GeoSELECT.ru



История / Реферат: Изобретение фотографии и кинематографа (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Изобретение фотографии и кинематографа (История)



ГОУ ВПО
«Уральский государственный технический университет – УПИ»



РЕФЕРАТ


По предмету «История науки и техники»
на тему:
«Изобретение фотографии и кинематографа»



Студент группы Т-412:
Зайцева С.В.

Преподаватель:
Гаврилов Д.В.



Екатеринбург
2005

Содержание

Введение 3
1. Изобретение фотографии 4
Камера-обскура 4
Дагерротипия 4
Тальботипия 6
Мокрый коллодионный процесс 6
Сухие бромосеребряные желатиновые слои 7
История цветной фотографии 7
2. Изобретение кинематографа 9
Люмьер 9
История кинематографа 9
Заключение 13
Список литературы
14
Введение

Фотография и кинематограф, какое значение имеют они для нас?
Фотография сопровождает нас всю жизнь. Она взирает на нас с газетных и
журнальных страниц. «Намертво» приклеена к нашим документам. Она в наших
семейных альбомах. Красуется на стенах и витринах. Фотография – это зримый
образ истории. Казалось бы, фотография была всегда, так она привычна для
нас. Тем не менее, этому явлению чуть больше полутора веков. История
фотографии интересна, подчас драматична и очень поучительна.
По своему значению в истории мировой культуры открытие фотографии сравнимо
с изобретением книгопечатания. Поскольку большая часть информации
воспринимается человеком в виде зрительных образов, создание различных
процессов и устройств, фиксирующих визуальную информацию техническими
средствами, обогатило общество принципиально новыми возможностями. Поэтому
чем дальше в прошлое уходит всё то, что связано с открытием фотографии, тем
больший интерес вызывают личности ее изобретателей.
Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых
искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи
или театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют
залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению.
Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи. Естественно,
что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов,
теоретиков культуры - всех, кого интересуют проблемы художественного
творчества и восприятия, средств массовой коммуникации, динамики
общественных настроений и так далее.
Кино отличается от других видов искусства (в частности, от театра)
тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного пространства, выходит
далеко за пределы художественного круга. Если театр, условно говоря, собран
вокруг искусства, то кино охватывает своим влиянием буквально все, от
духовных идеалов до этикета и моды.
1. Изобретение фотографии
Началом отсчета истории фотографии принято считать 7 января 1839 года.
В этот день на заседании Парижской Академии наук ее секретарь Доминик
Франсуа Араго выступил с сообщением об изобретении Л.Ж.М.Дагером
дагерротипии. Как часто бывает в истории Дагеру достались все лавры
изобретателя фотографии: слава, деньги, почести. И действительно, Дагер был
в высшей степени достойным и заслуженным этого человеком, но история
изобретения закрепления изображений на бумаге началась задолго до
Л.Ж.М.Дагера.
Камера-обскура

[pic]

Схема камеры обскуры (старинный рисунок)
Прародителем современных фотографических аппаратов можно назвать
камеру-обскуру, которая была известна еще в древности. Так, средневековые
феодалы строили в своих замках темные комнаты (так переводятся с латинского
слова «обскура» и «камера»). В стене такой комнаты оставлялось отверстие на
улицу. Величина отверстия соразмерялась с расстоянием до противоположной
стены. По законам оптики все происходящее на улице можно было наблюдать на
стене, правда, вверх ногами. Вскоре камеру-обскуру уменьшили до размеров
ящика и снабдили увеличительным стеклом, которое и стало первым объективом.

Дагерротипия
Первая попытка получить изображение с помощью камеры-обскуры была
предпринята в Англии в 1802г. Гемфри Дэви и Томасом Веджвудом, которые
экспонировали в камере обычную бумагу, пропитанную раствором азотнокислого
серебра и поваренной соли. С помощью такой бумаги можно было получить
изображение различных фигур.
Несколько позже во Франции по разработке методов получения изображения
на светочувствительных веществах начал свои исследования Жозеф Нисефор
Ньепс (1765-1833.
Он исследовал асфальт-смолу природного органического происхождения,
который обладал хорошей растворимостью в некоторых растительных маслах.
Светочувствительный асфальт наносился тонким слоем на цинковую или
оловянную пластину, которая затем экспонировалась в камере-обскуре с
очковой линзой. При действии света асфальт терял растворимость и становился
твердым. Полученные на пластине углубления заполнялись типографской
краской. Прикладывая сверху лист бумаги, можно было получить одноцветное
позитивное изображение. В 1825г. Ньепс опубликовал свое открытие, назвав
его гелиографией. Однако предложенный процесс как чисто фотографический
метод широкого развития не получил.
В то же самое время в Париже художник-декоратор Луи Жак Манде Дагерр
(1789-1851) посетил в Париже оптическую мастерскую знаменитого оптика
В.Шевалье, где узнал об экспериментах Ж.П.Ньепса по изысканию
светочувствительных веществ, позволяющих регистрировать всякого рода
изображения.
В 1827г. Дагерр и Ньепс заключили договор о совместном сотрудничестве.
Вскоре, в 1833 г., Ньепс умер, и Дагерр по условиям договора унаследовал
оборудование и все дневники экспериментов.
Повторяя первые опыты Ж.Н.Ньепса по возгонке йода на серебряную
пластину, при случайных обстоятельствах Дагерр получил отчетливое и хорошо
видимое позитивное изображение объекта съемки.
7 января 1839 г. секретарь Парижской академии наук, физик и астроном
Доминик Франсуа Араго доложил об успехах художника Л.Ж.Дагерра, получившего
с помощью светового луча прочное изображение на серебряной пластине в
камере-обскуре.
30 июля 1839г. великий химик Гей-Люссак убедил пэров в том, что
изобретение имеет будущее, и Французская палата депутатов одобрила закон о
приобретении его в собственность. В августе 1839 г. способ был обнародован
и назван дагерротипией. Это выдающееся изобретение легло в основу всего
последующего развития фотографии.
Существо процесса заключается в том, что медная пластина, покрытая
тонким слоем серебра, тщательно отполированная до зеркального блеска,
помещается в специальный ящик, полированной стороной вниз. Снизу ящика под
пластиной помещается чашка с кристаллическим йодом. При подогреве йод
начинает возгоняться и пары его сублимируются на полированной серебряной
пластине. Йод вступает в реакцию с серебром, и пластина покрывается тонким
слоем йодистого серебра, становясь светочувствительной. Такая
чувствительная пластина экспонировалась в камере-обскуре с очковой линзой.
После экспонирования пластину помещали в тот же ящик, но теперь в чашку
вместо йода наливали ртуть. При подогревании она испарялась, в пары ее
оседали на поверхности экспонированной пластинки только в тех местах, где
подействовал свет, давая при этом отчетливое позитивное изображение
объекта.
Тальботипия
Одновременно с Ж. Н. Ньепсом в Англии над методами получения
фотоизображения работал видный ученый того времени Вильям Генри Фокс
Тальбот (1800-1877). В своей работе он исходил из способа, предложенного в
1802г. Г.Дэви и Т.Веджвудом, купавших бумагу в растворе азотнокислого
серебра, а затем в растворе поваренной. Фокс Тальбот нашел, что изменение
последовательности купания бумаги в указанных выше растворах существенно
повышает светочувствительность. Также он впервые предложил обрабатывать
пропитанную бумагу после длительного экспонирования в растворе поваренной
соли,что позволило «закреплять» полученное изображение на бумаге.
Разработанный Фоксом Тальботом 20 августа 1835 г. процесс получил название
калотипия.
Издание в 1839 г. Л.Ж.Дагерром своей работы и широкое распространение
дагерротипии заставило Фокса Тальбота вернуться к исследованиям в этом
направлении. Он решил улучшить свой процесс, учитывая при этом и
недостатки, присущие дагерротипии. В 1842-1843 гг. Фокс Тальбот разработал
новый фотографический процесс, впоследствии названный тальботипией.
Заслуга Фокса Тальбота заключалась в том, что он впервые открыл и
применил на практике процесс проявления скрытого изображения, разделил
фотографический процесс на две стадии - негативную и позитивную, что дало
возможность получения нескольких позитивных изображений с одного негатива с
помощью контактной или оптической печати.
Мокрый коллодионный процесс
В 1852 г. дагерротипия и тальботипия были полностью заменены новым
методом, получившим название мокрый коллодионный процесс, предложенный в
1851г англичанином Фредериком Скоттом Арчером.
Применение этого процесса существенно повысило светочувствительность
и позволило получить изображение исключительно высокого качества, особенно
по резкости. Это обстоятельство привело к тому, что мокрый коллодионный
процесс применяется и по настоящее время в некоторых специальных областях
(полиграфия, изготовление шкал и сеток и т. д.).
К преимуществам мокрого коллодионного процесса следует отнести:
высокую чувствительность (выдержка при съемке сократилась до долей
секунды); использование стеклянной подложки существенно облегчило печать с
негатива; хорошее качество негативного изображения; дешевизну.
Сухие бромосеребряные желатиновые слои
В 1871г. английский врач Ричард Лич Мэддокс(1816-1902) впервые
предложил для приготовления «светочувствительной жидкости» использовать
желатин-белок животного происхождения, получаемый из костей и кожи крупного
рогатого скота, который хорошо набухает в холодной воде и становится
проницаемым для водных растворов.
Применение желатина стало крупным шагом в дальнейшем развитии
фотографии и создало широкие предпосылки для промышленного изготовления
фотоматериалов.
Параллельно с усовершенствованием фотографических эмульсий велись
работы и по изысканию новых подложек для светочувствительных эмульсионных
слоев. До 80-х гг. прошлого столетия все негативные материалы готовились
только на стеклянной подложке, что создавало в свою очередь большие
трудности, в особенности при использовании фотографии в полевых условиях.
Изобретатель фотоплёнки американский фотолюбитель Г. В. Гудвин (1822-
1900) в 1887 г. подал заявку на изобретение "Фотографическая плёнка и
процесс её производства". Введение фотоплёнки, а затем разработка Дж.
Истменом (1854-1933) системы фотографии с использованием данного
фотоматериала привели к фундамент. изменениям в фото промышленности,
сделали фотографию доступной массовому потребителю как технически, так и
экономически.
История цветной фотографии
Первое в мире цветное изображение на основе фотографического метода
получил английский физик Джеймс Клерк Максвелл 17 мая 1861 г.
Вехи цветной фотографии
|1777 - Мысль о получении цветного изображения прямым путем захватила |
|некоторых пионеров фотографии ХIХ века, стало ясно, что необходим путь, |
|связанный с использованием цветных светофильтров или вычитающих |
|красителей. |
|1800 - Томас Янг читает лекцию в Лондонском королевском обществе о том, |
|что глаз воспринимает только три цвета. |
|1810 - Йоганн Т. Сибек открывает, что хлористое серебро под воздействием |
|белого света вбирает все цвета спектра. |
|1840 - Эдмонд Бекерел в ходе экспериментов получает цветное изображение на|
|пластинках, покрытых хлористым серебром. |
|1861 - Джеймс Кларк Максвелл получает трехцветное изображение. |
|1869 - Луи-Дюко дю Орон публикует работу "Цвета в фотографии", в которой |
|излагает принципы аддитивного и субтрактивного цветовых методов. |
|1873 - Герман В. Фогель получает эмульсию, чувствительную не только к |
|синему, но и к зеленому. |
|1878 - дю Орон вместе с братом публикует работу "Цветная фотография", где |
|описываются применяемые ими методы получения цветного изображения. |
|1882 - появляются ортохроматические пластинки (чувствительные к синему и |
|зеленому свету, но не к красному). |
|1891 - Габриэль Липман получает естественные цвета методом интерференции. |
|На фотопластинке Липмана беззернистая фотоэмульсия находилась в контакте |
|со слоем жидкой ртути. Когда свет падал на фотоэмульсию, он проходил |
|сквозь нее и отражался от ртути. Входящий свет "сталкивался" с исходящим. |
|В результате образовывался устойчивый рисунок, в котором яркие места |
|чередуются с темными. Габриэлю Липману за эти исследования была вручена |
|Нобелевская премия. |
|1891 - Фредерик Айвис изобретает фотоаппарат для получения трех |
|цветоделенных негативов путем съемки в одну экспозицию. |
|1893 - Джон Джоули изобретает линейный растровый светофильтр. Вместо |
|изображения, составленного из трех цветных позитивов, в результате |
|получалось многоцветное изображение. |
|1903 - братья Люмьер разрабатывают процесс "Автохром". Экспозиции при |
|хорошем освещении не превышали одной-двух секунд, а экспонированная |
|пластинка обрабатывалась по методу обращения, в результате получался |
|цветной позитив. |
|1912 - Рудольф Фишер открывает химикаты, которые выделяют красители в |
|процессе проявления. Эти цветообразующие химикаты - цветные компоненты - |
|могут вводиться в эмульсию. При появлении пленки происходит восстановление|
|красителей, и с их помощью создаются цветные изображения, которые могут |
|потом совмещаться. |
|1924 - Леопольд Манис и Леопольд Годовский патентуют двухцветный |
|субтрактивный метод с использованием пленки с двумя эмульсионными слоями. |
|1935 - в продажу поступают пленки "Кодахром" с тремя эмульсионными слоями.|
|Поскольку цветные компоненты для этих пленок добавлялись на стадии |
|проявления, покупатель должен был отсылать отснятую пленку изготовителю |
|для обработки. Обратно приходили диапозитивы в картонных рамках. |
|1942 - в продажу поступает пленка "Кодаколор" - первая пленка, позволяющая|
|получать цветные отпечатки. |
|1963 - в продажу поступает фотоаппарат "Полароид", позволяющий делать |
|моментальные цветные снимки в течение минуты. |

2. Изобретение кинематографа
Люмьер
Люмьер (Lumiere) Луи Жан (5.10.1864, Безансон, - 6.6.1948, Бандоль),
изобретатель кинематографа, пионер французского кинопроизводства и
кинорежиссуры. Член Парижской АН (1919). Окончил промышленную школу, был
фотографом, работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895
Люмьер изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции "движущихся фотографий",
пригодный для коммерческого использования. Аппарат был запатентован и
получил название кинематографа. Первые кинопрограммы Люмьера
демонстрировали сценки, снятые на натуре: "Выход рабочих с фабрики
Люмьера", "Прибытие поезда", "Завтрак ребёнка", "Политый поливальщик" и
другие. С 1898 Люмьер занимался только производством киноаппаратуры,
несколько лет спустя Люмьер продал патенты, но продолжал свои опыты в
области объёмного и цветного кино. Во Франции существует ежегодная премия
имени Луи Люмьера за документальный фильм.
Огюст Люмьер (20.10.1862, Безансон, - 10.4.1954, Лион), брат Луи Жана,
принимал активное участие в его работе по изобретению кинематографа.
История кинематографа
КИНЕМАТОГРАФ - одно из величайших открытий человечества, которому
насчитывается чуть более ста лет. Но за этот век, который можно смело
назвать веком кинематографа, у вообщем-то нового искусства появились свои
первооткрыватели, имена которых известны ничуть не меньше, чем имена
крупных ученых в области физики или химии.
Изобретение кинематографа не было единовременным актом. Это был
растянутый во времени процесс сложения отдельных фрагментов мозаики. Первая
из важнейших составляющих кино - проекция, зародилась еще доисторические
времена, когда первобытный мальчик любовался тенью своих рук на стене. Игра
света и теней завораживала людей в Древней Греции. Примерно в 360 году до
нашей эры Платон описывал в своей книге "Республика", как двигаются тени,
отбрасываемые пламенем костра на стены пещеры. Некоторые историки кино
считают это описание пещеры Теней первым упоминанием о движущихся образах.
Кукольники средневековой Явы, Китая и Индии, устраивая представления на
основе местных мифов и легенд, использовали игру света и тени, чтобы
проецировать силуэты выделанных из кожи кукол на полупрозрачный экран.
Аналогичные кукольные представления приобрели популярность в Европе конца
XVIII века, в период бурного расцвета науки, получившего название эпохи
Просвещения.
Более усложненный вариант проекции возник с появлением "волшебного
фонаря", изобретенного во второй половине ХVII века и пользовавшегося
популярностью вплоть до XIX века. "Волшебный фонарь" - прибор, в котором с
помощью линзы солнечный свет, отраженный от зеркальной поверхности с
нанесенным на нее рисунком, проецировался на экран. Публичную демонстрацию
этого изобретения провел в 1662 году Томас Расмуссен Вальгенштейн.
Вскоре увидели свет различные механические изобретения, создававшие
иллюзию движения. Однако подлинное кинематографическое движение стало
возможно лишь благодаря использованию свойства человеческой психики,
известного как "непрерывность движения". Оно состоит в том, что зримый
образ сохраняется в мозгу в течение короткого промежутка времени после
того, как сам предмет убран из поля зрения. Начиная с 30-х годов XIX века
стали появляться забавные игрушки, такие как фенископ, зоотроп и
праксиноскоп Эмиля Рейно, показавшие, что если перед глазами человека
возникают быстро сменяющиеся отдельные изображения предмета, то создается
образ непрерывно движущегося изображения. Картинки, использовавшиеся в этих
ранних приборах, были нарисованы. Фотография, появившаяся в 1839 году,
требовала большой выдержки, не давая возможности сделать серию фотоснимков
с небольшими интервалами. В 70-80-е годы прошлого века этот недостаток
решался различными экспериментаторами. Задача упростилась с изобретением
прочной и гибкой целлулоидной пленки. С этого момента изобретатели из
разных стран мира стали наперегонки предлагать разнообразные устройства для
кинокамер и проекционных аппаратов. Но заслуга изобретения первой
практической кинокамеры - кинетографа (1882 год), принадлежит Уильяму
Кеннеди и Лори Диксону. Их коротенькие фильмы можно было смотреть через
узенький глазок этого аппарата. Первым же проекционным аппаратом, прошедшим
успешные испытания на публике в 1895 году стал синематограф братьев Люмьер.
В феврале 95-ого Огюст и Луи Люмьер патентируют свое изобретение - аппарат
для съемки, проекции и печати фильмов. В марте Луи с помощью изобретенного
аппарата снимает фильм "Выход рабочих с фабрики Люмьер". А в декабре…
Париж. 28 декабря 1895 года - дата, занесенная во все календари,
известная всем мало-мальски интересующимся историей кино… Холодный
декабрьский вечер. Белые пушистые хлопья снега медленно падают на
вымощенные мостовые, на пальто и шляпы прохожих, потирающих замерзшие руки.
Обычно в такое позднее и холодное время у маленького заведения с гордым
названием “Гранд кафе” не много людей. Но сегодня особый день - братья
Люмьер, Огюст и Луи, решили объявить во всеуслышание о своем изобретении
века - КИНЕМАТОГРАФЕ. Именно тогда прошел первый публичный показ минутных
кинофильмов, которые в конце ХХ века станут историей le cinema.
Любопытен парадокс первых киносеансов. Обстановка балагана или кафе. У
всех на виду натянута белая материя. Шумный, громоздкий, находящийся здесь
же, в зале, прадед современных проекционных киноаппаратов. Как только гас
свет, освещался примитивный экран, движение воспринималось как сама
действительность. Книги по истории кинематографа обошло описание женщины,
которая в ужасе выбежала из проекционного зала, так как ей показалось, что
экранный поезд - это настоящий поезд, что он приближается именно к ней и
через мгновение ее раздавит. Все воспринималось как реальность, как
совершенно объективное, безавторское, безличное.
Эта женщина, выбежавшая в ужасе из зала, стала первой жертвой
кинематографического спрута, который с каждым десятилетием набирал силы,
разрастался и все сильнее и сильнее влиял на психологию людей, на их жизнь,
на их мысли и взгляды. Если бы братьям Люмьер в далекий 1895 год сказали,
что их изобретение будут использовать в качестве пропаганды определенных
политических взглядов, как это делал Гитлер и Геббельс, в качестве орудия
борьбы с коммунизмом, как делали американцы в 50 - 60-х годах - вряд ли
изобретатели поверили в подобное. Но факт остается фактом - кинематограф
понял свою силу, понял, что при определенных усилиях может воздействовать
на сознание людей и не упустил возможность этим воспользоваться.
Первые кинофильмы состояли из одного плана, редко превышавшего одну
минуту по продолжительности. Это действительно были "движущиеся
фотографии". Вот как пишет об этих первых фильмах критик Хрисанф
Херсонский: "Первые киносъемки, сделанные в разных странах, обладали одной
специфической чертой, которую условно называют однолинейностью. Фильм
снимался непрерывно и состоял из одного куска: поезд приближается к перрону
- это фильм, люди выходят из ворот фабрики - другой фильм". Херсонский
Хрисанф "Страницы юности кино", изд-во "Искусство", 1965, М.
В одном фильме два действия не сопоставлялись, не противопоставлялись,
не переплетались. Намек на иную возможность экрана заключался только в
одной ранней работе Люмьеров - "Политый поливальщик". Там мальчик незаметно
для садовника наступает на шланг. Вода перестает идти. Удивленный садовник,
ни о чем не догадываясь, озадачен. Шалун отпускает шланг, а струя
неожиданно бьет в лицо садовника. Проделка мальчика и поведение садовника
как бы соединялись в одно действие. Возникала смешная ситуация - прообраз
будущих комедийных картин. Но здесь изображение комического недоразумения
ограничивалось длительностью куска пленки. "В первые годы своей жизни кино
только фиксировало явление, но не анализировало его", - пишет кинокритик
Илья Вайсфельд. Вайсфельд Илья "Так начиналось искусство кино", изд-во
"Искусство", 1988, М.
Ранние фильмы Эдисона - американского изобретателя кинематографа,
работавшего над его созданием параллельно с Люмьерами, снимались в основном
на студии. Но Люмьеры, фотографы по призванию, вынесли кинокамеру на улицу
и старались поймать динамические, оригинальные образы живого мира. Они
рассылали своих операторов по всему миру, чтобы снимать местные
достопримечательности.
Первым же, кто показал, что кино может быть использовано не только для
запечатления подлинных событий, но и для рассказа различных авантюрных
историй, стал француз Жорж Мельес. Мельес - пионер режиссуры, попробовавший
свои силы почти во всех жанрах. Благодаря своему остроумию,
изобретательности и поразительной фантазии, он создал фильмы, не потерявшие
своей привлекательности и сейчас. В первое десятилетие ХХ века Мельес стал
самым преуспевающим кинопродюсером, но к началу Первой Мировой войны
разорился, не успев приспособиться к новым веяниям в кинематографе. До
своего финансового фиаско ему все-таки удалось увеличить содержательность
кино: он сделал серии живых картин, следовавших одна за другой, как пьеса
на сцене. Сначала каждая такая сцена считалась отдельным фильмом. Но в
"Золушке", снятой в 1899 году, Мельес объединил живые картинки с помощью
наплыва. Вскоре режиссеры стали использовать более сложные техники
соединения отдельных фильмов или "кадров", как их сейчас называют.
Жизнь великого немого была не такой уж долгой. Уже в 20-е годы нашего
века были произведены первые звуковые съемки. А в 1926 году звук вошел на
мировой киноэкран с помощью трех немецких изобретателей - Д. Энгля, И.
Массоля и Г. Фохта, которые и сняли первый звуковой фильм "Три Эргон".
В первые годы развития кинематографа были совершены первые попытки
цветных съемок. Так, к примеру, в 1915 году в октябре началось применение
цветного процессора "Агфа-колор", в который входили пока три цвета. А в 30-
х годах долгие разработки а Америке и во Франции позволили зрителю,
наконец, увидеть цветной мир кино. С 1936 года это открытия стало
охватывать весь мир.
Заключение
Фотография сопровождает нас всю жизнь. Она взирает на нас с газетных и
журнальных страниц. «Намертво» приклеена к нашим документам. Она в наших
семейных альбомах. Красуется на стенах и витринах. Отображает всю красоту
мира и души человека-фотографа. Мы не можем вообразить нашу жизнь без
фотографии, точно так же, как не можем представить жизнь без кинематографа.
Кино, по общему убеждению, доступно всем, независимо от
образовательного ценза. И его действительно любят все люди всех стран мира,
заполняя свой скромный досуг целлулоидными драмами призрачных героев и
забывая в двухчасовом промежутке между начальным и финальным титрами свои
собственные драмы.
Еще раз вспомним с благодарностью ученых и изобретателей: Плато,
Рейно, Эдисона, Маре, Ньюбриджа, Демени, братьев Люмьер, Ньепса, Дагерра,
Тальбота, Арчера, Мэддокса, Максвелла - всех тех, кто из любви к открытиям
помогли этим изобретениям, которые они считали лишь "научной игрушкой" и
которые оказалось новым средством выражения грез, арсеналов поэзии,
учителем, проводником по жизни.
Список литературы:
1. Евгенов С. В., Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об
изобретателях фотографии, М., 1938
2. Жорж Садуль «Всеобщая история кино». М. «Искусство».1958г
3. http://www.rubricon.com/ - РУБРИКОН, крупнейший энциклопедический
ресурс Интернета
4. http://tmn.fio.ru/index1024.html - Федерация Интернет образования
5. http://www.edulib.ru/ - центральная библиотека образовательных
ресурсов




Реферат на тему: Имам Шамиль

Завещание великого Имама
Фигура имама Шамиля была и остается довольно загадочной, совсем
неоднозначной и противоречивой -такой и была его жизнь. Порой создается
впечатление, что мы видим двух абсолютно разных людей. Человека,
положившего всего себя на алтарь борьбы не на жизнь, а на смерть с
Российской империей. И человека, завещавшего своему народу жить в мире с
Россией. И тем не менее это был один и тот же человек. Да что там говорить!
Достаточно вспомнить, как в советские времена интерпретировали роль Шамиля
в истории - то его называли лидером национально-освободительного движения
народов Кавказа против царских колонизаторов, а то объявляли британским
агентом и турецкой марионеткой. Все зависело и зависит от плитического
момента. Но ясно одно - Шамиль был Личностью, личностью мирового масштаба.
Он родился в 1797 году (впрочем, некоторые источники называют 1799 год) в
семье аварского крестьянина в дагестанском ауле Гимры. Получил неплохое
образование. Молодость Шамиля пришлась на то время, когда на Северном
Кавказе начиналась (или давно продолжалась? - историки спорят ) Кавказская
война. Россия, решив в то время свои проблемы на Западе, разбив Наполеона,
обратила пристальный взор на Кавказ. Горцы совершали набеги, поднимали
восстания. Русские войска их подавляли, устраивали карательные экспедиции.
Это продолжалось не одно десятилетие. Война приобрела новый характер, когда
первый имам Дагестана и Чечни Гази-Магомед провозгласил джи-хад против
неверных.
Стоит ли удивляться, что истовый мусульманин Шамиль встал под знамена Гази-
Магомеда, а затем стал соратником второго имама Гамзат-бека. После того как
в 1834 г. Гамзат-бек был убит кровниками (одним из которых был легендарный
Хаджи-Мурат) в отместку за казнь аварской ханской семьи, имамом стал
Шамиль.
В том же 1834 году русский генерал Клюге фон Клюгенау разбил Шамиля, взяв
резиденцию имама - аул Гоцатль. Шамиль отступил в Северный Дагестан. В
столицу летели реляции о полном разгроме горцев, активные военные действия
прекратились. Но Шамиль воспользовался затишьем, чтобы собраться с силами и
укрепить свою власть и влияние среди горцев. Потерпев новое поражение в 37-
м году, Шамиль заключил перемирие с русскими и выдал заложников. Но уже
через год имам поднял восстание, добился ощутимых успехов и сумел закрепить
их.
Стремясь сплотить многочисленные народы Северного Кавказа, Шамиль создал
имамат -централизованное военно-теократическое государство, в котором ему
принадлежала светская и духовная власть. Шамиль установил по-настоящему
жесткое, порою жестокое (велась война!) правление. Вся жизнь в имамате
строилась на законах шариата. Были запрещены вино, табак, музыка, танцы.
Была создана довольно сильная и боеспособная армия, которой удавалось
наносить поражения русским частям. Однако русские власти тоже не сидели
сложа руки: менялась тактика и стратегия - в тех же отношениях с местными
жителями, большое число которых переходило на сторону России или по крайней
мере отказывалось от активной борьбы. Да и сил у русской армии было больше,
а вооружение лучше. В донесении государю императору от 22 августа 1859 года
главнокомандующий русской армией на Кавказе князь Барятинский писал: "От
моря Каспийского до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державой Вашей.
Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках
Ваших".
Шамиль и 400 его мюридов были осаждены в высокогорном ауле Гуниб. После
жестокого штыкового боя, в котором полегли 100 горцев и 21 русский сол-цат,
25 августа 1859 г. Шамиль сдался в плен. В тот же день плененный имам
предстал перед главнокомандующим.
Ничего, кроме неприятностей быть повешенным или сосланным в морозную
Сибирь, слухи о которой дошли и до Кавказа, Шамиль не ожидал для себя.
Каково же было его удивление, когда по дороге в Петербург сообщили, что в
городе Чугуеве, под Харьковом, Шамиля желает видеть сам русский император.
Любопытно: Александр II распорядился, чтобы пленники были при оружии как
его лучшие гости. Столь неожиданное доверие вызвало удивление, а затем и
радость у Шамиля и его сына Кази-Магомеда. 15 сентября на царском смотре
Александр II подошел к Шамилю и негромко оказал: "Я очень рад, что ты
наконец в России, жалею, что это не случилось ранее. Ты раскаиваться не
будешь. Я те-5я устрою, и мы будем друзьями". При этом император обнял и
поцеловал имама. Эта минута, судя по последующим высказываниям Шамиля,
надолго запала в его память. По сути дела, только с этого момента имам
понял, что отныне он в безопасности, а Россия не так страшна, как ее
представляли на Кавказе. "Как военнопленный я не имел права ожидать повсюду
такого ласкового приема. И меня поразил тот прием, который оказал мне
государь император". Между тем бывшие соратники Шамиля не поняли
великодушия русского императора, который, по их понятиям, должен был
казнить плененного врага.
Пребывание в России стало для Шамиля в какой-то мере еще и
"просветительской акцией". Будучи проездом в Курске, он поделился с
губернатором Бибиковым: "Проезжая через Ставрополь, я был поражен красотою
города и убранством домов. Мне казалось невозможным видеть что-нибудь
лучше, но, приехав в Харьков и Курск, я совершенно переменил свое мнение и,
судя по устройству этих городов, могу себе представить, что ждет меня в
Москве и Петербурге". Действительно, оказавшись в петербургском
Исаакиевском соборе, Шамиль поразился огромному куполу. И когда он поднял
голову, чтобы повнимательнее его рассмотреть, с головы имама упала чалма,
что страшно его сконфузило.
Пока Шамиль не мог надивиться на Петербург, Александр II издал высочайший
указ "о назначении имаму места жительства в городе Калуге". Вслед за этим
калужскому губернатору Арцимовичу полетело предписание подыскать имаму и
его семье подходящий дом. Долгие поиски апартаментов, в которых с комфортом
разместились бы 22 человека обширного семейства Шамиля с прислугой, привели
губернских чиновников к местному помещику Сухотину. Ему предложили продать
один из его домов для "государственных нужд". Продать дом Сухотин не
согласился, а вот сдать внаем за 900 рублей в год - пожалуйста.
Тем временем, пока сухотинский дом приводили в порядок в соответствии со
вкусами кавказского гостя, в Калугу 10 октября 1859 года прибыл в трех
экипажах и в сопровождении конных отрядов сам Шамиль с сыном Кази-
Магомедом. Остановились они в лучшей калужской гостинице француза Кулона.
Однако ненадолго. Вскоре в отремонтированный дом Сухотина привезли нового
хозяина.
Дом, на удивление Шамилю, оказался просторным: три этажа, тринадцать
комнат, сад во дворе. Из шести комнат верхнего этажа две - налево от
витиеватой чугунной лестницы - Шамиль отдаст позже младшей и любимой жене
Шуаннат (дочь армянского купца Улуханова), в третьей же поселился сам. Эта
комната была ему и кабинетом, и молельней, и спальней. Диванная палатка,
как называл свою уютную комнату сам Шамиль, был убрана в "исламский"
зеленый цвет. Кроме двойных зеленых занавесок на окнах и такого же ковра на
полу, в "палатке" поставили софу, обитую зеленой тканью. Возле нее стоял
ломберный столик. Меж двух окон разместили небольшой письменный стол и
вольтеровское кресло. К комнате Шамиля примыкал тенистый сад, и имам
частенько выходил на балкон полюбоваться цветущей зеленью. В самом саду для
Шамиля построили небольшую мечеть. Но иногда для молитвы имам мог просто
расстелить в углу комнаты желто-зеленую бурку. Дом привел Шамиля в восторг,
тем более что на Кавказе самое шикарное пристанище, в котором ему
приходилось ночевать, был деревянный дом в Ведено-Дарго: "Я думаю, только в
раю будет так хорошо, как здесь. Если бы я знал, что меня здесь ожидает,
давно сам убежал бы из Дагестана".
То внимание, которое оказывалось имаму Дагестана и Чечни в России, не могло
не вызвать у Шамиля - человека благородного и мудрого - ответного чувства.
Как-то в приватной беседе он признался предводителю калужского дворянства
Щукину: "У меня нет слов высказать вам то, что я чувствую. Приязнь и
внимание со стороны ближнего всегда приятны человеку, в ком бы он их ни
встретил, но ваша приязнь после того, как я вам сделал столько зла, совсем
другое дело. За это зло вы, по справедливости, должны бы растерзать меня на
части; между тем вы поступаете со мной как с другом, как с братом. Я не
ожидал этого, и теперь мне стыдно; я не могу смотреть на вас прямо и всей
душой был бы рад, если бы мог провалиться сквозь землю".
О своем прежнем могуществе Шамиль, по выражению его зятя Абдурахмана, жалел
как о растаявшем снеге. А познакомившись поближе с Россией, имам, будучи
неглупым человеком, понял, что Кавказская война рано или поздно должна было
закончиться покорением Кавказа и его собственным пленением, если ему не
суждено было погибнуть от русской пули.
Пребывая в Калуге, Шамиль с большой охотой появлялся на публике, знакомился
с городом. Пытливо осмотрев в первый же день калужские окрестности, Шамиль
неожиданно радостно воскликнул: "Чечня! Совершенная Чечня!".
Совершать прогулки по городу имам предпочитал в открытой коляске, которую
ему подарил царь вместе с четверкой лошадей и пятнадцатью тысячами рублей
дохода в год. Но несмотря на возможность много тратить, Шамиль был
чрезвычайно прост в быту. Точнее, он сохранил все привычки горца,
прожившего всю жизнь в горах и привыкшего к спартанской обстановке. Имам
был весьма умерен в пище. За завтраком и ужином он съедал одно блюдо, за
обедом - два. Ничего, кроме свежей ключевой воды, он не пил. Жил в согласии
с природой. Спать ложился рано: летом в семь, зимой в девять. Вставал тоже
раньше всех. В летние месяцы - в четыре, а в зимние - в шесть.
Что до одежды, то Шамиль не изменял своим привычкам и одевался как истинный
горец, тем более что никто его не принуждал к европейской цивильной одежде.
Более того, относясь с уважением к Шамилю - имаму Дагестана и Чечни, ему
разрешили ходить в чалме (после покорения Кавказа это могли делать лишь
побывавшие в Мекке). Так что по улицам Шамиль щеголял в белой красивой
чалме, медвежьей шубе и желтых сафьяновых сапогах. Посетив в таком
экстравагантном для калужан виде городской сад, имам сразу же запомнился
публике. Вот, например, как вспоминает Шамиля один из очевидцев: "Несмотря
на преклонный возраст и девятнадцать ран, полученных Шамилем в боях, он
казался моложе своих 62 лет. Имам был крепкого сложения, стройный, с
величавой походкой. Волосы его были темно-русого света, слегка схваченные
сединой. Hoc - правильной формы, а лицо с нежным белым цветом кожи
обрамлено большой и широкой бородой, искусно окрашенной в темно-красный
цвет. Величавая походка придавала ему весьма привлекательный вид." Кстати,
бороду Шамиль красил для того, чтобы "неприятели не заметили бы в наших
рядах стариков и потому не открыли бы нашей слабости""":
В середине 1860 года в Калугу неспешно проследовал караван из семи
экипажей. Это доставили личные вещи Шамиля и его семью. Один из экипажей
был гружен несколькими тюками - обширными персидскими коврами. Это привезли
библиотеку .Шамиля, сплошь состоявшую из религиозных книг. Радости имама не
было предела, тем более что вместе с книгами привезли и любимую жену Шамиля
Шуаннат, за жизнь которой имам особо боялся. Позже Шуаннат рассказала, что
была без памяти от страха в первые часы взятия Гуниба. А когда Шамиля
повезли к русскому главнокомандующему князю Барятинскому, она была уверена,
что больше не увидит своего мудрейшего мужа. И даже когда князь Барятинский
их обласкал и подарил им много драгоценных камней, она и то продолжала
думать, что ее отправят в Сибирь на всю жизнь. "Никогда, - признавалась
она, - не могли мы подумать, что в России нам так будет хорошо". Тем не
менее урожденная Анна Ивановна Улуханова не желала возвращаться в
христианство, веруя в мудрость Шамиля, приведшего ее в магометанство.
И вправду, имам Шамиль был очень религиозным человеком, прожившим жизнь в
согласии с Кораном, но он никогда не был фанатиком и потому с интересом
присматривался к церковной жизни русских. Бывало, он заглядывал в церковь
св. Георгия, где ему сделали специальное окошко, чтобы он мог следить за
службой не снимая папахи. А однажды Шамиля пригласил к себе на чай епископ
калужский Григорий. С ним завязалась оживленная беседа, в которой епископ
спросил Шамиля: "Отчего у нас. и у вас один Бог, а между тем для христиан
Он добрый, а для магометан такой строгий?" "Это оттого, - отвечал Шамиль, -
что Иса ( Иисус - Авт.) ваш добрый. А наш пророк сердитый, да и народ у нас
буйный, и потому с ними следует обращаться строго".
Очутившись как-то в Царском Селе и подивившись лишний раз роскоши и размаху
"гяуров", Шамиль замер перед величественной статуей Спасителя. Помолчав
минутку, он сказал своему другу - полковнику жандармов Богуславскому: "Он
многому прекрасному учил вас. Я тоже буду ему молиться. Он мне счастье
даст". И это, по всей видимости, не было позой. Видя терпимое отношение
русских к исламу, он- также терпимо стал относиться к "неверным". Как-то
раз полковник Богуславский спросил Шамиля: "А что если бы Шуаннат сделалась
христианкой, взял ли бы ее к себе как жену?" - "Возьму!" - решительно
ответил имам.
Вопреки своим годам Шамиль сохранил почти что юношеское любопытство ко
всему, что его окружало. Как-то раз он пожелал посетить казармы калужского
гарнизона, откушав там каши, а в другой раз - Хлюстинскую больницу. Проходя
одну за другой палаты, он наткнулся на раненого своего солдата. Узнав, что
горца лечат так же внимательно и тщательно, как и русских, Шамиль был
потрясен. Позже, встретив на улице еще двух горцев (к удивлению имама, не
закованных в цепи), он завел разговор со своей "нянькой" - капитаном
корпуса жандармов Руновским. "Теперь только я вижу, как дурно содержал
княгинь ( Орбелиани и Чавчавадзе, взятых в плен в 1854 году. - Авт.), но я
думал, что содержал их очень хорошо. Я вижу в Калуге сосланных сюда двух
горцев, они ходят здесь на свободе, получают от государя содержание,
занимаются вольной работой и живут своими домами. Я не так содержал русских
пленных - и от этого меня так мучит совесть, что я не могу этого выразить
словами".
Находясь в России, пытливый до мелочей имам невольно сравнивал родной
Кавказ с огромной страной, в которой он очутился, удивляясь ее размаху и
развитию. Однажды его привезли посмотреть губернскую гимназию, в которой
Шамиль попросил непременно показать ему физический кабинет. Наткнувшись там
на корявый кусок магнита, имам долго с ним играл, радуясь тому, как он
притягивает всякие железячки. Но в гимназии Шамилю так и не смогли
объяснить, зачем русских детей учат русскому же языку. И совершенно
озадаченным стал Шамиль, посетив позже русский флот в Кронштадте, монетный
двор в Петербурге, фарфоровый и стеклянный заводы... "Да, я жалею, что не
знал России и что ранее не искал ее дружбы!" - произнес Шамиль со вздохом,
подъезжая к Калуге.


Летом 1861 года Шамиль со своим сыном Кази-Магомедом и двумя зятьями
отправились в столицу просить у Александра II разрешения ехать в Мекку. Но
Александр II ответил уклончиво, давая понять, что пока не время... Позднее
Шамиль красноречиво писал об этом эпизоде своему покровителю князю
Барятинскому: "Краснею со стыда перед Его Императорским Величеством и перед
тобою, Князь, и раскаиваюсь, что высказал желание ехать в Мекку. Клянусь
Богом, я не высказал бы моих задушевных желаний, если бы знал, что Кавказ
еще не замирен. Не высказал бы потому, чтобы Император и ты, Князь, не
подумали бы обо мне чего дурного! Если я лгу, то пусть поразит меня и все
мое семейство кара Божия!" (Просьбу Шамиля Александр II исполнил. В 1871
году Шамиль посетил гробницу пророка Магомета, но вернуться в Россию ему
уже не пришлось: смерть настигла имама в Медине.)
Постепенно, по свидетельству приставленного к имаму офицера, надзор за
"стариком", как называли за глаза Шамиля, стал почти незаметным. Никто его
уже и не воспринимал как военнопленного. Но интерес к нему не угасал. У
Шамиля часто интересовались о тех жестокостях, которые он совершал над
людьми. Имам на это отвечал философски: "Я был пастырь, а те были моими
овцами, чтобы их держать в повиновении и покорности, я должен был
употреблять жестокие меры. Правда, много людей я казнил, но не за
преданность к русским - они мне никогда ее не высказывали, - а за их
скверную натуру, за грабеж и за разбой, поэтому я не боюсь наказания от
Бога". На вопрос, почему он не сдался раньше, он отвечал как человек чести:
"Я был связан своей присягой народу. Что сказали бы про меня? Теперь я
сделал свое дело. Совесть моя чиста, весь Кавказ, русские и все европейские
народы отдадут мне справедливость в том, что я сдался только тогда, когда в
горах народ питался травою".
Как-то вечером Шамиль тихонько постучал в комнату своей новой "няньки"
Чичагова и, с минуту помолчав, вдруг спросил:
"Чем и как лучше я могу доказать, как я обожаю своего Государя?" Ответ
напрашивался сам: присяга на верноподданство. И Шамиль не заставил себя
долго ждать. Имам написал Александру II письмо, ставшее своего рода
политическим завещанием Шамиля потомкам: "Ты, великий Государь, победил
меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием. Ты, великий Государь,
подарил мне жизнь. Ты, великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями.
Мой священный долг как облагодетельствованного дряхлого старика и
покоренного Твоею великою душой внушить детям их обязанности перед Россией
и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе,
Государь, за все благодеяния, которыми ты меня осыпаешь. Я завещал им быть
верноподданными царям России и полезными слугами новому нашему
отечеству"...
Шамиль принял присягу 26 августа 1866 года вместе со своими сыновьями Кази-
Магомедом и Шафи-Магомедом в зале калужского Дворянского собрания.
Чем было это столь странное, на 180 градусов, обращение имама Шамиля из
последовательного врага России в ее верноподданного? Был ли этот поворот
искренним или же это было лишь притворство? Никто, пожалуй, кроме самого
Шамиля, не ответит на этот вопрос. И все-таки, думается, что имам был
искренен. С чего ему было двуличничать? Это был смелый и порядочный
немолодой уже человек, так что не из трусости же он принял дружбу со
вчерашними своими неприятелями. Что ему угрожало? В конце концов, находясь
в ссылке, побежденный Шамиль мог бы просто замкнуться в четырех стенах. Но
нет, он сам идет навстречу своим прежним противникам. Думается, что это
было проявление настоящей мудрости, преклонявшейся перед великодушием и
величием бывших врагов.
Московский комсомолец 5 декабря 1999 года [pic]





Новинки рефератов ::

Реферат: Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке (Политология)


Реферат: Выделительная система (Биология)


Реферат: Боги древней Греции (Искусство и культура)


Реферат: История возникновения театра в России (Искусство и культура)


Реферат: Билеты по Истории. 1курс 1семестр и 2курс 1семестр (Кишинев) (История)


Реферат: Диагностические условия повышения адаптивности (Социология)


Реферат: История психологии (Психология)


Реферат: Готическое Искусство (Искусство и культура)


Реферат: Демократия и средний класс (Политология)


Реферат: Методика преподавания темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе (Педагогика)


Реферат: Американская мечта в романе Фитцжеральда "Великий Гэтсби" (Литература : зарубежная)


Реферат: Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом (Менеджмент)


Реферат: Семейная социализация как процесс формирования социально-компетентной личности (Социология)


Реферат: Психологическая характеристика личности подростка (Психология)


Реферат: Tradde Station (Банковское дело)


Реферат: Сальвадор Дали в театре "ДИКЛОН" (Искусство и культура)


Реферат: Риски коммерческих банков (Банковское дело)


Реферат: Контрольная работа (Математика)


Реферат: шпора по РПС (География)


Реферат: Опросные методы сбора первичной социологической информации (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист