GeoSELECT.ru



История / Реферат: С. Ю. Витте (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: С. Ю. Витте (История)




30 ИЮНЯ исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Юльевича Витте.
Преобразование тарифного дела, превращение России в крупнейшую
железнодорожную державу, управление финансами в сложную эпоху перехода
страны на промышленный путь развития, смелая валютная реформа, введение
казенной продажи винно-водочной продукции, подъем технологии финансового
управления до высокого уровня, Портсмутский мир с Японией, манифест 17
октября, ряд важнейших законов 1905 - 1906 годов - все это связано с именем
Витте. Он был министром путей сообщения и министром финансов, председателем
Совета министров России, почетным членом Императорской академии наук,
кавалером многих российских и иностранных орденов, получил титул графа за
заслуги перед Отечеством.
В августе 1892 году в связи с болезнью Вышнеградского Витте сделался
его приемником на посту министра финансов. Заняв кресло на посту одного из
самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком.
Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного развития России в
короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца,
заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в
разряд передовых промышленных держав. Промышленность, строительство и
железные дороги в 90-х годах активно развивались. Этому в какой-то степени
способствовало и обнищание крестьян и землевладельцев после неурожая 1891 и
последовавшего за ним голода. Именно этот упадок в экономике и привел
общественность к осознанию необходимости принять меры для обуздания
реакционных деятелей в правительстве, толкавших страну на грань
экономического и духовного распада. В этой обстановке появился на
политической сцене С.Ю.Витте. На этого в высшей мере талантливого человека
легла задача преобразования экономической жизни страны.
В 1894-95 г. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 сделал то,
что не удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение,
обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток
иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно
косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из
народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на
продажу спирта, вина и водочный изделий.
На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне
определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет
догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять
прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное
промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных
капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной
монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности
от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней
отводилась особая роль - в конце 90-х годов Витте выступил за
неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное
дело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом
на пример из истории США и Германии.
Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни
один из царских министров финансов, широко использовал исключительную
экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями
государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения
министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.
В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию
промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла
на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим
и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя,
охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных
займов и железнодорожных обществ.
В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам
Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом
аппарате империи. Витте не скупился в расходах, рекламируя в европейских
газетах и журналах финансовое положение России, свой экономический курс и
собственную персону.
В русской печати министра резко критиковали за отступничество его
бывшие единомышленники. За неограниченное использование государственного
вмешательства Витте подвергался критике и со стороны приверженцев реформ
1860-х годов, считавших, что индустриализация возможна только через
перемены в государственной системе - создание настоящего ("объединенного")
правительства и введение правительственного учреждения. В либеральных
кругах "система" Витте была воспринята как "грандиозная экономическая
диверсия самодержавия", отвлекавшая внимание населения от социально-
экономических и культурно-политических реформ. В конце 1890-х годов
казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность
феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность
успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного
управления.
Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться.
Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший
развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов,
нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и
Среднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще и
обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С
началом же военных действий ни о какой последовательной экономической
программе не могло уже быть речи.
Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной при
сохранении традиционной системы власти и существовавших экономических
отношений в деревне и Витте скоро начал отдавать себе в отчет. "...
сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами Российской империи
нужно было быть дураком, чтобы не понимать, что машина без топлива не
пойдет. Топливо это - экономическое состояние России, а так как главная
часть населения - это крестьянство, то нужно было вникнуть в эту область".
В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения. В 1898 он
сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного
курса, сорванную, однако, В.К.Плеве, К.П.Победоносцевым и П.Н.Дурново. К
1899 году при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене
круговой поруки. Но общинное землевладение оказалось твердым орешком. В
январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах
сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в
министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Противники
Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой
поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство. Это, в общем,
несправедливо [5]. Главная причина отставания сельского хозяйства
заключалась в сохранении крепостнических пережитков в деревне. Выкуп за
землю вынул из кармана крестьян больше денег, чем создание промышленности.
Сделал свое дело аграрный кризис. А вот ко всему этому добавилась уже и
политика Витте.
Развитие промышленности во всех странах шло за счет средств,
накопленных первоначально в сельском хозяйстве. Там, где этот процесс шел
естественным и неспешным темпом, он не был болезненным. Необходимость
быстрого скачка оказалась чувствительной. Россия была догоняющей страной
и расплачивалась за это.
Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис и
виттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельское
хозяйство на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века и
Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил
сельского населения". Эти слова отражали искреннюю и глубокую тревогу
представителей власти. На платежеспособности крестьян держались и развитие
промышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападки
на политику индустриализации.
В июне 1902 года Плеве в противовес Особому совещанию создал при своем
министерстве (внутренних дел) еще один центр разработки аграрной политики,
которая стала поприщем соперничества двух министров.
В манифесте 26 февраля 1903 года, определившем программу царизма,
какой ее видели Николай II и Плеве, снова, хотя и с некоторыми оговорками,
провозглашалась "неприкосновенность общинного строя крестьянского
землевладения". Объединенными усилиями противники Витте при очевидном
сочувствии императора начали оттеснять министра финансов и от рычагов
управления дальневосточной политикой, находившихся до того в его почти
исключительном владении. Каковы бы ни были в совокупности причины
увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года
нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он
получил, был неизмеримо менее влиятелен. Сам Витте поэтому сравнивал свое
пребывание 12 декабря 1904 года был опубликован императорский указ,
предусматривавший осуществление целого ряда реформ. Его положения
касались: религиозной терпимости; свободы слова и реформы законов о
печати; пересмотра трудового законодательства. Витте попытался обернуть его
себе на пользу, добившись того, чтобы разработка намеченных в нем
мероприятий была поручена комитету министров.
Витте опубликовал свою антиобщинную платформу (декабрь 1904 "Записка
по крестьянскому делу"). Рост эффективности сельскохозяйственного
производства при низких ценах на его продукцию был важной составной частью
виттевской программы индустриализации. Он видел в этом средство и для
высвобождения в деревне рабочих рук, которые использовались бы в
промышленности, для удешевления труда промышленного пролетариата. Тут-то
главным тормозом и оказывалась община, приверженцем которой он был в
молодости. Витте стал видеть в общине причину крестьянского оскудения и
предмет крайнего поклонения как крайних консерваторов, интриговавших
против него у царя, так и социалистов, учения которых были враждебны всему
тому, что он отстаивал. Он требовал сделать из крестьянина "персону" путем
уравнения крестьян в правах с другими сословиями. Речь шла при этом обо
всех правах, в том числе и имущественных, иными словами - о выходе из
общины с выделом земли. В общине Витте видел не только препятствие к
развитию сельскохозяйственного производства, но и одну из форм
революционной угрозы, поскольку она воспитывала пренебрежение к праву
собственности. Он утверждал в мемуарах, что видел суть крестьянского
вопроса именно в замене общинной собственности на землю индивидуальной, а
не в недостатке земли, а стало быть и не в том, чтобы провести
принудительное отчуждение помещичьих владений.
Однако, все это, по крайней мере по отношению ко времени пребывания
Витте в министерстве финансов, было до некоторой
степени запоздалым остроумием. Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за
внесение прямых налогов, Витте мало что сделал на министерском посту против
общины. Но в Совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности под
председательством Витте общине был нанесен сильный удар, впрочем, чисто
теоретический. Витте считал, что если бы Совещанию дали окончить работу, то
многое, что потом произошло, было бы устранено. Крестьянство, вероятно,
не было бы так взбаламучено революцией, как оно оказалось.
Меж тем приближался январь 1905, и уже шла русско-японская война.
Поражения в Маньчжурии снова продемонстрировали слабость власти. Либералы
сочли, что за проигранную войну царизм вынужден будет, как и в 1861
году, заплатить реформами. Чтобы добиться этих реформ, и в первую очередь
конституции, они не только усилили пропаганду в земских и интеллигентских
кругах, но и решились на попытку скоординировать действия с
революционерами.
События "Кровавого воскресенья" произвели коренной переворот в
мышлении рабочих масс, на которые до этого времени весьма слабо действовала
направленная на них пропаганда. Генерал Трепов и те, кто позволил ему
совершить этот безумный акт, разорвали те духовные узы, которые связывали
царя и простых рабочих.
17 января 1905 года Николай II, обращавшийся за советом к Витте и
другим министрам, приказал ему составить из них совещание по "мерам,
необходимым для успокоения страны", и о возможных реформах, сверх
предусмотренных указом от 12 декабря 1904 года.

18 февраля 1905 года - весьма знаменательный день. Были одновременно
опубликованы три в высшей степени важных документа :

Манифест Николая II, обращенный с призывом ко всем "истинно русским людям"
объединиться вокруг трона и дать отпор тем, кто хочет подорвать древние
основы самодержавия;

Рескрипт новому министру внутренних дел А.Г.Булыгину разработать
"совещательный" статус Думы;

Указ сенату, предписывающий принимать к рассмотрению прошения, врученные
или направленные ему из различных слоев населения.

Манифест вдохнул жизнь в крайне правое движение, которое долгое время
влачило жалкое существование и которое спустя 8 месяцев оформилось в виде
"Союза русского народа".
21 марта Совет министров, собравшись под предводительством Сольского,
не без строгости осудил указ от 18 февраля 1905. Царя как бы обвинили в
либерализме. Активное участие Витте в том заседании не осталось без
последствий - царь закрыл возглавлявшееся Витте сельскохозяйственное
совещание и совещание министров ( по "объединенному" правительству).
Витте снова оказался не у дел, но пробыл в тени недолго. В это время
приближалась развязка русско-японской войны. После Цусимы поиски пути
прекращения войны с Японией снова вывели полуопального сановника на
передний план (май 1905). 24 мая 1905 года на совещании при Совете
министров Витте заявил, что "дипломатическая партия проиграна", и
неизвестно, какой мирный договор удастся заключит министру иностранных дел.
А через месяц (хотя это решение далось царю нелегко) вести переговоры о
мире было поручено Витте.
Недюжинная одаренность, государственная опытность, широта взглядов и
умение ориентироваться в чуждых российскому бюрократу американских
политических правах помогли Витте в переговорах о мире с Японией.
Соглашение с Японией, которого Витте добился для России не носило
унизительного характера и не предусматривало никаких крупных уступок. 15
сентября 1905 года Витте вернулся в Петербург. Он получил за Портсмутский
договор графский титул.

Именно осенью 1905 года (в октябре) впервые обсуждалась на совещании
Витте с "общественными деятелями" кандидатура Столыпина на пост министра
внутренних дел. С этого периода они находились на политической арене
одновременно.
Став председателем Совета Министров, Витте не потерял интереса к
переустройству крестьянского землевладения, хотя центральным становился
теперь вопрос о принудительном отчуждении в пользу крестьян части казенных
и помещичьих земель. Временами, в моменты подъема крестьянского движения,
даже в самых консервативных помещичьих кругах готовы были пойти и на это; 3
ноября царским манифестом были отменены выкупные платежи. Однако, как
только карательная политика приносила успех, аграрное реформаторство
встречало сопротивление.
В начале 1906 г. царь пишет: "Частная собственность должна оставаться
неприкосновенной". Как меру, обещавшую смягчить крестьянский натиск на
землевладение помещиков, Николай II одобрил необходимость признать
надельные земли собственностью владельцев и установить порядок выхода
крестьян из общины этот вопрос был включен в программу занятий Думы,
разработанную виттевским кабинетом.

После аграрных бунтов 1905-1906 гг. для всех стала очевидной
необходимость ликвидации принудительных общин. Предполагалось, что после
этого возникнут общины со свободной системой землепользования, некоторые из
них станут, по желанию самих крестьян, частными, некоторые - кооперативными
хозяйствами. Законопроект I Думы о земельной реформе, который
предусматривал разрешить эту проблему путем выкупа земли у частных
собственников и передачи ее крестьянам, позволил бы крестьянам самим
определить будущее общинного землевладения. Это был разумный и
демократичный путь решения древнейшей и наиболее существенной социально-
политической проблемы России.
В случае принятия законопроекта в деревне немедленно начался бы
процесс социального расслоения, и нет сомнений [4], что из недр
крестьянских масс возникло бы "буржуазное" меньшинство, что позволило бы
осуществить внедрение фермерской системы по французскому или немецкому
образцу.
Помещики в провинции приняли в штыки идею отчуждения их земель в любом
варианте. К Николаю пошли записки, в которых требовали заменить Витте
"лицом более твердых государственных принципов". А Николаю и навязанная ему
конституция, и принудительное отчуждение, и Витте лично были поперек горла.
Правительство Витте, кроме подготовки к созыву Думы, занималось
введением исключительного положения в отдельных местностях, расширением
правительственной пропаганды как "средства успокоения населения и
утверждения в нем правильных политических понятий", применением военно-
полевых судов, смертной казни, репрессий против государственных служащих за
участие в революционном движении. Порой Совету министров приходилось
отмечать и даже пресекать карательные излишества, выражать неодобрение
черносотенным выступлениям, приравненных по наказуемости к революционным,
вырабатывать меры по предотвращению погромов. Действия против революции
Витте делил на карательные - "так сказать, меры отрицательного свойства",
дающие "только наружное временное успокоение" и меры "ограничительного
характера" - уступки тем или иным социальным группам для их умиротворения.
В полугодичной деятельности Кабинета большое место отводилось
преобразованиям, связанным с осуществлением провозглашенных 17 октября
свобод законам об обществах и союзах, о собраниях, о печати. Элементы
правового порядка Витте хотел использовать для развития нового строя,
противоречивый характер которого современники выражали парадоксальной
формулой: "конституционная империя с самодержавным царем".
Витте и сам в случае тактической необходимости готов был следовать
этой формуле, выступать сторонником неограниченной царской власти.
В середине апреля были опубликованы результаты выборов в Думу, а в
конце апреля 1906 г. перед открытием Думы Витте вышел в отставку.





Реферат на тему: С.Ю. Витте и его экономическая политика

Содержание


I. Введение.
II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на
железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве
путей сообщения.
III. Политика Витте на посту министра финансов. Основные реформы на
этом этапе. Столкновения Витте с высокопоставленными чиновниками
по вопросам этих реформ. Отношение общественности к реформам
министра.
IV. Отставка Витте. Попытки вернуться к власти. Манифест 17 октября.
Неприятие политики Витте царем и основными политическими
партиями.
V. Заключение.
VI. Примечания.

Список использованной литературы.

Введение.

Каждому поколению, каждому времени присущ свой взгляд на мир, но к
реформаторам отношение, как правило, складывается единодушно отрицательное,
даже при понимании необходимости перемен. Отчего же так? Это люди особой
породы. Они смело идут наперекор общепринятым взглядам, бесстрашно ломают
устаревшие экономические и правовые нормы, не боятся методом проб и ошибок
готовить почву для новой идеологии, которая лишь годы спустя приживается и
обретает силу материальных и нравственных законов. И в этом смысле судьба
реформаторов прошлых лет весьма поучительна для нынешних. В истории России
едва ли найдется такой человек, который, будучи политиком, историком,
философом или кем-то еще, кто шел наперекор общественному мнению,
пропагандируя свои взгляды, не был бы преследуем при жизни правительством,
сослан на каторгу или в лучшем случае забыт обществом. Но после смерти же
этот человек получает всеобщую известность, возводится в ранг великого
провидца и признается чуть ли не вторым Спасителем. Таким людям уготовано
работать, не ожидая благодарности современников: оценят потомки, если,
конечно, помыслы реформаторов чисты и направлены на то, чтобы Россия
оставалась великой
Сергей Юльевич Витте (1849 -1915 гг.), безусловно, может быть причислен
к крупным государственным деятелям в отечественной истории. Будучи в конце
XIX - начале XX вв. министром финансов, а затем председателем кабинета
министров, он успел сделать чрезвычайно много. Время Витте - это
значительная и яркая страница модернизации России. Роль реформатора,
модернизатора особенно важна и вместе с тем трудна в странах так
называемого запоздалого развития. 'Ускоренное движение вдогонку"[1] для
этих обществ остро необходимо, поскольку более развитые страны являются для
них не только примером, но и угрозой. Однако внутренние предпосылки для
модернизации в обществах Периферии слабее, чем в странах Центра, они не
успели вызреть органически. Ценности модернизации и ее институты еще только
начинают кристаллизоваться, причем преимущественно в образованных слоях.
Исторически же сроки, отпущенные на модернизацию, очень коротки, - а всякое
форсированное развитие чревато различными дисбалансами и социальными
конфликтами.
Реформатор в этих условиях должен быть профессионалом. Причем
профессионализм предполагает здесь не просто некую сумму знаний или даже
изучение аналогичных реформ в других странах, но главное - понимание того,
как, с какими поправками рецепты, взятые из иного опыта, могут быть
применены в конкретных условиях собственной страны, в контексте
соответствующих социальных и культурных традиций.
Если деятельность реформатора не находится на уровне этих требований,
то реформы могут не только не дать большой пользы обществу, но даже нанести
значительный вред. Так не раз бывало в истории. Увы, именно так происходит
и сейчас, когда предпринимаются попытки реформ в сегодняшней России.
Поэтому сегодня фигура Витте вызывает нечто большее, чем просто
исторический интерес. Его не отнесешь к реформаторам - неудачникам, хотя
его деятельность не была свободна ни от определенных просчетов, ни от
драматических падений. В общем, опыт Витте - как слагаемые его достижений,
так и препятствия, о которые он споткнулся, - не может не быть для нас в
высшей степени поучительным.
Думаю, что сейчас для правительства России было бы очень полезно
оглянуться назад и задуматься о том, как же Витте удалось вытащить страну
практически из такого же кризиса, ну, конечно же, в соответственных
исторических условиях, ведь в его времена Россия находилась не в лучшем
положении. У меня складывается такое впечатление, что нынешние реформаторы
напрочь забыли весь наш исторический опыт. Однако, все новое - это хорошо
забытое старое. Будем надеяться, что Дума недолго будет ломать голову над
выходом из сложившейся ситуации. А ведь, наверное, сейчас можно было бы
повторить реформу Витте в сообразном временном преломлении. К тому же, нам,
с одной стороны, будет легче, ведь не нужно прокладывать длинные километры
железной дороги через всю Россию, но, с другой стороны, будет сложнее, во
времена Витте у России не было такого громадного внешнего государственного
долга. Я, конечно, не утверждаю, что у России вообще не было долга, он был,
но об этом порассуждаем далее.
Итак, целью написания своего реферата я хочу назвать следующее:
рассказать о С. Ю. Витте как о крупном государственном деятеле, о его
заслугах и ошибках, о его жизни и общественной деятельности, ибо его
реформы представляют для меня некоторый интерес в отношении сегодняшнего
финансового положения России.
Интерес к Витте возникает у всех в последнее время именно в этой
области, поэтому в перечень использованной мною литературы в процессе
написания реферата в основном входят периодические издания: различные
журналы: "Мировая экономика и международные отношения", "Свободная мысль",
"Новое время", "Родина", "Звезда", газеты: "Экономика и жизнь" и
"Юридический вестник'. В журналах описываются в основном реформы Витте; их
суть, цели, причины, которые их вызывают, а также приводится некоторая
критика этих реформ. Но чтобы наиболее полно представить политическую
ситуацию, сложившуюся вокруг этих преобразований, я использовала также
некоторые книги, это; "Россия на рубеже веков: исторические портреты", "С.
Ю. Витте - дипломат" и "История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки
истории России IX - начала XX в.", а также конечно "Воспоминания" С.Ю.
Витте. Многие критики по поводу этой книги говорят, что в ней искажаются
многие факты, события представлены исключительно с субъективной точки
зрения. Однако мне было интересно узнать, что думал Витте о своих
современниках, хотя конечно я не прочла эту книгу полностью, а ограничилась
лишь теми главами, в которых речь шла именно о реформах.



П. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на
железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей
сообщения.

Родился Витте 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье крупного чиновника,
служившегося в аппарате Кавказского наместничества. Его отец Юлий Федорович
- член совета наместничества - был потомком выходцев из Голландии,
переселившихся в Прибалтику. Российское потомственное дворянство фамилия
получила в середине XIX в. Мать, урожденная Е. А. Фадеева, вела свою
родословную по женской линии от старинного княжеского рода Долгоруких.
Детские и юношеские годы С.Ю. Витте провел в доме дяди генерала Р.А.
Фадеева, известного военного историка и публициста, человека отнюдь не
прогрессивных взглядов, но достаточно образованного, начитанного, близкого
к славянофильским кругам. Получив домашнее образование, Витте экстерном
сдал выпускные экзамены в кишиневской гимназии и в 1866 г. поступил на
физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В
студенческие годы он обнаружил неординарные способности к математике, но в
общественном плане ничем себя не проявил, хотя и был некоторое время в
одной компании с будущим известным народовольцем А.И. Желябовым. Под
влиянием своего дяди он в это время увлекался славянофильскими идеями. Их
влияние было столь глубоко и так отвечало его воспитанию, характеру,
мировоззрению, что в значительной мере, хотя и в своеобразном преломлении,
сохранилось на всю жизнь. Под воздействием различных обстоятельств, в том
числе, смерть отца, дяди, осложнившееся материальное положение семьи, так
сложилось, что по окончании университета Витте поступает на государственную
службу. В 1869 г. он был зачислен в канцелярию новороссийского и
бессарабского генерал - губернатора, где занимался вопросами службы
движения железных дорог. Почти одновременно Витте поступил на службу в
управление казенной Одесской железной дороги. Освоив работу практически
всех звеньев аппарата, начиная с кассирской должности, он вскоре стал
начальником конторы движения.
Деятельность будущего реформатора в министерстве путей сообщения
началась вполне успешно, что объяснялось как его связями (министр путей
сообщения граф В.А. Бобринский был близко знаком с Р.А. Фадеевым и знал его
племянника), так и собственными незаурядными способностями. За сравнительно
короткий срок он быстро продвинулся по служебной лестнице и в 1877 г. был
уже начальником эксплуатации Одесской железной дороги, перешедшей к тому
времени в собственность частного общества. В годы русско-турецкой войны
молодой специалист зарекомендовал себя распорядительным и умелым
администратором, за что был удостоен высочайшей благодарности. Вскоре
Одесская дорога вошла в состав Общества Юго-западных железных дорог, и
перед Витте открылись более широкие перспективы. В 1880 г. он становится
начальником отдела эксплуатации, а с 1886 г. - управляющим этими дорогами.
Будучи еще начальником отдела, он пишет книгу" Принципы железнодорожных
тарифов". В, казалось бы, сугубо специальном труде Сергей Юльевич излагает
концепцию экономического переустройства России, отдавая приоритет развитию
железнодорожного дела. Витте убежден, что строительство гигантской сети
"чугунок" поможет задействовать промышленный потенциал Российской империи,
оживить внутреннюю и внешнюю торговлю во всех ее "медвежьих углах". Особый
акцент он делает на протекционизме, когда частник - железнодорожник
получает всестороннюю поддержку правительства при выполнении
государственных заказов, но под жестким контролем сверху.
Возглавив управление Юго-западной железной дороги, Витте принялся
претворять в жизнь свою концепцию и начал с технических новшеств: увеличил
скорость грузовых поездов, построил склады и запасные пути, ввел таможенные
агентства на границах с Австрией, Германией, Румынией и тем самым за девять
лет поднял доходы своей фирмы на небывалую высоту. Если в 1880 г - чистая
прибыль управления составляла 470 тыс. руб., то в 1889-м - уже 13 млн. руб.
Авторитет С. Ю- Витте как теоретика и практика железнодорожного дела
привлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И. А. Вышнеградского,
который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о
ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот
вопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области тарифов.
Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное
дело под контроль правительства, и создать в министерстве новый департамент
для заведования тарифной частью железных дорог и регулирования их
финансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос
о назначении их автора главой нового министерского подразделения.



III. Политика Витте на посту министра финансов. Основные реформы на этом
этапе. Столкновения Витте с высокопоставленными чиновниками по вопросам
этих реформ. Отношение общественности к реформам министра.

10 марта 1890 г. Витте был назначен директором департамента с
производством, минуя все ступени чиновничьей иерархии, сразу в чин
действительного статского советника и с доплатой к жалованью из средств
Кабинета. С этого момента началась его головокружительная карьера. Менее
чем через год новый начальник департамента был введен представителем от
министерства финансов в совет министерства путей сообщения, а 15 февраля
1892 г. он уже назначается МПС. Не прошло и года - и он уже управляющий
министерством финансов, а с 1893 г. в связи с болезнью Вышнеградского,
министр финансов с производством в чин тайного советника, почетный член
императорской Академии наук.
На государственной службе Витте развивает бурную деятельность.
Теоретическая и практическая подготовка, широта взглядов, опыт,
приобретенный в сферах частнопредпринимательской деятельности, выгодно
выделяет его на фоне бюрократического окружения - Он сразу же становится
деятельным сотрудником Вышнеградского. При его активном участии был
разработан покровительственный тариф 1891 г., сыгравший исключительную роль
во внешнеторговой политике России и ставший защитным барьером для
развивающейся отечественной промышленности. Витте входит в различные
комиссии - по проблемам торгового мореплавания и судоходства, по
мелиоративному и мелкому кредиту и т. д.
В качестве директора департамента, а затем и министра Витте проявил
недюжинные административные способности и организаторский талант. Пользуясь
положением царского выдвиженца, он ведет необычную для госаппарата кадровую
политику: набирает людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам и
выслуге, а прежде всего профессиональной подготовке, знаниям, деловитости,
резко меняет стиль работы руководимых им подразделений. Его поведение,
отношение к подчиненным были необычны, выпадали из привычных стереотипов,
многим казались чрезмерно демократичными. Как вспоминали впоследствии его
сотрудники, он позволял не соглашаться с собой, спорить, ценил
самостоятельность и инициативу. "Доклады Витте происходили при весьма
любопытной обстановке, У докладчика нет с собой ни бумаг, ни карандаша, и
вот в течение двух часов докладчик и Витте ходят из угла в угол по кабинету
и яростно спорят. Витте при этом вводит собеседника в круг своих идей и
горячо отстаивает защищаемый им проект. Если Витте сдавался на доводы
собеседника, то обыкновенно он начинал горячиться и кричать: " Я вас не
понимаю, что вы хотите делать, - и после некоторого раздумья: - Ну, да
делайте, делайте ..."[2]
Стремительное появление Витте в среде высшей бюрократии и столичного
общества произвело сильное, но далеко не однозначное впечатление.
Небезызвестный князь В.П. Мещерский, близкий ко двору реакционнейший
публицист и издатель, так вспоминал свою первую встречу с новой "звездой",
внезапно вспыхнувшей на петербургском небосклоне: " Я увидел перед собой
высокого роста, хорошо сложенного с умным, живым и приветливым лицом
человека, который сильнее всего впечатлил меня полным отсутствием всякого
чиновничьего типа ... Витте мне сразу стал симпатичен своей
естественностью, безыскусностью в проявлении им своей личности". Правда,
другим он показался несколько примитивным. Генеральша А.В. Богданович
писала в своем дневнике, "что на вид он похож скорее на купца, чем на
чиновника". Беседа с ним сразу обнаруживала его природную даровитость. В
профессиональной области он был хорошо знаком с научной литературой. В
сфере же гуманитарной у него была масса серьезнейших пробелов. В частности
он слабо владел французским, литературу и историю знал плохо, хотя и
старался пополнить свое образование.[3] Не блистал он и манерами. Весь его
облик выдавал в нем провинциала. "Приехал он из Юго-Западной России с
привычками, мало приспособленными к той среде, в которой ему приходилось
работать; даром слова совершенно не обладал; формы речи были неправильными
и носили отпечаток долгого пребывания на Украине. Сама фигура его, манера
говорить резко и категорично, его угловатые жесты производили разнообразное
впечатление на официальные круги и вылощенную публику столицы ..."[4]
У Александра III, который сам был груб и резок, новый министр вызвал
симпатию. И Витте до конца дней своих с уважением и признательностью
вспоминал о нем как о настоящем монархе, хотя и не без недостатков и
слабостей ("ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего
образования"), но в целом отвечавшем его представлению о носителе верховной
власти ("громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость,
твердость").[5]
В высшем свете "выскочка" из провинции фактически так и не стал своим.
О нем ходили анекдоты, создавались легенды, разные "вицмундирные" люди не
переставали изощряться в остроумии по поводу его французского произношения,
поведения, громоздкой фигуры, его семейной жизни.
Министерство финансов, которое возглавил Витте с 1 января 1893 г.,
представляло собой конгломерат ведомств. В руках министра сосредоточивалось
управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым
мореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным
кредитом. Под его контролем фактически находилось министерство путей
сообщения. Оказавшись на столь влиятельном посту, Витте дал волю
распиравшей его энергии. Правда, вначале у него не было сколько-нибудь
четкой экономической программы. В какой-то мере он руководствовался идеями
немецкого экономиста первой половины XIX в. Ф. Листа, исследованию взглядов
которого Витте посвятил специальную брошюру "Национальная экономия и
Фридрих Лист" (Киев, 1889 г.), а также наследием своих предшественников
Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского - ученых с мировым именем. Критическое
осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития
экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной
промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных
десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной
концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание
самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от
иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью
государства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические и
политические позиции России на международной арене.
В целом на этом этапе он попытался приспособить экономическую политику
к общеполитической доктрине царствования Александра II! с ее курсом на
отставание консервативных начал во всех сферах жизни страны, к укреплению и
расширению роли самодержавного государства. Усиление государственного
вмешательства в хозяйственную жизнь страны нашло отражение в ряде мер - от
разработки и широкого внедрения тарифного законодательства, чрезвычайного
усиления регулирующей роли государства во внутренней и внешней торговле до
выкупа в казну почти всех железных дорог, расширения казенного
промышленного сектора и усиления роли Государственного банка во всей
народнохозяйственной системе и т.д. Вместе с тем он попытался
активизировать и частный сектор, ввести новую систему налогообложения,
облегчить порядок возникновения и деятельности акционерных предприятий.
Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с
дефицитом в 74,3 млн. руб. Расходные статьи бюджета при активной политике
по развитию промышленности быстро росли: с 1893 г. по 1903 г, они возросли
почти вдвое - с 1040 до 2071 млн. руб. Первое время он носился с мыслью
получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного
станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвала
панику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибочность такого шага
к оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с
повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы
налогового обложения, с ростом прямых и косвенных налогов. Немалую роль в
увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственной
монополии на продажу вино - водочных изделий, дававшей до четверти всех
поступлений в казну. Витте также сумел увеличить доходы государственных
предприятий и имуществ. Так, используя свой опыт железнодорожных тарифов,
он сначала уменьшил убыточность действовавших железных дорог, а затем даже
получил от них небольшую прибыль. Ему удалось также существенно понизить
долю бюджетных отчислений на армию и флот. Это дало ему возможность
направлять в народное хозяйство (главным образом в промышленность и
строительство) до 55 % бюджетных ассигнований.
Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы,
разрабатывавшейся еще М.Х. Рейтерном, Н.Х. Бунге и Н.А.Вышнеградским и
имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию
конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших
хождение на иностранных рынках 5- и 6 - процентных облигаций старых займов
на займы с более низкими процентами и более длительным сроками погашения.
Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг
французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были
займы 1894 и 1896 гг., заключенные на парижской бирже. Это позволило
осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 г. перейти на
золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3 -
кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 копейки золотом.
Данная реформа проводилась в несколько этапов. В мае 1895 г. было
разрешено заключать сделки на золотую монету. В следующие месяцы золото уже
принималось на текущие счета банков, и в конце года был установлен
фиксированный курс для империала (10- рублевой золотой монеты) и для
полуимпериала (5-рублевой золотой монеты). А 3 января 1897 г. вышел указ "О
чеканке и выпуске в обращение золотых монет". Новые монеты с прежним
содержанием золота имели другой номинал: 15 рублей - империал и 7,5 -
полуимпериал. Таким образом, произошла девальвация рубля на одну треть (о
которой только что упоминалось). Окончательно был введен свободный размен
золота на кредитные билеты. Последние согласно закону от 29 августа 1897 г.
выпускались по схеме; до 600 млн. руб. они обеспечивались золотом на
половину, свыше - на 100 %, Серебряная монета была сохранена как
вспомогательная.
Проводимая Витте реформа почти сразу же вызвала бурю негодования:
"Против нее была вся мыслящая Россия". Если отмести неприязнь к
личности самого Витте, то основные возражения его противников сводились к
тому, что с появлением в обращении золотых монет все сбережения, хранящиеся
в кредитных рублях, будут обменены на золото, которое вследствие исчезнет,
и что, кроме того, золото сделается объектом скупки иностранными
государствами и уйдет из России.
Витте возражал, что если золото уйдет за границу, то не "просто так".
Разве не получим мы в обмен на него кредиты, товары, услуги? Разве не будет
все это способствовать росту промышленности, ради которой и затеяна
реформа?!
Спор между Витте и его противниками был разрешен самим временем. К
концу XIX в. по темпам прироста промышленной продукции (более 12 % в год!)
Россия обгоняла Европу, лидируя и на мировом рынке сельскохозяйственной
продукции. Иностранные инвестиции текли рекой. Россия ширилась и богатела.
Золото прочно вошло в обиход, и на него приходилось до 2/3 всей денежной
массы- Опасения о его скупке не оправдались, напротив, "публика часто
предпочитала пользоваться кредитками как более удобными в обиходе". И все
же все было не так безоблачно, хотя эти меры позволили укрепить
конвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток в
страну иностранных капиталов.
Со второй половины 90-х гг. экономическая программа Витте приобретает
все более отчетливые контуры. Этому в немалой степени способствовала его
борьба с оппонентами из дворянско-помещичьих кругов и их сторонниками в
высших эшелонах власти. Виттевский курс на индустриализацию страны вызвал
протест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов объединяло
неприятие методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересы
аграриев. Что касается претензий помещиков, то они были и реальными, и
надуманными. Действительно, покровительственная таможенная система,
особенно четко проявившаяся в таможенном тарифе 1891 г. и в русско-
германских торговых договорах, вела к росту цен на промышленные товары, что
не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов они
видели также и в перекачке средств в торгово-промышленную сферу, что не
могло не сказаться на модернизации сельского хозяйства. Даже золотое
обращение, повысив курс рубля, оказалось для помещиков-экспортеров
невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижало
их конкурентоспособность на мировом рынке. Но более всего раздражали
реакционное дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором высшему
сословию не отводилось прежней роли. Особенно массированным нападкам
министр и его политика подверглись в ходе работы Особого совещания по делам
дворянского сословия (1897 -1901 гг.), созданного по велению Николая II для
выработки программы помощи высшему сословию. Критика была столь
ожесточенной, претензии реакционно-консервативных сил, требовавших
восстановления прежнего социально-экономического и политического статуса
дворянства как правящего сословия, так противоречили проводимой политике,
что фактически стал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти
дальше России.[6]
В своих выступлениях на совещаниях и во всеподданнейших записках Витте
показал, что поместное дворянство вовсе не было обойдено заботами
правительства. В ряду мер помощи помещикам были перечислены: организация
дешевого и льготного кредита, особая тарифная политика правительства,
ограждавшая помещичий хлеб от конкуренции дешевого сибирского зерна,
закупка фуража интендантством и т.п. Главной же причиной оскудения
поместного дворянства он считал его неумение приспособиться к новым
условиям, понять перспективы развития страны. В одном из первых своих
выступлений на совещании 29 ноября 1897 г. Витте, еще сравнительно недавно
придерживающийся идеи об исключительности и самобытности России, развитие
которой, как он считал ранее, шло и должно было идти своим путем, отличным
от Запада, теперь заявил, что существуют закономерности, общие для всего
мира, с которыми необходимо считаться "В России теперь происходит то же,
что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому
строю, - говорил он. - ...Россия должна перейти на него. Это мировой
непреложный закон". Заявление смелое и весьма ответственное. Самодержавие,
развивая промышленность, модернизируя сельское хозяйство, серьезно не
задумывалось о сущности преобразований, о тех социально-экономических
последствиях, к которым неизбежно должна была привести эта политика. Витте
убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни страны переходит от
землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. "Мы находимся
у начала этого движения, которого нельзя остановить без риска погубить
Россию".[7] Гигантская сила современной промышленности, банков и в России
подчиняет себе аграрный сектор экономики. Выход, по его мнению, для
дворянства один - обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими
отраслями хозяйства.
Однако то, что стало очевидно для министра финансов, почти не встретило
сочувствия у участников совещания. Большинство никак не отозвалось на его
речь, не видя, видимо, и смысла в обсуждении этой проблемы. Лидер же
консерваторов-охранителей В К Плеве, в то время товарищ министра внутренних
дел отмел все выводы и аргументацию Витте. "Россия, - утверждал он. - имеет
свою отдельную историю и специальный строи". Указанные оппонентом законы
развития он пренебрежительно называл "гадательными". По его мнению,
"имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета
капитала и буржуазии и борьбы сословий". Ближайшие же годы показали, как
грубо ошибался Плеве. Но тогда его позиция вызвала сочувствие в правящих
верхах, да и у самого царя.
Совещание приложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бесплодных
и безуспешных, чтобы поддержать и восстановить прежнее положение высшего
сословия, считавшегося "первой опорой престола". Витте не отказался от
своих идей, и ему пришлось отстаивать свой курс на индустриализацию страны,
развивая и дополняя его новыми элементами. Ускоренное промышленное развитие
страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных
капиталов в виде займов и инвестиций, за счет повышения рентабельности
народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных
конкурентов, за счет активизации русского экспорта.
Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В
российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного
подъема 90-х гг., с которым совпала его деятельность, промышленное
производство фактически удвоилось, в строй вступило около 40 % всех
действовавших к началу XX в. предприятий и было построено столько же
железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение
которой Витте внес немалый личный вклад. Ведь железнодорожное строительство
способствовало формированию рынка индустриального труда. Кроме того, с
проведением Сибирской магистрали начиналось перемещение населения
центральных и южных губернии на Восток, освоение сибирских недр, вывоз
местной сельскохозяйственной продукции в Европу, а также экспорт российской
продукции в Китай и Восточно-Азиатский регион. С этой целью было начато
строительство Восточно-Китайской дороги в Маньчжурии. Все это были звенья
единой стратегии, направленной на преодоление отсталости России. В итоге
Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим
капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном
производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Запада
оставалось еще весьма значительным.
С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все
большее место в деятельности министра финансов занимала проблема
взаимоотношении предпринимателей и рабочих. В царствование Александра 111
политина правительства в этой области, отражая общую направленность
социальной политики самодержавия, носила сугубо попечительный характер.
Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между
фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этих
законов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно
реорганизована. В ее компетенцию входил контроль за техническим состоянием
предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами
ссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованием
кредитов. Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность
"следить и своевременно доводить до сведения министерства финансов... о
нездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породить
беспорядки".[8]
Первоначально Витте, полностью разделявший попечительный характер
правительственной рабочей политики, склонен был видеть причину стачечного
движения почти исключительно в подстрекательстве антигосударственных
элементов, которые якобы искусственно стремились внести рознь в отношения
между трудом и капиталом во имя "отвлеченных или заведомо ложных идей...
совершенно чуждых народному духу и складу русской жизни". Однако вскоре
рост забастовочного и революционного движения послужил достаточно
убедительным доказательством несостоятельности его прежних представлений о
причинах социальной напряженности на предприятиях. Это побудило
правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного
законодательства. При активном участии Витте были разработаны и приняты
законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1898 г.), о
вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате
несчастного случая на производстве (2 июня 1903 г.), о введении на фабриках
и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 г.), которые были уже
первым шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образом
Витте, видимо, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в
промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая
сферой социальных отношений.
Политика эта встречала упорное сопротивление МВД, пытавшегося, в свою
очередь, полностью подчинить себе фабричную инспекцию, расширив ее
полицейские функции. Витте удалось удержать за собой общее руководство
фабричными инспекторами и председательство в Главном по фабричным и
горнозаводским делам присутствии - межведомственном органе, созданном в
1899 г. Но на местах инспектора оказались в подчинении у губернаторов, что
было вынужденным компромиссом. Оказались урезанными и принятые законы, что,
как отмечал впоследствии Витте; послужило причиной социальной
напряженности. В целом он, конечно, не относился к тем, кто благоволил к
рабочим. "В деле организации рабочего труда он терпеть не мог "крайностей"
по поводу "утрирования" гигиены труда".[9]
Менее успешной была деятельность Витте в сфере аграрного сектора
экономики. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он
предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами для
модернизации их имений. Продолжая линию своих предшественников, он
активизировал деятельность кредитных учреждений по выдаче ссуд
землевладельцам и сельским хозяевам. Условиями кредита и строгим контролем
за их выполнением Витте пытался форсировать капиталистическую перестройку
помещичьих хозяйств. Однако этот процесс в силу сохранения крепостнических
пережитков, последствий мирового аграрного кризиса, ряда тяжелых неурожаев
и т. д. шел крайне медленно.
В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался ярым сторонником
консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные
меры Александра III по сохранению патриархально-попечительных начал в
российской деревне. По его мнению, "общинное землевладение наиболее
способно обеспечить крестьянство от нищеты и бездомности".[10] Витте знал,
что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению
платежеспособности крестьян, а это, в свою очередь, подрывает
государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Таким образом,
выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой
обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности.
В октябре 1898 г. он обращается к Николаю II с запиской, в которой
уговаривает царя "завершить освобождение крестьян", сделать из крестьянина
"персону", освободить его от давящей опеки местных властей и общины. Лишь
разразившийся финансовый и промышленный кризис, неурожаи 1899 и 1901 гг.,
крупные крестьянские выступления 1902 г - заставили Николая II создать ряд
комиссий и совещаний для пересмотра крестьянского законодательства и
выработки мер по подъему сельского хозяйства.
Витте возглавил один из важнейших таких межведомственных органов -
Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902 -1905
гг.), сыгравшее заметную роль в разработке нового курса аграрно-
крестьянской политики правительства. И опять свою программу ему пришлось
разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-
консервативными помещичьими и бюрократическими кругами, настроения которых
отражала Редакционная комиссия по пересмотру крестьянского
законодательства, возглавлявшаяся В. К. фон Плеве, ставшим министром
внутренних дел. Основные столкновения Витте и Плеве заключались в
следующем.
Витте считал, что "сельскохозяйственный вопрос", затрагивавший и
разорявшихся помещиков и вечно полуголодных обезземеленных крестьян, вполне
может быть решен на основе личной инициативы и капиталистической
предприимчивости самих предпринимателей - "сельских хозяев". Витте
решительно возражал против сохранения общинного землевладения, выступая за
частную собственность на землю, за то, чтобы крестьянин чувствовал себя ее
хозяином. Все должны быть "равноправными" собственниками: крестьянин -
клочка земли в несколько десятин, помещик - колоссальных латифундий в
сотни, тысячи, а то и миллионы гектаров. Витте предлагал также
активизировать деятельность Крестьянского банка, расширить его ссудную
деятельность для всех желающих и способствовать переселению крестьян на
неосвоенные земли.
Вторая альтернатива самодержавию была предложена Плеве и отражала
интересы крайне правых помещичьих кругов, цеплявшихся за отжитые
полукрепостнические методы эксплуатации крестьянства. По мнению Плеве,
крестьянская община должна быть обязательно сохранена, вся экономическая
политика повернута на прямую поддержку государственными средствами и
методами разорявшейся дворянской верхушки. Все это делалось с конечной
целью - ослабить борьбу крестьян с помещиками, защитить интересы последних.
Этому же должна была способствовать и переселенческая политика, целью
которой было: не лишая помещичьи хозяйства дешевых рабочих рук, избыток их
направить в те районы страны, где были излишки земли, и тем ослабить
земельный голод в центре страны. И хотя Плеве поддержало меньшинство членов
совещания, курс, предложенный Витте, не был одобрен царем: для этого нужно
было такое мощное воздействие на всю общественную жизнь страны, как
крестьянская революция 1905 -1907 гг.
В конце XIX - начале XX в. особое место во внутренней политике
правительства заняла земская тема, которая стала предметом самых острых
споров в правящих верхах в связи с поисками выхода из обострявшегося
политического кризиса. Поводом к полемике послужили разрабатывавшиеся в МВД
проекты распространения земств на неземские губернии и некоторого
расширения их хозяйственной компетенции. Определенная децентрализация
управления и расширение местного самоуправления рассматривались некоторыми
представителями российской бюрократии, в частности министром внутренних дел
И.Л. Горемыкиным, как средство укрепления основ самодержавия, местной
хозяйственной организации и одновременно как способ удовлетворения
некоторых претензий оппозиционных кругов общества. Витте выступил
решительным противником этих проектов. Им была подготовлена специальная
записка "Объяснение министра финансов на записку министра внутренних дел о
политическом значении земских учреждений" (1898 г.), в которой
доказывалось, что самоуправление не соответствует самодержавному строю
государства. Он категорически возражал против введения новых земских
учреждений и предлагал реорганизовать местное хозяйственное управление,
усилив бюрократический аппарат и допустив лишь некоторое представительство
местной общественности. В ответ на новые доводы Горемыкина, что "местное
самоуправление не стоит в противоречии с началом самодержавной монархии" и
что его нельзя смешивать с народным представительством, Витте представил
еще одну записку, в которой, изложив, по сути, свою прежнюю позицию,
развернул аргументацию своих взглядов. Однако Витте сразу же вслед за этим
поспешил объяснить свои взгляды. Он говорил, что он не предлагает ни
упразднения земств, ни коренной ломки существующих порядков, что его
предложения сводятся в основном к реформированию местной правительственной
администрации- Наряду с этим он утверждал, что в настоящее время "Россия не
представляет еще окончательно сложившегося государства и целостность ее
может поддерживаться только сильной самодержавной властью". При
самодержавном же строе, с неизбежной при этом сильной бюрократизацией всех
сторон жизни общества, земство - непригодное средство управления. И не
только потому, что оно менее эффективно в сфере хозяйственного управления,
но и главным образом потому, что оно неизбежно приведет к народному
представительству, к конституции. Последняя же, по глубокому убеждению
Витте, вообще "великая ложь нашего времени". В России введение
конституционных начал неизбежно приведет к разложению "государственного
единства".



IV. Отставка Витте. Попытки вернуться к власти. Манифест 17 октября.
Неприятие политики Витте царем и основными политическими партиями.

Такой взгляд на самодержавие могущественного министра вполне
соответствовал взглядам Александра III, который был доволен Витте. Однако
ситуация начала меняться с восшествием на престол Николая II. Последнему не
были приятны манеры министра финансов. Все это наряду с нараставшими
расхождениями по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики,
особенно по поводу дальневосточных дел, русско-японских отношений, а также
в связи с установившейся в правых кругах репутацией "красного",
"социалиста", "опасного масона" привело в августе 1903 г. к отставке Витте
с поста министре финансов. Учитывая, однако, его высокую международную
репутацию, необходимость иметь под рукой компетентного советника по
сложнейшим проблемам, Николай II обставил свое решение внешне вполне
благопристойно: Витте получил крупное единовременное вознаграждение и был
назначен председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но
фактически маловлиятельная, так как Комитет занимался в основном мелкими
текущими делами.
Оказавшийся не у дел министр, еще недавно считавший себя едва ли не
вершителем судеб России, крайне тяжело переживал опалу

Новинки рефератов ::

Реферат: Меценатская деятельность в среде российских предпринимателей (Право)


Реферат: История (История)


Реферат: Электроэнергетика России (География)


Реферат: Анализ и моделирование биполярных транзисторов (Радиоэлектроника)


Реферат: Конформизм и нонконформизм (Психология)


Реферат: Внешняя политика России во 2 половине 19 века (История)


Реферат: Видеоусилитель (Радиоэлектроника)


Реферат: Грозненская школа живописи (Искусство и культура)


Реферат: Методы поиска решений в экспертных системах (Компьютеры)


Реферат: Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-восточной Атлантики (Экологическое право)


Реферат: Предприятие в сфере рыночного товарообмена (Предпринимательство)


Реферат: Авторитаризм: за и против (Теория государства и права)


Реферат: Химия (Химия)


Реферат: Проектирование режущего инструмента (Технология)


Реферат: Организация участка по ремонту колесных пар пассажирских вагонов (Транспорт)


Реферат: Ипотека в гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Немецкая диаспора в России (История)


Реферат: Обработка металлов давлением (Металлургия)


Реферат: Творчество Айвазовского (Искусство и культура)


Реферат: Серебряно-цинковые источники тока (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист