GeoSELECT.ru



История / Реферат: Внешняя политика и экономические связи Японии послевоенного периода (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Внешняя политика и экономические связи Японии послевоенного периода (История)



Реферат по Истории
Внешняя политика
и внешнеэкономические связи
Японии послевоенного периода

Санкт-Петербург 2003 г.



Содержание:


I. Внешняя политика послевоенной Японии

1) Внешнеэкономические связи
2) Японо-американские отношения
3) Японо-азиатские отношения
4) Российско-японские отношения
Проблема "северных территорий" в российско-японских отношениях

II. Список использованной литературы



Внешняя политика послевоенной Японии

Характерной чертой внешней политики Японии, не имеющей средств военно-
политического воздействия на развитие международных процессов, является ее
гибкость и изощренность. Прежде всего, следует отметить наличие двух
параллельных внешнеполитических линий, пересекающихся или расходящихся в
зависимости от конъюнктуры.

Внешнеэкономические связи

Япония вступила в МВФ в 1952 г. В тот период потолок, определяемый
платежным балансом страны, был низким, так что Япония дважды (в 1953 г. и
1957 г.) прибегала к своему праву заимствования (для поддержания платежного
баланса) и дважды (в 1962 г. и 1964 г.) заключала с МВФ соглашения о
кредитах "stand-by". В процессе переговоров для достижения с МВФ соглашений
(о мерах экономической политики), сопровождающих предоставление кредита,
между сторонами происходили жесткие дискуссии, но достигнутые соглашения
Япония соблюдала неукоснительно.
Также в 1952 г. Япония вступила во Всемирный банк. Первое время ввиду
низкого кредитного рейтинга Японии Всемирный банк весьма пассивно относился
к предоставлению Японии ссуд. В 1958 г. это отношение переменилось на
позитивное, и в первой половине 1960-х годов Япония наряду с Индией была
самым крупным заемщиком Всемирного банка. Дискуссии относительно условий
кредитования, так же как и на переговорах с МВФ, были весьма жесткими.
Однако согласованные условия выполнялись безукоризненно, и были даже
случаи, когда Япония готова была досрочно погасить некоторые займы, но
наталкивалась на несогласие Всемирного банка. Таким образом, послевоенная
Япония избрала в качестве своей стратегической линии сотрудничество с
международными финансовыми организациями и всячески укрепляла международное
доверие к себе.
Япония очень сильно зависит от внешней торговли. Всё сырьё, которое
перерабатывает её промышленность, почти всё топливо, потребляемое в Японии,
поступает из-за границы. Но кроме того, Япония ввозит и часть необходимого
для неё продовольствия. Чтобы заплатить за всё это, надо много вывозить. А
вывозит Япония не так уж много, как это принято считать, - только 13%
валового национального продукта. Если по основным экономическим показателям
Япония занимает 2-е место в капиталистическом мире, то по величине экспорта
- только 3-е. На её долю приходится 18% промышленной продукции развитых
капиталистических стран, но лишь 13% их совокупного экспорта.
В результате особых отношений, которые сложились во время американской
оккупации, США стали главным торговым партнёром Японии: на США падает 25-
30% её внешней торговли. Теперь, когда США стараются сократить ввоз
японских товаров и изменить торговый баланс в свою пользу, Япония пытается
перестроить направления внешней торговли. В частности, большой интерес она
проявляет к российскому рынку.
Экспорт капитала в послевоенный период был небольшим. В начале 80-х гг.
по величине заграничных капиталовложений Япония занимает 5-е место. В
основном капитал вывозится в виде займов для покупки японских товаров, а в
последнее время Япония начала вкладывать капиталы в разработку заграничных
источников сырья. Но и иностранные капиталовложения в Японии тоже невелики:
в руках иностранцев менее 4% акционерного капитала Японии. Это в несколько
раз меньше, чем в любой из европейских стран. И это удивительно, если
учесть, что длительный период Япония находилась не только в зависимости от
США, но и под её оккупацией. В первые годы после войны американские
корпорации не спешили вкладывать капиталы в восстановление хозяйства этой
бедной природными ресурсами страны. Японские корпорации встали на ноги без
американской помощи. После первых экономических успехов Японии американские
бизнесмены заинтересовались этой страной, но Япония уже защитила свою
промышленность специальными законами. Впоследствии было объявлено о
либерализации - о разрешении иностранным капиталам проникать в ряд отраслей
японской промышленности. Но оказалось, что в этих отраслях позиции японских
предпринимателей настолько сильны, что иностранцам там делать явно нечего.

Японо-американские отношения

Официальная политика проводится МИДом Японии с учетом международных
обязательств Токио и с оглядкой на старшего партнера по Пакту безопасности,
и представляет собой среднюю линию между интересами японского капитала и
Вашингтона. Неофициальная политика проводится самим крупным японским
капиталом в сотрудничестве с Министерством внешней торговли и
промышленности (МВТП). МВТП непосредственно обеспечивает удовлетворение
потребностей крупного капитала, формулируемых его организациями (Президента
крупнейшей из них "Кэйдайрэн" даже называют "финансовым Премьер-министром"
Японии). В борьбе "проамериканского" МИДа и "патриотического" МВТП
финансовое и численное преимущество не на стороне официальной дипломатии
(штат МИДа значительно уступает персоналу японских Торговых
Представительств и филиалов компаний за рубежом). Таким образом, оставаясь
формально и официально верной Вашингтону, Япония в неофициальном порядке
отстаивает свои собственные интересы, далеко не всегда совпадающие с
американскими.
Японо-американский Союз за 4 десятилетия своего существования претерпел
значительные изменения по духу и букве в сторону повышения в нем роли
Японии (лишение США права вмешательства во внутренние дела Японии, акцент
на "совместную" ответственность Токио и Вашингтона за безопасность Дальнего
Востока, право выхода Японии из Пакта, возвращение ей административных прав
на архипелаг Рюкю при сохранении там американского военного присутствия и
т. д.) В истории взаимоотношений двух стран неоднократно зафиксированы
случаи игнорирования Вашингтоном интересов своего союзника, остающегося все-
таки на положении "младшего партнера", однако Токио явно не заинтересован в
расторжении Союза. США по прежнему ценны для Японии с экономической точки
зрения как крупнейший рынок сбыта японских товаров (к тому же в эпоху
"холодной войны" Токио было спокойнее иметь над собой американский "атомный
зонтик" от таких соседей, как СССР и КНР). В то же время, Япония по-
прежнему ценна для США как единственный крупный союзник на Дальнем Востоке
с военно-политической точки зрения.
Глубина и разносторонность японо-американского сотрудничества привели к
настолько тесному переплетению их интересов, что позволяют говорить об
отношениях асимметричной взаимозависимости двух стран. Статус "младшего
партнера" в рамках этой взаимозависимости, с интересами которого Вашингтон
не всегда считается, Токио не смущает - в соответствии с конфуцианским
принципом "амаэ" старший не может удовлетворить все претензии младших,
которые в любом случае обязаны следовать за ним. Можно предположить, что
Токио оказывает умеряющее воздействие на США, т. к. в Вашингтоне знают, что
торгово-финансовой Японии более импонирует применение несиловых методов
борьбы на международной арене.

Японо-азиатские отношения

В первые десятилетия периода Мэйдзи в Японии пользовалась популярностью
«теория ухода из Азии», выдвинутая известным просветителем-западником
Ю.Фукудзавой. Потом о ней предпочли забыть. Создание сан-францисской
системы безопасности, а затем завершение в 1952 г. американской военной
оккупации и соответственно периода форсированной американизации поставили
правительство перед необходимостью выработки новой стратегии действий
Японии в Азии.
Внешняя политика кабинетов С. Ёсиды (1946-1954, с небольшим перерывом в
1947-1948) определялась полной зависимостью от курса США. Дипломатию И.
Хатоямы — М. Сигэмицу (1954-1956) можно назвать качанием маятника в
противоположную сторону: восстановление дипломатических отношений с СССР и
социалистическими странами Восточной Европы, вступление в ООН (при
поддержке СССР), расширение торговли с коммунистическим Китаем. Но только
политика кабинетов Н. Киси (1957-1960) обозначила реальное возвращение
Японии в Азию, начало которому положили исторические визиты премьера в
пятнадцать азиатских стран в течение одного только 1957 г.
Именно в это время широкое распространение получает формула «Япония —
часть Азии». Активизация японской дипломатии в регионе нравилась не всем,
особенно с учетом того, что правительство возглавлял бывший «военный
преступник категории "А"», один из организаторов «экономического чуда»
Маньчжоу-го в 30-е годы, а затем и системы военной экономики в самой
Японии. Позиция Киси в отношении США отличалась большей самостоятельностью,
чем Ёсиды, но недавно опубликованные материалы однозначно свидетельствуют,
что он не только действовал с одобрения Вашингтона, но и непосредственно
получал деньги от ЦРУ, в том числе на проведение своих избирательных
кампаний. Обстоятельства переменились, особенно с началом складывания в
Азии «третьей силы», обозначившимся на Бандунгской конференции 1955 г., что
и вынудило американскую дипломатию к более гибкому курсу в регионе. Ее
основной целью стало не допустить дальнейшее распространение влияния СССР и
коммунизма в Азии. В достижении этой цели Соединенные Штаты получили
надежного помощника в лице Японии.
Перед Японией стояла еще одна важная задача: радикально исправить свой
«имидж» в странах Азии, ущерб которому нанесла не только ее политика
военных лет, но и последующие ответные меры победителей. Не снимая с
Японии, точнее с японской армии и администрации, ответственности за
совершенные ими в Азии преступления, напомним, что в годы войны добрая
половина руководителей национально-освободительных движений в этих странах
была на стороне Японии, в том числе такие лидеры, как Субхас Чандра Бос в
Индии, Ба Мо в Бирме и Сукарно в Индонезии, а кроме того, японцы пытались
привлечь на свою сторону также Д. Неру и У. Ну. Этот круг проблем также
исследован достаточно хорошо. Нельзя не признать, что симпатии значительной
части населения азиатских стран были на стороне Японии, которая, в силу
имперских и колониалистских амбиций, не оправдала возлагавшихся на нее
надежд, в частности, так и не предоставив полной независимости Индонезии.
Послевоенная независимость Индонезии, Индии, Бирмы, Филиппин — дело рук
бывших владельцев этих колоний, но это был вынужденный шаг, а не жест
доброй воли: «хорошие» победители не могли безнаказанно лишить народы того,
пусть и немногого, что им уже дали «плохие» японцы.
Антияпонские настроения стали насаждаться в регионе пропагандой союзников
уже во время войны, но по-настоящему они укоренились только в Южной Корее и
на Филиппинах. Остальные страны, прежде всего Юго-Восточной Азии
(образовавшие в 1965 г. АСЕАН), по-прежнему относились к Японии с некоторым
недоверием, но предпочитали ее присутствие влиянию США и тем более СССР.
Япония в свою очередь стала их главным торговым партнером и инвестором, и
оказывала им значительную помощь: от компенсаций первого послевоенного
десятилетия (которые во многом и заложили основу экономики этих стран!) до
впечатляющей экономической помощи в наши дни.
В самой Японии первые десять-пятнадцать послевоенных лет были
ознаменованы распространением представлений об ответственности только ее
одной за войну на Тихом океане, в том числе в отношении азиатских стран.
Постепенно в историографии, а затем в популярной литературе, беллетристике
и массовом сознании появляются более сбалансированные представления о
характере войны и отношениях Японии и азиатских народов, а также частично
возрождаются идеи паназиатизма. Естественно, они возродились в совершенно
ином качестве, с новой расстановкой акцентов. Главное внимание обращалось
на историческое, духовное, культурное и цивилизационное единство народов
Азии, прежде всего Индии, Китая и Японии. Об этом еще до войны многократно
говорили и писали идеологи паназиатизма С. Окава, К. Мити и М. Рояма. Новый
расцвет в Японии переживают исследования истории и культуры Азии и Дальнего
Востока, понимаемой и трактуемой как единое целое.
Распространение таких воззрений, безусловно, отражало как изменение общей
ситуации в Азии, так и начавшееся изживание американизации и ее
последствий. Можно сказать, что с началом периода высоких темпов
экономического роста японцы смогли задуматься не только о «хлебе насущном»,
но и о «душе». Поиск «души» привел часть из них (меньшинство) к призывам не
только политически и экономически стать частью «свободного мира», но и
раствориться в нем культурно и цивилизационно. Правда, здесь они очень
быстро столкнулись с принципиальной проблемой выбора ориентиров: собственно
американская цивилизация ничего не могла дать в культурном и духовном
отношении, особенно стране с древними и глубокими традициями, а культурное
наследие Европы Япония не переставала усваивать с первых лет Мэйдзи (можно
привести пример послевоенной моды на французский экзистенциализм, а также
на Бердяева и Шестова как его предшественников). Кроме того, Япония уже не
чувствовала себя только «акцептором» в области духовной культуры: мировое
признание книг Я. Кавабаты, лауреата Нобелевской премии по литературе 1968
г., и Ю. Мисимы, неоднократного претендента на ту же премию,
распространение идей дзэн-буддизма, десятки переводов книг Д. Судзуки, а
затем и главы «киотоской школы» К. Нисиды говорили сами за себя. В
результате в 60-е годы Япония стала постепенно обращаться к своим «корням»,
вполне естественно находя их в Азии. В качестве частного, но вполне
характерного примера можно привести «духовную реабилитацию» С. Окавы,
философа, политика и «военного преступника»: ему было воздано должное как
исследователю классической индийской и исламской философии, историку
религии и переводчику Корана, а затем как пропагандисту единой Азии и
только много позже как борцу против «белого империализма». В Японии все
чаще и чаще проводились международные конференции по проблемам Азии (от
древности до современности), постоянно увеличивалось количество
исследовательских центров и изданий, специализирующихся на этой
проблематике. Необходимо отметить подлинно интернационалистский характер
этого процесса: толки о возрождении национализма в послевоенной Японии
вообще были результатом непонимания или преувеличения, сознательно или
бессознательно допускавшихся пропагандой ее бывших противников в войне.
Духовный и культурный поворот Японии к Азии зримо, т.е. в международном
масштабе, обозначился с началом 70-х годов, хотя ему и предшествовали
многие годы подготовительной работы. Способствовала этому и внешняя
политика Р. Никсона, который, по верному замечанию М. Носова, пытался
«покончить с психологической зависимостью Японии от США, заставить ее
принимать самостоятельные решения и поставить отношения между двумя
странами на уровень более равных и обычных отношений между союзниками».
Определенный успех этого (впрочем, больше психологический, чем политический
и тем более дипломатический) в 70-е и особенно 80-е годы породил, в
частности, феномен «теории [уникальности] японцев» и «теории японской
культуры», некоторые апологеты которых, не ограничиваясь постулированием
уникальности японской цивилизации (основанной на рисосеянии!), утверждали,
что даже мозг японцев действует по-иному, нежели у других народов. Книга
главного пропагандиста этой «теории» Т. Цуноды «Мозг японца» была
немедленно издана в Токио по-английски, но за пределами Японии ее встретили
в лучшем случае иронически. Более осторожные адепты подобных теорий (вроде
К. Мацумото) предпочитают говорить об уникальности «дальневосточной» или
даже шире — «азиатской» цивилизации, противопоставляя ее прежде всего миру
«белых», будь то Европа или Америка.
Характерной чертой «азиатизации» Японии 80 — 90-х годов является
колоссальный приток в страну иностранцев именно из этих стран, прежде всего
Кореи, Таиланда и Филиппин, а в последнее время из КНР. Именно за их счет
так увеличилось количество проживающих в Японии иностранцев в целом: почти
на 50% с 1985 по 1992 г. А количество студентов-иностранцев, обучающихся в
Японии, за этот же период возросло в три раза. Правительство активно
поощряет приезд в Японию ученых, студентов и стажеров прежде всего из
азиатских стран, отдавая им предпочтение перед жителями Европы и даже США,
например при получении грантов или поступлении на магистерский и докторский
курсы в университеты, по крайней мере в государственные. Япония активно
привлекает специалистов из этих стран, особенно молодых, тем самым
демонстрируя добрую волю быть если не «старшим братом», то заботливым
партнером и искренним другом. В то же время по крайней мере у части будущей
элиты Азии формируются дружественные настроения к Японии, опыт которой там
изучают и ценят. Однако не секрет, что значительная часть граждан этих
стран приезжает в Японию не за знаниями, а на заработки. Это дешевая
рабочая сила, согласная практически на любую работу, составляет немалую
конкуренцию местной, а наниматели (особенно из криминальных и
полукриминальных структур) в погоне за прибылью нередко сами нарушают
законодательство или снисходительно относятся к его нарушениям теми, кого
они берут на работу. Несмотря на известную снисходительность властей к
иммигрантам из Азии, к ним периодически применяются довольно жесткие меры,
как правило, сводящиеся к депортации. Ежегодно публикуемая статистика
депортации иностранцев из Японии на протяжении уже многих лет показывает
одни и те же тенденции. Во-первых, абсолютное большинство депортируемых —
граждане азиатских стран (без особой спецификации, очевидно, по
дипломатическим причинам). Во-вторых, столь же явное большинство
депортируется за нарушение законов о труде и несоблюдение визового режима
(например, наем на постоянную работу без так называемой «рабочей визы» или
пребывание в стране с просроченной визой).
Ориентацию Японии на молодежь азиатских стран трудно не признать удачно
выбранной. Нынешние двадцати- тридцатилетние уже не воспринимают всерьез
рассказы своих дедов о войне и о «японских зверствах», но зато сами они
хорошо помнят серию демонстративных извинений премьер-министров М. Хосокавы
и Т. Мураямы в 1993-1995 гг. перед правительствами ряда стран Азии за
действия Японии во время войны. Они могут сами приехать в Японию, поучиться
здесь (на деньги японских налогоплательщиков), посмотреть своими глазами,
как обстоят дела в этой стране. По крайней мере, студенты, аспиранты и
стажеры из стран Азии встречают в целом сердечное отношение японцев, иногда
прохладно-корректное, как, впрочем, и любые другие иностранцы, и почти
никогда не сталкиваются с проявлениями недоброжелательства (исключение
могут составлять корейцы, но это особая, до сих пор актуальная и
болезненная тема).

Российско-японские отношения

Отсутствие подписи советского представителя под Сан-Францисским мирным
Договором с Японией наложило неблагоприятный отпечаток на дальнейшее
развитие отношений между Москвой и Токио. Тем не менее, экономические
потребности Японии и ее стремление к повышению своей самостоятельности на
международной арене и ослаблению чрезмерной односторонней ориентации на
Вашингтон обусловили налаживание советско-японских отношений с сер. 50 гг.
В 1956 г. в результате визита Премьер-министра Хатояма в Москву была
подписана советско-японская Декларация. Она предусматривала восстановление
дипломатических отношений между двумя странами, урегулирование столь
важного для Японии вопроса об условиях рыболовного промысла, согласие
Москвы на прием Японии в ООН, "передачу" Японии, после подписания Мирного
договора между Москвой и Токио, островов Малой Курильской гряды Хабомаи и
Шикотана. Декларация 1956 г. повышала самостоятельность Японии в мировой
политике и превращала ее в равноправного члена мирового Сообщества, что
вызвало неудовольствие Вашингтона. Под его давлением следующее
Правительство Киси саботировало подготовку и подписание советско-японского
Мирного договора, и в то же время форсировало модернизацию японо-
американского Пакта безопасности в новой редакции 1960 г.,
предусматривающей сохранение американского военного присутствия на японской
территории еще минимум на 10 лет. В связи с этим в Заявлении Советского
Правительства, сделанном в 1960 г., передача Японии островов Хабомаи и
Шикотан обуславливалась предварительным выполнением Токио двух условий:
подписанием Мирного договора и выводом иностранных (т. е. американских)
войск с ее территории. С тех пор политические отношения между Москвой и
Токио были отравлены не только отсутствием Мирного договора и военным
присутствием США в Японии, но и проблемой "северных территорий", на
"возвращении" которых настаивает японская сторона. Неурегулированность
политических отношений между двумя странами не всегда сказывалась на
экономических связях между ними (в значительной степени благодаря
параллельной "неофициальной" политике деловых кругов Японии, игнорировавших
недовольство Вашингтона по этому поводу). В развитии экономического
сотрудничества между двумя странами были заинтересованы не связанные с
американским рынком фракции японского капитала, рыболовные круги и
левонастроенная общественность. Сказывалось также и стремление Токио к
диверсификации источников сырья: были заключены официальные Генеральные
многолетние Соглашения на разработку угольных, лесных и рудных ресурсов
Сибири с участием японского капитала. Однако ряд перспективных проектов был
торпедирован по политическим причинам: проект нефтепровода Тюмень-Находка
был похоронен под давлением Пекина, проект снабжения Японии электроэнергией
с мощных ТЭС на Сахалине встретил противодействие со стороны УНО,
посчитавшего его угрожающим национальной безопасности. Одной из главных
целей строительства БАМа было расширение транспортировки сырья из Сибири в
Японию, однако за годы его постройки из-за повышения мировых цен на сырье
Япония перестроила свою промышленность на малосырьевые технологии. В
условиях неурегулированности политических проблем между двумя странами,
могущественная проамериканская буржуазия при поддержке Вашингтона
препятствовала укреплению просоветского бизнеса. С обострением советско-
американских отношений на рубеже 70-80 гг. Япония пошла на целенаправленное
свертывание экономического сотрудничества с СССР и потеряла ведущее место в
торговле Москвы с капиталистическими странами. Самым тяжелым годом в
отношениях двух стран был 1977 г., когда СССР вслед за четырьмя десятками
других государств ввел 200-мильную экономическую зону территориальных вод
вдоль своего побережья. Япония, первая рыболовная держава планеты (1,1% ее
ВНП), потеряла возможность бесплатного лова в этой зоне около 1 млн. тонн
рыбы. Однако проблема для Японии осложнялась тем, что признание советской
экономической зоны вокруг Южнокурильских "северных территорий" на практике
означала бы и признание с ее стороны принадлежности этих островов
Советскому Союзу. Поэтому все политические силы Японии, от неофашистов до
коммунистов, объединились в борьбе за эти территории. В результате сложных
дипломатических маневров, имевших целью "сохранение лица", Токио пошел на
заключение рыболовной Конвенции 1977 г., согласно которой японские рыбаки,
вылавливавшие ранее в 200-мильной зоне вокруг советского побережья 1,7 млн.
тонн рыбы бесплатно, отныне получали право вылова 0,7 млн. тонн за оплату.
Условия конвенции способствовали сохранению и воспроизводству рыбных
ресурсов в дальневосточных водах. С распадом СССР Российское Правительство
возлагало определенные надежды на экономическую поддержку курса на реформы
со стороны Японии. Симпатизируя в принципе рыночным преобразованиям в
России, Токио в свою очередь ожидал от Москвы территориально-политических
уступок (возвращения "северных территорий") и благоприятного для бизнеса
инвестиционного климата. Поскольку ни одно из этих пожеланий японской
стороны не выполнено, политические отношения двух стран остаются
сдержанными, а экономические связи явно не соответствующими возможному
потенциалу сотрудничества

Проблема "северных территорий" в российско-японских отношениях

Корни возникновения проблемы "северных территорий" (островов Итуруп,
Кунашир, Хабомаи, Шикотан с общей площадью 4946 кв. км) лежат в агрессивной
политике милитаристской Японии в ХХ в. Русско-японские договоры 1855 г. и
1875 г., признавшие сначала южные, а затем и северокурильские острова
принадлежащими Японии, обязывали последнюю развивать дружественные
отношения с Россией. Однако Токио использовал владение указанными островами
для агрессии против России и захвата Ю. Сахалина. В результате
насильственный Портсмутский мир перечеркнул договоры 1855, 1875 гг. как
аргумент в пользу принадлежности Курил современной Японии. В соответствии с
Ялтинскими соглашениями Курильские острова и Южный Сахалин наряду с другими
правами России, попранными милитаристской Японией, возвращались Советскому
Союзу. Японская капитуляция в 1945 г. на условиях Потсдамской Декларации
ограничивала территорию этой страны четырьмя крупнейшими японскими
островами. По Сан-Францисскому Мирному договору Япония признала Курилы ей
не принадлежащими. Принадлежность островов России, не подписавшей этого
договора, обусловлена предыдущими Ялтинскими соглашениями. Таким образом, с
точки зрения международного права Токио на острова претендовать не может.
Однако проблема возникла в условиях "холодной войны", и ее отцовство
принадлежит Вашингтону.
США была невыгодна нормализация советско-японских отношений после 1951
г., т. к. она ставила под вопрос необходимость и целесообразность
американского военного присутствия в Японии. Поэтому Вашингтоном был
предпринят ряд мер по торпедированию этой нормализации: сенатом США при
ратификации Сан-Францисского договора была принята специальная резолюция,
что "ничто в этом Договоре" не может истолковываться в пользу СССР (т. е.,
Ю. Сахалин, Курилы). Во время советско-японских переговоров в Москве 1956
г. Вашингтон сделал все возможное для их срыва: в ноте госдепартамента
Токио говорилось, что США рассматривают Малые Курилы (Хабомаи и Шикотан)
как геологическую часть японского острова Хоккайдо, а южные острова Большой
Курильской гряды как часть Японии. При этом США угрожали Токио не
возвращать Окинаву Японии, если последняя откажется от требования к Москве
"вернуть" 4 острова Курильской гряды. Таким образом, США сорвали в 1956 г.
возможность окончательного советско-японского урегулирования, а Токио не
получил Хабомаи и Шикотан в качестве "платы" Москвы за это урегулирование.
Такому исходу были рады проамериканские силы в Японии, опасавшиеся ухода
войск США из своей страны, что оставило бы их один на один с сильным левым
движением.
Сначала инспирированная Вашингтоном проблема возвращения островов не
имела широкой поддержки в Японии (будущий Премьер-министр страны от ЛДП
Исибаси даже назвал шумиху вокруг этого вопроса "пусканием пыли в глаза").
Однако со временем проблема "северных территорий" из внешнеполитической
превратилась во внутриполитическую: теряющая постепенно, но неуклонно свой
электорат правящая ЛДП использует проблему восстановления "территориальной
целостности" страны для повышения своего авторитета в условиях роста
японского национализма в период экономического бума. Другие партии были
вынуждены также прибегнуть к этой разновидности избирательной борьбы (КПЯ
подобным образом демонстрировала свой "национальный" характер и
независимость от КПСС). Таким образом, сложился общенациональный
политический консенсус по вопросу об островах, независимо от партийной
принадлежности. До начала 70 гг. острие японского растущего национализма
было направлено в две противоположные стороны - против СССР по курильскому
вопросу, и против США за возвращение Японии административных прав на
архипелаг Рюкю. В 1973 г., увязав это с сохранением Пакта безопасности и
более активным участием в нем Токио, Вашингтон вернул Окинаву Японии (при
этом США ничего не потеряли, кроме забот о социально-экономическом развитии
Окинавы, потерявшей свое прежнее военно-стратегическое значение
"непотопляемого авианосца" США с развитием ракетных средств доставки
ядерного оружия). С политико-психологической точки зрения американская
дипломатия этим шагом создала впечатление, что Вашингтон идет навстречу
японскому национализму, а Москва этого делать не желает. В результате
происходит концентрация японского национализма на проблеме "северных
территорий", на СССР, а затем на России.



Список использованной литературы:

1. Сайт www.history.kemsu.ru - статья "Послевоенное регулирование в
оккупированной Японии"
2. Сайт www.japantoday.ru:
А) статья "Роль государства в послевоенном экономическом развитии Японии
" (Косукэ Накахира)
Б) статья "Три интернационализации Японии" (В. Молодяков)




Реферат на тему: Внешняя политика при Екатерине Великой

Комсомольск-на-Амуре



KOST
&
AKRED



COST@AMURNET.RU
ПЛАН


Введение

Русско-турецкие войны.

Польский вопрос

Россия и революция во Франции.
Историческое значение деятельности Екатерины Великой.
Список литературы


Введение



Какова была внешняя политика при Екатерине II? "Внешняя политика -
самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая
наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство"
(В.О.Ключевский). Перед российским внешнеполитическим ведомством стояло два
важнейших вопроса: турецкий и польский. В реальной жизни все
внешнеполитические цели и задачи теснейшим образом переплелись. У истоков
внешней политики екатерининского правительства стоял граф Н.И.Панин,
Стремясь противодействовать враждебной политике Франции, он решил
сконструировать так называемый "Северный аккорд" - союз государств,
находившихся на севере Европы - Дании, Пруссии, Польши и Швеции, при
участии Англии. В литературе иногда высказывалось мнение, что автором этого
проекта являлся русский посланник в Дании Корф, однако в новейшей советской
историографии доказано авторство проекта, принадлежащее Н.И.Панину. Из
этого проекта, да из агрессивной политики Турции и родилась русско-турецкая
война, начавшаяся в 1768 г. В этой войне талантливый русский полководец
П.А.Румянцев нанес серьезное поражение туркам при Ларге и Кагуле в 1770 г.
А.В.Суворов при Козлужджу также нанес сильное поражение войскам противника.
5 июля 1770 г. русский флот под командованием адмирала И.А.Спиридова
разгромил турецкий флот недалеко от острова Хиоса, в бухте Чесме, Однако
политика некоторых европейских государств, испугавшихся усиления России,
заставила ее пойти на заключение мира, который был подписан в болгарском
селении Кучук-Кайнарджи 10 июля 1774 г. По этому договору Россия получила
от Турции огромную территорию от Буга и крепости Кинбурн при устье Днепра,
до Азова, с частью прикубанских и приазовских земель. Кабарда была включена
в государственные границы России.
Русско-турецкие войны.

В 60-х гг. главным противником России на международной арене была
Франция. Цель ее политики по отношению к России отчетливо выразил Людовик
XV: "Все, что в состоянии ввергнуть эту империю в хаос и заставит ее
вернуться во мрак, выгодно моим интересам". Французское правительство
придерживалось традиционной линии укрепления так называемого "Восточного
барьера", в состав которого входили пограничные с Россией государства -
Швеция, Речь Посполитая и Османская империя. Французская дипломатия в
предшествующее время дважды использовала свое влияние, чтобы толкнуть
Швецию и Османскую империю в войну с Россией. Страной, которая соединила бы
два крайние звена "Восточного барьера", была Речь Посполитая. Именно она
стала местом столкновения противоречивых интересов Франции, Австрии,
России, Пруссии и даже Османской империи. Находившаяся в состоянии упадка и
утратившая значение суверенного государства, Речь Посполитая позволяла
более сильным соседям вмешиваться в свои внутренние дела.
В начале 60-х гг. ожидали кончины престарелого короля Августа III. К
предстоявшей политической борьбе в связи с выбором нового короля готовились
Франция, Австрия, Пруссия и Османская империя. Активное участие в ней
принимало и русское правительство, заинтересованное в том, чтобы преемник
являлся проводником ее влияния. На почве единства интересов оформился союз
России с Пруссией. Цели участников этого союза были далеко не одинаковыми.
Если Екатерина II предпочитала иметь целостную Речь Посполитую, находящуюся
в сфере русского влияния, то Фридрих II, заключая этот союз, имел в виду
далеко идущие планы ее территориального раздела, которые не мог осуществить
без согласия России. Вместе с тем были совпадающие интересы союзников - они
состояли в сохранении условий, которые открывали бы широкие возможности для
вмешательства во внутренние дела Речи Посполитой. Королем в 1764 г. был
избран ставленник России Станислав Понятовский, поддержанный также и
Пруссией. Спустя 4 года был решен в угодном союзникам духе диссидентский
вопрос: некатолики наравне с католиками могли занимать все должности.
Недовольная этим решением часть польской шляхты организовала в Баре
конфедерацию, вступившую в вооруженную борьбу с находившимися в Речи
Посполитой русскими войсками.
Османская империя, пристально следившая за событиями в Речи
Посполитой и науськиваемая Францией, потребовала вывода оттуда русских
войск, а также отказа от покровительства диссидентам. В 1768 г. она
объявила войну России. Ко второй половине XVIII в. Османская империя
утратила былое могущество. Ее экономические ресурсы оказались слабее, чем у
России, обладавшей к тому же сильной сухопутной армией, мощным военно-
морским флотом и талантливыми военачальниками. Это позволило России с
одинаковым успехом вести войну на суше и на море, причем добиваться побед
над превосходящим по численности противником. В течение первых трех лет
войны османским войскам не удалось одержать ни одной победы, они оставили
Хотин, Яссы, Бухарест, Измаил и другие крепости на Дунайском театре военных
действий. Два из многочисленных поражений османов были особенно
сокрушительными. Первое, 25-26 июня 1770 г., когда русская эскадра, обогнув
Европу, появилась в Средиземном море и под Чесмой одержала блистательную
победу. Запертые в бухте все неприятельские корабли, за исключением одного,
были сожжены. Османская армия насчитывала 150 тыс. человек при 150 орудиях,
в то время как у Румянцева было 27 тыс. человек и 118 орудий. Тем не менее
русские войска нанесли османам сокрушительное поражение - те потеряли весь
обоз и всю артиллерию. Становилось очевидным, что цель, ради которой Порта
начала войну, не будет достигнута. Более того, ей предстояло пойти на
территориальные уступки. Россия предприняла мирную инициативу, которая,
однако, не встретила поддержки у султанского правительства.
К продолжению войны Османскую империю толкала прежде всего Франция,
согласившаяся продать ей свои корабли для восстановления флота, утраченного
в Чесменском сражении. Не вызывали восторга русские победы и в Лондоне, но
английское правительство, заинтересованное в сохранении торговли с Россией,
ограничилось отзывом своих офицеров из русского флота. У Австрии были свои
основания, чтобы открыто поддерживать Османскую империю, - она сама
претендовала на часть Дунайских княжеств, находившихся в руках русских
войск. По союзному договору, заключенному с султанским двором, Австрия
обязалась любыми средствами, в том числе военными, добиваться возвращения
османам всех территорий, занятых русскими.
Двусмысленную позицию занимала Пруссия. Будучи формально союзником
России, она втайне от нее создавала трудности для русской дипломатии. В
этих условиях царское правительство не могло противодействовать
осуществлению плана раздела Речи Посполитой, с которым Австрия и Пруссия
начиная с 1768 г. обращались к России. Фактический раздел Речи Посполитой
начался еще в 1770 г., когда Австрия и Пруссия оккупировали часть ее
территории. Конвенция 1772 г. оформила первый раздел Речи Посполитой:
Австрия захватила Галицию, к Пруссии отошло Поморье, а также часть Великой
Польши. Россия получила часть Восточной Белоруссии.
Слова Екатерины II, обращенные к Дидро,-"если бы я могла еще
отказаться от раздела, я охотно бы это сделала"- на этот раз полностью
соответствуют отношению в это время России к разделу Речи Посполитой.
Согласием на раздел Речи Посполитой Россия отколола Австрию от Османской
империи. Не надеясь на эффективную помощь извне, османы в 1772 г.
согласились вести мирные переговоры. Главным пунктом разногласий был вопрос
о судьбе Крыма - Османская империя отказывалась предоставить ему
независимость, в то время как Россия настаивала на этом. Военные действия
возобновились, причем протекали в условиях, когда Россия была охвачена
крестьянской войной. Русским войскам под командованием А.В. Суворова в июне
1774 г. удалось разгромить османов при Козлудже. Противник согласился
возобновить переговоры. Царское правительство тоже было заинтересовано в
незамедлительном окончании войны, с тем чтобы освободившиеся силы бросить
на подавление народного движения внутри страны. 10 июля 1774 г. переговоры
в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи завершились подписанием мирного
договора.
По Кючук-Кайнарджийскому миру к России переходили Керчь, Еникале и
Кинбурн, а также Кабарда. Россия получила право на строительство военно-
морского флота на Черном море, ее торговые корабли могли беспрепятственно
проходить через проливы, Молдавия и Валахия, хотя формально и оставались
под властью Османской империи, но фактически находились под протекторатом
России. Султанский двор, являвшийся инициатором войны, обязался уплатить
России контрибуцию в 4,5 млн. руб. Два итога напряженной войны имели для
России огромные последствия: плодородные земли Северного Причерноморья
стали объектом хозяйственного освоения; Крым, откуда в течение многих
столетий ханы совершали грабительские набеги, перестал быть вассалом
Османской империи, что укрепило безопасность южных границ России.
Гарантированная Кючук-Кайнарджийским миром независимость Крыма
являлась самой чувствительной потерей Османской империи. Цель ее внешней
политики в ближайшие десятилетия и состояла в том, чтобы вернуть Крым в
сферу своего влияния. Уже в 1775 г. османы грубо нарушили условия договора,
провозгласив ханом своего ставленника Девлет-Гирея. В ответ русское
правительство ввело в Крым войска и утвердило на ханском престоле своего
кандидата Шагин-Гирея. Однако османские агенты организовали против него
восстание. Девлет-Гирей высадился на турецком корабле в Кафе, чтобы вернуть
себе ханский трон, но потерпел поражение от войск Шагин-Гирея и убрался
восвояси. Соперничество двух держав в борьбе за Крым закончилось
обнародованием 8 апреля 1783 г. указа Екатерины II о включении Крыма в
состав России. Тем самым Османская империя лишалась своего плацдарма в
военных столкновениях с Россией. В том же 1783 г. был заключен Георгиевский
трактат с Восточной Грузией, укрепивший позиции народов Закавказья в борьбе
против иранского и османского ига.
С установлением союзнических отношений с Австрией у Екатерины II
возник внешнеполитический план, получивший название "Греческого проекта".
Он предусматривал изгнание Османской империи из Европы путем создания из ее
владений (Бессарабии, Молдавии и Валахии) буферного государства Дакии во
главе с внуком Екатерины Константином. Смысл существования Дакии состоял в
том, чтобы лишить Россию, Австрию и Османскую империю общих границ. Австрия
не возражала против проекта, рассчитывая на округление своих владений за
счет османских земель, но ее территориальные притязания были столь
непомерными, что план создания Дакии остался на бумаге.
Между тем Османская империя хотя и признала в 1784 г. присоединение
Крыма к России, но интенсивно готовилась к войне с нею. Воинственные
настроения султанского двора разжигали Англия и Пруссия, намереваясь
извлечь из конфликта собственные выгоды: Англия стремилась чужими руками
изгнать Россию с берегов Черного моря, поскольку основание черноморских
портов могло лишить английских купцов выгод, которые они извлекали из
слабости торгового флота России на Балтике; Фридрих II подстрекал османский
двор к войне с Россией, руководствуясь видами на очередной раздел Речи
Посполитой, ибо знал, что Россия, вовлеченная в войну, не в состоянии будет
противодействовать его планам. Франция тоже оказывала помощь Османской
империи в подготовке к войне - под руководством ее инспекторов и офицеров
совершенствовались крепостные сооружения и боевая подготовка османской
армии.
В конце июля 1787 г. султанский двор в ультимативной форме
потребовал от России признания своих прав на Грузию и допуска османских
консулов в Крым. Россия, не заинтересованная в открытии военных действий
вследствие поразившего страну сильного неурожая, готова была пойти на
уступки, но Османская империя, не дождавшись ответа на ультиматум, открыла
военные действия нападением на Кинбурн. Попытка овладеть крепостью путем
высадки десанта была отбита Суворовым. Неудача османов активизировала
враждебные действия английского правительства. Оно запретило заход в свои
порты русской эскадре, готовившейся к отправлению из Балтийского моря в
Средиземное. Была запрещена также вербовка английских офицеров на службу в
русский флот. Те же Англия и Пруссия толкнули на войну против России
Швецию.
Со стороны Швеции это была вторая попытка пересмотреть условия
Ништадтского мира: летом 1788 г. она без объявления войны напала на Россию.
Шведский король Густав III тщательно готовился к конфликту, ибо,
рассчитывая на легкие победы, стремился укрепить свою власть и сломить
сопротивление оппозиции. У короля были основания надеяться на успех:
главные силы русской армии и ее лучшие полководцы находились на юге. Густав
III не скупился на хвастливые заявления -он говорил, что намерен овладеть
Эстляндией, Лифляндией и Курляндией, а заодно с ними Петербургом и
Кронштадтом. Перед отъездом из Стокгольма на театр войны он объявил
придворным дамам, что "надеется дать им завтрак в Петергофе". Начало
военных действий вскрыло полную несостоятельность и даже нелепость шведских
притязаний: в ожесточенном сражении 6 июля у о. Готланда Балтийский флот
под командованием адмирала С.К. Грейга одержал победу, вынудив шведские
корабли искать спасения в Свеаборге.
Война не принесла шведам никаких выгод, но она значительно усложнила
положение России на южном театре военных действий, прежде всего тем, что
лишила ее возможности перебросить Балтийский флот в Средиземное море и
поднять против Османской империи томившиеся под ее гнетом народы Балкан.
Война со Швецией, кроме того, повлекла немалые расходы. В то же время
рухнули надежды Англии и Пруссии, да и Османской империи, на то, что России
не под силу вести войну на два фронта. Османская армия, как и флот, на всем
протяжении войны терпели одно поражение за другим, причем в ходе войны с
блеском проявились высокая боевая выучка солдат и матросов, а также
полководческие дарования А. В. Суворова и незаурядный талант флотоводца
Ф.Ф. Ушакова. В 1788 г. отличился Черноморский флот: в июне на Днепровско -
Бугском лимане была разгромлена гребная флотилия османов, а 3 июля у о.
Фидониси русская эскадра нанесла поражение османскому флоту, располагавшему
численным превосходством. Эти победы лишили османов возможности помогать
осажденному Очакову, взятому в результате ожесточенного штурма в декабре. В
кампании 1789 г. наступательные операции османов на суше были парализованы
А.В. Суворовым. 21 июля Суворов после 60 км марша с ходу атаковал османов
при Фокшанах, где 25 тыс. русских и австрийцев вынудили спасаться бегством
30 тыс. османов. Победа была достигнута решительной штыковой атакой,
предпринятой после 9-часового сражения. 28-29 августа была одержана морская
победа между о. Тендрой и Гаджибеем. Самым примечательным сражением всей
войны был штурм Измаила. Эта мощная крепость с гарнизоном в 35 тыс. человек
при 265 орудиях считалась неприступной. Ее безуспешную осаду русские войска
вели с сентября 1790 г. 2 декабря под Измаилом появился А.В. Суворов. Сразу
началась интенсивная подготовка к штурму крепости: в учебном лагере
выкопали ров и насыпали вал, соответствовавшие габаритам крепостных
сооружений, и войска тренировались в преодолении препятствий. За 5 дней до
начала штурма Суворов отправил коменданту крепости знаменитый ультиматум:
"24 часа на размышление и воля; первые мои выстрелы уже неволя; штурм
-смерть". На рассвете 11 декабря начался штурм: войска преодолели ров, по
штурмовым лестницам взобрались на вал, ворвались в крепость и шаг за шагом,
тесня ожесточенно сопротивлявшегося неприятеля, овладели ею. Овладение
Измаилом принадлежит к числу героических подвигов русских воинов –в штурме
крепости сочетались высокий боевой дух и замечательная выучка солдат и
офицеров с полководческим гением A.A. Суворова. Взятие Измаила венчало
исход не только кампании 1790 г., но и всей войны.
29 декабря 1791 г. был заключен Ясский мирный договор. Цели, ради
которых Османская империя развязала войну, не были достигнуты. Ясский
договор подтвердил присоединение к России Крыма и установление протектората
над Грузией. Результаты войны для России не соответствовали ни ее военным
успехам, ни понесенным ею жертвам и финансовым затратам. К ней была
присоединена лишь территория между Бугом и Днестром. Бессарабия, Молдавия и
Валахия были возвращены османам. Скромные для России итоги войны были
связаны с тем, что Англия не расставалась с идеей создания антирусской
коалиции. Ранее русской дипломатии удалось расстроить эти планы. Чтобы не
оказаться в изоляции, правительство должно было форсировать мирные
переговоры.
Три обстоятельства определили успехи России в войнах с Османской
империей и Швецией: России в этих войнах доводилось не нападать, а отражать
агрессивные действия соседей; боеспособность русской регулярной армии была
неизмеримо выше шведской и особенно османской - ополченцы последней,
располагая двойным, тройным перевесом в численности, неизменно терпели
поражение от хорошо обученных и вооруженных русских полков; немаловажной
причиной победоносного окончания войн было наличие в русской армии и флоте
талантливых полководцев (П.А. Румянцев, A.A. Суворов) и флотоводцев (Г.А.
Спиридов, Ф.Ф. Ушаков). Они подняли военное искусство на более высокую
ступень. Суворов вместо господствовавшей в Европе кордонной стратегии,
смысл которой состоял в равномерном распределении войск по всей линии
фронта с использованием в качестве опорных пунктов крепости, применил более
эффективное средство громить неприятеля - сосредоточение основных сил на
главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и
истощение ресурсов противника, уничтожение его живой силы.
Знаменитое сочинение Суворова "Наука побеждать" наполнено множеством
афоризмов и крылатых фраз, понятных как офицеру, так и солдату. Главными
достоинствами воина он считал патриотизм, храбрость, выносливость,
решительность. Флотоводец Ф.Ф. Ушаков, опиравшийся на собственный опыт и
опыт своего предшественника Г.А. Спиридова, подобно Суворову, не знал
поражений. Главной целью сражения он считал уничтожение неприятельского
флота и прежде всего флагманского корабля, на котором должен быть
сосредоточен огонь.
Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых
военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина,
Лазарева и других - на флоте.

Польский вопрос

В 1763 г. умер польский король Август III, посаженный на престол еще
Анной Иоанновной. Между магнатскими группировками началась ожесточенная
борьба за власть. Страна раздиралась внутренними противоречиями. Власть
осуществлял сейм. Делегаты от местных сеймиков имели на нем право "либерум
вето", т.е. каждый депутат мог опротестовать любое решение собрания. Очень
острыми были в стране и национальные противоречия. Входившие в ее состав
народы Украины и Белоруссии находились под жестоким социально-экономическим
и национальным гнетом польской шляхты.
После борьбы между магнатскими группировками Потоцких и Чарторыйских
победили последние - сторонники пропрусской ориентации. На престол был
посажен их родственник, давний знакомый Екатерины Станислав Понятовский.
Его правительство постаралось провести в разваливавшейся стране ряд реформ,
однако эти попытки вызвали ожесточенное сопротивление со стороны других
группировок шляхетства. Было использовано право конфедерации, то есть
создания вооруженной оппозиции. Сторонники реформ в г. Баре (на Украине)
создали свою конфедерацию. Екатерина послала против них войска во главе с
Суворовым. Россия всячески старалась усилить свое влияние в Польше. На этом
пути она оказалась в весьма сложных отношениях с Пруссией. Большие успехи
России в борьбе с Турцией заставили Пруссию выступить совместно с Австрией
в польском вопросе, с тем чтобы умерить требования России на юге. России
был невыгоден раздел Польши и усиление за ее счет таких государств, как
Пруссия и Австрия. Польша более устраивала Россию как буферное государство
на границе с более сильными соседями. Но в сложившейся ситуации Россия
вынуждена была пойти на раздел Польши. Один догоаор был заключен между
Россией и Пруссией, другой - между Россией и Австрией. Оба они были
подписаны в июле 1772 г. Под давлением двух держав в сентябре 1773 г.
польский сейм санкционировал соглашение о первом разделе Польши. Россия
получила все Подвинье и часть Верхнего Приднепровья, воеводства Полоцкое,
Витебское, Мстиславское, часть Минского и часть польской Ливонии. Австрия
захватила Западную Украину - Галицию.
В 70-80-х годах XVIII в. вопрос о Правобережной Украине все теснее
связывался с вопросом о дальнейшем продвижении России к Черному морю, а это
в свою очередь с новой силой порождало русско-турецкий конфликт. Вся
внешняя политика России завязывалась в сложный балтийско-польско-восточный
узел. Усилившаяся мощь России позволяла Екатерине II оказывать весьма
сильное воздействие на весь ход внешнеполитических отношений в Европе. Во
время вспыхнувшей между Австрией и Пруссией войны за баварское наследство
Екатерина выступила в качестве третейского судьи. Закончивший эту войну
Тешенский мир 1779 г., условия которого гарантировала Екатерина, привел к
значительному усилению влияния русской дипломатии на весь ход дел в
Германии. Выдающуюся роль сыграла Россия и в событиях, связанных с войной
американских колоний за независимость. Россия отклонила попытку Англии
использовать ее силы для ведения войны в Америке. Более того, в феврале
1780 г. она опубликовала декларацию о "вооруженном нейтралитете".
Декларация провозглашала, что всякое нейтральное судно находится под
защитой всех нейтральных государств и имеет право защищать себя на море
оружием. Ответственность же за насилие над нейтральными судами падают на
суда нападающих держав. К этой декларации присоединилось большинство
государств.
В это время происходит изменение основного курса внешней политики.
Натянутые отношедия с Англией, охлаждение в отношениях с Пруссией - все это
привело к падению "Северного аккорда". Начинается процесс сближения с
Австрией, заложенный со встречей Екатерины II в 1780 г. в Могилеве с
австрийским императором Иосифом II. Меняются даже фигуры во
внешнеполитическом ведомстве. На смену графу Никите Ивановичу Панину
приходит Алексайдр Андреевич Безбородко - талантливый дипломат и
государственный деятель. Большую роль во внешней политике начинает играть
князь Григорий Александрович Потемкин, фаворит Екатерины.
Меняется и основная концепция внешней политики. Рождается так
называемый "греческий проект". Предполагалось изгнать турок из Европы, а на
территории бывшей Османской империи создать греческую империю во главе с
представителями русского правящего дома. Из дунайских княжеств - Молдавии и
Валахии - должно было быть образовано новое буферное государство (носившее
древнее название - Дакия). Основным союзником предполагалась Австрия, за
что она и должна была получить под свое влияние западную часть Балканского
полуострова. Ученые до сих пор не решили, был ли "греческий проект"
реальной внешнеполитической программой или это была лишь иллюзия, плод
размышлений придворных теоретиков. Скорее всего, правы те исследователи,
которые утверждают, что реального проекта внешней политики России 80-х
годов XVIII в. ("греческого проекта") не существовало.
Как бы то ни было, дело шло к новой войне с Турцией. Б 1783 г. Россия
присоединила к себе Крым, что, конечно же, вызвало недовольство
правительства Турции. Демонстративно не выполняя условий Кучук-
Кайнарджийского договора, Турция сама объявила войну. Положение России в
скором времени осложнилось выступлением Швеции. Король Густав III начал
осаду крепости Нейшлот и предъявил России явно невыполнимые требования. Но
оборона Нейшлота и блестящая победа русского флота в июле 1788 г. у
Готланда над флотом шведов заставила шведское правительство пойти на
заключение мира.
Россия добилась выдающихся успехов в войне с Турцией. Под
руководством А.В.Суворова была взята крепость Очаков, турки были разбиты
при Фокшанах и Рымнике. Одна из наиболее ярких страниц этой войны - взятие
крепости Измаил. Но измена Австрии и шведская опасность заставляла Россию
быть осторожной. В 1791 г. был подписан Ясский мир, по которому Турция
обязалась неуклонно выполнять условия предшествующего мира, признала новую
границу с Россией по Днестру и присоединение Крыма.
В Польше после первого раздела влияние России значительно усилилось.
В этой стране начинает нарастать движение за укрепление экономики и
политического строя путем реформ. Ряд позитивных мер предпринял сейм 1788
г., получивший название четырехлетнего сейма. 3 мая 1791 г. этот сейм
принял новую конституцию, отличавшуюся известной прогрессивностью. Но для
улучшения жизни низших слоев населения, особенно украинского и белорусского
происхождения, было сделано мало.
В Польше скрестили свои "дипломатические шпаги" представители
внешнеполитических ведомств России, Пруссии, Австрии. Трудно сказать, кто
кого превосходил в коварстве, но для самой Польши события разворачивались
драматически. Летом 1791 г. русские войска, принимавшие участие в войне с
Турцией, были переброшены в Польшу. Тут же в г. Тарговице возникла
конфедерация, к которой присоединился и польский король. Царские войска
вскоре взяли Варшаву. Конституция 3 мая была отменена, а в марте 1793 г.
произошел второй раздел Польши. К России отошли Белоруссия с Минском и
Правобережная Украина. Пруссия захватила Гданьск (Данциг), Торунь и Великую
Польшу с Познанью. Оставшаяся часть Польши с населением в 4 млн человек
была окружена со всех сторон сильными и враждебными ей государствами,
которые навязывали ей свои условия. Это вызвало патриотический подъем.
Вскоре одна из частей польского войска восстала. Центром восстания
становится Краков, а его главой талантливый генерал Тадеуш Костюшко. Он
занял Варшаву. Вскоре восстание перекинулось в Литву, Великую Польшу и
Поморье. Однако значительная часть крестьянства была разочарована теми
мерами, которые предпринял Костюшко, что значительно ослабило его силы.
Русские войска под началом А.В.Суворова разгромили польские войска. Вначале
1795 г. был проведен третий раздел Польши, уничтоживший самостоятельное
польское государство. Большая часть земель Польши с Варшавой была отдана
Пруссии, Малая Польша с Люблином отошла к Австрии. Россия получила Литву,
Западную Белоруссию и Западную Волынь. Курляндское герцогство, находившееся
в зависимости от Речи Посполитой, также было присоединено к России.
Присоединение старинных русских земель к России было логичным, так как
сохраняло национальную целостность восточнославянских народов. Впрочем,
отношения царского правительства к Украине и Белоруссии не надо
идеализировать, помятуя о той иной раз насильственной русификации, которая
нанесла большой вред развитию национального самосознания. Что же касается
Польши, то это была трагедия польского народа, который на столетия был
лишен своей государственности и стал добычей соседних государств.


Россия и революция во Франции.

В отношении русского царизма к событиям во Франции прослеживается
два этапа. На первом, продолжавшемся, впрочем, недолго, царский двор
рассматривал начавшуюся революцию как событие повседневной жизни, т.е. как
бунт голодной черни, с которым королевская власть способна быстро
справиться. Ни Екатерина, ни ее окружение не считали происходившее в Париже
результатом глубоких социальных противоречий, а связывали его с временными
финансовыми затруднениями и личными качествами незадачливого короля.
По мере развития революции и решительной ломки феодальных порядков
настроение правящих кругов в Петербурге менялось. Там вскоре убедились, что
революция угрожает судьбам трона не только в Париже, но и всем феодально-
абсолютистским режимам Европы. Екатерина убедилась и в другом: Людовику XVI
и французскому дворянству своими силами не восстановить старый порядок.
Опасения русского двора разделяли обладатели тронов Австрии и Пруссии.
В 1790 г. был заключен союз Австрии и Пруссии с целью военного
вмешательства во внутренние дела Франции. Тотчас реализовать эти намерения
не удалось, так как Австрия, Россия и Пруссия были озабочены разделом Речи
Посполитой, а Россия, кроме того, вела войну с Османской империей. На этом
этапе абсолютистские режимы ограничились разработкой планов интервенции и
оказанием материальной помощи французской эмигра-
ции и контрреволюционному дворянству внутри страны. Екатерина на
сколачивание наемной армии дала французским принцам взаймы 2 млн. руб. Она
стала душой коалиции, создаваемой для борьбы с революционной Францией.
Согласно русско-шведскому союзу Густав III обязался высадить в
австрийских Нидерландах десант, к которому должны были присоединиться
войска французских принцев, а также Австрии и Пруссии. Екатерина вместо
войск, занятых в русско-турецкой войне, обязалась до окончания ее выдавать
субсидию в размере 300 тыс. руб.
Выступление коалиции не состоялось по двум причинам: смерть
Леопольда II и убийство Густава III вынудили отложить поход; но главная
причина состояла в том, что монархические режимы обнаружили продвижение
идей революции к границам их собственных владений и сочли первостепенной
задачей остановить это продвижение. Речь идет о событиях в Речи Посполитой.
В состав этого федеративного государства входили Польша, Литва,
Украина и Белоруссия.
На протяжении столетия, с середины XVII по середину XVIII в.,
Литовское княжество переживало глубокий экономический кризис, обусловленный
непрерывными войнами Речи Посполитой. Они опустошали казну и истощали
экономические ресурсы. В 1648 г. население княжества насчитывало около 4,5
млн. человек, через два десятилетия оно уменьшилось почти вдвое (2,3 млн.),
к концу Северной войны сократилось до 1,8 млн. человек и лишь к 1772 г.
достигло 4,8 млн. На долю литовс

Новинки рефератов ::

Реферат: Народная педагогика (Педагогика)


Реферат: Хозяйственное право (Хозяйственное право)


Реферат: Предпринимательская тайна (Предпринимательство)


Реферат: Роль материнского генома в развитии потомка (Биология)


Реферат: Форми співучасті (Уголовное право и процесс)


Реферат: Шпора по трудовому праву (Трудовое право)


Реферат: Лекции по международному частному праву (Международное частное право)


Реферат: Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского (Педагогика)


Реферат: Производство по административным делам (Административное право)


Реферат: Ядерная угроза из Восточной Европы (Военная кафедра)


Реферат: Разработка радиоприемного устройства импульсных сигналов (Радиоэлектроника)


Реферат: Анализ затрат на производство (Бухгалтерский учет)


Реферат: Нобелевские премии по медицине и физиологии (Биология)


Реферат: Билеты на экзамен по биологии 9 класс (Биология)


Реферат: ПОСТРОЕНИЕ VERILOG-МОДЕЛИ BER-ТЕСТЕРА ДЛЯ ПРОВЕРКИ КАНАЛОВ СВЯЗИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ (Компьютеры)


Реферат: Социальная жизнь (Социология)


Реферат: Интелегенция и революция (История)


Реферат: Стандарты серии Исо 9001-2001 (Менеджмент)


Реферат: Газоочистка №2 ОАО "АВИСМА" (Технология)


Реферат: Метаболические сдвиги в организме, происходящие вследствие сахарного диабета (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист