GeoSELECT.ru



История / Реферат: Древний Рим (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Древний Рим (История)



Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
имени С. ОРДЖОНИКИДЗЕ

Институт государственного управления
Кафедра “государственное управление”


РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


На тему: Древний Рим.


Выполнил студент Слепов А.П.
ф-та государственного управления
группы 1 вечернего отделения
Руководитель


Москва 1997 год


СОДЕРЖАНИЕ


стр.
1. Введение

2. Законы ХП таблиц

3. Государственное устройство Рима
в Ш-Пвв. до н.э.

4. Заключение.

5. Использованная литература.

1. ВВЕДЕНИЕ.
История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира,
охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. ( 7543г.г. до н.э. -
традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. -
падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить
определенные период. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления
раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э
имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в
сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э.
характерно наступление экономического, социального, политического кризиса
Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом
продолжительного упадка.
Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы.
Это отмечают сами античные авторы.Так , например, Диосиний Галикарнасский
говорит , что “существует много разногласий как по вопросу о времени
основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее
распространена была версия , которую приводит Ливий : основателем Рима был
потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.
Изучение истории римского общества - прослеживание основных
закономерностей его экономического, социального, политического и
культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему
Риму черт - имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса древней истории
(определение своеобразия экономического развития рабовладельческого
общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм
рабовладельческих государств) получили наиболее четкое оформление и
завершенность в римское время. Если ранней республике были свойственны
первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики,
гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы
античного демократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму,
характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение
рабского труда в различные сферы экономической жизни государства.
В письмах Цицерона раскрывается подоплека политической борьбы.
Политические должности достигаются с помощью подкупов, широких обещаний,
раздаваемых различным слоям населения, вплоть до самых низших.
Расцвет классических рабовладельческих отношений продолжался в начале
ранней Римской империю. В последние века ее существования наблюдалось
разложение рабовладельческого строя. Рабство стало тормозом дальнейшего
развития.
К концу Ш в до н.э. после образования сильнейшей Римской
средиземноморской рабовладельческой державы , сложилось римское общество,
отличавшееся большим многообразием и многозначностью классово-сословной
структуры. Основные общественные классы не были едины и монолитны.
Например , класс рабовладельцев распадался на два сословия : сенаторы и
всадничество. Класс рабов также делился на отдельные группы: рабы, занятые
в сельском хозяйстве, в ремесле, рабы - “служащие” государственного
аппарата и др. Следует отметить, что понятия “класс” и “сословие” не всегда
совпадали. В римском обществе , разделенном на враждующие классы и
сословия, классовые и социальные противоречия достигали такой остроты,
которая не наблюдалась ранее. Они привели в конце Пв до е.э. к мощному
подъему аграрного движения. (гракханское движение), в котором приняло
участие разорившееся римское крестьянство, а в начале 1 в до н.э. в годы
Союзнической войны, крестьянство всей Италии. Во П в до н.э. произошли
восстания рабов в Сицилии и в 1 в до н.э. грандиозное восстание рабов под
руководством Спартака в Италии. Таким образом, в напряженной классовой и
социальной борьбе , охватившей Римскую республику во П-1 вв до н.э.
наблюдалось две раздельно существующие, неперекрещивающие линии борьбы:
плебейско-крестьянская и рабская.
2. ЗАКОНЫ ХП ТАБЛИЦ.
Законы ХП таблиц - оригинальный источник для изучения особенностей
экономических отношений, социальной структуры, правовых норм в период
ранней Римской республики. Законодательство было создано во время острой
борьбы между патрициями и плебеями, которые стремились получить право
пользования общественной землей, добиться отмены долговой кабалы,
политического равенства с патрициями. Согласно традиции по настоянию
плебеев в 451 г до.н.э. была образована комиссия из 10 децемвиров для
записи действующего право. Работа была закончена в 450 г.до н.э. другой
комиссией , в которую входили 5 децемвиров патрицией и 5 децемвиров
плебеев. В 449 г. до н.э. общие для патрицией и плебеев законы были
высечены на 12 медных досках и выставлены на форуме. Оригинал текста не
сохранился, и Законы восстановлены по цитатам и пересказам авторов времен
конца Республики и Империи.
Законы ХП таблиц закрепили правовое положение патрицией и плебеев
патронов и клиентов, свободных и рабов и констатировали действие жесткого
долгового права. Основная тенденция в развитии правовых норм ясно
прослеживается: узаконить юридическое бесправие рабов, исключить их из
гражданской и политической жизни.
а) долговое право.
В Риме действовало суровое долговое право, отличавшееся большой
архаичностью ( таблицы П-Ш). Кредитор имел право продать своего должника,
возможно члена общины , навсегда на чужбину “за Тибр” (табл.Ш,5).
б) статьи , посвященные рабам.
Соответствующие статьи Законов ХП таблиц позволяют определить
источники рабства в раннем римском обществе: право продажи в рабство
родовладыками младших членов, обращение в кабалу, отчасти войны.Законы
позволяют показать первоначальные формы становления рабства, отсутствие
четкого юридического различия между рабами и свободными.Так, например, за
членовредительство раба накладывается штраф, равный половине штрафа
установленного за членовредительство свободного. Следовательно, раб и
свободный становятся законом приблизительно в равное положение.
в) законы посвященные защите собственности.
Статьи Законов ХП таблиц дают сведения, позволяющие характеризовать
формы собственности в V в до н.э. Гражданская форма собственности на
землю, плоды движимое имущество сурово защищалась соответствующими статьями
законов. Земля и движимое имущество являясь частной собственностью, могли
быть переданы по наследству (табл. V3) Одновременно законы охраняют
общинное землепользование : собственник участка не может сооружать
искусственные оросительные системы и тем изменять течение естественных вод.
Законы свидетельствуют о наличии особого источника частной собственности -
праве дальнего пользования: после двух лет пользования гражданин
становиться собственником данного участка земли.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РИМА Ш-Пвв до н.э.
В ходе борьбы плебеев с патрициями в условиях покорения Римом Италии
менялся социальный строй Рима.
Важное государственное значение собрания плебеев по территориальным
округам - трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов-
триб, 4 городские и 31 сельскую).
Плебс делился на городской , занятый в ремесле и торговле, и
сельский, представляющий собой римское крестьянство. В совокупности эти две
прослойки составляли римское гражданство , т.е. коллектив римского
полиса. В правовом отношении гражданство не было единым. Оно делилось на
сословия. Высшим было сенаторское сословие, верхушка которого считалась
наиболее знатной, а потому именовалось нобилитетом. Вторая группа рабо- и
землевладельцев, активно участвовавшая в финансовых и торговых операциях,
но уступавшая в знатности первой, образовала сословие всадников. Третьим
сословием был плебес. В отличии от высших сословий плебеи обладали только
активным избирательным правом.
На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и
перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская
конституция. Такого документа , собственно, не было. Но описание римского
государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в
произведениях античных авторов.
Цитируя Цицерона, мы можем кратко охарактеризовать политическую
направленность его произведений.
(ХХХ1V,51).... “Если государство будет руководиться случайностью, оно
погибнет так же скоро , как погибнет корабль , если кормила встанет
рулевой, назначенный по жребию из числа едущих. Поэтому , если свободный
народ , выберет людей , чтобы вверить им себя , - а выберет он, если
только заботиться о своем благе, только наилучших людей , - то благо
государства, несомненно, будет вручено мудрости наилучших людей - тем
более, что сама природа устроила так, что не только люди , превосходящие
других своей доблестью и мужеством , должны главенствовать над более
слабыми, но и эти последние охотно повинуются первым.
Богатство, знатность, влияние - при отсутствии мудрости и умения жить
и повелевать другими людьми - приводят только к бесчестью и высокомерной
гордости, и нет более уродливой формы правления, чем та, при которой
богатейшие люди считаются наилучшими.(52) А что может быть прекрасней
положения , когда государством правит доблесть; когда тот, кто повелевает
другими, сам не находится в рабстве ни у одной из страстей. Когда он
проникся всем тем, к чему приучает и зовет граждан, и не навязывает народу
законов, каким не станет подчиняться сам, но свою собственную жизнь
представляет своим гражданам как закон?”...
Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями:
наличием особого аппарата насилия и принуждения( армия, суды , тюрьмы,
чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами,
собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.
В Риме утверждена республиканская форма правления (V-1 вв до н.э.)
после восстания местного населения Рима (в конце V1в.) которое
ликвидировало монархию, было установлено, что общиной впредь будут
управлять избираемые каждый год старейшины - магистраты.
Высшим государственным органом считается - народное собрание. У
народного собрания было три вида - комиций (от лат. слова соmitia -
сходка);
- куриатные;
- центруриатные;
- трибунные комиции.
Их функции были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в
своих целях правящая верхушка Рима , представленная сенатом и магистратами.
Сенат - контролировал и руководил деятельностью народного собрания в
нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой
срок магистратов.
Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими
магистратами считались - цензоры, консулы и преторы.
консул - командовал армией.
претор - отправляли судебную власть.
Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой
государственной власти в Римской республике, которая получила ярко
выраженный аристократический характер.


4 .ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ознакомление с богатым культурным наследием древнего Рима, которое
явилось результатом синтеза и дальнейшего развития культурных достижений
народов древности (древнего востока и древней Греции), дает возможность
глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в
освоении античного наследия, установить живые связи между античностью и
современностью, глубже понять современность.
Излагая историю ранней республики следует учитывать - не всегда
достоверно передают события, излагают их тенденциозно, преувеличивая силы
Римского государства. С этой точки зрения очень характерно тендициозное
описание Ливием событий в Кавдинском ущелье, когда римляне потерпели
решительное поражение в борьбе с самнитами.
Таким образом в Ш веке уже отчетливо проявились все черты того
кризиса, который два века спустя привел к гибели Западную Римскую империю.
Западноримская империя перестала существовать. На ее развалинах
возникли новые государства, новые политические образования, в рамках
которых началось формирование феодальных общественно-экономичечских
отношений. И хотя падение власти западно-римского императора, уже давно
потерявшего престиж и влияние, не вопринималось современниками как крупное
событие, во всемирной истории 476 год стал важнейшим рубежом , концом
древнего мира, рабовладельческой социально-экономической формации, и
началом средневекового периода всемирной истории, феодальной общественно-
экономической формации.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Крушило Ю.С. “Хрестоматия по истории древнего
мира” Москва 1980г.
2. Струве В.В. “Хрестоматия по истории древнего
мира” Москва 1975г.
3. Третий том истории древнего мира. Москва 1980г.
4. Хрестоматия по истории Древнего Рима.
Москвы Высшая школа 1987г.
5. Немировский А.И. “У истоков исторической мысли”
Воронеж 1979г.
6. Утченко С.Л. “Политические учения древнего Рима
Ш-1 вв. до н.э. Москва 1977г.
7. Кузищин В.И. “ История Древнего Рима” Москва,
Высшая школа 1982г.





Реферат на тему: Древний Рим


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 2
2. Возникновение Рима 3
2.1. Город Рим 3
2.2. Римские цари 4
3. Образование Римской республики 6
4. Образование Римской империи 8
4.1. Принципат 9
4.2. Доминат 13
5. Государственное устройство Рима 15
5.1. Устройство Римской общины 15
5.2. Государственный строй Древнего Рима в период республики 17
5.3. Государственное устройство Рима в период империи 19
6. Римское право (Законы XII таблиц) 22
6.1. Законы XII таблиц 22
7. Война с кельтами (галлами) 27
7.1. Нашествие галлов 28
7.2. Последствия войны с галлами 28
8. Крушение Римской империи 30
9. Заключение 33
Литература 35


ВВЕДЕНИЕ

История древнего Рима – это последний этап в развитии древнего мира,
который охватывает время с начала I тысячелетия до н.э. (754/3 гг. до
н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в. н.э. (476
г. н.э. – падение Западной Римской империи). Древний Рим за свою почти
тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полиса до крупнейшей мировой
державы античности. В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную
территорию, которая простиралась от Британии на севере до Северной Африки
на юге и от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на
востоке.
История Римского государства делится на три периода:
- царский (середина VIII в. до н.э. – 509 г. до н.э.);
- республиканский (509 – 27 гг. до н.э.);
- имперский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
В VШ – Ш вв. до н.э. происходил процесс становления раннего римского
рабовладельческого общества; в Ш в. до н.э. – П в. н.э было его дальнейшее
развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем
средиземноморскую державу. В Ш в. н.э. наступил экономический, социальный и
политический кризис Римского государства, который в IV – V вв. н.э.
сменился периодом продолжительного упадка.
Древнейший период римской истории, то есть период от образования
римской общины до установления республики принято называть царским.
Согласно античной традиции, которая подтверждается археологическими
находками, древнеримская община сложилась из трех этнических групп:
латинян, сабинян (и те и другие – италийские племена) и этрусков
(создателей древнейшей цивилизации на Аппенинском полуострове,
происхождение которых неизвестно) путем синойкизма (слияния) трех
поселений. Первые римские цари были италийцами, затем в Риме утвердилась
этрусская династия, что привело к резкому возвышению царской власти и
расширению воздействия этрусской цивилизации на древний Рим. К этому
периоду относится образование римского полиса.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМА

Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы.
Это отмечают даже сами античные авторы. Так, например, Диосиний
Галикарнасский говорил, что “существует много разногласий, как по вопросу о
времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее
распространена была версия, которую приводил Ливий: основателем Рима был
потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.

Город Рим

На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в Тирренское море,
в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно
поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.
Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом
и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели свое
летоисчисление от вымышленной даты основания города.
По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза,
уцелел при разрушении Трои. Вместе с сыном Асканием Эней бежал и после
долгих странствований прибыл к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему
течению Тибра). В то время там правил Латин, царь местного племени. Он
дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лавинию. Эней недолго
царствовал над латинами, он погиб в битве с этрусками.
После смерти Энея его сын Асканий (или Юл – так звали его в других
вариантах легенд) облюбовал место посреди Лация, на длинном хребте
Альбанской горы, и основал новый город – Альбу Лонгу или Длинная Дорога,
где стал царствовать. Со временем Альба стала главным городом латинского
племени. Там благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их
поколении в царском роду не произошел раздор. Два брата наследовали отцу.
Старший Нумитор получил власть, а младший Амулий – царские богатства.
Используя золото, Амулий отнял трон у брата, а его дочь Рею Сильвию сделал
жрицей богини Весты – покровительницы домашнего очага. Амулий надеялся, что
у брата не будет законных наследников, так как весталки, служительницы
Весты, давали обет безбрачия. Однако Рея Сильвия тайно стала женой бога
войны Марса (Ареса) и родила от него двух близнецов. За это она была
осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но
рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком
месте. На плачь близнецов прибежала волчица и вскормила их своим молоком.
Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их домой и отдал на
воспитание своей жене Ларенции. Близнецам дали имена Ромула и Рема.
Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и смелых юношей.
Они стали предводителями сельской молодежи, главными участниками
многочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и дележа пастбищ.
Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал в плен к
собственному деду. Во время разборки тайна происхождения близнецов
раскрылась. Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем
свергли преступного царя и вернули власть над Альбой деду. Сами же они со
своей дружиной переселились на берег Тибра – в те места, где их вскормила
волчица. Там они решили заложить новый город, но никак не могли
договориться, кто будет в нем царствовать. Наконец, положившись на волю
богов, братья стали следить за небесными знамениями. Рем, гадавший на холме
Авентин, первым увидел добрый знак – шестерку парящих в небе коршунов.
Ромул же, сидевший на Палатине, чуть позже увидел 12 птиц. Каждый из
братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорелась ссора, и
Ромул, ударив сгоряча брата, убил его не месте.
На холме, где пролилась братская кровь, были возведены первые
укрепления города, получившего имя своего основателя. В честь Ромула
(Romulus) его назвали Рома (Roma), так звучит это название на латинском
языке, по-русски – Рим. Римские историки, изучавшие древности своего
народа, высчитали впоследствии год и день основания Рима – 21 апреля 745 г.
до н.э.

Римские цари

Ромул, основатель города Рима, стал первым римским царем или, как их
тогда называли, рексом (от лат. rex – царь). Стремясь увеличить свой народ,
он принимал к себе всех пришельцев: нищих, разбойников и даже беглых рабов.
Город разрастался, но казалось, что жить он будет всего одно поколение:
ведь у первых римлян не было жен и детей, так как окрестные жители,
презирая их за низкое происхождение, не отдавали за них своих дочерей.
Тогда римляне пошли на хитрость: пригласив на праздник ближайших своих
соседей, сабинян, по сигналу они бросились на безоружных гостей и похитили
их дочерей. С добытыми таким образом женами римляне обращались ласково и
почтительно, так что скоро завоевали их любовь, но отцы и братья сабинянок
пошли на Рим войною. Однажды во время сражения на поле боя появились
заплаканные женщины и бросились в гущу битвы. Обнимая родственников и
мужей, протягивая к ним с мольбою младенцев, они остановили сечу и
примирили воинов. После этого многие сабинские семьи переселились в Рим и
вошли в состав римского народа.
После гибели Ромула римляне долго не могли найти ему достойную замену.
Наконец, они отдали предпочтение самому добродетельному человеку в Италии.
Это был сорокалетний Нума Помпилий, скромно живший в городке Куры на
сабинской земле: о нем шла громкая слава, как о муже выдающейся учености,
доброты и справедливости. Говорили, что воинственный Ромула сделал римский
народ "железным", Нума – добродетельным. Нума ввел в Риме новые культы
(почитание богов), назначил жрецов, учредил жреческие коллегии –
"товарищества" жрецов. Среди введенных им богов, почетное место заняли
богиня Верности и бог Границы, охраняющий священный знак собственности. В
течение 43-летнего правления Нумы римляне не вели никаких войн. Устраивая
жертвоприношения, шествия и праздники в честь богов, царь приучал свой
народ к добродетели и радостям мирной жизни. Покровительствуя доброму труду
и отдыху, он организовал коллегии ремесленников, установил праздничные и
рабочие дни. В связи с этим, Нума ввел в Риме новый 12-месячный календарь.
После Нумы правили два воинственных царя – Тулл Гостилий и Анк Марций.
При них расширились границы и города Рима, и Римского государства.
Последних трех римских царей называют этрусками. История их началась с
того, что в царствование Анка Марция в Рим переселился богатый и энергичный
человек, принявший имя Люция Тарквиния Приска. Он стал советником Анка
Марция и завоевал любовь римского народа, поэтому после смерти Анка, в
обход его сыновей, был избран царем. Он получил имя Тарквиния Древнего.
Этот царь принес в Лаций высокую городскую культуру Этрурии. При нем в Рим
перебрались многие этрусские ремесленники, закипели строительные работы.
Рим начал превращаться из "большой деревни" в настоящий город. Тарквиний
вел удачные войны с соседями, учредил общественные игры, приступил к
осушению болотистых частей города. Строились каналы для осушения болотистых
низин между холмами, замащивалась будущая главная площадь города – Форум, в
долине между Аветином и Палатином был построен Большой цирк, а на Капитолии
заложен каменный храм в честь Юпитера.
После Тарквиния Древнего правил его воспитанник Сервий Туллий, сын
рабыни. По преданию, однажды домочадцы Тарквиния увидели чудесный знак –
огненное сияние вокруг спящего мальчика, сына служанки. Угадав по этой
примете великое будущее ребенка, царь и царица воспитали маленького Сервия
как сына, а потом выдали за него свою дочь. Когда Сервий стал царем, он
преобразовал уже не город Рим, а само Римское государство. Сервий Туллий
прославился также тем, что обнес Рим первой каменной стеной. В памяти
потомков он остался, как добрый царь, покровитель плебеев.
Последний, седьмой царь, сын Приска Тарквиния Древнего – Люций, носил
имя Тарквиния Гордого. Он захватил власть путем злодеяния: свергнув и убив
престарелого Сервия Туллия. Потом он перебил многих сенаторов, сторонников
законного царя, и начал царствовать под защитой телохранителей – не
избранный народом, и не утвержденный сенатом. Плебеев он изнурял
строительными работами, а видных патрициев уничтожал из страха и ненависти
к их влиянию.
Чаша терпения римского народа переполнилась, когда сын царя надругался
над знатной патрицианкой Лукрецией, отвергнувшей его любовь. Благородная
женщина покончила с собой, а возмущенные римляне восстали и выгнали всю
семью Тарквиниев из города.
Этот период римской истории называют периодом семи царей.
В "царский период" (VII–VI вв. до н.э.) в римском обществе начали
формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй,
при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождалась
частная собственность отдельных ее членов.

Образование Римской республики

После того, как в 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой
города был избран консул Юний Брут. Завершился царский период и начался
период республики, длившийся около 500 лет (509–27 до н.э.).

[pic]

Территория Римской республики
В период ранней республики сложилась характерная для полиса античная
форма собственности, при которой собственником земли являлся лишь
полноправный член гражданской общины. После падения царской власти и
образования республики оба сословия – патриции и плебеи – оказались лицом к
лицу. На протяжении более, чем двух столетий шла ожесточенная борьба между
ними. В целом, спор шел о трех вопросах: об уравнении в политических
правах, о долговой кабале и о доступе к общинно-государственной земле.
Плебеям удалось в первые десятилетия V в. до н.э. достигнуть существенных
завоеваний в виде самостоятельной организации плебейской общины. К середине
этого столетия они добились второго крупного успеха – записи законов.
Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения
долгового рабства.
Таким образом, период республики (конец VI в. до н.э. – середина I в.
до н.э.) характеризуется борьбой плебеев и патрициев, завершившейся полным
уравниванием в правах этих сословий и слиянием патрицианско-плебейской
верхушки. В ходе борьбы сложилась новая сословная структура римского
общества: нобилитет, состоящий из сенаторского сословия и сословия
всадников, и плебс - сельский и городской. Все они были римскими гражданами
(в отличие от плебеев времен борьбы с патрициями). К не-гражданам
относились сословия вольноотпущенников и рабов. В период республики Рим
превратился в крупнейшую средиземноморскую державу. В ходе непрерывных войн
оформилась структура римского войска, которое носило характер народного
ополчения. Служба в нем считалась не только обязанностью, но и честью.
Начиная с IV в. до н.э. за воинскую службу государство начало платить.
Развитие товарно-денежных отношений и расширенное использование труда рабов
(их приток резко увеличился в связи с победоносными войнами) к началу II в.
до н.э. привели к массовому обезземеливанию земледельцев-общинников, то
есть сельского плебса. Нобили скупали и просто захватывали их земли,
создавая крупные хозяйства, основными производителями в которых становились
рабы. Лишенное земли население сосредотачивалось в городе и пополняло ряды
городского плебса, состоящего из ремесленников, мелких торговцев, люмпен-
пролетариата. Резкое сокращение сельского плебса – основы римской армии –
привело к военной реформе: в армию стали принимать неимущих и добровольцев
(реформа армии – конец II в. до н.э.). Армия превратилась в
профессиональную. Теперь ее легко мог использовать удачливый полководец для
установления единоличной власти. Кризис экономической основы полиса
(натуральное по преимуществу хозяйство, основанное на личном труде
земледельцев-общинников), его социальной основы (размывание сельского
плебса), кризис республиканских учреждений, не подходивших для управления
огромной территорией, и резкое усиление власти полководцев, опиравшихся на
профессиональную армию, – все это привело к кризису полиса как типа
государства и к кризису республики как типичной для полиса его формы.

Образование Римской империи

С увеличение рабства, недовольство в среде народов населявших римскую
империю росло, и I в. до н.э. произошедшие войны неполноправных италиков
против Рима и восстания рабов, наиболее известное восстание рабов под
предводительством Спартака (74 – 71 гг. до н.э.), потрясли всю Италию. Все
завершилось установлением в Риме в 30 г. до н.э. единоличной власти
императора, опиравшегося на вооруженную силу.

[pic]
Рост Римского государства

Эпоха римской истории с середины III в. до н.э. до конца I в. до н.э. –
время глубоких преобразований предшествующих структур, которые привели к
созданию нового облика и сущности римского общества.
В свою очередь, победоносные войны Римско-италийского союза в
Средиземноморье привели к захвату масс рабов и огромных средств, которые
вкладывались и в хозяйство и способствовали бурному развитию экономики,
общественных отношений и культуры народов Италии.
Римско-италийское общество в начале I в. до н.э. вступило в полосу
кровопролитных гражданских войн, глубокого общего кризиса, прежде всего,
политической и государственной организации римской республики.
Сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами
и не-гражданами настоятельно требовали новой системы управления. Нельзя
было управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодным для
маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы.
Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к
концу I в. до н.э. исчезли или деградировали. Появились новые богачи,
люмпен-пролетариат, военные колонисты.
Традиционный полисно-общинный (республиканский) социально-политический
строй сменила Римская империя.
С 30-х годов до н.э. начинается новая историческая эпоха в истории
Римского государства и древнего мира вообще – эпоха Римской империи,
пришедшей на смену Римской республике.
Она принесла с собою относительный гражданский мир и определенное
ослабление внешней агрессии. Эксплуатация провинций принимает более
организованный и менее хищнический характер. Многие императоры поощряли
городское строительство и заботились о развитии культурной жизни
провинций, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для
империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития
ремесел, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные
города получают самоуправление. Появляется множество новых городских
центров.
Таким образом, с 27 г. до н.э. и до 476 г. н.э. Рим переживает период
империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27 до н.э. –
193 н.э.) и домината (193–476 гг. н.э.).

Принципат

Период империи с середины I в. до н.э. до конца V в. н.э. делился на
принципат, когда формально продолжали функционировать все республиканские
учреждения, но реально власть находилась в руках принцепса – первого
гражданина республики, фактически, – императора, и доминат (начиная с конца
III в. н.э.), когда была сформирована новая система управления во главе с
императором.
Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э.
до 193 г. н.э. [правление династий Юлиев – Клавдиев (27 г. до н.э.– 68 г.
н.э.), Флавиев (69–96 гг.), Антонинов (96–192 гг.)]. Август и его
преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих
руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало
существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания
(комиции), магистратуры, но фактическая власть находилась в руках
принцепса.
Император-принцепс, соединял в своих руках полномочия всех главных
республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного
трибуна. В зависимости от рода дел он выступал то в одном, то в другом
качестве: как цензор он комплектовал сенат; как трибун отменял по своей
воле действия любого органа власти, арестовывал граждан по своему
усмотрению и т.д.; как консул и диктатор определял политику государства,
отдавал распоряжения по отраслям управления; как диктатор командовал
армией, управлял провинциями и т.д.
Таким образом, переход управления государством к принцепсу произошел
благодаря наделению его высшей властью (лат. imperium – власть), избранию
на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего
аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и
командованию всеми армиями.
Диктатура Суллы. В I в. до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для
него Союзническую войну и был вынужден предоставить римское гражданство
всему населению Италии.
Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира.
Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым диктатором был
полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в
Риме режим единоличной власти, или диктатуры. Она была бессрочной, что
отличало ее от описанной выше республиканской диктатуры. Кроме того, Сулла
присвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряжения
жизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату, но резко
ограничил полномочия народных собраний и лишил политических функций
трибунов. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в
римской истории, и прежде всего – конец республики.
Диктатура Юлия Цезаря. Отречение Суллы (79 до н.э.) возвратило Риму
республиканскую конституцию, но ненадолго. Новым римским диктатором стал
Гай Юлий Цезарь (100–44 до н.э.). Его правление пришлось на время после
восстания рабов (74 до н.э.) под руководством Спартака, которое со всей
очевидностью обнажило кризис республиканской формы правления и нужду в
авторитарном государстве.
Избранный в 59 г. до н.э. консулом Рима, Юлий Цезарь, возглавляя
антисенатскую группировку, провел через комиции два земельных закона,
осуществив прямое насилие над сенатом и отклонив как несущественное вето
народных трибунов. Рядом последующих мер Цезарь привлек на свою сторону не
только широкие слои римского народа, но и жителей провинций.
В 46 г. до н.э. Цезарь покончил со своими последними противниками
(помпеянцами) и был провозглашен диктатором на 10-летний срок, а в 44 г. –
пожизненно.
Особенность цезаристской диктатуры в том, что диктатор имел не только
консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую (с 46 г. до н.э.) и
высшую жреческую. Будучи командующим армией, Цезарь получил титул
императора. Поставленные в зависимость от Цезаря комиции, хотя и продолжали
существовать, имитируя сохранение республики, следовали указаниям
императора, включая и те, которые относились к избранию на должности.
Кроме того, Цезарь получил полномочие распоряжаться войском и казной
государства, право назначать проконсулов в провинции и рекомендовать
половину кандидатов в магистраты вообще, право первым голосовать в сенате,
что было немаловажно, и т.д. Триумфом для Цезаря было провозглашение его
"отцом отечества" со всеми связанными с этим почестями (особая колесница,
золоченое кресло, особые одежда и обувь и т.д.).
Созданная при Цезаре форма правления – принципат – получила свое
дальнейшее развитие при его преемнике Октавиане Августе (27 до н.э. – 12
н.э.).
Основатель империи Октавиан Август впервые получил от сената титул
принцепса. Поставленный первым в списке сенаторов, он получил право первым
выступать в сенате.
Принципат еще сохраняет видимость республиканской формы правления и
почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает
сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все
это уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственного
строя.
Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных
республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного
трибуна. В зависимости от рода дел он выступал то в одном, то в другом
качестве: как цензор он комплектовал сенат; как трибун отменял по своей
воле действия любого органа власти, арестовывал граждан по своему
усмотрению и т.д.; как консул и диктатор определял политику государства,
отдавал распоряжения по отраслям управления; как диктатор командовал
армией, управлял провинциями и т.д.
Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в
полный упадок. Цицерон писал по этому поводу, что гладиаторские игры
привлекают римских граждан больше, чем собрания комиций. Обыкновенными
явлениями стали подкуп сенаторов, разгон собраний, насилие над их
участниками и прочие – признаки крайней степени разложения комиции.
Император Август реформировал комиции в демократическом духе
(ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей
италийских муниципий), но отнял у собраний судебную власть – важнейшую из
их былых компетенции. Кроме того, комиции лишились своего исконного права
избирать на должность магистратов. Сначала было принято решение о проверке
кандидатов в консулат и претуру в специальной комиссии, составленной из
сенаторов и всадников, т.е. апробацию. Но после смерти Августа, при его
преемнике Тиберии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената.
"Тогда впервые, — писал римский историк Тацит, — избирать должностных лиц
стали сенаторы, а не собрания граждан на Марсовом поле, ибо до того, хотя
все самое важное делалось по усмотрению принцепса, кое-что делалось и по
настоянию трибутных собраний" (Тацит. Анналы. 1.14). Относительно
законодательства Тацит замечает, что принцепс подменял собой не только
сенат и магистратов, но и сами законы (Анналы. 1.21). Это значит, конечно,
что и законодательство стало делом принцепса.
Сенат уже при Августе наполнился провинциальной знатью, всем обязанной
принцепсу, и в особенности теми всадниками, которые достигли сенаторского
звания. Из органа власти, распространяющейся на "город Рим", сенат
превратился в своего рода общеимперский институт. Но положение его было
приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие на
одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его
авторитетом. В конце концов возникает и утверждается неписаное правило
"Все, что решил принцепс, имеет силу закона".
Право выборов самого принцепса принадлежало сенату, но и это стало
чистой формальностью: во многих случая дело решала армия.
Средоточием высших учреждений империи был "двор", и именно двор
принцепса. Здесь размещалась императорская канцелярия с юридическим,
финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда еще
государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников
налогов, как в ведомствах Империи, никогда еще – до Августа – не было столь
многочисленно племя имперских чиновников.
Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая
жалованье, а по выходе в отставку – значительный земельный участок.
Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического
сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни
–центуриона.

Доминат

Доминат (от лат. доминус – господин) – неограниченная монархия.
В III в. н.э. (с 284 г.) со времени императора Диоклетиана в Риме
устанавливается режим неограниченной монархии – доминат. Старые
республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается
в руках нескольких основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся
в непосредственном подчинении императора. Среди этих ведомств особое место
занимали: государственный совет при императоре (обсуждение основных
вопросов политики, подготовка законопроектов), финансовое ведомство и
военное ведомство, которым руководят назначенные императором и только ему
подчиненные генералы.
Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют
привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.
Реформы Диоклетиана и Константина. Среди многих реформ и законов
империи особого внимания историко-правовой науки заслуживают реформы
императоров периода домината – Диоклетиана и Константина.
Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г.
н.э. (284–305 гг. н.э.). Время его правления ознаменовано двумя главными
реформами.
Первая касалась государственного устройства огромной империи. Эта
реформа может быть сведена к следующему: 1) верховная власть была разделена
между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул "август",
занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи
– Западной и Восточной. При этом Диоклетианавгуст сохранил за собой право
высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей,
которым присваивался титул "цезарь"; так возникла тетрархия – правление
четырех императоров, считавшихся членами единой "императорской семьи"; 2)
армия, увеличенная на треть, была поделена на две части: одна ее часть
размещалась на границах империи, другая, мобильная, обеспечивала внутреннюю
безопасность; 3) в результате административной реформы были разукрупнены
провинции (по одним сведениям, до 101, по другим, до 120); 4) провинции в
свою очередь были объединены в диоцезы, которых было 12; 5) разделенная на
провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь уже
окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим
продолжал еще некоторое время считаться столицей империи).
Экономическая политика Диоклетиана дает первый в истории пример
активного административного вмешательства в столь сложную и подвижную сферу
жизни общества, как экономика.
Диоклетиан ввел вместо разного рода косвенных налогов единый прямой
налог – поземельно-подушный, взыскиваемый в натуре: зерном, мясом, шерстью
и пр. Размер обложения был значительно увеличен. Стремясь покончить с
хождением порченых денег, император ввел полноценную золотую монету наряду
с серебряной и медной.
Пытаясь остановить рост цен на товары и услуги, Диоклетиан в 301 г.
издал эдикт, установивший максимальные цены на пшеницу, рожь, мак и прочие
продаваемые товары.
Кроме того, эдикт установил максимальные размеры заработной платы –
батраку, парикмахеру, учителю, стенографу, адвокату, архитектору и др.
Отметим, что гонорар адвоката в 15 раз превышал заработную плату медника.
Другие реформы Диоклетиана усиливали власть землевладельцев над
крестьянством, так как землевладелец нес ответственность за поступление
налогов от крестьян. Землевладелец получил право посылать по своему выбору
определенное число зависимых людей на военную службу, в императорскую
армию.
Начатые Диоклетианом реформы продолжил император Константин (285–337
гг. н.э.), более всего известный своей церковной политикой, благоприятной
для христиан, до той поры гонимых государством. Миланским эдиктом 313 г.
Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии
(незадолго до смерти император крестился и сам).
При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов.
Согласно имперской конституции 332 г., колон был лишен права переходить из
одного имения в другое. Не подчинившегося этому закону колона заковывали в
кандалы, как раба, и в таком виде возвращали собственнику. Лицо, принявшее
беглого колона, уплачивало его господину полную сумму платежей,
причитающегося с беглого колона.
Та же линия проводилась и в отношении ремесленников. Например,
императорский эдикт 317 г. предписывал мастерам монетного дела,
корабельщикам и многим другим работникам "навсегда оставаться в своем
состоянии".
Непосредственное присвоение прибавочного продукта стало основной формой
эксплуатации крестьян и ремесленников.
При Константине Столица Римской империи была перенесена старый
Византий, названный затем Константинополем (11 мая 330 г.). Соответственно
туда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения, воссоздан
сенат.

Государственное устройство РИМА


Устройство Римской общины

Ромулу приписывают организацию римской общины (от лат. civitas).
Население города в то время составляли две основные группы: собственно
римские граждане, так называемые патриции, и не-граждане – плебеи. Плебеи
не входили в общину полноправных граждан и составляли свободный, но
лишенный политических прав слой населения, обвешенный различными
повинностями, однако, они несли военную службу наравне с патрициями. При
завоевании соседних общин римляне отторгали часть их земли в общественный
фонд, но плебеи к пользованию этой землей не допускались. В руках плебеев
было сосредоточено, главным образом, торговое и промышленное богатство:
гордые своим происхождением патриции считали унизительным любое занятие,
кроме земледелия, политической деятельности и военной службы. Патриции были
полноправными гражданами. Они распадались на три племени (трибы). Три
племени – рамны, тиции и луцеры – составляли "римский народ". Каждое племя
состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии
образовывали общее народное собрание римской общины – куриатные комиции.
Народной собрание принимало или отвергало предложенные ему законопроекты,
избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей
апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло
войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными
делами и т.д.
Итак, говоря о происхождении римских сословий, следует взять за основу
его "комплексную теорию":
- патриции были действительно коренным гражданством. Они представляли собой
полноправный "римский народ";
- клиенты были в непосредственной связи с патрициями, они получали от них
землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были
служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь
деньгами, выполнять различные работы;
- плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к
"римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены
политических прав.
Римская патрицианская община представляла собою примитивный город-
государство с типичными чертами "военной демократии". Еще одним органом
демократии был совет старейшин – сенат. Его члены назывались "отцами" (от
лат. patres – отцы). В компетенцию римского сената входили дела
непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира. Он
состоял из старейшин всех 300 родов, поэтому и назывался сенат (от лат.
senex – старый, старейшина). Старейшины составляли потомственную
аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому
их избирали из одной и той же семьи каждого рода.
Согласно легенде, Ромул создал сенат из 100 сенаторов, Тулл Гостилий
прибавил еще 100, а Тарквиний Древний довел их до 300.
Со временем патриции превратились в замкнутую группу знати,
противостоящую широкой массе плебеев. Усиление роли плебеев в экономике при
их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями,
первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя,
приписываемыми царю Сервию Тулию. Наряду с прежним делением населения по
родам, вводилось новое деление населения по имущественному и
территориальному признакам.
В ходе реформы "военной демократии" все римские граждане, как патриции,
так и плебеи, были "оценены" по их наличному имуществу (земля, скот,
инвентарь и пр.) и разделены на 193 сотни – центурии. То есть, согласно
реформе было произведено деление на 5 имущественных разрядов или классов:
- в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем
в 100.000 ассов (асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт,
ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);
- во втором - 75.000 ассов;
- в третьем - 50.000 ассов;
- в четвертом - 25.000 ассов;
- в пятом - 12.500 ассов.
Те, у кого состояние было очень мало, стояли "ниже класса" и назывались
"пролетарии" (лат. proletarii, от слова proles – потомство), т.е. люди,
которые имели только детей.
Каждый разряд населения выставлял определенное количество своих
представителей – восковых единиц – центурий (буквально – сотня). По
центуриям стало теперь проводиться голосование в народное собрание; каждая
центурия имела один голос. Пролетарии, т.е. вовсе лишенные учитываемого
имущества, составили всего одну центурию. При согласованном голосовании
первых двух разрядов голоса остальных не имели значения. Вместо старых
родовых триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы
"военной диктатуры" Сервия Тулия нанесли сокрушительный удар по устаревшему
родовому строю и заложили основу государства, т.е. было разрушено общество,
основанное на кровном родстве, и вместо него создано государственное
устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении.
Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона.
Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались всадниками.
Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение
пехотинца и стоять в первых рядах легиона.
Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в
задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а
пролетарии в строю вообще не служили.
Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторыми
политическими правами посредством организации новой формы народного
собрания. В нем участвовали оба сословия. Оно называлось центуриатным
собранием.
Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей, стала и
голосующей единицей. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции
старых собраний – объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр.
На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой
управления.
Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых,
произошло в конце VI – начале V вв. до н.э. в форме насильственного
свержения последнего царя и передачи его власти двум выбранным должностным
лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами.
Таким образом, был осуществлен переход к республике.

Государственный строй Древнего Рима в период республики

509 г. до н.э. – установление республиканского строя после изгнания
Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она
почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась.
Сочетались аристократические и демократические черты.
На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и
перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская
конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского
государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в
произведениях античных авторов.
Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями:
наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы,
чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами,
собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.
Высшим государственным органом считается – народное собрание. У
народного собрания было три вида – комиций (от лат. соmitia – сходка); –
куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые
могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали
в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым,
тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода.
В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с
III в. до н.э. – предварительно рассматривал вопросы повестки комиций.
Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась
в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и
магистратами.
Сенат – контролировал и руководил деятельностью народного собрания в
нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой
срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5
лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших
магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов
заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его
постановления – сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал
налоги, определял расходы, производил постановления по общественной
безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику
(утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и
распределял легионы между командующими.
Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими
магистратами считались –цензоры, консулы и преторы. Все магистраты
избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и
консула во время ведения военных действий).
Власть магистратов: высшая (военная власть, право заключать перемирие,
созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать
приказы и понуждать к их исполнению, право суд и назначения наказания – у
диктатора, консула и претора; диктатор мог приговорить к смертной казни без
права на обжалование, консул – его приговор мог быть оспорен в центуриатном
собрании; претор не мог) и общая (право отдавать распоряжения и налагать
штрафы за их неисполнение).
Консулы – 2 высших магистрата, им поручались первостепенные дела по
гражданской и военной части, в войну один оставался в городе, другой
воевал; они набирали армию и командовали ею, назначали военачальников,
заключали перемирия, распоряжались военной добычей.
Преторы – исполняли судебную власть. Преторы (городской и перегринский)
руководили судопроизводством (с IV в.), толковали право (с III–II вв.). 2
цензора избирались на 5 лет, они составляли списки граждан для
распределения их по трибам и разрядам, наблюдали за нравственностью и
издавали соответствующие эдикты.
Квесторы – помощники консулов ведали государственной казной, хранили
государственные архивы, т.е. распоряжались финансовыми расходами и
расследованием некоторых уголовных дел.
Эдилы – (2 человека) наблюдали за общественным порядком в городе,
торговлей на рынке, организовывали празднества и шествия.
Коллегии "26 мужей" (5 коллегий) надзирали за тюрьмами, чеканкой
монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Плебейские трибуны
сначала защищали плебеев от произвола патрициев, наблюдали за законностью,
защищали несправедливо обиженных граждан, обладали правом вето на действия
любых магистратов, вносили законодательные предложения в народные комиции.
Армия – народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии
(командовали центурионы); легионы (командовали военные трибуны); отряды
конницы (командовали декурионы).
Постепенно различие в правовом положении патрициев и плебеев было
уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный
строй в форме аристократической рабовладельческой республики.
Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, принимали законы и
выбирали высших должностных лиц.
Важнейшее значение имели трибутные комиции, которые в ранний период
были собранием только плебеев, а затем всех граждан данной трибы. К ним
перешло издание законов.
Народное собрание созывалось сравнительно редко, вопросы текущей
политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом аристократии,
исполнительная власть принадлежала магистрам. Магистраты и сенат
пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской
республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер. В
ведении сената находились финансы, внешняя политика, военное дело, вопросы
культа. Римские магистры были выборные, коллегиальные, краткосрочные
(обычно годичные) и безвозмездные. Кроме обычных магистратур, при
чрезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, которому вручалась вся
верховная военная и гражданская власть сроком на 6 месяцев.

Государственное устройство Рима в период империи

После победы Октавиана, внучатого племянника и преемника Юлия Цезаря
над своими политическими противниками сенат вручил Октавиану верховную
власть над Римом и провинциями (и преподнес ему почетный титул августа). В
Риме и провинциях установился государственный строй, который называли
принципатом. "Принцепс сенатус" называли в предшествующие времена первого в
списке сенаторов (обычно старейшего из бывших цензоров), первым
высказывавшего свое мнение. Принцепс Август – это "первый гражданин
римского государства", а в соответствии с неписаной римской конституцией
это означало пост императора.
Чтобы понять, что представляла собой Римская империя в период
принципата, каков был ее общественный строй, надо остановиться в первую
очередь на вопросе гражданства. Уже при Юлии Цезаре предоставление прав
римского гражданина в провинциях (всего провинций было 18) стало
распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена его
преемниками. В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римского
гражданина всему свободному населению Империи. Это знаменательный шаг имел
далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было
подорвано. Но к этому времени положение свободных людей в Риме и Империи
значительно отличалось от того, что было при республике.
Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и
самым знатным было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV–III вв. до
н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати. При Империи нобили –
господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве.
Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения,
обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим
оплотом нобилитета стал сенат. Высокопоставленные жрецы и высшие
магистраты, особенно консулат, управители завоеванных территорий –
проконсулы, пропреторы, легаты и пр. – принадлежали к нобилитету. При
императоре Августе (63 до н.э. – 14 н.э.) нобилитет превратился в
сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся
на государственной службе.
Из сословия всадников – финансовой знати империи с цензом в 4 000 000
сестерциев – выходили ответственные чиновники и офицеры.
Управление городами империи осуществлялось декурионами – сословием,
представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние

Новинки рефератов ::

Реферат: Развитие чувств младших школьников средствами фольклора (Педагогика)


Реферат: Мандельштам О.Э. Интерпретация стихотворения "Невыразимая печаль...". (Литература)


Реферат: Договор подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Бухгалтерский учет финансовых результатов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Великое княжество Литовское (История)


Реферат: Курсовой проект. Расчёт главной насосной станции системы водоотведения (Технология)


Реферат: Государственное стимулирование инвестиций в России (Инвестиции)


Реферат: Социално-икономически проблеми при прехода от военна към гражданска структура на Войските на Министерството на транспорта (География)


Реферат: Религиозная система Древнего Египта (Религия)


Реферат: Время и пространство в философии (Философия)


Реферат: Новые подходы в химической переработке ископаемых углей (Технология)


Реферат: Регулярный военный флот Петра Великого (Исторические личности)


Реферат: Эволюционные причины поведения (Биология)


Реферат: Гражданско-правовая ответственность: понятие, особенности, виды, условия (контрольная по основам права) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Разработка техтрансфинплана АТП (Транспорт)


Реферат: Повесть временных лет как культурно-историческое произведение (История)


Реферат: Строение эукариотической и прокариотической клеток (Биология)


Реферат: Борьба с отмыванием денег (Деньги и кредит)


Реферат: Электрошлаковая сварка (Металлургия)


Реферат: Гагарин - первый космонавт. Прорыв России в космос ( Космонавтика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист