GeoSELECT.ru



История / Реферат: Брусиловский прорыв (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Брусиловский прорыв (История)



До сих пор Брусиловский прорыв вызывает интерес у множества историков
и у людей увлекающихся военной историей. Прежде всего этих людей
интересует; история возникновение замысла, методы подготовки, осуществление
и его результаты.
Этот интерес особенно актуален потому что в российской истории первая
мировая война освещена крайне недостаточно, а некоторые талантливые
военачальники до сегодняшнего дня остаются неизвестными. Множество событий
остаются не достаточно освещенными и разобранными.
И сегодня задаются вопросы кто составлял план, кто его разрабатывал и
осуществлял выполнение. Был ли это только Александр Алексеевич Брусилов или
же он стал известным благодаря, чьей – то работе. Есть еще один вопрос,
который на сегодняшний день является дискуссионным, что двигало Брусиловым,
когда на Ставке в Могилеве, о чем я буду говорить позже он пошел против
всех. Одни говорят, что счеславие, карьеризм, другие, с которыми согласен
я, утверждают, что Александр Алексеевич, как не кто другой понимал, что из
позиционного тупика нужно выходить. Страна не потянет вести затяжную войну,
ведь любая война забирает у государства большие затраты как финансовые, так
и физические, ведь народ отдавал на войну все, люди работали сутками. А все
это скоро должно было вылиться в общественное возмущение, потому что армия
не куда не продвигалась, по сути, говоря, оставалась в бездействии. Я думаю
вот этого как раз и не видели, Николай 2 и его окружение, а если и видели,
то не придавали серьезного значения.
К 1916 г. положение с обеспечением армии начало выпрямляться. Войска
в достатке получили продовольствие, снаряжение, обмундирование, обувь и
боеприпасы. Сотни мелких заводов привлекли к производствам, нужных для
фронта. Крупные заводы так же помогали фронту, на их цехах собирали
самолеты, радиостанции и все что требовалось на фронте. В общем, шла
перестройка промышленности на военный лад. Для того чтобы в этом убедиться
приведем некоторые примеры (смотрите таблицу на стр. 7).
Мы видим, что предприятия во много раз превысили, свои нормы вследствие
чего уже через год оказались, в глубочайшем упадке. Давайте посмотрим, что
говорил сам Брусилов о начале войны:
- Я был твердо убежден, что всемирная война неизбежна, в прочем, по моим
расчетам, она должна была начаться в 1915 году…
Мои расчеты основывались на том, что хотя все великие державы спешно
вооружались, но Германия опередила всех и должна была быть вполне готовой к
1915 году, тогда как Россия с грехом пополам предполагала изготовиться к
этому великому экзамену народной мощи к 1917 году, да и Франция далеко не
завершила свои подготовки.

История России XX век

9 класс.
Что же происходило на военном театре? К концу 1916 года обстановка на
фронтах складывалась в обще и целом не в пользу Антанты. Великое
отступление русских войск летом 1915 года дало немцам большие
густонаселенные районы с сильно развитой промышленностью. К лету 1916 года
война приняла позиционный характер, если выражаться военными терминами
привела к позиционному тупику. Окопы копались глубиной до трех метров.
Хорошо укрепленные блиндажи сохраняли пехоту от артиллерии. Именно здесь
проявила себя тяжелая артиллерия, которую изначально готовили для штурма
крепостей. На поверхности оставались только дежурные, вся остальная армия
сидела под землей. Атака начиналась после артподготовки, которая почти не
помогала. Проводимая таким образом Верденская операция шла уже с 21 февраля
и не принесла никаких заметных результатов.
Именно из-за этого в марте 1916 года в Шантийи генералы Антанты
приняли решение начать совместное наступление. Имелось в виду, что русские
будут доблестно умирать, отвлекая на себя войска Центральных держав, а
Англия и Франция смогут, наконец, сделать что – нибудь и на своем фронте.
Западным союзникам было уже мало и Экспедиционного корпуса воевавшего на их
фронтах.
17 марта на пост главнокомандующего Юго-Западным фронтом, в то время
это фронтовое соединение представляло собой внушительную силу, был назначен
Алексей Александрович. И этот выбор императора и Ставки Верховного
командования имел под собой весомые основания. Генерал по праву считался в
русской армии одним из наиболее заслуженных военачальников, чей опыт,
личностные качества и результаты действий открывали перспективы достижения
новых успехов в ведении боевых операций. У него за плечами
46 – летний опыт безупречной службы, он был отмечен всеми высшими наградами
российского государства. Брусилов командовал 8 –й армией в ходе сражений
начального периода войны, а затем в Галицийской битве, которая была в 1914
году. А в компании 1915 года раскрылись талант и лучшие качества Брусилова
– полководца; оригинальность мышления, смелость суждений, выводов и
решений, самостоятельность и ответственность в руководстве. Он понимал, что
войну надо вести по- другому, Александр Алексеевич Брусилов видел все
погрешности управления как военного так и государственного.
И так нужно было искать выход из тупика позиционной войны, выход этот
виделся в прорыве оборонительных позиций. Найти такой выход даже в 1916 г.
не удалось никому. Посмотрите Верден, Сомма неудачи Западного фронта – 4
армия и 7 армия Юго-Западного фронта в тупике.
Но тупик в пределах Юго-Западного фронта преодолел Брусилов. Наступательная
операция Юго-Западного фронта (22 мая).
Превосходство было на стороне Антанты, к этому
времени она смогла взять инициативу в свои руки, но говорить о слабости
Германии было еще рано. На Западноевропейском фронте 139 дивизий англо-
французов, которым противостояли 105 дивизий германских. На
Восточноевропейском фронте 128 русских дивизий действовали против 87 австро-
венгерских. Германское командование приняло решение перейти к обороне на
Восточном фронте, а на Западном наступлением вывести Францию из войны.
Стратегический план ведения боевых действий русской армии был
обсужден в Ставке 1 –2 апреля 1916 года. Исходя из общих и согласованных с
союзниками задач, было решено войсками Западного, (где главнокомандующим
был А. Е. Эверт) и Северного, (где главнокомандующим был А. Н. Куропаткин)
фронтов подготовиться к середине мая и вести наступление, главный удар, в
направлении Вильно должен был нанести Западный фронт.
По замыслу Ставки Юго-Западному фронту отводилась пассивная,
вспомогательная роль. Объяснение простое Юго-Западный фронт не способен
вести наступательные действия, он ослабел неудачами 1915 года. Все резервы
были отданы Северному и Западному фронту, а на усиление Юго-Западного
фронта не было не сил, не средств, не времени. В основе замысла Ставки
лежал количественный подход к возможностям войск.
Но только ли количественными показателями нужно было определить роль
каждого фронта. Именно этот вопрос поставил Брусилов вначале перед
императором, а затем на совещании в Ставке. Он натаивал на изменении роли
Юго-Западного фронта. Александр Алексеевич пошел против всеобщего мнения,
все высказывались за неспособность вести наступления Юго-Западного фронта.
Брусилову удалось добиться пересмотра решения Ставки -–Юго-Западному фронту
было разрешено вести наступление, правда, рассчитывать на подмогу не
пришлось. Успешное решение задачи Юго-Западного фронта в операции
главнокомандующий изначально видел не в количественном превосходстве, а в
силах и средствах.
Именно здесь Брусилов применил такие методы, как: внезапность, обман
противника, оперативная маскировка, т. е. Применил ранние неизвестные
способы вооруженной борьбы. Надо отметить, что в своей карьере Александр
Алексеевич Брусилов во многом повторил Суворова. Перед наступлением он
создал оборонительную полосу австро-германских укреплений и тренировал на
ней солдат. Большое внимание Брусилов отвел вопросу, как достичь
внезапности? И ответ он видел в том, что наступление должно было вестись не
в одном направлении, а в четырех. Таким образом, противник не мог узнать
направление главного удара
Но политика есть политика, в мае австро-венгерские войска нанесли
сильное поражение итальянцам. В связи с этим руководство Антанты обратилось
к Николаю 2 с просьбой ускорить начало наступления. Император решил не
бросить друзей в беде и начать наступление на две недели раньше намеченного
срока. Но командующий Юго-Западным фронтом генерал Брусилов не терял
времени даром. До начала наступления была произведена разведка позиций
противника. Здесь было все, что только могло быть: несколько линий траншей,
железобетонные укрытия, пятнадцать рядов колючей проволоки, причем по двум
последним был пущен на некоторых участках ток. Хотя неприятель был уверен,
что прорвать такую оборону невозможно, он в 10 километрах от первой полосы
подготовил еще тыловую оборонительную полосу.
Брусилов приказал начать подготовку к прорыву в одиннадцати местах –
и на обоих флангах, и в середине фронта. Это показано на карте. Где ждать
самой большой опасности? – эту головоломку австро-венгерское командование
так и не смогло решить. Оно стало ждать артиллерийскую подготовку: там, где
несколько дней будут беспрерывно бить пушки, там русские нанесут главные
удары по обороне, так предполагали они. Однако артиллерийская подготовка
велась не несколько дней, как было принято, а несколько часов. Хорошая
разведка и аэрофотосъемка выявили цели противника, русская артиллерия в
короткое время смогла многие из них подавить.
Тем неимение превосходство Юго-Западного фронта все-таки было: в
живой силе (537 тысяч штыков против 448) и полевой артиллерии (1770 орудий
против 1301). Однако в тяжелой артиллерии, так необходимой для разрушения
построенных долговременных сооружений, наши войска проигрывали в три раза
(168 орудий против 545). Брусилов принял решение сконцентрировать войска в
местах наступления чтобы иметь превосходство в пехоте в 2 – 1,5 раза и 1,5
– 1,7 раза в артиллерии.
Давайте посмотрим, что конкретно входило в состав Юго-Западного
фронта, которым командовал Брусилов. А в подчинении у него было: 4 армии (7-
я, 8-я, 9-я, 11-я), ну и части фронтового комплекта (артиллерия, кавалерия,
авиация, инженерные войска). Брусилову подчинялись также Киевский и
Одесский военные округа, которые располагались на территории 12 провинций.
Всего группировка фронта насчитывала более 40 пехотных и 15 кавалерийских
дивизий 1770 орудий (в том числе 168 тяжелых). Общая численность войск Юго-
Западного фронта превышала 1 млн. человек. Полоса фронта простиралась на
550 км. Тыловой границей фронта являлась река Днепр.
Итак, 22 мая 1916 год после предварительной артподготовки, которая
продолжалась от 8 до 48 часов, прорыв начался. Наступление русских было
неожиданно для австрийцев. Их позиции были сильно укреплены, и командование
не верило в возможность успешного русского наступления. Оборона была
прорвана в четырех местах, четырьмя армиями, (смотрите карту на стр. 7).
Из воспоминаний мы видим, что с первого дня прорыв проходил успешно.
Прорвав 16 – километровый участок под Луцком уже к 25 мая русские войска
расширили, его до 70 – 80 километров и продвинулись вглубь на 25 – 35
километров. Такого успеха ни немцы, ни Франция с Англией не видели с 1914
года. Один офицер австро-венгерской армии, взятый в плен в начале
наступления, сказал на допросе:
- "Наши позиции неприступны, и прорвать их невозможно. А если бы вам это
удалось, тогда нам не остаётся ничего другого, как соорудить грандиозных
размеров чугунную доску, водрузить её на линии наших теперешних позиций и
написать: "Эти позиции были взяты русскими, завещаем всем - никому и
никогда с ними не воевать".
История СССР VI том.
Ко 2 июня была разгромлена 4 – я австро-венгерская армия эрцгерцога
Иосифа Фердинанда. Однако здесь закончились резервы, насчитывавшие 5
дивизий. Кроме того, на помощь австрийцам пришли немцы. Наступление на
луцком направлении было остановлено. Без поддержки Западного фронта,
который еще и не сдвинул свои войска, и новых частей дальнейшие продвижение
было невозможно.
Во многом успех операции был определен новой тактикой русских войск.
Около Мазурских болот немцы наступали колонами. В 1915 году они все еще
ходили в атаку плотными цепями, так, что полк в глубину занимал несколько
сот метров. Теперь – же русские применили волны цепей. Смысл такого
построения сводился к следующему: рота из четырех взводов разбивалась на
две части. Первой цепью шли три взвода. За ними шел один взвод,
обеспечивающий огневое прикрытие. Кроме перебежек в цепи, как это делается
сейчас, осуществлялись перебежки цепей. Перед окопами противника цепи
сливались и вместе шли на штурм позиций. В батальонном порядке пулеметы и
специально выделенная рота так – же осуществляли огневое прикрытие. Кроме
того, русские войска восприняли урок Великого Отступления 1915 года.
Начинала бой артиллерия. Здесь русскими был впервые применен огневой вал.
За валом шли, возродившиеся после Петра Великого гренадеры или “чистильщики
окопов”. Специально созданные команды занимали окопы тогда, когда огневой
вал уходил в тыл противника. В это время противник еще сидел в блиндажах.
Один солдат одной гранатой, таким образом, мог очистить от противника
район, занимаемый ротой. Однако здесь требовался тонкий расчет. Поспешивший
гренадер рисковал наткнуться на огонь собственной артиллерии, громящей
колючую проволоку или загоняющей противника под землю. Тот же, кто не
спешил, рисковал застать противника вылезшим из-под земли. В этом случае он
оказывался один на один против достаточно большой компании разъяренных
людей. Дело в том, что гренадеры действовали небольшими группами. На
вооружении они имели пистолет и тесак (чаще всего трофейный штык – нож).
При таком вооружении и речи не могло идти о выкуривании роты из окопов.
Большую роль сыграла и реформа армии. В состав были введены
дополнительные команды, увеличено количество пулеметов. Каждой команде
давались свои знаки различия. К концу войны дело дошло до того, что унтер –
офицер какой – нибудь команды, какого – нибудь национального полка, походил
на новогоднею елку, по количеству нашивок и шевронов. Но все эти
нововведения дали положительный результат. В ответ на применение в январе
1916 года против русских частей химических снарядов, в полки были введены
химические команды. На подступах к городу Станислав русские применили
химические снаряды. Успех их применения обусловил развитие русской военной
химической промышленности. Ежемесячно фронт начал получать 150 тысяч таких
снарядов. Изменилась и экипировка солдат. Всем им были выданы противогазы и
каски французского образца – “адриановки”. Эти каски еще долго продержались
на головах наших воинов. С некоторыми видоизменениями они дожили до
советско-финской войны.
Итак, что происходило дальше? Решение о передачи дополнительных сил
Юго-Западному фронту было принято лишь 26 июня. К этому моменту немцы
создали сильно укрепленные районы и дальнейшие сражение в районе Луцка,
превратилось еще в одну бойню. Но подошедшие резервы сильно помогли на
остальных участках. 9 – я армия смогла к 31 июля занять всю Буковину и
Южную Галицию. Но и тут дела не пошли на лад. 27 августа в войну вступила
Румыния. В течение месяца она доблестно сражалась на стороне Антанты, но
после того, как Австро-Венгрия предприняла контрнаступление, оставила
практически всю свою территорию. Для оказания помощи бегущим румынам
русское командование выделило 35 пехотных и 11 кавалерийских дивизий. Общая
протяженность фронта увеличивалась за счет этого на 500 – 600 километров.
Брусиловский же прорыв происходил на фронте 550 километров. Какую помощь
оказали нам румыны, можете прикинуть сами.
Но дело было сделано. В ходе Брусиловского прорыва русскими войсками
была занята территория на глубину 60 – 150 километров в глубь. Австро-
германские войска потеряли при этом 1,5 миллиона человек убитыми, ранеными
и пленными, 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 минометов и бомбометов (по
подсчетам наших современников). Вот, что писал об этом сам Брусилов:
- Юго-Западным фронтом было взято в плен свыше 450 000 офицеров и солдат,
то есть столько, сколько по всем имеющемся довольно точным у нас
сведениям, находилось передо мной неприятельских войск. За это время
противник потерял свыше 1 500 000 убитыми и ранеными. Тем не менее, к
ноябрю перед моим фронтом стояло свыше миллиона австро – германцев и
турок. Следовательно, помимо 450 000 человек, бывших вначале передо мной,
против меня было перекинуто с других фронтов свыше 2 500 000 бойцов.
Первая мировая война.
Пролог XX века.
Действительно, центральные державы вынуждены были вынуждены снимать войска
отовсюду. Дивизии шли из Италии, Франции и из-под Салоник. В Галиции австро
– германцы потеряли в два раза больше сил, чем под Верденом. Размеры
отбитых территорий не идут ни в какое сравнение: 200 кв. км. Против 25000.
Это притом, что на Сомме, где 1 июля началось наступление союзников,
французы имели превосходство в живой силе в 4 раза, а по тяжелой артиллерии
в 5 раз.
Русские потеряли 500 тысяч человек из них 62 000 убитыми. Из-за
Брусиловского прорыва только немцы вынуждены переправить на Восточный фронт
30 пехотных и 3 кавалерийские дивизии. В связи с этим были прекращены
Верденская и Трентинская операции. Австрийские силы были подорваны. Но
война еще продолжалась. Опыт Брусиловского прорыва послужил примером для
наступления войск союзников в 1918 году. Благодаря именно этому
наступлению, предпринятому как в Западной Европе, так и на Балканах и
Аппенинах, и решился исход первой мировой войны. Каково было наблюдать
Брусилову за своим учеником, добившемся за счет оснащенности армии того.
Что он не смог сделать в свое время. Брусиловский прорыв до сих пор
разбирается в учебниках по тактике. Воюющие силы изменяются, принципы
стратегии остаются и применяются в зависимости от ситуации. Конечно же,
важнейшем политическим достижением этой операции стало присоединение
Румынии к Антанте. Румыния увидела превосходство, силу и мощь Антанты.
Правда, в последствии этим присоединением это государство оказало нам
медвежью услугу. Фактически Франция была спасена от неминуемой гибели.
Возникает вопрос, почему Юго-Западный фронт оставили один на
один с
противником, свободно маневрирующим резервами на всем
Восточном фронте.
Можно смело сказать, что Брусилова предал Эверт, который
вместо начала мая
наступление начал месяцем позже, вследствие чего наступление
было прервано.
Так как немцы успели быстро перебросить резервы, обеспечив
себе численное
преимущество.

|Промышленность |На сколько увеличилась |
| |производство |
|Металлообрабатывающая |на 300% |
|Химическая |на 250% |
|Производство |На сколько увеличилось |
|Винтовок |на 1100% |
|Патронов |на 250% |
|Пушек |в 100 раз |
|Снарядов |в 20 раз |



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



История России XX век 9 класс, 3-е издание 1997 год
А. А. Данилов Л. Г. Косулина

История России XX века. Справочный материал 1996 год
А. А. Данилов

Первая мировая война. Пролог XX века.
Российская Академия Наук институт всеобщей истории.
Москва “ Наука” 1998 год.

История СССР VI том.
Москва “Наука”1968 год.

Первая мировая война 1914-1918 гг.
Д. В. Вершховский В. Ф. Ляхов



Реферат по истории

ученика 10-а класса
средней школы № 5

Нигматулина Рената
Рафаэльевича



Работу курирует:
Солодкина Ванда
Николаевна



Петрозаводск 1999 год

-----------------------

Краткая справка

Александр Алексеевич Брусилов (1853 – 1926)
Родился в семье генерала. Окончил Пажевский корпус, участник русско-
турецкой войны (1877 - 1878), более 15 лет прослужил в офицерской
кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее
начальником. В 1906 – 1912 гг. командовал различными воинскими
соединениями. В 1912 году получил чин генерала от кавалерии. С начала
первой мировой войны назначен командующим 8 – й армией, с марта 1916 года
главнокомандующим Юго-Западным фронтом. Выдвинулся в число лучших
полководцев первой мировой войны, приобрел особую известность за разработку
и проведение наступления русской армии летом 1916 года.
После Февральской революции сторонник продолжения войны до победного
конца. В мае 1917 года назначен верховным главнокомандующим русской армией.
После смещения с этого поста в июле 1917 года остался в распоряжении
Временного правительства. В 1920 году вступил в ряды Красной армии.







Реферат на тему: Буддизм в Индии

Содержание


Зарождение буддизма 3
Образование раннебуддистской сангхи в Индии 5
Распространение буддизма в Индии 13
Упадок буддизма в Индии 16
Литература 18



1 Зарождение буддизма



Буддизм в Индии складывается на севере страны в 6 в. до н. э. как
реакция на кризис традиционной системы моральных и религ. ценностей.
Основатель — Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда.
Эпоха, в которую жил Будда, была временем великого религиозного
брожения. К 6 в. до н.э. политеистическое почитание обожествленных сил
природы, унаследованное от эпохи арийского завоевания Индии (1500–800 до
н.э.), оформилось в обряды жертвоприношения, совершавшиеся жрецами-
брахманами. В основу культа были положены два собрания сакральной
литературы, составленные жрецами: Веды, сборники древних гимнов, песнопений
и литургических текстов, и Брахманы, сборники наставлений по совершению
обрядов. Позднее к идеям, содержавшимся в гимнах и толкованиях, прибавилась
вера в реинкарнацию, сансару и карму.
Среди последователей ведийской религии находились жрецы-брахманы,
полагавшие, что раз боги и все другие существа суть проявления единой
высшей реальности (Брахмана), то освобождение может принести только союз с
этой реальностью. Их размышления отражены в позднейшей ведийской литературе
(Упанишады, 7–6 вв. до н.э). Другие учители, отвергая авторитет Вед,
предлагали иные пути и методы. Одни (адживаки и джайны) делали упор на
аскезу и умерщвление плоти, другие настаивали на принятии особой доктрины,
следование которой должно было обеспечить духовное освобождение.
Учение Будды, отличавшееся глубиной и высокой нравственностью, было
протестом против ведийского формализма. Отвергнув авторитет как Вед, так и
брахманского жречества, Будда провозгласил новый путь освобождения. Его
суть изложена в его проповеди Поворот Колеса Доктрины
(Дхаммачаккхаппаваттана). Это «срединный путь» между крайностями
аскетического подвижничества (казавшегося ему бессмысленным) и
удовлетворением чувственных желаний (в равной степени бесполезным). По
существу, этот путь заключается в том, чтобы понять «четыре благородные
истины» и жить в соответствии с ними.
I. Благородная истина о страдании. Страдание присуще самой жизни, оно
заключается в рождении, старости, болезнях и смерти, в соединении с
неприятным, в разъединении с приятным; в недостижении желаемого, короче
говоря, во всем, что связано с существованием.
II. Благородная истина о причине страдания. Причиной страдания
является страстное желание, которое приводит в новому рождению и
сопровождается радостью и восторгом, ликованием от удовольствий,
отыскиваемых здесь и там. Это жажда похоти, жажда существования и
несуществования.
III. Благородная истина о прекращении страдания. Прекращение страданий
– это прекращение желаний через отказ от них, постепенное освобождение от
их власти.
IV. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Путь к
прекращению страданий – это восьмеричный путь правильности, а именно
правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное действие,
правильный образ жизни, правильные старания, правильный склад ума,
правильная сосредоточенность. Продвижение по этому пути ведет к
исчезновению желаний и освобождению от страданий.
Учение Будды отличается от ведийской традиции, которая опирается на
обряды жертвоприношений богам природы. Здесь точкой опоры является уже не
зависимость от действий жрецов, а внутреннее освобождение с помощью
правильного образа мыслей, правильного поведения и духовной дисциплины.
Учение Будды противостоит и брахманизму упанишад. Авторы упанишад,
провидцы, отказались от веры в материальные жертвоприношения. Тем не менее
они сохранили идею «Я» (Атмана) как неизменной, вечной сущности. Путь к
освобождению из под власти неведения и перерождений они видели в слиянии
всех конечных «Я» в универсальном «Я» (Атмане, который есть Брахман).
Гаутама, напротив, был глубоко озабочен практической проблемой освобождения
человека через нравственное и духовное очищение и выступал против идеи
неизменной сущности «Я». В этом смысле он провозглашал «Не-Я» (Ан-Атман).
То, что принято называть «Я», есть совокупность постоянно меняющихся
физических и ментальных составляющих. Все находится в процессе, а
следовательно, способно улучшать себя через правильные помыслы и правильные
поступки. Всякое действие имеет последствия. Признавая этот «закон кармы»,
изменчивое «Я» может, прилагая правильное старание уйти от побуждений к
дурным поступкам и от возмездия за другие поступки в виде страдания и
непрерывного круговорота рождений и смертей. Для последователя, достигшего
совершенства (арахата), результатом его страраний станет нирвана, состояние
безмятежного прозрения, бесстрастия и мудрости, избавление от дальнейших
рождений и печали существования.


2 Образование раннебуддистской сангхи в Индии


Буддийская монашеская община, по-видимому, явилась первой сложившейся
монашеской организацией в истории религиозных движений. По легенде, она
ведет свою историю от тех учеников и последователей Будды, которые, порывая
с мирской жизнью, шли к нему, ища спасения на указанном Сиддхартхой пути.
Только порвав со всеми привычками земными интересами и связями, став нищим
(бикху, бикшу), бродячим монахом, можно было, по мнению ранних буддистов,
получить возможность достижения нирваны.
Согласно канонической литературе, Будда установил в складывавшейся
монашеской организации порядок, образцом которого служила сельская община,
разрушавшаяся под натиском новых жизненных условий. Сельская община
называлась "сангха". Так же стали называться, и продолжают называться
сейчас во многих буддийских странах монашеская община и буддийское
духовенство страны в целом. Первоначально сангха не имела четкой
организационной структуры. Формально она состояла из четырех собраний
(паришад): ушедших от мира монахов, монахинь, мирян- последователей
буддийской доктрины (упасака) и мирянок (упасика). Буддизм не чуждался
"житейских" проблем. Поэтому представление о буддизме, как о чисто
монашеском движении, далеком от повседневных материальных нужд, следует
считать ошибочным.
Отделить легендарное от действительного в ранней истории индийской
сангхи почти невозможно По-видимому, первоначально это были сравнительно
небольшие группы странствующих аскетов (не менее шести человек),
складывавшиеся вокруг завоевавших уважение и авторитет проповедников,
собирались в каком либо уединенном месте на период дождей и, пережидая этот
период, образовывали нечто вроде микрообщины. Вступившие в общину обычно
отказывались от всякой собственности (бхикшу - буквально "нищий"). Они
обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и
имели при себе лишь самое необходимое-кружку для сбора подаяний, миску для
воды, бритву, посох. Большую часть времени они проводили в странствиях,
собирая милостыню. Ходить с посудой от двери к двери и просить милостыню -
это нищенствование, но нищенствование, делаемое не под угрозой и по обману.
Это нищенствование человека, который верит в то, что его научат, как
избавиться от всех страданий в этом мире и как найти путь к избавлению от
заблуждений.
Во взаимоотношениях этих групп были две тенденции. Они конкурировали
друг с другом и в то же время для усиления стремились к организационному
сближению. Эти тенденции в канонической литературе нашли отражение в форме
рассказов о так называемых "соборах", собраниях сангхи, на которых
вырабатывались основные положения догматики и уставные монашеские
требования, якобы направленные против еретиков, искажавших первоначальное
учение Будды. Природные условия Индии заставляли на дождливый период (июнь-
сентябрь) всех монахов той или иной общины собираться вместе, так как
возможность передвижения по стране в это время резко сокращалось. В
остальные месяца года члены общины разбредались по городам и селам, собирая
подаяния и проповедуя учение о спасении. Места, где монахи собирались в
дождливый период, назывались вихарами. Они стали основой будущих
монастырей. Кушать они имели право лишь до полудня, причем только
вегетарианскую пищу, а затем до зари следующего дня нельзя было брать в рот
ни крошки. В пещере, заброшенном строении бикшу пережидали период дождей,
расходуя время на благочестивые размышления, беседы, практикуясь в
искусстве сосредоточения и самоудержания (медитация) разрабатывая и
совершенствуя правила и теории своего учения. Близ мест их обитания умерших
бикшу обычно и хоронили. В последствии в честь становившихся легендарными
деятелями раннего буддизма на местах их захоронения буддистами - мирянами
возродились могильные сооружения. Памятники - ступы (куполообразные
строения), так возникали монастыри. Постепенно группы монахов-
единомышленников росли и организационно укреплялись. В 3 веке до н.э. в них
была уже строгая дисциплина и сложившаяся иерархия. Во главе групп обычно
становились выходцы из богатых знатных семей. Почти всем известным ученикам
Шакьямуни приписывается принадлежность к знатным и богатым родам. Именно
они и руководили сангхой. Рядовые бикшу были слугами наставников,
послушниками. Известно, что, понимая значение новой религии для управления
обширным многоплеменным государством, Ашока принял ряд мер для поддержания
авторитета и организационного усиления буддийской общины.
Различные источники свидетельствуют, что в направление Ашоки в общине
имели место острые разногласия по догматическим и дисциплинарным вопросам,
что в разных местах империи происходили столкновения между буддистами и
представителями других региональных направлений. Среди эдиктов Ашоки,
посвященных утверждению буддизма, представляет особый интерес так
называемый "эдикт о расколе", свидетельствующий о том, что в последний
период правления Ашоки государственная власть не только контролировала
деятельность сангхи, но и вмешивалась в ее внутренние дела. "Община монахов
и монахинь, - говорится в эдикте, - сделана единой (samage kate) и (пусть
это единство сохраняется) при моих сыновьях и внуках, пока светит солнце и
месяц" /3/ Ашока организовывал собрание сангхи, на которых, обсуждались и
решались вопросы ее организации для достижения единства. Одно из таких,
наиболее значительных, собраний некоторые буддийские источники трактуют,
"как третий Собор сангхи в Паталипутре".
Есть основание считать, что в период правления Ашоки при активном
содействии государственной власти, буддийская сангха впервые оформляется
как более или менее единая, тесно связанная с государством церковная
организация- первая в истории буддизма. Организационные принципы санги были
разработаны сравнительно рано, они вошли в первую часть канона, в Виная-
питаку, некоторые разделы которой считаются древнейшими по времени
написания во всей Типитаке (тройная корзина и переводится как "три корзины
мудрости"). Правила приема в сангху новых членов строго регламентировались
каноном. Особое внимание было обращено на меры предупреждения проникновения
в нее ересей. В начале в сангху принимались все желающие, затем были
введены некоторые ограничения: не принимали преступников, рабов,
несовершеннолетних без согласия родителей. В послушники часто шли
подростки: сочувствовавшие буддизму миряне нередко посылали в монастырь
сыновей. Однако полноправным членом он становился только по достижении 20
лет и после формального посвящения - упасампады, но этому предшествовал
испытательный срок, во время которого изучались основы доктрины и устав
общины.
Вступив, в сангху бхиккху (монах) отказывался от семьи и
собственности, от соблюдения предписаний касты, принимая обед целомудрия.
Он принимал на себя первые пять обетов или наставлений (панча шила), не
убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй:
Я обязуюсь не причинять никакого вреда живым существам.
Я обязуюсь ничего не брать у других, если мне не дают этого
добровольно.
Я обязуюсь не нарушать супружескую верность.
Я обязуюсь воздерживаться от лживых речей.
Я обязуюсь воздерживаться от употребления опьяняющих напитков и
наркотиков, чтобы не терять контроль над собой.
Также сбривал волосы и облачался в желтую монашескую одежду. Членство
в сангхе не было обязательным: в любой момент монах или послушник мог выйти
из нее и возвратится к мирской жизни. Но если монах нарушал главные
дисциплинарные правила, занимался воровством или оказывался замешанным в
убийстве, он в соответствии с книгой норм сурово карался и мог быть
навсегда изгнан из общины. На общем собрании общины он подвергался опросу,
во время которого выяснилось, не одержим ли он одной из пяти болезней,
человек ли он (т.е. не злой ли дух, принявший человеческий облик), мужчина
ли, не раб ли, не должник ли и т.д. Прием в сангху осуществлялся
большинством голосов присутствующих. Полноправным членом общины послушник
мог стать лишь значительно позже изучив под руководством наставника
основные положения учения и уставные требования, доказав на деле свою
готовность стать монахом.
Монашеская жизнь строго регламентировалась массой правил и обетов.
Кроме выше названных, монахи принимали на себя обеты соблюдения постов,
отказ от мирских развлечений, от крепких напитков, от украшений и
благоуханий, от сна и удобной ложе, от владения золотом и серебром.
Теоретически единственной собственностью монаха была его чаша для сбора
подаяния. Монаху предписывалось внимательно следить за тем, чтобы во время
питья воды не проглотить какие-нибудь живые существа. Монахи, поднимая,
воду из колодца, долго обмахивали поверхность специальным веничком,
отгоняя, прочь невидимые глазом существа. Затем, наполняя полые бамбуковые
сосуды, столь же тщательно полоскали веник над колодцем, чтобы возвратить в
родную стихию случайно прилипших букашек.
В женщинах монахи должны были видеть только матерей и сестер.
Подробно указывалось, как надо есть (есть они имели право до полудня,
причем только вегетарианскую пищу, а затем до зари следующего дня нельзя
было брать в рот ни крошки), как брать сосуд с водой, при каких условиях
проповедовать и т. д. и т. п.
Всего в Винае-питаке насчитывалось 253 запрета, правила искупления и
ограничительного предписания, определяющих монашеское поведение. Жизнь
буддистов строиться на двух основных, между собой практиках - следовании
наставлениям и развитие интуиции (интуитивной мудрости) через медитацию. С
помощью этих практик буддисты осуществляют свое стремление к тому, чтобы
стать более мудрыми и более сострадательными. Но есть также и третья,
исключительно важная составляющая этого процесса. Речь идет о глубине
постижения вещей или применении искусных методов (упая), чем в совершенстве
владел Будда. Его проповеди, правда, не всегда можно было понять сразу. И
фактически один из наиболее важных моментов в жизни Будды связан с тем,
что, достигнув просветления (бодхи) или пробуждения, он устрашился
необходимости передавать другим знание, обладателем которого он стал. Он
сознавал, что люди слишком привязаны к материальному миру, чтобы услышать
его, чтобы понять, что счастье лежит за пределами земных забот и что те,
кто не видит этого, кто держится привычной жизни, будут страдать всегда.
Будда долго колебался и вступив на путь проповедника только после того, как
бог - создатель Брахма пришел к Будде - о чем в высокопоэтической форме
мифа повествуется в буддийских священных книгах - и убедил его из
сострадания к миру поделиться своей мудростью с людьми, потому что, как
сказал Брахма, "есть такие существа, которые не безнадежны, но если они не
услышат слова дхармы, то будут опускаться все ниже и ниже". Для буддистов
описанное событие наряду с первой проповедью Будды, которую он прочитал в
Оленьем парке в Бенаресе, * представляется исключительно важным. Это тот
поворотный пункт, с которого началась буддийская традиция, то есть отчет ее
ведется от момента, когда Будда принял решение проповедовать дхамму. Вот
почему буддисты предпочитают называть себя "последователями дхаммы", нежели
"буддистами" или последователями Будды".
Дхамма стала известна миру только вследствие того, что Будда решил
проповедовать ее. Члены буддийской общины, так и другие проповедники
религии в древней Индии, были окружены почитанием и поклонением, фантазия
верующих наделяла их магическими способностями летать по воздуху,
передвигать силой мысли неодушевленные предметы, исцелять от болезней,
управлять погодой, вселяться в тела других живых существ, открывать клады и
т. д. Считалось, что обладавший способностью творить чудеса Будда передал
это качество и своим ученикам, удерживая их, однако, от злоупотреблений
этим средством воздействия на верующих. Во всех странах, где
распространился буддизм, быстро вырастали многочисленные монашеские
организации. Буддийская церковь в большинстве странах стала крупным
феодальным собственником, владельцем обширных земель, богатейших храмов.
Монастыри превратились в главную и, по существу, единственную форму
организации буддистов, не знакомых с иерархически организованной церковной
структурой и не имевших влиятельной жреческой касты. Именно монастыри стали
центрами буддизма, очагами его распространения, своеобразными
университетами и библиотеками. В монастырских стенах ученые буддийские
монахи записывали на древнеиндийских языках пали (это язык хинаянского
буддизма, предполагается, что все древнейшие каноны буддизма были написаны
на этом языке) и санскрите первые сутры, священные тексты, которые на
рубеже нашей эры составили весьма внушительный по объему писаный
буддистский канон - Трипитаку. Здесь же вновь поступившие служники и
послушники обучались грамоте и чтению, изучили священные тексты, получая
немалое по тому времени образование. Если вначале у Будды было всего пять
спутников, с которыми он уже встречался прежде, то затем его последователи
образовали монашескую общину (сангху), представляющую собой группу
свободных людей, ведущих нищенский образ жизни. По мере распространения
миссионерской деятельности ордена к Будде также приходят и миряне, которым
разрешается следовать учению, не отрекаясь от своего положения главы семьи
и хозяина дома, благодаря чему свободное сообщество начинает быстро расти.
Равновесие между монашеской и мирской жизнью в сангхе было одной из главных
черт миссии Будды во время его проповеднической деятельности, которая
длилась сорок лет. Это был образец гармонии в социальном порядке, гармонии,
преобразовавшей весь характер движения, которое постепенно превратилось во
влиятельную индийскую традицию. Именно в соответствии с ней, то есть,
руководствуясь буддийскими принципами, спустя века пытался управлять своим
государством император Ашока. Женщинам тоже разрешалось становиться членами
ордена, хотя отношение Будды к ним было неоднозначным: он принимал женщин с
известной долей нежелания и предостерегал монахов, напоминая им о
необходимости быть осторожными в присутствии женщин. В ответ на вопрос
своего ученика Ананды о том, как монахи должны вести себя в присутствии
женщин, Будда, как было записано, ответил: "Не разговаривать:Проявлять
постоянную бдительность". Возможно, такие наставления объяснялись его
убеждением в том, что привязанность к женщине становится основным
препятствием на пути к достижению нирваны. Какой бы ни была причина, эти
слова должны быть положены в основу монашеского устава (Винаи), заложенного
Буддой.



Распространение буддизма в Индии


От Гаутамы до Ашоки. Согласно преданию, сразу после кончины Гаутамы
около 500 его последователей собрались в Раджагрихе, чтобы изложить учение
в том виде, в каком они его запомнили. Были сформированы доктрина и правила
поведения, которыми руководствовалась монашеская община (сангха).
Впоследствии это направление получило название тхеравада («школа
старейшин»). На «втором соборе» в Вайшали руководители общины объявили
незаконными послабления в десяти правилах, которые практиковались местными
монахами. Так произошел первый раскол. Монахи Вайшали (согласно Махавамсе,
или Великой хронике Цейлона, их было 10 тысяч) вышли из старого ордена и
учредили собственную секту, назвав себя махасангхиками (членами Великого
ордена). По мере роста численности буддистов и распространения буддизма
возникали все новые расколы. Ко временам Ашоки (3 в. до н.э) насчитывалось
уже 18 различных «школ учителей». Наиболее важными были первоначальная
ортодоксальная тхеравада; сарвастивада, вначале лишь незначительно
расходившаяся с тхеравадой в доктринальном плане; махасангхики. В конце
концов между ними произошел, так сказать, территориальный раздел. Школа
тхеравады перешла в Южную Индию и Шри-Ланку (Цейлон). Сарвастивада поначалу
приобрела популярность в Матхуре на севере Индии, но потом распространилась
к северо-западу вплоть до Гандхары. Махасангхики были вначале активны в
Магадхе, а позднее закрепились на юге Индии, сохранив лишь некоторое
влияние на севере.
Важнейшее отличие школы сарвастивада заключается в доктрине
одновременного существования прошлого, настоящего и будущего. Это объясняет
и ее название: сарвам-асти – «все есть». Все три вышеупомянутые школы
остаются ортодоксальными по своей сути, но сарвастивадины и махасангхики,
которые пользовались санскритом, а не пали, выказывали тенденцию к более
свободному истолкованию смысла высказываний Будды. Что касается
тхеравадинов, то они стремились сохранить в неприкосновенности древние
догматы.
Ашока (3 в. до н.э). Распространение буддизма получило сильнейший
новый импульс, когда мирским последователем этой религии стал третий царь
из древнеиндийской династии Маурьев (4–2 вв. до н.э). В одном из своих
наскальных эдиктов (XIII) Ашока поведал о раскаянии за кровопролитие и
страдания, которые он причинил людям в завоевательной войне в Калинге, и о
своем решении следовать путем моральных завоеваний (дхарма). Это означало,
что он намерен править, руководствуясь принципом праведности, внушая эту
праведность и в собственном царстве, и в других странах.
Ашока чтил аскетов, уважая их проповедь ненасилия и гуманные этические
принципы, и требовал, чтобы его чиновники поддерживали благородные деяния,
связанные с состраданием, щедростью, правдивостью, чистотой, кротостью и
добротой. Сам он стремился быть примером, заботясь о благоденствии и
счастье подданных, будь то индусы, адживики, джайны или буддисты. Эдикты,
которые он приказывал высекать на скалах или каменных столпах в разных
частях страны, увековечили принципы его правления.
Великая хроника Цейлона приписывает Ашоке честь созыва «третьего
собора» в Паталипутре, где в дополнение к уточнению «истинного учения» были
приняты меры к рассылке буддийских миссионеров за пределы царства.
От Ашоки до Канишки. После Ашоки династия Маурьев быстро угасла. К
началу 2 до н.э. ее сменила династия Шунгов, более расположенная к
брахманам, нежели к буддистам. Появление на северо-западе Индии бактрийских
греков, скифов и парфян бросило новый вызов буддийским учителям. Эта
ситуация отражена в написанном на пали диалоге между греко-бактрийским
царем Менандром (Милиндой) и буддийским мудрецом Нагасеной (Вопросы
Милинды, Милиндапанха, 2 до н.э.). Позднее, в 1 н.э., весь регион от
Афганистана до Пенджаба оказался под властью среднеазиатского племени
кушанов. Согласно сарвастивадинской традиции, в период правления царя
Канишки (78–101 н.э.) в Джаландаре был проведен еще один «собор».
Результатом труда принимавших в его работе буддийских ученых стали обширные
комментарии на санскрите.
Между тем происходило становление двух интерпретаций буддизма. Часть
сарвастивадинов придерживалась ортодоксальной традиции «старейшин» (санскр.
«стхавиравада»). Существовали и либералы, походившие на махасангхиков. Со
временем эти две группы вступили в открытые разногласия. Либералы считали
учение стхавиравадинов примитивным и незавершенным. Традиционный путь
искания нирваны они считали менее успешным, называя его «малой колесницей»
спасения (хинаяна), собственное же учение, называли «большой колесницей»
(махаяна), несущей адепта в более широкие и глубокие измерения истины.
В стремлении укрепить и сделать неуязвимой свою позицию хинаянисты
сарвастивадины собрали корпус трактатов (Абхидхарма, ок. 350 – 100 до
н.э.), основанных на ранних текстах (сутрах) и монашеских уставах (виная).
Со своей стороны, махаянисты подготовили трактаты (1–3 н.э.) с изложением
новых интерпретаций доктрины, выступая против хинаяны как, с их точки
зрения, примитивной интерпретации. Несмотря на разногласия, все монахи
соблюдали единые правила дисциплины, и зачастую хинаянисты и махаянисты
жили в одних и тех же или расположенных по соседству монастырях.
Следует отметить, что термины «хинаяна» и «махаяна» возникли из
полемических высказываний махаянистов, стремившихся отделить свои новые
интерпретации от старых, сохраняемых консервативными сарвастивадинами. Обе
группы принадлежали к северным буддистам, пользовавшимся санскритом.
Тхеравадины, которые пользовались пали и ушли на юг Индии и на Шри-Ланку
(Цейлон), не принимали участия в этом споре. Дорожа своими текстами, они
рассматривали себя как хранителей истины, переданной им через «старейшин»
(пали – «тхера») от самого Будды.


4 Упадок буддизма в Индии


Как обособленная религия, привлекавшая к себе новых последователей,
укреплявшая свое влияние и создававшая новую литературу, буддизм процветал
в Индии примерно до 500 н.э. Его поддерживали правители, в стране
возводились величественные храмы и монастыри, появились великие учителя
махаяны: Ашвагхоша, Нагарджуна, Асанга и Васубандху. Затем наступил спад,
который продолжался несколько веков, и после 12 в., когда в Индии власть
перешла к мусульманам, буддизм в этой стране практически исчез. Упадку
буддизма способствовали различные факторы. В некоторых регионах сложилась
неспокойная политическая обстановка, в других буддизм утратил
покровительство властей, а кое-где натолкнулся на противодействие враждебно
настроенных правителей. Важнее внешних факторов были факторы внутренние.
После становления махаяны творческий импульс буддизма ослабел. Буддийские
общины всегда жили в соседстве с другими религиозными культами и практиками
религиозной жизни – ведийским ритуализмом, брахманизмом, джайнским
аскетизмом и поклонением различным индусским богам. Никогда не проявлявший
нетерпимости в отношении других религий, буддизм не мог противостоять их
влиянию. Уже китайские паломники, посещавшие Индию в 7 н.э., отмечали
признаки разложения. Начиная с 11 в. как индуизм, так и буддизм стали
испытывать на себе воздействие тантризма, название которого происходит от
сакральных книг тантр (руководств). Тантризм – система верований и обрядов,
где используются магические заклинания, мистические слоги, диаграммы и
символические жесты для достижения чувства мистического единения с
реальностью. В тантрических ритуалах изображение бога в соитии с супругой
было выражением осуществления этого религиозного идеала. В индуизме
партнерши (шакти) считались супругами богов, в позднем махаянизме –
супругами будд и боддхисаттв.
Возвышенные элементы буддийской философии оказались в руках прежних
индусских оппонентов, сам Будда стал считаться воплощением (аватарой)
Вишну, одного из индусских богов.


Мы рассмотрели, как стали появляться первые буддийские общины и
монастыри. Какие дисциплинарные правила и ограничения, вошли в первую часть
буддийского канона. И какую государственную поддержку оказал Ашока в период
своего правления в Индии. Буддизм нашел распространение не только в Индии,
где зародился, но и за ее пределами.



5 Литература



1. Буддизм в... -
http://buddhist.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=10
2. Кочетов А.Н. Буддизм. М., Политиздат, 1968.
3. Крывелев И.А. История религий. Т. 2, М., "Мысль", 1988.
4. Александр Мень. История религии. М., 1994.
5. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагават-Гита как она
есть. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1986




Новинки рефератов ::

Реферат: Учетная политика предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Блистательный Наполеон (История)


Реферат: Популярные японские игры (Педагогика)


Реферат: Ответственность в международном праве (Международное публичное право)


Реферат: Мир в котором мы живем (путешествие в глубь материи) (Физика)


Реферат: Театрализованные игры (Педагогика)


Реферат: Эволюция и происхождение человека (Биология)


Реферат: Развитие туризма в Европе (География)


Реферат: Наследование по завещанию, его особенности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Сравнительная характеристика операционных систем семейства UNIX (Программирование)


Реферат: Разработка программатора микросхем ПЗУ (Радиоэлектроника)


Реферат: Методичні вказівки (Транспорт)


Реферат: Основные права, свободы и обязанности и механизм их реализации (Право)


Реферат: Глобальные сети АТМ (Программирование)


Реферат: Бизнес-план ООО "Цветик-семицветик" (Менеджмент)


Реферат: Современные теории и технологии психологической помощи (Психология)


Реферат: Лизинг, факторинг (Менеджмент)


Реферат: Акустоэлектроника (Доклад) (Радиоэлектроника)


Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв. (История)


Реферат: Институт наследования по завещанию: история и современное правовое регулирование (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист