GeoSELECT.ru



История / Реферат: Государство в Спарте и Афинах (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государство в Спарте и Афинах (История)



План контрольной работы:
1. Возникновение государства в Афинах
2. Реформы Солона
3. Реформы Клисфена
4. Возникновение государства в Спарте
5. Государственное устройство Спарты
6. Демократизация государства и права в Афинах. Реформы Перикла
7. Суд и процесс в Афинах
8. Заключение



1) история государства и права Древней Греции , как одна из
составляющих дисциплины "История государства и права зарубежных стран",
представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования
государства и зарождения правовых норм.
Политическая история Аттики являет собой классический образец
возникновения государства. Энгельс пишет: "Как развивалось государство,
частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения
новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами
государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа",
защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах,
заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим
государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против
народа – все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем
проследить лучше чем в Древних Афинах".
В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была
разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между
собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом,
продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все
общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции
название синойкизма (греч. – совместное поселение).
Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению
родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период. О синойкизме
Энгельс сказал следующее: " Перемена состояла прежде всего в том, что в
Афинах было учреждено центральное управление, т.е. часть дел, до того
находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее
значение и была передана в ведении пребывавшего в Афинах общего совета.
Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше,
чем какой либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих
по соседству племен произошло их слияние в единый 6народ. В связи с этим
возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми
обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой получил
определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где
он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового
строя..."
Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и
способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое
особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.
Родовая знать создала особую группу, носившую название эвпатридов,
т.е. "имеющих благородных отцов". Экономическую основу их могущества
составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще
очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во
владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их
немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.
Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов противостояла остальная
масса аттического свободного населения – демос. Демос не был однороден. В
его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые
феты - крестьяне лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы,
судовладельцы.
Кроме того в Аттике проживало немало выходцев из других общин,
считавшихся людьми "не чистого происхождения" и составлявших группу
метеков. Будучи лично свободными, метки не пользовались политическими
правами и были ограничены в экономических правах.
Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни
было прав рабы.
Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям,
развивавшимся в афинской общине. Потому организация управления в Афинах
претерпевает существенные изменения.
В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако
около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор
С.И.Радциг считает, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли
выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты , избранные
из эвпатридов, управляли Афинами.
Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали
избираться на 10 лет и, наконец, на один год.
Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась
коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и
архонтство считалось высшей почестью не только для самого архонта, но и для
всего его рода.
По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший
государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем
традиций, высшим судебным и контролирующим органом.
В Аттике VIII-VI веков до н.э. продолжало созываться народное собрание
-–экклесия. Как полагают историки в экклесии ("собрании вызванных лиц")
могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него
архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным
инструментом в руках родовой знати, которая могла не допустить к участию в
нем неугодных ей общинников.
Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы
эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними
обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.
Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писанных
законов 3 законов Драконта. До этого времени писанных законов не
существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писанных законов
позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что
побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.
В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено
пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы
законы. Они отличались необычайной жестокостью и основной мерой наказания
являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о
примитивности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные
законы. Однако, драконтовы законы имели большое историческое значение.
Писанное право вносило порядок в имущественные и деловые отношения и
ограничивало произвол суда.

2) положение крестьян в Аттике VII-VI веков до н.э. было крайне
тяжелым. Главной бедой деревни было ростовщичество, которым занималась
часть эвпатридов. Они давали ссуды под залог земли. Если общинник не
выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила в собственность
кредитора, хотя юридически ей продолжал владеть должник. Оставшиеся без
земли крестьяне вынуждены были брать деньги под залог личной свободы. В
случае, если долг не уплачивался вовремя, кредитор мог продать в рабство и
должника, и членов его семьи.
Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу
по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над
Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-
эпонимом. Своре задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение
политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и
самой крупной реформой Солона была сисахфия – "стряхивание бремени".
Она освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в
рабство за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную
кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство.
Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон
разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно.
Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли,
проводит денежную реформу.
Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая (греч.
"тимэ" – имущество, ценз), которая установила имущественный ценз, который
стал определять политические права граждан.
Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли
пентакосиомедимны, то есть граждане, получавшие ежегодный доход в 500
медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна.
Ко второму классу, всадников, принадлежали граждане, имевшие доход в
300 медимнов.
Оба этих класса получали право замещать все важнейшие государственные
должности, но архонтами и казначеями могли стать только представителя
первого класса.
Третий, самый многочисленный, класс составляли зевгитьы 2 200 медимнов
годового дохода. Все прочие зачислялись в четвертый класс – фетов.
Деление на имущественные разряды преследовало не только политические,
но и военные цели. На гражданах каждого разряда лежала обязанность военной
службы.
При Солоне вырастает роль народного собрания, в котором теперь могли
участвовать все без исключения взрослые афинские граждане.
Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на рассмотрение в
народное собрание, был учрежден совет четырехсот, по 100 человек от каждого
разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и на
совет ареопагов.
Кроме того феты могли быть избраны в созданный Солоном суд присяжных –
гелиэю, который был высшим судебным органов Афин.
Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в
"Сравнительных описаниях " пишет: "...Фаний Лесбоский рассказывает, что сам
Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он
пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых
обязательств". Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами.
Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению
тирании Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509
году до н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически
настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно
подорвать господство родовой знати.
Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного
деления Аттики на три территориальных округа:
1) город Афины и его пригороды;
2) внутренняя центральная полоса;
3) береговая полоса.
Каждый округ состоял из 10 триттийю 3 триттии , по одной от каждого
округа, составляли филу, и ,таким образом, составлялись 10 фил. Такая
территориальная организация позволяла смешать население, разъединить роды,
а следовательно ослачить эвпатридов.
Триттии распадались на мелкие сельские единицы – демы, каждый из
которых являлся административной , военной и политической единицей. В
демах происходили выборы членов суда присяжных и в совет пятисот, который
пришел на смену прежнему совету четырехсот. В совет пятисот выбиралось по
50 человек от каждой филы.
Кроме того, Клисфен создал коллегию из десяти стратегов, которые по
очереди выполняли функции главнокомандующих войсками.
Для предотвращения возможности установления тирании Клисфен ввел
процедуру остракизма, которая могла удалить из Афин сроком на 10 лет любого
гражданина, который по мнению общества мог представлять угрозу гражданским
свободам.
Реформы Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой
демократии. "После Клисфена Афинское государство сделалось значительно
демократичнее, чем оно было, например, при Солоне".
4) Спарта, как и Афины, была главным ведущим центром греческого мир, но
представляла собой другой тип государства, нежели Афины. В
противоположность им Спарта была аристократической, а не демократической,
республикой.
Спарта располагалась в Лаконике, которая в XII-XI веках до н.э.
подверглась вторжению дорических племен. Постепенно, прежде проживавшие
там, ахейские племена, были покорены ими и превращены в общинных рабов –
илотов. Однако от рабов в строгом понимании значения этого понятия они
отличались тем, что отдавали своим господам не весь урожай, а только его
половину, и принадлежали не одному конкретному человеку, а государству.
Таким образом статус илотов можно определить как крепостные.
Завоевание поставило перед дорийцами задачу создания органов власти.
Однако столь раннее возникновение государства повлекло за собой сохранение
ряда первобытнообщинных пережитков и элементов родового устройства. В
частности, среди государственных органов в Спарте сохранялись народное
собрание и соети старейшин, а государством управляло два вождя – архагета.
Если между архагетами царило единодушие, то их власть считалась
неограниченной, но так кк такое происходило не часто, то таким образом
достигалось ограничение их власти.
Народное собрание – апелла- имело демократическую сущность, но со
временем утратило реальную силу и стало полностью зависеть от властей.
Ограничение власти царей достигалось не только тем, что их было двое,
но и тем, что оба архагета одновременно являлись членами совета старейшин –
геруссии. Помимо царей в нее входило еще 28 членов-геронтов, избираемых
пожизненно из представителей влиятельнейших спартанских родов, достигших
шестидесятилетнего возраста. В функции геруссии входил верховный суд,
военный совет, ведение внутренних и военных дел спартанской общины.
С течением времени в Спарте появился еще один орган – эфорат,
состоявший из пяти избираемых апеллой эфоров. Эфорат мог оказывать
колосальное влияние на дела государства. Раз в восемь лет эфоры собирались
ночью и следили за падающими звездами. Считалось, что если эфоры увидят
падающую звезду, то одного из царей необходимо сменить. Кроме того, они
имели право требовать объяснения от царей и могли отменять их решения.
Эфорат созывал геруссию и апеллу, ведал внешнеполитическими делами,
финансовыми вопросами, осуществлял судебные и полицейские функции.
Многие спартанские учреждения и обычаи связывают с именем Ликурга.
Его деятельность относят приблизительно к VIII веку до нашей эры. Хотя
реальное существование Ликурга не доказано, однако, существует его
жизнеописание, написанное Плутархом. Согласно ему, по совету дельфийского
оракула Ликург обнародовал ретру – устно изречение, приписывающееся
божеству и заключавшее в себе важные постановления и законы. Эта ретра
легла в основу спартанского государственного устройства. Согласно е было
установлено коллективное пользование рабами и землей. Граждане были
наделены равными наделами земли – клерами; был реорганизован совет
старейшин и установлен эфорат. Много было сделано для того, чтобы
установился образ жизни, который мы называем спартанским – без роскоши и
излишеств. Такб требовалось, чтобы в каждом доме крыша была сделана топоом,
а дверь выпилена пилой. Деньги делались в виде больших тяжелых монет, чтобы
предотвратить их накопление.
Большое внимание в Спарте уделялось воспитанию детей, которые должны
были расти крепкими воинами, готовыми в любой момент усмирить илотов.
Поэтому, по законам Ликурга детей, имевших физические недостатки, убивали.
Воспитание детей отличалось крайней суровостью и проходило в условиях
жесткой, а порой даже жестокой дисциплины, с уклоном на военную и
физическую подготовку.
Особой задачей государство считало воспитание спартанок, так как
община была заинтересована в том, чтобы дети рождались здоровыми и
сильными. Поэтому, выйдя замуж, спартанка всецело отдавалась своим семейным
обязанностям – рождению и воспитанию детей.
Кроме того , по законам , приписываемым Ликургу, спартанцам было
запрещено заниматься ремеслом и торговлей. Это был удел периэков –
свободных жителей приграничных районов Лаконики, ограниченных в своих
политических правах.
Особенности общественного и государственного строя Спарты объясняются
тем, что здесь долгое время продолжали сохраняться пережитки
первобытнообщинного строя, которые использовались в целях обеспечения
господства на подвластнымм населением Лаконики. Удерживая порабощенный
народ в подчинении, спартанцы были вынуждены превратить свой город в
военный лагерь и обеспечивать равенство в своей общине, исключая ее
имущественное расслоение.

Демократизация государства и права Афин

Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие
развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику.
Однако это не сделало Афины демократическими. Высшие государственные
должности, как и прежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях
социальной лестницы.
Афины были влиятельным государством и многие греческие города-
государства пошли вслед за ними по пути к демократии. Это не могло не
беспокоить Спарту, которая опасалась усиления Афин. Поэтому Спарта всеми
возможными способами старалась не допустить демократических преобразований
как в Афинах, так и по всей Греции.
В 471 году до н.э. в Афинах утвердилось правительство олигархов во
главе с Кимоном, который взял курс на сближение со Спартой, которую считал
идеалом. Но такая попытка не имела успеха среди населения, и этим
воспользовались сторонники демократии: Кимон был подвергнут остракизму,
против большинства членов ареопага были возбуждены судебные процессы по
обвинению во взяточничестве, злоупотреблениях доверием граждан и так далее.
Это подорвало доверие афинских граждан к этому органу власти и в 462 году
до н.э. народное собрание приняла закон, по которому ареопаг лишался своих
прежних функций и превращался в простой суд по разбору уголовных
преступлений. Верховная государственная власть перешла к народному
собранию.
Вскоре после этого демократическое движение возглавил Перикл.
Благодаря его энергии Афины одерживают крупные победы во внешней политике,
усиливая свое влияние.
Во внутренней политике также происходили изменения. В 457-456 годах
был изменен порядок избрания архонтов. Отныне эта должность стала доступной
для третьего и четвертого класса граждан – зевгитов и фетов. Несколько
позже были восстановлены суды по демам.
Борьба Афин со Спартой продолжалась с переменным успехом. Власть
демократов снова сменилась властью олигархии. Однако, длительные войны
против Спарты все более ослабляли позиции олигархов. В результате в 433
году до н.э. вождь олигархов Фукидид был изгнан из Афин и во главе
государства на 15 лет становится Перикл.
В эти годы в городе окончательно складывается демократическая
конституция. Несмотря на то, что цензовый порядок, введенный Солоном,
продолжал сохраняться, все афинские граждане имели возможность занимать
высшие руководящие должности, за исключением казначейских. Должностных лиц
отныне стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом
продолжали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.
Было установлено вознаграждение за исполнение государственных
должностей, что позволяло любому гражданину временно оставить свое ремесло
для полноценной службы отечеству.
При Перикле порядок государственного устройства являлся следующим:
верховным органом власти признавалась экклесия, которая собиралась от двух
до четырех раз в месяц. Она обсуждала и принимала законы, решала вопросы
войны и мира, продовольственного снабжения, принимала отчеты должностных
лиц, осуществляла высший государственный контроль и рассматривала судебные
дела в последней инстанции. Право голоса в экклесии имели все граждане
Афин, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного
положения. Однако, в связи с тем, что участи в народном собрании не
оплачивалось, граждане, добывавшие себе на пропитание собственным трудом,
или проживавшие в отдаленных местностях, не могли позволить себе по
несколько раз в месяц участвовать в народном собрании. Поэтому число
присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2-3 тысяч, в основной
своей массе – жителей Афин.
Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом
важном государственном органе – совете пятисот. В него входили десять,
избиравшихся по филам, пританей по пятьдесят человек в каждой. Каждая из
пританей по очереди в строго определенное время года осуществляла свои
функцию совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и
мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом,
контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными
лицами. И все таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное
обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким
образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.
Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии
десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней
политикой, финансами и т.д. переизбрание в коллегию можно было производить
много раз, однако, за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное
доверие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и
подвергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и
даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное
вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли
претендовать только обеспеченные граждане.
все





Реферат на тему: Государство и право Англии в новое время

Оглавление
контрольной работы по дисциплине
«История государства и права зарубежных стран»
на тему «Государство и право Англии в новое время»

Введение - 3 -
Раздел 1. БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО АНГЛИИ - 5 -
Раздел 2. БРИТАНСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ - 12 -
Раздел 3. СТАНОВЛЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО БУРЖУАЗНОГО ПРАВА - 13
-
Заключение - 16 -
Список использованной литературы - 17 -

Введение


Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате
политических революций, ликвидировавших феодальные производственные
отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового
значения была английская революция XVII века, самой радикальной -
французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.
В результате буржуазных революций политическая власть в Англии перешла
в руки буржуазии - в одних странах полностью, в других - на условиях
компромисса с теми или иными феодальными элементами.
В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства,
созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.
Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и
правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX в. Лишь к
концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится
наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.
С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты
буржуазной демократии:
1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и
судебную.
2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого
"народного представительства" (парламента).
3. Ответственность правительства перед парламентом.
4. Несменяемость судей.
5. Существование местного самоуправления.
6. Провозглашение традиционных политических свобод - свободы слова,
собраний и т.д.
На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и
принципов. Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде
национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права.
Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность
человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные,
подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и
частнособственнической сферах.
Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип
юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является
одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.
Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с
выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу
предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в
свою очередь немыслимы без свободы политической.
Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности
экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов
права и принцип законности.

Раздел 1. БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО АНГЛИИ


Буржуазное государство в Англии возникло в ходе революции XVII века.
Это была последняя революция, проходившая под "религиозным знаменем", так
как основным идейным требованием было реформирование господствующей
англиканской церкви и восстановление "старинных вольностей и обычаев".
Накануне революции английское общество было расколото на два основных
лагеря. Сторонники короля (роялисты) - представители"старого" феодального
дворянства и английского духовенства выступали за сохранение абсолютизма и
существующей церкви. Оппозиция объединяла новое дворянство "джентри" и
буржуазию. Так как противники абсолютизма выступали с лозунгами "очищения"
английской церкви, завершения реформации и вывода церкви из-под королевской
власти, то их стали именовать "пуритане".
Но лагерь оппозиции не был единым. Можно выделить три основных
течения:
1) пресвитериане - движение объединяло крупную буржуазию и верхушку
"джентри", которые выступали за ограничение королевской власти,
установление своего политического господства, реформу церкви на принципах
протестантизма и утверждения в церковно-административных округах
пресвитеров из числа наиболее состоятельных граждан.
2) Индепенденты - выражали интересы средних слоев буржуазии и
обуржуазившегося дворянства, выступавших с требованиями ограничения
королевской власти, признания свободы совести, свободы слова и т.д.
3) Левеллеры - выделились в ходе революции из лагеря индепендентов,
объединяли представителей мелкобуржуазных слоев города и деревни, выступали
с наиболее радикальными требованиями, которые выразили в "Народном
манифесте" 1647 г.: народный суверенитет, установление республики, всеобщее
избирательное право для мужчин, возврат земель, утраченных в ходе
"огораживания", реформа общего права.
В ходе революции из пролетарских слоев города и деревни оформилось
течение диггеров, выступающих за уничтожение частной собственности на землю
и предметы потребления. Их взгляды являлись разновидностью крестьянского
утопического коммунизма и значительного распространения не получили.
Конфликт, зревший в недрах английского общества, начал перерастать в
открытое противостояние после подачи в 1628 г. королю Карлу I парламентом
"Петиции о праве", содержащей положения, ограничивающие королевские
полномочия. Поскольку петиция апеллировала к старинной "Хартии вольностей",
Карл I был вынужден утвердить "Петицию о праве" как закон. Но в 1629 г. он
распускает парламент и вплоть до 1640 г. в Англии сохраняется состояние так
называемого "беспарламентского" правления. Это был период полного
королевского произвола, приведшего страну в состояние кризиса. В 1640 г.
Карл I был вынужден снова созвать парламент. С этого момента принято
начинать хронологию английской революции. В целом историю английской
революции принято делить на четыре этапа: 1) конституционный (ноябрь1640-
август 1642г.), 2) первая гражданская война (1642 - 1646), 3) борьба за
углубление демократического содержания революции (1646 - 1649), 4)
индепендентская республика(1649 -1653)[1].
Наивысшей точкой развития революции стал 1649 г., когда после военных
побед, пленения и казни Карла I Англия была объявлена республикой. Палата
лордов упразднялась, высшей властью стала палата общин. Высшим
исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входило
противодействовать восстановлению монархии, руководить вооруженными силами
страны, устанавливать налоги, проводить внешнюю политику и руководить
торговлей.
Но в скором времени в республике устанавливается диктатура вождя
английской революции О.Кромвеля. В конце 1653 г. конституция, так
называемое "Орудие управления", юридически закрепила его власть, объявив
Кромвеля пожизненным лордом-протектором. В его руках была сосредоточена
высшая законодательная и исполнительная власть. Существовал и однопалатный
парламент, но высокий имущественный ценз (в 100 раз больше, чем до
революции) существенно ограничивал его влияние. Государственный совет, как
непосредственный орган управления страной, назначался лордом-протектором.
По существу, "Орудие управления", закрепив режим единоличной власти,
определило обратное движение от республики к монархии. Смерть Кромвеля в
1658 г. ускорила эти события.
В 1660 г. была реставрирована королевская власть Стюартов. Новый
король - Карл II, хотя и гарантировал в "Бредской декларации" новой
господствующей элите сохранение статус-кво и отказ от преследований, тем не
менее стал активно проводить политику восстановления прежних абсолютистских
порядков. При его сыне Якове II эта политика приняла настолько открытый
антибуржуазный характер, что правящие круги, в целях самосохранения,
организовали дворцовый переворот, прозванный "славной революцией". С этого
момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.
Юридическое выражение этого мы видим в принятии трех законов, носивших
конституционный характер (Хабеас Корпус Акт, Билль о правах, Акт об
устроении).
Хабеас Корпус Акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о
предупреждении заточений за морями), принятый в 1679 г., был призван
ограничить возможность тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но
приобрел гораздо более широкое значение[2]. Согласно закону, любой
подданный,задержанный за уголовное деяние, исключая государственную измену
и тяжкое уголовное преступление, имел право обратиться в суд (лично или
через представителей) с просьбой выдать приказ Хабеас Корпус. Судья должен
был выдать такой приказ арестованному через должностное лицо (тюремщика,
шерифа), в чьем ведении находился арестованный. Получив приказ, эти лица
должны были в течение суток доставить заключенного в суд с указанием
истинных причин ареста. Далее судье предписывалось освободить заключенного
под денежный залог и поручительство с обязанностью последнего явиться в
ближайшую сессию суда для рассмотрения дела.
Лицо, освобожденное по приказу Хабеас Корпус, нельзя было арестовать и
вновь заключить в тюрьму до суда за то же преступление. Запрещалось также
переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда в
тюрьмах заморских владений Англии.
За неисполнение предписаний закона судьями и должностными лицами были
предусмотрены крупные денежные штрафы и отстранение от должности.
Позднее Хабеас Корпус Акт приобрел значение одного из основных
конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных
гарантий неприкосновенности личности.
В "Билле о правах" (1689 г.) утверждалось верховенство парламента в
законодательной и финансовой политике, в этом проявилось его главное
предназначение. Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их
исполнение без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу
короны без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное
время без санкций парламента. Билль устанавливал свободу слова и прений в
парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю
с петициями[3].
"Акт об устроении", принятый в 1701 г., кроме разрешения вопроса о
порядке престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского содержал еще
два важнейших положения[4]. Во-первых, вводился так называемый принцип
контрсигнатуры, по которому акты, издаваемые королем, действительны только
при наличии подписи соответствующего министра. Во-вторых, устанавливался
принцип несменяемости судей. С этого времени отстранить судью от должности
можно было только по решению парламента. По существу, это означало
отделение суда от исполнительной власти.
Таким образом к XVIII в. в Англии были заложены основные принципы
буржуазного государства, как-то: верховенство парламента в области
законодательной власти, исключительное право парламента вотировать бюджет и
определять размеры воинского контингента, принцип несменяемости судей.
Дальнейшее развитие буржуазного государства в Англии шло по пути
конституционных реформ.
Важнейшей особенностью английской конституции было то, что она не
представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными
писаными законами ее важнейшую часть составляют неписаные условные правила,
утвердившиеся как "конституционный прецедент". Наиболее важными из
утвердившихся в XVIII веке были: непосещение королем заседаний кабинета
министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах;
коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права
вето.
Развитие органов государственной власти Англии этого периода идет по
двум направлениям: возвышение роли парламента и становление кабинета
министров. К концу XVIII века парламент сосредотачивает в своих руках
контроль не только за законодательной, но и за исполнительной властью, а
английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим
органом управления, состоящим из основных должностных лиц государства -
лидеров парламентского большинства и коллективно ответственных перед
парламентом. Такое правительство стало именоваться ответственным
правительством и является отличительным признаком парламентской системы,
сложившейся в Англии к концу XVIII века.
Основными направлениями эволюции политической системы Англии в XIX
веке были проведение избирательных реформ, становление двухпартийной
политической системы, возвышение исполнительной власти.
Основное содержание избирательных реформ 1832, 1867, 1884-1887 гг.
заключалось в снижении избирательного ценза (имущественного и возрастного),
перераспределение избирательных округов в соответствии с численностью
населения и ликвидация "гнилых местечек", введение тайного голосования[5].
В ходе проведения избирательных реформ произошла окончательная
перестройка двух основных политических партий. Возникшие еще в XVIII в. как
две политические группировки в парламенте виги и тори, выражавшие интересы
соответственно торгово-промышленной буржуазии и крупных землевладельцев и
финансовой буржуазии, в XIX в. сформировались как две политические партии:
либеральная и консервативная. Эти партии находились у власти
попеременно в течение всего XIX в. Но во второй половине девятнадцатого
столетия в связи с изменениями в экономической и социальной структуре
Англии консервативная партия постепенно превращается в политическую партию
крупной промышленной и финансовой буржуазии. Либеральная партия,
ориентирующаяся на средние слои, постепенно теряет свою социальную базу и
политическое влияние.
В 1906 г. на базе возросшего рабочего движения была образована
лейбористская партия. Ее основу составили английские тред-юнионы
(профсоюзы) и некоторые другие рабочие организации. Вскоре она превратилась
в серьезную политическую силу, конкурирующую с либеральной и консервативной
партиями.
В конце XIX - начале XX в. английский парламент превращается в орудие
в руках правительства, располагающего большинством в парламенте.
Организационная структура, партийная дисциплина, а также процедуры,
ограничившие свободу прений в парламенте, дали возможность правительству
определять направления работы палаты общин и подчинить ее своим интересам.
Важной мерой усиления роли правительства было и принятие в 1911 г.
Акта о парламенте, ограничивающего полномочия палаты лордов. По новому
положению для финансовых биллей согласия палаты лордов не требовалось, для
нефинансовых в случае трехкратного отклонения законопроекта на протяжении
двух лет он становился законом и без одобрения палаты лордов.
Во второй половине XIX века в Англии была проведена реформа местного
самоуправления, в ходе которой были созданы однотипные представительные
органы в городах и графствах, а реальная власть перешла из рук аристократии
к буржуазии.
Кроме того, в результате судебной реформы все высшие суды, созданные
еще при феодализме, были объединены в единый Верховный суд, состоявший из
Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

Раздел 2. БРИТАНСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ


Англия, создавшая к середине XIX в. крупнейшую колониальную империю,
использовала довольно гибкую систему управления, во многих случаях опираясь
на местную верхушку (система косвенного управления).
С XVIII века сложилось деление колоний на завоеванные и
переселенческие. Соответственно сложилось и два типа колониального
управления. Завоеванные колонии, где преобладало "цветное" население,
политической автономией не обладали и управлялись от имени короны
британским правительством. Законодательные и исполнительные функции в этих
колониях были сосредоточены в руках губернатора. Представительные органы,
если и создавались, то играли лишь совещательную роль (Индия, африканские и
большинство азиатских колоний).
В переселенческих колониях большинство или значительную часть
населения составляли белые переселенцы. Эти колонии со временем приобрели
политическую автономию и статус доминионов. Они имели свою конституцию,
парламент, правительство, которое было подконтрольно губернатору,
назначенному метрополией[6].
В конце XIX в. появляется такая форма колониальной зависимости, как
протекторат. Формально независимые государства имели ограниченный
суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных
войск (Афганистан, Кувейт, Ирак).
Особое место в колониальной империи Британии занимает Ирландия. Будучи
старейшей английской колонией, в 1800 г. она была объединена в союз с
Великобританией. Было создано Соединенное королевство Великобритании и
Северной Ирландии. Ирландцы получили места в английском парламенте.

Раздел 3. СТАНОВЛЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО БУРЖУАЗНОГО ПРАВА


Специфической чертой английской революции было то, что буржуазия
выступала не против старого права в целом, а лишь против определенных
аспектов законодательной и судебной политики короля. Правовая система
Англии подвергалась изменениям лишь в той степени, в какой этого требовали
интересы новых правящих классов. Это предопределило длительное сохранение
феодальных правовых форм, за которыми стояло уже вполне буржуазное право.
Основными источниками права в Англии и после революции остались
традиционные конструкции "общего права" и права справедливости, а также
закон. Их применение на практике было связано с использованием судебного
прецедента.
Так, важнейший институт гражданского права - право собственности
-сохранил средневековое деление на "реальную" и "персональную" (личную)
собственность. К реальной собственности относились земли, растения, здания,
документы, дающие право на все вышеперечисленное. К личной собственности
помимо личных вещей относились и права на иски (напр., авторское право,
патентное и т.д.).
Большим своеобразием отличалось право собственности на землю. Вся
земля в Англии рассматривалась как собственность короля, а отдельные лица
рассматривались как держатели земли. Но фактически это право держания не
отличалось от права собственности. Оно было бессрочным, предусматривало
свободное распоряжение и отчуждение земли, хотя сама форма передачи права
на землю имела сложную процедуру.
В XVIII-XIX вв. широкое распространение получила доверительная
собственность (траст), известная еще феодальному праву. Доверительный
собственник распоряжается названным имуществом не совсем свободно, а в
соответствии с целями, которые определил учредитель. Учредитель называл и
пицо, которое будет пользоваться доходами от этого имущества.
Скандальные спекуляции на лондонской бирже заставили английский
парламент еще в начале XVIII века издать специальный акт "О мыльных
пузырях", по которому образование акционерных компаний без специального
государственного разрешения не допускалось. В 1844-1867 гг. в Англии
принимается ряд законов, давших четкую регламентацию образования компаний.
Эти законы определили торговые товарищества, выпускающие свои акции,
как самостоятельные юридические лица, не совпадающие со своими учредителями
и акционерами.
В 1908 г. консолидированный Акт о компаниях, объединивший все
предыдущие законы, определил два вида компаний: публичные и частные.
Публичные компании могли беспредельно расширять свой капитал путем эмиссии
и продажи акций, но обязаны были вести публичную отчетность. Частные
компании могли объединять не более 50 человек, сами формировать весь свой
капитал, не могли продавать посторонним лицам свои доли, но не были связаны
публичной отчетностью.
В семейном праве долгое время сохранялся церковный брак, нос 1836 г.
существует и гражданская форма брака. Форма брака выбиралась по соглашению
супругов. В семье юридическое главенство принадлежало мужу. Он имел право
"надзора" и "умеренного наказания" жены, распоряжения имуществом. До 1857
г. развода не существовало.
Наследование могло осуществляться по закону и по завещанию. В Англии
существовала полная свобода завещаний. При наследовании по закону земля
переходила к старшему сыну на праве майората.
В уголовном праве длительное время сохранялась феодальная трехчленная
структура преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное
преступление), мисдиминор (проступок). В период становления капитализма
существенно увеличилось число преступлений, квалифицируемых как фелония и
наказуемых смертной казнью. Так, если в 1650 г. таких преступлений было 50,
то к началу XIX века их стало более 200. Таким образом, буржуазия
стремилась привить уважение к частной собственности. Лишь во второй
половине XIX века начинается активная гуманизация уголовного права. Число
преступлений, караемых смертной казнью, сократилось до 4. Обвиняемый,
заключенный в тюрьму, получил право на использование услуг адвоката и
ознакомление с материалами дела. Показания обвиняемых стали рассматриваться
судом. В 1907 г. вводится условное осуждение.
Одновременно с развитием буржуазного права в Англии шло становление и
колониального права. Еще на начальных этапах колониальных захватов
сформировалась судебная доктрина, согласно которой англичанин, отправляясь
за границу, "берет с собой" и английское право, а в случае заселения
колонизуемых земель там действует английское право. Таким образом, в
колониях вводились прецедентное "право справедливости" и "общее" право.
В дальнейшем образуется сообщество национальных систем права,
объединенных внешними юридическими признаками, которое получило название
англосаксонской системы права. К ее характерным признакам можно отнести
традиционную архаичность форм, превалирование судебного прецедента как
источника права, отсутствие кодификации и деления права на частное и
публичное.


Заключение

При всей своей исторической прогрессивности буржуазное право
развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем
рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права
происходило прежде всего в той части, которая противоречила экономическим и
политическим интересам нового класса.
Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и
политических отношений, привели к значительным изменениям и в области
права, формированию нового порядка.

Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного
аппарата. В рассматриваемый период в Великобритании активно развивалась
система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства
(здравоохранения, земледелия, образования и труда); усиливалось значение
старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел.
Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного
аппарата способствовали, в конечном итоге, наступлению кризиса
парламентаризма в Англии

Подпись __________ Дата _________

Список использованной литературы

1. Бромхэд П. Эволюция британской конституции. М., 1978.
2. Всеобщая история государства и права. М., 1993.
3. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.
4. Жуков О.А. История буржуазного права. М., 1971.
5. История буржуазного конституционализма. Т. 1-2. М., 1983.

6. История государства и права зарубежных стран: Учебник для юридических
вузов в 2-х ч. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М.,
1998.
7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,
1984.
8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

-----------------------
[1] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. С.
215
[2] Всеобщая история государства и права. М., 1993. С. 421
[3] . Бромхэд П. Эволюция британской конституции. М., 1978. С. 251-252.
[4] . Бромхэд П. Эволюция британской конституции. М., 1978. С. 260.
[5] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,
1984. С.182.
[6] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. С.
352.




Новинки рефератов ::

Реферат: Становление предпринимательства и индивидуальное воспроизводство в переходной экономике (Предпринимательство)


Реферат: Культура в общественной системе (Социология)


Реферат: Мережковский Дмитрий Сергеевич (Литература : русская)


Реферат: Багаторезонаторний магнетрон безперервної дії з коаксіальним виводом енергії (Радиоэлектроника)


Реферат: Ионоселективные электроды (Химия)


Реферат: Стратификация городского населения (Социология)


Реферат: Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций (Менеджмент)


Реферат: Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене) (Педагогика)


Реферат: История ОАО "ГАЗ" (История)


Реферат: Информационная служба фирмы (Менеджмент)


Реферат: Германский фашизм - орудие США в борьбе (История)


Реферат: Серебряный Век русской культуры (Культурология)


Реферат: Сниженная лексика английского языка и ее перевод на русский язык (на примере переводов романа С. Кинга “Долгий путь”) (Иностранные языки)


Реферат: Сон. Нарушения сна (Биология)


Реферат: Государственно-политическое устройство Ирана и становление новых органов власти после революции 1979г. (Право)


Реферат: Оптимизация состава машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных предприятиях на примере ОАО "Эфко-Победа" Алексеевского района Белгородской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Шпоры по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Java99: Архитектура и интерфейсы (Компьютеры)


Реферат: Гравитация (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист