GeoSELECT.ru



История / Реферат: Египет как дар Нила. Проблема общины (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Египет как дар Нила. Проблема общины (История)



Египет как дар Нила. Проблема общины.

Многие ученые и исследователи называют Египет «даром Нила», потому что если
бы не эта могучая река, в долине ничего бы не росло, и она бы просто
превратилась в пустыню. Ежегодные разливы Нила сделали землю плодородной, и
уже к 5 тыс. до н.э. вдоль его берегов появились первые земледельческие
поселения. Располагались они вдалеке от воды, так как люди боялись
наводнений. Плодородную почву «нижних полей» они еще не умели правильно
обрабатывать, хотя некоторые простейшие правила ухода за культурными
растениями им уже были известны. Темная земля в долине Нила столь сильно
отличалась от каменистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли
свою родину «Кемет» («Черная»). Большинство египтян жило в сложенных из
кирпича-сырца домах с плоскими крышами. Они выращивали пшеницу, ячмень и
овощи (горох, чечевицу, фасоль и бобы). Кроме того, разводили скот и
домашнюю птицу (гусей и уток). Однако крестьяне редко питались мясом: все
необходимые вещества они получали из чечевицы, яиц и рыбы.
Довольно интересен тот факт, что египтяне старались не готовить еду сами –
чаще всего относили ее в специальные «столовые», в ней кормилось все
население деревни.
Специальный чиновник следил за тем, чтобы повара не воровали пищу и поровну
раздавали похлебку, пиво или кашу. Этот же чиновник собирал с крестьян
налоги и разбирал их дела в суде. Такое положение вещей подчеркивает
изначальное стремление египтян к справедливости и равенству.
Главная трудность в обработке наиболее плодородных «нижних полей»
заключалось в том, что после спада воды влага распределялась чересчур
неравномерно – одна область высыхала, а другая превращалась в болото.
Египтяне придумали довольно простое устройство, позволявшее заниматься
земледелием куда эффективнее. Они начали строить стенки из крепко сбитой
земли, обмазанные глиной (так, чтобы не просачивалась вода).
Это изобретение позволило регулировать количество воды по своему
усмотрению.
Период земледелия заканчивается, когда в Восточной Африке (там расположен
исток Нила) начинают таять горные снега. Уровень воды в реке резко
повышается, и начинается разлив. Нил затопляет низкие берега, и плодородная
почва на несколько месяцев превращается в болото. Обычно подъем воды
начинается в середине июля, и не спадает до прежнего уровня вплоть до
середины ноября (наибольшего подъема вода достигает в августе – 8-10 метров
над обычным уровнем).
Именно для поддержания этой сложной системы запруд люди создали целые
центры управления водоснабжением (эти центры и стали первыми египетскими
городами) [1]. Каждый такой город объединял вокруг себя небольшую область,
которая называлась номом. Правители областей (номархи) отдавали приказания
о подготовке полей к посеву, о прокладке новых или ремонте старых каналов,
они следили за тем, чтобы весь урожай отвозили в городские амбары, который
старались распределять поровну между всеми жителями.
Египтяне были чрезвычайно трудолюбивыми земледельцами и получали самые
высокие в Древнем Мире урожаи, хотя орудия, которые им приходилось
использовать, мало отличались от орудий труда прочих народов Древнего
Востока. Однако справедливости ради следует сказать, что высокие урожая
были, скорее всего, не столько заслугой египтян, сколько следствием
чрезвычайно высокой плодородности почвы.
В период подъема воды люди работали на фараона. Они строили пирамиды,
дворцы и храмы. Вместе с ними трудились также каменщики, скульпторы,
плотники, ювелиры… Некоторые ремесленники только и занимались тем, что
строили пирамиды. Обычно возведение каждой новой пирамиды начиналось при
восшествии на престол молодого фараона. Редкий правитель доживал до момента
окончания строительства. Дело в том, что крупные храмы и пирамиды строились
целыми десятилетиями. Храм, не достроенный при одном фараоне, продолжал
строиться уже при его преемнике.

С течением времени сложилось два царства – Нижний Египет на севере и
Верхний Египет на юге. Их объединил первый египетский фараон Менес около
3200 года до н.э [2] (к тому моменту уже насчитывалось приблизительно 40
номов).
Такое ранее объединение страны под властью фараона (в те времена ни одно
государство еще не знало настолько сильной власти одного человека) сыграло
огромную роль в ускорении процесса институционализации власти, а также в
процессе становления эффективной централизованной администрации[3].
Долгую египетскую историю принято делить на три огромных периода: Древнее
Царство (28-23 вв. до н.э.), Среднее Царство (21-18 вв. до н.э.) и Новое
Царство (16-11 вв. до н.э.).

Основные периоды истории Древнего Египта

Уже во времена Древнего Царства (28-23 вв. до н.э.) сложилось
древнеегипетское государство – единый хозяйственный организм. Столицей стал
город Мемфис, основанный на стыке Верхнего и Нижнего Египта. Также
выработалась развитая система администрации, которая еще не знала строгого
разделения функций по отделам, но уже состояла из трех уровней:
центрального, регионального и местного. На местном уровне власть
представляли писцы и главы поселений, отвечавшие за уплату ренты-налога. На
региональном уровне представителями власти были жрецы, номархи и чиновники
средней руки. Региональная власть занималась сбором ренты-налога и отвечала
за нормальную работу храмовых хозяйств. Во главе высшего, центрального,
уровня власти стоял министр чати (джати), должность которого обычно занимал
кто-то из близких родственников фараона. Чати возглавлял судебное и
протокольное ведомства, государственную сокровищницу, занимался
организацией крупных строительных проектов, следил за деятельностью
региональной и местной администрации.
Таким образом, египетское государство периода Древнего Царства было хорошо
организованным аппаратом власти, опирающимся на генеральный принцип власти-
собственности. Судя по всему, простой египтянин был настолько поглощен
государственными делами, что у него не оставалось времени на себя. Однако
маловероятно, что простые граждане возмущались таким положением вещей –
напротив, оно их скорее устраивало. Причиной этого могла служить та же
абсолютная сакрализация власти фараона. Повсеместное господство
государственных служителей оказывало свое влияние: все, причастные к
власти, владели своим имуществом – не только должностным, но и личным.
Настолько полное господство государства было необычно даже для Востока. Это
во многом сказалось на формировании специфических черт древнеегипетского
общества[4].
I Переходный период, продолжавшийся около двух веков, – время правления
седьмой-девятой династии – своеобразное «белое пятно» в истории Древнего
Египта. Кроме фараонов, огромное значение играли номархи, которые
сконцентрировали в своих руках огромную власть. Только к 21 веку до н.э.
произошел положительный сдвиг.
В начале периода Среднего Царства (21-18 вв. до н.э.) наметилось два
религиозно-политических центра – Фивы и Гераклеополь. Борьба между
правителями этих центров вновь делала актуальным вопрос об объединении
Египта. Попытки объединения десятой и девятой династии были неудачными, и
стремительное усиление Фив и выдвижению на передний план одиннадцатой,
фиванской, династии, привело к тому, что власть в стране сосредоточилась
именно в Фивах. Фараоны этой династии в большинстве своем носили имя
Ментухетеп. Еще большее усиление власти произошли при фараонах двенадцатой
династии – Аменемхетах и Сенусертах (наивысшая степень централизации
произошла при Сенусерте III). Во времена правления двенадцатой династии
выдвинулось служилое чиновничество, которое даже несколько оттеснило от
власти жрецов. Также большую роль стала играть армия, так как солдаты и
армейское начальство получали за несение службы наделы. Подобное усиление
центральной власти сказалось и на строительстве монументальных сооружений,
которые стали вновь воздвигаться в Египте. Примером может служить огромное
водохранилище в районе Фаюма (естественная котловина в районе Фаюмского
оазиса с помощью дамб, каналов и плотин была превращена в искусственный
резервуар, служивший для скопления избыточных вод во время разливов Нила).
Впрочем, усиление Египта было недолгим – уже после Аменемхета III власть
фараонов стала значительно ослабевать, и расцвет остался позади.
Тринадцатая династия с трудом удерживала власть, а позже и вовсе произошел
распад страны на две части, начался II Переходный период.
II Переходный период также занял около двух веков.
Имевших незначительную власть тринадцатую и четырнадцатую династии, сменили
вторгшиеся племена гиксосов, которые не принесли ни экономической, ни
политической стабильности, а потому были вскоре изгнаны.
Во времена Нового Царства (16-11 вв. до н.э.) Египет подчинил себе
значительную часть Сирии и Палестины, а также Нубии. Дань, которую египтяне
взимали с покоренных государств (а также золото Нубии), сделали Египет
богатейшей страной древнего мира, влияние Египта сильно возросло. Интересно
то, что фараонов эпохи Нового Царства хоронили в гробницах, выдолбленных в
скалах, а не в пирамидах, как раньше, потому что пирамиды часто
разграблялись.
Египет преуспевал, но к концу эпохи Нового Царства его границы оказались
под угрозой. В начале 13 века до н.э. египетская армия под управлением
Рамсеса II победила хеттов в битве при Кадеше. Хоть победа и не была
решающей, Рамсес II приказал высечь на стене храма надпись, чтобы ее
увековечить[5].
Во время эпохи Нового Царства была предпринята неудачная попытка введения
единобожия Аменхетепом IV (позже сменил свое имя, став Эхнатоном). Основная
цель реформы была не в том, чтобы заставить всех египтян поклоняться богу
солнечного диска Атону, а чтобы укрепить власть. Но Эхнатону просто не
хватило времени для завершения реформы (он правил всего 17 лет), а его
наследники не могли толком поддержать эту положительную реформу. Кончилось
все тем, что фараону Тутанхамону пришлось перенести столицу в Мемфис,
разрушить прежнюю столицу Ахетатон, а имя Эхнатона предать проклятию и
забвению[6].
Около 1200 года до н.э. в странах Средиземноморья начались беспорядки (Троя
и города микенской Греции разрушены, империя хеттов пала, города Леванта
опустели), а на Египет начали совершать набеги «народы моря». Египтяне
дважды побеждали, но это было не более чем отсрочкой: власть в стране уже
разделили соперничающие правители разных городов, началась гражданская
война[7].

Интересно также изучение египетской армии, так как во многом именно ее
устройство определило будущее этой страны.

Египетская армия

В Древнем Царстве египетская армия напомнила скорее ополчение, которое
комплектовалось из жителей разных номов. Эта армия состояла из легко- и
тяжеловооруженной пехоты. Уже позже из Ливии и Нубии стали набирать
наемников, которые и сформировали ядро армии.
Фараон, который стоял во главе египетского войска, старался закончить войну
быстрее, чтобы уже через несколько месяцев вернуть войско домой. Дело в
том, что войско состояло из двух частей: небольшого отряда хорошо
подготовленных солдат и большого ополчения из крестьян. Именно поэтому
фараон не был заинтересован в ведении длительной войны – гораздо выгоднее
было вернуть крестьян на поля, чтобы они возделывали землю.
Огромным недостатком египетской армии было неумение брать крепости
приступом – их осаждали, на что порой уходило очень много времени. Крупные
сражения случались редко – полководцы берегли солдат (солдат еще называли
«стадом Бога»)[8].
Очень редко победа в войне означала захват чужого царства, ведь управлять
чужой страной и людьми у египтян считалось хлопотным и бесполезным делом.
Фараоны предпочитали посадить на трон лояльного Египту правителя и таким
образом диктовать свои условия побежденной стране. Подобная политика была
более чем оправданной, ведь главной целью войны была не территория, а скот,
редкие породы дерева, золото, драгоценные камни, слоновая кость. Вообще
одной из основных задач войны было обеспечение Египта высококачественным
деревом для строительства кораблей, которого в пустыне не было. Фараоны
также нуждались в камне, необходимом для строительства храмов и дворцов.
В Среднем Царстве в армию набирали уже призывников – каждый ном выделял
четверть своих воинов для регулярной армии.
После изгнания гиксосов (середина 16 века до н.э.) армия полностью
изменилась как по своему составу, так и по вооружению. Номы все чаще и
больше поставляли воинов для регулярной армии, но у нее теперь был резерв,
и воинов, прослуживших определенное время, стали заменять солдатами из
резерва. Гиксосы ввели в употребление колесницы и новые виды оружия. Теперь
(кроме пехоты) у египтян появилась конница, а воины стали облачаться в
более тяжелые доспехи и вооружаться более сложными луками и
усовершенствованными утяжеленными топорами. Поначалу наемники составляли
малую часть египетской армии, но к периоду правления 20 династии египтян в
ней практически не осталось.
Особенно тяжелым положение Египта стало около 1500 г. до н.э., когда в
других странах стала широко применяться бронза (сплав олова и меди). В
редких случаях египтяне покупали необходимые им ресурсы, но чаще всего они
стремились получить нужное силой.
Медь египтяне могли достать, а вот в олове испытывали недостаток. А потому
фараонам эпохи Нового Царства Тутмосу III и Рамсесу II приходилось вести
затяжные войны в Сирии и Палестине, что поставить под свой контроль главные
торговые пути, по которым в том числе перевозили и олово. Можно сказать,
что одной из причин дальнейшего медленного упадка египетского государства
стала нехватка ресурсов первой необходимости.
Долгое время египтянам удавалось охранять свои земли от чужеземцев, за
первые 2 тыс. лет египетской истории страна лишь однажды была завоевана
кочевыми племенами гиксосов (около 1710 г. до н.э.). У гиксосов было
бронзовое оружие и колесничное войско, чего оказалось достаточно для
завоевания страны. Но все их попытки укрепиться в стране не имели успеха, и
борьбу за освобождение Египта возглавили правители Фив, основавшие наиболее
блестящую и заметную 18 династию. После их изгнания Египет вступил в период
длительного расцвета. Но вскоре по соседству стали появляться весьма
агрессивные и опасные державы, в ходе борьбы с которыми Египет был захвачен
сначала ассирийцами, затем иранцами, греками и римлянами. Несмотря на
многочисленных завоевателей Египет сохранял свою уникальную самобытную
культуру, памятники которой дошли и до наших дней.

Фараоны. Культ мертвых.

Египтяне верили, что их правитель – великий бог, «сын Солнца», которому
подвластен ход времени и жизни, а потому все смертные обязаны ему
подчиняться. Показательно, что среди прочих способностей фараона, египтяне
выделяли и умение управлять разливами Нила. Это косвенно свидетельствует об
огромном значении этой реки в жизни египтян. В молитвах и песнях они
обращались к Нилу как к отцу, ведь он давал все самое необходимое –
плодородные земли вдоль своих берегов и воду для их орошения (отец в
понимании древних – тот, кто дает еду, заботится о своих детях) [9].
Фараон при жизни считался воплощением Гора – бога-Солнца с соколиной
головой, а после смерти отождествлялся с богом загробного мира – Осирисом.
Из-за этого фараон не мог уходить из жизни незамеченным, его не должны были
забывать простые египтяне и будущие фараоны, поэтому чтобы увековечить
память о себе, происходило строительство гигантских пирамид-усыпальниц.
Строительство пирамиды рассматривалось как едва ли не главная задача любого
фараона. Более того, строительством загробных убежищ занимались не только
фараоны, но и люди рангом ниже – вельможи и жрецы. Эти пирамиды, конечно,
были гораздо скромнее, чем усыпальницы фараонов, но несмотря на это они
имеют огромную ценность для археологической и исторической наук:
многочисленные рисунки и надписи, встречающиеся в них, тщательно изучались.
Если говорить в общем, то чаще всего смысл надписей в гробницах сводился к
перечислению заслуг покойного, его лучших качеств.
Вообще, сам факт строительства меньших пирамид очень интересен. Это
показывает, что даже в древнейшие времена уже существовало стремление низов
выделиться из своего класса, как можно более уподобиться вышестоящим[10].
Начиная с 5 династии, строительство крупных пирамид стало сокращаться. Это
свидетельствует о том, что централизованная власть стала ослабевать и уже
не могла с прежней легкостью мобилизовать на строительство десятки тысяч
людей и тратить огромные средства на дорогостоящие культовые сооружения.
Вместо этого большей роскошностью стали отличаться гробницы жрецов и
вельмож – признак укрепления местной знати.
Египтяне верили, что смерть – это лишь начало истинной, загробной жизни,
что гробницы – дома, предназначенные для нее. Поэтому совсем не
удивительно, что они помещали в саркофаги все, что только может пригодиться
в загробном мире.
Тела умерших мумифицировали – только так их можно было сохранить для
загробной жизни. Из тел удалялись внутренности, а потом они помещались в
специальные сосуды (канопы), наполненные особым раствором соли. Тело
находилось в сосуде в течение 40 дней, после чего заворачивалось в
пропитанные ароматическими смолами полотна.
Если же говорить о ценности гробниц для науки, то, исследуя мумии, ученые и
археологи получают представление о состоянии здоровья и устройстве
организма египтян. А настенные росписи, которые в изобилии встречаются в
гробницах, могут очень многое поведать об их жизни.
Пирамиды были гробницами правителей Древнего Царства, но так как их часто
разграбляли, фараонов Среднего и Нового Царств стали хоронить в уединенной
Долине Царей (в ней археологами были найдены гробницы более чем 62
фараонов). Однако несмотря на многочисленные предосторожности (тайное
погребение, маскировка входа в гробницу, изощренные ловушки и препятствия)
абсолютное большинство и этих гробниц были разграблено.
Счастливым исключением оказалась гробница царя Тутанхамона, которую
обнаружил в 1922 году английский египтолог Говард Картер. Хотя Тутанхамон
не был самым могущественным фараоном, в его гробнице было обнаружено такое
количество сокровищ, что ученые целых три года их доставали и описывали.
Самые высокие пирамиды (они также известны как «великие») были возведены в
эпоху Древнего Царства неподалеку от города Мемфис (в то время столицы
Египта) фараонами Хуфу (по-гречески - Хеопс) и Хафра (Хефрен). Крупнейшая
из них – пирамида Хеопса (высота 147 метров, километр в периметре у
основания), которая строилась на протяжении целых 20 лет.
Египетскими пирамидами восхищались столь сильно, что их считали одним из
семи чудес света[11].
Египетская культура вообще всегда привлекала многие народы Древнего
Востока. Очень сильно было египетское влияние в Нубии, Сирии и Финикии.

Религия в Древнем Египте

В Египте почиталось множество богов. Во многих городах обожествляли
животных: кошек, крокодилов, быков – их содержали в специальных
сооружениях, окружали заботой и почетом. Оскорбление животных наказывалось
смертью, ведь, по представлением египтян, животные олицетворяли богов. По
большому счету, единого пантеона богов не существовало, ведь в каждом номе
почитались свои боги, но существовали также и общеегипетские божества,
которым поклонялись по всей стране: Гор, Ра, Исида, Осирис…
Наиболее могущественным считался бог, покровительствующий самому
влиятельному ному. Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока не
произошел перенос столицы из Мемфиса в Фивы (после распада Древнего
Царства), тогда верховным божеством стал считаться бог солнца – Амон-Ра.
Кроме того, известна попытка фараона Эхнатона запрета всех богов, кроме
бога солнечного диска Атона. Однако эта попытка так и осталась попыткой –
слишком уж велика оказалась склонность египтян к многобожию.
Египтяне связывали мифы о богах с различными явлениями природы: сменой
времен года, разливами Нила. Мифы стали достоянием ученых в 19 веке, когда
французу Франсуа Шампольону удалось расшифровать египетские иероглифы.
Тогда ученые смогли прочесть надписи в пирамидах и даже изучить «Книгу
Мертвых», содержащую описание подземного Царства Мертвых.

Жрецы и их роль

Жрецы были окружены в Древнем Египте всеобщим почитанием. Так как египтяне
очень много думали о том, что ожидает человека после кончины, жрецы в
египетском обществе занимали одну из почетнейших ниш. Именно жрецы хранили
в своей памяти тексты песен, молитв и заклинаний, обращаемых к богам.
Помимо ритуальных работ, жрецы также обладали познаниями в математике и в
строительстве.
Кроме того, жрецы на примитивном уровне занимались астрономией и медициной.

Интересно то, что фараоны предпочитали не конфликтовать с жрецами,
очевидно, осознавая, что не стоит испытывать религиозные чувства своих
подданных на прочность.

Искусство и ремесла

Несмотря на то, что большинство египтян были крестьянами, в стране сложился
чрезвычайно важный круг ремесленников. Художникам и скульпторам приходилось
следовать строжайшим канонам: предметы следовало изображать в правильных
пропорциях, а людей позволялось изображать лишь в определенных позах.
Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить
бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому было неважно, видит или
нет хоть кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для
осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим
жизненное начало. Поэтому, труд художников считался священным. Ведущие
художники - зодчие, скульпторы, живописцы (особенно зодчие) - были
высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны, а
сами мастера окружались почетом[12].
Подобное положение дел можно объяснить тем, что (по представлениям египтян)
росписи как бы оживали в другом мире, сразу после того, как жрецы
произнесут соответствующее заклинание или молитву. Считалось, что
изображенные сцены живут вечно.
Египтяне строили так много, величественно и красиво, как ни один другой
народ Древнего Востока. Строительством руководил специально обученный жрец-
архитектор, производящий для планировки строительства довольно-таки сложные
математические расчеты. Самих строителей, возглавляемых бригадиром, было не
так уж и много, хотя они и выполняли самую сложную работу – шлифовку и
укладку огромных каменных блоков. Ученых поражает та тщательность, с
которой были построены египетские сооружения. Даже сейчас, спустя более 4
тыс. лет, между каменными блоками практически нет щелей, они уложены очень
плотно. Такая тщательность объясняется тем, что египтяне не использовали
никаких скрепляющих растворов, а просто клали камни один на другой.
Очень важно то, что самые сложные работы выполняли вовсе не рабы [13] (их
труд редко использовался на стройках), обработкой и укладкой каменных
блоков занимались крестьяне, которые работали на стройках во время разлива
Нила. Эти свободные от полевых работ египтяне привлекались в «рабочие
отряды», каждый из которых состоял из нескольких десятков человек. Рабов в
Египте было не так уж и мало, но они в основном работали в сфере домашнего
хозяйства, прислуживали, но не занимались грубым физическим трудом.

Интересно то, что египтяне одними из первых начали применять
иероглифическую систему письменности. На папирусах сохранились магические и
медицинские тесты, повести, гимны и стихи. Это сильно облегчает задачу
восстановления картины жизни и событий тех времен ученым. Основываясь на
многочисленных гимнах и погребальных текстах, египтологи сделали вывод, что
египтяне поклонялись множеству богов.

Важно отметить и то, что древнеегипетский вариант становления государства
заметно отличается от месопотамского и, более того, от прочих восточных
государств в той или иной степени.
В Египте очень рано исчезла община – ее поглотило государственное
хозяйство. Власть в этой стране была настолько сильной, что простой человек
как бы растворялся в государстве, терял индивидуальность и волю.
Слишком медленное развитие частного сектора и рыночных отношений неминуемо
отразилось на социально-экономической стабильности в стране, что привело к
ее значительному ослаблению, которым и воспользовались многочисленные
захватчики.
Велико также значение древнеегипетской культуры, которая внесла огромный
вклад в мировую. Так, например, пирамиды-усыпальницы стали своеобразной
визитной карточкой этой, теперь уже, арабской страны[14].


Список использованной литературы:

1. «Египтяне», Айзек Азимов, Центрполиграф, 2004
2. «Древний Египет», Барбара Мертц, Центрполиграф, 2004
3. «История Древнего Востока», Б.А. Тураев, Харвест, 2004
4. «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа»,
2003
5. «Всемирная история» под редакцией Марии Аксеновой, Аванта+, 2000.
6. «Всемирная история. Древние цивилизации», перевод с английского Т.В.
Бердиковой, Слово, 1994.
7. Интернет:
1. Египет.ру (http://egypt.ru/kultura/)
2. Египет (http://www.goegypt.ru/history.htm)
3. Кемет.ру (http://www.kemet.ru/)


-----------------------
[1] ««Египтяне», Айзек Азимов, Центрполиграф, 2004, с. 14-19.
[2] «Всемирная история. Древние цивилизации», перевод с английского Т.В.
Бердиковой, Слово, 1994, с. 28-31
[3] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа»,
2003, с. 99-100
[4] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа»,
2003, с. 101-105
[5] «История Древнего Востока», Б.А. Тураев, Харвест, 2004, с. 273-284
[6] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа»,
2003, с. 113-114
[7] «Всемирная история. Древние цивилизации», перевод с английского Т.В.
Бердиковой, Слово, 1994, с. 31-34
[8] «Всемирная история» под редакцией Марии Аксеновой, Аванта+, 2000, с.
56-57
[9] «Всемирная история» под редакцией Марии Аксеновой, Аванта+, 2000, с. 53-
59
[10] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа»,
2003, с. 73-75
[11] «Древний Египет», Барбара Мертц, Центрполиграф, 2004, с. 81-88

[12] Египет.ру (http://egypt.ru/kultura/)
[13] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа»,
2003, с. 101
[14] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа»,
2003, с. 119-120





Реферат на тему: Екатерина

Северо-Осетинский Государственный Университет



Экзаменационный реферат по истории России на тему:


«ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ


ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II АЛЕКСЕЕВНЫ ВЕЛИКОЙ».



Выполнил: студент I курса МСС
Цаллаев В. Х.

Проверила: Фидарова И.Б.



Владикавказ 1998 г
(Copyright 1998 by Classik.

СОДЕРЖАНИЕ.



1. Введение.

1. Принцесса Фике на русском троне.

1. Внешнеполитические отношения России. Турецко-русская война.

1. Крестьянская война 1773-1774 годов.



...Екатерина, по-видимому, не знала, как с ним (Петром) поступить - то ли
выслать за границу, то ли посадить в крепость. Через несколько дней из
Ропши пришло известие о его смерти. Наступила ли она в результате болезни,
как говорилось в официальных документах того времени, или в результате
несчастного случая, был ли Петр убит по приказу Екатерины или по инициативе
самих гвардейцев - до сих пор неизвестно. Со смертью Петра III была
поставлена последняя точка в шести месяцах его царствования. Наступила
новая для России эпоха - эпоха Екатерины II. А вот об этом, пойдет речь в
реферате более подробно...



ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА ВЕЛИКАЯ


(1762-1796 гг.)


Софья Фредерика Августа принцесса Анхальт-Цербстская, ставшая российской
императрицей Екатериной II в 1762 г., родилась в апреле 1729 году в
Штеттине. Ее отец, генерал-майор прусской армии, в то время служил
комендантом штетиннской крепости. Принцесса Фике, как ее называли дома, с
детства отличалась любознательностью, рассудительностью и твердостью
характера. Попав в Россию, пятнадцатилетняя девочка сначала увлекалась
придворной жизнью, балами, нарядами и другими развлечениями. Но уже скоро
все это ей наскучило, и она пристрастилась к чтению, которое стало ее
постоянной потребностью. Сперва она читала модные тогда французские романы,
а позже ей в руки попали сочинения французских просветителей. Эти книги и
стали для нее любимыми на всю жизнь. На их основании сложилось ее
мировоззрение, а так же представлением о том, как нужно управлять
государством. Познакомилась она и с рядом трудов по истории европейских
стран, экономике, юриспруденции, интересовалась историей России, ее
традициями и обычаями. В результате, ко времени восшествия на российский
престол, Екатерина была весьма образованна, с уважением относилась к науке,
всякому профессиональному знанию и творчеству. Тяга к знаниям,
интеллектуальному труду не оставлял Екатерину до конца жизни. Если Петра
называли «работником на троне», то эти слова по праву можно отнести и
Екатерине II. Но, в отличие от Петра, она трудилась не молотком и рубанком,
а с пером в руке. Её литературное наследие насчитывает сотни писем к
русским и зарубежным корреспондентам, проекты многочисленных законов,
пьесы, сказки, переводы, публицистические статьи, сочинения по истории и
языкознанию, а также мемуары.

Екатерина II не с кем и никогда не делилась властью. Власть она ценила
более всего в жизни и ради удержания власти была готова на все. Она лично
принимала самое непосредственное участие не только в определении внешней
политике страны, но и во всем, что касалось управления государством. В
любом вопросе, шла ли речь о торговле, финансах, промышленности, медицине
или образовании, последнее слово всегда было за императрицей. И по
существу, не было такой сферы жизни страны, куда бы она не вмешивалась.
Авторитет Екатерины стал со временем непререкаемым, а ее власть поистине
безграничной. Среди тех, кто окружал трон Екатерины II, особое место
занимали ее фавориты.

Неудачное замужество не могло, конечно, отбить у молодой женщины желание
любить и быть любимой. Она не блистала особой красотой, но все находили ее
интересной и привлекательной. Еще в начале 50-х годов, она впервые по-
настоящему влюбилась в молодого офицера Сергея Салтыкова. Затем последовал
роман с польским дипломатом Станиславом Понятовским. За 34 года правления
она не раз меняла своих фаворитов. Как повествует писатель-историк
К.Валишевский, у Екатерины II насчитывались десятки фаворитов, которые
обходились казне не дешево. Но тем не менее, Екатерина II, даже влюбленная
никогда не теряла головы и всегда верно оценивала возможности своих
избранников к государственной деятельности.

Вступая на российский престол, Екатерина II имела вполне ясные
представления о том, как ей надо управлять государством, и чего она хочет
добиться. Она собиралась превратить Россию в «законную монархию». Одной из
основных забот Екатерины, была забота о сохранении власти. Это означало
прежде всего создать свод законов. Для выполнения этой цели, она сразу же
ликвидировали ненавистный Императорский совет. Все видные участники 28 июня
были щедро вознаграждены повышениями по службе.

В первые дни царствования императрица пользовалась советами преимущественно
двух лиц - Никиты Иванова Панина и старого сенатора Петра I Ивана Ивановича
Неплюева.

Лица близкие или считавшиеся близкими к бывшему императору Петру III,
вначале подвергались кратковременному аресту. В их числе значились генерал-
адъютант А.В.Гудович, конференц-секретарь Д.В.Волков и генерал-поручик
А.П.Мельгунов. Гудович вышел в отставку и удалился в свою вотчину - в
Черниговскую губернию. Волкова отправили вице-губернатором в Оренбург, но
не на долго. Мельгунов был временно удален на Украину.

6 июля пришло известие о насильственной смерти Петра III. В манифесте по
этому поводу Екатерина писала: «В седьмой день после принятия нашего
престола Всероссийского, получили мы известие, что бывший император
обыкновенно прежде часто случавшимся ему припадком гемороидическим впал в
прежестокую колику ... и по воле Всевышнего Бога скончался...».

1 сентября 1762 г. Екатерина покинула Санкт-Петербург, 13-го числа она
торжественно въехала в Москву. Коронация происходила 22 сентября. По этому
случаю была выбита специальная медаль.

Екатерина осталась довольной москвичами. Но среди части офицеров нередко
упоминалось имя Иоанна Антоновича. 29 сентября Екатерина дала указание о
встрече с Иоанном Антоновичем. При личном свидании с ним императрица
убедилась, как нелепы были слухи о том, что она может скрепить свои права
на престол, выйдя замуж за правнука царя Иоанна Алексеевича (Иоанну
Антоновичу тогда было 22 года, а Екатерине 33 года).

Попытки высвободить бывшего императора из неволи и возвести на трон все-
таки были, а именно в 1762 г., а также 4 июля 1764 г. ( была сделана
попытка свергнуть с престола Екатерину и посадить на ее место
шлиссельбургского узника). Но они не увенчались успехом, а напротив,
участники были повешены.

Все ожидали, что Екатерина продолжит внешнюю политику, проводившуюся
Елизаветой. Но фельдмаршал П.С.Салтыков, находясь в Пруссии, получил
указание выйти из этой страны. Императрица сообщила, что будет соблюдать
мир с пруссаками. Этот мир был необходим для укрепления внутреннего
положения страны. Назревал также «польский вопрос». На ослабленную Польшу
были обращены также взоры Пруссии, Австрии, Турции, Швеции, Франции.

С начала царствования Екатерины II международные отношения складывались
так, что по польским делам Россия находила взаимопонимание с Пруссией. Что
касается турецких дел, то недовольные падением своего влияния в Польше,
Франция и Австрия настраивали Турцию против России. В Турции пошли слухи,
что в связи с коронацией Понятовского в Варшаву приедет русская императрица
для вступления с королем Польши в брак. Турецкое правительство потребовало
от России вывода русских войск из Польши и отказа от помощи сторонникам
Понятовского. Дело шло к войне, которую Турция и объявили в 1768 году.

Если восшествие на престол Екатерины в Стамбуле произвело неприятное
впечатление, то в Вене наоборот. Королева Австрии Мария Терезия
собственноручным письмом поздравила с таким большим успехом. В Санкт-
Петербурге стало известно о мирных переговорах с Пруссией и Австрией.

В 1764 г. Екатерина уничтожила на Украине гетманство и закрепила крестьян
за теми помещиками, на чьей земле они жили. В том же году Сенат возобновил
дело о русско-китайских границах. Он заслушал изложение интересного дела о
камчатской экспедиции и сношениях с Китаем по поводу границ на реке Амур.

После того как южные славянские государства были покорены Турцией,
славянское население сосредоточилось в основном в двух крупных странах: в
России - на востоке и Польше - на западе. Между этими государствами в XVI-
XVII веках шла сильная борьба, не на жизнь, а на смерть. Оба государства
образовались при одинаковых условиях, оба имели обширные территории при
сравнительно небольшом населении. В XVIII веке эти государства существенно
отличались друг от друга. Россия имела крупную самодержавную власть; Польша
представляла собой подобие республики с избранным королем. Эта страна
значительно ослабла из-за между усобной борьбы крупных землевладельцев. У
России и Польши были свои исторические судьбы соответственно
географическому положению. Польша сдерживала напор Тевтонских орд на
западе, Россия - кочевых орд с востока. Польша не смогла выполнить своих
задач. Она отступила перед напором немцев, отдала им свои земли - Силезию и
Померанию, призвала тевтонских рыцарей в Пруссию. Отступив на западе,
Польша направила свои силы на восток, захватывая русские земли. Ослабленная
от нашествия татар, Русь вынуждена была уступить Польше свои территории.
Польша захватила Галич, а также с помощью Литвы - западные русские земли.
Но затем Россия, сбросив ярмо поработителей, начала движение на запад,
возвращая себе бывшие русские земли и сплачивая весь русский народ в одном
государстве. Столкновение было неизбежным - и оно произошло в Западной
России. В XVIII в. эта борьба закончилась с большим ущербом для Польши,
которая должна была уступить России часть западнорусских областей и вернуть
ей Киев. Для усиления на западе, много сделали Петр I и Елизавета Петровна.
Теперь наступила очередь Екатерины II.

11 марта 1765 года был заключен оборонительный союз с Данией. С
Великобританией шли продолжительные бесплодные толки о союзе.

Екатерина II старалась познать жизнь России и русского народа. Интересуясь
численностью населения, она выслушала донесения русского генерал-
полицеймейстера Чичерина о том, что в Санкт-Петербурге по состоянию на 1
января 1766 года проживало 64,049 человек, а из них мужчин - 39,456
человек. Относительно Москвы сведений не было. Одновременно Чичерин сообщил
о открытии и присоединении к России шести Алеутских островов. В 1766 году
Екатерина II посетила Нижний Новгород, Ярославль, Казань, Симбирск. Из
своих поездок императрица сделала вывод о том, что законодательство в
стране устарело и мешает общественному развитию. Сборник законов, изданный
при царе Алексее Михайловиче, не отвечал требованиям далеко ушедшей жизни.
Еще Петр I намеревался переработать и дополнить «уложение» своего отца, но
так и не смог реализовать свои замыслы. Теперь Екатерина II попыталась
составить новое «уложение».

30 июля 1767 года в Москве была создана комиссия под названием Уложенная.
Со всех концов страны съехалось 567 выборных депутатов. Первое заседание
Комиссии в Грановитой палате открыла сама императрица. Среди депутатов были
представители дворянства, купечества, государственных крестьян и других
сословий. В сословиях старшинство между депутатами соблюдалось по
губерниям, расписанным в порядке Московская, Киевская, Петербургская,
Новгородская, Казанская и т. д. Выборы депутатов проходили по двум
сословиям: дворянскому и крестьянскому. Городские же выборы были
внесословными: в них принимали участие не только купцы, мещане и посадские
люди, но и городские домовладельцы, включая дворян. Соответственно в
уложенную комиссию были представлены «наказы» дворянским, крестьянским и
городским депутатам. «Наказ», которым должна была руководствоваться
Комиссия, написала Екатерина II.

Работа Комиссии затянулась. «Наказ», подготовленный императрицей для
обсуждения и выработки на его основе законодательства, делу не помог.
Депутаты оказались не готовы к такой работе: постановка острых вопросов
общественного устройства и противоречия в подходах к законодательству
приводили к разногласию мнений. Видя безвыходность ситуации, Екатерина II
разделила Комиссию на 19 отдельных комитетов. Но опять эффективной работы
не получилось. Затем Комиссия переехала из Москвы в Питер. Результат был
тот же. Тогда императрица объявила о закрытии общих собрании Комиссии.
Однако отдельные комитеты работали над совершенствованием российского
законодательства еще несколько лет.

В то время как Россия в лице своих депутатов слушала «Наказ» Императрицы,
страны Западной Европы с трепетом ожидали окончания борьбы, начатой в
Польше между пророссийски и антироссийски настроенными шляхетскими
группировками. Эта борьба приобрела характер не внутрипольского, а
международного вопроса. Первым ее отзвуком стал разрыв Турцией
дипломатических отношений с Россией и объявление ей войны. Екатерина II
была озабочена надвигающейся войной с Османской империей. Россия не была
готова к ней. Начались приготовления. Главнокомандующими двух армии были
назначены генерал князь А.М. Голицын и генерал граф П.А. Румянцев. В связи
с обострением русско-турецких отношений всю власть в стране в 1769 году
императрица сосредоточила во вновь созданном ею Совете при Высочайшем
дворе, в котором она {Екатерина II}, непременно председательствовала.
Совет, в числе 8 человек, состоял из виднейших государственных деятелей -
Румянцева, Потемкина и др. 15 апреля 1769 года русская армия перешла Днестр
с целью не допустить турок в Польшу. Голицын не стал осаждать крепость
Хотин: не хватало артиллерии и продовольствии. Молдавия была разграблена
турками, а русская армия возвратилась на левую сторону Днестра. В июне 200-
тысячное войско переправилось через Днестр, но генерал-майор Прозоровский
оттеснил его. Голицын снова подошел к Хотину и окружил его. Турки направили
40,000 татар на помощь этой крепости. 22 июня крымский хан напал на русские
войска, но отступил с большими потерями. К татарам подошли турки. Теперь
численность войск противника составила более 100,000, и тем не менее было
решено снова перейти на левый берег Днестра. 6 сентября русские войска
нанесли сокрушительное поражение туркам, которые оставили Хотин и перешли к
Яссам. Голицына отозвали в Санкт-Петербург и его место занял Румянцев. 26
сентября русские захватили Яссы. Молдавия приветствовала победу войск
Румянцева. Бухарест тоже был освобожден от турок. В 1769 Бендеры не были
взяты русскими войсками, но другие части обширного плана выполнялись. На
Азовском театре действий русские войска заняли Азов и Таганрог. В Азове
началось строительство флотилий. Развернулись военные действия против турок
и в Грузии. Туда Екатерина II направила генерал-майора Тотлебена. С самого
начала войны Екатерина II хотела отторгнуть Крым от турок и сделать его
независимым. Объявление войны Турцией России произвело магическое действие
на антироссийски настроенных поляков, которые ждали помощи от турок и
надеялись на нее. Польша выжидала, отдавая предпочтение сильнейшему.
Австрия объявила Российскому императорскому двору, что будет соблюдать
нейтралитет в войне между Россией и Турцией. Франция, по-прежнему,
действовала против России.

В 1770 году в Санкт-Петербурге толковали об условиях мира, которого ждали,
но турки, еще не окончательно разбитые в минувшем году, не просили мира.
Турция все еще располагала мощной армией, флотом, крепостями. Наиболее
значительными были крепости Журжа и Браилов. Еще в 1769 году генерал-
поручик фон Штофельн начал готовиться к взятию Браилова. Турки попытались
отвоевать у русских Бухарест, но это им не удалось. Если крепость Браилов
не пала от русских войск, то Журжа все-таки не устояла. П.А. Румянцев в это
время был в Подолии. Он жаловался императрице на недостаток продовольствия,
фуража, войска. В апреле Румянцев выступил с зимних квартир и пошел в
дунайские княжества Молдавию и Валахию. Его войско насчитывало 39 тыс.
человек, турки же выставили против Румянцева 200-тысячное войско. Армию
Румянцева при впадении реки Ларга в Прут встретило 80-тысячное турецко-
татарское войско. 7 июля 1770 года произошло сражение. Неприятель потерпел
поражение, было убито более тысячи человек, у русских - лишь 29 человек.
Румянцев за эту битву получил орден Св. Георгия. Турецким войском
командовал уже третий визирь Халил-Бей. Узнав о малочисленности русского
войска, турецкий визирь со своей армией напал на Румянцева. 21 июля 1770
года на берегах реки Кагул у Траянава вала произошло сражение. Турки почти
смяли русские ряды. Но русская армия добыла победу своими штыками. Потери
русских составили 353 человека, а противника 20 тысяч человек. Румянцева
произвели в фельдмаршалы. Турецкий визирь переправился на правобережье
Дуная. Но часть его войска отбыть не успела, подоспевшие к Дунаю русские
войска обрушились на турок. Русским досталось еще 127 пушек к 140, что уже
были. Измаил, тогда еще слабо укрепленный, сдался Потемкину. Репнин взял
Килию. Аккрман капитулировал. Браилов отбил приступ, однако в ноябре, не
выдержав натиска русской армии пал.

В 1773 году разгорелась крестьянская война под предводительством Пугачева,
выдававшего себя за Петра III. Она началась 17 сентября с хутора Толкачевых
на реке Усиха, откуда 80 казаков двинулись в поход на Яицкий городок. В тот
же день казак Почиталин написал первый пугачевский манифест, в котором
«воскресший царь» Петр III жаловал народ «рякою с вершины и до устья и
землёю, и травами, и денежным жалованием, и свинцом, и похом, и хлебным
провиантом». Народ пошел за Пугачевым. В начале 1774 года численность
пугачевских войск достигла 30,000 человек при 86 отрядах, а в марте -
50,000. Основу пугачевского войска составляли яицкие казаки. Так же как и
другие казаки они были потомками русских, еще в XV-XVI вв. бежавших на Урал
в поисках лучшей доли. Казаки долго сохраняли казацкий круг, на котором
обсуждали важные вопросы. Цели и стремления крестьянских восстании понятны.
Они мечтали сбросить ненавистное крепостническое ярмо, обрести долгожданную
свободу. Призыв Пугачева попал на благоприятную почву, и десятки помещиков
стали жертвами своих крепостных. Активное участие в войне приняло коренное
население Поволжья и Приуралья: башкиры, калмыки, татары. марийцы, мордва,
удмурты. Крестьянская война 1773-1774 годы, как и всякая война подобного
рода, сопровождалась массовыми жестокостями с обеих сторон. Пугачев
фактически осуществлял целенаправленное физическое истребление дворян, не
щадя ни женщин, ни детей, уничтожая дворян целыми семьями. Край охваченный
войной, после ее окончания на долго оказался разоренным. Сгорели отдельные
заводы и поместья, церкви и монастыри, целые селения и города. На долго тут
замерла и хозяйственная жизнь. А 10 января 1775 года Пугачев и его
соратники были казнены.

Внутренняя политика Екатерины после Крестьянской войны диктовалось
стремлением укрепить господство дворянства и богатого купечества. Некоторые
екатерининские учреждения сохранились до реформ 60-70-х годов XIX в., а
некоторые и до 1917 года. В 1785 году были даны «Жалованные грамоты»
дворянствам и городам. В жалованных грамотах дворянству определялся его
статус как сословия, перечислялись его права и вольности. Дворяне получили
исключительное право владеть обрабатываемыми землями и крепостными
крестьянами. В разряд дворянства вошли крупнейшие заводчики, такие как
Демидовы, Гончаровы и ряд других. По жалованной грамоте все горожане
делились на шесть разрядов обладающих, разными правами, и получили
городское самоуправление.

Бурную деятельность Екатерины II прервала ее смерть. Это произошло 6 ноября
1796 г. По воспоминаниям современников, Екатерина II была крепкой и
здоровой. Не будучи красивой, она была умна, умела, когда хотела,
произвести выгодное впечатление на тех, с кем встречалась.

Говоря о жизни Екатерины II, нельзя не упомянуть о ее фаворитах, т. к. они
занимали особое место не только в личной жизни императрицы, но и в
государственных делах. Екатерина выдвигала фаворитов на различные
административные, дипломатические или военные должности.

Прожила Екатерина II Алексеевна, бывшая немецкая принцесса София Фредерика
Августа Анхальт-Цербстская, 67 лет. Процарствовала в России 34 года и
известна в истории под именем Великой. Великой потому, что не унаследовав
ни централизованной власти, ни экономически нормальную страну она оставила
после себя сильную державу, с мнением которой, считались и другие
государства.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. История России (1682-1861). Москва, «Терра», 1996 год.

1. Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская Империя. Москва, «ЦентрКом», 1997
год.





Новинки рефератов ::

Реферат: Общение и коммуникации (Менеджмент)


Реферат: Некоторые проблемы преступности на Государственной границе РФ (по данным 1994-95 гг.) (Криминалистика)


Реферат: Волго-Вятский экономический район (География)


Реферат: Проект маркетинг-микс для салона Василеостровский (Маркетинг)


Реферат: Гальванотехника и ее применение в микроэлектронике (Технология)


Реферат: Миграционная политика государства (Социология)


Реферат: Медицинское страхование в России, проблемы его развития (Страхование)


Реферат: Конспект по зарубежной литературе (Литература : зарубежная)


Реферат: Организация коллективного труда в детском саду (Педагогика)


Реферат: Налоговая полиция: задачи и функции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Неформальные лидеры в местах лишения свободы (Психология)


Реферат: Конституционный суд РФ [Курсовая] (Право)


Реферат: Затраты на качество (Менеджмент)


Реферат: Современные тахеометры (Геодезия)


Реферат: Русская культура второй половины XIII-XVI вв. (История)


Реферат: Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи (Педагогика)


Реферат: Алкоголизм, табакокурение, наркомания (Психология)


Реферат: Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника (Педагогика)


Реферат: Царское село, его архитектура (Архитектура)


Реферат: Церковнославянская письменность (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист