GeoSELECT.ru



История / Реферат: Александр Македонский (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Александр Македонский (История)


Российский Государственный педагогический университет им.
А.И.Герцена.

Психолого-Педагогический Факультет



Реферат по Истории Мировых Цивилизаций



Выполнила Соловьёва С.С.
студентка гр. 6-С
Проверила Шестакова Р.В.



Санкт-Петербург
1999 год



В глубокой древности Дельфийский оракул предсказал Македонии
следующее:
Вперед к богатой стадами иди
Боттиэе! Как только увидишь,
Лагерем ставши, во сне ты коз
Белогорое стадо, город заложишь ты там,
Принеся обильные жертвы.
Согласно приданию, именно Дельфийскому оракулу была обязана древняя
столица македонян своим возникновением . Прежде она называлась Эдессой и
была известна как город, "богатый водой".Македоняне называли его просто
Эги, что означало "козий город".Этот город стал колыбелью народа,который
произвел на свет одного из крупнейших завоевателей всех времен - Александра
Великого.
Чтобы понять, какого рода человек был Александр Македонский, каким
полководцем он был - надо описать все стороны и периоды его жизни. Начиная
с его детства, необходимо описать все что составляло окружающий Александра
мир. Каким он был? Каким был сам мальчик? Он напоминал жеребенка
благородных кровей, вырывающимся из-под узды - настолько чувствительным и
легко возбудимым был Александр. Учителям и воспитателям было с ним и легко
и трудно. Александр не подчинялся тем , кто пытался ему приказывать,
поэтому некоторые воспитатели считали его непокорным, упрямым и даже злым.
Тот же, кто воздействовал на него добром, вызывал в нем интерес, добивался
послушания, а иногда и обретал его любовь, ибо Александр был страстным
человеком, склонным к любви и восхищению, так же как и к презрению и
протесту. Как и любого чувствительного человека, в нем легко было вызвать
радость или гнев. Иногда страсти так потрясали его, что переживания
становились для него просто невыносимыми, но и в эти моменты в нем
проявлялся великий, царский и поистине гордый дух. Но при всей его мягкости
некоторые качества, такие как железная воля, непреклонность и неумолимость,
он унаследовал у матери. У Александра уже в детстве проявлялся характер
будущего великого человека. Его романтические настроения уживались с
трезвым рационализмом, потребность любви - с неумолимостью, воинственностью
и склонность к насилию. Однажды он схватил меч и приготовился к бою лишь
потому, что услышал военную песню великого Тимофея .[1]
Время шло, Александр становился старше и чем более взрослел, тем
сильнее чувствовал Филипп - его отец, отсутствие у сына обычной сыновьей
любви. Александр был скрытен с отцом. В основном это объяснялось холодными
отношениями между родителями. Дело в том, что в детстве и в юности
Александр видел Филиппа глазами любимой матери. Филипп был неверным
супругом и, поэтому не было удивительным, что Олимпиада - его жена,
испытывала к нему ревность и ожесточение. Именно эти качества перенял у
своей матери Александр. Но наследник Филиппа испытывал еще и муки иной
ревности. Вместо радости блестящим успехам отца, он проявлял зависть. Он
мечтал, что в будущем он одержит победы, которые дадут ему возможность
помериться с отцом славой. Филипп делал все, чтобы завоевать доверие,
привязанность и любовь сына, но ему так и не удалось покорить сердце
собственного ребенка. Царь осознавал то огромное влияние, которым обладала
Олимпиада на сына, и знал, что Лисимах и Леонид, которые являлись учителями
и воспитателями Александра, стояли на ее стороне. Такого рода обучение сына
не соответствовало его желаниям, он решил направить его по совершенно иному
пути. Он решил, что Александр не будет столь строптивым, если на его пути
встретится по-настоящему крупный человек. Не колеблясь царь выбрал самого
лучшего из известных ему учителей. Он послал приглашение Аристотелю на
остров Лесбос и получил согласие философа.
Аристотель видел в Александре будущего гегемона эллинов и, более того,
cамого могущественного властителя Европы. Поэтому Аристотель принял
приглашение Филиппа. Философ наилучшим образом справился со своей задачей.
Он не стремился стать влиятельным советником царя , его интересовал только
доверенный ему юноша. Аристотелю в то время было около сорока лет. Он
старался завоевать доверие ученика, хотел, чтобы он воспринимал своего
учителя не как уже сложившегося, взрослого человека, а как мятущегося,
формирующегося мыслителя, который еще только ищет собственное "я". Таким
образом, рядом с Александром очутился человек, продолжающий расти и искать
новое, несмотря на уже достигнутое величие, что, конечно не могло не
отразиться на отношениях между ними. Аристотеля, как и Александра терзала
жажда неизвестного в бесконечном мире. Неудивительно, что оба эти искатели
нового обрели любовь друг друга.
Шли годы, Александр взрослел, и вот наступило время, когда Филипп
решил, что Александр уже достаточно вырос для того, ознакомить его с
управлением государством. В 340 г. до н. э., в шестнадцать лет, пока Филипп
ходил походом на Перинф, Александр управлял Македонией. Александру была
вручена царская печать. В это время восстали меды, обитавшие в верховьях
Стримона. Молодой царь подавил восстание, переименовал их столицу в
Александрополь и заселил ее жителями империи. После того как наследник
столь удачно проявил себя, царь стал давать ему и другие поручения. В 338
году до н. э. Александр уже входил в штаб Филиппа, а в битве при Херонее,
когда ему было всего восемнадцать лет,
командовал одним из флангов македонской армии. Во главе гетайров он разбил
строй привыкший к победам фиванской фаланги и тем самым решил исход
сражения. Наследник, вероятно, почувствовал себя счастливым, когда отец
предоставил ему возможность действовать самостоятельно. Скоро Александр
стал тяготиться ролью наследника, к тому же еще и такого деятельного и
гениального человека, каким был его отец.
Так начинается линия разногласий между Александром и его отцом,
которая закончится так неожиданно и так трагично. В триста тридцать седьмом
году до н. э. Филиппа охватила новая страсть на сей раз речь шла о
девушке из самой знатной македонской семьи. Но родственники прелестной
Клеопатры( так звали эту девушку ) настаивали на том, чтобы дети от этого
брака имели полное право на наследие престола. Что же ждало тогда
Александра? Можно ли оттолкнуть его так же, как его мать?
Свадьбу отпраздновали с большой пышностью. Александр вынужден был
присутствовать и на празднике и на пиру. Сорокашестилетний царь сиял от
счастья рядом со своей шестнадцатилетней невестой. Жених напился больше чем
обычно. Аттал, один из самых уважаемых придворных царя, который был тесно
связан с родом парминиона, откуда происходила Клеопатра, принеся жертву
богам, попросила их даровать царю законных детей. Стихийные силы
пробудились в Александре, он схватил то что подвернулось под руку,- это
оказался кубок - и швырнул его в обидчика. Тот стал защищаться. Тут Филипп
вступился за Аттала. Царь поднял меч на юношу, но, будучи пьян, не
удержался и упал. Тогда все услышали голос сына:”Вот человек, который
собирался идти походом в Азию, а не в состоянии даже пройти от ложа к
ложу”. 1
Александр покинул двор и страну, отвез мать не ее родину, а сам
отправился в Иллирию. Только с помощью ксена Демарата Филипп начал
переговоры с Александром и сумел уговорить наследника вернуться. Однако
отношения отца с сыном продолжали оставаться напряженными. Их сближению
мешала не только новая царица, но еще больше стремление Александра к
независимости, лишавшее его покоя.
Можно было опасаться, что напряженные отношения между отцом и сыном
вновь окончатся разрывом. Но судьба разрубила этот трагический конфликт
одним ударом. Она милостиво избавила Филиппа от всех дальнейших бедствий,
которые неизбежно навлек бы на его голову сын и нетерпеливый наследник. Это
произошло летом 336 г. до н. э. Войска уже собирались выступить в поход
против персов. В старинном престольном городе Эги готовилась свадьба сестры
Александра с эпирским царем. Свадебный пир проходил торжественно, без
споров и разногласий. На следующее утро ожидали апогея празднества: в нем
должен был принять участие народ. После торжественной процессии
предполагалось, что будет представление в театре. Великолепное шествие
двигалось через празднично возбужденную толпу. Шли гости, послы, высшие
чины македонской армии. Затем шли придворные, гетайры, сам царь шел между
наследником и женихом. Их окружала царская стража. Процессия вошла в театр.
Филипп миновал ворота; раздались радостные возгласы. И тут словно сверкнула
молния. Коварно спрятанный в складках одежды убийцы меч пронзил царя.
Филипп пал мертвым. Убийца пытался бежать но стража нагнала его и убила.2
Со смертью Филиппа умерла и надежда объединить греческие и македонские
сердца в их стремлении к общему будущему. Эта идея не нашла в Александре
поддержки. У этого человека вскоре появилась иная, титаническая цель:
замыслы Филиппа оказались слишком узки для него. Его задача была шире -
объединить все страны и народы.
Несчастье не помешало Александру решительно взять в руки власть.
Действовать надо было немедленно. Это понимал и еще один человек , самый
могущественный из приближенных Филиппа-Антипатр. Испытывая теплые чувства к
Аристотелю, он ощущал связь, объединявшую его с Александром. Решение
принято: Антипатр выступил перед собравшейся толпой с речью в пользу
Александра. С преданными ему воинами Александр вернулся в город и занял
крепость.1 Теперь наступила пора думать о наказании преступников и об
отмщении. Александр воспользовался возбуждением, царившем в народе и армии,
захватил и, более того, уничтожил всех, кто казался опасным для трона,
независимо от их причастности к покушению на Филиппа. Итак, царем стал
двадцатипятилетний юноша, трон под которым, казалось, шатался.У всех
народов, побежденных Филиппом, появился немалый соблазн сбросить господство
и опеку македонян. На Балканах серьезных беспорядков не возникало, совсем
иначе обстояло дело в Греции. В Афинах царило праздничное настроение, Фивы
и Амбракия выступили против македонских гарнизонов. Большинство крупных
греческих полисов отказались признать Александра. Молодой царь понял, что
главное-предотвратить создание против него общегреческого оборонительного
союза. Он неожиданно прорвался со своей армией по труднодоступным тропам в
Фессалию и, даже не пустив в ход оружия, добился того, что его избрали
пожизненным стратегом. Перейдя в горы, он встал лагерем перед Фивами и
послал ультиматум Афинам. Испуганные греческие города старались превзойти
друг друга в выражении верноподданнических чувств и уверяли царя в своей
лояльности. Александр был признан гегемонов эллинов. С точки зрения
стратегии этот поход демонстрирует типичную черту военного искусства
Александра-двойную внезапность.
Наступил 335г. до н.э. , который должен был привести к окончательному
разгрому иллирийцев и подчинению трибаллов. Александр тщательно
подготовился к походу, собрал сильное войско и послал на Дунай эскадру для
поддержки военных действий пехоты. Македоняне выступили из Амфиполя весной
и, пройдя быстрым маршем вдоль Родопских гор, подошли к подножию Балкан.
Сломив сильное сопротивление врага, они перешли через горы, разбили
трибаллов и достигли Дуная. Тут Александра охватил азарт, и он решил
форсировать Дунай. Внезапный маневр должен был потрясти и ошарашить
противника. За ночь он переправил через огромную реку часть своего войска.
Внезапно, подобно молнии. нанес он удар перепуганным трибаллам, показав
северянам боевую мощь победоносной македонской армии. Напуганные внезапной
атакой Александра, трибаллы сразу же сдались и подчинились царю. Теперь
господство македонян распространилось вплоть до Дуная. В это время
иллирийцы образовали сильную коалицию и захватили приграничную крепость
Пелион. Молодой царь проник в долины с целью отвоевать потерянные земли. Но
иллирийцы удерживали все окрестные вершины, а македоняне, запертые между
горами и вражеским войском, стали ощущать недостаток продовольствия. С
большим трудом, только благодаря быстроте и ловкости маневра Александру
удалось вырваться из окружения. Когда иллирийцы были уже уверены в своем
успехе, Александр улучил момент, и поднявшись ночью в горы, внезапно напал
на них, разбил и преследовал по горам и долинам до родных мест. Так
победоносно закончился иллирийский поход Александра. Молодой царь, которому
только что исполнился 21 год, показал, что самостоятельно может
выпутываться из самых трудных ситуаций и обходиться без помощи опытных
полководцев - оставленного в Македонии Антипатра и находившегося в Малой
Азии Пармениона. Пока Александр торжествовал победу над иллирийцами, пришла
страшная весть: восстала Греция, вступив в союз с персами. Мятеж грозил
разрушить все надежды Александра на великую войну с персами, более того, на
его стремление занять ведущее положение в мире. Если Александру прийдется
ограничится только Македонией, то его власть будет не больше власти любого
варварского владыки. Только соединение македонской короны с гегемонией в
Элладе придавало его действиям истинное величие. Ведь Александр не был еще
тем всепобеждающим героем, которым стал впоследствии. Лишь завоевав мир,
мог он пренебречь своей ролью гегемона. Как и год назад, царь надеялся, что
одно его появление удержит греков от открытой враждебности царь
рассчитывал, что его молниеносное появление образумит греков. Он хотел
победить без оружия, нежелая пятнать репутацию гегемонии кровопролитиями и
насилиями. Но упрямые фиванцы не уступали. Александру не оставалось ничего
другого, как решить спор силой оружия. Захватив Фивы и устроив в городе
бойню, царь, тем самым, подавил мятеж.
Мы подошли к началу Азиатского похода Александра против Персидской
империи. Именно этого могущественного противника избрал Александр, что бы
помериться силами. Когда двадцатидвухлетний полководец выступил в Азию, он
хотел , чтобы греки воспринимали его как панэллинского гегемона и мстителя,
а македоняне - как своего царя. Как же обстояло дело с непосредственными
стратегическими планами предстоящего похода? Не имея достаточно кораблей,
Александр должен был избегать морских сражений. В тоже время нельзя было и
медлить с решающей битвой, так как он почти не имел денежных средств. Залог
успеха лежал в умении македонского войска побеждать в сухопутных сражениях,
в кратчайший срок преодолевать большие пространства и брать укрепленные
города. Только таким путем можно было добывать необходимый провиант и
деньги. Перед началом похода царь имел большие долги. Используя доходы от
рудников, можно было расплатиться с долгами, но Александр перед началом
похода раздал царские деньги и освободил их владельцев от взносов в
государственную казну. Создается впечатление, что юный царь хотел покончить
с прошлым: он ничего не оставлял позади себя. В его семье не сохранилось ни
одного родственника по мужской линии, и дома у него не оставалось ни жены,
ни детей. Александра ничего не связывало с отчизной, и он пустился в путь,
взяв себе девиз Omnia mea mecum porto 1 .
В конце марта Александр приказал выступать. Было решено переправиться
через Эгейское море. Флотилия царя взяла курс к бухте. где когда-то
пристали ахейцы и устроили пристань для своих кораблей. Когда Александр
приблизился к берегу, он бросил копье, и оно вонзилось в землю Азии. Затем
он спрыгнул на берег и первым вступил на землю. Копье издавна считалось
оружием, которое использовали боги для выражения своего отношения к
поступкам людей. Поэтому “завоеванные копьем” земли считались даром богов.
Так думал и Александр. Копье, вонзившееся в землю, служило для него великим
символом.
Первое сражение состоялось у Граника. Именно там ждали Александра
персы. На четвертый день марша, после обеда, македоняне подошли к Гранику и
увидели на другом берегу блистательный фронт персов. Не мешкая Александр
отдал приказ о начале боя. Бросать в бой уставших воинов было не по
правилам военного искусства, но Александр придерживался железного принципа:
нападать на противника там и тогда, где тот меньше всего ожидает. Сам
Александр участвовал в бою, что немало повлияло на исход боя. Во время
сражения царь попал в окружение вражеских солдат, у него сломалось копье.
Один из персидских всадников разрубил его шлем, а другой собирался нанести
смертельный удар сзади. Но Клит, брат Ланики, бросился между царем и персом
и мощным ударом отрубил занесенную над Александром руку. Битва закончилась
бегством персов с поля боя. Потери Александра были незначительными, всего
30 пехотинцев и менее 100 всадников(правда, в их числе 25 гетайров). Однако
было много раненных, о них Александр проявил особую заботу. Родных убитых
он приказал освободить от всех налогов. Таким образом, царь зарекомендовал
себя настоящим “отцом воинов”. Не только героизмом , славой победителя, но
и добрыми делами он приобрел среди них популярность.
Далее Александр решил захватить ионические города. Там царь не
встретил никакого сопротивления. Только Милет пришлось штурмовать. Но
взятием Милета Ионическая война не закончилась. У Галикарнаса , в столице
Карии, противник объединил свои войска. Когда Александр подошел к этому
городу, защитники не рискнули на открытое сражение, положившись на крепость
городских стен. Царь ввел в дело свои осадные машины и дальнобойные орудия.
Македонянам удалось разрушить стены и башни настолько, что можно было
штурмовать город. Александр медлил, ожидая, что противник сдастся. Но этого
не происходило, и тогда царь из военных соображений принял решение
разрушить оставшиеся городские постройки. персы лишились возможности
укрываться в городах. Теперь у них не было никакой возможности
противостоять Александру на суше. Поэтому персы приготовились вести войну
на море и на островах. Но Александр на море еще отставал от своего
противника. Поэтому царь решился на грандиозный шаг: завоевать
Малоазиатское и Левантийское побережье и тем самым отрезать вражеский флот
от материальных источников. В результате своего рода континентальной
блокады он надеялся привести флот врага к окончательному поражению.
Завоевав Малую Азию Александр не считал ее македонским владением.
Вновь заселенные территории становились провинциями не его родины, а его
личными провинциями. Потом армия Александра должна была присоединиться к
войскам, находившимся в Центральной Малой Азии. Поход был
необременительным. Без боя проходили огромные территории. Персы повсюду
отступали. Наконец армия пришла в Гордий. В городской крепости хранилась
древняя царская колесница. Ее поводья были завязаны так хитро, что никто не
мог развязать узел. А ведь существовало придание, что царем этой страны
станет тот, кто сумеет развязать узел. Когда Александр узнал о колеснице,
то захотел ее увидеть, а увидев - развязать узел. Но узел не развязывался,
и он применил силу. Это сделало Александра как бы наследником фригийских
царей.
Далее Царь отправляется в Киликию. Захватив Киликийские ворота
Александр получает известие, что Дарий переправился через Евфрат и вступил
в Сирию. Он располагал огромным войском - может быть. самым большим из
всех, когда-либо имевшихся в Азии. Дарий решил дать битву у города Сохи,
считая, что Александр находится там, на самом же деле царь был в Киликии.
Тогда Дарий через Львиный проход направился в Киликию, в то время, как
Александр двинулся в Сохи через Исс. Персидский царь первым понял
курьезность положения и стал преследовать Александра, который получил
известие об этом в Иссе. Персы оказались в таком месте, где не могли
воспользоваться своим численным преимуществом. К двум часам пополудни
Александр закончи подготовку к битве и подал знак к атаке. Битва проходила
с переменным успехом до тех пор, пока царь со своими всадниками не
оказались в тылу сражающихся пехотинцев. Навстречу всадникам бросились
телохранители Дария, но они были настолько малочисленны, что их сразу
смяли. Дарий оказался в гуще битвы и, вместо того. чтобы возглавить армию,
он, охваченный паническим страхом, бежал с поля боя. сопротивление персов
было сломлено. Обе стороны понесли большие потери, даже Александр получил
легкое ранение.
Македоняне захватили богатую добычу: не только лагерь персов, но и
семью Великого царя, его мать, жену и детей. Исход битвы решили не войска,
а личные качества полководцев. Для Александра теперь были открыты все пути.
Его целью была Финикия.
Один за другим города склонялись перед Александром. Самый
могущественный из городов - Тир направил своих послов к царю, которые
заявили, что Тир хочет остаться нейтральным или заключить равноправный союз
с Александром, но подчиниться ему не согласен. Царя охватил гнев, и он
решил покорить город. Тир находился на острове в полутора километрах от
материка. Сначала Александр предполагал построить огромную дамбу от
материка до острова. Но эта идея провалилась. Только объединив финикийскую
и кипрскую эскадры в своих руках царю удалось разбить тирский флот и
расстрелять город с моря.
Александр мог быть доволен своими успехами. За полтора года он
завоевал весь Ближний Восток - от Тавра до Египта. После завоевания Тира
Александр уже не мог откладывать поход в Египет. К тому же он хотел дать
Дарию время собрать новую армию со всей Внутренней Азии, потом Александр
намеревался одним ударом расправиться со всеми сразу. В это время Дарий
послал царю несколько писем, в которых сначала требует, а потом просит
вернуть его семью. Ответ Александра был таким: “Прийди ко мне как к
подлинному господину всей Азии. Если ты появишься передо мной, ты получишь
мать, супругу, детей; все, чего ни пожелаешь, если ты у меня попросишь
будет тебе дано.” 1
Наконец в ноябре 332 г. до н. э. Александр прибыл в Египет, где он был
торжественно принят. Вскоре египетские жрецы объявили его фараоном. В
Египте Александр начал строительство нового города, который получил имя
Александрия, который стал выдающимся созданием царя. Александр и его
Александрия оказали большое влияние на судьбу египтян. До сих пор народ
пребывал в изоляции, но Александрия положила этому конец. Новая Эллада
переселилась в дельту Нила и сделала Египет с его богатствами доступным
остальным ойкумене. Труд феллахов должен был идти на пользу эллинам,
империи, а впоследствии и остальному миру.
Прошло около двух лет между сражением при Иссе и новой битвой
Александра с Дарием при Гавгамелах. Этого времени хватило Великому царю,
чтобы собрать войско, превосходящее македонское не менее чем в пять раз.
Дойдя до Гавгамел, Александр дал своему войску отдохнуть, а персы,
напротив, всю ночь не расставались с оружием и чувствовали себя усталыми.
Персы ждали нападения, но Александр развернул свое войско направо, в южном
направлении. Тогда Дарий отдал своей армии приказ наступать. При совершении
этого маневра образовался разрыв фронта - центра и левого фланга, который
быстро заполнили войска Александра, прорывавшиеся в центр - к Дарию. Если
бы Дарий стоял в это время во главе атаки, он, несомненно, выиграл бы
сражение. Но он так же как некогда при Иссе встретился с Александром , и,
испугавшись смерти, обратился в бегство. Александр пытался, но не смог
догнать Дария. После победы в битве при Гавгамелах Александра провозгласили
“царем Азии”. Теперь его привлекли центры империи - славный Вавилон и в
первую очередь Сузы - главная резиденция и сокровищница Ахеменидов. В
Вавилон Александр въехал как триумфатор на своей колеснице. В Сузах же он
провел символическую церемонию - воссел на трон Ахеменидов. Но в живых
оставался еще последний Ахеменид - Дарий. Александр спешил. он шел без
остановок, но когда достиг цели, враг был уже убит своими же бывшими
соратниками. Достигнув Дария, а вернее его труп, Александр снял свой плащ
и, раскинув его над мертвым, укрыл его. Здесь раскрывается вся
грандиозность задуманного царем предприятия. Покрытие плащом
символизировало не более и не менее как попытку ликвидировать вечное
противостояние Востока и Запада.
С самой смерти Дария политика Александра была направлена на
пробуждение разнообразных сил Востока, поскольку это было необходимо для
создания будущей империи. В придворный ритуал стали проникать восточные
элементы. Александр стал надевать персидские одежды и ввел персов в охрану
дворца. Он попытался ввести для своей свиты проскинезу, т. е. принятый в
Персии обряд коленопреклонения перед владыкой с последующим поцелуем. Но
гордые греки и македоняне, считавшие царя всего лишь “первым среди равных”,
не приняли этот унизительный для них обряд и идея Александра о введении
прскинезы провалилась. Но несмотря на это , впечатление, которое
производил царь на своих современников, было огромно. Правда были и
недовольные Александром, например, пять “пажей”, устроившие заговор с целью
убить царя. Юноши решили лишить его жизни во сне, но Александра спас
затянувшийся пир. Потом “пажи” проболтались, были схвачены и казнены.
Завершив серию мероприятий, целью которых было сломить то духовное
сопротивление, которое нарастало в македонской и греческой среде, Александр
решился на новые завоевания. На этот раз его целью стала Индия. Летом 327
г. до н. э. начался его индийский поход. После покорения пограничных
провинций и крепости Аорн весной 326 г. до н. э. Александр стал готовиться
к переправе через Инд. Там начиналась “страна чудес”. В Северном Пенджабе
царю предстояло подчинить трех великих раджей. Один из них - Пор отказался
подчиниться Александру. Пор осмелился на поступок, на который после
Гавгамел не решался никто: сам вышел на поле боя против не знавшего
поражений противника. Он закрепился на берегу Гидаспа, не давая Александру
форсировать реку. Но царь переправился с частью своих войск в месте,
скрытом от взора врага тропическим лесом и речным островом. Сначала
Александр встретил конницу и боевые колесницы, которыми командовал сын
Пора. Разгромив их, царь двинулся дальше и встретил превосходившего его по
численности силы Пора. Александр выиграл это сражении, не развернув даже
всех боевых порядков, а только силами кавалерии и гипаспистов. Победа была
достигнута благодаря целенаправленному использованию кавалерии и вступлению
гипаспистов в бой в нужный момент. Это был самый блестящий бой, когда-либо
имевший место в истории.
Теперь главной целью Александра было открыть судоходство по Инду. Для
этого надо было покорить враждебных маллийцев и оксидраков. Чтобы разбить
этих самых закаленных индийских воинов, требовалось блестящее военное
искусство. При борьбе с ними, а именно при штурме одного из городов,
Александр едва не потерял свою жизнь. Царь одним из первых перелез через
стену и оказался с тремя своими воинами в окружении. Александр был ранен в
легкое, но продолжал сражаться пока не потерял сознание от потери крови.
Покорив маллийцев и оксидраков, завершилась речная экспедиция Александра
вниз по Инду. Летом 325 г. до н. э. завершился поход в Индию.
После этого вплоть до своей смерти царь не совершал более военных
походов, проводя свое время в управлении империей, которой он стал
обладать. много времени Александр уделял пиршествам, которые очень часто
перерастали в попойки. Однажды, вернувшись с пира , устроенного его другом
Неархом, Александр почувствовал не только усталость, но и жар. Потом
начался приступ, сильная лихорадка и полная беспомощность, столь
характерные для малярии. Короткие приступы между приступами указывали на
то, что царь заболел самой тяжелой формой малярии (malaria tropica). С
каждым днем в покоях больного становилось все тише. Надежды уже не было.
Вечером 28 десия (приблизительно 13 июня) Александр умер.



Список использованной литературы

Основной источник
Шахермайр Ф.
Александр Македонский. М.,1986

Дополнительные источники
Гафуров Б. Г., Цибукидис Д. И.
Александр Македонский и Восток. М.,1980

Под ред. Кузищина В. И. М.,1980
Историография античной истории

Цибукидис Д. И.
Древняя Греция и Восток. М.,1980

-----------------------
[1] Dio Chrysost.,I, 1; Suda S. V. Timotheos; Plut. De fort. Al.,II, 2, 335
A.Тимофей (5-4 вв. до н.э.) - уроженец города Милета в Малой Азии,
известный сочинитель военных песен.
1 Plut. Al., IX,6 и сл.
2 См.:Diod.XVI,94,4; существует другая версия,приведенная
Юстином(XI,2,1),cогласно которой убийца был судим и приговорен к распятию.
1 Ps.-Kallisth. I,25,2.
1 Все свое ношу с собой
1 Ф.Шахермайр Александр Македонский.М.1986





Реферат на тему: Александр Македонский и эллинизм
Государственный Университет Высшая Школа Экономики
Факультет прикладной политологии



Реферат на тему
Александр Македонский и эллинизм



Выполнила: Белова Александра
141 группа



Москва, 2003

1 Введение 5
2 Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке 5
2.1 Завоевания Александра Македонского 5
2.2 Порядки на завоеванной территории 6
2.3 Сущность эллинизма 7
2.4 Достижения эллинизма 11
3 Заключение 13


Введение


Государство Ахеменидов в IV в. до н.э. клонилось к упадку. Все более
явственно проявлялось расстройство государственной системы, значительные
территории были потеряны. В 336 г. до н.э. на персидском престоле оказался
представитель боковой линии Ахеменидов, принявший тронное имя Дарий III.
Несколько лет его правления — это время гибели державы Ахеменидов(.
Развитие греческих полисов на рубеже V-IV вв. привело к социально-
политическому и экономическому кризису. Внедрение рабства подрывало
единство гражданского коллектива, вело к имущественной и социальной
дифференциации. В рамках полисов обострялись взаимоотношения между богатыми
и бедными, демосом и аристократией. Все чаще звучали претензии то одного,
то другого из усиливавшихся время от времени государств на гегемонию в
Элладе, на создание союза греческих городов.
В политической борьбе лидировали разные полисы (чаще всего Афины), но
постепенно центр тяжести стал перемещаться на север, в Македонию.
Политический строй Македонии отличался от греческих полисов: это была
наследственная монархия, несколько ограниченная собранием воинов, советом
знати. Вся земля принадлежала монарху, он отдавал ее в пользование, требуя
за это военной службы. Землю обрабатывали не рабы, а свободные люди.
Ослабление полисной Греции совпало по времени с укреплением
политического могущества Македонии. Ее царь, Филипп II, умный и энергичный
правитель, не только реорганизовал и усилил армию, но и начал активно
вмешиваться в междоусобные войны полисов. Он подчинил себе большинство
полисов Эллады и начал готовиться к походу на Восток, против Ахеменидов.
Однако в разгар военных приготовлений в 336 г. Филипп погиб в результате
заговора. Македонский престол перешел к его сыну, 20-летнему Александру.


Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке


1 Завоевания Александра Македонского


Филипп II с 16 лет начал приобщать сына к государственным делам:
отправившись в поход против Византии, он оставил Александра управлять
государством, а в битве при Херонее юноша командовал конницей.
Придя к власти, Александр жестоко расправился с убийцами отца и
возможными претендентами на престол. Примерно в течение года молодой царь
уничтожил внутреннюю оппозицию, усмирил северные племена и привел к
покорности греков. Ничто более не мешало долгожданному походу и весной 334
г. до н.э. Александр переправился через Геллеспонт (Дарданеллы) и ступил на
азиатскую землю.
Войско Александра не знало поражений. К 324 г. до н.э. под властью
Александра оказались значительные территории и возникла огромная,
невиданная до сих пор империя, включавшая в себя Македонию, большую часть
полисов Балканской и островной Греции, области бывшей Персидской державы,
часть Северо-Западной Индии.


2 Порядки на завоеванной территории


Силой оружия Александр объединил самые различные страны и народы —
культурные греческие полисы и сохранявшую еще пережитки первобытно-
общинного строя Македонию, долину Нила и Месопотамию с их тысячелетней
культурой, кочевые племена восточного Ирана.Эта держава не имела единой
экономической базы и представляла собой чисто военное объединение.
Во время похода завоевание сводилось преимущественно к захвату
городов, важных в стратегическом отношении опорных пунктов и дорог и
установлению общего контроля — военного, административного и финансового.
Двигаясь вдоль побережья, Александр отовсюду изгонял олигархов и
устанавливал демократический строй, городам даровалась свобода и автономия.
Эта политика определялась во многом тактическими соображениями: старые
правители опирались обычно на олигархов, тем самым демократы становились
естественными сторонниками Александра. Однако свобода, которая даровалась
полисам, во многом оставалась чисто номинальной, т.к. города фактически
переходили под власть Александра, самовластно вмешивавшегося в их
внутренние дела.
Кроме того, преследуя военные цели, Александр основывал новые города,
видя в них опорные пункты своей власти. Поэтому они строились там, где
сопротивление населения было особенно сильным. Такие города не были
полисами со свойственными им органами самоуправления, состав их населения
был смешанным. Это были подданные царя, поставленные под контроль его
уполномоченных.
Основами новой системы управления были опора на местную знать,
разделение административного, финансового и военного управления,
упорядочение сбора налогов и чеканки монеты, уважение к местным обычаям и
богам.
По сути Александр ограничивался лишь признанием своей власти и уплатой
налогов. В условиях жизни, особенно удаленных от центра областей, не
произошло коренной ломки.
Держава Александра держалась военной силой, ее необходимо было
укрепить. Центром своей многонациональной державы Александр сделал Вавилон.
Чтобы укрепить единство государства и сгладить противоречия между
завоевателями и побежденными, Александр проводил политику «слияния
народов»(. Ярким примером это политики была свадьба в Сузах, когда 10 тыс.
воинов – греков и македонян – женились на местных девушках. Сам Александр
взял в жены старшую дочь Дария. Все новобрачные получили богатое придание.
Эта затея, по словам А.И. Немировского, «каких-либо результатов не имела,
но дала лишний повод для обвинений его [Александра] в деспотизме и отходе
от греко-македонских религиозных и бытовых традиций». Подобная деятельность
свидетельствует скорее о стремлении расширить социальную базу, создать
своего рода «господствующий народ», верную опору власти и «орудие угнетения
и эксплуатации других народов»(. Объединяя македонян персами, Александр
тем самым низводил их до уровня подданных.
Александр провел реформу в армии. Он велел отправить по домам воинов,
«не годных к военной службе по старости и увечьям». На их места он набрал
30 тыс. местных юношей, обученных греческой грамоте и обращению с
македонским оружием.
Еще одно мероприятие Александра — это насильственное обожествление его
личности. Возможно, мысль использовать собственное обожествление в
политических целях как средство усиления власти возникла у Александра еще в
Египте, где жрецы объявили его сыном Амона. В любом случае приписывание
себе божественного происхождения шло в общем русле его политики и должно
было освятить его власть.
Все эти мероприятия вызывали недовольство у армии, усиливали
социальную напряженность.


3 Сущность эллинизма


Во время похода Александра и после него на Восток хлынул большой
поток греков и македонян, которые осели здесь, принеся иные формы
социальных отношений. Некоторые из построенных Александром городов
становятся центрами политической и экономической жизни. В результате похода
раздвинулись географические рамки тогдашнего мира, были проложены новые
пути сообщения, расширилось судоходство — все это способствовало развитию
экономики, торговых связей. Поход принес новые знания в области географии,
биологии, этнографии. Он ознаменовал начало нового этапа в истории
Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными и
противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных
начал, — эпохи эллинизма.
После смерти Александра начался распад мировой державы и создание
новых государств. Ближайшие полководцы Александра Македонского (диодохи)
более 40 лет делили наследство своего покойного повелителя. Идея единой
империи была весьма популярна: правители отдельных областей рассматривались
как сатрапы одного образования. Однако династия Филиппа-Александра
прервалась, а ни один из диадохов не имел достаточных сил и морального
права, чтобы претендовать на роль верховного повелителя всей империи.
Теперь каждый диадох думал о закреплении власти за собой и своими потомками
в той или иной части державы.
К началу III в. до н.э. место единой державы занял ряд независимых
государств, в которых власть была сосредоточена в руках греко-македонских
завоевателей. Эти государства, по определению немецкого историка XIX в.
Иоганна Дройзена, получили название «эллинистических»1.

В состав эллинистического мира входили мелкие и крупные по территории
государственные образования: территория классической Греции (включая
Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток
(Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая)). В рамках этой зоны
можно выделить четыре региона, сходных по признакам как географического,
так и исторического порядка, имеющих известную общность общественного и
культурного развития:
1) Египет и Ближний Восток (Восточное Средиземноморье, Сирия, Армения,
Вавилония, большая часть Малой Азии);
2) Средний Восток (Иран, Средняя Азия, северо-западная часть Индии);
3) Балканская Греция, Македония и западная часть Малой Азии (Пергам);
4) Великая Греция и Причерноморье2./Кузищин, с. 291-292/

Что касается временных рамок эллинистического этапа греческой и
древневосточной истории, то началом эллинизма считают походы Александра
Македонского на Восток в 334 г. до н.э., а концом — завоевание последнего
эллинистического государства (Египетское царство) римлянами в 30 г. до н.э.
Таким образом, общая продолжительность эллинизма составляет около 300 лет.
В развитии эллинизма можно выделить три временных периода:
1) 334-281 гг.до н.э. — образование империи Александра Македонского, ее
распад в результате войн диадохов;
2) 220 г.-сер. II в. до н.э. — период зрелости эллинизма, создание
социально-экономической структуры, государственности и культуры
эллинизма;
3) сер. II в.-30 г. до н.э. — поздний эллинизм, разложение
эллинистических государств, завоевание их Римом на западе и Парфией на
востоке.
Эти этапы характерны для эллинизма как для целостной социально-
экономической, политической и культурной системы, хотя не все страны прошли
через все три этапа развития3.

Эллинизм — это насильственное объединение древнегреческого и
древневосточного мира, ранее развивавшихся отдельно, в единую систему
государств. В результате создалось своеобразное общество и культура,
которые отличались как от собственно греческого, так и от собственно
древневосточного общественного устройства и культуры. Это был синтез
древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно
новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и
культуру.
И древнегреческие, и древневосточные общества клонились к упадку.
Греческий полис, обеспечивший экономический подъем Греции, создание
динамической социальной структуры, зрелое республиканское устройство,
включая разные формы демократии, создание замечательной культуры, к
середине IV в. до н.э. исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом
исторического прогресса. На фоне постоянной напряженности в отношениях
между классами развернулась острая социальная борьба между олигархией и
демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и
самоуничтожению. Коалиции отдельных городов-государств непрерывно воевали
между собой, то объединяясь, то распадаясь.
Древневосточный мир, объединенный в рамках Персидской империи, в
середине IV в. до н.э. тоже переживал серьезный общественно-политический
кризис. Его консервативная, малоподвижная общественная структура находилась
на стадии разложения. Застойная экономика не позволяла освоить обширные
пространства пустующих земель. Новые города не строились. Торговле
уделялось слабое внимание, огромные запасы валютного металла лежали в
сокровищницах и не пускались в оборот. Традиционные общинные структуры
разлагались, а процесс распространения частных хозяйств как более
динамичных производственных ячеек шел медленно и болезненно. Связи
центральной власти и местных правителей ослабели, а сепаратизм отдельных
частей стал обычным явлением.
Если Греция страдала от излишней активности внутриполитической жизни,
перенаселенности, ограниченности ресурсов, ей исторически необходимо было
объединиться в рамках крупного государственного образования с сильной
центральной властью, которая обеспечила бы внутренний порядок, внешнюю
безопасность и возможность дальнейшего развития, то Персидская монархия,
напротив, терпела неудачи из-за застойности слабого использования
потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Эти различные
между собой социально-экономические и политические системы могли идеально
дополнить друг друга. Таким синтезом стали эллинистические общества и
государства, образовавшиеся после распада мировой державы Александра
Македонского.
Эллинизм стал новым, более прогрессивным этапом в развитии
древнегреческий и древневосточных обществ. Отлив значительной части
населения Эллады на Восток разрядил на некоторое время острую социальную
ситуацию в греческих городах и способствовал преодолению кризисных явлений
в полисах.
Образование более значительного территориального единства,
установление тесных связей между разными частями эллинистического мира
расширило возможности эллинистической экономики в целом, включая Элладу,
Македонию, Великую Грецию и Причерноморье. В этих регионах усилились
хозяйственные, этнические и культурные контакты с окружающими их местными
племенами (фракийцы, скифы, сарматы), наметился рост объединительных
тенденций, возникли более прочные, чем в классические времена, полисные
федерации (Ахейский, Этолийский союзы) или государственные образования
нового типа, в состав которых входили, помимо греческих полисов, и местные
племена (Сицилийское государство, Боспор).
Небывалая до того по масштабам колонизация привела к возникновению
десятков новых городов, похожих на классические греческие полисы, т.е.
являющихся самоуправляемыми территориями. Эти полисы имели автономные формы
администрации, а также привилегии и иммунитеты. Правда, об их политической
независимости речи быть не могло: все возникавшие по эллинистическому типу
городские поселения включались в единую систему государственной
администрации, причем цари неизменно стремились поставить города под свой
контроль. Правами земельного владения в этих городах пользовались не только
полноправные граждане, но и иные переселенцы, что резко изменяло характер
статуса гражданской общины города. Через такие поселения в ближневосточный
регион проникали элементы греческой культуры, социального и политического
строя, экономики и образа жизни греков. Наиболее важной в этом отношении
являлась новая столица Египта Александрия.
Однако такое проникновение затрагивало лишь наиболее развитые в
экономическом и культурном отношении районы и слои населения. Что же
касается отдаленных районов или древних торгово-промышленных центров вроде
Вавилона, то они в основном сохраняли свою привычную структуру и мало что
заимствовали у греков, разве что усиливали связи с ними.
Таким образом, вся территория ближневосточного региона как бы
разделилась на две неравные части: на эллинистические и эллинизированные
города и поселения, включавшие в сферу своего влияния придворную и высшую
служилую знать, часть аппарата администрации, а также зажиточных
представителей частновладельческого сектора, и на мало связанную с этими
центрами периферию, которая продолжала жить прежней жизнью. Эта периферия
стала именоваться хорой.
Противопоставление хоры и полисов со временем привело к тому, что
этнический термин «эллин» стал восприниматься как социальный: так начали
называть всех лиц, причастных к власти, привилегиям, влиятельных и имущих —
в противовес массам разноплеменного непривилегированного и в основном
сельского населения1.
Синтез древнегреческих и древневосточных начал в каждом регионе
эллинистического мира был неодинаковым по степени своей интенсивности и
роли участвующих в нем элементов. Различная степень сочетания греческих и
восточных начал зависела от конкретно-исторических особенностей
существования тех или иных эллинистических обществ и государств. В одних
обществах превалировали греческие начала, в других — восточные, в третьих
их соотношение было более или менее равномерным. В одних странах синтез
охватил в большей степени общественные структуры, в других — политические
учреждения, в третьих — сферу культуры и религии.
Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и
восточных начал во всех областях жизни, производства, культуры проявились в
Египте и на Ближнем Востоке. Этот регион рассматривается как район
классического эллинизма. В Балканской Греции и Македонии, Великой Греции и
Причерноморье, т.е. на территории собственно Древней Греции, напротив,
синтеза не существовало. Историческое развитие в этих областях проходило на
основе древнегреческой цивилизации. Тем не менее, эти регионы относят к
эллинистическому миру по ряду причин: они входили в общую систему
эллинистических государств как определенного социально-экономического,
политического и культурного целого; эмигрировавшие из этих регионов эллины
и македоняне как воины, администраторы, граждане греческих городов,
основанных в разных частях эллинистического мира играли важную роль в жизни
новых обществ и государств.


4 Достижения эллинизма


Расширение территориальных рамок эллинистической ойкумены, более
тесное взаимодействие различных ее частей благотворно сказалось прежде
всего на хозяйственной жизни. Это выразилось в стремительном развитии
торговли и товарно-денежных отношений. Возобновились старые, были открыты
новые торговые пути (например, из Александрии в Индию через Нил, Красное
море, Баб-эль-Мандебский пролив и аравийское море). Эллинистические цари
принимали энергичные меры к поощрению торговых операций (охрана торговых
путей, налоговые льготы для купцов, строительство дорог). Развитие торговли
сопровождалось массовой чеканкой монет из запасов драгоценного металла,
хранившегося в виде слитков в подвалах персидских царей.
Показателем активного развития эллинистической экономики являлось
интенсивное градостроительство: в эпоху эллинизма было основано свыше 170
больших и малых городов греческого типа. Вновь основанные города стали
крупными ремесленными, торговыми и культурными центрами.
Заметно усложнились социально-классовые отношения. В каждой
эллинистической стране произошло как бы совмещение отношений развитого
полисного типа с традиционной общинной структурой древневосточного типа:
наряду с классом зависимых работников разных статусов увеличилось общее
количество рабов классического типа. Усложнилась и структура
господствующего класса: в него вошли не только представители местной
аристократии, но и иноземцы (греки, македоняне), составившие его верхушку.
Противоречие между местной и греко-македонской аристократией усложнило
социальную борьбу в целом.
Появилась новая форма государственного устройства, пришедшая на смену
традиционным типам суверенного греческого полиса и древневосточной деспотии
— эллинистическая монархия. Она сочетала в разных вариациях элементы как
полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков.
Обожествление правителя, его неограниченная власть наличие постоянного
бюрократического аппарата, царская собственность на значительную часть
земли, профессиональная армия (признаки восточной деспотии) сочетались с
самоуправлением городов, имеющих ряд привилегий, где признавалась частная
собственность на землю, собиралось Народное собрание, избирались совет и
магистраты, функционировали некоторые полисные институты.
Расширение ойкумены дало мощный толчок развитию культуры. В эпоху
эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, обогащался умственный
кругозор, усиливалось творческое начало каждого человека. Социальная
структура эллинистического общества, предполагающая сочетание рабовладения
полисного типа и древневосточных общинных отношений, многообразие
социальных и классовых противоречий, нестабильность социальной системы
эллинизма в целом создавали особую общественную атмосферу, которая
воплощалась в различных идеологических системах, по-разному проявлялась в
разных сферах культуры.
Государство предпринимало попытки направить культурное творчество в
нужное русло, выделяя значительные средства для финансирования тех или иных
отраслей (открытие музея).
Возросла роль религии. Смешение греческой и восточной культур привело
к взаимопроникновению религий, появились новые божества, соединявшие черты
древнегреческих и древневосточных божеств (Сарапсис). В целом
эллинистический период характеризовался активным поиском новых религиозных
форм и идей. Начала появляться тяга к монотеизму, усилился интерес к
этической стороне религиозных учений. В религиозных поисках рождались идеи,
которые впоследствии стали основой христианства.
Подобные поиски отражали усложнение социальной и политической жизни,
нестабильность обстановки в эллинистических странах и вызванные этими
процессами изменения в общем мировоззрении людей. В условиях постоянного
перемещения больших масс людей по обширной территории эллинистического мира
прерывалась связь человека с родным городом. Он стал ощущать себя
гражданином мира, космополитом. Подрывались основы коллективизма,
появлялись чувство индивидуализма, вера в собственные силы, удачу. Это
оказало значительное влияние на философию, поражавшую разнообразием идей и
философских школ (академики, перипатетики, стоики, эпикурейцы, киники).
В литературе наблюдалось увеличение количества пишущих авторов, что
свидетельствовало о повышении интереса широкой массы читателей к
литературным произведениям. Эллинистическая литература поражала жанровым
разнообразием. Усилилось внимание к форме, идейное содержание произведений
стало менее глубоким. Литература характеризовалась высоким интересом к
обыденной жизни, усилением психологизма, вниманием к внутреннему миру
человека. Сюжеты приобрели реалистичность.
Масштабное градостроительство сделало необходимым повысить скорость
возведения городов. Города стали строить по определенным принципам
(принципы регулярного города): 1) тщательный подход к выбору места
застройки; 2) составление генерального плана застройки, рассчитанного на
несколько лет; 3) город разбивался на одинаковые кварталы, блочная
застройка; 4) улицы прямые, расположены перпендикулярно друг к другу; 5)
места для отдыха, развлечений, площади планируются заранее, изначально
вносятся в план застройки. Главными архитектурными сооружениями были уже не
храмы, как раньше, а места общественного назначения (библиотеки, театры,
стадионы).
Особенностью эллинистической эпохи является бурное развитие как
гуманитарных, так и естественных наук. Большое значение уделяется
возможности практического применения науки (в военном деле, в
строительстве). Наблюдается дифференциация и специализация научных
дисциплин.


Заключение


Великие империи Ахменидов и Александра и последовавшая за ними эпоха
эллинизма подвели черту под почти трехтысячелетним развитием цивилизации и
государственности на Ближнем Востоке. Эллинизм позволил создать ту
Средиземноморскую культуру, порождением которой стала античность — без
ближневосточной основы она едва ли могла появиться на свет.
Тем не менее, эллинизм был лишь эпизодом в развитии Ближнего Востока.
«…Античный мир остался античным и по структуре, и по образу жизни даже
тогда, когда римские граждане подвергались жесточайшему произволу
всевластных тиранов-цезарей, а восточный мир оставался восточным и тогда,
когда произвола почти не ощущалось, а все текло по традиционному и всех
удовлетворяющему руслу каждодневной обыденности» (Л. С. Васильев). Ближний
Восток так и не стал похожим на Европу, что оказалось очевидным после его
исламизации.



Библиография

Васильев Л.С. История Востока. Москва, 2001. том 1
История Древней Греции. Ред. Кузищин В.И. Москва, 2001.
Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. Москва, 2000.
( Кузищин, с.274
( Кузищин, с. 285
( Кузищин, с.285
1 Немировский, с. 336
2 деление Кузищина (с.291-292)
3 периодизация Кузищина (с.292, 294)
1 Васильев, с. 149-150





Новинки рефератов ::

Реферат: ГОСТы (Технология)


Реферат: Программа к социсследованию (Социология)


Реферат: Вред куренья (Спорт)


Реферат: Мифология (История)


Реферат: А. Малишко (Литература : зарубежная)


Реферат: Мотивация и стимулирование работников на примере ТОО Фудмастер (Менеджмент)


Реферат: Кронштадтский мятеж (История)


Реферат: Практика по менеджменту (оптовая торговля) (Менеджмент)


Реферат: Винсент Ван Гог (Искусство и культура)


Реферат: Билеты по истории за 11 класс (История)


Реферат: Германия (История)


Реферат: Конфликтология (Психология)


Реферат: Маркетинг (Маркетинг)


Реферат: Генетика пола, наследование, сцепленное с полом (Биология)


Реферат: Буддизм (Религия)


Реферат: Свойства алюминия и его сплавов (Технология)


Реферат: Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Виды кровотечений. Техника наложения жгута (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Налоговая полиция: задачи и функции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Краткий рассказ о пульсарах (Астрономия)


Реферат: Аварии и катастрофы кораблей (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист