GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Активные формы работ на уроках математики (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Активные формы работ на уроках математики (Педагогика)





Активные формы работы

на уроках математики.



В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в
средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко
применяется при изучении других предметов и в практической деятельности
будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении
специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только
дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению,
научить учиться.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и
качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать
современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств
обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся
оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию
материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение
программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и
средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный
поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно
добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли
свободно оперировать или при решении задач и упражнений, они должны самые
распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть.
Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их
используется на уроках дидактические игры:
Математическое домино – состоит из 12-30 карточек каждая карточка
разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой –
ответ к другому заданию.
Карточки обратной связи – состоят из пяти-шести планшетов из
прозрачной плёнки, соедин. вместе в «книжку», куда вставляются карточки с
ответом. У каждого уч-ся имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, уч-
ся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу
видно, кто как знает материал.
При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Уч-ся
в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся
помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого
обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а
многие уч-ся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого
традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном
методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения
нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится – всё это
делается вместе с уч-ся. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться
до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен
к новому уроку.
Заметно повышают на уроке познавательный интерес уч-ся, дидактические игры.
Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные
кроссворды. Напряжённого внимания и сообразительности требует также игра «в
небылицы», которую можно проводить одновременно со всем классом.
Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к индивидуальным
способностям уч-ся, а максимально способствовать умственному развитию всех.
В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» -
«Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения
вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить
даже самых пассивных к учёбе.
Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала,
определений, выводов, это окупится знанием уч-ся.
Важно будоражить ребят заставить их думать. Уч-ся могут высказать
свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.
В проведение уроков включаются технические диктанты. «Мозговые атаки»,
«аукционы идей», бипарные уроки, пресс - конференции, уроки –конкурсы,
викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и
методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них.


1.Бипарный урок.
Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество
бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему
знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют
активности каждого уч-ся, поэтому класс нужно готовить к их проведению:
предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический
опыт, присмотреться к конкретному явлению. Бипарные уроки помогают сплотить
педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать
единые действия и требования. Удачно сочетаются с бипарном уроке
теоретическое и производственное обучение.


2.Бит-урок.
Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество
Бит-урока в его любопытности. Уч-ся не успевают устать, их внимание всё
время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему
эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет глубокий
воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые
представляет творческая коллективная работа.


3.Урок – аукцион.
До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость»
идей. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену,
признаётся победителем. Идея переходит к разработчиком, обосновывающим свои
варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй
тур, могут быть опробованы в практич. задачах.


4. «Мозговая атака».
Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и
«экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За
определённое время уч-ся предлагают различные варианты решения предложенной
задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой»
вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и
команды меняются ролями. Предоставление уч-ся на уроке возможность
предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их
творческое мышление и повышает доверия к преподавателю, но и делает
обучение «комфортным».


5. Урок типа «что? где? когда?»
Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние
задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для
капитанов. Игра состоит из шести этапов.
1. Вступительное слово учителя.
2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.
3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ.
Выбираются орбиты.
4. Игра «что? где? когда?».
5. Подведение итогов.
6. Заключительное слово преподавателя.


6. Уроки – деловые игры.
Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс
разбивается на группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем
рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.


7. Урок – экскурсия.
Или заочное путешествие (может очное).
План проведения.
1. Сообщение темы.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит
экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.
4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.
5. Подарки и сувениры на память (готовить за ранее).


8. Уроки типа КВН.
1. Приветствие команд (домашнее задание).
2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.
3. Домашнее задание (проверка на кодоплёнке).
4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.
5. Задания капитанам команд (по карточкам).
6. Подведение итогов.



9. Урок «за круглым столом».
Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов по проблемам темы.
Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления темы и
преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит
решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово
комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству
сопричастности к событиям.


10. Урок семинар.
Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее
даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и
межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на
поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает
учащегося на подготовку к уроку- зачету по данной теме.



11.Урок – зачет.
Проводить его можно в разных вариантах. Первый - когда экзаменато-
рами свободные от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают
более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого
звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ
обучения. Например, решение упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс
разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа
получает карточки – задания. Первый пример решает и объясняет консультант,
а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и
ведут учет. Учитель следит за работой всех.


12. Интегрированные уроки.
Уроки такого типа проводятся сразу 2 – 3 преподавателями.
Например:
а) математики, физики и информатики
б) математики, учителя черчения, производственного обучения.
Составляются алгоритмы решения задачи с использованием знаний по
математике, физике и т.д.


13. Урок-лекция.
Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для
учащихся, повторы лекции не желательны. Их можно избежать путём
варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности не должно
быть монологичного изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция
ориентирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную
активность, учит мыслить. Лекция носит поисковый характер, вопросы
привлекают учащихся. Например, лекция по теме «Декартовы координаты в пр-
ве»
1. Введение декартовых координат на пл-ти.
2. Введение декартовых координат в пр-ве.
3. Жизнь и деятельность Р. Декарта (уч-ся).
4. Формула расстояния между двумя точками.
5. Формулы координат середины отрезка.
6. Преобразование фигур в пр-ве.
7. Использование декартовых координат в других науках.


14.Использование учащихся для контроля.
Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся
выбирают бригадиров из числа наиболее успевающих учащихся и сами
записываются в эти бригады. Бригадиры проверяют выполнение домашнего
задания,оценивают работы после Математического диктанта, самостоятельной
работы, обучают тех кто болел, занимаются с отстающими. На занятиях
бригадиры имеют право помогать своим учащимся. Соревнования между бригадами
повышают интерес и познавательную активность учащихся.



15.Математический бой ;уроки взаимоконтроля и т.д. и т.п.
Мы
будем учиться, работать с охотой, и ничего
не попросим взамен.
Как хорошо,что есть на свете
Две дружных команды:
Учащихся и учителей!




Реферат на тему: Анализ педагогических взглядов Ж.Ж. Руссо в произведении "Эмиль или О воспитании"

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



Реферат по истории педагогики на тему:



« Анализ педагогических взглядов

Жан-Жака Руссо

в произведении

«Эмиль или о Воспитании»



студентки 302-Ф группы

Черновой Галины Владимировны

Москва – 1998



I. Введение.
Реферат о педагогических взглядах Ж.Ж.Руссо мне бы хотелось начать с
краткого экскурса в историю, т.к. я считаю важным влияние среды и
исторической ситуации на формирование педагогических взглядов.
Капиталистический строй складывается во Франции еще задолго до буржуазной
революции 1789-1794 годов. В стране, в основном аграрной, во второй
половине XVIII века широко распространилась капиталистическая мануфактура.
Но феодальные отношения сильно препятствовали развитию капитализма.
Народное движение, направленное против феодального строя, оказало большое
влияние на весь ход политической жизни XVIII века. В этот период оживляется
борьба писателей и ученых, выразителей буржуазной идеологии, против
феодальных порядков. В своих сочинениях они громили феодальное
мировоззрение, разбивали официальные религии (некоторые просветители были
атеистами) задолго до наступления революции. В 50-80-х годах XVIII века, в
предреволюционные годы, их выступления приобрели особенно острый характер.
Французские просветители резко критиковали религию как оплот
феодализма, феодальный строй и феодальную идеологию. Они отстаивали, исходя
из позиций Локка, договорную теорию происхождения государства (Руссо, Дидро
и др.) и доказывали, что в своем «естественном состоянии» человек всегда
имел «естественное право» на свободу, равенство и братство. Они ждали
наступления новой эры, царства разума.
Выдающееся место среди французских просветителей занимали Жан-Жак
Руссо и философы материалисты.
II. Краткая биография.
Родился Руссо в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика, и
не получил систематического образования, еще ребенком был отдан в ученье
граверу, но бежал, не выдержав побоев и холода. Так начинается его
скитальческая жизнь. Много раз он пересекал Францию и Швейцарию,
перепробует много профессий. Сложившимся человеком возвращается в Париж,
знакомится с лучшими представителями новой буржуазной интеллигенции,
публицистами и философами.
III. Творчество Ж.Ж.Руссо
В 1749 году участвовал в конкурсе сочинении на тему: «Способствовал ли
прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?»
Затем в 1754 г. пишет вторую свою работу «О происхождении неравенства
между людьми», потом – в 1762 г. – «Общественный договор». В этих работах
Руссо противопоставляет цивилизованному обществу общество в «естественном
состоянии», он бичует тиранию, гнет эксплуататоров, и, развивая договорную
теорию Локка, доказывает, что власть, не отвечающая интересам народа, не
законна; она нарушила первоначальный договор, по которому люди добровольно
передали часть своих прав выбранным властям, которые должны были служить
народу. Отсюда следует вывод: если власти не удовлетворяют требованиям, то
их следует сменить.
IV. Педагогические работы Ж.Ж.Руссо
Одно из первых педагогических сочинений – «Трактат о воспитании
господина де Сент-Мари». Педагогическая тематика нашла отражение и в
последнем сочинении – «Прогулки одинокого мечтателя», - которое Жан-Жак
Руссо не успел закончить. Роман «Юлия или Новая Элоиза» рассказывает о
семейном воспитании. Работы «Рассуждение о науках и искусствах», «Замечания
на опровержение Станислава», «Предисловие к Нарциссу», «Письма о морали»,
«О нравах» демонстрируют взгляды Руссо на нравственные основы воспитания. В
«Исповеди», «Прогулках одинокого мечтателя», «Эмиле» он изображает
особенности детства.
V.Анализ романа «Эмиль или о Воспитании»
Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим
сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания
человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую
ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с
малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль
является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.
Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и
Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне
развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие,
предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от
нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от
нас.
Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и
счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и
целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей
Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма. В качестве примера подобного
человека Руссо приводит лакедемонянина Педарета, который пожелал стать
членом совета трехсот, и когда ему отказали в этом, он обрадовался, что в
Спарте оказалось триста человек, лучших, чем он.
Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и
дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля,
из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, -
прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.
Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы
воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и
способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы
учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и
сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. В
своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа:
1 – от рождения до двух лет. Это период физического воспитания.
Воспитатели ребенка мать и отец.
2 период – детский возраст от 2 до 12 лет;
3 период – отроческий возраст от 12 до 15 лет;
4 период – юношеский возраст от 15 до 18 лет.
В первой книге своего романа «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо
рассказывает о первом периоде жизни ребенка. Руссо говорит: «Растениям дают
вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся
всего лишенными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен
рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем
обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием». Руссо считает, что
нельзя в воспитании опираться только на чувства, иначе человек не будет
знать, чего он хочет.
«Чтобы быть чем-нибудь, чтобы быть самим собой и всегда единым, нужно
действовать, как говоришь, нужно быть всегда готовым на решение, которое
должно принять, нужно принимать смело и следовать ему постоянно».
В этой главе также говорится о том, что нельзя ребенка сковывать после
рождения пеленками, ребенок должен лежать свободно. Руссо призывает людей:
«Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе». Он
считает, что ребенка необходимо закаливать, не нужны ребенку никакие врачи
и лекарства. Самый главный враг – гигиена. В этом возрасте необходимо
приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребенка не
должно быть никакого режима, только естественные потребности. «Слишком
точное распределение пищи и сна делает то и другое необходимым по истечении
каждого промежутка времени: скоро желание начинает являться не из
потребности, а из привычки, или, лучше сказать, привычка начинает новую
потребность к потребности природной – вот это и следует предупреждать». Не
нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи.
Итак, в этом возрасте упор делается на физическое развитие детей, а
главные воспитатели мать и отец.
В этой книге автор говорит о том, что феодальное общество – общество
испорченное, так как воспитанием детей занимаются кормилицы да воспитатели,
а родители продолжают вести светский образ жизни.
Это общество порочно, а изменение его Руссо видит в перевоспитании
детей, в том, что родители должны заниматься своими детьми. «Но пусть
только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами
собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова
станет заселяться; этот первый шаг – этот один шаг вновь все соединит.
Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей,
которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать
более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними
супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы
составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа.
Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате
всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только
женщины снова станут матерями – и мужчины скоро станут опять отцами и
мужьями».
Но тут же Руссо показывает, что если женщина захочет выполнять свои
материнские обязанности и будет кормить ребенка сама, то общество будет
настроено против нее и ее мужа.
В этой же главе автор пишет о том, что отцы должны выполнять три
задачи, он должен дать: «человечеству – человека, обществу – общественных
людей, государству – государственных граждан». Если по каким-либо причинам
одна из задач не выполняется, то мужчина не имеет права быть отцом.
Воспитателем ребенка должен быть молодой человек, для того, чтобы
стать для ребенка наставником и другом. Ребенок с рождения имеет
воспитателя.
В этой главе рассказывается о том, что автор берется за воспитание
Эмиля – это идеальный ребенок, также как и автор – идеальный наставник.
Эмиль – сирота, поэтому все права и обязанности выполняет наставник. Такую
исходную точку дает Руссо для того, чтобы показать действие своей
педагогической системы.
Эмиль должен почитать своих родителей, но слушаться – одного
наставника. Жан-Жак пишет о том, что он не взялся бы за воспитание слабого
ребенка, потому что слабое тело расслабляет душу. Истинными врачами он
считает: воздержанность и труд, так как труд обостряет аппетит, а
воздержанность мешает злоупотреблять им. Для того чтобы ребенок был здоров,
необходимо также частое мытье с постоянным и медленным понижением
температуры, а чтобы хорошо развивался, ребенка нельзя пеленать туго, у
него должна быть свобода движений.
В период младенчества важно развивать познавательные процессы детей
различать предметы, выбирать один из нескольких предметов.
В первой книге Руссо говорит о том, что уже в этом возрасте необходимо
учить детей объяснять, что им нужно и помогать ребенку, когда он спокоен.
Нельзя потакать ребенку и выполнять его требования, иначе он станет
маленьким тираном.
Чтобы облегчить прорезание зубов нужно научить ребенка жевать, давая
ему корочки хлеба и т.д.
Итак, в первой книге Руссо дает практические советы о том, как растить
здорового полноценного ребенка, главное в которых - свобода движений,
доброе отношение к ребенку, развитие познавательных процессов, физическое
развитие детей и начало формирования речи.
За младенчеством следует второй период жизни ребенка, на котором
собственно и кончается детство. Детский возраст от 2 до 12 лет Руссо
называет «сон разума».
Вся вторая книга «Эмиль или о Воспитании» посвящена второму периоду
жизни ребенка. В этот период ребенку нельзя ничего запрещать, нельзя
наказывать, нельзя сердиться, но, однако, «воспитывая Эмиля по принципу
естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно
– сиди в холоде, сломал стул – сиди на полу, сломал ложку – ешь руками. В
этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него
опираться в воспитании ребенка.
Ребенок начинает ходить, но по-прежнему надо усиленно заниматься
укреплением здоровья ребенка, а не заставлять его заучивать рассказы и
сказки, ребенок еще не способен рассуждать. Учить ребенка до 12 лет не
нужно. Пусть все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда
почувствует в этом нужду. Хорошо бы 12 лет вовсе не знать книг. Первой и
единственной книгой должна быть «Робинзон Крузо», герой которой, попав на
необитаемый остров, добывал все необходимое для своей простой жизни.
Ребенок не имеет нравственных понятий, но пример важен.
Однако ребенок до 12 лет может усвоить идею собственности. Эмиль хочет
огородить себе участок на участке садовника Гобера, на том самом месте,
где, оказывается, Гобер посадил себе дыни. Из столкновения, происшедшего
между Эмилем и Гобером, ребенок познает, как «идея собственности
естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда». Таким
образом, Руссо противореча своим основным положениям о невозможности
формирования у детей этого возраста отвлеченных понятий, считает, что идея
собственности вполне доступна пониманию ребенка.
В этом возрасте нельзя принуждать ребенка заниматься против воли, а
нужно упражнять его чувства: зрение, при помощи рисования, измерения
определенных объектов, развитие глазомера; слуха – пения и музыки; осязание
– распознавать тела попадающие под руки.
В возрасте от 2 до 12 лет нельзя постоянно уберегать ребенка от
ушибов, но необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание, по мнению
Руссо, первая вещь, которой должен научиться ребенок, и это умение
понадобится больше всего, поэтому Эмиля он воспитывает в природных
условиях, он приводит его на луг, и там ребенок бегает, прыгает, падает, но
быстро встает и продолжает играть.
Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами,
наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к
этому менее всего чувствителен и поэтому, что никто не знает и не может
знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии. Жан-Жак
Руссо обращается к учителям-догматикам: «Зачем вы ему уделяете больше
бедствий, чем связано с его состоянием, раз вы не уверены, что эти
настоящие бедствия послужат облегчением для будущего? И как вы докажете,
что дурные склонности, которые вы претендуете искоренить, не порождены в
нем гораздо скорее вашими дурно направленными заботами, чем природою?»
В этой книге автор пишет о том, что ребенок должен зависеть, но не
слепо повиноваться, что он должен просить, а не приказывать. Ребенок
подчинен другим только вследствие своих нужд и вследствие того, что они
видят лучше его, что ему полезно, что может содействовать или вредить его
самосохранению, даже родители не имеют права «приказывать ребенку то, что
ему ни на что не нужно».
Во второй главе говорится о том, что нет нужды запрещать дурной
поступок, нужно помешать его совершению. Также Руссо призывает нас не быть
щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать
ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа; так
желание его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения
их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные
отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он
желает».
Верх искусства при хорошем воспитании – сделать человека разумным, а
большинство учителей-схоластов пытаются воспитывать ребенка с помощью
разума. Руссо о методах воспитания говорит: «Странно, что с тех пор, как
берутся воспитывать детей, не придумали еще другого такого способа
руководить ими, кроме соревнования в зависти, ненависти, тщеславия,
жадности, низкого страха всех страстей, наиболее опасных, наиболее
способных волновать и портить душу, даже прежде, чем сформируется тело. При
всяком преждевременном наставлении, которое вбивают им в голову, в глубине
их сердца насаждают порок; безрассудные воспитатели думают сделать чудо,
делая их злыми с целью научить, что такое доброта, а потом важно говорят
нам: «таков уж человек». Да, таков человек, которого вы сделали». Поэтому
Руссо говорит: «Поступайте и противно обычаю, и вы почти всегда будете
поступать хорошо».
Руссо говорит о том, что всякому возрасту, а особенно в данный период,
свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество
и деятельность. Во второй книге Руссо высказывает и такую мысль: нельзя
судить детство, оно должно проявлять себя, что у детей нет еще памяти, что
все у них основано на ощущениях.
В своем произведении автор осуждает педагогов, обучающих детей наукам,
требующим памяти и развитой логики, а именно – геральдики, географии,
хронологии, языков и т.д., - которые не имеют связи с опытом ребенка и ему
непонятны.
В третьей книге Жан-Жак Руссо рассказывает о третьем периоде жизни
ребенка. К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен , умеет быстро
ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством
своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и
трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной
мере нравственными понятиями и не может правильно понять людские
взаимоотношения, а поэтому он должен изучать то, что связано с окружающим
миром и природой. При выборе предметов необходимо основываться на интересах
ребенка. Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что
изучает: география, природоведение, астрономия. Руссо развивает
оригинальную «методику» получения этих знаний, основанную на
самостоятельном исследовании им явлений, описывает ребенка – исследователя,
открывающего научные истины, изобретающего компас и т.д.
Руссо не хотел связывать личный опыт ребенка с опытом человечества,
выраженном в науке. Систематические знания Руссо отбросил; вместе с тем, он
показал знание самодеятельности, наблюдательности, пытливости подростка.
Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами
ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет
заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому Эмиль обучается руду
полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля – голова философа, а
руки Эмиля – руки ремесленника».
Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого
рабочего, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и
отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд – воспитательное средство,
а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.
В этот период с 12 до 15 лет необходимо развивать любознательность,
делается упор на познание окружающего путем прогулок и экскурсий, ребенок
сам отвечает на возникающие вопросы. «Он не выучивает науку, а сам
выдумывает ее…».
На шестнадцатом году Эмиль подготовлен к жизни и Руссо возвращает его
в общество. Наступает четвертый период – «период бурь и страстей» – период
нравственного воспитания. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься
воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по
самому себе). В этом возрасте Руссо отдает приоритет гуманитарному
образованию в воспитании чувств и стремлений. Также в этот период
продолжается активное физическое воспитание.
Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания – воспитание
добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время
«идеального» человека.
Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что
Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию
божественного начала.
В этом возрасте должно быть полностью исключено общение с
противоположным полом.
Свою пятую книгу «Эмиля или о Воспитании» автор посвящает воспитанию
девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. Она должна быть воспитана для
него, но ее воспитание должно быть противоположно воспитанию Эмиля.
Назначение женщины – совершенно иное, чем мужчины. Женщина должна быть
воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям
других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии,
безропотное подчинение чужой воле – удел женщины. Руссо утверждал, что
«естественное состояние» женщины – зависимость; «девушки чувствуют себя
созданными для повиновения». Никаких серьезных умственных занятий им не
нужно.
VI. Заключение. Педагогика Ж.Ж.Руссо сегодня.
.В своем произведении «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо высказывает
идею о самостоятельности и самодеятельности ребенка в истории естественного
воспитания. Он применяет метод естественных последствий и косвенного
воздействия.
В основе воспитания «по Руссо» должен лежать принцип следования
указаниям природы. В соответствии с этим принципом:
1) каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и
обучения.
2) воспитание должно носить трудовой характер и способствовать
максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося.
3) интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение
физических сил и органов чувств воспитанников.
Педагогические взгляды Руссо были полезны в то время, а некоторые
актуальны и по сей день.
Так, актуальной остается разбиение жизни детей на этапы соразмерно их
развитию и необходимость разного уровня подхода к этим этапам. Каждый этап
имеет свое особое и очень важное значение. Если учитывать психологическое
развитие детей на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно проходить
будет легче. А результаты будут выше и лучше.
Также современны мысли Руссо о необходимости активизации
познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в
пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти.
Актуальным и в наше время остается трудовое воспитание, по Руссо. Если
бы все получали такое воспитание, то многие бы проблемы решались.
Злободневным в наше время стал «отказ» родителей заниматься
воспитанием своих детей. Их (детей) либо отдают в детский сад, либо
нанимают гувернантку, либо дети предоставлены самим себе, а родители и
только кормят, обувают, одевают, что приводит к потере поколения.
«Эмиль или О воспитании» – выдающееся произведение Жан-Жака Руссо, но
его педагогические идеи были восприняты только передовыми деятелями
Франции.
Жан-Жак Руссо – выдающийся педагог-гуманист, из-за романа «Эмиль или О
воспитании» он вынужден был бежать за границу. А книга была сожжена на
костре на одной из центральных площадей Парижа. Свою жизнь он прожил в
скитаниях и умер в 1778 году.




Новинки рефератов ::

Реферат: Генетика популяций (Биология)


Реферат: Музыкальный образ (Музыка)


Реферат: Динамические объекты (Турбо Паскаль) (Программирование)


Реферат: Нефть (Химия)


Реферат: Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Литература)


Реферат: Дарвиновская метафора и философия науки (Философия)


Реферат: Абсолютная монархия в России (История)


Реферат: Курсовая по информатике (Программирование)


Реферат: Биография Ахматовой (Литература : русская)


Реферат: Борьба Руси с татарским нашествием (История)


Реферат: "Государство" Платона Том 3, гл. 8 (Философия)


Реферат: Научная революция XVII века (История)


Реферат: Карибский кризис 1962 (История)


Реферат: Возрождение олимпийских игр (Спорт)


Реферат: Цели в системе управления (Менеджмент)


Реферат: Белинский о романе Пушкина - "Евгений Онегин" (Литература : русская)


Реферат: Гуманизация образования (Педагогика)


Реферат: Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (История)


Реферат: Спирты (Химия)


Реферат: Право (Теория государства и права)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист