GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Анализ стихотворения Ахматовой "Родная земля" (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Анализ стихотворения Ахматовой "Родная земля" (Литература)



«Серебреный век ».
Анализ стихотворения Ахматовой « Родная земля».

Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника»,
жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может
быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли
и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение
истории. Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а
идет к миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним.
Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены
две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в
послереволюционные годы. А начинается оно так:
«Не с теми я, кто бросил землю
На растерзания врагам».
А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие
из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не
было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею
курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с
собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это
предчувствие оказалось вещим. В тридцатые – шестидесятые годы ее
поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль
своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением
общечеловеческих страданий. Стихотворение «Родная земля» подводит
своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет
двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей
историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает
значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение
замечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие
метафорическую нагрузку. В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни
грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на отрицании тех
действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма:
«В заветных ладанах не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем …».
Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного
взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как
«обетованный рай» - слишком многое в отечественной истории свидетельствует
о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия,
которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той
доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого
вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость
патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом
пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь
дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоком
и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам.
Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом
уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому
что всем нам предначертано телесно слиться с нею – после смерти:
«Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею».
В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически.
Первые восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных
конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную
«настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба.
После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена
размеров на протяжении одного стихотворения – явление достаточно редкое в
поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для
противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки
воспринимается коллективным лирическим героем родная земля. Заявление это
носит достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим
повтором:
«Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах …».
И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется четырехстопным. Такой
перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания,
которые находят опору в бесконечной глубине заключенного в них смысла.
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах –
чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче
… О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась
упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми
корнями своего существа». (К. Чуковский)



Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Июль 1922
Петербург




Реферат на тему: Анализ стихотворения Блока "О доблестях, о подвигах, о славе..."

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе»

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических
условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в "страшном мире". Не
чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту
необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить.
Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем
поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл
жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному
чувству. Одно из них – "О доблестях, о подвигах, о славе…".
Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том
Собраний стихотворений поэта. Цикл "Возмездия", к которому относится
стихотворение, продолжает тему "страшного мира". Слово "возмездие" понимают
обычно как наказание за некое преступление. Причём наказание, исходящее со
стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, - это прежде всего осуждение
человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена
данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому
предназначению. А следствием этому – расплата: душевная опустошенность,
усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех
стихотворениях цикла "Возмездие".
Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь,
действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте,
в которую он теперь не способен так сильно верить:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе…" имеет структуру
кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но
противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет
повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах,
он ищет хотя бы нежности, но не находит и её.
Жанр стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от
него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь,
потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при
помощи анафор и синтаксического параллелизма:
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого
себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему
встречалась лишь страсть:
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся
"проклятым роем". Образ "страшного мира" символичен, он один из ключевых в
стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с "синем
плащом" прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома
(синий цвет – измена):
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, нежная, ты, милая, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.
Дни подобны ночи, жизнь кажется сном ("я крепко сплю").
В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: "на
горестной земле", "заветное кольцо", "проклятым роем", "сырая ночь". Та
нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей
молодостью: "И звал тебя, как молодость свою", отражена в произведении
такими эпитетами, как: "прекрасное лицо", "ты, милая", "ты, нежная".
Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: "когда твоё лицо в
простой оправе", "передо мной сияло на столе", "я бросил в ночь заветное
кольцо", "ты отдала свою судьбу другому", "летели дни", "вино и страсть
терзали жизнь мою", "я крепко сплю".
Если внимательно читать стихотворение "О доблестях, о подвигах, о
славе…", то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С.
Пушкина "Я помню чудное мгновенье…".
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
У Пушкина мы видим сходные строчки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.
"И я забыл прекрасное лицо" - "И я забыл твой голос нежный". "Летели
дни" – "шли годы". Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у
стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу
стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь,
отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А.
Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к
женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко
выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта,
именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.







Новинки рефератов ::

Реферат: Влияние математики на философию и логику (Философия)


Реферат: Николай Второй Александрович (Исторические личности)


Реферат: Культ цветов в Японской культуре (Культурология)


Реферат: Государство и гражданское общество (Политология)


Реферат: Октябрьская революция в России (История)


Реферат: Если вы заблудились в тайге (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Рождение здорового ребенка (Биология)


Реферат: Глобальные проблемы современности (Философия)


Реферат: Ковка металлов (Металлургия)


Реферат: Физическое воспитание школьников, средних и старших классов (Физкультура)


Реферат: Защита вещных прав по гражданскому кодексу (Гражданское право и процесс)


Реферат: Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения (Педагогика)


Реферат: Защита информации (Программирование)


Реферат: Формирование интереса к урокам математики (Педагогика)


Реферат: Фламандский часослов (Искусство и культура)


Реферат: Рецензия по истории на книгу Н. Н. Молчанова "Дипломатия Петра великого" (История)


Реферат: Шпоры по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Борьба интересов (Менеджмент)


Реферат: "Необыкновенная история". И.А. Гончаров (Литература : русская)


Реферат: Структура управления ОАО "ЛУКойл-Ставрополь" (Теория организации)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист