GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Становление Сочи как курорта (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Становление Сочи как курорта (Искусство и культура)




Министерство Образования Российской Федерации


Сочинский Государственный Университет Туризма и Курортного Дела



факультет Социально-культурного сервиса и туризма

реферат:


«Становление Сочи как курорта»



Выполнили:

студенты
группы 97-ст-1
Малков Ф.Б
Чувалов В.Е.
Проверил:



Сочи 1997



Оглавление:

|Введение | | |
|Глава 1 |Первые поселения | |
|Глава 2 |Посад Даховский - центральный | |
| |поселок | |
|Глава 3 |Обследование окрестностей Сочи | |
| |Появление “Кавказской Ривьеры” | |
|Глава 4 |Чистый курорт - часть грязного | |
| |города | |
|Глава 5 |Приход революции в Сочи | |
| |Благоустройство и развитие курорта| |
|Глава 6 | | |
|Глава 7 |Сочи расширяется | |
| |“Всесоюзная стройка” | |
|Глава 8 |Великая Отечественная война в Сочи| |
|Глава 9 | | |
|Глава 10 |Город восстанавливается | |
| |Сочи сегодня | |
|Глава 11 | | |
|Глава 12 | | |
|Заключение | | |
|Список используемой | | |
|литературы | | |



Введение

Я выбрал эту тему потому что Сочи мой родной город и мне не безразлично его
прошлое, настоящее и будущее, а так как я как будущий специалист в области
туризма и связанных с ним отраслей, думаю что сделал правильный выбор.

При написании этого реферата моей целью было отразить в различных периодах
жизнь Сочи: его образование, появление первых признаков цивилизованного
курорта, различные изменения, которые он претерпел во время революции 1917
года, во время Великой Отечественной войны, в наши дни.

Думаю что мою работу можно использовать в качестве брошюры, буклета или
тому подобных для первоначального ознакомления туристов с историей Сочи



Глава 1

В конце XVII века Россия настойчиво стремилась к прочному утверждению на
берегах Азовского и Черного морей. Это открывало ей возможности к
кратчайшим морским связям с государствами Ближнего Востока и Южной Европы.
Однако этому препятствовала Турция, опасавшаяся усиления влияния России в
этом регионе. После поражений, нанесенных ей русской армией и флотом, она в
1829 году по Адрианапольскому мирному договору формально отказывалась от
прав на Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубани до форта
Св.Николая, расположенного южнее Поти. Однако опираясь на местные племена
горцев, в течение нескольких веков находящихся под ее влиянием, Турция
фактически саботировала выполнение договора. С целью укрепления
Черноморской береговой линии в стратегически важных пунктах необходимо было
построить укрепления, препятствующие проникновению турецкого влияния в этот
район и поставкам горцам оружия.

7 июня 1837 года высаживается десант русских войск на мыс Адлер, где
создается укрепление. Ему дали название “Святого духа”.

13 апреля 1838 года, эскадра русского Черноморского флота под командованием
контр-адмирала Артюхова высадила в устье реки Сшатче (по убыхски) десант
генерал-майора Симборского, который занял расположенное здесь урочище и
господствующую высоту, впоследствии названную Батарейка. В журнале
Симборского была зафиксирована совершено точная дата - 21 апреля 1838 года
- о закладке в этой местности форта Александрия.

3 мая 1838 года войска десантируются в районе реки Шахе, где вскоре
начинается постройка форта Головинский.

7 июля 1838 года в устье реки Псезуапсе был заложен форт Лазаревский.

Жизнь солдат в крепостях Черноморской укрепленной линии проходила в
постоянных тревогах и заботах. Русские солдаты и матросы с трудом
переносили субтропический климат и умирали от малярии.

В 1839 году в связи с сходством названия с другим укреплением Черноморской
береговой линии и во избежание недоразумения, форт Александрия был
переименован в Навагинский, в честь известного полка.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов все укрепления на Черноморском
побережье в стратегических целях были разрушены, а гарнизоны эвакуированы.
Солдаты фортов Навагинского, Лазаревского и Святого Духа были сосредоточены
в Новороссийске. После окончания войны турки усиливают среди горских племен
враждебную пропаганду против России, провоцирую их на вооруженную борьбу.



В середине 1862 года русские войска начали продвижение вдоль побережья и в
глубь гор. 21 марта 1864 года сформированный в помощь регулярным войскам
отряд из станицы Даховской Кубанской области вновь занял бывшее Навагинское
укрепление, которое получило название пост Даховский.

Первыми поселенцами поста были отставные солдаты царской армии и матросы
Черноморского флота. Здесь был открыт госпиталь собравший около 700 солдат,
которым за участие в войне срок службы был сокращен с 20 до 15 лет.

Позднее появились переселенцы из Кубанской области и центральных губерний
России. Они получали надел в 30 десятин на семью и денежную ссуду на
приобретение скота и земледельческих орудий. Организация хозяйства в новых
условиях требовала определенных знаний и опыта. Кроме того, при устройстве
селений крестьяне по традиции селились в низменных местах, в долинах по
течению рек где бушевала малярия. В итоге переселенцы бедствовали, многие
семьи вымирали, другие бросали хозяйства и уходили от гибельных для них
мест.


Глава 2

С целью оживления экономического развития края, царское правительство
стремилось привлечь сюда людей состоятельных и предприимчивых путем продажи
им на самых льготных условиях свободных участков казенной земли.

В 1868 году была предпринята попытка привлечь и организовать из
интеллигенции обладающей опытом и знаниями в области сельского хозяйства и
промышленности, товарищество способное освоить этот край. Под руководством
братьев Петра и Александра Верещагиных такое товарищество было основано в
количестве 50 человек и после обследования вариантов остановило свое
внимание на месте поста Даховского, где было решение устроить центральный
поселок.

Однако неблагоустроенность территории, отсутствие путей сообщения,
трудности получения промышленных товаров из центральных районов и сбыта
сельскохозяйственной продукции не способствовало развитию частного
предпринимательства.

В 1874 году гражданское население поста Даховского составляло всего 15
семей, но это дало возможность перевести его на положение посада, то есть
гражданского поселения.

Между тем участки продавались, раздавались или разыгрывались в лотерею в
пользу благотворительных организаций. Многие владельцы, получившие таким
образом землю от 200 до 500 десятин, попросту не имели представления где
это находится, так как проехать сюда для осмотра было весьма непросто.

Оживление началось со строительством в 1882 году железной дороги Тихорецк -
Новороссийск и в 1887 году Новороссийско-Сухумского шоссе. Дорогу от Туапсе
до посада Даховского строило Управление общественными работами, а от посада
до Нового Афона - Кавказский округ путей сообщения.

В поисках средств к существованию на строительство этого шоссе хлынули
крестьяне, гонимые голодом и нуждой, вызванными неурожаем в центральных
губерниях России. Непривычные к климату, ослабленные непосильным трудом,
лихорадкой, они умирали здесь тысячами.



Глава 3

23 мая 1896 года была организована Черноморская губерния в составе
Даховского, Туапсинского и Новороссийского округов с центром в последнем.
Тогда же посад Даховский был переименован, предположительно от созвучного
старого убыхского названия протекающей здесь реки Сшатче, в посад Сочи.

1 мая 1898 года посад Сочи был преобразован в городское поселение с
упрощенным управлением. Сохранились записи о том времени: “Количество всей
посадской земли 400 десятин, владений 326 и жителей обоего пола 3895,
причем русских 2948, а остальное состоит из греков, грузин, имеретин,
мингрельцев, армян, немцев, эстонцев, турок, персов и евреев”. В городе
были больница на 8 коек, казначейство, тюрьма, полицейское управление и 55
торговых заведений.

В этом же году была открыта еще одна важная страница в истории города.
Специальная комиссия по изучению Черноморского побережья в составе ученых
профессоров А.И. Воейкова, Ф.И. Пастернацкого и горного инженера М.В.
Сергеева провела обследование климата и геологического строения Сочи. В
своих заключениях комиссия предсказывала Сочи большое будущее, как курорту
с великолепным сочетанием живописных гор, южного моря и бальнеологической
базы.

Большой резонанс имело рассмотрение на заседании географического общества
материалов известного ученого А.Н. Краснова, который за уникальные
курортные ресурсы назвал Черноморское побережье “Русской Ривьерой”.

Огромную роль в определении лечебных возможностей Сочи сыграл доктор В.Ф.
Подгурский, стараниями которого было привлечено внимание к целебным
источникам Мацесты.

Знать, капиталисты и именитое купечество, привлеченное высказываниями о
перспективности этой местности, начали интенсивно приобретать в районе Сочи
земельные участки, строить дачи и создавать коммерческие предприятия.


Глава 4

14 июня 1909 года принято считать датой, с которой эта местность стала
приобретать курортное значение. Тогда открылся комплекс из двух
четырехэтажных гостиниц с театром, кафе, рестораном, имевший водопровод,
канализацию, собственную электростанцию и получивший название “Кавказская
Ривьера”. Его строительство начал еще в 1904 году предприимчивый московский
коммерсант А.Г. Тернопольский. Он, проницательно прикинув возможные
перспективы выколачивания барышей из “утомленных россиян” в этой уникальной
по природно-климатическим условиям местности, заведомо создал своему
предприятию хорошую рекламу. В брошюре “Что могут сделать сочинцы для славы
своего родного города”, изданной в 1908 году в Петербурге, он писал, что
красота Сочи гораздо эффективнее, чем красота таких прославленных курортов,
как Ментона, Канны, Ницца, Сан-Ремо и других. Здесь же приводился ряд
интересных сведений, доказывающих преимущество природных характеристик Сочи
над прославленными курортами Англии, Франции и Италии. В этом же 1908 году
в Париже был опубликован труд профессора Э.Мартеля с обобщением
исследований Сочинского побережья, в котором указывалось, что “Кавказская
Ривьера” достойна мировой славы. В первый же год эксплуатации отеля
“Кавказская Ривьера” успех превзошел все ожидания. В 1910 году
Тернопольский строит еще один трехэтажный корпус и
водосветоэлектролечебницу, а впоследствии, полагая, что нащупал золотое
дно, с целью расширения предприятия организовал акционерное общество, в
которое вошли “много лиц с крупными именами и видным общественным
положением: сановники, члены Государственного совета, управляющие
отделениями Государственного банка, директора частных банков и т. п.”.

Среди привилегированных классов начался настоящий бум по скупке участков,
строительству дач и коммерческих предприятий на территории Сочи. Те земли,
которые приобретались по гривеннику за квадратную сажень, продавались по 10-
15 рублей.



В конце 1911 года акционерное общество, созданное советником М.М.
Зензиновым и врачом В.Ф. Подгурским, взяло у царского правительства в
аренду на 75 лет мацестинские источники. Были предприняты весьма энергичные
шаги по развитию бальнеолечебной базы. Было введено в эксплуатацию ванное
здание на 18 кабин. Однако первоначально за сезон здесь отпускалось лишь
1300 ванн. Мацестинские источники привлекали В.Ф. Подгурского давно, еще с
1898 года, когда приехав в Сочи он обнаружил, что местное население с
успехом принимает примитивные мацестинские ванны. Это были вырытые в земле
ямы наполненные минеральной водой, которая подогревалась солнцем и
раскаленными камнями. Они применялись для лечения болезней опорно-
двигательного аппарата. В 1902 году по его инициативе местному Обществу
пособия бедным было разрешено построить на Мацесте первое ванное здание. С
1904 года функционировали сарай с земляным полом и 4 ванны, примитивный
лечебный бассейн и барак для проживания больных. И видя что мацестинскме
источники служат дополнительным стимулом для привлечения людей в Сочи В.Ф.
Подгурский решительно взялся за них.

На карте 1914 года “Земельные владения в Сочинском округе” показаны 150
владений князей Юсупова, Оболенского, Долгорукова, Муравьева, графини
Голенищевой-Кутузовой, министров Ермолова, Витте, генерала Куропаткина,
действительного статского советника Малевинского, миллионерши Мамонтовой и
других влиятельнейших и богатейших людей того времени. Дагомыс был вотчиной
самодержца всея Руси, а рядом, в Уч-Дере, располагались владения его
министра Аракчеева, Вардане с 7 тысячам десятин переходит к великому князю
Михаилу Николаевичу.

Получают землю отставные офицеры - участники Кавказской войны. Царские
администраторы насильно заселяют край солдатами и матросами. Так появляются
у нас в районе Первая Рота, Вторая Рота, Третья Рота, Четвертая Рота,
Ахштырь и другие


Глава 5

Население города в этот период росло в основном за счет строительных
рабочих и прислуги, обслуживающей приезжающих на модный курорт власть
имущих. На фоне утопающего в грязи небольшого городка кричаще выделялись
роскошные комфортабельные виллы и дачи богатеев, а местные жители
существовали в деревянных лачугах в антисанитарных условиях. В городе
отсутствовали водопровод, канализация, по улицам бродили тощие свиньи и
чумазые буйволы.

В 1909 году протяженность улиц в Сочи составляла 14 верст, а мощеных - 1
верста и 150 сажен. Улицы освещались 80 керосиновыми фонарями, больница
расширилась всего до 25 коек, зато в городе было 49 трактиров.

Город и курорт существовали отдельно друг от друга и представляли собой две
полярные крайности.

До Великой Октябрьской социалистической революции в Сочи проживало около 13
тысяч человек. В нем работали 10 частнопрактикующих врачей, из которых 5
приезжали на период летнего сезона. Лечение осуществлялось главным образом
амбулаторно. Вследствие непомерной дороговизны лечиться и отдыхать здесь
могли лишь очень состоятельные люди. Остальным путь к лечению был закрыт.



Глава 6

Великая Октябрьская революция явилась сигналом для установления Советской
власти во многих районах и городах России. В Сочи Советская власть была
провозглашена 1 съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов Сочинского
округа, который состоялся 28-30 января 1918 года в театре отеля “Кавказская
Ривьера”. Однако народная власть в городе, находившемся на окраине бывшей
Российской империи, вдалеке от индустриальных центров и крупных отрядов
рабочего класса, не могла длительное время противостоять силам
контрреволюции. Банды Деникина, хозяйничавшие на юге страны, докатились и
до Сочинского округа. Под руководством большевиков в округе развернулось
народное партизанское движение. 29 апреля 1920 года части Красной Армии
совместно с партизанами Волковского, Воронцовского, Пластунского отрядов
освободили Сочи, а 4 мая в районе Кудепсты принудили к капитуляции остатки
белогвардейской кубанской армии. Советская власть вновь была установлена, и
на этот раз навсегда.

Но и во время революции в стране не забывали о курортах. И следствием этому
стал подписанный Лениным 20 марта 1919 года на VIII съезде РКП(б) “Декрет
о лечебных местностях общегосударственного значения”, ставший отправной
точкой развития советских курортов. Этот исторический документ в ряду
других мер декларировал: “...лечебные местности или курорты, где бы таковые
на территории РСФСР не находились и кому бы не принадлежали, со всеми
сооружениями и движимостью, обслуживающими ранее курорт и находящимися на
присоединенных и приписанных к курорту землях, составляют собственность
республики и используются для лечебных целей”.

На основании ленинского декрета Кубано-Черноморский ревком национализировал
в Сочи все, что хоть в какой-то мере могло послужить народу.

В эти годы формируются органы управления, осуществляются восстановительные
работы, определяются и уточняются курортные характеристики Сочинского
района.

Первоначально все выявленные и учтенные курортные учреждения находились в
ведении управления курортами Кубано-Черноморского района, а затем, по мере
усиления внимания к развитию Сочи-Мацесты, в октябре 1924 года было
выделено самостоятельное Сочинское курортное управление.


Глава 7

Восстановительные работы сопровождались благоустройством курорта. Город
получил водопровод и электричество. В 1924 году завершилось начатое еще 10
лет назад частным Обществом Черноморской железной дороги строительство
железнодорожной линии, привязавшей Сочи к единой общегосударственной
системе магистральных сообщений. Теперь из Москвы, Санкт-Петербурга, других
городов и районов страны на курорт можно было добраться без пересадки,
одним видом транспорта. Строительные материалы, оборудование и другие
крупногабаритные грузы, крайне необходимые для дальнейшего развития Сочи,
регулярно доставлялись по железной дороге.

Наличие прямого сообщения с другими районами и вытекающие из этого
преимущества послужили толчком для начала интенсивных исследований курорта,
превращения его в своеобразный гигантский цех по восстановлению здоровья.

Первые системные исследования санитарно-технических и других характеристик
Сочинского района были начаты группой студентов Московского института
гражданских инженеров под руководством профессора Лунина. Затем они были
продолжены в открывшемся в 1925 году первом в Сочи научном подразделении -
филиале Центрального научно-исследовательского института курортологии.
Определенный вклад в функциональное зонирование территории внесла
проводившая исследования в этот период комиссия горно-санитарной охраны.
Детально изучались климатические и геоморфологические условия, возможности
гидроминеральной базы, определялись контуры курортных, селитебных,
природоохранительных, санитарных, лесопарковых и хозяйственных зон,
формировалась концепция перспектив развития города и курорта Сочи.



Все это создало основу для дальнейших выводов о чрезвычайной
перспективности развертывания в Сочи крупной курортной базы. Определенным
этапом в развитии Сочи, подчеркнувшим значимость этого района, было
придание ему 26 мая 1925 года статуса курорта, имеющего общегосударственное
значение.


Глава 8

Район Сочи от Уч-Дере до Кудепсты протяженностью вдоль берега свыше 30
километров стал включать в себя территорию Дагомыса, современного
Центрального района, Мацесты, Хосты, а также Красной Поляны. Уже через 3
года здесь функционировали 6 государственных санаториев емкостью 465 коек,
21 ведомственное учреждение курортного типа на 1175 коек, курортная
поликлиника. Был построен новый бальнеологический корпус на Мацесте,
позволивший по сравнению с 1924 годом почти в 7 раз увеличить количество
отпускаемых ванн и довести их до 200 тысяч в год. Растущую популярность
молодого курорта характеризует и тот факт, что здесь восстанавливали свое
здоровье около 15 тысяч неорганизованных отдыхающих, что по тем временам
представляло собой внушительную цифру.

Тот период характеризовался высоким промышленным ростом, строились сотни
заводов и фабрик, осваивались новые районы, создавалась материально-
техническая база страны. В полном соответствии с духом той героической
эпохи, наряду со строительством Магнитки, Днепрогрэса, Комсомольска-на-
Амуре, закладывались основы будущих гигантов курортной индустрии. Почти
одновременно, в 1931 году, началась разработка генеральных планов развития
Южного берега Крыма и города-курорта Сочи.

В 1933 году под руководством архитектора Н.Несиа была закончена разработка
и принят к реализации первый генеральный план реконструкции курорта Сочи-
Мацеста, охватывающий период до 25 лет. Генеральный план отличался широтой
и содержал прогрессивные идеи строительства города-курорта как единой
сбалансированной системы. Характерному для дореволюционного периода
соседству роскошных особняков и лачуг местных жителей с почти полным
отсутствием коммунально-бытовых удобств противопоставлялась точка зрения,
согласно которой в современном городе комфортными условиями должны
пользоваться не только отдыхающие, но и создающие эти условия местные
жители.

В архитектурном отношении ставилась задача выделения доминирующих на
вершинах холмов ансамблей зданий и сооружений в общей панораме зеленых
насаждений, парков, скверов и прогулочных аллей. На реализацию этой
грандиозной программы предназначалась солидная по тем временам сумма - 1400
миллионов рублей.


Глава 9

Город-курот Сочи был объявлен ударной стройкой страны. Для руководства ею
было создано специальное управление уполномоченного ЦИК СССР. Огромную роль
на этом посту в организации строительства в период реконструкции Сочи в 30-
е годы сыграл А.Д. Метелев. В формировании архитектурного облика города-
курорта приняли участие прославленные зодчие, в том числе братья А.А. и
Л.А. Веснины, В.А. Щуко, И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, К.Н. Чернопятов, Н.А.
Гаврилов, П.П. Еськов, И.С. Кузнецов, М.Л. Мершанов и другие.

Следует отметить, что проектирование велось параллельно со строительством.
Это обусловило выполнение за 3-4 года большой программы работ. О темпах
строительства может свидетельствовать тот факт, что в 1935 году асфальтовая
дорога на вершину горы Ахун была проложена всего за 102 дня. Тогда же была
построена из добытого на месте белого камня более чем 30-метровая башня. В
очень сжатые строки были построены такие сложные инженерные сооружения, как
Ривьерский мост, Мацестинский виадук, а уникальные в архитектурном
отношении объекты: санаторий имени С.Ордженикидзе и Зимний театр - всего за
три года.



Санатории, дома отдыха и другие курортные учреждения строились на всем
побережье Сочи. На базе водолечебницы доктора Подгурского и маленьких
гостиниц, носивших громкие названия “Гранд-отель” и “Бель-вью”, был создан
санаторий, ныне названный именем Мориса Терезы. Вступали в эксплуатацию
санатории “Золотой колос”, “Искра”, “Приморье”, “Родина”, “Салют”,
“Лазурный берег”, имени С.М. Кирова и другие.

Правительство уделяло самое пристальное внимание развитию Сочи. На стройках
города можно было увидеть наркомов, крупных партийных и государственных
деятелей. Неоднократно приезжал в Сочи тогдашний Всесоюзный староста М.И.
Калинин. При непосредственном участии народного комиссара обороны К.Е.
Ворошилова и народного комиссара тяжелой и горнорудной промышленности Г.К.
Ордженикидзе были построены рядом у подножия горы Бытха два великолепных
санатория, впоследствии названные их именами,

В соответсвии с генеральным планом развивались отрасли, обслуживающие
курорт. В этот период был построен ряд предприятий пищевой промышленности,
оснащенных по тем временам самой передовой техникой. Проектные решения по
возведению корпусов хлебокомбината, молокозавода и мясокомбината позволили
в дальнейшем на тех же площадях, без строительства новых предприятий, за
счет технического перевооружения в десятки раз увеличить выпуск продукции.
Важное место отводилось расширению сети предприятий торговли и
общественного питания.

Особое внимание отводилось благоустройству территории, строительству
транспортных коммуникаций, пешеходных маршрутов, закладке парков и скверов,
устройству противооползневых сооружений и регулированию русел рек.

Рядом со старым Сухумским шоссе в 1936 году пролегла главная улица города -
Курортный проспект. В 1937-1938 годах благоустраивается шоссе к старой
Мацесте.

Важное место в формировании города-курорта отводилось культурному
строительству. Если к приходу Советской власти в Сочи было всего 3
постоянных общедоступных библиотеки и 3 избы-читальни, то в 1936 году здесь
работало уже 116 библиотек с книжным фондом около 200 тысяч томов и 54
клуба. В 1937 году открывается дом-музей Н.А. Островского, прожившего в
Сочи последние годы своей жизни. В годы первых пятилеток начали работать
детская библиотека, музыкальная школа, в которой обучалось 75 пионеров.

Освоение за 7 лет с начала реконструкции немногим более 40 процентов от
всей суммы, выделенной на реализацию генерального плана, совершенно
изменило облик города, позволило в 1940 году обеспечить прием на отдых и
лечение более 110 тысяч человек. Именно поэтому 1933 год считается вехой, с
которой начинается создание современного города-курорта Сочи.


Глава 10

Бурное развитие города приостановила Великая Отечественная война. В этот
период Сочи был превращен в город-госпиталь. Распоряжением ЦК ВКП(б) и
Совета Народных Комиссаров от 7 июля 1941 года перед городом была
поставлена задача - в максимально короткие сроки развернуть сеть военных
госпиталей общей численностью 20 тысяч коек. Эта цифра почти в два с
половиной раза превышала существующую в то время емкость санаторно-
курортных учреждений. В считанные дни санатории, дома отдыха, гостиницы,
школы, пионерские лагеря стали госпиталями. Уже к началу августа 1941 года
было создано 40 госпиталей, а всего за период войны в Сочи функционировали
111 номерных учреждений на 40 тысяч коек. Курорт превратился в крупнейшую
госпитальную базу страны.

Первых раненых Сочи принял 5 августа 1941 года. Это были защитники Одессы.
Прибывших поместили в лучшие госпитали, открывшиеся на базе санаториев
имени С. Ордженикидзе, С.М. Кирова, “Кавказская Ривьера”, “Красная Москва”,
“Химик”, Вскоре военно-санитарные поезда в Сочи стали прибывать ежедневно,
но это был не единственный путь доставки раненых в город-госпиталь.



Их везли на боевых и транспортных кораблях, самолетах, автомашинах,
подводах. Через некоторое время свободных мест в госпиталях не стало, а
раненые продолжали поступать. В их числе были защитники Севастополя,
Москвы, Киева, Ленинграда. Однако несмотря на нехватку мест, ни один из них
не остался без лечения. Мобилизация всех возможностей города позволила
только с октября 1942 по февраль 1943 принять почти 95 тысяч раненых, из
них 80 процентов возвратить в строй. Только за шесть месяцев 1943 года
здесь было сделано 13558 операций, 613914 перевязок.

До самого конца войны несли свою службу сочинские медики. Их усилиями
благодаря активной помощи жителей города, на плечи которых легли заботы по
перевозке раненых, обеспечению их продуктами питания и лекарственными
травами, заготовке дров, пошиву белья, одежды, были поставлены на ноги
полмиллиона советских солдат и офицеров, или 45 полнокровных дивизий. В те
годы госпитальный Сочи сыграл неоценимую роль, став одним из важных
источников пополнения действующей армии.

Всего за годы войны около 34 тысяч сочинцев ушло на фронт, а вернулось из
них чуть больше половины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1980 года за большую и
самоотверженную работу трудящихся города по лечению и восстановлению
здоровья воинов Советской армии и Военно-Морского Флота в годы Великой
Отечественной войны и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном
строительстве, город Сочи награжден орденом Отечественной войны I степени.


Глава 11

Сразу же после войны правительство приняло постановление о неотложных мерах
по восстановлению курорта, по проведению берегоукрепительных и
противооползневых работ.

К середине 50-х годов были возведены санатории “Сочи”, “Чайка”,
“Мацестинская долина”, “Металлург”, здравницы названные именами В.И.
Ленина, Ф.Э. Дзержинского, Я.Ф. Фабрициуса.

В 1952 году по проекту академика А.Н. Душкина построен железнодорожный
вокзал. Несколько позднее, в 1955 году, сооружен морской вокзал по проекту
К.С. Алабяна.

В этот период на протяжении 4 километров, от курортной поликлиники N 1 до
гостиницы “Приморская”, формируется набережная с благоустроенными спусками
к морю, беседками и видовыми площадками.

Упорная борьба санитарно-технических служб с малярией - бичом здешних мест
увенчалась успехом. В декабре 1956 года доктор С.Ю. Соколов, возглавлявший
в течении 25 лет эту трудную работу, на сессии горсовета известил, что
впервые в истории Сочи и его окрестностей в истекшем году не было ни одного
случая заболевания малярией.

К середине 50-х годов ежегодное количество лечившихся и отдыхающих на
курорте приблизилось к полумиллиону, что опрокинуло самые смелые прогнозы
30-х годов и привело к ряду диспропорций, сдерживающих развитие города.

Генеральным планом развития Сочи единовременная вместимость здравниц
первоначально определялась около 10 тысяч мест, а после корректировки в
1937 году - 25 тысяч мест. Значительные курортные ресурсы предопределили
линейное расположение здравниц - узкой полосой вдоль побережья. Учитывая,
что основные средства на курортное строительство выделялись ведомствами, с
целью ускорения освоения курортной целины и благоустройства прилегающей
территории им выделялись неограниченные земельные участки. Причем площадь
некоторых из них достигала 10 тысяч квадратных метров. Это препятствовало
размещению новых здравниц. Основная группа курортных учреждений исторически
сложилась в центре Сочи, в то время как в примыкающих к нему поселках
Адлер, Магри, Аше, Лазаревское, Головинка, Лоо их было крайне мало или
совсем не было.



С целью пропорционального и комплексного развития этих районов Верховный
Совет РСФСР в 1961 году принял решение о создании первого в нашей стране
курортного региона Большой Сочи с единым административным подчинением. В
него вошли Адлерский, Хостинский, Центральный и Лазаревский районы общей
протяженностью 145 километров.

В 1965 году архитекторами Гипрогора М.Комаровым, Ф.Янсоном и другими был
разработан второй генеральный план развития Большого Сочи, принятый к
реализации на период 1967-1992 годов. Планом предусматривалось формирование
комплексов курортно-рекреационных учреждений на всем 145-километровом
побережье с выделением зон селитебного и хозяйственного назначения. При
этом единовременную емкость санаторно-курортных учреждений первоначально
предполагалось довести до 210, а впоследствии до 450 тысяч мест.

Определенным шагом вперед явилась концепция рекреационного освоения
глубинных территорий города-курорта, вначале до 3 километров от побережья,
а затем до 25-30 километров.

Было принято во внимание прогрессирующее увеличение количества
неорганизованных отдыхающих, приезжающих к морю в отпуск. Начало
развиваться гостиничное хозяйство. В 60-е годы были введены в эксплуатацию
отели “Ленинград”, “Сочи”, “Кубань”, “Хоста”, “Магнолия”, “Кавказ”,
“Чайка”, а несколько позднее “Камелия”, “Жемчужина”, “Прибой”, “Москва” и
другие.

Значительное развитие получило строительство современных пансионатов.
Выросли корпуса пансионатов ”Светлана”, Адлерского курортного городка,
“Зеленая роща”, “Белые ночи”.

В 1975 году Сочи принял на отдых и лечение уже более 3 миллионов человек,
емкость его санаторно-курортных учреждений выросла до 73 тысяч мест.

В 80-х и начале 90-х годов коечная емкость курортно-рекреационных
учреждений достигла 84 тысяч мест. Начали функционировать санаторий
“Узбекистан”, пансионаты “Нева”, “Солнечный луч”, “Сигнал”, гостиничный
комплекс “Дагомыс”.

Благоустраивалась и территория курорта. В центре постепенно убирались
приземистые, одноэтажные дома. На смену им строились новые высотные корпуса
жилых и административных зданий. На смену традиционному строительству в
долинах рек и низменностях пришло новое архитектурное решение формирования
жилых микрорайонов на склонах предгорий, амфитеатром спускающихся к морю.


Глава 12

В настоящее время Сочи крупнейший российский курорт, он является одним из
уникальных приморских и бальнеоклиматических курортов мира. Он находится на
одной параллели с Венецией, Белградом, Марселем, Нью-Йорком, Варной,
Сараево, Флоренцией, Ниццей, Бильбао, Бостоном, Торонто, Саппоро, Алма-
Атой, и на одном меридиане с Москвой, Меккой, Аддис-Абебой и Дар-Эс-
Саламом. Сочи занимает исключительно выгодное геополитическое положение,
так как находится на стыке Европы и Азии, а Черное море соединяет его со
Средиземным морем, Атлантическим и Индийским океанами.

Сочи представляет собой целый курортный регион: протяженность его вдоль
побережья - 145 километров. Площадь же Сочинской агломерации составляет 3,5
тысячи квадратных километров, что превышает территорию государств
Люксембург, Лихтенштейн, Андорра и Сан-Марино вместе взятых.

В Сочи проживают представители около 110 национальностей. Основной процент
населения составляют русские - 70%, на втором месте армяне - 15%, на
третьем украинцы - 6%, далее грузины - 1,5%, греки и адыгейцы по 1,2%.

Среднегодовая численность населения Сочи с учетом отдыхающих доходит до 600
тысяч человек, из них местное население составляет около 378 тысяч человек.



Совсем недавно на сочинских курортах ежегодно отдыхало и лечилось до 5
миллионов человек. Треть из них - по путевкам в санаторно-курортных
учреждениях, а остальные - в частном секторе и гостиницах города.

Во время перехода к рыночным отношениям численность отдыхающих здесь
сократилась почти вдвое и составляет около 2,6 миллионов человек в год. В
межсезонье остаются невостребованными даже путевки в престижные санатории и
пансионаты.

Плохо обстоят дела и с посещением Сочи иностранными туристами. А в 80-е
годы город пользовался значительной популярностью у зарубежных гостей. Сюда
ежегодно прибывало 250 тысяч туристов из многих стран мира, особенно из
Восточной Европы.

Сейчас в Сочи оказывают услуги в сфере туризма: 41 база отдыха, 6 домов
отдыха, 5 курортных поликлиник, 13 оздоровительных комплексов, 34
пансионата, 58 санаториев, 6 кемпингов, 10 турбаз, 15 гостиниц.


Заключение

Заканчивая свою работу, думаю что все-таки сумел отразить наиболее
значительные вехи в развитии и становлении Сочи как курорта. Так же можно
сказать, что если бы при наличии таких благоприятных условий в Сочи как:
море, климат, природа, существовал бы еще и достойный уровень обслуживания
везде, а не только в нескольких фешенебельных отелях и здравницах, то я
просто уверен, что Сочи превратился бы в один из самых лучших курортов
мира, а может и в самый лучший.



Список используемой литературы:

1. В.П. Пачулиа “Черноморское побережье Кавказа”, Москва, Профиздат 1980.
2. П.М. Голубев “Сочи” Москва, Советская Россия 1987.
3. В.С. Рябцев “Сочи: отдых и лечение”, Черноморская здравница 1996.
4. /Бизнес матч/ № 11, 1997.
5. Энциклопедический словарь “Курорты”.
6. В.А. Леонов “Сочи курорт”, Краснодарское книжное издательство 1987.
7. В.С. Говорков “Лечение на курорте Сочи”, Краснодарское книжное
издательство 1984.
8. С.А. Загайный “Доклады Сочинского отдела географического общества
СССР”, Москва, Прогресс 1981.
9. К.А. Гордон “Доклады Сочинского отдела географического общества СССР”,
Москва, Прогресс !979.
10. Б.А. Ермаков “Сочи - курорт”, Сочи, Наука 1994.







Реферат на тему: Стивен Спилберг

ЖИЗНЬ

Сегодня, когда мы говорим о настоящем, фантастическом успехе в кино,
одним из первых имен, которые приходят на ум, является, конечно, Стивен
Спилберг. Его фильмы вот уже два десятилетия гремят по всему миру. Кассовые
доходы от них ни с чем не сравнимы. Если о каком-то фильме или режиссере
говорят как о чем-то из ряда вон выходящем, то всегда рядом появляется
фигура Спилберга. Потому что величина любого настоящего успеха оценивается
в сравнении с успехом Спилберга.
Стивен Спилберг ворвался в массовое сознание зрителей в 1975 году фильмом
"Челюсти" и с тех пор практически ежегодно будоражит мир кино новыми
работами, каждая из которых открывает все новые и новые грани его
блестящего таланта. Нельзя сказать, что критика сразу и безоговорочно
приняла его творчество. Годами его подвергали жестоким упрекам за то, что в
его фильмах нет тематической остроты, социальной и психологической
проблемности, за то, что он уходит в мир технического совершенства, забывая
о "человеческой сущности" кино. Думается, эти выводы ранили Спилберга и, в
конце концов, привели его к созданию прекрасного и тяжелого фильма "Список
Шиндлера" (1993), за который он получил, наконец, своего режиссерского
"Оскара". Однако путь на Олимп, как правило, очень тяжек.
Родился Стивен Спилберг в 1949 году, в Цинциннати, в семье инженера-
электрика Арнольда Спилберга, который, кстати, стал вскоре еще и одним из
пионеров компьютерного дела в Америке. Дело "компьютеризации всей страны"
вынуждало Спилбергов много переезжать. После Цинциннати был Хэддонфилд,
штат Нью-Джерси, затем Скоттсдейл, штат Аризона, и наконец, пригород
калифорнийского города Сан-Хосе - Саратога.
Мать Стивена - Леа Спилберг (Познер) до замужества выступала с
фортепьянными концертами. Она родила мужу, кроме старшего Стивена, еще трех
девочек. Эти девочки, сестры будущего мастера кино, сыграют со временем
свою важную роль в становлении Спилберга-режиссера - они будут первыми его
актрисами, их он будет снимать старенькой 8-миллиметровой камерой,
принадлежавшей отцу. Искусство сродни наркотику. Однажды привыкнув к нему,
человек постепенно уходит от реальной жизни. Либо искусство становится той
самой реальной жизнью, которой он живет, дышит, существует.
В своей деятельности Спилберг руководствуется девизом: показать как можно
большему числу зрителей как можно больше замечательных зрелищ, которые они
хотели бы увидеть; именно эту цель он всегда мысленно видит перед собой.
Его родителями были инженер-разработчик компьютеров и одаренная пианистка.
Детство Спилберга проходило в штате Нью-Джерси, а потом - в Аризоне. Его
отличительной чертой с самых ранних лет было богатое воображение; оно
наполняло его юный ум яркими образами, которые потом вдохновили его на
создание фильмов.
Став взрослым, Спилберг сохранил живые воспоминания о детстве,
послужившие источником его самых выдающихся произведений. Так, в фильме
"Инопланетянин" он отразил чувства, навеянные неспокойной семейной жизнью и
ссорами между отцом и матерью, которые привели к разводу в 1966 году. "Этот
фильм - о подростке, пытающемся найти какую-то опору в жизни", - говорил
он. Фильм "Тесные контакты третьей степени" навеян впечатлениями от зрелища
метеоритного дождя, показанного ему отцом, когда Стивену было 4 года.
Он не попал ни в один из престижных киноинститутов США. Ему удалось
поступить в Университет штата Калифорния, расположенный в Лонг-Бич,
неподалеку от Голливуда, на специальность "телевизионное производство", но
и оттуда он ушел с последнего курса.
Этот поступок не был случайным; он стремился к цели, поставленной себе
уже давно: стать кинорежиссером. Свои первые фильмы он снял еще в детстве,
и они служили для него надежным убежищем от страха перед действительностью.

Ему было 11 лет, когда он впервые взял в руки 8-мм кинокамеру с пружинным
приводом, марки "Белл" (принадлежавшую отцу), и начал снимать любительские
фильмы о "летающих тарелках" и о боях второй мировой войны. Вскоре гостиная
их дома превратилась в кинотеатр для соседей и знакомых; члены семьи
продавали билеты и лимонад. "Съемка одного фильма обходилась мне в 50
долларов; из этого расчета и назначалась цена билетов, так что к концу лета
у меня набралось как раз 55 долларов, - вспоминал Спилберг. - В наши дни
этим методом "мелких контрактов" работает весь Голливуд".
Спилберг с детства научился рассказывать "жуткие" истории; сначала он
пугал ими своих маленьких сестренок, а потом с их помощью находил себе
друзей среди подростков, особенно в отряде бойскаутов.
Осенью Стивен поступил в Университет штата Калифорния, в городе Лонг-Бич.
Конечно, он хотел изучать кинопроизводство, но его школьный аттестат
оказался не настолько хорош, чтобы перед ним распахнулись двери одного из
престижных киноинститутов, таких, как «USC» или «UCLA», и ему пришлось
удовольствоваться изучением английского языка и литературы, тем более что
он чувствовал слабость своих знаний в этой области. Это самокритичное
высказывание подразумевало соответствующие благие намерения; вышло, однако,
так, что Стивен стал больше просиживать в кинозалах, чем в библиотеках, а
потом увлекся съемками любительских фильмов на 16-мм пленке, подрабатывая
для этого в разных местах, где можно было устроиться на неполный рабочий
день. В свободное время он пропадал на студии «Юнивёсал», стараясь увидеть,
как работают настоящие мастера кино, такие, как Хичкок. Стивен не жалел сил
и времени на свои внеклассные работы и отчаянно искал способы показать свои
фильмы кому-либо из администрации студии, а тем временем его успехи в
университете, естественно, оставляли желать лучшего.
Результатом этих трудов стал фильм «Эмблин», продолжительностью в 22
минуты, не имевший диалогов; в нем рассказывалось о парне и девушке,
путешествовавших на попутных машинах к Тихому океану... Фильм был снят за
10 дней и обошелся в 10 000 долларов; деньги дал богатый приятель, Деннис
Хоффман, учившийся в колледже вместе со Стивеном и собиравшийся стать
кинопродюсером. Фильм получился хороший; оператором был Аллен Давю (который
потом работал у Спилберга на съемках фильма «Инопланетянин»); правда, позже
Спилберг назвал всю эту затею «грубой коммерцией» и «рекламной кампанией в
духе «пепси».
После фильма «Эмблин» на Стивена обратили внимание. «Эмблин» был вполне
сознательной попыткой прорваться в кинобизнес; он вышел удачным и
подтвердил, что Спилберг может свободно обращаться с кинокамерой, правильно
компоновать кадр, ставить освещение и работать с исполнителями.
На следующий день после показа Спилберга вызвал к себе сам глава
«Юнивёсал ти-ви продакшн», Сидни Шейнберг и предложил ему подписать тот
самый знаменитый семилетний контракт, который мог показаться подарком
судьбы, но потом не раз его возмущал; Стивену был в то время 21 год.
Спилберг бросил университет и не получил диплом. Он побаивался, что отец не
простит ему этого, но фактически Стивен именно теперь вступал в свой
настоящий Университет — «Университет телевидения и кино», где и получил
опыт и знания, сослужившие ему бесценную службу на избранном пути. Вскоре
правильность его решения подтвердилась: фильм «Эмблин» выиграл приз на
кинофестивале в Атланте, а потом — награду на кинофестивале в Венеции в
1969 году и затем, в 1970 году, набрал одинаковое количество баллов с
фильмом «История любви» в национальном рейтинге США.
В 1984 году, после того, как доходы от фильмов «Челюсти» и
«Инопланетянин» превысили 835 миллионов долларов, Спилберг получил в
подарок от компании «МСА» комплекс зданий, в которых он расположил свою
киностудию «Эмблин». За первый год существования этой студии было выпущено
почти столько же фильмов, сколько студия «Лукас-фильм» выпустила за 10 лет,
хотя Спилберг говорил, что полученное им в подарок новое здание - всего
лишь «скромный командный пункт» по сравнению с «империей» Лукаса.
Первая жена Спилберга, актриса Эми Ирвинг, у них с Эми родился сын Макс,
и они поженились в 1985 году. Спилберг был горд рождением сына и сказал,
что «Макс- это самая лучшая и самая весомая продукция, которую я выпустил в
1985 году!»
В 1991 году он женился на актрисе Кейт Кэпшоу, которая перешла в иудаизм.

Стивен легко находит общий язык с детьми, которых у него семеро: Макс
Спилберг (от первой жены, Эми Ирвинг), Тео Спилберг (приемный сын), Саша
Спилберг и Сойер Спилберг (от второй жены, Кэйт Капшоу), Джессика Кагапоу
(дочь Кэйт от первого брака), Микаэла Спилберг (приемная дочь), Дестри
Эллин (дочь от второй жены, родилась 1 декабря 1996 года).
Стивен Спилберг — «трудоголик»; он может работать по 20 часов в сутки; не
пьет; не курит; не употребляет наркотики; не расслабляется на рыбалке; это
мужчина с душой ребенка, для которого взрослая жизнь так никогда и не стала
такой же интересной, каким было для него его детство.

ТВОРЧЕСТВО

Жизнь в пригороде казалась Стивену скучной, и он ударялся в фантазии,
которые привели его к занятиям киносъемкой. Он начал снимать фильмы, когда
ему было 12 лет. Сначала он занялся этим от скуки, а потом, когда вступил в
бойскауты, Стивену захотелось получить значок «Умелый фотограф». В правилах
говорилось, что нужно представить серию фотографий на определенный сюжет,
но он снял короткий фильм, воспользовавшись небольшой кинокамерой (для
восьмимиллиметровой пленки), которую дал отец.
Началось все с того, что отец Стивена захотел снимать домашние фильмы, но
выходило это у него довольно неуклюже; Стивен, чувствуя, что сможет сделать
лучше, решил стать семейным кинооператором. Он провел пробные съемки,
объектами которых стали: ночное небо, крушение игрушечного поезда и
соседский щенок, напугавший его; постепенно он научился определять
выдержку, менять метод съемки и продумывать сюжет. Например, уже тогда он
понял, что крушение поезда можно показать более интересно, если снять его с
разных сторон и под разными углами.
В 1961 году он снял свой первый фильм по сценарию (продолжительностью 40
минут), называвшийся «Бегство в никуда», а затем, в течение нескольких лет,
сделал еще 15 коротких фильмов (большинство которых теперь утеряно); чтобы
иметь деньги на пленку, он работал в свободное время на побелке
апельсиновых деревьев. В этих первых любительских фильмах Стивен уже
попробовал (хотя и в примитивном виде) применять монтаж и дублирование.
Отцовская 8-мм кинокамера целиком перешла в его распоряжение, и он решил
снимать научно-фантастические фильмы, в сюжетах которых использовал
рассказы и научные объяснения отца.
Летом 1953 года отец приехал домой среди ночи, посадил всю семью в старый
джип и вывез за город, в поле, где несколько сот горожан наблюдали
метеоритный дождь. Это было незабываемое зрелище!
Тема звездного неба и его тайн навсегда запала в душу Стивену. В 16 лет
он снял любительский фильм — целую киноэпопею продолжительностью в 2,5
часа, называвшуюся «Огненный свет»: в ней рассказывалось о группе ученых,
исследовавших таинственное свечение ночного неба; роли в фильме исполняли
все члены семьи.
Отец арендовал на один вечер кинотеатр в Фениксе, и фильм показали всем
желающим; его съемки обошлись в 500 долларов, а чистая прибыль составила
100 долларов; это был первый кассовый успех будущего миллиардера и
киномагната.
Попутно Стивен обнаружил, что новое занятие укрепляет его позиции в
школе; снимая фильм «Боевой отряд», он дал одну из ролей своему самому
настырному сопернику, и тот заделался его лучшим другом и защитником.
В одном из фильмов телесериала «Удивительные истории», называющемся
«Главный аттракцион» (по сюжету Стивена Спилберга), рассказывается о том,
как дом одного ученика, тщеславного и нечестного малого, попадает под
метеоритный дождь, и этот тип оказывается «намагниченным», так что к нему
притягивает девицу из их класса, грубую и неприятную особу, тоже испытавшую
влияние этого небесного явления; теперь они — всюду вместе; она в него
влюблена, а он ее не переносит и старается отделаться от нее всеми
способами, но тщетно: неведомая сила связывает их вместе как две половинки
магнита. Герой многих фильмов этого телесериала напоминает Стивена, когда
он был подростком: он проводил долгие часы, погрузившись в свой собственный
мир; фильмы, которые он теперь снимал, имели продуманный сюжет, сценарий,
план съемки и план монтажа. Именно в это время у него зародился замысел
фильма «Инопланетянин», в котором главным героем стал пришелец из Космоса —
его давний придуманный «друг», персонаж его детских фантазий.
Спилберг не любил школу, и именно там ему пришла в голову почти циничная
мысль о том, что он может достаточно легко манипулировать людьми с помощью
своего нового искусства, используя его позитивные и негативные стороны.
Кроме того, он стал показывать свои фильмы за плату, превратив гостиную в
кинозал на дому; мать и сестры продавали зрителям попкорн и лимонад.
Пробившись в кинопроизводство и получив должность кинорежиссера, Спилберг
начал с постановок телевизионных фильмов. Его первой работой на студии
«Юнивёсал» стала режиссура одного из фильмов телесериала Рода Селинга
«Ночная галерея»; фильм назывался «Глаза»; главную роль в нем играла
известная Джоан Кроуфорд, которую все боялись. Судьба подшутила над
Спилбергом: в первой же работе ему пришлось иметь дело с одной из самых
блестящих «звезд» Голливуда, да к тому же это был ее дебют на телевидении;
позже, как известно, Спилберг избегал давать роли «звездам» в своих
фильмах.
Из всех первых телевизионных фильмов Спилбергу лучше всего удались две
серии, которые он снял для «Психиатра». Работа оказалась интересной,
пришлось даже подправить сценарий, и ему это удалось, хотя это был
настоящий вызов традициям! Продюсером телесериала был Джерри Фридман,
имевший собственный штат работников на киностудии: своих сценаристов,
режиссеров, технических специалистов; все это были его знакомые, люди,
специально приглашенные из колледжей или из восточных штатов, традиционно
славившихся специалистами высокого класса.
Спилберг был для Фридмана молодым человеком без репутации, и все же тот
его заметил и дал работу: «Сделай-ка мне пару серий для «Психиатра», —
сказал он Стивену и попал прямо в точку: в первой серии говорилось о
мальчике шести лет, «затерявшемся в мире фантастики и комиксов», и это было
как раз то что нужно для Спилберга. Во второй серии, вышедшей сразу же
вслед за первой, рассказывалось о профессиональном игроке в гольф, попавшем
в больницу, где его навещают друзья по клубу; они принесли ему в подарок
лунку, выкопанную прямо на площадке, вместе с землей и с травой. «Югу сразу
же расплакался - не только потому, что вошел в роль, но и просто как
человек. Когда камера двинулась к нему, он ударился в слезы, теребил траву,
размазывая грязь и благодаря друзей за такой замечательный подарок. Сцена
получилась очень удачной, хотя и не планировалась в таком виде. В столь
большой работе трудно все предусмотреть заранее, однако чем больше
случается таких находок — тем ярче выходят характеры героев и тем
интереснее смотрится фильм!» Спилберг всегда скрупулезно обдумывает и
планирует свои фильмы, тем не менее он охотно импровизирует с исполнителями
во время съемок.
Авторы сценария первого фильма телесериала «Коломбо» Уильям Линк и Барри
Левинсон написали для Спилберга также сценарий телефильма «Дикарь»,
содержавший рассказ о репортере. Левинсон высоко отозвался о режиссерском
мастерстве Спилберга («А еще говорят, что этот молодой человек не знает
людей!»), а Линк назвал работу Спилберга «поразительно талантливой»,
«заряжающей всех участников съемок».
В этой ленте заметно влияние Хичкока; картина предвосхитила успех другого
подобного же фильма — «Заклинатель» (1973 г.), поставленного по сценарию
Роберта Клауса, написанному еще до выхода фильма Уильяма Фридкина. Сразу
два обстоятельства способствовали здесь успеху Спилберга: во-первых,
отлично сыграл молодой Джонни Уиттекер, известный по фильму «Семейное
дело»; Спилберг показал немалый талант в работе с юными актерами и добился
выдающихся результатов. Во-вторых, режиссер очень удачно использовал
световые эффекты: «Свет напоминает мне магнит: он может притягивать и
отталкивать зрителя, можно показать сцену в волшебной обволакивающей дымке,
а можно резко осветить, и она станет пугающей. Еще ребенком я узнал, как
сильно можно испугать, если внезапно выключить свет!» В фильме «Нечто злое»
был использован, впервые на телевидении, эффект «горящих окон», создававший
впечатление «адского пламени», окружающего дом: «Когда кто-либо проходил
мимо окна, его фигура пропадала, растворяясь в свете, который был очень
ярким. Все выглядело так, как будто весь дом был охвачен белым слепящим
огнем, и впечатление получилось очень сильным!»
Так работа для телевидения помогла Спилбергу отточить свое мастерство и
деловую хватку. Он сумел также привлечь к себе внимание Голливуда, поставив
телевизионный художественный фильм, получивший такой успех, что его
выпустили на большой экран и показали в Европе. Это была картина «Дуэль» -
75-минутный рассказ об обычном американце, жителе пригорода, которого
преследует на шоссе грузовик с незнакомым водителем. В Америке на фильм не
обратили внимания, но когда его, в расширенном варианте, показали на
Каннском кинофестивале, то он очень понравился самой Дилис Пауэлл, слывшей
главным авторитетом среди британских кинокритиков и убедившей посмотреть
его всех членов жюри.
Вслед за фильмом «Дуэль» вышли еще два телефильма. В 1972 году Спилберг
сделал картину «Нечто злое» — «фильм ужасов» об одной семье из Нью-Йорка,
купившей за городом дом с привидениями, в котором их дети стали жертвами
демонических сил.
Учитывая успех, выпавший на долю фильма «Дуэль» в Европе в 1973 году,
студия «Юнивёсал» предложила Спилбергу поставить для большого экрана фильм
«Экспресс в Шугарленд», вышедший в 1974 году. Критики тоже приветствовали
успех Спилберга и отметили его как представителя нового поколения
кинематографистов. Не все из этих молодых режиссеров, новых «детей кино»,
сумели сделать карьеру; но Стивен Спилберг, как и Фрэнсис Форд Коппола,
Брайан Де Пальма и Джордж Лукас, смог это сделать.
Закрепив свой успех на большом экране, одержанный благодаря работе для
телевидения, Спилберг снова вернулся к постановкам телевизионных фильмов,
выпустив в середине 80-х годов антологическую серию картин «Удивительные
истории».
К середине 80-х годов Спилберг стал ведущей фигурой в той группе
режиссеров и продюсеров, которые могли позволить себе сделать любой фильм,
какой только пожелают.
Стивен Спилберг сумел обеспечить себе очень прочные и неуязвимые позиции
в сложной системе Голливуда. Казалось бы, это дает ему возможность делать
такую продукцию, которую называют «авторским кино». Впрочем, Спилберг и
раньше играл решающую роль в создании тех фильмов, которые сделали его
киномагнатом и позволили создать в 1984 году собственную студию «Эмблин эн-
татейнмент»; и тем не менее, он решительно избегает называть свои фильмы
«авторскими», высказываясь, например, так: «Я думаю, что все начинается с
концепции, сюжета и самого сценария. Затем должен найтись кто-то такой, кто
настолько увлечется сценарием, что заявит: «Я готов вложить в это дело
столько-то долларов!» После этого над фильмом начинает работать режиссер, и
с этого момента его создание осуществляется согласно новой индивидуальной
концепции. Именно режиссер становится творцом фильма и ключевой фигурой в
процессе его создания. Все же, если фильм имеет успех, то, я думаю, он
достигается благодаря работе всего коллектива; зато полный провал — это
вина самого режиссера. Так что если даже режиссер сам пишет сценарий, то
все равно работа над фильмом остается коллективным творчеством. И оператор,
и его помощник по спецэффектам, и даже люди, занимающиеся рекламой фильма,
— все они вносят свой вклад, который может определить как успех картины,
так и ее неудачу. Поэтому скажу честно: я вполне чувствую себя автором
собственного фильма лишь тогда, когда сам беру свою 8-мм кинокамеру и
снимаю мою подругу, сидящую перед телевизором».
Ту же мысль он повторил на кинофестивале в Каннах в 1974 году: «Режиссер,
верящий в идею «авторского кино», рискует схватить инфаркт еще в молодости.
Нет такого человека, который мог бы играть сразу на всех инструментах!»
Что Спилберга интересует в первую очередь — так это мнение зрителей. До
тех пор пока люди будут радоваться его работам, они будут платить деньги,
чтобы увидеть плоды его труда, и ему будет сопутствовать коммерческий
успех; впрочем, догадки, что его не оставила надежда снискать и
благосклонность критиков, отметивших многих его друзей и современников.
Спилберг — это человек, ставший неотъемлемой частью искусства и истории
кино, и при этом он — столь же непременная часть зрительской аудитории,
истинный любитель кино и его поклонник.
Не кино оказало решающее влияние на формирование личности Спилберга. Если
говорить о средствах массовой информации, то эту роль сыграло телевидение.
Но и телевидение представляло для Спилберга лишь одно средство воспитания
из того набора, который был принят после второй мировой войны среди
населения американских пригородов.
В 50-х годах телевизор стал для многих американских семей символом
социального преуспевания и также окном, через которое дети могли смотреть
на мир и развивать свое воображение. В детстве Спилберг был частью этой
среды и ее, но он был настолько захвачен работой своего воображения, что
склонялся скорее к идеологии эскапизма (т. е. бегства от действительности),
чем к политическим и общественным устремлениям его современников. Похоже,
что он воспользовался своим творчеством, чтобы воссоздать в лучшем и более
интересном виде то, что он увидел в своем не очень счастливом детстве. Так
что фильмы Спилберга отражают период формирования идеологии его поколения и
этим, в свою очередь, объясняется их успех у зрителей, испытавших влияние
тех же самых обстоятельств.
В 26 лет он приступил к съемкам фильма «Челюсти»; в 30 лет снял фильм
«Тесные контакты третьей степени», а в 34 года — фильм «Искатели древнего
ковчега» (в содружестве с Джорджем Лукасом). В 1982 году он выпустил
картину «Инопланетянин», ставшую самой «кассовой» за всю историю кино:
прокат по всему миру дал небывалую цифру дохода — 720 000 000 долларов, и с
тех пор доходы не переставали поступать, перевалив за миллиард долларов! В
тот год нашему герою исполнилось 35 лет, и он стал настоящим «королем
Голливуда», фильмы которого настолько широко распространились среди людей,
как никакие другие известные кинокартины. В этом отношении он превзошел
любого другого известного деятеля кино — настоящий «Супермен»,
олицетворение «Американской Мечты»!
Обычно его считают специалистом по фильмам для детей и юношества,
работающим в жанре научной фантастики, но на самом деле Спилберг работает
во многих жанрах: от триллеров («Дуэль», 1971 г., «Экспресс в Шугарленд»,
1974г.) до фильмов ужасов («Челюсти», 1975г.), комедий («1941-й», 1979г.) и
приключенческих фильмов («Искатели древнего ковчега», 1981 г., «Индиана
Джонс и Замок Смерти», 1984г., «Индиана Джонс и последний Крестовый поход»,
1989 г.).
Впрочем, надо сказать, что приведенная классификация условна, и что все
работы Спилберга содержат элементы комедии, фильмов ужаса, романтических,
остросюжетных и приключенческих кинопроизведений, и не только те, которые
он ставил как режиссер, но и те, где он был продюсером («Полтергейст»,
1982г., «Гремлины», 1984 и 1990 г., «Назад в будущее», 1985, 1989 и 1990
г.).
Интересно, что Спилберг проводит четкое различие между «кино вообще» и
«художественными фильмами»; себя он определяет именно как мастера
художественного кино и считает своей задачей прежде всего развлекать
зрителей, а не учить или информировать их.
Исходная позиция Спилберга во всяких съемках: «Все должно быть отражено в
сценарии! Невозможно показать королеву без ее слуг и фрейлин. Мне нравится
выражать содержание через образы, а не с помощью диалогов». О его
мастерстве в этом отношении говорит та быстрота, с которой развивается
сюжет. Некоторые думают, что именно ошеломляющие картины и образы и
применение спецэффектов обеспечили успех его лучших фильмов и послужили в
них главными выразительными средствами, но на самом деле это не так: это
лишь средства для пробуждения реакции зрителя, которые должны перенести его
из окружающей реальности в новый мир, создать альтернативное настроение и
состояние ума, при котором невероятное становится правдоподобным, а все
эмоции возбуждаются и обостряются.
Спилберг применяет световые эффекты собственного изобретения (усиленная
обратная подсветка, рассеянный свет), придающие многим сценам совершенно
сюрреалистический вид. Иногда свет направляется чуть ли не прямо в объектив
кинокамеры, выявляя мельчайшие подробности изображения, внушающие зрителям
чувства неуверенности и страха. «Для меня художественный фильм — это
непрестанное энергичное движение, борьба света и тьмы», — говорит Спилберг.
Его основные ориентиры: сюжет, освещение, темп и визуально-эмоциональная
вовлеченность зрителей.
Отмечая выход на экраны фильма «Тесные контакты», Спилберг сказал: «Делая
картину, я всегда имею в виду не тольк

Новинки рефератов ::

Реферат: Обмотки якорей машин постоянного тока (Транспорт)


Реферат: Водоснабжение (Технология)


Реферат: Конституционный статус человека и гражданина РФ (Право)


Реферат: Шпора (Право)


Реферат: Мутации (Биология)


Реферат: Содержание договора и классификация его условий (Гражданское право и процесс)


Реферат: Экономические принципы либерализма (Политология)


Реферат: Учет основных средств и нематериальных активов в зарубежных странах (Англия, США) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Развитие логического мышления младших школьников при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач (Педагогика)


Реферат: Кардинал Ришелье (Исторические личности)


Реферат: Межрегиональные ассоциации как фактор региональной политики РФ (Политология)


Реферат: Жизнь и деятельность Витторио Карпаччо (Культурология)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Путешествие в страну рисования (Искусство и культура)


Реферат: Личные права (Право)


Реферат: Сделки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Понятие, назначение и составные элементы систем программирования (Программирование)


Реферат: Китай (География)


Реферат: Земельное право (Государство и право)


Реферат: Тенденции развития филармонического искусства в современной России (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист