярко
публицистическую направленность.
В качестве примера – один из наиболее часто цитируемых фельетонов Ильфа
и Петрова, «Веселящаяся единица»: «По поводу здорового гулянья велись
болезненно страстные дебаты. – Товарищи, давно уже пора дать отпор вредным
и

Новинки рефератов ::

Реферат: Бизнес-план АОЗТ "Рейнбоу" (Менеджмент)


Реферат: Формирование экологической культуры как фактор социализации личности средствами народной педагогики (Социология)


Реферат: Адкуль прыйшло хрысцiянства на Беларусь (История)


Реферат: История (Шпаргалка) (История)


Реферат: Short Overview of African Countries (География)


Реферат: Палеозойская эра (История)


Реферат: Економічна інтеграці в АТР (Международные отношения)


Реферат: С древних времен до наших дней (Бухгалтерский учет)


Реферат: Социальное страхование (Страхование)


Реферат: Живое наследие (Искусство и культура)


Реферат: Бородино (История)


Реферат: Влияние прибыли на предприятие (Бухгалтерский учет)


Реферат: Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 - 25 лет и 40-45 лет (Психология)


Реферат: Колдовство и магия Зигмунда Фрейда (Психология)


Реферат: Мартин Иден (Литература : зарубежная)


Реферат: работа (Программирование)


Реферат: Особливості медичного страхування в зарубіжних країнах (Страхование)


Реферат: Бюджетный процесс в Украине (Право)


Реферат: Авиценна - великий медик (Исторические личности)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист