GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология и ее изучение в высшей школе (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология и ее изучение в высшей школе (Социология)



Социология и ее изучение в высшей школе


Предпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной
дисциплины.


Объект, предмет, структура и функции социологии.


Место социологии в структуре современного знания.

1. Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука,
каковы предпосылки и условия ее развития, возрастающего значения в
жизнедеятельности людей, своего рода «второго рождения» в конце XX в. в
нашей стране? Ответы на эти вопросы во многом предопределяют понимание сути
и содержания этой науки.
Всякая новая теория общественного развития является, с одной стороны,
отражением качественного изменения социальных отношений, реальных
возможностей и потребностей людей, с другой — следствием прогресса самого
научного знания. Необходимо разрешение вновь возникающих противоречий,
диагностика социальных болезней, поиск методов их излечения.
Случайно ли социология как автономная наука возникает в середине XIX
в.? Следствием вызревания каких социальных явлений она стала?
Знания об обществе, вернее о разрозненно существовавших многие
тысячелетия обществах-государствах, могли превращаться в единую науку о
социуме лишь в условиях промышленной революции, перерастающей в научно-
техническую и затем информационную.
Выделим особенно значимые условия развития социологии.
Первые предпосылки развития социологии связаны с первоосновой жизни
человека — с биосферой, природой, материальными, экономическими,
производственно-техническими, энергетическими факторами.
Именно благодаря гигантскому росту производительных сил в условиях
промышленной революции возникает возможность создать материальный базис
свободного человечества и осуществить переход от системы с преобладанием
естественной обусловленности к социально-исторической, социально-
культурной.
Научно-техническая революция XX в., информатизация общества означают
следующий качественный скачок в развитии производительных сил. Конец XX в.
отмечен глобальным экономическим бумом, когда от торговли, экономического
взаимообмена между отдельными странами мир втягивается в процесс
становления единой экономики. Но на фоне колоссальных достижений в сфере
материального производства ужасает пропасть в уровне жизни людей в разных
регионах мира, да и неблагополучие многих членов общества в самых развитых
странах. Гонка вооружений и «гонка за комфортом», часто бессмысленным и
даже отягощающим жизнь, варварское отношение к природе, эгоцентрическое
потребительство со всей очевидностью обнаружили пределы экстенсивного роста
производства, антигуманизм технократической парадигмы развития общества.
Экологический кризис может быть преодолен, а человечество спасено, если мы
научимся заботиться не только о своем превосходстве, но и о сбережении,
возвышении природы, если победит гуманистический тип отношения к ней.
Таким образом, к концу второго тысячелетия меняются приоритеты: не
экономика, а социокультурные факторы прежде всего определяют прогресс
человечества, в том числе и в сфере природных, производственных процессов.
Другие предпосылки становления и возрастания роли социологии в жизни
общества связаны непосредственно с системой общественных связей, с
особенностями политических, правовых, нравственных отношений, их
демократизацией. Организуется, вернее самоорганизуется социум в масштабах
всего человечества в направлении к единению многообразного бытия разных
народов и наций, в борьбе сил централизации и децентрализации, демократии и
тоталитаризма, национальных и транснациональных тенденций. Меняются
временные, пространственные характеристики развития коммуникативных связей.
Жилище человека все более включается во всеобъемлющую информационную сеть,
охватывающую всех людей планеты независимо от национальности, верования,
языка. Возникает универсальный образ жизни. Мир становится космополитичным.
Мы все заметнее влияем друг на друга. Острой становится нужда в мировом
универсальном языке.
Однако наряду с возникновением в современном мире межнациональных
сообществ обостряются и националистические настроения. Нарастание «тесноты»
общественных связей, создание всечеловеческого экологического,
экономического, информационного пространства превращаются в основание
разрешения глобальных проблем. Становится ясно, что освобождение человека в
одной части Земли без свободы всех землян так же невозможно, как наличие
чистого воздуха во всей акватории. Гармонизация тенденций к
универсальности, с одной стороны, и к культурному национализму,
уникальности — с другой — условие существования и развития мирового
сообщества.
К следующим предпосылкам развития социологии относятся идейные,
культурные, собственно научные, духовные факторы. Сфера духовных отношений
наиболее заметно влияет на социальное знание, на выработку парадигмы
современной социологии. Информационный прогресс касается в большей степени
интеллектуальной деятельности и делает приоритетными образование, науку,
культуру, в целом сферу Разума и шире — сферу Духовного.
Проблема выживания общества, в частности российского, упирается в
способность людей достаточно оперативно перестроить систему нравственных
мотивов и ценностей, норм отношения к природе и друг к другу.
Возникновение коллективных форм сознания, преодолевающих границы
локальных общностей, развитие символического и культурного взаимодействия,
сотрудничество, сотворчество в деле реализации всеобщих интересов
человеческого рода — все это сочетается (хотя и крайне противоречиво) с
тенденцией возрастания роли субъективного фактора, с «триумфом личности».
Отдельные личности в настоящее время способны осуществлять изменения в
обществе значительно эффективнее, чем большинство социальных институтов. На
XII Всемирном социологическом конгрессе подчеркивалось, что в
постмодернистском обществе ведущую роль играет социальный субъект. Именно
субъект как личность, как социальная общность (народ, территориальная
общность, профессиональная или любая другая), руководствуясь своими
интересами, определяет цели и средства их достижения. Отсюда идея
субъективации всех социальных процессов, движение в направлении большей
свободы любого социального субъекта, но в первую очередь личности. Отсюда и
структура предлагаемого курса социологии: после историко-методологической
части следует раздел, посвященный анализу субъектов социальной жизни, а
затем раскрываются проблемы их взаимодействия, механизма регуляции,
организации, управления социальной жизнью.
Развитие социологии связано и с ее институализацией, общественным
признанием, возникновением исследовательских центров в отдельных странах и
международных центров, а также с утверждением этой науки как предмета
преподавания в учебных заведениях практически всех стран мира. Богатые
традиции имеет социологическая мысль в России, которая развивалась как
часть общеевропейской и в то же время отличалась яркой самобытностью. Она
представлена именами известных русских социологов: Н. И. Кареева, М. М.
Ковалевского, Н. Я. Данилевского, Н. К. Михайловского, П. А. Сорокина и др.
В первые годы советской власти, как и в дореволюционный период,
развитию теоретической и прикладной социологии уделялось большое внимание.
Перед Социалистической академией общественных наук одной из первоочередных
стала задача организации ряда социальных исследований. Были созданы кафедра
социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в
Петроградском университете открылся первый в России факультет общественных
наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. Строительство
нового общества нуждалось в многосторонней информации о сложных социальных
процессах, в социальных экспериментах.
В условиях командно-административной системы, сложившейся в 30-е годы,
социология практически была «упразднена». Для тоталитарного государства
социология, ее принципы, методы, теория познания объективной реальности
оказались не только излишними, но и опасными. Поэтому социологию объявили
буржуазной лженаукой, а на фундаментальные и научно обоснованные прикладные
исследования наложили запрет. Отставание в социологии, углубленное
изоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор. Это одна из причин
того, что мы недостаточно знаем наше общество, у нас неадекватное
представление о его социальной структуре, социальных отношениях и связях.
В 60-е годы социология начала возрождаться. В 1958 г. возникла
Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. создается Институт
конкретных социальных исследований, который в результате преобразований
ныне именуется Институтом социологии. Но развитие социологии в 60— 70-е
годы было трудным и противоречивым. Конфликтные ситуации в социальной жизни
в условиях нарастания застойных явлений замалчивались, эмпирические
исследования, к которым часто сводилась суть социологии, нередко носили
формальный апологетический характер, увеличивался разрыв между
теоретической и прикладной социологией.
Решающий перелом в судьбе социологии произошел в конце 80-х годов,
когда ясной стала гибельность пренебрежения социальной политикой,
социальным управлением, социальной наукой. Социология становится предметом
академического преподавания. В Америке она преподается более ста лет не
только в высшей, но и в средней школе.
Пройдя сложный драматический путь, социология как общеобразовательная
дисциплина получает в России «второе рождение». Однако, складывается
противоречивая ситуация. С одной стороны, «мода» на социологию растет, но с
другой — снижается ее престиж, она как и прежде часто отождествляется с
эмпирическими исследованиями, к чему в немалой степени причастны средства
массовой информации. В газетах постоянно публикуются результаты опросов
общественного мнения, появились рубрики «Глазами социолога», «В зеркале
социологии» и др. Использование социологических данных стало «козырной
картой» в политических передачах по радио и телевидению. Такая информация о
наблюдаемых в обществе воззрениях, оценках, предпочтениях используется как
мощное средство формирования массового сознания нередко в определенном
направлении. Что касается серьезных теоретических исследований, то они пока
должного развития не получили.
Социология, в том числе и теоретическая, фундаментальная, является
научным основанием практических общественных преобразований. Социология —
своего рода учебник жизни. Она помогает лучше узнать реальный мир, понять
общество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможности
самосовершенствования и влияния на социальный прогресс.
2. «Социология» в буквальном переводе означает «учение об обществе» (от
латинского «общество» и греческого «слово, учение»). Это наука, изучающая
общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие
социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и
социальные процессы в их связи с общественным целым. Предпосылкой и
условием социального анализа является взгляд на общество как на систему,
состоящую из объективно взаимосвязанных элементов.
Любая отрасль науки имеет свой объект и предмет. Объект науки
понимается нами как определенная область действительности, обладающая
относительной завершенностью и целостностью. В качестве наиболее общих
объектов наук выступают природа и общество, откуда и вытекает деление всех
наук на естественные и социально-гуманитарные. Из вышесказанного ясно, что
объектом исследования социологии как науки является общество. В этой связи
вполне правомерно мнение Ф. Гиддингса, считающего социологию наукой об
обществе, которая «вмещает в себя всю область специальных социальных наук».
Социология — обществоведческая наука, задача которой состоит в познании
необходимых свойств и условий коллективной человеческой жизни, вытекающих
из духовной природы человека (С. Франк).
Но ограничиться определением объекта науки, конечно, недостаточно хотя
бы потому, что целый ряд наук может иметь один и тот же объект. Философия,
история, политология, правоведение — все это науки, изучающие общество.
Поэтому ученый-социолог должен найти ту грань, «срез», специфическую
качественную определенность, которая была бы интересна именно ему в отличие
от историка, юриста, философа. Иначе говоря, он должен определить предмет
социологии.
Предмет науки предполагает, что объективная реальность берется не
целиком, а лишь той стороной, которая определяется спецификой данной науки.
Остальные стороны рассматриваются как условия существования объекта. Обычно
предмет науки есть результат теоретического абстрагирования, позволяющий
выделить вполне определенные закономерности функционирования и развития
изучаемого объекта.
Проблема предмета социологии впервые остро встала в XIX в., когда наука
создавалась и обособлялась. Точное определение предмета было основным
условием существования и обоснованием ее претензий на самостоятельность. На
современном этапе уже никто не сомневается в том, что социология отстояла
право на самостоятельное существование как наука, что она имеет свой
предмет исследования и характерный лишь ей метод постановки проблем. Сейчас
скорее преобладает тенденция не обособления, а интеграции различных
социологических школ и направлений, сближения общественных наук и появления
на их стыке интересных исследований. Но это не исключает необходимости
определения предмета социологии.
Большинство ученых считают, что предметом социологии является
совокупность проблем социальной сферы общественной жизни.
В западной литературе социология понимается чаще как наука о социальных
общностях или социальных системах.
Другие социологи считают главным предметом исследования социальные
отношения.
Представление о предмете социологии было бы не полным, если бы мы не
учитывали, что исходной клеточкой исследования общества является человек.
Проблема личности не может не волновать социолога, так как именно человек
является субъектом социальных отношений и социального поведения. Социология
идет от анализа личности к исследованию закономерностей функционирования
общества и социальных общностей.
Обобщая вопрос о предмете социологии, хочется отметить, что
разнообразные подходы к этой проблеме не столько противоречат друг другу,
сколько взаимно дополняют друг друга, составляя таким образом целостное
представление о предмете социологии.
Можно дать такое определение социологии: это наука о закономерностях
развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в
целом), так и частных (социальных групп, институтов и т.д.), а также
закономерностях социального поведения людей.
Предмет социологии и научная концепция, на которой строится этот
предмет, определяют структуру социологического знания, осями которой
являются:
а) теоретическая и эмпирическая социология (основанием деления служит
уровень знания);
б) фундаментальная и прикладная социология (основанием деления служит
функция знания);
в) общая и отраслевая социология (основанием деления служит объект
исследования: общество в целом или отдельная его часть).
Теоретическая социология, по мысли П. Сорокина, изучает явления
человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она решает научно-
теоретические задачи, связанные с формированием знания о социальной
реальности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального
развития, разработкой концептуального аппарата социологии и др. Она
отвечает на вопросы «что познается?» и «как познается?».
Практическая (эмпирическая) социология отвечает на вопрос «для чего
познается?». М. Вебер точно определил задачи эмпирической социологии,
которая может определить: а) необходимые для практики средства; б)
неизбежные побочные результаты предпринятых действий; в) обусловленную этим
конкуренцию между Возможными различными оценками и их практические
последствия. Теоретическая наука выявляет смысл таких оценок, конечную
смысловую структуру и смысловые следствия, может указать на их место в ряду
ценностей и провести границы в сфере их смысловой значимости. Иначе говоря,
теоретическая и практическая социология — две взаимообусловленные и
взаимосвязанные части одной науки, две стороны одной медали. Эмпирическая
социология, как подчеркивал П. Сорокин, подобно прикладной медицине должна
быть опытной системой общей и индивидуальной этики, указывающей точные
средства для борьбы с социальными болезнями. Но индексы, статистика,
анкеты, опросы — еще не вся социология. Это — инструменты, средства, но ни
в коем случае не цель. Нельзя судить о социальной действительности только
по мнению случайно опрошенных людей, которые вовлечены в ход событий, но в
то же время являются пристрастными свидетелями. Эти данные — лишь материал
для дальнейшего исследования, исследования глубоко теоретического и
фундаментального. Успех развития социологии как науки зависит от
взаимодействия теоретической и прикладной социологии. Главное в социологии
— теоретический генофонд и интеллектуальное содержание.
Отечественная социология долгое время существовала (и положение пока
существенно, к сожалению, не изменилось) именно как прикладная социальная
наука, чьей главной задачей является обслуживание господствующей элиты и
решение различного рода социально-практических проблем. Отечественные
достижения в социологии относятся главным образом к области методологии и
методики эмпирических исследований. В области фундаментальной социологии
эти достижения невелики, а в США и в Западной Европе именно это направление
исследования является ведущим. Опыт преподавания социологии в этих странах
говорит о том, что в вузах изучается «общая» или «теоретическая»
социология, а прикладную изучают только специализирующиеся по ней студенты.
Университетская академическая среда является там главным интеллектуальным
источником развития социологии как автономной дисциплины.
В последнее время в России появились попытки изменить ориентацию науки
в сторону углубления теории, стремление актуализировать теоретические,
гуманистические, системные представления в социологии. Путь этот очень
сложен, так как есть немало противодействующих факторов, в частности,
коммерциализация наук вообще, в том числе и социологии. Фундаментальная
наука не может существовать ни в одной стране без поддержки государства,
аккумулирующего в своей политике долгосрочные потребности общества. В
условиях кризиса в России ассигнования на поддержку науки резко
сократились. Работники науки превратились в одну из самых обездоленных
категорий населения, многие из них уходят в коммерческие организации, что
отнюдь не способствует развитию фундаментальной науки. Выход из этой
критической ситуации пока не найден.
Мы говорили выше о теоретической и эмпирической, фундаментальной и
прикладной социологии. Теперь несколько слов об общей и отраслевой
социологии.
Общая социология традиционно развивает две теории:
теорию социальных структур, которая изучает составные элементы групп,
общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует
явления внутреннего единства групп, силы, обусловливающие это единство и
факторы, вызывающие распад;
теорию социального развития, изучающую изменения, развитие и социальный
прогресс, регресс и т. д.
К этим двум теориям в последнее время добавились:
теория социального поведения индивидов, которая развивается на стыке
психологии и социологии; она изучает установление закономерностей между
социальными ситуациями и реакциями на них индивидов, образцы действий
индивидов в различных ситуациях и т. д.;
теория поведения общностей, изучающая общие закономерности поведения
толпы, больших масс людей, классов, профессиональных категорий и т. д.
Отраслевая социология (иначе ее называют конкретной социологией)
исследует отдельные сферы социальной жизни. В ней можно выделить следующие
разделы:
исследование типов социальных общностей (общностей, обусловленных
разделением труда, социально-профессиональных, этнических общностей,
территориально-региональных и поселенческих, половых и возрастных общностей
и др.);
исследование социальных институтов (сюда относятся такие разделы, как
социология семьи, образования, политики, права, науки, искусства, армии,
промышленности и труда и т. д.);
исследование социальных процессов (таких как миграция и социальная
мобильность, процессов массовой коммуникации, преступности, наркомании и
др.).
Как и в любой другой науке, в социологии со времени ее возникновения
существовала проблема законов и закономерностей, которая тоже решалась
неоднозначно.
Социология возникла в XIX в. как позитивная социальная теория, которая
должна была стать доказательной и общезначимой наукой об обществе, а,
следовательно, предполагалась возможность отыскать повторяющиеся
закономерности общественной жизни и построить общие понятия обществознания.
О. Конт выделил две группы социальных законов: законы статики (неизменных
состояний, устойчивых условий существования любого социального явления) и
законы динамики (закономерности изменений, социального развития).
С возникновением в конце XIX в. так называемой понимающей социологии
изменился взгляд на проблему социальных законов. М. Вебер (родоначальник
этого направления) считал, что социологические обобщения не являются
отражением действительных процессов социального мира: исследователь
констатирует их, исходя из своих субъективных оценок. Явления считаются
объективными постольку, поскольку они имеют значение для теории. Вебер
отказывался от попыток формулировать социальные законы.
Г. Зиммель допускал наличие естественных законов для движения каждого
конкретного общественного элемента, но считал, что для целого (для
общества) законов социального развития нет.
Социальный закон есть выражение существенных связей социальных явлений
и процессов и прежде всего связей социальных отношений и социальной
деятельности людей. Социальные законы складываются в естественном ходе
событий. Но в то же время они реализуются в конкретной форме фактического
поведения людей, объединенных в социальные группы. Специфика действия
социальных законов требует необходимости соотнесения субъективного с
объективным. В этом, скорее всего, и состоит суть социологического подхода.
С одной стороны, социальные общности (группы), являющиеся предметом
социологии, выступают как субъекты сознания и действия, более или менее
полно осознающие свои интересы. Но, с другой стороны, эти общности людей
занимают объективно сходное положение в системе общественных отношений.
Указанная объективность складывается в основном стихийно, как результат
взаимодействия групп, столкновения и согласования их интересов.
Социальные законы часто проявляются в виде законов-тенденций. Тенденция
выражает определенную направленность движения социального субъекта к какому-
то конкретному состоянию при наличии отклонений, колебаний. Поведение
каждого человека случайно в известной степени, но за счет
взаимоуравновешивания случайных факторов в системе обнаруживаются особые
системные качества. Если действие социального закона изобразить в виде
прямой линии, то средние равнодействующие различных индивидуальных величин
будут представлять собой веер линий, отклоняющихся в разные стороны от этой
прямой. Социальные законы, таким образом, проявляются чаще всего в
приближении, в тенденции, в среднем.
Понятийно-категориальный аппарат социологии включает в себя три группы
категорий:
общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении
(«социальная система», «социальное развитие» и др.);
собственно социологические категории («стратификация», «институт»,
«организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);
категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья»,
«культура» и др.).
Ключевым для понимания категориального аппарата социологии, без
сомнения, выступает понятие социальное. Социологическая традиция, которая
идет от М. Вебера, предполагает истолковывать понятие социального через
категорию «социальное действие». Эта традиция в основных своих чертах
поддерживается и в современной американской социологии (например, «теория
социального действия» Т. Парсонса).
Другая традиция понимания социального связана с категорией «социальные
отношения» (К. Маркс). Социальное понимается в этом случае как совокупность
отношений между различными социальными группами и общностями, куда относят
классы, профессиональные, формальные организации, территориальные,
поселенческие группы и социальные институты.
Через понятия «социальное действие и взаимодействие», «социальные
отношения» дается в социологии характеристика всех других социальных
образований: «роль», «статус», «социальный контроль», «социальная группа»,
«социализация», «социальный институт», «социальная структура» и др.
фундаментальной категорией социологии является также категория «общество»
(рассматриваемое как социокультурная система).
Социологическая наука, как и всякая другая наука вообще, служит
удовлетворению каких-либо потребностей человека, имеет практическое
значение или, как отмечал С. Булгаков, коренится в практической нужде, в
потребности ориентироваться с целью практического действия. Практическая
значимость науки находит отражение в ее функциях.
Функции любой гуманитарной дисциплины можно было бы разделить на две
группы: гносеологические и социальные (имея в виду, что на практике они
взаимосвязаны и неразделимы).
Гносеологические (или теоретико-познавательные) функции социологии
заключаются в полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной
жизни, в понимании ее как целостного явления. Это — накапливание знаний,
систематизация их.
Суть социальных функций социологии — в нахождении путей и способов
воздействия на социальную жизнь, на те или иные ее стороны на основе
познания и изучения закономерностей социального развития. К основным
социальным функциям можно было бы отнести: критическую, гуманистическую,
прогностическую, прикладную.
Критическая функция социологии проявляется в том, что социология, с
одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в
социальной жизни, а, с другой стороны, выявляет то, что требует радикальных
преобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы,
ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей
восстановления социального здоровья. Социология занимается и профилактикой
социальных болезней.
Под гуманистической функцией социологии надо понимать то, что она
занимается разработкой теории и программ деятельности людей и социальных
групп по преобразованию тех или иных сторон социальной жизни. Социология
объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек смог
реализовать себя как субъект социальной деятельности. Отсутствие подобных
условий может привести к социальной напряженности, разобщенности,
конфронтации и, в конечном итоге, к кризису общества.
Прогностическая функция социологии предполагает воспроизводство
перспектив развития социальных отношений. Человечеству сегодня трудно найти
правильные решения, если оно не прогнозирует дальнейшие пути развития
социума, не вырабатывает модели развития цивилизации в будущем. Социальное
предвидение всегда было частью социологического знания, что находило
выражение в различного рода утопических, фантастических теориях и т. д.
Научное прогнозирование социального развития помогает увидеть перспективы
человеческой цивилизации и спроектировать в определенной степени социальную
жизнь в желательном для людей направлении.
Прикладная функция социологии заключается в проведении эмпирических
(конкретных) социологических исследований действительности. Она, без
сомнения, важна, хотя нельзя сводить к ней все социологические функции,
как, к сожалению, у нас нередко делается на практике. В нашем обществе
опросы общественного мнения приобрели чрезвычайную популярность и в связи с
этим опросно-анкетный метод рассматривается чуть ли не как основной метод
исследования социологии как науки. Здесь мы подходим к чрезвычайно важной
проблеме: методы науки «не меньше, чем содержание, разделяют науки друг от
друга» (Ф. Гиддингс).
В понимании метода социологии существует различие между крайними ее
течениями: позитивистской и понимающей социологией.
Позитивизм рассматривает общество по аналогии с природой, используя
методы естественных наук. Его основатели пользовались так называемым
объективным методом, т. е. рассматривали социальные факты и процессы как
таковые в их объективной реальности, наблюдали, описывали и
систематизировали их (О. Конт). Этот метод основывается на отрицании
необходимости философского осмысления социальной жизни. Э. Дюркгейм писал,
что «метод социологии независим от всякой философии... Социальные факты
суть вещи, а задача социолога ...выражать факты».
Понимающая социология (М. Вебер) анализирует смысловые элементы
социальной жизни, делает акцент на понимании изменений, движений. Это
направление тяготеет к «субъективному методу». Исследователь констатирует и
приводит в систему социальные явления объективного мира на основе своих
субъективных оценок. «Объективный метод» признается ими настолько,
насколько он имеет значение для теории.
Развитие и изменение социальной жизни приводят к развитию и изменению
методов ее исследования. Учитывая особенности современного этапа развития
социологии, хотелось бы отметить три важных момента, характеризующих метод
социологического познания:
во-первых, это введение временного параметра в саму методологию
мышления, в гипотезы и концепции, что мы раньше называли принципом
историзма; от изучения состояний на конкретный момент времени важно сейчас
переходить к изучению процессов социального развития;
во-вторых, учет изменений структуры социального пространства;
наблюдается эффект пространственной трансформации обществ, выход из берегов
социальных процессов (локальные перерастают в региональные, региональные —
в глобальные); глобализм — важнейший признак современной и завтрашней
социологии;
в-третьих, все более активное участие социологии как науки в реальной
жизни, в социальном процессе, а отсюда — ориентация социологии на
нахождение путей решения социальных проблем, на выявление конфликта
интересов («социология конфликта»), на прогнозирование и проектирование
социальных решений.
3. Социология относится к группе гуманитарных, а точнее, общественных
наук, хотя имеет связи не только с науками этой группы, но и с
естественными (например, с биологией). Ф. Гиддингс утверждает, что
«социология является посредницей между органическими науками, с одной
стороны, и политическими и историческими науками, — с другой».
Впервые место социологии в структуре наук было определено О. Контом.
Система наук, по его мнению, представляет собой иерархию, выражающую
процесс развития от простого к сложному. Каждая последующая ступень в
развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую
как свою необходимую предпосылку. «Иерархия» основных наук такова:
математика — астрономия — физика — химия — биология — социология.
Социология основывается на биологии, но имеет в себе нечто своеобразное,
вытекающее из взаимодействия индивидов, воздействия каждого поколения на
последующие.
В данной лекции мы обозначим лишь наиболее тесные связи социологии с
другими науками.
Социология и философия. И та, и другая наука изучают личность и
социальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы это
делают на высоком уровне обобщения. Поэтому они не могут выявить жизнь во
всем ее противоречивом существовании. Социология, опираясь на философию,
ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаики
социальной деятельности, поведения и отношений. В свою очередь, социология
оказывает влияние на философию, заставляя ее расширять и Углублять уровни
обобщения.
Социология и история. Они имеют один объект исследования — общество,
которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения и
отношений, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Очень
важно выявить эту эволюцию, что является областью общих интересов истории и
социологии. Не случайно польский социолог Ян Щепаньский подчеркивал
особенно тесные контакты социологии с историей культуры. Различие подходов
этих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post
factum, а социология — in factum. Иначе говоря, история пытается
реконструировать прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости,
индивидуальности. Но она не в состоянии объяснить настоящее и тем более
прогнозировать будущее. Современность всегда отличается от прошлого, ибо
она есть созидание нового. Задача социолога — «схватить», зафиксировать это
новое на уровне социально типичного.
Социология и политология. Политология изучает политические процессы,
политические отношения, политические ценности, политическую систему,
политическую культуру, т. е. все, что касается политической сферы жизни
общества. Социология же, исследуя людей и общности как субъекты, имеет дело
с гражданским обществом, которое функционирует наряду с государством и
которое становится самостоятельной сущностью на определенном этапе развития
человеческой цивилизации, когда человек выдвигается на принципиально новую
позицию как во взаимоотношениях с общественными институтами, так и в
осознании личностной самооценки. Гражданское общество и его взаимоотношения
с государством и с политической системой в целом — это есть та грань, по
которой проходит взаимодействие социологии и политологии.
Социология и психолого-педагогические науки. Вся история становления
социологии свидетельствует о тесной органической связи проблем собственно
социальных и психолого-педагогических. Нет практически ни одной работы,
претендующей на целостное освещение социальных явлений, в которых не
затрагивались бы вопросы воспитания, образования, психологии.
Что же является общим для педагогики и социологии? Их диалектику
объединяет анализ разных сторон одного объекта исследования, т.е. разных
характеристик взаимодействия общества и личности, органическая связь
процессов социализации и воспитания личности. Этим определяется близость
ключевых понятий данных дисциплин, а также общность методов получения
информации (социометрия, использование тестов, разного вида опросов).
Главная задача педагога — научить своего воспитанника жить в обществе,
достигать гармонии в отношениях с другими людьми, согласия с самим собой.
Решить эту задачу учитель не может, если не знает закономерностей
функционирования социума, не понимает истоков, причин конфликтных или
кризисных ситуаций, не пытается определить свое место в общественном
развитии. И в этом смысле социология наряду с философией является базой для
методологии психолого-педагогических наук. Социология — своего рода
инструмент педагога. Знание закономерностей развития социума,
взаимодействия общества и личности — теоретическая основа целенаправленной
воспитательной деятельности.
Социология, соответствующая современному социальному запросу, призвана
раскрыть перед человеком стратегию его жизни в контексте развития социума и
Мира в целом, помочь обществу и личности избрать тактику, найти способы,
механизмы социокультурных преобразований.
Можно назвать еще ряд наук, с которыми у социологии тесные связи: право
и правоведение, этнология и этнография, антропология и география,
статистика и демография.
Для развития социологии как науки характерны два взаимосвязанных
процесса: дифференциация (вычленение специфического предмета, метода
исследования, структуры науки, отличных от других наук) и интеграция
(установление межпредметных связей). В XIX—начале XX в. эта наука только
создавалась и обособлялась, и в этот период важно было прежде всего
обосновать претензии на самостоятельность, дать простор развитию
теоретического знания, появлению учебных курсов социологии, кафедр и др.
Процесс дифференциации социологии от других наук, вычленения ее предмета,
специфики имел первостепенное значение. Сейчас скорее преобладает тенденция
к интеграции общественных наук. Ведь общество — это целостная система, и
исследование его только тогда может быть успешным, когда оно будет
осуществляться с различных сторон, в самых разных аспектах и срезах, но не
изолированно разными науками, а в их взаимодействии и интеграции. Не
случайно самые интересные и успешные исследования появляются сейчас в
пограничных науках: экономической социологии, социальной экологии,
социальной психологии, политической социологии и др.
Изучение курса социологии является важной стороной общегуманитарной
подготовки будущего специалиста. Гуманизация образования и гуманитаризация
учебного процесса, ориентация его на развитие интеллекта, способности к
творческой инновационной деятельности, на проблемы личности являются
потребностью современной цивилизации.





Реферат на тему: Социология как наука. Предмет и функции социологии
Содержание


1. Социология — наука об обществе 3
1.1. Понятие социологии в структуре социальных 3
1.2. Социология — система знаний 6
1.3. Структура социологии
8
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии
11
2.1. Социология — наука о социальных отношениях
общества
12
2.2. Социологические исследования — инструмент познания
социальной реальности
13
2.3. Методы социального познания 14
2.4. Законы и категории социологии 16
2.5. Функции социологии 18
2.6. Социология в системе социальных наук 21

Литература 24



1. Социология — наука об обществе

1.1. Понятие социологии в структуре социальных

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании,
системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые
функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных
отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует
определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями
науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле
потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно
потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые
требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но
современное общество—не механическое соединение различных механизмов
управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики,
экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний,
которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть
социология — наука об обществе.
Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин.
Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об
обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.
п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие
социология введено в научный оборот еще в середине XIX в.
основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.
Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени
предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь
постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине
XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки
об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений.
И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает
социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество
прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и
автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-
абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной
регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни
людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение
возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни
социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью
рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но
и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили
в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от
умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах,
настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже
и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с
целью рационального использования свободы самоорганизации стала
социология.
Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные
общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и
социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на
высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в
развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее
противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по
мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических
социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный
аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего
главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы
научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь
не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с
достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее
многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип
знаний об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает
философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения,
целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем,
социология стремится к преодолению той ограниченности, которую
обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Внутри
социологии складываются течения: позитивизм — сводивший социальное к
природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике социального.
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология
определяется как наука о различных социальных общностях, социальных
группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни
американские социологи определяют социологию как науку об обществе,
социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология
изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в
социальных условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины
социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и
их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра,
социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их
деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные
вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство
страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы,
хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным —
это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь
людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это
понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно,
имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И
здесь-то на помощь приходит наука социология.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые
по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что
такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об
обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как
науки о законах становления, функционирования, развития общества,
социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь»
определяет социологию как науку о законах развития и функционирования
социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как
механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между
общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию»
отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой
находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция
развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство
ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или
определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить.
Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других
наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией,
философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам,
изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны
или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их
свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает
только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний
исследуют только право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна
из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных,
правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что
они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть
общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным
явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и
закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни
одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных
закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает
эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает
его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения
во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов,
потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его
конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ
жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна
способностью видеть мир как целостную систему. При чем система
рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся,
но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология
и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса
общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества
и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития.
Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на
уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и
объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука
многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм,
макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического
знания.
Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-
социологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур,
общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них
происходящих. Социальная общность, выступающая объектом
макросоциологического анализа,— это цивилизация и наиболее крупные ее
образования. Макросоциологический подход не требует детального
рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный
охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными
мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с
социальными институтами и общественными структурами, с глобальными
процессами. Макросоциологический подход к явлениям интересует общество как
целостный социальный организм. В отличие от макро- микросоциология
анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и
социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению,
межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых,
общностных поступков и т. п.
Социология — наука о становлении, развитии и функционировании
социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между
общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и
общественных отношениях.

1.2. Социология — система знаний

Известно, что система — это совокупность элементов, образующих
целостность. Наличие определенной структуры — устойчивых связей между
элементами — одно из важнейших свойств системы. Устойчивость связи
обеспечивает целостность и тождественность системы, сохраняют ее
основные свойства при внутренних и внешних изменениях. Если же наука —
система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура
— связь между ними. Определить социологию как систему знаний — значит
дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически
связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев
(семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной
системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает
объективные связи и отношения между социальными общностями как объектами
и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный
слой, социальная общность имеет свою специфику, обладает
категориями, интегративными, то есть объединительными свойствами, но
ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они состоят. Но
вместе с тем существует и «обратное» движение: представление о
личности при анализе малых социальных групп, слоев, социальных
общностей, когда представление о личности становится богаче и конкретнее
потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.
Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в
результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каждой из
них. Основными направлениями процесса перехода от одной теории к другой в
социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие различных
свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.)
личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и
субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию
ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-
третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее
деятельности, поведения и общения, глубокого познания личности; в-
четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности,
ее поведения в отношениях, определение типа личности.
В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и
субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к
миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей
преобразований объектов в соответствии с гуманистическими ценностями.
Современная социология рассматривает личности, различные общности и
социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности.
Здесь-то в системе социологических знаний важное место занимает осевая
проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что
определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа
деятельности личности, общности людей осуществляется в науке в такой же
роли, что и обряд в религии или уголовно-процессуальном кодексе в
доказательстве вины. Если не соблюдена процедура вывод не может считаться
легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии
имеет в основе субъективно-объективный характер. Игнорирование такого
обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний.
Социология — не простая совокупность теорий, а единство теорий личности и
теории общностей, теорий об обществе, об общественных отношениях и т. п.

1.3. Структура социологии

Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она.
ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не
исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология
решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной
действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального
развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов,
приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции,
разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и
образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология
изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности,
анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на
социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология
различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую
они ставят, решают ли научные или практические проблемы.
Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические
исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и
специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на
выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические
социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией
относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от
теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на
статистический анализ, методы конкретных социологических исследований
(опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.).
Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.
Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические
фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не
существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над
теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития
науки. Законом развития науки всегда остается преобладание знания
теоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют
в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.

Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и
прикладные.
Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и
совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.
Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной
социологической проблемы.
На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных
систем социология может давать ценные практические рекомендации и
обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на
конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а
составляют единство, взаимное обогащение.
Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций,
разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им
интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику протекания
социальных процессов и закономерностей развития общества. признавался
марксизм, а именно — исторический материализм. Вот почему теоретическую
социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В
действительности же человечество выработало огромное количество теорий и
концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой
цивилизации. Уже в середине XX века широко распространяются концепции
социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции и другие.
Конечно же, теоретическая социология — это множество возможных течений,
школ, направлений со своих методологический позиций объясняющих
специфику развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним
из направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических
факторов в развитии общества. Специальные же социологические теории — это
отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом
исследования относительно самостоятельные, специфические подсистемы
общественного целого и социальных процессов. Изучая те или иные
основные закономерности развития общества теоретическая социология может и
не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются
различные социальные общности, социальные институты и социальные
процессы. Именно, поэтому-то в структуре социологии огромное значение
имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные
теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические
подсистемы призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи
предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с
целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для
предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные
социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.
В современном мире существует большое разнообразие специальных
социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат
американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно
раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля
Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке
связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно,
Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и др. Специальные социологические
теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и
сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного
сознания, их общие, а особенно специфические закономерности
функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная
функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм
и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества,
специальные социологические теории рассматривают их на уровне
конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория
рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс
как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими
связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и
развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает
какой-либо социальный объект как особый социальный институт
функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений.
Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах
социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией
морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией
образования. Управление как социальная система изучается социологией
управления и т. д.
В современной социологии выделяется несколько групп социально-
психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории,
изучающие основные фор

Новинки рефератов ::

Реферат: Ориентирование на местности без карты (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Школьник (Физкультура)


Реферат: Художники передвижники (Культурология)


Реферат: Конституция Индии (Право)


Реферат: Демография семьи (Социология)


Реферат: Курортный район Санкт-Петербурга (Социология)


Реферат: Роль художественной литературы в духовно-нравственном развитии будущего офицера (Педагогика)


Реферат: Анализ организации и ремонтных работ на примере моторного цеха ПАТП-7 (Транспорт)


Реферат: Задачи автоматизации процесса проектирования (Кибернетика)


Реферат: Высшая математика (Математика)


Реферат: Возникновение и преодоление одиночества (Психология)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Конкурс 1401-года (История)


Реферат: Міжнародна економіка (Международные отношения)


Реферат: Статистика на Excel (Программирование)


Реферат: Билеты по биологии за курс 10-11 классов (Биология)


Реферат: История украинских сечевых стрельцов (История)


Реферат: Производственная практика в СПК "Маяк" (Ботаника)


Реферат: Гражданское и семейное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Современные теории лидерства (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист