GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Принцип толерантности в социальной работе (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Принцип толерантности в социальной работе (Социология)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт социальной работы



Контрольная работа по курсу теория социальной работы


Тема: "Принцип толерантности



выполнила: студентка 3 курса группы №1
Лысенкова И.Е.
проверила:



Москва
1998 г.



ВВЕДЕНИЕ. 3
Характеристики социальных конфликтов. 4
Этапы протекания конфликта. 4
Причины конфликта. 7
Острота конфликта. 8
Длительность конфликта. 8
Последствия социального конфликта. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9
ЛИТЕРАТУРА. 10

ВВЕДЕНИЕ.


Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни
людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим
людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в
результате этого «по-своему» возникает война.
Эта ситуация была замечена еще древними историками и
мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны
описывались и анализировались в исторической литературе и многие
историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение
интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и
покорить население и стремление других защититься, отстоять свое
право на жизнь и независимость.
Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и
вооруженных столкновений. В ХIХ и ХХ вв. проблема конфликтов стала
предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии
сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как
«социология конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь
ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой
проблематике, усвоение теоретических и практических знаний,
накопленных в рамках данного направления социологической мысли.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них
участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются
опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки
навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще
устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку
достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли,
удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того
же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы,
обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций
для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления
социальных конфликтов.
Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их
результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим
уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили
некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В
конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих
сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции
путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса
или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в
случае победы последних может привести к понижению руководителя в
должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению
престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и
личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит
безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это
объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое
агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию,
причем более сильному, чем первоначальное.
Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая
обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в
отношении свои противников. Жестокость в социальном конфликте иногда
ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако
чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные
ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в
которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные
молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или
в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать
крайне жестокие поступки.
Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов,
требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его
возможных причин и последствий.


Характеристики социальных конфликтов.



Этапы протекания конфликта.


Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего
уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он
начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для
каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно
подразделить на пять основных типов:
1. физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
2. потребности в безопасности;
3. социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
4. потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного
уровня компетенции;
5. высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд
элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением
равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида
цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.
Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв
в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется
блокадой.
В случае появления блокады от индивида или социальной группы
требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях
неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана
действий.
В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет
обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады.
Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности
может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с
напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям -
это может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного
или долговременного отказа от удовлетворения определенной
потребности. Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание -
состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-
либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей
под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется
вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.
Агрессия может быть направлена на другого человека или группу
людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит
социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности,
ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную
агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения социального конфликта
необходимо:
. во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;
. во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная
реакция.
Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон
разногласий следующим образом.
1. Личностный конфликт.
2. Межличностный конфликт.
3. Межгрупповой конфликт.
4. Конфликт принадлежности.
5. Конфликт с внешней средой.
Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.

Анализ содержания и особенностей протекания социального
конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная ситуация.

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно.
Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в
течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда
затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие
стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные
действия или отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути
достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника.
Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из
конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента,
т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения
противника. Это активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их
можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе
специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте,
носящем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции,
физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в
конфликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте
является рефлексивное управление. Это способ управления, когда
основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц
другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание
другого такую информацию, которая заставляет этого другого
действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.

3. Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение
инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение,
прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие
погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное
взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние,
искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает
вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении
конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы.
Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим
погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения
требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели
своего поведения в конфликте.
Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры
двух людей до крупного военного или политического столкновения с
участием миллионов. Всем конфликтам присущи четыре основных
параметра:
. причины конфликта;
. острота конфликта;
. длительность конфликта;
. последствия конфликта.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым
ускоряет процесс разрешения конфликта:
1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению
содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию
психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны
демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники
переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть
конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая
позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного
равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны
проявлять склонность к компромиссу. Компромисс представляет собой
такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны
реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо
уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела
доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно
отказался от части своих притязаний.

4. Послеконфликтная стадия

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия.
На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному
устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована
социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.
Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-
психологических характеристик, как отдельных групп, так и
межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп,
повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и
удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное
отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы,
цели и побуждения.



Причины конфликта.


Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого
разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы
причин:
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и
социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций
относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они
различаются и обычно противоположны. В момент стремления к
удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь
которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные
ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать
причиной возникновения конфликтов.
Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне
разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где
существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или
престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные
ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических,
социально-психологических и других ценностных ориентаций.
2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве
идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта
противоположности ориентаций. Разница между ними состоит в том, что
идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к
системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения
субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у
различных групп общества.
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах
экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со
значительными различиями в распределении ценностей между индивидами и
ли группами. Неравенство в распределении ценностей существует
повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине
неравенства, которая расценивается как весьма значительная.
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами
социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного
места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации
или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может
быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными
элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с
желанием того или иного структурного элемента занять более высокое
место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой
ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы
актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо
существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться
определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.


Острота конфликта.

Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего,
подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных
столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени
расходуется большое количество психологических и материальных
ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые
столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в
единое целое.
Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-
психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от
ситуации, требующей немедленных действий. Впитывая энергию извне,
конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно,
вкладывая в столкновение всю свою энергию.


Длительность конфликта.

Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивался с конфликтами
разной длительности. Это может быть короткая, длящаяся несколько
минут стычка (между двумя индивидуумами), а может быть и
противостояние различных групп, длящаяся на протяжении жизни
нескольких поколений (конфликт между религиями).
Исследования конфликтных ситуаций показывают, что длительные,
затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.


Последствия социального конфликта.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с
одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к
значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются
тем механизмом, который способствует решению многих проблем,
сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов
достижения социальной справедливости. Двойственность оценки людьми
последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся
теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли
к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для
общества. Так многие считают, что общество и отдельные его составные
части развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие
этого предполагают, что социальный конфликт может носить только
негативный, разрушительный характер.
Но существует группа ученых, состоящая из сторонников
диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное
содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов
появляются новые качественные определенности.
Предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные,
разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты. Конфликт
способен разрушать социальные общности. Кроме того, внутренний
конфликт разрушает групповое единство. Говоря о позитивных сторонах
конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием
конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Конфликт
может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Таким
образом, налицо два типа последствий конфликтов дезинтегрированные
последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и
кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные
каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных
проблем; интегративные последствия, которые определяют выход из
сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую
сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят
группу к пониманию интересов ее членов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе
социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и
духовные изменения, социальные конфликты - происходят в обществе
переходного состояния.
Современный кризис российского общества является одним из самых
глубоких и продолжительных в нашей истории. Конфликтами охвачены все
сферы жизни российского общества. Наиболее опасными являются
конфликты в политической сфере, особенно в сфере власти, социально-
экономических и межнациональных отношений.
Понимание их природы, причин возникновения и развития поможет
выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному
согласию противоборствующих сторон.
Целостность Российского государства, стабильность в обществе
приобретают приоритетное значение в способах регулирования
конфликтов.



ЛИТЕРАТУРА.

1. «Социология». С.С.Фролов «Логос»., М., 1996 г.
2. «Социология» Учебное пособие. «Знание»., М., 1995 г.
3. «Социология» А.А. Радугин., К.А. Радугин «Центр»., М., 1997..
4. "Социология конфликта" А.Г. Здравомыслов АО «Аспект пресс»., М.,
1994
5. "Конфликтология" И.С. Веренко., М., 1990




Реферат на тему: Природа конфликтов в диаде "супруг-супруга" в молодой семье в период первичной адаптации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский Государственный педагогический университет имени М. Танка

Специальный факультет социальной педагогики и практической психологии

Кафедра социальной педагогики и профессионального мастерства

дневное отделение, группа 301



Якимович Инна Сергеевна



Природа конфликтов в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период
первичной адаптации

курсовая работа



научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Мицкевич Жанна Ивановна



Минск, 2000
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ И КОНФЛИКНОСТЬ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ. 6
1.1. Молодая семья в период первичной адаптации в междисциплинарных
исследованиях. 6
1.1.1. Студенческая семья как особая категория молодых семей 10
1.2. Семейный конфликт, его сущность и механизмы его возникновения 17
ВЫВОДЫ 27
2. ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН КОНФЛИКТНОСТИ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ
АДАПТАЦИИ. 28
2.1. Выявление предрасположенности молодых супругов к конфликтности. 28
2.2. Изучение степени удовлетворенности браком в молодой семьи в период
первичной адаптации. 29
2.3. Изучение уровня удовлетворенности отношениями в паре. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
МЕТОДИКА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ, ПРЕДЛАГАЕМАЯ МОЛОДЫМ
СУПРУГАМ 33
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

ВВЕДЕНИЕ


1994-й год объявлен ООН годом семьи. Это не случайно. Семейная
политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает
укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и
образования большинства стран практически отсутствует специальная
подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди
вступают в брак, находясь во власти сентиментальных, романтических
представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие
из них потом довольно быстро расходятся.
Большинство молодых людей вступают в брак после нескольких месяцев
знакомства. И схема таких браков проста. Вроде бы любили. Поэтому и
поженились. Вскоре разлюбили. Поэтому и развелись.
Вообще, отношение к разводу, а значит и браку, часто достигает
«легкости необыкновенной». Из 175 опрошенных пар, подающих заявление на
регистрацию брака, только 40% женихов и 41% невест даже в столь
романтический период своих отношений ответили, что развод – это наилучший
выход из неудачного брака (22, 59).
На наш взгляд, изучение причин возникновения конфликтов в диаде
«супруг-супруга» в молодой семье в период первичной адаптации является
необходимым и очень важным. И в данной работе мы изучаем природу конфликтов
в молодой семье в период первичной адаптации.
Сама по себе тема «природа конфликтов в молодой семье» не получила
должной разработки как в отечественной педагогике и психологии, так и в
зарубежной (в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и
представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований).
Конечно, существуют попытки в педагогике, социологии, психологии и
сексологии проникнуть в интимный мир людей. Создается необходимая
литература о семье и браке. Возникают различные центры молодой семьи, клубы
знакомств, консультации и др. Но сегодня этого недостаточно.
Молодым людям необходимо знать не только этику и психологию, но и
педагогику супружеской жизни, уметь увидеть разницу между влюбленностью,
любовью и страстью; разобраться в своем чувстве, учесть особенности
психологии мужчины и женщины, чтобы не ошибаться или, по крайней мере,
меньше ошибаться и страдать, чтобы уметь извлекать полезное из допущенных
ошибок, исправлять их.
В некоторых северных странах существует практика, при которой молодые
сожительствуют, не оформляя брака или же оформляя его спустя годы.
Негативным последствием такого брака является рост числа внебрачных детей.
Так, в Гондурасе из 76% женщин 25-34 лет 37% состоят в свободном
союзе. В княжестве Монако 2 из 5 женщин живут в незарегистрированном браке.
Внебрачных детей во Франции 5.9%, в Мексике – 25%, в Перу – 42%, в Панаме –
66.5% (16, 70).
Многие известные зарубежные специалисты утверждают, что тяга молодежи
на Западе к внебрачным связям обусловлена неуверенностью в завтрашнем дне.
Эротика помогает забыться на момент среди множества неприятностей и
страхов. Так называемая «свобода любви» – это отдушина в мире бесправия и
угнетения, иллюзорный вид свободы в обществе, где есть эксплуататоры и
эксплуатируемые.
В Республике Беларусь семейная политика государства предусматривает
укрепление семьи. Президент нашей страны издал указ о том, что молодой
семье предоставляется ряд определенных привилегий: первоочередное
обеспечение жилой площадью, кредитом и т.д. Под молодой семьей у нас в
Республике Беларусь мы понимаем супружескую пару с детьми или без них; брак
– первый; продолжительность совместной жизни – до пяти лет; возраст
супругов – не старше 30 лет (10, 137).
В предупреждении и преодолении семейных конфликтов очень многое
зависит от искусства общения в семье, основу которого составляет стремление
сгладить назревающий семейный конфликт, а не разжигать его; умение
воспринимать супруга таким, какой он есть, видеть в нем прежде всего
положительное, не выпячивать его недостатки, преувеличивая их значение;
стремление видеть источник своего раздраженного состояния прежде всего в
себе самом, а не в супруге. Очень важно не позволить себе опуститься до
употребления оскорбительных выражений по отношению к близкому к тебе
человеку. Хочется вспомнить и совет французской писательницы М. Скюдери:
«Вступающие в брак должны смотреть во все глаза до свадьбы и держать их
полузакрытыми после».
Итак, объектом нашего исследования является молодая семья в период
первичной адаптации.
Предметом исследования в данной работе являются социально-
педагогические и психологические особенности процесса семейного конфликта в
молодой семье в период первичной адаптации.
Таким образом, цель нашего исследования будет такой: выявить причины
конфликтности в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной
адаптации и найти социально-педагогические и психологические пути
разрешения конфликтов. И, наконец, мы выдвигаем гипотезу нашего
исследования: конфликты в молодой семье в период первичной адаптации имеют
комплекс причин, обусловленных неподготовленностью молодых людей к
вступлению в брак и созданию семьи.
На основании объекта, предмета, цели и гипотезы исследования нами были
выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме молодой семьи
в отечественной зарубежной литературе.
2. Выявить причины возникновения семейных конфликтов.
3. Разработать коррекционную программу по предотвращению
возникновения конфликтов в молодой семье в период первичной
адаптации.
Выборка для данного исследования составила 60 человек (30 молодых
пар).

1. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ И КОНФЛИКНОСТЬ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ.



1.1. Молодая семья в период первичной адаптации в междисциплинарных
исследованиях.


Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований.
Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, со взаимного
приспособления супругов, со сближения вкусов и т.п.
Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило,
еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить
все, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко проступает
желание супругов к еще большему духовному сближению, сопереживанию,
стремлению жить интересами друг друга.
Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек
начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных
для супруга, но даже нежелательных. И возникает первая ссора, первый
конфликт, первая обида...
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят
о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности
молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие
«готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную,
мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.
Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает
гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень
нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье.
Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака
является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между
супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с
медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек
и 23-28 – для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм
достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и
неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены
своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе
успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, в неуспешных –
69%. По данным Н. Г. Юркевича, у мужчин в возрасте до 21 года включительно
процент распавшихся браков в 2.2 раза больше процента заключенных (30,
224).
Важным моментом, обеспечивающим адаптацию супругов в семейной жизни,
является соотношение их возрастов. Сексологи утверждают, что семьи, в
которых жена старше мужа, в подавляющем большинстве непрочны. При этом, чем
старше возраст вступающих в брак, тем на большее число лет муж должен быть
старше жены. Если например, женщине, вступающей в брак 20-22 года, то
мужчине может быть 24-26; если женщине 25 лет, то мужчине – около 30 и т.д.
Однако, максимальный разрыв в возрасте супругов не должен превышать 8-12
лет (25, 13).
Уровень нравственного сознания молодых людей – одно из важных условий
готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в
понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к
браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за
создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к
представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а
также в общении с ними.
Т.М. Афанасьева, например, приводит тот факт, что по данным
социологических исследований современные невесты прежде всего ищут в
будущем спутнике... интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых
высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт,
культура внутренняя и внешняя. На втором месте – отношение к женщине как
другу, заботливое отношение к семье детям, затем – разумная воля,
трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему
совершенству, физическая красота.
Юноши ищут в своих избранницах прежде всего сочетание доброты,
мягкости, самоотверженности, женственности с верностью супружескому долгу.
Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется
трудиться наравне с мужем (5, 115).
В исследованиях С.И. Голода также было подтверждено, что в настоящее
время юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в
каждом любовном партнере видят будущего спутника жизни (15, 130).
Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от
состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье
приобретается не за один день, а в течение всей предшествующей жизни.
Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека,
укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и
высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет
человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и
стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.
Молодые люди, создавая семью, конечно, думают о материальных и
жилищных проблемах. По данным многочисленных исследований фактор
материальной и жилищной обеспеченности на стабильность семьи
непосредственно не влияет. Однако плохие материальные условия жизни часто
усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Выборочные
социологические исследования показывают, что 44% молодоженов собираются
жить совместно с родителями (причем у 37% молодых людей были установлены
нечеткие представления относительно мнения родителей об их браке). Другие
молодожены предполагают жить в общежитии, на частной квартире, в отдельной
квартире, в комнате коммунальной квартиры. При этом ответы жениха и невесты
не совпадают в 23% случаев. В целом, современной молодежи свойственно
стремление к раздельному проживанию с родителями, хотя зависимость молодых
людей от родителей еще велика. Например, около 80% всех вступающих в брак
по данным тех же исследований предполагают получать материальную помощь от
родителей, что указывает на экономическую и социальную несамостоятельность
молодежи.
Молодым людям, собирающимся создать семью без прочного материального
фундамента, обычно приходится выслушивать немало предостережений и вполне
справедливых. И все же создание такой семьи имеет гораздо больше
рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признает
обязательным материальную обеспеченность молодоженов. Как правило,
длительный период ухаживания может привести к спаду любовных отношений.
Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как
основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство
ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию
детей.
Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей,
по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного
влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают
семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину,
отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность и т.п.).
Доктор философских наук В.И. Зацепин в книге «О жизни супружеской»
рисует диаграмму подъемов и спадов любовного влечения у разных индивидов.
Он обнаружил, что повышенная конфликтность возникает между супругами, у
которых накладываются друг на друга волна прилива и пора спада чувств (5,
251).
Ученый считает, что супругам полезно в пору осложнений и охлаждений
отправляться в командировку, в отпуск, отвлечься, наконец, каким-нибудь
интересным занятием (т.е. отходить друг от друга на безопасное расстояние).
Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых
навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную
жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье,
устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности.
От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во
многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной
или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.
Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей
в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как
вероятность развода детей из полной семьи составляет 5 из 100 (7, 48).
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя
педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки,
сексуальную воспитанность.
Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь,
предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их
воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими
умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и
соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье
уют.
Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об
интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения
полов, знание того, как беречь свою любовь.
Сексологи, которым приходится сталкиваться со случаями дисгармонии,
считают, что многие проблемы супружеских отношений зарождаются именно в
начальный период брака, а порой в самую первую ночь после свадьбы. Выходит,
что не у всех оправдываются ожидания, не всем приносит радость физическая
близость. Существуют семьи, в которых открытие этой страницы супружества
приносит немало горестей, а то и конфликтов в отношения любящих (21, 101).
Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при
определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.
На сегодняшний день ученые установили, что семей без конфликтов
практически не бывает, в особенности это относится к молодым семьям.
Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой. Конфликты
существенно различаются в разных семьях по характеру и частоте, а главное,
по умению супругов их разрешать, по культуре поведения в конфликтной
ситуации.
Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг
друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных,
финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем,
вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом
приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной
жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.


1.1.1. Студенческая семья как особая категория молодых семей


Студенческая семья... Десять лет назад семейный студент был редкостью,
исключением. Как правило, это были молодые люди, отслужившие в армии,
живущие с родителями или после свадьбы снимающие «угол». Все семейные
проблемы, материальное обеспечение и т.д. решались самостоятельно этой
парой. Единственное, в чем шли навстречу такому студенту (студентке), –
прощали снижение его общественной активности, понимая, что это происходит
за счет увеличения хлопот и забот в семье. В основном семейные союзы
заключались ребятами, пришедшими из армии или закончившими подготовительное
отделение. В.А. Каблуков пишет, что за годы совместной учебы ребята
узнавали друг друга и уже на первом-втором курсах женились. Брак в
институте между слушателями подготовительного отделения был очень
распространенным явлением, но сейчас он уже не является типичным. Сегодня
смело начинают строить семьи студенты всех курсов, уверенные в том, что
даже с ребенком на руках они сумеют окончить институт, стать специалистом с
высшим образованием.
Как видим, студенческая семья – достаточно сложный и еще малоизученный
объект исследования. В нашем исследовании под студенческой семьей
понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения
высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному
положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28
лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет (27, 7).
Сегодня исследователи студенческой семьи отмечают, что семейные
студенты и учатся не хуже других студентов и воспитывают детей не хуже
опытных родителей. Вне зависимости от нашего желания, пишет П.П. Звидриньш,
число женатых и замужних студентов растет, и это устойчивая тенденция, а
вовсе не исключение.
Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на
взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом
и уважительном отношении друг к другу.
В наше время нет и не может быть национального или какого-либо
другого, например, социального барьера для заключения брака. Поэтому,
выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты
характера, импонирующие ему или ей.
Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди,
поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью.
Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии,
совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в
мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).
Как правило, вступление в брак для студенческой молодежи не является
опрометчивым решением. Бывает, конечно, что женятся и 18-19-летние. Понятна
тревога родителей за судьбу своих детей. Но боязнь того, что, создав семью,
студенты обязательно оставят учебу, не должна пугать родителей. В ходе
опроса студентов Киевского политехнического Университета выяснилось, что
намерения оставить учебу после вступления в брак или после появления
ребенка нет ни у кого из семейных студентов. Ко всему и успеваемость у
семейных студентов стабилизируется, учеба становится более организованной
(12). В.А. Каблуков пишет, что, наблюдая за приезжающими на встречу через
пять-десять лет выпускниками, можно заметить, что наиболее удачные браки у
тех, кто создал семью в институте.
Статистика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в брак вступают
более 80% женщин и около 70% мужчин. Студенты не являются исключением.
Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление
последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы (27, 8).
По данным «Службы семьи», сегодня до 20 лет выходят замуж более 55%
девушек. Главной причиной ранних браков (по данным опроса, проведенного
работниками одного из ЗАГСов) среди девушек является страх остаться одной.
Если учесть еще, что в стране каждый четвертый-пятый одинокий, и это
обстоятельство весьма серьезное, то понять молодежь нетрудно (12, 24).
Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится
окончание ВУЗа и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов).
Возраст вступления в брак у мужчин 22-24 года, у женщин – 20-22. Наиболее
многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух
лет (39.8%), чуть меньшую – со стажем до одного года (37.7%). Остальные
(22.5%) имеют стаж семейной жизни более двух лет.
Нередко студенты полагают, что во время обучения в ВУЗе города легче
создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно
уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где
контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т.д.).
Специалисты утверждают, что социальное происхождение супругов, место
их рождения, состав и величина родительской семьи в большей степени могут
сказываться на характере семейных отношений супругов, чем их национальная
принадлежность. Наследование сходных образцов и норм поведения,
распространенных в среде, где выросли будущие супруги, способствует более
полному взаимопониманию и единству интересов (27, 36).
Подавляющее большинство обследованных студенческих пар (по данным
статистики – около 90%) являются выходцами из полных семей. Более 70%
воспитывались в семьях с братьями и сестрами; более 9% росли в
трехпоколенных семьях, т.е. в семьях жили бабушка или дедушка.
Следовательно, воспитание большинства будущих супругов в родительских
семьях осуществлялось в полном объеме родственных связей, что, без
сомнения, положительно сказывается на семейно-брачных отношениях
респондентов.
Молодые семьи наследуют многие образцы семейной жизни родителей. Как
правило, те, кто оценивают брак родителей как идеальный, так же подходят и
к своему браку. И чем больше конфликтов было в родительских семьях, тем
чаще они возникают и в семьях детей. Родители, чье супружество сложилось
благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный пример того, как
должна строиться совместная жизнь мужа и жены.
Гармоничность семейной жизни родителей имеет и другие результаты для
будущей семейной жизни детей. Около 43% опрошенных из семей, где между
родителями царили лад и согласие, проявляли полное взаимопонимание в
вопросах ведения домашнего хозяйства, в то время как те, чьи родители
развелись, такое качество проявляли только 28% опрошенных (12, 44).
Поэтому, как видим, значение личного примера родителей для будущей
семейной жизни детей очень велико. Психологические установки относительно
числа детей в семье, распределение обязанностей между супругами во многом
носит традиционный характер. Однако молодости свойственно стремление к
новому, собственному пониманию ценностей брака. Студенческим семьям,
например, присущи иные подходы к вопросам лидерства в семье, здоровья,
психологического комфорта, свои особенные ценностные ориентации. И в то же
время, слабая подготовка молодых людей к супружеству и семейной жизни,
психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнеру
нередко приводят к конфликтам, которые разъедают семейные устои (8, 6).
В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко
распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают
добрачные сексуальные отношения допустимыми. Так, среди студенческих
семейных пар имели интимные отношения с будущим супругом до брака примерно
80%, а 55% и 20% женщин отметили, что имели опыт сексуальных отношений до
знакомства с будущим супругом. Констатируя факт широкого распространения
добрачной половой жизни студентов, следует все же отличать интимную связь
влюбленной пары от половой распущенности некоторых молодых людей. Если
оценивать причины добрачного сексуального общения, то следует заметить, что
почти 60% студентов допускают возможность вступления в сексуальные связи
только с любимым человеком. И только около 12% опрошенных не видят никаких
препятствий для полной свободы добрачных отношений. Большинство опрошенных
студентов считают добрачную близость допустимой и нравственно оправданной,
если ей сопутствует любовь и планы будущего заключения брака (27, 40).
Почти половину опрошенных семейных пар составили такие, где супруги были
знакомы до брака от года до трех лет. При этом знакомство почти 70%
супругов было связано с совместной учебой, что, безусловно, обусловило
общность их взглядов, жизненных планов, дало возможность узнать и понять
личность будущего супруга.
Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми
людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой,
полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере
определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного
союза.
Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у
студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и
эстетические ценности и ожидания.
В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г.
Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих
в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность
интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения,
случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим «набором»
наиболее значимых с его точки зрения мотивов.
Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими
мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей
ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из
субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе
сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов
осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации.
Характер и сила чувств определяют уровень «социального оптимизма» супругов-
студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи
условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.
Любовь должна быть подлинной и действенной, т.е. предполагать «не
получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость
другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого» (15,
140). Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств
супруга, его интересов, духовную близость супругов.
Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное
значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и
силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать
учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не
влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств
молодых супругов-студентов.
Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров
использования свободного времени: справедливое распределение домашних
обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной
женщины.
Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов
имеет положительно окрашенное общение (27, 59). Общение – необходимое
условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной
жизни.
Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак
студенты, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают
совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко.
Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать
студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье
напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего
учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. В связи с
этим, например, обеспеченность общежитиями выше среди студентов технических
ВУЗов, чем педагогических и ВУЗов, где готовят работников культуры.
Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около
половины ВУЗов республики.
Правда, нельзя сказать, что в нашей стране в плане решения жилищной
проблемы студенческих семей ничего не делается. В некоторых ВУЗах есть
положительный опыт. Так, в Витебском ветеринарном институте есть
специальное общежитие для семейных студентов, в Гомельском государственном
университете всем семьям студентов предоставляют комнаты в общежитиях.
Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных
условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни
сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не
думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет,
каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения
хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.
Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом
П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную
помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных
условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве (27, 74).
По данным социологов сегодня также примерно 40% семейных студентов
имеют дополнительный приработок. Но если среди студентов консерватории
дополнительно работает почти половина семейных студентов, то среди будущих
педагогов – всего 3-5%. Следовательно, возможность «подработать» во многом
зависит от профессии, к которой готовит себя студент (12, 37).
Молодые супруги нередко пользуются и помощью родителей. Она носит
разнообразный характер. Это и материальная, и хозяйственно-бытовая, и
нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта
неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает
возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и
интересно проводить свободное время. Если она оказывается в разумных
пределах, то, естественно, способствует становлению молодых семе, в
противном же случае такая помощь может отрицательно влиять на молодых
супругов, вырабатывая у них ложные установки на «легкость», может
способствовать развитию к них иждивенчества, инфантилизма, паразитических
наклонностей (8, 82).
В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о
браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у
молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих
друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем
столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей,
взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету
или ситуации (27, 62).
Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой,
заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от
брака (12). Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни
горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо
однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.
По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты
бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-
студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является
обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов,
независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой
студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они
связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым
широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это
свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье
сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в
молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.
От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и
объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ
организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и
содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах
организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую
удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из
семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не
только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность
за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем
больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.
Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики
конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки
распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.
На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также
неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в
молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых
обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга
также становится другим.
На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на
то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как
правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-
студенты не отличаются таким единодушием.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Студенческая семья – особый вид молодой семьи, в которой супругам
не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет;
2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая
другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и
взглядами, их действия направлены на учебу;
3. Студенческая семья также характеризуется большей зависимостью от
родителей, т.к. единственный источник доходов – стипендия или,
иногда, плюс кое-какой заработок;
4. Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми
проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь
занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают
возможность получить семейные общежития.


1.2. Семейный конфликт, его сущность и механизмы его возникновения


Чем глубже ученые изучают супружеские взаимоотношения, тем тверже
убеждаются в невозможности существования бесконфликтных семей. Супруги,
особенно молодые, обычно драматизируют любую спорную ситуацию и считают,
что единственный путь выхода из такой ситуации – развод.
В психологии под конфликтом понимается противостояние-оппозиция-
столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций,
мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в
процессе общения-коммуникации (31, 259). Или же – обоюдное отрицательное
психическое состояние двух или более людей, характеризующееся
враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное
несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей (24, 106).
Конфликтными супружескими союзами называют такие, в которых между
супругами имеются постоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения
и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные
эмоциональные состояния.
Конфликты бывают открытые и скрытые. Открытые конфликты принимают
форму ссоры, скандала, драки и т.д. Скрытые же конфликты не имеют яркого
внешнего проявления, это скорее внутреннее недовольство, но их влияние на
супружеские отношения не менее ощутимо, чем влияние открытых.
Конфликты также могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. В
первых причина может быть легко установлена и устранена. В случае
трудноразрешимых конфликтов, даже при выявлении причины, их нелегко
ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряженными.
Однако причину, испортившую отнош

Новинки рефератов ::

Реферат: Русская православная церковь как субъект социальной работы (Социология)


Реферат: Герхард Шрёдер (Политология)


Реферат: Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи учеников 7-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. (Педагогика)


Реферат: Япония в 50-60е годы: японское "экономическое чудо" (История)


Реферат: Методы решения уравнений в странах древнего мира (История)


Реферат: Флорентийская уния (История)


Реферат: Мария Монтессори (Педагогика)


Реферат: Автоматизированные системы обработки информации и управления (Программирование)


Реферат: Тоталитаризм (Политология)


Реферат: Паровые турбины и судовые дизеля (Транспорт)


Реферат: Институт гражданства РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Коммуникации в структуре человеческой цивилизации (Социология)


Реферат: Гагарин Юрий Алексеевич (Исторические личности)


Реферат: Стилистика публицистических жанров (Журналистика)


Реферат: Билеты по георафии за 10 или 11 классы(в виде шпаргалки) (География)


Реферат: Коллективизация в России (История)


Реферат: Апология истории (История)


Реферат: Особенности правового развития лизинга в России (Предпринимательство)


Реферат: Использование художественной литературы на уроках истории (Педагогика)


Реферат: Программа к социсследованию (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист