GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр). (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр). (Философия)



Казанский Государственный Университет. Декабрь. 2000г.
Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр).

Мировоззрение. Антропоморфный тип и антиантропоморфный тип.
Мировоззрение–это духовный способ освоения человеком природы, общества, что
воплощается в совокупности его ощущений, восприятий, знаний ценностных
ориентаций, убеждений и т.д. Оно присуще каждому человеку и обществу в
целом. Без мировоззрения нет человека. Оно исторически подвижно, оно
изменяется, потому, что человек все глубже проникает в мировоззрение. С
точки зрения историчности есть мировоззрения: 1)Антропоморфный тип
мировоззрения. При таком типе мировоззрения человек осваевает мир путем
переноса своих человеческих качеств на природные явления и процессы. Он
очеловечивает природу, он наделяет природные явления своими свойствами,
2)Антиантропоморфный тип мировоззрения. Перенос качеств, природных явлений
на человека. Познавая природу, познаем и себя, т.к. человек есть часть
природы.

Возникновение философии. Основные роблемы.
Термин философия впервые родился в др. Греции, авторм является Пифагор.
Именно он впервые назвал философию философией. Философия (с греч.) – любовь
к мудрости. Пифагор имел в виду, что философия – это мудрость, и человек
любит ее, тянется к ней. Однако через это понятие содержание не
раскрывается. Выходя за рамки термина, философия – это многообразная,
сложная форма человеческой духовности. Ее можно рассматривать в разных
аспектах. Философия, которая имеет дело с определенными знаниями человека о
мире, она помогает познать человеку мир. Философия в ряде случаев может
выступать как религия. Многие вопросы очень близки в этих понятиях, но
ответы разные. Вечен ли мир, имеет он конец или начало? Философию можно
рассматривать, как элемент духовной культуры. Она всегда входила и занимала
особое место там. Любая философия может рассматриваться, как форма
мировоззрения. Предварительно уясним, что такое мировоззрение. Человек в
своем жизненном потоке осваевает реальность, в которой он находится.
Основные усилия осознавшей себя философии, святся к тому, чтобы найти
высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире,
отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и
бессмертие, идея познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная
философия и философия истории, а так же история самой философии – таковы
основные проблемы философской мысли.

Философское мировоззрение.
Материаизм есть философское мировоззрение, признающее субстанцией,
сущностной основой материю. Согласно материализму, мир есть двужущаяся
материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной
материи – мозга. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому
истинное бытие принадлежит не материи, а духовноиу началу – разуму, воле.
Все материальное и духовное – это совечно единое сущее. Вне этого принципа
мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную
целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в
принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в мире так мудро
формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализ не
совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это
неоспоримый факт в бытие сущего.

Философия и наука.
О соотношении философии и частных наук было много споров. Философия – это
наука, конкретная наука , как вид эмпиристического и теоритического
познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями,
выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука в
естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет.
В это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте
ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие
теории. В философии, как и в любой другой накуе, люди ошибаются,
заблуждаются, выдвигают неверные гипотезы и т.п. Но все это совсем не
чначит, что философия есть одна из наук в ряду других. У философии предмет
иной – она есть наука о всеобщем, ни одна из других наук не занимается
этим.

Философия и культура.
Во всяком человеческом обществе создаются сложные многоуровневые
системы, специально предназначенные для выработки общих и конкретных
знаний, представлений о мире и самом человеке, а также ориентаций и целей
не только повседневного поведения, но и рассчитанных на отдаленные
перспективы. Еще на заре истории в рамках мифологии, магии и
гадательных систем общество вырабатывало некоторые механизмы упорядочивания
знаний, представлений и целей, значительную степень вариативности, которая
помогала человеку адаптироваться к окружающей обстановке. Вопреки всем
позднейшим изощренным специальным "онаученным" формам выработки и
переработку знаний и ориентаций, индивиды, социальные группы и общества
обращаются к мифо-поэтитческим, мистическим и гадательным системам, которые
удовлетворяют некоторые субъективные потребности в повседневных
ориентациях, необходимых в ситуационных сплетениях, не поддающихся сколько-
нибудь эффективному анализу соотношения причин-следствий. Более развернутую
систему выработки общих и конкретных знаний и ориентаций создает религия,
содержащая обширный комплекс объяснений, норм и мотиваций, отвечающих
огромному объему вариативность человеческой жизнедеятельность. Но хорошо
известно, что содержащийся в религиозных системах комплекс знаний и
ценностей слишком обременен необходимостью поддержания постоянства
поведения и единства общества, что сковывает его реформаторские потенции.
Поэтому уже на ранних этапах наряду с религией выработку новых знаний и
ориентаций берет, на себя светская культура в ее разнообразных проявлениях:
искусство и литература, философия и наука. С одной стороны, в этих формах
духовного производства имеется свое "наследие", устоявшиеся результаты,
знания и ценность. Вместе с тем их важнейшей характеристикой светской
культуры стала устремленность на новаторство, открытые новых горизонтов в
познаны, типов ориентации и способов жизнеустройства.


Философия др. Индии

Основные положения:
1.Брахмаизм (6 даршан): миманса, веданта, сакхья, ньяя, вайшешика, йога.
2.Чарвака.
3.Буддизм.
4.Джаийнизм.
ЙОГА 2 в. н.э Мир вечен, никем, никогда не был создан, постоянно
развивается делится на мир природы и мир людей. Мир природы - гармоничен и
спокоен; мир людей- мир страданий. Целью людей является освобождение ума от
материи. должен стремится к двум состояниям : 1. Сосредоточенный ум
неподвижен. 2. Сдержанным - погружен в самого себя.
БУДДИЗМ 6 в. до н.э. Мир вечен, никем никогда не создан. Сущность мира -
изменение развития. Мир состоит из пяти первичных элементов: вода, огонь,
земля, воздух, пространство. Имеется 4 истины: мир полон страданий, причина
страданий в самом человеке, его страстях, страдание может быть преодалено,
для этого необходимо освободится от желаний, от жажды жизни, путь
освобождения - благородный, срединный, восьмеричный путь: правильные
взгляды (владение четырьмя благородными истинами ), правильные стремления,
правильная речь, правильное поведение (не причинять зла животным),
правильный образ жизни, правильное усилие (контроль за состоянием психики),
правильное направление мысли (достичь понимая того, что в мире ничто не
приставляет ценности), правильное сосредоточение (полная отрешенность от
всего, безразличие).
ДЖАЙНИЗМ 6 в. до н.э. Мир существует вечно и никогда и ни кем не
создавался. Мир в своем бытии испытывает периоды подъема и спада. Во время
спада появляются тиртханкары, чтобы спасти мир от гибели. Джайнисты верят в
существование души и в переселение душ. Их главное учение – джива
самосовершенствование души. Если душа, пребывая в земной оболочке, будет
поддаваться гневу, жадности, лжи, гордости и т.д., то она пробыв какое-то
время в аду, по закону кармы вновь обретет материальную оболочку и будет
страдать. Джайнисты верят, что душами наделены не только люди, но и
животные.



Философия др. Китая

В китайской философии считается, что имеется наполняющую Вселенную силы ЯН
и ИНЬ. Он обуславливают сущность пяти элементов природы: влаги, ветра,
тепла, сухости, холода. Пять новых человеческих функций: мимика, зрение,
речь, слух, мышление. Пять основных чувств: забота, страх, гнев, радость.
Созерцательность.
КОНФУЦИЙ (552-479г.) до н.э. Не сформировал собственного учения, но
собрал 5 классических произведений Древнего Китая. Философия Китая имеет в
основе 5 условий разумного порядка: мудрость, гуманность, почитание
старших, верность, мужество. Она имеет основной задачей - построение
общественного устройства, основанном разуме, и дающее индивиду возможность
самосовершенствоваться и выполнять свое назначение в действии для всех.
Философия др. Греции.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Др. греческая философия возникла в ионийских городах
западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась
рабство, торговля и выросшая на их основе культура (связана с культурами
Вавилона, Финикии и Египта - более древние цивилизаций). Первые учения (г.
Милет 7-6 в. до н.э.) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом:
откуда все возникает и во что превращается? - они искали начало
происхождения и изменения всех вещей. Первое вещество - живое в целом и в
частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней
практической деятельностью. ФАЛЕС ( конец 7 начало 6 в. до н.э.). Купец,
много путешествовал. Гидроинженер. Проект политического объединения
малоразвитых городов перед угрозой Персии. Предсказал солнечное затмение в
585г. до н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считал, что все
произошло из некоего влажного первого вещества или воды. Все рождается из
этого первоисточника. АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первое
вещество (апейрон) из которого обособлены противоположности теплого и
холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он
беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно
вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. АНАКСИМЕН. Время
завоевания Милета персами. Первое вещество - воздух. Все вещества
получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание,
обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживающийся воздухом. В 5 в. до
н.э. Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь философии
прекратилось.
ПИФАГОР И ПИФАГОРИЙСКАЯ ШКОЛА. Пифагор из Самоса 580-500г. до н.э. При
тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон где основал
политический союз представляющий интересы аристократии. Сам ничего не
писал. Учения его претерпели значительную эволюцию. Выдвинул реакционное
учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов.
Последователи Пифагора объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 в.
до н.э. этот союз был разгромлен демократами. Отвергали материализм
Милетцев. Основа мира не материя первоначала, а числа, которые образуют
космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит
познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли
количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от
вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и
обожествляли их. Священная единица - это мать богов, всеобщее первоначоло и
основа всех природных явлений. Двойка - это принцип противоположности,
отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь
триединством первоначала и его противоречий сторон. Четверка - образ
четырех элементов природы. И Т.Д. Мысль о том, что все в природе подчинено
определенному числовому соотношению приводила Пифагорейцев к
идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является
первоосновой всего.
УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА. Родом из Эфеса. (530 - 470 г. до н.э.). Аристократ,
отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о
преходящем, изменчивом характере всего существующего. Все существующие вещи
возникли из материального первоначала. Однако первое вещество - это огонь.
Выбор огня в качестве первого вещества обусловлен взглядами Гераклита на
характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из
всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. Причина вечного
изменения - борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем,
несмотря на все изменения. Душа тоже из огня. Мир есть процесс, в котором
всякая вещь переходит в свою противоположность. Благодаря борьбе
противоположностей, обнаруживается их внутреннее сходство. Всеобщность
изменения и переход каждого качества в противоположное, делают все качества
вещей относительными. Логос - основа всеобщности и истинности чел.
познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что
доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано
познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света,
воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, “от
того, что никогда не заходит”. Однако, Гераклит считает, что большинство
людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание
за ум.
ЭЛЛИАТСКАЯ ШКОЛА. В 6-5 в. до н.э. центр духовного развития перемещен в
Южную Италию (земледельческая область). Главная идея: Бытие есть, а небытия
нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. КСЕНОФАН. 6-5 в. до н.э.
Поэт - философ побывал в Южной Италии, и вообще много путешествовал. В
конце жизни поселился в Элее, где под его влиянием возникла школа элеатов.
Критиковал представления о множестве богов (Если бы лошади могли рисовать
то они изобразили бы своих богов в виде лошадей) . Он пантеист. Мир вечен и
неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог.
Природа не божественна. Все что рождается и растет - есть вода и земля. О
природе богов не может быть истинного знания только мнение. ПАРМЕНИД. Эллея
6-5 в. до н.э. Составил законы для Эллеи, которые там долго действовали.
Мир - шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности
движения. Всякая мысль есть - мысль о существующем. Поэтому несущественного
никак нельзя мыслить как несущественное, откуда несущественного нет. Отсюда
невозможно возникновение и уничтожение. В центре мира – богиня-
правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит
всеми небесными движениями. ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд
положений в защиту учения Парменида (апории) Доказывал невозможность
движения (метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к
противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться
стрела должна в один момент времени находиться в определенном месте и не
находиться в нем, но это противоречиво - невозможно) .
ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА. Демокрит (460 -370 г. до н.э.). Родился во фракийском
городе Абдеры. Побывал в странах востока. Имеются труды Демокрита
охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этики, политики,
педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.
Активный приверженец демократии. Исходное положение атом, системы -
существующих атомов и пустоты, образующих своим бесконечным многообразными
соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок
его учения является взгляд по которому ощущения представляют хотя и
недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные
свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы
и пустота невидимы, но их существования удостоверяются основанным на
чувственных наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то , что существует
во мнении от того, что существует в действительности. Однако он не отрицает
реальность чувственно воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о
том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того
, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому он не
согласен с тем, что чувственные восприятия качеств совпадают с самими
качествами. Атомы суть всевозможных малых тела, не имеющие качеств, пустота
же - место, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и
вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и
отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким
образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их
состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия
действительности Демокрит допускает, что атомы различны по форме, порядку и
положению. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение.
Душа не бессмертна.
СОФИСТЫ. Философское движение эпохи зрелых рабов. В 5 в. до н.э. на смену
политической власти аристократии и тирании во многих городах Греции пришла
власть демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений –
народные собрания и суды, игравшего большую роль в борьбе партий и классов
свободного населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих
искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать.
Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой облости людей становились
учителями риторики, политических знаний... Однако нерасчлененность
тогдашнего знания и большая роль, которую приобрела в то время фил.ософия,
привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только политической
и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и
мировоззрения. Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями
мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах
стремился к доказать предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.
Старшая группа: Протагор (481 - 411днэ), Горгий, Гиппий и Продик. ПРОТАГОР.
Был материалистом и учил о текучести материи и об отностительности всех
восприятий. Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным
основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. ГОРГИЙ. Ничто
не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если
оно познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. Старшие софисты были
крупными спецами в вопросах права и обще - политических вопросах. Младшие
софисты (6 вднэ). В их учениях особенно выделяются этические и социальные
идеи. Они отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа
никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Он собрал вокруг себя много учеников,
большая часть которых оказалась врагами рабственной демократии. Это, а
также выступл самого Сократа против демократии восстановили против него
народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам Сократ ничего не писал. О
его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонта, Платона,
Аристофана а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи,
ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское
расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против
Софистов. Философия по Сократу - учение о том как следует жить. Он
выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко
оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания -
познание самого себя. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей,
т.е. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения
понятия. .
ПЛАТОН (427-347днэ). Афинянин, был противником демократии. Философское
развитие началось в школе Сократа. В городах Южной Италии и Сицилии он
продолжил ознакомление с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г. он
вернулся в Афины и основал школу (академия).
Считал, что мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные
вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего
истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные
нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к
чувственным вещам идеи и причины и образцы и цели, к которым стремятся
вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса. Так как чувственные
вещи преходящие то они должны быть обусловлены не только бытием, но и
небытием. Это небытие есть материя. Материя принимает на себя идеи и
превращает их во множество ч. вещей, разделенных пространством. Область
идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она
обуславливает познаваемость, существование предметов, от нее они получили
свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и
его целью (телеология - учение о целесообразности). Идеи вечны, неизменны,
тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мир вещей - мир
вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства
относительны, ограничены условием пространства и времени. Знание есть
припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и
созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что
знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов
напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции,
независимой от чувственного восприятия, чувство вещи отражаются лишь во
мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между мнимым и
подлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто родственное чувст
вещам и идеям. Противоречия - есть необходимое условие для побуждению души
к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления
противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть - искусство диалектики.
АРИСТОТЕЛЬ. Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской
академии. (384-322г. до н.э.). После смерти Платона проживал в Атарнее
(остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве
воспитателя его сына - Александра. В 335 г. году возвратился в Афины, где
основал школу - гимназии (Ликей). До нас дошли не все тексты Аристотеля.
Многие из дошедших по видимому не являются текстами самого Аристотеля.
Например “Метафизика” по-видимому представляет составленные слушателями
своды различных по времени курсов Аристотеля. Очень важны для понимания
Аристотеля его сочинения: “О душе”, “Физика”, “категории”. Философия
Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии, познания, Учения о бытии,
космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики,
риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения
атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения
представляют большую ценность ценность. По А.ристотелю каждая единая вещь
есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и
потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди, и
формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально существующем
шаре она составляет одно с веществом. Противоположность материи и формы
небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по
отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю
является медь. Медь лишена форму т.к. еще не является шаром и в то же
время она есть возможность формы. Форма есть действительность того
возможностью чего является материя. Согласно Аристотелю в пределах мира
чувства вещей возможен последовательный переход от материи к
соотносительной ей форме и наоборот. Категориии эти становятся текучими.

Средневековая философия.
В это время возникает феодальное общество (крепостное право). Значительную
роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия
и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности
и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризовалось
становлением христианства. В условиях жесткого диктата церкви и
государственной власти философия была объявлена служанкой богословия,
которая должна была использовать свой рациональный аппарат для
подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название
“схолистики”(опиралась на форменную логику Аристотеля). В этот период
врмени в философии большое внимание уделяется Богу.
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН (354 – 430). Выдающийся мыслитель, вписавший
заключительные страницы в истории Рима и всей античности. Он был
вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области
богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и
историософских воззрений. Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму.
По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно
существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистая форма, наивысшая
красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение
его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре
духовных устремлений – Бог, как исходный и конечный пункт размышлений.
Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная.Размышления
Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По Августину
время – есть какоето протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире
мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима
от бога. Учения Августина о божественной благодати в ее отношении к воле
человека, оказали большое влияние на последующую христианскую философию.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов
христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего
Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и
материального, как соотношение изначального принципа формы с
неустановившимся принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние
первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа
человека - есть формообразный принцип, однако свое полное индивидуальное
воплощение она получает только при соединении с телом. Так был разрешен
один из самых острых вопросов христианской схолистики. Схолистика должна
была истолковывать свое отношение к материи т.к. Иисус Христос был явлен в
виде человека, т.е объединил в себе бога (идеал) и человека (материя)
природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как нечто (чего
требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалифицировал материи
Фома Аквинский с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве
“слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика.
Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они
совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как
действительность к возможности. Доказательство существование бога. Каждое
явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к
необходимости существования бога - верховной причины.

Философия эпохи возрождения.
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли,
мореплавания, военого дела, т.е. материального производства, а
следовательно развитием техники, естествознания, механики, математики.Для
этой эпохи характерно как бы вторе рождение идей античной философии, прежде
всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественн-исторической
практики явились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных
наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. Выразителями
этой тенденции были крупнейшие мыслители этой эпохи, общим пафосом которой
стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности
человека, его достоинства, права на земные радости им счастье.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 – 1464). Теолог, философ, ученый, математик,
географ, астроном, родоначальник немецкой философии. Утверждал идею о
единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания бога и
Вселенной. Утверждал о мощи человеческого познания, о взаимосвязи всех
природных явлений, о бесконечности Вселенной. Рассуждал о возможности
приминения математических понятий в познании природы.
ДЖОРДАНО БРУНО (1548 – 1600). Этические воззрения Бруно заключаются в
утверждении “ героического энтузиазма” безграничной любви к бесконечному.
Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов
и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Был сожжен
вместе со своими трудами на площади цветов в Риме.

Новое время рационализм и эмпиризм.
Рационализм – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником
познания и критерием его истинности. Западная философия Нового времени
открывает следующий период в развитии философской мысли. Этот период в
жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и
развитием капитализма что связано с прогрессом в экономике, техники, ростом
производительности труда. Происходят существенные преобразования в
социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение
в целом. Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти
углубленным изучением природы, отчасти все более усиливающимся соединением
математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы
научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и
собственно философии.
Ф.БЭКОН. Первым философом , сознательно поставившим перед собой задачу
разработки научного метода на основе материалистического понимания природы,
был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика,
опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства
непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и
состоит в применении рационализма. метода к чувственным данным. Индукция,
анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия
рационального. метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произведении
Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому
пониманию, на котором. основан “Органон” Аристотеля. До сих пор открытия
делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены
правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему
относятся орудия, совершенная способность нашего восприятия, и орудия,
совершенное саму человеку - мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание,
а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса
знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой
которой. является правильная индукция. До Бэкона философы, писавшие о
индукции обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые
положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают
обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.
Р.ДЭКАРТ. Родился в 1596 г во Франции в семье дворянина. Служил в армии.
Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной
деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольме, где и умер в 1650г.
Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Дэкарт допускает два
независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную
“протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой
единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же
время в психологии, теории познания, в учении о бытии Дэкарт - идеалист. В
теоретическом познании Дэкарт объявляет самой достоверной истиной истину о
существовании сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В
учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но
и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает
бог. Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел
метод координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало
система алгебраических обозначений. В механике Д. указал на относительность
движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также
закон сохранения полного количества движения при сооударении двух неупругих
тел. Дэкарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая,
что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е
объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (пространство)
беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все
качественное разнообразие природных явлений : 1) к материи и 2) к ее
движению. В познании главную роль играет разум - рационализм. Дэкарт
полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В
процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения -
аксиомы. В логической цепи дедукции, за аксиомами, каждое следующее звено
достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна
сила памяти. Поэтому непосредственное очевидные исходные положения, или
интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в
еврейской семье. Знакомство Спинозы с идеями Декарта привело к разрыву с
иудаизмом. Спиноза был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде
сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от
туберкулеза. Основная цель философии - завоевание господства над внешней
природой. Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о
свободе. Спиноза учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая
является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой
творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть
субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природа и бога, Спиноза
отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе
и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает
важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции
одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины,
которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности.
Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины.
Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая
единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир
конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне
ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее
видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает
существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как
протяжение и как мышление ( атрибуты субстанции). Человек как предмет
познания, не составил никакого исключения. Человек – есть природа.

Немецкая классическая философия.
И. КАНТ родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором
университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только философом,
но также крупным ученым в общ естествознания. Философское развитие Канта
делится на два периода. В первый период (до начала 70-х г.) пытался решать
философскую проблему - о бытии, философию природы, религии, этики, логики
исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как
умозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить
явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи
непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, который эти вещи в
себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой
разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в
познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался первым выяснить
источники различного вида знаний - научного и философского, выяснить на
чем основывается достоверность знаний, исследовать формы и категории
научного мышления... Учение “Критика философии” сформировалось к началу 80-
х гг. Оно изложено в трактат “ Критика чистого разума” – 81г., “Критика
практического разума” – 88г. и “Критика способности суждения” – 90г.
Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы
чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К.ант -
идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей
чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не
могут дать нам теоретического знания о “вещах в себе”. Достоверное знание
существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и
необходимые. Но это не есть знание о вас, а только о свойствах вещей к
которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия.
Г.ГЕГЕЛЬ. Выдающимся представителем немецкой классической философии
является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарде в 1770г в
семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском
университете. После его окончания некоторое время работал дом учителем. В
1801 г зашитил докторскую и стал профессором Иенского университета. Первым
выдающимся трудом Гегеля является “феноменология духа” (1806г.). В 1818 г
Г был приглашен в Берлинский университет, где он работал профессором и даже
ректором. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На
объективно идеалистической основе он развил учение о закономерностях и
категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал
основные принципы диалектики, логики и подверг критике метафизику - способ
мышления, господствовавший как в идеалистических так и материалистических
течениях философии. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил
принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что
категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит
мировой разум. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и
развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель -
в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа :
пребывание самопознавающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии
чистого мышления; развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы).
На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и
постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Философские
взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять
явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что
развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм
к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных
изменений в качественные, что источником развития являются противоречия:
противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности,
составляет принцип всякого самодвижения.
Л.ФЕЕРБАХ. Последним великим представ классической немецкой философии был
Л.Феербах (1804 - 1872). Его выдающаяся заслуга в том, что он подверг
критике Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистической философии.
Феербах - воинствующий материалист. Он родился в семье юриста. Поступил в
богословский факультет Гейдельбергского университета. Однако через год
покидает его. Переезжает в Берлин, где слушает лекции Гегеля в
университете. С 1828 г. преподает в университете, но его увольняют за
отрицание личного бессмертия в работе “мысли о смерти и бессмертии” С 1830г
ведет уединенную жизнь в деревне и публикует свои работы. К1839г. он уже
окончательно порывает с идеализмом В 1841г выходит главный труд - ”Сущность
христианства”. Затем он публикует “Предварительные тезисы к реформе
философии”, “Основные положения философии будущего”. Осуждая
идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой
сущности, приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению -
есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Науки вскрывают
неразрывную связь мышления с материальными процессами в человеческом
организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от природы;
мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии, физиологической
деятельности. Феербах утверждает : “Новая философия превращает человека,
включая и природу, как базис человека, в единственный, универсальный и
высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том
числе и физиологию, в универсальную науку.” Феербах сводит
сверхестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная
черта его антропологического метода. “У природы нет ни начала не конца, все
в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновременно
является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако
эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у
Феербаха. Он отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.
Однако не указывает на качественное многообразие форм движ.ения материи, на
их взаимопереход. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух,
вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является
существом, непроизвольно и бессознательно действующим, - под словом природы
я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего
теологического”.

ПОЗИТИВИЗМ. Философское направление, утверждающее, что источником
подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные
конкретные эмпирические науки и их синтетические объединения, а философия
как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование
реальности.

Последний вопрос – увы.

Гр. 14.09




Реферат на тему: Ответы по философии

1. Проблема рождения философии.
На заре развития человечества, когда были еще в силе родовые принципы в
хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была
мифология (миф в переводе с греческого «рассказ»). Мифология есть результат
настоятельной духовной потребности объяснить мир. Мифология – образно-
художественный способ объяснить мир, явления природы и жизни людей. В мифах
человек не выделяет себя из природы.
Философия - любовь к мудрости, особая система знаний предназначенная
для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в
естественно научном исследовании, историческом познании, и в повседневной
производственной и политической деятельности. Зародилась около 2500 лет
назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет).
Классическая форма - Древняя Греция. Понятие введено Пифагором (580-500
до Р.Х. о. Самос). В качестве особой науки выделена Платоном.
Hеобходимые (но не достаточные) предпосылки возникновения философии:
разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта,
pецептуpно-технологические знания («смотри на меня, делай как я, делай
лучше меня»), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы).
Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Наличие
денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная,
аpгументивная (критика).
Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие
тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности
мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный,
синкретический, нерасчлененный вид), ориентирован на стабилизацию самого
себя (догматическое мышление).
Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема
устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме.
Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо
рассуждать критически.
Сначала философия включала в себя всю совокупность знаний, позже
превратилась в систему общих знаний о мире.
Разделы философия: онтология (бытие и его сущности), гносеология
(познание), логика (мышление, законы и формы), этика (мораль), эстетика
(прекрасное), социальная философия (человеческое общество), история
философии.
Предметом философия являются всеобщие свойства и связи.
2. Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа,
Логос, Эйдос, Душа).
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет
культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое.
мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало
учение о космосе.
Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.
Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод.
Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный
круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему
возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено
Пифагором.
Натурфилософы (Фалес (625-545 до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp
(611-545 Милет), Анаксимен (585-525 Милет)) считают, что основой вещей
является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное
вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты
усматривали основу мира в едином, незримом бытии.
Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого
сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро
вещи). Противоположность природе дух.
Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У
Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с
безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос -
единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины.
Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.
Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности.
У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого
проистекает наш мир, как отражение.
Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно
человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние
представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и
предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма
которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.
Основные представители (до Сократа):
Фалес (625-547 до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.
Анаксимандр (610-540 до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).
Анаксимен (585-525 до Р.Х., Милет) – воздух.
Пифагор 580-500 до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.
Гераклит (530-470 до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба
противоположностей, все изменяется.
Ксенофан (565-473 до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист,
скептик; единое и недвижимое –бог (природа).
Парменид (500-400, Элея) – разграничение рационального и чувственного.
Анаксагор (500-428).
Софисты – Протагор(480-410 до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек
есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих,
что они не существуют».
3. Жизнь и философствование Сократа.
Сократ (469-399 до Р.Х., Афины). Умер приговоренный (за неверие в
государственных богов, поклонение новому божеству и развращении юношей) к
смерти через принятие яда. Разработал новую концепцию философии –
антропологическую этику (взамен предшествовавшей космологической
натурфилософии).
Система объективного идеализма Платона. Разработаны все основные части:
онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, космология, психология.
Идеальное начало - идея (эйдос) порождает все многообразие вещей. Вещи
являются лишь бледным отражением идей, т. е. материальный мир вторичен. Все
явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и
изменяются. Только идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За
эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит
в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.
Идеи образуют иерархию. Выше всего стоит идея красоты и добра. Познание,
или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и
свидетельством полноценности жизни.
Объективный идеализм - идеи существуют вне и независимо от человека. Идеи
существуют в специальном пространстве. Идеи вечны, неразрушимы. В основе
вещей лежат числовые отношения. Он не относил числа и пропорции к вещам.
Круг на песке - идея круга. По рисунку мы можем исследовать математические
закономерности идеи. Платон всю математику относил к небу.
Пещера: единственная реальность - тени на стене пещеры. Один человек
освободился, увидел все устройство мира, если бы он вернулся в пещеру, то
не смог бы никого убедить. Миp идей - вещи, их отношение, но убедить в этом
никого нельзя. Таким образом, и знание можно понимать отличным от Платона
образом. Реальным знанием является познание идей. Пpи восприятии -
установка на разум.
Знание априорно (доопытное знание). Человек - это прежде всего условное
начало. Душа (появляющаяся при рождении) есть отражение идеи души.
Футургус - божественное начало. Создает конечное множеств идей. Демиург -
(по Платону - творец мира) соединение идеи с материей. Хара - первичная,
безличная проматерия. Приводится в действие с помощью первичной души.
Космос имеет форму шара и вращается вокруг Земли. Каждой душе соответствует
звезда. Люди рождаются постоянно. Душа бестелесна, бессмертна, она не
возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно
подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей.
Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и,
самая низшая часть - влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая
из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное
и благородное, либо на дурное и низкое.
Реинкарнация (мнемнезис) - процесс перехода души. Свободные души могут
общаться. После внедрение в тело душа забывает все (анамнезис), что знала,
т.к. этот процесс насильственный. Доказательство теоремы (как мы можем
знать доказательство, не зная априори?). Знания априорны.
Человек - единство души и тела, в основе душа. Три категории души людей
в зависимости от преобладания начала: разум/страсть (воля)/вожделение.
Разумная душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу государствава,
Воля - стражники и воины. Охранять государство, т.к. обл. волей, силой.
Чувственная - крестьяне.
Сократические школы: мегарская, киническая, киренская.
Мегарская. Всеобщее и неделимое бытие носит характер всеобщего блага.
Существует единое добро, равное истине, богу, уму. Единственная добродетель
- познание добра. Все единичное противостоит добру и лишается статуса
самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Существует только
необходимое, возможности нет.
Киники. Диоген, Антисфен. Человек должен освободить себя от зависимостей,
привязанностей к удовольствиям. Единственно реальны единичные вещи, общего
не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе. Отказ от
богатства, славы, наслаждений, достижение независимости и внутренней
свободы.
Киренаики. Благо человека - это его наслаждение. В этом и смысл и цель
жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в
настоящий момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти
принципы, считая, что человек должен властвовать над наслаждениями. Однако
его последователи на это наплевали.
4. Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании.
До конца 5 в до Р.Х. основным типом древнегреческой философии был
материализм.
Платон (427-347 до Р.Х., Афины, настоящее имя Аристокл) был противником
афинской демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В
городах южной Италии и Сицилии он продолжил знакомство с философией элейцев
и пифагорейцев. В 387г он вернулся в Афины и основал школу (академия).
По-видимому, свою литературную деятельность начал с небольших диалогов по
вопросам этики. В зрелый период им был написан трактат Государство, затем
диалоги Пир, Теэтет, Федон. К поздним работам относится диалог «Законы»
Философской учение Платона охватывает широкий круг вопросов - о бытии,
мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда,
воспитании искусстве.
Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают
и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной
сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи
или виды), постигаемые умом. По отношению к чувствам вещам идеи и причины и
образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого
класса.
Так как чувственные вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не
только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя и пространство
(область непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя
принимает на себя идеи и превращая их во множество частных вещей,
разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на
вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность
предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только
верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о
целесообразности).
Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и
времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и
изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями
пространства и времени.
Материю сотворил демиург - творец, чистый разум.
В центре космологии учение о мировой душе. Душа заключена в темницу
нашего тела, но способна к перевоплощениям. Знание есть припоминание. До
своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно
сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти
знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе
позабытые ей знания. Вид познания зависит от различия познаваемых вещей.
Достоверное познание (воспоминание) - только об истинно сущих видах -
идеях. О чувственных вещах и явлениях возможно лишь вероятное мнение. Тут
не понятно, что есть истина. Между идеями и чувственными вещами -
математические понятия, доступные рассудочному познанию.
Метод познания - диалектика. Два пути - восхождение по обобщению понятий
вплоть до высших родов и нисхождение от общего к частному, это касается
только идей, но не чувственных единичных вещей. Идеи познаются путем
интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи
отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания.
Бытие, когда оно рассматривается само по себе - едино, вечно,
тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же при рассмотрении по
отношению к иному содержит в себе различия, изменчиво, подвижно. Поэтому
бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и
преходяще, неизменно и изменчиво.
Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к мышлению.
Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий,
таящихся в повседневных мнениях, есть, по Платона, искусство диалектики.
В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами
всех вещей являются неделимые треугольники или геометрические бестелесные
атомы. Космология - в центре земля, вокруг планеты и звезды, которые
движутся благодаря их собственным душам.
Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3
частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной (страсть) и
вожделеющей, которые создаются низшими богами.
Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при
соответствующем воспитании. Так как люди не могут личными усилиями
приблизится к совершенству, то необходимо государство и законы. Государство
основано на разделении труда между разрядами свободных граждан.
Разумной части должен соответствовать разряд правителей-философов,
эффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть
ограничен выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства
в дела других.
Правители - философы, необходимо специальное воспитание. Правят с 50-60
лет. Воины - общежитие для искоренения чувства зависти. Ремесленники -
воспитание умеренности и самоограничения. Первая в истории человечества
теория идеального государства. Три формы - монархия, аристократия и
демократия, причем любая в двух видах - законная или незаконная
(насильственная). Первый вид предпочтительнее.
Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому
Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей
и воинов личной собственности, а также учение об общности жен и
государственного воспитании детей.
5. Учение Аристотеля о причинах, о материи и форме.
Аристотель (384-322 до Р.Х.) родился во Фракийском городе Стагир,
обучался в платоновской академии. После смерти Платона проживал в Атарнее
(остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве
воспитателя его сына - Александра.
Основатель собственно научной философии. В его учении отдельные науки
получили освещение с точки зрения философии.
В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - Ликей.
До нас дошли не все тексты Аристотеля. Очень важны для понимания
Аристотеля его сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Физика
Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания. Учения о
бытии, космологии, физики, зоологии, политики, этики, педагогики, риторики,
эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов,
пифагорейцев, ранних материалистов.
Эти критические введения представляют базовую ценность. Критика
Платоновской теории «идей».
Учение Аристотеля - объективный идеализм. Оно сложилось в результате
критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по
ряду причин:
1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не
отличаются от них по своему содержанию.
2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут
дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи
причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона
не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что он
отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей.
3. Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному
Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть
одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в
менее общей, и несущность, так как сама она в свою очередь причастна к
стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.
4. Платоновское учение о сущности идей, независимых по отношению к вещам
чувств мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами
есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна
существовать идея, то кроме идеи, например человека и кроме
соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что
существует между ними. Далее для этой новой идеи человека и для
находящееся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще
одна - третья - идея.
5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого
чувственного мира, Платона лишил себя возможности объяснить факты
рождения, гибели и движения. Если вещи действительно существуют, то
необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не
существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального
отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи.
Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же
время является и обобщением всех частей вещи, является некой
общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной
вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность
вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью
вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и
вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь
остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей
и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи,
когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность
присутствует субстанционально.
В философии различал: теоретическую часть - учение о бытие, его частях,
причинах и началах; практическую - о человеческой деятельности; поэтическую
- о творчестве. Предмет науки - общее, но оно существует в единичном и
познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и
чувственное восприятие.
Признавал 4 причины: материя, или пассивная возможность становления;
форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как
возможнос

Новинки рефератов ::

Реферат: Личностные и профессиональные требования к специалисту службы маркетинга (Менеджмент)


Реферат: Обязательство (Право)


Реферат: Дистанционное образование с помощью Internet (Программирование)


Реферат: История развития этикета: факты (Психология)


Реферат: Жизненный цикл фирмы (Менеджмент)


Реферат: Исторический портрет Льва Троцкого (Исторические личности)


Реферат: Россия - светское государство (Право)


Реферат: Лекции по линейной алгебре (МГИЕМ, ФПМ) (Математика)


Реферат: Культура дыни в защищенном грунте (Ботаника)


Реферат: Сократ (Философия)


Реферат: Экономическая сущность страхования (Страхование)


Реферат: Организационная структура (Менеджмент)


Реферат: Измерение горизонтальных и вертикальных углов (Геодезия)


Реферат: Все лучшее от природы (пчелы и их продукция) (Биология)


Реферат: Формирование речи у дошкольников (Педагогика)


Реферат: Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО (Бухгалтерский учет)


Реферат: Новый подход в понимании преадаптации (Биология)


Реферат: Роль международных валютно-кредитных учреждений в организации международных кредитных отношений. (Деньги и кредит)


Реферат: Cельское хозяйство (Ботаника)


Реферат: Проектирование отопления и вентиляции спального корпуса кадетов в поселке Рассвет (Строительство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист