GeoSELECT.ru



История / Реферат: Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы (История)



Общеобразовательная
средняя школа (



РЕФЕРАТ ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
НА ТЕМУ:



“АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.”



Автор: Иванов И.И
Класс: 11 “А”
Преподаватель: Петров П.П.



г. N-ск,
1997.

Содержание.

I. Исторические предпосылки возникновения
древнегреческой литературы. 2
1. Предмет и значение литературы Древней Греции. 2
2. Античное рабовладельческое общество Греции. 2
3. Греческие племена и наречия. 3
4. Язык древнегреческой литературы. 3

II. Истоки древнегреческой литературы. 4
1. Народно-поэтическое творчество и мифология. 4
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы. 5
3. Народная песня, ее происхождение и формы. 6

III. Поэмы Гомера. 6
1. Сказание о Троянской войне. 6
2. Общий характер поэм. 7
3. Главные образы поэм. 8
4. Значение поэм Гомера. 10

IV. Формы лирической поэзии. 10
1. Греческая лирика и ее формы. 10
2. Элегия и ямб. 11
3. Эпиграммы. 11
4. Основные жанры прозаической литературы. 11

V. Литература эллинизма. 12
1. Общая характеристика эпохи эллинизма. 12
2. Эллинистическая образованность. 12
3. Реализм и натурализм. 13

VI. Конец античной греческой литературы и 14
ранняя христианская литература.
1. Последние греческие поэты. 14
2. Греческая литература на рубеже с византийской. 14

VII. Значение греческой литературы для 14
для мировой цивилизации.

VIII. Список литературы. 15


I. Исторические предпосылки возникновения
древнегреческой литературы.

1. Предмет и значение литературы Древней Греции.

Под названием “греческая литература” мы должны разуметь всю вообще
литературу греческого народа, написанную на греческом языке. За
продолжительный срок много раз и коренным образом изменялись исторические
условия жизни греческого народа, также изменился и язык.
При таком широком понимании предмета, всю историю греческой литературы
можно разделить на четыре больших периода:

1) античный, совпадающий с эпохой рабовладельческого общества - с самых
ранних времен (X - IX вв. до н.э.) до начала IV в н.э. с кратким
примыкающим к нему периодом перехода к феодальному строю - от IV до
начала VI в н.э.;
2) византийский, занимающий время от утверждения феодальной византийской
империи при Юстиниане (527 - 565 гг.) до завоевания Константинополя
(Византии) турками в 1453 г.;
3) период турецкого владычества - 1453 - 1829 гг.;
4) новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества (1829
г.) до наших дней.

Из четырех обозначенных периодов, наибольшее значение для истории мировой
культуры и литературы представляет первый период - античный.
Так как вся европейская культура строилась на развалинах античной, то
вполне естественно, что элементы этой последней вошли органически в наши
общественные понятия, в наше мышление, язык, художественные образы, и
многие стороны современной жизни были бы непонятны без знаний античной
культуры. Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие
представители литературы, искусства и науки: Данте, Петрарка, Микеланджело,
Шекспир, Мильтон, Байрон, Гете и многие другие. Высокое значение греческой
литературы признается выдающимися нашими писателями и критиками -
М.В.Ломоносовым, А.Н.Радищевым, А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, А.И.Герценом и
другими.


2. Античное рабовладельческое общество.

Общество, разделившееся на рабов и рабов, освободившихся от труда,
позволило посвятить себя искусству. Разделение общества на два основных
класса - рабов и рабовладельцев - привело к образованию своеобразной формы
античного государства, которую греки называли “полис”. Эта форма совмещает
в себе два понятия - и государства и города. Имеется в виду город с
небольшой прилежащей к нему территорией.
Для удобства рассмотрения истории древнегреческой литературы мы
устанавливаем следующие четыре периода:

1) начальный - период разложения первобытного родового строя (с конца II
до начала I тысячелетия до н.э.), время нераздельного господства
устного народного творчества;
2) эллинский или классический - время образования и процветания свободных
государств-городов - приблизительно с IX до конца IV до н.э. В этот
период получили развитие, в соответствии с отдельными фазами
общественной жизни, три сменявших друг друга жанра: эпос, лирика и
драма. Он включает в себя и краткий период назревания новых условий -
перехода к эллинизму;
3) эллинистический - время господства больших эллинистических монархий III
- I вв. до н.э., время значительного ослабления творческих сил народа и
преобладание изысканных форм в искусстве;
4) императорский или эллинистическо-римский - время римского владычества
(I - V вв. н.э.) и конца античного общества с кратким переходом к
установлению феодального строя, время замирания старых традиций и
возникновения новых - христианско-византийских.


3. Греческие племена и наречия.

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был
народ, который в историческую эпоху называл себя “эллинами”, а у нас обычно
называется “греками” - именем, взятым нами у римлян.
Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно,
маленькими политическими общинами - “полисами” - по берегам Средиземного,
Черного, Мраморного и Азовского морей. Однако, несмотря на политическую
разобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своей
истории дошли до высокого сознания своего национального и культурного
единства, противопоставляя себя всем другим народам как “варварам”. Это
сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в.
до н.э.


4. Язык древнегреческой литературы.

По языку древние греки принадлежали к так называемой индо-еврейской
группе. Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю
италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков
этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит
некоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласгов
греческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные
критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до
н.э., дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка( .
Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.
В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество
мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших
на местных говорах. Однако, они не теряли сознания своего единства и
принадлежности к одному народу. Главными из этих племен, значительно
отличавшихся по своему наречию (диалекту), считались эолийцы, ионийцы и
дорийцы.
Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась
особая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти четыре диалекта
легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - для
эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной
лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел
особенно важное значение в литературе.
Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К
разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много
искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров
- эпоса, лирики и трагедии.
Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности
местных диалектов, и из поздних поры - тексты писем и различных записей
простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.
Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим
богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих
всевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществу
приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих
его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним.
Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения.
Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии
времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния,
длительность и моментальность действия (аорист).
В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от
современного языка и от других европейских языков своими мелодическими
свойствами. Слоги в нем различались по “количеству”: одни - долгие, другие
- краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем
краткий, и обладал большей высотой звука( . Это создавало основу для
музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до н.э. в греческом языке произошли
изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение,
основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на
тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у
большинства европейских народов.



II. Истоки древнегреческой
литературы.

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.

Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное
народное творчество и прежде всего - мифы, в которых содержалась целая
сокровищница сюжетов и образов. В.Г.Белинский, развивая ту же мысль,
указывал еще на жизненное значение мифологических образов. “Мифология была
выражением жизни древних” - писал он, -“и их боги были не аллегориями, не
риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах”(.
Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека
пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающего
мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Много
интересных высказываний мы находим у А.М.Горького. “Чем древнее сказка и
миф,” - писал он - ”тем с большей силой звучит в них победное торжество
людей над силами природы… почти во всех древнейших мифах человек терпит
наказание от богов за его службу людям”. Фантазия древнейших мифов имела
резко выраженную материалистическую окраску. Поэтому миф - не бесплодная
фантазия, а в основе своей - реальная истина, дополненная воображением и
призванная руководить жизнедеятельностью коллектива.
Миф есть коллективное создание народа, а не измышление отдельного, хотя
бы и гениального человека. Поэтому он не представляет чего-нибудь
устойчивого и постоянного: он растет и развивается по мере развития
общественного сознания.
Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни -
различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотников
и пастухов, материнского права и т.д.
Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху доклассового общества,
продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи.
Так, воспоминания о первобытном людоедстве сохранялись в мифе о людоеде
циклопе Попифеме, о человеческих жертвоприношениях - в рассказе о
жертвоприношении Ифигении и т.п.
Таким образом, создание больших и сложных мифологических повествований
было делом многих поколений, причем в первоначальную мифологическую канву
вкраплялись воспоминания об исторических событиях.


2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы.

Близка к мифу и неотделима от него сказка; только подчеркнутая
недостоверность рассказа отличает ее от мифа.
В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно в
гинекее, т.е. в женской половине дома. Они содержали фантастические
рассказы о прекрасном царевиче, о страшных чудовищах, о необыкновенных
чудовищах и т.п.
Басня также должна быть причислена к древнейшим созданиям устного
народного творчества. В ней сохраняются черты животного эпоса,
возникновение которого связывается с жизнью первобытных охотников и
скотоводов.
Многочисленные басни, имевшие хождение в народе в V в. до н.э., обычно
приписывались какому-то фригийскому рабу - горбуну Эсопу.
Под именем Эсопа сохранился целый сборник басен (их 426) в прозаическом
изложении. Состав этого сборника весьма пестрый: наряду с хорошо известными
сюжетами есть и просто анекдоты, и принадлежат они к самым различным
эпохам.
Плодом долголетних наблюдений и коллективного опыта у греков было большое
количество поговорок, пословиц и ходячих изречений. Когда выработались
определенные стихотворные размеры, многие поговорки были обличены в
стихотворную форму.
Многие изречения народной мудрости были приписаны древним мудрецам VI -
VII вв. Предание выделило из них группу семерых: Фалес, Биант, Сопон,
Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон.



3. Народная песня, ее происхождение и формы.

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили
выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти
только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела вид
песни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народной
песни.
Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надо
связывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым процессом.
У первобытных людей песня не является простым развлечением, а имеет
практическое значение - помогает в работе или даже организует ее.
Древние писатели называют много песен, которыми сопровождались разные
виды трудового процесса: песни при жатве, при выжимании винограда, при
пряже, тканье и т.д(. Часто эти песни сопровождались мимическими
телодвижениями, изображавшими сам процесс работы.
Сохранилась любопытная песня горшечников. В ней выразилось мировоззрение
древних ремесленников - гончаров со всеми их примитивными невериями.
Известно, что греческие корабли часто приводились в движение веслами; для
этой цели на них помещались флейтисты, с тем чтобы в такт их музыке гребцы
поднимали и опускали весла. Так бывало и при других коллективных работах. К
сожалению, не сохранилось ни одной такой песни.
Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и у
других народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих
песнях мы находим в поэмах Гомера. Свадебная песня называется “Гименей”, а
песни погребального обряда назывались “френами”. У первобытных народов они
имели религиозное значение.
Приведенные данные позволяют нам восстановить в общих чертах основные
формы первобытного народного творчества.
В нашей литературе первым обратил внимание на значение греческих народных
песен Н.И.Гнедич. Он дал перевод нескольких “Простонародных песен нынешних
греков”(.



III. Поэмы Гомера.

1. Сказание о Троянской войне.

Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностью
сохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний о
Троянской войне.
В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны,
причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается
смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самое
можно сказать и об “Одиссее”, где рассказывается о последних днях
странствий героя на обратном пути из-под Трои.
Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями,
необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,-
мотива, который часто встречается в сказках.
Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену,
супругу спартанского царя Менепал. Оскорбленный Менелай призвал на помощь
многих царей и воителей. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын
Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и
Аргоса. После продолжительных сборов, началась прославленная в сказаниях
Троянская война.


2. Общий характер поэм.

В.Г.Белинский в V статье о Пушкине дал исключительно тонкую
характеристику поэзии Гомера: “Читая Гомера, вы видите возможную полноту
художественного совершенства. Вы на Олимпе среди богов, вы в битвах среди
героев; вы очарованы этой благородною простотою, этой изящною
патриархальностью героического века народа, некогда представлявшего в лице
своем целое человечество”(. В.Г.Белинский показал удивительное богатство и
разнообразие содержания поэм Гомера.
Содержание каждой поэмы сосредоточено не только вокруг одного героя, но и
вокруг одного действия. “Илиада” есть поэма о гневе Ахилла, и все внимание
поэта сосредоточено на этом.
С гневом Ахилла связаны все остальные события. Однако для ясности
изложения автор делает иногда отступления. Таковы, например, перечисление
сил ахейцев и троянцев (II, 484-877), характеристика главных героев
ахейского войска, которая вложена в уста Елена (III, 171-244). Некоторые
эпизоды как будто не имеют органической связи с основной нитью рассказа.
Содержание “Одиссеи” также отличается цельностью. Основная тема ее -
возвращение на родину хитроумного и многострадального героя. Все действие
приурочено к последним сорока дням его странствий, а полное представление
обо всех испытанных им раньше страданиях дается в виде рассказа самого
Одиссея на пиру у царя Алкиноя (IX-XII). Этот художественный прием
свидетельствует о высоком развитии древнегреческого поэтического
мастерства. Обособленной является начальная часть поэмы (I-IV), в которой
только постоянно упоминается имя Одиссея, а главным действующим лицом
оказывается его сын Телемах. Совершенство плана и целостность поэмы
нарушаются в V песни, где рассказ о собрании богов в общем повторяет
начальную сцену первой песни. В остальном содержании поэмы выделяются две
части: 1) отплытие Одиссея с острова с острова нимфы Калипсо, прибытие к
феакийцам и пребывание у них (V-XII), 2) возвращение на остров Итаку и
месть женихам (XII-XXIII). Как бы дополнением выступает XXIV песнь,
рассказывающая о свидании Одиссея с отцом и восстании родичей убитых
женихов.
Таким образом, рассмотрение обеих поэм приводит к двойственному
заключению. Некоторые эпизоды уводят в сторону от основной нити рассказа.
Это обстоятельство вызывает различные соображения о происхождении поэм -
принадлежат ли они единому творцу или были внесены в поэму разными авторами
в различные времена?
Обе поэмы в ярких реалистических чертах воспроизводят явления
действительной жизни и быт греческих племен. В “Илиаде” отразился по
преимуществу быт военного времени, в “Одиссее” даны картины мирной жизни.
Война - основная стихия героев “Илиады”, причем битва изображается чаще
не в виде столкновения народных масс, а как выступление отдельных героев.
Такие герои легко побивают целы толпы простых воинов. В “Илиаде” поэт редко
отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта.
“Одиссея”, наоборот, переносит нас преимущественно в обстановку мирного
повседневного быта, хотя и эта мирная жизнь нередко прерывается кровавыми
событиями. И тут весьма часто мы находим описание пиров. Но при этом
“Одиссея” дает и много подробностей хозяйственной жизни, как, например,
описание сада Алкинол (VII, 112-132), свиных хлевов Эвмея.
Мастерство поэта с особенной силой выступает в отдельных сценах, из
которых слагается весь рассказ. Некоторые сцены с давних пор уже
расцениваются как имеющие мировое значение по художественной силе.
Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, не смотря на
идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает
правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой
жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи - ее герои.


3. Главные образы поэм.

Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных
типических образов.
Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын
Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура,
олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев,
которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и
двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев
его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он
становится похож на какого-то демона-истребителя.
Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-
401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских
пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он
смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему
за телом убитого им сына.
Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского
воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель
враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор
является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В
трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности.
Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью.
Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе.
Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем
превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI,
392-502), где мы видим его как мужа и отца.
Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской
мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”.
В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как
человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои
при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный,
он имеет наготове целый запас вымышленных историй.
“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке
называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта
хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”(.
В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных.
Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких
лиц больше чем в “Одиссее”.
Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем
всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай
- спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное
в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными
чертами.
Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который
любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги,
он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857).
Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными
чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей.
По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он
отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой
всеми Елене он относится очень сердечно.
В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает
постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным
и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232). В
конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом
образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.
В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы
Андромахи и Пенелопы.
Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной
тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя
в боях, “убит себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При
разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья,
а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее
любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении
(XXIV, 723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и
в позднейшие времена.
Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”.
В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему
своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное,
так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой
и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.
Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако
преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда
покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою
ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176). Елена исполнена
презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия
этого человека (III, 390-420).
Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью,
простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи
“детства человеческого общества”. Они обрисованы с замечательной силой и
жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой.


4. Значение поэм Гомера.

Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа -
“книгою откровения”, по выражению В.Г.Белинского(. Они не остались
принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а
стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его
историю. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в
Спарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они
стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные
части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком.
Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер был
любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира.



IV. Формы лирической поэзии.

1. Греческая лирика и ее формы.

Название “лирика” - греческое, происходит от названия струнного
инструмента “лира” и предполагает исполнение песен под аккомпанемент лиры,
как это и видно в песнях Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. Но это название
утвердилось лишь в эпоху эллинизма, обычно же лирическая песня у греков
называлась “мелос”, и это слово распространилось на весь жанр. Поэт должен
был в себе совмещать и автора слов, и композитора, и хормейстера.
Связь с музыкой постепенно в зависимости от характера песен становилась
менее тесной и даже совсем порывалась. Эпическая поэзия, которая
первоначально исполнялась аэдами в пении, в дальнейшем только
декламировалась рапсодами. Равным образом и некоторые виды лирики, как ямб
и элегия, рано оторвались от музыкального аккомпанемента и превратились в
чисто литературные жанры. Зато другие формы греческой лирики эту связь с
музыкой сохраняли по крайней мере до эпохи эллинизма(. Эти формы называются
специальным словом “мелос”, т.е. песня, или “мелика” - мелическая поэзия. В
зависимости от того, как поется песня, различают лирику одноголосную -
“монодийную” и хоровую. Монодийная лирика выражала чисто индивидуальные
настроения и отличалась простотой, хоровая приурочивалась к событиям
общественной жизни и получала вследствие этого особенно торжественный
характер. Простейшими формами лирики являются элегия и ямб, рано
оторвавшиеся от музыки и ставшие чисто литературными жанрами.


2. Элегия и ямб.

Термином “элегия” в современном литературоведении называется
стихотворение грустного характера, написанное любым размером. В древности
же под этим названием разумелось стихотворение, написанное независимо от
содержания в форме так называемых “элегических двустиший”, состоящих из
соединения гексаметра с пентаметром. Гексаметр - шестистопный дактилический
стих, такой же, как и в эпических поэмах. Пентаметр - пятистопный стих.
Грустный характер элегия приобрела лишь в поздней литературе, особенно у
римских поэтов Тибулла, Проперция (I в. до н.э.) и др. Древнейшие же
элегии, наоборот, проникнуты чувством бодрости и нередко содержали военные
призывы, политические наставления, политическую агитацию и т.п. Жанр элегии
во многих отношениях близок к гомеровскому эпосу. Она пользуется тем же
ионийским диалектом, теми же формулами и образами. Сами греки долгое время
не отличали ее от эпоса.
Одновременно с элегией появилась и другая лирическая форма - “ямб”.
Первоначально ямбический стих служил для выражения насмешки и шутки. Само
слово “ямб” связывали с мифом о богине Деметре. Когда она в глубокой печали
об исчезновении своей дочери Персефоны пришла ко двору элевсинского царя
Келея, только грубая шутка служанки Ямбы заставила ее рассмеяться. Название
ямба было перенесено на соответствующий сатирический жанр. Но впоследствии
ямбический стих, наиболее близкий к ритму обыкновенной разговорной речи,
стал применяться и в стихотворениях иного содержания, особенно же в
диалогических частях драмы.


3. Эпиграммы.

Эпиграмма близка к жанру элегии. Название это буквально означает
“надпись” и первоначально имело в виду объяснительную подпись под каким-
нибудь предметом-изображением, статуей, на могильном памятнике, на
посвятительном приношении богу и т.п. Такая надпись, естественно, должна
была быть сжатой и вместе с тем выразительной, чтобы в немногих словах
высказать многое существенное. Для эпиграмм предпочтительно пользовались
элегическими двустишиями.
В создании литературного жанра эпиграмм большая заслуга принадлежит поэту
конца VI и начала V в. до н.э. Симониду с острова Кеоса.


4. Основные жанры прозаической литературы.

Прозаические жанры античной литературы далеко не совпадают с нашими
представлениями. Жанры, которые мы в настоящее время рассматриваем как
чисто научные, в древности культивировались по преимуществу с
художественными целями. Сюда относятся история, философия и ораторское
искусство. В.Г.Белинский справедливо замечал: “У греков была даже
художественная история, где с критическим анализом событий соединялось и
художественное изложение”(. Древние считали историю по преимуществу
ораторским жанром(. Ораторское искусство по сущности рассчитывает на то,
чтобы художественными средствами захватить слушателя, очаровать его своей
формой. Поэтому с тех пор, как выступления ораторов начали записывать и
публиковать, они становились в полном смысле слова произведениями
художественной литературы. При таких условиях произведения этого рода
отражают свойства греческой культуры и составляют важную сторону
литературной истории.



V. Литература эллинизма.

1. Общая характеристика эпохи эллинизма.

Эпоха эллинизма занимает последние три столетия до н.э.
Завоевание Востока Александром и его преемниками привело туда большое
количество греков. Его преемники продолжали начатое им дело, все возникшие
города сделались рассадниками греческой культуры.
С расширением сети дорог и торговых связей распространение греческой
культуры получило еще большие возможности. Греческие города после восточных
походов наполнялись толпами рабов из завоеванных стран.
Громадные богатства, захваченные в странах Востока, сосредоточились в
руках правителей, которые по восточному обычаю приняли титулы царей. Они
вели бесконечные войны для захвата новых стран и часто воевали между собой.
Наплыв рабов из завоеванных стран и торговля ими достигли в это время
невероятных размеров: остров Делос сделался одним из крупнейших
невольничьих рынков. К III - II в. до н.э. относится наибольшее количество
восстаний рабов. Эти восстания становились тем более опасными, что к ним
обычно присоединялась вся эксплуатируемая беднота.
Широкое распространение греческой культуры отражалось в том, что на
поприще греческой литературы стали все чаще выступать представители и
других народов - египтяне, вавилоняне, евреи, сирийцы и др.


2. Эллинистическая образованность.

В эллинистической литературе преобладала проза. Многие произведения под
поэтической формой скрывали чисто прозаическое содержание.
Философия сосредоточивалась по-прежнему в Афинах. Академическая школа
продолжала развивать учение Платона.
Широкое развитие получили в эпоху эллинизма три философские школы -
эпикурейцев, киников и стоиков. Все три носили индивидуалистический
характер, обещали человеку счастье не во внешнем мире, а внутри его самого.
Школа киников (циников), основанная Антисфеном, учеником Сократа,
держалась того взгляда, что для блаженства нужна только добродетель,
которая приобретается жизнью в природе. Учения этой школы ближе всего
отражают идеологию простых людей и широких народных масс, включая рабов.
Большим авторитетом пользовалось учение школы стоиков. Основателем ее был
Зенон из Кития с острова Кипра. Учение этой школы развилось из учения
киников. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственной
свободы, освобождения от страстей. Они протестовали против рабства и идеал
свой находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели.
К эллинистической поре относится зарождение и первые образцы греческого
романа. Таковы “Милетские рассказы” Аристида - нечто вроде ряда любовных
историй. Этот сборник был переведен на латинский язык, и им зачитывались
офицеры во время похода против парфян. Однако других сведений об этом
произведении нет.
Характерной чертой лирики этого времени стало то, что стихотворение
порвало обязательную связь с музыкальным аккомпанементом и стало
предназначаться не для пения, а для чтения.


3. Реализм и натурализм.

Изысканная утонченность эллинистической поэзии уживалась рядом с
реалистическими и натуралистическими тенденциями. Представителем этого
направления был Сотад (начало III в. до н.э.), который в тяжеловесных
стилях описывал современную жизнь, осмеливался нападать на самих
властителей, подверг осмеянию Птолемея II Филадельфа за его
кровосмесительный брак с сестрой Арсиноей и за это был зашит в мешок и
брошен в море.
Это направление отразилось и в области драмы, веселой трагедии,- нечто
вроде фарса. Ее родоначальником является Ринфон. Он использовал остроумие и
шутки местного населения, создав на их основе комические сценки и пародии.
Сохранилось немного отрывков из “Мелиямбов” Керкида. Он выступил на
защиту прав беднейшей части населения и как последовательный сторонник
кинической школы, придал своей поэзии простонародный характер.
Такое же направление нашло выражение “холиямбов”, т.е. хромых ямбов.
Сохранилось несколько отрывков из сатирических произведений Феникса
Колофонского, в которых он бичует алчность богачей. В духе народных песен
написано стихотворение “Вороны”, где представлен нищий, который бродит по
улицам с “вещей” вороной и выпрашивает подарочки.
Мелкий комический жанр этого времени лучше всего известен по так
называемым “Мимиямбам” Геронда (III в. до н.э.). Мимиямбы - маленькие
бытовые сцены с двумя-тремя действующими лицами. Геронд продолжает то
направление, которое было намечено мимами Софрона (V в. до н.э.).
Содержание пьесок Геронда составляет изображение мелкой обыденной
действительности. Во многих случаях эти пьесы напоминают некоторые сценки
Феокрита, но у Геронда гораздо сильнее уклоны в сторону натурализма, и он
иногда не стесняется самыми рискованными положениями. Язык Геронда -
простая разговорная речь, иногда грубоватая в устах соответствующих
персонажей. Диалект - ионийский с сильной примесью языка аттической драмы.



VI. Конец античной греческой
литературы и ранняя
христианская литература.


1. Последние греческие поэты.

Время разложения античного общества характеризуется творческим бессилием,
вследствие которого греки были уже неспособны создавать что-нибудь новое и
оригинальное. Поэзия ограничивалась переработкой старых мотивов. Таковы,
например, попытки возродить эпический жанр, сделанные поэтами:
Квинтом Смирнским,
Нонном Панопольским,
Шиллером,
Анакреоном,
Григорием Богословским,
Палладом и др.


2. Греческая литература на рубеже с византийской.

Большинство монархов, чтобы прославиться приближали к себе представителей
культуры: литераторов, музыкантов, поэтов, философов, и отпускали на
развитие культуры огромные средства.



VII. Значение греческой литературы
для мировой цивилизации.

Развитие древней греческой литературы на протяжении почти полутора тысяч
лет: ее зарождение из чисто народных основ, пышный рассвет ее в условиях
рабовладельческого общества, длительное постепенное угасание и наконец,
перерождение в новые формы византийской литературы. Творческие силы
греческого народа нашли яркое выражение в созданиях искусства и литературы,
запечатлевших характерные черты жизни и воплотившие лучшие идеалы народа.
Греческая культура обогатила римскую и, слившись с ней, легла в основу всей
европейской культуры. Европейская литература до сих пор продолжает
пользоваться наследием Греции и перерабатывать это наследие. Замечательные
поэты Греции - Гомер, Алкей, Сапфо. В Греции же возникли и первые формы
романа. Греческие философы, историки, математики, врачи, механики, инженеры
и т.д. создали науку, из которой выросла современная наука, и многие их
труды не потеряли своего значения и для нас.



VIII. Список литературы.

1. Радциг С.И. “История древнегреческой литературы”
2. Под ред. Блаватского В.Д. “Античная цивилизация”, М., 1973
3. “Всемирная история”, т.1-3, М., 1955-1957
4. Гаспаров М.Л. “Об изучении античной литературы в СССР”
5. Под ред. Соболевского С.И. “История греческой литературы“, в 3-х т.,
М., 1946-1950
Троянский И.М. “История античной литературы”, 3-е изд., Л., 1957
( Лурье С.Я. “Язык и культура Микенской Греции”, М.-Л., 1957;
Whitman C.H. “Homer and the heroic tradition”, Cambridge - Mass, 1958,
p.22-26.
( Шантрен П. “Историческая морфология греческого языка”, пер. Боровского
Я.М., М., 1953, с.9 - 12, 277 - 318
Денисов Я.И. “Основания метрики древних греков и римлян”, М., 1888, с.8
( Белинский В.Г. “Сочинения А.Пушкина”, полн. собр. соч., т.7, с.108
( Афиней, XIV , p.618 C-11, p.620 A.
( Гнедич Н.И. “Стихотворения”, 1956, с.207 - 221
( Белинский В.Г. Полн. собр. сочин., т.7, с.318
( Белинский В.Г. “Разделение поэзии на роды и виды”, Полн. собр. соч., т.5,
с.34
( Белинский В.Г. “Сочинения А.Пушкина”, Полн. собр. соч., т.7, с.403

( В IV в. Платон (“Законы”, II, 11, р.669 DE) отмечает как недостаток
современных поэтов, что они стали отрывать мелодии от слов и писать стихи
без музыки, а музыканты - музыку без слов.
( Белинский В.Г. “Руководство к всеобщей истории”, Полн. собр. сочин., т.6,
с.92
( См: Цицерон “О законах” (1,2,5); Квинтилиан “Образование оратора”
(X,1,31)





Реферат на тему: Античное гражданское общество
А.В.Коптев
АНТИЧНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
| |


Понятия полис и гражданская община
В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других
стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии
у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса
не имевших. Вслед за немецкими учеными XIX в. слово полис часто переводится
как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни
видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по
своим собственным законам (автономия). Важнейшей его характеристикой
выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При
этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был
не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением
земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве
полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были
основой античного общества, наиболее почтенной его частью.
Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к
представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис – это
не стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое
общество объединением граждан (civitas от латинского слова civis –
гражданин) или просто римским народом (populus Romanus). Поэтому слово
полис можно переводить как гражданская община.
Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город,
община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу “три” как
категории общественной структуры придавалось сакральное значение. Правда, в
последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую
общину как догосударственное образование. Такой подход плодотворен тем, что
позволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни и
культуры растянутостью периода становления зрелой государственности.
Понятие гражданин
Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной
государственности составлял ее общинный характер. Сравнительно небольшие
размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей
собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его
члена. Поэтому существовала целая система взаимных прав и обязанностей
между обществом и личностью. Важнейшими из этих взаимосвязанных прав-
обязанностей были а) право на земельную собственность, б) участие в защите
родных рубежей и в) участие в политической жизни, то есть в управлении
обществом. Человек, обладавший этими правами, считался гражданином. Как и
полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и
обладатель политических прав (политика от слова “полис”). Права гражданина
были и его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение
гражданства или другое наказание, связанное с поражением в правах.
Гражданский статус – одно из высочайших достижений античной цивилизации,
повторенное лишь западноевропейским обществом нового времени. В других
обществах древности и средневековья степень приобщения населения к
собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко
фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному
аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым
делением. В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли
аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство
членов гражданской общины (то есть их единство), наоборот, подчеркивалось
правом и общественной психологией. Небольшие размеры полисов позволяли
сделать соблюдение прав и обязанностей внутри гражданского коллектива
достаточно эффективным. Сословно-классовое деление было как бы выведено за
пределы гражданского общества.
Античная форма собственности.
В период возникновения античного общества каждый гражданин располагал
земельным участком, на который государство обеспечивало ему право
собственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только в
пределах своего гражданского коллектива, только своим согражданам.
Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль за
собственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частной
собственности имела своего рода двуединый характер: собственником средств
производства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданский
коллектив в целом. Последний осуществлял свое право собственности чаще
всего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием и
охраной.
Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не
распределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всего
гражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме был
ager publicus (общественное поле), в состав которого вошла земля в
завоеванных римлянами странах (провинциях). В Афинах государственной
собственностью были серебряные рудники Лавриона. Государственная
собственность могла сдаваться в аренду, но только гражданам.
В случае наличия государственного фонда земли он служил резервом для
наделения участками вновь образовавшихся семей граждан. На этой основе
граждане могли требовать от государства земли, и государство обычно
адекватно реагировало, поскольку само государство представляло собой
объединение тех же граждан. Этими требованиями, периодически
возобновлявшимися, было стимулировано завоевание римлянами Италии.
Греческие полисы, имевшие мало плодородной земли, искали ее для своих
граждан по всему Средиземноморью, основывая колонии. Великая греческая
колонизация VIII-VI вв. до н.э., раздвинувшая границы эллинской полисной
цивилизации, была стимулирована именно этой потребностью в земле. Лишь
спартанцы нашли ее неподалеку от Лаконики, завоевав соседнюю Мессению. В
древней Спарте в состав государственного фонда была включена вся земля.
Граждане-спартиаты получали равные участки-клеры, которые они не могли
отчуждать. Государство же обеспечивало спартиатам и рабочую силу на их
клерах в виде рабов-илотов. Поэтому спартиаты, единственные из всех
эллинов, были освобождены (отчуждены) от трудового процесса, посвящая свой
досуг общественным и военным занятиям.
Земледельческий труд.
Гражданин был обязан уважительно относиться к своей собственности, особенно
на землю. Земля и труд на ней рассматривались как важнейший источник
благосостояния и достойной жизни. В античном обществе сохранялись рецидивы
архаической психологии, основанной на отношении к земле как к сакральному
объекту. Поэтому труд на земле рассматривался как дело чести античного
гражданина, а не средство обогащения. Разбогатеть можно было быстрее на
торговле, ремесле, ростовщичестве, войне. Земледельческий же труд служил
демонстрации качеств достойного гражданина. Он рассматривался как труд
первого сорта, тогда как ремесло, торговля и прочее, несмотря на большую
доходность, были занятиями второго сорта. Эти занятия были более присущи
чужеземцам и рабам. По этой причине античные граждане стремились
использовать своих рабов (чужеземцев, чаще всего варваров) на
вспомогательных работах, оставив труд на земле за своей семьей.
Рост богатства, конечно, в скором времени привел многих из них к
необходимости допуска к земледелию и рабов. Но это обставлялось
соответствующим образом. На раннем этапе рабы допускались к семейным
культам и праздникам, что позволяло рассматривать их как младшую часть
семейного коллектива (то есть как своих). В Риме, где сельскохозяйственное
использование рабов достигло наивысшего в античности расцвета, работавшие в
имении рабы были организованы в подобие семейного коллектива, который так и
назывался сельская фамилия.
Обычно рабская фамилия римского сельского поместья – виллы – была невелика.
Она насчитывала 9-15 человек рабов мужчин, не считая женщин и детей, что
сравнимо с патриархальной семьей и не имело ничего общего с абстрактным
представлением о десятках и сотнях рабов на римских плантациях-латифундиях.
Организована жизнь такого “фамильного” коллектива была соответствующим
образом. Во главе его стоял опытный раб – вилик, как бы замещавший для
своих подчиненных хозяина, обычно жившего в городе. Его сожительница,
именовавшаяся вилика, была аналогом матери семейства. Обязанности вилика
состояли не только в организации трудового процесса и отчете перед
господином, но и в заботах о нуждах и здоровье каждого раба – члена
фамилии. Такое отношение к рабам определялось тем фактом, что в римском
праве раб под властью господина формально был равен сыну под властью отца.
Для домовладыки различия между его подвластными были менее значимыми, чем
факт их подчиненности ему. Поэтому римскими юристами раб рассматривался не
только в категории вещей, но и в категории лиц, подчиненных чужой власти.
Наличие бережного отношения к земле способствовало подъему агрикультуры в
античном мире. С другой стороны, государство приглядывало за обработкой
гражданами их земли. В Риме, если участок не обрабатывался в течение двух
лет, государство могло передать его другому гражданину без всякой
компенсации.
Таким образом, двуединый характер античной формы собственности на землю был
подвижным равновесием между интересами гражданского коллектива и отдельного
его члена. В одних государствах, подобно Спарте, могла доминировать
коллективная (государственная) собственность на землю. В других, подобно
Афинам, - частная. В третьих, как в Риме, был силен и тот, и другой
принцип.
Военная служба
Воинская служба была и правом, и обязанностью гражданина. В ней была
заложена идея защиты родного коллектива, своей семьи и своей собственности.
Поэтому античный воин защищал не отделенные от него государственные
интересы, а непосредственно свои собственные. По этой причине воинская
служба была напрямую связана с общественной гражданской жизнью: армия была
гражданским ополчением. Война для античных граждан, по образному выражению
К. Маркса, была их общей работой.
Основу античного ополчения составляли тяжеловооруженные пехотинцы –
гоплиты. Одновременно они были и крестьянами средней зажиточности. Этот
средний слой составлял основу, большинство в гражданском коллективе.
Принцип равенства граждан в собственности и гражданских правах проявлялся и
на поле битвы, когда ополчение строилось в сомкнутую плечом к плечу
шеренгу, ощетинившуюся копьями. Такой строй назывался фалангой. Каждый
гражданин имел в ней свое место рядом со своими соседями. Таким образом, он
защищал не абстрактную идею государства, а конкретных, хорошо знакомых
сограждан, с которыми он был связан множеством личных связей и отношений.
Ударная мощь фаланги была велика и в то же время тактика ее использования
не требовала особой выучки от фалангита, который в мирной жизни был обычным
домохозяином. Лишь спартанцы, передоверившие хозяйственные обязанности
своим илотам, могли сверх обычного совершенствоваться в военном искусстве и
поэтому так далеко превосходили всех прочих греков, что считались
непобедимыми. Только в эпоху упадка гражданских порядков выдающийся
фиванский реформатор Эпаминонд (у которого учился Филипп Македонский, живя
заложником в Фивах), применив так называемый “косой клин” – фалангу,
глубина одного из флангов которой состояла не из обычных восьми шеренг, а
из двадцати четырех, - нанес поражение спартанцам в 371 г. до н.э. в битве
при Левктрах. Сила традиционных представлений была столь велика, что
обескураженные спартанцы приговорили своего военачальника к смерти, а по
поводу своего поражения заявили, что битва происходила не по правилам.
Кроме гоплитов, у греков были и легковооруженные воины. Обычно они
набирались из граждан с меньшим объемом имущества. В некоторых полисах для
этой цели проводился имущественный ценз, в соответствии с которым граждане
получали место в войске и адекватный этому месту объем политических прав. В
позднюю эпоху расслоение в среде среднезажиточных граждан привело к
распространению воинского строя пельтастов – пехотинцев с облегченным
вооружением. Гораздо большая подвижность таких воинов по сравнению с
гоплитами позволила резко усовершествовать тактические приемы сражений.
Именно тогда у эллинов появляются такие военные реформаторы как Тимофей,
Ификрат, Хабрий.
Поскольку античные граждане сами приобретали себе вооружение, служба в
коннице была привилегией наиболее зажиточных. Содержание боевого коня было
достаточно дорогим удовольствием для сравнительно небогатых граждан
маленьких полисов. В архаическую эпоху конница была аристократическим родом
войск. Во многом благодаря ей аристократия господствовала на заре античного
общества. Победа незнатного простонародья (демоса в Греции, плебса в Риме)
над аристократией привела к оформлению гражданского коллектива и
одновременно к оттеснению конницы на второй план по сравнению с
тяжеловооруженной фалангой пехотинцев. Римляне поплатились за это в 216 г.
до н.э., потерпев страшное поражение от Ганнибала в битве при Каннах именно
из-за уступавшей по численности и выучке конницы. Отец Александра
Македонского Филипп учел этот недостаток фаланги и большое внимание уделял
подготовке конницы для взаимодействия с пехотой.
Манипулярный строй римского легиона, который они выработали в ходе
длившихся десятилетиями войн в горных областях Италии, был также
модификацией фаланги. Эти два вида античного гражданского войска – греко-
македонская фаланга и римский легион – столкнулись в 168 г. до н.э. в столь
ожесточенном сражении при Пидне, что потрясение испытал даже видавший виды
римский консул Луций Эмилий Павел. Прямой удар фаланги был столь силен, что
казалось победа будет за нею, однако в конечном итоге победил более
приспособленный к неровностям местности и более маневренный римский
манипулярный строй. В целом же, как показывает восточный поход македонцев и
греков 334-323 гг. до н.э. и завоевания римлян, античные армии почти всегда
превосходили своих противников.
Античное государство заботилось, чтобы гражданин был способен защищать
родину. Поэтому юноши перед обретением полноправия проходили воинскую
подготовку и службу во вспомогательных частях. В Афинах они назывались
эфебами, срок службы которых исчислялся в два года. В других полисах могли
быть иные порядки, как, например, в Спарте, где ипостась воина была
гипертрофирована в облике гражданина в ущерб собственнику и участнику
политической жизни (полит = гражданин). Это формировало определенную этику,
в соответствии с которой воины не могли покинуть начавшуюся битву. В любое
отступление означало бы поползновение на проигрыш, что в принципе было
немыслимо для народа, для которого вся жизнь в войне. Поэтому в 480 г. до
н.э. при Фермопилах спартанский царь Леонид и его воины не только не
захотели уступить Ксерксу, но и не могли уйти с поля боя по обычаю. Прочих
греков Леонид отпустил по домам, когда увидел, что сражение будет
проиграно. Два же уцелевших при Фермопилах спартанских воина, не
принимавших участия в сражении по болезни, подверглись сильнейшему
общественному осуждению, вернувшись в Спарту без товарищей. Один из них
покончил жизнь самоубийством, а другой героически погиб в следующем году в
битве при Платеях, искупив “вину” в форме своего рода почетного
самоубийства, бросившись в гущу врагов.
В условиях, когда военная служба была делом чести гражданина, неграждане
могли допускаться к ней лишь как союзники в своих собственных воинских
контингентах, имевших вспомогательный характер.
Политическая жизнь
Обладая всей полнотой власти и контроля за своими членами и ресурсами на
своей территории, античный гражданский коллектив выступал в качестве
суверена. Поэтому неотъемлемым атрибутом античной политической жизни было
народное собрание. В Афинах оно называлось экклесия, в Спарте – апелла, в
Риме – комиции. В разных гражданских общинах полномочия народного собрания
были различны, и оно по-разному соотносилось с другими органами управления
– советом полиса, должностными лицами. Это соотношение определяло характер
политического строя. В случае главенства народного собрания устанавливалась
демократия. При главенстве совета (геруссия в Спарте, сенат в Риме) –
аристократия (власть лучших) или олигархия (власть немногих). Верховенство
должностных лиц обычно выражалось в форме монархии в виде царской власти
(монархия, основанная на согласии) или тирании (монархия, основанная на
насилии).
Но в любом случае номинальным верховным авторитетом обладало собрание как
носитель гражданского суверинитета. Оно осуществляло его либо само, как при
демократии, либо передоверяло другим органам, удовлетворяясь лишь
формальным одобрением их решений, как это было в Спарте. Спартиаты выражали
свое мнение громкостью крика: если же оно не удовлетворяло должностных лиц,
собрание просто распускали до следующего раза. Но без одобрения собрания
решение не считалось действительным. По этой причине многие ученые считают,
что в полисном строе была заложена тенденция к демократии, хотя она и не
везде реализовывалась. На практике же дело обстояло сложнее. Греческие
мыслители (Платон, Аристотель, Полибий и др.) наиболее оптимальной
политической формой считали смешанное устройство, основанное на компромиссе
между народной массой (демократия) и лучшими людьми (аристократия),
интересы которых выражал единоличный правитель (монархия). Аристотель
называл такую форму - полития. Полибий считал, что наиболее приближенным к
такого рода социально-политическому идеалу был республиканский строй
римлян, в котором демократический элемент воплощился в комициях,
аристократический – в сенате, а монархический – в консульской магистратуре.
Такой взгляд был обусловлен историческим развитием античной гражданской
общины. Равенство граждан, политической формой которого была демократия,
пришло на смену архаическому обществу, в котором господствовала родовая
аристократия. В свою очередь, общественное устройство классической эпохи
античного гражданства, который приходился в Греции на V в. до н.э., а в
Риме на II-I вв. до н.э., было сменено обществом, в котором у власти встали
крупные частные собственники (олигархи). Поэтому равенство граждан в
античности было господствующим социальным принципом, а реально в античном
гражданстве всегда существовали аристократы и богачи, которые играли
немалую роль в политической жизни. Даже такие защитники интересов простого
народа (демоса и плебса), как Перикл в Афинах или братья Гракхи в Риме,
были аристократами по происхождению. Лучшее воспитание, образование,
наличие средств, досуга и сохранение архаических корпоративных институтов
(патронат-клиентелла в Риме, гетерии в Греции) позволяли представителям
аристократии доминировать в политической жизни при любой форме
политического строя. Не случайно, несмотря на наиболее разработанную
практику народных собраний в Риме, представленных тремя видами комиций –
куриатными, центуриатным и трибутными, римская республика фактически
управлялась нобилями-аристократами.
Такому положению способствовал двуединый характер античной формы
собственности. На практике гражданский коллектив мог давать большой простор
развитию частной собственности и инициативы. Они создавали не только
благоприятные условия для развития экономики, но и лучшие предпосылки для
демократии. Граждане – индивидуальные собственники были более
заинтересованы в участии в общественном управлении. Там же, где акцент
делался на контроле общества за собственностью (как, например, в Спарте,
где частная собственность была вообще отменена), потенции экономического
развития сокращались. Одновременно общество приобретало застойный,
архаический облик, а в политической жизни господствовала традиционная
аристократия, осуществлявшая контроль за общественными ресурсами. Граждане,
не обладая экономической самостоятельностью, не были заинтересованы и в
личном участии в управлении.
Особенностью античного политического устройства была неотделенность
государственного аппарата управления от общества. Не существовало особого
класса управленцев, специалистов-администраторов. Важнейшие функции
управления исполняли сами граждане обычно на выборной основе. Это имело
свои плюсы и минусы. Лишь сравнительно немногочисленный коллектив мог
позволить себе обходиться такой организацией управления, в принципе
отрицавшей необходимость специализации в этом деле. Но это создавало
предс

Новинки рефератов ::

Реферат: Женщины на российском престоле: Елизавета Петровна (1741-1761) (Государство и право)


Реферат: Анархизм и его отношение к политической власти (Политология)


Реферат: Современные музыкальные направления и жанры (Музыка)


Реферат: Василий Андреевич Жуковский - краткая биография (Исторические личности)


Реферат: Применение высоких технологий в сельском хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Искусственный спутник, запущенный с земли ( Космонавтика)


Реферат: Электронные таблицы Excel (Программирование)


Реферат: Автоматизированный учет личных финансов (Аудит)


Реферат: Королевство Пруссия в 18 веке (История)


Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за IV квартал 2001 года (Бухгалтерский учет)


Реферат: МВД (Гражданское право и процесс)


Реферат: Медь. Серебро. Золото (Химия)


Реферат: Нотариат, его задачи и место в системе государственных органов (Гражданское право и процесс)


Реферат: Сжатие данных (Компьютеры)


Реферат: Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языку (Педагогика)


Реферат: Аппаратная платформа Макинтош (Программирование)


Реферат: Голод 1933 года на Украине (История)


Реферат: Буддизм (Религия)


Реферат: Ключевые дифференцирующие факторы в современных обществах (Социология)


Реферат: Грошова система (Деньги и кредит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист