GeoSELECT.ru



История / Реферат: История органов внутренних дел (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История органов внутренних дел (История)


ИСТОРИЯ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ



Тема №7
«Создание советской милиции (1917-1920 гг.)»

План:
1. Правовые основы создания органов милиции в 1917-1918 гг.;
2. Правовые основы создания уголовно-розыскных органов.
3. Завершение организационного становления милиции.



Корни процесса становления советской милиции уходят в Февральскую
революцию в России. После свержения самодержавия царская полиция была
ликвидирована. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали
постановления Временного правительства от 06.03.1917 г. о ликвидации
корпуса жандармов, и от 10.03.17 г. об упразднении Департамента полиции.
Была провозглашена замена полиции «народной милицией». Правовой основой
организации и деятельности милиции определялась в постановлениях Временного
Правительства «Об утверждении милиции» и «Временном положении о милиции»,
изданные 17 апреля 1917 года. В своем постановлении Временное
постановление старалось не допустить существования одновременно и народной
милиции и вооруженных формирований трудящихся, которые существовали в это
смутное время. Возникшие во время Февральской революции Советы рабочих и
крестьянских депутатов одновременно с народной милицией организовывали
отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования трудящихся,
которые охраняли фабрики и заводы, и наблюдали за охраной общественного
порядка. В постановлении «Об утверждении милиции» Временное правительство
указало, что назначение народной милиции происходит государственной
администрацией. Таким образом, народная милиции, созданная сразу после
Февральской революции, стала неотъемлемой частью государственного аппарата.
После Октябрьского переворота, как сейчас принято говорить, II
Всероссийский съезд Советов юридически закрепил образование Советского
государства и закрепил ликвидацию Временного Правительства и его органов на
местах и в центре. Центральные органы милиции прекратили свое существование
2 декабря 1917 года. На местах все зависело от воли новых «хозяев жизни».
Во многих городах и районах милиция Временного Правительства распускалась,
в других же — осуществлялась ее реорганизация под руководством
полуграмотных политработников.
Правовым основание организации советской милиции постановление НКВД «О
рабочей милиции» изданное 28.10(10.11). 17 г. В этом постановлении не
предусматривались организационные формы милицейского аппарата. Связано это
было, прежде всего, с взглядами правящей верхушки на государственное
устройство. Взгляды эти состояли в том, что со сломом старой
государственной машины, прежде всего, ликвидировались армия и полиция, а их
функции переходили к вооруженному народу. Такой взгляд существовал
некоторое время после Октябрьской революции. Организационно-правовое
выражение эта идея получила в том, что формирование рабочей милиции
происходило, как правило, на основе добровольности, и лишь в отдельных
случаях формирование происходило на основе повинности вводимой Советами.
В силу того, что формирования рабочей милиции не имели постоянного
штата, они носили характер массовых самодеятельных организаций. Однако
реальное положение дел показало нежизнеспособность подобного подхода к
организации ОВД. Руководство партии обладало в то время трезвым умом и
здравой памятью. Уже в марте 1918 года комиссар НКВД поставил перед
Правительством вопрос об организации советской милиции на штатных началах.
Этот вопрос был рассмотрен на заседании Правительства, и НКВД было
предложено разработать и внести проект положения о советской милиции. 10
мая 1918 года коллегия НКВД приняла следующее распоряжение: « Милиция
существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности,
организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии,
функции их должны быть строго разграничены». 15 мая это распоряжение было
разослано по телеграфу всем губернаторам России. 5 июня того же года, был
опубликован проект Положения о народной рабоче-крестьянской охране
(милиции). В нем уточнялось и расшифровывалось распоряжение НКВД, которое
мы цитировали. Затем, съезд председателей губернский Советов, который
проходил с 30.07. по 01.08.18 г. «признал необходимость создания советской
рабоче-крестьянской милиции». 21.08.1918 года СНК рассмотрел проект
Положения о советской милиции. СНК поручил НКВД, совместно с НКЮ,
переработать проект в инструкцию, приспособив ее (инструкцию) к исполнению
прямых обязанностей милиции. И, наконец, 21.10.1918 года НКВД и НКЮ
утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции.
15.10.1918 г. эта инструкция была разослана в губернские и уездные
управления милиции. Она устанавливала организационно-правовые формы милиции
для всей Российской Федерации. Центральным органом советской милиции стало
Главное управление милиции. Оно осуществляло: общее руководство
деятельностью советской милиции; издание приказов и инструкций,
определяющих техническую и, обязательно, политическую стороны работы;
надзор за деятельностью органов милиции и т.п. Основные звенья аппарата
милиции составляли губернские и уездные управления. Крупные города могли
иметь свою городскую организацию милиции, но с особого разрешения НКВД.
Низовое звено аппарата — участок во главе с участковым начальником,
которому подчинялись старшие милиционеры и милиционеры. Губернские
управления являлись одновременно органами НКВД и органами губернского
Исполкома Советов. В декабре 1918 года ГУ милиции разработало и утвердило
Общую инструкцию милиционерам, Инструкцию районным начальникам и их
помощникам, Инструкцию старшим и дежурным по району милиционерам,
Инструкцию по употреблению оружия. Все нормативные акты были одобрены
Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими
управлениями милиции.
2. Система уголовного розыска возникла в октябре 1918 года, после
утверждения в составе Главного управления милиции Центрального управления
уголовного розыска на правах отдела. До этого уг.розыск, безусловно,
существовал в крупных городах, но децентрализовано, и подчинялся местным
Советам. Центр розыск разработал план реорганизации всего розыскного дела в
России, хотя речь шла фактически о новом создании розыскной системы,
поскольку старых кадров расстреляли, а новых не могло и быть.
Правовой основой создания советского уголовного розыска стало Положение
об организации отдела уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.18 г., по
которому органы уг.розыска учреждались в городах с населением не менее 40-
45 тыс. человек. При губернских и городских управлениях милиции созданы
были отделения уголовного розыска. Общее руководство системой уголовного
розыска осуществлял НКВД.
Все вопросы строительства аппарата уголовного розыска ГУ милиции РСФСР
решало совместно с местными Советами. В ноябре 1918 года было направлено в
исполкомы местных Советов.
3. В сложные годы становления новой «рабоче-крестьянской» власти
процесс становления милиции продолжался. 3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал
декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции», по которому сотрудники
милиции не подлежали призыву в Красною Армию, оставались на своих местах и
считались прикомандированными к управлениям исполкомов Советов. На НКВД
возлагалась обязанность держать в действующей армии 1/3 милиционеров и 1/5
командного состава милиции. В милиции вводилась военная дисциплина и
обязательное обучение военному делу. Части милиции, находящиеся в районах
боевых действий, по согласованию реввоенсоветов армий и фронтов с местными
Советами, могли привлекаться к обучению в боевых действиях. При этом они
переходили в подчинение к армейским военачальникам. 15 апреля 1919 года
НКВД послал на места циркуляр, разъясняющий «неразумным» практическую
реализацию вышеназванного декрета от 03.04.19 г. В соответствии с декретом
СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органов милиции,
согласно воинским уставам. Правовое закрепление порядка участия милиции в
боевых действиях освободило ее от специальных мобилизаций, проводившихся
ранее.
В соответствии с декретом СНК от 03.04.19 г. содержание всех видов
милиции принималось на государственный счет.
Кроме общей (уездно-городской) милиции для организации правопорядка в
стране организуется специализированные виды милиции. Так, 21 февраля 1919
года ВЦИК издает постановление «Об организации железнодорожной милиции и
железнодорожной охраны», а еще до этого, 25 июля 1918 года СНК принял
декрет « Об учреждении речной милиции». Затем в апреле 1919 года последовал
декрет ВЦИК о советской речной рабоче-крестьянской милиции. Вначале
железнодорожная и речная милиции формировались по территориальному
принципу, но затем, в железнодорожной милиции формирование происходило по
линейным отделам на каждой из железных дорог, а речная милиции стала
формироваться применительно к бассейнам водных путей. В конце 1920 года по
решению Совета Труда и Обороны вся железнодорожная и водная милиции перешли
в распоряжение командующего внутренними войсками республики.
Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние охраны на предприятиях, принял
решение организовать промышленную милицию. На нее возлагались задачи борьбы
с хищениями гос.собственности и т.п. 3 марта 1920 года в составе ГУ милиции
РСФСР образовали отдел, в губернский управлениях — отделения промышленной
милиции, на предприятиях — ее подразделения.
Для активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по
объединению органов ВЧК и милиции. В июне 1919 года 3-я Всероссийская
конференция ЧК приняла резолюцию «О взаимоотношениях между местными ЧК и
милицией», одобренную НКВД. Она установила: « В коллегии местных отделов
управления вводить в качестве членов председателей ЧК». Для укрепления
аппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должности зав.
уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919 года произошло частичное
объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК. Сотрудники
уголовного розыска, обслуживающие железные дороги и водные пути
откомандировывались в распоряжение местных ЧК. В октябре 1920 года были
созданы самостоятельные органы уголовного розыска на транспорте
организованные по линейному принципу. В феврале 1919 года Центророзыску с
согласия губернский исполкомов и утверждения Главмилиции предоставлялось
право открывать отделения в городах с населением менее 40 тыс. человек
«...если по количеству преступлений будет необходимо иметь там число
сотрудников уголовного розыска, достаточное для открытия особого
отделения». В 1919-20-х годах уголовный розыск фактически проводил
предварительное следствие по большинству дел. В апреле 1920 года органы
уголовного розыска и органы следствия были слиты в одно целое. Однако уже в
конце 1920 года, после введения народных следователей в системе НКЮ,
милиция перестала выполнять функции следствия.
В органах милиции начинаются создаваться научно-технические подразделения.
В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на образование кабинета
судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея.
Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-
техническим подразделением, и не только в ОВД.
Опыт строительства советской милиции отразился в Положении о рабоче-
крестьянской милиции. 08.06.20 г. проект Положения рассматривался на
заседании СНК. После одобрения СНК проект Положения 10.06.20 г. утвердил
ВЦИК. В Положении закреплялся опыт первых лет строительства милиции. С
изданием Положения, в основном, завершился период организационного
становления милиции.
В Положении подчеркивалось, что снабжение милиции продовольствием,
снаряжением, обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей
милиционеров производятся за счет государственного бюджета. Совет Труда и
Обороны 11.07.20 г. принял постановление «О снабжении милиции
продовольствием, фуражом и предметами первой необходимости». В
постановлении указывалось, что снабжение довольствием милиции происходит на
общих основаниях с частями Красной Армии.
В октябре 1920 года аппарат Главного управления милиции РСФСР состоял
из 8-ми отделов: уездно-городской (общей), промышленной, железнодорожной,
водной, следственно-розыскной милиции, инспекторского отдела, отдела
снабжения и секретариата.
Литература:
n Полиция и милиция России: страницы истории. М.,1995
Советская милиция: история и современность 1917-87 гг. М.,87




Реферат на тему: История пароходства на Енисее
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ



Юридический факультет



ДИСЦИПЛИНА: История
Контрольная работа


ТЕМА : История пароходства
на Енисее
(по согласованию с
преподавателем)



Выполнил : Студент 1 – Ю СО
Бородаев Владислав
Владимирович

Проверил : К. И. Н. Доцент
Соловьев С.А.



г. Красноярск


П л а н :

Введение

1. Река Енисей………………………………………4

2. Первые пароходы. Вклад купцов Гадаловых в развитие пароходства на
Енисее………………5

3. Енисейское пароходство после Октябрьской
революции……………………………………….8

4. Защита Диксона в 1942 году…………………...9

5. Енисейское пароходство в наше время……..10

Заключение



Введение

“Не в обиду будет сказано ревнивым
почитателям Волги, - в своей жизни я не
видел реки великолепнее Енисея. Пускай
Волга нарядная, скромная, грустная
красавица, зато Енисей могучий, неистовый
богатырь, который не знает, куда девать
свои силы и молодость. На Волге человек
начал удалью и кончил стоном, который
зовется жизнью; на Енисее же жизнь
началась стоном, а кончится удалью, какая
нам и во сне не снилась“. И далее: “Я
стоял и думал, какая полная, умная и
смелая жизнь осветит со временем эти
берега”!

А.П. ЧЕХОВ



Перед приходом в Сибирь русских на территории современного
Красноярского края жили племена тюркской, кетской, самодийской и тунгусской
языковых групп.
Необъятные просторы Сибири, неизведанные ее богатства с давних пор
привлекали к себе внимание правительственных кругов, торговых и
промышленных людей России.
В конце XVI столетия русский народ, по выражению А.М. Горького,
«без помощи государства… присоединил Москве огромную Сибирь руками Ермака и
понизовой вольницы, беглой от бояр».
После гибели Ермака дальнейшее продвижение в глубь Сибири
продолжали царские воеводы, и, несмотря на национальный и классовый гнет,
который нес царизм, присоединение к России малых народов. Населяющих
Сибирь, сыграло огромную прогрессивную роль в развитии этого края. Оно
взламывало господствовавшие здесь ранее патриархально-родовые отношения,
несло с собой более высокую культуру.
Правительство царской России было весьма заинтересовано в получении
из Сибири ценной пушнины, занимавшей видное место во внешней торговле.
Москва стремилась также к изысканию здесь рудных и других полезных
ископаемых, а также к заселению обширного края путем принудительной
отправки в Сибирь крестьян для обеспечения служивых, торговцев и
промышленников хлебом. Наряду с крестьянами-переселенцами в сибирские леса
и степи бежали из крепостной, казарменной и монастырской неволинаиболее
энергичные и свободолюбивые русские люди.
Опираясь на созданные укрепления (военные крепости-остроги) они
совершали географические и геологические открытия, способствовали
распостранению промыслов, торговали с метсными туземными племенами.
На протяжении трех столетий единственной транспортной артерией в
торговле и сообщении северных и южных районов Приенисейского края была река
Енисей.
До середины XIX века плотами и баржами сплавляли лес, скот, хлеб,
овощи, рыбу, пушнину, графит. Доставка грузов в северные районы была
сравнительно нетрудным делом. Гораздо сложнее осуществлялись перевозки
товаров из низовья, так как суда против течения приходилось водить конной
тягой, а нередко и при помощи бурлаков.


1. Река Енисей

Енисей (по-эвенкийски Ионесси, буквально – большая вода, а по-ненецки
– Енасе, что значит «широкая река»).

В
гранитных порогах пути пробивая,


От вольных тувинских степей



Спешит к океану река штормовая,



Красавец тайги – Енисей.



( И. Рождественский ).



Истоками его являются Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-
Хем). Река течет почти по меридиану на север в пределах Красноярского края
и впадает в Карское море. Длина Енисея составляет 3 478 км, а по площади
водного бассейна – 2 640 тысяч километров, он занимает второе место среди
рек России (после Оби) и седьмое место среди рек мира.
Для бассейна Енисея характерная резкая ассимитричность: его
правобережная часть в 5,6 раза больше левобережной. Бассейн Енисея
представляет собой возвышенность – горы Южной Сибири и большая часть
Среднесибирского плоскогорья. Основная часть бассейна покрыта тайгой.
Гидрографическая сеть Енисея включает 198 620 рек и 126 364 озера.
По величине стока Енисей занимает первое место среди рек России.
Максимальный расход у Игарки достигает 154 000 кубометров в секунду.
Енисей – важнейший водный путь Красноярского края. Регулярное
судоходство ведется на протяжении 3 013 километров – от пос. Означенного
до устья. Основные грузопотоки идут от Красноярска до Дудинки. Главные
порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Лесосибирск, Туруханск,
Игарка, Усть-Порт. Морские суда поднимаются до Игарки. С созданием
Красноярской ГЭС водный путь разделен на две изолированные части.

2. Первые пароходы. Вклад купцов Гадаловых в развитие пароходства на
Енисее.

31 мая (12 июня) 1863 года над рекой прозвучал гудок первого парохода,
получившего имя «Енисей» (длина 25 сажен, ширина 3 сажени, мощность 60
л.с.). Построен был пароход в 1862 году в Енисейске. Строительство
парохода вела компания енисейских купцов. Среди них – Баландин, Грязнов,
Калашников, Кытманов, непосредственно строителем был механик-самоучка –
Худяков.
Газета «Енисейские губернские ведомости» так сообщала об этом событии,
которое стало отсчетом в деятельности енисейских речников: «Горожане
взволнованно спешили на набережную – поглядеть, как чудо техники отходит в
свое первое плавание… Величественно плыл пароход по гладкой поверхности
Енисея, который своею тишиною как бы приветствовал нового гостя,
нарушившего его вековое спокойствие…»
В навигацию 1863 года пароход совершил несколько рейсов в низовья
Енисея, в частности, первый из них сделан из Енисейска до Усть-Кеми и
обратно. Первым капитаном судна ходил Попов Андрей Павлович. Пароход
проработал на Енисее до 1907 года.
К 1875 году на Енисее было уже 4 парохода и 7 барж. Они перевозили
за навигацию до 130 тысяч пудов груза.
В 1881 и 1883 годах красноярский купец Н.Г.Гадалов покупает у немецкой
фирмы «Кноп» поочередно пароходы: 80-сильную «Москву» и 100-сильный
«Дальман». Соорудив быстро причал и подсобное хозяйство, Н.Г.Гадалов
открывает свое пароходство. Его пароходы курсируют по линии Красноярск-
Минусинск. Вскоре пароходство пополняется пароходами «Россия», «Граф
Игнатьев» и «Усердный». Укрепив пароходное дело, Н.Г. Гадалов пускает суда
через Казачинские пороги до Енисейска. Гадаловский фарватер оказался
удачным, и енисейская артерия стала полнокровно служить Красноярску.
В 1888 году небольшой пароход «Сибирячка» поднялся по Подкаменной
Тунгуске, побывал на Вельмо и Тее. В следующем году этот же пароход плавал
по Нижней Тунгуске и Большому Касу.
Основным типом несамоходного судна на Енисее была баржа. Размеры барж
составляли: в длину 14-30 сажен, ширину 1.4-6.7 сажени, а осадка с грузом –
не более 10 четвертей. Грузоподъемность барж не превышала 40 000 пудов.
Пароходы на Енисее совершали рейсы обычно с возами, буксируя вверх
две баржи, а вниз – не более трех. Скорость движения с баржами против
течения выше Красноярска составляла семь, а вниз по течению – 19 верст в
час. Наибольшее число судов работало на участке от Минусинска до
Краснярска. Другие занимались перевозками грузов преимущественно на нижнем
участке от Енисейска до устья, а также от Красноярска до Енисейска.
С появлением паровых судов, ростом их количества, увеличением
грузоподъемности, существенно расширяется номенклатура перевозимых грузов:
хлеб, дрова, соль, лес, каменный уголь и т.д. Количество перевозок грузов
по речным путям Сибири в 1913 году составляло 6,2% от общего объема
перевозимых грузов по рекам Сибири. В Енисейском бассейне в упомянутом году
было перевезено 145 тыс. тонн различных грузов.
В губернии бойко развивалась торговля, и это требовало перевозки по
Енисею большого количества грузов и пассажиров. Несмотря на напряженный
режим работы, в свободное от рейсов время пароходы часто выполняли
необычную, благотворительную миссию. «Енисейские губернские ведомости» 3
июля 1882 года сообщали, что Н.Г. Гадалов устроил на своем пароходе
«Москва» гулянья, а выручку – 256 рублей – передал в пользу приюта
арестантских детей. Гадаловы бережно относились к этой традиции. Та же
газета 7 июня 1902 года извещала. Что Н.Н.Гадалов выделил бесплатно пароход
«Сибиряк» для гулянья по Енисею, а собранные деньги передал на нужды
Красноярской женской гимназии.
В 1893 году прибыл на Енисей пароход «Лейтенант Малыгин». Пароход
знаменит тем, что на его борту в 1897 году из Енисейска в Красноярск
следовал вице-адмирал Макаров. В последующем, пароход был переправлен на
озеро Байкал, где остался на постоянную работу.
В 1887 году для работы на Ангаре с высокими скоростями течения и
множеством порогов были построены пароходы «Св. Николай» мощностью 560
л.с., «Св. Инокентий» (240 л.с.) и «Илим» (120 л.с.), а также несколько
барж. Пароходы были приобретены крупным золотопромышленником Сибиряковым
А.М. Поскольку пароход «Св.Инокентий» был оборудован туерной лебедкой, он в
1903 году был поставлен в Казачинский порог, где проработал до 1968 года.
В конце 19 века в России происходит настоящий промышленный переворот.
Он толкает красноярских купцов на установление торговых связей с Европой.
Гадаловы первые из красноярских купцов пошли в «поход» на Европу и
прорубили туда торговое «окно».
Старший сын Н.Г.Гадалова Александр весной 1890 года выехал в Англию
для изучения судостроения. В Лондоне он знакомится с европейской
технологией постройки пароходов, осваивает опыт организации акционерных
пароходных компаний. После возвращения его в Красноярск семейство берется
за расширение пароходства: укрепляя базу для ремонта, строит чугунно-
литейный и механический заводы, в деревне Коркино обустраивает место для
зимней стоянки пароходов.
В 1890 году Гадаловы, объединившись с купцом Е.Жернаковым, учреждают
Сибирскую акционерную компанию срочного буксирно-пассажирского пароходства
по рекам Енисею, Оби и Иртышу с основным капиталом 1 млн. 250 тысяч рублей.
К этому времени Гадаловы имели 8 пароходов и несколько барж. Пароходство
давало ощутимую прибавку сибирской экономике.
Особенно популярным Гадаловское пароходство стало после того, как
летом 1891 года в Красноярске побывал наследник престола, будущий царь
России Николай II. Наследник к Красноярску подъехал на пароходе «Св.
Николай», конвоируемым гадаловским пароходом «Граф Игнатьев».
В 1893 году Российское правительство заключает с Англией торговый
договор на поставку рельсов, для Сибирской железнодорожной магистрали,
через Северный морской путь в Красноярск. Летом 1893 года из Шотландии
вышел совместный русско-английский караван под командой опытного аглийского
капитана Виггинса. Караван, груженный железнодорожными рельсами, удачно
преодолел Ледовитый океан, Карское море и , достигнув устья Енисея, бросил
якоря в селении Гольчиха. Историческое значение экспедиции Виггинса
заключается в том, что она первой проложила северный транспортный путь из
Европы в Сибирь.

3. Енисейское пароходство после Октябрьской революции.

После Октябрьской социалистической революции существенно изменилась и
роль речного транспорта. Он становится важной составляющей единой
транспортной системы страны. Речному транспорту поручается решение
важнейших государственных задач. Так было на строительстве многочисленных
электростанций в бассейнах Сибири, когда речной флот обеспечивал стройки
необходимыми материалами, так было, когда на севере Красноярского края
начали осваивать богатейшие месторождения цветных металлов, строили
Норильский горно-металлургический комбинат. Первые тонны сибирской нефти,
добытые в Тюменской области, были вывезены в речных нефтеналивных судах.
Водные пути в царской России принадлежали государству, флот – частным
лицам и отдельным компаниям. Таким образом, судоходство находилось в
ведении отдельных судовладельцев, их объединений или обществ. Со временем
управление работой флота было передано Министерству путей сообщения.
В 1918 году был издан декрет Совнаркома о создании первого советского
центрального органа управления национализированным флотом и судоходством,
который спустя три месяца был переименован в Главное Управление водного
хозяйства (Главвод). Революционные события и гражданская война оказали
влияние на сибиирское судоходство. Флот Енисейского бассейна активно
участвовал в военных действиях с интервенцией и белогвардейщиной. После
восстановления советской власти на территории Сибири (1920 году) Главвод
был передан в Народный Комиссариат путей сообщения (НКПС) и созданы
управления внутренних водных и речных государственных пароходств. В 1923
году организованы Западно-Сибирское и Амурское Управления. В начале 30-х
годов образовано Управление речного транспорта. В 1931 году из состава
Западно-Сибирского пароходства выделены Енисейское и Иртышское пароходства.
С 1947 года по 1954 год центральным органом речного транспорта Сибири
становится созданное в городе Новосибирске Главное Управление речного флота
Восточных бассейнов (Главвосток).


4. Защита Диксона в 1942 году.

В годы войны часть пароходов Енисейского пароходства была
переоборудована для ведения боевых действий. На них были установлены пушки
и пулеметы. В основном эти суда работали в устье Енисея и Карском море.
Весной 1942 года гитлеровское военно-морское командование в Норвегии
разработало план операции «Вундерланд» (Страна чудес), главная цель которой
заключалась в нарушении нашего судоходства на трассе Северного морского
пути, нанесении ударов по советским арктическим конвоям.
Надводные и подводные корабли германского флота должны были
незамеченными проникнуть в Карское море для действия на коммуникациях
проходящих вдоль северного побережья. В качестве основной ударной силы
выделялись крупные корабли «Лютцов» и «Адмирал Шеер». Разведку льдов и
поиск советских караванов должны были вести подводные лодки U-251, U-255 и
U-601. Однако за полтора месяца до начала операции выбыл линкор “Лютцов”,
наскочивший на мель в районе острова Громсей.
“Адмирал Шеер” принадлежал к серии германских кораблей, получивших
название “карманных” линкоров. Он имел уже значительный “опыт” нападения на
безоружные суда. Во время пиратских рейдов “Адмирал Шеер” потопил 19 судов
общим водоизмещением 137 тыс. тонн.
16.08.42 года рейдер вышел из Нарвика в сопровождении 4 миноносцев и
эскадрильи самолетов. От острова Медвежьего он шел уже самостоятельно
вокруг мыса Желания, в обход Новой Земли.
После безуспешных попыток обнаружить советские караваны “Адмирал
Шеер” напал в районе острова Белуха на ледокольный пароход “А.Сибиряков”
(названный в честь знаменитого Иркутского купца Анатолия Сибирякова) со 104
пассажирами на борту. Капитан “А.Сибирякова” Анатолий Алексеевич Качарава
попытался увести судно за о. Белуха, где было много отмелей, но из-за малой
скорости сделать этого не смог и был вынужден принять неравный бой.
“А.Сибиряков” был вооружен лишь 2 пушками и одним спаренным пулеметом. В
ходе схватки, после очередного залпа “Адмирала Шеера” (имевшего на
вооружении 28 крупнокалиберных орудий) на “А.Сибирякове” начался пожар.
Теплоход погиб, успев оповестить суда в Арктике и Диксон, где располагался
штаб морских операций, о появлении в наших водах фашистского корабля. С тех
пор “А.Сибиряков” вошел в историю под именем “Северного Варяга”.
“Адмирал Шеер”, потопив “А.Сибирякова” пошел на Диксон, но в
условиях непогоды, сделав несколько залпов по радиостанции вынужден был
уйти под огнем орудий сторожевого катера СКР-19 (переоборудованного из
ледокольного парохода “Дежнев”).
В последствии “Адмирал Шеер” был потоплен англичанами у берегов
Норвегии.
Согласно данных штаба военно-морских операций на Западном побережье
Новой Земли, у Белужьей Губы находилась временная беза германских подводных
лодок. По рассказам очевидцев, немецкие подводные лодки во время Великой
Отечественной войны неоднократно заходили в Енисейский залив, подходили к
берегу, где экипаж собирал грибы и ягоды, и даже доходили до Дудинки, но
документально эти факты ничем не подтверждены.

5. Енисейское пароходство в наше время.

В настоящее время в составе материально-технической базы речного
транспорта Красноярского края главная роль принадлежит транспортному флоту.
Здесь работают все виды транспортных судов: пассажирские и
грузопассажирские, грузовые самоходные сухогрузные (грузовые теплоходы) и
наливные (танкеры), грузовые несамоходные сухогрузные и наливные, а также
буксирные.
Пассажирский флот Енисея является одним из лучших в бассейнах Сибири
и Дальнего Востока, осуществляет перевозки пассажиров и туристов от
верховьев Енисея в южных районах края до Диксона – на Севере.
Гордостью пассажирского флота является теплоход «Антон Чехов»,
который совершает рейсы, в основном с иностранными туристами, по маршруту
«Красноярск-Диксон». Он построен в Австрии в 1978 году и отличается высоким
уровнем комфортабельности.
В 1953-54 годах на верфи им. Матиас Тезен в Висмаре построены
пассажирские теплоходы «Александр Матросов», «Валерий Чкалов»
пассажировместимостью 343 человека, которые используются по туристическому
маршруту «Красноярск-Дудинка».
Видное место занимают дизельэлектроходы «Антон Рубинштейн»,
«Байкал», «Бородин», «Прокофьев», «Композитор Калинников», «М.Ю.
Лермонтов», «Литва», «Латвия», «Ипполитов Иванов». Суда построены на заводе
Комарно ЧСР, имеют пассажировместимость 247 человек и скорость движения до
20 км/ч.
На участках с ограниченными условиями плавания работают суда на
воздушной подушке типа «Заря» пассажировместимостью 66 человек и скоростью
движения 43 км/ч. Также введены в эксплуатацию принципиально новые
скоростные суда на подводных крыльях типа «Метеор» пассажировместимостью
150 человек и скоростью до 70 км/ч, типа «Восход» на базе теплохода
«Ракета» пассажировместимостью 71 человек и скоростью до 60 км/ч.
Флот Енисейского бассейна выполняет перевозки большого количества
грузов различной номенклатуры, работает в разных судоходных условиях: от
крайнего мелководья до участков с озерными и морскими условиями плавания.
В этой связи в пароходстве находятся многообразные типы транспортных судов,
предназначенные для эксплуатации на различных участках.
В связи с переходом страны на рыночную экономику и падением
пассажиро и грузоперевозок по Енисею руководством Енисейского речного
пароходства в 1994 году было принято решение об использовании флота на
загранперевозках. В период с 1994 года до 1999 года осуществлено
переоборудование и перегон для работы в бассейнах Черного, Средиземного и
Балтийского морей 19 единиц флота. Суда выполняют грузоперевозки под
фрахтом иностранных фирм и компаний.

Заключение.

В заключении хочется привести примерную хронологию исторических дат,
связанных с развитием пароходства:
1862г. – появился первый пароход «Енисей» на Енисее,
1882-1891гг. – сооружен Обь-Енисейский канал,
1909г. – начало строительства Красноярской ремонтно-эксплуатационной базы
флота,
1918г. - принято решение на общем собрании речников национализировать
акционерное общество пароходства на реке Енисей,
1922г. – Совет труда и обороны утвердил положение «О правилах речного
транспорта»,
1923г. – Красноярская судостроительная верфь выпустила первую продукцию –
плашкоутные и моторные лодки,
1929г. – Советское правительство приняло решение о строительстве города
Игарка и Игарского речного порта,
1931г. – объединенным постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР создано 15 речных
пароходств. В том числе и Енисейское,
1931г. – осуществлена первая морская экспедиция по перегону речных судов по
Северному морскому пути,
1934г. – образован Красноярский речной порт; организованы Минусинская и
Павловская ремонтно-эксплуатационные базы флота,
1935г. – основана Кононовская РЭБ флота,
1936г. – основана Подтесовская РЭБ флота,
1946г. - основан Ачинский речной порт на реке Чулым,
1950г. – образовано Верхнеенисейское районное управление (г.Абакан)
1952г. – основана Ермолаевская РЭБ флота,
1971г. – Енисейское речное пароходство награждено орденом Ленина, образован
Маклаковский речной порт,
1973г. – образованы Таймырское (г.Дудинка) и Ангарское (п.Стрелка) районное
управления,
1974г. – образовано Кызыльское районное управление (г. Кызыл),
1976г. – введен в действие Красноярский судоподъемник.



Литература :

1. Павлов П.Н., Степынин В.А., Логвинов В.К. «История Красноярского
края» Учебное пособие по краеведению. Красноярское книжное
издательство 1967.

2. Козаченко В.А. «Летопись Енисея». Красноярское книжное издательство
1997.

3. Е. Нифантьев «Город на Енисее». Красноярское книжное издательство 1973.

4. В.И. Чумаченко «Вахта на Енисее». Красноярское книжное издательство
1989.

5. Г.Ю. Симкин «Енисейское ускорение». Красноярское книжное издательство
1978.

6. Л. Киселев «Сибириада Гадаловых». «История без вырванных страниц».
«Красноярский рабочий» 25 мая 1991 года.

6. Л. Киселев «Духа прерванный полет». «Страницы истории». «Красноярский
рабочий» 21 сентября 1999 года.





Новинки рефератов ::

Реферат: Данные и информация (Программирование)


Реферат: Владимир Галактионович Короленко (Доклад) (Литература)


Реферат: Влияние физических упражнений на кровь и органы кровообращения (Физкультура)


Реферат: Приспособление растений к водному режиму (Биология)


Реферат: Указ 1822 года "О разделении Среднего жуза" и колониальные и местные органы власти (История)


Реферат: Деление живой природы на царства (Биология)


Реферат: Грамматика испанского языка (Иностранные языки)


Реферат: Новые конструкции станций метрополитена на линиях мелкого заложения (Архитектура)


Реферат: За что погиб Н.С. Гумилев? (Исторические личности)


Реферат: Гиппиус и Бурлюк (Литература : русская)


Реферат: Разработка программы на языке LISP для построения кривых Серпинского i-го порядка (Математика)


Реферат: Один день Ивана Денисовича (Литература : русская)


Реферат: Перевод неологизмов в английских экономических текстах (Иностранные языки)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Виробнича практика з менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Селюэл Финли Бриз Морзе (Физика)


Реферат: Буржуазный прогресс в Европе в Новое время (История)


Реферат: Шанс Атлантиде (История)


Реферат: Корпорация BBC. Формы и методы государственного контроля вещания (Право)


Реферат: Аргон инертный газ (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист