GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Архитектура Древнего Египта (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Архитектура Древнего Египта (Культурология)



1. Архитектурные направления.

Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным
культом.
Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды
фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч.
вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого
сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента
определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение
сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась,
сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте
пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути
египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.
Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было
отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с
мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры.
Пространственный элемент был сведен к минимуму.
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в то время как сама
пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на
берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел
длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он
подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды.
Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне
называли “отцом страха”. Считается, что это было изображение Хефрена в
львином образе (голова человека и тело льва).
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип
заупокойного храма. Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение
местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе - усложнение
композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных
одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная
распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы
притормаживается вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам
храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный
колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и
помещения, вырубленные в скале.
К этому добавлялся нижний храм и дорога, огражденная с двух сторон
стенами и соединяющая храм с главным заупокойным ансамблем.
Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные
раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами.
Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия
спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же
элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей грандиозности:
три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие масштабы; широкое
использование скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад, деревья и
искусственные пруды, размещавшиеся и на террасах.
Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу
центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в
ансамблях Карнака и Луксора, посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).
Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие
объемные и пространственные компоненты: молельня, коронный зал, открытый
двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной
аллеей со сфинксами. Основным средством архитектурной выразительности была
колонна. Колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.


1. Дворцы и храмы Ахетатона.

Раскопки Ахетатона (город, образованный Аменхотепом IV) дали
возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и
раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены
стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели и ряд
новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа,
совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как
и всего города в кратчайший срок. Храмы Ахетатона не имели характерных для
Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с
невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни
художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед
пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных
портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам
сухость и однообразие.
Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы
предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские
дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской
архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и
обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей –
частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для
приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим,
перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца
был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо
установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которого
стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части
дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны
фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал,
из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними
помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и
колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз
головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с
необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные
капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных
фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части
дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти
помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных
дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены
чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из
дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми
изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились
большие сады с прудами и озерами, и даже особые помещения для зверинца.
Раскопки Ахетатона познакомили нас и с жилищами знати, которые также
строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления
дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером
около 70X55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от
главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22X25 м.
Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие –
приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских
помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего
центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались
росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с
прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно
отличались от усадеб знати как размерами (10X8 м), так и полным отсутствием
служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати.
Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам.
Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69X69,5 м, на котором
вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных
пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната,
спальня и кухня.


2. Храм Амона в Карнаке.

Глаавным объектом строительства в Фивах был храм Амона в Карнаке,
расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было
показать торжество Амона т тем удовлетворить жречество, а в то же время и
прославить мощь новой династии. Таким образом, в строительстве Карнака были
заинтересованы и жрецы и фараоны. Отсюда понятны те размеры, которые
приняли работы в Карнаке, начавшиеся сразу же в двух напревлениях от
главного храма: к югу, где по дороге к храму Мут были выстроены два новых
пилона, и к западу, где перед пилоном Аменхотепа III начали возводить
новый гигантский гипостиль.
Уже на примере Карнака видно то стремление к грандиозным масштабам,
которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было
продиктовано стремлением новых царей затмить все построенное до них.
Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не
достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой
тяжелой пышностью. Так, новый гипостиль Карнака, являющийся величайшим
колонным залом мира, имеет 103 м в ширину и 52 м в длину. В нем сто сорок
четыре колонны, из которых двенадцать колонн среднего прохода, высотой в
19,25 м (без абак), имеют капители в виде раскрытых цветов папируса,
подымающихся на стволах, каждый из которых не могут обхватить пять человек.
Воздвигнутый перед гипостилем новый пилон превзошел все прежние: длина его
равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту.
Строителями этого гипостиля были зодчие Иуна и Хатиаи.
Достаточно велик был и новый пилон с двором, окруженным 74 колоннами,
который был выстроен при Рамсесе II зодчим Бекенхонсу перед Луксором,
вторым святилищем Амона в Фивах.
Той же монументальностью отличались и заупокойные царские храмы на
западном берегу. Из них следует особо упомянуть храм Рамсеса II, так
называемый Рамессеум (зодчий Перна), в первом дворе которого стояла
колоссальная статуя царя – величайшая монолитная скульптура, весившая около
1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту.
Основные принципы оформления храмов были также восприняты зодчими XIX
династии от их предшественников, но это наследие было ими переработано.
Продолжая развивать роль колонн, они создали ставшее впоследствии образцом
обрамление средних, более высоких проходов гипостилей колоннами в виде
связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили словно воспроизводили
нильские заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не
успевшими распуститься. Такая трактовка гипостиля хорошо сочеталась с общей
древней символикой храма, как дома божества, в данном случае – бога солнца,
которое по египетскому преданию рождается из цветка лотоса, растущего в
речных зарослях. Солнечный крылатый диск обычно и изображался над дверью
пилона.
Стремление придать зданию как можно большую пышность привело к
перегруженности: тяжесть огромных перекрытий вызвала увеличение объема
колонн и слишком частое их расположение, рельефы и тексты начали покрывать
не только стены, но и стволы колонн.


3. Храм Рамзеса II.

Следы строительной деятельности Рамсеса II сохранились по всему Египту.
Среди его храмов за пределами Фив в первую очередь нужно назвать знаменитый
храм, целиком вырубленный в ска лах Абу-Симбела (нижняя Нубия) и являющийся
вообще одним из наиболее выдающихся произведений египетского искусства.
Следуя примеру своих предков, которые стремились закрепить покорение Нубии
сооружением там не только крепостей, но и храмов, Рамсес II также построил
в Нубии ряд святилищ. Однако храм в Абу-Симбеле превзошел все, когда-либо
построенное здесь фараонами.
Все оформление храма было обусловлено одной идеей – всеми возможными
средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов
святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой
идеей, лучшим воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой
как бы переднюю стену огромного пилона, шириной около 40 м и высотой около
30 м, перед которым возвышаются четыре гигантские сидящие фигуры Рамсеса
II. Высеченные из скалы и достигающие свыше 20 м в высоту, эти исполины,
превосходившие даже колоссы Мнемона, были издалека видны всем плывшим по
Нилу и производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона.
Образ Рамсеса вообще господствует в храме: над входом высечено скульптурное
изображение иероглифов, составляющих его имя, в первом помещении святилища
потолок поддерживают колонны с гигантскими статуями царя высотой около 10
м. Стены залов покрыты изображениями его побед, в последнем помещении
храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов, которым был
посвящен храм, наравне со статуями Амона, Птаха и Хармакиса имеется и
статуя самого Рамсеса. Именно в этом месте происходит так называемое
“солнечное чудо”.
Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца
пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм и освещает левое плечо
Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает
Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет
никогда не падает на Птаха – бога тьмы.
Фиванские мастера широко привлекались Рамсесом II, как и его отцом, для
работ по всей стране. Фиванский зодчий Маи строил храм в Гелиополе, другой
фиванец – Аменеминт – храм Птаха в Мемфисе. Фиванские же скульпторы были
создателями и рельефов в храме Сети I в Абидосе. Но и деятельность северных
художественных школ, особенно Мемфиса и Таниса, расширилась по сравнению с
периодом XVIII династии.


2. Пирамиды.


Самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были
пирамиды — эти удивительные искусственные горы — гробницы древних
египетских царей.
Пирамиды вырастают из песков пустыни — колоссальные, величественные,
подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у
подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы
созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из
отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из
кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжелым
и бесполезным трудом — созданием огромной каменной горы, которая должна
была скрыть в своих недрах мертвое тело фараона. Созданием вечной
усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.


2.1. Пирамида Джосера.

Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду,
был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести
огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались
гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По
форме они напоминают арабские скамейки — мастабы — и под этим названием и
вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких
мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого
в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м)
приписывается Имхотепу — замечательному ученому — медику, математику и
архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь
велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами.
От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого
замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько
доволен построенной Имхотепом небывалой еще усыпальницей, что разрешил
высечь имя архитектора на цоколе своей статуи — честь, совершенно
неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма,
находившегося возле пирамиды Джосера, ученые нашли обломки нескольких
статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя
Имхотепа.
Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый «город мертвых»,
окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы — гробницы
членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и
заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего
фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми
древними в мире колоннами. Правда, это были еще не обычные круглые колонны,
они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих
архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.
Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по
замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.



2.2. Пирамида Хеопса.

Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем
единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она
получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р.
Хр.).
Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и
помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской
стены, то пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо
воздвигнутое человеком.
Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует
пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. На
таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять
крупнейших соборов мира: собор святого Петра в Риме, собор святого Павла и
Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский
соборы. Из строительного камня, пошедшего на возведение пирамиды Хеопса,
можно было бы построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.
Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса была сложена из 2 300 000
огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из этих глыб
весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые
глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя
камнями невозможно просунуть лезвие ножа.
Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью.
Точность работы каменотесов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно
если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие
грандиозные памятники человеческого труда, пользовались еще каменными
орудиями.
Юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу же после
смерти своего отца Снофру. Как и все предыдущие фараоны со времен Джосера
(примерно 2609 -2590 до н.э.), Хеопс хотел быть погребенным после своей
смерти в пирамиде.
Как и его предшественники, он считал, что его пирамида должна
превосходить своими размерами, великолепием и роскошью все другие пирамиды.
Перед постройкой были проведены сложные подготовительные работы. Сначала
нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды. Вес
огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн, поэтому грунт должен был
быть достаточно прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием
собственного веса. Строительную площадку выбрали южнее современной
египетской столицы Каир, на выступе плато в пустыне в семи километрах
западнее селения Гиза. Эта прочная скалистая площадка была в состоянии
выдержать вес пирамиды.
Сначала выровняли поверхность площадки. Для этого вокруг нее построили
водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили
густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом, так что
площадка стала похожа на огромную шахматную доску. Каналы заполнили водой,
высоту уровня воды обозначили на боковых стенках, затем воду спустили.
Каменотесы вырубили все, что выступало над гладью воды, и каналы вновь
заложили камнем. Основание пирамиды было готово.
Свыше 4000 человек - художников, архитекторов, каменотесов и прочих
ремесленников - выполняли эти подготовительные работы около десяти лет.
Лишь после этого можно было приступать к сооружению самой пирамиды.
Строительство продолжалось еще лет двадцать, около 100 000 человек
трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса.

[pic]

По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие
выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много сил и
труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из
сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать,
трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень
вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из
папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые
глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе.
Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из
дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более легким, чем работа по
добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим
солнцем. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на
другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные
деревянные салазки. Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет в V
веке до н. э., был первым ученым, который подробно сообщил собранные им
сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное
повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал
свое путешествие в Египет. Геродот добросовестно и обстоятельно записал
рассказы египтян о том, как создавались пирамиды. Одна только дорога, по
которой доставляли камни из каменоломен к месту, где воздвигалась пирамида,
строилась около десяти лет. Сама эта дорога, широкая, выложенная по бокам
шлифованным камнем, украшенным различными изображениями, по словам
Геродота, была удивительным сооружением.
После каменотесов лицевую сторону облицовочного камня обрабатывали
шлифовальщики. Они работали с помощью шлифовального камня, воды и песка. В
результате длительной обработки поверхность плиты становилась гладкой и
блестящей. После этого камни считались готовыми для постройки.
На известняковой скале, расчищенной от песка, гравия и камня, строители
возводили громаду пирамиды, укладывая блоки гигантскими ступенями. Среди
этих блоков не было ни одного, который не достигал бы 9 метров.

[pic]

По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы,
строилась наклонная насыпь. Впоследствии ее разравнивали. По ней строители,
подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжелые камни, которые
с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало
под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при
укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у
недостроенных еще стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда
кладка пирамиды была закончена, ее ступени, закладывались облицовочными
блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле
Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и
укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца
они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба.
Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100 000
человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд
делали свое дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых
глыб не было. Все делалось только с помощью живой человеческой силы.
Все погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную
кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной ее грани, на высоте
около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых
только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают ученые,
предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров
(10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды,
служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного
полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой
расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для
распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько
узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в
камеру, вырытую под ее основанием. Учеными были прослежены также и две
вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры
самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были
обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона
Хеопса. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке
нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была
так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А
при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально
обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один
из царей, правивших после Хеопса, не смог превзойти его гробницу по
размерам и величию.


2.3. Пирамида Хефрена.

Второй по величине после гробницы Хеопса считается пирамида фараона
Хефрена. Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил
часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и
многие из них сильно разрушились.
Вблизи от пирамиды Хефрена поднимается из песка пустыни холм. Высота
его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники
видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый
большой сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его
потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили
статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних
египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно
больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им
было не под силу, но изуродовали они его основательно.
«Отец ужаса» — так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший
страх он внушает им ночью, освещенный яркой луной, когда глубокие тени
придают его чертам особую выразительность.
Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в
таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую
носили только фараоны. Ученые считают, что это статуя фараона Хефрена,
которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.
В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде
— этому «вечному горизонту», за который «зашел» фараон (о фараоне не
говорили, что он умер, — он «заходил» за горизонт, подобно солнцу;
египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие
могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на
некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм — нечто
вроде приемной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из
полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания
были тщательно отполированы.
Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и
создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными
казались темные статуи фараона — владыки, принимающего почтительных
гостей. От этого торжественного зала к пирамиде вел длинный крытый
коридор. Его стены и пол также были сделаны из полированного гранита. По
этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного
камня.
Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не
грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться
внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто
стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно
тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения
в другое или из коридора в камеру. На стенах, прилегающих к дверям,
помещены изображения стражей дверей — павианов, волков, львов, и заклятия
против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты,
обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших
произведений религиозной литературы. Ученые назвали их по месту находки
«текстами пирамид».
Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его
родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых
помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие
фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после
смерти, что он нуждается во всех тех вещах, которые были ему необходимы
при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни
домом был роскошный дворец.
К пирамиде — освященному месту упокоения фараона, ставшего божеством, —
простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие
кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей.
Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри
тяжелым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под
камня выбивались подпоры, и вход в центральный покой пирамиды, где стоял
великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда. Такой
же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход
в коридор. Колодец, по которому спускались люди, после того как были
замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна
для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой
пирамиды, нависшей над сводчатым склепом. Но все предосторожности оказались
напрасными. Царские гробницы были ограблены еще в древности, и до наших
дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид.


3. Разграбление пирамид.

Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя
мощные стены пирамиды надежно укрывали погребение царя, огромные гранитные
саркофаги в пирамидах царей Хеопса и Хефрена пусты. Еще в древности были
разрушены храмы при пирамиде Хефрена. Огромные статуи фараона Хефрена были
разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках.
Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из темного
твердого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.
В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке
такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца,
мог иметь такую грандиозную гробницу. Усыпальницы знатных египтян либо
вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие
прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской
знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели
быть поближе к фараону.
В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном
находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи,
принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя
умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами.
Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость
рисунка были удивительны. Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни —
жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по
Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов.


4. Вывод.

Пирамиды — это первое из семи чудес древнего мира — не только память о
бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен
тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа
деспотической властью фараона. Ведь пирамиды — это замечательный памятник
архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного
искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные
сооружения на заре человеческой культуры.
И пирамиды сквозь тысячелетия донесли до наших дней память о
замечательных строителях древнего Египта, на крови и костях которых были
воздвигнуты эти величественные каменные громады, вызывающие удивление и
восхищение всех, кто их когда-либо видел. Пирамиды сделали бессмертными не
фараонов, а тот народ, чьими искусными и трудолюбивыми руками, камень за
камнем, были сложены эти «рукотворные горы».
Египетское искусство 11 – 8 вв. до н. э. представляло собой сложную
картину. Во времена длительных распадов государства не велось никакого
крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды
укрепления страны при ее объединениях.
Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов
очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного
египетским народом.



Библиографический список.

1. “Архитектура страны фараонов” - Целлар Каталина, стройиздат, научно-
популярная библиотека школьника, Москва 1990.

2. “Семь чудес света” - Ганс Райхардт, 1996.

3. М. Матье. Искусство Древнего Египта. - М., Издательство “Искусство”,
1970.

4. Э. Морэ. Цари и боги Египта. - М., Алетейа, 1998.






Реферат на тему: Архитектура Древней Греции
Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский государственный технический
университет

Кафедра истории, культуры и социологии



по культурологии на тему:
«Архитектура Древней Греции»



Выполнила:

Студентка
Зизе Наталья Вячеславовна

Группы – Э155.


Проверил:
Щеглов Владимир Васильевич.



г. Волгоград 2001г.


П Л А Н:


Введение……………………………………………….3
Архитектура (гомеровский период XI – VII вв.)……5
Архитектура (архаика VIII – VI вв.)…………………6
Греческие ордена……..……………………………….8
Архитектура (классическая Греция в V в. до н.э.)…10
Архитектура (эпоха эллинизма III – I вв.)…………14
Заключение…………………………………………...15
Список используемой литературы:…………………16



Введение.

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-
I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и
эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на
территории южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. - XII в. до
н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это
время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений,
что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных
рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.)
совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования
основных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода,
охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время
наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.),
к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту
эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает
своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею –
искусство и архитектура.
Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н. э.) — время
возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской
культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами
торговой и культурной жизни.
Если говорить о самой архитектура, то в Древней Греции она развивалась
быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются жилые
каменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое
появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных
зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились
классические греческие архитектурные ордера.
Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение,
возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и
покрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в памяти, как только мы
произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно, построенный
по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в
городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его
архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он
господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-
либо других важных местностях, например, в местах считавшихся у греков
священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой
архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую
историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных
построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и
строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу — ордер в Древней
Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей
исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с
духовной жизнью общества.
Как было сказано выше архитектура Древней Греции в основном охватывает
VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее развитие в основном в так
называемый «классический период» и в архаике, в принципе об этом периоде и
пойдёт речь в данном реферате, но сначала обратимся к более ранним временам
и посмотрим как же обстоит дело там.



Архитeктура(гомеровский период XI – VIII вв.)

Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос,
немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные
при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических
данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В
отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ
- священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика
жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора (“ауле”), разделенной на
мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов;
главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”-
прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и
входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен
(“антами”) и столбами между ними.
Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма.
Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской
эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины
или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута,
скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались
криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный
каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте),
что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма
VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие
двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют
самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма,
защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса,
ныне Тигани, здание в Гермоне).
Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические
воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел , a
представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера,
сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда.
Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сердце
Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами
архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой
по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом,
искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей
усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.
Архитектура (архаика VIII - VIвв.)

В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-
“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным
богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы;
их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились
отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора”
- место политических собраний граждан.
В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются
различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место
принадлежало храмам.
Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий:
“булевтерий” – дом для собрания совета общины; “Пританей”- дом со священным
очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных
трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с других
сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий
относились также “лесхи” (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы.
Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”- школ для
физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных
сооружений свободно размещалось вокруг агоры.
Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более
внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм
знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.
Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах
зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и
последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый
тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является
трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей
на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер
возник как важный элемент архитектуры общественного здания.
Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен,
заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях,
построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос
в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм
Аполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели много
местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и
резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных.
Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных
сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в
Олимпии).
Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве
Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика” и
храм Деметры в Пестуме.
Важным элементом архаической архитектуры был декор: cкульптура,
заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми красками
по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмах
фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы, триглифы
и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под капителями – в
красный. Основные, “работающие” части здания (архитрав, колонна) не
окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавала
архитектуре праздничный, мажорный характер.
Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался
в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавших
воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического
антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля,
уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит
свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх
архитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских
диптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка и мрамора.
Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и
Метаген) в Эфесе.
В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании
архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой и
акрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся в
основных чертах в VI в до н. э., важным элементом архитектурного образа
является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на
восприятие человека, который в составе торжественной процессии поднимался
по зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и мотивными
статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно
крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на
высокой террасе.



Греческие ордена.

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно
которому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание —
стереобат, несущие опоры — колонны и несомую конструкцию — антаблемент.

Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел три основные части
(см. выше). Ему свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами,
сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой
капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и
метоп.

Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) резко отличается от
дорического стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с
двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом;
каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.


И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции в
широком диапазоне построек — от небольших галерей жилых зданий до
грандиозных портиков храмов.


Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции
существовали и другие. Вот некоторые из них.

Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной
капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская
колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе в Пелопоннесе,
сооруженном около 430 года до
н.э. знаменитым зодчим Иктином).
Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. — в
Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую
колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки
которой воспроизводят растительные мотивы.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма
обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные,
укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их
деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную
деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера
можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более
легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких
бревен. В
капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно
которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней
Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по
правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех
сторон
колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла).
Происхождение периптера можно проследить начиная от построек, близких
древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах», то есть
храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми
помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде,
амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец,
периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции
нередко одновременно сооружались храмы разных
типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-
мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона
Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени
еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем
заменялись каменными.
Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и
неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных
законов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писал
об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного
полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы
можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с
учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет
этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве
Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова
возрождался ордер, — то и на тысячелетия.



Архитектура (классическая Греция в V в. до н.э.)

Развитие ордеров в Древней Греции было связанно главным образом с
формированием основных типов зданий общественного назначения и прежде всего
храмов. В связи с представлениями о храме как о жилище божества его
первоначальная композиция формировалась под воздействием жилого древнейшего
дома — мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Простейший
тип храма — антовый. Он состоял из прямоугольного зала — целлы и входного
портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен —
антами. Развитием храма в антах служит простиль, у которого четырёхколонный
портик выдвинут по отношению к антам, а так же амфипростиль — с двумя
торцовыми портиками на противоположных сторонах. Наконец, в период архаики
сформировался – периптер, имеющий колоннаду с четырёх сторон.
Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую
эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции
и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития
стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V - IV вв. до н.э. и
господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена
персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того
размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены
сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос
(«Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось
позже.
Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и
Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в
Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность,
изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней
стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и
архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь,
— Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в
архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают
ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон,
расположенный весьма живописно.
Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе.
На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего
Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же
хранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух их
пристройках – крыльях находится библиотека и картинная галерея.
Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек.
Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой,
и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции,
светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе,
утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над
окружающим миром.
Акрополь воплощал представление о могуществе и величии
Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции,
выражал идею общеэллинского единства.

[pic]

Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движение
торжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, к
торжественным воротам — Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилей два не
равных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу
прилегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в
449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой по
размера, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общего
массива холма, первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на
каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества.
От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой
площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно
стоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом
Эрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость
Парфенона.
Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и
одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное,
величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как сам
Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый
большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он
располагает двумя большими залами — прямоугольным и квадратным, входы в
которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный
зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными
колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил
название «Парфенон».
Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения,
получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных
формах — это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и
семнадцатью на длинных сторонах. Но он органически включает элементы и
ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый
антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов
пентелийского мрамора. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и
образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп.
Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоит
изящество и свобода композиции Эрехтейона — асимметричного здания,
сооружённого на Акрополе неизвестным мастером в 421 – 406 гг. до н. э.
Посвящённый Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой
архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и
скульптурных форм. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм
состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон он
имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на
южной стене.
Расчленённостью и живописностью форм Эрехтейон прокладывает пути
искусству позднее классики, то более трагически взволнованному, то
лирически утончённому, но менее ценному и героическому, чем высокая
классика.

Помимо Афинского акрополя в архаический и классический периоды сложилось
множество других ансамблей, включающих храмы, святилища и общественные
здания (святилище Зевса в Олимпии, комплекс храмов в Посейдонии и др.). Но
уже с IV века храмы начинают терять ведущее значение и получают всё большее
развитие здания и комплексы светского назначения, формирующиеся как
элементы общей структуры городов. Особенно стоит выделить торговые и
зрелищно – спортивные комплексы, сочетавшиеся с природным ландшафтом.
Стадионы устраивались в естественных впадинах, достигая иногда значительных
размеров (Афины, Олимпия), театры использовали склоны гор для устройства
естественного полукруглого театрона с круглой площадкой — орхестрой, где
обычно выступал хор. К орхестре примыкала прямоугольная сцена.



Архитектура (эпоха эллинизма).

Для пластических искусств III – I вв. до н. э. ни в кое мере не были
временами упадка. Примером может быть знаменитая скульптурная группа
Лаокоона, шедевр эллинистической пластики. Группа была создана в первой
половине I в. до н. э., т. е. тогда, когда греческая поэзия была уже
охвачена творческим бесплодием.
В сакральной архитектуре эллинистической эпохи царил ионийский ордер.
Немногочисленные дорические постройки отличались стройными колоннами и
лёгкими балками перекрытий — это, как и появление некоторых других
элементов, указывает на разложение старого дорического стиля, который лишь
на греческом Западе ещё сохранял древние традиции. Если в сакральной
архитектуре дорический орден был распространён мало, то в светском
строительстве к нему прибегали часто, как это видно по колоннадам портиков.
О торжестве ионийского ордера говорит монументальный храм Дидимайон в
Милете: храм был окружён двойной колоннадой, состоящей из 210 ионийских
колонн. Ионийский стиль победил не только в жизни, но и в теории
архитектуры. Особенно горячо работал за него зодчий и теоретик этого
искусства Гермоген, работавший в середине II в. до н. э. и создавший новую
архитектурную формулу — псевдодиптер: постройка, обнесённая двойной
колоннадой, причём внутренний ряд колонн был до половины скрыт в стене
здания. Эта форма — последнее творение ионийского стиля — воплощена была в
большом храме Артемиды Левкофриены в Магнесии; позднее псевдодиптер был
широко заимствован римлянами и на практике и в теории.
Помимо прямоугольных в плане построек в эпоху эллинизма всё чаще появлялись
памятники круглые, продолжавшие традиции IV в. до н. э. Из сохранившихся
памятников этого типа заслуживают внимания, прежде всего Арсиноэйон на
острове Самофракия, хореический памятник Фрасилла, постройки в Олимпии и
Эретрии. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда — вознесённый на
100 м. с лишним в высоту морской маяк на острове Фарос близ Александрии.
Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, но до нашего
времени не сохранился.



Заключение.

И так осталось только подвести итоги ко всему выше сказанному. Как
следует из самой работы, развитие греческой архитектуры пришлось на время
правления Перикла или по-другому на «классический период».
Здесь мы прослеживаем неоднократное изменение стилей возведения зданий,
храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому, изящному,
непринуждённому.
Так же мы можем здесь узнать о том, как в классическом периоде
происходит восстановление Акрополя, какие храмы он в себя включал,
«пройтись» по нему торжественной процессией «увидев» расположение всех
величественных храмов построенных в честь греческих Богов. Узнать о самом
величественном и почётном храме того времени Парфеноне.
В данной работе я попыталась в большей или меньшей степени раскрыть все
этапы формирования и преобразования архитектуры в Древней Греции,
рассматривая это подробно на некоторых сооружениях и храмах того времени.



[pic]

Список используемой литературы:


1. Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима» - М.:
«ВЫСШАЯ ШКОЛА», 1990 г.
2. Н. Ф. Гуляницкий «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в 5
томах: том 1 «История архитектуры» - М.: Стройиздат 1984 г.
3. История зарубежного искусства – М.: Изобраз. искусство, 1984 г.
4. А. Н. Бадак и др. «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Древняя Греция» – Минск: АСТ,
2000 г.
5. Л. Любимов «Искусство Древнего мира» - М.:
Просвещение, 1980 г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Игра Баше (Цифровые устройства)


Реферат: Федеральная корпорация страховых депозитов (США) и ее роль в защите частных вкладчиков от потерь (Страхование)


Реферат: Нидерланды (География)


Реферат: Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине (Мифология)


Реферат: Поняття підприємницького права (Право)


Реферат: Отряд стрекозы (Биология)


Реферат: Модернизация мини-колбасного цеха (Сельское хозяйство)


Реферат: Эксплуатация осветительных электроустановок (Радиоэлектроника)


Реферат: Бухучет и отчетность в ООО "Иркут" (Аудит)


Реферат: Разработка технологической схемы производства стали марки 35Г2 (Технология)


Реферат: Философия истории славянофилов (Философия)


Реферат: Основы экономической психологии - билеты за 1 семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Межнациональные конфликты: их особенности, воздействие на состояние общества (Политология)


Реферат: Прогнозирование численности населения (Социология)


Реферат: Генри Кавендиш (1731-1810) (Исторические личности)


Реферат: Комнатные растения целители (Сельское хозяйство)


Реферат: Интернет (Компьютеры)


Реферат: Системные аспекты психической деятельности (Психология)


Реферат: Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни (Спорт)


Реферат: Буддизм (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист