GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников (Педагогика)



Костромской Государственный Университет
им. Н.А. Некрасова



Курсовая работа
на тему:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАСНИКОВ



Выполнила: студентка
3-го курса – 3 гр. ИПА
Соколова Е.Н.
Научный руководитель:
Подобина О.Б.



Кострома 2002 г.
ПЛАН
Введение
I. Выбор Профессии – как самоопределение личности.
1. Понятие профессии и ее истоки.
2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии.
Жизненный план.
3. Отношение подростка к будущей профессии.
II. Профессиональное самоопределение.
1. Профессиональное самоопределение как процесс:
А) предпосылки профессионального самоопределения
- с точки зрения детерминизма;
- с позиции деятельности.
2. «Восемь углов выбора профессии»
- управление выбором профессии.
III. 1) Роль
- самопознания;
- самосознания;
- самооценки в профессиональном самоопределении.
2) Профессиональное самоопределение и профессиональная консультация.
IV. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального
выбора.
1) Стадии профессионального становления.
2) Кризисы профессионального становления.
3) Методы работы в переломные периоды профессионального выбора.
V. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора
профессии.
VI. Эмпирическая часть.
Заключение.
Введение
На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов,
работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни
развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в
нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и
качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их
компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается:
в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?
Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности.
Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким
быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими
школьниками.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных
интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед
выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в
профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий.
Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас
противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми,
управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем –
острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком
разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном
самоопределении – задача не из простых и не из легких.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь
от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная
ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой,
физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи.
Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых
различных областях деятельности на благо общества.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой
предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих
многое в жизни современного человека.
Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора.
Объект: старшеклассники (ученики 11 «А» класса).
Предмет: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Цель: определить уровень профессионального выбора старшеклассников в I-
м учебном полугодии, изучить мотивы выбора профессии школьниками и раскрыть
переломы профессионального выбора.
Задачи:
1) выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность
выбора профессии для данного возрастного периода;
2) рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс;
3) определить факторы, влияющие на выбор профессии;
4) раскрыть роль самооценки в правильном выборе профессии;
5) описать переломы профессионального выбора;
6) проверить на практике поставленные гипотезы.
Гипотезы:
1) степень сформированности профессионального плана низкая в I-м
полугодии;
2) сознательный выбор профессии происходит в 11 классе;
3) старшеклассники не определили пути овладения выбранной профессией в
I-м полугодии учебного процесса;
4) старшеклассники отдают предпочтение не одной профессии, а
нескольким в конце I-го учебного полугодия.

1. Выбор профессии как самоопределение личности.

1). Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие,
специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой
деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных
теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате
специальной подготовки, опыта работы [10].
Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по
мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то,
что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь
ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать
действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал
лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так
возникает проблема выбора будущей профессии. [4].
Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека
начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на
себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение.
Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети
в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных
атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок»,
бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней
юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю
дальнейшую жизнь человека.
2) Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии.
Жизненный план.
Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в
жизненных планах. [16]. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю
сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень
притязаний.
Самым важным, неотложным и трудным делом становится для
старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и
склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша
внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной,
ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая
одновременно манит и пугает его. [16].
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, преде всего,
зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы
легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная
и постоянная забота.
В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный
облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные
особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по
темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям,
стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные
особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст,
когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации,
установки [1]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства
к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности,
самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в
своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем,
профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится
вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и
индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального
становления.
Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в
детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение
значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора
подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности
приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии –
мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У
девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей
мотивации на профессию. [2].
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального
самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально
сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом
имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у
учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется
выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
3) Отношение подростка к будущей профессии.
Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в
девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше – в десятый класс,
ПТУ, техникум?
Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития
социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем
социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение
к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке:
появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.
[10].
В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются
размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств
жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических
действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей
профессии размышляют мало. [1].
Многое может стимулировать появление интереса к определенной
профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим,
часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные
секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в
привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать
свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности –
лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения
разочарований. Подрезать «крылья мечты» подростка нельзя, но необходимо
«приземлить» ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом
деле устлан трудностями, а не розами. [10].
Для многих подростков время обучения в 8-9 классах – период
интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в
действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи
думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые –
собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее
получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают
сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских».
Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей.
Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и
того, где именно продолжать учение. [10].
Приближающееся окончание 9 класса стимулирует размышления подростков о
своем будущем.

2. Профессиональное самоопределение.

1) Профессиональное самоопределение как процесс.
Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное
подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование»,
предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в
образовательных учреждениях профессионального образования. [14]. Успех
профессионального образования определяет такой важный психологический
момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той
или иной профессии.
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа
внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии,
является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных
решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой
двухаспектное явление [14]:
1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
2) объект выбора – то, что выбирают.
Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии.
Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.
Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит
из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность
этапов зависит от:
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь
период профессиональной деятельности личности: от возникновения
профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Этапы, предшествующие самоопределению.
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший
школьный возраст, но ему предшествуют этапы [14]:
. Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного
возраста):
- малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное
представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода
профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):
- возникновение и формирование профессиональных намерений и
первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
. Профессиональное обучение:
- осуществляется после получения школьного образования для освоения
выбранной профессии;
. Профессиональная адаптация:
- формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание
системы производственных и социальных отношений;
. Самореализация в труде:
- выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным
трудом.
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь
жизненный путь человека.
А) Предпосылки профессионального самоопределения:
. Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и
деятельности. Профессиональное самоопределение – существенная сторона
общественного процесса развития личности. Выявление особенностей
проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает
анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая
саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования
молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. [7]. Данная
система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи,
общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора
профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации
призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и
консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и
склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении
трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств
профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального
развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей
деятельности.
Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе
беспредметна [7]. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого
удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не
обнаружен…».
Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы
профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности.
Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие
психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося
воздействия на личность.
В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как
активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление
принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения
внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа
движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и
противопоставленности внутреннего и внешнего.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением,
расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами
профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее
компонент.
Б) Предпосылки профессионального самоопределения.
Личностные предпосылки самоопределения.
Структурные элементы личности, как ближайшие психологические
предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их
функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения
можно свести к двум основным группам [7]:
1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения
проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого
процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая
черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого
трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.
2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют
различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс
профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность
реагирования. [7]. Сюда относится потребность в профессиональном
самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и
склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о
жизненных ценностях.
Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными
потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности,
привлекательной для человека.
2. «Восемь углов выбора профессии».
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии.
Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об
особенностях различных профессий, но и массу другой информации. [6].
1) Позиция старших членов семьи.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они
несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора,
требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы.
Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая
пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще
маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей,
которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той
деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется,
что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от
родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с
выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-
либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать
по данной специальности придется им, а не их родителям. [6].
О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь
предполагать.
2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).
Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на
выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального
будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может
стать решающим в профессиональном самоопределении.
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной
деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений
человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей,
помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель
знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
4) Личные профессиональные планы.
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном
будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ,
мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера,
опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и
средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они
зависит от человека. [6].
5) Способности.
Способности, таланты учащегося старших классов необходимо
рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно
ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая
профессиональная пригодность.
6) Уровень притязаний на общественное признание.
Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень
профессиональной подготовки [6].
7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор
выбора профессии.
8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно
включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения,
а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до
фессиональные увлечения – путь к будущему. [6].
. Управление выбором профессии.
В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным
процессом, которое осуществляется учителем.
Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы
научного управления обществом. [8]. В более узком плане применительно к
проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные
и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным
факторам относятся:
- система объективно действующих закономерностей, условия жизни
субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.
К субъектным факторам относятся:
- возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения,
мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.
Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным,
крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон
предмета управления. [8]. Управление выбором профессии немыслимо без знания
личности, ее структуры.
Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как
приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами,
характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы
и т.д.).
Управление профориентацией только тогда научно, когда строится с
учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на
знании динамической функциональной структуры личности. [8].
Требование изучать каждого школьника общепризнано. Однако в практике
нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного -двух
своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую
характеристику.
Бывает, что учитель неплохо знает ученика, но дать целостную
характеристику направленности его личности (выделить склонности, интересы,
способности, мотивы поведения, черты характера) затрудняется. Какое место
занимает ученик в коллективе, каков его престиж среди одноклассников, как
оценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает – такие вопросы
часто и вовсе не ставятся отдельными педагогами.
Объясняется это целым рядом причин:
- отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации;
- слабая психолого-педагогическая подготовка учителей;
- нежелание затруднять себя дополнительной работой;
- неимение доступных метод и методик изучения учащихся. [8].
Современному выпускнику школы нужна характеристика, в которой оценки
личностных качеств должны быть полными и точными. В характеристике
необходимо указывать перспективу развития личности, прогнозировать ее
будущее. Нельзя ограничиваться в характеристике учащегося указанием на его
дисциплину, учебные оценки и общую активность. [12].
Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их
склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать
возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит
определенную направленность профессиональных интересов учащегося,
настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в
характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях
он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке
определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда
после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где
найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться
способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному
руководителю. [8]. Изучение учащихся – одно из необходимых условий
выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного
профессионального самоопределения.

3. Самопознание в выборе профессии.

Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного
подхода к выбору профессии. [10].
Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем
осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и
достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем
другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс
сравнения – основа не только познания мира, но и познания самого себя.
Познавая через сравнения качества другого человека, мы получаем материал,
необходимый для выработки собственной оценки.
Для лучшего познания мира и самого себя, человек должен прилагать
активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса
самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо
воспитать, а какие - изжить. [8]. Без самопознания нельзя правильно
наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по
душе.
Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и
перспектив общества, в котором он живет. Требования общества – одно из
важнейших побуждений самопознания и самовоспитания. Возникновение
потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и
размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

Роль самооценки в профессиональном самоопределении.
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания.
Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я» [3].
Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил,
возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в
должной мере.
Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В
профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую
человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не
соответствующим специфике профессии.
Еще К. Маркс в работе «Размышления юноши при выборе профессии» обращал
внимание молодежи на умение дать оценку собственным способностям:
«заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии… -
это ошибка, которая мстит за себя и … причиняет нам страшные муки…» [4].
Самооценка, как и любое психическое образование, формируется
прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте. [8].
Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид
деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных
возможностей. [8]. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у
школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.
Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В
самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя,
другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники
только переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себя
недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.
Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в
самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в
самооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.
У старшеклассников самооценка служит двум целям:
. Самовоспитанию;
. Прогнозированию будущей профессии. [3]
Выбирая профессию старшие школьники в большинстве случаев
ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-
волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.
Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают
должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает
профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма
поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки,
приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии
серьезно их не волнует.
Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но
проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах
профессионального самоопределения, прежде всего, психологических.
Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности,
им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах
характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских,
бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое
образование как условие формирования объективной самооценки, как условие
правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам. [8].
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В
основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При
переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на
такой основе выбор профессии в конце концов приводит к разочарованию.
Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии
и на развитии личности.
Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки [3]:
. Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов,
способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой
учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с
достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
. Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся
частично переоценивают или недооценивают свои возможности по
сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на
основе познавательного интереса к школьным предметам без учета
своей пригодности.
. Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая
переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных
качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу,
выбор профессии на данном уровне самооценки совершается
необоснованно. [8].
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она
формируется в процессе развития личности и имеет разную степень
объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности
– одна из задач профессиональной ориентации.
В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально
значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы
работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о
психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности,
темперамент, черты характера.
Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний,
активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда,
самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать
формированию объективной самооценки.

Список использованных источников

1. Большая советская энциклопедия, 1975
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.
М.: Просвещение, 1973
3. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск:
Народная асвета, 1978
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
6. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
8. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и
прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002
9. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999
10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997
11. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.:
Просвещение, 1987
12. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под
ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс,
2000
14. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
15. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности.
М.: Педагогика, 1981
16. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс,
1999





Реферат на тему: Профилактика девиантного поведения
Введение
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм,
приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в
центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников
правоохранительных органов.
Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в
молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств -
это происходящие перемены в стране. Французский социолог Эмиль Дюркгейм
описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения
индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не
соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к
современной России.

Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего
поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна
алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление
наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными
привычками, как факторами риска.
Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю
историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда
общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от
поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На
первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты – табу. В дальнейшем
понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие
правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия.
Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и
более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению
к девиантному поведению.
Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем в
последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до
сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного
поведения молодёжи.
Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность,
алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит.
Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея,
постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий,
как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще
приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В школах наблюдается
рост формального отношения к детям, проще стали относиться к увеличению
числа второгодников. Учителей перестало волновать определение детей в школы-
интернаты, в детские дома, и даже спец. школы и ПТУ.
Было проведено социологическое исследование по употреблению алкоголя и
наркотиков студентами вуза и колледжа. Приобщение респондентов к алкоголю
происходило от 5-6 лет до 17 лет включительно. До 10 лет впервые
попробовали 9,2% студентов; в 11-12 лет — 7,6%. В 13-14 лет — интенсивность
приобщения увеличилась и составила 27,0%, а в 15-16 лет — уже 39,3%. В 17
лет впервые познакомились с алкоголем всего 5,6% опрашиваемых.

Основную роль в приобщении подростков и детей к алкоголю играли питейные
традиции и обычаи. В целом, больше половины (67,7%) мальчиков и 79,4%
девочек из числа употребивших впервые, познакомились с алкогольными
напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. Остальные мотивы
первого знакомства с алкоголем, курением и наркотиками таковы: «из
любопытства», «за компанию с друзьями», «случайно», «от нечего делать».
Это говорит о необходимости принятия соответствующих мер органами
здравоохранения, просвещения и другими заинтересованными ведомствами. Для
организации и проведения профилактической работы среди детей и подростков,
для оперативной корректировки и оценки ее эффективности необходимо
постоянно отслеживать ситуацию, т. е. школьные психологи должны проводить
мониторинг факторов риска на местах.
Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются
в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации.
В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности,
нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его
психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.
Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм
и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена,
она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию,
значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до
минимума. Одной из причин этого является то, что сейчас Россия равняется на
Запад. Это неправильно, так как мы не похожи на них, у нас другой
менталитет. На наш взгляд, это наиболее актуальная проблема на данный
момент, сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи,
как важнейшей среды формирования и воспитания человека.
Семья и школа
Образ жизни семьи во многом связан с её материальным положением, но,
даже имея хороший материальный достаток, многие семьи переживают духовный
кризис в отношениях, как между супругами, так и в отношениях с детьми.
Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом),
деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы с детьми бывают в
семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или наоборот -
попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо
гиперопека. Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки: ''жертва
судьбы'', ''несчастный'', ''невыносимый'' или ''самый лучший''. Особое
внимание следует обращать на семьи, где у родителей наблюдается
тревожность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость или если
родители (или один из них) – «холодные рационалисты».
Часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою
семью вполне благополучной. Для них правонарушение, совершённое их ребенком
- полная неожиданность, событие, не имеющее причин. Они могут видеть
причину во влиянии улицы, школы, но очень редко в собственных ошибках в
воспитании. Необходимо отметить, что каждая семья является уникальной
системой, и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и
многовариантным.
Ребёнку нужно тепло, человеческое участие, это ничем не заменишь.
Дело не столько в материальном благосостоянии родителей и их высоком
положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают своих детей. Там,
где детям с раннего возраста прививаются навыки самостоятельности и
ответственности, где дети лишаются возможности злоупотреблять заработанными
их родителями средствами, где есть теплота и внимание, там дети вырастают
нормальными.
Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является
организация совместной деятельности учащихся, учителей и родителей. Школа,
как мощный институт социализации несовершеннолетних, должна стать центром и
правовой культуры, и социализации подростков. Из школьных учреждений должны
уйти в прошлое безразличие, грубость и хамство, жестокость в обращении с
учащимися, вымогательство с родителей под различными предлогами. В каждой
школе необходимы психолог и социальный педагог. На наш взгляд, школьный
психолог должен начинать свою работу с детьми и родителями с первого
класса. Сотрудничество школы с семьей, изучение семьи, необходимо, прежде
всего, потому, что личность матери и личность отца, их характер,
темперамент, индивидуальные особенности, качество их супружеских
взаимоотношений, повседневное поведение в быту, степень их культурности,
образованности являются решающим фактором воспитания детей.
Школьные психологи в сотрудничестве с родителями и всеми
заинтересованными организациями должны участвовать в создании и внедрении
молодежных программ здорового образа жизни, основывающихся на объективной и
вызывающей доверие информации об алкоголизации, наркотизации и их
последствиях. Целью этих программ должно быть формирование у подростков
«здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации
личностного потенциала.
Достижение успеха в профилактике и преодолении раннего формирования
зависимостей возможно только при координации работы всех структур,
работающих с подростками: правоохранительных, психолого-педагогических,
социологических, медицинских. Следует признать приоритетную роль в борьбе с
распространением наркотических веществ среди учащихся социальных педагогов
и психологов. Результаты исследования показывают, что не страх наказания
способен удержать подростков от употребления алкоголя и наркотиков, а
объяснение последствий их злоупотреблением. На вопрос анкеты «Если бы Вы
знали о вреде алкоголя и наркотиков, стали ли бы Вы их принимать?»
большинство студентов (96,7%!) ответили отрицательно. Для предупреждения
алкоголизации и наркомании среди подростков в сферу деятельности школьного
психолога входит выявление групп риска, анализ кризисных ситуаций в
подростковой среде и предложения по социально приемлемым способам
разрешения этих ситуаций.
Важное значение имеет и подготовка учителей для работы с трудными
детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют специализированной
социально-педагогической подготовки. Им не оказывается необходимая помощь
для работы с «трудными» детьми.
Иногда в существующей социально-педагогической системе отсутствуют
службы, с которыми школа могла бы взаимодействовать с целью достижения
необходимых воспитательных результатов для каждого «трудного» ребенка
(консультации, региональные социальные учреждения и др.). Необходимо, чтобы
школы располагали специально подготовленными кадрами — психологами,
социальными педагогами и др.
Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального
поведения детей и подростков, если присутствуют асоциальные элементы в
системе норм, ценностей, которыми руководствуются члены группы в своем
поведении; если во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный
стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная
субкультура.

Детская нервность, её профилактика
Детская нервность обусловлена как биологическими, так и
микросоциальными причинами, но чаще всего – их сочетанием. Биологические
причины – травматические, инфекционные, токсические и другие вредные
воздействия при зачатии, в период беременности, родов, в первые месяцы или
годы жизни, а также неблагоприятные наследственные влияния. К
микросоциальным причинам относятся переживания беременной или недавно
ставшей матерью женщины, неправильное воспитание и неблагоприятные условия
жизни ребёнка в детстве. Зачастую микросоциальные причины настолько тесно
связаны с биологическими, что их трудно разделить.
Судьба человека в немалой степени зависит от сравнительно короткого
периода с момента зачатия ребёнка до первого вдоха новорожденного.
Беременность протекает по-разному в зависимости от того, желанна она,
досадна или, ещё того хуже воспринимается женщиной как катастрофа и не
приемлема для мужчины, будущего отца. В первом случае вероятность
благополучного протекания беременности выше, во втором вероятное
осложнение, угроза прерывания беременности.
Приведём несколько возможных ситуаций, способствующих
неблагоприятному течении беременности. Женщина беременна, но психологически
не готова к тому, чтобы стать матерью, психически инфантильна, незрела,
эгоистична, сама играет в семье роль ребёнка. Малыш внесёт в её жизнь лишь
заботы и попросту будет конкурентом ей.
Женщина беременна, но она не замужем. Ей уже не мало лет. Сохранить
беременность или прервать! Остаться одной страшно. Ребёнок придаст жизни
новый смысл. Но тогда – конец надеждам выйти замуж. И что скажут люди? А
если аборт закончится бесплодием, что тогда?
Женщина не ожидала беременности «так быстро, так не своевременно».
Ещё несколько лет необходимо учиться, ещё не «пожила для себя». Мать выйдет
на пенсию уже через несколько лет, вот тогда – пожалуйста.
Женщина беременна, но не уверенна, что её брак прочен. У неё имеются
серьёзные основания считать, что жизнь с мужем не сложилась, в будущем
возможен развод.
Женщина беременна, с радостью сообщила об этом мужу, а он
категорически против рождения ребёнка. Решилась: «Буду ждать ребёнка». Но
беременность воспринята конфликтно, и мрачная тень недовольства уже легла
на неё. Позже отец полюбит ребёнка, полюбит ребёнка и бабушка по отцу,
издёргавшая невестку в период беременности ссорами и упрёками. Однако зло
уже свершилось – в семье растёт невропатичный, трудный ребёнок.
Сомнения и колебания женщины по поводу рождения будущего ребёнка, её
страхи и опасения, недовольство супруга и свекрови, вызывает тягостные
переживания беременной, сказываются на состояние и развитие плода.
Существует мнение, что дети, которые родились в семье, где родители живут в
любви и согласии, красиво, уверенны в себе и оптимистичны.
На пятом месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца
взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется,
когда она отдыхает. В 6 – 7 мес. плод реагирует на резкое изменение
положения тела матери, спокойно, если не взволнованна беременная.
Если беременная женщина проводит 9 чрезвычайно важных месяцев в своей
жизни в душном помещении, спит с закрытой форточкой, мало гуляет, то плод
развивается в условиях кислородного голодания – гипоксии. В результате
ребёнок может родиться с меньшими интеллектуальными возможностями. Пройти
остановку-другую пешком или воспользоваться транспортом? Так ли это важно?
Очень важно. Ходьба, движение, избегание большого скопления людей,
длительное пребывание на свежем воздухе способствует сохранению и
укреплению психического и физического здоровья плода и здоровья будущей
матери в столь ответственный период.
Если беременность протекала неблагоприятно и ребёнок родился слабым,
осложненным окажется не только период новорожденности – первый месяц жизни,
не только первый год жизни. Будут осложнены воспитания, формирование
характера, личности в целом. Слабый ребёнок беспокоен, у него плохой
аппетит, он медленно набирает массу тела. В дом, где он живет, чаще заходит
врач. Родители озабочены состоянием его здоровья; ему уделяется больше
внимания, чем его брату или сестре; он пользуется особыми льготами и как-то
улавливает это. В результате уже с первого года жизни у ребёнка формируется
трудный характер. Ребёнок уже окреп, но остаётся по прежнему не в меру
требовательным. Он и хочет есть, да в начале пожеманится, покапризничает.
Каждый пустяк, естественное отправление он выполняет не просто, а с
претензией. Родители встревожены, а он достиг желаемого: он вновь в центре
внимания. Ему всего-то год-два, а он уже эгоистичен, истеричен.
Очень важно, чтобы беременность протекала нормально, чтобы она была
здоровой. Природа даёт женщине в этот естественный период её жизни
дополнительные ресурсы физических сил и выносливость. Слабая женщина
становится крепче, физически инфантильная – расцветает. Помогать природе, а
не препятствовать ей – задача будущей матери. Ей следует отказаться от чего-
то приличного, изменить в чем-то прежний образ жизни. Всё в этот период:
прогулка, одежда, режим, сон, питание – должно быть подчинено будущему
материнству. И если женщина приготовила себя к беременности морально и
физически, старается избегать отрицательных переживаний, живёт по режиму,
проводит день активно, много гуляет, родные её оберегают, то родится
здоровый ребёнок.
Воспитание в раннем возрасте
Уже на 7-м месяце малыш начинает понимать, чего от него требуют, и
спокойно подчиняется или капризно сопротивляется. Ласково, но твёрдо
капризы, сопротивления пресекаются. А он всё настойчивее стремиться
добиться своего, что у многих младенцев получается. Ещё в самом малом, но
уже неуклонно требования взрослых игнорируются, а его – выполняются. Он
пытается подчинить себе мать.
Ребёнок в этом возрасте тонко различает ласковый и сердитый тон.
Значит, пришло время похвалить его или показать, что им недовольны. Следует
укрепить столь важное понимание – когда им довольны, а когда нет. При
неправильном воспитании в 8 – 9 месяцев ребёнок может истерически
изгибаться и кричать в манеже. В таком случае необходимо быть твёрдым.
Следует помнить: ребёнок никогда и ничего не должен добиться истерикой.
Один, два раза родители стерпят, выдержат истошный крик, но малыш не
получит желаемого, и истеричность исчезнет, не получив подкрепления. Лучше
уйти из комнаты, где буйствует ребёнок. Без зрителей истерика, всегда
рассчитанная на них, прекращается. И, конечно, родители, когда ребёнок в
истерике, всем своим видом демонстрируют недовольство им. Родителям часто
приходится проявлять твёрдость. Ребёнок с младенчества должен усвоить, что,
если он переходит грань допустимого, любящие, ласковые, добрые родители
становятся суровыми. Это важный рычаг воспитание. Ласка – всегда поощрение
и знак для ребёнка: всё хорошо, так себя и надо вести. Родители вдруг
становятся строгими – стало быть, они огорчены им. Малыш пытается настоять
на своём, однако родители непреклонны и серьёзны. И он уступает, получая
урок: за определённую черту переходить нельзя. Воспитывать надо поощряя, но
и твёрдо настаивая на своём в случае необходимости. И тогда ребёнок очень
рано уловит смысл слов «можно» и «нельзя», как и научится понимать просьбу
«подожди». Если такое понимание будет воспитано вовремя, не придется
прибегать к наказаниям, когда малыш подрастёт. Необходимость в наказании –
свидетельство уже упущенного в воспитании. Ребёнка, правильно воспитанного
с самого раннего возраста, наказывать не приходится. Наказание – всегда
перевоспитание. Наказание – всегда насилие, беда для родителей и для
ребёнка. Это уже борьба между ними. Хорошо воспитанный ребёнок не подаёт
повода для наказания. И если пришла такая необходимость, нужно помнить
следующее. Наказание никогда не должно оскорблять, унижать, запугивать
ребёнка. Детей никогда не следует бить. Наказание – всегда демонстрация
глубокого огорчения родителей поведением ребёнка. Такая демонстрация уже
наказание, если он любит родителей и они авторитетны для него. Наказание –
всегда лишение ребёнка того, чего он более всего хочет, что ценит,
демонстрация презрения не к нему, а к его поступку, изменение отношения к
нему. От него отворачиваются. С ним обращаются сухо, говорят только по делу
до тех пор, пока он не заслужит возвращения к нему доверия и прежнего
сердечного отношения. Унижающее, запугивающее, причиняющее боль наказание
ни к чему хорошему не приводит и ничего не решает. Поскольку в
необходимости наказать ребёнка виноваты и родители (просчёт воспитания),
лишение касается всех – все не идут на прогулку, все не смотрят интересную
передачу, как бы говоря о проступке: вот как всё огорчительно, вот к каким
последствиям это приводит. Переживания, связанные с наказанием, подвигают
ребёнка и к раннему постижению чувства стыда.
Если понятное, справедливое «хочу» и «не хочу» удовлетворяется,
ребёнок поймет разумность, справедливость «нельзя» и «надо». В начале он
воспримет это не осознаваемо, затем как осознанную категорию. «Нельзя» и
«надо» войдут в его плоть и кровь, превратятся в стержень чувства
собственного достоинства, которое будет ущемляться как раз тогда, когда
человек вынужден переступить через упомянутые понятия. Самостоятельность
проявится больше в самоограничении «нельзя» и в выполнении «надо», чем в
достижении запретного «хочу» и в преодолении «не хочу», если «надо». И
только в таком случае нет причин для возникновения нервности или трудности.
В «можно» и в «нельзя» не должно быть разногласия у взрослых, если они есть
– тогда нет воспитания.
Детей никогда нельзя обижать, но им и нельзя подчиняться. Детей не
балуют, им не потакают в недопустимом.
Приславутое сюсюканье, восхищение детскостью «милые малютки»,
сверхопека, воспитание трёхлетних как полуторагодовалых, а пятилетних как
трёхлетних чреваты тяжелейшими последствиями. В угоду эгоистическим
тенденциям, приносится в жертву будущее человека.

Отсутствие воспитания – тоже воспитание. Безнадзорность, дурные
влияния при безнадзорности также воспитывают. Не ощущая внимания к себе,
ребёнок становится равнодушным к другим или истеричным, протестным. Нет
направленного воспитывающего влияния, но есть косвенное. Ребёнок живёт в
семье, и на него оказывает воздействие жизнь её взрослых членов. Его
воспитывают в том случае, когда всё скрывают от него, и тогда, когда жизнь
родителей обнажена; когда в семье много говорят и когда все молчат. Всё это
воздействует на формирование личности ребёнка. Воспитывают, когда говорят о
работе и о других, и тем, как об этом говорят; когда ссорятся или мирятся,
когда семья дружна или каждый сам по себе; когда в семье кого-то третируют
и когда отец – «квартирант»: приходит поздно, молча смотрит телевизор,
читает, спит и утром неслышно уходит на работу. Всё это – тоже воспитание.
На ребёнка воздействует всё: добры или нет родители; удовлетворены
они жизнью или завидуют всем и каждому; оптимисты или всегда «смертельно
усталые» и им «всё надоело». Для него не безразлично, что у них разные
характеры, то, к чему они стремятся, что предпочитают и что любят, чему
радуются, печалятся, как негодуют, чего опасаются. Ребёнок всё видит,
слышит, по-своему воспринимает и перерабатывает, на него воздействует
буквально всё, и это само по себе – воспитание. Ответа требует только одно:
как его всё это воспитывает?
Неприятие ребёнка приводит, в конце концов, к неприятию родителей.
Возникает взаимное отчуждение, что, в свою очередь, усугубляет взаимное
неприятие. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. И тогда один
ищет компенсацию – отдушину, утешение вне семьи. Подрастая, найдя компанию
таких же ущемлённых и безнадзорных, он праздно проводит время, пренебрегает
учебой. В компании к нему проявляют внимание, встречают его с радостью, в
чем он и нуждается. Там весело, и он забывает о своих горестях. Но на этом
пути он становится трудным. В характере формируются черты неустойчивости,
негативизма, особенно в отношении взрослых, и он поступает вопреки их
советам и требованиям. Чертами характера становится необязательность,
безответственность, эгоизм, отсутствие серьёзных привязанностей, когда тот
и приятель, кто с ним сегодня.
У другого формируется истероидный характер со склонностью к бурным
сценам протеста «с двигательной бурей», при которой наблюдаются потеря
самоконтроля, элементарной сдержанности, демонстративное поведение, когда
возможны демонстративное нанесение порезов, и столь же демонстративные
попытки самоубийства. Вызывающее поведение наблюдается и вне семьи. В этом
случае чертами характера становится эгоистичность, лживость, манерность,
склонность всегда и во всём обвинять других, начиная от родителей и кончая
всёми окружающими. Здесь особенно отчетливо видно, к чему приводит
подавление в темпераменте, его альтруистической сущности.

Время от времени необходимо внимательно всмотреться в своего ребёнка.
Задать себе вопросы, вдумчиво и объективно ответить на них. Многое станет
яснее. Что делали не так, что упустили, что необходимо наверстать.
Если родителям удастся своевременно всмотреться в ребёнка,
задуматься, принять меры по устранению упущенного, значит, им удастся
предупредить детскую нервность или трудность. Перевоспитывать в более
старшем возрасте, когда нервность или трудность уже фиксированы, - тоже
самое, как говорили древние мудрецы, что начинать копать колодец, когда уже
мучит жажда.
Характер ребёнка закладывается с раннего детства, поэтому
предупреждение развития у него вредных привычек необходимо проводить именно
в этом возрасте. Прежде всего, ребенок должен как можно реже видеть бутылку
с вином (и др.) на столе родителей. В накуренном помещении следует обратить
внимание даже маленького ребенка на неприятный запах, на то, что дышать
здесь трудно и противно. На прогулке следует обращать внимание ребенка на
пьяниц, на их неопрятный вид, рассказать, как трудно приходится родным
этого человека, подчеркнуть его бесполезность для общества. Необходимо,
чтобы реакция взрослых была эмоциональной. Вредные для здоровья последствия
курения и алкоголизма в раннем возрасте объяснять бесполезно.
Невропатия
Невропатия – это врождённая детская нервность. Ребёнок с таким
диагнозом, по словам родителей «не ребёнок, а комок нервов». У 63,2%
матерей, родивших детей с невропатией, имели место тяжёлые переживания в
период беременности. Нервничала мать – «нервничал плод», таким образом, не
случайно Невропатия – именно врожденная детская нервность.

Воспитание детей, страдающих невропатией.

Общение с невропатичным ребёнком требует чрезвычайной деликатности и
такта. Основные требования – не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он
непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если
родители начинают кричать на него, он будет кричать ещё сильнее, доходя до
неистовства. Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что
взрослые просто не воспринимают, такого ребёнка раздражает, непереносимо
для него. Работающий с приглушенным звуком телевизор для него, спящего в
соседней комнате, - то же самое, что для его родителей бульдозер,
работающий под окном спальни. Поэтому тишина, спокойное, сдержанное
поведение взрослых – условие его спокойствия, сдержанности. В шумной семье
такой ребёнок находится в состоянии постоянного перевозбуждения.

И так, все спокойны с невропатичным ребёнком, никто не повышает
голоса. Его не дергают поминутно запретами, укорами, замечаниями. Родители
должны многие мелочи не

Новинки рефератов ::

Реферат: Гражданская война в США в 1861-1865 (История)


Реферат: Полноценные и неполноценные белки (Биология)


Реферат: Билеты (Международное публичное право)


Реферат: Дарвиновская метафора и философия науки (Философия)


Реферат: Заработная плата (Менеджмент)


Реферат: Группа сверстников как институт социализации (Психология)


Реферат: Законодательство по ценным бумагам (Гражданское право и процесс)


Реферат: Шпоры на ГОСэкзамен (МГУП, ФКДиР, отд. книговедение) (Литература)


Реферат: Фотосинтез - проще простого (Биология)


Реферат: Социальная медицина (медицинское страхование 2) (Страхование)


Реферат: Видеоустройства персональных ЭВМ и их основные характеристики (Программирование)


Реферат: Методические указания по микропроцессорным системам (Программирование)


Реферат: Блок доступа к моноканалу ЛВС (Программирование)


Реферат: Профессиональная этика журналистов (Культурология)


Реферат: Служба документационного обеспечения управления (Трудовое право)


Реферат: Крещение Руси (История)


Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО "Карьера" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Первичная подготовка нефти (Химия)


Реферат: Организация деловой коммуникации (Педагогика)


Реферат: Теория самоорганизации (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист