GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Проблема наркомании среди британских подростков (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проблема наркомании среди британских подростков (Педагогика)




CONTENTS

Introduction
1. What did the European survey show?
2. The most spread species of drugs.
a) Cannabis
b) Cocaine
c) Heroin
d) Amphetamines
e) Ecstasy
f) Hallucinatory drugs
g) Tranquillisers & Sedatives
3. A story about Simon Foster.
4. Report of Institute for the Study of Drug Dependence.
5. A new anti-drug campaign & it's help.
Conclusion
Bibliography list



INTRODUCTION


The title of this paper is "The drug problem among the British
teenagers". At present there exists a big problem, concerning many
teenagers. This is the problem of drug addiction.
The government of many countries takes measures to eliminate this
addiction. But even in such developed country as Great Britain these
measures aren't very effective. However the police very often arrest 12- &
13-year-old drug users.
The aim of my scientific work is to expose the harm of the drug
addiction & to explain it to the Ukrainian youth, because the drug problem
is a very big problem. If we don't stop it, the damage to humanity will be
irreparable loss. The consequence of the drug-use in many cases is the
death.



What did the European survey show?

Nowadays, there many secret groupings devoted to spreading of drugs.
There are many kinds of drugs & that's why many teenagers cannot resist the
drugs' temptation.
That's why last year, a European survey showed that the number of
teenagers who had tried drugs was 6 per cent in Greece, 15 per cent in
France and 30 per cent in Britain.
Statistics show that drug use by British teenagers has doubled since
1989. Half teenagers who were interviewed admitted they had tried at least
one type of drug. 70 per cent said they had been offered drugs in the past
3 months.
The drugs that the government is most worried about are stimulant
drugs such as Speed and Ecstasy (or 'E' as it is commonly known) and
hallucinogenic drugs such as LSD. They are worried that many young people
believe these drugs to be exciting and fashionable. They think that many of
teenagers will be influenced by films such as Transporting and Pulp
Fiction, which show attractive people taking drugs.

The most spread species of drugs.
It must be noted that the most spread species of drugs are cannabis,
cocaine, heroin & others. The following paragraph deals with the short
story about every of them
Cannabis. Commonly found in herbal form, looking like sage or dried
herbs, or as a resin, resembling chunks of liquorice or a golden powder.
Usually smoked by mixing with tobacco; gives off aromatic, slightly sickly
smell. Produces feeling of elation, relaxation. Can cause psychological
dependence and short-term memory loss; increases risk of bronchitis and
other lung problems.
Cocaine. Fine, white crystalline powder, usually taken by sniffing it
up a use or by injection. Produces state of euphoria. Prolonged "snorting"
causes ulceration and perforation of the nasal septum. Crack cocaine is a
smokable form, varying from yellow/beige "rocks" to white powder.
Powerfully psychologically addictive. Produces rush of euphoria followed by
rapid depression.
Heroin. White or speckled browns powder; can be sniffed, injected, or
heated and the resulting fumes then inhaled. Produces relaxed euphoria,
dehydration and lack of appetite. Highly addictive.
Amphetamines. Commonly a powder found in a variety of colours, but
may be in pill or capsule form. Taken orally, injected or inhaled,
amphetamines cause excitability, talkativeness, feeling of unlimited
energy. Regular use can lead to weight loss and psychological dependence.
Ecstasy. Tablet or capsule in a variety of colours and forms.
Increases awareness and energy, inhibitions disappear; causes dehydration,
increased blood pressure and heart rate; may affect co-ordination. Has been
linked with fatalities.
Hallucinatory drugs. LSD—taken by mouth, as tiny coloured tablets, or
impregnated in paper or gelatine squares. Effects include heightened
awareness of sound and colour, hallucinations; may also cause
disorientation, panic, persecution mania and conviction of invincibility.
Flashbacks can occur several months after use. Psilocybin is another
hallucinogen, found in so-called "magic mushrooms"—certain species of fungi
that grow in the wild.
Tranquillisers and Sedatives. Tablets or capsules in various colours
and forms available legally on prescription. Usually taken orally; cause
drowsiness, light-headedness, feeling of relaxation. May cause
psychological dependence.

A story about Simon Foster.
Next is concern with the story about an English teenager, 15-year-old
Simon Foster.
At school he felt a misfit, until he fell in with a group of boys
with whom he began enjoying something in common: smoking cannabis. "I
thought it was really cool, and that I'd found a niche in life."
An occasional adventure became regular routine. But after 18 months,
Simon was caught red-handed. He was expelled from school and, fined Ј25,
acquired a criminal record.
His horrified parents found it hard to talk to him about the problem;
their anxiety all too often turned attempts at discussion into shouting
matches. They took the view that Simon should face up to life's
difficulties as they had done when young.
Simon promised never to touch drugs again—but after he won a place at
a London sixth-form college, he soon made contact with local pushers. He
did so badly in his A levels that university was out of the question. He
began drifting through life, taking short-lived reporting jobs on local
newspapers and trying just about every drug, from Valium and amphetamines
to LSD and even heroin. But cocaine became the main love of his life. "I
never forgot the first 'high' it gave me. From then on it was as if I was
forever chasing that wonderful buzz of total euphoria."
As he came to rely on cocaine, his life spiralled into nightmare. "I
kept telling myself that I was just a 'recreational' user. But I spent more
and more time behind closed curtains in my flat, gripped by loneliness,
fear and paranoia. Yet I was terrified of giving up the drug that seemed to
help me cope with those feelings."
At 25, realizing at last that he could no longer ignore the problem,
he sought help from a group therapy programme. Now drug-free and trying to
make a living as a freelance writer, he concludes: "My addiction wasted my
time, money and opportunities. Understanding that was a major step towards
recovery." Thousands of other young people risk going down the same route
as Simon Foster.



Report of Institute for the Study of Drug Dependence.


A 1993 report by the Institute for the Study of Drug Dependence
estimated that by the age of 20, up to one person in three has tried drugs,
mainly cannabis. About one in ten—around half a million youngsters—are
thought to have tried amphetamines; another half-million are believed to
use Ecstasy regularly. In 1992, there were 2,754 under-17s convicted for
possessing drugs—a 264 per cent increase since 1988.

Children are trying drugs earlier and earlier. An annual countrywide
summary of the experience of children aged 11 to 15, by Exeter University,
found that in 1992 the percentage at each age that had used drugs had
almost doubled since 1990.
In December 1992, Scarborough police charged or cautioned 26 children
between 12 and 16 about use of LSD. In Dorset, police arrested children of
12 and 13 for possession of LSD and Ecstasy.

A new anti-drugs compaign.
In connection with this problem the government of Great Britain
decided that it needed a new anti-drugs compaign. However, before it did
this, it studied young people's attitudes. The survey showed that teenagers
knew that drugs were bad for them but they could not actually name any
health risk associated with particular drugs. It also showed that 61 per
cent of teenage drug-users would consider stopping using drugs if they
thought they were a serious danger to their health.
It was also understood that many teenagers ignored drugs warnings in
schools because they thought they were childish. In fact, it was proved
that in some cases, the reason for taking drugs was to rebel against
warnings from adults.
Using the results of the survey, a new campaign has been started. The
new campaign hopes to treat teenagers like adults. It informs young people
of the health risks associated with particular drugs. It does this with
photos of teenagers. On the advertisements, the parts of their bodies which
can be damaged by drugs, are indicated by biological diagrams showing the
health risks.
Many teenagers try drugs as a 'dare' to show their friends that they
are not scared. Often their friends insist until the person says 'yes'. The
health authority hope that the advertisements will help teenagers to say
'no' to this and be able to have good reasons to say it. In addition to
posters, the health authority has also made radio advertisements and put
the number of their drugs helpline (a telephone number that can be called
confidentially for help) in a lot of places. The people at the helpline
advise people what to do if they have a drug problem or need more
information about the dangers of drugs.



CONCLUSION.
In this work the problem of drugs has been disclosed. We see that
drug addiction brings incorrigible harm to humanity. Still there is more &
more people fall for its temptation. We know that medicine-drugs are given
to seriously ill people to alleviate their suffering. But these medicines
have one insidious property: organism gets accustomed to them quickly &
wants new doses.
Drug addiction is our enemy. And if we don't struggle against it,
it'll bring many losses. In addiction I want to say that drug addiction is
as a white storm cloud, which isn't seen on the horizon, but unfortunately,
many young people have already been caught in its big, terrible rain.
Take care of this white storm cloud!



BIBLIOGRAPHY LIST.
1. New Anti-drugs Compaign for Young People// Team.
1.a New Anti-drugs Compaign for Young People// English learner's "Digest"
– 1998. – №10. – p.7.
2. Kids and Drugs// David Moller.
2.a Kids and Drugs// Readers "Digest" – 1994. – №2 – p. 118-123.







Реферат на тему: Проблема нравственного воспитания в русской педагогический мысли XIX в.

Иркутский государственный педагогический колледж № 1



РЕФЕРАТ
Тема: «Проблема нравственного воспитания в русской педагогический мысли XIX
в.»



Войнова Тимура

II курс
историко-филологическое отделение

Руководитель:

Герасимова Н.Г.



Иркутск 2003


ПЛАН:


Воспитание как общественное явление. 3


Воспитание и развитие личности. 3


Закон параллельного педагогического развития А.С. Макаренко. 4


Воспитательный коллектив. 5


Основные принципы организации. 6


Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива. 6


Сущность и основные задачи педагогического воздействия. 6


Нравственное воспитание в русской педагогической мысли 19-го века. 9

Православная вера в педагогическом учении Ушинского. 9
Ушинский о воспитании. 10

Литература: 16



Воспитание как общественное явление.


Антон Семенович Макаренко – выдающийся представитель марксистско-
ленинской педагогики. Применение в педагогике его учений позволило
установить специфические особенности воспитания подрастающих поколений, как
общественного явления, сам его «механизм», т.е. позволило понять, как,
каким образом совершается этот процесс.
Воспитание подрастающих поколений общества, как процесс их подготовки
к общественно-производственной деятельности, овладения подрастающими
поколениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть
необходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми
предшествующими поколениями и реализованными как непосредственно в
производстве, так и в обобщенном виде в науке, культуре, в языке, в самих
людях – в их духовных и физических качествах, в формах общественных
отношений, в формах и нормах быта и т.п.
Воспитание подрастающих поколений – это процесс становления детей
людьми, как важнейшим элементом производительных сил общества.
Этот процесс воспитания подрастающих поколений есть объективно-
закономерное общественное явление, определяющееся «потребностями и способом
производства» и присущее обществу на всех стадиях его развития, ибо
общество без него не может жить и развиваться.


Воспитание и развитие личности.


Ребенок – это человек в возможности. Он заключает в себе – в
организации, структуре и способностях своего организма и каждого его органа
в отдельности – весь исторически пройденный путь развития своих предков,
все исторически возникшие и переданные по наследству от поколения к
поколению изменения в этих органах и организме в целом, реализованные в
качестве их, в природе их, в их способностях стать человеческим организмом,
человеческой личностью.
Ребенок воспитывается постоянно в каждый данный момент, поскольку он в
каждый данный момент живет и действует. Следовательно, процесс жизни
ребенка объективно и есть действительный процесс его воспитания. Какова
жизнь ребенка, каковы характер и содержание его жизненно необходимых
отношений с людьми, вещами и явлениями и определенный этими отношениями
характер и содержание его жизнедеятельности – таков и процесс его
воспитания, таков и результат его.
В этом смысле человек как результат воспитания – это продукт своей
жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность человека, таков и сам человек.
В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко
исходил из того, что только в процессе деятельности детей, и обязательно
всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п. в
результате упражнения, вовлеченных в нее естественных сил детей происходит
развитие детей.

Закон параллельного педагогического развития А.С. Макаренко.


В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления
или отношения, который, помимо своего непосредственного жизненного
значения, не имели бы значения воспитательного.
«Попробуйте, – говорил А.С. Макаренко, – серьезно, искренне, горячо
задаться целью воспитать мужественного человека. В этом случае уже нельзя
будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя воспитывать
мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он
мог проявить мужество – все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом
слове, в некотором лишении в терпеливости, в смелости.
То же самое следует сказать и в отношении воспитания любого другого
качества – и духовного, и физического».
Нельзя воспитывать грамотного человека без упражнения его в грамотном
письме и т.д. А.С. Макаренко говорил: «Истинная сущность воспитательной
работы заключается не в разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на
ребенка, а в организации семьи, личной и общественной жизни родителей и в
организации жизни ребенка». Антон Семенович всегда и во всем исходил из
того, что «человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной
личности, какими бы качествами эти личности ни обладала. Воспитание есть
процесс социальный в самом широком смысле».
Таким образом, жизнь и воспитание ребенка есть нечто единое.
Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы
процесс и результат их воспитания и человек (люди) как результат воспитания
– это продукт своей жизнедеятельности.
«Я сторонник активного воспитания» – говорил Макаренко. Он исходил из
представления о целостности процесса воспитания детей. «Человек не
воспитывается по частям, он создается синтетически. Поэтому отдельное
средство всегда может быть и положительным, и отрицательным».


Воспитательный коллектив.


Огромную роль играет коллектив в развитии человеческой личности.
«Развитие индивида, – писали Маркс и Энгельс, – обусловлено развитием всех
других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении».
Ясно, что и детский коллектив есть явление объективно закономерное.
Дети живут и воспитываются в коллективах. Такие коллективы возникают в
семье, на улице, во дворах домов, в школе и других детских учреждениях. Но
и не всякий детский коллектив является воспитательным. Зачастую коллективы
возникают стихийно. Поэтому центральной задачей педагога является
организация детского коллектива, всей его жизни. Процесс воспитания детей
должен быть организован.


Основные принципы организации.


Макаренко говорил: «Мы обязаны прививать детям самые передовые
принципы, отношения, взгляды и привычки, нормы и навыки жизни».
Организация всей жизни детского коллектива должна быть целиком
подчинены воспитательным целям.


Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива.


В содержание воспитательного процесса Макаренко включал все основные
элементы человеческой жизни, жизненный опыт человечества, обобщенный в его
духовной и материальной культуре: основные научные положения о жизни и
развитии природы, общества и человека, передовые принципы и нормы поведения
людей – короче говоря, содержание современной жизни общества во всем
разнообразии ее проявлений.


Сущность и основные задачи педагогического воздействия.


Создание правильного коллектива, создание правильного влияния
коллектива на личность – таков, по Макаренко, основной путь нашей
воспитательной работы. Педагогический опыт А.С. Макаренко показывает, что
единственно возможным и правильным решением основной задачи педагогического
воздействия в наших условиях является превращение скучного, нудного,
серого, ничего по существу не дающего уговаривания, распекания, сюсюканья,
чем нередко характеризуется и сегодня воспитательная работа в школе, в
организацию творческой, трудовой, радостной, красивой и целеустремленной
жизни и деятельности детей.
Эстетика воспитания – это сочетание требования и уважения к детям
должно пронизывать всю жизнь воспитательного коллектива, являясь одним из
руководящих принципов методики педагогического воздействия.
Таким образом, эстетика нашей жизни – это естественное следствие
нашего строя, наших общественных отношений, нашей нравственности, наших
гражданских обязанностей.
В педагогическом опыте А.С. Макаренко наиболее полно раскрыто
применение следующих основных методов педагогического воздействия:
. Метода требования;
. Метода детской радости;
. Метода завтрашней радости, или «системы перспективных линий»;
. Метода общественного мнения;
. Методики непосредственного воздействия педагога;
. Метода наказания.
Все эти методы каждый по-своему организует, направляет жизнь детского
коллектива.
Требование.
Исходным методом педагогического воздействия в опыте А.С. Макаренко
является требование. А.С. Макаренко говорит, что сколько-нибудь серьезная
воспитательная работа немыслима без требования к детям. Нельзя ни создать
воспитательный коллектив, ни утвердить дисциплину в нем, если нет
требования к детям – четкого, ясного, определенного и авторитетного.
Первоочередная задача в организации требования – подготовка его. Требование
должно осуществляться настойчиво и последовательно до конца.
Характерным для макаренковского метода требования во всех его формах
является человеческая искренность, глубокое уважение и доверие к человеку.
Общественное мнение коллектива.
Общественное мнение детей – один из главных методов педагогического
воздействия, но далеко не всегда этот метод понимается правильно и,
следовательно, правильно используется. Общественное мнение детей может
стать действенным воспитательным методом только в том случае, если оно
правильно организовано и воспитано, когда в школе создан здоровый
воспитательный коллектив.
Одобрение служит стимулом активности, инициативы, деятельности,
уважения и любви к коллективу, воспитывает чувство гражданской чести и
долга по отношению к коллективу и через него – ко всему обществу.
Неодобрение и наказание исправляет ошибки детей, помогает им в
формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от
произвола, от капризов отдельных «личностей», очищает коллектив от вредного
и нездорового.
Методика непосредственного воздействия педагога.
Педагог — прежде всего организатор. Воспитательная работа, говорит
А.С. Макаренко, есть прежде всего работа организатора. Педагог в системе
А.С. Макаренко – организующая, руководящая и действительно центральная
фигура.
Отношения педагога к ученику должны быть прямыми, искренними, без
всякой натяжки и искусственности.
Исключительно большое значение в методике непосредственного
воздействия имеет личный пример педагога. «Ваше собственное поведение –
самая решающая вещь», — говорил Антон Семенович. Дети могут и должны любить
педагога только за хорошее. Плохого педагога дети, как правило, не любят и
не уважают. Авторитет педагога и всех работников педагогического учреждения
зависит от них самих, от их гражданских и производственных качеств, от их
знания своего дела и отношения к нему.



Нравственное воспитание в русской педагогической мысли 19-го века.


О творческом наследии Ушинского написано много книг, диссертаций,
тысячи статей. Изучение его педагогического учения началось еще в
дореволюционной России. Трудно сказать, как сложилось бы дальнейшее
изучение педагогического наследия Ушинского, но революция 1917 г.
насильственно прервала этот процесс. Война, вернувшая нашему народу
подлинную историю Отечества, возвратила и имя К.Д. Ушинского.



Православная вера в педагогическом учении Ушинского.


Из всего педагогического учения Ушинского наименее изученной остается
та часть его учения, которая посвящена православной вере и ее роли в
воспитании русского человека. Задолго до того, как стали разрушаться храмы,
культура и религия резко разошлись в России. Уже Ушинский видел и хорошо
понимал ужас происходящего. Но то, что происходило во времена Ушинского и
опасность чего с гениальной прозорливостью он видел, - было только прологом
будущей национальной катастрофы, когда большая часть интеллигенции
настолько далеко разошлись друг с другом, что даже голоса величайших людей
России на рубеже XIX-XX вв. о гибельности для страны и каждого человека
разрушение религии не были услышаны. И только Великая Отечественная война
вернула России не только ее прошлую культуру, но и церковь. Ушинский
подчеркивает, что религиозное воспитание должно происходить не только на
уроках Закона Божьего, оно должно войти в жизнь ребенка с ранних лет,
продолжаться в детстве и юности, проводиться церковью, семьей и школой. И
неизменной оставалась, видимо, самая главная идея Ушинского – это
построение образования и воспитания всех сословий русского общества на
основе народности, науки и православной веры, несущей в себе громадный
потенциал религиозной, исторической, социальной, этической, эстетической,
педагогической культуры русского народа. Именно это единство по убеждению
Ушинского, и должно было составить фундамент воспитания всего подрастающего
русского поколения.



Ушинский о воспитании.


Цель всей воспитательной системы К.Д. Ушинский видел в формировании
человека разумного, нравственного, гуманного, чувствующего. Воспитательные
средства, по его убеждению, определяются двумя основными факторами –
свободной инициативной деятельностью ребенка и средой.
Воспитывает же ребенка только та деятельность, которая доставляет ему
радость, «излюбленная» деятельность. Именно такая деятельность оказывает
положительное нравственное влияние на него, гармонически развивает
умственные и физические способности.
Особое значение К.Д. Ушинский придавал детской игре, в которой
«самостоятельно работает детская душа». Игра есть свободная деятельность
ребенка. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля,
характер. При этом руководящая роль воспитателя остается. Он должен научить
детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средства и прекратить игру,
если она вредно действует.
Могущественнейшим органом воспитания Ушинский считал учения, учебный
труд.
Учение для ребенка – сложный умственный труд, который требует
напряжения ума, воли, всех душевных сил. Обучаясь, дитя развивается,
получает «материал для будущей душевной деятельности». Но жизнь ребенка не
может быть ограничена только учением, она должна быть многосторонней и
содержательной. Педагогу необходимо помнить, что силы маленького школьника
не велики, а требования учения при современном состоянии науки огромны.
Поэтому важно призвать в помощь интерес ребенка, давать ему возможность
пользоваться «плодами учения» в жизни.
Ушинский призывает родителей и педагогов воспитывать у ребенка
стремление к деятельности в такой же мере, как и стремление к свободе.
Волю Ушинский рассматривает как «власть души над телом», как желание в
процессе его формирования, как противоположность неволе. В основе волевого
процесса Ушинский видит «желание», «я желаю». Но стать «волею души, или ее
решимостью» оно может только при определенных условиях. Необходимо
преодолеть другие желания, противоположные, одолеть их и сделаться «единым
желанием души в данный момент времени».
Задача чрезвычайно сложная – нравственное воспитание.
Ушинский назвал четыре «деятеля» в нравственном развитии ребенка –
игру, труд, учение и школьную и семейную жизнь ребенка.
Каждый воспитатель (родители, педагоги) стремится к тому, чтобы
ребенок был физически и нравственно здоров, имел полноценное развитие, был
счастлив. Радость, наслаждение, счастье ребенок должен находить в
деятельности. Именно переживания радости, печали, вызванные деятельностью
ребенка, выступают действенным средством его воспитания, развитие
нравственных качеств.
Систематические неудачи в значимой для ребенка деятельности подрывает
его веру в себя, он отказывается от усилий, что приводит к появлению
негативных качеств. Одним из таких Ушинский называет детскую лень.
Лень, по определению Ушинского – это бездеятельность. Ее причины
различны. Так ребенок может быть не расположен к той деятельности, к
которой призывает его воспитатель. Надо организовать учение так, чтобы оно
было «интересным не только по своему внутреннему содержанию, но и по
легкости успеха».
Рекомендовано также организовать учение, школьную и домашнюю жизнь
ребенка так, чтобы он мог включиться в многосторонние отношения и
многообразные виды деятельности. Ребенок обязательно обнаружить склонность
к чему-либо, что его радует, приносит удовлетворение. Воспитательное и
развивающее значение, утверждает Ушинский, имеет только деятельность
свободная.
Упрямство – распространенное явление детской жизни. Эта проблема
остается актуальной и для современной воспитательной практики. Нередко,
отмечает педагог, скрытой причиной упрямства является «врожденное человеку
чувство права». Ребенок «считает себя вправе поступить по своей воле» и
настаивает на своем, хотя то, чего он добивается, уже стало для него
безразлично. Это – своеволие, которое, будучи «истинным в основе», может
развиться в неуступчивость, неуживчивость, придирчивость.
Педагогика, считал Ушинский – не наука, но искусство, причем «высшее
из искусств», потому что она призвана усовершенствовать самое сложное –
природу человека, «его душу и тело». Человек – часть природы и, как всякий
живой организм развивается. Необходимо изучить причины развития человека.
Необходимо изучение природы и сущности человека во всех ее сложных
аспектах. Такую возможность дают науки о человеке, «в которых изучаются
телесная и душевная природы человека».
Ушинский отмечает, что функциональные особенности нервной системы
индивидуальны, а от этого зависит работоспособность человека, его
утомляемость и потребность в отдыхе. Свойства нервной системы, пишет он,
имеют наследственную природу и могут отражаться на характере человека.
Важнейшим для первоначального обучения ребенка Ушинский считает время
начала учения. Раннее обучение, как и позднее, принесет развитию ребенка
непоправимый вред. Всякое органическое развитие, пишет он, – совершается в
определенный период времени, и наше дело – не ускорять и не замедлять этого
развития. Оптимальным для начала школьного обучения Ушинский считает
возраст 7 лет. На седьмом году жизни Ушинский советует заниматься с
ребенком рисованием, учить его слушать то, что ему говорят, высказывать
свои мысли.
Уже в начале обучения Ушинский советует отделить обучение от игры и
сделать учение серьезной обязанностью ребенка. Сделать серьезное занятие
для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.
Память, отмечает Ушинский, – процесс психофизический, материалом для
ее развития выступает содержание, т.е. «память развивается в том, что она
содержит». Развитию памяти, по мнению педагога, будет способствовать
упражнение в произвольном «воспоминании». Необходимо заставить себя
вспомнить то или другое.
Ушинский пишет, что «все психическое развитие живого существа есть,
собственно, развитие памяти».
Развитие процессов памяти Ушинский видит в единстве с развитием
рассудочной деятельности.
Начиная с первого года обучения Ушинский рекомендовал уделять особое
внимание развитию логического мышления у детей. Он говорит не просто о
развитии мышления, а о развитии рассудка (сознания) и разума. «Ум без
разума – беда», – приводит он народную пословицу.
Говоря о развитии мышления, Ушинский, вместе с тем, подчеркивает, что
«формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак, что рассудок
развивается только в действительных реальных знаниях, что самый ум есть не
что иное, как хорошо организованное знание». Ушинский заостряет особое
внимание на проблеме обучения учащихся учиться, формирования у них желания
и потребности учиться уже в первые школьные годы. Дитя выучивается учиться,
а это в первоначальном обучении важнее самого учения. От этого зависит
успех или неудача ребенка в старших классах школы. Книга, учение, должны
помогать ребенку постигать окружающий его мир, разбираться в нем и в самом
себе, пробуждать потребность в познании.
В теснейшей связи с рассудочным процессом находится воля. Ушинский
подчеркивал, что вообще весь процесс обучения является волевым процессом,
не все в учении интересно и многое надо будет «взять силою воли», а волю
необходимо воспитывать.
Еще одно великое дело Ушинского – создание теории подготовки учителя.
Во-первых, Ушинский стал идеологом педагогического образования в России. Во-
вторых, он показал великую роль педагогической литературы в формировании
учителя. В-третьих, Ушинский создал теорию подготовки народного учителя. В-
четвертых, теория и практика женского образования, созданная Ушинским,
предусматривала педагогическую подготовку девушек, достаточную для
дошкольного воспитания и первоначального обучения.
Ушинский поставил проблему педагогических факультетов при
университетах.
Если иметь все это в виду, то понятно, почему именно Ушинский
считается основоположником педагогического образования в России.
Каким же должно быть развитие учителя, если говорить о нем более
определенно?
Во-первых, в каждом учителе должно быть органически развито то
качество, которое Ушинский называл народностью. Оно должно быть присуще
каждому воспитателю русской школы. Следовательно, учитель не просто несет
детям идеи народности, но всей своей личностью, своим характером и своей
культурой олицетворяет подлинную народность.
Второе качество – глубокая христианская вера, потому что «вне
христианства нет для человека идеала нравственности, нет нравственных
основ, а, следовательно, нет и нравственных стремлений, которыми он должен
руководствоваться при воспитании детей».
В третьих, убеждение воспитателя в высоком предназначении учительской
профессии, воспитательной деятельности. Это должна помнить каждая мать,
воспитывающая своего ребенка. Это должен знать каждый учитель, в какой бы
школе он ни работал. И педагог должен быть глубоко убежден не только в
высоком предназначении своей деятельности, но истинности того предмета,
который он ведет, а главное, он должен быть убежден в том, чему он хочет
воспитать своих воспитанников.
В-четвертых, учитель должен быть подготовлен профессионально.
Таким образом, любой учитель, любой воспитатель должны сочетать в себе
высокое личное развитие: народные черты характера в их «благороднейшей
форме», глубокую православную веру, подлинную нравственность, искреннюю
убежденность в великом предназначении своего дела и столь же высокие
профессиональные знания и мастерство.
Наш современник В.А. Караковский, директор 825-й школы г. Москвы,
доктор педагогических наук, народный учитель, с болью говорит о нас, нашем
времени и нашенском образовании: «Под знаком борьбы с проклятым прошлым»
разрушается многое из того, что разрушать нельзя. Государственная школа
медленно, но неотвратимо теряет монополию на образование (не говоря уже о
воспитании). Тревожит силовая ориентация на западные образцы. Эта тенденция
может оказаться убийственной для образования России, ибо любая национальная
политика в образовании должна быть культуросообразной».
Решать глобальную проблему Земли и человечества возможно, если живущие
сегодня серьезно изучат и будут использовать творческое наследие К.Д.
Ушинского, которое составляет целую эпоху не только в российском, но и в
мировом образовании.
Труды Ушинского заложили фундамент развития целого ряда педагогических
наук: детской физиологии, возрастной и педагогической психологии, гигиены,
многочисленных методик.
Все, что сделано Ушинским в образовании и педагогике, имеет эпохальное
значение не только для российского, но и для мирового образования, подобно
деятельности Платона и Аристотеля, Боэция и Алкуина, Каменского, Руссо и
Песталоцци.


Литература:


А.С. Макаренко.
К.Д. Ушинский.





Новинки рефератов ::

Реферат: Местные налоги и сборы в РФ (Налоги)


Реферат: Вооруженные силы Республики Узбекистан (Право)


Реферат: Основы социально-психологических методов управления (Социология)


Реферат: Сеялки и сажалки для пропашных культур. Свекловичные сеялки (Ботаника)


Реферат: Організаційні заходи що обезпечивають працівників під час роботи (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Г.К.Жуков в битве за Москву (Исторические личности)


Реферат: Разработка технологического процесса ЕО автомобиля ГАЗ-53 (Транспорт)


Реферат: Авторское право (Право)


Реферат: Николай II: реформы или революция (История)


Реферат: Московский Кремль в историческом развитии (История)


Реферат: Понятие личности в психологии (Психология)


Реферат: Контракты в сфере физической культуры и спорта (Спорт)


Реферат: Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации (Право)


Реферат: Аудит затрат на обслуживающие хозяйства и производства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Государственное управление природопользованием (Экологическое право)


Реферат: Корпорация Даймлер-Крайслер и компания Мерседес-Бенц (Транспорт)


Реферат: Морфологические характеристики ПС и их взаимосвязь с оптическими свойствами (Физика)


Реферат: Особенности квалификации преступлений в сфере компьютерной информации (Право)


Реферат: Бизнес-план интернет кафе (Менеджмент)


Реферат: Ушаков Федор Федорович, русский флотоводец, адмирал (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист