GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Эстетическое воспитание (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Эстетическое воспитание (Искусство и культура)



План


1. Понятие и нужность эстетического воспитания
2. Влияние эстетического формирования
3. Эстетическое воспитание на возрастных этапах

Выводы

Литература



Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького
человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда
не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с
родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих,
настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается,
откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть
эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное
формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное
формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это
специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой
субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к
объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки
у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных
ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе
представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания
происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее
духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и
развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию,
его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и
через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности,
но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей
в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно,
в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные
способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно
тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает
своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте
человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в
какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной
функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной
способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое
мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном
уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и
стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Война ра,
является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому
способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать
гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо
просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к
сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить
индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это
важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве
специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно
развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве
главной задачи эстетического воспитания.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой
культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения
главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности,
творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно
выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы
эстетической культуры личности;
художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и
художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру
личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на
самосовершенствование личности;
воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних
особую значимость имеют так называемые конструктивные способности:
индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение,
видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного
развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного
эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его
результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность
ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание
овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра —
первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций,
развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических
впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей
дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности
и к искусству.
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен
родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за
формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно
велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые
«кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности
закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда
умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна
педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов,
культурный климат в семье.
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет
организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все
соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 –
летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через
наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в
понимании того, что красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет,
величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и
праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и
праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с
помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по
картинам.
Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-
смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое
углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры
личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении
сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических
явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в
обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и
эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие
личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами,
формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые
представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального
мышления в художественной и эстетической сферах.
В современной школе при декларировании формирования гармонически
развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между
тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля,
с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном
на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих
условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла
возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом,
можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого
потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие
различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое
освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их
создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения
специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых
рабочих, специалистов самых разных профилей. Практически разрушена сеть
культурно-просветительских учреждений, в плачевном состоянии находится
большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. Нужно многое делать
в этом отношении. Во многом, первые шаги, которые предстоит сделать
работникам культурных учреждений, зависят от них самих, от их эстетической
и художественной культуры.
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного
облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его
интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности,
особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой
способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли
смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «
второй природы », то есть культуры.
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные
стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая
мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных
профессий — ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в
частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве
имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным
в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности
явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его
эстетического чувства.
Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей эстетическим
чувством их известных и безымянных создателей неоспорима. Без этого
характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были
бы принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не
случайно, с древнейших времен человеческой истории формируется понимание
особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и
эстетического идеала.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью
человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно
связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые
результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно
представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отмечает
П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержимые доказательства
артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели,
памятниках, изделиях золотых дел мастеров, во всех тех произведениях,
которые будят удивление у современных художников и носят на себе печать
самобытности и оригинальности, даже в самых мелких деталях». Значение
эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага
общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от
человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных
сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при
осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим
потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство
чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и
художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий.
Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции
вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых
задач. Это чревато весьма опасными последствиями — культурным оскудением
жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Никакие
приобретения чисто материального порядка, на которых склонны
сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят
такой цены. Более того, можно утверждать, что без существенного
задействования эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их
социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже
сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи
беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне
эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний,
убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный
качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре
личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества,
одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный,
протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-
психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как
стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые
в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими
параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при
соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного
наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к
высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру
личности элементов.
Эстетическая культура личности в не меньшей степени проявляется в сфере
быта, общественно-политической, досуговой и других формах
жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и
индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является
функционирование эстетического сознания личности, направленность которого
выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды
через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда,
суждения. С уровнем эстетической культуры связываются возможности
адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и
художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции
по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как
развитость образного мышления, сформированность навыков анализа
эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве
феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров,
эмоциональная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков,
способностей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и
характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он
реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в
различных формах социального творчества.
Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой
эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства
в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень
которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов
в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной
оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики
концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически
значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее
общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально
неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения
и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он
реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого
художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания
им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства
истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности,
значительно обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений
окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла
своего существования и неповторимости жизни.
Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной
ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в
эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус
предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию
произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их
содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к
мотивированной их оценке и суждению.
Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления
художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия,
переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко
представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме
красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей
практически-утилитарного назначения. Не случайно, еще В. В. Стасов отмечал:
«Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь
там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной
внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь.
Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и
лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф,
и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет
значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и
живопись, и скульптура».
Художественная культура личности выступает, таким образом, важным
фактором организации и самого процесса материально преобразующей
деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на
достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на
искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям
ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим
художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.
Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства,
углубление разделения труда и специализацию действует и сегодня.
Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют
современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов,
дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам
красоты.
Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности
подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее
формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного
воспитания в социальном воспроизводстве человека.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания,
способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических
ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает
остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной
чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности
совместной деятельности и общения детей.



Литература



1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.,
1968.
3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
4. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.




Реферат на тему: Этика французских просветителей

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



факультет управления
кафедра управления



КУРСОВАЯ РАБОТА

Этика французских просветителей. Роль государственного служащего в
урегулировании взаимоотношений между государством и обществом



Выполнила студентка 4 курса,
42 группы, отделения государственного
и муниципального управления


Научный руководитель



1999
СОДЕРЖАНИЕ:



Введение 3
Глава 1. Этические воззрения Дидро, Гольбаха, Гельвеция и Ламетри 4
1.1 Общие черты в этике французских просветителей 4
1.2 Теория “разумного эгоизма” французских моралистов 18 века 7
1.3 Характеристика индивидуальных этических воззрений французских
просветителей 9
Глава 2. Воспитание как основа построения нравственной личности 16
Глава 3. Роль государственного служащего в урегулировании взаимоотношений
между государством и обществом 19
Глава 4. Актуальность позиций французских просветителей 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28


Введение



Глава 1. Этические воззрения Дидро, Гольбаха, Гельвеция и Ламетри


1.1 Общие черты в этике французских просветителей



Великие французские философы-материалисты 18 века Дени Дидро (1713-
1784), Жюльен - Офре Ламетри (1709-1751), Клод-Адриан Гельвеций (1715-
1771), Поль Анри Гольбах (1723-1789) внесли большой вклад в этику.
В этой области французские материалисты решали важные проблемы :
детерминизм морали, личные интересы нравственного поведение, соотношение
личного и общественного, морали и права, влияние общественной среды на
моральные принципы, значение воспитания в создании моральных качеств
человека, связь подлинной нравственности с разумом.
Для этих философов чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и
правильно понятый интерес составляют основу всей морали. Главные моменты их
этической системы - природное равенство человеческих умственных
способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная
доброта человека, всемогущество воспитания. Человек со всеми своими
свойствами, добродетелями и пороками есть то, что делает из него окружающая
среда, то есть природа и общество. Поскольку природа не делает человека ни
добрым, ни злым, человек зависит целиком от воспитания, то есть от всей
совокупности общественных влияний. Следовательно, чтобы избавить человека
от недостатков и пороков, сделать его добродетельным, нужно поставить его в
разумные отношения, так согласовать его личный интерес с общественным,
чтобы инстинкт самосохранения перестал толкать его на борьбу с остальными.
Главной заслугой их учения стала постановка проблемы соотношения
общественного интереса, общественной пользы и стремлений отдельного
человека как действительного объекта моральной регуляции, а также идея о
том, что для нравственного возрождения необходимы изменения условий жизни
человека.
Интерес для французских материалистов - это всеобщий стимул поведения
не только отдельных людей, но и целых народов. Как отдельный человек
уважает или презирает идеи других в зависимости от того, согласны или не
согласны эти идеи с его интересами, с характером его ума и занимаемым им в
обществе положением, так и всякое сообщество, всякий коллектив и народ в
своих суждениях считаются только со своей выгодой, со своим интересом.
Народ признает добродетельными, великими и героическими, только полезные
для него действия.
Своими пороками и добродетелями люди обязаны исключительно
видоизменениям личного интереса. Следует отметить, что французские
материалисты не находят причину исторического развития интересов, которые
нельзя объяснить физическими потребностями человека. Игнорируя общественный
характер интереса, французские материалисты полагали, что всякий интерес
вытекает прежде всего из чувства себялюбия. Человек, по их мнению,
чувствующее существо, испытывающее многочисленные потребности. В силу
простого инстинкта самосохранения ему свойственно стремление удовлетворять
свои физические потребности в пище, жилище, одежде и т.д. От удовлетворения
он испытывает удовольствие. Больше всего доставляет удовольствий и значит
ближе всего к счастью обладание властью. Люди потому так жадно стремятся к
почестям и должностям, к богатству и славе, что они любят себя, что они
желают своего счастья и, следовательно, власти, чтобы доставить его себе.
Таким образом, в физической природе человека французские материалисты
находят конечную причину моральных чувств.
Подобный натуралистический подход позволял данным просветителям
доказать естественное происхождение нравственности в противовес религиозным
измышлениям. Но в то же время он крайне обеднял понимание человека,
рассматривая его вне исторической действительности. Человек всегда
конкретное существо в конкретных взаимоотношениях с другими людьми.
Сами французские материалисты недостаточность натуралистического
толкования человека. Хотя Дидро и говорит о различии умственных задатков,
обусловленном различной “конформацией мозга и мозжечка”, он подчеркивает,
что природная организация не остается неизменной. На ум и чувства человека
действует окружающая среда, климат, пища и т.д. Гольбах говорил о
значительном влиянии на психику условий общественной жизни. Таким образом,
французские просветители признавали влияние общественной среды на поступки
и идеи человека, понимали, что формы общественной жизни меняются и вместе с
ними меняются жизнь человека и его нравственность. Но при определении
сущности человека и побудительных мотивов его деятельности они
преувеличивали роль физической природы человека.
Эти мыслители считали, что мнения людей определяются их интересами.
Человек признает хорошим то, что полезно ему, и дурным то, что вредно ему.
Но с другой стороны, сами интересы определяются мнением. Люди признают то
или иное полезным или вредным в зависимости от общей системы мнений.
Рассматривая человека и его поведение как продукт обстоятельств и
воспитания, французские просветители не могли понять, что люди изменяют
обстоятельства и что самого воспитателя надо воспитывать.
Мораль предполагает личный интерес в первую очередь; но поскольку
человек окружен другими людьми, также желающими быть счастливыми, и
поскольку он может добиться собственного счастья лишь при поддержке других,
правильно понятый интерес ведет нас к альтруизму. Чтобы добиться помощи
других для своего счастья, надо способствовать их счастью. Этим
обстоятельством определяются законы поведения людей в обществе, общие и
частные обязанности индивидов по отношению к другим. Высшей целью поведения
индивида должно быть общее благо. При это не всякий личный интерес, а
только правильно понятый интерес согласуется с интересом всего общества,
сочетает мгновенную пользу с длительной. Деятельность людей должна
определяться не минутным интересом, при колеблющемся свете которого нельзя
отличить ложь от истины, а длительным будущим интересом.
Просветители Франции исходят из необходимости сознательного
предпочтения каждым общественного интереса личному. Чтобы быть
добродетельным, человек должен руководствоваться компасом общественной
пользы, а это возможно, лишь обладая благородством души и просвещенным
умом.
Проблема воспитания занимает чрезвычайно важное место в этике
материалистов. Гельвеций в понятие воспитания включает влияние всей
окружающей человека с момента рождения среды : положения родителей,
занимаемого ими места в свете, друзей, прочитанных книг, но в особенности
формы правления, при которой человек живет, и нравов, порожденных этой
формой правления. Вся жизнь есть одно длительное воспитание.
Подлинная нравственность, по мнению данных философов, находится в
согласии с разумом. Признание решающей роли разума в сфере морали -
существенная черта этики просветителей. Для усовершенствования морали
необходимо преобразить общество политическими средствами и распространением
просвещения. Просвещение - дорога к добродетели и счастью. Знания о природе
должны стать состоянием широких кругов, их необходимо противопоставить
религиозным воззрениям. Понятие Бога опасно для блага человечества.
Религиозный фанатизм - препятствие личному счастью, государственному покою
и миру народов.
Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеций искренне верили, что выражают
интересы всего человечества. Они полагали, что феодальное общество будет
заменено царством разума, где будут вечный мир, свобода собственности, где
каждый станет счастливым. Человек и его разум способны к бесконечному
совершенствованию, это залог общественного прогресса.
Французские материалисты видели путь к возрождению человечества в том,
чтобы сделать обстоятельства человеческими, так как характер людей
создается этими обстоятельствами. Вот почему этика и политика
рассматриваются ими в единстве.
Не ограничиваясь рассмотрением категории личного интереса, они
затрагивали проблемы совмещения личного интереса с общественным,
возможности заслужить уважение и своего круга и всего общества. Решению
этого вопроса посвящена теория “разумного эгоизма”.


1.2 Теория “разумного эгоизма” французских моралистов 18 века


Исходный пункт их учений о человеке - природный индивид, способный
ощущать приятное и неприятное, испытывать удовольствия или страдания. В
соответствии с законами природы он естественным образом стремиться к
удовольствиям и избегает неприятных ощущений и страданий, поэтому всеми его
движениями, желаниями и помыслами руководит его интерес, то есть все, что
доставляет удовольствие или избавляет от страданий.
Себялюбие есть чувство, данное нам природой, и подобно тому, как мир
физически подчинен законам движения, так мир духовный подчинен законам
интереса. От природы человек ни зол, ни добр, - он просто всегда следует
своему самому сильному интересу.
Поэтому человеческий эгоизм и стремление к осуществлению своих
интересов есть единственный подлинный мотив человеческих поступков. И когда
негодующие моралисты обличают людские пороки, они ничего не могут изменить.
Своими причитаниями они лишь показывают, как мало знают людей, саму
человеческую природу. Следует жаловаться не на злобу и порочность людей, а
на невежество законодателей, которые своими законами противопоставляют
частный интерес общему.
Добродетель, справедливость, честность есть не отказ от эгоизма и
собственного интереса, а редкое и счастливое совпадение его с интересами
общественными.
Развивая гоббсовскую концепцию естественного морального закона
французские моральные философы наполняют его конкретным содержанием,
подчеркивая, что именно общественное благо, общественная польза,
общественный интерес - вот принцип всех человеческих добродетелей и основа
морали.
Таким образом их эгоизм есть не апология безнравственности, не конец,
а лишь начало их этики. Опираясь на эту природную силу себялюбия, они
стремятся найти возможность сделать человека общественно полезным
существом, который, преследуя свой частный интерес, одновременно
осуществлял бы общественное благо.
Именно “себялюбие есть единственное основание, на котором можно
построить фундамент полезной нравственности”. Для этого наука о
нравственности должна стать наукой о законодательстве, ибо реформу нравов
следует начать с реформы законов, с создания таких законов, которые
соединяли бы общественный и частный интерес, вследствие чего людям просто
было бы выгодно быть нравственными.
Таким образом, здесь впервые была предпринята попытка преодоления
прямого морализирования, обращения этики непосредственно к моральному
сознанию индивида с увещеваниями быть хорошим и не быть плохим, за счет
поиска и целенаправленного воздействия на детерминирующие нравственность
факторы, в данном случае на законодательство.
А уже после этого этика все же должна показать человеку, привыкшему
переступать мораль всегда, когда это можно сделать безнаказанно, что быть
добродетельным в конечном итоге очень выгодно и соответствует его
интересу.
Французские моралисты были убеждены, что эгоизм, любовь к наслаждениям
с которыми боролась вся предшествующая этика, являются именно той уздой,
посредством которой можно направлять к общему благу страсти отдельных лиц.
Ибо неспособность большинства людей к нравственной и достойной жизни есть
не результат порочности их натуры, а проявление несовершенства
законодательства. Бесполезно и даже несправедливо требовать от человека
честности и добродетели, если они возможны для него лишь ценой отказа от
собственного счастья. Раз порок человека счастливым, он должен полюбить
порок.
Конечно, человек - это эгоист, но ему следует быть разумным эгоистом,
то есть следовать не любому и всякому, а прежде всего “правильно понятому”
интересу, удовлетворение которого не вызывает больше вреда, чем пользы. Для
этого следует избегать излишеств и вожделений и уважать чужие интересы. Ибо
стремление к удовлетворению “неразумного” интереса - например, быстрое
обогащение путем обмана - рано или поздно обратиться вредом для
совершившего его : он сам будет обманут.
Человек должен понимать, что добиться всего необходимого для счастья
без помощи других людей невозможно. Но другие станут помогать ему лишь при
условии, что его поведение также представляет интерес для их благополучия.
Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы снискать одобрение,
расположение и доброжелательность других, а для этого необходимо разумное
самоограничение своего эгоизма и признание прав других эгоистов, их
интересов.
Здесь создатели концепции “разумного эгоизма” фактически вернулись к
критикуемому ими морализаторству и косвенным образом поставили под сомнение
свои убеждения в том, что подлинная добродетель может опираться на эгоизм и
расчетливую предусмотрительность. Ибо рисуемый ими образ нравственного
человека оказывается при ближайшем рассмотрении тщательно
законспирированным лицемерной личиной добродетели принципиальным эгоизмом.
Здесь ничего не остается от величия подлинной, проистекающей из
бескорыстной самоотверженности добродетели.
Французские материалисты стремились даже человеческий эгоизм поставить
на службу добродетели. Однако, они не заметили, что эгоизм в принципе не
может быть “разумен” в их смысле, ибо это есть непосредственное
самоопределение “Я”. Будучи же опосредован разумом, он перестает быть
эгоизмом, ибо выражает уже не интересы этого “Я”, а интересы другого
субъекта - общества.
В натуралистической форме здесь проясняется понимание общественной
природы нравственности, что знаменовало зарождение в этической теории
принципиально нового подхода к морали - социально - исторического. Тем не
менее натурализм в этике не позволял выявить и проанализировать специфику,
несводимость морали к другим сферам бытия и способам мотивации поведения
человека.


1.3 Характеристика индивидуальных этических воззрений французских
просветителей


Дидро, Ламетри, Гольбах и Гельвеций придерживались в сущности одного и
того же этического учения, но между ними были по ряду вопросов морали и
расхождения.
Наиболее полно разработал философию морали Гельвеций, на него опирался
и Гольбах. Этическое учение Дидро и Ламетри касается главным образом
критики религиозной морали, обоснования натуралистической морали и анализа
соотношения индивидуальной и социальной этики.

Французский материалист - Клод Адриан Гельвеций - изложил свои
воззрения в двух работах : “Об уме” и “О человеке”. Трактат "О человеке"
посвящен прежде всего социально-политической проблематике.
Основные философские взгляды Гельвеция согласны взглядам других
французских материалистов. Он признает объективное существование внешнего
мира и подчеркивает его материальный характер. Он рассматривает человека в
общей системе природы. Человек неотделим от природы и подчинен тем же
закономерностям, что и остальная природа. Гельвеций, как и другие
материалисты, не смог понять специфичности человека и человеческого
общества.
Как в области природы правит всемогущий естественный закон, так и
человеческое поведение и деятельность подчинены "закону интересов".
Интерес, по мнению данного моралиста, соединяет основные факторы,
обусловливающие человеческую активность. Иными, по Гельвецию, являются, с
одной стороны, естественные физические потребности, а с другой - страсти.
Среди физических потребностей на первом плане стоят голод и физическая
боль. Их он считает основной движущей силой в человеке. Значительную роль
среди страстей играет самолюбие.
На этих естественных движущих силах человеческого поведения Гельвеций
основывает и главные принципы своей этики. Он отвергает религиозную мораль
и подчеркивает, что основным критерием нравственности является "польза".
Однако он трактует "пользу" не индивидуалистически, в смысле достижения
наживы индивидом, но по отношению ко всему обществу. Основу добродетельного
поведения он видит в достижении согласия между индивидуальными и
общественными интересами. При этом интерес всего общества он принимает
механистически. Общество, по Гельвецию, - совокупность индивидов.
Общественный интерес является у него, таким образом, совокупным интересом
решающего большинства членов общества.
"Общее благо" рассматривается им как источник добродетели, как цель
законов, нравов, обычаев. Это "общее благо" полностью совпадает у него с
классовыми интересами буржуазии.
Поскольку нравственность зависит от государственного устройства,
постольку путь к истинной добродетели состоит в замене законов, вредных для
народа, законами полезными. Новое законодательство должно положить
основание истинной нравственности. Разумное законодательство - отрицание
привилегий дворянства и феодального "обычного права".
Развитая Гельвецием теория воспитания утверждала, что ум - это не дар
природы, а результат воспитания. При этом под воспитанием понималась вся
совокупность воздействий социальной среды на личность. Однако сама эта
социальная среда рассматривалась Гельвецием лишь как определенный
политический режим. Просветитель утверждал, что характер и ум народов
изменяются вместе с формой их правительства; что разные формы правительства
придают одной и той же нации поочередно характер то возвышенный, то низкий,
то постоянный, то изменчивый, то мужественный, то робкий.
Люди, следовательно, либо не рождаются ни с какими предрасположениями,
либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям.
Значит, они являются лишь продуктом воспитания.
Гельвеций высказал замечательную мысль об изменении нравов и их
устаревании со временем, о неизбежности революций, меняющих государства,
интересы народов. Когда-то полезные обычаи становятся вредными и кажутся
позже нелепыми. Признаваемый в настоящее время отвратительным и аморальным
обычай некоторых первобытных племен убивать обессиливших стариков при
остром недостатке пищи преследовал некогда вполне моральную и гуманную цель
- избавить их таким образом от длительных и жестоких мучений голода. Когда
же причина полезности исчезает, сохранение устаревших обычаев становится
нелепым, а иногда и гибельным.
Изменение нравов Гельвеций объяснял изменением интересов отдельных лиц
и государства. Утверждая, что люди всегда желают общей пользы, стремятся к
всеобщему счастью, философ не может признать вечный и неизменный принцип
пользы причиной изменения, так как сам этот принцип вытекает у него из
неизменной природы человека. Но столь же очевидной была для него и
изменчивость человеческих представлений о личной пользе.
Гельвеций считал, что люди в своем поведении, пороках и добродетелях
всегда руководствуются своими интересами, выгодой, пользой. Интерес -
единственный стимул, который освобождая человека от бездействия и лени,
дает ему силу, необходимую для движения вперед.
"Сокровенная причина" общественного развития - это интерес и
себялюбие. Правильно понятое себялюбие, утверждал Гельвеций, обеспечивает
соблюдение интересов "разумно" организованного общества. В этом смысле
Гельвеций говорил о том, что личное счастье должно быть согласовано с
общественным. По его мнению добродетельным человеком является не тот, кто
жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего
интереса, а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с
общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным.
Гельвеций показал, что эгоизм является существенным мотивом
экономической и политической деятельности, важным фактором общественной
жизни. Эгоизм как социальное качество личности обусловливается характером
таких общественных отношений, в основе которых лежит полезность.
Следует отметить, что помимо этической теории Гельвеций разработал и
эстетическую теорию.

Поль Анри Гольбах - французский философ - материалист является автором
"Естественной политики, или Бесед об истинных принципах управления", а
также ряда блестящих атеистических памфлетов - "Разоблаченное
христианство", "Карманное богословие", "Здравый смысл" и других.
Гольбах в своей работе "Система природы" показал наиболее
систематическое изложение принципов материализма этого периода. Главной
идеей этого произведения является принцип редуцируемости - сводимости всех
явлений природы и всех природных сил к различным формам движения
материальных частиц. Гольбах формулирует идею универсальности движения. Он
доказывает, что необходимыми могут быть лишь причины и следствия.
Посредством их можно объяснить любой процесс и человеческое поведение.
Ответ на вопрос о том, обладает ли человек свободой или нет , для
Гольбаха находится в зависимости от выяснения характера универсальной связи
явлений, в которую наряду со всеми прочими существами (и веществами)
природы включен человек.
И в природе , и в обществе все совершается по законам причинных
взаимодействий. Человек, по мнению Гольбаха, - это всецело природное
существо, телесное существо, обладающее определенной телесной организацией,
органами чувств, физиологическими потребностями. Душа - это то же самое,
что тело. Наша жизнь - это линия, которую мы должны по велению природы
описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее
ни на один момент. Мы непременно испытываем воздействия скрытых или видимых
причин, которые с необходимостью направляют наш образ жизни, мыслей,
действий.
Из этого следует следующий вывод: человек лишен свободы. Коль скоро у
человека отнимается свобода, то его нельзя судить за дурные поступки,
хвалить за хорошие. Да и вообще - имеет ли тогда смысл различения хорошего
и дурного, если все одинаково необходимы. Гольбах говорит о том, что мы не
должны сердиться на тех, кто совершает дурные поступки. Из чего следует,
что данное качество отсутствует. Он пытается найти ответ в следующих
размышлениях. Конечно, полагает философ, человек является только частью
природы, а для того, чтобы быть свободным, он должен стать сильнее
природного целого или же оказаться вне природы, что невозможно. Но это
вовсе не означает, что нельзя проводить различия между добром и злом, что
нет нравственности; отрицание свободы не ведет к отрицанию нравственности и
ответственности. Вменять кому-либо что-либо в вину, объясняет Гольбах,
значит считать его виновным; поэтому если даже согласиться с тем , что
поступок этот произведен существом, вынужденным совершить его в силу
необходимости, вменение в вину все же может иметь место. Так как сам
человек, совершивший преступление действовал по необходимости, его поступок
тем не менее остается хорошим или дурным, заслуживающим презрения всех тех,
кто чувствует на себе его влияние и чей гнев или любовь он способен
вызвать. Преступников же следует утешать и ободрять. Но не может же
добродетельный барон оправдать убийц или воров. Поэтому вновь возвращается
он на исходные позиции, различая добро и зло, требуя наказаний за
злодеяния.
Рассуждая о человеческой природе Гольбах приходит к следующим выводам.
Из-за незнания собственной природы и собственных стремлений, своих
потребностей и прав человек, живя в обществе, утратил свободу и стал рабом.
Он отрекся от желаний своего сердца и счел необходимым заглушить их и
пожертвовать своим благополучием прихотям своих вождей. Он не понял цели
общества и правительства, безоговорочно подчинился таким же, как он сам,
людям, на которых под влиянием предрассудков стал смотреть как на существ
высшего порядка, как на земных богов. Эти последние воспользовались его
заблуждением, чтобы поработить его, развратить, сделать порочным и
несчастным. Так вследствие незнания своей собственной природы род
человеческий оказался порабощенным и стал жертвой дурных правительств.
Из-за незнания самого себя и необходимых отношений, существующих между
ним и другими людьми, человек отрекся от своих обязанностей к ближним, не
понял, что другие люди необходимы для его собственного счастья. Он не понял
также своих обязанностей по отношению к самому себе, не усмотрел излишеств,
которых должен избегать, чтобы добиться прочного счастья, не отличил
страстей, которым должен сопротивляться, от тех, которым должен отдаться
ради своего собственного счастья. Одним словом, он не понял своих истинных
интересов. Этим объясняется беспорядочность его жизни, его
невоздержанность, его постыдные удовольствия и все пороки, которым он
предался в ущерб своему здоровью и прочному благополучию. Таким образом,
незнание человеческой природы помешало человеку уяснить себе задачи
нравственности; впрочем, развратные правительства, которым он был подчинен,
помешали бы ему осуществить на деле предписания морали, даже если бы он их
знал.
Точно также именно потому, что человек не исследовал природу и ее
законы и не старался открыть ее свойства и ресурсы, он гибнет в невежестве
или делает медленные и неверные шаги по пути улучшения своей участи. Из-за
лени он предпочитает руководствоваться скорее примером, рутиной,
авторитетом, чем опытом, который побуждает к деятельности, и разумом,
который требует размышления.
В отношении религии Гольбах придерживался мнения о том , что человек
прибегнул к божеству из-за зла, царствующего в этом мире. Если бы природа
дала человеку возможность легко удовлетворять свои неизменно
возобновляющиеся потребности или испытывать лишь приятные ощущения, то его
дни протекали бы в постоянном однообразии и у него не было бы поводов
исследовать неизвестные ему причины вещей и прогрессировать.
Если незнание природы породило богов, то познание ее должно их
уничтожить. С ростом знаний человека растут его силы и его орудия; науки,
искусства, ремесла оказывают ему свою помощь; опыт делает его более
уверенным, помогая ему оказывать сопротивление многим явлениям, перестающим
пугать его, как только он познает их. Одним словом, людские страхи
рассеиваются по мере роста просвещения. Просвещенный человек перестает быть
суеверным.
В атеистических памфлетах Гольбах развил всестороннюю критику религии
и церкви, вскрыл их социальное назначение, состоящее, по его мнению, в
дезориентации народных масс, защите интересов короля и дворянства, борьбе
против науки и культуры, считая религию порождением невежества и
сознательного обмана со стороны духовенства. Гольбах уделял много внимания
критической оценке религиозной нравственности и обоснованию
утилитаристской этики.

Жюльен Офре де Ламетри - французский философ - материалист, по
образованию врач. Основываясь на физике Декарта и сенсуализме Локка,
Ламетри рассматривал мир как проявление протяженной, внутренне активной,
ощущающей материальной субстанции, формами которой являются неорганическое,
растительное и животное царства (к последнему относится и человек). Процесс
мышления, присущего только человеку и представляющего результат его сложной
организации, Ламетри понимал как сравнение и комбинирование представлений,
возникших на основе ощущений и памяти. Главными причинами исторического
развития он считал просвещение и деятельность выдающихся личностей, был
сторонникам просвещенного абсолютизма.
Первая работа "Естественная история души" (1745), главное произведение
"Человек - машина" (1747). Публикации: "Человек - растение" (1748), "Анти -
Сенека или Рассуждение о счастье" (1750), "Искусство наслаждаться" (1751).
Он считал, что человек мыслит и даже совершает нравственные поступки,
так же как чувствует радость или прилив отваги; все зависит от способа,
каким построена и подготовлена наша машина. Человек - всего лишь машина,
поэтому различные состояния души всегда соотносятся с состоянием тела. Но
поскольку все способности души зависят исключительно от особенностей
устройства мозга и всего тела, они должны отождествляться с этим
устройством. "Вот и получилась высокоинтеллектуальная машина!"
Между человеком и животным он видел только количественное различие:
"человек обладает большей степенью чувственности". Человека выводил из мира
животных. Считал, что познание начинается с чувственного восприятия вещей и
поднимается к теоретическим обобщениям.
Истолковывал причины изменения характеров людей и побудительные мотивы
их поведения в различных условиях, сводя эти причины к чисто биологическим
факторам. "Что нужно было - говорил он, - чтобы превратить бесстрашие Кана
Юлия, Сенеки или Петрония в малодушие или трусость? Всего лишь расстройство
селезенки или печени, или засорение воротной вены". Считал, что решительное
исправление нравов, искоренение предрассудков, всеобщее благоденствие
является результатом распространения передовых взглядов.
Ламетри считал одной из важнейших задач человечества освободиться от
власти совести. Сам он считал своей целью восстановление этики Эпикура.
Политическим идеалом Ламетри является общество, в котором установлены
разумные законы, обеспечивающие политическую и гражданскую свободу граждан.
Был убежден в том, что свобода частной собственности и торговли выражает
интересы всех граждан и означает свободу личности. Тем не менее Ламетри
опасался предоставления свободы для бедных, неимущих. Религию он считал
ненужной для людей науки, но необходимой для народа.

Дидро Дени (1713-1784) - французский философ, просветитель,
руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. Вместе с Вольтером
оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В
философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до
материализма (в учении о природе , в психологии, в теории познания) и
атеизма. В механическое материалистическое понимание природы Дидро внес
некоторые элементы диалектики - идеи связи материи и движения, связи
протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос
о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц
может порождать специфическое содержание ощущений, Дидро решает в пользу
мысли о всеобщей чувствительности материи. Развив этот взгляд, Дидро
наметил материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую
последующее учение о рефлексах. По этой теории люди, как и животные, -
инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью.
В теории познания Дидро отверг представления идеалистов о спонтанности
мышления: все умозаключения коренятся в природе, и мы только регистрируем
известные нам из опыта явления и существующие между ними либо необходимые,
либо условные связи. Отсюда, по Дидро не следует будто наши ощущения -
зеркально точные копии предметов; между большинством ощущений и их внешними
причинами не больше сходства, чем между представлениями и их названиями в
языках. Он развил взгляд Ф. Бэкона, согласно которому знание, опытное по
своему источнику, имеет целью не самодовлеющее постижение истины, а
достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека.
При этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии
мышления и познания. Методами и руководителями в познании являются
эксперимент и наблюдение. На их основе мышление может достигнуть знания
если и не вполне достоверного, то высоковероятного.
Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной
критике: развил эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты.
Теоретические принципы разработанной им эстетики он стремился осуществлять
в своих романах и драмах. Но при всех своих достижениях Дени Дидро в
понимании общественных явлений остался идеалистом.


Глава 2. Воспитание как основа построения нравственной личности


Жан-Жак Руссо (1712-1778) - представитель демократического крыла
французского Просвещения, философ, социолог, один из теоретиков педагогики.
Наиболее полно свои взгляды на роль воспитания Руссо изложил в
педагогическом романе "Эмиль, или О воспитании".
Ведущий принцип этого педагогического романа заключается в том, что
свобода должна быть не капризной, а "хорошо упорядоченной". Излагая свои
педагогические взгляды, Руссо стремился придать им занимательную
беллетристическую форму. Однако сам жанр педагогического романа, цель
которого показать формирование личности - требовал более всестороннего
изображения человеческого характера, чем философская повесть. Главный герой
у Руссо должен был продемонстрировать те заложенные в человеческой природе
возможности, которые коверкаются в условиях современного общества. Поэтому
Эмиль - средний человек (Руссо всячески подчеркивает его заурядность) и
одновременно - некоторая идеальная норма. Эмиль - некий образец человека,
которому сердечность, доброта, простота и здравый смысл заменяют ум и
характер, что по мнению автора должно придавать Эмилю особое обаяние. Руссо
казалось, что замысел его вполне удался, между тем добродетельный Эмиль -
не более чем схема. Ни попытка соединить религию с философией, ни
идеализация средней счастливой середины между богатством и образованностью
- с одной стороны, невежеством и нищетой - с другой - не увенчались
успехом. Его педагогическая утопия "естественного человека" не могла
одержать победу над культурной монополией имущих классов. Однако Эмилем
Руссо нанес чувствительный удар по дворянской системе воспитания, как и по
церковной. Все, что сковывает ребенка уже с колыбели, тем более за школьной
партой по мнению Жан - Жака, должно быть отброшено. Учиться надо вольно и
лучше всего в деревне, желательно также под наблюдением учителя - философа,
дающему своему ученику возможность стихийно развивать в себе задатки и
дарования.
С этой целью не следует воспитывать ребенка, когда воспитатели не
знают точно, формирования каких именно качеств они хотят добиться. Ребенка
можно сковывать, сдерживать или побуждать к действию только с помощью
голоса необходимости, таким образом, что он даже не будет жаловаться; можно
сделать его мягким и послушным только с помощью силы вещей, так что ни один
порок не сумеет завестись в его сердце, ибо страсти никогда не
воспламеняются, когда они бесполезны.
Этот перечень уловок и ухищрений должен послужить воспитателю
подспорьем для упорядоченного развития всех потенциальных способностей
человека. Себялюбие должно преобразовываться в любовь к обществу и другим
людям; страсти, являющиеся средством нашего самосохранения, должны
превратиться в стратегию защиты общества; инстинкты должны вызреть до такой
степени, чтобы стать опорой разума, которому надлежит быть проводником
человека в общественной жизни. Поэтому педагогический процесс должен быть
постепенным и принимать во внимание уровень развития личности.
Прежде всего воспитатель не должен считать ребенка взрослым человеком
в миниатюре. Природа хочет, чтобы дети, прежде чем стать людьми, были
ребятишками. У детства существуют особые способы видеть, думать,
чувствовать, во всем отличные от взрослых; нет ничего глупее, чем пытаться
заменить их способы нашими. Принимая во внимание возрастные особенности, от
рождения до двенадцати лет, следует заботиться о разумной тренировке
органов чувств у детей. Следуя советам современника и друга Кондильяка,
Руссо утверждает: "Первыми способностями, формирующимися и развивающимися у
нас , являются органы чувств, поэтому о них надо побеспокоиться в первую
очередь, а в жизни об этом забывают либо оставляют в полном небрежении.
Тренировать органы чувств означает не только ими пользоваться, но и учиться
правильно рассуждать с их помощью, учиться, так сказать чувствовать, потому
что мы умеем прикасаться, видеть и слышать только тем способом, каким этому
научились". Отсюда вытекает требование воспитывать у ребенка умение
свободно развивать потребности в движении, в играх, способность хорошо
владеть собственным телом.
От двенадцати до пятнадцати лет следует развивать интеллект,
ориентируя внимание подростка на науки, от физики до геометрии и
астрономии, но посредством прямого контакта с предметом в целях постижения
им закономерностей природы. Этот период, в течении которого инстинкты и
страсти, сталкивались с законами реальности, с сопротивлением вещей, с
воздвигаемыми ими ограничениями и, одновременно, с предоставляемыми ими
точками опоры, должны постепенно приспосабливаться к логике природной
разумности в самом широком смысле. Проверкой качества воспитания является
реальная действительность.
От пятнадцати до двадцати двух лет внимание следует концентрировать
на морально - нравственных аспектах жизни: на любви к ближнему,
необходимости разделять страдания ближнего и пытаться их облегчить, на
смысле справедливости, а, значит на социальных аспектах и проблемах
общежития, с которых начинается действительное вхождение личности в мир
долга и обязанностей.
В дополнение к данному этапу воспитания прибавляется подготовка к
супружеской жизни, которая означает понимание того, что брак - не стихийно
- эмоциональное явление или страстная любовь, а разумное превращение
быстротечных страстей в долговременные духовные радости, происходящие от
подчинения собственной жизни обязанностям перед коллективом.
Если верно то, что "первые шаги природы всегда честны и в
человеческом сердце не бывает врожденной испорченности", то верно также и
другое: "Зло проникает в душу человека стараниями общества". Иными словами,
по мнению Руссо, путем правильно поставленного воспитания можно решать
коренные социальные проблемы. Воспитывать ребенка следует вне испорченного
общества, на "лоне природы", сообразно с природой, потому что "добрый
дикарь", перенесенный в наше общество, не смог бы в нем жить.
По Руссо ребенок от рождения не имеет никаких дурных черт, он своего
рода совершенство; задача воспитателя - сохранит его; на этом базируется
взгляд Руссо на "свободное воспитание", связанного у него с идеей
"естественного воспитания". Свобода и самодеятельность ребенка, уважение
его личности и изучение его интересов - вот основа "настоящего воспитания"
по Руссо. Задача воспитателя заключается в создании необходимой обстановки,
наводящей ребенка на размышления, на тот или иной поступок.

Глава 3. Роль государственного служащего в урегулировании
взаимоотношений между государством и обществом


Французские просветители на многочисленных исторических примерах
доказывали, что именно республика с демократической формой правления
порождает такое совпадение интересов частных и общественных, а тем самым и
многочисленных героев или просто добродетельных людей.
В то же время тиранические и деспотические государства, опирающиеся на
самовластие и произвол

Новинки рефератов ::

Реферат: Контрольная по психологии (Психология)


Реферат: Металлургический комплекс России (Металлургия)


Реферат: Анализ живописных произведений флорентийской школы конца XV - начала XVI веков (Искусство и культура)


Реферат: Рост и развитие видов рода Acer в условиях интродукции (Ботаника)


Реферат: 6 задач по теории электрических цепей (Радиоэлектроника)


Реферат: Подключение графопостроителя МДГ 105 к IBM PC (Компьютеры)


Реферат: Атоматизация функций по учету затрат вспомогательного производства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Культура Казахстана 19 века (История)


Реферат: Социальная модель Дойча - взгляд каббалиста (Социология)


Реферат: Введение в специальность по дисциплине: менеджмент в социальной сфере (шпаргалка) (Социология)


Реферат: Летний сарафан (Технология)


Реферат: Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова (Музыка)


Реферат: Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Право)


Реферат: Закон о пенсиях (Право)


Реферат: Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: А С Пушкин - поэт, историк (История)


Реферат: Доминирование полушарий (Психология)


Реферат: Ненормированный рабочий день (Трудовое право)


Реферат: Анализ себестоимости продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист