GeoSELECT.ru



История / Реферат: Блокада (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Блокада (История)



План работы

Вступление
2

Первые дни блокады
4

Эвакуация ленинградцев
6

Артиллерийский обстрел
8

Голод (ноябрь 1941 – январь 1942 года) 10

Дорога жизни
13

Прорыв блокады
15

Воспоминания ленинградцев:
17

1. “Старшая сестра”
17

2. “Подарок”
17

3. “Мы ели все…”
18

Память дням блокады
19

Заключение
21

Список литературы
22

Приложение
23



Вступление



В русской истории имеется немало примеров высокого патриотизма и
самопожертвования, проявленных в борьбе с иноземными захватчиками, но такой
безграничной любви к своей Родине и непоколебимой твердости духа, доблести
и бесстрашия, отваги и мужества, такого легендарного подвига, какой
совершили советские люди, в том числе ленинградцы, в грозную пору Великой
отечественной войны, история не знает.

На долю ленинградцев выпали тяжелые испытания. Подвергаясь непрерывным
артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам, задыхаясь в тисках
блокады, без запасов продовольствия и топлива, Ленинград в течение 900
суток противостоял осаде гитлеровских войск, и каждый из дней блокады был
боевым днем ленинградцев.
Воины ленинградского фронта и моряки Краснознаменного Балтийского
флота, рабочие прославленных ленинградских заводов и служащие, ученые и
инженеры, работники искусств и писатели, студенты и учащиеся, коммунисты и
беспартийные, движимые неиссякаемым советским патриотизмом, с самых первых
дней войны поднялись на защиту города.
Они были полны непоколебимой решимости – не допустить врага в
Ленинград. “Наш принцип такой, - говорил рядовой пехотинец Промичев,- ты
отступишь – я тебя убью, я отступлю без приказа – ты меня убей, но
Ленинграда не сдадим!”
Вместе с ленинградцами был весь героический советский народ. В обороне
Ленинграда, как в фокусе, нашли наиболее яркое проявление беспримерно
высокие морально-политические качества советских людей, их горячая любовь к
городу Ленина – колыбели Великого Октября. Об этой любви поэт Гусев сказал
так:
Как мы любим его,
Как он близок и дорог нам –
Всем республикам,
Волге, Уралу, Москве,
Этот город великий,
Замечательный город,
Что лежит на широкой
Могучей Неве.



“… Легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого
бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и
самоотверженного патриотизма, какой была героическая 900-дневная оборона
осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Это был один из самых выдающихся, самых потрясающих массовых подвигов
народа и армии во всей истории войн на земле. Мужество ленинградцев,
доблесть защитников города Ленина навсегда сохранятся в благодарной памяти
нынешнего и грядущих поколений советских людей…”



Л.И. Брежнев



Первые дни блокады


Наиболее трудный и трагический период в жизни Ленинграда в годы
Великой Отечественной войны продолжался в 8 сентября 1941 года по 27 января
1944 года, около 900 дней.
В ходе Ленинградской битвы 1941-1944гг. советские войска стойко и
героически сдерживали противника на дальних, а затем и на ближних подступах
к Ленинграду.
20 августа 1941 года немецко-фашистские войска заняли город Чудово,
перерезав железную дорогу Ленинград-Москва.
21 августа противник вышел к красногвардейскому укрепленному району на
юге.
С 22 августа начались бои на Ораниенбаумском направлении. Немецко-
фашистским войскам не удалось с ходу ворваться в Ленинград, но фронт
вплотную подошел к городу в юго-западной его части. С прорывом противника
30 августа на станции Мга была перерезана последняя железная дорога,
соединявшая Ленинград со страной. 8 сентября противник захватил
Шлиссельбург, полностью прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом.
Началась блокада города, сообщение со страной поддерживалось только
воздушным путем и по Ладожскому озеру. К концу сентября фронт на юго-
западе и южных подступах к Ленинграду стабилизировался. Он проходил на
рубежах Финского залива, Лигово, южные склоны Пулковских высот, подступы к
Колпино, берег Невы от Ивановского до Шлиссельбурга.
Юго-западный фронт находился в 6км от Кировского завода в районе
Дачного. Передний край обороны проходил по территории современного
Красносельского района. На северо-западе и северо-востоке линия фронта
стабилизировалась в сентябре 1941 года на линии старой советско-финской
границы.
В конце августа и начале сентября немцы начали продвигаться к Колпино,
намереваясь с ходу взять город. Опасность их вторжения, казалось, была
неизбежной. Но в это весьма критическое время рабочие отряды Ижорского
завода преградили им путь. Они заняли линию обороны, поставили пушки,
пулеметы, вооружившись винтовками, встретили врага огнем. Взять город сходу
фашисты не смогли, тогда противник подтянул более крупные силы и вновь
начал атаки. Взятие Колпино открывало немцам дорогу к Ленинграду, и потому
им хотелось как можно быстрее сломить оборону, тем более что оборонительные
сооружения, по существу, состояли из одних окопов, но преодолеть
сопротивление не могли. Рабочие, жители Колпино несли тяжелые потери, но не
отступали ни на шаг, отстаивая свой город.
На подступах к Ленинграду, на заводах, на фабриках, на улицах и
площадях – всюду шла напряженная работа многих сотен тысяч людей, они
превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в
короткий срок создали оборонительных пояс противотанковых рвов длиной 626
км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад. На заводах
круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях свое
превосходство над немецкими. Рабочие, квалифицированные и не имеющие
никакого профессионального опыта, мужчины и женщины, и даже подростки
стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод
бомбили, возникали пожары, но люди работали, не смотря не на что.
19 сентября вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении
большой группы рабочих и инженерно-технических работников орденами и
медалями. Директору завода И.М. Зальцману и главному конструктору Ж.Я.
Котину* было присвоено звание Героя Социалистического Труда за их
изобретательность, смелую инициативу, героическому сопротивлению вражеским
налетам и хорошо поставленную организацию работ.
Многие участки строительства находились в непосредственной близости от
противника и подвергались артиллерийскому огню. Люди работали по 12-14
часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого
требовалась большая физическая выносливость. Люди недосыпали, недоедали, но
с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи.
С первых дней осады Ленинград стал испытывать недостаток
электроэнергии: не хватало топлива. С сентября вводится жесткий лимит
электропотребления для всех предприятий и учреждений, а также для бытовых
нужд населения.



*Смотри приложение рис.


Эвакуация ленинградцев


В блокированном городе (с пригородами) продолжалась массовая
эвакуация населения. Она проводилась в 3 этапа:
1-й этап – с конца июня до сентября 1941 года. Прежде всего, вывозились
дети. В целом же, в сложнейших условиях первых двух месяцев войны удалось
отправить в тыловые районы страны 636тыс. человек.
2-й этап – с середины сентября 1941 года до апреля 1942 года. За это время
по Ладожской ледовой трассе, а также водным и воздушным путем вывезено еще
659тыс. человек.
3-й этап – с мая по октябрь 1942 года, когда в тыл было отправлено еще
403тыс. человек.
С 1 ноября 1942 года решением Ленгорисполкома эвакуация людей
прекращена. Всего в 29 июня 1941 года по 1 апреля 1943 года из Ленинграда
вывезено 1млн. 743тыс. человек, из них 414тыс. детей.
Хотя эвакуация и продолжалась, осталось 2млн.887тыс. мирных жителей, в
том числе около 400тыс. детей. Запасы продовольствия и топлива были крайне
ограничены (на 1-2 месяца).
Глубокая убежденность населения, а также городских партийных и
советских организаций в том, что врагу не удастся близко подойти к
Ленинграду, сдерживала темпы эвакуации людей. Главным образом уезжали семьи
рабочих тех промышленных предприятий, которые были ранее эвакуированы в
восточные области страны. С большими трудностями за июль-август в глубь
страны было вывезено не более 400тыс. человек*, тогда как необходимо было
вывезти в два-три раза больше. Представители местных органов власти иногда
рассматривали отказ граждан от эвакуации как проявление патриотических
чувств, тем самым невольно поощряя людей к невыезду.
Нередко можно было слышать: «Наше население готово работать на
передовых позициях, но не уезжать из Ленинграда». Такой довод отражал
настроение ленинградцев, но с ним нельзя было мириться, так как старики,
инвалиды, дети не работали, а их пребывание в городе приводило к
расходованию и без того скудных запасов продовольствия. К тому же нельзя не
учитывать и такую особенность. Большинство ленинградцев в июле-первой
половине августа не знали, где точно находятся вражеские войска. Город
тогда еще подвергался бомбардировкам, и это создавало успокоительное
настроение. Нужны были крутые административные меры, чтобы люди покинули
город, как повелевал ход развивающихся событий. Однако к таким мерам
прибегали весьма осторожно. В результате в



* По официальным данным вывезено из Ленинграда 636283 человека, но в это
количество включены также беженцы из Прибалтийских республик, Корело-
Финской ССР, Ленинградской области.
блокированном городе оказалось 2млн.544тыс. человек гражданского населения,
в том числе около 400тыс. детей. Кроме того, в пригородных районах (в
кольце блокады) осталось 343тыс. человек. В сентябре, когда начались
систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие тысячи семей
хотели бы выехать, но пути были отрезаны. Массовая эвакуация граждан
началась только с января 1942 года по ледовой дороге.
29 августа 1941 года, еще во время первого этапа эвакуации, В.Вишня
вместе со своим зенитно-пулеметным взводом сопровождал санитарный поезд из
Ленинграда. Когда отъехали от станции Мга, в небе неожиданно появились
«тучи» вражеских самолетов, которые стали бомбить и обстреливать Мгу.
Низко летая, фашисты начали охотиться и за этим поездом. Вывели паровоз из
строя. Пока была возможность, взвод отражал вражеский налет, мешая
прицельному бомбометанию. Но вдруг загорелся вагон с тяжело ранеными
бойцами. Погода испортилась, пошел дождь. Вишня вместе с взводом стали
спасать раненых, оттаскивая их в укрытие. Своими силами отцепили горящий
вагон. Эта страшная картина продолжалась с 9 часов утра и почти до 9 часов
вечера.
Паровозная бригада, забив пробоины «пробками», набрав пару, поздно
вечером оттянула оставшиеся вагоны в сторону Волховстроя. Это был последний
железнодорожный состав из Ленинграда.
Несомненно, что в эвакуации людей в начальный период войны (июнь-
август) была допущена медлительность. Большое количество детей, женщин,
стариков и больных, оставшихся в осажденном городе, создавало
дополнительные трудности.



Артиллерийский обстрел


С 4 сентября противник, стремясь осуществить планы уничтожения
Ленинграда, начал обстрел. И продолжался обстрел до 22 января 1944 года.
Объектами варварских артиллерийских обстрелов были: электростанции,
водопровод, жилые кварталы, наиболее людные перекрестки улиц, госпитали и
больницы, памятники архитектуры и истории. На фашистских картах Эрмитаж
был отмечен как объект №9, Дворец пионеров - №192, Иститут охраны
материнства и младенчества под №708 и т.д.
В начале блокады обстрел велся в основном из района Урицка, где враг
создал крупную артиллерийскую группировку, имевшую 203-мм и 210-мм орудия.
В сентябре-декабре 1941 года фашистская артиллерия выпустила по Ленинград
свыше 30тыс. снарядов. Средняя продолжительность артиллерийского обстрела в
сутки в ноябре составляла 9 часов 13 минут. В 1912 году активность
вражеской артиллерии уменьшилась (в первом полугодии по объектам
Ленинграда было выпущено свыше 34тыс. снарядов, во втором полугодии – около
16тыс. снарядов). Но с сентября 1942 года артиллерийские обстрелы
Ленинграда вели крупно калиберные орудия (240-мм и 420-мм) с дальностью
стрельбы до 40 км.
17 января 1943 года Ленинград пережил самый сильный за время войны
артиллерийский обстрел, когда во всех 15 его районах разорвались свыше 2
тыс. снарядов. Особенно ожесточенному обстрелу подверглись Кировский,
Московский, Невский и Ленинский районы.
В январе 1943 года в трамвайное депо на Сердобольской улице упала
бомба. Пробив междуэтажные перекрытия, она ушла в подвал и не взорвалась.
Участок оцепили и о случившемся сообщили районному штабу МПВО. Вскоре
прибыл командир взвода – молоденькая девушка Аня Ковалева*. Она осмотрела
пробоину в полу, по ней определила размер бомбы, зажгла свечу и полезла в
подвал выполнять страшную работу.
Освещая себе путь свечой, Аня ползком пробиралась между столбами,
стараясь не задеть где-нибудь оголенный кабель, искала бомбу. И вот в конце
подвала между стояками она увидела ее, лежащую на боку. Поистине надо
обладать необычайной силой воли, чтобы при подобных обстоятельствах
сохранить ясность ума и четкость действий.
Добравшись до бомбы, Ане с трудом удалось обезвредить бомбу.
Такой героический поступок совершила Аня, не задумываясь о своей
судьбе. А ведь таких людей, как Аня Ковалева, было не мало.



*Смотри приложение рис.


Всего с сентября 1941 года по январь 1944 года по Ленинграду было
выпущено около 148,5 тыс. снарядов. Из 881 дня блокады город подвергся
варварским обстрелам 611 дней. На 1 км2 городской территории пришлось свыше
480 снарядов, от которых погибло около 17 тыс. человек и около 34 тыс. было
ранено. В конце сентября 1941 года ГКО разрешил Военному Совету
Ленинградского фронта самостоятельно определять объем и характер
производства основных видов оборонной продукции в Ленинграде.
Во втором полугодии 1941 года (с начала войны до 14 декабря) заводы
Ленинграда изготовили: 318 самолетов, 713 танков, 480 бронемашин, 6
бронепоездов, 52 бронеплощадки, свыше 3 тыс. артиллерийских орудий, около
10 тыс. минометов, свыше 3млн. снарядов, было достроено свыше 84 кораблей
разных классов и переоборудовано 186.



Голод
(ноябрь 1941 – январь 1942 года)

Недостаток пищи, наступившие холода и постоянное нервное напряжение
изнуряли осажденных. люди слабели, передвигались медленно, часто
останавливались. Чрезвычайно редко можно было встретить краснощекого
человека, и на него смотрели с удивлением: откуда он взялся? еще совсем
недавно свист и разрывы снарядов тревожили нервы, заставляли людей
настораживаться. Теперь же на разрывы снарядов мало кто обращал внимание.
Ленинградцы глубоко погрузились в свои нерадостные мысли.
Немецко-фашистская армия в сентябре не могла силой оружия овладеть
Ленинградом. Тогда Гитлер провозгласил новый план – взять город голодом; на
голод он смотрел как на своего верного союзника по уничтожению населения.
8 ноября приказом по войскам вводится новая норма на хлеб и мясо. Для
войск первой линии хлеба – 600грамм на день, мяса – 125, когда в октябре
хлеба – 800 грамм, мяса – 150. Для тыловых частей хлеба – 400 и мяса – 50
грамм в день, в октябре соответственно 600 и 75 грамм в день.
Рыба полностью исключалась из норм довольствия – ее не было, а
заменить другими продуктами не имелось возможности. Рыбные и крабовые
консервы засчитывались взамен мяса в равном весе. Картофель и овощи
заменялись крупами из расчета 10 грамм крупы за 100 грамм овощей.
За 107 дней блокады (на 25 сентября) суточный расход муки был сокращен
более чем в 4 раза при почти неизменном количестве жителей.
Расход муки в сутки по периодам был следующий (в тоннах):
|с начала блокады по 11 |2100 |
|сентября | |
|11 сентября – 15 сентября |1300 |
|16 сентября – 1 октября |1100 |
|1 октября – 26 октября |1000 |
|26 октября – 1 ноября |880 |
|1 ноября – 13 ноября |735 |
|13 ноября – 20 ноября |662 |
|20 ноября – 25 декабря |510 |

Уменьшенные в сентябре нормы продажи мяса и крупы, а в ноябре сахара и
кондитерских изделий не менялись до 1942 года. Суточный же расход этих
продуктов все время сокращался. Так, в сентябре среднесуточный расход мяса
и мясопродуктов составлял 146 тонн, в октябре 119, в ноябре – 92, в декабре
– 80 тонн. Крупы и макарон в сентябре и октябре – по 220 тонн в сутки, в
ноябре – 140, а в декабре – 115 тонн; сахара и кондитерских изделий в
сентябре – 202 тонны, в октябре и ноябре – по 140 тонн, а в декабре – 104
тонны.
Такое сокращение достигалось ограничением отпуска продуктов в сеть
общественного питания сверх норм, причитающихся по карточкам, по которым
люди получали продукты.
Пища людей в столовых или в домашних условиях в декабре состояла
исключительно из того, что выдавали на карточки. Жители города ежедневно
получали только хлеб, остальные продукты отпускались раз в декаду, и то не
всегда. Но если считать, что рабочие или служащие получали продукты
полностью в пределах установленных норм и равномерно распределяли на 30
дней, то суточный рацион питания составлял: у рабочих и инженерно-
технических работников – хлеба 250 грамм, жиров 20 грамм, мяса и
мясопродуктов 50 грамм, крупы или макарон 50 грамм, сахара и кондитерских
изделий 50 грамм. Весь набор продуктов не превышал 450 грамм, или 1087
ккал. Для людей физического труда такой рацион был крайне мал, не говоря
уже о пищевой неполноценности пайка; у служащих – хлеба 125 грамм, жиров
8,3 грамма, мяса 26,6 грамма, сахара и кондитерских изделий 33,3 грамма,
крупы или макарон 33,3 грамма – всего 226,5 грамма, или 581 ккал; но еще
более голодный паек был у иждивенцев – хлеба 125 грамм, жиров 6,6 грамма,
мяса 13,2 грамма, сахара и кондитерских изделий 26,6 грамма, крупы или
макарон 20 грамм – всего 191,4 грамма, или 499 ккал. И этим пайком
довольствовалась почти одна треть всего населения города; у детей (до 12
лет) – хлеба 125 грамм, жиров 16,6 грамм, мяса 13,2 грамма, сахара и
кондитерских изделий 40 грамм, крупы 40 грамм, всего 234,8 грамма, или 684
ккал.
В декабре мясо отпускали редко, чаще своего его заменяли другими
продуктами: яичным порошком, консервами, студнем из бараньих кишок,
растительно-кровяными зельцами.
Тяжелее всего было детям, перешагнувшим порог одиннадцатилетия. На
двенадцатом году жизни детская карточка заменялась иждивенческой. Ребенок
становился взрослее, принимая активное участие в обезвреживании
зажигательных бомб, брал на свои неокрепшие плечи часть тяжелых работ и
забот по дому, а паек его уменьшался. В не отапливаемых квартирах прочно
поселился холод, безжалостно замораживая истощенных людей. В ноябре
дистрофия и холод угнали в могилу 11085 человек.
Анастасия Самуленкова работала на заводе имени Карла Маркса
контроллером ОТК. Работала, не считаясь со временем. Лишь урывками отдыхала
и вновь – на рабочее место. От голода и тяжелого изнурительного труда с
каждым днем силы слабели. Многие умирали прямо на рабочих местах, отдав
свои жизни для Победы над врагом.
В начале зимы 1941 года с Настей случилось горе – потеряла на 20 дней
продовольственные карточки. А это для того времени – смерть. Ей оказал
помощь начальник МПВО товарищ Пименов. Он отдал ей свои хлебные карточки, а
сам жил за счет дополнительного пайка. Тоже голодал, но спас ей жизнь.
Органы здравоохранения создали широкую сеть лечебных пунктов, где
ослабевшим людям делали внутривенное вливание глюкозы, давали немного
горячего вина. Эти меры помогали встать на ноги. Но острый голод давал о
себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины.
Смерть настигала людей везде: на улице, передвигаясь, человек падал и
больше не поднимался; в квартире – ложился спать и засыпал навеки; часто
жизнь обрывалась у станка. Хоронить было трудно, транспорт не работал.
Мертвых хоронили без гробов – обернутых простыней или одеялом, а
позднее просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил,
люди оставляли мертвых на полпути.
работники коммунального хозяйства и здравоохранения, ежедневно
объезжая улицы и переулки, подбирали трупы и увозили их на грузовых машинах
на Серафимовское, Большеохтинское, Смоленское, Богословское кладбища. Но
больше всего увозили мертвых на окраину города, на огромный пустырь рядом
со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне всем
Пискаревское кладбище.
В декабре 1941 года от дистрофии умер 52881 человек, что превысило
смертность предшествующего месяца почти в пять раз, и еще больше людей
различных возрастов находилось в преддверии смерти. В январе и феврале
смертность достигла своего апогея: за эти 60 дней умерло 199187 человек.
За время блокады умерло от голода 641803 человека.



“Дорога жизни”

“Дорога жизни” была единственная военно-стратегическая транспортная
магистраль, связывавшая в сентябре 1941 года по март 1943 года блокадный
Ленинград со страной.
В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на
кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного
пароходства (трасса 135 км) до порта Осиновец в ледостав – на автомобилях
из Кобоны до Корева и Вагонова (около 30 км), далее до Ленинграда по льду.
За перевозку грузов отвечал начальник тыла Ленинградского фронта генерал-
лейтенант Ф.Н.Луганов, непосредственно военно-автомобильной дорогой (ВАД
101, с 7 декабря ВАД 102) – его заместитель генерал-майор интендантской
службы А.Н.Шилов. Первые суда с грузом для Ленинграда вышли из Волховстроя
и Лодейного поля 3 сентября 1941 года. В Осиновец прибыл первый конвой
судов, доставивший 800 тонн зерна, сторожевой корабль, доставивший 60 тонн
боеприпасов.
С наступлением зимы, с 22 ноября 1941 года, начала действовать ледовая
трасса, названная ленинградцами “Дорогой жизни”. В первую же зиму по этой
дороге было доставлено свыше 360 тонн грузов, переправлено с полным
вооружением 6 стрелковых дивизий и бригад. Немецко-фашистское командование
прилагало большие усилия, чтобы парализовать “Дорогу жизни”. Но им это не
удавалось. Она охранялась стрелковыми частями, расположенными по берегам
озера и вдоль трассы, бригадами морской пехоты, а также авиацией и
защитными частями Ленинграда.
Водители на Дороге жизни проявляли чудеса бесстрашия, выносливости и
мастерства, работая под постоянным огневым воздействием противника и
реальной угрозой провала под лед.
Передовиками Ладожской ледовой трассы являлись водители-коммунисты 1-
ой роты 390 автомобильного батальона 17-ой автомобильной бригады. Среди
водителей-инициаторов суточных многорейсовых доставок продовольствия в
Ленинград были М.Е.Твердохлеб, В.Е.Сердюк, С.И.Матека, Ф.Б.Емельянов,
М.И.Чикин, А.П.Бойкин, М.В.Яковлев, В..Д.Тишков.
Короткая фронтовая листовка была посвящена водителю 331-го
автомобильного батальона Михаилу Стасюку, который 140 суток почти
непрерывно провел на Ладожском льду, совершая по 6 рейсов в сутки, каждый
из которых мог стать последним. После войны старшина 2-й статьи Михаил
Дорофеевмч Стасюк вернулся в родную Щорсовку на Украине, продолжал работать
и личным примером учил молодежь, как надо относиться к труду и своему
долгу.
С осени 1941 года в Ленинграде начался голод, от которого в декабре
умерло 53 тыс. человек. За январь-февраль 1942 года погибло от голода около
3 млн. человек. Партийные и совещательные органы приняли меры для того,
чтобы облегчить жизнь ленинградцам. Наиболее ослабшие люди направлялись в
больницы, создавались стационары для больных дистрофией, в домах
устанавливались кипятильники, детей помещали в детские дома и ясли.
Над Дорогой жизни нередко развертывались воздушные бои. Об одном таком
бое я хотела бы написать.
Летчик, комсорг эскадрильи, бывший шахтер Донбасса, Семен Горгуль вел
разведку над Ладожским озером. Неожиданно он был атакован тремя
“мессершмиттами”, скрывавшимися за облаками. Горгуль, умело маневрируя,
пулеметной очередью поразил вражеский истребитель. Объятый пламенем, тот
удалился к южному берегу. По небу протянулся хвост черного клубящегося
дыма. Два оставшихся вражеских самолета атаковали истребитель Горгуля, им
удалось повредить его, а летчика ранить. Не теряя самообладания, Горгуль
спланировал и посадил машину на лед. Пилоты “мессершмиттов” сделали
несколько заходов, яростно расстреливая из пулеметов беззащитный самолет.
Горгуль был вторично ранен, на этот раз смертельно. Теряя силы, он
окровавленным пальцем на своем планшете вывел слова: «Прощайте,
ленинградцы».
Примечательно, что эти предсмертные слова адресованы не родным, не
Донбассу, где Семен жил и работал, не друзьям-летчикам, вместе с которыми
он дрался против фашистов, а ленинградцам. Защита Ленинграда была для него
превыше всего! И этот святой долг комсомолец Горгуль выполнил до конца.
Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В
конце марта – начале апреля 1942 года они выполнили огромную работу по
санитарной очистки города. Весной 1942 года началась навигация на Ладожском
озере. Водные перевозки стали основным средством преодоления последствий
блокадной зимы и возрождения городского хозяйства. В июне 1942 года
вступил в строй “Ладожский трубопровод”, проложенный по дну Ладожского
озера для подачи горючего в Ленинград, затем через 2 месяца по подводному
кабелю город получил энергию Волховской ГЭС.
К концу 1942 года работа промышленных предприятий заметно
активизировалась. С осени выпускались танки, артиллерийские орудия,
минометы, автоматы, снаряды, мины, около 100 видов оборонной продукции. В
декабре началось подключение к электросети жилых домов. В возрождении
хозяйственной жизни Ленинграда оказывала помощь вся страна.



Прорыв блокады

В ноябре – начале декабря 1942 года советские войска окружили, а в
январе – начале февраля 1943 года разгромили главную группировку
неприятеля, прорвали фронт немцев и перешли в наступление, отбросив врага
на сотни километров на запад. Верховный штаб Гитлера, пытаясь остановить
мощное наступление советских войск, стягивая на юг дивизии со всех фронтов.
Используя благоприятно сложившуюся обстановку, войска Волховского и
Ленинградского фронтов, усиленные резервами Верховного Главнокомандования,
ударили с двух сторон по укрепленным позициям неприятеля в районе южнее
Ладожского озера.
Немецко-фашистские части, опираясь на мощную оборонительную полосу
глубиной 14 –15 км, густую сеть траншей с множеством огневых точек, оказали
сильное сопротивление. После семидневных исключительно тяжелых боев враг
был отброшен от южного побережья Ладоги на 10 км. В прорыве вражеской
обороны весьма большую роль сыграла артиллерия. За период с 12 по 18 января
только артиллерия 2-й ударной армии выпустила по врагу около 639 тыс.
снарядов и мин. Шестнадцатимесячная блокада Ленинграда усилиями советских
воинов 18 января 1943 года была прорвана. Крупные населенные пункты –
Марьино, Липка, многие рабочие поселки, станции Подгорная и Синявино, а
также город Шлиссельбург были освобождены. К концу того же дня было
полностью отчищено от врага все южное побережье Ладожского озера.
Пробитый вдоль берега коридор, шириной 8 – 11 км восстановил
сухопутную связь с Ленинградом. За 17 суток по берегу были проложены
железная и автомобильная дороги.
Вечером 18 января радио сообщило миру об этой победе. Ленинград
ликовал, и вместе с ним ликовал весь народ.
Сложную операцию по прорыву блокады, кодовое название которой “Искра”,
блистательно провели командующий Ленфронтом Л.А.Говоров и командующий
Волховским фронтом К.А.Мерецков. А координацию действий двух фронтов –
Волховского и Ленинградского – успешно осуществили представители Ставки
Г.К.Жуков* и К.Е.Ворошилов.
Блокаду прорвали, на фашисты все еще стояли под городом. Они были в
ярости от своего поражения. Они старались отомстить за него ленинградцам.
После январских побоев гитлеровцы усилили обстрел городских кварталов. За
1943 год на ленинградские улицы и дома упало 68 тыс. снарядов. Каждый день
почти двести штук, а были дни, когда и много больше.


*Смотри приложение рис.

Не один раз в сутки радио передавало предупреждение: ”Район подвергается
артиллерийскому обстрелу! Движение по улицам прекратить! Населению
укрыться!”
Каждый день в городе вспыхивали пожары от вражеских обстрелов.
Гитлеровцы били по жилым домам, по модным улицам, по трамвайным
обстановкам, а больше всего по самым жизненным центрам города –
электрическим станциям, складам горючего, заводам и фабрикам.
Большую помощь оказывал ленинградцам в эти дни секретарь Горкома
партии, член Военного Совета фронта А.А.Кузнецов*.Он принимал деятельное
участие в спасении раненых. Борьба с огнем от фугасных бомб продолжалась
почти 6 часов, и Кузнецов не уходил до тех пор, пока не потушили пожар. Он
долго и тяжело переживал случившееся. Александр Александрович обладал
обостренным чувством ответственности за все, что происходило в городе. Как
бы он ни был занят, что бы ни делал, узнав о возникшей опасности для жизни
людей, немедленно выезжал на место.
Но обстановка к концу 1943 года коренным образом изменилась. Наши
войска на всех фронтах готовились к новым решающим ударам по врагу.
Гитлеровцы яростно сопротивлялись, контратаковали. Но одна за другой
захлебывались их контратаки. Комсорг пулеметной роты Гущин не отходил от
пулемета. Плотный огонь из пламенного дома, где засели гитлеровцы, не давал
поднять головы. Гущин с пулеметным расчетом пробрался в тыл фашистов и
открыл огонь. Враг вынужден был капитулировать. В другой раз Гущин и его
товарищи по расчету с гранатами в руках бросились к дому, где засели
вражеские автоматчики. Огневая точка была подавлена. Но не дожил до Победы
комсорг. Пал смертью храбрых на поле боя. Погибли и многие другие
комсомольские вожаки. Из трех комсоргов батальона два погибли (Суков и
Мусин), один был тяжело ранен (Гусев). Такую цену пришлось платить за
победу.
В результате тщательно разработанного талантливыми полководцами плана,
хорошо организованного взаимодействия войск трех фронтов и Балтийского
флота сильнейшая группировка немцев была разгромлена, и Ленинград полностью
освободился от блокады.
С большим чувством радости советские люди восприняли эту весть. В
адрес ленинградцев нескончаемым потоком стали поступать письма, телеграммы
из далеких сел, аулов, рабочих поселков, городов. Все, как могли, выражали
свою радость.
Много поздравлений поступило и из зарубежных стран. Президент
Соединенных Штатов Америки Франклин Рузвельт прислал специальную грамоту
Ленинграду, в которой отмечается его героическое сопротивление силам
агрессии, неустрашимость доблестных воинов, всех ленинградцев – мужчин,
женщин и детей, защищавших свой город в трудных условиях блокады, несмотря
на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода и голода.

*Смотри приложение рис.
Воспоминания ленинградцев.
“Старшая сестра”


Самым трудным испытанием в блокадное время дня всех нас смерть мамы от
голода. Нас осталось пять человек детей. Беспомощные, голодные, холодные.
Мы все лежали, сгрудившись в одну кучу на кровати. В зимних одеждах,
накрытые одеялом.
Лежали безмолвно, без слез, без сил, как окаменевшие. рядом с нами
лежала наша мертвая мама, и мы не знали, что нам делать. Рядом со мной
лежала сестренка. Она спросила тихо: “ Мы тоже умрем? ”
Я очнулась и поняла – больше не на кого надеяться. Я, самая старшая,
должна быть им вместо мамы. Я встала и, шатаясь, пошла искать дрова, чтобы
затопить “буржуйку”. Ходила на Неву, за водой с чайником. Ходила менять
вещи на дуранду и хлеб, чтобы получать рабочую карточку, работала – вязала
маскировочные сети, носки, рукавицы шерстяные для бойцов.
В глубине души меня поддерживала мысль, что мы победим, что кончится
война. Только продержаться бы до возвращения отца и брата с фронта (брат
погиб, он похоронен на станции Мга).
Пожалуй, самым радостным событием для нас был момент, когда мы
получили крупу по карточкам и когда добавили норму на хлеб.
Мы поняли, что спасены.
В блокаду мы жили на 5-й линии Васильевского острова, 2/19. Но
подробно писать я не могу. Очень волнуюсь, переживаю. Все повторяется перед
глазами. Как мы намучались до возвращения отца с фронта – это много надо
писать. А вспоминать блокаду очень трудно.
Сейчас я – мать четверых детей-тружеников. У меня шесть внуков. Муж –
ветеран войны и труда. Я говорю: «Нам не нужна война, нам нужен только
мир!»
1987 год

А.Мамлеева



“Подарок”

В самом начале войны я находилась на оборонных работах под
Ленинградом. Спали мы в бараках, Народу было много. Все женщины. В бараках
темно, и лишь лампочки тускло светят под потолком. 30 сентября у меня был
день рождения. Этот день всегда проходил у меня весело. А тут война. Какое
уж тут веселье? От мыслей о прошлом я заплакала. В это время в барак зашли
двое военных. Спросили у дежурной: ”Кто это у вас так горько рыдает?” Она
им все объяснила про меня. Они вскоре ушли. А я, наплакавшись, уснула.
Через час меня разбудил один из этих военных. “Держи, именинница, - сказал
он и протянул в подарок буханку хлеба и селедку. – Только не плачь, -
добавил он. – А веселые дни рождения у тебя еще будут. Вот увидишь”. И,
пожав мне руку, ушел. А утром, когда мы вышли из барака, я захотела найти
этих военных, чтобы поблагодарить их за подарок. Но оказалось, что часть,
останавливавшаяся неподалеку, ночью ушла на фронт.
И поэтому сейчас каждый год 30 сентября я мысленно говорю: “Если вы
живы, ребята военной поры, то будьте счастливы, а если нет, то вечная вам
слава, дорогие мои солдаты”.
В.Гречина,
блокадница



“Мы ели все…”


Мы ели все, что можно есть,
И отравиться не боялись.
Могу все травы перечесть,
Которыми тогда питались:
Полынь, крапиву, лебеду,
С берез побеги молодые, -
Чтобы нависшую беду
прогнать на веки вековые.
И, кроме трав, столярный клей,
Ремни солдатские варили.
И стали мы врага сильней,
И начисто его разбили.

Л.Макаров,
ветеран войны и труда



Память дням блокады



Много памятников в честь героев Великой Отечественной войны в
Ленинграде.
На Пискаревском кладбище, где погребены сотни тысяч ленинградцев,
погибших во время блокады, сооружен грандиозный архитектрурно-скульптурный
ансамбль. Здесь на гранитном пьедестале возвышается бронзовая шестиметровая
фигура, олицетворяющая Мать Родину. В память о похороненных на кладбище
горожанах и воинах горит Вечный огонь. И каждый человек, вступая на порог
святилища, проходя мимо могил, склоняет голову в знак глубокой
признательности ленинградцам, павшим во имя свободы и независимости нашей
Родины.
На берегу Ладожского озера воздвигнут памятник героям ладожской
трассы. Это бетонная площадка, на которой отпечатаны протекторы
автомобильных шин.
В Осиновце, недалеко от маяка, открыт музей Дороге жизни. В нем
собраны многие подлинные документы, фотоснимки, карты, наглядно
показывающие, где пролегали пути-дороги по озеру зимой и летом.
С разных уголков земли приезжают люди на берега Ладожского озера,
чтобы своими глазами увидеть легендарную Дорогу жизни. Каждый километр ее
пути отмечен небольшими гранитными столбиками, надписями, говорящими о
тяжелых днях блокады, о торжестве победы над лютым врагом человечества –
фашизмом.
В самом Ленинграде, как уже было сказано, многое сделано для
увековечения памяти защитников города.
В Музее истории Ленинграда часть помещения отведена экспозициям об
обороне города во время Великой Отечественной войны. В первый период работы
музея эти экспозиции лишь в малой доле отражали ту героическую эпопею,
которая так памятна современникам. Но за последние годы увеличена площадь
для показа боевых действий войск фронта и Балтийского флота. Более
обстоятельно отражена жизнь осажденных, их борьба с фашистскими
захватчиками. Залы оснащены экспонатами, фотографиями людей, отличившихся в
защите города.
На площади Победы, при въезде в город со стороны Москвы, воздвигнут
монумент в честь героической обороны Ленинграда в годы Великой
отечественной войны. Скульптурные группы солдат, матросов, летчиков,
рабочих выражают порыв к борьбе, непреклонную волю к победе.
Между новым проспектом Маршала Жукова и Петергофским шоссе поднялась
аллея белоствольных берез. На граните, к которому подводит она, лаконичная
надпись: “Передний край обороны Ленинграда. 1941 – 1944 годы”. Длинна эта
аллея. 900 сильных деревьев шумят своей листвой над былыми траншеями и
окопами передовой линии наших войск. Ровно 900 – каждое в память об одном
дне блокады.
Так начинается памятный Зеленый пояс и ведет дальше – к Пулковской
высоте, к окраине Пушкина, к невскому берегу. В молодой зелени стоят
монументы, знаменующие память о событиях той незабываемой поры, укреплены
на граните пушки и танки, те, что били отсюда по врагу. Зеленый пояс
перешагивает через Неву, тянется по правому берегу и вновь возвращается на
левый, туда, где лежит набитая железом и поныне земля Невского «пятачка».
ВЫ
ЖИВЫЕ
ЗНАЙТЕ
ЧТО С ЭТОЙ ЗЕМЛИ
МЫ УЙТИ НЕ ХОТЕЛИ
И НЕ УШЛИ
МЫ СТОЯЛИ НАСМЕРТЬ
У ТЕМНОЙ НЕВЫ
МЫ ПОГИБЛИ

ЧТОБ ЖИЛИ ВЫ


Этими словами, высеченными на грани памятника, павшие герои боев
обращаются к потомкам.
Зеленый пояс Славы пересекает Карельский перешеек от Лемболовских
высот до Белоострова и реки Сестры, впадающей в Финский залив. Он
протянулся по рубежу Приморского плацдарма – “Малой ораниенбаумской земли”,
идет по Дороге жизни от Ладоги к Ленинграду.
Этот памятник не осмотришь, не обойдешь ни за день, ни за два.
Протянулся он на 200 километров и самим своим существованием как бы
знаменует торжество жизни и мира.



Заключение


Ленинград – город трех революций, колыбель Великой Октябрьской
Социалистической революции, город передовой индустрии, науки и прогресса,
город выдающихся архитектурных памятников и скульптуры, красивейшая
жемчужина мира. Это бесценное творение архитектуры и науки гитлеровские
изверги планировали разрушить, выжечь дотла и сровнять с землей.
Блокировав город, фашистские орды 900 дней и ночей бомбили и
обстреливали его. С беспримерным мужеством и отвагой защитники Ленинграда
преодолевали все ужасы и беды вражеской осады и страшного голода, косившего
в январе – марте 1942 года ежедневно тысячи ленинградцев. Но несмотря ни на
что, воины фронта и ленинградцы выстояли и победили вражескую силу.
Весь мир, все прогрессивное человечество с неослабным вниманием и
надеждой следили за героической обороной Ленинграда. Наши соотечественники
с Большой земли, восхищаясь мужеством ленинградцев, всячески помогали
защитникам города в снятии блокады и борьбе с голодом. Фронт и тыл были
едины. По призыву партии тысячи изнуренных блокадой ленинградцев ежедневно
трудились на полях и огородах, создавая собственные овоще-картофельные
ресурсы в кольце вражеского окружения. Огромную роль в борьбе с врагом и
голодом сыграла Дорога жизни, по которой доставлялись продовольствие и
боеприпасы. Все свободолюбивое население планеты должно помнить
беспримерный героико-патриотический подвиг ленинградцев, как и всего
советского народа, спасшего цивилизацию и человечество от фашистской чумы и
порабощения.



Список литературы

1. В осажденном Ленинграде.Издание 3-е, переработанное и
дополненное – Л.:Лениздат, 1982
2. Жданов И.И. Огневой щит Ленинграда – М.: военное издательство
министерства обороны СССР, 1965
3. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде – 6-е издание, исправленное и
дополненное – Л.: Лениздат, 1985
4. Память: письма о войне и блокаде – Л.: Лениздат, 1987
5. Самойлов Ф. Через огонь и мглу блокады – Л.: Лениздат, 1979







Реферат на тему: Блокада Ленинграда


Особое значение командование немецко-фашистских войск придавало
захвату Ленинграда – колыбели трех революций, крупного индустриального,
научного и культурного центра СССР. Его падение, по планам гитлеровцев,
должно было предшествовать взятию Москвы. Таким образом, Гитлер рассчитывал
достичь большего политического эффекта. Оборона Ленинграда сорвала все
планы врага.



В конце сентября 1941г положение советских войск на фронте ухудшилось.


К этому времени 300-тысячная группа армии ”Север” полностью опоясала
стальным кольцом Ленинград, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот.
Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала
осаждённый город с большой землёй, но и она подвергалась непрерывному
артиллерийскому и авиационному воздействию врага.

Убедившись, что штурмом Ленинград взять не удастся, немецко-фашистское
командование начало планомерную осаду города. 21 сентября в ставке врага
были разработаны тезисы доклада “О блокаде Ленинграда”, в которых
говорилось: «...сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город
артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что
осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с
землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».
Днём и ночью воины фронта с помощью населения создавали глубоко
эшелонированную, многополосную оборону. В главной полосе обороны была
создана широко разветвлённая сеть траншей и ходов сообщения; многочисленные
стальные и железобетонные доты, изготовленные рабочими ленинградских
заводов, дзоты и хорошо оборудованные открытые огневые точки давали
возможность простреливать все подступы к переднему краю. Оборона противника
просматривалась с тысяч укрытых и замаскированных наблюдательных пунктов.
Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район.
Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно
высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в
город.
Вражеская авиация усилила налёты на Ленинград. Пользуясь подавляющим
превосходством в воздухе, бомбардировщики днём и ночью сбрасывали на город
тысячи фугасных и зажигательных бомб.
Воздушные пираты не оставались безнаказанными. В сентябре 1941г из
2712 фашистских самолётов, пытавшихся прорваться к Ленинграду, лишь 480
появились над городом, но из них 272 не вернулись на свои базы. Тогда
вражеские лётчики изменили тактику и стали бомбить Ленинград ночью, с
больших высот. Но и в этих условиях отважные защитники ленинградского неба
успешно вели с ними борьбу.
Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе
становилось всё тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и
жителей города по состоянию на 12 сентября 1941г было не более чем на 30
-60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи. А в Ленинграде кроме
коренного населения находились десятки тысяч беженцев, его обороняли
войска. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали
получать по карточкам 400г, а все остальные - по 200г недоброкачественного
хлеба в сутки. Резко сократилась выдача других продуктов.
В сентябре 1941г начала действовать знаменитая Дорога жизни - водная
трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по
Ладожскому озеру. Эта коммуникация приобрела стратегическое значение, она
помогла отстоять советским людям колыбель Великого Октября. По ней
направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы,
топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный
берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная
способность этого пути была невелика. Сильные осенние штормы и непрерывные
бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок.
Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с
эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными
воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи,
ценные произведения культуры и искусства.
В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба
населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические
работники получали по 300г хлеба, а все остальные - по 150г. Через неделю,
когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти
совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать.
Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250г на
рабочую карточку и 125г - на все остальные.
Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не сравнимые
страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи:
ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из
домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку,
вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.
Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в
термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и
канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу
топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние
стены квартир покрылись изморозью.
Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна,
железные печки времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные
шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного
топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода.
К декабрю 1941г город оказался в ледяном плену. Улицы и площади
занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах
трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли
белые нити оборванных проводов.
Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию.
Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в
себе силы работать у станков.
Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом
Ленинграде с каждым днём ухудшалось. К двадцатым числам ноября 1941г запасы
продовольствия подошли к концу. Хлеба, даже при мизерном расходе муки -
около 880т в сутки, могло хватить лишь на несколько дней.
По указанию Государственного Комитета Обороны Военный совет
Ленинградского фронта начал всестороннюю длительную подготовку к
строительству через Ладожское озеро военно-автомобильной дороги. 19 ноября
Военный совет Ленинградского фронта подписал приказ об организации
перевозок по Ладожскому озеру, о прокладке ледовой дороги, её охране и
обороне.
Лёд был ещё тонкий, но голодный Ленинград не ждал. И 20 ноября по
Ладоге пошёл санный обоз. Подводы двигались вереницей, с большими
интервалами. Так в осаждённый город были доставлены первые 63т муки.
22 ноября шестьдесят автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. На
следующий день колонна обратным рейсом доставила на западный берег 33 т
продовольствия.
Тонкий лёд не мог ещё выдержать полностью нагруженных машин, а гонять
их с половинным грузом было невыгодно. Тогда приняли оригинальное решение:
половина груза укладывалась на сани, которые прицеплялись к автомашинам.
Работу ледовой дороги очень затрудняла вражеская авиация. В первые
недели фашистские лётчики почти безнаказанно расстреливали с бреющего
полёта автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами
разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование
Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия, большое
количество зенитных пулемётов. Была также привлечена истребительная авиация
фронта.
Результаты самоотверженной работы не замедлили сказаться. Уже 16января
1942г на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000т было доставлено
2506т грузов. С этого дня темп перевозок стал непрерывно возрастать.
Уже в конце ноября 1941г по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь
страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942г, когда
окреп лёд. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины
с детьми, больные, раненые и инвалиды. Эвакуации подлежали также научные
работники, студенты, учащиеся ремесленных училищ, рабочие эвакуируемых
заводов и их семьи.
В начале апреля 1942г растаял снег, лёд на озере покрылся водой
местами на тридцать - сорок сантиметров. Но движение по Дороге жизни не
прерывалось. Машины шли, словно катера, поднимая вокруг себя волну. Лишь
красные флажки на буях указывали путь отважным шофёрам. 24 апреля, когда
начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта.
С 24 ноября 1941г по 21 апреля 1942г через Ладожское озеро в Ленинград
было доставлено 361 309т грузов, три четверти которых составляли
продовольствие и фураж.

Активная оборона.
Конец сентября 1941г. Надежды войск группы армий “Север” на тёплые
квартиры в Ленинграде рассеялись в прах.
16 октября 1941г после артиллерийской и авиационной подготовки
немецкие войска перешли в наступление. Малочисленные, оборонявшиеся на
широком фронте соединения советских 52-й и 4-й армий оказывали противнику
упорное сопротивление, но под давлением численно превосходящих сил
вынуждены были отступать. 23 октября гитлеровцы захватили Будогощь.
Создалась реальная угроза Тихвину - важному центру коммуникаций, основной
перевалочной базе грузов, идущих в Ленинград.
В первой половине ноября противнику удалось захватить Тихвин и
близлежащие районы, а на волховском направлении перерезать железную дорогу
Тихвин - Волхов и выйти в район ст. Войбокало. Дальнейшее продвижение врага
было приостановлено, но Ленинград лишился последней коммуникации, по
которой шли грузы к Ладожскому озеру, а затем в осаждённый город. Именно в
этот период ленинградцы стали получать самую маленькую пайку хлеба.
Встретив организованное сопротивление на рубеже р. Волхов, советские
войска начали закрепляться на правом берегу. В результате успешных боевых
действий под Тихвином и Волховом окончательно провалилась попытка немецко-
фашистских войск изолировать Ленинград от страны.
Удар под Тихвином и Волховом в декабре совпал по времени с
контрнаступлением Советской Армии под Москвой. Активные боевые действия
советских войск на северо-западном направлении не дали возможности немецко-
фашистскому командованию перебросить силы из-под Ленинграда под Москву. В
свою очередь контрнаступление под Москвой сковало главные силы противника
на центральном направлении, что значительно содействовало успеху советских
войск под Ленинградом.
Успех под Тихвином и Волховом поднял боевой дух воинов Ленинградского
фронта.
Осенью 1941г на Ленинградском фронте впервые в Великой Отечественной
войне родилось снайперское движение. Инициаторами и зачинателями этого
патриотического движения, которое затем охватило все действующие войска,
выступили армейские коммунисты и комсомольцы.
После тяжёлой зимы, наступила весна 1942г. Тёплые лучи солнца согрели
людей. Питание населения и войск улучшилось. В результате работы Дороги
жизни, ленинградцы стали получать мясо, жиры, крупу, но ещё в ограниченном
количестве.
25 марта 1942г исполком Ленгорсовета в соответствии с постановлением
Госкомитета Обороны об очистке Ленинграда принял решение о мобилизации
всего трудоспособного населения на работы по очистке дворов, площадей и
набережных (улицах лежали не захороненные трупы, что могло стать причиной
эпидемиологических заболеваний). К15 апреля жители города с помощью воинов
местного гарнизона привели в порядок более 12тыс. дворов, очистили свыше
3млн. кв. м улиц, площадей и набережных, вывезли около миллиона тонн мусора
и снега. 15 апреля ленинградцы вновь услышали трамвайные звонки. К концу
месяца трамваи в Ленинграде ходили уже по пяти маршрутам. Начала
возобновляться культурная жизнь города. Началась обработка городских и
пригородных земель под огороды.
Окрепшие рабочие и служащие, женщины, подростки и пенсионеры, вновь
пришедшие в цеха, начали налаживать работу заводов и фабрик, многие из
которых зимой почти полностью прекратили свою работу. Началось
восстановление городского хозяйства, начали работать электростанции.
Начались ремонтно-восстановительные работы, открылись различного вида
бытовые учреждения, наладился выпуск предметов широкого потребления.
В захваченных противником городах области жизнь замерла. Закрылись
магазины, школы, больницы, театры и кино. Многих трудоспособных людей
оккупанты угнали на каторжные работы в Германию, остальных заставляли
работать на себя, а непокорных загоняли за колючую проволоку
концентрационных лагерей. Расстрелы, зверские пытки, виселицы стали обычным
делом. По ночам из гестаповских застенков раздавались душераздирающие крики
истязаемых людей.
Безудержному разграблению и варварскому уничтожению подверглись
всемирно известные памятники русского зодчества и прикладного искусства.
Население оккупированных районов не смирилось с участью бесправных
рабов фашистских завоевателей. Отдельные группы объединялись в отряды,
отряды - в партизанские полки и бригады. Они уничтожали живую силу и боевую
технику противника, организовывали крушения вражеских эшелонов, взрывали
железнодорожное полотно, мосты и склады с боеприпасами и горючим.
Ленинградская земля буквально горела под ногами оккупантов.
В марте 1942г жители Партизанского края собрали для ленинградцев более
3500 пудов хлеба, различных круп, жиров и других продуктов. Обоз из 233
подвод в сопровождении представителей партизан и колхозников ночью по
глухим дорогам и просекам скрытно двинулся к линии фронта. С помощью
передовых частей советских войск партизаны прорвались через вражескую
оборону. Драгоценный груз был затем доставлен в Ленинград. Весной 1942г
значительно улучшилось положение войск фронта. А также была укреплена
устойчивость обороны, повысились активные действия войск фронта.
В июле 1942г после 250-дневной героической обороны Севастополя
советские войска вынуждены были оставить город, а затем и весь Крымский
полуостров. Это дало новые силы для наступления противника на севере.
Вскоре к Ленинграду потянулись вражеские эшелоны с войсками, боевой
техникой, вооружением и боеприпасами. Появилась тяжёлая осадная артиллерия.
Но 19 августа 1942г, внезапный удар нанесли войска Ленинградского
фронта. 27 августа перешли в наступление войска Волховского фронта. Их
наступление развивалось более успешно. В августе - сентябре 1942г войска
двух фронтов обескровили ударную группировку, предназначенную для штурма
Ленинграда, и значительно подорвали её наступательные возможности.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом, начавшееся 19
ноября 1942г, окончательно сорвало намечавшийся штурм Ленинграда.
По решению Государственного Комитета Обороны по дну Ладожского озера
был проложен трубопровод для подачи в осаждённый город жидкого топлива. 18
июня Ленинград получил по новой жизненной артерии первые тонны керосина. 7
августа на дно озера опустили первые метры электрического кабеля, и уже
через сорок пять дней в город пошёл ток с Волховской гидроэлектростанции.
В начале декабря 1942г закончилась навигация кораблей Ладожской
военной флотилии. Морозы усилились, лёд заметно окреп и по нему вновь пошли
автомашины.
Дорога жизни являлась для ленинградцев “вторым фронтом” против немецко-
фашистских захватчиков. Если воины Ленинградского и Волховского фронтов,
моряки Балтийского флота спасли Ленинград от вторжения гитлеровских
варваров, то Дорога жизни спасла многих ленинградцев от голодной смерти.
Зима 1942/43г резко отличалась от предыдущей. По улицам города ходили
трамваи, уже не видно было снежных сугробов, мусора. Военными темпами
работали предприятия, получившие топливо и электроэнергию. Открылись школы,
театры, кино; почти во всех домах действовали водопровод и канализация,
работали городские бани. Радовали глаз застеклённые окна, имелся, хотя и
небольшой, запас дров и торфа.

Операция “ Искра”.
В конце ноября 1942г Военный совет Ленинградского фронта, докладывая в
Ставку Верховного Главнокомандования свои соображения на счет ведения
боевых действий зимой 1942/43г, одной из главных задач войск фронта считал
проведение операции по прорыву блокады.
2 декабря 1942г Ставка утвердила план операции Волховского и
Ленинградского фронтов. Готовность операции, условно названной “Искра”,
определялась к 1 января 1943г. Координировать действия фронтов, было
поручено Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову и генералу армии Г.К.
Жукову.
Местом прорыва блокады был избран узкий шлиссельбургско-синявский
выступ, разделявший войска фронтов. Ставка ВГК решила встречным ударом
срезать этот выступ и возвратить Ленинграду сухопутную связь со страной.
Вражеские войска подготовили на шлиссельбургско-синявском выступе
долговременную круговую оборону фронтом на восток, север и запад. По своему
характеру она походила на полевой укреплённый район.
Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предстояло в условиях
снежной зимы прорывать долговременную, сильно укреплённую оборону
противника. Ударную группировку Ленинградского фронта составляла 67-я армия
под командованием генерал-майора М. П. Духанова. Главный удар наносили 268-
я и 136-я стрелковые дивизии, где оборона противника была наименее
подготовлена в инженерном отношении.
Командующий Волховским фронтом генерал армии К. А. Мерецков выделил в
ударную группировку 2-ю ударную армию генерал-лейтенанта В. З.
Романовского. Южный фланг ударной группировки Волховского фронта
обеспечивала частью сил 8-я армия генерал-майора Ф.Н. Старикова.
В начале декабря 1942г по обе стороны шлиссельбургско-синявского
выступа наступило необычайное затишье. Траншеи советских войск на переднем
крае обороны были почти пусты - осталось всего несколько стрелковых частей
и отдельных пулемётно-артиллерийских батальонов. Остальные войска, находясь
в ближайшем тылу, усиленно готовились к предстоящему наступлению.
В начале января 1943г в результате напряжённой боевой работы войска
ударных группировок Ленинградского и Волховского фронтов были полностью
готовы к наступлению. Советское командование ждало благоприятного момента
для удара под Ленинградом. И он наступил. В это же время, стремясь
максимально использовать свой успех, достигнутый в ходе контрнаступления
под Сталинградом, Ставка решила развернуть наступление и на других участках
советско-германского фронта.
Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся для войск Ленинградского и
Волховского фронтов, Ставка ВГК приказала им 12 января 1943г. перейти в
наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда.
12 января 1943г в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп
реактивных миномётов - “катюш”. Во всей полосе наступления 67-й армии
началась артиллерийская подготовка. Выстрелы почти двух тысяч орудий и
миномётов слились в сплошной гул. 2 часа 20 минут над обороной врага
бушевал огненный смерч. Дальнобойная артиллерия, чтобы не разрушить лёд у
левого берега Невы, вела огонь по тыловым объектам врага - артиллерийским
батареям, штабам и командным пунктам, узлам дорог.
Как только кончилась артиллерийская подготовка, в воздух взвились
сигнальные ракеты. Ледяная гладь реки заполнилась тысячами советских
воинов, одетых в белые маскировочные халаты. Впереди с лестницами, досками,
фашинами бежали бойцы штурмовых групп и отрядов разграждения. Через пять
минут, вперёд устремились главные силы.
Успешно продвигались по льду воины 269-го стрелкового полка под
командованием подполковника А.И. Шерстнёва. Батальону капитана Ф. И.
Собакина для преодоления Невы потребовалось всего 4 минуты. Не успели
гитлеровцы опомниться, как воины штурмовых групп и передовых подразделений
поднялись на ледяной скат и ворвались в первую траншею врага. Завязался
ожесточённый рукопашный бой.
Вскоре атакующие дивизии полностью заняли первую, а затем и вторую
траншеи. По изрытому многочисленными воронками левом берегу Невы
раскатилось могучее русское “ура”. Грохот боя удалялся от берега реки.
Лавина советских бо

Новинки рефератов ::

Реферат: Анаэробные сообщества микроорганизмов, разрушающих ароматические ксенобиотики (Биология)


Реферат: Антьешти (похороны индийца) (История)


Реферат: Рапс, выращивание и перспективы в РБ (Ботаника)


Реферат: Билеты по аграрному праву (Сельское хозяйство)


Реферат: Электричество (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Блок доступа к моноканалу ЛВС (Программирование)


Реферат: В.В. Путин (Исторические личности)


Реферат: Либерализм в колониях Испании (История)


Реферат: Непрерывная ректификация (Технология)


Реферат: Краснодар 1941-42 (История)


Реферат: Специфическая язва подошвы(Ulcus soleare specificus) (Ветеринария)


Реферат: Джотто (Искусство и культура)


Реферат: Право международных организаций (Международное публичное право)


Реферат: Президент Российской Федерации (Право)


Реферат: Физическая подготовка туриста (Спорт)


Реферат: Поиск внеземных форм жизни (Биология)


Реферат: Пауки (Биология)


Реферат: Битлс (Культурология)


Реферат: Информационные технологии в фармации (Программирование)


Реферат: Дикорастущие пищевые растения (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист