GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Маргарет Тэтчер (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Маргарет Тэтчер (Исторические личности)


Содержание

Стр.

Введение 2

1. Тетчеризм» в политической жизни. 3

2. Тетчер – выходец из мелкой буржуазии. 3

3. Прагматизм Тетчер, отход от негативной линии к СССР. 4

4. Контакты с советским лидером. 5

5. Диалоги Тетчер и Горбачева. Плодотворность их встреч. 7

6. Заложен фундамент современного подхода между 7

Востоком и Западом.

7. Разногласия между Тетчер и Горбачевым во взглядах 8

на конечную цель советских реформ.

8. Усиление роли Тетчер в международных делах. 8

Ее поддержка процессов перестройки в СССР.

9. Активное участие Тетчер в поддержки перед лидерами 9

Запада Горбачева и его идеи.

10. Последнее посещение Тетчер Москвы. 12

Выводы. 14

Список литературы 15



Введение

Маргарет Тетчер впервые в британской истории нынешнего века удалось на
столь продолжительный срок прервать колебания традиционного двухпартийного
маятника нахождения у власти консерваторов и лейбористов. Под ее
руководством консерваторы в мае 1979 года одержали победу на выборах, и она
стала премьер-министром. Дважды — в 1983 и в 1987 году — она переизбиралась
на этот пост и в общей сложности находилась на посту премьера 11 лет. Эти
годы были непростыми в жизни Великобритании. Стране удалось выйти из
довольно опасного социально-экономического кризиса, когда Англию называли
"больным человеком Европы", укрепить свои позиции среди наиболее развитых
государств капиталистического мира. Вырос международный авторитет
Великобритании, увеличилась ее роль в мировых делах.



1. «Тетчеризм» в политической жизни.

В британской политической жизни прочно утвердился термин тетчеризм. Этим
термином характеризуют определенные политические, идеологические и
моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь
Маргарет Тетчер, а также ее специфический стиль руководства.
Политическая философия тетчеризма небезынтересна. Ее основу составляют
несколько элементов. Это — апологетика свободного предпринимательства,
личной инициативы. Главным стимулом при этом Тетчер считает прямую
материальную выгоду, желание "устроить жизнь как можно лучше для себя и
своей семьи". По ее утверждениям она тем самым "апеллирует к лучшему, что
заложено в природе человека". -
Вопрос о мотивации человеческой активности — один из центральных в
философии тетчеризма. "Ничего плохого нет в том, чтобы создавать богатство,
достойна осуждения только страсть к деньгам ради денег" — говорит Тетчер.
”Погоня за равенством — мираж. Возможности ничего не значат, если за ними
не стоит право на неравенство, слобода выделяться из всех".

2. Тетчер – выходец из мелкой буржуазии.

Для понимания мировоззрения Тетчер надо иметь в виду то, что сама она, в
отличие от большинства ее предшественников, не принадлежит к британскому
истеблишменту. Она — выходец из мелкой буржуазии. Родилась в 1925 году в
небольшом английском городке Грэнтэм в семье бакалейщика и навсегда
сохранила симпатии к той среде, из которой вышла. Этим во многом
объясняется тот факт, что важным элементом концепции тетчеризма стал
провозглашенный ею "возврат к викторианским моральным ценностям": уважению
к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность,
трудолюбие, примат права личности.
Тетчер достаточно точно уловила настрой определенных слоев общества,
выступающих за то, чтобы во главе страны стояла "сильная личность", которая
могла бы вернуть Британии былое величие и навести в стране "должный
порядок". Характерно, например, что в сфере общественной нравственности,
укрепления закона и порядка Тетчер не только не ослабила роль государства,
но и значительно усилила ее. За время ее пребывания у власти было принято
несколько новых важных законов, призванных расширить полномочия судов и
полиции, ожесточилось и иммиграционное законодательство.
Базу тетчеровского экономического курса составляла монетаристская
концепция, отдающая приоритет снижению инфляции посредством сдерживания
роста денежной массы и выпуска ее в таком объеме, который был бы в прямой
зависимости от выпуска продукции и нормы процента. Кредитно-денежное
регулирование — основной рычаг воздействия на хозяйственную конъюнктуру.
Правительство Тетчер последовательно осуществляло перестройку налоговой
системы. Уменьшение налогообложения, по ее замыслу, должно поощрять деловую
активность, повышать оборачиваемость капитала.
М. Тетчер энергично и решительно ломала сложившуюся в стране систему
государственных корпораций. Приватизация обобществленного сектора — один из
основных элементов проведенной ею перестройки экономики. В беседах, в том
числе и с нашими экономистами, она не раз отмечала негибкость
государственных предприятий, их запоздалое реагирование на постоянно
меняющиеся потребности рынка. Поскольку эти предприятия, говорила она,
состоят на довольстве у государства, у них нет нужды заботиться о
выживании. Вместе с тем, Тетчер не раз говорила и о том, что важная задача
правительства — создание наиболее благоприятных условий для частного
бизнеса, который вправе добиваться повышения прибылей при условии полной
ответственности за результаты собственной деятельности. Особенность
тетчеровского варианта приватизации — широкая распродажа акций мелким
владельцам. Такая линия, отмечала она, позволяет приобщать к философии
собственничества массу рядовых англичан, а, значит, в политическом плане —
укреплять базу поддержки ими консерваторов.

3. Прагматизм Тетчер, отход от негативной линии к СССР.

Политика Тетчер и ее правительства сталкивалась с существенными
трудностями. Например, в социальной области, создании рыночной конкуренции
в сфере здравоохранения, в реформах образования явно просматривалась
тенденция к разделению общества на людей "первого" и "второго" сорта.
Именно в этих вопросах Тетчер перешла грань допустимого в социальном
маневрировании. Английские избиратели оказались не готовыми к перестройке
общества по принципу "каждый для себя". Это нашло отражение и в процессах,
в конечном счете, вынудивших Тетчер сложить с себя лидерство в партии и
покинуть в 1990 году пост премьер-министра. Конечно, при этом надо
учитывать и жесткость линии Тетчер при решении бюджетных вопросов в
Европейском Союзе, которая поставила Лондон под угрозу изоляции в
сообществе. Методы решения вопросов в правительстве дали основание
истолковывать стиль Тетчер как авторитарный, как отход от "искусства
британской классической дипломатии".
Но не стоит забывать о том, что прагматизм Тетчер позволил ей
постепенно отойти от первоначально негативной линии в отношении Советского
Союза, провести в 1984-1985 гг. переоценку подходов к одной из главных
проблем международной жизни — комплексу отношений Восток — Запад.
Тетчер — натура властная. Ее ум, силы, незаурядный интеллект — все было в
течение многих лет отдано государственной, политической деятельности. Ее
главная страсть — общение с сильными натурами на политической сцене, даже
если это общение выливается в острый диалог, принципиальный спор (что,
кстати, не раз бывало и в ходе ее контактов с Горбачевым). Тетчер тянуло к
государственным мужам, от которых, по ее выражению, "исходит магнетизм
власти и популярности". Особенно к тем, кто в ее глазах способен вести
диалог со знанием дела, на высоком интеллектуальном уровне. После третьей
победы на выборах Тетчер явно стремилась к тому, чтобы применить свои силы
и опыт на международной арене, прежде всего в сфере отношений Восток —
Запад. Оно и закономерно — что, в самом деле, могло быть важнее для судеб
Европы и мира? Вполне закономерно и то, что Тетчер, уже имевшая огромный
опыт общения с государственными деятелями, видными политиками, считала
особо важными упрочение контактов с советским лидером и готовилась к каждой
встрече с Горбачевым особенно серьезно. При премьер-министре была создана
небольшая группа экспертов из бывших британских послов в Москве,
авторитетных советологов. Ведущую роль среди них играл талантливый аналитик
Чарльз Пауэлл, который всегда сопровождал Тетчер на беседах с президентом
бывшего СССР.

4. Контакты с советским лидером.

Тетчер, несомненно, обладает определенным артистизмом, что немаловажно в
политике. Готовясь к той или иной встрече с Горбачевым, она не только
взвешивала политические аспекты предстоящего разговора, но и отрабатывала
каждый свой жест, даже взгляд. Однажды на аэродроме при встрече Горбачева
один из моих британских собеседников, хорошо знающий Тетчер, сказал:
"Посмотрите на нашего премьера — она буквально преобразилась, ее глаза
светятся необычным блеском. Это — влияние вашего президента..."[1]
"Политические деятели не руководствуются любовью или ненавистью, их
направляют интересы, а не чувства" — отмечал видный британский писатель и
дипломат 18-го века Филипп Честерфилд. Верно, конечно. И все же... Явные
взаимные симпатии Тетчер и Горбачева, несомненно, способствовали укреплению
контактов между двумя лидерами, делали их диалог более доверительным а,
следовательно, и более плодотворным.
В рассказах о британо-советских отношениях часто фигурирует встреча
британского премьера с Горбачевым в декабре 1984 года в предместье Лондона,
в правительственной загородной резиденции Чеккерсе.
Уже в середине 80-х годов, когда стало очевидно, что Брежнев тяжело болен
и фактически не управляет ни государством, ни партией, на Западе началась и
с каждым годом приобретала все больший размах аналитическая работа, цель
которой состояла в том, чтобы высчитать, что сулит миру и Советскому Союзу
"послебрежневский период". Правящий триумвират, фактически управлявший в ту
пору нашей страной (Устинов, Андропов, Громыко), особенно в расчет не
принимался, так как у всех членов этого триумвирата было непреодолимое
препятствие на пути к вершине власти — возраст.
М. Горбачев был в ту пору мало известен на Западе. Однако его визит в
1982 году в Канаду, его беседы с политическими деятелями этой страны дали
для западных политиков и наиболее дальновидных "кремленологов" ценную
информацию. О Горбачеве начали говорить как об амбициозном и энергичном
политическом деятеле, который, в отличие от своих коллег по Политбюро,
проявляет значительный интерес к западным методам управления экономикой, к
западной системе ценностей. Советский посол в Канаде — им был в то время А.
Яковлев — в немалой мере помог Горбачеву создать этот изначальный имидж.
М. Тетчер познакомилась с Горбачевым в феврале 1984 года, когда приехала
в Москву на похороны Андропова. Осенью того же года — впервые после
длительного охлаждения англо-советских отношений - делегацию Верховного
Совета СССР пригласили посетить Лондон с официальным визитом.
Развитие в последние годы советско-британских отношений — яркий и во
многих отношениях едва ли не единственный пример того, как можно за
сравнительно короткий срок укрепить доверие между двумя государствами. В
ходе диалога Москва—Лондон закладывались новые, современные подходы в
отношениях между Востоком и Западом. Процесс этот, конечно же, был очень и
очень непростым, ибо в ходе его приходилось преодолевать годами
накапливавшиеся взаимные подозрения, недоверие и негативные стереотипы
восприятия друг друга.

5. Диалоги Тетчер и Горбачева. Плодотворность их встреч.

Главной особенностью советско-английского диалога явилось то, что он был
сфокусирован, прежде всего, на крупных, стержневых международных проблемах,
касающихся в первую очередь вопросов войны и мира, разоружения. Это был
диалог, в ходе которого стороны излагали свои принципиальные позиции, свое
философское видение мира, каким он будет завтра наш мир — полностью
безъядерным или же строящимся на основе концепции ядерного сдерживания?
Тетчер в этих дискуссиях последовательно отстаивала линию на сохранение
британского ядерного оружия, подчеркивая его "миротворческую" роль,
заявляя, что для британского правительства такое оружие — это, помимо всего
прочего, еще и "гарант веса и престижа Англии в мировом сообществе".
Горбачев же, как известно, выступал за ликвидацию ядерных арсеналов...
Это различие в подходах к одной из важнейших проблем современности
отчетливо выявилось и после советско-американских консультаций на высшем
уровне в столице Исландии — Рейкьявике в ноябре 1986 года.
Визит в Лондон М. Горбачева, его выступление перед британским деловым
миром, как и выступление в Гилдхолле перед британскими политиками не сняло
тревог, которые возникли в верхних эшелонах делового мира страны
относительно того, куда идет перестройка и в чем суть и стержень программы
экономических реформ.

6. Заложен фундамент современного подхода между
Востоком и Западом.

Тетчер последовательно поддерживала Горбачева в его планах реформ и
понимала, что эти реформы, какими бы зигзагами они не сопровождались, в
целом не идут в сторону укрепления социализма. Она, как уже говорилось,
отнюдь не была сторонником социалистических идей и не скрывала этого ни в
публичных выступлениях, ни в беседах с советским лидером. Она по-прежнему
проявляла пристальный интерес к тому, что происходило в нашей стране, была
хорошо осведомлена о ходе и трудностях преобразований. Понимала — может
лучше, чем иные советские политики, — что рано или поздно эти сдвиги и
преобразования, нарастающие как кристалл в солевой пробирке, — перебросятся
на другие страны Восточной Европы.



7. Разногласия между Тетчер и Горбачевым во взглядах на конечную цель
советских реформ.

Анализируя диалог этих двух политических деятелей, происходивший на
протяжении нескольких лет на начальном этапе советских реформ Тетчер и
Горбачев по-разному видели конечную цель. Михаил Сергеевич, как
представляется, не просчитывал возможность распада организации Варшавского
Договора и СЭВ, а тем более, Советского Союза. Он не раз говорил Тетчер,
что ставит целью основательно реформировать сущность самого понятия
социалистической собственности, совместить различные формы собственности,
не отказываясь от социалистического выбора, а лишь демонтируя "то, что не
отвечает истинному облику социализма". С другой стороны — и это тоже было
сказано британскому премьеру, задача состоит в том, чтобы добиться четкого
разделения функций партийных, советских и исполнительных органов, и
предоставить большую самостоятельность республиканским и местным властям.
Соглашаясь с этим в принципе, Тетчер со своей стороны достаточно прямо
говорила, что задуманное станет реальностью при условии, если будет
коренным образом изменено законодательство, касающееся собственности, если
все органы власти будут безотлагательно наделены новыми полномочиями,
смогут самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их
реализацию.
Была ли отставка Тетчер неожиданной? Для многих — да. Хотя свидетельств и
признаком того, что отставка возможна, было, как говорилось выше, немало.
Не только в Англии, но и за ее пределами, были силы, стремившиеся подточить
позиции премьера, поставить ее в положение изоляции. Часть крупного
британского капитала также скрыто выступила против Тетчер, усматривая в
проводимой линии угрозу обособленности Британии от западных рынков. Нельзя
было не принимать во внимание и тот факт, что если при Рейгане Британия
имела "особый характер" отношений с США, то с приходом Буша ситуация
несомненно изменилась. "Особые отношения" расширились и на другие страны
Европы, прежде всего — Германию. В планах Буша Коль стал играть все более
заметную роль.

8. Усиление роли Тетчер в международных делах. Ее поддержка процессов
перестройки в СССР.

Все это, разумеется, было известно советским дипломатам. Но мы должны
были учитывать и другие факторы. Усиление роли Тетчер в международных
делах. Ее поддержка процессов перестройки в СССР. Ее активные усилия
поддержать перед лидерами Запада Горбачева и его идеи. Все это подчас как
бы отодвигало на второй план процессы, происходившие внутри партии
консерваторов.
”Очень грустно, что это произошло... Но я убежден, что эта перемена не
повлияет на нашу политику дружбы и поддержки реформ и перестройки в СССР".
"Я тоже так думаю — согласился с Хэрдом Шеварднадзе. — Смена британского
премьера обсуждалась в советском руководстве. Мы пришли к выводу, что
основные направления деятельности вашего правительства останутся
стабильными"[2].
22 ноября по поручению Горбачева посольство направило на Даунинг Стрит
следующую телеграмму:
"Дорогая Маргарет! Только что узнал о Вашем решении покинуть пост лидера
партии и премьер-министра Великобритании. С чувством большой теплоты и
глубокого удовлетворения я вспоминаю все наши деловые беседы, которые
сыграли столь большую роль в развитии отношений между Советским Союзом и
Великобританией. Я высоко ценю сложившиеся между нами отношения
взаимопонимания по многим вопросам. Для меня символично и то, что моя
международная деятельность практически началась с бесед, состоявшихся у нас
еще в 1984 году.
Каждому политическому деятелю современность и будущее дают свои оценки.
У меня нет сомнений, что в историю Великобритании, мирового сообщества Вы
внесли огромный вклад политик.
Надеюсь на продолжение наших дружеских встреч. Раиса Максимовна
присоединяется ко всем моим добрым словам в Ваш адрес. Передаем теплые
приветы Денису. С уважением,
М. Горбачев"
Два месяца спустя Маргарет Тетчер дала знать, что хотела бы
встретиться с послом Замятиным. Эта встреча произошла в нашем посольстве.
Тетчер и ее супруг Денис приехали на "семейный обед". Был на этом обеде и
долголетний помощник экс-премьера Чарльз Пауэл. Эрудит, хорошо знающий
международные дела, знающий прочные связи с большим бизнесом, знающий и
любящий Россию. Обед проходил в так называемой золотой гостиной — той
самой, где чаще всего проводились встречи Тетчер и Горбачева. Интересная,
содержательная беседа была за этим обедом! Нет, Тетчер не говорила о своей
отставке. Ее тревожили дела у Горбачева. Она живо, со знанием дела
интересовалась, происходит в России. Ее всерьез волновали последствия
трагических событий в Вильнюсе и Риге. "Неужели эти события происходят с
ведома Горбачева? спрашивала она. — Ведь они, события — черное пятно на
советской перестройке. Понимаю, что подача данных событий по телевидению
могла быть слишком эмоциональной. Но, так или иначе, мы видели телекадры о
том, как стреляют в людей. Это просто ужасно. Надеюсь, такое развитие дел —
не выбор Горбачева. Не могу представить его в роли диктатора".
Замятин стремился ответить на ее вопросы. Но ее волнение не
уменьшалось, она возвращалась к поднятой ею теме вновь и вновь.

9. Активное участие Тетчер в поддержки перед лидерами Запада Горбачева и
его идеи.

На следующей встрече М. Тетчер рассказала о своей поездке в Вашингтон и о
разговоре с Бушем.
М. Тетчер: В свою бытность премьер-министром я выступала за
предоставление Советскому Союзу ассоциированного статуса на встречах
"большой семерки". Во время недавней встречи с президентом Бушем я вновь
высказала эту мысль. Буш медлит с ответом. Главное опасение США и некоторых
других входящих в эту группу стран состоит в том, что предоставление
Советскому Союзу крупных кредитов до осуществления в стране экономических
реформ приведет лишь к их безвозвратной потере. Здесь уже имеется печальный
опыт нашего взаимодействия со многими странами Восточной Европы, когда нам
пришлось списать значительную часть предоставленных им кредитов, поскольку
они утекли через каналы черного рынка и оказались абсолютно
непродуктивными.
В настоящий момент "семерка" и связанные с ней международные финансовые
организации, в первую очередь МВФ придерживаются такой позиции: что какие-
либо кредиты станут возможными, когда рыночная экономика пойдет по ее
Законам лишь полным ходом. Предостерегаю вас от того, чтобы возлагать
слишком большие надежды на оказание такой помощи. Конечно, ваше появление
на заседании "семерки" позволит полнее охарактеризовать предпринимаемые в
Советском Союзе шаги по осуществлению глубоких экономических реформ,
переходу к рыночной экономике, сообщить о трудностях, с которыми вы
неожиданно столкнулись. Можно было бы охарактеризовать и те минимальные
потребности страны, удовлетворить которые можно с помощью Запада,
подчеркнув при этом мысль, что реформы в СССР отвечают не только его
собственным интересам, но и интересам всего мира. Но еще раз хочу
подчеркнуть — не надо просить новых займов до принятия соответствующего
законодательства, до того, как процесс экономических преобразований обретет
полную силу[3].
Горбачев выслушал этот не слишком-то приятный для него монолог достаточно
спокойно.
— Да, у нас уже есть горький опыт слишком больших ожиданий, которые
потом по различным причинам не оправдываются, — сказал он. — Да и люди не
довольствуются обещаниями, хотят и ждут какого-то облегчения их жизни уже
сейчас, сегодня. Но мы не просим о бесплатной помощи. Мы хотим, чтобы эта
помощь была оказана на определенных, выгодных для всех условиях. Страна
находится на критическом этапе развития, где происходит смена всей системы
политических и экономических связей. То, что мы делаем сейчас — крупнейший
поворот всю историю XX века, пожалуй, даже более значительный, чем
Октябрьская революция. Если западные политики, которые считают, что они
мыслят широкими категориями, упустят представившиеся возможности,
поддадутся конъюнктурным соображениям, это негативно скажется на тех
решениях, которые им предстоит принимать завтра и в последующем... Что же
касается кредитов, то не вижу здесь ничего экстраординарного: кредиты —
обычная вещь, применяемая при финансировании инвестиций и торговли. До сих
пор Дж. Бейкер сохранял линию на сотрудничество с нами. Но он, да и не
только он, судя по всему, находится под ощутимым давлением консервативных
сил, которые считают, что ни перестройка, ни авторитет Горбачева не
отвечают интересам США. Такая позиция опасна. Если мыслить подобными
категориями, не удастся вый-
на прорыв.
Рассказал Горбачев Тетчер и о заседании Верховного Совета ноябре 1990
года — том самом заседании, на котором депутаты потребовали от президента
выступить с докладом о положение в стране. Он, как известно, выступил с
таким докладом, но предложенные им меры были расценены большинством
депутата как недостаточные, Горбачев подготовил еще одно выступление, и оно
получило поддержку. Уходя от сверхцентрализации, мы не должны допустить
дезинтеграции, — говорил в этой связи Горбачев. — Нам надо перегруппировать
силы и действовать в интересах стабилизации. Для того чтобы динамично вести
процесс реформ, двигаться к рынку, в ближайшие месяцы придется закрепить
власть. И я должен это сделать. Иначе это сделает кой-то сумасшедший. Нужны
решительные, может быть, резкие действия..."
Итак, два политика, представлявшие разные миры, в основном не
расходились во взглядах, когда речь шла о курсе действий в обозримом
будущем. А курс этот предстояло проводить исключительно сложных условиях.
Страна с трудом поворачивалась в сторону реформ. Всеобщего согласия и
поддержки линии Горбачева не просматривалось. В республиках появлялись
новые лидеры, которые выступали под лозунгами национального суверенитета,
ставя эти лозунги во главу угла и фактически противопоставляя себя центру.
В верхних эшелонах власти углублялись разногласия по вопросу о роли центра.
Одновременно с линией на суверенизацию шел активный процесс роста
национализма и сепаратизма.

10. Последнее посещение Тетчер Москвы.


В ходе последнего визита М. Тетчер в Москву одним из приятных сюрпризов
стало для нее посещение Института кристаллографии Академии наук СССР.
Высокую гостью тепло встретили ученые, специалисты. Беседа с ними напомнила
британскому премьеру ее молодость: Тетчер по образованию — химик,
выпускница химического факультета Оксфордского университета. Одним из
любимых ею преподавателей была Дороти Ходжкин — Лауреат Нобелевской премии,
удостоенная в мае 1987 года и Международной Ленинской премии мира. Портрет
Ходжкин можно видеть в домашнем кабинете Тетчер, и она не раз говорила мне,
что многим обязана этой женщине, ибо именно она научила ее использовать
научные методы в работе, что весьма важно не только для университетского
профессора или сотрудника исследовательской лаборатории, но и для политика.
Возвращаясь из Института в британское посольство на Софийской
набережной, Тетчер была в приподнятом настроении. Ей льстило, что известный
в научном мире Институт, входящий в систему советской Академии наук,
присудил ей степень почетного доктора. "То, что произошло сегодня, — это
признание той роли, которую многие ученые Запада и Востока вместе с
политиками играют в борьбе за стабильность и мир", — говорила она. А
поднявшись на парадное крыльцо посольства, она остановилась и долго
смотрела на ярко блиставшие под лучами солнца золоченые купола соборов
Кремля. "Как мне нравится этот вид! Когда я бываю в Москве, всегда любуюсь
из окон посольства вашим Кремлем. В прекрасном районе города наше
посольство..." [4]


Дружба двух государственных лидеров Тетчер Горбачева при доверительных
отношениях была плодотворна. Появились новые отношения доверия,
взаимопонимания и поддержки. Ушли накопленные годами недоверия и подозрения
по отношения к СССР.



Выводы

Взгляд Тетчер на СССР изменились. Она непосредственно приблизилась к
истинному положению дел в СССР, его проблемам и трудностям. Тетчер в
диалогах с Горбачевым принимала активное участие в решение основных проблем
международного характера. Это вопросы мира и войны вопросы разоружения.
Тетчер поддерживала реформы и перестройки в СССР, высказывала свою точку
зрения, свои позиции по этому вопросу. По мнению Тетчер реформы в СССР
отвечают не только собственным интересам, но и интересам всего мира. Свою
точку зрения выразила она и по поводу займов.



Список литературы


1. Замятин Л.М. «Горби и Мэгги». 1994.
2. Перегудов С.П. «Тетчер и Тетчеризм». 1996.
3. Орген К. «Маргарет Тэтчер. Женщина у власти». 1992
4. Попов В.И. «Маргарет Тетчер: человек и политик». 1991



-----------------------
[1] Замятин Л.М. «Горби и Мэгги» стр.13
[2] Замятин Л.М. «Горби и Мэгги» стр.128
[3] Замятин Л.М. «Горби и Мэгги» стр.138
[4] Замятин Л.М. «Горби и Мэгги» стр.138





Реферат на тему: Маркиз де Сад и XX век

МАРКИЗ ДЕ САД И ХХ ВЕК
(убедительная просьба не сдавать этот реферат в МГУПечати и,
в особенности, на физфаке педагогич. университета кафедра психологии)


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Чудовище
Глава 2. Атеист
Глава 3. Революционер
Глава 4. Писатель
Глава 5. Улыбка маркиза
Заключение
Библиография



ВВЕДЕНИЕ


Несмотря на то, что творчеству маркиза де Сада уже посвящено немало разного
рода работ, как зарубежных, так и российских писателей и философов, автор
полагает, что ряд особенностей их написания может служить весьма весомым
обоснованием написания еще одной. Во-первых, разнообразие взглядов на идею
маркиза позволяет высказать еще один, до сих пор (по случайности, или по
отсутствию такового) автору не встречавшийся, но имеющий, на его взгляд,
право на существование. Во-вторых, большая часть работ такого рода
описывает лишь какую-то одну грань философии маркиза, и, возможно, именно
из-за этого с частью выводов "садоведов" трудно согласиться. В-третьих Сад
неисчерпаем, а разве этого недостаточно ?..
Разнообразие взглядов на творчество маркиза необычайно широко. Диапазон
мнений колеблется от крайнего возмущения до столь же крайнего восхищения. И
сейчас, после всех экзерсисов сексуальной революции и демократии у
большинства одно имя де Сада вызывает с трудом объяснимую негативную
реакцию. Впрочем, мало кто из этого большинства действительно читал маркиза
или, хотя бы, держал в руках его книги. Другая часть читателей относится к
фанатичным поклонникам маркиза, восхваляющим каждое его слово, при том, что
смысл этого слова зачастую остается скрыт от них их собственным обожанием.
Правда, это можно сказать про любого чересчур рьяного поклонника любого
известного человека. Посередине находятся кропотливые исследователи,
пытающиеся этот смысл найти, препарируя маркиза и его книги. И, хотя при
этом какая-то часть смысла теряется, их работа позволяет прочесть много
интересных и познавательных сентенций, касающихся, правда, не столько
маркиза, сколько мыслей и философии самих авторов. Отдельное место занимают
биографы маркиза, неустанно собирающие по кусочкам его беспокойную жизнь -
и спасибо им за это! Поскольку и те, и другие являются составной частью XX
века, кое о ком автор упомянет особо.
Что же касается основных пунктов философии маркиза, то по этому поводу в
описанной выше среде существует редкостное единодушие. Маркиза ненавидят
(или превозносят, или препарируют) за то, что он:
- был чудовищем
- был атеистом
- был революционером
- прославлял порок
- и вообще...
Мнение автора о том, насколько эти пункты соответствуют истине и будет
изложено в этой работе. Путем последовательного разбора всех позиций автор
намерен доказать следующее утверждение: несмотря на то, что рассматривать
творчество маркиза, вне всякого сомнения, невозможно в отрыве от реального
контекста его времени, полностью осознать все идеи маркиза можно только в
контексте времени нашего. И не только потому, что немало нового принес XX
век в литературу, психологию и философию, а еще и потому, что, как и любой
великий человек (а в этом по мнению автора никто не сомневается) маркиз,
опередив свое время, обращался в первую очередь к потомкам - а значит и ко
всем нам!
И еще одно, чисто техническое замечание. Объем и цель данной работы не
позволяют коснуться всех сторон жизни и творчества маркиза, поэтому автор
будет по мере возможности касаться лишь философского аспекта данной
проблемы, оставляя в стороне психологический и литературоведческий. Что,
конечно, очень жаль...
Часть своих выводов автор позволит себе изложить в заключении данной
работы.

Глава 1. ЧУДОВИЩЕ


"Властный, холеричный, раздражительный, доходящий до крайности во всем - в
атеизме и распутстве..." - так сам де Сад говорит о себе. Насколько эта
характеристика соответствует истине - вопрос особый. Да и не место сейчас
для описания психологических сторон личности маркиза. Был ли он
исключительным средоточием порока и преступления, или это легенда,
придуманная его врагами (друзьями?), которых у маркиза было достаточно?
Спасибо биографам маркиза - мы можем ответить на этот вопрос...
Донасьен-Альфонс-Франсуа де Сад появился на свет 2 июня 1740 года в Париже.
Родители его, Жан-Баптист-Жозеф-Франсуа граф де Сад, королевский наместник
в провинциях Бресс, Бюже, Вальмор и Же, посланник при дворе кёльнского
курфюрста и мать, Мари-Элеонора де Брезе де Карман, фрейлина принцессы
Конде, хотели дать сыну второе имя Альдонс, но это древнее провансальское
имя в Париже было неизвестно и священник ошибся при записи. Нам почти
ничего неизвестно о первых годах жизни маркиза. Если принять описание
детства Валькура за автобиографический набросок, то в раннем детстве Саду
пришлось столкнуться с тяжкими обидами и несправедливостью. Позже,
воспитываясь вместе с Луи-Жозефом де Бурбоном, он, по-видимому, настолько
яро защищался от эгоизма и высокомерия юного принца, что его пришлось
удалить от двора. Немалое влияние на мальчика оказал аббат д'Эбрей, в доме
которого Сад с пяти до десяти лет. Аббат д'Эрбей, автор книги "Жизнь
Петрарки" был, к тому же, дальним родственником великого поэта, так что
благородство происхождения маркиза сомнений не оставляет, а этим
пренебрегать нельзя.
В 1754 году Сад поступает в кавалерийское училище, окончив его принимает
участие в сраженьях семилетней войны, дослужившись до капитана и выйдя в
1963 году в отставку. 17 мая того же года Сад, по настоянию родителей,
женится на Рене-Пелажи Кордье де Монтрей, старшей дочери г-на де Монтрей,
президента налоговой палаты, не принадлежавшей к кругу высшей аристократии,
но имевшей хорошее приданное. Это было началом бедствий, преследовавших его
всю дальнейшую жизнь. Женившись в мае, уже в октябре Сад был арестован из-
за эксцесса в публичном доме, который он регулярно посещал. Причина ареста
была по-видимому достаточно серьезной потому, что Сад слал многочисленные
письма начальнику тюрьмы, умоляя держать ее в секрете, иначе вся его жизнь
будет непоправимо испорчена. Это обстоятельство заставляет предположить,
что эротизм Сада принял уже весьма компрометирующую форму, тем более, что
год спустя инспектор полиции Марэ разослал содержательницам публичных домов
извещения приблизительно следующего содержания: "...я бы настоятельно
советовал г-же де Бриссо, не вдаваясь при этом в подробные объяснения,
отказывать ему, если он потребует у нее девицу легкого поведения для забав
в доме свиданий..."
И именно в этот момент молодой Сад впервые понимает, что личные
удовольствия несовместимы с общественной моралью.
На самом деле, отхлестать плеткой (по предварительному соглашению)
нескольких проституток - не бог весть какой подвиг. И то, что Сад наполняет
его таким значением, наводит на определенные подозрения...
Дальнейшие похождения Сада на стезе порока не менее
"впечатляющи":
16 октября 1767 года. Донесение инспектора Марэ: "...вскоре мы снова
услышим об ужасных поступках графа (к тому времени отец маркиза уже умер, и
Сад унаследовал графский титул) де Сада, который всячески пытался уговорить
девицу Ривьер из Оперы стать его любовницей, предложив ей за это пять
луидоров в месяц... ...помянутая девица ответила отказом"
3 апреля 1768 года (Святая Пасха). В девять часов утра на площади Виктуар
маркиз де Сад, "одетый в серый сюртук, с охотничьим ножом на поясе и с
тростью в руке, встречает некую женщину в возрасте около тридцати шести лет
по имени Роза Келлер. Она согласилась сесть в фиакр вместе с маркизом,
который привез ее в свой дом в поместье Аркей. Там, принудив Розу
раздеться, маркиз неоднократно избивал женщину плетью с узелками на концах.
Затем он натер пострадавшие части тела мазью, в состав которой входил белый
воск, предложил исповедовать ее и, принеся Розе завтрак, запер ее в комнате
на два оборота. Однако же женщине удалось выпрыгнуть в окно. Оглашая
предместье громкими стенаниями, она отправилась в полицейский участок, где
и подала крайне преувеличенную жалобу". В дальнейшем Роза Киллер отказалась
от своей жалобы в обмен на компенсацию в 2400 ливров. Несмотря на это, по
решению суда Сад подвергается заключению длиной в общей сложности до трех
месяцев.
27 июня 1772 года. В 10 часов утра Сад вместе со своим лакеем поднимается в
комнату девицы Борелли по прозвищу Мариетт, где их ждали еще три девицы.
Действия: активная и пассивная флаггеляция, анальный секс, от которого
девушки, по их словам, отказались, прочие удовольствия, в протоколе не
уточненные. Употребление анисовых конфет со шпанской мушкой. Через
несколько дней девушки подали в полицию жалобу об... отравлении. На
основании этой жалобы 3 сентября того же года королевский прокурор в
марселе выносит решение по обвинению Сада и его слуги в содомии и
отравлении, и приговаривает их к публичному покаянию и повешению с
дальнейшим сожжением тел и развеянием праха по ветру. Казнь была проведена
"заочно"
И так далее, и тому подобное...
Сразу обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, так ли уж
были противоестественны (даже для своего времени) наклонности маркиза, если
несмотря на настойчивые предупреждения полиции, проститутки продолжали
принимать Сада. И во-вторых несообразность проступка и наказания: из-за
нескольких, весьма сомнительных, жалоб, маркиз был подвергнут преследованию
длинной в... сорок лет!
Очевидно, что в области сексуальных извращений маркиз не открыл ничего
нового.
Любой современный читатель только улыбнется - в любой специальной
литературе приведены случаи похлеще. Да и в то время все эти шалости были
давно известны (недаром сам де Сад ссылается на античные источники) Однако
Сад объявлен величайшим преступником всех времен. Кому это было выгодно?
Тут необходимо остановиться на еще одной личности, оказавшей немалое
влияние на судьбу маркиза - его теща, мадам де Монтрей всю жизнь
преследовала зятя. Именно с ее помощью Сад был несколько раз арестован.
Создается впечатление, что как только маркиза выпускали из тюрьмы мадам де
Монтрей начинала присматриваться - за что бы еще его посадить?.. Сад
ненавидел свою тещу, называл ее "свиным рылом". И. Сад спас ее от
революционного правительства, за что был обвинен в умеренности и... посажен
в тюрьму. Кстати жена маркиза, мадам де Сад была полным успехом идей мужа.
Она в течении многих лет покрывала преступления маркиза, проявила
незаурядную смелость, организовав один из побегов мужа. Оргии Сада в замке
Ла-Кост проходили при ее поддержке. Когда одна из ее горничных обвинила
маркиза в отцовстве ее ребенка, мадам де Сад подложила в ее вещи свое
серебро, чтобы дискредитировать ее обвинения. Надо заметить, что ни
малейшей благодарности маркиз не испытывал, но... Несколько лет он
старательно играл роль добропорядочного отца и мужа, проведя три года в
своем поместье в Провансе, произведя на свет двух детей и принимая у себя
цвет прованского общества. Он много читал (как, впрочем, и всегда), ставил
свои пьесы в домашнем театре (и театр он тоже всегда любил).
Завершая этот раздел надо сказать, что по отношению к своей репутации
маркиз вел себя по-разному. Откровенно эпатируя общество своим поведением,
он постоянно отпускает реверансы в его сторону. Эпиграфом к "Жюльетте" он
ставит отрывок из своего письма: "...да, я распутник и я признаюсь в этом,
я постиг все, что можно было постичь в этой области, но я, конечно, не
сделал всего, чего постиг, и, конечно, не сделаю никогда..." В этом
фрагменте разгадка всей жизни маркиза - он не был великим преступником. Он
только хотел им быть. Он хотел бы преступить все мыслимые и немыслимые
законы, но лишь законы общества, которое не приняло его невинные увлечения,
когда ему было двадцать три года. И он отомстил этому миру жестоко высмеяв
его, причем в такой форме, что лишь много лет спустя мы начинаем замечать
эту насмешку. На все идеи своего времени маркиз сочинил язвительные
пародии, которые были восприняты его современниками, как отвратительные, но
серьезные книги.
С точки зрения психологии маркиз создал свой мир, потому что в реальном
мире он не мог ничего. Его приключения в борделях - это сублимация
ненависти к общественной морали, которая тоже есть закон. Но как любой
великий человек, маркиз умел смеяться над собой. И он противопоставил
ненавидимой им морали свою собственную мораль, поддержав ее стройной
философской концепцией. Впрочем, философия маркиза логична только на первый
взгляд. А на второй, как из-под палимпсеста, проступает язвительная усмешка
маркиза...
Либо мы должны признать, что Сад не великий писатель и философ, а
философствующий графоман. Но слишком уж много доказательств обратного.
А теперь постараемся уточнить сказанное.

Глава 2. АТЕИСТ


Был ли Сад атеистом? Он говорит о своем атеизме еще в дотюремный период, о
чем свидетельствует его "Диалог...", но затем начинаешь сомневаться в этом
в виду его яростного святотатства. Один из его самых жестоких персонажей
Сен-Фон вовсе не отрицает Бога. Он довольствуется тем, что выводит
гностическую теорию злого демиурга, делая из нее соответствующие выводы.
Да, Сен-Фон - не маркиз де Сад, персонаж никогда не тождественен автору.
Однако все персонажи де Сада отрицают существование Бога, вводя довод,
зеркальный доказательству Канта: существование Бога предполагало бы его
равнодушие, злобу или жестокость. Самое значительное произведение Сада
заканчивается демонстрацией тупости и злобности божества. Невинную Жюстину
застает в пути гроза и преступник Нуарсей дает обет обратиться в
христианство, если молния не ударит в нее. Но молния поражает Жюстину.
Нуарсей торжествует...
Согласно Саду, история религий ясно показывает, что богу свойственно
убивать. Тогда какой смысл человеку быть добродетельным? Сад отрицает
человека и его мораль исходя из того, что и то, и другое отрицается Богом.
И он же отрицает бога, как "...единственную идею, которую нельзя простить
человечеству". Сад начинает, как писатель, именно с разоблачения этой
мистификации. Он разбирает и глупую ложь и завуалированный обман. Первый
урок, который получает Жюльетта в монастыре - урок либертинажа, но второй -
урок атеизма. Сад уничтожает один храм и на его обломках строит другой -
храм Природы. Природа получается, как бы заменителем Бога. Она - это
созидающая сила, только ей мы обязаны своим существованием. Но той же точки
зрения придерживаются многие современники Сада. И маркиз не останавливается
на достигнутом. С тем же усердием он начинает выстраивать новую теорию -
теорию отрицания Природы. Все великие либертены Сада оправдывают свои
прихоти, ссылаясь на Природу: "...мы виноваты в следовании нашим простейшим
желаниям не более, чем море, вздымающее волны". Но они же объявляют Природу
жестокой, кровожадной и одержимой духом разрушения. И Бог, и Природа желали
бы "полного уничтожения всех живых существ, чтобы создавая новые,
насладиться своей властью..." И какой же из этого делает вывод Сад?"
Давайте отважимся совершить насилие над этой непонятной Природой, овладеем
искусством наслаждаться ею."
А в "Жюльетте" он заявляет еще решительней: "Раз человек сотворен, он более
не зависит от природы; раз уж природа бросила его, она более не имеет над
ним власти".
Человек не обязан подчиняться естественному порядку, поскольку он ему
совершенно чужд. Поэтому он свободен в своем нравственном выборе, который
ему никто не в праве навязывать. Тогда почему из всех открытых перед ним
путей Сад выбирает тот, который ведет к преступлению? Природе угодно
преступление, более того, Природа сама по себе преступна. Тогда как же
можно отрицая законы Природы в тоже время следовать им? И вообще, стоило ли
с таким пылом разрушать одну химеру, чтобы потом построить другую, которую,
в свою очередь, отмести. И остаться... Ни с чем? Неужели мы должны
признать, что маркиз запутался в собственной философии? Или же... Не есть
ли вся теологическая система Сада лишь пародия на весьма модное в то время
увлечение атеизмом?
Первое что сделал маркиз после окончания первого срока заключения - он
попросил священника об исповеди... Был ли Сад атеистом? Еще немного мы
скажем об этой теме в главе посвященной революционным устремлениям маркиза.

Глава 3. РЕВОЛЮЦИОНЕР


Для любого роялиста Сад будет в первую очередь не последним деятелем
Французской революции. Действительно, Сад - дитя своего века, не мог не
мечтать о будущем царстве свободы и справедливости. И когда в 1790 году
именно республиканское правительство даровало ему свободу, Сад мог
надеяться, что в его жизни начинается новый период. Он не имеет семьи (жена
потребовала развода), он изгнан старым обществом - так да здравствует
новое! Пьесы Сада ставятся в театрах, он популярен и даже назначен
комиссаром государственного совета по здравоохранению, а в дальнейшем -
председателям секции Пик и присяжным революционного трибунала. Сад с
энтузиазмом занимается политической деятельностью на благо Республики, до
нас дошли его речи и брошюры.
Однако роман с Республикой продолжался недолго - ведь этим новым миром
правили те же фальшивые законы, что и раньше. И самое свое значительное
"политическое" произведение "Французы..." Сад вставляет в середину
"Философии в будуаре".
В этой брошюре имеется два раздела, посвященных будущим принципам
государственного устройства Республики, как их декларирует Сад. Первый из
них касается религии, и основные его положения можно считать
сформулированными, если бы не одно обстоятельство. У Сада на тот момент
появилась новая платформа для его рассуждений. Пьер Клоссовски прав,
подчеркивая, что сей документ доказывает революционерам, что их республика
основывается на убийстве короля, помазанника божьего, и что гильотинировав
Бога 21 января 1793 года, они тем самым лишили себя права на преследование
злодейства и цензуру преступных инстинктов. Монархия, утверждающая идеи
Бога, тем самым утверждала сама себя. Республика же ни на что другое не
опирается, как на себя, и нравы в ней лишены всякой опоры. Сад оправдывает
в книге любое преступление и, в первую очередь, убийство. И в ужасе
отшатывается, когда его идеи общество воплощает на практике. Казалось бы,
когда общество узаконило убийство, Сад вместо того, чтобы безнаказанно
мучить и убивать дискредитирует себя... гуманностью. В то время, как
хладнокровный палач Сансон ежедневно получал от общественного обвинителя,
Фуке-Тьенвиля "пациентов", набивал ими тележки, не просыхающие от крови,
вез на площадь Революции и там, под радостный вой толпы, заставлял их
чихать в мешок, как тогда называли гильотинирование, а проконсул Лебон
выстраивал в Аррасе вокруг эшафота детишек, чтобы из них получились стойкие
патриоты и любовался казнью с балкона, попивая вино и слушая "Са ира" и
держал пари, какую гримасу состроит осужденный; в то время, как проконсул
Карье в Нанте устраивает "республиканские свадьбы" - массовые потопления
невиновных, маркиз помогает скрываться от преследования ранее проклявшим
его аристократам (про мадам Монтрей мы уже писали). Сравним два письма...
"Слезы радости текут по моим щекам, заполняют душу. Сегодня вечером мы
расстреляли 230 мятежников" - это из письма будущего министра полиции
Наполеона Фуше коллегам в Конвент.
"Вечная гильотина перед глазами нанесла мне больше вреда, чем все Бастилии,
вместе взятые" - а это уже де Сад, уже после заключения по обвинению в
умеренности.
Так что же, принципы маркиза, предлагаемые им для повсеместного внедрения в
Республике - ложь? Или это просто доведение до абсурда основных идей
революции, а значит - опять пародия?

Глава 4. ПИСАТЕЛЬ


Любой разговор о Саде будет неполным без упоминания еще одной его ипостаси
- как литератора. Еще в 1782 году маркиз приходит к выводу, что "отныне
только литература будет наполнять его жизнь восторгом, вызовом,
искренностью и усладами воображения." Маркиз писал лихорадочно, неистово и
чрезвычайно много. И плохо... Сейчас только самый рьяный почитатель маркиза
будет отрицать очевидный факт: маркиз не был не только великим, но даже и
хорошим писателем, его творчество ценят отнюдь не в силу его литераторских
достоинств. С другой стороны, Сада нельзя назвать и обычным графоманом,
компенсирующим личные неудачи обильным письмом. Но не место здесь говорить
о чисто литературоведческих моментах. Остановимся лишь на двух деталях.
Первое. Все персонажи Сада абсолютно нереальны. Условны. Воспринимать
всерьез Дольмансе, Нуарсея или Жюльетту так же нелепо, как Змея-Горыныча
или Бабу Ягу. Маркиз даже не пытается придать им видимость правдоподобия.
Герои оперируют миллиардами ливров и тысячами жизней, ведут философские
беседы и увлеченно занимаются любовью; все это описывается с такой
тщательностью, что читатель говорит..." - Не верю!" И Сад не пытается его
разубедить, наоборот, постоянно подчеркивает обстановку плохого театра,
ярмарочного балагана...
Второе. Все книги Сада - это нагромождение на первый взгляд очень стройных,
но на второй - абсолютно нелогичных формул и сентенций, поданных причем с
таким изяществом и непринужденностью, что перестают восприниматься как
нечто аморальное, а становятся искусством для искусства. Приведем лишь один
пример. Сад постоянно утверждает разрушение всего и вся, начиная от одной
жизни и кончая городами и странами, чумой и войной. И это всеобщее
уничтожение, беспорядок, хаос утверждается через строгий порядок - во всем,
начиная с устроения любовной сцены и кончая организацией всяких тайных
обществ со строгим уставом и регламентом. Тут даже диалектикой не пахнет,
тем более, что Сад не использовал ее принципы, это больше похоже на простой
недосмотр.
Таки ради чего стоило изводить горы бумаги? Мы не можем упрекнуть Сада ни в
глупости, ни в некультурности, да и на все наши вопросы он дал ответ в эссе
"Мысль о романах" Послушаем маркиза.
"...не прекращают спрашивать: чему служат романы? Чему они служат, о
лицемеры, извращенцы, ибо вы одни задаете этот вопрос, они для того, что бы
описывать вам такими, какие вы есть, с вашей гордыней, которую вы пытаетесь
скрыть, ибо боитесь последствий. Будучи, если так можно выразиться,
картиной нравов века, роман, как и история, важен философу, желающему
познать человека."
Ненастоящие люди, необоснованные идеи... Печальная картина.
И еще. Был ли Сад живописцем порока, поставившим именно его во главу угла?
И опять маркиз сам ответил на этот вопрос. "...говорят, что мои кисти
слишком сильны, и я обращаясь к читателю, изображаю порок омерзительным.
Хотите знать почему? Я не желаю пробуждать любовь к пороку..." Вопрос в
другом - что Сад понимал под пороком? Вышеприведенное замечание, без
сомнения, попытка оправдаться перед читателем (недаром сам Сад всегда
отрицал авторство "Жюстины"), но и не только. В персонажах Сада общество не
могло не узнать себя. И этого оно ему не простило, обвинив его в извращении
ума, так же как и он обвинял общество.
Так какую же идею проповедовал Сад? А на этот вопрос автор постарался в
неявной форме ответить. Видимо, пришло время сформулировать этот вопрос
четко.
Маркиз не сумел добиться от общества личной свободы, которую невозможно
получить от общества просто потому, что оно, без всякого на то права,
присвоило себе полномочия устанавливать ее рамки. Свобода стала для него
неким символом, который он наделил уже новыми чертами, провозгласив свободу
всеобъемлющей и изначально принадлежавшей лишь узкому кругу лиц, просто
потому, что остальные до нее еще не доросли. А над остальными маркиз просто
посмеялся.
Глава 5. УЛЫБКА МАРКИЗА


Юмор, пусть даже и черный, пронизывает все книги де Сада. Просто его
начинаешь замечать не с первого и даже не со второго раза. Те, кто упрекает
маркиза в том, что он мрачный писатель, просто читали его один раз.
Примеров было приведено уже множество, но они касались по большей части
сатиры или гротеска. Автор не откажет себе в удовольствии привести еще
несколько фрагментов, чисто остроумных:

(располагается как всегда, четко организованная группа для любовных утех)
" - А мне что прикажете делать? - спросил Нуарсей.
- Размышлять - коротко ответил министр. - вы будете держать свечку и
размышлять о превратностях судьбы.
(Жульетта)

"Констанс, супруга герцога и дочь Дюрсе, - высокая, стройная женщина, как
будто созданная, чтобы ее рисовали. Изящество талии шло отнюдь не в ущерб
свежести: пухленькая, с восхитительными формами и кожей белее лилий, она
часто побуждала вообразить, что сама Любовь позаботилась о ее обработке.
Глаза большие, черные, полные огня, рот очень маленький, украшенный самыми
изумительными зубами, какие можно представить; язык тонкий, узкий, алый;
дыхание слаще розового... Отчетливо изогнутая поясница восхитительной
линией переходит в... жопу.... очаровательный приют затей сладострастия...
(120 дней Соддома)

И, конечно, завещание маркиза, чей сюрреалистический тон побудил Андре
Бретона включить его в Антологию черного юмора, выпущенную в 1940 году.
" - Я категорически запрещаю вскрывать мое тело под каким бы то ни было
предлогом. Я требую, чтобы 48 часов его хранили в комнате, где я скончаюсь,
в деревянном гробу, который следует заколотить только по истечении срока,
предписанного выше, по истечении оного названный гроб будет заколочен; во
время этого промежутка надлежит отправить посыльного к сеньору Леонорману,
торговцу дровами, чтобы попросить его прийти вместе с телегой за моим телом
и транспортировать его в лес моей земли в Мальмэзоне, где я хочу, чтобы оно
было похоронено в первом попавшемся кустарнике, находящемся с правой
стороны упомянутого леса, если входить со стороны старого замка по большой
аллее, его пересекающей. Яма будет вырыта в этом кустарнике мальмэзонским
крестьянином, под наблюдением сеньора Ленормана, который оставит мое тело
лишь после перемещения его в названную яму. Как только яма будет засыпана,
надлежит набросать сверху желудей, дабы потом и место названной ямы, и
кустарник выглядели как прежде и следы моей могилы исчезли с поверхности
земли. Ибо я льщу себя надеждой, что память обо мне сотрется из людской
головы..."
Завещание маркиза так и не было выполнено...
После смерти де Сада нам не осталось ни одного его портрета, только
невнятные описания полицейских протоколов. Автор неоднократно пытался
вообразить себе этого человека. Несмотря на то, что в каждом случае портрет
получался другим, одна деталь его оставалась неизменной. Маркиз улыбался
легкой полуулыбкой, слегка напоминающей джокондовскую.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


А теперь настала самая пора объяснить: а при чем здесь собственно XX век? А
вот при чем. Дело все в том, что только сейчас перед нами появилась
возможность по достоинству оценить вклад маркиза в мировую философию и
литературу. И не потому, что в XX веке была проведена большая работа в
области патосексологии - все уже было классифицировано маркизом. И не
потому, что все ужасы маркиза меркнут (но и выгодно оттеняются) пред
ужасами века нашего. И даже не по тому, что публиковать нормально книги
Сада начали в XX веке. А потому, что (и это пытался доказать автор)
единственная ценность, на полном серьезе восхваляемая маркизом - личная
свобода, лишь в XX веке показалась на горизонте. Впрочем, есть исключение -
Сад сумел стать свободным, хотя бы в литературе, и наглядно показал нам,
как достичь того же. Улыбаясь. Это не единственная его заслуга. Да и само
утверждение выглядит достаточно спорным. А может все дело в том, что и над
нами маркиз хитро сыронизировал? Но тогда любая попытка объяснить
творчество маркиза бессмысленна.
Автор, по крайней мере, попытался.

БИБЛИОГРАФИЯ

В работе автор использовал следующие работы российских и зарубежных
исследователей творчества маркиза:

Симона де Бовуар. Нужно ли аутодафе?
Жильбер Лели. Садомазохизм Сада.
Пьер Клоссовский. Сад и революция. Сад, мой ближний.
Морис Бланшо. Сад.
Жорж Батай. Сад и обычный человек.
Суверенный человек Сада.
Альбер Камю. Литератор.
Ролан Барт. Сад-I
Михаил Рыклин. Нетки в зеркалах.
Иван Карабутенко. В саду маркиза де Сада.

Даты жизни маркиза взяты из переведенного А.Панибратцевым Собрания
Избранных отрывков Донасьен-Альфонс-Франсуа маркиза де Сада,приготовленного
Жильбером Лели.





Новинки рефератов ::

Реферат: Проект социологического иследования на тему "Изменение отношения жителей Москвы к работе милиции в 1990 - 2000 гг." (Социология)


Реферат: Гражданский иск в уголовном процессе (Уголовное право и процесс)


Реферат: Функции маркетинга на предприятии (Маркетинг)


Реферат: Книга как социальное явление (Культурология)


Реферат: Анализ хозяйственной деятельности (Деньги и кредит)


Реферат: ЖК мониторы (Компьютеры)


Реферат: Социальные конфликты сущность структура и функции (Социология)


Реферат: Серое и белое вещество головного мозга (Биология)


Реферат: Конфликты в коллективе и роль руководителя в их профилактике и разрешении (Психология)


Реферат: Взаимоотношения мужчины и женщины в белорусских народных сказках (Психология)


Реферат: Программа сложной структуры с использованием меню (Программирование)


Реферат: Применение диатомита (Геология)


Реферат: Понятие и значение производительности труда (Социология)


Реферат: Подготовка населения в области защиты населения от ЧС (Военная кафедра)


Реферат: Блокада Ленинграда (История)


Реферат: Разработка сенсора на поверхностно-акустических волнах. Автоматизация измерительной установки (Цифровые устройства)


Реферат: Двухосный индикаторный стабилизатор телекамер на ВО (Технология)


Реферат: Донские казаки и революция на примере судьбы Григория Мелихова (Литература)


Реферат: Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ (Культурология)


Реферат: Экспертные системы на базе VP-Expert (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист