GeoSELECT.ru



История / Реферат: Великий князь Михаил Тверской. Борьба Твери за политическое лидерство (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Великий князь Михаил Тверской. Борьба Твери за политическое лидерство (История)


Тверской государственный университет



Реферат
по истории

на тему


«Великий князь Михаил Тверской. Борьба Твери за политическое
лидерство.»



Выполнил: Сафонов А.Е.,
ПМиК, 11 группа.
Проверила: Колесова Е.В.



Тверь 1997
Содержание:



1. Введение 3
2. Рождение и молодые годы князя 3
3. Поездка в Орду. Рост значимости князя 4
4. Великое княжение Михаила Ярославича 6
5. Ухудшение отношением с Новгородом и Москвой 8
6. Перелом в соперничестве с Москвой 11
7. Трагическая гибель тверского князя 13
8. Каким был Михаил Ярославич 14
9. Список литературы 15



Введение.


В
сегда интересно узнавать что-нибудь новое, особенно если речь идет о той
земле, на которой ты родился, где находится частичка твоего сердца ... А
для тех, кто родился в тверском крае, знать историю своих родных мест
просто необходимо хотя бы потому, что история эта богата событиями и
людьми, которыми можно гордиться. Об одном из таких выдающихся людей и
пойдет речь в этом реферате. Михаил Тверской. Несомненно, эта личность
заслуживает нашего внимания ...
А начать реферат мне хотелось бы с очень интересной легенды об Ярославе
Ярославиче, отце Михаила Тверского. Согласно этой легенде, Ярослав
Ярославич, увлекшись соколиной охотой, заехал в село Едимоново,
находившееся в 30 милях от Твери, на берегу р. Волги. Князь увидел
толпившийся около церкви народ. Узнав, что это венчание, князь зашел в
церковь и увидел своего дружинника Григория вместе с дочерью местного
пономаря - красавицей Ксенией. Ярославу Ярославичу так понравилась невеста,
что он обвенчался с ней сам. Дружинник (отрок) князя был так опечален, что
решил покинуть мир и удалился в один из лесов на берегах р. Тверцы. Через
несколько лет он вернулся в Тверь и основал там мужской монастырь, в
котором и окончил свои дни. По преданию, этот монастырь и назван в честь
своего основателя Отрочим. По многим обстоятельствам этот рассказ нельзя
считать правдой, но так или иначе мы видим факт бракосочетания Ярослава
Ярославича и Ксении, будущей матери Михаила Тверского.


Рождение и молодые годы князя.


После смерти Ярослава Ярославича великим князем Тверским стал его
старший сын Святослав Ярославич. В тот же 1271 год умер его второй сын
Ярослава Ярославича Михаил, но родился и третий, который после крещения был
назван Михаилом. Официально Михаил Ярославич стал великим князем Тверским в
11 лет, но первоначально управляли, конечно, его мать в.к. Ксения и бояре.
Сначала князю было необходимо дать отпор литовцам (1286). Историк
Борзаковский[1] пишет: « ... соседи дружно пошли на литовцев: тверичи,
зубчане, ржевичи, москвичи, дмитровцы, волочане ... догнали литовцев,
разбили их ... даже захватили их князя Доманта.» После этих событий, чтобы
обезопасить западные пределы Тверского княжества, был укреплен Зубцов.
Вскоре в 1288 году великий князь (далее в.к.) Михаил Ярославич должен
был выдержать нападение со стороны в.к. Дмитрия, княжившего в правление
Святослава в Новгороде. Михаил не захотел починиться Дмитрию наравне с
другими князьями. Последний хотел наказать Михаила Ярославича за
непокорность и за то, что ранее Тверь решила выступить против него. Михаилу
Тверскому было тогда лишь 17 лет, потому Дмитрий надеялся быстро
расправиться с ним. В.к. Дмитрий со своими союзниками (Андреем Городецким,
Даниилом Московским и Дмитрием Борисовичем Ростовским) вошел в Тверское
княжество и дошел до Кашина. Судя по всему, после нашествия Батыя Кашинская
волость не подвергалась разорению. Союзники простояли под Кашином 9 дней,
города не взяли, но зато «все пусто сотвориша». Затем они взяли Кснятин,
разорили его и пошли к Твери. Михаил Ярославич вышел им навстречу, однако
битвы не было, т.к. был заключен мир - условия его неизвестны. Но вероятно,
тверской князь теперь был приравнен к другим князьям, таким как Дмитрий.


Поездка в Орду. Рост значимости князя.


В 1293 году Михаил Ярославич был в Орде. В летописях ничего не
говориться о причинах его поездки, которая стала первым визитом Тверского
князя в Орду. Одной из причин могло стать то, что Михаил Ярославич хотел
получить у нового хана Тохты ярлык на свое княжение. Во время пребывания
Тверского князя в Орде туда же приехал Андрей Городецкий с некоторыми
другими князьями жаловаться на в.к. Дмитрия Александровича, тем самым
пытаясь овладеть его престолом. Однако Михаил Ярославич не жаловался вместе
с остальными князьями. Хан Тохта отправил войско под предводительством
своего брата Дуденя. Борзаковский пишет: «Татары же разорили не один
Переяславль, но и многие другие города. Они взяли и разрушили 14 городов, в
том числе Владимир ... Суздаль, Юрьев, Дмитров, Москву, Коломну, Можайск,
Волок, Углич.» Со всех сторон люди сбегались с Тверь, надеясь укрыться от
татар, однако многих смущало отсутствие князя. Между тем Михаил Ярославич
возвращался в Тверь мимо Москвы, где было много татар. Какой-то священник
вывел князя на безопасный путь и помог ему добраться до Твери, где Михаил
был встречен с радостью. То, что он скорее всего получил ярлык на княжение,
следует из слов Воскресенской летописи: «Татарове же слышавше пришедша
князя Михаила, и не поидоша до Твери». Потому Андрей и татары не решились
напасть на наш город. Среди других причин могут быть следующие: Андрей
побоялся именно князя Михаила и народа, который твердо решил дать отпор.
Как бы то ни было, но в том огромном погроме Тверь уцелела. Татары
повернули к Волоку, даже направились к Новгороду. Но им навстречу были
посланы дары, а Андрей был ими признан князем. Дмитрий бежал в Псков к
своему князю Довмонту, но в этот раз он не оказывал никаких действий против
Дмитрия и даже разрешил ему в 1294 году перебраться в Тверь, но через
некоторое время умирает. Теперь для Михаила Ярославича и других князей
встала новая проблема: Андрей Городецкий, ставший теперь в.к. Владимирским
и Новгородским.
В 1294 году умирает Дмитрий Борисович Ростовский, а на княжение в
Ростове садится его брат Константин Борисович. В том же году на дочерях
Дмитрия женятся и Михаил, и Андрей Александрович: Михаил на Анне, Андрей на
Василисе. В свадьбах этих князей виден определенный расчет: они могли
получить богатое приданное, а кроме того Михаил Ярославич, связав себя
родственными узами с Ростовским князем, оградил себя от нападения с его
стороны (что уже было в 1288 г.).
Также в 1296 г. Михаил Ярославич был вынужден вступить в борьбу с в.к.
владимирским Андреем Александровичем, т.к. тот «хотел чем-то обидеть других
князей». Однако о причине ссоры летописи умалчивают. Его и других князей
помирил во Владимире владыка Симеон, хотя из Орды для этого специально был
прислан посол.
В 1295 г. Михаил заключил договор о взаимной помощи с Новгородом.
Тверской князь объявляет о том, что он в союзе с Даниилом Московским и
Иваном Переяславским, а потому «обязывается помогать Новгороду в случае
обиды от кого-либо», со своей стороны и Новгород обещает поддержку Михаилу,
«если ему будет тягота от Андрея, от Татарина или от кого-нибудь другаго».
В 1300 году шведы построили укрепление Ландскрону на Неве при устье р.
Охты. Теперь шведы могли помешать заграничной торговле Новгорода по
Балтийскому морю. Новгород этого допустить не мог. Тверь также была
заинтересована в новгородских торговых связях, т.к. много товаров шло и в
наш город. В 1301 г. новгородцы с Андреем и полком Владимирским пошли на
Ландскрону и сожгли ее. Михаил Ярославич тоже отправился им на помощь, но,
услышав, что шведы уже побеждены, повернул назад.
В том же 1301 году состоялся княжеский съезд в Дмитрове. На него
приехали князья Андрей Александрович, Михаил Тверской, Даниил Московский,
Иван Дмитриевич Переяславский. В следующем году, после смерти Ивана
Дмитриевича, снова встал вопрос о том, кто станет хозяином Переяславля.
Выбор же самих жителей этого города был в пользу Даниила, а после его
смерти в 1303 г. - в пользу его сына Юрия. Со следующего года начинается
упорная борьба между Тверью и Москвой.


Великое княжение Михаила Ярославича.


В 1304 г. умирает Андрей Александрович. Его бояре сразу отъезжают к
Михаилу Ярославичу. Такой поступок бояр говорит о том, что Тверское
княжество считалось тогда самым сильным. Бояре были уверены, что за Тверью
останется в. княжеский Владимирский престол. Михаил Ярославич поехал в Орду
за ярлыком «ему же по старейшинству дошел бяше степени княжениа великого».
Но князь московский Юрий, племянник Михаила, тоже поехал в Орду добиваться
великого княжения, несмотря на запрет от митрополита Максима (митрополит
как духовное лицо хотел сохранить мир между князьями, тем более он отдавал
приоритет правления дяде, а не его племяннику). Но Юрий обманул Максима,
сказав, что он поедет в Орду, но только не за ярлыком. Между тем, пока
Михаил Ярославич находился в Орде, его бояре действовали в пользу своего
князя.
Тверь считала себя настолько сильной, что собиралась одновременно
управиться и с Новгородом, и с Переяславлем, и с Юрием. Тверичи захватили в
Костроме Бориса Даниловича, брата Юрия; они хотели захватить и самого Юрия,
но тот успел вовремя убежать в Орду. После этого тверские бояре посылают с
именем в.к. Михаила Ярославича наместников в Новгород. Новгородцы были
оскорблены самовольным поступком тверитян (особенно после княжения Андрея,
с которым у Новгорода сложились хорошие отношения; более того, пока еще не
было известно, кто получит в Орде ярлык на великое княжение). Вот почему
новгородцы не только не приняли наместников, но и выслали рать к Торжку,
т.к. были уверены, что этот город будет выгодно захватить неприятелю, а
Тверь помимо всего прочего была еще и ближе всех расположена к Торжку. На
самом деле, две рати встретились около этого города, но обе стороны
примирились, решив дождаться приезда князей из Орды. В то же время тверская
рать под предводительством боярина Акинфа решила захватить Переяславль. Но
когда войско подошло к городу, выяснилось, что об их приходе давно знали.
Из Москвы под начальством Ивана Даниловича пришло войско. Состоялась битва,
в которой тверичи были разбиты и с большими потерями бежали в Тверь. Таким
образом усилия тверских бояр по помощи Михаилу Ярославичу оказались
напрасными и ни к чему не привели.
Между тем сам Михаил, находясь в Золотой Орде, действовал удачнее. Ведь
ярлык на великое княжение получил именно Михаил. Тверской князь не жалел
денег, чтобы получить ярлык. Татары сказали Юрию, что, если он даст больший
выкуп, то сам получит ярлык. Однако сделать этого Юрий не мог, потому и
отказался. Однако соперничество между Москвой и Тверью на этом не
закончилось. Теперь Твери хотелось обессилить свою соперницу Москву. На
этот раз сам Михаил Ярославич пошел на князя Юрия и его братьев, но Москву
так и не взял, а потому примирился с московским князем, а сам вернулся в
Тверь.
Тогда как попытка Твери справиться с Москвой обернулась провалом,
последняя времени зря не теряла. В 1305 г. Юрий ликвидировал малейшую
угрозу со стороны Рязанского княжества, когда убил князя рязанского
Константина Романовича, находившегося у него в плену; московский князь
также удержал под своим влиянием Коломну. Зимою 1308 г. Михаил Ярославич
снова ходил на Москву, но уже с большей ратью, чем прежде. Он «много зла
сотворил»; состоялась битва, но Москва так и не была взята. Тверской и
Московский князья заключили мир, условия которого нам не известны.
До сих пор Михаил Ярославич еще не разу не был в Новгороде, хотя там
его действительно почитали за князя (вспомним условия мира, заключенного
тверскими боярами и новгородцами). Только в 1307 г. он отправляется туда.
Между городом и Михаилом Ярославичем было заключено 4 договорных грамоты и
одна жалобная (на наместников); хотя, конечно же, существовали некоторые
разногласия между князем и новгородцами.
Однако планы князя простирались гораздо дальше. Не успев завладеть
Москвой, Михаил Ярославич решил завладеть Нижним Новгородом. Если бы это
удалось князю, то он оказался бы в очень выгодном положении. Через устье
Оки Михаил Ярославич всегда мог бы иметь влияние на Москву, а через устье
Тверцы - на Новгород. Кроме того, не стоит забывать, что Н. Новгород -
крупный торговый город. Однако этот поход окончился неудачно для Твери.
Историк Борзаковский выдвигает на первый план участие в этой борьбе
русских митрополитов и уясняет мотивы, почему они встали на сторону Москвы.

В 1311 г. Михаил Ярославич посылает сильное войско под начальством
своего сына Дмитрия, которому было 12 лет, чтобы то заняло Нижний Новгород.
Сам Михаил Ярославич не пошел на Н. Новгород, потому что боялся, что в его
отсутствие на Тверь может напасть Юрий или новгородцы. Однако другие
князья, в том числе и соперники Твери не мешали походу тверской рати, и она
успешно дошла до Владимира. Тогда во Владимире митрополитом был Петр. Он
остановил князя и «не благословил его Петр митрополит столом», и Дмитрий,
простояв три недели, «бия челом Петру митрополиту, да его разрешит»,
воротился без всякого успеха. Этот факт имел чуть ли не решающее значение
на всю последующую историю Твери. Но митрополит Петр относился к Твери
слишком недружелюбно, были и причины для этого. После смерти митрополита
Максима в 1305 г. не без участия Михаила Ярославича вместо Петра в
Константинополь на посвящение в митрополиты был послан некий игумен
Геронтий. Несомненно, Михаилу хотелось видеть главой духовной власти
человека, который был бы обязан ему своим саном, и Геронтий для этого
подходил. Особую роль в этой истории сыграли отношения между тверским
епископом Андреем и Петром. Андрей считал, что он сам может занимать пост
Петра, ведь он являлся епископом в том княжестве, где княжил Михаил
Ярославич. Потому, желая навредить Петру, тверской епископ оклеветал его
перед патриархом. Удивившись доносу, патриарх «послал в Россию своего
ученаго клирика рассмотреть дело на соборе, велевши сказать Петру: «потщися
убо сие очистити и исправити». Конечно, Михаил знал и о сопротивлении
Андрея Петру, и о его клевете на святителя - знал, но не остановил своего
епископа. По крайней мере, если Михаил и не поддерживал Андрея, то он не
принял и стороны Петра, тогда как Иван Данилович поддерживал митрополита на
соборе. Конечно, здесь берет свое начало любовь Петра к Ивану Даниловичу, а
значит и к Москве. Понятно, что свое предпочтение митрополит и не мог
отдать Твери. Вот почему Петр не пустил тверскую рать захватить Н.
Новгород. Соловьев отмечает: «Во сколько этому расположению к Москве
способствовали неприязненные отношения Твери и ее епископа к св. Петру, мы
определить не можем, но мы не должны упускать этого обстоятельства из
внимания.»
В 1313 г. по случаю вступления на престол нового хана Узбека, в Орду
поехали в.к. Михаил Ярославич и митрополит Петр. Святитель вернулся назад в
том же 1313 г., а князь лишь в 1315 г. В этот год епископ Андрей оставил
свой пост и ушел в монастырь, а на его место митрополит назначил
Варсунофия. Неизвестно, добровольно или по требованию Михаила Ярославича
Андрей оставил епископство: если по принуждению, то это значило, что
тверской князь хотел скрасить невыгодное впечатление, произведенное
тверским епископом на митрополита, что позволило бы ему сблизится с Петром.


Ухудшение отношением с Новгородом и Москвой.


В это время у Михаила возобновляется борьба с Новгородом и Москвой.
Новгородцам не очень-то нравилось то, что их притесняли тверские
наместники. А в 1312 г. Михаил Ярославич прогневался на Новгород и пошел на
него ратью, однако причина похода остается неизвестной. Историк Беляев
полагает, что князь Михаил, вероятно, был недоволен сменою посадника
Михаила Павшинича, своего сторонника. Как бы то ни было, но тверской князь
вывел оттуда своих наместников, занял все окрестные города и перекрыл обозы
с хлебом, что было наиболее тяжким для Новгорода. В столь тяжелом положении
новгородцы послали владыку Давыда в Тверь. Между ними был подписан договор,
согласно которому Новгород обязался выплатить 1500 гривен серебра, Михаил
за то «ворота отворил», т.е. пропускал хлебные обозы, кроме того князь
вернул в город своих наместников. Постепенно недовольство Тверью у
новгородцев все нарастало и нарастало. По мнению Борзаковского, такие
отношения между Тверью и Новгородом являются еще одной из причин поражения
Твери. Было просто разумно и закономерно то, что новгородцы искали
возможность вступить в союз с князем Юрием и всячески помогать ему в борьбе
с Тверью.
После победы в 1312 г. тверские наместники стали еще больше теснить
новгородцев. Теперь последние лишь ждали удобного случая, чтобы начать
действовать, и он им вскоре представился ...
В 1313 г. умер Тохта и на ханский престол взошел Узбек. Петр, Михаил
Ярославич и другие князья поехали в Орду за подтверждением своих прежних
ярлыков или за получением новых. Узбек не имел пока оснований отнять у
Михаила Ярославича великое княжение, да и сам Михаил хлопотал в Орде о том,
чтобы сохранить за его собой. Новгородцы воспользовались отсутствием
Михаила и на вече в 1314 г. решили выгнать его наместников, а вместо этого
послали в Москву, пригласить к себе князя Юрия Даниловича. Тот согласился
на предложение Новгородцев. Оправданием перед ханом служило бы то, что его
позвали новгородцы, а им решать, кто будет их князем. Однако московский
князь послал сначала в Новгород князя Федора Ржевского, который посадил
наместников Михаила Ярославича под стражу. Затем новгородцы с князем
Ржевским вошли в Тверское княжество и стали жечь там села. Поскольку
Михаила все еще не было в Твери, вместо него выступил его 15-летний сын
Дмитрий Михайлович. Тверская и новгородская рать сошлись на Волге: их
разделяла река. Но в битве они не сошлись, а лишь стояли на виду друг у
друга в течение шести недель, пока не наступили морозы. Тогда был заключен
мир - скорее всего на выгодных для Новгорода условиях, т.к. новгородцы
сразу послали людей в Москву звать к себе князя Юрия. Таким образом, Твери
пришлось против своей воли пойти на уступки. Но хотя Новгород и настоял на
своем и даже выбрал князя, который ему нравится, но и короткие нелады с
Тверью плохо сказалось на Новгороде. В летописи говорится: «Той же зимы
хлеб бяше дорог в Новгороде». Вероятно, это было оттого, что подвоз хлеба в
Новгород был остановлен Тверским князем. Впрочем, все это происходило
недолгое время, потому что вскоре Юрий должен был оставить Новгород и ехать
в Орду, куда его вызывал Узбек.
Не напрасно и Михаил Ярославич провел 2 года в Орде. Результат его
хлопот был на глаза: он был оставлен великим князем Владимирским, кроме
того, Михаил, как видно, нажаловался ему на новгородцев и на Юрия
Московского. Хан отпустил в 1315 г. на Русь не только своих послов, но и
татарское войско на Новгород. Юрий был вызван в Орду не только из-за жалобы
Михаила Ярославича, но и из-за недовольства им Узбеком. Возможно, действия
Юрия в отношении Новгорода были описаны Михаилом как неуважение к хану. Но
Юрий не торопился ехать в Орду. Он хотел посмотреть, чем же закончится
поход Михаила на Новгород.
Михаил Ярославич собрал большие силы. Теперь он направился в
новгородские земли. Михаил встретил новгородцев с новоторжцами под
начальством князя Афанасия Даниловича у Торжка, где они стояли уже 6
недель, собирая вести про Тверского князя. Новгородцы были разбиты,
пригород Торжка был сожжен, а остатки людей скрылись в городе. Теперь
Михаил Ярославич мог захватить своих главных врагов. Он отправил людей в
Торжок сказать: «Выдайте мне князей Афанасия и Федора Ржевского и я с вами
мир заключу». Но новгородцы отказались выдать князя Афанасия и лишь по
неволе выдали Федора Ржевского. Был подписан мир, по которому новгородцы
обязывались выплатить 5000 гривенок серебра. После этого Михаил призвал к
себе князя Афанасия и новгородских бояр, захватил их и отослал в Тверь в
качестве заложников на время выплаты установленного окупа. С оставшихся в
Торжке людей Михаил Ярославич стал еще брать окуп, сколько кто мог дать,
отбирал лошадей, оружие, а в конце даже разрушил кремль. После этого
разорения Михаил отправил своих наместников в Новгород. Новоторжская битва
состоялась 10 февраля 1315 г. Но несмотря на заключенный мир, Михаил
Ярославич все-таки теснил новгородскую торговлю, задерживая купцов и обозы
с хлебом.
Воспользовавшись своим перевесом, Михаил Ярославич заставил новгородцев
заключить новый договор, выгодный для себя. По этому договору тверской
князь и Новгород условились2 :
1. взаимно не искать друг на друге пограбленного товара в это розратье,
в эту замятню, в княжей волости или по всей волости Новгородской.
2. на основании старой Феоктистовой грамоты должно было взять деньги
(куны) и отказаться от тех сел и людей, которые в эту замятню
заложились за князя, или за княгиню, или за бояр, даже и в таком
случае, если бы села были куплены.
3. отдать без выкупа пленных, взятых по всей земле новгородской.
4. в.к. Михаил и бояре его не должны наводить рати его на Новгород, и не
задерживать гостей в Суздальской земле и нигде.
5. а за все за то князь получает с Новгорода 12000 серебра, и в эту
сумму зачислить те 3000, что взяли княжеские поверенные Федор Юрьевич
и Ельферий Жид Слалич у заложников; заплатить эти деньги в 3 срока в
низовой вес, т.е. вдвое легче Новгородского; по уплате первой же
условленной части князь должен пустить в Новгород хлеб и всяких
гостей; последний срок уплаты - вербное воскресенье; а когда князь
получит серебро, то по целованью должен отпустить всех заложников.
Новгород должен держать княженье честно, без обиды, а князь великий
должен держать Новгород без обиды по пошлине. Когда Новгород заплатит
все 12000 сер., то князь должен изрезать две прежние грамоты -
[грамоты, написанные у Волги и в Торжке].

Во время всех этих событий Юрий все еще находился на Руси, ожидая, чем
все закончится. И лишь 15 марта 1315 г. он поехал в Орду с некоторыми
новгородцами, готовыми подкрепить жалобы Московского князя относительно
Михаила Ярославича перед ханом. Но по дороге они были схвачены и отвезены в
Тверь. Это стало еще одним поводом для волнений в Новгороде в 1316 году.
Ситуация обострилась настолько, что не только тверитянам было опасно
находиться в городе, но и показать себя другом Твери стало опасно. Было
убито несколько человек, которых обвинили в сотрудничестве с Михаилом
Ярославичем. В том же 1316 г. тверской князь снова идет в поход на
Новгород, который заканчивается разгромом тверской рати: войско заблудилось
среди озер и болот, много людей погибло. Новгородцы решили воспользоваться
несчастьем, случившимся с тверичами, а потому послали в Тверь владыку
Давыда, предложившего освободить новгородских заложников за выкуп. Но
Михаил Ярославич решил оставить этот козырь про запас на случай дальнейшей
борьбы с Юрием.


Перелом в соперничестве с Москвой.


Московский князь Юрий не даром провел 2 года в Орде. За это время он
сумел приобрести расположение хана Узбека, и он выдал за князя Юрия свою
сестру Кончаку, которая приняла при крещении имя Агафья. Тогда Узбек решил
отдать великое княжение своему зятю и дал ему 50 тыс. воинов под
начальством Кавгадыя, пользовавшегося большим доверием при дворе хана, для
утверждения Юрия на великокняжеском престоле. Другие князья пока не знали,
в чью пользу разрешится спор о великом княжении, потому пока выступали на
стороне Михаила Ярославича. Михаил и Суздальские князья сошлись с Юрием на
Волге у Костромы. Там они стояли долгое время, тогда тверской князь и узнал
об успехе Юрия, его свадьбе. Михаил Ярославич не хотел выступить ослушником
ханской воли, но он также понимал, что от битвы с Юрием ему никуда не
деться - тот теперь не успокоится, пока не ослабит, насколько это возможно,
Тверь.
Юрий хотел нападать на Тверь сразу с двух сторон: с юга (он) и с севера
(Новгород). Потому Михаил Ярославич выступил сначала против новгородцев и
победил их. Управившись с одним врагом, тверской князь выступил против
другого. Юрий успел уже дойти до Клина. В этот поход он почему-то взял и
свою жену. У Клина Юрий вошел в тверские земли и стал жечь, грабить и
разорять все села, которые они проходили. Михаил, желая оградить свой удел
от разгрома, вышел навстречу Юрию и послал сказать ему: «Брат, что дал тебе
царь великое княжение, господствуй над ним, но в мою область не вступайся,
довольствуйся своим». Но Юрий Данилович хотел ослабить Тверь, поэтому он и
начал громить тверские земли, хотя в сам город незаходил, т.к. тот был
хорошо укреплен. Посовещавшись с епископом, князьями и боярами, Михаил
Ярославич выступил вместе с кашинцами против татар и встретился с ними
около села Бортенева, в 40 верстах от Твери. В жестокой сече погибло много
татар, которые обратились в бегство. В плен были взяты Кавгадый, Кончака,
Борис и Афанасий Даниловичи. Юрий же с небольшим количеством людей убежал в
Новгород. Битва эта состоялась 22 декабря 1317 года. Михаил Ярославич
понимал, насколько большое влияние на хана имеет Кавгадый. А потому к нему
относились с большой любезностью. Михаил старался переманить Кавгадыя на
свою сторону, и тот ловко показывал мнимую любовь к Михаилу Ярославичу.
Юрий обратился за помощью к Новгороду, поставив его в затруднительное
положение. С одной стороны новгородцы не хотели усиления Твери, но, приняв
сторону Юрия, могли поплатиться жизнью своих заложников, находившихся в
Твери; а отказав ему, могли поплатиться жизнью перед татарским войском,
которое хан может прислать зятю. Поэтому была выбрана нейтральная позиция.
Новгород выступил посредником между Юрием и Михаилом. Был подписан договор,
согласно которому Тверь шла на определенные уступки: отпускала пленников,
не задерживала бы хлебные обозы и т.д. Но в плену умерла жена Юрия,
разнесся слух, будто ее отравили. Кавгадый был отпущен из плена и вместе с
Юрием поехал в Орду и начал жаловаться на Михаила Ярославича, обвиняя его в
смерти Кончаки, но с другой стороны, если бы Кавгадый не обвинял Михаила,
то виновным оказался он бы сам. Михаила потребовали в Орду, на суд к
Узбеку, но идти туда значило идти на верную смерть. Но Михаил Ярославич не
спешил идти в Орду, но послал туда своего сына 12-летнего Константина как
залог своей верности. Михаил Ярославич спрашивал совета у бояр. Те говорили
ему: «Один твой сын уже в Орде, если хочешь, пошли и другого, но не езди
сам».



Трагическая гибель тверского князя.

В августе 1318 года Михаил Ярославич выехал из Твери в Орду, приняв
благословение от своего епископа Варсонофия. Во Владимире Михаил встретил
ханского посла Ахмыла, который предупредил его о том, что он оболган
Кавгадыем. Его дети говорили ему: «Не езди, дорогой отец наш, в Орду, но
пошли одного из нас, потому что ты оклеветан перед царем; подожди пока
утихнет гнев царский». Михаил Ярославич вполне справедливо отвечал им: «Вы
видите, что не требует царь вас ... и только моей головы хочет. Если же я
не пойду и уклонюсь, мое родное княжество будет пленено, много христиан
избито, а мне после этого все же придется умереть. Лучше же мне ныне
положить душу свою за многие души!»

Михаила Ярославича безосновательно обвиняли в том, что он не платил
царю дань, воевал против его посла и отравил его сестру. Князь был признан
виновным, и на него была наложена тяжелая деревянная колода. Кавгадый же
всеми способами добивался казни великого князя тверского. Хан наконец
изъявил свое согласие на смерть Михаила Ярославича.
Множество татар-палачей ворвалось в палатку Михаила. Палачи схватили
князя за колоду на шее и ударили его о стену палатки так сильно, что
пробили ее. Затем татары бросили Михаила на землю и долго били его ногами.
Наконец один из них именем Романец вонзил в грудь князя нож и несколько раз
повернул его. Так 22 ноября 1318 года погиб великий князь тверской Михаил
Ярославич. Но Владимир Колосов считает, что эта история имеет продолжение.
После расправы Кавгадый с гневом сказал Юрию: «Не брат ли он тебе
старейший, как отец; зачем же тело его лежит нагое». После этого Михаил
Ярославич был крепко привязан к большой доске по приказу князя Юрия. Но на
следующее утро он был найден лежащим в стороне. Правая рука Михаила была на
лице, а левая - прижата к ране на груди. На основании этого можно сделать
вывод, что князь умер не от рук татарских палачей, а еще более мучительной
смертью: за смерть был принят глубокий обморок, после которого князь пришел
в сознание и, очевидно, потеряв много крови, слез с доски, после чего и
умер.
Тело Михаила привезли в Москву и погребли в Спасском монастыре. Но
нескоро об этом узнали в Твери. В.к. Анна, ее сыновья Дмитрий, Александр,
Василий просили Юрия, чтобы тот отпустил тело их отца домой. Но разрешение
они получили лишь в июне 1319 г. «И певше над ним надгробное пение и
положиша в церкви святаго Спаса на десной стране ... месяца сентября в 6
день». После трагической кончины своего супруга в.к. Анна постриглась в
Тверском Софийском монастыре. После смерти Михаила Ярославича княжить стал
его сын Дмитрий.


Каким был Михаил Ярославич.


Из летописей известно, что Ксения очень любила своего сына Михаила
Ярославича. Она воспитала его «в страхе Господнем и научила святым книгам и
всякой премудрости». Описание его внешности: «Седина мала. Плешив. Брада,
аки Михаила Черниговскаго. На главе шапка, в правой руке крест, а в левой
меч в ножнах».



Список литературы

1. Борзаковский В.С. «История Тверскаго княжества», С.-
Петербург, 1876 год.
2. Колосов В.И. «Прошлое и настоящее Твери».



-----------------------
[1] Здесь и далее, если не указано иначе, цитаты будут даваться из книги
В.С. Борзаковского «История Тверскаго княжества», С. - Петербург, 1876
год.
2 Далее цитируются слова из книги В.С. Борзаковского «История Тверскаго
княжества».






Реферат на тему: Великий шелковый путь на территории Казахстана

Глава 2.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ГОРОД И СТЕПЬ

Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти
связи были налажены в связи с разработкой месторожде-
ний лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в
районе Хотана.
В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь,
протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в
Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших
район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха
и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.
В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и
скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал
в Центральную Азию и Средиземноморье.
В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как
регулярная дипломатическая и торговая артерия.
Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинался в Чаньани
— древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу,
далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской
стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя
с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан,
Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через
перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан, Яркенд в
Бактрию, Индию и Средиземноморье – это так называемый «Южный путь».
«Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару,
Мерв и Хамадан в Сирию.
В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на
запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно
объяснить несколькими причинами. Во-первых, в Семиречье находились ставки
тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию.
Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-
третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными
потребителями заморских товаров.
Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в
VII—XIV вв. В течение столетий он претерпевал изменения: одни участки
приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и
торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основной
была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская
долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан.
Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из
Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье —
Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему
был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в
Византии. В IX—XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью,
чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в
Сирию, Египет и Византию, а в XIII—XIV вв. вновь оживляется. Политическая
ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и
другими путешествующими людьми'.
Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н.
э. — первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно
функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский
шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки
из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи
формируются городские центры, предтечей которых явились земледельческие
поселения, окруженные стенами с башнями.
Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав
Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до
Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке
Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской
культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда
городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту
городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье
функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к
гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к
его угасанию.

§ 1. Направления и трассы Великого Шелкового пути

Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на
восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам
(Сарьям). Название древнего города сохранилось до сих пор. Его носит
поселок рядом с Шымкентом, в центре которого находятся остатки
средневекового городища, бывшего одним из крупнейших центров на Шелковом
пути. Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и
железо.
Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и
Будухкет.
Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в.
Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое
посольство византийского императора Юстиниана II во главе со стратигом
Земархом. Источники называли Тараз городом купцов. Кроме того, он был
столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.
Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся уже в VI в.
Развалины Джамуката находятся в Таласской долине недалеко от Джамбыла, на
правом берегу реки Талас, напротив с. Михайловки. Развалины его называются
сейчас Костобе — Двойной бугор.
В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого произошла в
751 г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку от
Тараза на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились города
Адахкет и Дех Нуджикес. В горной части Таласской долины находились также
известные
города Шельджи, Сус, Куль и Текабкет. Они возникли вблизи серебряных
рудников.
В Таласскую долину караваны попадали также по дороге из Ферганской долины
через перевал Чанач на Чаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау.
Этот отрезок дорог соединил «Ферганское» и «Семиреченское» направления
Шелкового пути.
Из Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и Куланом
принадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через города
Касрибас, Куль-Шуб и Джудь-Шуб. От Кулана далее на восток на расстоянии
четырех фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара. Затем караваны
шли через города Нузкет и Харраджуван в Джуль. Из Джуля дорога вела в
Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в Кирмирау.
Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья
Навакет (Китайский Синчэн). Оба названия переводятся как Новгород. Навакет
был резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев.
Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет) дорога приводила в крупнейший
город Семиречья Суяб — столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков).
О нем пишут китайские и арабские путешественники вплоть до Х в. Роль
столицы переходит к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо,
было Беклиг или Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов, затем
Каракитаев, которые его и разрушили в начале XIII в. Город был заново
отстроен, но уже в XIV в. лежал в развалинах. Местоположение этих городов
находится неподалеку от современного "г. Токмака и соответствует двум
известным средневековым памятникам — городищам Акбешим и Бурана.
Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам
Иссык-Куля. На южном отрезке караваны проходили крупный город Верхний
Барсахан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, названия
которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, и
через него либо Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.
Из Иссыккульской котловины через перевал Санташ и долину Каркары путь вел
в Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и
Хоргоса — в Алмалык, а по северной оконечности пустыни Такла-Макан, через
оазисы Хами и Турфан — к Дунхуану и в Китай.
В X—XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую
долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате,
затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны
Заилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога — из Баласагуна. Здесь
приметным ориентиром были священные горы Урун-Ардж. Трасса проходила через
небольшие городки в предгорьях Заилийского Алатау, находившиеся на месте
Кастека, Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза (Тальхира),
который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор
на правом берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневекового
городища. Тальхиз (Тальхир) был крупным центром транзитной торговли.
В Илийскую долину попадали и другим путем: от Кулана, Аспары либо Нузкета
к городам среднего и нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла на
северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль северных склонов Заилийского
Алатау.
В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южная часть шла через Иссык,
Тургень, Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по
правому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом,
шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалины
небольших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного г. Чилик. По правому
берегу Или дорога шла через современные поселения Кок-Тал и г. Джаркент. В
районе Кок-Тала располагался Илиба-лык.
Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль р. Талгар до переправы на р.
Или в районе Капчагайского ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем
через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала
города Икиогуз, находившегося на месте современного с. Дунгановка.
Вильгельм Рубрук называет город Эквиусом. Именно здесь обнаружено одно из
крупнейших городищ Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует
посетивший его в 1253 г. Вильгельм Рубрук, жили «сарацины» (иранские
купцы).
Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) — столице карлукских джабгу.
Город славился своими базарами. В нем кроме мусульман жили христиане,
имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город посол Людовика IX к
монгольскому хану Мункэ монах Вильгельм Рубрук. Кулык был столицей
карлуков, которым в IX — начале XIII вв. принадлежала северовосточная часть
Илийской долины. Он находился в долине р. Каратал, на окраине с.
Антоновского. Неподалеку от Каялыка, судя по записке Рубрука, находилось
христианское селение, через которое также проходил Шелковый путь. Далее он
следовал в долину Тентека и, обогнув Алакуль, через Джунгарские ворота
приводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутренний
Китай.
На юго-восточной оконечности Алакуля стоял город, который путешественники
XIII в. называли «Столицей области».
Из Исфиджаба шла также караванная дорога в Арсубаникет на Арыси, в Отрар-
Фараб и далее вниз по Сырдарье — в Приаралье.
На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными
городами были Отрар-Фараб и Шавгар. Название первого сохранилось до сих пор
в имени крупного городища, находящегося неподалеку от впадения Арыси в
Сырдарью.
Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда одна дорога вела в
Шавгар, а другая — на переправу через Сырдарью к городу Васиджу. Из него
шел путь вверх по Сырдарье, через огузский город Сюткент в Шаш, а вниз — в
Дженд. Отсюда же через Кзыл-Кумы была проложена трасса в Хорезм, Ургенч, а
оттуда — в Поволжье и на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был особенно
оживленным в XIII в. и проходил через Дженд, Сарайчик, Сарай-Бату и Каффу.
Шавгар известен в источниках уже в VIII в., ему соответствует городище
Чуй-Тобе, расположенное рядом с Туркестаном. На месте современного
Туркестана рядом с Шавгаром в X—XII вв. сформировался город Яссы, где жил и
проповедовал известный поэт, суфий Ахмед Ясави.
Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту — столице государства огузов.
Отсюда шла также дорога через Кзыл-Кумы в Хорезм.
Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турлан дорога выходила на
северные склоны Каратау и шла параллельно той, что тянулась вдоль Сырдарьи.
На этом пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугулкент. Выводила же
она либо в низовья Таласа, откуда поднималась вверх к Таразу, либо шла
вдоль западного берега озера Бийликуль через города Берукет-Паркет и
Хутухчин также к Таразу.
От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Южный Казахстан и
Семиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районы
Центрального и Восточного Казахстана в степь Деш1'-и Кыпчак, позднее
известную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию. Здесь
проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников.
Богатые скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстана
были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и
включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.
Из Отрара через Арсубаникет, долинами Арыстанды, Чаяна, перевалив
невысокие горы Каратау, из Шавгара и Яссы через перевал Турлан, из Саурана
и Сыгнака, из Янгикента дороги выходили в степи Центрального Казахстана и
достигали берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима. Здесь открыты остатки
средневековых городищ: Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-Дарасы, Домбгаул,
Милы-Кудук, Ормамбет. Видимо, именно здесь следует локализовать упомянутые
в средневековых источниках города .Жубин, Конгликет, летовки Ортаг и
Кейтаг, рудные разработки Гарбиана и Бакирлытага.
Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес шел торговый путь на Иртыш
— к резиденции хакана кимаков и далее, в страну кыргызов на Енисей.
Илийская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой, которая
шла вдоль северных склонов Чуилийских гор, затем по Чу в ее низовьях и
затем к берегам Сарысу.
Другая трасса отходила от северо-илийской в районе Чингильды и через
перевалы Коктал и Бояулы — в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. Или
Ортасу, где находятся остатки городища Актам и почти соединяются южный и
северный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Караваны
переходили пролив вброд и выходили к устью р. Токрау, а затем по ее берегам
шли к предгорьям Улутау.
От 'северо-илийского пути отходило направление, огибавшее Алакуль с
западной стороны и через Тарбагатай приводившее на Иртыш, в земли
государства кимаков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались
кимакские города Банджар, Ханауш, Астур, Сисан и «столица хакана» —
огромный город, окруженный укрепленной стеной с железными воротами. Города
кимаков были связаны торговыми дорогами с городами кыргызов на Енисее,
уйгуров в Монголии и оазисами Восточного Туркестана.
Торговля и товары. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского
шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата,
а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и
амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна,
красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая
кость и «рыбьи бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и
стрелы, мечи и копья и многое др. По Шелковому пути везли на продажу
знаменитых «потокровных» коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов,
верблюдов и ' слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов,
павлинов, попугаев и страусов.
По Шелковому пути распространялись культурные растения:
виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень.
Однако главным предметом торговли оставался шелк. Наряду с золотом он был
международной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье
наемному войску и государственные долги.
Шелк и часть товаров, провозимыхйо Шелковому пути, оседала в городах
казахстанского участка. Археологические находки — яркое тому
свидетельство2.
К числу редкостных по назначению находок, важных для изучения
международной торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своему
составу он денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в нем
представлены монетные дворы восточнотуркестанских городов — Алмалыка,
Пулада и Эмиля (Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма; малоазиатских —
Сиваса, Конии, Тебриза; казахстанских — Дженда. Время чеканки монет
относится ко второй половине 60-х гг. XIII-в. Клад содержит своего рода
«визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути3.
По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на
художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на
подготовленную почву в определенную этнокультурную среду, получали широкое
распространение.

§ 2. Взаимодействие и взаимообогащение культур
Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех
царств мира, которые символизировали обширные регионы и страны. Каждое из
этих «царств мира» в глазах современников обладало присущими только ему
преимуществами. Такие государства, как Китай, объединившийся под властью
династии Суй (589-618), а затем Тан (618—907), царства индийских
владетелей; объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря, Персии и
Византии, послужили основой идеи четырех
мировых монархий, расположенных по четырем сторонам света:
империи царя слонов на юге (Индия), царя драгоценностей на западе (Иран и
Византия), царя коней на севере (тюркские каганаты), царя людей на востоке
(Китай). Та же идея перешла и к мусульманским авторам4.
Выражением этой концепции являются росписи в селении Кушания вблизи
Самарканда, покрывавшие стены здания, где на одной были изображены
китайские императоры, на другой — турецкие ханы и индийские брахманы, на
третьей — персидские цари и римские императоры5.
Современники тех далеких событий писали не только об успехах своих
государств, но и об освоении ценностей чужих культур, и в этом было
основное содержание одной из реальных форм всемирной культуры.
Наряду с распространением товаров, культурных образцов и aTanoHqe в
прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по странам Востока и
Запада распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления6.
Иностранные оркестры входили в состав придворного персонала. Известно,
что царственный меломан Сюань Цзунь содержал 30 тыс. музыкантов.
Сохранились описания приемов послов тюркским каганом в ставке вблизи Суяба.
«Каган, — пишет очевидец церемонии буддийский паломник Сюань Цзянь, —
приказал поставить вина и начать музыку... Все это время раздавалась
иноземная музыка, сопровождаемая металлическим перезвоном. И хотя это была
музыка варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и мысли». Известно,
что наиболее популярной в Танском Китае была музыка Восточного Туркестана и
Средней Азии. Музыкальные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и Самарканда,
Индии под официальным покровительством слились с музыкальной китайской
традицией.
Иранские, согдийские и тюркские актеры много внесли и в хореографическую
культуру Китая. Например, в Константинополе часто «гастролировали» артисты
с Востока. Так, на знатном обеде у византийской императрицы в честь русской
княгини Ольги присутствующих развлекали шуты и эквилибристы, а на
празднествах, устроенных Мануилом I в честь сельджукского султана Арсла-на
II, выполнял рискованное сальто тюркский акробат. Давались также
представления в масках.
Эти традиции сохранялись и в более позднее время в мусульманских странах.
Известно, что во время празднования навруза в Багдаде устраивались
представления в масках перед Халифом7.
В разных местах при раскопках памятников на Шелковом пути найдены
многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения
культуры: коллекция терракот танского времени, изображающая танцоров и
танцовщиц, актеров в масках, музыкальные ансамбли, уместившиеся на
верблюжьих горбах. Лица многих из этих артистов принадлежат представителям
народов Средней Азии. На степных росписях, сохранившихся в парадных залах
Пенджикента, Варахши, Топрак-Калы и в городах Восточного Туркестана,
изображены музыканты, актеры. Прекрасная деревянная скульптура танцовщицы
найдена в Пенджикенте. Глиняная маска артиста X—IX вв. — при раскопках
сырдарьинско-го города Кедера.
Пути религий. По Шелковому пути распространялисть и религиозные идеи, а
миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю
Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии
— христианство, а затем ислам.
По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло
через Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н.
э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль
принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенности
согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно активное
во II—III вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанского
государства на Востоке.
В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя
согдийцы. Именно они сыграли важную роль в распространении буддизма в
Центральной Азии. Анализ терминов из тюркских буддийских текстов Восточного
Туркестана свидетельствует о том, что они были заимствованы при
посредничестве согдийцев. Буддийские памятники обнвружены в ряде городов на
трассе Великого шелкового пути8.
Тюрки с VI в. испытывали сильное влияние буддизма. Сюань-Цзян пишет о
благожелательном отношении к буддизму кагана западных тюрков. По мнению
исследователей, в первой половине VII в. некоторые правители западных
тюрков стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связано
с переходом их к оседлости и городской жизни.
На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое
распространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийских
сооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-
Бешиме, Красной речке, Новопок-ровском, Новопавловском: храмы, монастыри,
часовни, а также находки статуэток и стелл с буддийскими персонажами и
сценами.
Достаточно широко среди случайных находок представлен индийский импорт:
бронзовые и серебряные с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями
статуэтки будд и бодисатв, бронзовые бляшки и пластины, каменные рельефы в
виде мелких поделок и стелы с сюжетами буддийской иконографии, составлявшие
некогда иконостасы и реликварии буддийских храмов и монастырей.
К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь,
обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города
Исфиджаба (Сайрама).
Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток,
распространялось христианство. В первой половине V в. в Восточной Римской
империи возникла «еретическая» секта приверженцев священника Нестория.
Последний учил, что дева Мария родила не бога, а человека к что Христос был
только
«обителью божества», носителем святого духа. По мнению Нестория, деву Марию
следует называть не богородицей, а христороди-цей. Именно это новшество
произвело смятение в массах. Это противоречило принятому на Никейском
соборе в 325 г. символу веры, согласно которому Христос считался
обладателем нераздельно слитых ипостасей — человеческой и божественной, и
отрицание единосущности его с богом-отцом ортодоксальная церковь признавала
как величайшую ересь. Учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе в
431 г., и начались жестокие гонения на несториан. В результате
преследований они вынуждены были бежать в Иран. Сторонники Нестория
организовали в Персии, в городе Нисибине школу, которая сплотила
политическую оппозицию Византии.
Богатце сирийские купцы и ремесленники, лишившись рынка в Константинополе,
двинулись на Восток. Их колонии и торговые фактории тянулись от берегов
Средиземного моря до «Небесной империи». На всем протяжении этого пути
неизменно встречаются свидетельства сирийской письменности, сирийского
христианства, распространение которого началось уже в самый ранний период
его истории. Многовековые экономические связи сирийцев обусловили их
культурное влияние и на Аравийском полуострове, и в Индии, и в областях
Средней Азии, где иранские и тюркские наречия оказались в известной мере
под воздействием сирийского языка9.
В VII—VIII вв. несториан ство широко распространялось в городах Южного
Казахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При
патриархе Тимофее (780—819) христианство было принято царем тюрков, видимо,
карлукским джабгу. На рубеже IX—Х вв. была образована особая карлукская
митрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане
проживали и в городах Сырдарьи.
О христианах Илийской долины, которые имели свою церковь в Каялыке, а
также свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук. Известно, что на берегу
Иссык-Куля в XIV в. стоял христианский монастырь, в котором хранились мощи
святого Матфея.
При раскопках некрополей городов Джамуката и Невакета были обнаружены
захоронения христиан с серебряными и бронзовыми крестами. Известна и
случайная находка нефритового креста на городище Красная речка. В музее г.
Шымкента хранится каменная ступка, найденная на городище Торткольтобе. На
ней изображены символы христанства — крест и голубь. При раскопках Тараза в
слое VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийской надписью «Петр и
Гавриил».
К выдающимся произведениям религиозного искусства и религиозной символики
среднеазиатских христан, тюрков по национальности, за период появления
христанства в этих краях до конца XIV в., относятся кайраки — надгробные
камни с несторианскими надписями и символикой.
О существовании христианских общин в Семиречье свидетельствуют не только
надмогильные сирийские надписи, но и согдийские надписи на керамике, на
венчиках больших хумов для вина. На одном из них было написано: «Этот хум
(предназначен) для учителя Яарук-Тегина. Мастер Пастун. Пусть будет он
(хум) наполненным, аминь, аминь!». Слово «учитель» в этой надписи
аналогично терминам тюро-согдийских эпитафий — «учитель наставник».
Заключительное «аминь» не оставляет сомнений, что Яарук-Тегин был
руководителем христианской общины.
Таким образом, археологические и эпиграфические находки вкупе с данными
средневековых источников показывают пути распространения христианства10.
По Шелковому пути распространилось и манихейство, возникшее в III в. в
Иране и быстро завоевавшее большое число приверженцев от Италии до Китая.
Она представляла в целом синтез зороастризма и христианства. Из
христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма —
идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении
манихейства играли также согдийцы. В начале VIII в. верховный глава
манихеев имел резиденцию в Самарканде. Манихейство сосуществовало с
буддизмом в Средней Азии на протяжении длительного времени, причем буддизм
оказал сильное влияние на пантеон, терминологию и даже концепцию
манихейства.
Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана, в
первую очередь, в среде оседлого населения. В обнаруженной в Турфанском
оазисе древнеуйгурской рукописи манихейского сочинения «Священная книга
двух основ» говорится о том, что эта книга писалась в городе «Аргу-Таласе
Алтын Аргу Талас-Улуше, Талас-Улуше», «чтобы пробудить (веру) в стране
десяти стрел». Речь здесь идет об известном городе Таразе. Известно также,
что манихейские обители были еще и в других семиреченских городах, в том
числе в Баласагуне, Чигильбалыке".
Видимо, к числу манихейских реликвий следует отнести найденный при
раскопках Тараза бронзовый медальон с женским изображением с луной
(полумесяцем), которая является символом манихейского астрального божества.
ГСреди жителей средневековых казахстанских городов были представители и
зороастризма, возникшего в VII—VI вв. до н. э. на территории древнего
Ирана. Для обрядовой практики его характерно почитание четырех элементов
Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Памятники зороастризма можно
проследить в Средней Азии, в Согде, в сырдарьинских городах и Семиречье.
Это остатки башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнями
огня. Они сохранились в топографии городищ Костобе и Красная речка. Однако
в Средней Азии и Казахстане получил распространение особый вариант
зороастризма, отличяый от канонического. Он был тесно переплетен с местными
языческими культами: с культом огня, рода предков, животных — барана,
лошади, верблюда. Находки, связанные с этой религией, представлены
захоронениями в оссуариях — глиняных ящиках для костей, хумных
захоронениях, труположением в наземных склепах — на-усах, захоронениях
кучек костей. Многие, связанные с зороастризмом культы продолжали бытовать
в городах Казахстана и после появления ислама.
Так, в домах Отрара XII в. археологи обнаружили очаги-алтари, вмазанные в
пол. Богато украшенные резьбой, они служили для возжигания огня. Это были
отсветы великих огней маздеизма, которые продолжали теплиться в домах
горожан, даже тех, в которых утвердился ислам и была принята арабская
письменность12.
Однако распространившийся в Казахстане ислам постепенно вытеснил и
христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы. Новая религия
утвердилась во многих городах на Шелковом пути.
Источники, повествующие о событиях конца VIII—IX вв., свидетельствуют об
исламизации^ населения Южного Казахстана, В 840 г. Нух ибн Асад подчинил
себе Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар.
Карлуки, захватившие с 766 г. политическое господство в Семиречье и на юге
Казахстана, подверглись наибольшему влиянию мусульманской культуры. Есть
мнение о том, что они приняли ислам еще при халифе Мазди (775—785 гг.)
Однако, видимо, это относилось лишь к какой-то их части, так как в 893 г.
Исмаил ибн-Ахмад взял Тараз и «обратил главную церковь этого города в
мечеть».
В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Карахаии-дов Сатук, а
его сын Богра-хан Харун б. Муса в 960 г. оъявил ислам государственной
религией. Постепенно новая религия распространяется и в среде кочевников.
Тот же Ибн Хаукаль сообщает о тюрках-мусульманах, кочевавших между фарабом,
Кенджидой и Шашем. Имеются сведения о распространении ислама в XI—XII вв. в
среде кыпчаков
Археологические раскопки памятников IX—начала XIII вв. свидетельствуют о
формировании городской мусульманской культуры в области. В Таразе и Мирки
христианские церкви были превращены в мечети. По мере роста населения,
исповедующего ислам, в городах строятся соборные мечети.
К постройкам, которые появляются в городах Средней Азии и Казахстана в
период распространения ислама, относятся общественные бани.
Во второй половине IX—Х вв. меняется погребальный обряд. Появляются
погребения в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича, погребенные
ориентировались на северо-запад, лиц

Новинки рефератов ::

Реферат: Психопатии (Психология)


Реферат: Возникновение жизни на земле (Биология)


Реферат: Искусство древнего Рима (Искусство и культура)


Реферат: Современные тахеометры (Геодезия)


Реферат: Культура России начала XIX века (История)


Реферат: Волоконно-оптическая линия связи (Программирование)


Реферат: Феномен бюрократии: социальная и политическая сущность (Социология)


Реферат: Административное право РБ (Административное право)


Реферат: Семен Иванович Дежнев (История)


Реферат: Соціальне становище Запорізького краю (История)


Реферат: Финансирование малого предприятия (Финансы)


Реферат: Внутренняя политика Екатерины II (История)


Реферат: Налог на добавленную стоимость в Украине (Налоги)


Реферат: Учет и анализ собственного капитала (Аудит)


Реферат: Электродинамика (Физика)


Реферат: Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе (История)


Реферат: Летний отчет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Создание и ведение баз данных (Компьютеры)


Реферат: Грибы (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист