GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Атлантида. Загадка существования и гибель (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Атлантида. Загадка существования и гибель (Религия)



Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

Красноярский Государственный Аграрный Университет



Кафедра философии



Р Е Ф Е Р А Т
на тему:



Атлантида.
Загадка существования и гибели.



Выполнил: студент экономического
факультета группы 16
Байкалов Е.В.
Проверил: Антоник Г.Н.



Красноярск


1999
СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Исторические источники.

Древний мир

Средние века

Новое время

Сравнение данных диалогов с данными науки.

"Замечательные" совпадения данных Платона с современными знаниями

Несоответствия данных Платона и данных исторической науки

Аргументы в пользу существования Атлантиды.

Основные варианты местонахождения Атлантиды.

Атлантический океан

Средиземное море

Пиренейский полуостров

Прочие варианты

Основные варианты причин гибели Атлантиды.

Землетрясение

Цунами

Космические катастрофы

Атлантомания и атлантофобия.

Атлантиды не существует?

Атлантида—вымысел Платона

Атлантида является совокупностью мифов и исторических фактов

Заключение.

список литературы.

Введение



Атлантида… Какой заманчивой и интересной кажется загадка этой
легендарной земли! Уже со времен античности ведутся незатухающие споры по
этой проблеме. Тысячи книг и статей посвящены ей .
Только научные работы составляют более 200 тысяч страниц. Известный
атлантолог А. Бессмертный говорил, что если бы Платон мог предугадать
судьбу своих тридцатистраничных диалогов, он серьезно задумался бы над тем,
писать их или не писать.
Со времен Платона одни исследователи двигались путем доказательств и
подтверждения изложенных им фактов, другие беспощадно и яростно опровергали
его. Интерес к Атлантиде никогда не угасал, а иногда эта проблема
оказывалась в центре всеобщего внимания. Когда-то это происходило благодаря
научным открытиям, однако, чаще благодаря подтасовкам псевдоученых и
выдумкам журналистов.
С течением времени родилось новое научное направление, связанное с
изучением Атлантиды – атлантология. Основная задача этой науки – найти
доказательства существования Атлантиды или признать, что ее не
существовало.
В данной работе рассмотрены основные достижения атлантологии и наиболее
достоверные гипотезы ее существования и гибели.
Под Атлантидой понимают большой остров или архипелаг, описанный
древнегреческим философом Платоном. На этом острове должно было
существовать сильное развитое государство.
Вероятнее всего, это государство вело войну с греками. Существовать
этот остров мог не позже 1000 лет до н. э., а находиться либо в Средиземном
море, либо в Атлантике. Но служит ли основным критерием подлинности
Атлантиды факт ее описания Платоном?

Исторические источники.


Древний мир

Об Атлантиде пишут со времен античности и до наших дней, то есть на
протяжении 2000 лет. Но в античную эпоху на эту тему было написано немного,
а сохранилось вообще всего два десятка страниц платоновских диалогов
"Тимея" и "Крития".

Диалоги Платона.

Диалоги "Тимей" и "Критий" были написаны Платоном (427 - 347 гг. до н.
э.) около 360 г. до н. э.
Сторонники существования Атлантиды нашли в текстах Платона немало
строк, соответствующих последним достижениям современной науки. А
противники ее существования в ответ указывают на множество противоречий в
текстах диалогов. Однако, прежде чем перейти собственно к фактам,
изложенным в диалогах, следует рассмотреть вопрос о том, кто же
ответственен за ошибки и противоречия.
Платон пишет, что узнал эту историю от своего прадеда Крития, который в
десятилетнем возрасте услышал эту историю от своего деда, тоже Крития,
которому в то время было девяносто лет. Он же в свою очередь узнал об этом
от большого друга и родственника своего отца Дропида, Солона, "первого из
семи мудрецов". Сам же Солон, услышал эту историю от египетских жрецов из
храма богини Нейт в Саисе, которые с незапамятных времен вели записи всех
событий и знали про Атлантиду.
Критий-младший говорит, что читал записи деда, что его глубоко
взволновала эта история, и поэтому он ее накрепко запомнил. Однако,
поскольку он своих записей не вел, то вполне мог забыть какие-то детали или
цифры. Если Солон записывал эту историю прямо с колонн египетского храма,
то он вполне мог сделать какие-то ошибки, не зная в совершенстве
египетского языка. И, наконец, Платон вполне мог внести в описание
Атлантиды и войны с нею праафинян какие-то изменения для своих целей,
например, для пропаганды своих политических взглядов.
И, наконец, возможно, что Платон скомпилировал эти диалоги из каких-то
других источников, включив туда исторические и географические труды разных
авторов, свои собственные знания и догадки, а также мифы и сказки греков
или других народов. Тогда задача исследователей усложняется, поскольку
приходится решать вопрос об этих источниках, а затем относительно
истинности каждого из них.

Неясности в текстах диалогов

Существовало ли египетское государство 10000 лет назад?
Когда произошла катастрофа? Про гибель Атлантиды нам известно лишь то, что
она произошла за "одни ужасные сутки", а не когда это произошло.
Правильно ли Критий-младший припомнил слышанное в детстве, и можно ли
полагаться на слова девяностолетнего старца? Возможен, однако, и другой
вариант, в какой-то мере правдоподобный. Платон мог сам узнать историю об
Атлантиде в Египте, или из другого источника, а всю цепь рассказчиков
просто придумал для придания истории большей достоверности. Далее, вначале
Критий собирается "припомнить и пересказать то, что было поведано жрецами,
и привезено сюда Солоном...", а потом оказывается, что у Крития были какие-
то записи. Тут возможны два варианта: или у Платона действительно были
какие-то отрывки с эллинизированными именами, или Платон осознал, что
нельзя опираться в рассказе с массой цифр и имен на память 90-летнего
старика и 10-летнего мальчика.

Аристотель Стагирит

И, наконец, главный свидетель, ученик Платона, великий философ
Аристотель. Он заявил, что Платон использовал описание Атлантиды в качестве
предлога для изложения своих политических взглядов на проблему идеального
государства. И добавил, что "тот, кто Атлантиду выдумал, тот и отправил ее
на морское дно". Это достаточно серьезное утверждение. Кто мог знать
Платона лучше, чем его ученик? Это должно было положить конец всем спорам.
Но не все так просто, как кажется. Сторонники существования Атлантиды
приводят несколько разумных доводов:
Аристотель был намного моложе Платона.
Он принадлежал к иному классу и имел иные политические взгляды. Платон
родился в греческих Афинах, а Аристотель в Стагире, принадлежавшей
Македонии. Даже, приехав в Афины, и основав Лицей, Аристотель не имел
афинского гражданства.
Это позволяет предположить, что Аристотель просто "опозорил" Платона,
"облачась в тогу поклонника истины" (Зденек Кукал. "Великие загадки
Земли"). Свою позицию он обосновал так: " Платон мне друг, но истина дороже
".

Средние века

В средние века в Европе господствовала католическая церковь, а
"официальной" наукой церкви была наука Аристотеля, так что Платону никто не
верил. Правда, в средние века на некоторых географических картах появился
остров Атлантис, но скорее всего никаких серьезных знаний за этим не
скрывалось.

Новое время

Основной всплеск интереса к проблеме Атлантиды приходится на конец XIX
– XX век. В этот период было написано более 5000 книг, посвященных
Атлантиде.

Сравнение данных диалогов с данными науки.

“Если бы хотели считать этот рассказ лишь плодом фантазии Платона, нам
пришлось бы наделить его прямо-таки сверхчеловеческой гениальностью,
благодаря которой он сумел предугадать научные открытия, которые были
сделаны лишь спустя тысячелетия,”- пишет Валерий Брюсов
Далее можно привести сведения, которых, как утверждают сторонники
Атлантиды, у греков во времена Платона быть не могло, а значит, Платон
действительно узнал о них от египтян, а те, в свою очередь, от
представителей высокоразвитой цивилизации, то есть от атлантов.

"Замечательные" совпадения данных Платона с современными знаниями.


Большие глубины у берегов Пелопоннеса

Земля праафинян была описана так: "Вся она тянется от материка далеко в
море, как мыс, и со всех сторон погружена в глубокий сосуд пучины". Древние
греки не могли даже предполагать наличия глубин больше нескольких десятков
метров. Возможно, впрочем, что Платон, исходя из наличия крутых берегов,
сделал правильный вывод, что там, где скалы резко обрываются в море, должны
быть большие глубины.

Почва и леса, как регуляторы стока воды

В диалоге "Критий" Платон пишет: "...воды, каждый год изливаемые от
Зевса, не погибали, как теперь, стекая с оголенной земли в море, но в
изобилии впитывались в почву, просачивались сверху в пустоты земли и
сберегались в глиняных ложах, а потому повсюду не было недостатка в
источниках ручьев и рек". И снова Платон показывает такие знания, которых в
тогдашней Греции ни у кого не могло быть.

Местоположение храма Нейт в Египте

В начале диалога "Тимей" говорится: "Есть в Египте, у вершины Дельты,
где Нил расходится на отдельные потоки, ном, именуемый Саисским; главный
город этого нома – Саис... Покровительница города – некая богиня, которая
по-египетски зовется Нейт...". Это описание полностью соответствует
действительности.

Землетрясение и наводнение

При описании гибели Атлантиды Платон ставит рядом эти стихийные
бедствия. В наши дни известно, что во время мощного подводного
землетрясения образуется гигантская волна – цунами – которая может
разрушить все на своем пути и вызвать наводнение в прибрежной зоне.
Приблизительно в XV веке до н. э. произошел взрыв вулкана на острове Тира,
расположенном в Эгейском море. Большая волна цунами достигла тогда
материковой Греции, Крита, Египта и других частей Восточного
Средиземноморья. По мнению некоторых исследователей, воспоминания об этой
катастрофе могли послужить Платону источником для описания гибели
Атлантиды.

Персидские войны

Описание Платоном войны праафинян с Атлантидой очень напоминает войны
греков с персами. Афиняне также были вынуждены воевать одни, персы также
хотели подчинить Грецию "одним ударом", греки тоже освободили малоазиатские
греческие города от персидского ига.

Крит

Описание острова в Атлантиде напоминает Крит, как по рельефу, так и по
природным данным. Столицу же Атлантиды сравнивают иногда с Тирой или с
Карфагеном. А. Шультен писал, что система трех концентрических стен
характерна для античных средиземноморских городов.

Металлы

Платон пишет, что остров атлантов был богат металлами, что странно для
Атлантического океана, но естественно для Средиземного моря. Судя по
описанию металлов, это могли быть Кипр или Ивис (у побережья Испании).


Несоответствия данных Платона и данных исторической науки.

Из диалогов Платона следует существование развитых цивилизаций на острове
Атлантис и в Греции 11500 лет назад. Однако, наиболее древние цивилизации,
известные науке, – это цивилизации Месопотамии и Египта, относящиеся к
началу четвертого тысячелетия до н. э. Платон пишет о письменности
атлантов, но древнейшие памятники письменности тоже относятся к IV
тысячелетию до н. э. и тоже к Египту и Месопотамии. Ж. Демюль приводит
данные, о том, что древнейшее поселение, жители которого занимались
скотоводством на территории Греции, относится к середине восьмого
тысячелетия до н. э.
Согласно Платону, атланты знали золото, олово, серебро, медь, орихалк и
железо. Но значит они жили в эпоху железа, и их воины были вооружены
железным оружием. Отсюда следует, что и праафиняне тоже были вооружены
железным оружием, иначе как бы они могли победить атлантов? Но нам точно
известно, что в Греции железо появилось не ранее XI века до н. э.
Платон пишет, что от главного города Атлантиды к морю был прорыт
километровый канал шириной сто метров и глубиной 30 метров (?!) Осадка
крупнейших океанских судов составляет 10 м, а самые крупные судоходные
каналы имеют глубину 12 м.
Платон пишет, что армия главного острова Атлантиды составляла 840 тысяч
воинов, 120 000 всадников и 10 000 колесниц, флот насчитывал 1200 кораблей
с 240 000 матросов. Геродот приводит о персидской армии Ксеркса такие
данные: 1 700 000 пеших воинов, 80 000 всадников, 1200 крупных кораблей,
3000 малых судов. Однако большинство историков считает, что эти цифры явно
завышены. По мнению Д. Кагана, речь может идти о 180 000 воинов и 800
кораблях. Так что, возможно, описание армии Платон взял у Геродота.
Исходя из сил армии можно судить о населении Атлантиды. Получается 20-30
миллионов, тогда как ученые считают, что общее население составляло 1,5 млн
человек.

Аргументы в пользу существования Атлантиды.

Во-первых, Платон в своих диалогах приводит массу фактов и описаний,
которые годятся для XX века, но никак не для IV века до н. э. Эти факты уже
были приведены выше. Во-вторых, Критий говорит: "Эти-то записи были у моего
деда, да есть у меня и поныне". А если предположить, что Платон использовал
Атлантиду как фон для описания идеального общественного строя, то ему не
нужны были подтверждающие его слова документы, а, по мнению Валерия
Брюсова, Платон мог избрать местом описываемых событий любой известный ему
район обитаемого мира. Это помогло бы Платону избежать тех противоречий, на
которые прежде всего обращают внимание противники существования Атлантиды.
Если бы Платон придумал Атлантиду, а не пересказывал какие-то источники, то
он мог легко избежать противоречий.
Много догадок и предположений вызывает упоминаемый Платоном "плод
мягкий". Иногда считают, что в данном случае речь шла о бананах. В 50-х
годах нашего века в Бразилии обнаружили сорт дикорастущих бананов под
названием pacoba. Атлантологи считают, что культурные сорта бананов были
выведены из этого дикорастущего сорта в Атлантиде, а затем саженцы
рассылались в колонии по обеим сторонам Атлантического океана.
Платон говорит, что в облике храма Посейдона "было нечто варварское".
Если этот храм напоминал храмы ацтеков и тольтеков, то не следует
удивляться, что египтянам и грекам он казался варварским. На эти слова
любят указывать атлантологи, говоря о связи между Атлантидой и Америкой.
В последних сохранившихся строках "Крития" Платон говорит, что
"Зевс...созвал всех богов в славнейшую из своих обителей, утвержденную в
средоточии мира..." Во времена Платона, Греция уже не считалась центром
всего мира. Если бы Платон придумал этот рассказ в качестве фона для своих
политических воззрений, то, несомненно, он "поселил" бы богов в
соответствии с научными знаниями того времени. Поэтому складывается
впечатление, что Платон в данном случае повторяет слова Солона, переданные
Критием на собрании в доме Сократа.
Еще спустя сто пятьдесят лет со смерти Платона Эратосфен, известный
географ из Александрии в своей "Географии" утверждал, что материки Европа,
Азия и Африка окружены океаном. Только в середине II века н. э. Клавдий
Птолемей выступил с "материковой" теорией. Во времена Платона можно еще
было предположить, что где-то в океане находится остров Атлантида, но
утверждение о том, что океан ограничивается каким-то материком, не
соответствовало тогдашнему уровню географических знаний.


Основные варианты местонахождения Атлантиды.



Атлантический океан

Из текста диалогов Платона абсолютно ясно, что Атлантида находилась в
Атлантическом океане. По словам жреца, войско атлантов "держало путь от
Атлантического моря". Жрец говорит, что напротив Геракловых столпов лежал
большой остров, больше Ливии и Азии, вместе взятых, с которого по другим
островам можно было легко переправиться "на весь противолежащий материк", в
котором легко угадывается Америка.
Поэтому многие из атлантологов, особенно те, кто верят дате 9500 лет до
н. э., считают, что некогда Атлантида находилась в Атлантическом океане, и
следы ее следует искать либо на дне океана, либо рядом с существующими
островами, которые 11500 лет назад были высокими горными вершинами..

Средиземное море

Около двух с половиной тысяч лет назад в Средиземном море произошла
сильнейшая катастрофа за всю историю человечества. Взрыв вулкана Стронгиле
был в три раза сильнее, чем извержение вулкана Кракатау. Этот взрыв породил
волну цунами высотой несколько десятков, а то и сто метров, которая
обрушилась на берега Средиземного моря. Ученые считают, что эта катастрофа
явилась причиной гибели крито-микенской культуры, существовавшей 3000 лет
назад. Не удивительно, что столь грандиозный природный катаклизм привлек
множество исследователей, некоторые из которых пришли к странной на первый
взгляд мысли, что, описывая Атлантиду, Платон описывал Тиру (где был
расположен вулкан Стронгиле) или Крит.


Пиренейский полуостров

Имя одного из десяти первых царей Атлантиды – Гадир - дошло до нашего
времени в названии Гадирской области. Гадир - финикийское селение, нынешний
Кадикс. Это название дало основание отдельным атлантологам считать, что вся
Атлантида находилась на Пиренейском полуострове возле устья реки
Гвадалквивир.
Вблизи Гадира лежал другой известный город, Тартесс. Его жители были
этруссками и утверждали, что их государству 5000 лет. Немец Х. Шультен
(1922) считал, что Тартесс и есть Атлантида. В 1973 году неподалеку от
Кадикса на глубине 30 метров обнаружили остатки древнего города.
На севере Испании живет сейчас около миллиона басков. Их язык не похож
ни на один из известных языков мира. Определенное сходство есть между ним и
языками американских индейцев. Это дает основание предполагать, что баски –
прямые потомки атлантов.

Бразилия

В 1638 году английский ученый и политик Фрэнсис Бэкон Веруламский в
книге "Nova Atlantis" отождествлял Бразилию с Атлантидой. Вскоре вышел в
свет новый атлас с картой Америки, составленный французским географом
Сансоном, в котором были даже указаны провинции сыновей Посейдона на
территории Бразилии. Такой же атлас издал в 1762 г. Роберт Вогуди.
Рассказывают, что при виде этих карт Вольтер трясся от смеха.

Скандинавия

В 1675 году шведский атлантолог Олаус Рудбек доказывал, что Атлантида
находилась в Швеции, а ее столицей была Упсала. По его словам, это с
очевидностью явствовало из Библии.

Африка

Геродот, Помпоний Мела, Плиний Старший и некоторые другие античные
историки пишут о племени атлантов, живущем в Северной Африке у гор Атлас.
Атланты по их словам, не видят снов, не используют имен, не едят ничего
живого и проклинают восходящее и заходящее солнце.
На основании этих сообщений П. Борхардт утверждает, что Атлантида
находилась на территории современного Туниса, в глубине пустыни Сахара. В
его южной части находятся два озера, которые, согласно современным данным,
являются остатками древнего моря. В этом море должен был находиться остров
Атлантис.
В конце XIX века французский географ Этьен Берлю поместил Атлантиду в
Марокко, в район Атласских гор.
В 1930 году А. Германн заявил, что Атлантида находилась в низменности
Шатт-эль-Джерид, между городом Нефта и заливом Габес. Правда эта территория
не опускается, а поднимается...
Немецкий этнограф Лео Фробениус нашел Атлантиду на территории
королевства Бенин.

Прочие варианты

В 1952 году немецкий пастор Юрген Шпанут обнаружил Атлантиду на острове
Гельголанд в Балтийском море.
Вообще Атлантиду находили во всех концах Земли. Не стоит подробно
останавливаться на этих теориях, но ее находили в Центральной Америке, в
проливе Ла-Манш (Ф. Гидон), в Тихом океане, на Кубе, в Перу, в
Великобритании, в районе Великих Озер в США, в Гренландии, в Исландии, на
Шпицбергене, во Франции, в Нидерландах, в Дании, в Персии (Пьер-Андре
Латрей, Франция, XIX век), на Бермудских, Багамских, Канарских, Антильских
(Джон Мак-Кюлох, Шотландия), Азорских островах, в Азовском, Черном,
Каспийском морях, в Палестине и еще во многих местах.

Основные варианты причин гибели Атлантиды.


Землетрясение

Многие атлантологи полагают, что землетрясение могло быть тем стихийным
бедствием, которое опустило Атлантиду на дно океана. В соответствии с новой
концепцией о блоковом строении земной коры и о движении литосферных плит
самые сильные землетрясения происходят на границах этих плит.
Главное сотрясение продолжается всего несколько секунд, а все
землетрясение может длиться до нескольких десятков минут. Значит отведенных
Платоном суток хватает для землетрясения. При землетрясениях зафиксированы
случаи резкого оседания земли на несколько метров. В Японии зафиксировано
десятиметровое оседание. В 1692 году город пиратов Порт-Ройал на Ямайке
погрузился в море на 15 метров. 15 метров вполне достаточно, чтобы большая
часть плоского острова скрылась под водой. При этом не исключено, что во
время гибели Атлантиды произошло во много раз более сильное землетрясение.
Азорские острова и Исландия в Атлантике и Эгейское море в Греции являются
областями повышенной сейсмичности.
Землетрясения с эпицентром на морском дне вызывают цунами – еще один
вид природной катастрофы.

Цунами

Цунами дословно означает "длинные волны в порту" (япон.). Ученые
пользуются этим термином для обозначения гигантских разрушительных волн.
Чаще всего цунами возникает из-за землетрясения, но его может вызвать и
подводное извержение вулкана, и обрушение берегов.
Высота цунами в открытом океане может составлять всего несколько
метров. При длине волны в несколько десятков, а то и сотен километров это
не очень заметно. Скорость же волны в открытом океане может составлять 1000
км/ч. Классическим примером цунами, порожденной вулканическим взрывом
является цунами, возникшее в результате извержения вулкана Кракатау в
Индонезии в 1883 году. Высота волны составила 36 - 40 м. Ее
зарегистрировали даже в Панаме, в 18350 км от точки возникновения.
Сначала море отступает, уровень его понижается. Потом набегает волна
высотой в несколько метров. Спустя 5 - 10 минут набегает вторая волна, чуть
ниже. И через 10 - 20 минут приходит третья, самая высокая волна. Она может
быть до нескольких сотен метров.
Таким образом, цунами может за два часа уничтожить прибрежную зону
материка или даже целый остров.
Как ни странно, нечто подобное произошло примерно в 1500 году до н. э.
в Средиземном море, недалеко от одного из мест возможного нахождения
Атлантиды, острова Крит...

Космические катастрофы


Столкновение астероида с землей

Астероид или метеорит могут быстро уничтожить любой остров.
Единственное условие – достаточные масса и скорость астероида. В начале XX
века появилось много гипотез, связанных с такого рода катастрофами. Правда,
сейчас уже ученым представляется ясным, что подобный астероид уничтожил бы
и всю жизнь на планете. (Что не уменьшает число сторонников таких гипотез)

Захват Луны Землей

В 1912 году австрийским инженером Гербигером была создана теория,
утверждавшая, что 11500 лет назад Земля захватила свой нынешний спутник,
Луну, вследствие чего на Земле произошли приливы большой высоты, поднялась
гигантская волна, затопившая Атлантиду, а заодно и погубившая мамонтов.
Многие атлантологи считают, что гигантские кладбища мамонтов
объясняются тем, что высокая волна утопила их, а, вследствие поворота
земной оси, мамонты оказались близко к новому Северному полюсу, отчего и
замерзли на несколько тысяч лет. Однако эта теория не объясняет, почему
рядом с мамонтами не лежат другие животные, и каким образом гигантская
волна, погубившая Атлантиду, добралась и до мамонтов.

Атлантомания и атлантофобия.

“Рассказ Платона так прост, подробности так увлекательны, ссылка на
борьбу предков так убедительна, что невольно начинаешь верить в Атлантиду и
искать это загадочное царство, исчезнувшее за десять тысячелетий до нашей
эры, хотя критически вооруженная фактами история об этом молчит,” – писал
А. М. Кондратов
История Платона является необычайно привлекательной для любого
человека. Очень хочется верить в существование развитой цивилизации,
возможно даже не уступающей современной, за 12000 лет до наших дней.
Фанатично верящие Платону атлантоманы заявили на Ванкуверском конгрессе
в 1933 году: "Мы никогда не откажемся от идеи Атлантиды только, чтобы
доставить этим удовольствие геологам и ботаникам. Атлантида завоевала в
литературе слишком почетное положение, чтобы его могли поколебать нудные
научные аргументы". Вести дискуссии с такими людьми или приводить им
аргументы и доказательства бесполезно. Они, как заметил американский
археолог Роберт Уокоп, "считают себя гражданами Атлантиды и готовы защищать
легендарную страну до последней капли крови".
Так же как атлантомания, существует и ее антипод — атлантофобия. К
сожалению, в наше время затронуть в своей серьезной научной работе вопрос
об Атлантиде означает для многих распрощаться со своей репутацией
серьезного ученого. Поэтому, многие наивно полагают вопрос о существовании
Атлантиды давным-давно решенным современной наукой отрицательно, утверждая,
что Атлантиды никогда не было с той же убежденностью, с какой атлантоманы
доказывают, что она была.


Атлантиды не существует?

“Не исключено, что Атлантида – некий собирательный образ, легенда,
основанная на нескольких, подобных извержению Санторина, катастрофах.
Возможно, в тайне мифического погибшего острова скрыта тайна гибели
нескольких других более древних цивилизаций...” (Вячеслав Иванов "Письмо из
Атлантиды.")
Есть очень большая группа ученых, заявляющих, что Атлантиды не
существовало.

Атлантида—вымысел Платона

Часть исследователей приходит к выводу, что острова, описанного
Платоном не могло существовать, значит Платон его выдумал.
Причины которые не допускают существование Атлантиды таковы:
Размеры острова слишком велики и специалисты–географы не могут указать его
более или менее правдоподобного месторасположения.
Геология и океанография не подтверждают опускания крупного острова.
Не найдено достоверных упоминаний об Атлантиде.
10 000 лет назад не могло быть развитой культуры
Многие замечают, что у Платона был еще один диалог, "Государство"
повествующий об идеальном государстве, но там повествование ведется от лица
армянина Эра, вернувшегося в мир живых из загробного мира. Описание
загробного мира дается реалистически и подробно. Они считают, что Атлантида
была выдумана Платоном для иллюстрации его политических взглядов, что и
послужило причиной множества противоречий в диалогах.

Атлантида является совокупностью мифов и исторических фактов

Наиболее объективные ученые признают, что описание Платона содержит
зерно истины, находя в диалогах скрытые упоминания о стихийных бедствиях,
происходивших на территории Греции и Средиземноморья (извержение Стронгиле,
наводнения, землетрясения).
Некоторые ученые считают, что при описании Атлантиды Платон использовал
знания о Карфагене, греческих городах, Крите, Тиру, Александрии. Однако
отказываются признать их тождество с Атлантидой.


Заключение



Одной из наиболее реальных версий может быть то, что Платон, создавая
свои диалоги "Тимей" и "Критий", понимал под Атлантидой царство Миноса,
остров Крит и близлежащие острова. Эта культура трагически погибла из-за
взрыва вулкана Стронгиле примерно в 1550 г. до н. э. Мне кажется,
исследования археологов, и в том числе Жака-Ива Кусто достаточно
убедительно доказывают, что гибель большей части флота критян, а также
прибрежных поселений произошла от волны цунами, пришедшей от острова
Санторин. Для морской державы, какой был Крит, потеря флота была
катастрофой. Торговля прекратилась, в земледелии и ремеслах Крит не был
очень силен. Ослабевшее государство с разрушенной экономической системой
уже не могло оборонить себя от агрессивных соседей. Миф о Тезее и
Минотавре, "Быке Миноса" является отражением тех событий, когда древние
эллины захватили древний город Кносс.
Мне кажется, что необъективно искать Атлантиду за одиннадцать тысяч лет
до наших дней. Вряд ли тогда могла существовать столь развитая цивилизация
на острове Атлантис или в Элладе. Скорее всего несколько последовательных
фактических неточностей и логических ошибок привели Платона к истории о
стране на острове напротив Гибралтара.
Не отвечает современным представлениям науки и гипотеза о падении
метеорита, правда, ее все равно предпочитает Т. Н. Дроздова, в своей книге
"Атлантида в Атлантическом океане", вышедшей несколько лет назад.
И уж совсем не заслуживает внимания мистическая и оккультная
литература, которая является собранием небылиц и нагромождением нелепиц, не
имеющих подтверждения со стороны науки.
Этой теме наверняка будет посвящено еще много работ, поскольку пока она
далека от своего разрешения.



Список литературы



1. ДРОЗДОВА Т. Н. Атлантида в Атлантическом океане. - М.: 1992.
1. ЗАЙДЛЕР Л. Атлантида. - М.: 1996.
1. КУСТО Ж.-И., ПАККАЛЕ И. В поисках Атлантиды. - М.: 1988.
1. ЮРКИНА Э. Т. Средиземноморский адрес Атлантиды. - М.: 1992.





Реферат на тему: БУДДА: Победить самого себя


|[pic] |



БУДДА:
Победить самого себя



Человек - существо незавершенное и потому вечно недовольное собой. Он
включен в жизненный процесс и в то же время возвышается над ним. Он не
отождествляет себя со своей жизнедеятельностью, он судит, оценивает ее с
какой-то иной, более высокой, чем сама жизнедеятельность, позиции.
Сознательное стремление подняться над самим собой. завершить свое бытие
является видовым признаком человека. отличающим его от других существ.
Чтобы прийти к согласию с самим собой, преодолеть саморазорванность
собственного бытия, человек должен вырваться из мира, пробиться по ту
сторону добра и зла -- таков общий пафос этики Будды. Будда исключительно
серьезно отнесся к человеческой жажде бессмертия. Во-первых, он ясно
осознал предельность, абсолютность этого стремления. Жизнь и смерть связаны
между собой нерасторжимо. Тот. кто не желает умирать, не должен был бы
желать родиться. Желание бессмертия -- больше, чем желание, оно является
желанием исчерпания всех желаний. Во-вторых, согласно Будде, идея
бессмертия имеет для человека не теоретический, а практический статус. Речь
идет не о том, чтобы обосновать бессмертие, а о том, чтобы обрести его. Для
этого человек, не те или иные объединения людей, не человечество в целом, а
каждый отдельный человеческий индивид должен победить самого себя.
Учение Будды дошло до нас в позднейших изложениях и интерпретациях.
Реконструкция его первоначального содержания -- предмет исследований и
дискуссий. Основными источниками для анализа взглядов и жизненного пути
Будды являются: буддийская каноническая книга "Типитака" ("Три корзины
[закона]"), составлявшаяся
последователями Будды в течение первых трех столетий после смерти
учителя и записанная на языке пали в первые века и. э. на Цейлоне;
мифологизированный рассказ о жизни Будды на санскрите "Лалитавистара";
поэма "Буддхачарита" ("Жизнеописание Будды") великого классика
буддийской санскритской литературы Ашвагхоши, жившего предположительно в 1--
11 веках и. э.; существующая в палийской и санскритской версиях книга
"М4илиндапаньха" ("Вопросы М4илинды"). представ.ляющая собой беседу о сути
буддийского учения между греческим царем М4илиндой (М4енандром) и
буддийским монахом Нагасеной и составленная примерно во 11 в, и. э.

Жизнь

Будда является родоначальником одной из мировых религий, а культурное
освоение его образа продолжается в течение двух с половиной тысяч лет.
Свидетельства о нем представляют собой удивительное сочетание правды и
вымысла. Отделить в них реальные факты от мифов и поэтических
преувеличений, первоначальное исторической ядро легенды от последующих
наслоений -- задача, которую необходимо разрешить хотя бы в каком-то
приближении. Религиозные и эстетические образы складываются по законам, не
требующим жесткой привязанности к исторической первооснове. И!иное дело --
этический образ. рассматривающий личность в контексте морального учения.
Здесь речь идет об индивидуально-психологических предпосылках и
эмпирическом воплощении нравственного идеала, и поэтому человеческая
достоверность образа имеет первостепенное значение. Она. человеческая
достоверность, может быть в напнем случае одним из критериев, позволяющих
лучше разглядеть за легендой о Будде реальную жизнь реального индивида --
Сиддхартха Гаутамы.
Критерий человеческой достоверности, конечно. не безусловен, поскольку
возможности разных индивидов могут сильно колебаться. Тем не менее он
позволяет проводить различие между правдоподобными фактами и несомненными
вымыслами. Например, свидетельство о том, что Будда прожил 8O лет. вполне
мощно считать достоверным. А утверждение, что он после одного из своих
рождений в предшествующей жизни блаженствовал на небесах пятьсот семьдесят
миллионов шестьсот тысяч лет, следует считать мифом. Точно так же можно
принять, что Будда своей любовью укротил злого слона, но Жизньнельзя
поверить в то, что все переломные моменты в жизни Будды от зачатия до ухода
в безостаточную нирвану сопровождались великими землетрясениями.
Родился Сиддхартха Гаутама в семье царя маленькой страны племени шакьев
на северо-востоке Индии в середине VI века до и. э. Его поэтому в
последующем называли Шакьямуни (мудрец из племени шакья). Повествуется. что
в момент зачатия Будды его матери Майе приснилось. будто в ее лоно вошел
большой слон (слон в буддийской мифологии считается символом сдержанности.
терпения, самообладания; в "Лалитавистаре" самого Будду называют великим
слоном). Через семь дней после рождения сына мать умерла. Мальчика
вырастила сестра матери, которая стала впоследствии его мачехой.
Воспитывался Сиддхартха изысканно, по-княжески, в неге и довольстве. Отец
намеренно оберегал сто от неприятных впечатлений, искусственно
изолировав от мира роскошью княжеских дворцов. Но юный принц все-таки
увидел жизнь. Во время прогулок он последовательно встретил больного,
старика, покойника и с ужасом узнал, что человеческая жизнь бренна. Он
постиг, что и его ждут впереди болезнь, старость и смерть. Привыкший к
исключительности своего существования, он стал размышлять над тем, нельзя
ли избежать всеобщей участи и найти путь к спасению. После он встретил
аскета, что дало его раздумьям совершенно определенное направление. Когда у
него родился свой сын -- еще одна прочная привязанность к миру, принц решил
покинуть дворец, полагая, что найдет спасение через аскетическое отрешение
от удовольствий. Произошло это, согласно легенде, следующим образом.
Однажды, когда будущего Будду красивые женщины по обыкновению развлекали
пением, музыкой, танцами, он внезапно уснул. Уснули также танцовщицы с
музыкантшами (дело происходило на женской половине дворца). Проснувшись,
Будда увидел спящих женщин и был поражен их безобразным видом: у одной
задралась одежда. другая храпела, у третьей изо рта тянулась струйка слюны
и т. д. И Сиддхартха Гаутама убежал из своего искусственного рая; он, как
выражаются буддийские источники, ушел из родины в безродность, из дома в
бездомность. Ему в это время было 29 лет.
Насколько позволяют судить факты. Будда совершил свой необычный
поступок. перевернувший всю жизнь, не потому. что он устыдился праздной
роскоши, и не пото -му, что пресытился удовольствиями. Во всяком случае
здесь трудно усмотреть этические мотивы. Толчком к бегству послужило
осознание эфемерности, обманчивости. недолговечности красоты и сладости
жизни (в этом отношении примечателен эпизод со спящими женщинами). Он хотел
для себя больше того, что он имел, -- спасения. Он хотел убежать от
подстерегающих его впереди страданий. Более того, он поставил перед собой
самую дерзновенную, предельную задачу, которую только мощно помыслить, --
обрести бессмертие. Сиддхартха Гаутама убегал не из дворца. он убегал от
смерти.
Следующие шесть-семь лет Будды были годами суровой аскезы. Под
руководством опытных наставников он познакомился с философскими традициями,
прошел школу йоги, овладел техникой созерцания и управления собственным
телом. Будда подвергал себя суровым испытаниям, чтобы добиться
просветления, познать высшую истину бессмертия. Однажды он решил в
самоистязаниях пойти до конца -- для предельной концентрации мысли и воли
отказался вообще от пищи, удерживал дыхание. Пять странствующих отшельников
наблюдали за ним. поражаясь его выносливости и в готовности стать его
учениками, если он достигнет просветления. Будда, однако, потерял сознание.
Очнувшись, он понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины, и
снова принял пищу. Отшельники покинули его. Будда остался один, и ночью,
когда он сидел под смоковницей, ему открылась истина, которую он выразил
словами:
"Я прошел через сансару многих рождений,
ища строителя дома, но не находя его.
Рожденье вновь и вновь -- горестно.
О строитель дома, ты видишь! Ты уже не
построишь снова дома. Все твои стропила
разрушены, конек на крыше уничтожен.
Разум на пути к развеществлению достиг
уничтожения желаний"[1].
Он пришел к выводу, что спасение достигается через освобождение от
желаний. Так тридцатипятилетний принц Сиддхартха Гаутама, мудрец из
племени Шакья, стал Буддой (от слова Buddha, что означает "просветленный",
"пробужденный"). Он достиг того желанного состояния, когда кончаются всякие
желания, вырвался из круговорота жизни и смерти, обрел бессмертие. В
буддийской традиции к нему прилагают характеристики, призванные подчеркнуть
его единственность и употребляющиеся часто вместо его имени: "бхагават"
(благословенный. блаженный); "татхагата" ("так ушедший"), "сугата" (в добре
ушедший) и др.
После просветления Будда семь дней подряд сидел под смоковницей с
поджатыми под себя ногами, наслаждаясь обретенным блаженством; в целом он
четыре недели (по другим сведениям, три месяца) пребывал. в созерцательном
самоуглублении. Преодолев некоторые сомнения, о которых скажем чуть позже,
он решил поведать людям об обретенном им всеведении, запустить колесо
Дхармы (учения). Первыми его слушателями и учениками стали пять наблюдавших
его последний аскетический опыт монахов, которых он нашел в парке близ
Бенареса. Первая его проповедь, получившая название Бенаресской, стала
и самой знаменитой -- в ней излагаются первоосновы учения. Вокруг него
сложилась община, которая быстро достигла численности 60 человек. Будда
решил охватить учением как можно более широкий круг людей и разослал с этой
целью своих учеников в разные стороны с наказом, чтобы они дважды не шли по
одной и той же дороге. Сам он возвратился в Урувелу -- место, где он обрел
истину, -- и обратил в свою веру тысячу человек; перед ними на горе
Гаяширша он произнес вторую проповедь,
Среди последователей Будды было много представителей высших сословий.
хотя в рамках буддийского учения и практики никаких различий между людьми
разных сословий не проводилось. Будда пользовался поддержкой правителей и
богатых людей в своей проповеднической деятельности и организации общинной
жизни. К нему примкнули многие из родственников -- сын, сводный брат,
мачеха, которую он принял после долгих колебаний, ибо тем самым он открывал
для женщин дверь к монашеской жизни. Будда считал, что из-за включения в
общину женщин он вдвое уменьшил шансы на спасение. Его единомышленниками
стали и два его двоюродных брата, из которых один - Ананда - стал ближайшим
помощником, тенью Будды на протяжении последних 25 лет его жизни, а другой
- Девадатта -- его злым гением, трижды покушавшимся на жизнь Будды,
расколовший буддийскую общину.
Вся жизнь принца Гаутамы пес.не того. как он стал Буддой, была
посвящена проповеди учения и организации общинно-монашеской жизни. Он ходил
по стране. чтобы нести слово и обретать новых последователей, прерывая свое
странничество лишь на четырехмесячный период дождей, когда дороги
становятся труднопроходимыми и, кроме того, невозможно путешествовать. не
наступая на всякую обильную в это время живность. День Будды складывался
очень просто. как и у всякого монаха: утро посвящалось духовным
упражнениям, день -- сбору подаяний на обед (Будда принимал приглашения к
обеду от любого человека -- и от князей. и от бедняков, если же такого
приглашения не было, то он ходил по домам со своей специально для этого
предназначенной чашей, молча и покорно ожидая, пока кто-нибудь не
наполнит ее едой) и полуденному отдыху, вечер до глубокой ночи поучениям.
Будда учительствовал сорок четыре года. О первых двадцати годах
существует предание, о последних двадцати четырех годах ничего не известно.
за исключением нескольких предсмертных месяцев. Он смертельно заболел,
отведав жирной свинины в доме кузнеца по имени Чунда. Случилось это
предположительно в 477 году до и.э. (Существует другая датировка смерти
Будды. относящая ее к началу IV века.) Будде было тогда 80 лет. Его
последними словами были: "Жизнь подвержена старению, прилежно трудитесь для
спасения"[2].
Относительно конца проповеднической деятельности Будды, как и ее
начала, существуют легенды. призванные восполнить логические разрывы в их
объяснении. Когда Будда обрел всеведение, он первоначально, в первые недели
созерцательных раздумий, "был склонен к бездеятельности, а не к проповеди
учения"[3]. Такое решение следовало бы признать естественным. по крайней
мере, логически обоснованным. поскольку человеку, приобщившемуся к
вечности. нет никакой нужды заниматься мирскими делами. даже если это дело
состоит в том, чтобы помочь спасению людей. Однако считается. что начать
проповедь Будду попросил Брахма -- высшее божество индусов. Смысл этого
мифа можно понять так, что Брахма признает превосходство учения Будды и от
имени людей, для которых он, Брахма, является высшим авторитетом, просит
его приступить к проповеди учения. Во всяком случае Будда это делает не по
своему желанию (ведь он --- Будда, он выше желаний), а уступая просьбе.
Точно так же проповедь свою Будда, как считается, прекратил тогда, когда
убедился, что его ученики уже все усвоили. Незадолго перед смертью Будда
будто бы сказал Ананде, что при же.лании он мог бы прожить еще одну жизнь.
Будда хотел выяснить, есть ли у его учеников потребность в том, чтобы он
это сделал. Ананда, однако, никак не отреагировал, приняв слова учителя как
еще одно свидетельство его всемогущества. Раз ученики его всему от него
научились, Будда счел свою миссию законченной. Через некоторое время Будда
сказал, что через три месяца он уйдет на окончательный покой. Тогда Ананда
стал его отговаривать. Будда ответил, что уже поздно, ибо он отпустил свое
тело. Он в качестве Будды жил постольку, поскольку люди нуждались в его
проповеди. Когда такая нужда, как ему кажется, отпала, то он ушел, ибо
самому по себе "Блаженному не нужно никакое существование" (ВМ, 161).

Золотая середина Будды

Согласно Будде, существует четыре рода вопросов, которые различаются
между собой характером ответов на них (ем. ВМ. 163). На одни вопросы даются
однозначные ответы, на другие -- с оговорками, на третьи отвечают встречным
вопросом, на четвертые -- отклонением вопроса. Однозначных ответов требуют
вопросы типа: "Образное бренно?", "Ощущение бренно?", "Распознавание
бренно?", "Слагаемые бренны?", "Сознание бренно?" (здесь речь идет о
гносеологических формах пяти привязанностей к миру, которые в поведенческом
аспекте оборачиваются пятью пороками -- скупостью, ненавистью, гордыней.
глупостью, ложными взглядами). С оговоркой отвечают на вопросы типа:
"Бренное -- это образное?", "Бренное -- это ощущение?" Встречным вопросом
отвечают на вопрос типа: "Зрением [ли существо] все распознает?" Вопросы,
на которые отвечают их отклонением. следующие: "Мир вечен или нет?", "Мир
бесконечен Золотая середина Буддыили нет?", "Одно ли и то же душа и тело?"
"Существует ли татхагата после смерти"?
Первую группу вопросов мощно обозначить как смысложизненную. В них
фактически расшифровывается лишь один более общий вопрос о том, какой смысл
заключен в мирском существовании. Вторая и третья группы вопросов
охватывают знания о мире. Четвертую группу составляют метафизические
вопросы. Вопрос о смысле или цели человеческого существования требует
однозначного ответа, ибо без этого невозможно существовать. Если человек
живет. то он всегда живет зачем-то и для чего-то. Надо только выяснить,
какая цель является правильной. Будда умеет это делать. Потому он и
считается просветленным (Буддой). Знания о мире всегда являются неполными и
неточными, они требуют постоянного пополнения и конкретизации. Они
существенно зависят от практического отношения человека к миру, то есть от
ответа на первый вопрос. Метафизические вопросы всегда остаются вопросами,
На них не может быть определенного ответа. "Нет ни причины, ни основы,
чтобы отвечать на них, потому их и отклоняют" (ВМ, 164). Их мощно отклонить
тем более легко, что они прямо не связаны с первым вопросом о смысле жизни.
Итак, смысложизненное знание абсолютно. Знание о мире относительно и
условно. Метафизические вопросы обозначают границы рационального познания
и, по сути дела, отсылают к первой группе вопросов. Вопросы вечности и
бессмертия являются практическими вопросами. и ответы на них лежат в сфере
морали. Практическая этика была преимущественным. если не единственным
предметом интереса Будды, все учение которого есть поиск неуничтожаемого
смысла жизни, пути спасения,
Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни
наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Вывод
этот был выстрадан Буддой. Первые двадцать девять лет жизни он
неограниченно и изысканно наслаждался, что закончилось его бегством из
специально подготовленного для его удовольствий райского уголка.
Последующие шесть-семь лет он прошел через суровый аскетический опыт,
который также закончился отрицательным итогом; в аскезе опасность умереть
предшествует возможности спастись. Будда не выявлял логические противоречия
в этих полярных образах жизни, он испытывал их практически. И испытал в
таких предельных формах, с такими перегрузками, которые придают его
"эксперименту" несомненную доказательную силу. Про Будду нельзя сказать,
что он недостаточно наслаждался или не так наслаждался, точно так же
не.льзя сказать, что он недостаточно и.ни не так истязал себя. И если бы
гедонизм как культивирование плоти, искусство наслаждения, с одной стороны,
и аскеза как умерщвление плоти, своего рода искусство страдания -- с
другой, вообще были способны привести к искомому состоянию блаженства, то
Будда непременно достиг бы его, ибо он прошел оба пути до конца.
Под блаженством в самом общем смысле понимается трудноопределимое
состояние человеческой завершенности, когда индивид преодолевает свою
внутреннюю смуту и достигает тождества с самим собой. Когда он полностью
доволен и не хочет ничего другого, когда он, образно говоря, может просто
остановить часы, ибо он -- вне времени и ничего лучше того, что он уже
имеет, не бывает. Для Будды, который вырос на индийской духовной почве,
понятие блаженства соотнесено с представлением о мирском бытии как цепи
переходов из одного существования в другое в широком диапазоне, от богов
(боги находятся внутри мира) до обитателей ада. При этом каждое
существование сопряжено со страданиями, хотя разница по этому критерию
между различными сферами существования огромна. Такой образ мира
обозначается термином сансара, что буквально означает "круговорот".
"переход через различные состояния". Вот как это общеиндийское
представление о череде рождений и смертей описывает индийский философ
Нового времени Вивекананда: "Каждая из форм жизни. от червяка до человека,
похожа на кабинку на гигантском ярмарочном колесе, которое все время
вращается, но пассажиры в кабинках меняются. Человек забирается в кабинку,
движется вместе с колесом, потом выходит, а колесо продолжает вращаться.
Душа входит в какую-то форму, через некоторое время оставляет ее, переходя
в другую, затем в третью и так далее. Круговорот будет продолжаться до тех
пор, пока душа не оставит колесо и не освободится"[4]. Блаженство и
состоит в том, чтобы вырваться из круго ворота рождений и смертей. На лодке
удовольствий и лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары.
Убедившись в этом, Будда стал искать и нашел третий путь, с прокламации
которого начинается "Сутра запуска колеса проповеди"[5]:
"Есть, о монахи, две крайности,
которым пусть не следует подвижник.
Какие две?
Одна -- это склонность ко всяким похотям,
как гумно пошлая,
низкая, мужицкая, простонародная,
неарийская, бессмысленная.
Другая -- это склонность себя изнурять,
тяжкая, неарийская, бессмысленная
Но ни к той, ни к другой крайности не клонится
верная срединная дорога,
и до конца постигнута татхагатой;
видение дарующая, знание дарующая,
к умиротворению, к постижению, к пробуждению,
К успокоению ведет (ВМ, 445).
Третий путь не является комбинацией первых двух. Это -- не
равнодействующая гедонизма и аскетизма. "Верную срединную дорогу" Будды
нельзя уподоблять известному нам из греческой античности принципу меры.
Будда говорит не об умерении страстей. Страстям угодить невозможно. И как
бы ни относиться к ним, ублажать ли их льстиво, подавлять ли беспощадно,
или сочетать лесть с суровостью в разных пропорциях, они не изменят своей
темной иррациональной природы. Будда, как он считает, переводит
деятельность на новую основу, когда лишается смысла то или иное отношение к
страстям, когда страсти вообще исчезают в качестве предмета, через
отношение к которым человек определяет свою нравственную идентичность. Он
поднялся выше страстей, вырвался из тех пределов, где страсти что-то
решают. А так как страсти в качестве наслаждений и страданий являются
субъективным выражением жизни в ее позитивном и негативном проявлениях, то
подняться над ними означает вырваться из цепи рождений и смертей. Верная
срединная дорога Будды уводит из страны страстей. Если от сухопутного
образа перейти к морскому, то можно сказать, что это -- своего рода
волшебный корабль, на котором мощно переплыть через океан сансары .

Четыре благородные истины

В основе жизнеучения Будды лежат четыре благородные истины, открывшиеся
ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей. Вот они: есть
страдание; есть причина страдания; есть прекращение страдания -- нирвана,
есть путь, ведущий к прекращению страдания, -- правильная срединная дорога.
Это -- именно благородные истины. Они говорят о том, что надо знать и что
надо делать. чтобы стать благородным, нравственно чистым. Они содержат
закон нравственной "жизни, ведут к тому состоянию блаженства. которое
составляет желание всех желаний.
Первая благородная мысль -- о страдании (тяготе)[6]. Рождение, болезнь,
смерть, разлука с милым, не иметь, чего хочется, словом, сама жизнь в ее
многообразных проявлениях и опосредованиях (пятикратная привязанность к
земному) есть страдание. Будда снимает привычное различие между
наслаждением и страданием. Все есть страдание, в том числе и то, что
считается наслаждением. Он говорит: "Дерьма хоть мало, монахи, все едино
смердит. Вот и существование я не стану хвалить, монахи, пусть даже малое,
на миг, чтобы только щелкнуть пальцами" (ВМ, 161). Он отвергает
существование не в каких-то особых формах и на каких-то особых стадиях, а
во всех формах и всегда. Все те вещи, которые считаются особо ценными среди
людей и мотивируют их активность, -- мать, отец, жена, дети, родственники,
друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств -- все они являются на
самом деле сковывающими нас цепями. Следовательно, страдание есть
единственная всеобъемлющая реальность, с которой имеет дело духовно
притязательный, нравственно совершенствующийся индивид .
Вторая благородная мысль - об источнике страданий. Источником является
само желание жизни.
"Это жажда, себя поддерживающая,
прелесть, сопряженная со страстью,
то тем, то этим готовая прельститься,
а именно:
жажда обладать,
жажда быть, жажда избыть" (ВМ, 446).
Источником страданий является не качество желаний, а само их наличие.
Желание быть, существовать, как и вытекающие отсюда ложные взгляды, будто
существование может быть благим, -- вот где кроется причина всех зол.
"Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц,
связанный путами, они снова и снова в течение долгого времени возвращаются
к страданию (ВМ, 342).
Третья благородная мысль -- о пресечении страданий. их отсутствии.
"А вот, монахи, каково пресечение тяготы:
без остатка всей этой жажды
бесстрастное пресечение, уход, покидание, свобода, безуютность"
(ВМ, 446)
Состояние отсутствия, преодоленности страданий обозначается как
нирвана (от санскритского !nirvana или палийского nibbana, что буквально
означает "затухание", "остывание"). Будда избегал ответов на вопрос о
сущности нирваны. Это было очень мудро. Если не брать формальных
определений нирваны, которые являются простой тавтологией, то ее содержание
мощно описать только негативно как отсутствие желаний, страстей, уход от
мира, то есть как полную бессодержательность .
Нирвану можно охарактеризовать еще как покой в непривязанности. Покой в
том смысле, что нирвана абсолютно непроницаема для желаний, страстей,
душевной боли, За этими пределами ничего о ней сказать нельзя, можно только
предположить, что она не является пустым понятием. Последователи Будды
пытались наполнить это понятие содержанием и создать целую философскую
теорию нирваны.
Вот как характеризует нирвану монах Нагасена: "Да, государь, несложенна
нирвана, ничем не создана. О нирване, государь, нельзя сказать, что она
ставшая, или неставшая, или породима, или прошлая, или будущая,или
нынешняя, или воспринимаема зрением, или воспринимаема обонянием, или
воспринимаема вкусом, или воспринимаема осязанием... Умом воспринимаема
нирвана. Чистым, возвышенным, прямым, не корыстным, свободным от помех умом
истинно-делающий арийский слушатель видит нирвану" (ВМ, 255). Последнее
утверждение в этой характеристике особенно примечательно: нирвану в ее
собственном содержании постигает только тот, кто достиг нирваны.
Следовательно, для всех остальных она остается делом веры и надежды. В
этом смысле люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве
знает только блаженный. В нашем случае -- только Будда, ибо он один и есть
истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществленное
блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук --
очень тяжко, котя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам
тех, кому это делали. Точно так же "тот, кто не обретает покой, знает о
том, что покой -- это счастье" (ВМ, 109) от Будды. Тем самым вера в
Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.
Логический парадокс -- чтобы достичь нирваны, надо знать, что она
такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь ее -- создает в
нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой. Можно
предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно
деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды,
поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой
концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не
просто стремится к чему-то определенно хорошему. Он прежде всего уходит от
того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих все его
бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для
человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция
Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически
более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его
последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.
Четвертая благородная истина - о пути, который ведет к нирване. О
верной срединной дороге.
"А вот, монахи, какова верная дорога,
что приводит к пресечению тягот,
Это - арийская[7] восьмизвенная стезя,
А именно:
истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь,
истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие,
истинное памятование, истинное сосредоточение.
И это -- арийская истина" (ВМ, 446).

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная
нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения.
Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в
другом переводе, праведная вера): усвоение четырех кардинальных истин
Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной
программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание
от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к
обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира.
Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), пенанесение вреда живому, Истинный
образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное
усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют
свойство возвращаться, Истинное памятование (праведная мысль): постоянно
помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное
самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь,
проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая
радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто
созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего
спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса;
освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от
всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость,
состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.
Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как
универсальная схема действий
нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является
определенное понимание смысла жизни. Затем это понимание становится
внутренне значимым мотивом, Далее мотив переходит в определенное решение.
Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь,
определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется
втор

Новинки рефератов ::

Реферат: Королевство Нидерландов (География)


Реферат: Демографическая ситуация в России (Социология)


Реферат: Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании (Педагогика)


Реферат: Персонал предприятия (Управление)


Реферат: Опорные конспекты по курсу "Основы Политологии" (Политология)


Реферат: Объединение "Яблоко" (Политология)


Реферат: Физкультура (Спорт)


Реферат: Навигация и Лоция (Транспорт)


Реферат: Совість Риму - соціо-культурна роль стоїцизму (Философия)


Реферат: Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга (Психология)


Реферат: Классическая социология. (Социология)


Реферат: Китайский фарфор и центры его производства (Культурология)


Реферат: Формирование личности в среднем школьном возрасте (Педагогика)


Реферат: Природное и социальное в человеке (Философия)


Реферат: Избирательные системы и их функционирование в России (Государство и право)


Реферат: Одарённые дети в системе воспитания и обучения (Педагогика)


Реферат: Бiоелемент кальцiй (Химия)


Реферат: Краткосрочное кредитование с.х. предприятий (Финансы)


Реферат: Закладка плодово-ягодного сада в Омском районе на 100 га (Сельское хозяйство)


Реферат: Социология марксизма (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист