GeoSELECT.ru



Международные отношения / Реферат: Россия и страны Латинской Америки (Международные отношения)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Россия и страны Латинской Америки (Международные отношения)



Введение
Если говорить об отношениях России и Латинской Америки, то настоящее
развитие они получили только в нынешнем, двадцатом веке.Научно-техническая
революция и развитие транспортных средств способствовали этому.
Латинская Америка - это более 20 стран, расположенных к югу от
Соединеннных Штатов Америки.Страны региона заметно отличаются по уровню
социалбно-экономического развития,что сязано с широким разнообразием
природных,исторических, политических и других условий.
Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями
историю, самобытную культуру.
В результате долгой борьбы с испанскими и португальскими колонизаторами
народы большинства латиноамериканских стран завоевали независимость еще
в начале девятнадцатого века.
Таким образом, латиноамериканские страны в значительной мере
объединяет их колониальное прошлое.Общее проявляется также и в их
экономической зависмости от могущественного северного соcеда - США.
Американский капитал создал и регионе широкую систему финансовой
зависимости. Недаром латиноамериканцы говорят, что когда в США свозняк,
Латинская Америка заболевает гриппом.
Внешний долг латиноамериканских гсударств уже превысил 400 миллиардов
долларов.
Подобно другим развивающимся регионам мира, Латинская Америка
занимает подчиненное положение и международном территориальном разделении
труда, выступая и роли поставщика многих дефицитных видов сырья для
промышленно развитых стран .
Cтраны Латинской Америки по многим показателям экономического и
социального развития опережают освободившиеся страны Азии и Африки. Это
связано прежде всего с тем, что они раньше других государств
развивающегося мира вступили на путь капиталистического развития.
Внешнеэкономические связи имеют для латиноамариканских стран огромное
значение.Через внешнюю торговлю страны региона получают значительную часть
промышленного оборудования, транспортных средств, разичных приборов.
Основным торговым партнером стран региона остаются США. Среди
социалистичесих стран СССР являлся их крупнейшим
партнером.Социалистические страны поставляли в Латинскую Америку
машины,оборудование и другие товары, а вывозили кофе, какао-бобы, бананы ,
цитрусовые,ананасы,кожи,хлопок,шерсть. Возрастает импорт из Латинской
Америки готовых изделий и полуфабрикатов.Расширение связей между нашими
странами способствовало укреплению экономической самостоятельности
гсударств Латинской Америки.
Удельный вес стран Л.А во внешней торговле СССР,%
| | 1950 | 1960 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1985 г. |
| |г. | | | | |
|Экспорт | 0.06 | 0.5 | 0.06 | 0.2 | 0.5 |
|Импорт | 0.2 | 0.6 | 2.7 | 3.3 | 2.5 |

Эти данные показывают ,что, несмотря на незначительную долю взаимной
торговли импорт СССР значительно превышал его экспорт в страны региона.
Отношения латиноамериканских стран и России покажем но примере
взаимоотношений с Венесуэлой.
1. Венесуэла - государство на севере Южной Америки, его территория
916,5 км. Это страна с субэкваториальным климатом, среднемесячная
температура 25-29 С, осадков 280-300 мм в год. Территория покрыта влажным и
переменно влажным тропическим лесом, также есть саванны и сухие редколесья.
В древности территорию Венесуэлы заселяли индейцыю В 16 веке она
завоевана испанскими конкистадорами, насаждавшими феодально крепостнические
отношения с использованием рабского труда ввозимых из Африки негров. В 1821
году в результате Войны за независимость испанских коллоний в Америке
испанское господство было ликвидировано. Окончательно рабство отменено в
1854 году. В 1819 -1830 годах Венесуэла входила в состав республики Великая
Колумбия. С развитием в 20 веке нефтяной промышленности началось
проникновение капитала США. В 40-60-е годы нашего века в страной управляли
диктаторские режимы.
Венесуэла - это федерация в составе 20 штатов, двух федеральных
территорий, федерального округа и федерального владения. Глава государства
- президент. Законодательный орган - двупалатный Национальный Конгресс.
Население страны составляют, главным образом, венесуэльцы (нация
образованная смешением испанцев, негров и индейцов). Городское население -
90% (это максимальный показатель по ЛА). Официальный язык испанский,
господствующая религия католицизм.
Основа экономики - добыча и переработка нефти.Некоторые отрасли
хозяйства контролируются иностранным капиталом.

2. Первые контакты между Россией и Венесуэлой относятся к 18 веку,
когда в Россию прибыл венесуэлец Франсиско де Мирандо, который вошел в
историю как один из самых ярких деятелей освободительного движения в ЛА. Он
установил дружеские отношения с выдающимися людьми России.
В 19 веке представители России и Венесуэлы продолжали поиски путей для
установления дружеских отношений. В 1856 году состоялся обмен грамотами
между президентом Монагасом и императором Александром II.
Сороковые годы 20 века явились новым этапом в развитии отношений. В
заключительный период Второй Мировой Войны народ Венесуэлы развернул
широкую кампанию против фашистской Германии.
Март 1945 года - венесуэльское правительство обратилось к руководству
СССР с предложением установить дипломатические отношения. В 1952 году,
когда в Венесуэле установилась диктатура Переса Хименеса, дипломатические
отношения между странами были приостановлены, но контакты продолжались.
В полной объеме дипломатичские отношения возобновились в апреле 1970
года.
Хороший импульс в 70-80е годы получили культурные и научные связи,
контакты по линии общественных организаций.
В 90е годы начался следущий этап развития российско-венесуэльских
отношений. Правительство Венесуэлы официально признало Россию
правоприемницей СССР.

3. Если в начале 70х годов в Венесуэлу из СССР экспортировались,
главным образом, часы, газетная бумага, ликеро-водочные изделия и объем
этих поставок не превышал несколких миллионов долларов, то в 1992 году по
данным Центрального банка Венесуэлы, импорт из России составил около 50
млн. долларов. Почти 80% всей стоимости его пришлось на автомобильную
технику, около 10% - химические товары и удобрения. Третье по значимости
группой были металло обрабатывающие станки - 619000 долларов.
Свыше 10 лет существует так называемый "нефтяной треугольник", то есть
соглашение о продаже нефти Венесуэлой Кубе в обмен на соответствующие
поставки нефти Россией в страны З.Е. в счет венесуэльских обязательств.
Россия ежегодно экономит на транспортных расходах около 200 млн. долларов.
Согласно последнему подобному соглашению, подписанному в марте 1993 года в
Каракасе, Венесуэла будет поставлять нефть Кубе и другим
центральноамериканским государствам, а Россия в Германию и Швецию.
За истекший период была заложена договорно-правовая база двусторонних
отношений.
Вместе с тем, несмотря на прогресс, масштабы экономических связей между
двуми странами весьма скромны. Взаимный обмен поставками составляет лишь
незначительную долю от общего товарооборота как России, так и Венесуэлы.
В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для расширения и
углубления российско-венесуэльсктх отношений. Ликвидированы идеологические
барьеры. В обеих странах развиваются схожие прцессы децентрализации и
либерализации экономики, усиливается роль частного сектора. Приватизируются
госпредприятия, осуществляются меры по црегулированию внешнего долга.
На внешнеэкономическую политику России оказывают большое влияние
потребности сокращения дефицита госбюджета и обслуживания внешнего долга,
который достиг к концу 1992 года 78 млрд. долл.
Российское правительство принимает меры по увеличению экспорта,
ограничению импорта, предотвращению бегства капиталлов, стимулированию
притока иностранных инвестиций.
Современная экономическая и финансовая ситуация в Венесуэле выглядит
благополучнее, чем в России. Об этом свидетельствуют достигнутые в
последние три года высокие темпы экономического роста, а также
положительное сальдо торгового баланса. Дефицит государственного бюджета в
1993 году не превышал 3% ВВП (в России в лучшем случае он составил 12-13%
ВВП). Ощутимых результатов достигла страна в осуществлении приватизации. В
1991 году Венесуэла добилась урегулирования внешнего долга.
В последние годы как в России, так и в Венесуэле был принят ряд
законодательных актов, оказывающих определенное влияние на возможности
российско-венесуэльского экономического сотрудничества. В 1993 году в
России были осуществлены меры по снижению объема квотирования и
лицензирования экспорта. С другой стороны, значительно сократились
импортные субсидии. Резко снизились поставки за счет иностранных кредитов.
Это привело к выравниванию условий конкуренции между иностранными и
российскими товаропроизводителями.
При рассмотрении долгосрочных перспектив связей России с Венесуэлой
представляет интерес проект "Основные положения Концепции
внешнеэкономической политики РФ на 90е годы". В нем прогнозируется рост
значимости латиноамериканского рынка для экспорта машин и оборудования.
Подчеркивается необходимость стимулирования инвестиционного
сотрудничества со странами рениона. По мере развития рыночных отношений в
России импорт продовольственных товаров будет сведен до минимума. По мере
роста доходов населения ожидается увеличение спроса на бакалейные товары,
которые не могут быть обеспечены отечественными проихводителями. В связи с
распадом СССР в России обострилась проблема обеспечения некоторвми выдами
стратегического сырья и усилилась необходимость в их стабильных поставках.
В сентябре 1993 года вышел указ президента с предложением о внесение
изменений в налоговое законодательство. Имеется в виду обеспечение
благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в экономику.
Наиболее важными мерами, принятыми в последние годы во внешнеторговом
регулировании Венесуэлы, являются соглашения, заключенные в рамках Андского
пакта и "Группы трех" (Венесуэла, Колумбия и Мексика). В рамках таможенного
союза между андскими странами в 90м году была достигнута договоренность о
постепенном снижении внешнего тарифа на 30%. С 1994 года вступил в силу
договор между Венесуэлой, Колумбией и Мексикой о полном устранении в
течении 10 лет таможенных ограничений во внешней торговле.
В 1992 году Венесуэла подписала с Мировым банком программу для гпрпнтий
иностранных инвестиций. Соглашение защищает зарубежных инвесторов от
потерь, вызванных изменением законодательства.
Учитывая тенденции экономического и политического равития России и
Венесуэлы, достигнутый уровень сотрудничества и его договорно-правовую
базу, наиболее перспективными направлениями вешнеэкономических связей, по-
видимому, станут инвестиции (включая совместные) в различные проекты в
обеих странах, в том числе в нефтяную промышленность, энергетику, добычу
полезных ископаемых, транспортную и автомобильную индустрию. Немало
возможностей имеется в сфере научно-технического обмена (Венесула обладает
уникальной и эффетивной технологией тяжелой нефти - ценного сырья для
химической промышленности, запасы которой в России значительны). Ввиду
того, что в таможенное законодательство обеих стран заложены долговременные
стимулы в пользу привлечения иностранных инвестиций, перспективы развития
внешнеторговы связей выглядят скромнее. Эти стимулы, вероятно, затронут
поставки техники из России в Венесуэлу. Вместе с тем, для импорта
бакалейных товаров, а также труб большого диаметра из Венесуэлы таможенный
режим в России будет достаточно льготным.
Говоря о конкретных проектах, имеются перспективы расширения
сотрудничества в рамках "нефтяного треугольника" в том числе за счет
подключения к нему других партнеров Росси в Л.А., а также партнеров
Венесуэлы в Европе. В результате переговоров, проведенных в 1993 году,
стороны договорились о сотрудничестве в оценке влияния региональных и
мировых рынков на их нефтяную промышленность. Кроме того, предесмотрен
обмен технологией добычи и очистки тяжелых и сверхтяжелых сортов нефти,
опытом в сфере управления нефтяной промышленностью, разработки
соответствующего законодательства предоставления лицензий на добычу нефти
иностранным компаниям. Со стороны Венесуэлы получены предложения об
инвестировании в нефтяную промышленность Сибири. Как перспективные
оцениваются поставки в Венесуэлу российской строительно-дорожной техники.
Значительные возможности сохраняются в ближайшие годы для экспорта в
Венесуэлу металлорежущих и текстильных станков, энергетического
оборудования.
Для России может представить интерес участие в проекте развития
транспортной системы, связывающей страны Андского пакта с ЕС.,
следовательно и с Россией. Осуществление проекта будет способствовать
развитию малонаселенных территорий на востоке Венесуэлы, превращению
острова Тринидад в финансовый центр. Предполагается развитие туризма,
создание благоприятного таможенного режима.
Полезным представляется обмен опытом в осуществлении экономических
реформ. Опыт Венесуэлы указывает на необходимость постоянного разъяснения
целей реформ населению и учета особенностей национальной специфики.
Венесуэла накопила больший, чем Россия опыт в урегулировании внешнего
долга. При этом был использован ряд форм, позволяющих снзить размер долга
за счет его обслуживания.
Перед Россией и Венесуэлой существуют перспективы эффективного и
взаимовыгодного сотрудничества.
Вот, вобщем-то и все, что я хотел сказать.
[pic]
27.09.96[pic]
[pic]
Ильницкий В.А. ©1996[pic]




Реферат на тему: Русско-японские отношения

Введение

Традиционным стереотипом при определении советско-японских и
российско-японских отношений является мнение, что они находятся в состоянии
застоя. Действительно, отношения СССР и России с Японией отличались и
отличаются от отношений с другими странами. Между нашими государствами до
сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений двух стран
случалось разное. Были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В
области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие
объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых
партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения,
культурные, научные и другие гуманитарные связи.
Специфический характер отношениям СССР, а теперь России с Японией
придает территориальная проблема. Этот вопрос служит серьезным
препятствием для заключения мирного договора, а также и то, что до 1991
года ни один из советских руководителей не хотел посещать Японию. Это было
нарушением неписанных дипломатических норм, ведь японские руководители
четырежды побывали в СССР. Советская сторона рано или поздно должна была
побывать в Японии, это случилось только в 1991 году. Чем был обусловлен
этот важный шаг: сменой ориентации внешней политики с Запада на Восток, или
желанием стать полноправным членом сообщества государств - членов Азиатско-
Тихоокеанского региона? Как бы там не было, но первый визит президента СССР
в Японию был важным шагом в отношениях между двумя странами, с него, по
сути дела, берет начало новая полоса во взаимоотношениях двух стран.
В своей работе я постараюсь раскрыть развитие политических,
экономических, научных, культурных отношений между двумя странами, а также
территориальную проблему, без решения которой, на мой взгляд, невозможно и
дальнейшее улучшение отношений.
В первой главе речь пойдет об отношениях между двумя странами до
развала СССР (1985 - 1991 гг.). Этот период знаменует важные перемены в
отношениях между двумя странами, в это время состоялся первый визит
советского руководства в страну восходящего солнца. После развала СССР
изменилась карта мира, появились новые государства участники международных
отношений. Если раньше стране приходилось ориентировать свою политику на
запад, то теперь настали другие времена, возросла роль Азиатско-
Тихоокеанского региона.
Вторая глава посвящена российско-японским отношениям в 90-е годы. Это
важный период в отношениях между двумя странами, ведь именно в этот период
была подписана Токийская декларация, состоялся визит Ельцина в Японию. В
этот период налаживаются новые связи молодой России со страной Восходящего
солнца, появляются надежды на улучшение отношений. Для Японии это прежде
всего возможность разрешить территориальную проблему в свою пользу.
В третьей главе будет рассмотрена территориальная проблема в
отношениях между двумя странами, ведь это является главным тупиковым
моментом в дальнейшем развитии отношений. На мой взгляд, между такими
крупными странами как Россия и Япония не должно быть никаких претензий друг
к другу, тем более территориальных, между ними должна существовать тесная
экономическая связь, так как расположены они в одном регионе.
Наконец в последней главе я расскажу об экономическом и культурном и
сотрудничестве между двумя странами, о том, какие совместные проекты были
созданы для улучшения экономического партнерства между двумя странами.
В своей работе я пользовался литературой отечественных и зарубежных
авторов. Среди книг отечественных авторов я бы хотел отметить монографию
В.В. Кожевникова «Российско-японские отношения на современном этапе»
(Владивосток, 1997). В этой работе предпринята попытка рассмотреть
переговорный процесс между СССР и Японией во второй половине 80-х годов, и
России и Японии в первой половине 90-х годов. Анализируются основные этапы
межгосударственных отношений.
Я также пользовался статьями из журналов “Международная жизнь” и
“Международные отношения и мировая экономика.” Особо хотелось бы отметить
статью японского автора Такэхиро Того “Япония и Россия в XXI веке” и
Галузина М. “Наши дела с Японией”. На мой взгляд, в этих статьях хорошо
раскрыт период в отношениях между двумя странами, который я и рассматривал.
Можно также выделить статьи таких авторов как А. Иванов, Р. Абазов, С.
Чугров. Эти авторы рассматривают российско-японские отношения как
составляющие отношений России с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Я считаю
тему российско-японских отношений актуальной потому, что развитие отношений
для двух стран необходимо в наших общих национальных интересах. Азиатско-
Тихоокеанский регион играет немаловажную роль в мировой политике и
поддержание хороших связей важно, особенно для России, которая, на мой
взгляд, является все- таки больше восточной страной, нежели западной.
Глава I
Российско-японские отношенияв период 1985 - 1991 годы.

В марте 1985 года скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС К. Черненко.
На его похороны прибыл премьер - министр Японии Я. Накасонэ. Все
специалисты международники обратили внимание на тот факт, что он был принят
М. Горбачевым, который становился приемником К. Черненко. Действия
Горбачева были прямо противоположны действия всех предыдущих руководителей
страны, ведь никто раньше не удостаивал своим вниманием премьер-министров
Японии. Это свидетельствовало о повороте в отношениях между двумя странами.
На встрече с Накасонэ будущий советский руководитель заявил японскому
премьеру: “СССР готов развивать взаимовыгодные связи с Японией в различных
областях и выступает за придание отношениям между обеими странами
добрососедского характера ”[1].
В Японии положительно отнеслись к смене министра иностранных дел
СССР. А. Громыко традиционно воспринимался как “мистер нет”, за его
жестокое неприятие территориального вопроса в двусторонних отношениях. Вот
почему на Э. Шеварнадзе возлагались большие надежды. Эти перемены
рассматривались как признание Советским Союзом возрастания значения Японии
в советской внешнеполитической стратегии.
Первым пробным камнем для оценки такой стратегии должен был стать
визит министра иностранных дел в Японию. Японская сторона во главу на
переговорах ставила территориальный вопрос и проблему посещения японцами
могил своих родственников на территории СССР. Советская делегация ехала с
более широкими планами: обсудить проблемы безопасности в регионе, изучить
реакцию Японии на идею создания системы коллективной безопасности в Азии,
также целью было разрушить устоявшееся неприязненное представление о
Советском государстве. Ведь в Японии СССР считали страшной страной. Большое
влияние на формирование такого отношения японцев к СССР оказала экспансия
Российской империи на Восток, борьба за влияние в Китае и Корее. Кроме
того, из памяти японцев до сих пор не изгладилось вступление СССР в войну
против Японии в 1945 г.
Визит Э. Шеварнадзе в Японию состоялся 15-16 января 1986 года[2]. В
ходе этого визита были подписаны соглашение о товарообороте и платежах на
1986-1990 годы и межправительственная конвенция об избежании двойного
налогообложения. Обе стороны согласились продлить срок действия обменных
писем по культурным связям между двумя странами.
Итог переговоров был оценен обеими сторонами очень высоко. Советский
министр подчеркнул, что ”мы не стремились к постановке максимальных задач и
не драматизировали расхождения, а терпеливо и благожелательно выявляли
возможности для сближения позиций. В итоге были выработаны неплохие
соглашения, сделан заметный шаг вперед”[3].
Внимание наблюдателей привлекло еще и то обстоятельство, что советская
сторона с большим вниманием выслушала японскую сторону по поводу
территориального вопроса. В отличие от А. Громыко, который заявлял, что нет
проблемы и нечего обсуждать, Э. Шеварнадзе беседовал с министром
иностранных дел С. Абэ на эту тему в течение 4 часов.
На удивление быстро осуществился ответный визит министра иностранных
дел Японии С. Абэ в СССР - уже в мае. В Москве снова продолжились
переговоры “по проблемам мирного договора, включая вопросы, которые могли
бы составить его содержание”[4]. Стороны договорились продолжить их в
Токио. Была достигнута договоренность о вознобновлении прерванной в 1978
году работы советско-японской и японо-советской межправительственных
комиссий по научно-техническому сотрудничеству. На переговорах были
подтверждены приглашения японского правительства М. Горбачеву посетить
Японию, а советского правительства Я. Накасонэ посетить СССР.
В Москве были продолжены переговоры о посещении японцами мест
захоронений их родственников на советской территории. В июне было
достигнуто соглашение об упрощенной, на основе взаимности, процедуре
посещения японскими гражданами мест захоронения их родственников. Для
Японии это был важный вопрос, так как из-за обострения отношений в 1976
году советская сторона запретила посещения Курильских островов. Сейчас СССР
разрешил посещать пока острова Шикотан и Хабомаи. В целом, на январских и
майских переговорах было подписано пять соглашений, что явилось неплохим
началом после восьмилетнего перерыва, однако, очень скоро советско-японские
отношения вновь покрылись густой облачностью.
11 сентября 1986 года МИД СССР, сделал послу Японии заявление в связи
с тем, что японское правительство сообщило о решении вступить в переговоры
с администрацией США об участии Японии в американской программе
стратегической оборонной инициативы (СОИ). Советская сторона заявляла, что
решение, принятое японским правительством, идет в разрез с заявлениями о
готовности действовать в целях укрепления мира и снижения международной
напряженности, способствовать прогрессу в советско-американских переговорах
по ядерным и космическим вооружениям. В СССР эта программа воспринималась
болезненно.
Наметившиеся в ходе московских переговоров тенденции к улучшению не
получили дальнейшего развития и в 1987 г. На этот раз причиной стала
ситуация вокруг ракет СС-20, которые уничтожались по советско-американскому
соглашению. Сначала СССР пытался сохранить 100 таких ракет в Азии, чтобы
противостоять американскому ядерному оружию в регионе. Однако США не
соглашались, так как не имели в регионе ракет средней дальности. Ситуация
обострилась, когда премьер-министр Японии Я. Накасонэ предложил США
разместить свои ракеты средней дальности на Аляске, чтобы СССР уничтожил
свои в Азии. В августе 1987 года неожиданно для всех Горбачев согласился
уничтожить ракеты, не требуя взамен ничего от США. Япония, однако, никак не
отреагировала на эти действия. Более того, на следующий день она приняла
решение присоединиться к американской программе СОИ.
25 января 1988 года новый премьер-министр Японии Н. Такэсита выступил
в парламенте с речью о курсе своего правительства. В отношении СССР он
заявил следующее: “Наш курс остается неизменным - установление стабильных
отношений истинного взаимопонимания, базирующегося на заключении мирного
договора на основе решения проблем северных территорий. Правительство
постоянно придерживается этого курса и прилагает усилия к выводу японо-
советских отношений из тупика и улучшению их”[5].
Действительно, 1988 год стал годом постепенного выхода двусторонних
отношений из кризиса. В конце января - начале февраля состоялось заседание
японо-советского и советско-японского комитетов по экономическому
сотрудничеству. Со стороны СССР демонстрировалось стремление понять позицию
Японии. Все обратили внимание, что представители СССР стали больше внимания
уделять территориальному вопросу. Но в тоже время Э. Шеварнадзе заставил
поволноваться японцев, заявив, что территориальный вопрос решен и что СССР
- страна большая, но лишней земли у нее нет.
Важное значение для двусторонних отношений имел визит в Москву
бывшего премьер-министра Японии Я. Накасонэ в июле 1988 года. Хотя
официально он не представлял правительство Японии, но это стало сигналом к
дальнейшему прорыву в двусторонних отношениях.
Перед выездом в Москву Я. Накасонэ поставил перед советской стороной
три условия: говорить о территориальной проблеме честно и откровенно, дать
ему возможность выступить с докладом в научном институте и встретиться со
специалистами, а также выступить по телевидению без цензуры.
Все условия были приняты и Я. Накасонэ отправился в Москву. Его
беседа с М. Горбачевым была откровенной и продолжалась два с половиной
часа. Японский гость изложил аргументы по территориальному вопросу,
акцентировал внимание на Декларации 1956 года, по которой СССР обещал
передать Японии после подписания договора два острова и предложил свою
схему развития отношений в этом регионе. В целом итоги
визита были расценены как продвижение вперед, и это было действительно
так, ибо СССР продемонстрировал готовность вести разговор по всем вопросам.
Япония к середине 1988 года занимала самую жесткую позицию среди стран
Запада по отношению к советским реформам. Премьер - министр Н. Такэсита
выступил с резкой критикой советской внешней политики, утверждая, что
“перестройка никак не сказалась на советской политике в Азии, поскольку на
Дальнем Востоке наблюдается рост военного потенциала”[6]. В этом же
выступлении он призвал Запад оказать международное давление на СССР по
территориальной проблеме.
18-21 декабря 1988 года состоялся визит министра иностранных дел Э.
Шеварнадзе в Токио. Его принял премьер-министр Японии Н. Такэсита, который
заявил, что считает отношения с СССР одним их важных направлений своей
внешней политики. Н. Такэсита подтвердил приглашение М. Горбачеву посетить
Японию с официальным визитом, на что советский министр заявил о готовности
М. Горбачева осуществить визит в контексте общего улучшения двусторонних
отношений.
В соответствии с договоренностью, зафиксированной в совместном
советско-японском заявлении от 10 октября 1973 года, министры провели
переговоры, касающиеся мирного договора, в том числе вопросов, которые
могли бы составить его содержание. На переговорах министр иностранных дел
Японии С. Уно затронул территориальный вопрос и дал японскую интерпретацию
его исторических аспектов. Советский министр изложил советскую версию
событий.
На переговорах также обсуждались вопросы рыболовства в районе Южных
Курильских островов и северо-западной части Тихого океана в пределах
советских и японских 200-мильных зон. С. Уно обратился с просьбой к Э.
Шеварнадзе разрешить посещать японские могилы на всех четырех островах, о
которых идет речь, а также на Сахалине и на материке. Советская сторона
высоко оценила итоги этих переговоров, назвав их наиболее успешной
встречей.
Японское правительство, выразив разочарование тем, что позиция СССР по
территориальному вопросу осталась твердой, положительно оценило тот факт,
что СССР все же провел более откровенное обсуждение этой проблемы. 24
февраля 1989 года состоялись похороны императора Хирохито, скончавшегося 7
января. На церемонии присутствовали представители 163 государств. Такое
количество глав государств, правительств и высоких представителей
свидетельствовало о возросшей роли Японии в международных делах, ее
экономическом и финансовом влиянии, поставившем Японию в ряд крупнейших
государств мира. Однако СССР представлял не М. Горбачев, а первый
заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. Лукьянов.
Отсутствие М. Горбачева японские политологи объясняли двумя причинами:
СССР по-прежнему не считал Японию страной первостепенного значения, либо
М. Горбачев не хотел превращать первый визит руководителя советского
государства в обычный, наравне с другими 162 руководителями, прибывшими на
похороны. Он планировал произвести его отдельно и превратить в
исторический. Визит А. Лукьянова в Японию завершился в благоприятной
атмосфере.
На встрече министров двух стран в Нью-Йорке на заседании Генеральной
Ассамблеи ООН было достигнуто согласие, что визит М. Горбачева в Японию
состоится в начале 1991 года. В советско-японских отношениях начался новый
этап - этап подготовки визита первого президента СССР в Японию.
Начало 1990 года ознаменовалось визитом министра иностранных дел
Японии С. Абэ в Москву. Он заявил перед отъездом, что проблема северных
территорий является чрезвычайно сложной и решать ее надо при администрации
М. Горбачева, ибо другая благоприятная возможность представится не скоро.
Он высказался за широкое развитие контактов в различных сферах, в том числе
в экономике, технологии и культуре, контактов между людьми. Это заявление
было расценено как намек Советскому Союзу, что в случае его уступок Япония
пойдет навстречу некоторым пожеланиям СССР. 15 января 1990 года С Абэ
встретился с М. Горбачевым. Он заявил, что советскому руководителю
необходимо всерьез взяться за решение проблем, запасаясь мудростью, и
представил программу сотрудничества из 8 пунктов.
1. Японская помощь СССР в области технологии и увеличения
производительности труда.
2. Обмен делегациями специалистов по экономике, совместное проведение
семинаров, симпозиумов.
3. Проведение большой выставки японских товаров широкого потребления, а
также оборудования для их производства в СССР, проведение ярмарок советских
товаров в Японии.
4. Содействие широкому обмену молодежью
5. Направление в СССР японских учителей для преподавания японского языка
6. Проведение недели культуры Японии в СССР в сентябре 1990 года и недели
СССР в Японии накануне визита М. Горбачева в Японию.
7. Укрепление сотрудничества в области рыболовства.
8. Разрешение Советским Союзом японцам посещать места захоронения их
родственников[7].
Следует сказать, что этот план широко обсуждался в Японии, но остался
практически незамеченным в СССР.
В январе 1990 года Японию посетил первый президент РФ Борис Ельцин,
который выдвинул план решения территориальной проблемы состоящий из 5
этапов. Согласно этому плану необходимо было развивать на островах
совместную экономическую деятельность, демилитаризовать эти территории,
заключить мирный договор, и лишь затем решать их судьбу. Однако этот план
был встречен без восторга в Японии. Он стал расцениваться как как
конкретное содержание курса на сбалансированное расширение отношений. Этот
план расценивали как крайнюю уступку в отношении принципа “неразделения
политики и экономики и даже как отход в сторону от основной политики в
отношении СССР”
На начало сентября 1990 года была запланирована очередная поездка Э.
Шеварнадзе в Японию. По пути он сделал остановку во Владивостоке, где
выступил с речью о политике России в странах АТР. Много внимания в этой
речи он уделял Японии. В Японии ожидали, что советский министр пообещает
вывод войск с северных территорий и предложит конкретные предложения по
разоружению. Японская сторона опасалась, что весной следующего года
Горбачев привезет предложение вернуть только два острова, и поэтому
планировала во время визита министра иностранных дел СССР проинформировать
его о том, что общественное мнение Японии формируется в пользу возвращения
четырех островов, чтобы у Горбачева не складывалось ошибочного мнения. По
прибытии в Японию советский министр иностранных дел заявил журналистам, что
он никогда не уклонялся от обсуждения этого вопроса.
Первый раунд переговоров был посвящен ключевым международным вопросам
и, главным образом, событиям в Персидском заливе. Стороны подготовили
совместное заявление с требованием вывода иракских войск с территории
Кувейта. Это было едва ли не первым совместным советско-японским заявлением
подобного рода и было положительно встречено во всем мире.
На втором раунде переговоров советский министр предложил конкретные
варианты двустороннего сотрудничества. Они включали в себя знакомство с
военными доктринами друг друга, взаимное оповещение о крупных военных
учениях. Не оправдались надежды японской стороны на то, что Э. Шеварнадзе
объявит о демилитаризации Южных Курильских островов. Он ограничился
замечанием, что советское военное присутствие на островах должно
рассматриваться в более широком контексте дискуссии по мерам безопасности.
На третьем раунде переговоров обсуждалась территориальная проблема и
вопросы заключения мирного договора. Т. Накаяма выразил уверенность, что
визит М. Горбачева благоприятно подействует на японо-советские отношения. В
итоге японская печать отмечала, что визит Э. Шеварнадзе открыл новую
страницу в японо-советских отношениях.
Конец 1990 годов ознаменовался активизацией советско-японских
контактов. 1991 год стал годом визита первого советского руководителя в
Японию. Японская сторона готовилась занять на переговорах с президентом
СССР жесткую однозначную позицию и добиваться согласия СССР признать
суверенитет Японии над четырьмя островами. Усилия МИД Японии были
сосредоточены на территориальной проблеме.
Визит президента СССР М. Горбачева начался, как это и планировалось,
16 апреля 1991 года. Он вызвал громадный интерес в международных средствах
массовой информации. Около 700 иностранных корреспондентов прибыли в Токио
для освещения переговоров, в том числе 211 из СССР. Это был самый большой
контингент журналистов, прибывших освещать визит государственного деятеля в
Японию. Переговоры начались с анализа советско-японских отношений и
перспектив заключения мирного договора. Японский министр с самого начала
жестко поставил вопрос о северных территориях. Японская сторона стремилась
добиться хоть каких-то уступок по этому вопросу. По признанию М. Горбачева,
на обсуждение проблем мирного договора, сведенных японской стороной в одну
- территориальную - ушло 80% всего переговорного времени. Кроме переговоров
с премьер-министром внимание наблюдателей привлекли выступления президента
в парламенте и перед бизнесменами. В первом - президент обнародовал
советскую инициативу, направленную на укрепление мира и безопасности в
Азии. Выступая перед бизнесменами, М. Горбачев подчеркнул важность более
глубокого развития экономических отношений. Было подписано совместное
заявление. Для обеих сторон наиболее интересным является пункт 4, который
касается главной проблемы двусторонних отношений - территориальной. Здесь
записано, что руководители обеих стран провели обстоятельные углубленные
переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения
мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального
размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи,
островов Шикотан, Кунашир, Итуруп. Тема укрепления безопасности и
сотрудничества в АТР занимала второе по важности место в переговорах.
Отметим, что дать однозначную оценку итогов переговоров сложно, т.к.
Во-первых, руководитель Советского государства впервые в истории
двусторонних отношений посетил Японию, в результате в Японии исчезла
обидная ситуация, когда японские руководители посещали СССР четыре раза, а
ответные визиты не совершались ни разу.
Во-вторых, официально было признано наличие территориальной проблемы,
которая блокирует заключение мирного договора. Это позволило улучшить
отношение в Японии к СССР и подробно разобрать эту проблему.
В-третьих, во время переговоров был подписан ряд двусторонних
соглашений, которые имели самостоятельное значение.
В-четвертых, четко определилась позиция японской стороны, согласно
которой без территориальных уступок она не пойдет на экономическое
сотрудничество.
В-пятых, в результате этих переговоров японская сторона была
поставлена в такие условия, что ей пришлось бы делать следующий шаг и
показывать готовность расширять двусторонние отношения.
Оценивая итоги развития советско-японских отношений в 1985-1991 гг.,
можно сделать вывод, что развивались они в этот период далеко не
стабильно. СССР и Япония, несмотря на определенное потепление, в отношениях
продолжали придерживаться традиционных подходов в отношениях друг с другом.
Советский Союз стремился активизировать экономические отношения, чтобы с
помощью экономической мощи Японии решить свои проблемы, и поэтому шел на
активизацию политических отношений. Япония же, используя кризисную ситуацию
в СССР, пыталась заполучить северные территории.
И все же вторая половина 80-х годов стала своего рода рубежом в
двусторонних отношениях. Визитом президента СССР закончился длительный этап
отношений между СССР и Японией и открылся новый этап - отношений между
Россией и Японией. Но новые отношения унаследовали старые нерешенные
вопросы и проблемы.


Глава II
Российско-японские отношения в 90-е годы.

2.1. Российско-японские отношения периода 1990-1991 годов. Первую
попытку сформулировать собственный российский подход по отношению к Японии,
отличный от советского, предпринял еще Б.Н. Ельцин, когда посетил Японию 17
января 1990 года. Как уже отмечалось, он предложил пятиэтапный план решения
территориального вопроса. Ельцину было выгодно предлагать этот план, так
как он находился в оппозиции Горбачеву, постепенно набирая очки в
политической гонке. Стремлением сказать новое и конкретное слово в
двусторонних отношениях Б.Ельцин хотел завоевать симпатии и в Японии. И
хотя этот план был встречен там прохладно, именно он стал основой для
развития отношений между Россией и Японией.
После августовских событий 1991 года руководство Российской Федерации
взяло на себя инициативу отношений с Японией, отобрав ее у союзного МИД. В
Японии мгновенно отреагировали на это. Один из руководителей правящей ЛДПЯ
К. Обути заявил: “теперь Япония имеет лучший шанс для того, чтобы вернуть
четыре острова, контролируемые СССР”[8]. А министр иностранных дел Т.
Накояма подчеркнул, что условия для возвращения островов улучшились после
путча.
В первой половине 1991 года состоялся визит исполняющего обязанности
Председателя Верховного Совета РСФСР Р. Хасбулатова в Японию. Он привез
министру К. Миядзава письмо от президента России, и дал понять, что
пятиэтапный план претерпевает изменения.[9]
Новым в позиции России по сравнению с СССР было то, что представитель
России заявил об уважении принципа неразделения политики и экономики,
принятого правительством Японии в отношениях с СССР. 29 октября
правительство Японии официально приняло решение о безвизовом посещении
четырех Южных Курильских островов. Согласно этому решению такие поездки
разрешались бывшим жителям островов и членам их семей, лицам, имеющим
отношение к движению за возвращение северных территорий. После официального
объявления о распаде СССР российское руководство заявило, что Россия
наследует все права и обязанности бывшего СССР. В Японии сразу
отреагировали на это сообщение.
2.2. Переговоры Б. Ельцина и М. Хосокава о подписании Токийской
декларации. 27 декабря Япония официально признала Россию. К. Миядзава через
посла в Москве передал письмо Б. Ельцину. В нем, наряду с приглашением
посетить Японию, было высказано пожелание осуществить значительное
улучшение японо-российских отношений на основе решения территориального
вопроса. 28 декабря 1991 года на здании посольства СССР в Токио был спущен
флаг СССР и поднят трехцветный российский флаг и заменена табличка у ворот
посольства.
27 января 1992 года министр иностранных дел Японии М. Ватанабэ
отправился в Москву, для встречи с министром иностранных дел России А.
Козыревым. Их беседа продолжалась около полутора часов, в которой, японский
министр указывал на желательность визита Б. Ельцина в Японию еще до начала
встречи руководителей семи ведущих стран Запада в Мюнхене в июле 1992 года.
В ходе визита сложилось мнение, что японская сторона ждет с нетерпением
визита президента России. Вместе с тем, определенное негативное воздействие
на российско-японские отношения в этот период оказала ситуация, связанная с
предоставлением Россией Южной Корее права на рыболовство в районе Южных
Курил. Естественно это не могло не вызвать болезненного отношения Японии к
этому. Но российская сторона не оставляла надежды на установление
партнерских отношений с Японией. Поэтому, в марте состоялась поездка
министра иностранных дел России А. Козырева в Японию. Переговоры А.
Козырева и М. Ватанабэ оказали большое влияние на дальнейшее состояние
двусторонних отношений. Российский министр заявил, что Россия будет уважать
Совместную декларацию 1956 года, но добавил, что решение территориального
вопроса будет зависеть от выживания правительства Б. Ельцина, давая понять,
что в интересах Японии расширять помощь реформам российского президента.
Российский министр заявил, что вывод российских войск из Южных Курил
выполняется (на тот момент было выведено 30% личного состава, на островах
оставалось всего 7 тысяч солдат).
22 мая 1992 года в России был создан комитет по подготовке визита Б.
Ельцина в Японию под руководством государственного секретаря России Г.
Бурбулиса. Тем временем Япония продолжала добиваться поддержки со стороны
США о возвращении островов. С. Канэмару встретился с президентом США Д.
Бушем и провел с ним часовую беседу, в ходе которой американский президент
пообещал потребовать от России вернуть острова Японии. Действительно в
ходе бесед с российским президентом в Вашингтоне С. Конэмару заявил, что
США поддерживают Японию в позиции, которую она занимает для возвращения
своих островов.
Важное значение для дальнейшего развития российско-японских отношений
имела встреча руководителей семи ведущих держав в Мюнхене в июле 1992 года.
Япония ставила главной задачей для себя на этой встрече добиться того,
чтобы в заключительном документе был поставлен вопрос о территориальной
проблеме в российско-японских отношениях. Япония добилась своей цели.
Впервые о территориальном вопросе между СССР и Японией в документах семерки
было упомянуто в заявлении глав государств в Хьюстоне в 1990 году, где
главы семи государств поддержали скорейшее решение территориальной
проблемы.
Президент России Б. Ельцин позвонил премьер-министру Японии и провел
с ним 35-минутный разговор, в ходе которого указал на наличие внутренних
обстоятельств, которые вынудили его принять решение отложить визит в
Японию, и заявил, что в основе его решения лежат всероссийские причины.[10]
После того как был отложен визит, японские ультраправые силы в течение трех
дней проводили пикетирование улиц с призывом не верить русским.
В апреле 1993 года в Токио состоялась встреча министров иностранных
дел двух стран К. Муто и А. Козырева. При этом японский министр заявил, что
базовым подходом Японии к отношениям с Россией является принцип
“сбалансированного расширения”. Обе стороны начали готовить визит
российского президента. Главной проблемой предстоящего визита - для всех
было очевидно - являлось то, как состыковать заявление российского
президента о неувязке Японией вопросов политического и экономического
сотрудничества, с одной стороны, и стремление ее не отказываться от
принципа сбалансированного расширения который предусматривал и обсуждение
территориального вопроса.
Лето 1993 года ознаменовало российско-японские отношения новыми
потрясениями. Главным виновником на этот раз стал премьер-министр
российского правительства В. Черномырдин, который в ходе своего визита по
Дальнему Востоку заявил, что территориальной проблемы не существует, и пока
он является премьер-министром, он не будет вести переговоры по этому
вопросу. Некоторое успокоение для японцев внес пресс-секретарь президента,
который заявил, что это была личная точка зрения премьера, а правительство
и президент придерживаются других взглядов.
К середине сентября еще не был точно установлен срок визита президента
России Б. Ельцина в Японию, что было не вполне естественно для визитов на
высшем уровне. Только неофициально предполагалось, что он состоится 12-14
октября 1993 года.[11]
События в России 23 сентября, когда президент Б. Ельцин распустил
Верховный Совет, были благоприятно встречены в Японии кабинетом министров.
11 октября вечером президент России Б.Ельцин прибыл с официальным
визитом в Японию. По прибытии в Токио российский президент выразил надежду,
что переговоры будут плодотворными и обозначат стратегический путь
российско-японских отношений. В качестве паритетного он выделил на
переговорах проблемы экономического сотрудничества. В ходе переговоров
премьер-министр Японии М. Хосокава выразил полную поддержку реформ,
проводимых в России. В ходе переговоров было уточнено, что по их итогам
будет подписано 18 документов, включая Токийскую декларацию о российско-
японских отношениях и Декларацию о перспективах торгово-экономических и
научно-технических отношений между Российской Федерацией и Японией.
Японская сторона вновь подтвердила свою позицию по территориальному
вопросу. М. Хосокава подчеркнул, что Совместная декларация 1956 года - это
документ, признанный мировым сообществом, а также добавил, что объективным
фактом является принадлежность группы островов южной части островов
Курильской гряды Японии. В ответ президент Б.Ельцин подчеркнул, что Россия
верна дипломатическим отношениям, которые заключил бывший СССР. Он также
заявил, что условия совместной декларации будут выполняться только тогда,
когда будет достигнут прогресс в отношениях, также он добавил, что России
ведет демилитаризацию островов.
13 октября 1993 года состоялось подписание Токийской декларации о
российско-японских отношениях, Декларации о перспективах торгово-
экономических и научно-технических отношений между Российской Федерацией и
Японией. В Токийской декларации зафиксировано намерение сторон
взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и
полной нормализации японо-российских отношений, расширять политический
диалог, прежде всего на высшем уровне, углублять сотрудничество в области
разоружения, развивать диалог по проблематике Азиатско-Тихоокеанского
региона.
На официальной пресс-конференции, по поводу закрытия визита президента
России Б.Ельцина премьер-министр Японии оценил переговоры как новый этап в
двусторонних отношениях. В ходе пресс-конференции журналисты пытались
получить более конкретные ответы на вопрос о территориальном споре, так
как в Токийской декларации ничего не было сказано о Совместной декларации
1956 год. Поэтому от российского президента пытались получить подтверждение
факта признания действенности этого документа. В конечном итоге Б.Ельцин
довольно раздраженно подтвердил, что Совместная декларация входит в число
документов, которые Россия, в качестве правопреемника СССР будет выполнять,
но при ответе он попросил больше территориальный вопрос на конференции не
поднимать.
Подводя итог, скажем, что Токийские договоренности открыли путь для
дальнейшей активизации российско-японских отношений по многим направлениям.
В частности, был сделан крупный шаг в развитии экономического
сотрудничества: в ноябре 1994 года стороны договорились о создании
Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим
вопросам.[12] Важным в отношениях с Японией стало снятие “табу” с развития
контактов по военной линии.
2.3. Охлаждение в отношениях двух стран в 90-е годы. Январь 1994 года
ознаменовался активизацией браконьерской деятельности японских рыбаков в
российских территориальных водах в районе Южных Курил. По свидетельству
представителя Российского МИД, более 50 японских шхун вошли в российские
территориальные воды и, несмотря на требования пограничников покинуть их,
оставались там около 5 часов. Российский представитель отметил дерзкое
поведение шхун по отношению к российским пограничникам. Российская сторона
предлагала Японии решить эту проблему введением специальной платы за
промысел в российских водах в районе Южных Курил. Японские рыбаки не
возражали, но МИД Японии воспротивился. По его мнению район Южных Курил
считается в Японии японской территорией и плат за промысел абсолютно
неприемлема. Упорство МИД толкало японских рыбаков нарушать границу все
чаще и чаще.
Пока в Японии и в России проходили различного рода консультации на
уровне министров иностранных дел, реальная атмосфера в двусторонних
отношениях ухудшалась. Это было вызвано и бесцеремонной акцией российских
налоговых служб, которые заморозили счета японских авиакомпаний в Москве
под предлогом, что они не представляют налоговых деклараций. Болезненно
воспринялись в Японии события в Чечне, которые подорвали демократический
образ президента России.
Я бы хотел сделать вывод из всего выше сказанного. На мой взгляд, в
этот период в 1991-1995года Россия стала постепенно ослабевать готовность
решить территориальную проблему. Япония же наоборот после распада СССР
почувствовала, что быстрее сможет решить территориальную проблему. Таким
образом, можно утверждать, что российско-японские отношения не стали новым
явлением в двусторонних отношениях, а оказались продолжением предшествующих
советско-японских отношений. Более того, российско-японские отношения носят
сейчас более нестабильный характер, нежели раньше, соответственно
спрогнозировать их в будущем очень трудно.


Глава III
Территориальная проблема

§ 1. История территориального вопроса. “Границы - это бритвенные
лезвия, на которых зависают насущные вопросы войны и мира и жизни целых
народов. Границы остаются самой щекотливой темой для государств и в их
отношениях друг с другом”[13]. Так сказал лорд Керзон в начале нашего века.
Это высказывание очень даже характерно для российско-японских отношений.
В истории отношений Японии и России проблема “северных территорий”
постоянно служила фактом недоверия и конфронтации. Когда в 1855 году между
нашими странами установились дипломатические отношения, и проводилась линия
границы, то обе стороны признали 18 Курильских островов за Россией, а
острова Кунашир, Хабомаи, Итуруп, Шикотан за Японией. Остров Сахалин
стороны договорились считать совместной территорией для проживания на ней
японского и русского населения.
Затем между японским и русским населением на острове Сахалин стали
происходить стычки, и в конечном итоге, по трактату 1875 года согласились
на том, что весь Сахалин отойдет России, а 18 Курильских островов отойдут
Японии. В Японии в то время такое решение вызвало негодование, так как
Сахалин был богат ресурсами, а острова были бесплодны. Затем в результате
российско-японской войны, по Портсмутскому договору, Японии отошел Южный
Сахалин. Граф С.Ю. Витте, который представлял Российскую Империю на
переговорах, записал тогда в своем дневнике, что более унизительного
договора он не видел и что эта обида непременно будет отмщена. Так и
случилось. В 1945 году наша страна поставила подпись над безоговорочной
капитуляцией Японии. Сталин произнес свою известную речь, в которой сказал,
что черное пятно с истории страны ликвидировано.
По японской терминологии острова Хобамаи именуются “северными
территориями”, и Япония утверждает, что они не входят в понятие Курильских
островов, от которых она отказалась в 1951 году.
По официальной точке зрения Японии необходимо учитывать один важный
момент. Территориальная проблема в Японии поднята на пьедестал почета
необсуждаемой национальной цели. Все население Японии поддерживает эту
цель. Правильно, кто же будет отказываться от возвращения своих бывших
территорий? В Японии существует так называемый синдром “северных
территорий” и “синдром Хиросимы”, и зачастую первый побеждает. Историческая
память Японии, как и России, имеет свои особенности. В СССР долго помнили о
поражении в войне 1904-1905 годов. В Японии помнят о поражении от
Советского Союза в 1945 г.
Обычно при обсуждении этой проблемы рассматривают три группы проблем:
исторический паритет в открытии и в основании островов, роль и значение
русско-японских договоров XIX века, установивших границу между двумя
странами в прошлом веке, а также юридическую силу всех документов,
регулирующих послевоенное устройство мира.
Что касается первого вопроса, то никто не станет отрицать, что
открытие и освоение Курильских островов происходило с севера - русскими, а
с юга - японцами. Что касается второй проблемы, то тут также есть свои
особенности. Русско-японские договора прошлого века не имеют прямого
отношения к проблеме. Сторонники японской точки зрения утверждают, что на
основании Симодского договора 1855, года можно сделать вывод о том, что
Курильскими островами, от которых отказалась Япония в 1951 году, являются
только острова к северу от Урупа. Японский текст договора об обмене
Сахалина и Курильских островов говорит, что Курильскими островами являются
упомянутые 18 островов. В оригинале японского договора нашлись ошибки. В
иероглифе вместо текста « а весь Уруп и п р о ч и е к северу составляют
территории России»[14] появился текст, в котором слово «прочие» было
заменено на слово «земли», что и вызвало разночтение.
Таким образом, можно сделать вывод что: договоры XIX в. носили мирный
характер и устанавливали границу между двумя странами мирным путем;
Курильские острова в прошлом поэтапно законным образом стали японскими;
договоры не давали однозначного определения «Курильские острова», из них не
следует, что Курильскими островами являются только 18 островов, упомянутые
в договоре 1875 года.
После русско-японской войны Япония получила еще и Южный Сахалин.
Советский Союз унаследовал от царской России границы с Японией
установленные по Портсмуртскому договору.
Третья группа проблем связана с документами периода второй мировой
войны и послевоенного периода. Именно здесь и кроется главный источник
современной территориальной проблемы в российско-японских отношениях.
Японские аналитики утверждают, что СССР якобы, вообще не имел права
претендовать на Курильские острова и Южный Сахалин, так как он
присоединился к Атлантической Хартии, подписанной США и Англией 14 августа
1941 года. Согласно этой хартии обе страны провозгласили отказ от захвата
чужих территорий. Но США и Англия пошли на подписание Ялтинских
договоренностей, нарушив тем самым принципы Атлантической хартии. Поэтому
обвинять СССР в нарушении принципов этой хартии нельзя. Япония же не
поднимала вопрос об этих нарушениях, так как осознавала, что война
проиграна и воспринимала отторжение территорий как достаточно справедливое
наказание за агрессию.
Следующий аргумент японских исследователей проблемы заключается в
том, что СССР нарушил Пакт о нейтралитете между СССР и Японией 1941 года.
Японские историки пишут, что Япония следовала условиям пакта, но СССР
денонсировал этот пакт. Но Советский Союз денонсировал этот пакт, пытаясь
предупредить агрессию Японии. СССР решил действовать первым, ведь как
известно лучшая защита - это нападение. Поэтому можно сделать вывод, что
Япония, развязав войну в Азии и на Тихом океане, выступила агрессором, и
следовательно, несет полную ответственность за все последствия войны, а
кроме того союзные державы - США, Англия - неоднократно обращались к СССР с
просьбой о вступлении ее в войну с Японией, для скорейшего завершения
разгрома и последствий. СССР взамен потребовал от союзных держав
возвращения ему Южного Сахалина и передачу Курильских островов, на что и
было получено соглашения союзников. (Ялтинские договоренности).
Более того Япония не захотела участвовать в Постдамской конференции,
тем самым, вовлекая себя в войну с СССР. Мало того, Япония отказалась
капитулировать. СССР вступил в войну и присоединил себе то, что было
обещано ему в Ялте. Но Япония реагировала на Ялтинские решения, критично
заявив, что они носили секретный характер. В Сан-Францисском мирном
договоре (статья 8, пункт А) записано, что Япония признает силу всех
договоров, заключенных Союзными державами в настоящее время или в будущем
для прекращения состояния войны, начатой 1 сентября 1939 года, а также
любые другие соглашения союзных держав, заключенных для восстановления
мира.
Сегодня в Японии говорят о том, что в Сан-Францисском договоре не
указывалось, кому передаются острова, СССР не подписал этот договор, и к
тому же там не было указано точного определения Курильских островов,
поэтому пользоваться им нельзя. Но, на мой взгляд, неверно утверждать, что
пользоваться итогами этого договора нельзя. Ведь Япония отказалась по
договору также от претензий на острова. И по этому договору она имеет право
претендовать только на то, что не входит в понятие Курильские острова.
§2. Современное состояние проблемы. Историческо-правовой диспут по
территориальному вопросу ведется уже много лет государствами. Он показал,
что Япония не имеет системы безупречного юридического обоснования своих
прав на острова. Но наивно предполагать, что если бы она была то это
серьезно меняло бы ситуацию. Главная сила российской позиции состоит в том,
что она владеет этими территориями де-факто, захватив их после второй
мировой войны. А основная слабость японской позиции состоит в том, что
Япония проиграла войну и потеряла острова. Если бы чудным образом поменять
Россию и Японию местами, то японцы бы ничего и не хотели бы слышать об этой
проблеме.
Япония считает свои политические позиции слишком сильными, чтобы
реально искать дипломатический компромисс. Она имеет самую большую в мире
экономическую мощь после США и сохраняет защиту американского военного щита
- хотя его актуальность уже не очевидна после окончания холодной войны и
резкого падения военного потенциала бывшего противника. Россия же,
наоборот, слишком слаба в экономическом, военном и политическом отношениях,
чтобы идти на существенные уступки. Оптимальный для компромисса момент,
видимо, был упущен в середине 50-х годов, когда Япония только вставала на
ноги, а СССР набирал силу и еще н

Новинки рефератов ::

Реферат: А.П. Чехов и его произведения: "Унтер Пришибей", "Палата N6", "Дом с мезонином" (Литература)


Реферат: Андрей Чохов (Исторические личности)


Реферат: Гипноз. Реальные механизмы внушающего воздействия (Психология)


Реферат: Граф А. А. Аракчеев. Современный взгляд на личность на основе анализа и сравнительной характеристики исторических источников и литературы (Исторические личности)


Реферат: Аргон инертный газ (Химия)


Реферат: Понятие организованной преступности и коррупции (Криминология)


Реферат: Вопросы на тему "Windows, Excel & Word" с тестами, иллюстрациями и пояснениями (Компьютеры)


Реферат: Шины персонального компьютера (Программирование)


Реферат: Логопедия (Педагогика)


Реферат: Лечебная физкультура при детском церебральном параличе (ЛФК при ДЦП) (Спорт)


Реферат: Мохообразные (Биология)


Реферат: Лазеры. Основы устройства и применение их в военной технике (Технология)


Реферат: Юганский заповедник (География)


Реферат: Легитимность власти (Политология)


Реферат: Діагностика фінансового стану підприємства (Диагностика финансового состояния предприятия, на примере ООО "Рако-принт") (Предпринимательство)


Реферат: Управление структурой капитала: учетно-аналитический аспект (Аудит)


Реферат: Реализация права и её формы (Теория государства и права)


Реферат: LL(k)-Грамматики (Компьютеры)


Реферат: Управление инвестиционными рисками (Инвестиции)


Реферат: Грот Дианы в городе Пятигорске, историческая справка (Туризм)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист