GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: У истоков интегральной психологии (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: У истоков интегральной психологии (Психология)



У истоков интегральной психологии .

"Мир един и единственен, и то, насколько в
человеке уживается высшее и обыденное, на
самом деле зависит лишь от его способности
воспринимать мир с точки зрения вещей
высшего порядка и одновременно во всей его
обыденности."
Сегодня психологи практикуют различные, зачастую плохо стыкуемые подходы.
Языки различных школ оперируют взаимонепереводимыми понятиями или, что еще
хуже, используют одинаковые термины, но подразумевают различные их
значения. Попытка обсуждать одно и то же явление с представителями
различных направлений занятие почти обреченное на провал. С другой
стороны, развитие науки за последние годы идет по пути постепенного
восхождения к общим принципам. Ведь законы, описывающие те или иные явления
физики, психологии или химии, — по сути, частные проявления более общих
законов природы.
В той или иной форме все направления психологии ставят перед собой задачу:
привести личность к более целостному состоянию, то есть интегрировать те
или иные «части», которые до этого были диссоциированы. Однако в настоящих
моделях исследуются конфликты только между отдельными «частями» личности
и не предлагается метод общей интеграции.
К тому же , к сожалению ,большинство современных психологов не ставят перед
собой задачу развития личности, они озабочены практическими,
прагматическими аспектами: укреплением силы эго, развитием и оптимизацией
защитных механизмов личности. Они не считают, что психология должна вести
человека к «высшему состоянию». А потому психологии обществом отводится
роль повивальной бабки - она лишь способствует переходу от невротического
страдания к решению обычных проблем повседневной жизни.
Цель этой статьи - попытка представить интегральную психологию, как одну
целостную модель, применимую на практике для развития личности и
построения будущих психологических методик.
Пять этапов развития психологии
Историческая перспектива здесь дана лишь для демонстрации фона на котором
зарождается новая психология. В качестве основания для разделения этого
процесса на этапы мной был выбран критерий цели жизни человека ,которую
определяет или подразумевает психология. В истории психологии я различаю
пять больших периодов:
Первый(VI в. до н.э. - XVI в н э) -- когда психологические знания
развивались в недрах философии ,а также других наук;
Второй (XVII – нач. XIX вв). — когда в психологии формировался
экспериментальный метод ;
(Два первых периода нас мало интересуют ,поскольку это были периоды
рождения психологии как науки.)
Третий (10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в) — Цель жизни -
функционирование: бихевиоризм, психоанализ, аналитическая психология и
т.д. ;
Четвертый (50-е гг. XX в. – конец XX в) — Цель жизни – рост и
развитие: гуманистическая и трансперсональная психология.
Пятый (настоящее время)— Цель жизни – подъем к высшему состоянию
:формирование интегральной психологии будущего.
Рассмотрим подробно три последних периода.


Цель жизни - функционирование
Психоанализ, аналитическая, индивидуальная психология
Представления о развитии личности, личностном росте, разрабатывались в духе
психофизиологических теорий о надстройке функциональных систем над
физиологическими. Эта позиция видела в пациенте набор симптомов и течение
синдромов, частный случай, подкрепляющий ту или иную теорию.
Психоаналитические школы рассматривали личностный рост в связи с проблемами
преодоления тревоги, фиксаций, неврозов, комплексов.
Биохеовиризм
Предполагалось, что путем правильного использования подкрепления при
тотальном контроле из человека можно сделать все что угодно. Личность
существует только как сумма паттернов поведения.
На этой стадии оказалось возможным рассматривать цель жизни человека как
практическую целесообразность. Подобным образом понимаемый смысл определял
поведение человека приспособительными интересами, сводящим его жизнь к
«функционированию».
Цель жизни – рост и развитие
Гуманистическая психология
В 40-х годах К.Левин выдвигает важнейший методологический принцип: ситуация
должна рассматриваться не с точки зрения абстрактного наблюдателя, а с
позиции самого вовлеченного в нее человека, как она дана в его переживании,
как она дана для него.
Важнейшим фактором организации поведения взрослого человека Левин считал
«наличие одной ведущей идеи, которая контролирует и управляет более
частными видами деятельности. Этой ведущей идеей может быть основной
замысел или достижение цели». Из теории Левина У. Томас вывел представление
об «определяющей ситуации», а Р. Мертон о «самовыполняющемся пророчестве».
В целом отсюда выросли почти все последующие теоретические представления
психологии о том, что человек не только реагирует на ту или иную ситуацию,
но, более того, сам создает тот мир, в котором живет.
К. Гольдштейн первым ввел в научный оборот понятия «самоактуализация» и
«самореализация»: имеется в виду, что человек постоянно стремится
реализовать свои врожденные потенции всеми доступными способами. Гольдштейн
утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, сон, секс
и т.д., если есть другие мотивы — любопытство или желание игры. Из этого
делается вывод, что «способности организма определяют его потребности», а
не наоборот.
В 1937 году Оллпорт представил теорию, согласно которой личность
представляет собой открытую психофизиологическую систему, особенностью
которой является стремление к реализации своего жизненного потенциала.
К .Роджерс постулирует тенденцию к самоактуализации как движение к
конгруэнтности, адекватному восприятию мира и себя в мире.
В «Дальних пределах человеческой психики» Маслоу пишет, что «критерием, по
которому можно судить о продвижении в правильном направлении, являются
пиковые переживания, они же являются и наградой самоактуализирующейся
личности». С другой стороны, любой отказ от усилий по полной реализации
потенциала чреват возникновениями патологий. Маслоу полагал, что человек,
удовлетворивший свои дефициентные потребности, несомненно обратится к
поиску более высоких потребностей, необходимо лишь указать ему направление
поиска.
Таким образом , гуманистическая психология исходит из представления о том,
что людям свойственно развиваться в «позитивном» направлении, которое
характеризуется движением к самоактуализации .Однако зададимся вопросом
является ли достижение самоактуализации конечным пунктом развития личности?
К чему еще может стремиться человек, достигший успеха, получивший в полной
мере признание и в социуме, и в семье, и в мнении экспертов? Здесь мы
приходим к порогу на котором гуманистическая психология спотыкается .
Трансперсональная психолоия
С. Гроф, К. Уилбер, Т. Маккен создали Трансперсональную психологию.Т.п.
сделала шаг вперед выдвинув положение о том, что мир представляет собой
параллельное и одномоментное существование множества самых различных
реальностей, обладающих равным онтологическим статусом. Границы между этими
реальностями – это навязанная дурным воспитанием культурно обусловленная
фикция в сознании человека, пребывающего в неведении, и страдающего только
вследствие неведения. С. Гроф ввел новую картографию человеческой психики
, в которой он показал, что большинство классифицируемых традиционной
психиатрией заболеваний таких как неврозы и психозы по сути дела являются
кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а
не болезнями.
Однако отрицательным аспектом этой теории была проекция на уход человека
от реальной жизни в фантастическую «трансперсональную» реальность.
Предназначение человека видится в наслаждении жизнью, как игрой. Для
достижения этой «трансперсональной» реальности оправдывалось применение
галлюциногенов, наркотиков, а так же медитативных и дыхательных техник
йоги, вырванных из контекста йогического учения.
Появление новой, конкурирующей ветви психологии привели не к объединению,
а, наоборот, к дальнейшему умножению психологических теорий. И. Яалом
пишет, «В большом шатре гуманистической психологии приют находил каждый, и
вскоре там образовался хаос различных школ и течений, которые даже на
экзистенциальном эсперанто едва могли объясниться между собой. Гештальт-
терапия, трансперсональная терапия, группы встреч, холистическая медицина,
психосинтез, суфизм и многое другое — всё это оказалось под одной крышей. "
Не произошло слияния конкурирующих теорий в единую научную систему с единым
понятийно-категориальным аппаратом и методологией. Складывалось
впечатление, что психологи обнаружили принципиально новое деление живущих
на земле людей на «человека психоаналитического», «человека
бихевиорального», «гештальт-человека» и т.п., и что различия между этими
«новыми видами» глубже, чем все ранее известное науке. В лучшем случае
отдельные положения иной школы, другого автора заимствовались путем
перевода на собственный язык; причем число таких языков отнюдь не
сокращалось.
Цель жизни – подъем к высшему состоянию
Попытки интеграции
В последние десятилетия в психологии и социальной работе появились
направления, так или иначе рассматривающие психику человека как сложную
многоуровневую саморегулирующуюся систему.
По Франклу, человек похож на скульптора, который из камня ваяет свою жизнь.
И поступать следует так, как поступает скульптор. Он старается уже в камне
увидеть то, что из него можно сделать так, чтобы было меньше отходов.
Франкл считает, что у человека всегда есть возможность выбора, и он должен
нести ответственность за свой выбор. Психологически незрелый человек не
дает сам себе реализовывать собственные возможности, он сам себе мешает
стать таким, каким он может быть. В результате он искажает свою жизнь. Быть
человеком, по Франклу, — это значит не только осознавать свое отличие от
других, но также уметь становиться непохожим на себя, т.е. уметь
изменяться.
В числе революционных тезисов, провозглашенных Яаломом — тезис о том, что
для каждого нового клиента надо изобретать новую психотерапию, тезис, что
наиболее ценным инструментом психотерапевта является он сам, а также тезис,
что критерием успешности психотерапии является изменение самого терапевта.
В 1977 К.Уилбер представил "интегральный подход", согласно которому
различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии
понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как
подходы, справедливые лишь в определенных частях полного "спектра
сознания". Это была смелая попытка координирования, разъяснения и
концептуального обобщения разнообразных форм познания.Однако автор в
основании своей концепции поставил восточную философию , оперируя такими
понятиями как "мандала", "холон" , "Великое Гнездо" , "интерсубъективность"
и т.д., ушел в теоретизирование оторванное от научного подхода.
Российские психологи значительно продвинули интегральную психологию
выдвинув принципы целостности и единства человеческой психики и предлагая
интегративный подход в психологической практике.
Известны работы Ананьева и Бодалева о феномене акме - вершине развития
человека, Вахромова о самоактуализации и Щербакова , представившего
оригинальную кластерную теорию интегации .
В. Козлов пишет :"Мы считаем, что психология в процессе своего
исторического развития дошла до такой стадии, когда ее объединение не
только возможно и желательно, но и неизбежно. Психология миновала стадии
детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные
качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей -
психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к
единству совпадает с способностями для достижения этого."
Однако современная психология , справедливо выдвигая интегративные
принципы , пока еще остается в рамках трансперсональной практики , не
предлагая существенно новых методов работы .

Наука Каббала как основа Интегральной психологии
Каббала не является ни мистикой, ни религией, ни философией, ни наукой в
том смысле, что ее нельзя полностью свести к этим феноменам. Она
представляет собой современную систему описания и познания мира, с
соответствующим предметом изучения, языком и понятиями. Глубочайшие знания
основ мироздания, его законов, специфическую методику достижение цели
творения каббала хранила на протяжении сотен лет в ожидании времени, когда
человечество разовьется настолько, что сможет принять каббалистические
знания и правильно использовать их.
Михаил Лайтман проанализировал, систематизировал и обобщил открытую систему
мировосприятия основанную на многовековых исследованиях ученых
каббалистов. Эти материалы им были впервые переведены на современный
научный язык. Мы являемся свидетелями интеграции этих знаний в мировую
науку, которые содержат в себе анализ открытой системы мировосприятия и
сопоставление ее с современными научными данными самого широкого круга
дисциплин, социальных, религиозных и философских аспектов .
На протяжении многих столетий каббала оставалась метафорическим изложением
принципов управления высшего информационного слоя нашим миром. Все
каббалистические книги, по сути, представляют собой методику внутренней
работы и ее описание. Это аналогично описанию опытов ученого физика, химика
и т.п., хотя те опираются на данные приборов восприятия , а каббалисты на
постижение человека его органами восприятия. Такой подход выходит за рамки
нашего классического понимания науки, но факт остается фактом: любой
исследователь может воспроизвести опыт и получить те же результаты, которые
описывает ученый-каббалист.
В этой статье я попытался сформулировать только основные принципы
итегрального подхода, основываясь на известных работах М.Лайтмана.(5)
Концепция высшего Я
1.Человек изначально существует в своем высшем состоянии .Это состояние
дано ему от природы. По определенным причинам на протяжении истории это
состояние было утеряно, сокрыто от человека. Каббала как наука предлагает
свой способ возвращение к этому состоянию. Он заключается в развитии у
человека способности вновь его ощутить.

2.Продвижение зависит от меры тождественности свойств
исследователя свойствам изучаемого объекта.

3.Человек обретает противодействующую природному эгоизму силу, называемую
экраном, и становится подобным свойству высших сил. В мере подобия
восприятие расширяется.
Принцип целостности
Человек сегодня оторван от своего высшего состояния. Ощущение проблем
приходят, как производная от потери изначальной цельности. Именно отличие
наших свойств от высших вызывает в нас ощущение страданий. Депрессии ,
семейные конфликты ,проблемы на работе, ощущение пустоты ,наркотики – все
это проекция нашей "раздробленности", разъединения , несостыковки. Эту
оторванность ,проявляющиеся в крайних состояниях, и полярных ощущениях мы
должны пройти, чтобы обрести опыт и возможность ощутить всю полноту
мироздания. Недостатки, раскрывающиеся в настоящем состоянии, они же и есть
силы, разрушающие его. Именно из осознания всех недостатков и рождается
следующее состояние. Раскрывающиеся недостатки в ощущении человека -
подталкивают его к более исправленному состоянию.
Принцип движения
Хью Эверетт в его теории квантовой механики показал ,что наблюдение за
любым объектом является взаимодействием наблюдателя с объектом наблюдения.
Причем, наблюдение немедленно меняет внутреннее состояние и объекта и
наблюдателя.
Все изменения происходят только в самом наблюдателе, в его "Я" относительно
высшего "Я". Движение по-вектору к высшему "Я" изменяет в сознании ощущение
себя, своего существования, окружающего мира.
Вся наша работа – соединение своего сегодняшнего "Я" со своим высшим "Я".
Эту работу можно разделить на два этапа : первое – осознание несовпадения,
несостыковки, второе- выбор возвращения к единству: собрать все знания ,
впечатления ,соединить и сопоставить картину единства.
Депрессия – ощущение оторванности от своей цели ,от себя и будущего.

Лечение – развить в себе ощущение окружающего мира до такой остроты ,чтобы
вернуться к единству с миром.

Возвращение к единству – уподобление по свойствам нашей высшей ступени.
Если человек возвращается к единству с высшей ступенью он ощущает себя вне
своих желаний, независимым от жизни и смерти тела, от пространства и
времени .
Принцип самостоятельной работы
Цель развития личности – в самостоятельном подъеме: если человек желает
достичь совершенного существования, он должен стремиться к высшему Я, чтобы
внешний и внутренний законы стали тождественны. Отождествление, сравнение
свойств происходит постепенно, ступень за ступенью. Раскрытие недостатков
существующего приводит к движению вперед со ступени на ступень, к более
совершенному состоянию, лишенному каких бы то ни было недостатков.
Поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством высшего Я
называется подъемом по ступеням его миров , где мы приходим к полному
соединению с настоящим собой. И в той мере, в которой человек меняет свои
свойства на свойства мироздания, его общего закона управления, в той мере
он становится руководителем себя самого. В этой мере его личность - эта
система саморазвивающаяся и открытая.
Принцип групповой работы
Как мы уже определили человек изначально является частью общей высшей
системы. Группа, стремящаяся сообща к высшему состоянию – это модель такой
системы, это единственная лаборатория , где человек меняет себя. Работа
заключается в стремлении человека стать по-настоящему интегральной частью
такой группы .
О методах работы
В бихевиористских подходах, проводится длительное воздействие на самый
поверхностный поведенческий слой. В религиозной среде особое внимание
уделяется формированию внешнего воздействия : выстроенное ритуалов, моления
при стечении массы, пение, многочисленные аудиовизуальные эффекты. Кроме
того, в религии практикуется подход вытеснения "низких" желаний. С другой
стороны ,психоаналитики пытаются вскрыть вытесненные желания ,заглянув чуть
глубже в подсознание. Гуманистический подход старается повлиять на человека
через его внешние структуры: социальные желания и роли. Трансперсональные
методы, основанные на использовании измененных состояний сознания—
директивный и недирективный гипноз, медитативные и дыхательные техники
направлены на получение непосредственного доступа к более глубоких слоям
психики.
Следует отметить, что такие процессы оказывают некоторое положительное
воздействие ,однако требуют постоянной, сильной и длительной энергетической
подкачки терапевта ,который к тому же не знает как будет проходить метод
реабилитации. Щербаков приводит очень оригинальное сравнение:" Работа
психолога чем-то напоминает работу на компьютере оператора, имеющего очень
слабое представление о том, что происходит внутри корпуса. Если на мониторе
что-то не так, оператор нажимает на разные кнопки, исходя из соображений,
что в прошлый раз, в похожем случае, это сработало. Иногда это помогает,
иногда — нет. " (13) По этим причинам некоторые виды терапии рассчитаны на
годы, многие виды отклонений психики вообще плохо поддаются воздействию.
Методика продвижения к высшему Я предусматривает работу с самым высшим
уровнем сознания .Он же является и самым глубинным слоем .Именно он
оказывает постоянное влияние на всю структуру личности. Все остальные
структуры: сознательные ,подсознательные, архетипы, ,перинатальные и
трансперсональные - как в модели матрешки насаживаются на него. Поэтому нет
необходимости работать с низшими внешними уровнями как это делают различные
психологические школы.
Резюме
Целью интегральной психотерапии и методик развития личности является
поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством высшего Я.
Эта работа выстраивает все остальные структуры его личности в интегральное
целое . В этом продвижении ему не обойтись без квалифицированного
инструктора и группы единомышленников ,стремящихся к той же цели. Эта
работа заключается в постоянном внутреннем изменении, когда, несмотря на
внешние и внутренние метаморфозы, человек оценивает и потому ощущает
происходящее с ним, как единство с мирозданием. Вплоть до того, что человек
обнаруживает, что вообще ничего не меняется, кроме его отношения к
постоянному, неизменному его состоянию, в котором он создан и находится
изначально и всегда.
Заключение
Эта статья является кратким вступлением в беседу об интегральной
психологии. Я попытался включить в нее и обобщить наиболее глубокие
открытия различных психологических школ, а также основные принципы нового
подхода. Статья представляет собой лишь приглашение других присоединиться к
этому обсуждению, продвигая вперед наше общее предприятие – психологию
будущего.


Библиография:


1. Бодалев А. Вершина в развитии взрослого человека.(
http://hpsy.ru/linka/ )
2. Вахромов Е. Психологические концепции развития человека:теория
самоактуализации. М., 2001
3. Гроф С. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые
перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
4. Козлов В. ,Сивицкий В. Интегативная психология. Минск 2003 .
(http://82.116.12.40/book/book7/book7_t.html )
5. Лайтман М .Статьи . 2004 (http://www.kabbalahscience.com/)
6. Майков В. Становление трансперсональной психологии. 2004
7. Майков В. Интегральная философия Кена Уилбера.(
http://transpersonal.ru/wilber.htm)
8. Маслоу А. Психология бытия . М., 1997
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики . СПб., 1997
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека . М.:
Прогресс, 1998
11. Франкл В. Человек в поисках смысла.( http://hpsy.ru/link/250 )
12. Уилбер К. Интегральная психология.М.2004
13. Щербаков М. Кластерная теория интеграции.(
http://www.ipd.ru/articles/kti.shtml )
14. Яалом И. Краткосрочная позитивная психотерапия.(
http://hpsy.ru/link/300 )







Реферат на тему: Уголовно – правовое значение аффекта
ЮЖНО – САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ИНФОРМАТИКИ.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.


КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА.



РЕФЕРАТ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
НА ТЕМУ: “УГОЛОВНО – ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ АФФЕКТА”.



Выполнил студент

3 курса группы Ю- 32

Курдюмов А. Н.

Проверил преподаватель

кафедры публичного права

Цыбаева Л. А.



Южно – Сахалинск.
2002.


ПЛАН.



1. Понятие аффекта…………………………………………………………..3
2. Признаки аффекта…………………………………………………………4
3. Сильное душевное волнение и аффект…………………………………..5
4. Уголовно – правовое значение аффекта…………………………………5
5. Выявление состояния аффекта…………………………………………...8
6. Судебная практика………………………………………………………..10
Список использованной литературы………………………………………..15



1. Понятие аффекта.
Аффект (от лат. «аffectus»- совершать согласно с чувством) в нормах
уголовного закона фигурирует в качестве квалифицирующего признака в
составах тяжких и средней тяжести умышленных преступлений против жизни и
здоровья личности и влечет уменьшение наказания по сравнению с санкцией,
предусмотренной основным составом.
Уголовный закон характеризует аффект, как внезапно сильное душевное
волнение (ст.ст. 107, 113 УК РФ).
Психологи и психиатры определяют аффект, как кратковременный и
чрезвычайно сильный эмоциональный разряд, возникающий в экстремальных
условиях, когда субъект не справляется с ситуацией.
В отличие от физиологического (эмоционального) стресса (от англ.
«Stress”- напряжение, термин введен впервые Гансом Селье в 1936 г.), аффект
сопровождается таким чрезмерным нервно-психическим перевозбуждением,
которое приводит к временной дезорганизации сознания и крайней активизации
импульсивных действий. В стрессе проявляются максимальные адаптационные
возможности индивида. Стресс – необходим для жизни, аффект – опасен для
нее. Особенно показательны в этом плане опыты И.П. Павлова. Ученый в опытах
на собаках вырабатывал положительный условный рефлекс на 100 ударов
метранома и отрицательный на 108 ударов. Если же предъявлялось 104 удара, у
собаки начиналась “аффективная” реакция c резко выраженным двигательным
возбуждением, яростью, стремлением убежать из комнаты.
По словам академика И. Павлова, аффект, как агрессивная эмоциональная
вспышка, охватывает всего человека. Служебная роль его состоит в том, что
он мобилизует все силы человека для преодоления неприятностей и
эмоциональной разрядки, чтобы обрести оптимальное состояние. Исходя из роли
аффекта, нацеленного на выполнение физиологических перегрузок, в кровь
поступает значительное количество адреналина и других "горячих" материалов.
Их пополнение идет за счет усиления деятельности желудочно-кишечного
тракта, в который органы секреции выбрасывают дополнительные порции
ферментов. Это обеспечивает прибавку в физической силе человека, который в
момент переживания аффекта в состоянии сделать мощное физическое усилие,
невозможное в обычном состоянии. Торможение при аффекте коры головного
мозга ведет к ряду психических сдвигов - нарушается внимание. Оно
приковывается лишь к тому, что вызвало аффект. Другие раздражители не
воспринимаются. Так, Е. убила своего мужа ударом по голове утюгом,
сорванным с горячей конфорки плиты. При этом она сильно обожгла пальцы и
ладонь, но в тот момент боли не почувствовала. Выключение в значительной
степени коры головного мозга ведет к совершению стереотипных действий,
например, к нанесению одинаковых ударов, к выкрикиванию одних и тех же
слов. Орудием преступления становятся предметы, которые попадаются под
"горячую руку". Виновные в момент совершения преступления не слушают слов
других лиц и не замечают их действий.
Психологи, говоря о «физиологическом» аффекте, рассматривают его как
разновидность эмоций. Понимание аффекта в уголовном праве несколько иное:
это не внешне - эмоциональная реакция на воздействие, а внутреннее
(душевное) состояние лица.
В отличие от эмоций в их обычном течении (гнева, страха, мести и т.д.),
аффект характеризуется экзальтированностью, всеохватностью и подавляющим
действием на психику человека, что искажает отражательные и контрольные
функции.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой
регуляции действий человека. Поведение субъекта при аффекте регулируется не
заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает
личность и вызывает импульсивные действия. Кроме того, в состоянии аффекта
нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе
поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека,
деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к
установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать
какое- либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это
называется «сужением» сознания.
Поскольку при аффекте наблюдается не только нарушения в эмоциональной
сфере, но и нарушения сознания и воли лица, проявляющихся в утрате
способности правильно воспринимать реальную действительность, объективно
оценивать обстоятельства и контролировать собственные действия, можно
говорить об аффекте не только как о психологической, но и о психической
аномалии. Исходя из этого, правильнее состояние аффекта устанавливать в
процессе не психологической, а психолого-психиатрической экспертизы.
2. Признаки аффекта.

С уголовно-правовой точки зрения аффект также обладает рядом
специфических признаков, которые позволяют говорить о нем как о психической
аномалии.
Во-первых, законодатель говорит о несоразмерности реакции провоцирующему
воздействию (несоответствие фактического содержания и общественной
опасности аффективных действий аналогичным характеристикам неправомерного
поведения потерпевшего). А основным критерием психической аномалии и
является неадекватность реакции.
Во-вторых, в нормах уголовного закона говорится о том, что преступление
всегда носит более тяжкий характер, чем действия потерпевшего. Это косвенно
свидетельствует об искажениях в оценке и реакции лица на ситуацию.
В третьих, законодатель говоря о преступлении, совершенном в состоянии
внезапно возникшего сильного душевного волнения, называет это состояние
аффектом, тем самым, констатируя невозможность делать вывод о наличии или
отсутствии «внезапно сильного душевного волнения» по одним лишь объективным
данным (предшествовавшие преступлению неправомерное поведение потерпевшего,
характер действий лица, заявления подозреваемого (обвиняемого) и т.д.),
указывая категорично, что здесь необходимы специальные познания.
Для того чтобы состояние лица было квалифицировано как аффект,
необходимо установить еще один признак: причина его возникновения. С
уголовно- правовой точки зрения значим лишь аффект, возникший в результате
неправомерных и аморальных действий (бездействий) самого потерпевшего.
Уголовный закон в качестве примеров приводит насилие, издевательство,
тяжкие оскорбления со стороны потерпевшего. Кроме того, уголовный закон
«легализовал» так называемый «капельный» аффект, то есть аффект, связанный
с длительной психотравмирующей ситуацией, возникший в связи с
систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
При диагностике аффекта в процессе психолого-психиатрической экспертизы
очень важно не только установить начало аффекта, его признаки, но и
выделить его этапы.
Традиционно выделяют три этапа. На первом этапе резко дезорганизуется
вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в окружающей
действительности. На втором этапе перевозбуждение сопровождается резкими,
большой силы, автоматическими, плохо контролируемыми действиями. Большое
количество повреждений, нанесенных потерпевшему, может создать внешне
обманчивую ситуацию о нанесении их с особой жестокостью. На третьем
заключительном этапе происходит спад нервного напряжения, возникает
состояние резкой слабости, депрессии и даже сна.
Безусловно, состояние аффекта не относится к состоянию невменяемости.
Импульсивные действия, совершенные в состоянии аффекта являются
малоосознанными, но все- таки связанными с сознанием. Импульсивные
действия, вызванные аффектом, являются необдуманными, но не случайными.
Преступления, совершенные в состоянии аффекта уголовно наказуемы, так как
считается, что человек в состоянии предотвратить наступление аффекта, а
сами противоправные действия зависят от установок личности, от системы
отношений к различным явлениям действительности.

3. Сильное душевное волнение и аффект.
Принятием нового Уголовного кодекса предполагалось разрешить отдельные
проблемы, связанные с квалификацией преступлений. Отчасти это удалось,
отчасти - нет. Так, проблема квалификации преступлений против личности, где
упоминается сильное душевное волнение (аффект), осталась открытой.
В Уголовном кодексе 1960 г. не упоминается аффект, а речь идет о сильном
душевном волнении (ст. ст. 104, 110). В Уголовный кодекс 1996 г. введено
понятие "аффект", оно заключено в скобки, когда речь идет о сильном
душевном волнении. Такое нововведение привнесло, к сожалению, значительные
сложности. Это обусловлено тем, что традиционно понятия "сильное душевное
волнение" и "аффект", хотя и рассматривались как близкие, но не считались
тождественными. В действующем УК сама конструкция ст. ст. 107, 113, когда
понятие "аффект" помещается в скобки, как термин, разъясняющий понятие
"сильное душевное волнение", предполагает, что аффект и сильное душевное
волнение - это одно и то же.
Заметим, что до принятия Уголовного кодекса 1996 г. понятие "сильное
душевное волнение" рассматривалось как более широкое, нежели понятие
"аффект". При этом определение наличия или отсутствия аффекта было
возложено на судебно - психологическую экспертизу, а определение сильного
душевного волнения - на суд, который должен был делать вывод об этом исходя
из материалов уголовного дела.
В настоящее время положение изменилось. Учитывая, что аффект и сильное
душевное волнение стали рассматриваться как тождественные понятия,
определять их наличие или отсутствие стал эксперт - психолог. Это
обусловлено тем, что в отличие от сильного душевного волнения - понятия
сугубо юридического, аффект - понятие психологии, определяющее вполне
конкретное эмоциональное состояние. Поэтому, когда, в соответствии с
формулировкой УК 1996 г., эти два понятия были отождествлены, то
определение сильного душевного волнения вошло в компетенцию эксперта -
психолога. Таким образом, эксперт - психолог превратился в своего рода
"маленького судью", который должен решать те вопросы, которые раньше решал
суд.
Суды тем не менее придерживаются старой традиции: состояние сильного
душевного волнения устанавливают исходя из совокупности материалов дела, а
не только лишь из одной судебно - психологической экспертизы. Это приводит
к тому, что суд в некоторых случаях, превышая свои полномочия, вторгается в
сферу компетенции экспертов - психологов, что недопустимо. Так, при
рассмотрении одного из уголовных дел суд усомнился в выводах экспертизы
лишь на том основании, что несмотря на недостаточный объем сведений о
вегетативных и мимических проявлениях у обвиняемого эксперт сделал вывод о
наличии аффекта. В данном случае при подобных сомнениях суд должен был
назначить повторную экспертизу, а не вторгаться в сферу специальных
познаний.

4. Уголовно – правовое значение аффекта.

В преступлениях, предусмотренных ст. ст. 107, 113 УК РФ, поводом
возникновения сильного душевного волнения, именуемого в психологии
физиологическим аффектом (аффектом), названы противозаконное насилие,
тяжкое оскорбление и иное противоправное поведение потерпевшего. В составах
этих преступлений они являются
обязательными признаками.
Считается общепринятым, что насилие - это физическое воздействие на
человека с помощью мускульной силы либо посредством орудий, механизмов,
веществ (радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых),
электромагнитных процессов и т.д., способных причинить боль, телесные
повреждения или смерть.
В судебной практике и в юридической литературе бытует суждение, что
помимо физического есть еще психическое насилие[1]. Однако в уголовном
законодательстве отсутствует термин ``психическое насилие``. Есть термин
``угроза``. Она состоит в выражении намерения причинить зло. Угроза, как и
насилие, является самостоятельным признаком составов преступлений. Они не
объединяются в одно понятие. Стало быть, психическое насилие - научная
категория и как таковая не имеет юридического значения. Исходя из
сказанного и применяя буквальное толкование нормы, следует сделать вывод,
что насилие как признак названных выше составов предполагает только
физическое воздействие на человека.
Вторым поводом в составах преступлений, предусмотренных ст. ст. 107 и
113 УК, является тяжкое оскорбление. В УК нет определения тяжкого
оскорбления. Есть определение ``простого`` оскорбления - умышленное
унижение чести и достоинства личности в неприличной форме. Тяжкое же
оскорбление - оценочная категория. Отсюда следует, что признание
оскорбления признаком указанных преступлений зависит от усмотрения суда,
что вряд ли можно признать оправданным и соответствующим ст. 19 УК. Кстати,
суды оскорбление, вызвавшее аффект, признают признаком названных
преступлений без деления на тяжкое и нетяжкое. Важно, чтобы оно
охватывалось составом преступления, предусмотренного ст. 130 УК. Это и
понятно. Ведь фактически аффект может вызвать лишь циничное оскорбление,
т.е. субъективно тяжкое.
Обязательным условием признания насилия и тяжкого оскорбления признаками
составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 107 и 113 УК, является
требование, чтобы они были противоправными. Это продиктовано тем, что
насилие и оскорбление могут быть и не противоправными. Например, насилие
может быть причинено при необходимой обороне, в состоянии крайней
необходимости, при задержании лица, совершившего преступление, при
принуждении к повиновению и выполнению правовой обязанности. Оскорбление
также может быть не предусмотренным законом, когда в нем отсутствует
неприличная форма унижения чести и достоинства личности.
Поводом возникновения аффекта в законе названо и иное противозаконное
действие потерпевшего. Таким может быть кража, грабеж, клевета, понуждение
женщины к вступлению в половую связь, повреждение и уничтожение имущества.
Д. из мести поджег дом Б. Это преступление вызвало у последнего аффект, под
влиянием которого он топором нанес Д. тяжкое телесное повреждение. Суд
квалифицировал действия Б. по ст.

113 УК РФ.
Аффект может быть вызван и неосторожным преступлением. В., следуя по
улице на автомобиле с нарушением правил движения, совершил наезд на
школьника, катавшегося на велосипеде у своего дома. К месту происшествия
подбежал отец потерпевшего Т. и, увидев окровавленного сына, бросился на В.
и причинил ему тяжкое телесное повреждение. Суд признал, что Т. совершил
преступление в состоянии аффекта, вызванного транспортным происшествием, и
осудил его по ст. 113 УК.
Согласно закону противоправные действия потерпевшего с внешней стороны
должны быть выражены в активном поведении. Если противоправное поведение,
вызвавшее аффект, состояло в бездействии (например, отказ врача оказать
медицинскую помощь), такое поведение не может быть, на наш взгляд, признано
поводом для квалификации ответного действия по ст. ст. 107 и 113 УК.
В законе не определен характер противоправности поведения потерпевшего.
Из этого следует, что поводом возникновения аффекта могут быть и действия,
связанные с нарушением административного (мелкое хулиганство), гражданского
(злостное невозвращение долга), трудового законодательства. Рабочий
столовой П. вошел в пищеблок в грязной одежде. В этот момент там находился
санитарный врач Д., который сделал П. замечание и потребовал, чтобы он
немедленно покинул помещение. В ответ П. оскорбил Д. Тот вызвал заведующего
столовой Р. и объявил ему о наложении штрафа за антисанитарию. Р. тут же
заявил П., что он уволен. Это незаконное действие, как признал суд, вызвало
у П. состояние аффекта, под влиянием которого он нанес Р. менее тяжкое
телесное повреждение, за что был осужден по ст. 113 УК.
Относительно иных противоправных действий в законе высказано требование,
чтобы они были направлены на близких виновного, т.е. на родителей, детей,
сестер, бабушек и дедушек, жену, ее родителей, друзей. Однако суды признают
поводом возникновения аффекта противоправные действия и в отношении
незнакомых, а их ответную реакцию квалифицируют по ст. ст. 107, 113 УК. В
ресторане группа выпускников института отмечала это важное событие. Когда
оркестр стал исполнять танцевальную музыку, к столу, за которым сидели
молодые люди, подошел Д. и пригласил одну из девушек на танец. Та
отказалась. Д. стал настаивать. Получив решительный отказ, он вдавил
девушке в лоб горящую сигарету. Тогда посторонний У., на глазах у которого
развивалось надругательство, ткнул хулигана вилкой в живот, причинив ему
тяжкие телесные повреждения. Суд признал, что У. совершил преступление в
состоянии аффекта, и осудил его по ст. 113 УК.
Требуется также, чтобы противоправные действия повлекли или могли
повлечь для виновного или его близких тяжкие последствия. Вопрос о
значимости последствий - вопрос факта и решается судом с учетом всех
обстоятельств дела.
Суды иногда квалифицируют по ст. ст. 107, 113 УК преступления, где
аффект был вызван общественно опасными действиями невменяемых. В семье С.
жил душевнобольной П. В период обострения болезни он дважды полностью
уничтожал имущество, находящееся в квартире. При очередном приступе он
опять стал крушить мебель. Увидев погром, С. ящиком телевизора нанес П.
смертельную травму. С. находился в состоянии аффекта и был осужден по ст.
107 УК РФ1.
Наконец, суды квалифицируют по ст. ст. 107, 113 УК преступления,
совершенные в состоянии аффекта, вызванного аморальным поведением, например
супружеской изменой или личными неприязненными отношениями.
Отметим, что в УК приведенная судебная практика нашла отражение и
уважительным аффектом признается любой повод.
В психологии различают несколько видов аффекта: гнева, ненависти,
отчаяния, страха, ужаса, радости. В судебной практике чаще встречаются
аффекты гнева и страха. Каждый из них хотя и может быть вызван одинаковыми
поводами, но выполняет в психике разную роль.
Аффект гнева относится к защитному рефлексу и носит агрессивный
характер. Он связан с неприязненным отношением к объекту (чаще всего к
человеку), который в той или иной форме противостоит стремлениям и вкусам
лица. Самозащитный характер аффекта гнева состоит в том, что человек
испытывает потребность в эмоциональной разрядке путем агрессии как способе
обретения оптимального состояния. Большинство преступлений, предусмотренных
ст. ст. 107 и 113 УК, совершается под влиянием аффекта гнева.
Аффект страха вызывается ситуациями, которые создают значительную угрозу
(действительную или воображаемую) наиболее важным благам человека. Он
связан с безусловным оборонительным рефлексом. Действия, совершенные в этом
состоянии, носят чисто оборонительный характер и направлены на устранение
опасности, на защиту.
Аффект страха возникает не иначе как от опасности для наиболее важных
благ человека (жизни, здоровья). И если он, испугавшись, преувеличил
опасность посягательства (у страха глаза велики) и именно воображаемая
опасность вызвала у него аффект страха, под влиянием которого он превысил
пределы необходимой обороны, то, в худшем случае, можно говорить о
неосторожном характере действий. Преступления, связанные с превышением
пределов необходимой обороны, - умышленные. Что следует из такого признака
эксцесса обороны, как очевидность несоответствия посягательства и защиты
для самого обороняющегося.
Из сказанного можно сделать вывод, что для преступлений, предусмотренных
ст. ст. 107 и 113 УК, обязательным признаком состава является аффект гнева
или ненависти. Если насилие вызвало аффект страха, то оборонительные
действия лица должны считаться правомерными.

5. Выявление состояния аффекта.

В составах преступлений, предусмотренных ст.ст.107, 113 УК года, в
качестве обязательного признака, относящегося к субъективной стороне
преступления, назван аффект. Имеется в виду физиологический аффект.
Напомним, что патологический аффект есть расстройство психики, исключающее
вменяемость. Он не может быть признаком состава преступления и регулируется
ст.21 УК.
Названные преступления на основании ст.15 УК отнесены к преступлениям
небольшой тяжести. Продиктовано это двумя обстоятельствами.
Во-первых, аффект вызван совершением преступления или аморального
поступка. В этом случае поведение потерпевшего носит характер провокации,
при которой в причинении ему вреда он сам частично повинен. В причинении
вреда вина делится на двоих.
Во-вторых, преступление виновным совершается в состоянии аффекта, при
котором вследствие торможения коры головного мозга и раскрепощения
подкорковых центров резко сужается сфера сознания. В таком состоянии лицо
смутно осознает характер совершенных действий и еще более смутно предвидит
их последствия. Кроме того, при аффекте лицо в значительной мере утрачивает
контроль за своим поведением, которое становится импульсивным, хаотичным и
нецеленаправленным.
Смутное предвидение наступления общественно опасных последствий в
результате нецеленаправленных действий исключает стремление к ним в виде их
желания. Стало быть, названные преступления совершаются не иначе как с
косвенным умыслом. Все вместе взятое позволяет сказать, что указанные
преступления имеют небольшую степень общественной опасности.
Что же касается сильного душевного волнения, то оно многими судьями
толкуется как оценочная категория. В самом деле, если есть сильное
волнение, то есть и несильное.
В юридической литературе отмечается, что доказательством наличия у
виновного аффекта является характер посягательства. Считается, что оно
должно заключаться в посягательстве, не опасном для наиболее важных благ
потерпевшего. Другим доказательством выступает время ответной реакции на
противоправное поведение потерпевшего.
Конечно, в большинстве случаев аффект возникает вслед за насилием,
оскорблением и т.д. и даже в ходе них, если они имеют продолжительный
характер. Но это не всегда так.
В психологии поводом возникновения аффекта признается отрицательный
раздражитель. Им, конечно, является непосредственное насилие или
оскорбление. Но им может быть и информация о ранее совершенных общественно
опасных и аморальных деяниях, что и учитывается в судебной практике. Б.,
будучи пьяным, тяжело избил свою мачеху, в связи с чем она была
госпитализирована. Вечером соседи рассказали о происшедшем пришедшему с
работы отцу Б. Услышанное вызвало у него аффект, под влиянием которого он
бросился к спящему сыну и ударом костыля причинил ему менее тяжкое телесное
повреждение, за что был осужден по ст.113 УК.
Раздражителем, вызывающим аффект, может служить осознание результатов
насилия. Н. шла на свадьбу. Во дворе ее остановил пьяный сосед В. и стал
глумиться над ней, а потом сорвал с нее нарядное платье и ударил несколько
раз по лицу. Н. в слезах побежала домой. Подойдя к зеркалу, она увидела
окровавленное лицо и выбитые передние зубы. Это вызвало у нее, как признал
суд, аффект, под влиянием которого она схватила кухонный нож, выбежала во
двор и нанесла В. смертельное ранение. Суд осудил ее по ст.107 УК.
Аффект может возникнуть и от воспоминания насилия, оскорбления, обиды.
К. страдал импотенцией, о чем знали сослуживцы. Как-то раз в ссоре Д.
напомнил К. о его недостатке и публично грязно унизил его достоинство. К.
сильно расстроился, тяжело переживая унижение. Всю ночь не спал, страдая от
обиды. Утром, когда К. пришел на работу и увидел Д., обида с новой силой
вспыхнула в нем. Она, как признал суд, привела к возникновению сильного
душевного волнения, под влиянием которого он схватил лежащие на раскройном
столе ножницы и нанес ими Д. тяжкое телесное повреждение. Наличие у К.
аффекта констатировала психиатрическая экспертиза. К. был осужден по ст.113
УК.
Доказательство наличия аффекта есть внезапность его возникновения. Это
его органическое свойство.
Приведенные суждения о доказывании аффекта сводятся к внешним факторам:
к поводу его возникновения, времени ответной реакции. Между тем аффект -
одно из психических состояний. Болезнь - тоже состояние. И никому не придет
в голову диагностировать ее по внешним явлениям, т.е. по явлениям,
находящимся вне тела. Значит, доказательства переживания лицом аффекта надо
искать в тех явлениях, которые имеют внутренний характер.
Аффект как сильнейшее переживание накладывает на облик человека
исключительные по выразительности черты, что опять-таки вызвано его
агрессивной, устрашающей ролью.
Все сказанное может быть при расследовании дела зафиксировано. Если
виновный в момент совершения преступления получил ранение или как-то иначе
потерял кровь, она должна быть передана на биологический анализ.
Обнаружение в ней большого количества адреналина - верный показатель
переживания, сильной эмоции. После окончания состояние аффекта у многих лиц
начинается рвота. И опять исследование специалистами таких масс может
выявить наличие необычного количества пищеварительных ферментов,
характерного для аффекта.
Разумеется, при допросе свидетелей и потерпевшего следует поставить
вопрос о внешнем облике обвиняемого и выяснить, проявлялись ли в нем черты,
свойственные аффекту. То же касается внешних факторов действий обвиняемого.
При расследовании уголовного дела необходимо установить обстоятельства и
факторы, влияющие на возникновение аффекта. К ним можно отнести
предшествующую, травмирующую психику, обстановку, наличие болезней,
нетрудоспособность, недомогание. Важное значение здесь играют психические
свойства - темперамент, характер.
Следует отметить, что многие из признаков, характерных для
физиологического аффекта, свойственных патологическому и другим состояниям,
например стрессу. Разумеется, что ни следователь, ни судья не обладают
познаниями, необходимыми для их распознания. Но даже если кто-то из них и
располагает достаточными для этого познаниями, он на основании ст.78 УПК не
имеет права выходить за пределы чисто процессуальных функций. Решение
специальных вопросов, требующих познания в науке, технике, искусстве или
ремесле, является компетенцией экспертизы.
В судебной практике, для решения вопроса о наличии аффекта у виновного в
момент совершения преступления, все настойчивее внедряется проведение
комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Психологическая часть экспертизы на основании психического статуса
подсудимого или обвиняемого (темперамента, характера), наличия
обстоятельств, влияющих на возникновение сильной эмоции, данных о внешнем
их облике и поведении и результатов биохимического исследования
вещественных доказательств дает заключение о том, переживал ли исследуемый
аффект, какой именно и какой степени. При этом следует иметь в виду, что
аффекты страха и ужаса являются оборонительными реакциями и действия,
совершенные под их влиянием, подпадают под признаки ст.61 УК.
Психиатрическая часть экспертизы на основании тех же данных, а также с
учетом болезней обследуемого проводит дифференциальную диагностику,
подтверждая или отвергая наличие у него патологического аффекта и
констатируя наличие физиологического. В этой части экспертизы проводится
медицинское обследование обвиняемого.
6. Судебная практика.

Неправильное установление субъективной и объективной сторон состава
преступления, его обязательных признаков приводит к тому, что суды не
отграничивали умышленное убийство, предусмотренное ст. 105 ч.1 УК, от
убийства, совершенного в состоянии аффекта (ст. 107 УК). Так, по приговору
Тайшетского городского народного суда Иркутской области Батурин был осужден
по ст. 105 ч.1 УК. Как указано в приговоре, преступление им совершено при
следующих обстоятельствах. 8 марта 1999 г. вечером Батурин у себя дома
вместе с женой и супругами Курилик распивали спиртные напитки в связи с
праздником. В 22 часа в квартиру пришел сосед Горный, который также принял
участие в распитии спиртного. После того как Батурин уснул, его жена и
Горный, которые ранее состояли в интимных отношениях, уединились в доме
Курилик, куда через некоторое время пришел Батурин. Застав жену и Горного в
обнаженном виде, он взял лежащий на столе кухонный нож и нанес сильный удар
Горному в область грудной клетки, причинив сквозное ранение сердца,
совершив таким образом умышленное убийство. В судебном заседании Батурин
пояснил, что находился с потерпевшим в хороших отношениях, с женой жил
дружно, поводов для ревности у него не было, но, когда неожиданно для себя
увидел обнаженными жену и потерпевшего, с криком рванулся к ним и не
помнит, бил ли жену и как ударил Горного. Батурина подтвердила эти
показания мужа.
Судебная коллегия обоснованно пришла к выводу, что суд, правильно
установив фактические обстоятельства дела, дал им неверную юридическую
оценку, квали- фицировав их по ст. 105 ч.1 УК, вместо ст. 107 УК, поскольку
все обстоятельства дела, показания подсудимого и его жены свидетельствуют о
совершении преступления в состоянии внезапно возникшего сильного душевного
волнения (аффекта).
Случаи, когда поверхностное исследование доказательств по делу и
существенных обстоятельств совершения преступления приводят не только к
ошибкам в правовой квалификации действий подсудимого, но и к его
необоснованному осуждению, к сожалению, продолжают встречаться в практике
рассмотрения судами дел об умышлен-ных убийствах.
Усть-Куломским районным народным судом 27 октября 1998 г. Коковкин
осужден по ст. 107 УК. Согласно материалам дела, Чеботинка нанес Коковкину
удар обухом топора по голове, и тот упал. Очнувшись, Коковкин увидел, что
Чеботинка гонится с топором за Путинцевым. Опасаясь за жизнь и здоровье
своего друга, Коковкин вскочил, вытащил нож и, догнав Чеботинка, нанес ему
два удара. Изложив эти обстоятельства, суд ошибочно расценил действия
Коковкина как умышленное убийство в состоянии внезапно возникшего сильного
душевного волнения. В данной ситуации опасность со стороны потерпевшего
была реальной, а действия Коковкина соразмерными, т.е. он находился в
состоянии необходимой обороны. Приговор отменен с прекращением производства
по делу.
Умышленное убийство, совершенное в состоянии аффекта, необоснованно
квалифицировано по ст. 105 ч.1 УК.
Московским районным народным судом Калининградской области Кузнецова Л.
осуждена по ст. 105 ч.1 УК. Она признана виновной в том, что 27 декабря
1999 г. во время ссоры со своей дочерью Кузнецовой С., из чувства мести,
ножом нанесла ей удар в область грудной клетки, причинив проникающее колото-
резаное ранение с повреждением сердца, от чего дочь скончалась. В
кассационном порядке приговор оставлен без изменения. Президиум
Калининградского областного суда протест председателя областного суда о
переквалификации действий Кузнецовой Л. на ст. 107 УК оставил без
удовлетворения. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 19
января 1999 г. удовлетворила аналогичный протест заместителя Председателя
Верховного Суда РФ, указав следующее. Квалифицируя действия Кузнецовой Л.
по ст. 105 ч.2 УК, народный суд исходил из того, что она совершила убийство
во время ссоры и, как указано в приговоре, нет оснований считать, что
виновная находилась в состоянии внезапно возникшего сильного душевного
волнения. Однако народный суд в приговоре не привел никаких доказательств,
подтверждающих данный вывод. Между тем, как видно из материалов дела,
Кузнецова Л. и на следствии, и в суде утверждала, что, придя домой около 8
час. утра 27 декабря 1999 г., застала дочь с сожителем Т., находившихся в
нетрезвом состоянии. Т. был в ее халате, вел себя развязно. Она
потребовала, чтобы он ушел из квартиры, но Т. стал угрожать ей, а дочь
заявила, чтобы она сама уходила из дома, ударила ее в грудь, а затем
бросила в нее стакан с пивом. Это, как показала Кузнецова Л., вызвало у нее
такое состояние, что она, не отдавая отчета своим действиям, схватила
кухонный нож и нанесла им удар дочери все произошло мгновенно. Народным
судом установлено, что дочь первая ударила мать, а затем бросила в нее
стакан с пивом. Факт, что дочь ударила мать, подтвержден и заключением
судебно-медицинского эксперта о наличии у последней легких телесных
повреждений. Однако народный суд не дал оценки этим обстоятельствам. Они же
свидетельствуют о том, что побудительным мотивом нанесения ножевого ранения
Кузнецовой Л. своей дочери явилась не просто ссора, которые возникали и
ранее, а оскорбительные и насильственные действия дочери и ее сожителя,
вызвавшие у матери внезапно возникшее сильное душевное волнение. Как указал
президиум областного суда, оставляя без удовлетворения аналогичный протест,
ссоры между дочерью и матерью происходили и ранее, Кузнецова Л. сама
явилась инициатором очередной ссоры и ножевое ранение было нанесено спустя
некоторое время после неправомерных действий потерпевшей. Однако с этими
доводами президиума согласиться нельзя. Происходившие ранее ссоры между
матерью и дочерью сами по себе не давали оснований для совершения дочерью
противоправных действий в отношении матери. Ссылка президиума областного
суда на то, что инициатором ссоры была осужденная, не подтверждена
материалами дела. Как показала Кузнецова Л., она лишь предложила сожителю
дочери покинуть квартиру, но в ответ услышала брань, оскорбления и
предложение ей самой убраться из дома. Эти объяснения осужденной не
опровергнуты. Не соответствует материалам дела и утверждение президиума о
том, что удар ножом был нанесен Кузнецовой Л. своей дочери спустя некоторое
время после неправомерных действий последней. Показания осужденной
Кузнецовой о совершении ею убийства дочери в состоянии внезапно возникшего
сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями
последней, согласуются с доказательствами, свидетельствующими об отношении
супругов Кузнецовых к своей дочери. Как показали свидетели Руденко,
Грачева, Мухин, супруги Кузнецовы любили свою единственную дочь, заботились
о ее будущем, делая все, чтобы ее личная жизнь была счастливой. При таких
обстоятельствах неправомерные действия Кузнецовой Л. надлежало квалифициро-
вать по ст. 107 УК.
При определении продолжительности разрыва во времени между
обстоятельствами, вызвавшими сильное душевное волнение и убийством, суд
обязан учитывать конкретные особенности рассматриваемого дела.
Убийство в состоянии аффекта предполагает отсутствие разрыва во времени
между обстоятельствами, возбудившими душевное волнение, и последовавшим
убийством.

Одним из непременных условий для квалификации деяния по ст.107 УК РФ
является совершение преступления непосредственно вслед за неправомерными
действиями обидчика, когда виновный находился еще под влиянием вызванного
ими внезапно возникшего сильного душевного волнения.
Необходимыми признаками убийства, совершенного в состоянии сильного
душевного волнения, являются внезапность волнения и его обусловленность
неправомерными действиями потерпевшего - насилием или тяжким оскорблением.
Убийство лица в связи с его насильственными действиями признано надзорной
инстанцией в состоянии аффекта.
Приволжским районным народным судов Астраханской области Мостовая
осуждена по ст. 105 ч.1 УК РФ.
31 мая 1994 года Мостовой у себя дома со знакомым Ивановым употреблял
спиртные напитки. Утром 1 июня Мостовая, увидев, что муж и Иванов вновь
употребляют спиртные напитки, потребовала прекратить это. Мостовой попросил
накормить его, но Мостовая отказалась. Тогда он взял из холодильника кусок
колбасы, однако Мостовая отняла его. По этой причине между ними возникла
очередная ссора, во время которой Мостовой, оскорбляя жену, дважды ударил
ее рукой по лицу и вышел покурить. Мостовая взяла со стола кухонный нож,
пошла за мужем и с целью убийства ударила его ножом, причинив тяжкие
телесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения грудной
клетки сзади с повреждением печени и диафрагмы, от которых потерпевший
скончался.

Определением судебной коллегии по уголовным делам Астраханского областного
суда приговор оставлен без изменения.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос о
переквалификации действий осужденной на ст. 107 УК РФ.
Президиум Астраханского областного суда 25 июля 1994 года протест
удовлетворил, указав следующее.
Как видно из дела, вывод суда о совершении Мостовой умышленного убийства
мужа, т.е. преступления, предусмотренного ст. 105 ч.2 УК РФ, необоснован.
Мостовая, признав свою вину, показала на предварительном следствии и в
суде, что муж злоупотреблял спиртными напитками, по хозяйству не помогал.
31 мая 1994 года в их квартире муж и знакомый Иванов всю ночь употребляли
спиртные напитки. Утром 1 июня 1994 года они продолжали пьянствовать. Она
потребовала прекратить это, в связи с чем у нее с мужем возникла ссора. Муж
оскорблял ее. Затем он взял из холодильника колбасу, но она отняла, заявив,
что продукты оставила для детей (у нее трое несовершеннолетних детей), и
тут муж дважды ударил ее по лицу и пошел из кухни в прихожую. Она, не помня
себя, схватила со стола какой-то предмет, побежала за ним и ударила его
этим предметом в спину. Пришла в себя, когда увидела кровь на рубашке мужа.
Попросила Иванова сбегать за медсестрой. Эти показания Мостовой не
опровергнуты.
Свидетель Иванов в суде подтвердил, что, когда Мостовая отняла колбасу у
мужа, заявив, что оставила ее для детей, Мостовой ударил жену по лицу и
ушел из кухни в прихожую. Мостовая сразу вышла за ним. Через некоторое
время она вернулась на кухню и сказала, что чем-то ``ткнула`` мужа,
попросила его, Иванова, сбегать за медсестрой. Мостовая в это время была
сильно взволнована и плакала.
Показания Мостовой о том, что она совершила убийство мужа в состоянии
сильного душевного волнения, вызванного

Новинки рефератов ::

Реферат: Народные депутаты Украины (Политология)


Реферат: Power Point (Программирование)


Реферат: План горных работ для улучшения проветривания выработок II блока шахты "Северная" (Технология)


Реферат: Социологическое исследование (Социология)


Реферат: Финансовые аспекты страховой медицины (Страхование)


Реферат: Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения (Педагогика)


Реферат: Роль фінансової системи в економічному зростанні перехідних економік: банківська система України (Банковское дело)


Реферат: Выдающиеся деятели Чувашии (История)


Реферат: Перспективы цифрового видео (Компьютеры)


Реферат: Волоконно-оптические линии связи (Контрольная) (Радиоэлектроника)


Реферат: Билеты (Международное публичное право)


Реферат: Методика преподавания (Педагогика)


Реферат: Становление и развитие банковской системы в России в XVIII-XIXвв. (Банковское дело)


Реферат: Характеристика Австралии (География)


Реферат: Война в Чечне: причины и характер (Политология)


Реферат: Сигары (Сельское хозяйство)


Реферат: Учет основных средств организации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Тестовые задания (Педагогика)


Реферат: Коммунікативна атака (Педагогика)


Реферат: Вопросы,ответы и шпоры по общепрофессиональным экзаменам (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист